Как проверить исправность: Как проверить электрооборудование? — Наши статьи — Каталог статей

  • 29.08.1976

Содержание

Как проверить электрооборудование? — Наши статьи — Каталог статей

 

Наверняка вы интересовались, как именно можно проверить электрооборудование? Ведь зачастую внешний вид еще не говорит об исправности того или иного прибора. Сегодня мы подробно рассмотрим инструменты для проверки электрооборудования, чтобы вы могли приобрести их и не беспокоиться об электричестве в доме.

 

 

Начнем с того, какие существуют контроль-измерительные приборы или как их еще называют тестеры. Наиболее популярные и доступные для покупки:

  • Пробник напряжения;
  • Аналоговый мультиметр;
  • Цифровой мальтиметр.

 

Увидеть, как они выглядят, вы можете на картинке.

 

 

Мультиметры

Мультиметр – это универсальный измерительный прибор, авометр. Он нужен для того, чтобы показывать значения разных электрических параметров. Аналоговые и цифровые мультиметры имеют режимы измерения тока, сопротивления и ряда других величин.

 

Как использовать такой инструмент? Если необходимо проверить сопротивление изоляции или неразрывности (отсутствие обрыва) цепи, то прибор нужно выставить на измерение сопротивления. Если необходимо замерить сопротивление изоляции, то надо установить переключатель в диапазоне наибольших значений сопротивления, а если проверить неразрывность цепи, то в диапазоне наименьших значений. Также у некоторых мультиметров для понятности есть возможность включить звуковой сигнал, который свидетельствует об отсутствии обрыва.

 

При использовании аналогового (стрелочного) прибора показания у края шкалы с самыми малыми значениями подтверждают неразрывность цепи. Но если стрелка находится у другого конца шкалы с самыми большими значениями, это говорит о наличии обрыва в цепи. Цифровой прибор свидетельствует об отсутствии обрыва в цепи, если значение сопротивления составляет меньше 10 Ом. Об удовлетворительном состоянии изоляции в аналоговом авометре говорят миллионы ОМ (или мегомы – МОм), а в цифровом авометре – более 10 МОм.

 

Как понять, что прибор не врет? Чтобы проверить работоспособность мультиметра, нужно вместе соединить два его щупа и выставить режим измерения сопротивления. Если прибор показывает ноль – все в порядке, а если щупы разъединены, то он должен показывать бесконечность (цифру 1).

 

 

Пробники сетевого напряжения

Пробник сетевого напряжения – это прибор (пробник, индикатор), который используется для проверки наличия напряжения в каком-либо месте сети. Такие приборы способны обнаружить переменное напряжение в диапазоне 125-250В. Покупая его, обязательно убедитесь в том, что он рассчитан именно на напряжение в 230В, а не 12В (подобные пробники необходимы для проверки электропроводки автомобиля, но не квартиры).

 

 

Как проверить, отключена ли электроэнергия?

После того, как вы отключили электроэнергию на щитке, возьмите пробник и проверьте им, чтобы контакты и провода были обесточены. Не забывайте, что проверять работоспособность пробника нужно и до, и после его использования на цепи, в которой точно есть напряжение. Коснитесь одним щупом прибора нейтрального контакта/провода, а другим фазного: если индикатор загорелся, то цепь точно находится под напряжением, а если индикатор не светится, то нужно проверить снова, но уже между заземляющим контактом/проводом и по очереди фазным и нейтральным. Если индикатор все еще не загорается, то скорее всего в цепи нет напряжения.

 

 

Как проверить цепь на обрыв?

Такая проверка позволяет понять, есть ли электрическое соединение между двумя концами провода или нет. Для этого используйте щупы прибора и прикоснитесь ими к разным концам провода. Если стрелочка находится в малых значениях, то цепь исправна. Если стрелочка показывает большие значения, то либо произошел обрыв цепи, либо есть плохой контакт. С помощью этого можно проверить, не перегорел ли плавкий предохранитель, нет ли обрыва цепи и работоспособен ли нагревательный элемент.

