На большинстве современных автомобилей компрессор кондиционера имеет довольно простое устройство. Внутри герметичного алюминиевого корпуса расположен вращающийся вал. На нем жестко закреплен наклонный диск (он же «качающаяся шайба»), который соединяется с поршнями. В разных моделях количество поршней может отличаться от трех до восьми. При вращении диска поршни двигаются внутри цилиндров, прокачивая газообразный фреон.
Снаружи корпуса на валу установлен шкив, который может свободно проворачиваться. Он связан ременной передачей с коленвалом автомобиля, поэтому вращается всегда, даже если кондиционер не включен. С одной стороны от шкива находится мощный электромагнит, а с другой – стальная пластина, жестко соединенная с валом. При подаче напряжения на обмотки магнита пластина прижимается к шкиву, и вал приходит в движение. Все эта конструкция называется электромагнитной муфтой или электромагнитным сцеплением.
Естественно, шкив и вал компрессора вращаются на подшипниках, а герметичность корпуса обеспечивается за счет сальника. Именно подшипники и сальник чаще всего становятся причиной поломок.
Самые частые поломки компрессора и как их распознать
Как сказано выше, шкив компрессора вращается все время, когда работает двигатель. Поэтому его подшипник со временем изнашивается. Если от компрессорного узла идет постоянный гул (независимо от того, включен ли кондиционер), это может означать, что подшипник шкива нуждается в замене.
Если же гул появляется только после включения кондиционера, а при отключении исчезает, то, скорее всего, проблема в подшипнике вала. Это более сложный случай, поскольку для замены придется снимать компрессор и разбирать его корпус.
Если кондиционер не реагирует на кнопку включения (нет характерного щелчка прижимной пластины), то проблема кроется в электрической цепи. Возможно, достаточно поменять предохранители или зачистить контакты, но иногда приходится менять катушку электромагнита.
Самая серьезная неприятность, которая может случиться с компрессором – заклинивание поршней. В этом случае вал перестает проворачиваться, а ремень трется о неподвижный шкив. При этом появляется неприятный запах жженой резины или даже дым. Впрочем, дым и запах горелой изоляции могут появиться, если сгорели обмотки электромагнита.
Точно установить причину неисправности сможет специалист автосервиса после диагностики. Он же сможет оценить масштаб проблемы и назвать приблизительную стоимость ремонта.
Причины неисправности компрессора
Если с подшипниками и сальниками все понятно – они выходят из строя в силу естественного износа, то причины заклинивания поршней не всегда очевидны.
Чаще всего поршни клинит из-за недостаточной смазки. Для смазки поршней и цилиндров используется специальное масло, которое смешивается с фреоном. Если кондиционер всю зиму не включался, то масло стекает в нижнюю часть компрессора, и при первом запуске система работает в режиме «масляного голодания». Поршни перегреваются, образуются заусенцы и, в конце концов, механизм заклинивает.
Другая причина – попадание в систему грязи. Если зимой в трубках кондиционера появится трещина, то весь фреон вытечет, а в систему может проникнуть пыль и вода. Поскольку зимой кондиционер вы не включаете, то сразу этого можете и не заметить. Весной вы поменяете лопнувшую трубку, заново заправите кондиционер фреоном, но частицы пыли уже попали в зазоры между поршнями и стенками цилиндров.
Проблема еще больше усугубится, если в систему вместе с водой попадет соль или противоледные реагенты. В этом случае коррозия может повредить не только поршни, но и другие части кондиционера – конденсор, испаритель, терморегулирующий вентиль и т.д.
Теперь перейдём к главному вопросу данной статьи: диагностика и ремонт компрессора автокондиционера – как происходят эти процессы, и какие этапы они включают в себя?
Первоначальная диагностика проводится для всего кондиционера в целом. На этом этапе важно убедиться, что система герметична, и хладагент не вытекает. Если герметичность нарушена, то начинается поиск места утечки с помощью специальных приборов (датчики фреона). Иногда утечка происходит через поврежденный сальник компрессора или через рассохшиеся уплотнители. Часто это можно обнаружить даже без приборов – по характерным масляным пятнам на корпусе.
Другой важный этап проверки компрессора – акустическая диагностика. По характеру шума опытный мастер может достаточно точно определить его причину.
Окончательный диагноз ставится после полной разборки компрессора. Тогда уже можно только определить, какие детали нужно заменять, какие можно восстановить, а какие оставить.
Устранение неисправности без демонтажа
Демонтаж компрессора – трудоемкая и дорогая операция. К счастью, иногда поломку можно устранить, не снимая весь узел. Типичные случаи:
замена подшипника шкива;
регулировка натяжения ремня;
регулировка зазора на электромагнитном сцеплении;
зачистка или замена электрических контактов.
На некоторых моделях автомобилей можно даже заменить потекший сальник компрессора без демонтажа. Отметим, что устранить поломку без демонтажа удается далеко не всегда. Все зависит от типа неисправности и модели автомобиля.
Как проходит ремонт компрессора
Если без демонтажа обойтись невозможно, то компрессор придется снять и полностью разобрать. После разборки мастер промывает и обезжиривает все детали и оценивает их состояние. Изношенные детали меняются на новые, поверхности зачищаются. Все резиновые уплотнители также заменяются – их нельзя использовать повторно.
Если произошло заклинивание, то обычно приходится менять всю поршневую группу и блок цилиндров. По стоимости это больше половины от цены нового компрессора. Если же кроме поршней нужно менять еще и прижимную муфту, то дешевле будет купить новый узел в сборе.
