Как выбрать очки для вождения автомобиля – очки для вождения с диоптриями, очки для водителей с нарушениями рефракции, требуются ли для вождения специальные очки
Безопасность дорожного движения в большой степени зависит от качества зрения водителя. Специальные автомобильные очки обеспечивают комфортное и безопасное вождение при любой погоде. Если зрение у водителя хорошее, то роль автомобильных очков выполняют солнцезащитные. Если имеются какие-либо нарушения зрения – близорукость, дальнозоркость, астигматизм, – то нужны очки с диоптриями.
Требования к оправе
Начнем с формы очков: для водителя очень важен периферический обзор – так называемое боковое зрение, – поэтому оправу лучше выбрать с тонкими заушниками, которые крепятся не к середине, а к верхней или нижней части оправы. Световые проемы не должны быть узкими – они будут ограничивать поле зрения с височной стороны. Идеальным в данном случае является спортивный «вытянутый» дизайн очков. Оправа должна быть максимально удобной, не съезжать, не давить в области висков и переносицы.
Автомобильные очки должны быть только с пластиковыми линзами, стеклянные могут стать причиной серьезных травм в аварийной ситуации.
Солнцезащитные и поляризационные
Что касается солнцезащитных очков, то предпочтение следует отдавать солнцезащитным очкам с поляризационными линзами. Обычные солнцезащитные очки не защищают водителя от ослепляющих бликов, возникающих при отражении солнечных лучей от горизонтальных поверхностей – мокрого асфальта, снега, встречных машин, водной поверхности. Очки с поляризационным эффектом максимально блокируют блики, расплывающиеся изображения, которые, мешают управлению автомобилем и вызывают усталость и раздражение глаз. Очки с поляризационными линзами рекомендуются для вождения в светлое время суток.
Если вы пользуетесь очками для коррекции зрения, то и за рулем вы можете использовать поляризационные очки с корригирующими линзами. Для этого в вашу оправу нужно установить в поляризационные линзы с необходимыми диоптриями. А вот в темное время суток управлять автомобилем в поляризационных очках нежелательно – из-за низкого светопропускания линз.
Фотохромные очки для вождения
Солнцезащитные очки с поляризационными линзами, как и обычные солнцезащитные, всегда имеют одну и ту же степень затемнения при различном освещении – и на солнце, и в сумерках, и в помещении они будут одинаково темными. Если вы постоянно носите очки, тогда удобным вариантом являются очки с фотохромными линзами, которые затемняются при солнечном свете с различной степенью в зависимости от уровня освещенности — на ярком солнце они темные, в пасмурную погоду становятся более прозрачными, а в помещении они выглядят как обычные очки или имеют небольшую степень тонировки. Ранее фотохромные очки «не работали» в автомобиле, так как они затемняются под действием ультрафиолетовых солнечных лучей, которые практически не попадают в салон машины. В последнее время некоторые фирмы стали выпускать фотохромные линзы, которые затемняются за ветровым стеклом автомобиля при воздействии коротковолновых синих лучей солнечного спектра, проникающих внутрь салона, есть также фотохромы с поляризационным эффектом.
В ассортименте салонов «Очки для Вас» имеются очковые фотохромные линзы Transitions XTRActive, изготовленные на Заводе рецептурной оптики «ОДВ», затемняющиеся в салоне автомобиля при солнечной погоде на 50% и остающиеся прозрачными в темное время суток и в помещении. Затемнение таких линз вне автомобиля при солнечной погоде достигает 70-80 %. Но такая линза не защищает глаз от бликов, отраженных от горизонтальных поверхностей.
С этим недостатком справляется фотохромная линза с поляризационным эффектом DriveWear, также представленная в ассортименте наших салонов.
Линзы DriveWear:
Затемняются на улице до 88%, помимо 100% защиты от УФ, имеют поляризационный, антибликовый эффект.
Затемняются в автомобиле до 78%, помогают в оценке расстояний и сокращают утомляемость при длительном вождении.
В неактивированном состоянии обеспечивают контрастный эффект для пасмурной погоды, делают краски более насыщенными.
Корригирующие очки
Если же вы не пользуетесь солнцезащитными очками при вождении и носите обычные корригирующие очки, то линзы в ваших очках обязательно должны быть с просветляющим (антибликовым, антирефлексным) покрытием, которое увеличивает контрастность изображения, уменьшает блики от фар встречных машин, фонарей, мокрой дороги, что особенно важно при управлении автомобилем в ночное время.
Если у вас пресбиопия (возрастная дальнозоркость) и вы носите очки с прогрессивными линзами, которые позволяют хорошо видеть и дорогу, и приборную доску, и показания навигатора, выбирайте прогрессивные линзы Progressive Drive, также представленные в ассортименте салонов и имеющие максимально широкую зону для дали, лишенные ограничения периферического зрения, которое может стать опасным.
Завод рецептурной оптики «ОДВ» изготавливает корригирующие очковые линзы разнообразных дизайнов (монофокальные, прогрессивные и т.д.) из любых материалов, будь то фотохромные, поляризационные или фотохромные линзы с поляризацией.
Какие бы очки вы ни выбрали, они должны обеспечивать высокое качество зрения в любое время суток и при любых погодных условиях!
Линзы для вождения в темное время суток
В статье, предлагаемой вниманию читателей, мы рассмотрим опасности ночного вождения и дадим рекомендации автомобилистам по поводу подбора очковых линз и очков для более безопасного вождения в тёмное время суток.
Вождение автомобиля в темное время суток представляет серьезный риск, особенно на плохо освещенных дорогах. В условиях недостаточной и переменной освещенности количество дорожных происшествий значительно увеличивается. Ночью водитель должен управлять автомобилем с максимальной осторожностью, независимо от того, пользуется ли он очками или нет. В статье, предлагаемой вниманию читателей, мы рассмотрим опасности ночного вождения и дадим рекомендации автомобилистам по поводу подбора очковых линз для более безопасного вождения.
Коротко о восприятии света
Для четкого зрения необходим свет, который стимулирует процесс зрения. Для того чтобы предмет был четко различим в поле зрения, он должен быть светлее или темнее окружающей обстановки. Быстрота реакции водителя на 90% зависит от зрения, ночью качество зрения (восприятие глубины пространства, распознавание цветов, периферийное зрение) значительно ухудшается. Восприятие света обусловлено фотохимическими процессами, происходящими в фоточувствительных элементах сетчатки – палочках и колбочках. Палочки расположены на периферии сетчатки, а колбочки, которых почти в 17 раз меньше, – в центральной зоне. Колбочки обеспечивают различение деталей и цвета. Рецепторы-палочки не определяют цвет, но отличаются большей светочувствительностью. Благодаря наличию рецепторов двух видов человеческий глаз адаптируется к разным условиям освещенности. Увеличение чувствительности сетчатки происходит постепенно, в зависимости от продолжительности пребывания человека в темноте.
1 Скорость адаптации для палочек и колбочек различна: для колбочек максимум чувствительности наступает через 5–8 мин после начала темновой адаптации, для палочек – через 60–80 мин. Самый слабый свет, при котором начинают функционировать палочки, эквивалентен условиям ночи, когда небо затянуто облаками, для колбочек это условия лунного освещения ночью. Белый свет, который начинают различать палочки, должен стать в 1000 раз ярче, чтобы его восприняли колбочки.2 Интенсивность солнечного света примерно в 30 000 раз больше лунного. Глаз человека может функционировать в условиях различной освещенности, при этом на чувствительность сетчатки влияют различные повреждающие факторы, например пребывание на солнце без солнцезащитных очков, лазерное излучение и др.