 

Затем необходимо проверить цепь на обрыв между двумя концами фазной жилы. Для этого нужно повторить процедуру для нейтральной жилы (черного или голубого цвета), а потом для заземляющей (зелено-желтого цвета). Если стрелочка показывает малые значения, то в жилах нет обрыва и все в норме. А если стрелочка находится в больших значениях, то надо осмотреть каждую из розеток и монтажных коробок в доме, чтобы можно было проверить надежность контактов. И после этого придется снова провести проверку цепи на обрыв.

 

 

Как проверить сопротивление изоляции цепи?

С помощью такого теста можно убедиться в том, что нет утечки тока через изоляцию между двумя проводниками. Например, между фазным и нейтральным проводником. Допускать это нельзя, так как может быть опасный перегрев, который способен привести к пожару, либо короткое замыкание и срабатывание автомата.

 

Помните, что важно проверять абсолютно все цепи, с которыми вы работаете. Выполняйте следующие шаги:

  • Необходимо убедиться, что все напряжение отключено, вынуть из розеток все электроприборы той цепи, с которой вы работаете, и выключить все выключатели, в том числе стационарных приборов;
  • Нужно подойти к щитку и найти на нем провод нужной цепи, а затем отсоединить его от клеммы. Если вы решили сделать новую цепь, то для начала важно провести этот тест до ее окончательного подсоединения к щитку;
  • Необходимо установить мультиметр на наибольшие значения сопротивления, приложить один из щупов к фазной жиле, а другой к нейтральной. Если прибор показывает низкие значения, то изоляция вызывает подозрения и ее нужно еще раз проверить. Если прибор показывает высокие значения, допустим, несколько мегомов, то сопротивление изоляции находится в удовлетворительном состоянии. Проходить такой тест надо несколько раз: сперва между фазной и заземляющей жилой, а потому между нейтральной и заземляющей жилой. Обращать внимание надо на низкие значения сопротивления.

 

 

А чтобы электропроводка, как и электроприборы, находились в хорошем состоянии, для работы с ними покупайте только качественные строительные и отделочные материалы. Они ждут вас в СтройОпт СПб – надежном поставщике ведущих застройщиков Санкт-Петербурга.

 

Заходите на сайт stroyopt.spb.ru.

Звоните по телефону 8 (800) 200 75 58.

Как проверить электродвигатель на исправность

Содержание

  1. Внешний вид
  2. Наличие маркировки
  3. Подшипники
  4. Обмотки
  5. Вентилятор
  6. Пусковой конденсатор
  7. Задняя часть картера

Бывший в употреблении и даже новый электродвигатель может иметь дефекты. Часто для их выявления визуального осмотра бывает недостаточно, и требуется проверка всех узлов. В этой статье мы расскажем, как проверить работоспособность электродвигателя самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.

Итак, какие этапы включает в себя процесс проверки, и на что следует обратить особое внимание?

Внешний вид

При осмотре вас должны насторожить следующие моменты:

  • Подставка или монтажные отверстия сломаны.
  • Внутри двигателя есть грязь, копоть или другие вещества.
  • Краска в середине агрегата потемнела (это признак перегрева).

Данные приметы указывают на то, что двигатель либо часто подвергался перегрузке, либо эксплуатировался в неподходящих условиях или без соблюдения правил.

Наличие маркировки

На наружную сторону двигателя прикрепляется металлическая табличка, на которой указана следующая информация о его характеристиках:

  • Производитель (название компании).
  • Тип корпуса (размеры физические и посадочные).
  • Мощность.
  • Серийный номер и модель.
  • Число оборотов ротора в минуту.
  • Требования к фазе и напряжению.
  • Схема подключения агрегата к разным напряжениям, чтобы получить желаемое направление вращения и скорость.
  • Потребляемый ток.
  • Тип статора (закрытый, обдуваемый вентилятором, брызгозащищенный и др.).

