Автобусные заводы россии – Автобусное производство в России — адреса, справочная информация, отзывы в справочнике компаний, предприятий и организаций рубрики «Автобусное производство»
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 августа 2014;
проверки требуют 32 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 августа 2014;
проверки требуют 32 правки. Мичуринский автобус МАРЗ
Автобус, как вид общественного транспорта, появился в России ещё до революции[1]. На маршрутах использовались машины иностранного производства. Только в тридцатых годах XX века на дороги вышли отечественные автобусы, разработанные на заводе АМО под руководством И.Ф.Германа на базе шасси грузовика АМО-Ф15.
1929 — Ярославский автозавод осваивает выпуск автобусных шасси Я-6.
1933 — Завод имени Сталина осваивает выпуск шасси для автобусов АМО-4, Горьковский автозавод — автобусов ГАЗ-03-30.
1934 — начало производства автобусов ЗИС-8.
1938 — начало производства автобусов ЗИС-16.
1948 — начало производства автобусов ЗИС-154.
1952 — вступил в строй Павловский автобусный завод (ПАЗ).
1958 — пущен в строй Курганский автобусный завод (КАвЗ).
1959 — вступил в строй Ликинскй автобуснй завод (ЛиАЗ) — первенцем завода являлся автобус ЛиАЗ-158, переданных с ЗиЛа.
1967 —
начало производства автобусов ЛиАЗ-677.
начало производства автобусов ПАЗ-672.
1986 — начало производства автобусов ЛиАЗ-5256.
1989 — начало производства автобусов ПАЗ-3205.
1994 —
вступил в строй Голицынский автобусный завод (ГолАЗ), который просуществовал вплоть до 2014 года — первенцем завода являлся автобус ГолАЗ-АКА-6226.
на ТМЗ начата досборка автобусов Ikarus-280.33.
на заводе ЯАЗ начали собирать автобусы ЛиАЗ-677М.
с конвейера завода ЛиАЗ сошёл последний автобус ЛиАЗ-677М.
1996 —
начало производство автобусов ЛиАЗ-5256.25 с двигателями Caterpillar-3116.
на заводе ЯАЗ начато производство автобусов ЯАЗ-5267, в серию он не пошёл.
на ТМЗ начата сборка автобусов Ikarus-280.33М, на 50% состоящих из отечественных комплектов, а также Ikarus-435.17.
с конвейера завода ЯАЗ сошёл последний автобус ЛиАЗ-677М.
1998 — на ТМЗ начата сборка автобусов Ikarus-415.33.
До 1945 года автомобильные заводы в СССР не имели общей системы нумерации моделей. В 1945 году была принята первая система обозначений, при которой каждому заводу выдавался диапазон трёхзначных номеров моделей (кроме ГАЗ, имевшего диапазон 1-99). Производители автобусов занимали следующие диапазоны:
100—199 ЗИЛ — производились модели 118, 119, 127, 154, 155 и 158; производство модели 158 передано на ЛиАЗ
652—674 ГАЗ, c 1950 г. ПАЗ и КАвЗ. Выпускались модели: 651 на всех трёх заводах, ПАЗ-652 и 672, КАвЗ-655, 657, 659 и 685.
675—694 ЛиАЗ — производились модели 158 (переданная с ЗИЛа), 676 (опытный) и 677.
695—699 ЛАЗ — все номера диапазона использовались.
975—999 РАФ — производились модели 975-980 и 982, а также РАФ-251 (из диапазона Новосибирского автозавода, перепрофилированного в 1949 году).
Некоторые опытные модели автобусов нумеровались не по стандарту, например: РАФ-08 и РАФ-10, ЗиУ-6 и ЗиУ-8.
В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. Тем не менее, некоторые новые модели выходили с номерами по старой системе: микроавтобус ЗИЛ-119 в 1971 году, троллейбусы ЗиУ-682 и 683 и другие. Многие модели продолжали выходить и получать модификации. В настоящее время на Днепродзержинском автобусном заводе выпускается автобус ЛАЗ-695Н, пронумерованный по старой системе
[2].
