Как автомобильный аккумулятор зарядить дома – Можно ли аккумулятор заряжать дома. Необслуживаемый несколько часов. Разбираем по полочкам

  • 24.09.2019

Содержание

можно ли зарядить АКБ дома?

Недооценить важность аккумулятора в современных автомобилях совершенно невозможно. Ведь, так или иначе, они обеспечивают питание всех электронных устройств в машине, не говоря уже о том, что для того чтобы двигатель завелся, необходимо чтобы в аккумуляторе был заряд. Именно поэтому, любому владельцу авто стоит знать, как зарядить аккумулятор в домашних условиях.

На что нужно обратить внимание перед зарядкой аккумулятора?

Разумеется, при зарядке необходимо принимать во внимание особенности того или иного АКБ. Если у вас есть инструкция от производителя, то следует воспользоваться ей. Однако если инструкции нет, то нужно обратить внимание на следующие факторы:

  • Размеры устройства;
  • Расположение положительных и отрицательных электродов;
  • Дата выпуска батареи;
  • Емкость и напряжение батареи;
  • Величина пускового тока батареи при восемнадцати градусах по Цельсию.

Что нужно для зарядки аккумулятора?

Для того чтобы зарядить АКБ в домашних условиях, нам понадобится следующее:

  • Аккумулятор, который не имеет механических повреждений;
  • Ключи для снятия клемм, а также снятия АКБ с места установки в автомобиле;
  • Тестер и вольтметр для определения уровень заряда;
  • Зарядное устройство;
  • Ареометр;
  • Наждачная бумага или мелкий напильник для очистки клемм.

Вынимаем аккумулятор из автомобиля

Разумеется, если у вас есть хороший гараж, то зарядку можно проводить в нем. Однако, если нужно зарядить АКБ дома, то его так или иначе придется снять с автомобиля.

В первую очередь для этого необходимо отсоединить все электрооборудование при помощи ключа зажигания. Далее нужно снять отрицательную и положительную клемму при помощи торцевого ключа. Далее нужно отсоединить крепления аккумулятора, тип которых во многом зависит от модели и марки автомобиля. Чаще всего АКБ прикреплен при помощи планок, которые могут располагаться сверху, снизу, или на боках.

Когда батарея будет отсоединена от автомобиля, то необходимо перенести её в дом, соблюдая крайнюю аккуратность для того, чтобы не вызвать вытекания электролита.

Как зарядить аккумулятор дома?

Для того чтобы правильно осуществить зарядку аккумулятора автомобиля в домашних условиях, необходимо следовать нескольким достаточно простым правилам:

  • Зарядку аккумулятора необходимо проводить внутри помещений с хорошей вентиляцией, поскольку во время зарядки в воздух выделяются разные газы, которые образуют взрывоопасную смесь;
  • Заряжать аккумулятор лучше проводить вдали от предметов, которые легко воспламеняются или источников огня;
  • Во время зарядки аккумулятора необходимо отключать электрические кабеля;
  • Перед тем как зарядить аккумулятор, необходимо осмотреть клеммы и зачистить их, при обнаружении грязи или окисления;
  • Необходимо проверить уровень электролита в аккумуляторе для того, чтобы он полностью покрывал пластины. Если его недостаточно, то нужно или долить электролит, или разбавить его дистиллированной водой;
  • Если аккумулятор не получится сразу зарядить полностью, то сначала нужно его разрядить, и приступить к повторной зарядке.

Проверка плотности электролита

Для того чтобы провести правильную зарядку АКБ в домашних условиях, достаточно важно определить уровень электролита. Это можно сделать при помощи Ареометра, с помощью которого можно замерять плотность жидкости при заданной температуре.

Идеальной плотностью электролита является 1,25-1,27 грамм на кубический сантиметр жидкости. При этом крайне важно чтобы в каждой банке была одинаковая плотность электролита, с максимальным расхождением в одну сотую грамма на кубический сантиметр.

Подключение аккумулятора к зарядному устройству

Для зарядки автомобильного аккумулятора в домашних условиях необходимо правильно подключить его к зарядному устройству. Для этого нужно снять крышку с каждой банки и подключить клеммы аккумулятора к зарядке соблюдая полярность, т.е. «+» к «+» и «-» к «-».

Читайте также:

Как правильно выставить ток на зарядном устройстве?

Для правильной зарядки АКБ дома, необходимо следовать одной простой формуле – величина тока должна быть равна одной десятой от общего объема батареи аккумулятора. То есть если объем равен 65 А-ч, необходимо выставить на зарядном устройстве ток в 6,5 Ампера, но не больше. В том случае, если батарея сильно разряжена, то силу тока можно уменьшить до двух или полутора Амперов.

Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях?

Для того чтобы зарядить АКБ дома, и без негативных последствий, необходимо сделать следующее:

  • Внимательно наблюдать за стрелкой амперметра, положение которой должно постепенно смещаться к нулю на протяжении всей зарядки;
  • Необходимо контролировать температуру электролита, которая не должна увеличиваться во время зарядки. Если электролит нагрелся до +40 градусов по Цельсию, нужно уменьшить ток в два раза;
  • Аккумулятор считается заряженным, только если в течение двух часов его напряжение и плотность электролита не менялась.