Факторы риска ночного вождения
Рассмотрим, в каких условиях водители управляют автомобилем в темное время суток.
Снижение контрастности. Наиболее значимым условием для вождения в светлое и темное время суток является снижение контрастности изображения. Более низкий уровень освещенности приводит к тому, что зрачок расширяется до 4–7 мм. При этом состоянии зрачка проявляются все недостатки системы фокусировки зрения, которые не обнаруживают себя в обычных условиях, при меньшем зрачке. Следует отметить, что на контрастность могут оказывать влияние отражения света от ветровых стекол, очковых линз и других предметов. Для улучшения контрастности очень важно, чтобы любая прозрачная среда, через которую смотрит водитель, была максимально прозрачной и чистой. Если водитель замечает, что в темное время суток зрение становится менее четким, ему следует обратиться к специалистам и проверить, насколько его очки или контактные линзы соответствуют требованиям адекватной коррекции.
Ночная миопия. Некоторое время назад в научный оборот был введен термин «ночная миопия». Исследования показали, что в условиях плохого освещения даже у молодых водителей с хорошим зрением взгляд фокусируется на более близком расстоянии (около 1 м), то есть они на время становятся миопами. Хотя причины этого состояния до сих пор окончательно не выяснены, установлено, что ночная миопия влияет на остроту зрения и контрастность изображения. Полагают, что тенденция к фокусированию глаза на более близком расстоянии при расширении зрачка из-за низкого уровня освещенности возникла в процессе эволюции человека. Возможно, большую способность к выживанию проявили те наши млекопитающие предки, кто в ночное время мог более четко различить опасность на близком расстоянии. За миллионы лет эта особенность в наследственном порядке закрепилась на генетическом уровне.
3 Кроме того, при низких уровнях освещенности максимум спектральной чувствительности глаза смещается в более коротковолновую область, что также способствует фокусировке глаза на более близком расстоянии.
4 Для расширенного зрачка характерно проявление большей сферической аберрации: лучи, проходящие через периферийную зону расширенного зрачка, фокусируются перед сетчаткой, лучи, поступающие через центр, – на сетчатке. Это способствует утрате четкости изображения и возникновению некоторой близорукости. Таким образом, ночная миопия обусловлена проявлением целого ряда факторов, каждый из которых вносит свой вклад в снижение остроты зрения и контрастной чувствительности ночью. Некоторые специалисты рекомендовали назначение более сильных очков для предупреждения ночной миопии, но в настоящее время применение корригирующих очков или контактных линз в этих условиях не рекомендуется. Уровень освещения большинства автодорог позволяет глазам нормально функционировать.
Ослепление ярким светом. В ночное время водители подвергают себя серьезному риску в результате ослепления фарами встречного автомобиля. Оно оказывает неблагоприятное влияние на зрительные функции (вплоть до временного ослепления). Мы уже указали, что световая адаптация происходит очень медленно и потерять ее можно в течение нескольких секунд воздействия яркого света.
Гало и отражения. Некоторые водители отмечают формирование гало или отражений вокруг источников света в темное время суток. Нередко они возникают при воздействии на глаза света фар встречного автомобиля. Причина формирования гало и отражений может быть связана с наличием загрязнений на наружной или внутренней поверхности стекол автомобиля, которые вызывают интенсивное светорассеяние. Следует обратить внимание и на используемые очковые линзы: их поверхность должна быть безукоризненно чистой и не иметь царапин, которые также становятся причиной светорассеяния.
Линзы для вождения ночью
Для того чтобы дать правильные рекомендации по использованию очковых линз в условиях темного времени суток, мы должны разделить водителей на две категории:
водители, которые имеют хорошее зрение и не страдают нарушениями рефракции,
водители с нарушениями рефракции.
Первым не стоит рекомендовать какие-либо очковые линзы, так как появление перед здоровым глазом любой очковой линзы в лучшем случае не даст никакого эффекта, но может навредить, поскольку дополнительно скажется на контрастности изображения. Если водитель страдает нарушениями рефракции и носит корригирующие очки, ему можно предложить бесцветные линзы с просветляющими покрытиями. Эти покрытия уменьшают отражения от поверхностей линз и повышают светопропускание линз (более 99%), то есть увеличивают количество света, достигающего глаз. Исследователи доказали, что в условиях, симулирующих вождение в ночное время, линзы с просветляющими покрытиями позволяют водителям лучше различать обстановку на дороге благодаря увеличению светопропускания и уменьшению мешающих отражений. Они также обеспечивают больший зрительный комфорт и меньшее напряжение глаз.
5 Для ночного вождения не запрещено использовать фотохромные линзы с просветляющим покрытием, если они не имеют остаточного светопоглощения и характеризуются высоким показателем светопропускания, достаточным в данных условиях. В ассортименте многих компаний-производителей представлены бесцветные и фотохромные линзы с высококачественными интегральными покрытиями, обеспечивающими высокие показатели светопропускания. Тем не менее, если водитель в обычное время не пользуется очками, линзы с просветляющими покрытиями, как и любые другие, не улучшат его зрение в темное время суток. Просветляющие покрытия влияют на свойства самих линз. При наличии хорошего зрения использование линз только привнесет определенные ограничения для качества зрения.
6 В последнее время некоторые компании выпустили очковые линзы, в дизайне которых учитываются аберрации более высокого порядка. Известно, что именно аберрации высокого порядка являются причиной ухудшения контрастности в сумерки и в ночное время суток при расширении зрачка в условиях низкой освещенности, они также приводят к двоению изображения, недостаточной четкости, формированию гало вокруг источников света ночью и др. Устранение или минимизация этих аберраций положительно скажется на качестве зрения пользователей очков и особенно водителей, садящихся за руль в ночное время.
Ограниченное использование окрашенных линз
Каждый, кто попытается найти в Интернете «очки для ночного вождения», или «night driving glasses», обнаружит огромное количество предложений подобной продукции от отечественных и зарубежных дистрибьюторов. Приведем некоторые примеры:
– «Эти невероятные ночные очки были разработаны специально для ночного вождения. Специальная тонировка стекол позволяет видеть дальше, лучше, яснее и облегчает утомительные ночные поездки. Закажите эти ночные очки прямо сейчас, поскольку необходимость ночной поездки может возникнуть в любой момент» (www.euroshop.ce.ru).
– «Среди всего многообразия очковых линз имеются и… очковые линзы для вечернего и ночного вождения (специальные покрытия разработки российской компании “Лорнет-М”)».
– «Релаксационные водительские очки специально разработаны как для вождения в условиях плохой видимости (туман, дождь), так и для ночного вождения (с эффектом “антифары”). Линзы-светофильтры водительских очков обеспечивают значительный рост контрастной чувствительности глаза (30–35%), эффективны для снижения уровня ослепления фарами встречного транспорта» (www.prizyv.ru).
– «Night Vision Clip-On Glasses. Improve your vision, reduce glare, and sharpen your eyesight at night with our Night Vision Glasses. Thanks to the amber lens of these Night Vision glasses, you’ll not only cut the glare, but also the risk of accidents» (www.amazon.com). — «Polarized Sunglasses improve your night and distance vision, enhance your perception and eliminate eyestrain. Unique sunglasses utilizing technology developed by NASA scientists. Regular price: $29.95. Sale price: $19.95» (4-asseenontv.stores.yahoo.net). Предлагаемые «очки для ночного вождения» укомплектованы линзами желтого цвета, которые отрезают коротковолновую синюю составляющую видимого спектра, или янтарными, отрезающими синюю область и снижающими светопропускание линз в остальной области спектра, или поляризационными линзами.