После ремонта собранный компрессор отправляется на диагностический стенд. Вал соединяют с электродвигателем, а манометрами измеряют давление на входе и выходе.
Только после этого можно возвращать компрессор кондиционера на место. После ремонта или замены компрессора вся система промывается, с помощью вакуума из трубок удаляются остатки воды, а затем происходит заправка фреоном и маслом.
Как продлить жизнь компрессора
Если вы хотите, чтобы компрессор вашего кондиционера прослужил как можно дольше, мы советуем постоянно следить за тем, чтобы система всегда была заправлена фреоном. Даже зимой. Если есть возможность, включайте кондиционер хотя бы раз в неделю на 10-15 минут, чтобы он не простаивал подолгу.
Внимание! Если вы включаете кондиционер зимой, сначала прогрейте салон автомобиля. Иначе термодатчики не смогут правильно регулировать давление в системе.
Напоследок хочется напомнить о том, что любые неисправности лучше устранять на ранних стадиях. Ремонтировать компрессор довольно сложно. Гораздо проще не доводить его до поломки.
Диагностика и ремонт компрессора автокондиционера своими руками
Кондиционер в автомобиле является одним из узлов, обеспечивающих комфортное пребывание автолюбителя в машине во время вождения. Нередко наши автолюбителя сталкиваются с проблемой неработоспособности устройства, и, как правило, проблема заключается в выходе из строя компрессора. Ниже мы расскажем о том, как осуществляется ремонт компрессора автокондиционера своими руками, какой принцип работы, каковы причины поломки и как произвести диагностику.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Характеристика
Часто бывает такое, что устройство не включается, почему так происходит? Причин может быть множество. Перед тем, как расскажем, почему автокондиционер не включается, не работает, как производится разборка, рассмотрим устройство системы и принцип работы.
Устройство системы в авто
Устройство
Как устроен любой кондиционер автомобиля:
Электромуфта. Электромуфта предназначена для намагничивания прижимного шкива к диску, функционирующему от приводного ремня. Именно электромуфта прижимает шкивы после включения кондиционера. Как показывает практика, выход из строя электромуфты зачастую является основной причиной поломки устройства. Поэтому диагностике электромуфты необходимо уделять внимание.
Непосредственно сам компрессор, который находится внутри. Когда компрессор автокондиционера работает, он прогоняет хладагент по патрубкам к конденсору (радиатору).
Радиатор предназначен для охлаждения хладагента. Радиатор находится неподалеку от радиатора автомобиля, так что охлаждению хладагента способствует и воздушный поток во время езды.
Вентилятор, который активируется и работает с узлом. Когда элемент включается, он осуществляет охлаждение хладагента. После того, как хладагент охладился, он поступает в ресивер.
Ресивер находится внутри и представляет собой фильтрующий элемент, очищающий конденсат от пыли и грязи и направляющий его в терморегулирующий вентиль.
Вентиль. Что касается вентиля, то он предназначен для подачи конденсата в испарительное устройство после того, как конденсат перешел в газообразное состояние.
Испарительное устройство пропускает через себя хладагент, охлаждается, после чего с помощью вентилятора передает холод в салон транспорта.
Принцип работы
Теперь перейдем к принципу функционирования. Что касается принципа работы компрессора, то здесь все просто. Данный компонент предназначен для сжатия, а также преобразования хладагента в жидкое состояние с дальнейшей циркуляцией расходного материала по всей системе. Как правило, в современных транспортных средствах применяются поршневые компрессоры, оборудованные несколькими поршнями. Принцип работы их заключается в том, что после того, как они включаются — работают в результате воздействия нагнетателя. Этот нагнетатель установлен на шкиве и перемещается он только в осевом направлении.
Сами поршни сжимают хладагент по определенному принципу до необходимого состояния, после чего отправляют его дальше по системе. Движущиеся элементы компрессора нуждаются в смазке, которая обеспечивается специальным маслом. Что касается масла, то здесь, в принципе, все индивидуально для каждой модели автомобиля. Когда компрессор работает, он забирает у мощности мотора от 2 до 15 лошадиных сил.
Как правильно проверить устройство
Итак, ремонт компрессора автокондиционера нужен тогда, когда в работе схемы возникли неполадки. Это может быть неработоспособность электромуфты, шум во время подключения, утечка сальника и т. д. Чтобы правильно проверить работоспособность всех элементов и произвести диагностику должным образом, для начала давайте разберемся в признаках.
Признаки
Признаки, которые свидетельствуют о том, что устройство заклинило или в целом работает некорректно, могут быть выявлены при внешней диагностике девайса. Иногда внешней диагностики достаточно для того, чтобы выявить возможные причины и проверить работоспособность устройства. Но иногда проверить признаки можно на слух, если при работе схемы появляются сторонние шумы, нехарактерные для устройства.
Первый признак, который можно проверить без тщательно диагностики — это нехватка холодного воздушного потока. Чтобы проверить этот признак своими руками, можно включить кондиционер в авто на полную мощность и оценить, как дует устройство. Признак отсутствия холодного воздуха может свидетельствовать об утечке хладагента.
Проверить работоспособность устройства своими руками можно по наличию новых шумов. В том случае, если при функционировании кондиционера возник шум, то причин может быть несколько, о них вы узнаете далее.
Внимательные автолюбители иногда замечают, что система включается не так, как раньше. В частности, при подключении перестает срабатывать щелчок. Это можно проверить своими руками, включив систему.
