Daimler Motorkutsche (в переводе с немецкого «моторизованная карета Даймлера»[1]), иногда упоминается как автомобиль Даймлера[2][3][4] — моторизованная повозка, первый в истории прототип четырёхколёсного механического транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания, работающим на продуктах нефтепереработки[5][6][7][8][9][10]. Разработан немецкими инженерами Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом в 1886 году[5][10][11][12].
Особого развития модель не получила и использовалась лишь в экспериментальных целях для доказательства того, что высокоскоростной и компактный (для своего времени) двигатель Даймлера и Майбаха может быть использован на различных транспортных средствах. Тем не менее, «Daimler Motorkutsche» и первая мотоколяска Карла Бенца сыграли значительную роль в развитии автомобилестроения, положив начало определённым традициям в данном секторе промышленности на мировом рынке
[13].
История
Разработка и тестирование
8 марта 1886 года Готлиб Даймлер заказал карету версии «Americaine» (американского стиля)[14] производства Штутгартской фирмы «Wilhelm Wimpff & Sohn»[15] под видом подарка к предстоящему дню рождения своей жены Эммы[16][17]. Тем не менее, данный подарок она так и не получила. На самом деле немецкий конструктор планировал оснастить транспортное средство двигателем собственной разработки. Силовой агрегат, разработанный в 1885 году совместно с Вильгельмом Майбахом, представлял собой бензиновый ДВС с воздушным охлаждением, вертикально расположенным одним цилиндром и напоминал своим внешнем видом часы с маятником, за что и получил прозвище «напольные часы» (нем. Daimler Standuhr)
[18]. Ранее инженеры уже опробовали его на мотоцикле «Daimler Reitwagen», а теперь намеревались оснастить им карету. Заказанное шасси, на которое установили двигатель, представляло собой деревянную конструкцию со стальной арматурой. Оно было доставлено инженеру в августе 1886 года[19][11].
Двигатель внутреннего сгорания, разработанный годом ранее, подвергся некоторым модификациям. Так, например, Даймлер и Майбах вдвое увеличили рабочий объём агрегата — с 264 куб. см. до 462 куб. см., благодаря чему его максимальная мощность составляла 0,8 кВт (1,1 лошадиная сила)
[20], а максимальная скорость моторизованной коляски достигала 18 км/ч[5][6][21][22].
Моторизованная карета Даймлера стала первым транспортным средством с двигателем внутреннего сгорания и четырьмя колёсами. В отличие от Benz Patent-Motorwagen, который представлял собой самостоятельную целостную конструкцию с тремя колёсами, первый автомобиль Готлиба представлял собой простую карету без вала с обычным (для своего времени) рулевым механизмом[5][23][24]. В 1886 году моторизованная карета могла быть замечена во время тестовых заездов через обширные сады дома Даймлера
[25]. В архивах концерна Daimler AG есть записи об этих испытаниях, проходивших ранним утром, и написанных Вильгельмом Майбахом и Паулем Даймлером, в которых говорится, что «транспортное средство работало вполне нормально» и смогло достичь максимальной скорости в 18 километров в час[26]. Позже первый прототип автомобиля выходил на случайные тайные вылазки вдоль местных дорог[27][28], а затем открыто перемещался по уличным дорогам Канштатта[29].
В 1887 году[30] после проведения испытаний (Готлиб Даймлер лично катался на коляске вместе со своим сыном Адольфом[31][32]) способ охлаждения двигателя был изменён с воздушного на жидкостный
[33]. Для этой цели под задними сиденьями инженеры установили большой радиатор.
В 1888 году моторизованная карета Даймлера попала в газету, где сообщалось, что «эксперименты теперь будут распространяться и на дорожное транспортное средство»[17]. Тем не менее, немецкий конструктор не задумывался о продолжении развития конкретно данного автомобиля или запуске его в серийное производство. Благодаря ему он лишь в очередной раз продемонстрировал возможные способы применения разработанного им двигателя и продолжил свои исследовательские работы[11].
Современное состояние
В 1961 году Германским правительством была выпущена почтовая марка с изображением первой моторизованной коляски Даймлера (DBP 363-1961)
[34]. Некоторое время реплику первого четырёхколёсного автомобиля с ДВС и собственно сам двигатель «Daimler Standuhr» можно было найти немецком музее в Мюнхене[35][36]. В настоящее время репродукция модели «Daimler Motorkutsche» находится в музее Mercedes-Benz в Штутгарте, Германия[37].