Какие меры защиты нужно предпринять при зарядке аккумулятора?

Поскольку во время зарядки могут выделяться ядовитые газы, а сам по себе электролит является пусть и не особо сильной, но щелочью, необходимо принять определенные меры для защиты своего здоровья.

  • Использовать перчатки для защиты рук;
  • Использовать очки для предотвращения попадания щелочного электролита в глаза;
  • Надеть респиратор для защиты органов дыхания.

Для того чтобы полностью зарядить аккумулятор как правило необходимо от десяти до двенадцати часов.

Что может вызвать разряд аккумулятора?

Достаточно важно не только вовремя заряжать АКБ, но и обращать внимание на причину разряда, поскольку падение напряжения может быть вызвано следующими причинами:

  • Автомобиль долгое время стоял без завода двигателя;
  • Батарея используется уже достаточно длительный срок и нуждается в замене;
  • Неисправная электроника в автомобиле;
  • Недостаточный уровень электролита, из-за которого также необходимо заменить АКБ.

Зарядка аккумулятора автомобиля в домашних условиях: видео о вреде

Первая замыкаемая электрическая цепочка, когда проворачивается ключ зажигания при пуске автомобиля, — это связь между аккумулятором и системой зажигания. 

Если по этой цепочке потечёт слабый ток, то стартеру не хватит мощности, чтобы провернуть вал двигателя, привести в движение поршни, то есть двигатель не запустится. Наиболее вероятный ответ – произошла разрядка аккумулятора.

Что такое аккумулятор, устройство, принцип действия?

Аккумулятор – автономный источник питания, способный накапливать и отдавать электроэнергию. Представляет собой набор пластин, помещённых в отдельные отсеки, — банки. Электрохимическая связь между ними осуществляется посредством электролита, залитого в банки. Съём электроэнергии осуществляется с положительного и отрицательного электродов.

Наиболее распространены свинцово-кислотные источники питания.

Используемые металлы – это свинец и его диоксид. В качестве электролита применяется серная кислота.

Выработка электроэнергии основана на взаимодействии оксида свинца и раствора серной кислоты при подключении внешней нагрузки к электродам. При этом оксид окисляется до сульфата свинца, происходит расходование кислоты с превращением её в воду.

Такой процесс приводит к падению плотности электролита, что вызывает уменьшение съёма электрической мощности с источника питания, — аккумулятор переходит в разряженное состояние.

Для возврата в обратное состояние с электродов необходимо снять нагрузку и подать ток в обратном направлении, то есть перевести аккумулятор в состояние зарядки.

Признаки разряда источника питания

Есть несколько характерных признаков того, что источник питания работает не в полную мощность:

  • медленная «вялая» работа механических устройств, свет от фар становится более тусклым, нежели при работающем двигателе;
  • при запуске стартер стал медленнее крутиться, требуется больше времени для запуска двигателя;
  • при пуске становится слышным характерный звук, исходящий от работы стартера, появляются щелчки, индикаторные лампочки на панели горят не постоянно, а мигают в такт прощёлкиваниям;
  • при визуальном осмотре выявляется, что цвет жидкости приобрёл тёмный красноватый оттенок.

Подготовка к зарядке и правила безопасности

Заряжать аккумулятор удобнее всего в закрытом помещении с положительной температурой, — в городских условиях это гараж или собственное жильё.

Перед процедурой заряжания необходимо:

  • снять источник питания с автомобиля и занести его в дом;
  • в случае, если дело происходит в холодное время года, прибор необходимо выдержать несколько часов для принятия им положительной температуры;
  • провести процедуру внешнего осмотра на предмет выявления возможных механических повреждений, — это может быть следствием вытекания электролита, тогда необходимо утилизировать аккумулятор и приобрести новый;
  • очистить корпус от грязевых и солевых отложений;
  • зачистить электроды, — в процессе эксплуатации металл покрывается слоем окислов, что повышает электрическое сопротивление.

Сам источник питания является предметом повышенной опасности из-за наличия в нём кислоты. Ещё одна опасность таится в самой процедуре зарядки. Связано это с тем, что при протекании электрохимических реакций происходит выделение вредных для здоровья газов.

Отсюда следует, что необходимо предпринять ряд мер безопасности при зарядке источника питания в домашних условиях:

  1. Обеспечить вентиляцию помещений, особенно того, где находится аккумулятор.
  2. При наличии балкона процесс заряда аккумулятора целесообразно перенести на него. При этом балконная дверь, ведущая в жилое помещение, должна быть закрыта. На самом балконе необходимо обеспечить вентиляцию посредством приоткрытия фрамуг или форточек.
  3. Факты проявления плохого самочувствия, — головная боль, подташнивание, першение в горле, затруднённое дыхание, — это свидетельства того, что происходит насыщение помещения вредными газами, человеческий организм подвергается отравлению. В этом случае процесс заряда необходимо срочно прервать, обеспечить интенсивное проветривание помещений, — устроить сквозняк.
  4. Ещё один признак ухудшения микроклимата – это поведение домашних животных, которые начинают проявлять беспокойство, издают голосовые звуки, «пристают» к хозяевам.