Помимо шума, во время функционирования системы может появиться звонкий стук. Проверить это легко — достаточно просто включить систему.
Причины
Как сказано выше, ремонт компрессора автокондиционера может возникнуть в нескольких случаях. В первую очередь, это ремонт сальника. Сальник — это по сути расходный элемент, поскольку периодически сальник приходится менять. Как правило, неработоспособность сальника выявляется в результате утечки хладагента. Если в работе компрессора появились механические неполадки, то обычно протекает либо сальник, либо места состыковки устройства. Выявить протекающий сальник можно с помощью ультрафиолетовой лампы. Чтобы определить сальник, в хладагент заранее нужно добавить люминесцентную краску. На практике именно сальники чаще всего становятся причинами необходимости покупки ремкомплекта и замены.
Что касается шума, то после подключения устройства появление звуков говорит о поломке подшипниковых устройств приводного шкива или вала. Также шум в работе схемы устройства может свидетельствовать о необходимости натяжки ремешка. В том случае, если электромуфта выключена, а вал компрессора при ослабленном ремешке проворачивается с большим трудом, то вероятнее всего, причина кроется в подшипнике. Если же ролик можно проворачивать своими руками без проблем, то вероятнее всего, вышел из строя подшипник вала.
Отдельно следует выделить электромуфту. Если при подключении кондиционера не срабатывает щелчок, то проблема заключается в электромуфте. Отсутствие щелчка при включении кондиционера автомобильного обусловлено выработкой элемента и появлением зазора. Кроме того, причиной может служить катушка — если компрессор перегревается, то катушка может плавиться, покупки ремкомплекта в этом случае не избежать.
Если при работе кондиционера после подключения появились стуки, то это может говорить о погнутых клапанах, а также изношенных поверхностях поршней. Кроме того, появление стуков может быть обусловлено слишком высоким или слишком низким уровнем давления, которое образуется на выходе и входе устройства (автор видео о замене подшипника — vassilij pavliuk).
Ремонт основных неисправностей
Если выявили определенные поломки в работе схемы компрессора кондиционера, то в первую очередь необходимо приобрести ремкомплект.
Итак, как осуществляется ремонт и замена тех или иных элементов схемы устройства:
Если есть незначительные повреждения на корпусе, не обязательно производить его замену. Достаточно отключить компонент, заварить корпус с применением аргонно-дуговой сварки с дальнейшим подключением.
Чтобы произвести замену сальника, после покупки ремкомплекта следует избавиться от хладагента в системе, после чего демонтировать компрессор. Если в работе схемы зафиксированы утечки прокладок, корпус компонента нагнетателя необходимо разобрать. Этот корпус состоит из нескольких элементов и обычно утечка происходит между ними. Чтобы произвести замену сальника, следует демонтировать ступицу муфты, а затем, избавившись от стопорного элемента, который крепит прокладку, сальник можно демонтировать. Когда элемент снят, осуществляется его замена, для этого придется использовать специальную оправку. После замены схема собирается и осуществляется его дальнейшее подключение.
Чтобы поменять подшипник вала, нужно приобрести соответствующий ремкомплект. Использование элементов ремкомплекта осуществляется после демонтажа компрессора с кондиционера. После демонтажа муфты необходимо извлечь подшипник, взять новый из ремкомплекта и установить его вместо старого.
Если проблема заключается в электромуфте, то после покупки ремкомплекта нужно демонтировать нагнетатель. С этого компонента снимаются прижимная пластинка, вышедшая из строя катушка либо вал, на котором присутствуют следы выработки. Все элементы ремкомплекта меняются на новые, после чего ставятся обратно на нагнетатель.
Если проблема заключается в поршнях устройства, то специалисты рекомендуют добавить масло в систему. Якобы это поможет отсрочить на определенный срок выход из строя компрессора. Но если в системе присутствуют продукты износа, то они могут забить ресивер и клапан, в результате придется промывать систему.
Видео «Подробная инструкция по ремонту компрессора»
Загрузка …
Диагностика автокондиционера с проверкой на утечку в авто
Проверка кондиционера на утечку в авто требуется минимум один раз в год. Проверку рекомендуется проводить весной, поскольку именно в это время года выявляются неисправности узла. Зимой кондиционером не пользуются, поэтому патрубки пересыхают, а система засоряется. Кроме того, могут возникнуть неполадки в электрической части автомобиля, которые приведут к отказу системы кондиционирования.
Специалисты ООО «Техцентр Сервис-Авто» проведут диагностику кондиционера и устранят найденные поломки узла. Наш сервис в ЮАО имеет современное оборудование, которое позволит точно определить утечку хладагента и выполнить ремонт.
Как проводится диагностика
Существует несколько способов выявить неисправность.
Визуальный осмотр.
Замер температуры воздуха в салоне.
Проверка на герметичность азотом.
Заправка хладагента, смешанного с красителем, который светится под УФ лампой.
Первые 2 способа являются скорее предварительными. Они указывают, что с кондиционером возникли проблемы, но не позволяют точно найти источник неполадки.
Диагностика кондиционера с помощью азота позволит понять, герметична ли система. Он не содержит воздуха и частиц влаги, поэтому является более безопасным для кондиционера. После заправки узла, проверяется давление. Если оно не соответствует норме, магистраль не герметична. Для этого на патрубки и места соединений наносят мыльный раствор. Образовавшиеся пузырьки укажут на источник утечки.
Проверить герметичность кондиционера также поможет УФ лампа. Хладагент смешивается с красителем, светящимся в ультрафиолете и заправляется в магистраль. Если фреон вытекает, УФ лампа поможет обнаружить следы.