Конструкция
Двигатель
Двигатель «Daimler Standuhr» в музее Mercedes-Benz
Главным технологическим составляющим первого прототипа четырёхколёсного транспортного средства являлся установленный на нём одноцилиндровый[15] четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания рабочим объёмом 462 см3, который располагался вертикально между передней и задней пассажирскими скамьями
[38]. Конструкция силового агрегата предусматривала установленный вертикально единственный цилиндр с маховиком, один автоматический и один боковой регулируемый клапаны. Охлаждение осуществлялось при помощи потока воздуха. Система питания представляла собой один испарительный карбюратор. Такая конструкция обеспечивала поступление в двигатель воздуха, который далее проходил сквозь слой топлива, а полученная таким образом взрывчатая смесь поступала в цилиндры. В качестве горючего использовался керосин или масло из нефти с парафином[39]. Топливный бак в транспортном средстве отсутствовал — 2 литра топлива располагались напрямую в карбюраторе
[38]. Мощность силового агрегата составляла 1,1 лошадиную силу при 650 оборотах в минуту, а максимальное число оборотов доходило до 950.
Высокоскоростной[40] двигатель Даймлера выгодно отличался от силового агрегата Николауса Отто и имел частоту вращения в 4—5 раз выше, чем у газовых двигателей того времени, что при равной мощности позволило существенно снизить габариты и массу силового агрегата[41][42].
Ходовая часть
Почтовая марка с моторизованной каретой Даймлер, 1961 год
Кузов четырёхместного[5][43] транспортного средства представлял собой модифицированную классическую карету того времени[44] c вертикальной направляющей стойкой, маховиком и ведущими шкивами, прикреплёнными к каждому заднему колесу
[45]. Рама выполнялась из дерева и усиливалась в необходимых местах при помощи металлических конструкций. Подвеска в её современном представлении отсутствовала — обе стороны модели оснащались жёсткими осями с эллиптическими пружинами[38]. Рулевое управление представляло собой сцепное устройство седельного тягача, приводимое в движение через зубчатый сектор и шестерню.
В качестве трансмиссии на транспортное средство устанавливалась простейшая система с двумя[46] передними передачами и двухступенчатым комплектом шкивов, которая не оснащалась передачей заднего хода
[38]. Управление происходило при помощи ремней, которые реагировали на переключение ручного рычага. Сцепление представляло собой деревянный конус, зацепляемый в чугунный конус, установленный на коленчатом валу. Крутящий момент двигателя передавался на задние колёса[47] при помощи соединенного с приводным валом плоского ремня, шестерни которого управляли наружными зубчатыми кольцами. Тормозной механизм состоял исключительно из стояночного тормоза, представлявшего собой рычаг, при воздействии на который задние колёса транспортного средства блокировались усилием тормозных колодок[38][48].
Транспортное средство оснащалось разноразмерными деревянными колёсами каретного типа (со спицами) диаметром 930 миллиметров спереди и 1165 мм сзади. На них устанавливались металлические покрышки шириной 37 мм
[38].
Примечания
↑ 125 лет инновационного творчества: от патентованной моторизованной коляски Бенца до второго изобретения автомобиля (неопр.). Mercedes-Benz (31 января 2011). Дата обращения 19 января 2017. Архивировано 19 января 2017 года.
↑ Анатолий Хуторов. Во власти мотора. — 2-е изд. — Современник, 1995. — С. 84. — 184 с.
↑ Gianni Marin, Andrea Mattei. The Motor Car: An Illustrated History. — A. Blond, 1962. — 254 с.
↑ Academic American encyclopedia. — Grolier Incorporated, 1994. — Т. 10. — С. 246. — ISBN 9780717220533. — ISBN 0717220532.
↑ 12345Золотов Антон Владимирович. Легковые автомобили. — Росмэн, 2009. — С. 9. — 96 с. — ISBN 9785353037118. — ISBN 5353037111.
↑ 12Зигуненко Станислав Николаевич. 100 великих рекордов транспорта. — Вече, 2013. — С. 74. — 416 с. — (100 великих). — ISBN 5444470578. — ISBN 9785444470572.
↑ DK. Cars, Trains, Ships, and Planes. — Penguin, 2015. — С. 62. — 256 с. — ISBN 146544906X. — ISBN 9781465449061.
↑ Patrick Robertson. The Book of Firsts. — 1975. — С. 100.
↑ Caroline Buchner. Die Wirkung von Produktvielfalt auf die Markenstärke: theoretische Überlegungen, empirische Befunde und Handlungsempfehlungen am Beispiel des Premiumsegments des Automobilmarktes. — Books on Demand, 2008. — С. 23. — 92 с. — ISBN 3934491936. — ISBN 9783934491939.
