Автомобильные марки СССР: серии, номинал, описание
По машинам на почтовых марках СССР можно изучать историю автомобилестроения. Она началась в далеком 1924 году, когда десять новых грузовых автомобилей АМО-Ф15 проехали по Красной площади перед восторженными зрителями. Это был первый автомобиль в СССР, спроектированный и выпущенный знаменитым заводом ЗИЛ.
Понятно, что в те годы автомобильная промышленность проходила начальную стадию развития, но процесс был успешным. Уже через 4 года в Ярославле выпустили машины, грузоподъемность которых достигала 5-ти тонн, а мощность двигателя составляла 35 лошадей – невиданный тогда технический показатель.
Настоящим успехом и прорывом союзного автопрома стали легковые автомобили. Первым был НАМИ-1, разгонявшийся до 70 км/ч. В первой партии с конвейера сошло всего 370 экземпляров – передвигались на них видные партийцы.
1944-й стал для автомобилестроения СССР знаковым. Именно тогда с конвейера сошла первая «Победа», прославившаяся на весь мир. А дальше были не менее знаменитые «Волга-21», «Запорожец», «Волга-24», «Москвич-412», «Чайка». Все перечисленные автомобили есть на почтовых марках, выпускавшихся в СССР.
1960
В 60-м вышла серия из четырех знаков почтовой оплаты. В нее вошли миниатюры номиналами 25, 40, 60 копеек и 1 рубль. Тираж каждого образца составлял 2-2,8 миллионов экземпляров.
На миниатюрах изображены:
Самосвал МАЗ-530
– модель повышенной грузоподъемности, рассчитанная на работу в карьерах, с колесной формулой 6х4. Его серийно выпускали в Минске.
Волга – общее название линейки легковых машин, которые Горьковский автозавод выпускал на протяжении 54 лет, начиная с 1956-го.
Москвич-407 – модернизированная версия «Москвича»-402. Его выпускали в Москве. Первая модель сошла с конвейера в 1958 году и визуально почти не отличалась от предшественника. Отличали их по надписи на капоте. В течение нескольких лет половина произведенных «Москвичей» экспортировалась в социалистические страны, а также в Норвегию, Финляндию, Францию. У экспортных версий был доработан экстерьер, а окраска – двухцветная.
ЛАЗ-695 – эти автобусы чаще называли «Туристами», так как они обслуживали междугородние пассажирские перевозки. Производство было налажено во Львове (Украина). За 50 лет массового производства автобус не раз модернизировали, но при этом размеры, основные узлы и комплектация кузова оставались прежними.
1971
В 71-ом Почта СССР приготовила еще один сюрприз для филателистов – в продажу поступила очередная автомобильная серия. В нее вошли 5 марок треугольной формы.
Номиналы – 2, 3, 4, 4 и 10 копеек. Тираж каждой миниатюры в серии – от 4 до 5,5 миллионов штук.
ГАЗ-66 – еще одна легендарная разработка Горьковского автозавода. ГАЗ-66 – двухосный грузовик с полным приводом, кабиной, установленной над двигателем, рассчитан на перевозку грузов до 2 тонн. В народе его называли «шишига». Активнее всего 66-ой использовался в армии и сельском хозяйстве. Сконструировал автомобиль Александр Просвирнин.
БеЛАЗ-540 – самосвал для работы в карьере, его серийный выпуск осуществлялся в Белоруссии в 1965-75 годах. Его готовили на замену МАЗ-525 и проектировали для эксплуатации в тяжелых условиях.
Москвич-412 – легковая машина с задним приводом малого класса. Первая модель сошла с конвейера в 1967 году. В 1967-77 годах ее выпускал Московский АЗЛК, а 1968-го – еще и в Ижевске. В первое время часть транспортных средств отправляли на экспорт: в Бельгии советский М-412 был известен как Scaldia. В 60-70-х годах он успешно участвовал в нескольких международных ралли.
ЗАЗ-968 (больше известный как «Запорожец») — заднеприводная модель малого класса. Ее выпускал запорожский «Коммунар», позднее переименованный в ЗАЗ. «Запорожец» пользовался всенародной любовью, потому что это была первая советская машина, разработанная именно для народа.