Проверка кондиционера в ООО «Техцентр Сервис-Авто»
Диагностику узла должны выполнять специалисты при помощи надежного оборудования. Ошибки могут привести к повреждению магистрали. Сотрудники нашего сервиса в Москве помогут проверить автокондиционер на наличие повреждений и устранить поломку. Цены на услугу можно найти на нашем сайте или уточнить у менеджеров сервиса.
Если вы обнаружили, что после зимы кондиционер перестал работать как раньше, не стоит думать, что заправка решит проблему. Возможно, в системе есть утечка, и пока ее не устранить, все заправки новым фреоном будут бессмысленными. Поэтому не стоит самостоятельно решать проблему, а лучше доверить диагностику профессионалам.
4.2 Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт системы кондиционирования воздуха автомобиля
Диагностика системы кондиционирования
Диагностику системы кондиционирования
рекомендуется проводить не реже одного
раза в год. Это позволяет вовремя
обнаружить неисправность системы и
предупредить более серьёзные последствия
этой неисправности.
Диагностика системы проводится по
следующему алгоритму:
— проверка системы на наличие утечек
— проверка производительности системы
— проверка электрической части
Заправка кондиционера хладагентом
Заправка кондиционера включает в себя
следующие виды работ:
1. Диагностика
2. Вакуумирование системы для удаления
воздуха и влаги из автокондиционера.
Операция производится при помощи двух
стадийного вакуумного насоса и блока
манометров.При глубоком вакууме вся
влага превращается в пар и удаляется
из системы. Вакуумирование производится
после работ по сборке и монтажу элементов
автомобильной системы кондиционирования
воздуха, после замены компонентов
системы перед заправкой хладагентом,
при удалении хладагента из системы.
3. Заправка автокондиционера, долив
масла в соответствии с рекомендованным
производителем объемом.
Промывка системы автомобильного
кондиционера
При помощи промывки из системы
автомобильного кондиционера удаляются
различные примеси – излишки масла,
отстой, продукты износа компрессора,
грязь.
Промывка как правило требуется если
автомобиль долгое время эксплуатировался
с разгерметизированной системой –
например неисправный радиатор или
компрессор был демонтирован, зимой
кондиционер вроде как не нужен, а весной
владелец автомобиля, вспоминает, что,
летом кондиционер был бы очень кстати,
приезжает в автоцентр для того чтобы
восстановить работу системы и заправить
кондиционер. И для многих, неприятным
сюрпризом оказывается тот факт, что для
нормальной работы автомобильного
кондиционера, просто установить новую
деталь взамен демонтированной уже не
достаточно. Дело в том что за это время
в систему уже успели попасть частицы
грязи, пыли, антигололедный реагент,
которым щедро поливают дороги, влага и
т.п. Все это способно вывести из строя
компрессор за считанные недели. Поэтому
рекомендуется произвести промывку
системы.
Так же промывка системы требуется если
заклинило компрессор кондиционера.
Простой заменой тут уже не обойтись.
Продукты износа старого компрессора –
тефлоновое покрытие поршней, алюминиевая
стружка, графит уже успели попасть в
систему. Если перед установкой нового
компрессора сэкономить и пренебречь
процедурой промывки системы, то новый
компрессор проработает совсем не долго.
Учитывая стоимость нового компрессора
– весьма сомнительная экономия.
Поэтому, если Вы услышали шум или гудение
компрессора кондиционера, то не
откладывайте посещения сервисного
центра по ремонту автомобильных
кондиционеров. Тем самым вы сэкономите
массу времени и средств. Так как процедура
промывки достаточно трудоемкая и
достаточно дорогостоящая -иногда
приходится разбирать половину салона
автомобиля для того чтобы демонтировать
испаритель, а в особо запущенных случаях
для того чтобы качественно очистить
внутренние поверхности теплообменников
и трубок (ресивер осушитель, трв,
расширительная трубка и компрессор не
промываются) приходится расходовать
большое количество промывочной жидкости.
Но все же не все детали подлежат промывке.
Как уже было сказано выше, ресивер-
осушитель, расширительная трубка и
терморегулирующий вентиль не промываются.
Ресивер осушитель – это фильтрующий
элемент, который в первую очередь
забивается грязью и подлежит замене.
Так же очень часто приходится менять
трв или расширительную трубку.
Из всего вышесказанного можно сделать
вывод, что промывка системы автомобильного
кондиционера показана при замене
неисправного компрессора кондиционера
на новый, если в систему попали продукты
износа компрессора или если система
долгое время была разгерметизирована.
Замена фильтра салона и антибактериальная
обработка.
О том, что пора менять фильтр салона, к
сожалению, многие начинают задумываться,
только когда в салоне появляется
неприятный запах при включении
автомобильного кондиционера. Причиной
этого запаха является грязь которая
скопилась на фильтре салона и в испарителе.
На самом деле влияние фильтра салона
на здоровье водителя и пассажиров в
перегруженном автомобильным транспортом
мегаполисе трудно переоценить. В
автомобиле это единственный барьер,
который предохраняет легкие автомобилиста
от продуктов сгорания топлива, гари,
сажи и грязи, а также обычной, шинной и
асбестной пыли от тормозных колодок
автомобилей, высохшего антигололедного
реагнета и других загрязнений воздуха,
которыми насыщена атмосфера большого
города и которые видно даже не вооруженным
взглядом.