Насколько оправдано их применение в ночное время? Напомним, что по международному стандарту ИСО 14889 в темное время суток не допускается применение очковых линз, имеющих показатель светопропускания менее 75 %. К сожалению, для большинства предложенных «очков для ночного вождения» не приводятся соответствующие данные, но ограничения стандартов сужают количество возможных вариантов. Таким образом, допустимо применение лишь очень слабо окрашенных очков, поскольку даже небольшое светопоглощение приведет к уменьшению количества света, достигающего глаз водителя. Из-за увеличения контрастности предметы на дороге в зоне освещения фар автомобиля выглядят более четкими, у водителя создается впечатление, что он видит объекты на большем расстоянии. Это не соответствует истине и может привести к неправильной оценке дорожной ситуации. В литературе7 указано, что «желтые линзы для ночного вождения» не обеспечивают каких-либо преимуществ для видения ночью. Более того, они даже опасны, так как дают водителю ложное представление, что он видит лучше. Исследования показали, что эти линзы нарушают зрительную деятельность и замедляют восстановление зрения после ослепления.
Многие производители и дистрибьюторы активно предлагают подобные очки для ночного вождения, заявляя, что линзы янтарного цвета улучшают ночное зрение. Однако Федеральная торговая комиссия США (Federal Trade Commission) указала, что подобная деятельность является незаконной, поскольку эффективность линз в вышеуказанных случаях не доказана.8 Тем не менее некоторые зарубежные оптометристы не возражают против применения желтых очков, но считают, что молодым водителям можно использовать их на хорошо освещенных дорогах, например в городе, и следует снимать, если трасса освещена плохо. У более пожилых водителей зрачок сам по себе пропускает меньше света, поэтому для нихх еще большее снижение количества поступающего света не поможет им видеть в темноте. В ассортименте компании «HOYA Vision Care» представлены линзы с просветляющим покрытием: «Brown AL» (светопоглощение 10%), «Brown A» (15%), «Green A» (15%), «Grey AL» (10%), «Blue A» (15%), «Rose AL» (10%) и еще линзы пяти оттенков (фиолетового, розового, светло-синего, аметистового и пурпурного) серии «Fashion Sphere» со светопоглощением менее 20%, которые допустимо использовать при вождении в ночное время. Для этих целей европейские офтальмологи рекомендуют надевать очки с линзами желтого и розового цветов. Линзы «Safe Life» желтого цвета повышают контрастность и снижают ослепляемость яркими огнями. Очки с такими линзами предлагаются для вождения ночью. Линзы розового и пурпурного оттенков повышают контрастность в вечернее время, отсекая синюю составляющую спектра. Они также допускаются к применению при вождении в ночное время.9
Применение поляризационных очков в ночное время вообще недопустимо. По данным компании «Younger Optics», светопропускание качественного поляризатора не может превышать 44%, что делает поляризационные линзы непригодными для ночного вождения. Производители очков для ночного вождения указывают, что их продукция защищает глаза от ослепления фарами встречного автомобиля. Однако пригодные для вождения в темное время очки со светопропусканием 80% отрезают лишь излучение синей части видимого спектра. Их эффективность была бы в некоторой степени оправдана, если бы свет фар встречного автомобиля был синим. Однако обогащенный синей составляющей свет дают только ксеноновые фары, которые уже широко используются на Западе. От галогеновых и обычных фар они отличаются большим потоком света и углом освещения, меньшим ослепляющим эффектом. Ксеноновые фары намного дороже обычных. Ответственные оптики не будут рекомендовать применение для ночного вождения окрашенных, поляризационных линз, фотохромных линз с остаточным светопоглощением, не станут и участвовать в продвижении «очков для ночного вождения».10 Американская ассоциация солнцезащитных очков (Sunglass Association of America, SAA) не рекомендует применение солнцезащитных очков для ночного вождения. Хотя линзы янтарного цвета могут обеспечить водителю больший комфорт, они ухудшают видимость на неосвещенной дороге.
Рекомендации для безопасного вождения ночью
Для безопасного вождения в темное время суток водители должны соблюдать следующие правила.
– Регулярно проверять остроту зрения и всегда использовать выписанные очки или контактные линзы при вождении автомобиля.
– Поддерживать в чистоте стекла автомобиля, очковые линзы и фары.
– Во время вождения обязательно пользоваться боковыми зеркалами и следить за ситуацией на дороге. Совершая покупку оправы, нужно следить за тем, чтобы она не ограничивала поле зрения. Данному требованию в большей степени отвечают оправы, которые имеют узкий ободок и узкие заушники или, как их часто называют пользователи, дужки. Классические очки для пилотов обладают этими характеристиками отнюдь не случайно. Их устройство идеально соответствует требованиям, предъявляемым к оправам для вождения.
– Избегать вождения при высокой скорости и снижать скорость при плохой видимости дороги, в дождь и снег.
– Иметь запасную пару очков в автомобиле.
– Не применять очки с солнцезащитными линзами, резко уменьшающими количество света, достигающего глаз.
– При ношении очков для вождения в ночное время применять бесцветные линзы с просветляющими покрытиями.
– Наклонять голову немного вниз и вправо при появлении встречного автомобиля, пока он не проедет (для уменьшения эффекта ослепления фарами). В этом положении водитель по-прежнему будет видеть встречный автомобиль периферийным зрением, но ослепляющий свет окажет меньший эффект, поскольку он попадет на менее чувствительную к ослеплению часть сетчатки.
– Регулярно останавливаться в течение продолжительной поездки. Можно выпить кофе для поддержания бодрости. Если у водителя имеются медицинские проблемы с глазами, то даже точного соблюдения всех рекомендаций может оказаться недостаточно. Рекомендуется отказаться от вождения в темное время суток или следовать по хорошо освещенным трассам.
1 Черкасова Д. Н. Офтальмологическая оптика: Курс лекций. СПб., 2001. С. 54. 2 Miller II R. E., Tredici T. J. Night vision manual for the flight surgeon // www.aoa.org. 3 Santini B. Let’s go for a drive. The right lens makes for the perfect Trip // Lenses & Technology. 2007. N 5. 4www.aoa.org. 5www.eyehelp.co.uk. 6 Benjamin K. The dangers of night driving glasses // www.laramyk.com. 7 Allen M. J., Abrams B. S., Ginsburg A. P. et al. Forensic aspects of vision and highway safety. 2nd ed. S. a., 2000. 8 Benjamin K. The dangers of night driving glasses // www.laramyk.com. 9 По данным компании «Гранд Вижн». 10www.sunglassassociation.com.
Ольга Щербакова
Другие статьи по теме:
Как выбрать очки для водителей?
Водить автомобиль любят многие, но слепящее полуденное солнце порой может стать настоящим испытанием для автомобилиста. Солнцезащитные козырьки далеко не всегда помогают, ведь солнце может слепить с любой стороны, делая процесс вождения очень затруднительным.
Что же делать в данной ситуации? Сильная тонировка стекол, точно так же как и шторки на дверях автомобиля — не выход. Оптимальным вариантом станет выбор хороших солнцезащитных очков для автомобилиста, да не каких попало, а специальных.
Специалистами было разработано большое количество автомобильный очков для различных дорожных ситуаций. Сегодня мы поговорим о выборе автомобильных очков с защитой от солнца, а также универсальных очков для ночной и дневной езды.
Автомобильные очки от солнца
Первым делом стоит поговорить об очках, предназначенных для езды в дневное время суток. В чем их особенность, и какими должны быть идеальные солнцезащитные очки для водителя?