ГАЗ-24 – легендарная «Волга», которую ГАЗ выпускал в 1967-86 годах. Это авто стало самым массовым за время существования Горьковского завода: с его конвейера сошло без малого 1,5 миллиона единиц.
1973
В 1973-76 годах Почта СССР выпускала серию марок «История отечественного автомобилестроения». Ежегодно печатались 5 миниатюр – всего их было 20 штук. Количество каждой – от 3,3 до 5,6 миллионов экземпляров.
Тираж 1973-го был посвящен отечественным машинам 1909-32 годов выпуска.
Руссо-Балт – эта марка выпускалась на вагонном заводе в Риге в 1909 году и считается первым русским серийным автомобилем.
АМО-Ф15 – первый советский грузовик, массовый выпуск которого начался в 1924 году. Простой, удобный в эксплуатации, разработан на основе итальянского грузовика FIAT.
НАМИ-1 – этот автомобиль стал первой «легковушкой», созданной в Советском Союзе. Его разработал молодой инженер Константин Шарапов как свою дипломную работу – было это в 1925-ом, а через два года НАМИ-1 уже пошел в производство. Собирали его на Московском заводе «Спартак» в небольшом количестве. Проект был попыткой объединить конструктивную простоту мотоцикла и комфорт четырехместной малолитражки.
Я-6 – первый в СССР пассажирский автобус появился в 1929 году. Это – «ноу-хау» работников Ярославского завода, которые решили использовать шасси грузовика Я-5, чем существенно удешевили производство городского транспорта. Ведь большинство узлов закупалось за рубежом. Я-6 комплектовался мощным двигателем, электрическим стартером, у него было левое расположение руля, что упрощало управление автобусом.
ГАЗ—А – на этой почтовой марке ретро-автомобиль 1932 года выпуска. В 1929-ом советское правительство приобрело лицензию и техническую документацию у Ford Motor Company, поэтому пятиместный фаэтон является копией модели Ford-A. Это была первая советская легковушка, которую массово собирали на конвейере.
1974
Следующий тираж марок, посвященных истории советского автомобилестроения, охватил модели 1932-36 годов выпуска.
В пятерку вошли:
ГАЗ-АА – грузовик образца 1932-го выпускался на Нижегородском, а позднее – на Горьковском заводе. В народе он больше известен как «полуторка». Простая и маневренная, она очень выручала в годы Второй Мировой войны.
ГАЗ-03-30 – автобус, выпускавшийся на шасси «полуторки». Первая модель датируется 1933 годом. Во время войны производство было приостановлено, а после войны возобновилось. В общей сложности автобусный филиал Горьковского автозавода выпустил 18 613 единиц.
ЗИС-5 — «трехтонка» образца 1933-го, вторая по объемам производства после «полуторки» грузовая машина. Ее выпускал завод имени Сталина (с 1956-го – завод имени Лихачева) до 1948 года. Общее количество ЗИС-5 с модификациями – почти 600 тысяч экземпляров.
ЗИС-8
– серийный автобус, рассчитанный на 21 посадочное место. Первая модель собрана в 1934-ом, выпускался всего два года. В дальнейшем было еще несколько модификаций – во время войны использовался как санитарный транспорт.
ЗИС-101 – машина представительского класса, советский лимузин. Годы выпуска – 1936-41-й. Собирали его на Московском заводе имени Сталина.
1975
Третья часть серии была массовой: тиражи отдельных марок, вошедших в нее, составляли 5,6 млн. штук.
Изображения охватили период советского автомобилестроения 1936-43 годов.
ГАЗ-М-1— легендарная советская «Эмка», ставшая эпохальной для СССР, Ее выпускал Горьковский завод имени Молотова с 1936 по 1943-й. В первые года «Эмка» уже покоряла дороги необъятного Союза.
ЯГ-6 – пятитонный грузовик, продолжатель серии ЯГ-3 и ЯГ-4. Производил его Ярославский завод.
ЗИС-16 – пассажирский автобус вместительностью до 34 пассажиров. Его собирали, как и ранние версии, на деревянном каркасе, но форма кузова стала более обтекаемой. Узнаваемый дизайн сделал ЗИС-16 визитной карточкой столичных улиц 30-50-х годов.