Все эти и многие другие вредные вещества,
оседают на поверхности фильтра салона,
накапливаются и вступают в реакции
между собой, в результате которых,
образуются соединения, не всегда полезные
для здоровья.
Кроме того, при работе автомобильного
кондиционера, теплый воздух, проходя
через ламели испарителя, не только
охлаждается, но и осушается, влага,
которая содержится в охлаждаемом
воздухе, конденсируется на поверхности
испарителя. Влажная и теплая среда
благоприятствует развитию бактерий и
других микроорганизмов, в том числе и
болезнетворных.
Таким образом, если испаритель не
обрабатывался антибактериальным
препаратом, а фильтр салона отсутствует
или давно не менялся, то воздух, прежде,
чем попасть в легкие автомобилиста
проходит через грязный фильтр и
испаритель, насыщаясь при этом, патогенными
микроорганизмами, канцерогенными
веществами и спорами болезнетворных
грибков. Которые, к сожалению, оседают
не только на приборной панели и чехлах
в салоне автомобиля, но и попадают в
органы дыхания водителя и пассажиров.
Справиться с этой проблемой может только
регулярная замена фильтра салона и
антибактериальная обработка испарителя
специальными антисептическими составами.
Проверка эксплуатационных характеристик
Порядок выполнения
1. Установите манометр на коллектор.
2. Пустите двигатель, оставьте работать
на частоте вращения коленчатого вала
2000 об/мин и установите режим максимального
охлаждения при высокой частоте вращения
вентилятора.
3. Откройте все окна или двери.
4. Установите термометр в решетку
подачи воздуха в салон автомобиля.
5. Установите влажный и сухой термометры
как можно ближе к входному отверстию
блока охлаждения.
6. Проверьте, что давление, показываемое
манометром, находится в пределах
1,373‑1,575 кПа. Если давление слишком
высокое, налейте воду на конденсатор.
Если давление слишком низкое, закройте
переднюю сторону конденсатора.
7. Проверьте, чтобы температура воздуха
в решетке подачи воздуха в салон
автомобиля находилась в пределах
25–35 °C.
8. По графику вычислите относительную
влажность воздуха, сравнивая температуру
влажного и сухого термометров.
9. Измерьте температуру в решетке
подачи воздуха в салон автомобиля и
вычислите разность сухим термометром
и термометром в решетке подачи воздуха.
10. Уточните, что пересечение
относительной влажности и разницы
температур находится в пределах
допуска, – значит, система
кондиционирования воздуха работает
нормально.
Диагностика системы кондиционирования
воздуха с использованием манометров
При цикле охлаждения, работающем
нормально, давление, показываемое
манометрами в коллекторе, должно быть
21–28 psi со стороны низкого давления и
206–213 psi со стороны высокого давления.
Входная температура должна быть в
пределах 30–35 °C с двигателем, работающим
с частотой вращения коленчатого вала
2000 об/мин, при высокой частоте вращения
вентилятора
В процессе проверки выясняется какое
давление создает компрессор на выходе,
как срабатывает электромагнитная муфта
и есть ли посторонние шумы при работе
компрессора:
— шум в электромагнитной муфте указывает
на неисправность подшипника шкива;
— стук при работе компрессора указывает
на внутренние повреждения или износ
деталей компрессора;
— низкое давление на выходе указывает
на износ поршневой/ ротора/спиралей или
неисправность согласующего
устройства/клапанов..
Сведения по диагностике системы
представлены в таблице 4.1
Таблица 4.1 Сведения
по диагностике
Проверка зазора сцепления компрессора
кондиционераПорядок выполнения
1. Щупом проверьте зазор сцепления
компрессора кондиционера между втулкой
сцепления и шкивом. Технологический
зазор – 0,36‑0,65 мм.
2. Проверьте зазор в трех точках по
периметру шкива.
3. Если зазор отличается от требуемого,
отрегулируйте его, установив прокладку
соответствующей толщины.
Проверка зазора сцепления компрессора
кондиционера иллюстрирована на рисунке
4.4
1. Дополнительными проводами соедините
контакт сцепления компрессора кондиционера
с положительной клеммой аккумуляторной
батареи, а корпус компрессора кондиционера
– с отрицательной клеммой аккумуляторной
батареи.
2. Если сцепление работает нормально,
должен быть слышен щелчок при подаче
напряжения.
Масло для смазки компрессора кондиционера
Масло для смазки компрессора кондиционера
циркулирует в системе при работе
компрессора. При замене любого элемента
системы кондиционирования воздуха, при
значительной утечке хладагента, добавьте
в систему масло, чтобы его объем сохранился
на первоначальном уровне. Объем масла
– 120 см3.
Масло не должно содержать влаги, пыли,
металлических частиц. Не смешивайте
масла различных типов. Содержание влаги
в масле увеличивается, если оно остается
открытым на воздухе длительное время.
После использования масла емкость с
маслом необходимо немедленно герметично
закрыть.
Проверять уровень масла или добавлять
масло необходимо при работе двигателя
на частоте вращения коленчатого вала
двигателя на холостом ходу и при высокой
частоте вращения вентилятора.
Проверка уровня и доливка масла в
компрессор кондиционера
1. Остановите двигатель, разрядите
систему кондиционирования воздуха и
снимите компрессор кондиционера.
2. Слейте масло из компрессора
кондиционера.
3. Измерьте объем слитого масла. Если
он меньше, чем объем 70 см3, значит,
имеется незначительная утечка. Определите
место утечки и отремонтируйте или
замените неисправные детали.
4. Проверьте степень загрязнения
масла и залейте его в следующем порядке.