«Зачем мне покупать специальные очки, если у меня есть супер-мега-пуппер стильные и дорогие солнцезащитные очки?» — спросит водила.
Безопасность. В первую очередь автомобильные солнцезащитные очки отличаются от простых материалом изготовления. На дороге ни в коем случае нельзя использовать очки с линзами из стекла, в случае аварии, стекла могут разбиться и нанести непоправимый вред вашему здоровью. Отдавать предпочтение следует очкам с линзами из пластика или из полимера. Можно также приобрести дорогостоящие очки из цельнолитого стекла, они не разобьются.
В целом солнцезащитные очки для водителя отличаются от обычных только этим самым материалом изготовления. Стоят такие очки недорого, иногда оснащены специальным покрытием от царапин, вот только подводные камни в этом деле имеются. Многие дешевые солнцезащитные очки из пластика или полимера довольно плохо удерживают ультрафиолетовые лучи, и на ярком солнце сильно затемненные пластиковые линзы могут испортить зрение, так что ищите в продаже очки с ярлычком «100% UV protection» (сто процентная защита от ультрафиолета.)
Однако если вы хотите приобрести действительно стоящую вещь, обратите внимание на универсальные очки Антифары.
Как выбрать автомобильные очки для ночной и дневной езды
У езды по ночным дорогам есть множество плюсов и множество минусов. Дорога чаще всего более свободная, так что больше шансов насладиться вождением автомобиля. Но и минусов у ночной езды предостаточно: плохая видимость, фары проезжающих автомобилей слепят просто ужасно, особенно в том случае, когда «самый умный водила» забыл переключить дальний свет на ближний. Да, приятного в этом мало. К счастью, сегодня можно встретить в продаже специальные очки для ночной езды. Об их конструкционных особенностях поговорим более подробно.
Автомобильные очки антифары
Как и простые автомобильные солнцезащитные очки, антифары изготавливают из пластика, полимерного материала или из стекла. Благодаря своим конструктивным особенностям, эти очки не только защищают глаза от слепящего солнца, но и гарантируют отсутствие бликов и комфортную езду в темное время суток.
Какими свойствами должны обладать антифары, и как их отличить от простых солнцезащитных очков?
Цвет. Коричневый и серый светофильтры лучше всего защищают от солнечного света, оранжевый, желтый и красный — прекрасно подходят для ночной езды. Интересно, что некоторые модели предусматривают смену линз различного цвета, но это редкость.
Поляризационные свойства очков. На линзы таких очков нанесено специальное напыление, гарантирующее защиту от негативного воздействия излучений. Поляроидные линзы защищают от солнечных бликов, от ослепления фарами и блестящими поверхностями (снег, мокрая дорога, вода и т.д.). Проверить, действительно ли очки обладают поляризационными свойствами довольно просто. Наденьте очки и посмотрите сквозь них на другие очки с такими же линзами, затем поверните голову на 90 градусов — очки должны показаться вам темными. Точно так же можно взглянуть сквозь линзы на экран своего телефона, либо планшета.
Градиентное покрытие. В хороших автомобильных очках также должно присутствовать градиентное покрытие (верхняя часть содержит зеркальное напыление, а нижняя — прозрачная). Такое покрытие позволяет водителю четко обозревать приборную панель и защищает от солнечных лучей, падающих сверху.
Покрытие от царапин. При покупке поинтересуйтесь у продавца, нанесено ли специальное покрытие от царапин? Если говорит, что да. Попробуйте слегка поцарапать поверхность, если даже от такого воздействия остаются следы, не берите данную модель, надолго ее не хватит.
Светопроницаемость. Очень важный критерий выбора автомобильных очков. Светопроницаемость должна составлять не менее 75 процентов, если этот показатель будет ниже, вы просто напросто будете плохо видеть в сумерках.
Комфорт. Мало пользы будет от водительских очков, если вам в них будет некомфортно. Отдавать предпочтение стоит очкам с узкими дужками и такой же узкой оправой. Очки с широкой оправой могут доставить вам массу неудобств, закрывая вам обзор (особенно во время езды на большой скорости). Водительские очки должны плотно сидеть на голове и ни в коем случае не сползать.
Антифары с диоптриями созданы специально для тех водителей, у кого проблемы со зрением. В любом магазине их можно встретить в продаже наравне с простыми водительскими очками.
Если вы все еще сомневаетесь в том, нужны вам водительские очки или нет, поверьте, действительно хорошие очки могут быть абсолютно комфортными и сильно облегчить вам жизнь, повысив четкость изображения, улучшив зрительное реагирование и увеличив глубину пространственного восприятия.
Очки для водителей, инструкции как правильно выбрать, отзывы.
Безопасность дорожного движения в огромной степени зависит от качества зрения водителя. Специальные автомобильные очки обеспечивают комфортное и безопасное вождение при любой погоде.
Если зрение у водителя хорошее, то роль автомобильных очков выполняют солнцезащитные. Если имеются какие-либо нарушения зрения — близорукость, дальнозоркость, астигматизм, то нужны очки с диоптриями.
Требования к оправе очков для водителей
Начнем с формы очков – для водителя очень важен периферический обзор – так называемое, боковое зрение, поэтому оправу лучше выбрать с тонкими заушниками, которые, крепятся не к середине, а к верхней или нижней части оправы. Световые проемы не должны быть узкими – они будут ограничивать поле зрения с височной стороны.
Идеальным в данном случае является спортивный «вытянутый» дизайн очков. Оправа должна быть максимально удобной, не съезжать, не давить в области висков и переносицы.
Автомобильные очки должны быть только с пластиковыми линзами, стеклянные могут стать причиной серьезных травм в аварийной ситуации.
Солнцезащитные и поляризованные
Что касается солнцезащитных очков, то предпочтение следует отдавать солнцезащитным очкам с поляризационными линзами. Обычные солнцезащитные очки не защищают водителя от ослепляющих бликов, возникающих при отражении солнечных лучей от мокрого асфальта, снега, встречных машин, водной поверхности.
Очки с поляризационным эффектом максимально блокируют блики, расплывающиеся изображения, которые, мешают управлению автомобилем и вызывают усталость и раздражение глаз.
Кроме поляризации обратите внимание на цвет линз. Очки с коричневыми линзами рекомендуются для вождения в светлое время суток, с желтыми – ночью и в тумане.
Если Вы пользуетесь очками для коррекции зрения, то и за рулем Вы можете использовать поляризационные очки с корригирующими линзами. Для этого в Вашу оправу установить в салоне оптики поляризационные линзы с необходимыми диоптриями. В поляризационных очках нежелательно управлять автомобилем в темное время суток из-за низкого светопропускания.
Фотохромные очки для вождения
Солнцезащитные очки с поляризационными линзами, как и обычные солнцезащитные, всегда имеют одну и ту же степень затемнения при различном освещении – и на солнце, и в сумерках, и в помещении они будут одинаково темными.
Последние модели фотохромных линз затемняются даже в салоне автомобиля.
Если Вы постоянно носите очки, тогда удобным вариантом являются очки с фотохромными линзами, которые затемняются при солнечном свете с различной степенью интенсивности в зависимости от уровня освещенности — на ярком солнце они темные, в пасмурную погоду становятся более прозрачными, а в помещении они выглядят, как обычные очки или имеют небольшую степень тонировки.
Раньше фотохромные очки «не работали» в автомобиле, так как они затемняются под действием ультрафиолетовых солнечных лучей, которые практически не попадают в салон машины.
В последнее время некоторые фирмы стали выпускать фотохромные линзы, которые затемняются за ветровым стеклом автомобиля при воздействии коротковолновых синих лучей солнечного спектра, проникающих внутрь салона. Есть также фотохромы с поляризационным эффектом.
