Диагностика аккумулятора автомобиля своими руками – Обслуживание автомобильных аккумуляторов — AKB-Power — Все про аккумуляторы, батареи и зарядные устройства

  • 09.03.2020

Содержание

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Автомобильный аккумулятор – вещь дорогостоящая и требующая постоянного внимания. Это элемент, который выполняет главную функцию – запуск двигателя. Чтобы долговечность вашего АКБ была продолжительной, необходимо периодически выполнять обслуживание аккумулятора. Как это сделать, а также массу другой полезной информации читайте далее в статье.

Из-за чего аккумуляторная батарея приходит в негодность

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Прежде чем узнать, что такое обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, необходимо минимизировать угрозу его долговечности, устранить факторы, влияющие на эксплуатационный срок. К таким относятся:

  • Низкая ёмкость. Низкий заряд батареи пагубно влияет на её работоспособность и длительность эксплуатации. Это факт.
  • Заниженная температура окружающей среды. При падении температуры ниже 15 градусов, соответственно снижается ёмкость АКБ.
  • Неисправная электропроводка автомобиля. Очень важная составляющая качественной работы АКБ, например, недостаточный уровень заряда генератора приведёт к быстрому износу батареи.
  • Некачественный электролит или дистиллированная вода. Приводят к быстрому повреждению и коррозии свинцовых сот. Рекомендуется покупать только в проверенных автомобильных магазинах.

Устранив или минимизировав вышеперечисленные угрозы долговечности АКБ, можно проводить обслуживание аккумуляторных батарей.

Перечень операций при диагностике автомобильного аккумулятора

Определим основные операции, которые проводят перед тем, как обслужить аккумулятор, а после разберём их подробнее

  • Проверка напряжения на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки. Это означает, что при проверке клеммы бортовой электросети автомобиля снимают с АКБ. Необходим мультиметр или вольтметр.
  • Проверка уровня электролита.
  • Проверка уровня заряда батареи. Потребуется нагрузочная вилка.
  • Визуальный осмотр на предмет повреждения корпуса и клемм: трещины, сколы, сильные потёртости, подтеки электролита.

Проверка напряжения на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки

Проверка напряжения на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки

Совет! Чтобы не тратить лишние средства, диагностику АКБ на автомобиль можно провести самостоятельно. Основной прибор – мультиметр, который потом неоднократно пригодится даже в бытовых решениях по дому.

Периодическое обслуживание аккумуляторной батареи

Автомобильный аккумулятор требует проведения периодического обслуживания, в состав которого входят следующие операции:

  • Заряд АКБ с помощью регулируемого зарядного устройства. Обычно требуется 10-14 часов.
  • Долив электролита или дистиллированной воды (если соты оказались открытыми).
  • Очистка и смазка клемм АКБ солидолом или циатимом.
  • Очистка ветошью корпуса аккумулятора от пыли, грязи, крупного и мелкого мусора.
  • Проведение циклов заряд/разряд, в качестве десульфатации для свинцовых пластин.

Обслуживание и диагностику аккумулятора автомобиля можно выполнить своими руками. Немного знаний, пара необходимых инструментов, результат – экономия средств и точная уверенность в исправности АКБ своей машины.

Проверка напряжения аккумулятора


Выполнять данное действие надо на снятом АКБ, предварительно очистив клеммы от грязи или налёта. Для измерения напряжения необходим мультиметр, включённый в режим «постоянное напряжение».

Последовательность проверки напряжения батареи:

  • Включить мультиметр, или просто перевести его указатель в режим измерения постоянного напряжения.
  • Чёрный щуп установить на минусовой клемме АКБ, красный – на плюсовой.
  • На дисплее измерительного прибора будут отображены показатели напряжения.

Если значения на дисплее в пределах 12,6-12,9 В – то аккумулятор заряжен и готов к дальнейшей эксплуатации.

Можно провести контрольный цикл заряд/разряд, но больше в качестве профилактики. Если показания 12 В или ниже, то АКБ нуждается в полной зарядке.

Проверка нагрузочной вилкой

Проверка нагрузочной вилкой

Проверка нагрузочной вилкой

Как обслужить аккумулятор автомобиля самостоятельно и при этом не использовать нагрузочную вилку, ведь её покупка для редкого применения не оправдает затраченных средств?

Это чистая правда – нагрузочная вилка является специализированным измерительным прибором, созданным специально для диагностики работоспособности АКБ. Чтобы провести обслуживание аккумулятора в полной мере, можно взять нагрузочную вилку в аренду или попросить у знакомых.

Последовательность проверки АКБ нагрузочной вилкой:

  • Очистить клеммы аккумулятора от налёта, грязи или мусора.
  • Присоединить «крокодилы» нагрузочной вилки на клеммы аккумулятора. Красный на «плюс», чёрный на «минус».
  • Включить вольтметр. Если прибор показывает 12,6-12,9 В – то аккумулятор заряжен. Если меньше – то его необходимо зарядить.
  • Кратковременно, не более 5 секунд, подать нагрузку. Для этого на корпусе нагрузочной вилки предусмотрена специальная кнопка.
  • После нагрузки вольтметр покажет другие данные. Исправный аккумулятор, годный для дальнейшей эксплуатации не должен показать напряжение менее 10,2 В.

Значение ниже 10,2 В, но до 9 В, показывает слабую ёмкость АКБ – его необходимо поставить на зарядку, после чего заново проверить с помощью нагрузочной вилкой.

Если показатель ниже 9 В – то такая аккумуляторная батарея считается неработоспособной, и её следует заменить на новую.

Проверка тока утечки


Ток утечки – серьёзная проблема как старых автомобилей, так и новых моделей, системы которых функционирую благодаря сложным электронным блокам управления. Мелкое короткое замыкание, из-за которого остаётся целым даже предохранитель, станет причиной постепенно разряда аккумуляторной батареи. Соответственно, приведёт к снижению эксплуатационного срока АКБ.

Последовательность определения тока утечки на автомобиле:

  • Отключить все устройства автомобиля, требующие электропитание: свет фар, вентилятор отопителя салона, магнитола, подсветка салона, кондиционер. Проверка проводится при выключенном двигателе, ключ из-за замка необходимо достать.
  • Снять с аккумулятора минусовую клемму.
  • Перевести мультиметр в режим измерения силы постоянного тока.
  • Красным щупом мультиметра коснутся провода массы автомобиля, чёрным – минусовой клеммы АКБ.
  • Зафиксировать показания, заново одеть провод массы на минусовую клемму и надёжно зафиксировать.

Оптимальный показатель силы тока в бортовой сети автомобиля при отключённых потребителях – до 70 мА.

Если значение больше, то необходимо искать причину. Постоянно работающая лампочка в багажнике приведёт к тому, что одна машина просто не заведётся из-за разряженного аккумулятора.

Проверка заряда генератора

Проверка заряда генератора

Проверка заряда генератора

Как и в предыдущем разделе, здесь потребуется мультиметр. Для проверки качества заряда генератора, аккумуляторную батарею следует установить на автомобиль.

Совет! Для качественной проверки данного параметра, необходимо включить максимальное количество электроприборов бортовой сети. Например: вентилятор отопителя салона, свет фар, дворники и обогрев заднего стекла.

Последовательность проверки качества заряда генератора:

  • Запустить двигатель автомобиля.
  • Включить мультиметр и коснуться щупами минусовой и плюсовой клеммы бортовой электросети.
  • На дисплее измерительного прибора будут отображены показатели напряжения, которое выдаёт генератор для заряда аккумуляторной батареи.

Интервал заряда генератора достаточно широк: от 13 В до 14,4 В, в зависимости от исправности бортовой электросети и марки автомобиля. Но, если прибор зафиксировал показатель ниже 13 В, то следует искать причину столь низкого напряжения. Обычно неисправность заключена в генераторе или реле напряжения.

Замер плотности электролита

Необходим аккумуляторный ареометр, без которого обслуживание аккумуляторов невозможно. Стоит прибор немного и подходит как для проверки плотности электролита, так и охлаждающей жидкости (тосола или антифриза). Делать замер данного параметра можно не только во время полного обслуживания АКБ, но и просто раз в 2-3 недели. Для замера не надо снимать батарею с автомобиля.