КИМ-10 – первая малолитражка в СССР, опытный образец появился 25 апреля 1940-го, а уже через год первая партия из 500 единиц поступила в продажу. Ее быстро раскупили – до наших дней сохранились четыре образца.
ГАЗ-67Б – военный автомобиль с открытым кузовом, выпускался в 1943-м, комплектовался полным приводом. Модель создавалась под началом одного из лучших конструкторов того времени Грачева. В конце войны ГАЗ-67Б использовали как штабной автомобиль. Также он перевозил пехоту и раненых бойцов.
1976
По мере выхода серии почтовых марок с автомобилями рос и интерес филателистов к ним. Тиражи финальной пятерки миниатюр доходили до 6,95 млн. штук. Ее тема – советские машины 1945-47 годов.
ЗИС-110 – в 1945 завод Лихачева выпустил первое послевоенное представительское авто. Он снят с производства в 1958-ом – за это время собрано 2072 единицы в нескольких модификациях.
ГАЗ-51 – знаменитый «Газон» сошел с конвейера 6 января 1946-го. В следующие 10 лет шло активное его производство, а в затем уже появилась усовершенствованная модификация ГАЗ-51А. Оба грузовика – долгожители. Количество собранных единиц тоже впечатляет – 3 481 033 штуки. Показатель один из самых массовых в мире.
Газ-М20, или знаменитая Победа – серийная легковушка, которую производил Горьковский автозавод. Первый образец появился в 1946-ом, последний – в 1958-ом.
ЗИС-150 – советский грузовик собирался в 1947-57 годах, затем его заменили усовершенствованной модификацией – ЗИЛ-164.
ЗИС-154 – один из первых автобусов послевоенного времени для городских пассажирских перевозок. Конструкция пассажирского транспорта считалась передовой для СССР, ведь разработчики впервые серийно использовали цельнометаллический несущий кузов вагонного образца.
1980
В 1980-м почтовая служба выпустила нехарактерную серию, посвященную гоночным болидам. В нее вошли 4 марки стоимостью 2, 6, 15 и 32 копейки. На лицевой стороне изображены разновидности ХАДИ.
ХАДИ – это Харьковский автомобильно-дорожный институт, студенты и сотрудники которого работали над скоростными машинами. Все разработки назывались «ХАДИ» и имели порядковые номера.
ХАДИ-7 – газотурбинный спорткар, разработанный в 66-ом. Его спроектировал Владимир Никитин, возглавлявший в то время лабораторию в институте. Модель укомплектовали вертолетным мотором мощностью 400 лошадей, расчетная скорость превышала 400 км/ч. ХАДИ-7 участвовал в заездах на протяжении четырех лет и установил 4 всесоюзных рекорда. В 66-ом он разогнался до 320 км/ч на дистанции 1 км.
ХАДИ-10 – поршневое гоночное авто образца 1971-го. По техническим характеристикам соответствует ХАДИ-8, но с несколько измененной формой и кузовом, изготовленным из листов магниевого сплава.
ХАДИ-11 Э – электромобиль, первый в истории СССР. Автор идеи – инженер-электротехник Стебченко. Работа над проектом началась в 71-ом.
ХАДИ-13 Э – второй советский электромобиль, сконструированный и собранный в лаборатории Харьковского института группой инженера Никитина. В нем впервые скоростью управляла электроника.
1986
Серия 1986-го, состоявшая из 5-ти миниатюр, посвящена грузовым машинам. В нее вошли почтовые знаки с изображениями:
ГАЗ-53А – серийного среднетоннажного грузовика, представителя третьего поколения ГАЗ.
КрАЗ-256Б – карьерного самосвала для работы в тяжелых условиях, его выпускали в Кременчуге (Украина).
МАЗ-515Б – минского грузовика, разработанного специально для международных перевозок «Совтрансавто». Модель хорошо зарекомендовала себя на европейских дорогах.
ЗИЛ-133ГЯ – бортового тягача с откидными бортами.
До распада Советского Союза оставалось 5 лет. Автомобилестроение, как и другие отрасли экономики, переживали не лучшие времена. Разработка новых моделей машин приостановилась. Не печатались и марки с их изображениями. Тем ценнее те экземпляры, что выпущены раньше.