См. Список моделей автобусов и троллейбусов по ОН 025270-66.
В отраслевой нормали 1966 года номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая — номер модификации. Вторая цифра номера 2 и означает, что это автобус либо троллейбус (Есть исключения, например, опытный КАвЗ-3100 и серийный КАвЗ-3976). Первая цифра — класс автобуса по вместимости, определяемый габаритной длиной:
2 — особо малый, до 5 метров
3 — малый, от 6 до 7,5 метров
4 — средний, от 8 до 9,5 метров
5 — большой, от 10,5 до 11 метров
6 — особо большой, свыше 11,5 метров
После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо от России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (
А для автобусов и Т для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.
Российские фирмы-производители (на 2019 год)[править | править код]
Volgabus
Автобусы ООО ГАЗ, Нижний Новгород
ООО ЕвоБус Русслэнд, Москва
Курганский автобусный завод, Курган
ЛиАЗ, Ликино-Дулёво
Автобусы ОАО НефАЗ, Нефтекамск
ООО ПКФ «Луидор», Нижний Новгород
Автобусы ООО СТ Нижегородец, Нижний Новгород
Павловский автобус, Павлово
ООО Родниковский машзавод, Родники
ООО Самотлор-НН, Нижегородская область
Автобусы ЗАО НПП СемАР, Семенов
Автобусы ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург
ООО Соллерс-Елабуга, Елабуга
Автобусы ЗАО Тушино-Авто, Москва
Ульяновский автомобильный завод, Ульяновск
Автобусы ОАО АЗ Урал, Миасс
Автобусы ООО ПКФ Луидор, Нижегородская область
Ликвидированные фирмы-производители (в скобках указана дата прекращения деятельности)[править | править код]
Классификация по фирмам-производителям[править | править код]
По классам (длине) различают
Российские автобусы особо малого класса (ОМ) длиной до 6 м (ГАЗ, УАЗ)
Российские автобусы малого класса (М) длиной 6,1—8 м (ПАЗ, КАвЗ, РЗГА (Hyundai), ЗИЛ, Родник, Вика)
Российские автобусы среднего класса (С) длиной 8,1—10 м (Ликинский автобус — ЛиАЗ-4292, ПАЗ, КАвЗ)
Российские автобусы большого класса (Б) длиной 10,1—12 м (Volgabus, Ликинский автобус, НефАЗ, Скания-Питер, РАМ (Marco Polo))
Российские автобусы особо большого класса (ОБ) длиной 12,1—18 м (Ликинский автобус)
Российские автобусы специальные вахтовые (СВ) (Урал, НефАЗ)
В 2010 году в России было произведено 40,9 тыс. автобусов, в 2011 — 44,2 тыс., в 2012 — 58,6 тыс., в 2013 — 53,2 тыс., в 2014 — 44,0 тыс., в 2015 — 36,4 тыс. За январь-ноябрь 2016 года производство выросло к аналогичному периоду 2015 года на 17,4%, составив 38,0 тыс. штук[3].
ГОЛАЗ-5291 автобус большого класса, предназначен для туристических маршрутов. Модель имеет 45 посадочных мест, комплектуется шестицилиндровым дизельным двигателем D6CA38B, «HYUNDAI MC» (Euro-2) объемом 12920 см3 и мощностью 380 л.с. Силовая установка агрегатируется пятиступенчатой КПП. Новинка модельного ряда ГОЛАЗ, ГОЛАЗ-5291 «Круиз», автобус туристического назначения на 45 посадочных мест оснащается шестицилиндровым двигателем DSC-913 (Euro-2,3) объемом 9 л, мощностью 228 кВт и КПП: GR-801 Н-8+1 (задний ход).
