К проводам высоковольтного напряжения многие автолюбители относятся как к второстепенной детали, да и в специализированных изданиях им мало внимания уделяется. А большинство продавцов в торговых точках ничего толкового не могут сказать, советуют что приобретать, основываясь на личных симпатиях, да собственной выгоде. И то дело – прокинуты провода между катушкой зажигания и свечами, ток проводят. Провода, они на то и провода, чтобы ток проводить. Какая может быть между ними существенная разница, влияющая на работу автомобиля? Но не все так просто.
Устройство высоковольтного проводаУстройство свечного колпачка
Типы токопроводящих жилТипы изоляци
Содержание статьи
Проводить и защищать
Основным призванием высоковольтных проводов является надежная передача электрических импульсов высокого напряжения от катушки зажигания к свечам. В зависимости от системы зажигания генерируемое напряжение может составлять от 25 кВ, до 50 кВ. И, казалось бы, чем меньше электрическое сопротивление, тем меньше будет потерь энергии, тем лучше будет работать система зажигания. Однако, существует оборотная сторона близкого к нулю электрического сопротивления – высокий уровень электромагнитных помех, убийственно влияющий на работу, напичканного электроникой современного автомобиля. Поэтому, девиз качественных высоковольтных проводов звучит почти как у американской полиции: «Проводить и защищать».
Функции защиты сводятся не только к подавлению помех, но и предотвращению других неблагоприятных явлений. Во-первых, сами провода должны быть устойчивыми к агрессивной среде под капотом авто, выдерживать различный температурный режим (от -60°С до +240 °С) и не терять своих токопроводящих качеств. Во-вторых, простая с виду конструкция высоковольтных проводов, должна предотвращать утечку тока вплоть до контакта с наконечниками свечей. Некачественные или неисправные провода способны вывести из строя некоторые устройства автомобиля, например электронную систему, а также осложнить работу двигателя другими неприятностями. Утечка тока или повышенное сопротивление приводят к уменьшению силы импульса и как следствие, либо к замедлению зажигания, либо к «троению» и «замиранию» двигателя на повышенных оборотах, либо вообще к отсутствию искры, особенно если свечи имеют даже небольшое загрязнение. В результате падает динамика, растет расход топлива (на 4-7 %) и токсичность выхлопа.
Цена или ресурс?
Высоковольтные провода состоят из токопроводящей жилы, изоляции (защитного слоя), металлических контактов и колпачков. Дополнительным элементом являются гребенки, которые собирают провода в жгут. Если подразделять по применяемым материалам и технологии производства, то все высоковольтные провода можно условно отнести к трем категориям.
Первая категория – это провода с медной многожильной токопроводящей жилой с оболочкой из ПВХ пластика. Вторая – одножильные провода с изоляцией из ПВХ или EPDM (разновидность полиуретана). Подобные изделия требуют дополнительных помехоподавительных резисторов, кроме того, изоляция из ПВХ со временем под действием паров бензина, мороза и высокой температуры покрывается микротрещинами, в провода них проникает вода, сопротивление резко снижается и происходит утечка тока.
Именно такими проводами оснащались и оснащаются большинство автомобилей отечественного производства. Наиболее технологичными сегодня признаны провода, где в качестве сердечника используется токопроводящая жила из неметаллического материала, будь то стекловолокно, полимеры, графит, лен, хлопок, кевлар, а также их сочетания. А изоляция из силикона (в крайнем случае, из силиконовой резины), обеспечивает высокое пробивное напряжение и отсутствие потерь в системе зажигания, что дает повышение общей мощности искры, более полное сгорание топлива, увеличение мощности двигателя и оптимальный расход бензина.
Все три категории по своим характеристикам полностью отвечают техническим требованиям и отличаются двумя факторами: ценой и ресурсом. Например, силиконовые провода, выпускаемые концерном «Цитрон» (Ставропольский край) способны прослужить не менее 160 000 тысяч километров без ограничения срока эксплуатации. В то же время не силиконовые – 30.000-50.000 километров или же 2-3 года эксплуатации в суровых российских условиях. При этом более технологичные силиконовые провода стоят в 3-4 раза дороже своих собратьев. Так что выбор сегодняшнего покупателя стоит между ценой и ресурсом.