↑ 12Hanno Ballhausen, Ute Kleinelümern. Die wichtigsten Erfindungen der Menschheit: geniale Ideen, die die Welt veränderten. — wissenmedia Verlag, 2008. — С. 182. — 281 с. — ISBN 357714646X. — ISBN 9783577146463.
↑ 123 Daimler motor carriage, 1886 (англ.). Публичный архив Mercedes-Benz. Дата обращения 19 января 2017. Архивировано 19 января 2017 года.
↑ Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики. Справочник. — 2-е изд. — Проспект, 2015. — 440 с. — ISBN 5392187889. — ISBN 9785392187881.
↑ Reza Vaghefi, Alan B. Huellmantel. Strategic Management for the XXIst Century. — CRC Press, 1998. — С. 398. — 565 с. — ISBN 1574442104. — ISBN 9781574442106.
↑ // Automobile Quarterly. — 1986. — Т. 24, № 1. — С. 30.
↑ 12Mario Hirz, Wilhelm Dietrich, Anton Gfrerrer, Johann Lang. Integrated Computer-Aided Design in Automotive Development: Development Processes, Geometric Fundamentals, Methods of CAD, Knowledge-Based Engineering Data Management. — Springer Science & Business Media, 2013. — С. 3. — 466 с. — ISBN 3642119409. — ISBN 9783642119408.
↑ Brian Long. Mercedes-Benz W123 series: All models 1976 to 1986. — Veloce Publishing Ltd, 2015. — С. 9. — 192 с. — ISBN 184584792X. — ISBN 9781845847920.
↑ 12Erik Johnson. Mercedes: Nothing But the Best. — Book Sales, 1998. — С. 12. — 160 с. — ISBN 9780785809371. — ISBN 0785809376.
↑ Cutler J. Cleveland, Christopher G. Morris. Handbook of Energy: Chronologies, Top Ten Lists, and Word Clouds. — Elsevier, 2013. — С. 484. — 968 с. — ISBN 0124170196. — ISBN 9780124170193.
↑ Andy Warhol. Daimler Motorkutsche (1886), 1986 (англ.). Daimler Art Collection. Дата обращения 19 января 2017. Архивировано 19 января 2017 года.
↑ Konrad Reif. Bosch Grundlagen Fahrzeug- und Motorentechnik: Konventioneller Antrieb, Hybridantriebe, Bremsen, Elektronik. — Springer-Verlag, 2011. — С. 151. — 232 с. — (Bosch Fachinformation Automobil). — ISBN 3834883204. — ISBN 9783834883209.
↑ Отто Юльевич Шмидт. Большая советская энциклопедия. — Советская энциклопедия, 1930. — Т. 20.
↑ Legend 1: Daimler Motorized Carriage (англ.). Mercedes-Benz. Дата обращения 19 января 2017. Архивировано 19 января 2017 года.
↑ Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др. 365 рассказов об удивительных открытиях. — Росмэн, 2007. — С. 28. — 224 с. — ISBN 5353026152. — ISBN 9785353026150.
↑ Rodney Dale. Early Cars. — Oxford University Press, 1994. — С. 52. — 64 с. — (Discoveries and inventions). — ISBN 0195210026. — ISBN 9780195210026.
↑ A. J. Jacobs. The New Domestic Automakers in the United States and Canada: History, Impacts, and Prospects. — Lexington Books, 2015. — С. 21. — 520 с. — ISBN 9780739188262. — ISBN 0739188267.
↑ Peter Watson. The German Genius: Europe’s Third Renaissance, the Second Scientific Revolution and the Twentieth Century. — Simon and Schuster, 2010. — С. 316—317. — 992 с. — ISBN 085720324X. — ISBN 9780857203243.
↑ Peter Roberts. History of the Automobile. — Exeter Books, 1984. — С. 18. — 256 с. — ISBN 0671071483. — ISBN 9780671071486.
↑ Henry Sturmey, H. Walter Staner. // The Autocar. — Iliffe, sons & Sturmey Limited, 1984. — Т. 160.
↑ Eugen Diesel. From engines to autos: five pioneers in engine development and their contributions to the automotive industry. — H. Regnery Co., 1960. — 302 с.
↑ Martin Pfundner. Vom Semmering zum Grand Prix: der Automobilsport in Österreich und seine Geschichte. — Böhlau Verlag Wien, 2003. — С. 11. — 428 с. — ISBN 3205771621. — ISBN 9783205771623.
↑ M. G. Lay, James E. Vance. Ways of the World: A History of the World’s Roads and of the Vehicles That Used Them. — Rutgers University Press, 1992. — С. 155. — 424 с. — ISBN 9780813526911.