Последовательность замера плотности электролита:

  • Открутить пластиковые крышки, закрывающие каждую банку.
  • Опустить носик заборной трубки в электролит, до соприкосновения с пластиной.
  • Грушей закачать немного электролита в трубку.
  • Опустить в трубку измерительный ареометр. Уровень электролита окажется напротив соответствующего показания на ареометре.

Замер плотности электролита

Замер плотности электролита

Отбор необходимо производить с каждой банки.

Номинальные показания плотности электролита: от 1,27 до 1,29 гр/см3. При низкой плотности электролит лучше всего заменить, при низком уровне – просто долить дистиллированной воды.

Визуальный осмотр и чистка

Внешняя чистка аккумулятора необходима для поддержания его правильной работоспособности. Обслуживание и чистка АКБ должны проводиться в одно время, за исключением тех моментов, когда батарея слишком грязная. Но 10 минут вполне достаточно для протирки аккумулятора влажной ветошью, не снимая его с автомобиля.

Совет! Прежде чем приступить к осмотру и чистке, приготовьте эффективный и недорогой раствор: 1 чайная ложка пищевой соды на 1 стакан воды, и тщательно перемешать. Сода является катализатором электролита и качественно убирает его с любых поверхностей.

При осмотре необходимо убедиться в целостности корпуса аккумуляторной батареи, отсутствии потёков электролита, а также следов масла, тосола или антифриза. После осмотра можно приступать к чистке: качественно протереть корпус аккумулятора влажной ветошью. Для протирки клемм лучше использовать сухие тряпки.

После протирки, клеммы АКБ следует смазать специальным гелем, предотвращающим появление окислительной плёнки и токопроводящего налёта. Если геля нет, то вполне подойдёт простой солидол или циатим, который применяют для смазки подшипников электродвигателей, работающих на высоких оборотах.

Зарядка аккумуляторной батареи

Зарядка аккумуляторной батареи

Зарядка аккумуляторной батареи

Даже при нормальной ёмкости аккумуляторной батареи, минимум 1 раз в 3 месяца следует проводить дозаряд.

Как правильно зарядить/дозарядить АКБ:

  • Открутить пластиковые крышки, закрывающие банки аккумулятора.
  • Правильно подключить «крокодилы» ЗУ на аккумулятор: «плюс» на «плюс», «минус» на «минус». Изменение полярности может привести к выходу из строя батареи.
  • Включить домашний прибор для зарядки АКБ в сеть и выставить на нём ток 5 А.
  • После закипания электролита ток снизится до 2-3 А. Поднимать его выше не надо.
  • Оставить АКБ заряжаться на 10-12 часов.

Как обслуживаемый, так и необслуживаемый аккумулятор лучше всего заряжать автоматическим ЗУ.

Данное устройство не только самостоятельно регулирует ток, оно также автоматически отключается после достижения АКБ своей максимальной ёмкости.

Последний шаг – десульфатация

Десульфатация автомобильного аккумулятора проводится с целью продления его эксплуатационного срока. В течение длительного использования АКБ, на его пластинах оседает излишек свинца, который не пропадает даже после цикла зарядки. Десульфатация помогает если не избавиться от него, то хотя бы немного снизить его количество.

Самый простой метод десульфатации – заливка специального раствора в банки аккумулятора. Такой раствор достаточно редкий и дорогостоящий, поэтому может продаваться не в любом автомобильном магазине. Способ применения: слить электролит, залить раствор, оставить на время, указанное в инструкции по применению, слить раствор и залить новый электролит.

Более сложный способ – зарядка АКБ с применением специальных устройств, таких как ЗУ, работающие по принципу импульсного тока. Подобные приборы очень дорогостоящие, но многие автолюбители собирают их самостоятельно.

Необслуживаемые аккумуляторы любой ёмкости, автомобильные эксперты советуют восстанавливать только в специализированных сервисных центрах.

Заключение

В статье рассмотрен вопрос: как обслуживать аккумулятор автомобиля своими руками с минимальными затратами. Каждый владелец автомобиля должен помнить, что пропущенный цикл обслуживания АКБ может привести в будущем к более серьёзным затратам, чем лишний час своего времени.

Диагностика аккумулятора для авто с помощью одного вольтметра

Всем привет, в этой статье хочу вам рассказать, как можно произвести быструю диагностику АКБ с помощью вольтметра или обыкновенного тестера, без помощи ареометра.

Конечно, сначала осматриваем аккумулятор на повреждения и трещины, затем откручиваем пробки и осматриваем пластины аккумулятора.

Они должны быть чистые, если они покрыты коричневым налетом, значит пластины замкнуты и аккумулятор будет саморазряжаться.

Ну, а теперь расскажу, как проверить состояние аккумулятора с помощью вольтметра.

Берем вольтметр и измеряем напряжение АКБ.

В моем случае оно составило 12,8 вольта.
Затем берем калькулятор и делим 12,8 на 6, потому что у нас 6 банок в аккумуляторе. Получаем 2,13 вольта на каждой банке, то есть каждая банка должна отдавать 2.13 вольта.

Теперь нам надо узнать, одинаковое ли плотность электролита в каждой банке нашего аккумулятора. Мы знаем, что плотность электролита напрямую связана с вольтами, которыми выдаёт банка. Поэтому мы берем вольтметр опускаем плюсовой щуп в электролит первой банки, а минусовой щуп в электролит второй банки и смотрим сколько показывает вольт,

а вольт, как мы знаем должно показать 2.13 — 2 .14. И таким способом, проверяем все 6 банок.

Как определить с помощью мультиметра

Если плотность в банках будет отличаться больше, чем на 0,01, то это плохо, так как будут перетоки. Если какая-то банка показала большее значение или меньшее, то значит с ней что-то случилось и надо смотреть, и разбираться с этой банкой.

Если мы измеряем напряжение аккумулятора и оно у нас например выдало 10 вольт, то можно с уверенностью сказать, что у нас отпала какая-то банка.
А случится это может потому, что у нас появилась трещина внутри между банками.

Как определить с помощью мультиметра, есть ли трещина между банками или нет?


Плюсовой щуп мультиметра опускаем в первую банку, а минусовой щуп опускаем через банку, так как мы замеряем сразу сумму вольтожа 2-х банок.

Как определить с помощью мультиметра

На мультиметре показывает 4.27 вольта, значит обе эти банки исправны и трещин между этими банками нет. Также измеряем и проверяем другие банки.

Также измеряем

Таким простым и доступным способом можно узнать состояния аккумуляторной батареи без ареометра.

Еще хочу добавить, что электролита не следует наливать очень много, если на аккумуляторе нет рисок максимум и минимум,

максимум и минимум

то электролита нужно заливать столько, чтобы он миллиметра на 3 прикрыл аккумуляторные пластины, этого будет вполне достаточно, если вы нальете очень много, то он будет перетекать и замыкать между банками.

Автор; Руслан К.

Диагностика аккумуляторных батарей – путь к эксплуатации без сюрпризов

Такие разные аккумуляторы

Начнем с показательной статистики: по данным немецкого автоклуба ADAС за период с 1996 по 2006 г., в Германии удвоилось число автомобильных аварий, связанных с дефектами аккумуляторов. Только в результате недозаряженных аккумуляторов количество ДТП увеличилось в 3 раза.

Более чем в 60% всех аварий, произошедших в связи с дефектными АКБ, батареи находились в состоянии глубокого разряда, а еще в 28,7% случаев во время осмотра выяснялось, что батареи были заряжены некачественно. Аналитика ADAС говорит о том, что в 0,7% случаев дорожных происшествий, произошедших из-за неисправностей АКБ, использовались аккумуляторы, выработавшие свой ресурс. Таким образом, примерно в 90% аварий, связанных с выходом из строя аккумуляторов, причиной оказывался низкий уровень их заряда.