Проверка плотности электролита

Важная предварительная процедура подготовки к заряжанию источника питания — это проверка электролита:

  • С банок аккумулятора снимаются крышки и визуальным путём осуществляют контроль уровня электролита — в нормальном рабочем состоянии жидкость должна полностью закрывать свинцовые решётки. В противном случае требуется долить дистиллированную воду.

[box type=»download»] Важно! Необходимо использовать только дистиллят. Вода, налитая из-под крана или взятая из других источников, содержит физико-химические примеси, которые вызовут нештатный режим работы аккумулятора и приведут к быстрому разрушению свинцовых пластин.[/box]

  • Проверяется плотность электролита посредством ареометра — прибора со стеклянным корпусом с нанесённой шкалой. Уровень плотности будет показывать поплавок, находящийся внутри прибора. Для этого с помощью встроенной груши производится забор электролита. Штатный показатель плотности находится в диапазоне 1,25…1,29 кг/дм³ при температуре +18…25°C.

[box type=»download»] Важно! Серная кислота – это химически агрессивный реагент, разъедающий ткань, вызывающий ожоги. При работе необходимо озаботиться резиновыми перчатками и защитными очками.[/box]

Процесс зарядки АКБ

Для осуществления процедуры зарядки потребуется зарядное устройство.

На рынке сейчас присутствует большое количество моделей, применяемых для работ со свинцовыми батареями, но их можно объединить в две группы:

  1. Устройство с постоянным током заряда, — осуществляет подачу тока постоянной величины.
  2. Устройство с постоянным напряжением, — процесса заряда происходит при неизменной величине напряжения.

Для процедуры зарядки аккумулятора сила тока, является важным показателем.

Ток зарядки

  1. Первый способ, — источник питания заряжается от устройства с постоянным значением выходного тока. В этом случае принимается величина, равная 10% от паспортного значения ёмкости батареи. Например, для АКБ со значением 55 единиц, сила тока составит 5,5 ампер.
  2. Второй способ, — на батарею подаётся напряжение постоянной величины. В этом случае диапазон значения напряжения составит 14,5…16,5 V с постепенно изменяющейся величиной силы тока 45…20 А.

Правильная зарядка АКБ

Перед началом процесса зарядки необходимо:

  • Аккуратно протереть корпус аккумулятора, особенно в верхней части, около крышек.
  • Снять крышки, не убирая далеко, а оставляя каждую рядом со своей банкой.
  • Выставить в «ноль» показания зарядного прибора или, в более сложных зарядных устройствах, выставить необходимый режим зарядки.
  • Подключить АКБ к заряднику.

Важно! Последовательность подключения должна быть только такой:

  1. сперва подключаются клеммы к электродам источника питания в соответствии с полярностью;
  2. далее, зарядное устройство подключается к стационарной электросети.
  • Настраивается необходимый уровень силы тока или напряжения.

Последовательность, контроль зарядки АКБ при разных режимах

  1. Первый способ — заряд постоянным током, потребует постоянного внимания за процедурой зарядки. Это объяснимо тем, что по мере увеличения степени насыщения, изначальная величина зарядного тока оказывается излишней, — часть энергии тратится на электролиз воды, которая распадаясь, образует у одного электрода кислород, у другого – водород. В силу этого приходится в течение всего периода заряда АКБ периодически менять показатели тока в меньшую сторону.
  2. Второй способ — заряд постоянным напряжением. В течение процесса заряда величина напряжения остаётся постоянной, но сила тока к концу процедуры сходит на нет. Количество образующихся газов минимально, что позволяет не контролировать постоянно весь процесс. При начальном напряжении 16…16,5 V полностью заряженный аккумулятор приобретёт полный заряд через 24 часа.

[box type=»download»] Совет. Если есть возможность, то лучше приобрести современный зарядный прибор, который, несмотря на более высокую цену, позволяет отслеживать процесс зарядки в автоматическом режиме, изменяя выходные показатели в соответствии со степенью заряда источника питания.[/box]

Проверка работоспособности аккумуляторной батареи

Индикация на зарядном устройстве покажет о том, что аккумулятор заряжен полностью, но реальную работоспособность источника питания может показать только рабочие испытания, например, посредством нагрузочной вилки.

Нагрузочная вилка – это электрическое приспособление имитирующая потребителей электроэнергии в автомобиле.

Снабжается измерительным прибором. При подключении к полностью заряженной АКБ, показатели в течение 5…10 секунд должны быть не меньше 9V, равны или возрастать.

В противном случае, меньшие значения или их падение, свидетельствуют о неисправности батареи.