2. Volgabus — российский автобусостроительный завод (до 2013 года — «Волжанин»).
3. КАВЗ (Курганский автобусный завод)
Источник:
КАВЗ-4270 CNG (газовый)
Источник:
Источник:
КАВЗ-4238-45 (Школьный)
Источник:
Автобусные заводы в России — список, отзывы, вакансии, работа, адреса, телефоны
История отрасли
Производство автобусов в России началось в конце 20-х гг. XX ст. Первопроходцем стал московский завод АМО, более известный как ЗИЛ. Конструкторы и разработчики взяли за основу шасси от полуторатонного грузовика АМО-Ф-15. В то же время автобусные шасси Я-6 пошли в серийный выпуск на Ярославском автозаводе. 1933-й г. – это переломный год для зарождающейся отрасли. Производство автобусных шасси начинается в Москве на ЗИСе и Горьком (Нижнем Новгороде) на местном автозаводе. Линейка автобусов ЗИС активно пополняется. 1934 г. – ЗИС-8, 1938 г. – ЗИС-16. После Великой Отечественной открывается сразу несколько автобусных заводов:
1952 г. – ПАЗ, г. Павлово;
1955 г. – МАРЗ, г. Мичуринск;
1958 г. – КАвЗ, г. Курган;
1959 г. – ЛиАз, г. Ликино-Дулево.
Советские «микроавтобусы» УАЗ производятся в Ульяновске с 1967 г. Производством вахтовых, а впоследствии и пассажирских автобусов, с 1981 г. начал заниматься нефтекамский «НЕФАЗ». В 1990-м г. запущены мощности «ГолАЗ» (Голицыно), а в 1993-м в работу включился «Волжанин», г. Волжский (с 2008 г. – компания Volgabus). На протяжении 10 лет (1993-2002) на заводах «КАвЗ» (Курган), «АМЗ» (Арзамас), «ТМЗ» (Москва) собирались венгерские «Икарусы». Начало 2000-х ознаменовалось открытием производственных участков по сборке автобусов Скания, МАН.
Современный модельный ряд отечественных автобусов
На российском рынке наиболее активно работают следующие заводы, занимающиеся производством автобусов: «ЛиАЗ», «КАвЗ», «НЕФАЗ», «ГолАЗ», «Скания-Питер», ПАЗ, Volgabus, «МАРЗ». Это крупные комплексы с многочисленными трудовыми коллективами. Они делают огромные отчисления в бюджет и предоставляют вакансии специалистам автомобилестроения. На некоторых предприятиях налажен выпуск автобусов по лицензии («Соллерс-Елабуга», «СТ Нижегородец»).
Российские предприятия производят автобусы во всех классах: особо малом, малом, среднем, большом и особо большом. Продукцию автозаводов приобретают городские транспортные компании, междугородные и международные перевозчики. На российском рынке ведущую роль играют предприятия группы «ГАЗ». Их продукция представлена во всех 5 классах.
Производители автобусов — Википедия
Производители автобусов — автомобильные заводы, специализирующиеся на выпуске автобусов.
Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине, был построен в Германии в 1894—1895 годах заводом «Бенц».
Производители автобусов России и СНГ[править | править код]
Маршрутное такси ГАЗ-32213 «Газель» (образца 2003 года) Междугородный ГолАЗ-5291 «Круиз»
Производство автобусов в СНГ (по данным АО АСМ-Холдинг на 2009 год)
Российская Федерация
Все заводы
36733
АО ГАЗ, Нижний Новгород
12077
АО УАЗ, Ульяновск
7685
ООО ПАЗ, Павлово
7259
ООО Соллерс-Елабуга, Елабуга
3450
ООО СТ Нижегородец, Нижний Новгород
2015
ООО ЛиАЗ, Ликино-Дулёво
1074
АО НефАЗ, Нефтекамск
706
ООО Самотлор-НН, Нижний Новгород, Балахна, Семёнов
541
ООО КАвЗ, Курган
526
ООО РЗГА, Таганрог
400
ООО ВАП Волжанин, Волжский
379
АО АЗ Урал, Миасс
276
ОАО «Голицынский автобусный завод», Голицыно
127
ООО РоАЗ, Ростов-на-Дону
83
ООО Русские автобусы Марко, Павлово, Голицыно
53
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург
36
ОАО Транс-Альфа Электро, Вологда
20
ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск
19
ЗАО ТролЗа, Энгельс
4
АМО ЗИЛ, Москва
3
Беларусь
Все заводы
1514
ПРУП МАЗ, Минск
1176
ПРУП ОЗ Неман, Лида
н.д.