Это является результатом постоянного увеличения числа потребителей тока в современных транспортных средствах и подчеркивает важность и необходимость регулярного осмотра специалистами батареи автомобиля. В идеале нужно, чтобы аккумулятор перед зимним сезоном прошел осмотр на СТО, хотя частично проверить состояние своего аккумулятора водитель может и самостоятельно, используя вполне доступные средства измерения.

В современном автомобилестроении используются аккумуляторы трех типов. Прежде всего это уже почти не используемые т.н. обслуживаемые аккумуляторы. Их можно ремонтировать, но эксплуатировать неудобно. Наибольшее распространение сегодня получили т.н. частично обслуживаемые АКБ. Пластины этих аккумуляторов изготавливаются из свинца, легированного 6…12% сурьмы. В банках происходит постоянный гидролиз воды, в результате которого вода разлагается и, превращаясь в газ, улетучивается. Недостающую долю воды в растворе электролита необходимо восполнять, в этом, собственно, и заключается обслуживание АКБ этого типа. К третьему типу относятся необслуживаемые АКБ. Благодаря использованию пластин из специального состава, оригинальной системе конденсирования и другим решениям, эти батареи не требуют вмешательства человека в свою работу на протяжении всего эксплуатационного ресурса. А это возможно лишь при условии надежной работы других компонентов бортовой сети автомобиля. И поскольку при эксплуатации часто случаются непредсказуемые ситуации, то и необслуживаемым АКБ нужна диагностика их технического состояния. И здесь на помощь приходят специальные тестеры.

Тестеры АКБ бывают аналоговыми и цифровыми. Аналоговые тестеры отличаются доступной ценой, но цифровые, по сравнению с аналоговыми, дают более точные замеры. В настоящее время на нашем рынке представлены тестеры российских, европейских и американских компаний – НПП «Орион», Mobilen, Argus Analyzers, Battery Bug, Bosch и других.

Диагностика: с чего начнем?

Диагностика начинается с контрольного осмотра, т.е. с проверки, цел ли корпус, отсутствуют ли потери электролита. Если дефекты такого рода имеются, то аккумулятор для эксплуатации непригоден. Надо также помнить, что под наклейкой или упаковочной пленкой могут оказаться скол или трещина, поэтому заклеенные части корпуса должны быть очень тщательно осмотрены.

Как писалось выше, в частично обслуживаемых АКБ необходимостью являются периодическая проверка уровня залитого электролита и контроль его плотности. Если говорить об объеме залитого электролита, то его количество должно обеспечивать уровень, превышающий на 10–15 мм верхний край сепаратора аккумуляторных пластин.

Чтобы тестировать уровень электролита, понадобится предварительно открутить резьбовую пробку на банке. Специальную стеклянную трубку небольшого диаметра опускают одним концом в исследуемую банку аккумулятора, пока трубка не упрется в сепараторы аккумуляторных пластин. А второй конец трубки плотно закрывают пальцем. Затем нижний край трубки извлекают из банки, не отпуская зажатого верхнего края, и замеряют, какой высоты столбик электролита находится в трубке. Если столбик электролита в трубке ниже 10…15 мм, то необходимо долить дистиллированную воду для восстановления нужного уровня.

В редких случаях доливают и электролит, но это только тогда, когда электролит выливается из АКБ в результате опрокидывания, выплескивается через отверстия в банках и т.д.

Проверка плотности электролита осуществляется ареометром, летом она должна составлять 1,24 г/см3, а зимой 1,28 г/см3. Если в результате измерений установлено, что в одной-двух банках низкая плотность электролита, а напряжение холостого хода, то есть напряжение аккумулятора без какой-либо нагрузки, ниже 11,0 В, то, скорее всего, произошло короткое замыкание внутри аккумулятора и дальнейшая его эксплуатация невозможна. Если же плотность электролита во всех банках одинакова, а напряжение холостого хода превышает 12,5 В, то это значит, что АКБ заряжена полностью и можно проводить нагрузочный тест. Возможен вариант, когда низкая, но примерно одинаковая плотность наблюдается во всех банках. Это может значить, что аккумулятор необходимо дозарядить. Случается, что электролит, обычно прозрачный и бесцветный, во всех банках становится коричневого цвета. В такой ситуации мерить напряжение аккумулятора нет смысла, поскольку батарея явно либо чрезмерно изношена, либо неоднократно подвергалась перезаряду.

Но с частично обслуживаемыми аккумуляторами связана еще одна проблема. Нередко на поверхности корпуса батареи появляются следы растекшегося электролита. Они возникают в результате разбрызгивания или из-под небрежно закрученных пробок на банках, или в результате испарения при кипении. К тому же на поверхности накапливаются пыль и грязь. Эти подтеки электролита вместе с грязью, а возможно, и с окисленными полюсами аккумулятора, вызывают усиленный саморазряд АКБ.

Для проверки достаточно взять вольтметр и прикоснуться одним щупом к плюсовому полюсу АКБ, а вторым щупом прикасаться к различным точкам корпуса аккумулятора. На дисплее прибора будет отражаться напряжение токов утечки, часто достаточно мощное. Эти токи разряжают батарею во время простоя автомобиля и могут вызвать глубокий разряд, который грозит выходом АКБ из строя.

В то же время аккумулятор легко очистить от следов кислоты. Для этого достаточно растворить ложку пищевой соды в стакане воды и тщательно промыть, а затем протереть корпус. Раствор соды нейтрализует кислоту разлитого электролита, и после обработки содовым раствором утечки тока на корпусе практически исчезают.

Аккумуляторы, обслуживаемые и необслуживаемые, достаточно часто проверяют на утечки тока. Такая необходимость может возникнуть, например, если автомобиль с заряженным аккумулятором стоял на парковке несколько дней, а при попытке завести двигатель не смог прокрутить стартер. Безусловно, у водителя возникает подозрение, что в этом виноваты токи утечки. Для проверки этого достаточно открутить болт крепления и снять клемму с любого полюса АКБ. Затем проводами мультиметра, переключенного в режим амперметра с пределом измерения до 10 А, соединяют этот разрыв между клеммой и полюсом проводами амперметра, т.е. один провод мультиметра в роли амперметра соединяют с клеммой, а другой – с полюсом аккумулятора.

Считается, что ток утечки допустим в границах 30…40 мА, а для некоторых автомобилей, в большом количестве «напичканных» различными электронными гаджетами и приборами, допускается даже утечка до 80 мА. Если же амперметр фиксирует на дисплее, что между полюсом аккумулятора и снятой клеммой кабеля бортовой сети действует ток большей силы, значит, существует мощная утечка и ее надо срочно устранять.

Нагрузочные вилки нужны и в быту, и на СТО

С целью оценки разряженности батареи проводят несложный тест на измерение напряжения холостого хода. Измерять напряжение удобно с помощью мультиметра. Переключив прибор в режим вольтметра и выбрав постоянный ток и установив предел измерений до 20 В, можно замерить ток холостого хода. При полностью заряженном аккумуляторе напряжение, замеренное на его полюсах, должно составлять 12,6 В. Если же прибор покажет, что напряжение не превышает 12,4 В, то аккумулятор в этом случае заряжен только на 75%. При 50%-ной зарядке вольтметр зафиксирует напряжение аккумулятора в 12,2 В, а напряжение холостого хода в 12 В соответствует уровню заряда на 25%. Полностью разряженная батарея имеет напряжение между полюсами менее 11,8 В, а при достижении напряжения в 11 В батарею использовать не просто нельзя, но и опасно, т.к. появляется риск вывести из строя генератор.

 Также ток холостого хода можно измерить и нагрузочной вилкой, отключив предварительно нагрузку. Однако надо отметить, что измерение напряжения холостого хода позволяет только определить степень заряженности аккумулятора, но не может быть использовано для индикации емкости, определения пусковых характеристик и тем более ресурса аккумулятора.

Гораздо более информативным является тестирование аккумулятора под нагрузкой, что является своего рода имитацией запуска двигателя. Подключив нагрузочную вилку с установленной нагрузкой, прибор фиксирует меняющееся напряжение аккумулятора в течение 5 сек. после подключения. Результат измерений отражается на дисплее прибора и фиксируется в его памяти.