Корригирующие очки
Если же Вы не пользуетесь солнцезащитными очками при вождении и носите обычные корригирующие очки, то линзы в Ваших очках обязательно должны быть с просветляющим (антибликовым, антирефлексным) покрытием, которое увеличивает контрастность изображения, уменьшает блики от фар встречных машин, фонарей, мокрой дороги, что особенно важно при управлении автомобилем в ночное время.
Если у Вас пресбиопия (возрастная дальнозоркость), и Вы носите прогрессивные очки, которые позволяют Вам хорошо видеть и дорогу, и приборную доску, и атлас, и показания навигатора, выбирайте прогрессивные линзы с широким коридором зрения, иначе значительное ограничение периферического зрения может стать опасным.
В последние годы популярностью стали пользоваться солнцезащитные клипсы (насадки) для очков. Они недорогие, удобные в применении и компактные. При необходимости водитель просто прикрепляет клипсы к своим очкам с диоптриями, совмещая корригирующие очки с солнцезащитными.
Какие бы очки Вы не выбрали, они должны обеспечивать высокое качество зрения в любое время суток и при любых погодных условиях.
очки для вождения с диоптриями, очки для водителей с нарушениями рефракции, требуются ли для вождения специальные очки
Безопасность движения зависит не только от технических характеристик автомобиля и квалификации водителя, но и оттого, насколько хорошо он видит. Современные очки, разработанные с учетом потребностей водителей, способны ощутимо повысить качество их зрения. О том, какие для этого существуют способы, читайте далее
Основные требования к очкам для водителей можно свести к следующим:
очки должны обеспечивать высокую остроту зрения;
очки должны быть максимально адаптированы к вождению в разное время суток и при разной погоде.
Очки для водителей с нарушениями рефракции
Перед тем как получить водительские права, каждый водитель обязан пройти проверку зрения у врача-офтальмолога. В связи с тем что многие проблемы со зрением, как то: снижение остроты зрения и сужение поля зрения, постепенно усугубляются, в последующем автомобилисту рекомендуется проходить такую проверку каждые два года.
В целом подбор очков водителю для оптимизации его зрения ничем не отличается от их подбора любому другому человеку. Однако следует обратить внимание на следующие важные моменты:
Вождение – весьма специфическая деятельность, которая требует от водителя острого зрения как на ближнем, так и на дальнем расстоянии. Необходимо ли тем, кто по причине аметропии должен пользоваться очками с однофокальными линзами, приобретать какие-то специальные очки для управления автомобилем? Необязательно. Если зрение автомобилиста в его стандартных очках отличается высокой остротой и они обеспечивают ему широкое поле зрения, то ими вполне можно обойтись. Если же автомобилист отмечает, что ему каждый раз приходится поворачивать голову, чтобы посмотреть в сторону, иными словами, если периферический обзор у него ограничен, то есть смысл подумать о новых линзах/очках. В ассортименте производителей сегодня присутствуют однофокальные линзы, учитывающие особенности такого рода деятельности, как управление автомобилем. В качестве примера можно привести линзы ZEISSSingleVisionDriveSafe от Carl Zeiss Vision и индивидуальные однофокальные линзы Aspheo от BBGR.
Людям, страдающим пресбиопией, то есть уменьшением способности глаза с возрастом фокусироваться на расположенных вблизи предметах, есть смысл использовать для вождения очки спрогрессивными линзами, которые как раз и предназначены для коррекции зрения на разных расстояниях. Всегда ли надо покупать специальные прогрессивные линзы для вождения? Если прогрессивные линзы, которыми уже пользуется автомобилист, имеют широкие зоны четкого зрения на всех расстояниях и эти линзы отвечают его требованиям с точки зрения комфорта и удобства, то особой необходимости в этом нет. Если же автомобилист-пресбиоп как раз стоит перед выбором прогрессивных линз, то ему стоит обратить внимание на те линзы, которые рекомендованы как раз для вождения. К таковым относятся, например, линзы ZEISSProgressiveDriveSafe и линзы SeikoDrive.
При выборе очков для вождения необходимо помнить следующее:
Очки должны обеспечивать водителю широкое поле зрения. В противном случае он может просто не заметить других участников движения или дорожные знаки.
Очки водителя должны быть максимально травмобезопасными. Если говорить о линзах, то наиболее безопасными в аварийных случаях считаются линзы, изготовленные из органических оптических материалов, то есть из пластмасс (трайвекс, поликарбонат, CR-39). Что касается очков с минеральными (стеклянными) линзами, то в развитых странах они почти полностью потеряли спрос.
Очки для водителей, у которых нет нарушений рефракции
Очки нужны водителю не только для того, чтобы обеспечить коррекцию зрения (ведь есть же счастливчики, у которых нет нарушений рефракции!), но и для того, чтобы облегчить управление автомобилем в разное время суток и при разной погоде. Какие же факторы негативно отражаются на качестве зрения водителя?
В дневное время водителю чаще всего мешает ослепление солнечным светом. Решить проблему помогут очки с солнцезащитнымилинзами или с фотохромными линзами. Учитывая, что ультрафиолетовое излучение, активизирующее процесс затемнения в фотохромных линзах, блокируется ветровыми стеклами автомобилей, для вождения следует выбирать лишь те фотохромные линзы, которые специально разработаны для водителей и способны «работать» в салоне автомобиля, реагируя не только на ультрафиолетовый, но и на видимый свет. К таким линзам, в частности, относятся линзы TransitionsXTRActive, а также линзы DriveWear.
Фотохромные линзы защищают от яркого света за счёт изменения светопропускания в зависимости от уровня освещения
(слева: прозрачная линза, справа: Transitions XTRActive)
Важно! Фотохромные линзы с остаточным светопоглощением, ограничивающим светопропускание, нельзя использовать для вождения ночью. Для этой цели подойдут лишь фотохромные линзы, не имеющие остаточного светопоглощения и характеризующиеся высоким показателем светопропускания.
Успешно справиться с таким неблагоприятным фактором, как ослепление отраженным светом – от приборной панели, мокрого асфальта и других гладких поверхностей (песка, снега, льда, воды, кузовов автомобилей и т. д.), позволяют поляризационные линзы, которые избирательно блокируют плоскополяризованный свет, отраженный от горизонтальных поверхностей. По сравнению с обычными солнцезащитными линзами поляризационные линзы обеспечивают более высокую контрастную чувствительность, что помогает пользователю очков лучше распознавать объекты и более быстро реагировать в сложных ситуациях.
Ослепление светом, отражённым от мокрого асфальта и других горизонтальных поверхностей, – проблема, с которой сталкивается каждый автомобилист. Поляризационные линзы успешно её решают
(слева: видимость без поляризационных очков, справа: видимость в поляризационных очках)
По степени комфорта поляризационные линзы тоже превосходят обычные линзы для солнцезащитных очков, которые преграждают доступ к глазам яркому солнечному свету, но не убирают мешающие блики. Что касается защиты глаз от УФ-излучения, то качественные поляризационные очковые линзы, вне зависимости от материала, являются надежным средством для достижения этой цели. На рынке предложение поляризационных линз, которые, кстати сказать, имеют универсальный характер, достаточно большое. В качестве примера можно привести линзы марок NuPolar и Xperio, которые одинаково хорошо подойдут и автомобилистам, и спортсменам, и просто любителям активного образа жизни.
Сегодня на рынке есть поляризационные линзы, которые наделены преимуществом фотохромных, тем самым обеспечивая пользователю максимум защиты от избыточного солнечного света и отраженного блеска. К таковым, в частности, относятся линзы DriveWear.