↑ Werner Spies, Andy Warhol. Andy Warhol: Cars, die letzten Bilder. — Kunsthalle, 1988. — 143 с. — (Veröffentlichung der Kunsthalle Tübingen).
↑ Mercedes-Benz Museum — Mythos 1: Daimler Motorkutsche (нем.). Mercedes-Benz. Дата обращения 28 марта 2017. Архивировано 28 марта 2017 года.
↑ Brian Long. Mercedes-Benz SLK: – R170 series 1996-2004. — Veloce Publishing Ltd, 2014. — С. 10. — 192 с. — ISBN 1845846516. — ISBN 9781845846510.
↑ Немецкий музей. Führer durch die Sammlungen. — Springer-Verlag, 2013. — С. 37. — 158 с. — ISBN 3663159914. — ISBN 9783663159919.
↑ Motor Vehicle Engine ”Standuhr”, 1887 (англ.). Немецкий музей. Дата обращения 29 марта 2017. Архивировано 29 марта 2017 года.
↑ Jack Altman. Discover Germany. — 2-е изд. — Berlitz, 1994. — 384 с.
↑ 123456 Daimler motor carriage (англ.). Публичный электронный архив Mercedes-Benz. Дата обращения 28 марта 2017. Архивировано 28 марта 2017 года.
↑ IRG. Investment Yearbook 2015–2016. — 41-е изд. — Investment Research Group Ltd, 2015. — С. 280. — 307 с.
↑ Dieter K. Buse, Juergen C. Doerr. Modern Germany: an encyclopedia of history, people, and culture, 1871-1990. — Garland Pub., 1998. — Т. 1. — 1158 с. — ISBN 0815305036. — ISBN 9780815305033.
↑ Александр Попов, П. Клюкин, Александр Солнцев, Владислав Осипов, Виталий Гаевский, Андрей Иванов. Основы конструкции современного автомобиля. — Litres, 2016. — С. 9. — 338 с. — ISBN 9785457387928. — ISBN 5457387925.
↑ Joel Mokyr. The Oxford Encyclopedia of Economic History. — Oxford University Press, 2003. — Т. 3. — С. 195. — ISBN 9780195105070. — ISBN 0195105079.
↑ Tom Collins. The Legendary Model T Ford: The Ultimate History of America’s First Great Automobile. — Krause Publications, 2007. — С. 31. — 304 с. — ISBN 0896895602. — ISBN 9780896895607.
↑ Американская автомобильная ассоциация. Teacher’s manual for Sportsmanlike driving. — 2-е изд. — The Association, 1948. — 173 с.
↑ James Edward Homans. Self-propelled Vehicles: A Practical Treatise on the Theory, Construction, Operation, Care and Management of All Forms of Automobiles. — T. Audel, 1902. — 632 с.
↑ Alicia K. Birky. Socio-technical Transition as a Co-evolutionary Process: Innovation and the Role of Niche Markets in the Transition to Motor Vehicles. — ProQuest, 2008. — С. 129. — 539 с. — ISBN 0549573291. — ISBN 9780549573296. Архивная копия от 30 марта 2017 на Wayback Machine
↑ Brian Williams. Karl Benz. — Scholastic Library Publishing, 1991. — С. 34. — 47 с. — (Pioneers of science). — ISBN 9780531184042. — ISBN 0531184048.
↑ Konrad Reif. Fundamentals of Automotive and Engine Technology: Standard Drives, Hybrid Drives, Brakes, Safety Systems. — Springer, 2014. — С. 133. — 277 с. — (Bosch Professional Automotive Information). — ISBN 9783658039721. — ISBN 3658039728.
Литература
Edward John Barrington Douglas-Scott-Montagu Baron Montagu of Beaulieu, Lord Montagu, David Burgess-Wise. Daimler Century: The Full History of Britain’s Oldest Car Maker. — Patrick Stephens, 1995. — 304 с. — ISBN 9781852604943.
Werner Spies, Andy Warhol. Andy Warhol: Cars, die letzten Bilder. — Kunsthalle, 1988. — 143 с.
Gerald Silk, Museum of Contemporary Art (Los Angeles, Calif.). Automobile and culture. — Abrams, 1984. — С. 32. — 319 с. — ISBN 0810918153. — ISBN 9780810918153.
Ссылки
Ретромобиль Daimler DE27 1947 г.в. — тест-драйв — журнал За рулем
Как проникнуть в британские аристократические круги? Легче всего — вместе с роскошным, величественным Даймлером. На такой машине за рулем ездила и сама британская королева, дай ей Бог здоровья!