Советы, рекомендации

  1. Совет 1. При срочной необходимости в заряде аккумулятора, возможно применить краткосрочный усиленный режим. Для этого применяются большие значения тока.
  2. Совет 2. Для продления жизни батареи лучше применять меньшие значения зарядных токов, но длительность подпитки АКБ может увеличиться на сутки, двое, трое.
  3. Совет 3. Зимой необходимо подзаряжать батарею при падении степени разряда до 25%. Больший разряд вызовет более длительную процедуру заряда.

[box type=»download»] Рекомендация. Зимой источник питания требует повышенного внимания, — в случае недозаряженной АКБ и наступлении холодов есть риск получить проблемы с аккумулятором, которые придётся решать в сильный мороз.[/box]

Зарядка автомобильного аккумулятора дома: принципы, правила, видео

Стартерный аккумулятор является одним из важнейших элементов любого современного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. От ее технического состояния напрямую зависит сама возможность эксплуатации авто.

Автомобильный аккумулятор (АКБ) служит автономным источником электрического питания для всех систем автомобиля. Разряженная или неисправная АКБ делает невозможным запуск двигателя. Авто с механической коробкой передач при необходимости можно завести с буксира.

Интересно! Устройство автоматической коробки современной машины исключает такую возможность, и запустить двигатель авто можно только с помощью стартера.

Системы сигнализации с функцией автоматического открывания дверей без заряженного аккумулятора также работать не будут. Учитывая важность такого элемента как автомобильный аккумулятор, каждый автовладелец должен правильно и внимательно следить за его техническим состоянием.

Принцип работы

Принцип работы любого автомобильного аккумулятора основан на превращении химических реакций в электрический ток при разряде, и восстановлении при заряде.

Одной из основных характеристик АКБ является количество выдерживаемых циклов заряд-разряд, то есть сколько раз его можно зарядить и разрядить с сохранением рабочих характеристик.

В большинстве случаев на современных авто используются аккумуляторы, при изготовлении которых используется свинец. В состав электролита входит серная кислота и дистиллированная вода.

В зависимости от того сколько и какие элементы составляют начинку АКБ, аккумуляторы делятся на:

  1. Сурьмянистые.
  2. Малосурьмянистые.
  3. Кальциевые.
  4. Гибридные.
  5. Гелевые аккумуляторы.

Сурьмянистые АКБ в настоящее время практически не используются и являются устаревшим видом. Им на смену пришли малосурьмянистые батареи, в состав пластин которых входит менее 5% сурьмы.

В малосурьмянистых аккумуляторах удалось снизить интенсивность электролизных процессов и уменьшить потери воды из электролита. В кальциевых АКБ сурьма заменена кальцием, что практически исключает выкипание воды.

Такие аккумуляторы также имеют и низкий уровень саморазряда. Зачастую в состав пластин кальциевых аккумуляторов добавляется химическое серебро с целью понижения внутреннего сопротивления и повышения КПД.

Интересно! При производстве пластин для гибридных АКБ используется как сурьма, так и кальций. Такой вид аккумуляторов является попыткой объединить свойства сурьмянистых и кальциевых АКБ.

Так как жидкий электролит содержит в составе агрессивную кислоту, с целью повышения безопасности в гелевых батареях он переведен в желеобразное состояние. Как правило, для достижения этой цели, в электролит добавляется кремний.

Такой вид электролита позволяет также уменьшить осыпание пластин аккумулятора и избавляет производителей от необходимости вводить при производстве добавки, увеличивающие их прочность. По степени обслуживаемости АКБ делятся на:

  • обслуживаемые;
  • частично обслуживаемые;
  • >необслуживаемые.

Обслуживание автомобильного аккумулятора сводится к поддержанию необходимой степени заряда и установленного уровня электролита.

Электролит обязательно должен полностью покрывать положительные и отрицательные пластины аккумулятора и изолировать их от контакта с воздухом. В обслуживаемых и частично обслуживаемых АКБ поддержание необходимого уровня достигается только доливкой дистиллированной воды.

Устройство не обслуживаемых аккумуляторов позволяет поддерживать необходимый уровень электролита на протяжении всего срока эксплуатации и не требует вмешательства человека. Если аккумулятор имеет низкий уровень заряда, то вне зависимости от устройства, его необходимо зарядить.

Причины, ведущие к пониженному заряду АКБ

Емкость аккумулятора является его основной технической характеристикой, которая измеряется в ампер-часах (ач). Она показывает какой заряд способен отдать аккумулятор за установленный промежуток времени при определенном напряжении.

Если аккумулятор маркирован обозначением «47 ач», это означает что полную емкость он отдаст в течение 47 часов при разряде током 1 ампер. Как и любое электро-химическое устройство АКБ автомобиля имеет свой срок службы.

При соблюдении правил эксплуатации срок службы малосурьмянистых аккумуляторов не превышает трех лет. Кальциевые и гибридные АКБ служат в два раза дольше, но и имеют более высокую стоимость.

По причине естественного износа или сульфатации пластин, снижается и площадь участвующая в химических реакциях, что ведет к снижению емкости. Чем старше аккумулятор, тем меньше отдаваемая им емкость.