Если аккумулятор заряжен и исправен, то напряжение в конце 5 сек. будет превышать 10,2 В. Надо отметить, что напряжение в качественной АКБ при подобной проверке должно держаться стабильно и не падать.

В практике случается, что замеренный на АКБ ток холостого хода превышает 12,6 В, тестирование же под нагрузкой показывает на недозаряд или полный разряд батареи. Это значит, что АКБ неисправна, и нужно либо искать поломку, либо просто менять аккумулятор. Возможен еще вариант, когда напряжение под действием нагрузки опустилось ниже 10 В и продолжает снижаться, а кроме того, происходит выделение газа из электролита в результате кипения в одной либо двух банках. Такие признаки характерны для внутреннего замыкания, и аккумулятор необходимо менять. А когда аккумулятор под действием нагрузки демонстрирует снижающееся без паузы напряжение и при этом электролит закипает во всех банках, то это верный признак того, что батарея длительное время находилась в разряженном состоянии, в результате чего, возможно, произошла сульфатация пластин и АКБ к эксплуатации непригодна.

Нагрузочные вилки представлены в торговле в широком ассортименте, в основном они предназначены для тестирования аккумуляторных батарей напряжением 12 В, но можно приобрести вилки и для проверки 6-вольтовых и 24-вольтовых аккумуляторов.

Большой ассортимент КИП производит НПП «Орион» из Санкт-Петербурга, для тестирования автомобильных аккумуляторов предприятие предлагает нагрузочные вилки мод. НВ-01(02,03). С помощью этих приборов можно качественно и удобно тестировать аккумуляторные батареи с номинальным напряжением 12 В емкостью 15…100 Ач. В этом случае в вилке устанавливается нагрузка в 100 А. Для проверки батарей емкостью от 100 до 240 Ач в приборе устанавливают нагрузку в 200 А. Также тестеры НВ-01(02,03) используются для проверки исправности генератора и бортовой сети с помощью высокоточного вольтметра.

В нагрузочных тестерах НПП «Орион» автоматически определяется и выводится на экран дисплея степень заряженности АКБ в процентах, можно в режиме просмотра увидеть, как изменялось напряжение под нагрузкой в каждую секунду проведения теста. Динамика снижения напряжения во время теста имеет важное значение для определения ресурса аккумулятора.

Однако метод проверки АКБ нагрузочной вилкой не определяет емкости батареи, не измеряет величину пускового тока, с помощью этого метода нельзя почти ничего сказать о сроках службы проверяемого аккумулятора. Кроме того, тестирование повышенной нагрузкой значительно разряжает и может нанести вред, особенно изношенным батареям.

А если надо проверить посерьезней?

Глубокая проверка технического состояния аккумулятора возможна только в условиях специальной лаборатории с электронными стендами и дорогим оборудованием. Тем не менее и в условиях СТО можно выявить большую часть дефектов аккумулятора, правильно оценить степень его износа. Для полноценной картины состояния аккумулятора и перспектив его дальнейшего использования либо определения причин некачественной работы необходимо измерить ток холодной прокрутки ССА, а также выяснить процент остаточной емкости, определить зарядный ток электрической системы автомобиля.

В этой связи можно вспомнить переносной профессиональный тестер компании Bosch мод. BAT 121. Он предназначен для работы с пусковыми 12-вольтовыми АКБ. Тестер производит 10-секундную проверку аккумулятора с помощью нагрузки, не приносящей вреда АКБ. Определение тока холодной прокрутки редко вводят в функции тестеров, однако BAT 121 может его определить, причем в соответствии не только с европейскими стандартами EN, DIN, IEC, но и с японским стандартом JIS.

Во время теста на 8-цифровом светодиодном экране с подсветкой можно увидеть параметры напряжения и состояние АБ, а также пусковую мощность. Дополнительно при помощи этого тестера можно провести диагностику 12-вольтового генератора. Тестер запитывается от исследуемого аккумулятора, а результаты произведенных им замеров могут быть распечатаны на встроенном в тестер термическом принтере.

Отличные результаты исследования аккумуляторных батарей демонстрируют профессиональные тестеры компании Argus Analyzers. С помощью моделей АА350, АА360, АА360-RP можно определить ток холодной прокрутки ССА, процент остаточной емкости. Также прекрасно подходят для тестирования стартерных аккумуляторных 12-вольтовых батарей тестеры моделей АА1000 и АА1000-R. Они быстро и точно определяют ток холодной прокрутки ССА, напряжение холостого тока, процент остаточной емкости, диодные колебания, производят безопасное нагрузочное тестирование аккумулятора.

Пользуются доверием и тестеры для стартерных батарей компании Midtronics. При исследованиях тестеры компании очень точно определяют ток холодной прокрутки ССА, диодные колебания, производят нагрузочное тестирование аккумулятора и фиксируют остаточную емкость диагностируемого аккумулятора.

Важно помнить, что осмотр, техническое обслуживание, а возможно, и замена аккумуляторных батарей относятся или, по крайней мере, должны относиться к одним из наиболее важных мероприятий в работе станций техобслуживания в преддверии зимнего сезона.

Как обслужить и восстановить аккумулятор автомобиля

Современные машины комплектуются достаточно надежными АКБ со значительными сроками эксплуатации.

обслуживание аккумулятора автомобиля

Тем не менее регулярное техническое обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками позволит существенно повысить его ресурс при минимальных затратах времени и финансов.

Необходимость в проведении регламентных работ такого рода обуславливается следующими факторами:

  • В процессе эксплуатации автомобиля возможны отклонения параметров заряда из-за неисправностей генератора.
  • Продолжительный простой транспортного средства с подключенным аккумулятором приводит к постепенной потере заряда.
  • Отсутствие должного ухода за батареей может вызвать ее неисправность и необратимые процессы, которые сделают невозможным ее дальнейшее использование.

Современные автомобильные аккумуляторы бывают двух видов: обслуживаемые и необслуживаемые (ГОСТ 53165-2008 действующий с 01.07.2009 года).

Видео — как обслужить аккумулятор автомобиля:

Первый тип батарей нуждается в проведении регламентных работ в соответствии с рекомендациями, разработанными производителем. Второй тип аккумуляторов, невзирая на название, также нуждается в периодическом уходе. Разница между ними в этом плане состоит в основном в объеме проводимых операций.

Как обслуживать аккумулятор автомобиля: состав регламентных работ

Свинцово-кислотные батареи хорошего качества известных производителей имеют срок службы не менее пяти лет при условии тщательного и своевременного ухода. Достаточно квалифицированное обслуживание аккумулятора автомобиля возможно организовать и своими силами без привлечения специалистов и обращения на СТО.

необслуживаемая АКБ

Состав регламентных работ для каждого из видов батарей существенно различается.

Уход за необслуживаемой батареей в процессе эксплуатации

АКБ данного типа получают все большее распространение и пользуются в среде автолюбителей популярностью. Уход за необслуживаемым аккумулятором сводится к довольно простым действиям и предусматривает выполнение следующих мероприятий:

  • Осмотр корпуса на предмет выявления течи.
  • Очистка дренажных отверстий других деталей батареи от загрязнений.
  • Своевременное устранение течей электролита и нейтрализация кислоты при помощи соды.
  • При наличии встроенного ареометра производится постоянный контроль плотность жидкости в корпусе.
  • Регулярное смазывание контактов аккумулятора для предохранения от разрушения.
  • Периодические проверки напряжения на клеммах аккумулятора при работающем двигателе.

Последняя процедура позволяет оценить уровень заряда, который обеспечивает генератор. Если напряжение находится в пределах от 12,5 до 14,5 В это означает что агрегат исправен. Отклонения от указанных параметров говорит об износе генератора и необходимо произвести диагностику и устранить неисправность. После ремонта повторить контрольные мероприятия в разных режимах работы, и в том числе при включенных фарах и иных потребителях.

обслуживание АКБ автомобиля своими руками

Необслуживаемые батареи не имеют технологических отверстий с пробками для контроля уровня и доливки электролита до нужного. В случае критического падения уровня жидкости или снижения плотности аккумулятор подлежит замене исправным. Если автомобиль в течение длительного времени не будет использоваться, то необходимо отключить массу. Данное действие позволит избежать саморазряда.