Daimler DE27
Daimler DE27
Это каким же надо быть натренированным, чтобы, вращая огромный, но тяжеленный руль, маневрировать на этом автомобиле на малых скоростях? Да еще где-нибудь на узких подъездных дорожках к родовому замку или нарядному особняку. К тому же — в черном костюме, фуражке и с подобающим водителю подобного автомобиля невозмутимым лицом. Но на такой машине за рулем ездила и сама королева Елизавета! Впрочем, она ведь получила во время войны профессию шофера, причем обучалась на армейском внедорожнике.
Ох уж эти британские нравы, ну всё по-другому!
Имя и фамилия
Британская компания Daimler была основана в 1896 году и поначалу работала по лицензии немецкой фирмы Daimler. Вскоре перешла на выпуск собственных машин, всё более солидных, мощных и престижных, - и одной из первых в мире начала устанавливать на них двигатели V12.
Еще в 1899 году Daimler стал первым автомобилем, которым пользовался король Эдуард VII. В 1961‑м компания потеряла самостоятельность, перейдя в собственность фирмы Jaguar. Под маркой Daimler делали особо роскошные версии Ягуаров. Фирма Jaguar, в свою очередь, в 1966 году вошла в концерн ВМС (British Motor Corporation), затем в BLMC (British Leyland Motor Corporation), позднее была собственностью компании Ford, а ныне входит в состав индийского концерна Tata. В начале 2000‑х марка Daimler ушла в историю.
Правое дело
Забавный эпизод из очень неплохой книги «Британия. 60‑е годы» знаменитого некогда советского журналиста Виктора Осипова, проработавшего в королевстве несколько лет, я помню с юности: «Можно, разумеется, считать это старым анекдотом. Но и теперь в сезон летних отпусков из уст лондонцев нередко слышишь: если вздумаете на континенте сесть за руль, не забывайте, что иностранцы ездят по неправильной стороне дороги».
Вот и создатели этого Даймлера явно были уверены, что правильные автомобили умеют делать только в Туманном Альбионе!
Изысканная кожа и дерево — признак благородной породы. Хотелось бы, правда, сидеть подальше от руля. Но такая уж тогда была мода. По сути, коробка передач конструктивно близка к современным роботам, несмотря на педаль сцепления и отдельно включающуюся повышающую передачу.
Изысканная кожа и дерево — признак благородной породы. Хотелось бы, правда, сидеть подальше от руля. Но такая уж тогда была мода. По сути, коробка передач конструктивно близка к современным роботам, несмотря на педаль сцепления и отдельно включающуюся повышающую передачу.
Правый руль — это как раз мелочи. Тут много чего куда более необычного, если не сказать чуднóго. Скажем, специальный ключ, он же ручка для открывания замка багажника. Или три встроенных в подвеску домкрата (один спереди и два сзади) с ручным приводом — для удобства замены колес и обслуживания автомобиля. Здесь три стеклоочистителя, причем каждый можно включить отдельно! А опускные матерчатые противосолнечные шторки для ветрового стекла? А электропривод лимузинного стекла, которое отделяет пассажирский отсек от водительского и движется по весьма сложной траектории? (Иначе в перегородке не осталось бы место бару — а как без него-то?) А еще здесь совершенно роскошные никелированные замки ветрового стекла, которое ради вентиляции можно поднять. А тормоза? Спереди — гидравлические, сзади — механические. Причудливое сочетание классических довоенных решений с веяниями нового времени.
Этот Daimler хоть и истинный британец, но всё же дитя бурной эпохи, когда меняться в мире стало даже то, что казалось вечным и незыблемым.
Это отверстие вовсе не для «кривого стартера», а для ручки, управляющей встроенными домкратами.
Это отверстие вовсе не для «кривого стартера», а для ручки, управляющей встроенными домкратами.
Место и время
Daimler DE27 появился на рынке в 1946 году и был развитием предвоенной модели DE18. На нем стояла 4,1‑литровая «шестерка» очень даже солидной для тех лет мощности — 100–110 л.с. Первые послевоенные годы, когда Европа старательно залечивала раны, были бурными и принесли в мир много нового и неожиданного. Шутка ли, большой кусок Восточной Европы вслед за СССР стал социалистическим! В правительстве Франции коммунисты, впервые в истории Республики вошедшие в кабинет, воспользовались забастовкой рабочих национализированного завода Renault и спровоцировали правительственный кризис. В Британии, конечно, дело до такого не дошло. Но оплот стабильности и спокойствия тоже значительно изменился. В 1947‑м (тогда, кстати, и построили именно этот Daimler, с которым мне посчастливилось познакомиться) независимость обрели Индия и Британская Бирма, уменьшив и территорию, и некий колониальный авторитет могущественной Британской империи.