Подшипники

Если внешний вид двигателя не вызывает подозрений, переходите к проверке подшипников. Они находятся в нишах на обоих концах вала. В современных машинах в основном используются шарикоподшипники или латунные подшипники скольжения. Процедура проверки выглядит следующим образом: агрегат помещается на твердую поверхность, ротор прокручивается вручную, при этом свободную руку нужно положить на верхнюю часть корпуса. Равномерное, свободное и спокойное вращение ротора говорит об исправности двигателя, а трение, неравномерное вращение и скрежет – о неполадках.

Допустимый люфт ротора – 3 мм, но в идеале он должен стремиться к нулю. Чтобы определить его, достаточно потянуть и потолкать ротор из статора за ось. Перегрев подшипников провоцирует поломку всего агрегата, поэтому необходимо знать, как проверить электродвигатель и в первую очередь исправность именно этих деталей.

Обмотки

Наиболее часто встречающийся дефект обмоток – короткое замыкание на корпус, которое приводит к сгоранию предохранителя. Изделия, рассчитанные на 380В, могут работать и с замкнутыми обмотками, так как срабатывает автомат защиты, но лучше этого избегать.

Для проверки обмоток вам потребуется омметр. Последовательность ваших действий должна быть следующей:

  • Омметр устанавливается в режим измерения сопротивления.
  • Щупы подключаются к гнездам «Общий» и «Ом».
  • Выбирается шкала с наивысшим множителем.
  • Стрелка устанавливается на «0» (этот пункт пропускается, если вы используете цифровой омметр), при этом щупы касаются друг друга.
  • Один из щупов прибора прижимается к винту для заземления или другой металлической части корпуса.
  • Второй щуп присоединяется ко всем электрическим контактам машины поочередно.

Если стрелка омметра лишь слегка отклоняется от самого высокого сопротивления, с обмоткой двигателя все в порядке. Важно следить, чтобы щупы не соприкасались с руками, так как это повлияет на точность измерений.

Следующий этап – проверка обмоток на обрыв. Простые одно- и трехфазные двигатели, применяющиеся в промышленности и быту, проверяются путем переключения диапазона омметра на самый низкий. Нужно установить стрелку на ноль и повторно измерить сопротивление между проводами агрегата. Значение должно быть очень низким. Если прибор показывает большое значение, велика вероятность обрыва обмоток. В этом случае двигатель либо не будет работать вообще, либо откажет регулятор скорости.

Вентилятор

У полностью закрытых двигателей с воздушным охлаждением вентилятор расположен в задней части, за металлической решеткой. Следует убедиться, что он закреплен надежно и не «болтается» при включении. Грязь и мусор в отверстиях решетки препятствуют свободному движению воздуха, а это способствует перегреву, но данная проблема легко решается чисткой.

Пусковой конденсатор

Нужно снять металлическую крышку на внешней стороне корпуса, под которой находится конденсатор. При визуальной проверке вы можете обнаружить следующие проблемы:

  • утечка масла;
  • деформированный корпус конденсатора;
  • наличие отверстий в нем;
  • запах дыма или гари.

Для более детальной проверки конденсатора также понадобится омметр. При соприкосновении щупов и выводов конденсатора прибор должен показывать сначала низкое, а затем постепенно увеличивающееся значение сопротивления. Такие изменения обусловлены тем, что с батареек омметра на конденсатор поступает незначительное напряжение, которое немного заряжает его. Отсутствие роста значения сопротивления указывает на неисправность узла. При повторной попытке проведения теста конденсатор следует полностью разрядить.

Задняя часть картера

В этой части двигателя могут находиться центробежные переключатели, предназначенные для подключения цепей или переключения пускового конденсатора. Контакты реле должны быть чистыми и не пригоревшими. Впрочем, очистить их от жира и грязи не составить труда. Механизм выключателя проверяется с помощью отвертки — если пружина работает свободно, значит все в порядке.

Обращайте внимание на тип электродвигателя и условия его эксплуатации. Для работы во влажных помещениях или при возможности контакта с водой следует выбирать брызгозащитные модели. Открытые двигатели лучше не устанавливать в сильно загрязненных помещениях. Следите за тем, чтобы агрегат работал в установленном режиме без перегрузок, и регулярно проверяйте его узлы.