Видео — как проверить аккумулятор автомобиля:

Аккумулятор, который не используется в течение длительного времени необходимо периодически подзаряжать. Для этих целей используются специальные устройства, которые понижают напряжение до необходимого уровня и после этого переходят в режим зарядки АКБ. Современные зарядные устройства по большей части автоматические и в процессе их применения не требуют контроля со стороны человека.

Уход за обслуживаемой АКБ

Устройства данного типа имеют отверстия для заливки электролита, плотно закрытые пробками. Техническое обслуживание автомобильного аккумулятора данного типа производится в том же порядке что и для необслуживаемого, но при этом имеет ряд особенностей.

Периодически необходимо контролировать уровень электролита в банках и определять его плотность с использованием ареометра. В приборе имеется ряд поплавков с разным удельным весом и груша для заполнения корпуса.

Видео — как проверить плотность электролита в аккумуляторе:

Техническое обслуживание аккумулятора автомобиля данного типа включает в себя следующие операции:

 

  • Проверка надежности крепления батареи,  при необходимости подтяжка гаек или болтов.
  • Удаление окислов между клеммами аккумулятора и зажимами проводов, их обработка консистентными смазками для исключения коррозионных процессов.
  • Проверка уровня электролита визуально или с использованием специальной мерной трубки. В случае падения уровня — в банки доливается дистиллированная вода, приобрести которую можно в магазине автозапчастей или в аптеке.
  • Плотность электролита проверяется ареометром и по ней оценивается уровень заряда, уменьшение данного показателя на 0,01 г/см3 говорит о снижении заряда на 6 %.
  • Исправность аккумулятора проверяется специальным прибором – нагрузочной вилкой. Рабочей батарея считается в том случае, если напряжение не падает в течение минимум 5 секунд.

как восстановить емкость аккумулятора автомобиля

Доливка электролита в банки допускается только при выявлении явных признаков его утечки. Обычно в магазинах предлагаются уже заряженные аккумуляторы, что позволяет сразу же использовать их на автомобиле.

Видео — обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками:

В случае приобретения сухозаряженной батареи ее необходимо заправить электролитом с плотностью в 1,27 г/см3 до установленного уровня. Не ранее, чем через 20 минут и не позднее двух часов проводится проверка ареометром.

замер плотности электролита АКБ

Если падение плотности не превысило 0,03 г/см3 батарею можно устанавливать на автомобиль для эксплуатации. В противном случае необходимо подключить зарядное устройство. Ток заряда не должен превышать 10 % от номинального значения, процедура проводится до появления обильного выделения газов в банках. После этого повторно контролируется плотность и уровень, при необходимости в банки доливается дистиллированная вода.

восстановление аккумулятора автомобиля своими руками

После этого вновь подключается зарядное устройство на полчаса для равномерного распределения электролита по всему объему банок.

Теперь аккумулятор готов к применению и может быть установлен на автомобиль для эксплуатации.

Особое внимание состоянию батареи уделяется в зимний период. Снижение температуры воздуха приводит к падению плотности электролита и уровню заряда, которого может быть недостаточно для уверенного запуска двигателя.

Как восстановить аккумулятор автомобиля

Автомобильный аккумулятор, который в течение длительного времени не использовался, теряет заряд. В случае если напряжение на клеммах падает ниже 10,5 В, то этого недостаточно для запуска двигателя и батарею необходимо заряжать.

как обслужить аккумулятор автомобиля зимой

Восстановление аккумулятора автомобиля осуществляется несколькими способами:

  • Произвести зарядку малым током в течение длительного времени. Если по окончании процесса плотность начинает увеличиваться, то есть надежда на положительный результат. При продолжении заряда возможно его повышение до приемлемого уровня.
  • В случае если пластины аккумулятора в рабочем состоянии, то допускается повышение плотности электролита добавлением серной кислоты с удельным показателем в 1,4 г/см3.
  • Реанимация полностью разряженной батареи может быть выполнена в условиях специализированной мастерской. Здесь используются специальные методики заряда в дистиллированной воде.

Качественное восстановление аккумулятора автомобиля после глубокой разрядки позволит сэкономить не малые средства, равные стоимости покупки новой АКБ. При этом следует помнить, что ресурс такой батареи незначительный и отказ может произойти в любой момент — особенно в процессе зимней эксплуатации. Экстремально низкие температуры при малой плотности электролита могут вызвать его замерзание и разрушение пластин.

Регулярный уход за батареей позволит продлить срок ее эксплуатации и избежать сульфатизации пластин или их механического разрушения. Правильная эксплуатация аккумулятора существенно увеличивает его ресурс, что дает возможность снизить издержки на эксплуатацию автомобиля.

как обслужить аккумулятор автомобиля зимойКак производится покраска литых дисков своими руками узнаете, ознакомившись со статьей.

Многим помогают комментарии к запрещающим знакам.

Про датчик положения дроссельной заслонки — https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/priznaki-neispravnosti-dpdz.html

Видео — как восстановить необслуживаемый автомобильный аккумулятор BOSCH:

Может заинтересовать:

как обслужить аккумулятор автомобиля зимой
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добавить свою рекламу

как обслужить аккумулятор автомобиля зимой
Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Добавить свою рекламу

как обслужить аккумулятор автомобиля зимой
Что дает установка автобаферов?

Добавить свою рекламу

как обслужить аккумулятор автомобиля зимой
Зеркало видеорегистратор Car DVRs Mirror

Добавить свою рекламу

как проводить, обслуживание батареи, хранение АКБ

Диагностика аккумулятора автомобиляАккумуляторная батарея является одним из основных узлов, относящихся к электрооборудованию автомобиля. Для обеспечения работоспособности аккумулятора (АКБ) требуется своевременная диагностика, которая продлевает срок его эксплуатации. Выполнить диагностику аккумулятора автомобиля можно в специализированных автосервисах или самостоятельно, предварительно изучив правила обслуживания и эксплуатации аккумуляторных батарей.

Типы автомобильного аккумулятора

Во время эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи необходимо периодически следить за её состоянием. Нужно проводить визуальный осмотр аккумулятора на предмет целостности корпуса и наличие электролита в нём. Корпус АКБ нужно тщательным образом осматривать на наличие сколов или трещин, которые могут вызвать вытекание электролита.

В современных автомобилях применяются аккумуляторные батареи двух типов:

  • Как проверить аккумулятор Обслуживаемые. Такие батареи завоевали на современном рынке большой спрос среди владельцев автотранспорта. Пластины аккумулятора состоят из свинца. В банках проходит химическая реакция, в результате чего вода превращается в газ и испаряется. Недостающую часть воды необходимо компенсировать.
  • Необслуживаемые. К ним относятся рекомбинационные, состоящие из стекловолокна обладающего высокой впитывающей способностью. Подобные гальванические элементы оснащены клапанами, представляют изолированную от атмосферы систему. К необслуживаемым батареям также относятся гелиевые АКБ, которые заполнены гелеобразным электролитом, полученным при добавлении в него кремниевой кислоты.

Проведение диагностики

Проверка уровня заряда аккумулятораДиагностику аккумуляторной батареи необходимо начинать с проверки уровня электролита путём визуального осмотра. На АКБ в верхней части корпуса находится шесть заглушек, которые могут быть разделены между собой, или быть общими для всех шести банок. Необходимо снять специальную заглушку, чтобы получить доступ к емкости, заполненной электролитом. Электролит при визуальном осмотре полностью должен покрывать пластины батареи.

Для более точного измерения уровня электролита можно использовать стеклянную трубочку. При погружении верхнее отверстие трубки необходимо прижать пальцем, после этого вынуть её наружу, провести измерение уровня при помощи линейки. Уровень столба варьируется в пределах 12−15 мм, что указывает уровень электролита над пластинами. Если уровень окажется ниже, то его необходимо компенсировать дистиллированной водой.

При уровне электролита выше 15 мм его необходимо убрать при помощи специального шприца.