Даймлер история компании. Фото и характеристики Daimler
Готлиб Даймлер, один из отцов автомобилестроения, родился в 1834 году. Учился в политехнической школе в Штутгарте. Какое-то время поступил на работу в машиностроительной фирме в Англии. В 1882 г. приехал в Каннштадт вместе с Вильгельмом Майбахом. В 1883 г. Даймлер сконструировал скоростной бензиновый двигатель, на который ему выдали патент. Через три года появился его первый четырехколесный автомобиль, публичный заезд которого состоялся 4.03.1887 г. Кузов и ходовая часть автомобиля была изготовлена королевской фирмой из Штутгарта, выпускавшей экипажи.
Даймлер Stahlradwagen
Автомобиль, конструкторами которого были Даймлер и Майбах, с успехом демонстрировался на выставке в Париже в 1889 году. Автомобиль имел стальную ходовую часть, встроенный 2-цилиндровый двигатель.
Даймлер «Визави»
Этот четырехместный автомобиль, получивший название «визави» по расположению сидений, был создан Даймлером в 1894 г. Автомобиль был оснащен четырехтактным мотором, охлаждаемым водой. Объем двигателя составлял 1040 куб.см, его мощность равнялась 3,6 л.с. при 600 оборотах в минуту. Передача приводной силы на ось осуществлялась посредством передвижной ременной передачи. Максимальная скорость, которую развивал автомобиль достигала 22 км/ч. Машина имела 4 скорости, колеса с резиновыми обручами.
Даймлер «Кронштадт»
Этот автомобиль появился в 1898 году. Автомобиль был оснащен двухцилиндровым двигателем, впервые оба цилиндра были отлиты в одном блоке. Емкость двигателя составляла 1000 куб.см при диаметре цилиндра и ходе поршня, равным по 140 мм каждый. При мощности 8 л.с. машина развивала скорость до 40 км/ч. Валик распределения управлял выпускными клапанами. Четырехступенчатая КП переносила привод на заднюю ось.
Даймлер «Феникс»
Конструктором автомобиля был В.Майбах. Автомобиль имел размещенный впереди четырехцилиндровый двигатель емкостью 5 л. Первоначальная мощность двигателя достигала 23 л.с., позже она возросла до 34 л.с., соответственно. максимальная скорость составляла 75–80 км/ч. Коробка передач имела 4 передачи вперед и 1 назад. Новинкой представленной модели стали также радиатор сотового типа и покрышки марки «Данлоп», «Континенталь», «Мишлен» вместо резиновых обручей.
К сожалению, Г.Даймлер не смог порадоваться за огромный успех, выпавший на долю его автомобилей, он умер в 1900 г. Новыми моделями Даймлера были машины Mercedes, названные именем дочери Даймлера. Их создатель — Вильгельм Майбах. Все модели Даймлера, выпущенные после 1902 года, стали традиционно называться «Мерседес». Перед автосоревнованиями на кубок Гордона Беннета на фабрике вспыхнул пожар, уничтоживший здание и 60 готовых машин, из них 3, предназначенных для гонок. Фирма обосновалась в Штутгарте — Унтертюркхайм, Возглавил предприятие сын Г. Даймлера — Пауль Даймлер, который сконструировал «Mercedes Knight-16/50 PS», оснащенную бесклапанным двигателем по патенту Ч.Найта. С 1921 г. фирма приступила к выпуску компрессорных автомобилей «Мерседес». С 1926 г. начался выпуск автомобилей «Мерседес-Бенц», т.к. предприятие было присоединено к фирме «Даймлер».
Daimler (Дэймлер) — история бренда, серии и годы выпуска авто
Daimler «Дэймлер»
Daimler известна как британская компания, однако названием своим она обязана конструктору ГЬтлибу Даймлеру (Gottlieb Daimler) из Германии, создавшему первый в мире 4-колесный автомобиль. В Германии в 1901 г. марку Daimler сменило название Mercedes (Мерседес). Рассказ о Mercedes еще впереди. Первые британские автомобили Daimler изготовили в 1896 г. в Ковентри по лицензии немецкой фирмы. Следующие несколько лет были отмечены сменами руководства, политики, в том числе финансовой, приходом печально знаменитого изобретателя с авантюрным уклоном Гарри Лоусона (Harry Lowson) и беспорядочной производственной программой.