Кроме того причиной разряда может стать неисправный генератор. Не получая достаточной зарядки при эксплуатации, аккумулятор может чрезмерно разрядится питая бортовые потребители электроэнергии автомобиля.

В конце концов можно разрядить АКБ забыв выключить фары или габаритные огни автомобиля при постановке на стоянку. Во всех этих случаях АКБ необходимо подзарядить.

Подготовка и зарядка АКБ дома

Можно ли правильно подзарядить аккумулятор дома? Однозначный ответ: да. Сейчас в авто магазинах и на авто рынках предлагается большое количество различных зарядных и зарядно-пусковых устройств.

Из огромного множества интернет-магазинов авто товаров обычному человеку сложно определить добросовестных продавцов. Покупая товары в сомнительных магазинах, люди сталкиваются с некачественными товарами и нарушением сроков доставки.

Специально для Вас мы подобрали несколько проверенных интернет-магазинов с лучшими ценами, где можно приобрести зарядное устройство надлежащего качества без всякого опасения.

  1. Интернет-магазин №1.
  2. Интернет-магазин №2.

Для большинства автолюбителей правильно зарядить автомобильный аккумулятор не составит особого труда. Стоит только внимательно прочитать инструкцию по применению зарядного устройства. Однако необходимо при этом учитывать ряд особенностей:

  1. АКБ с жидким электролитом требуют осторожного обращения и внимательности. При снятии с авто и транспортировке аккумулятора необходимо следить, чтобы электролит не проливался через пробки или горловины аккумулятора. Если это все же произошло, то поверхность следует обработать 10% раствором каустической соды. Обыкновенная пищевая сода также прекрасно подойдет для этой цели.
  2. Заряжать аккумулятор дома следует только в нежилых помещениях с хорошей вентиляцией и отсутствием открытого огня. В процессе заряда происходит нагрев и закипание электролита с образованием кислородно-водородной смеси. Вредные пары при вдыхании могут нанести серьезный вред здоровью, а наличие открытого пламени привести к взрыву.
  3. Перед тем, как зарядить автомобильный аккумулятор, следует проверить его на исправность. Зачастую причиной пониженной отдаваемой емкости может служить короткое замыкание в одной или нескольких банках. Если при включении аккумулятора на зарядку, в одной из банок видны признаки закипания электролита, это может свидетельствовать о наличии короткого замыкания. Если АКБ при установленном зарядном токе быстро начинает нагреваться, то зачастую виной этому служит чрезмерная сульфатация пластин.
  4. Если при проверке обнаруживается недостаточный уровень электролита, то вывернув пробки в обслуживаемом аккумуляторе, с помощью воронки необходимо долить дисциплинированную воду. Электролит доливается в АКБ только в случае, его потеря произошла из-за вытекания его из банок.
  5. Существует несколько способов, которыми можно зарядить автомобильный аккумулятор дома. Зарядка зависит от типа применяемого зарядного устройства. При зарядке методом постоянного тока, сила тока подбирается как 1/10 от номинальной емкости АКБ измеряемой в ампер часах (ач). Так если заряжается аккумулятор емкостью 47 ач, то сила тока зарядки устанавливается 4,7А. Правильно заряженный таким способом АКБ прекрасно держит зарядку, однако процесс зарядки необходимо постоянно контролировать. При использовании метода постоянного напряжения контролировать процесс нет необходимости, однако время зарядки будет несколько большим. Производителями авто аксессуаров предлагается огромный выбор автоматических устройств для зарядки дома. В конечном счете, для получения наилучшего результата для зарядки АКБ в домашних условиях, следует использовать именно их. Автомат зарядника не только обеспечит поддержание необходимого режима зарядки, но и отключит устройство по окончании процесса.

Завершив зарядку в домашних условиях, с помощью вольтметра или мультиметра стоит проверить напряжение АКБ. Полностью заряженный аккумулятор должен показывать 12,65В. Если этот показатель ниже, скорее всего в аккумуляторе есть короткое замыкание.

Важно! Проведя зарядку в домашних условиях и установив АКБ на штатное место машины, желательно посетить СТО и проверить ток зарядки от генератора.

Систематический перезаряд так же губителен для автомобильного аккумулятора, как и постоянный недозаряд, и ведет к преждевременному выходу аккумулятора из строя.

Для каждой машины подбирать аккумулятор необходимо правильно, учитывая его емкость указанную в амперах-часов (ач). Сколько раз требуется заряжать аккумулятор дома, зависит прежде всего от условий эксплуатации автомобиля и срока службы аккумулятора.

Что нужно знать о зарядке аккумулятора автомобиля зарядным устройством

Зарядка аккумулятора автомобиля

{ ArticleToC: enabled=yes }

У каждого водителя в жизни была ситуация, когда двигатель не запускается из-за разряженного аккумулятора. Чаще такое случается в холодное время года. При отсутствии возможности зарядить аккумулятор автомобиля от зарядного устройства, пользуются «прикуриванием» от батареи другого авто.

Когда предстоит проделать долгий путь, это помогает.