Высоковольтные провода завтрашнего дня отличаются новейшими материалами, которые повышают устойчивость к агрессивной среде, обладают лучшими изоляционными и экологическими характеристиками. К примеру, американская корпорация «Delphi Packard Electric Systems» предлагает мировому автопрому кабель на основе технологии PPO, который более долговечен и сопротивление трению в 4 раза выше по сравнению с аналогами. И в то же время позволяет на 25% снизить массу изделия. Проводами из этого кабеля планируется оснащать с 2007 года Мерседесы С-класса.
Стоит отметить, что именно «Delphi Packard» является мировым лидером по производству кабельной продукции из силикона. Из ее материалов сделаны высоковольтные провода большинства американских автомобилей. Одним из первых в России материалы «Delphi Packard» в производстве проводов начал использовать концерн «Цитрон» и обеспечил себе достойное место на рынке.
Пробивает там, где рвется
Чтобы не промахнуться при выборе высоковольтных проводов стоит учесть несколько рекомендаций.
Во-первых, следует обратить внимание на информацию, указанную как на упаковке, так и на самих проводах: производитель, применяемость и т.п. Очень часто «левые» производители ошибаются в написании слова «силикон» по-английски. Правильный вариант «silicone». Это настолько частая ошибка, что даже одно из самых известных российских автоизданий в большом материале указало «silicon», что на русском обозначает «кремний».
Во-вторых, обратите внимание на колпачки проводов. Они должны обеспечивать герметичность соединения и защищать контактные наконечники. Качественные колпачки производятся из резины на основе силиконового каучука. Толщина стенок должна быть не менее 3 мм. Именно в местах соединения контакта с токопроводящей жилы и другими деталями системы зажигания чаще всего и происходит нарушение электрической сети. Происходит это, как правило, либо при снятии проводов (нередко дергают прямо за провода) или плохом соединении с выводами соответствующих элементов системы зажигания вследствие окисления, неплотной посадки и т.п.
В-третьих, следует обратить внимание на качество самого кабеля высоковольтных проводов. Лучшие – делаются из силикона, проверить их надежность можно простыми способами. Поднести кабель в открытое пламя – качественная изоляция не должна легко оплавляться или воспламеняться. Крепко скрутите кабель. Признаки смещения, скольжения между оболочкой и жилой, а также хруст указывают на плохое качество механического сцепления между оболочкой и изолятором. Также попытайтесь продольно сдвинуть изоляционный слой. Кабель должен быть практически монолитом, в противном случае при монтаже и снятии провода возможно нарушение защиты.
Автомобильные высоковольтные провода системы зажигания
Зажигание рабочей смеси в цилиндрах бензиновых двигателей внутреннего сгорания производится электрической искрой. Из соображений электробезопасности водителя и пассажиров на автомобиле применяется 12-вольтовое электрооборудование. Напряжение, снимаемое с генератора и аккумулятора, не в состоянии создать мощную искру. Проблему решают повышение напряжения, которое снимают с катушки зажигания. Последняя представляет собой хорошо известный в электротехнике повышающий трансформатор.
Содержание статьи
Особенности высоковольтной части системы зажигания
Провода для передачи высокого напряжения на свечи зажигания по сравнению с обычными обладают следующими особенностями:
Повышенная электрическая прочность изоляции, рассчитанной на напряжения 40 кВ и обеспечиваемой на протяжении длительного срока эксплуатации.
Выполнены в экранированном варианте, что делает возможным нормальное функционирование бортовых электронных устройств.
Необходимость последнего обусловлена тем, что высокое напряжение в цепях зажигания создается за счет скачкообразного изменения входного тока катушки. Резкий перепад напряжения расширяет спектр протекающего тока и при совпадении с рабочими частотами электронного оборудования появляются помехи, которые приводят к нарушению нормального функционирования.
Конструкция высоковольтного провода зажигания рассчитана на эксплуатацию в жестких условиях подкапотного пространства автомобиля. В первую очередь это широкий диапазон температур: от -40 до +100°С. Кроме того, провод обладает повышенной вибростойкостью.
Конструкция токопроводящей жилы
Имеется несколько вариантов конструктивного исполнения высоковольтного провода зажигания, которые отличаются в первую очередь исполнением токоведущего элемента.