Доливка масла осуществляется так, как
показано на рисунке 4.5
Рисунок 4.5 Метод
доливки или замены масла
Контроль воздушного фильтра испарителя
Комбинированный фильтр (рисунок 4.6)
практически полезен тем, что задерживает
частицы пыли и запахи.
Рисунок 4.6 Внешний
вид комбинированного фильтра
При эксплуатации автомобиля в сильно
запыленной местности проверку и замену
воздушного фильтра проводите так часто,
насколько это возможно.
Контроль датчика двойного давления
Датчик низкого давления (внешний вид
представлен на рисунке 4.7) выключит
компрессор кондиционера, если давление
в системе очень низкое.
Рисунок 4.7 Внешний
вид датчика двойного давления
Датчик высокого давления выключит
компрессор кондиционера, если давление
в системе очень высокое. Характеристика
датчика двойного давления представлена
в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Характеристика датчика двойного давления
Характеристики датчика двойного давления
проиллюстрированы на рисунке 4.8
.
Рисунок 4.8
Характеристики датчика двойного давления
Проверка конденсатора
Порядок выполнения
1. Проверьте пластины конденсатора
на отсутствие засорения и повреждения.
2. Если пластины забиты, промойте их
струей чистой воды и продуйте сжатым
воздухом.
3. Если погнуты пластины, выровняйте
их пассатижами и отверткой.
4. Проверьте места подсоединения
конденсатора на отсутствие утечек.
Проверка вентилятора конденсатора
Порядок выполнения
1. Проверьте работу вентилятора
конденсатора.
2. Проверьте состояние электрического
разъема жгута проводов.
3. Убедитесь, что вал двигателя
вентилятора вращается при подаче
напряжения 12 В на контакты разъема
двигателя вентилятора.
4. Проверка вентилятора конденсатора
проиллюстрирована на рисунке 4.9
Рисунок 4.9 Проверка
вентилятора конденсатора
Проверка приемника/сушилки
Порядок выполнения
1. Проверьте все соединения приемника/
сушилки на отсутствие утечек.
2. При работе двигателя на ускоренной
частоте холостого хода и включенной
системе кондиционирования воздуха
проверьте температуру на входе и выходе.
3. Если разность температур большая,
замените приемник/сушилку.
Проверка термостатического датчика
(термистора
Терморезистор контролирует основную
температуру и выключает реле компрессора
кондиционера, чтобы предотвратить
замораживание испарителя при чрезмерном
охлаждении.
Порядок выполнения
1. Снимите вещевой ящик.
2. Пустите двигатель.
3. Включите кондиционер.
4. Тестером измерьте выходное напряжение
между контактами 2 и 3 терморезистора.
Проверка датчика проиллюстрирована на
рисунке 4.10
Рисунок 4.10
Иллюстрация к проверке термостатического
датчика (термистора)
В таблице 4.3 представлены сведения
соответствия напряжения датчика и
температуры.
Таблица 4.3.
Соответствия напряжения датчика и
температуры
Переключатель подачи воздуха в салон
автомобиля
Переключатель подачи воздуха в салон
автомобиля расположен на панели приборов.
Переключатель обеспечивает подачу
свежего воздуха в салон автомобиля или
включает режим рециркуляции воздуха.
В таблице 4.4 представлены сведения для
проверки переключателя подачи воздуха
в салон автомобиля в соответствии с
рисунком 4.11
Таблица 4.4 Проверка
переключателя подачи воздуха в салон
автомобиля
Рисунок 4.11
Переключатель подачи воздуха в салон
автомобиля (схематическое изображение)
Панель управления системой
кондиционирования воздухаНазначение контактов разъема панели
управления системой кондиционирования
воздуха представлено в таблице 4.5
Рисунок 4.12 Панель
управления системой кондиционирования
воздуха
Таблица 4.5 Назначение
контактов разъема панели управления
системой кондиционирования воздуха
Как проверить компрессор кондиционера автомобиля
Кондиционер автомобиля работает по принципу бытового холодильника, в его герметичную систему заправляется фреон.
Приобретая подержанный автомобиль, покупателю следует убедиться, что система кондиционирования работает нормально, но часто будущий автовладелец не знает, как проверить компрессор кондиционера автомобиля. В этой статье мы рассмотрим, как убедиться в исправности компрессора, какие характерные неисправности ему свойственны, что делать, если кондиционер не работает.
Как проверить муфту компрессора кондиционера
Наиболее надежной способ проверки системы кондиционирования – диагностика в специализированном автосервисе, но у покупателя не всегда имеется возможность проверить исправность автомобиля на станции технического обслуживания. Часто продавец на вопрос, работает ли кондиционер, начинает уклончиво отвечать:
система работает, только не заправлен фреон;
лопнула одна из трубок, ее нужно заменить, а так кондиционер в порядке;
на зиму сняли ремень, так как он порвался.
Все ответы подобного рода должны настораживать, так как основная причина неисправности системы кондиционирования – выход из строя компрессора, именно эта деталь является самой дорогой в системе кондиционирования. В компрессоре в первую очередь из строя выходит муфта, поэтому следует проверить ее работоспособность.
Как проверить муфту компрессора кондиционера? Делаем следующее:
включаем кнопку работы кондиционера, должен загореться индикатор включения;
во время включения в моторном отсеке должен быть слышен щелчок, так муфта соединяется с самим компрессором.