Важно! Применение очков с поляризационными линзами недопустимо в ночное время.
Очки для вождения в тёмное время суток и при неблагоприятных погодных условиях
В темное время суток к факторам риска для водителей относятся недостаточная освещенность и, как следствие, снижение контрастности изображения, а также слепящий свет встречных фар. Для улучшения контрастности очень важно, чтобы любая прозрачная среда, через которую смотрит водитель (а это линзы корригирующих очков и стекла автомобилей), была максимально прозрачной и чистой. Если водитель, страдающий нарушением рефракции, замечает, что в темное время суток зрение становится менее четким, ему следует обратиться к специалистам и проверить, насколько его очки или контактные линзы соответствуют требованиям адекватной коррекции. Оптимальный вариант для него – это очки, оснащенные бесцветными линзами с просветляющим покрытием, которое уменьшает отражение от поверхностей линз и повышают их светопропускание, то есть увеличивает количество света, достигающего глаз.
При неблагоприятных погодных условиях, например, при вождении в дождь и туман, водителю помогут линзы, улучшающие контрастность изображения
(слева: видимость без очков, справа: видимость в очках, улучшающих контрастность изображения)
Тем, кто в обычное время не пользуется очками, линзы с просветляющими покрытиями, как и любые другие, носить не рекомендуется.
У некоторых, даже молодых водителей с хорошим зрением в условиях плохого освещения развивается так называемая ночная миопия, причины которой до сих пор окончательно не выявлены.
Для уменьшения эффекта ослепления ярким светом фар встречных автомобилей, отрицательно влияющего на зрительные функции водителя, в принципе не возбраняется ношение очков с линзами желтого или янтарного цвета. Тем не менее некоторые исследователи подвергают сомнению преимущества от использования окрашенных линз в ночное время и накладывают ограничения на их применение.
При неблагоприятных погодных условиях, то есть при вождении в дождь, снег, туман, водителю могут помочь линзы, улучшающие контрастность изображения. Например, линзы со специальным желтым светофильтром: они улучшают видимость, отрезая синий свет видимой части спектра, который и затрудняет четкую фокусировку зрения. К линзам, рекомендованным для вождения при неблагоприятных условиях, относятся, например, линзы следующих марок: ZEISS DriveSafe, линзы BBGR, с нанесением контрастного окрашивания желтого цвета: Yellow Submarine или Orange Zest, линзы Safe Life желтого цвета от компании Hoya Vision Care.
Важно! Стоит обратить внимание на величину поглощения света таких фильтров. Она не должна превышать 25% даже для дневного вождения.
Другие статьи по теме:
Очки для водителей с прогрессивными линзами
Какие очковые линзы наилучшим образом подходят для вождения и можно ли водить автомобиль в прогрессивных линзах?
За последние 10 лет парк автомашин в России увеличился в 2,5 раза, а количество автомобилей, зарегистрированных, в частности, в Москве, превысило 3 миллиона. Резкий рост автомобилизации населения страны повышает вероятность того, что среди водителей есть немало активных людей раннего и более старшего пресбиопического возраста. Какие очковые линзы наилучшим образом подходят для вождения и можно ли водить автомобиль в прогрессивных линзах?
Зрительные потребности водителей
Автомобиль оказывает значительное влияние на наш образ жизни, повышая нашу активность и мобильность, но для безопасного вождения необходима прежде всего высокая острота зрения. Вождение – сложная деятельность, которая требует разнообразия интеллектуальных навыков высокого уровня, включая память, визуальную обработку информации, внимание, и исполнительные навыки управления автомобилем. Человек за рулем должен ориентироваться в быстро изменяющейся дорожной обстановке, оценивать расстояние до идущих рядом с ним и навстречу автомобилей, распознавать знаки и цвета регулировки автотранспорта и в то же время следить за показаниями приборов на приборной панели, иметь возможность отвечать на звонки мобильного телефона и сверять направление движения по карте, а нередко еще и контролировать поведение детей на заднем сиденье. Это скромное перечисление лишь некоторых из наиболее часто выполняемых действий водителя свидетельствует о том, что для него важна высокая острота зрения на всех расстояниях – от дали до близи, а также достаточно широкое поле зрения.
В США люди в возрасте старше 65 лет являются наиболее быстрорастущей долей населения. Согласно оценкам экспертов, к году так 2020-му число лицензированных водителей в возрасте от 65 лет и старше превысит 40 млн человек. В нашей стране также наблюдается демографическая тенденция старения населения, поэтому следует ожидать увеличения количества водителей с пресбиопией. Для того чтобы удовлетворить зрительные потребности этой достаточно активной группы населения, нужно четко представлять себе, какие средства коррекции зрения им необходимы.
Вождение в очках с однофокальными линзами, обеспечивающими остроту зрения на дальней дистанции, не позволит пресбиопу успешно выполнять целый ряд крайне нужных действий, для которых требуется хорошее зрение вблизи, – водителю придется остановиться, снять очки и надеть другие. Однажды в Париже сотрудники нашего журнала сели в такси, за рулем которого был человек в очках лет 55, и, для того чтобы прочитать адрес, по которому нам следовало ехать, таксист припарковался у обочины и надел поверх своих очков еще одни.
Несомненно, что прогрессивные линзы, обеспечивающие оптимальную коррекцию зрения на всех расстояниях – дальнем, среднем и ближнем, должны решить проблему остроты зрения для водителей-пресбиопов.
Прогрессивные линзы и очки для водителей
Для того чтобы получить ответ на вопрос, насколько прогрессивные линзы пригодны для вождения, мы связались с представителями ряда компаний – производителей прогрессивных очковых линз, а также воспользовались информационными материалами некоторых компаний.
Концерн «Essilor International»
Концерн «Essilor International» провел специальное исследование в целях подтверждения пригодности прогрессивных линз «Varilux» для безопасного и комфортного вождения. Для подтверждения эффективности линз концерн обратился к независимой организации – Университету технологии Квинсленда (Австралия). Руководителем исследования, которое проводилось с июня 2004-го по апрель 2005 года, стала доктор Джоанна Вуд. Целью исследований была оценка пригодности линз «Varilux» для вождения на протяжении двух недель, фиксация мгновенных комментариев водителей – пользователей линз, субъективная оценка и сравнение этих линз с обычным видом применяемых для вождения корригирующих средств, объективная оценка линз во время вождения. Во время исследования применялись бесцветные линзы из материала CR-39 с покрытием «Crizal».
В исследовании приняли участие 50 человек с пресбиопией в возрасте старше 40 лет, которые не страдали какими-либо серьезными глазными заболеваниями и имели хорошее состояние здоровья. Большинство из участников пользовались средствами коррекции зрения для близи и не надевали очки при вождении автомобиля. Для участников в возрасте до 50 лет прогрессивные линзы «Varilux» подбирали с аддидацией +0,75 дптр. (рис.1)
Оценка уровня удовлетворенности по результатам исследования показала, что 30 человек из 50 (65,2%) отдали предпочтение линзам «Varilux» после использования их на протяжении двух недель, в то же время 16 человек высказались в пользу своих прежних средств коррекции или вождения без очков. (рис.2)
Линзы «Varilux» сравнивались с ранее применяемыми линзами по целому ряду параметров; оценка производилась по 6-балльной шкале в диапазоне от «Очень хорошо» до «Очень плохо» (рис. 3).