Зная, как проверить электродвигатель на исправность, вы сможете выбрать не бракованный и исправно работающий экземпляр и избежать многих проблем.


Как проверить исправность двигателя, не заводя мотор

К покупке авто с пробегом следует относиться с большой осторожностью. Не только с точки зрения корректности всех юридических  документов, но и технической исправности транспортного средства. В первую очередь, работоспособности «сердца» каждого автомобиля – двигателя.

Не всегда даже профи с большим стажем вождения могут выявить дефекты в поддержанном автомобиле. Однако некоторые автовладельцы утверждают, что проверить мотор можно за пять минут, при этом, не поворачивая ключ зажигания. Давайте выясним, так ли это на самом деле.

Помните: глаза – это зеркало души. И если по какой-то причине вы покупаете  автомобиль с пробегом у частного лица, а не у официального дилера,  перед проверкой силового агрегата проверьте и самого продавца. Ведь сам он вряд ли расскажет обо всех неисправностях в машине.

Если владелец авто неохотно отвечает на вопросы, переводит тему на «модные хромированные диски», новую обивку салона и прочее, то стоит задуматься.  А если продавец не дает тщательно осмотреть подкапотное пространство, то лучше сразу попрощайтесь и уходите. Почти 100%, что помимо проблем с двигателем вас ожидает куча других неприятных неожиданностей.

При покупке поддержанного автомобиля обязательно осмотрите моторный отсек на предмет масляных следов, которых в идеальном случае не должно быть. Если подтеки нашлись, то возможно сильно изношен сальник или прокладка.

Затем можно переходить к проверке уровня масла и состояния самой смазки — процедуре, которой многие покупатели почему-то пренебрегают. Открутите крышку горловины и проверьте: она должна быть чистой, как и просматриваемая часть корпуса. Если масло грязное, черное или, еще хуже, пенящееся, то не тратьте время и продолжайте поиски другого авто.

Если моторное масло в порядке, то проверьте свечи зажигания – на них не должно быть следов масла. Если следы есть, то совсем скоро предстоит замена поршневых колец — недешевое удовольствие, мягко говоря.  

Это, наверное, все способы экспресс-осмотра двигателя в состоянии покоя. В любом случае, во время такой дорогостоящей и крайне важной покупки не стоит спешить: лучше проведите полноценную диагностику автомобиля у проверенных мастеров. Например, у нас, в автоцентре Прагматика.

Поделиться в соцсетях:

Как правильно проверить реле на работоспособность мультиметром

Хоть электромеханические компоненты и считаются самыми надежными, все же и они дают сбой. Например, реле, которое выходит из строя реже всего, но при диагностике проверять его нужно в первую очередь. О том, как это сделать правильно, вы сможете прочитать ниже.

Инструмент для проверки реле

Итак, чем и как проверить исправность автомобильного реле или любого другого? Понадобится обычный мультиметр, он же тестер.

В продаже встречаются два основных типа мультиметров:

  • Аналоговый или стрелочный. Его все помнят со школьных уроков физики: полукруглая шкала со стрелкой. Использовать их можно, только если под рукой не оказалось цифрового. Их точность, особенно новодел, оставляет желать лучшего, вплоть до показания случайных величин. Исключение составляют только старые советские мультиметры, которые неплохо работают и сейчас.

  • Цифровые. Продаются в любом магазине инструментов и радиодеталей. Для работы подойдет даже бюджетный D830 – его точности вполне хватит. Хотя в более дорогих тестерах есть автоматическое определение диапазона, что удобно.

Аналогично можно пользоваться комбинированным инструментом, вроде токовых клещей со встроенным мультиметром.

Обратите внимание, чтобы прозвонить реле нужна сама функция прозвонки.

На приборе она обозначается так:

Очень рекомендуется найти/купить лабораторный блок питания (ЛБП). Чтобы не «спалить» пассивные элементы в цепи, реле лучше проверять автономно, а не от приборного питания.

Подготовка к проверке

Перед тем, как проверить реле на работоспособность мультиметром, нужно понять, что вообще предстоит проверять. Для этого стоит воспользоваться даташитом (datasheet).