Проверку желательно проводить вдвоем – один из участников нажимает на кнопку, второй человек смотрит под капотом, как происходит соединение муфты с кондиционером. Когда компрессор отключен, на нем вращается только шкив, а прижимная пластина остается на месте. При включении кондиционера происходит примагничивание пластины к шкиву – вместе с ним начинает вращаться приводная ступица, поэтому и раздается отчетливый щелчок.
Следует отметить, что такая проверка действительна не для всех автомобилей, на некоторых современных моделях пластина вращается вместе со шкивом, а соединение со ступицей происходит внутри. Есть авто сложной конструкции с множеством дополнительных агрегатов, и рассмотреть муфту компрессора в подкапотном пространстве сложно. Но в любом случае следует ориентироваться на щелчок, во время примагничивания муфты он должен быть слышен. Если щелчка не слышно, скорее всего, муфта не включается, и это говорит о неисправности компрессора.
Есть другой способ проверки работоспособности муфты, для этого двигатель запускать не нужно. Проверяем следующим образом:
глушим двигатель, отсоединяем питание от компрессора, разъединив штекер;
проводом соединяем плюсовую клемму аккумулятора с разъемом на компрессоре, в момент подключения провода муфта должна сработать – заметно, как она передвигается, и в этот момент слышен щелчок;
Таким способом можно проверить муфту даже без фреона в системе, все равно рабочая муфта должна передвигаться с характерным звуком.
Проверка работоспособности компрессора автомобиля
Проверить, работает ли сам компрессор, можно при помощи манометра, но проверку следует проводить в условиях специализированного автосервиса на специальном оборудовании:
подключаем установку к системе кондиционирования авто, запускаем двигатель;
включаем кондиционер, смотрим за показаниями манометра, давление на приборе с исправным компрессором должно расти;
если давление поднимается, компрессор в порядке, и если при этом есть неисправности в системе, их необходимо искать в других элементах кондиционера.
Как проверить масло в компрессоре
Когда компрессор работает, масло циркулирует по системе, после выключения кондиционера в нем остается часть масла. Проверяем уровень масла в компрессоре так:
даем поработать кондиционеру в охлаждающем режиме около двадцати минут;
проверяем уровень масла в компрессоре через смотровое окно – оно должно находиться на отметке выше нижней точки, но выше 1\8 высоты смотрового окна;
при этом масло не должно вспениваться, и если это происходит, вероятно, есть утечка фреона, которую следует устранить. Если масло выше нормы, излишки его необходимо удалить из системы, при низком уровне масло нужно добавить.
Как проверить работоспособность кондиционера Renault Logan
Если кондиционер не включается или он недостаточно охлаждает, нужно произвести диагностику системы кондиционирования. Сначала следует проверить давление газа (фреона), проверка осуществляется с помощью специального манометра. Для установки манометра есть штуцеры, они находятся почти на изгибах трубок в районе правого лонжерона.
Также наличие хладагента можно поверить, нажав на клапан в штуцере, который находится под колпачком. Если кондиционер нормально заправлен, при нажатии на клапан газ под давлением будет выходить из системы, он зашипит.
Если газ не выходит, в системе есть утечка – ее необходимо найти и устранить неисправность. После устранения утечки фреона систему следует заправить газом. Есть способы самостоятельной заправки кондиционер фреоном, но все же рекомендуется заправляться на специальных станциях в условиях специализированного автосервиса.
В некоторых случаях автомобиль заправлен фреоном полностью, но при этом кондиционер не включается. Следует отметить, что не включаться муфта может по нескольким причинам, и необязательно дефект скрывается именно в ней. Причины несрабатывания муфты:
есть обрыв в проводах, питание не подается на компрессор;
не работает реле включения, на Renault Logan оно находится в монтажном блоке, в моторном отсеке с левой стороны (около аккумуляторной батареи).
Проверить реле достаточно просто – нужно его демонтировать, контакты под ним замкнуть между собой куском проволоки, нажать кнопку включения кондиционера. Если при перемыкании раздается громкий щелчок, это свидетельствует о том, что муфта кондиционера исправна, а реле необходимо заменить.
Если происходит недостаточное охлаждение воздуха в салоне автомобиля, следует провести диагностику оборудования в автосервисе на стенде, проверить, какое давление имеется в системе. Давление должно быть определенным, не ниже и не выше положенной нормы.
Кондиционер может недостаточно охлаждать воздух, если конденсор (радиатор кондиционера) забит грязью. Когда на соты радиатора не поступает воздух, охлаждение системы получается недостаточным, и она работает неэффективно. На Рено Логан конденсор расположен спереди автомобиля, и чтобы почистить радиатор снаружи, необходимо снимать:
решетку радиатора;
передний бампер;
электровентилятор охлаждения.
Отсоединять конденсор от трубок нежелательно, так как в этом случае автомобиль придется заново заправлять фреоном. Также неисправными в системе кондиционирования могут быть следующие элементы:
ресивер-осушитель, признаки его неисправности – самопроизвольное выключение кондиционера, замерзание шлангов в системе;
терморегулирующий вентиль – при его дефекте холодный воздух поступает в салон с перебоями;
датчик давления – если он неисправен, кондиционер работает нестабильно;
испаритель – при засорении в салоне появляется неприятный запах.
При покупке подержанного Renault Logan рекомендуется съездить на диагностику в автосервис, проверить работоспособность кондиционера на специальном оборудовании.