Как показали ответы участников исследования, уровень удовлетворенности линзами «Varilux» по ряду критериев, таких как «Взгляд на приборную панель», «Распознавание уличных регулировочных знаков», намного выше относительно ранее применявшихся средств коррекции зрения. Улучшение отмечено и по такому показателю, как «Взгляд на радио». Наиболее высокие результаты по зрению на среднем расстоянии («Взгляд на приборную панель») отмечены у тех, кто вообще не пользовался ранее очками для вождения, в то время как лучшую остроту зрения на дальнем расстоянии («Распознавание уличных регулировочных знаков») продемонстрировали пользовавшиеся до этого бифокальными и прогрессивными линзами.
Эффективность различных средств коррекции зрения во время вождения была исследована на специальном опытном автомобиле. Испытания проводились на факультете дорожного движения в городе Брисбане с участием 40 водителей. Определялась их быстрота распознавания знаков, сигналов и возможной опасности, а также удобство парковки и маневрирования автомобилем. По результатам испытаний было установлено, что 27 из 40 человек (68%) отдали предпочтение линзам «Varilux» при сравнении их с ранее используемыми средствами коррекции. В линзах «Varilux» количество увиденных знаков регулировки движения оказалось выше, чем в контрольной группе.
По окончании исследования были сделаны следующие заключения:
• уровень удовлетворенности линзами «Varilux» во время вождения составил 94%;
• 65% участников отдали предпочтение линзам «Varilux» по сравнению с другими средствами коррекции;
• объективные результаты показали, что ношение линз «Varilux» способствует лучшему распознаванию дорожных знаков;
• мгновенные комментарии участников исследования свидетельствуют, что 68% из них отдают предпочтение линзам «Varilux» по сравнению с ранее использовавшимися средствами коррекции или с вождением автомобиля вообще без очков.
Концерн «Rodenstock»
Как рассказала нашему корреспонденту консультант по очковым линзам концерна «Rodenstock» Татьяна Кушель, основным требованием к прогрессивным линзам для вождения является широкая зона для дали, так как во время вождения человек часто смотрит вбок, особенно если он привык пользоваться боковыми зеркалами. По мнению г-жи Кушель, для вождения менее подходят прогрессивные линзы так называемого мягкого дизайна, даже если они имеют небольшой уровень периферических аберраций. Необходимо также, чтобы прогрессивные линзы для правого и левого глаза имели асимметричный дизайн, это позволит сбалансировать уровень периферических аберраций, например в назальной правой области и темпоральной левой. Горизонтальная и вертикальная асимметрия правой и левой линз обеспечивает выравнивание уровня искажений во всех меридианах и оптимизацию бинокулярного и динамического зрения.
Из ассортимента прогрессивных линз концерна «Rodenstock» для вождения пригодны все прогрессивные линзы (кроме предназначенных для работы в офисе), однако наиболее быстрая и даже спонтанная адаптация происходит у водителей, пользующихся линзами «Multigressiv», а также линзами семейства «Impression». Следует иметь в виду, что линзы «Multigressiv» и «Impression» могут быть собраны в любые оправы, так как имеют вариации с более коротким коридором прогрессии; кроме того, линзы «Impression» могут устанавливаться и в оправы с высокой кривизной. Вождение автомобиля предполагает быстрые взгляды через периферийные зоны линз, поэтому для применяемых при вождении прогрессивных линз чрезвычайно важен минимальный плавающий эффект. У линз «Multigressiv» и линз семейства «Impression» плавающий эффект при переводе взгляда из одной периферийной области в другую является минимальным.
Для вождения в условиях яркого солнечного света могут быть рекомендованы солнцезащитные прогрессивные линзы «SunContrast Drive» и фотохромные линзы «ColorMatic Extra». Условия освещения при вождении автомобиля постоянно меняются, глаза работают с максимальным напряжением, и в результате быстро наступает усталость, возникает головная боль и снижается концентрация. Солнцезащитные линзы «SunContrast Drive», разработанные специально для водителей, отфильтровывают синюю составляющую видимого спектра солнечного излучения, защищают от ультрафиолета и ослепления. Линзы «SunContrast Drive» изготавливаются с однотонным или градиентным окрашиванием (во втором случае они полностью защищают от ослепления встречным светом, притом что приборная панель будет хорошо видна через нижнюю, более светлую зону линз).
Фотохромные прогрессивные линзы «ColorMatic Extra» от «Rodenstock» имеют достаточную скорость реакции и реагируют на свет внутри салона. «ColorMatic Extra» темнеют до 50% внутри автомобиля и до 85% – на открытом воздухе; они полностью заменяют собой солнцезащитные очки, на 100% защищая глаза от ультрафиолетового излучения до 400 нм на всех стадиях затемнения линзы. Линзы «ColorMatic Extra» подходят для вождения в любых условиях, в том числе и в ночное время.
Не так давно концерн «Rodenstock» выпустил фотохромные линзы «ColorMatic Contrast», соединив в одной линзе свойство усиления контрастности зрительного восприятия («SunContrast»), фотохромный эффект и идеальную защиту от УФ-излучения до 400 нм. Автоматически темнея и осветляясь, «ColorMatic Contrast» идеальны для людей, ведущих активный образ жизни. Они обеспечивают естественную цветопередачу и улучшают распознавание деталей при любых условиях освещенности. Изначально окрашенные в оранжевый цвет интенсивностью 40%, линзы обладают свойством небольшого усиления яркости и быстро затемняются при переходе из тени на свет. Максимальное 85%-е затемнение коричневого цвета гасит блики и гарантирует пользователю превосходную коррекцию даже в условиях яркого солнечного света.
Компания «HOYA»
Вопрос нашего корреспондента: «Можно ли водить автомобиль в прогрессивных линзах?» – вызвал недоумение у менеджера по Восточной Европе компании «Hoya Lens Europe» Хильдо Бриллемана. Миллионы людей в разных странах мира водят автомобиль в прогрессивных линзах, ответил он. Из широкого ассортимента прогрессивных линз, предлагаемых компанией «HOYA», для вождения наиболее подходят прогрессивные линзы «Hoyalux Summit Pro» и «Hoyalux ID». Для тех и других характерны асимметричный дизайн, широкие зоны четкого зрения на разных расстояниях, минимальный плавающий эффект.
Наилучшая, нередко мгновенная адаптация возникает у пользователей при ношении линз «Hoyalux ID». Напомним, что данные линзы производятся по технологии свободной формы поверхности и отличаются от представленных на рынке аналогов тем, что распределение прогрессии у них осуществляется по двум сторонам. Подобный дизайн делает возможным резкое уменьшение искажений в периферии благодаря их распределению по площади, в 2 раза большей, чем у других прогрессивных линз. Двойной интегрированный прогрессивный дизайн позволяет воспользоваться преимуществами прогрессивных линз как с «наружной» прогрессией (уменьшение потребности движения глаз по вертикали), так и с «внутренней» (увеличение поля четкого зрения). При разработке дизайна этих линз применена методика расчета индекса искажений и построения виртуальной вертексной сферы, что делает зрение в линзах «Hoyalux ID» максимально комфортным и приближенным к естественному.
Компания «Гранд Вижн» на своих последних заседаниях Клуба друзей «Hoyalux ID» в Москве и Санкт-Петербурге озвучила данные анализа анкет пользователей, которые приобрели эти линзы, где фиксировались мгновенные ощущения пользователей в момент получения новых очков, а по истечении некоторого времени – оценка ими степени удовлетворенности, плавающий эффект, срок адаптации и ряд других критериев комфортности очков, а также степень удовлетворенности при занятии различными видами деятельности. Согласно представленной информации, 11 из 25 пользователей водили автомобиль, и подавляющее большинство из них чувствовали себя комфортно при ношении линз «Hoyalux ID» на улице, при просмотре телепередач, при ходьбе по лестнице и находясь за рулем автомобиля. Были отмечены следующие положительные моменты: удобство при опускании взгляда, а также при взгляде на левое зеркало, хорошая видимость вдаль и одновременно четкое различение приборной панели, возможность пользоваться мобильным телефоном и картой.