РУП Гомельский АРЗ, Гомель
н.д.
ПРУП Белкоммунмаш, Минск
н.д.
Украина
Все заводы
1626
Корпорация «Богдан», Черкассы, Луцк
605
ОАО Часовоярский ремзавод, Часов-Яр
432
Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), Запорожье
172
Корпорация «Транспортный союз Донбасса» (Волжанин) Красний Луч
Autodromo, Carrozzeria Barbi, BredaMenarinibus, Cacciamali, De Simon, Fiat, Iveco, Orlandi, Tomassini, Dalla
Via Autobus
Канада[править | править код]
Canadian Car and Foundry, Girardin Minibus, New Flyer Industries, Nova Bus, Prevost Car, Orion Bus Industries
Казахстан[править | править код]
Автобусы Daewoo ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» г. Семей
Китай[править | править код]
Foton AUV, ANDA Bus, Ankai, Ltd, ANKAI Vehicle Bus, Beijing General Coach, First Automotive Works, FEIDIE AUTOMOBILE, Golden DRAGON Bus, HENGSHAN Auto, Higer Bus Company Limited, Jinhua Neoplan Bus Company, JINGTONG Bus, Jiangsu Mudan, King Long, NORTH Bus, Henan Shaolin Auto, Shanghai Shenlong Bus Corp., Shenyang Feilong, SHUCHI Bus, SUNWIN Bus (Volvo) JS Co., Ltd, XINXIN Holding, YAXING-Benz[автобусы yaxing] ZHONGTONG Bus, ZONDA Bus, SHAAXI, FAF, Zhengzhou Yutong Bus
Корея[править | править код]
Daewoo Bus, Hyundai, Kia, Ssang Yong
Монголия[править | править код]
Цахилгаан Тээвэр — Государственная акционерная компания
Малайзия[править | править код]
Jit Luen, MTrans
Мексика[править | править код]
DINA S.A.
Новая Зеландия[править | править код]
Designline
Норвегия[править | править код]
Arna
Польша[править | править код]
Autosan, AMZ Kutno,
Jelcz, Solaris Bus & Coach, EvoBus Poland, Polskie Autobusy, FA Solbus, Kapena S. A., Man Bus Poland, Scania Poland, Solbus, Volvo Poland Buses
Португалия[править | править код]
Salvador Caetano, Camo, Thrighn, Irmaos Mota & Ca. Lda, Marcopolo Industria de
Carocarrias S. A. (филиал бразильского Marcopolo)
Сербия[править | править код]
Икарбус
Словения[править | править код]
Tovarna vozil Maribor
США[править | править код]
ABC Companies, Aerocoach, AEC (Associated Equipment Company), AM General, Bering Truck, Motor Coach Industries, Blue Bird Corp., Thomas Built Buses, Fifth Avenue Bus Company, Ford Motor Company, Freightliner, GMC (General Motors), General Motors Diesel Division Buses, Gillig, Goshen Coaches, International, NABI, Orion Bus Industries,
Navistar
Тайвань[править | править код]
Zuyih
Турция[править | править код]
BMC, Temsa, Mercedes-Benz Türk, Anadolu Isuzu, Otokar, Otoyol, MANAS (MAN A. S.)