Первыми применяли высоковольтные провода с многопроволочной жилой. Последняя состоит из нескольких, чаще семи тонких медных проволок, свитых между собой в форме канатика для обеспечения необходимой механической стабильности по изгибным воздействиям. Дополнительным плюсом от обращения к многопроволочной структуре становится улучшение вибрационных параметров кабеля. Погонное сопротивление такого кабеля составляет сотые доли ома на метр длины.
Второй вариант основан на гибком диэлектрическом сердечнике из обычных или кевларовых нитей с дополнительной пропиткой, который снабжен медной оплеткой из тонкой проволоки. Для разделительного слоя иногда применяется ферропластовая пленка, наличие которой демпфирует паразитные высокочастотные колебания. Такие изделия имеют среднее значение погонного сопротивления порядка одного – двух кОм/м.
Высокоомные высоковольтные провода с погонным сопротивлением в диапазоне 10 – 40 кОм/м имеют гибкий токопроводящий сердечник из натуральных или искусственных нитей с пропиткой или с графитовыми добавками. Для придания механической прочности в структуру сердечника вводятся дополнительные гибкие диэлектрические упрочняющие элементы.
Исполнение изолирующей оболочки
Изолирующая оболочка используется для предотвращения короткого замыкания жилы на массу и защищает ее от характерных для подкапотного пространства вредных воздействий: в первую очередь влаги, грязи, сажи и горюче-смазочных материалов.
По исполнению оболочки бывают однослойными и многослойными.
Дополнительные элементы
Назначение дополнительных элементов состоит в обеспечении простоты текущей эксплуатации высоковольтного кабеля. Представлены медными наконечниками и защитными колпачками, которые одеты на оба конца кабеля. Наконечник представляет собой кабельную часть разъемного соединителя. Резиновый или силиконовый колпачок блокирует прямой доступ к металлу и увеличивает пробивную стойкость изделия, не допуская попадания грязи на контакт.
Кабель с установленными на него такими элементами превращается в удобный для использования шнур, который подключается к распределителю и свечам простым линейным движением.
Особенность включения проводов с малым и средним погонным сопротивлением
Для защиты высоковольтной части системы зажигания последовательно с проводом, который имеет малое и среднее погонное сопротивление, включают балластный резистор. Его функция заключается в ограничении максимального тока, протекающего по кабелю в момент искрового разряда свечи.
Сопротивление резистора рассчитывается таким образом, чтобы при характерных для вторичной обмотки малых величинах тока, который подаётся на свечу, падение напряжения на нем при нормальном режиме работы было невелико. Таким образом, наличие этого дополнительного компонента не сказывается на функционировании системы зажигания. При пробое же изоляции, коротком замыкании и иных неисправностях, ток не может заметно возрасти из-за его ограничения резистором, что надежно защищает остальные элементы.
Резистор может располагаться в различных местах цепи. Изменение его местонахождения не сказывается на эффективности его функционирования.
Неисправности высоковольтных проводов зажигания
Главные признаки неисправности:
проблемы с запуском двигателя;
неустойчивое функционирование мотора на оборотах холостого хода;
увеличение уровня СО в выхлопе;
рост уровня радиопомех.
Возможные неисправности сводятся к двум группам: повышенному сопротивлению и утечкам тока.
Повышенное сопротивление или даже полное отсутствие контакта возникает при окислении взаимодействующих между собой токопроводящих элементов и отключении кабеляот свечи/катушки. Оба этих нежелательных события потенциально происходят на обоих концах провода зажигания, которые подлежат обязательной проверке. Причиной возникновения окисления часто становится чрезмерный нагрев и искрение.
Видео: Высоковольтные провода
Утечка тока. На практике наблюдается заметно большее разнообразие причин ее возникновения. Таковыми становятся загрязнение металлических токопроводящих компонентов высоковольтной части электрооборудования катушки зажигания и ее распределителя на одном конце. На противоположном конце провода опасно загрязнение контактов свечи и металлического наконечника высоковольтного провода, внутренней поверхности защитных колпачков.
Еще одна причина утечек — повреждения изоляции, которые происходят по различным причинам. Они не могут стать причиной короткого замыкания, но если в них набивается грязь, то появляется ток утечки.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Вибрация двигателя на холостых оборотах передается на кузов авто: причины и что делать?