Системы классификации автотранспорта в СССР и России — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В СССР использовались стандартизированные системы классификации легкового автотранспорта. Современная система была введена в 1966 году (отраслевая нормаль ОН 025270-66) и использует в качестве основания классификации рабочий объём двигателя для легковых автомобилей, полную массу для грузовых и длину для автобусов. В настоящее время в России эта система все ещё носит официальный характер и в различном объёме используется большинством производителей автомобилей, а также используется для расчёта налогооблагаемой базы транспортного налога.
Старая система классификации (1945—1966)[править | править код]
Старая система использовалась с 1945 года. Новая система была введена в 1966 году, но ещё долгое время после этого выпускались автомобили с номером модели по старому стандарту, например ГАЗ-24.
Автомобилям присваивались обозначения, которые включали буквенное обозначение завода-изготовителя и порядковый номер модели, назначенный из выделенного каждому из заводов страны диапазона.
Числа
Завод
Пример
1 — 99
ГАЗ
ГАЗ-14
100 — 199
ЗИС, впоследствии ЗИЛ
ЗИЛ-130
200 — 249
ЯАЗ, впоследствии КрАЗ
ЯАЗ-200
250 — 299
Новосибирский автозавод НАЗ существовал до 1949 года, после чего диапазон передан КрАЗ-у
КрАЗ-255
350 — 399
УралЗИС, впоследствии УралАЗ
Урал-375
400 — 449
Москвич (ЗМА, МЗМА, АЗЛК), Иж
Москвич-412
450 — 484
УАЗ
УАЗ-452, УАЗ-469
485 — 499
Днепропетровский автозавод — ДАЗ, существовал до 1951 года
ДАЗ-485
500 — 549
МАЗ, БелАЗ, МоАЗ
МАЗ-500, БелАЗ-540
550 — 599
Мытищинский машиностроительный завод — ММЗ
ЗИЛ-ММЗ-555
600 — 649
Кутаисский автозавод — КАЗ
КАЗ-608
650 — 674
Горьковский завод автобусов — ГЗА позднее передан Павловскому (ПАЗ) и Курганскому (КАвЗ) автобусным заводам
ПАЗ-652
675 — 694
Ликинский автобусный завод — ЛиАЗ
ЛиАЗ-677
695 — 699
Львовский автобусный завод — ЛАЗ
ЛАЗ-695
700 — 899
ЕрАЗ, автоприцепы. Часть этого диапазоне планировалось выделить будущему КамАЗу, что до сих пор сохранилось в обозначении двигателя КамАЗ-740, однако к моменту запуска завода уже действовала новая система обозначений
ЕрАЗ-762, ОдАЗ-885
940 — 949
Тартуский авторемонтный завод — АРТ
ТА-942
965 — 974
ЗАЗ, ЛуАЗ
ЗАЗ-968, ЛуАЗ-967
975 — 999
РАФ
РАФ-977
Эта система диапазонов нередко нарушалась. Например, КАЗ-585 и КАвЗ-685 имели номера не из своего диапазона. А при передаче автомобиля с одного завода на другой его цифровое обозначение нередко сохранялось, менялась только буквенная часть — например, грузовые автомобили ЯАЗ-200 и ЯАЗ-205 после передачи производства в Минск стали называться соответственно МАЗ-200 и МАЗ-205, а вариант автобуса ГЗА-651, выпускавшийся в Латвии, обозначался как РАФ-651.
Современная система, документированная отраслевой нормалью ОН 025270-66, была впервые применена в 1966 году, и до сих пор официально используется в России, хотя не все производители придерживаются её в полном объёме. В соответствии с ней полное название модели состоит из названия автозавода (например ВАЗ) и номера автомобиля (например 2108).