Украина[править | править код]
ЗАО «Львовский автобусный завод» (ЛАЗ), Корпорация «Богдан», автомобильный завод «Анторус», Корпорация «Транспортный Союз Донбасса» «ТСД», Корпорация «Эталон», ОАО «Черкасский автобус»
Финляндия[править | править код]
Ajokki, Delta, Kabus, Kiitokori, Lahden Autokori, Wiima, Lahti, Sisu, Kabus.
Франция[править | править код]
ACMAT, Fast Concept Car, Heuliez Bus, Renault Bus, Peugeot
ГОЛАЗ-5291 автобус большого класса, предназначен для туристических маршрутов. Модель имеет 45 посадочных мест, комплектуется шестицилиндровым дизельным двигателем D6CA38B, «HYUNDAI MC» (Euro-2) объемом 12920 см3 и мощностью 380 л.с. Силовая установка агрегатируется пятиступенчатой КПП.
Новинка модельного ряда ГОЛАЗ, ГОЛАЗ-5291 «Круиз», автобус туристического назначения на 45 посадочных мест оснащается шестицилиндровым двигателем DSC-913 (Euro-2,3) объемом 9 л, мощностью 228 кВт и КПП: GR-801 Н-8+1 (задний ход).
2. Volgabus — российский автобусостроительный завод (до 2013 года — «Волжанин»).
3. КАВЗ (Курганский автобусный завод)
КАВЗ-4270 CNG (газовый)
КАВЗ-4238-45 (Школьный)
КАВЗ 4235 Аврора (пригородный)
4. ЛиАЗ, Ликино-Дулёво
Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) – один из крупнейших в России производителей автобусов большого и особо большого классов. Расположен в городе Ликино-Дулево Московской области, выпускает автобусы с 1959 года. С 2005 года завод входит в состав «Группы ГАЗ».
5. МАРЗ (Мичуринский автобус)
6. Автобусы ОАО НефАЗ, Нефтекамск
7. ПАЗ, Павловский автобус, Павлово
ВЕКТОР 8.8
ВЕКТОР NEXT
8. ООО Родниковский машзавод, Родники
9. Таганро́гский автомоби́льный заво́д (ТагАЗ)
10. Росто́вский авто́бусный заво́д (РоАЗ)
11. УАЗ. Ульяновский автомобильный завод, Ульяновск
12. ВМЗ. Автобусы Олимп, г. Вологда
Производители автобусов России — это… Что такое Производители автобусов России?
Мичуринский автобус МАРЗ
Автобус, как вид общественного транспорта, появился в России ещё до революции[источник не указан 1296 дней]. На маршрутах использовались машины иностранного производства. Только в тридцатых годах XX века на дороги вышли отечественные автобусы, разработанные на заводе АМО под руководством И.Ф.Германа на базе шасси грузовика АМО-Ф15.
История в датах
Классификация
Цифровая классификация моделей
До 1945 года автомобильные заводы в СССР не имели общей системы нумерации моделей. В 1945 году была принята первая система обозначений, при которой каждому заводу выдавался диапазон трёхзначных номеров моделей (кроме ГАЗ, имевшего диапазон 1-99). Производители автобусов занимали следующие диапазоны:
100—199 ЗиЛ — производились модели 118, 119, 129, 154, 155 и 158; производство модели 158 передано на ЛиАЗ
652—674 ГЗА, c 1950 г. ПАЗ и КАВЗ. Выпускались модели: 651 на всех трёх заводах, ПАЗ-652 и 672, КАВЗ-655, 657, 659 и 685.
675—694 ЛиАЗ — производились модели 158 (переданная с ЗиЛа), 676 и 677.
695—699 ЛАЗ — все номера диапазона использовались.
975—999 РАФ — производились модели 975-980 и 982, а также РАФ-251 (из диапазона Новосибирского автозавода, перепрофилированного в 1949 году).