В поездках на небольшое расстояние такая подзарядка аккумулятора автомобиля малоэффективна, поскольку разрядившаяся батарея за такое время не успевает заряжаться.

Подзарядка аккумулятора

Виды зарядных устройств

Для батарей автомобиля сегодня масса устройств, помогающих зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством — от недорогих моделей, выпускаемых в Китае, до брендовых автоматических.

Как же выбрать оптимальное зарядное устройства из имеющегося многообразия? Неплохо получить консультацию у специалиста, но и самому ориентироваться в главных критериях выбора, позволяющих правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством, нужно.

Виды зарядных устройств

На что обращать внимание, покупая зарядное устройство

Вначале требуется определиться со схемой зарядки, потому что одни устройства могут заряжать автомобильные аккумуляторы с постоянной величиной тока, другие – с постоянным напряжением. Первые ЗУ заряжают емкость полностью, но опасны перегревом электролита, что отражается негативно на продолжительности функционирования.

Риск перегрева отсутствует, если применяют зарядки с постоянным напряжением. Но, этот вариант не позволяет добиться полной зарядки из-за падения тока в конце зарядного цикла.

Но, отчаиваться не время, поскольку производятся «зарядки» комбинированные. При постоянном токе они заряжают батарею, стабилизируя напряжение и понижая ток. Понятно, что цена на такие зарядки наиболее высокая.

Важно, выбирая мощность ЗУ, внимание обращать на то, что максимальное значение зарядного тока составляет 10% от величины емкости батареи, т.е. он соответствует 6,5 А для емкости 65 Ah.

Следующий вопрос, – какому зарядному устройству отдать предпочтение – импульсному или трансформаторному.

Второе надежно, но отличается большими габаритами и весом. Гораздо легче и значительно компактнее первое — импульсное, но его надежность зависит в большой степени от изготовителя.

Способы питания

Наконец, питание. Существует два варианта – классический, работающий от сети и ток, передающийся через «крокодилов», и экзотический (реже применяемый), с зарядкой от прикуривателя. Чтобы зарядит АКБ от него, прикуриватель запитан не через генератор, а от батареи.

Как заряжать батарею?

Процесс, использования прибора помогающего зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях, необычайно прост. Если в пределах длины проводов зарядного устройства расположена розетка, батарею не придется даже снимать для зарядки аккумулятор автомобиля в домашних условиях.

Просто соединяют его минусовой провод с одноименной клеммой, а плюсовой с плюсовой клеммой. Даже, если батарею требуется снять, проблем это не вызывает. Просто нужно оберегать ее от ударов, а одежду от контактирования с аккумулятором, точнее – с электролитом, который мгновенно прожжет дыры.

Ошибка автомобилистов в попытке установки и снятия батареи при работающем моторе. Возникающие при этом перепады напряжения в бортовой сети приводят к отказу всего электрооборудования. Также не стоит разогревать холодный аккумулятор, опуская его в горячую воду. От перепадов температур активная масса осыпается с пластин.

Важно: для продления срока эксплуатации, батарею нужно протирают мягкой ветошью, стараясь, чтобы грязь не попадала в электролит.

Зарядка

Демонтировав батарею, снимают верхнюю крышку, предварительно открутив защитные пробки. Тогда аккумулятор, заряжаясь, не «закипит» и не взорвется. Рекомендуется проверять перед процедурой уровень электролита по отметкам min – max, имеющимися на корпусе. Нужно это для того, чтобы пластины не сгорели и не привели к потере существенной части или всей емкости навсегда.

Зарядка аккумулятора

Долив (если нужно) воду, к клеммам крепят «крокодилов», предварительно убедившись, что от сети ЗУ отключено. Отключение происходит в обратной последовательности: отключают от сети зарядное, снимают «крокодилов», собирают батарею.

Не нужно пугаться, если во время зарядки жидкость в аккумуляторе слышны звуки, похожие на кипение. Если же заметили, что батарея сильно греется, нужно зарядное отключать, давая ей остыть. Позже, цикл может быть продолжен.

Что важно знать, чтобы зарядить правильно необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Необслуживаемые аккумуляторы, т.е. исключающие долив воды, заряжают ЗУ, имеющие возможность автоматически поддерживать зарядное напряжение (обязательно) и ограничение тока заряда (желательно).

Как и в любом случае, обязательно соблюдение полярности при подключении устройства для зарядки, очищение батареи от загрязнения и прогрев электролита, т.е. батарею, принесенную с мороза, обязательно «отогревают».

Еще один нюанс – зарядка необслуживаемой глубоко разряженной батареи. Сразу заряжать ее номинальным током нельзя, поскольку кислота ушла в пластины, между ними осталась вода, и будет идти простой электролиз. Заряд при этом «облепит» поверхность пластин и не позволит проникнуть в их толщу. При включении малого тока, заряд восстановится по всей их толщине.

Очень важна зарядка даже для только купленной батареи. Ведь никто не знает, сколько она пролежала на складе. Достаточно на малом токе подержать ее пару часов.