Первая цифра[править | править код]
Первая цифра указывает на класс транспортного средства
Для легковых автомобилей класс определяется согласно объёму двигателя и сухой массе:
Цифра
Класс
Группа
Рабочий объём двигателя, см³
Сухая масса, кг
Примеры (включая модели с номерами, присвоенными по старой системе)
1
Особо малый
Первая
до 849
до 649
ЗАЗ-965, ВАЗ-1111 «Ока»
Вторая
850…1099
650…799
«Москвич-400», «Москвич-402», ЗАЗ-1102 «Таврия»
2
Малый
Первая
1 100… 1299
800…899
ВАЗ-2101
Вторая
1 300…1 499
900…1 049
«Москвич-408», «Москвич-412», ВАЗ-2103
Третья
1 500…1 799
1 050…1 149
ВАЗ-2106
3
Средний
Первая
1 800…2 499
1 150…1 299
ГАЗ-М-20 «Победа»
Вторая
2 500…3 499
1 300…1 499
ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-3102 «Волга»
4
Большой
Первая
3 500…4 999
1 500…1 899
ЗИМ (ГАЗ-12)
Вторая
5 000 и более
1 900 и более
ГАЗ-13 «Чайка»
5
Высший
—
(не регламентируется)
ЗИЛ-111, ЗИЛ-4104
Для грузовых автомобилей класс определяется согласно полной массе:
цифра
масса, кг
1
менее 1200
2
1200 — 2000
3
2000 — 8000
4
8000 — 14000
5
14000 — 20000
6
20000 — 40000
7
более 40000
Для автобусов класс определяется согласно длине:
цифра
длина, м
2
короче 5.5 м
3
6 м — 7.5 м
4
8 м — 9.5 м
5
10.5 м — 12 м
6
длиннее 16 м
Для прицепов, первая цифра индекса — 8
Для полуприцепов и роспусков, первая цифра индекса — 9
Вторая цифра[править | править код]
Вторая цифра обозначает тип транспортного средства:
Третья и четвертая цифры обозначают фабричное число модели. Пятая цифра не обязательна и указывает на модификацию основной модели.
Шестая цифра первоначально использовалась для обозначения экспортных вариантов:
цифра
исполнение
1
для холодного климата
4
экспортное исполнение, для стран с левосторонним движением
6
экспортное исполнение, для умеренного климата
7
экспортное исполнение, для тропического климата
8,9
другие экспортные исполнения
Однако это не всегда так (см. ниже).
Примеры[править | править код]
ВАЗ-21063: Автомобиль производства Волжского автомобильного завода, малый класс с двигателем объёмом от 1200 см³ до 1800 см³ (2), пассажирское транспортное средство (1), автомобиль шестой модели (06), третьей модификации (3).
ГАЗ-3302: Автомобиль производства Горьковского автомобильного завода, полная масса от 2 до 8 тонн (3), бортовой грузовик либо автошасси под установку специализированных кузовов или надстроек (3), автомобиль второй модели (02), базовый заднеприводной вариант (4×2) со стандартной колёсной базой и однорядной кабиной. ГАЗ-33023 — заднеприводной вариант с удлинённой базой и двухрядной кабиной, ГАЗ-33027 — полноприводной вариант (4×4) со стандартной базой и однорядной кабиной, но ГАЗ-330237 — это не экспортное исполнение ГАЗ-33023 для тропических стран, а гибрид 33023+33027 (полноприводный с удлинённой базой и двухрядной кабиной).
ВАЗ-21018, ВАЗ-21019 — варианты автомобиля ВАЗ-21011 с роторно-поршневыми двигателями (соответственно ВАЗ-311 и ВАЗ-411), а не экспортные варианты.
Марка отечественного легкового автомобиля, 4 буквы, сканворд
Марка отечественного легкового автомобиля
Альтернативные описания
• Засеянное поле
• Область деятельности
• Марка советского автомобиля
• Не море, а волнуется
• Марка автомобиля
• Река на Кольском полуострове
• Литературный журнал
• «ВАЗ2121»
• «Джип» родом из Тольятти
• «Джип» российского происхождения
• «Джип» с самарской пропиской
• «Джип», изготовленный в Тольятти
• «Джип», рожденный в Тольятти
• «Джипик» российск. производства
• «Колосистая» машина
• «Не море, а волнуется» (загадка)
• «Океан ржи»
• «Полевой джип»
• авто «маде ин» Тольятти
• авто, сделанное руками россиян
• в устье какой реки стоит город Кандалакша
• вАЗовская модель
• вАЗовский внедорожник
• вАЗовский джип
• вазовский «вездеход»
• вездеходик «маде ин» Тольятти
• вездеходный ‘Жигуль’
• вина (анагр.)