Немаловажным аспектом в диагностике батареи является проверка плотности электролита. Её определение осуществляют при помощи ареометра. Он выполнен в виде стеклянной колбы, внутри которой расположен подвижный уровень, указывающий значения плотности.

Замер производится путём погружения наконечника ареометра в аккумуляторную банку, с помощью груши закачивают электролит внутрь колбы. Если измерение проводится летом, то плотность должна соответствовать 1,24 г/см3, а в зимнее время — 1,29 г/см3.

Плотность электролита можно определить по цвету. Нормальный электролит имеет прозрачный вид. Если жидкость тёмная, или электролит имеет красноватый оттенок, то пластины начинают разрушаться, и такой аккумулятор не подлежит восстановлению.

Проверка уровня заряда

К диагностике АКБ автомобиля можно отнести проверку его уровня заряда. Величина напряжения заряженной АКБ должна составлять не менее 12,6 В. Если напряжение равно 11,6 В, то такая батарея считается разряженной. При зарядке от генератора при нормальных условиях напряжение заряда составляет 14,2 В, что соответствует полному заряду АКБ.

Определить заряд батареи можно следующими способами:

  • При помощи мультиметра или вольтметра.
  • Нагрузочной вилки.
  • С использованием специального измерительного диагностического оборудования.

Как проверить аккумулятор на работоспообностьИзмерения проводятся при аккумуляторе, полностью отключенном от электрической схемы автомобиля, через 1 час после зарядки. Такие условия укажут более точные показатели при измерении. Номинальные значения при исправной аккумуляторной батарее составляют 12,5−13 В. Верхнее значение указывает на полный заряд АКБ, а нижний предел означает, что она наполовину разряжена.

Нагрузочная вилка даёт более информативные тестирования батареи под нагрузкой, имитируя запуск двигателя. При подключении приспособления к АКБ в течение 5 секунд напряжение должно быть стабильным и указывать величину не менее 13,5 В. Если напряжение ниже 13,5 В, то можно сделать предположение, что неисправно зарядное оборудование автомобиля, или вышел из строя сам аккумулятор.

Эффективным диагностическим оборудованием считается тестер MICRO-768A, при помощи которого, можно осуществить проверку пускового тока двигателя, ёмкость каждой банки батареи, контроль зарядки АКБ.

Основные причины, из-за которых приходит в негодность аккумулятор:

  • Повреждение корпуса АКБ.
  • Окисление токоведущих контактов.
  • Сульфатация пластин.
  • Использование аккумулятора в сильные морозы при сниженной плотности электролита, что ведёт замерзанию и повреждению банок.

Способы восстановления АКБ

Способы проверки аккумулятораДля восстановления работоспособности аккумулятора необходимо выполнить несколько циклов с помощью зарядного устройства. Непосредственно перед самой зарядкой нужно проверить уровень электролита и при необходимости долить дистиллированную воду. Приступая к зарядке АКБ, необходимо начать с минимального тока 1 А и постепенно увеличивая его до 2 А и выше в зависимости от паспортной ёмкости батареи. После зарядки необходимо провести разряд батареи, используя лампу накаливания.

Высокие результаты можно получить при использовании импульсных зарядных устройств, обладающих функцией десульфатации. Такие устройства работают в автоматическом режиме. Длительность импульса заряда должна быть выше, чем импульс разряда.

Чтобы устранить замыкание пластин внутри банки АКБ, необходимо провести промывку при помощи дистиллированной воды или специального раствора Трилон Б. С помощью шприца, необходимо откачать электролит из банок, после чего залить туда раствор до полного покрытия пластин. Батарею оставляют примерно на 1 час для прохождения реакции, после чего сульфаты растворяются, и можно проводить промывку дистиллированной водой.

По окончании промывки вода сливается, и вместо неё заливается новый электролит, а аккумулятор ставится на подзарядку.

Ревизия необслуживаемых аккумуляторов

Как возможно восстановить работу аккумулятораСамыми распространёнными АКБ среди необслуживаемых являются кальциевые, которые не требуют доливки водой до 2 лет. По сравнению со стандартными свинцовыми батареями, их разряд происходит гораздо медленнее, но его нельзя допускать ниже, чем на 30% от полного.

При глубоком разряде АКБ теряет ёмкость вполовину, после чего её уже не восстановить до заводских параметров. При более десяти глубоких разрядах такой аккумулятор становится полностью неработоспособным.

Диагностику автомобильного аккумулятора можно провести, выполняя зарядку при помощи специального устройства, имеющего два режима, заряда и разряда. Такие устройства могут частично восстановить её ёмкость.

Основные требования по эксплуатации и ревизии необслуживаемых гелевых автомобильных батарей:

  • Как работает аккумуляторПериодически проводить проверку заряда с помощью мультиметра или вольтметра.
  • Категорически запрещается перезарядка аккумуляторов, так как они уязвимы к большим токам.
  • Пользоваться нужно специальными зарядными устройствами.
  • Категорически нельзя допускать глубокого разряда АКБ.

В зимнее время рекомендуется снимать батарею и хранить её в тёплом месте, так как без работы при температуре ниже -25°, гелевый электролит становится хрупким и может со временем разрушиться, а восстановить его будет невозможно.

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, выполненное качественно, дает возможность увеличить срок его эксплуатации в 2–2,5 раза, сэкономить средства, время.

Потребность в обслуживании обусловлена такими факторами:

  • Со временем параметры заряда ухудшаются.
  • Простой транспорта с работающим двигателем способствует разрядке автомобильной аккумуляторной батареи.
  • Некачественный, несвоевременный уход приводит к необратимым процессам. Вышедший из строя аккумулятор невозможно обслужить.

От чего зависит срок эксплуатации аккумуляторной батареи

Изучение факторов, влияющих на период использования аккумуляторов, позволяет поддерживать устройство в работоспособном состоянии.

Уровень заряженности

Частая разрядка аккумулятора автомобиля способствует сокращению времени использования. Мастера рекомендуют постоянно заряжать аккумуляторы автомобильные обслуживаемые, восполнять потери заряда. Но при перемещении по городу достичь такого результата сложно. Ведь мотор периодически запускается и выключается. В этом случае допускается использование сетевого зарядника. Заряжать источник питания с его помощью легко.

Температурный режим

Основное влияние температура оказывает на пусковую мощность. Для получения максимальной емкости необходима температура в 15 градусов. Емкость теряется при снижении заданной температуры.

В зимний период обслуживание аккумуляторных батарей выполняется чаще. Ведь при полном, частичном замерзании аккумулятора качество электролита ухудшается.

Посмотрите видео про обслуживание акб в прохладное время.

Работоспособность бортовой системы

Состояние аккумуляторных батарей автомобилей зависит от состояния электрической сети. Поэтому генератор и регулятор нужно поддерживать в работоспособном состоянии. В противном случае, эксплуатировать акб будет сложно.

Подача чрезмерно высокого напряжения приводит к закипанию, перезарядке. Уровень электролита постепенно снижается. И для его повышения нужно доливать дистиллированную воду.

Коррозийные процессы

Приостановить коррозийные процессы несложно. Для этого используются добавки, легирующие примеси. Для минимизации вероятности протекания коррозии требуется более качественный электролит. Залейте его при необходимости.

Сульфатация

Ее интенсивность снижается, если зарядка и обслуживание автомобильного аккумулятора выполняется своевременно.

Сульфатация устанавливается при помощи оборудования, исследований.

Частота обслуживания аккумуляторной батареи

Техническое обслуживание подразделено на периодическое и диагностическое. Большинство процессов реализуются в домашних условиях.

Для того чтобы понимать, как правильно обслуживать акб, необходимо изучить все тонкости.

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Обслуживание периодическое

  • Эксплуатация сетевой зарядки. Перед зимой зарядка осуществляется ежеквартально, при отрицательной температуре – ежемесячно. Сетевая зарядка применяется при полной разрядке источника питания.
  • Применение нагрузочной вилки для оценки общего состояния.
  • Установление плотности электролитического состава. От этого зависит эксплуатация акб.
  • Вычисление тока утечки. От данной характеристики зависит работоспособность источника питания, состояние электрических узлов.
  • Процесс десульфатации.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля выполняется по особой схеме.