Видео: Правильная зарядка автомобильного аккумулятора

Требования к помещениям для зарядки батарей

Как правило, о том, где заряжать емкость не задумываются. А следует делать это в проветриваемом помещении. Меньше всего для зарядки подходит квартира. Ведь заряжаясь, аккумулятор выделяет стибин и арсин (водород сурьмянистый, мышьяковистый).

Помимо этого выделяются: хлористый водород, сернистый газ и прочие токсические вещества. Их высокое скопление опасно для здоровья. К тому же, скопившись на одежде, коврах, мебели, они еще долго оказывают негативное действие.

Требования к помещениям для зарядки батарей

Поэтому, для зарядки, наиболее подходят гаражи, улица и проветриваемое помещение (лучше со сквозняком).

Совет профессионалов: лучшим ЗУ является то, которое имеет амперметр и вольтметр. Чтобы батарею не перезарядить, не используйте напряжение свыше 14.4 Вольта. Примерно время заряда для АКБ — 65 А/ч можно просчитать так: ток составляет 10%, значит, равен 6,5А. А время 10 часов (65: 6,5). Но это условно, поэтому за уровнем и нагревом электролита необходимо следить.

Как определить какая схема зарядного устройства подойдет для автомобильного аккумулятора

Схем, позволяющих зарядить батарею, существует много, но можно зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства, используя подручные средства – мощную лампу и сеть. Долго, но помогает в критической ситуации.

Если используется гелиевый аккумулятор, заряжать его можно от ЗУ со схемой, являющейся, классическим стабилизатором напряжения, на выходе которой стоит программируемый ограничитель тока, токоразделяющие сопротивления R2-R6, микросхема L200C, резистор (от 14 до 15), подстраивающий выходное напряжение.

Трансформатор подбирается из расчета, чтобы на выходе вторичной обмотки получить напряжение 15 вольт. При использовании диодов, помещенных в металлический корпус, устанавливать их разрешается не только на радиаторе.

Состоит схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора из несколько отдельных схем и не является сложной, поэтому ее собрать несложно самостоятельно.

Схема автоматического зарядного устройства на конденсаторах

В этой схеме есть функция, дающая возможность автоматически отключаться после достижения полной зарядки.

Свинцовые батареи критичны к условиям эксплуатации. Таким условием считается заряд-разряд. При перезарядке у них выкипает электролит, что грозит разрушением положительных пластин.

Когда же зарядка нужна вдали от гаража, а устройства нет, можно ее «слепить» из подручных средств. Для этого потребуются: мощный диод на 10А, устанавливаемый на радиатор, и лампа накаливания, рассчитанная на 220В.

Если мощность нагрузки нужно увеличить, лампу заменяют электрическим обогревателем

Следующая схема несколько сложнее. В ней в качестве нагрузки используют кипятильник или электрическую плиту.

Подойдет для нее диодный мост от блока питания старого компьютера. Напротив, диоды Шотки лучше не применять из-за высокого обратного напряжения — 50-60 В, из-за чего они моментально сгорают.

В схеме автоматики ЗУ применяют для питания операционного усилителя микросхему на 9 В типа 142ЕН8Г (DA 1). На каждые 10 градусов изменения температуры ее корпуса, выходное напряжение отвечает ростом на сотые доли вольта.

Для системы автоматического отключения достаточно собрать схему на половине микросхемы при показателе напряжения 15, 6В. Выводы четвертой микросхемы соединены к двум делителям напряжения — R7, R8 (с него поступает 4,5 В) и R4-R6. R5 — подстроечный резистор нужен для определения порога автоматического срабатывания 12,54 В. Требуемый гистерезис между напряжением, включающим зарядку аккумулятора, и ее завершением обеспечивают R9 и VD7

Схема автоматики зарядного устройства автомобильного аккумулятора

Принцип работы схемы

Пока на клеммах заряжаемой батареи напряжение не достигло отметки 16,5, на 2 выводе А1 его достаточно, чтобы открыть транзистора VT1, который отвечает за срабатывание реле P1, включающее контакты К1.1, которые через конденсаторный блок подключают первичную обмотку трансформатора. С этого момента начинается зарядка.

Как только величина становится 16,5 В, напряжения на выходе А1.1 снижается и не позволяет поддерживать открытым VT1. Из-за этого отключится реле, а контакты К1.1 через конденсатор С4 (ток заряда 0,5А) подключают трансформатор. Схема ЗУ находится в этом состоянии, пока напряжение на батареи оно не упадет до 12,54В. Затем, вновь включится реле, и начнется заряд. Благодаря переключателю S2, возможно отключать авторегулирование (в случае надобности). Так будет исключена возможность перезарядки аккумулятора, даже если он останется подключенным к ЗУ длительное время. Очень актуален этот режим для тех, кто ездит на машине исключительно в теплое время. По окончании сезона батарею ставят на зарядку, а отключают с наступлением весны. Если даже напряжение пропадет, после его появления, зарядка продолжится.