Компания «Ophthonix»
В октябре 2006 года на выставке «VisionWest Expo» в Лас-Вегасе американская компания «Ophthonix» представила свои новые прогрессивные линзы «iZon High Resolution», расчет и изготовление которых производятся с учетом аберраций высокого порядка для каждого глаза. Оригинальный дизайн обеспечивает пользователям четкое зрение, глубину восприятия и лучшие условия вождения в дневное и ночное время. По результатам исследований, предоставленных компанией «Ophthonix», 91% пользователей оценили прогрессивные линзы «iZon High Resolution» как «хорошие» или «очень хорошие» при вождении в дневное и ночное время, а также характеризуя восприятие глубины/перспективы.
Компания «SOLA»
В ассортименте компании «SOLA», входящей ныне в состав «Carl Zeiss Vision», имеется целый ряд прогрессивных линз, пригодных для вождения автомобиля. В частности, назовем линзы «SOLAOne» и «Percepta». Дизайн прогрессивных линз «SOLAOne» был разработан с учетом анализа всевозможных зрительных нагрузок, встречающихся в повседневной жизни человека. (Отметим, что в исследовании разнообразных зрительных нагрузок были задействованы более 10 тыс. человек.) «SOLAOne» являются линзами общего назначения и отличаются широкой промежуточной зоной, что обеспечивает хорошее бинокулярное зрение для самых разных видов деятельности, в том числе и для вождения. Данные линзы создают хороший баланс между центральным и периферическим зрением и имеют значительно менее ощутимый плавающий эффект. Высокая и широкая зона для зрения вблизи позволяет комфортно читать и заниматься различными видами работ на ближнем расстоянии.
Исследование прогрессивных линз «Percepta» было проведено ассоциацией независимых оптометристов Австралии. В нем приняли участие 128 оптометристов, которые назначили линзы марки «Percepta» 125 пользователям. По результатам исследования 82% пользователей оценили линзы как «хорошие» или «очень хорошие». При этом большинство из них отметили высокую остроту зрения и комфорт во время вождения автомобиля при ношении этих линз.
Компания «Younger Optics»
На выставке «SILMO–2006» компания представила фотохромные поляризационные линзы «DriveWear Activated by Transitions», которые надежно защищают от мешающего плоскополяризованного отраженного света и изменяют светопропускание в зависимости от условий освещения. Новые линзы «DriveWear Activated by Transitions» изменяют светопропускание и в салоне автомобиля, и на открытом воздухе – эффект фотохромного затемнения активируется как видимым, так и ультрафиолетовым светом. Компания «Younger Optics» сообщает о скором появлении на рынке этих линз в прогрессивном дизайне «Image».
Компания «Signet Armorlite»
Компания «Signet Armorlite» опубликовала в Интернете (www.signetarmorlite.com) результаты исследования своих новых прогрессивных линз «KODAK Precise». Данное исследование провела независимая фирма с участием 396 пользователей, которым эти линзы были подобраны и установлены в очки в 15 частных оптических фирмах США и Канады в период с октября по декабрь 2002 года. Итоги оказались следующими: 94% участников выразили удовлетворенность линзами «KODAK Precise», 84% из ранее пользовавшихся прогрессивными линзами признали, что «KODAK Precise» лучше; 81% отметили, что они лучше ранее использовавшихся ими корригирующих линз; 69% из ранее пользовавшихся прогрессивными линзами адаптировались к вождению в «KODAK Precise» в течение нескольких минут.
Мы можем продолжить приведение примеров, доказывающих успешное ношение прогрессивных линз во время вождения автомобиля пользователями очков в возрасте развития пресбиопии. Как можно понять из представленной нами информации, одни компании предлагают специальные прогрессивные линзы для вождения, другие же доказывают, что вождение автомобиля может быть достаточно успешным в прогрессивных линзах общего назначения. Так что активным и динамичным пресбиопам можно порекомендовать для управления автомобилем прогрессивные линзы, сочетающие прогрессивный дизайн с исполнением из поляризационного материала, специальными покрытиями и видами окраски. Напоминаем, что для вождения категорически не подходят только те прогрессивные линзы, которые предназначены для работы в помещении.
Подготовлено по материалам статьи Ольги Щербаковой «Вождение автомобиля в прогрессивных линзах», Веко 10, 2006
Полезные ссылки: Новые очковые линзы для вождения Линзы для вождения в темное время суток Очки для водителей
Очки для вождения. Что нужно знать и как правильно выбрать
Источниками ослепляющего света для зрения человека может стать водная гладь озера или моря, под воздействием яркого солнца снежный покров леса или гор. При этом человеческий глаз несет сильную нагрузку и испытывает стресс. Тот же процесс происходит и с водителем во время вождения автомобиля. Потеря зрения длится всего считанные секунды, но за это время машина успевает проехать несколько десятков метров и потерять управление. Очень часто такая ситуация приводит к возникновению ДТП. Кроме того, такое световое излучение может стать причиной плохой видимости водителя и его головных болей во время нахождения за рулем.
В таких случаях офтальмологами рекомендуется надевать специальные очки для вождения с поляризационными свойствами. Такие линзы, обладая монохромным эффектом, защищают глаза от ультрафиолетового воздействия солнечного света и поглощают яркие лучи и блики на воде.
Как выбрать?
Каких критериев следует придерживаться, подбирая очки для вождения? Вот несколько рекомендаций от специалистов:
Цветовая гамма линз. Самый главный фактор, которому нужно уделить особое внимание при выборе очков. Предпочтение лучше отдать линзам, имеющим желтый или светло-коричневый тон. Именно такой цвет хорошо блокирует определенную гамму цветов у видимого света. При этом картинка становится более четкой и глаза меньше подвергаются усталости. Теплые оттенки линз не искажают цвет светофора и не приглушают стоп-сигнальные огни.
UV-защита. Уровень защиты от ультрафиолета необязателен для водителей, так как все затемненные очки снабжены такой опцией. Но для пляжа или езды на велосипеде лучше выбрать высокую степень защиты: UV380 — UV400.
Класс оптики. Очки для вождения лучше приобретать в специализированных отделах, где вы гарантированно получите оптически правильную линзу, а не очки с изогнутыми тонированными пластинами. Обратите внимание на наличие поляризации линз. Такое свойство позволяет не воспринимать блики от мокрого асфальта или панели приборов на лобовом стекле.
Посадка. Для комфортного ношения очки для вождения должны плотно прилегать к височной части головы, но не давить. Поэтому следует обратить внимание на модели с флексами или имеющие мягкие дужки.
Очки для ночного вождения
Очень спорный вопрос. Продавцы данного товара убеждают в необходимости применения их за рулем. Принцип действия линз заключается в отсечении излучения, которое отражается от поверхности автомобиля, дорожного полотна.
Но специалисты другого мнения и считают, что очки для вождения ночью — не только миф, но и могут нанести вред водителю. Ведь в ночное время суток любая тонированная линза еще больше уменьшает контрастность и создает нечеткую видимость объектов. Возможно, ношение очков и уменьшает ослепление водителя встречным светом, но сможет ли он вовремя увидеть препятствие или движущегося пешехода в ночное время?
К выбору очков лучше подходить в индивидуальном порядке и прислушиваться к своим ощущениям. Так как хорошее зрение — обязательное условие безопасного вождения.