Некоторые опытные модели автобусов нумеровались не по стандарту, например, РАФ-08 и 10
В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. Тем не менее, некоторые новые модели выходили с номерами по старой системе: микроавтобус ЗиЛ-119 в 1971 году, троллейбусы ЗиУ-682 и 683 и другие. Многие модели продолжали выходить и получать модификации. В настоящее время на Днепродзержирском автобусном заводе выпускается автобус ЛАЗ-695Н, пронумерованный по старой системе [1].
См. Список моделей автобусов и троллейбусов по ОН 025270-66.
В отраслевой нормали 1966 года номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая — номер модификации. Вторая цифра номера 2 и означает, что это автобус либо троллейбус (Есть исключения, например, опытный КАВЗ-3100 и серийный КАВЗ-3976). Первая цифра — класс автобуса по вместимости, определяемый габаритной длиной:
2 — особо малый, до 5 метров
3 — малый, от 6 до 7,5 метров
4 — средний, от 8 до 9,5 метров
5 — большой, от 10,5 до 11 метров
6 — особо большой, свыше 11,5 метров
После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и Т для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.
Российские фирмы-производители (на 2010 год)
ООО ВАП Волжанин, Волжский
Автобусы ООО ГАЗ, Нижний Новгород
Голицынский автобусный завод, Голицыно
ООО ЕвоБус Русслэнд, Москва
Автобусы АМО ЗИЛ, Москва
Курганский автобусный завод, Курган
ЛиАЗ, Ликино-Дулёво
ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск
Автобусы ОАО НефАЗ, Нефтекамск
Автобусы ООО СТ Нижегородец, Нижний Новгород
Павловский автобус, Павлово
ООО Родниковский машзавод, Родники
ООО Таганрогский автомобильный завод, Таганрог
ООО Ростовский автобусный завод, Ростов-на-Дону
ООО Самотлор-НН, Нижегородская область
Автобусы ЗАО НПП СемАР, Семенов
Автобусы ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург
ООО Соллерс-Елабуга, Елабуга
Автобусы ЗАО Тушино-Авто, Москва
Ульяновский автомобильный завод, Ульяновск
Автобусы ОАО АЗ Урал, Миасс
Автобусы ООО ПКФ Луидор, Нижегородская область
Автобусы Олимп, г. Вологда
Классификация по фирмам-производителям
По классам (длине) различают
Российские автобусы особо малого класса (ОМ) длиной до 6 м (ГАЗ, УАЗ)
Российские автобусы малого класса (М) длиной 6,1—8 м (ПАЗ, КАвЗ, РЗГА (Hyundai), ЗИЛ, Родник, Вика)
Российские автобусы среднего класса (С) длиной 8,1—10 м (ПАЗ, КАвЗ)
Российские автобусы большого класса (Б) длиной 10,1—12 м (Ликинский автобус, НефАЗ, Тушино-Авто(ЛиАЗ), ГолАЗ, Волжанин, Скания-Питер, Мичуринский автобус, РАМ (Marco Polo))
Российские автобусы особо большого класса (ОБ) длиной 12,1—18 м (Ликинский автобус, Тушино-Авто (ЛиАЗ))
Российские автобусы специальные вахтовые (СВ) (Урал, НефАЗ)
Статистика
Производство в 2007 году (по данным журнала «Автомобили, тракторы. Рынок СНГ». ОАО «Автосельхозмаш-Холдинг». М2008.) http://www.asm-holding.ru
Все заводы
88824
ООО Автомобильный завод ГАЗ, Нижний Новгород
39625
ОАО УАЗ, Ульяновск
18255
ООО ПАЗ, Павлово-на-Оке
15031
ООО КАвЗ, Курган
4083
ООО Ростовский завод грузовых автомобилей, Ростов-на-Дону
3371
ООО Ликинский автобус, Ликино-Дулёво
2894
ООО Самотлор-НН, Нижегородская область
2034
ОАО НефАЗ, Нефтекамск
1307
ОАО АЗ Урал, Миасс
990
ОАО «Голицынский автобусный завод», Голицыно
492
ЗАО Тушино-Авто, Москва
465
ЗАО НПП СемАР, Семёнов
395
ООО ВАП Волжанин, Волжский
297
ООО ЕвоБус Русслэнд, Коломна
241
ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск
162
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург
132
АМО ЗИЛ, Москва
26
ООО Родниковский машзавод, Родники
18
ООО Вика ЛТД, Курган
2
См. также
Автобусы российского производства Википедия
Мичуринский автобус МАРЗ
Автобус, как вид общественного транспорта, появился в России ещё до революции[1]. На маршрутах использовались машины иностранного производства. Только в тридцатых годах XX века на дороги вышли отечественные автобусы, разработанные на заводе АМО под руководством И.Ф.Германа на базе шасси грузовика АМО-Ф15.