Когда нагрузка отсутствует, напряжение повышается, но сам принцип автоматического отключения собранной на другой половине операционного усилителя схемы А1.2, не меняется. Изменяется только пороговая величина отключения, составляющая 19В.

При меньшем напряжении, т.е. не достигшем этого значения, на выходе 8 А1.2 напряжения достаточно, чтобы транзистор VT2 был открыт, и оно поступало на реле.

Если оно больше 19В, транзистор закрывается, реле размыкает контакты К2.1, прекращая подавать напряжение на ЗУ. При подключении батареи, которая запитает схему, ЗУ возвращается в рабочее состояние.

Время зарядки аккумулятора

Автовладельцы, снимающие старый аккумулятор, и покупающие новый, сталкиваются с вопросом; «Сколько нужно времени, чтобы зарядить аккумулятор автомобиля?». Никто не даст на это однозначного ответа, потому, что зависит это от степени разряженности. Для определения этого параметра батарея снабжена индикатором.

Видео: Сколько по времени заряжать аккумулятор автомобиля?

Для использования он элементарен: заряжена батарея – светится зеленым светом, разряжена – горит красным. Можно ориентироваться по амперметру ЗУ – индикатору наиболее достоверному и наглядному. Тем ток выше, чем глубже разрядка. О том, что она заряжена полностью, говорит стрелка, опустившаяся практически до нулевой отметки (не касается ЗУ с постоянным током).

Новый аккумулятор для автомобиля, как и б/у, нужно заряжать, предварительно проведя подготовительные работы. Для этого в них заливают электролит нужной плотности до установленного уровня.

Фото автомобильного аккумулятора

Для этого от загрязнения очищают выводные контакты обслуживаемой батареи, используямягкую ветошью, смоченную нашатырным спиртом или раствором соды кальцинированной, протирают ее саму, очищают верхнюю крышку и выкрученные пробки (для АКБ, имеющего их для заливки электролита), чтобы при зарядке не попала грязь, которая выведет прибор из строя.

Выкручивают пробки, только закончив эту процедуру. После, проверяют уровень электролита и плотность, доводят при необходимости до требуемого значения, т.е. доливают воду дистиллированную или электролит необходимой плотности, чтобы в банках он был требуемой величины. Пробки не закрывают.

Проверка уровня электролита аккумулятора авто

Зарядка постоянным током

Максимальная температура электролита заряжаемой батареи не должна превышать 35 градусов. Для б/у батареи с глубоким разрядом, как и для новой, зарядный ток составляет 10% от величины емкости (6А для 60 Ah). Выставляют его для ЗУ, не поддерживающих величину тока вручную, используя реостат или переключатель.

Продолжается зарядка до появления газовыделения в банках, которой свидетельствует о достижении 14,4В на выводах АКБ (или 2,4В в каждой из секций). Затем, снижают в два раза ток для нового аккумулятора и в 2-3 – для б/у.

Так зарядка продолжается пониженным током, до момента появления обильного выделения газа в каждой из банок. Двухступенчатый способ сокращает время зарядки, уменьшает разрушающее пластины, газообразование.

Важно понимать, что, чем меньше ток зарядки, тем больше времени требуется. Примерно, ориентироваться можно на то, что для емкости 55 А.ч, заряжаемой током 5,5 А, зарядка продлится 10 часов.

Для подзарядки, т.е. кратковременной передаче заряда от «донора» разряженной батарее (на средних оборотах) и зарядном токе 30 ампер, заряжаемый аккумулятор в минуту получит 0,5 ампер (1/60*30), если предположить, что КПД равно 100%. Хватит их стартеру на 9 секунд. То есть, пятнадцатиминутная подзарядка никак не способствует (вопреки заверениям специалистов «с проводами») о том, что батарея заряжена.

Заряд автомобильного аккумулятора

Для АКБ с неглубокой разрядкой подойдет одноступенчатый режим, т.е. ток, равный 10 % от величины емкости, используется на протяжении всего цикла. Как и при методе двухступенчатом, признаком завершения процесса, служить обильное газовыделение.

Есть и другие признаки, которые определяются по приборам:

  • плотность электролита сохраняется неизменной на протяжении трех часов;
  • на контактах аккумулятора напряжение достигло 15–16,2 В (2,5–2,7 В для секций) и не растет в течение трех часов.

Чтобы не допустить перезарядки, плотность проверяют каждые 2–3 часа, как и контролировать температуру электролита, которая не должны быть выше 45оC.

Заряд АКБ

При превышении этой величины, ток снижают в 2 раза либо на время останавливают процесс ( пока показатель температуры не снизится до 30–35 оC).

Проверка уровня заряда АКБ после зарядки

Еще один параметр, требующий контроля, — уровень электролита.Из практики, продолжительность первой зарядки новой батареи (зависит от состояния) составляет 25-50 часов. Для б/у процесс длится от 14 часов до 16 и больше. Для необслуживаемой, о зарядке говорит ток, который понизился до 0,2 А.

Видео: Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор

Проверка уровня заряда АКБ после зарядки

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*