Когда может проявиться «дергание» автомобиля и в чем причины этого явления?
Стартер крутит, но не заводится ДВС: причины и что делать?
Разновидности проверок
Контроль исправности высоковольтного провода осуществляется с помощью тестера и визуально.
Для проверки тестером (мультиметром) прибор переключают в режим омметра и подключают щупы к концам отключенного высоковольтного кабеля. Для низкоомного провода мультиметр должен показывать короткое замыкание, при среднем и большом погонном сопротивлении показания составляют единицы и даже десятки кОм, причем могут меняться при изгибе провода.
Повреждение изоляции и утечку лучше выявлять визуально. Для этого в гараже выключают свет, а у автомобиля фары, после чего заводят двигатель. Проскакивающие искры видны в темноте.
Вариантом визуальной проверки является контроль проводом с двумя зачищенными концами. Один конец соединяют с массой, а вторым водят по оболочке провода. В месте повреждения проскакивает искра.
Неисправный провод не ремонтируется и заменяется на новый.
Вечные высоковольтные провода на машину в 10 раз лучше новых
Дедушка Наиль, советский автомеханик научил меня делать
самому вечные высоковольтные провода (ВВ) на инжекторную машину.
Установил на свою машину — и теперь просто
«сказка»! Заводится «с полпинка», двигатель работает
«как часы», при движении также всё отлично — без рывков.
Самодельные вечные «ВВ» провода для машины
Современные производители автомобильной промышленности и в
частности электрики и электроники для авто немного (или много) нас — простых
автолюбителей, честно говоря «надувают» (материться здесь нельзя).
Сегодня в нашем мире «рулит» везде и всюду —
деньги! И каждый такой «Рокфеллер» пытается сделать конфетку из чего
догадаетесь сами и «всучить» нам — экономят на всём, «дерут
по-страшному» и ничего им за это нет.
Но матушка Россия будет всегда держаться вот на таких
мастерах своего дела, вот на таких дедушках, которые открывают глаза и показывают,
как нужно правильно делать.
Как сделать самому высоковольтные провода для машины лучше, чем магазинные —
почти вечные
Я уже рассказывал о дяде Вите — деревенском мастере. Сегодня хочу вас познакомить с дядей Наилем — автомастер старой школы.
Научил он меня изготавливать «долгоиграющие»
высоковольтные провода на машину. Всё легко и просто! Как из старых и ненужных
«ВВ» проводов сделать новые в 10-ки раз лучше прежних и даже лучше
новых магазинных.
Изготовление «ВВ» проводов из силиконового кабеля для рекламы
В общем берём старые свои провода и начинаем с любого.
Сначала нам понадобиться «мыло» для посуды — к примеру
«Ферри».
Это старые «ВВ» провода от машины
Смачиваем кончик отвёртки и просовываем под «чехол»
наконечника. Стараемся обойти весь периметр.
Прямой наконечник теперь легко вытягивается. С угловым (если
он есть) проделываем тоже самое, только помогаем круглогубцами его немного
подтолкнуть, чтобы беспрепятственно вышел.
Дядя Наиль говорит, что изготовить такие «ВВ»
провода для инжектора может каждый — просто многие ленятся.
Далее нужно разжать — разогнуть клеммы-наконечники на каждом
проводе.
Теперь нам понадобится высоковольтный кабель от неоновой рекламы (ПМВК 1,0-20 или ПРКВ-1,0-20 6 мм). Такие провода держат температуру до 200 градусов и напряжение до 20 кВ.
Полезно и интересно: Мужик рассказал, как одному поднять и вытащить машину из ямы в лесу.
Отмеряем новый силиконовый кабель по старым проводам и
нарезаем. Потом с помощью того же «Ферри» надеваем на провода
колпачки. Снять с каждого конца кабеля изоляцию на 1 см.
Теперь следует произвести сборку с «ВВ» проводами
в обратном порядке.
Вот и весь процесс изготовления самодельных высоковольтных
проводов на машину. Если что-то не понятно, посмотрите видео (довольно таки
смешно между собой общаются старые мастера — советую к просмотру):
Такие провода с медной жилой нулевого сопротивления ещё в советское время использовали, но они дубели на морозе. А сегодня кроме того, что в самих свечах есть резисторы, так ещё магазинные провода имеют сопротивления. Вот так «Рокфеллеры» и наживаются на нас с вами!..