Диагностика

  • Измерение уровня напряжение после отключения источника от питания.
  • Измерение напряжения при работающем моторе.
  • Оценка состояния аккумуляторной батареи в домашних условиях.

Диагностика, связанная с проверкой характеристик, уровня электролитической жидкости, масла, выполняется регулярно. Такие процессы позволяют поддерживать аккумуляторные батареи в работоспособном состоянии.

Правила обслуживания автомобильной аккумуляторной батареи

Работоспособность автотранспорта зависит от состояния источника питания. Поэтому обслуживание аккумуляторной батареи должно выполняться поэтапно.

Визуальная оценка

Аккумуляторная батарея подвергается осмотру 2–3 раза в месяц, если автотранспорт активно эксплуатируется. С корпуса удаляется соль, масляные пятна и подтеки электролита. Для чистки допускается использование раствора, включающего пищевую соду.

Подтеки электролитического состава способствуют образованию пленки, способствующей проведению тока, быстрому саморазряду. Клеммы, выводы обрабатываются противокоррозионными смесями. Перед обработкой с данных элементов удаляются остатки ржавчины, пыли и загрязнений.

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Измерения уровня напряжения

Степень заряженности устанавливается при помощи мультиметра при замкнутой и разомкнутой цепи. При размещении клемм нужно соблюдать полярность. Европейские, отечественные устройства отличаются размещением отрицательных, положительных клемм.

Напряжение полностью заряженного акб составляет 12,6 В. Эксплуатировать, обслуживать аккумулятор, который не полностью заряжен, нельзя. Ведь процесс сульфатации будет протекать стремительнее.

Напряжение измеряется и при включенном двигателе, подключенной печке и бортовой сети. Такой режим подразумевает напряжение в 13–14 В.

Такие замеры необходимы для установления состояния генератора. От его работоспособности зависит зарядка аккумулятора. При чрезмерно низком напряжении заряд полностью восполняться не будет.

Недостаток напряжения способствует стремительному расходу дистиллированной воды. Для того чтобы исправить ситуацию, нужно протестировать и отремонтировать электрику авто.

Электролит

Оценить уровень электролитического состава можно без демонтажа аккумуляторной батареи. Процедура проводится после того, как устройство полностью зарядится.

  • Обслуживаемая акб. Для определения уровня электролита предварительно открываются отверстия, сосредоточенные на банках. В отверстие опускается пластиковая трубочка до того момента, пока ее край не коснется пластин. Полученный параметр должен составлять не менее 10 мм. При этом очень важно знать, как долить электролитический состав.
  • Необслуживаемая акб. Для проверки электролита в аккумуляторе используются соответствующие метки. Дополнительную информацию о том, как обслуживать необслуживаемый аккумулятор, можно узнать у мастеров.

Дополнительно оценивается и степень плотности электролита. Для измерений используется ареометр. Для корректировки уровня плотности применяется дистиллированная вода, новый электролит. Перед тем как залить состав, измеряется степень плотности.

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Ток утечки

Чрезмерно высокий ток утечки препятствует постоянному восстановлению заряда, способствует быстрой разрядке аккумуляторной батареи. Измерить данный параметр можно с помощью мультиметра. Обслуживание акб после такой проверки упростится.

Зарядка АКБ

Зарядка при постоянном напряжении выполняется ежеквартально. Зимой уход, обслуживание выполняется чаще. Ведь на аккумуляторную батарею воздействует отрицательная температура.

При полной разрядке источника питания требуется внеочередная зарядка. Такие ситуации возникают из-за:

  • Включенных фар.
  • Длительного прослушивания музыки.
  • Продолжительного простоя.

Заряжать аккумуляторную батарею нужно только при постоянном токе.

Оценка состояния АКБ

Для этих целей применяется нагрузочная вилка, с помощью которой имитируется максимальная нагрузка при работающем моторе. Подобные мероприятия легко самостоятельно выполнить.

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Периодическая тренировка аккумуляторной батареи

Два раза в год возникает потребность в тренировке аккумулятора. Своевременно проведенные тренировочные циклы снижают скорость процесса сульфатации. Но максимальный эффект достигается при минимальных показателях сульфатации. В более запущенных случаях проводятся другие меры.

Правильно проведенная тренировка источника питания позволяет установить реальную емкость.

Как обслуживать необслуживаемые АКБ?

Необслуживаемая аккумуляторная батарея нуждается в уходе. Обслуживание такой акб простое.

  1. Осмотр корпуса. В процессе отслеживается общее состояние, выявляются дефекты, повреждения, подтеки электролитической смеси.
  2. Проверка, ремонт дренажных каналов. Их очищают от загрязнений, пыли.
  3. Визуальный осмотр.
  4. Выявление течи электролитического состава.
  5. Нейтрализация кислотной, щелочной среды.
  6. Обработка вводов, контактов смазкой. Такие действия способствуют продлению срока эксплуатации, предотвращению разрушения.
  7. Тестирование работоспособности клемм. От результатов зависит уровень заряда, получаемый от генератора.

В необслуживаемый аккумулятор заливать электролит необязательно.

Особенности ухода за обслуживаемыми аккумуляторными батареями

Техническое обслуживание включает такие процедуры:

  • Оценка степени надежности крепления. В случае необходимости болты, гайки фиксируются.
  • Клеммы, зажимы очищаются от окислов, ржавчины. Для предотвращения образования коррозии детали обрабатываются смазками.
  • Визуальная и инструментальная проверка уровня электролитического состава. Для проверки используются подручные средства, специальные трубки. При снижении уровня электролита банки заполняются дистиллированной водой, подготовленным электролитом. Приобрести их можно в магазинах.
  • Установление плотности электролита. От этого показателя зависит и уровень заряда. Чрезмерно низкие показатели свидетельствуют о плохом заряде.
  • Проверка работоспособности аккумулятора при помощи нагрузочной вилки.

Заливку электролита выполняют только при наличии подтеков. Данная процедура включает ряд процессов. От правильности их выполнения зависит работоспособность бортовой системы, основных узлов и авто.

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Меры безопасности

Обслуживание аккумуляторных автомобильных батарей выполняется в соответствии с некоторыми рекомендациями, мерами безопасности:

  • Перед проведением работ подготавливаются очки, перчатки из прочного материала.
  • Все мероприятия проводятся в помещениях, оснащенных вентиляционными системами, коммуникациями.
  • При работе с кислотами, щелочами требуется соблюдение мер.
  • Располагать аккумуляторные батареи нужно на чистую и сухую поверхность.
  • Контакт кожи и электролитического состава нужно исключить.

От работоспособности аккумулятора зависит функционирование всех механизмов, систем автотранспортного средства. Вырабатываемая источником питания энергия используется для запуска мотора, подпитки электронных узлов и бортовой сети.

Исключить стремительный выход из строя акб несложно. Для этого требуется обслуживание источника питания.

Видео на тему обслуживания акб



Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

От чего зависит срок эксплуатации аккумуляторной батареи

Существует несколько факторов, влияющих на работоспособность АКБ. Проводя самостоятельно регламентные работы, необходимо обращать внимание на каждый из них.

Уровень заряженности

Нормой для аккумулятора является заряженное состояние. Во время запуска двигателя расходуется часть электроэнергии, в дальнейшем восполняемая с помощью подзарядки от генератора. Городской режим с частыми пробками и остановками, использование большого количества приборов не обеспечивают полное восстановление зарядки. Частая и долговременная разрядка АКБ приводит к сокращению срока службы, поэтому следует периодически подзаряжать батарею с помощью зарядного устройства.

Справка! При длительном хранении автомобиля подключенная АКБ частично или полностью разряжается.

Температурный режим

При низких температурах плотность электролита понижается. В разряженном аккумуляторе это приводит к замерзанию жидкости и повреждению корпуса батареи. Высокие температуры увеличивают скорость испарения электролита. При пониженном уровне жидкости свинцовые пластины оголяются и подвергаются коррозии.
Допустимая степень разряженности аккумулятора зимой составляет 25%, летом — 50%. Несоблюдение этих норм приводит к быстрому выходу батареи из строя.