• внедорожник из Тольятти
• внедорожник от ВАЗа
• готовые к жатве «Жигули»
• джип от «ВАЗа»
• джип от ВАЗ
• ж. обработанное поле, пашня, посевы; полоса, клин, участок. Новг. росчисть, огнище, пожег, кулига, валки, чищоба под пашню. Твер. и вят. рожь на корню. Вор. десятина. Полнивы, полдесятины. Ряз. полдесятины? Арх. с лопарск. сарма, перекат, порог речной. Не поле родит, а нивка. Не земля родит (кормит), а нивка (т. е. обработанная). Не поле (или не загон) кормит, а нива. Нивка не моя, а серп чужой. Найдется нивка и бобылю, на свои кости. Велико, да болото: мала, да нивка. Нивка, нивка, отдай мою силку! говорят жницы, на спожинки, катаясь по жниву. Пск. твер. луг, пожня; трава покосная. Ноньма нива большая, трава росла. Нивный, нивяной, к ниве относящийся. Ниворосль м. или мн. ниворосли, растенья хлебные, колосовые, соломчатые или злаки, Gramineae, колосянки. Злаки образуют особый отдел или семейство, и ботаники придумали им общее названье ниворослей; но как по нивам растут одни только хлебные злаки, прочие же, напротив, на почве задерневшей, то общее названье: злаки, или же колосянки, приличные. Нивяник м. растение Leucathemum vulgare, см. белик. Нивянка ж. растение Dryas octopetala
• желтеющее поле
• жигулевская пародия на джип
• жигулевский «джип»
• жигулевское подобие джипа
• жигуль-проходимец
• засеянное поле
• и поле, и машина
• казак из оперы украинского композитора К. Ф. Данькевича «Богдан Хмельницкий»
• колосистое поле
• колосящееся поле
• литературная …
• марка ВАЗовского авто
• машина с «полевым» именем
• название внедорожника ВАЗ-2101
• название старинного издания
• нероскошь российского происхождения
• пашня
• поле с будущим урожаем
• поле с колосьями
• поле с посевами
• поле с посевом
• поле с пшеницой
• поле хлебное, золотое
• поле, «жаждующее» уборки
• поле, засеянное злаками
• поле, засеянное пшеницой
• поле, которое колосится
• пшеничное поле
• река на Кольском полуострове
• река на Кольском полуострове, вытекает из озера Имандра, впадает в Белое море у города Кандалакша
• ржаное поле
• родной для сов. граждан «джип»
• родной для советских граждан «джип»
• российский «паркетник»
• российский внедорожник
• русская каррикатура «краузера»
• русский джип
• русский журнал XIX века
• сжата, когда рощи голы
• стихотворение русского поэта XIX века А. Майкова
• хлебное поле
• французский историк литературы, славист, профессор Женевского университета (1972—2000), Академик Европейской академии (Лондон), почетный профессор многих европейских университетов
• дружеский шарж на американские джипы, созданный советскими автостроителями
• марка советского автомобиля
• пашня, засеяное поле
• русская каррикатура «краузера»
• марка российского автомобиля
• украинский футбольный клуб
• российский «паркетник»
• еженедельный иллюстрированный литературно-художественный и научно-популярный журнал, издавался в Санкт-Петербурге в 1870-1918
• в устье какой реки стоит город Кандалакша?
• казак из оперы украинского композитора К. Ф. Данькевича «Богдан Хмельницкий»
• машина с «полевым» именем
• «не море, а волнуется» (загадка)
• сорт сыра
• сорт ржи
• джип русского колхозника
• ВАЗовский внедорожник
• «полевой» джип
• русский внедорожник
• поприще (высокое)
• плодородное поле
• джип «Шевроле-…»
• джип из Тольятти
• вездеходный «Жигуль»
• машина «полевым» именем
• джип от «ВАЗа»
• джип в тандеме с «Шевроле»
• «ВАЗ-2121»
• ВАЗ-внедорожник
• поприще (высок.)