Несмотря на немецкое происхождение, марка Daimler пришлась по вкусу британским королям и аристократии 20-30-х гг. Долгое время двигатели Daimler с золотниковым газораспределением оставляли за собой клубы сизого дыма
В 1910 г. Лоусон ушел, положение стабилизировалось, а компанию приобрела военно-промышленная группа BSA с целью изготовления высококачественных и дорогих автомобилей для очень состоятельных покупателей. Эта политика и обеспечила Daimler безбедное существование вплоть до 30-х гг. Первые машины компании с двигателем с золотниковым газораспределением появились в 1909 г. До 30-х гг. все новые модели имели эту конструктивную особенность. Бесшумные, плавно работающие, но потребляющие много масла двигатели придали продукции Daimler благородство, хотя автомобили постоянно сопровождал характерный сизый дым. Репутации компании способствовал выбор королевскими фамилиями Великобритании и других стран ее автомобилей для личных и официальных поездок.
До конца 20-х гг. автомобили компании имели 6-цилиндровые двигатели, но в 1926 г. появились флагманы — огромные модели Double Six (Дабл Сикс) с двигателями VI 2, заставившие Rolls-Royce серьезно призадуматься. Продавали машины в очень небольших количествах. Их престиж и технический уровень оказались высоки. Сборка автомобилей была остановлена вскоре после начала второй мировой войны (1939 г.), но компания, чьи заводы подверглись бомбардировкам в 1940-41 г., выжила и процветала.
С наступлением мира во главе Daimler встал сэр Бернард Докер (Bernard Docker), который руководил компанией в течение 10 самых бурных в ее истории лет. Программа производства расширилась. Одно время она выпускала не только дорогие легковые автомобили, но и бронеавтомобили и автобусы!
В 1960 г. компанию Daimler приобрел сэр Уильяме Лайонс (Williams Lyons) из Jaguar (Ягуар). В течение нескольких лет автомобили Daimler потеряли свою индивидуальность и стали схожи с продукцией головной фирмы. В 60-е гг. появились две смешанные модели — 2,5-литровый седан (двигатель Daimler и кузов Jaguar) и Daimler Limousine DS420 (Даймлер Лимузин» — ходовая часть и платформа Jaguar и кузов Daimler). В 70-е гг. и позже все модели Daimler являлись более дорогими вариантами автомобилей Jaguar. Машины Daimler собирают на главном заводе Jaguar. В 2001 г. под этой маркой предлагают модели «V8» и «V8 super» с очень высоким уровнем комплектации.
Daimler Double Six (Дэймлер Дабл Сикс) 1926-1937
К 20-м гг. 6-цилиндровые модели Daimler конструктивно отстали от автомобилей Rolls-Royce 40/50, что привело к созданию компанией серии двигателей V12 с золотниковым газораспределением, в которых было много элементов от 6-цилиндровых моторов. Первая модель «50НР» имела 7,1-литровый двигатель с комплектующими, в том числе блоком цилиндров, от модели «25/85».
Несмотря на огромный рабочий объем, превышающий 7 л, впечатляющий своими размерами двигатель V8 развивал мощность всего 150 л.с.
Все машины назывались Double Six, поскольку как бы получили два 6-цилиндровых мотора и имели два карбюратора, по две системы зажигания и охлаждения — одна для каждого ряда цилиндров. Машины оказались величественными и практически бесшумными — идеальными для продажи аристократам и королевской фамилии, у которой Daimler ходил в фаворитах, несмотря на конкуренцию со стороны Rolls-Royce.
За 11 лет было изготовлено четыре модели Double Six различной длины, но цена каждой превышала 2 тыс. ф.ст. Модель «50НР» в 1928 г. дополнила модель «ЗОНР» с меньшим рабочим объемом мотора (3744 см3). В 1931 г. их заменили модели «30/40» и «40/50» (5296 и 6511 см3) с гидромуфтой и коробкой с предварительным выбором включаемой передачи. В середине 30-х гг. для короля Георга V и королевы Марии построили несколько моделей с 6,5-литровым двигателем с обычными клапанами.
Этот автомобиль имел раму, модернизированную в 1930 г. Рэйдом Рэйлтоном (Reid Railton). Кузов кабриолет назывался Corsica (Корсика)
Характеристика (1927-30 гг.)
Двигатель:
VI2, золотниковый
Диаметр цилиндра и ход поршня:
81,5×114 мм
Рабочий объем:
7136 см3
Максимальная мощность:
150 л.с.