Справка! Идеальная температура эксплуатации аккумулятора — 15-20°C. Понижение на 1°C уменьшает емкость батареи на 1 А-ч.

Работоспособность бортовой системы

Исправность генератора и регулятора напряжения существенно влияют на степень зарядки и состояние батареи. Превышение нагрузки в бортовой сети приводит к перезарядке АКБ, закипанию и испарению электролита, износу электродов. При пониженном напряжении батарея всегда находится в разряженном состоянии.

Коррозийные процессы

Коррозия — постоянное явление в каждом аккумуляторе. Для ее понижения применяются легирующие добавки. Чтобы увеличить срок службы АКБ, рекомендуется доливать качественные жидкости.

Справка! Дистиллированную воду нужно приобретать в аптечных пунктах. Некоторые автомагазины торгуют обычной водопроводной водой.

Сульфатация

Как и коррозия, этот процесс неизбежен. Со временем на пластинах скапливается сульфат свинца, что влечет за собой увеличение плотности и температуры раствора серной кислоты. Своевременное обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками существенно снижает интенсивность процесса.

Частота обслуживания

Частота обслуживания АКБ

Технический уход за аккумулятором делится на периодическое устранение мелких неполадок и диагностику. Можно проводить обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля своими руками или доверить специалистам СТО. Диагностировать батарею желательно самостоятельно. Таким образом можно контролировать ее состояние.

Диагностика

Эту процедуру рекомендуется проводить регулярно и совмещать с контролем уровня масла в двигателе, доливкой технических жидкостей, проверкой давления в шинах.
При диагностике проводят следующие работы:

  • внешний осмотр на наличие повреждений, грязи, окислов;
  • замер напряжения на выводах батареи, отключенной от бортовой сети;
  • замер напряжения на выводах подключенной к сети АКБ при работающем двигателе;
  • контроль уровня электролита.

Периодическое обслуживание

Проводится по мере необходимости и состоит из нескольких этапов:

  • проверка надежности крепления;
  • чистка проводов и клем от грязи и окислов;
  • замер и корректирование уровня и плотности электролита;
  • зарядка батарей при помощи зарядного устройства;
  • тестирование нагрузочной вилкой;
  • контроль утечки тока;
  • десульфация.

Правила обслуживания АКБ

Правила обслуживания АКБ

Работа автомобиля напрямую зависит от состояния АКБ. Для этого следует неукоснительно соблюдать все этапы обслуживания аккумуляторной батареи.

Визуальный осмотр

Осмотр проводят не реже 2 раз в месяц. Если при диагностике обнаружена соль на корпусе или потеки электролита, их удаляют, используя щелочные растворы. Допустимо также применять для чистки пищевую соду. Она нейтрализует кислоту, удаляет грязь и пыль с корпуса.
Множественные потеки электролита могут быть спровоцированы микроповреждениями корпуса батареи. При отсутствии регулярной очистки и ремонта это приведет к саморазрядке аккумулятора и его поломке.

Измерение уровня заряда

Проводится с помощью мультиметра или вольтметра. Для этого от выводов АКБ отсоединяют клеммы бортовой системы автомобиля, на их место подключают датчики прибора. Приемлемым уровнем напряжения принято считать 12,6-12,9 В. Если показания прибора ниже стандарта, аккумулятор нуждается в зарядке от сети. Для проверки напряжения в бортовой сети клеммы соединяют, запускают двигатель, включают несколько электроприборов. Показатель напряжения должен быть 13-14,4 В.

Важно! Европейские приборы для измерения напряжения отличаются от Российских расположением клемм.

Проверка уровня и плотности электролита

На многих современных моделях на корпусе размещены панели, на которых отображается информация о плотности и уровне электролита. Если подобная функция отсутствует, можно произвести замеры самостоятельно.
Для этого не требуется демонтаж батареи. Снимают крышки с отверстий расположенных на банках и погружают в них прозрачную трубку из стекла или пластика. Когда она коснется пластин, ее вынимают и оценивают высоту оставшегося следа. В идеале он должен быть не менее 10 мм.

Справка! Замеры проводятся при полностью заряженном аккумуляторе и температуре не ниже 25 градусов.

Для измерения плотности электролита используют ареометр или денсиметр. Кончик прибора погружают в жидкость, следя, чтобы он не касался стенок батареи, после чего считывают показания.
Нормой принято считать результаты 1, 27-1, 29 гр/куб.см. Если результат неудовлетворительный, его корректируют, заливая в АКБ дистиллированную воду или электролит.

Измерение тока утечки

Проводят так же, как и заряд аккумулятора. Различие операций в том, что мультиметр выставляют в режим замера тока.
Утечка тока будет способствовать быстрой разрядке батареи и не даст ей полностью восстановить заряд. При обнаружении проблемы, необходимо выяснить причины утечки и устранить их.

Зарядка АКБ

В условиях регулярной эксплуатации зарядка батареи происходит от генератора. При использовании сетевого зарядного устройства речь идет о подзарядке. Такая процедура должна проводиться не реже 1 раза в 3 месяца. Внеплановая зарядка осуществляется, если батарея полностью разряжена. Такую ситуацию могут спровоцировать: длительное нахождение авто в гараже без движения, включенный дальний свет и музыкальный проигрыватель.
Проводят зарядку в режиме бесперебойного напряжения.

Справка! В зимний период, когда аккумулятор находится под постоянным воздействием низких температур, понадобится более частая зарядка.

Проверка состояния АКБ нагрузочной вилкой

Этот прибор дает нагрузку на аккумулятор, имитирующую ту, которая возникает при запуске двигателя. В нормальном рабочем состоянии напряжение не должно падать более 5 секунд.

Периодическая тренировка аккумуляторной батареи

Периодическая тренировка аккумуляторной батареи

Существует несколько действенных методик для тренировки АКБ. Они же используются для восстановления батарей, неиспользуемых в течении длительного времени.
Длительный заряд малыми токами проводят для батарей с небольшой сульфатацией. Для этого подключают заряд током нормальной величины до появления газов. Далее прерывают процедуру на 30 минут. После этого подключают заряд, уменьшив значение тока на 1%. Снова перерыв на 30 минут. Повторяют весь цикл 3-4 раза.
Глубокий заряд малыми токами применяют для аккумуляторов с наличием застарелой сульфатации. Метод основан на чередовании коротких циклов заряда токами стандартной величины с длительным зарядом малыми токами.
Заряд циклическими токами используют для увеличения срока службы аккумулятора. При этом подключают заряд малыми токами, после чего начинают разряжать аккумулятор и снова подключают заряд.
Метод постоянного напряжения основан на снижении силы тока. Для этого изначально устанавливают максимально возможную силу заряда, постепенно снижая ее до минимума.

Особенности ухода за АКБ

Для регулярно эксплуатируемых аккумуляторов важно своевременное и грамотное техническое обслуживание. Оно состоит из нескольких процедур.

  • Проверяется надежность креплений. При необходимости подтягиваются ослабленные болты и гайки.
  • Клеммы регулярно очищаются от окиси и обрабатываются смазкой.
  • При наличии подтеков электролита выравнивают плотность и уровень кислоты.
  • Обязательно регулярное проведения тестирований.

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля проще, чем обслуживаемого, и не составит проблем при регламентных работах.

Меры безопасности

  1. Все манипуляции с электролитом проводят в защитных перчатках и очках. Раствор серной кислоты при попадании на кожу или слизистые оболочки оставляет тяжелые химические ожоги.
  2. Все работы с аккумулятором проводятся только в хорошо вентилируемом помещении.
  3. Недопустимо использовать открытый огонь вблизи батареи.

Работы по обслуживанию АКБ можно провести самостоятельно, но только при наличии специализированных знаний и должной подготовки. В противном случае можно повредить батарею неумелыми действиями и тем самым нанести урон работе автомобиля.

admin

E-mail : admin@volonter61.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о