История в датах
1929 — Ярославский автозавод осваивает выпуск автобусных шасси Я-6.
1933 — Завод имени Сталина осваивает выпуск шасси для автобусов АМО-4, Горьковский автозавод — автобусов ГАЗ-03-30.
1934 — начало производства автобусов ЗИС-8.
1938 — начало производства автобусов ЗИС-16.
1948 — начало производства автобусов ЗИС-154.
1952 — вступил в строй Павловский автобусный завод (ПАЗ).
1958 — пущен в строй Курганский автобусный завод (КАвЗ).
1959 — вступил в строй Ликинскй автобуснй завод (ЛиАЗ) — первенцем завода являлся автобус ЛиАЗ-158, переданных с ЗиЛа.
1967 —
начало производства автобусов ЛиАЗ-677.
начало производства автобусов ПАЗ-672.
1986 — начало производства автобусов ЛиАЗ-5256.
1989 — начало производства автобусов ПАЗ-3205.
1994 —
вступил в строй Голицынский автобусный завод (ГолАЗ), который просуществовал вплоть до 2014 года — первенцем завода являлся автобус ГолАЗ-АКА-6226.
на ТМЗ начата досборка автобусов Ikarus-280.33.
на заводе ЯАЗ начали собирать автобусы ЛиАЗ-677М.
с конвейера завода ЛиАЗ сошёл последний автобус ЛиАЗ-677М.
1996 —
начало производство автобусов ЛиАЗ-5256.25 с двигателями Caterpillar-3116.
на заводе ЯАЗ начато производство автобусов ЯАЗ-5267, в серию он не пошёл.
на ТМЗ начата сборка автобусов Ikarus-280.33М, на 50% состоящих из отечественных комплектов, а также Ikarus-435.17.
с конвейера завода ЯАЗ сошёл последний автобус ЛиАЗ-677М.
1998 — на ТМЗ начата сборка автобусов Ikarus-415.33.
2000 — вступил в строй Нефтекамский автобусный завод (НефАЗ).
2002 — начало производства автобусов ЛиАЗ-6212.
2004 —
2005 — Налаживается производство более современных и технически совершенных машин.
2007-2008 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.20, спустя год налажено их серийное производство.
2008-2010 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.21, спустя два года налажено их серийное производство.
2012-2013 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.22, спустя год налажено их серийное производство.
2016 — начало производства автобусов ЛиАЗ-6213.65-77
Классификация
Цифровая классификация моделей
До 1945 года автомобильные заводы в СССР не имели общей системы нумерации моделей. В 1945 году была принята первая система обозначений, при которой каждому заводу выдавался диапазон трёхзначных номеров моделей (кроме ГАЗ, имевшего диапазон 1-99). Производители автобусов занимали следующие диапазоны:
100—199 ЗИЛ — производились модели 118, 119, 127, 154, 155 и 158; производство модели 158 передано на ЛиАЗ
652—674 ГАЗ, c 1950 г. ПАЗ и КАвЗ. Выпускались модели: 651 на всех трёх заводах, ПАЗ-652 и 672, КАвЗ-655, 657, 659 и 685.