Коробка передач:
4-ступенчатая
Шасси:
на стальной раме
Подвеска:
зависимая на полуэллиптических рессорах
Тормоза:
барабанные
Кузов:
5-7-местный седан, лимузин или ландоле
Максимальная скорость:
129 км/ч
Daimler SP250 (Дэймлер SР250) 1959-1964
После очередной смены руководства Daimler в 50-х гг., инженеры компании не только создали современные двигатели V8, но и спортивный автомобиль «SP250», который должен был стать конкурентом моделям Triumph TR (Триумф) и Austin-Healey 3000 (Остин-Хили). Чтобы выиграть время, приобрели машину Triumph TR3, разобрали и изучили ее, поэтому ходовая часть новинки Daimler была очень похожа на конструкцию Triumph. По крайней мере, передняя подвеска и коробка передач были такими же.
Своеобразный дизайн, шасси, копирующее «iRj», и скверное качество изготовления сказались на продажах «SP250». Легкий мотор V8 конструкции Э. Тернера несомненно оказался удачным
Легкий и высокооборотный двигатель V8 создал бывший мотоциклетный конструктор Эдуард Тернер (Edward Turner). Мощность мотора составляла 140 л.с. Ее хватало для того, чтобы развить скорость 193 км/ч. По заказу для заокеанских покупателей машину оборудовали автоматической коробкой передач. Для снижения затрат на оборудование и сокращения времени на подготовку производства кузов делали из стеклопластика. По тем временам — редкость.
Во время предварительного показа весной 1959 г. компания назвала автомобиль Dart (Дарт). Американская фирма Dodge, владевшая правами на это название, внесла протест. Машине оставили индекс «SP250». В широкой продаже она появилась в октябре 1959 г., но первый успех пришел уже после того, как компания оказалась под контролем Jaguar.
Новому хозяину Уильяму Лайонсу не нравился внешний вид этого автомобиля и качество его изготовления. После ряда изменений кузова «SP250» сняли с производства в 1964 г. Изготовлено было всего 2650 автомобилей. Из-за стойкого к коррозии кузова многие машины сохранились до настоящего времени. Двигатель «SP250» продолжал служить на 2,5-литровом седане Jaguar.
При первом показе на Нью-Йоркском автомобильном салоне компания Daimler назвала свою 2,5-литровую машину Dart, но протест фирмы Dodge, владевшей правами на это название, заставил присвоить ей индекс «SP250»
независимая на винтовых пружинах; сзади ведущий мост на полуэллиптических рессорах
Тормоза:
дисковые
Кузов:
2-местный открытый, по заказу с жестким верхом
Максимальная скорость:
193 км/ч
Daimler V8 250 (дэймлер V8 250) 1962-1969
Приобретя Daimler в 1960 г., компания Jaguar поспешила создать гибридную модель Daimler-Jaguar, которая должна была продаваться в больших количествах и обеспечить рост прибыли. Так появился 2,5-литровый седан (в 1968-69 гг. его предлагали как «V8 250) с двигателем от Daimler и остальными узлами от Jaguar. Основой этой модели стал 4-дверный седан Jaguar Mk II длиной 4,57 м. Вместо двигателя Jaguar XK использовался меньший из двух моторов Daimler — V-образный 8-цилиндровый агрегат (устанавливаемый на спортивный «SP250).
Компания Jaguar после приобретения Daimler представила 4-дверный седан с кузовом и шасси Jaguar Mk II с двигателем Daimler V8 рабочим объемом 2,5 л
Новый 2,5-литровый Daimler стоил 1571 ф.ст., Jaguar Mk П 2.4 — 1348 ф.ст. и Jaguar Mk П 3.4 — 1463 ф.ст. У Daimler стандартной была автоматическая коробка передач. Отличался он и элементами отделки и оборудованием. Эта машина, развивавшая максимальную скорость 177 км/ч, была намного быстрее Jaguar 2.4 и обладала такой же управляемостью, как и другие модели «Mk II». Но ее характер и облик предполагали менее спортивного водителя. И все же, раскупали машину намного лучше, чем любую другую послевоенную модель Daimler.
Подобно «SP250», седан Daimler-Jaguar имел компактный, сравнительно легкий мотор V8 с полусферическими камерами сгорания конструкции Тернера
Несмотря на свою популярность, «V8 250» не получила статус «второстепенного классика», каковой имели модели Jaguar с таким же кузовом. За 7 лет компания выпустила 17620 штук «V8 250», после чего она была заменена на Sovereign (Соверен) -первый полностью «ягуаровский» автомобиль с эмблемой Daimler, выполненный на базе модели «XJ6».
Характеристика (1962 г.)
Двигатель:
V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня:
76,2×69,85 мм
Рабочий объем:
2548 см3
Максимальная мощность:
140 л.с.
Коробка передач:
4-ступенчатая механическая, по заказу автоматическая
Шасси:
на несущем кузове
Подвеска:
спереди независимая на винтовых пружинах, сзади ведущий мост на четвертьэллиптических рессорах