Они ищутся по маркировке на корпусе. Просто «забейте» в поисковик значение и найдете необходимый документ.

Иногда схема реле нанесена прямо на корпус, что удобнее. Гуглить в этом случае ничего не понадобится.

Контакты на схеме изображены точками, соединенные с обмоткой. Пунктирным маркером нанесены переключатели.

А как проверить твердотельное реле мультиметром, если ни даташитов, ни схемы нет? Придется визуально определять необходимые контакты:

  • Осмотр. Обычно управляющие контакты чуть светлее остальных, по этому маркеру можно сориентироваться. На схеме контакты выглядят так.

  • Изучение платы. Если реле впаяно, то можно найти на текстолите питающие дорожки. К тому же нередко производитель подписывает контакты.

  • Поиск схемы платы. Еще вариант – поискать эту плату с разбором комплектующих. В структурных схемах компоненты могут быть подписаны.

Что такое реле и как определить его контакты – понятно, осталось подготовить мультиметр. Единственное, что потребуется – проверка батарейки.

Она должна быть хорошо заряжена, иначе тестер «начнет врать».

Диагностика обмотки

Всегда перед тем, как проверить реле бензонасоса или любое другое на обрыв – нужно узнать сопротивление катушки. Часто эта информация пишется на корпусе или можно найти даташит. Если ничего нет – просто ориентируйтесь в интервал от десятков до сотен Ом.

Итак, приступаем:

  • Сначала нужно выставить режим сопротивления. Он обозначается вот таким символом Ω. Просто выставьте переключать в это положение.

  • Красный щуп установите в гнездо, обозначающееся как VΩmA. Черный – СОМ, в самом низу.
  • Щупами коснитесь управляющих контактов – на экране появятся цифры (или передвинется стрелка). Если они находится пределах допустимого – все нормально и катушка исправна.

Обратите внимание, что катушка может быть защищена диодом.

Например, реле дворников в автомобиле часто идут с ним. Этот компонент может показывать разные значения, в зависимости от полярности. Поэтому для надежности поменяйте щупы местами после первого замера.

Питание на силовой паре

Главное и побочные реле при работе издают щелчки – это говорит о полной его работоспособности. За это отвечает силовая пара, которую также необходимо проверить.

Один из контактов всегда находится под напряжением, на второй же электричество поступает только во включенном состоянии.

Проверить их можно с помощью вольтметра. Он также есть в составе тестера и обозначается символом «V». Переведите переключатель в режим постоянного напряжения.

Теперь можно переходить к проверке:

  1. Все компоненты, которые получают ток от реле, необходимо отключить.
  2. Теперь отыщите необходимый контакт, на который ток поступает всегда. Найти его можно через даташит.
  3. Правый щуп приложите к нему, а второй закоротите на кузов автомобиля.

Если напряжение есть – все в порядке и проблем нет. Если же контакта нет – придется менять реле целиком, так как деталь не ремонтопригодная.

Тестирование контактных групп

На последок не помешает прозвонить контактную группу. Разбираясь, для чего нужно реле, становится понятно, что это – электромеханический переключатель. При подаче тока, он замыкает два контакта и передает ток дальше. Выглядит это так.

Можно понять, что при разомкнутом положении, когда ток на реле не подается, контакты не должны между собой коротить в принципе. Когда электричество поступает наоборот, площадки соединяются между собой. Это и отражает диодная прозвонка.

Действуйте так:

  1. Щупами коснитесь пары. Устанавливать их нужно так же, как и раньше.
  2. Без подачи напряжения, тестер не должен издавать звуков в режиме прозвонки.
  3. Затем подайте напряжение и смотрите на прибор. Во-первых, должен появиться характерный громкий писк. Во-вторых, на экране забегают цифры.

Имейте в виду, что биперы могут ломаться. Поэтому до того, как прозвонить пятиконтактное реле – проверьте их. Можно просто коснуться щупами жала отвертки или закоротить их.

Обратите внимание, что инструкция универсальная для всех типов реле: поворотов, дворников, главного блока.