Статьи по теме:
Утечка антифриза из охлаждающей системы – причины, диагностика, способы решения проблемы Эффективность системы охлаждения имеет большое значение: если двигатель автомобиля будет недостаточно охлаждаться, он может быстро выйти из строя, и тогда потребуется капитальный ремонт. […]
Автомобильные сканеры – принцип работы, разновидности, применение на практике Современные автомобили оснащаются различными ЭБУ, сейчас уже практически невозможно встретить новую машину, не оборудованную электронной системой управления двигателем (электроникой АКПП […]
Причины рывков автомобиля на ходу, основные неисправности Неисправности в машине доставляют немало неприятностей автовладельцам, особенно водителям-новичкам, которые только что приобрели транспортное средство, к тому же с рук и не в самом хорошем […]
Неисправности кондиционера автомобиля. 7 основных неисправностей автомобильного кондиционера
Кондиционер представляет собой климатическую систему, которая обеспечивает охлаждение воздуха в салоне автомобиля. Он функционирует благодаря хладагенту, который циркулирует по замкнутой системе кондиционера. Независимо от марки автомобиля и его стоимости, конструкция кондиционера едина и отличается лишь некоторыми конструктивными элементами. Но принцип работы всегда один.
Несмотря на технологичное совершенство и простоту самого кондиционера, они все же ломаются. Наиболее частые неисправности кондиционера автомобиля здесь мы и рассмотрим.
Компрессор кондиционера
Терморегулирующий вентиль кондиционера
Основные неисправности кондиционера:
Неисправность компрессора. Основными факторами, по которым можно определить, что он сломался – это появление ощутимого шума компрессора и явные масляные потеки на поверхности компрессора. Такие проблемы возникают при разгерметизации и утечке хладогента. Это случается из-за трещин на корпусе, изношенной прокладки или поломке самой магистрали. Также возможна такая неисправность через износ и ослабление натяжения приводного ремня, износ сальника вала или попавшей в систему грязи, а также, нарушение электрических цепей.
Неисправность конденсора. Его функция – охлаждение хладогента, который в свою очередь охлаждает воздух, поступающий в автомобиль. И если он сильно загрязняется, то его охлаждение будет недостаточным, в следствии чего климат контроль начинает произвольно отключатся. Нужно срочно чистить радиатор кондиционера, поскольку в результате перегрева повышается давление в системе.
Неисправность испарителя. Если вы наблюдаете снижение эффективности работы агрегата, непонятно откуда взявшуюся воду в салоне и неприятный запах, то скорее всего проблема в испарителе кондиционера. Причины довольно просты – коррозия в следствии загрязнения и закупорка трубки слива влаги.
Неисправность ресивера-осушителя. Фильтр-осушитель служит для удаления из системы влаги и очищает хладагент от продуктов износа компрессора. Может выходить из строя из-за неверной технологии заправки кондиционера, либо ремонта системы кондиционера повлекшего за собой сильное загрязнение системы. Симптомами такой неисправности может быть, обмерзание шлангов, самопроизвольное выключение агрегата.
Неисправность терморегулирующего вентиля (ТРВ). Расширительный клапан выполняет функцию контроля и регулирует подачу хладагента в зависимости от его температуры и давления в системе. На неисправность ТРВ указывают такие факторы, как: цикличность работы кондиционера, поступление охлажденного воздуха не постоянно, а с перебоями, обмерзание шлангов испарителя, самопроизвольное отключение агрегата.
Причиной нестабильной работы вентеля может быть:
механическое повреждение расширительного клапана;
неправильная регулировка;
загрязнения системы изнутри;
также может возникать при наличии в системе воды или воздуха.
Поиск утечки хладогента
Ресивер-осушителя
Неисправность вентилятора. Вентилятор конденсора служит для дополнительного охлаждения хладогена и устанавливается не на всех типах кондиционеров. Поэтому с такой проблемой можно и не столкнуться. Основная диагностируемая причина поломки вентилятора это — высокий шум от работы или отсутствие вращения вообще. Случается такая поломка вследствии изношенного подшипника, нарушение электрических цепей (реле, щетки, контакты, предохранители) или же механического повреждения.
Неисправность датчика давления. Его функция выключать систему при критических показателях давления хладогента. К поломке датчика может привести как неисправность электроники (предохранитель, контакты, реле) так и механическое (в основном загрязнение). Диагностируется нестабильной работой и самопроизвольным отключением агрегата.
Испаритель кондиционера
Датчика давления кондиционера автомобиля
Выявив хотя бы одну из этих поломок в работе автокондиционера нужна проверка всех элементов системы. Для обеспечения как можно более долгой и стабильной работы кондиционера и уберечь себя от элементарных неисправностей кондиционера своего автомобиля, стоит придерживаться нескольких рекомендаций и советов:
В холодное время года, когда нет необходимости использовать кондиционер, в профилактических целях нужно включать климат-контроль на режим охлаждения один-два раза в неделю на 10–15 мин. для того, чтобы уплотнение вала компрессора, прокладки и кольца смазывались и масло не рассыхалось от бездействия.
При зимнем запуске кондиционера соблюдайте простое правило – включать кондиционер нужно только после полного прогрева салона – «торпедо» не должна быть ледяной на ощупь. Только тогда датчики кондиционера и вся система начинают работать корректно.
При мойке автомобиля нужно промывать и продувать конденсатор кондиционера (но очень аккуратно, дабы не погнуть тонкие ребра его ячеек).
Заправку хладогента желательно осуществлять в специализированном автосервисе, где есть квалифицированные специалисты и необходимое оборудование. Поскольку нужно четко соблюдать технологию заправки, использовать качественный фреон и знать заправочные емкости как фреона, так и масла в компрессор.