Добра Вам на дороге! Ни жезла — ни ям! Следите за моими
новыми публикациями — дальше ещё интереснее будет!
Высоковольтные автомобильные провода
Выбирая автомобильные провода, необходимо учитывать рекомендации изготовителя и тщательно изучать упаковку. На ней указываются модели моторов и автомобилей, на которых они используются. Не рекомендуется приобретать изделия, на которых отсутствуют данные производителя или же текст написан с ошибками.
В качестве изоляционных материалов, как правило, используется поливинилхлоридный пластик, который отличается устойчивостью к воздействию обширного диапазона температур, кислоты, бензина, масел и не распространяет горение.
Что нужно знать
Использование проводки с высоким сопротивлением не рекомендуется в системах, формирующих высоковольтные импульсы и небольшую энергию. Это способствует пропускам воспламенения в горючей смеси и снижению мощности искры, что особенно заметно при запуске холодного двигателя зимой.
Измерение уровня сопротивления возможно при помощи специального тестера, но его применение не всегда рационально. К примеру, конструктивные особенности кабелей с токопроводящей обивкой приводят к изменению сопротивления при работе мотора, из-за чего данный способ становится неэффективным. Стоит отметить, что обычная магнитола позволяет выявить уровень помех, формируемых высоковольтной проводкой и электрооборудованием.
Сечение
Сечение автомобильных проводов подбирается в соответствии с методом прокладки (пучок или одиночный), механической прочностью, максимальным напряжением и допустимым нагревом. Уровень напряжения в системе зажигания определяет предпочтительный материал изоляции. При высоких значениях напряжения изоляция должна препятствовать пробою. Оптимальным вариантом станут провода для автомобильной проводки с колпачками и изоляцией, выполненной из силиконов и других материалов, не подверженных плавлению при высоких температурах и растрескиванию при морозе. Также стоит отметить, что структура силикона позволяет сильно изгибать провода и предотвращает возможность электрического пробоя.
Автомобильные провода: правила эксплуатации
Независимо от материалов, используемых при изготовлении, и самих кабелей, требуется соблюдение следующих правил:
регулярное подтягивание зажимов в точках соединения проводки;
очистка кабелей от загрязнений и своевременное устранение повреждений при их обнаружении;
на провод высоковольтный автомобильный не должны попадать электролит, бензин, масло и другие жидкости;
проверка падения уровня напряжения на контактных соединениях пуска, электроснабжения и освещения;
использование защитных чехлов для штекерных соединений и смазка специальным составом;
расстыковка соединений производится только при необходимости, так как это способствует нарушению и ослаблению контактов;
соблюдение необходимого расстояния между массой двигателя и нагретыми элементами мотора;
проверка качества посадки кабелей в гнезда свечных наконечников и крышки распределителя;
своевременное обнаружение причин короткого замыкания, их устранение и замена плавких вставок;
проверка штекерных и винтовых соединений на наличие окисленных и заржавевших частей.
При необходимости замены вставок должны использоваться предохранители с подходящим уровнем номинального напряжения либо проволока с необходимым сечением.
Изготовители стараются упростить поиск цепей и соединений путем окраски проводов в различные цвета, начиная с черного и заканчивая красным и белым. Основой цвет сверху может быть покрыт оттеночной эмалью в виде полос и колец. Стоит отметить, что минимальный период эксплуатации кабелей составляет 8 лет.
Неисправности
Если автомобильные провода повреждены или вышли из строя, возникают признаки, схожие со сбоем в работе свеч зажигания. Мотор начинает троить на холостых оборотах, характер работы становится неустойчивым, сам автомобиль начинает дергаться при нажатии на газ. В этом случае ток не доходит до свечи либо подается не полностью.
Перебои в работе мотора говорят о повреждении бронепровода, которое может возникать по следующим причинам:
автомобильные провода имеют высокий уровень сопротивления;
утечки тока и пробой вследствие разрушения целостности изоляции кабеля;
повреждение токопроводящих жил, отвечающих за подачу импульса;
поломка контактов в точке подсоединения к катушке и свечи зажигания.