675—694 ЛиАЗ — производились модели 158 (переданная с ЗИЛа), 676 (опытный) и 677.
695—699 ЛАЗ — все номера диапазона использовались.
975—999 РАФ — производились модели 975-980 и 982, а также РАФ-251 (из диапазона Новосибирского автозавода, перепрофилированного в 1949 году).
Некоторые опытные модели автобусов нумеровались не по стандарту, например: РАФ-08 и РАФ-10, ЗиУ-6 и ЗиУ-8.
В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. Тем не менее, некоторые новые модели выходили с номерами по старой системе: микроавтобус ЗИЛ-119 в 1971 году, троллейбусы ЗиУ-682 и 683 и другие. Многие модели продолжали выходить и получать модификации. В настоящее время на Днепродзержинском автобусном заводе выпускается автобус ЛАЗ-695Н, пронумерованный по старой системе[2].
См. Список моделей автобусов и троллейбусов по ОН 025270-66.
В отраслевой нормали 1966 года номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая — номер модификации. Вторая цифра номера 2 и означает, что это автобус либо троллейбус (Есть исключения, например, опытный КАвЗ-3100 и серийный КАвЗ-3976). Первая цифра — класс автобуса по вместимости, определяемый габаритной длиной:
2 — особо малый, до 5 метров
3 — малый, от 6 до 7,5 метров
4 — средний, от 8 до 9,5 метров
5 — большой, от 10,5 до 11 метров
6 — особо большой, свыше 11,5 метров
После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо от России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и Т для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.
Российские фирмы-производители (на 2019 год)
Volgabus
Автобусы ООО ГАЗ, Нижний Новгород
ООО ЕвоБус Русслэнд, Москва
Курганский автобусный завод, Курган
ЛиАЗ, Ликино-Дулёво
Автобусы ОАО НефАЗ, Нефтекамск
ООО ПКФ «Луидор», Нижний Новгород
Автобусы ООО СТ Нижегородец, Нижний Новгород
Павловский автобус, Павлово
ООО Родниковский машзавод, Родники
ООО Самотлор-НН, Нижегородская область
Автобусы ЗАО НПП СемАР, Семенов
Автобусы ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург
ООО Соллерс-Елабуга, Елабуга
Автобусы ЗАО Тушино-Авто, Москва
Ульяновский автомобильный завод, Ульяновск
Автобусы ОАО АЗ Урал, Миасс
Автобусы ООО ПКФ Луидор, Нижегородская область
Ликвидированные фирмы-производители (в скобках указана дата прекращения деятельности)
Классификация по фирмам-производителям
По классам (длине) различают
Российские автобусы особо малого класса (ОМ) длиной до 6 м (ГАЗ, УАЗ)
Российские автобусы малого класса (М) длиной 6,1—8 м (ПАЗ, КАвЗ, РЗГА (Hyundai), ЗИЛ, Родник, Вика)
Российские автобусы среднего класса (С) длиной 8,1—10 м (Ликинский автобус — ЛиАЗ-4292, ПАЗ, КАвЗ)
Российские автобусы большого класса (Б) длиной 10,1—12 м (Volgabus, Ликинский автобус, НефАЗ, Скания-Питер, РАМ (Marco Polo))
Российские автобусы особо большого класса (ОБ) длиной 12,1—18 м (Ликинский автобус)
Российские автобусы специальные вахтовые (СВ) (Урал, НефАЗ)
Статистика
В 2010 году в России было произведено 40,9 тыс. автобусов, в 2011 — 44,2 тыс., в 2012 — 58,6 тыс., в 2013 — 53,2 тыс., в 2014 — 44,0 тыс., в 2015 — 36,4 тыс. За январь-ноябрь 2016 года производство выросло к аналогичному периоду 2015 года на 17,4%, составив 38,0 тыс. штук[3].