• поле
• родной для советских граждан «джип»
• ВАЗовская модель
• ВАЗовский джип
• «джипик» российского производства
• жигулевский «джип»
• российский журнал
• «колосистая» машина
• «джип» с самарской пропиской
• вазовский «вездеход»
• готовые к жатве «Жигули»
• «джип» российского происхождения
• вездеходик «маде ин» Тольятти
• большое поле, возделанное и засеянное человеком
• «ВАЗ2121»
• поле, «жаждующее» уборки
• «джип», изготовленный в Тольятти
• «джип» родом из Тольятти
• поле, дающее урожай
• «океан ржи»
• жигулёвское подобие джипа
• внедорож. российск. происхождения
• колосящ. поле или «джип» ВАЗ-2101
• название «джипа» ВАЗ-2101
• анаграмма к слову «Иван»
• колосящ. поле или «джип» ВАЗ-2101
• название «джипа» ВАЗ-2101
• анаграмма к слову «Иван»
• мешанина из слова «Вина»
• «Джип», рождённый в Тольятти
Марка отечественного автомобиля, 6 букв, сканворд
Марка отечественного автомобиля
Альтернативные описания
• антоним поражения
• боевой успех
• возможный исход матча
• выигрыш; стихотворение А. Ахматовой; марка автомобиля
• завершающая фаза уклонения от поражения
• картина художника Кривоногова
• кинотеатр в Москве, ул. Абельмановская
• полный успех в бою
• послевоенная марка советского автомобиля
• синоним триумф
• успех в битве, войне
• успех в спортивном состязании
• что Фридрих Ницше считал лучшим лекарством для мужчины
• роман А. Антсона
• сорт черной смородины
• македонский футбольный клуб
• «одна на всех» 9 мая
• фильм Всеволода Пудовкина
• какой автомобиль начал проектировать завод имени Молотова сразу после разгрома фашистов под Сталинградом в 1943 году?
• оратория узбекского композитора С. А. Юдакова
• фильм Евгения Матвеева
• завод в Москве
• богиней чего была Виктория?
• богиней чего была Ника?
• первоначальное название яхты капитана Врунгеля
• «а нынче нам нужна одна …»
• что олицетворяет английская буква «V»?
• пиррова …
• гора, хребет Чевского, Якутия
• ее день — 9 мая
• успех в битве
• рассказ американского писателя У. Фолкнера
• стихотворение А. Блока
• выигрыш
• картина Васнецова
• московский кинотеатр
• марка российского автомобиля
• выигрыш в спорте
• 9 Мая 1945 г
• 3…0 в нашу пользу
• счет в нашу пользу
• виктория по-русски
• итог матча в нашу пользу
• виктория по-нашему
• мат в шахматах
• «2:0» в нашу пользу
• «успешный» автомобиль
• ГАЗМ-20
• финал в глазах выигравшей стороны
• 9 мая
• госпожа из песни Верещагина
• предшественница «Волги»
• ее празднуют 9 мая
• легендарное авто в СССР
• выигрыш в соревновании
• высочайшая вершина (3147м.) системы хребет Черского (Азия)
• изначальное название яхты Врунгеля
• виктория
• выигрыш в спортивной борьбе
• название яхты Врунгеля до спуска на воду
• выигрыш в соревнованиях
• нероскошь, по словам Остапа Бендера, советского происхождения
• советская легковушка с триумфальным названием
• «триумфальный» советский легковой автомобиль
• Успех в битве, войне
• Полный успех в бою
• Выигрыш
• Марка российского автомобиля
• Вершина хребта Улахан-Чистай в Якутии
• «2:0» в нашу пользу
• «Одна на всех» 9 мая
• «Триумфальный» советский легковой автомобиль
• «Успешный» автомобиль
• богиней чего была Ника
• гАЗМ-20
• день чего, согласно песне, порохом пропах
• ее день 9 мая
• победить и пр. см. побеждать
• предшественница «Волги»
• день чего, согласно песне, порохом пропах?
20 редких Советских автомобилей
Топ-20 редких автомобилей, созданных в Советском Союзе.
Волга, Жигули, Газ или Москвич. Это самые известные советские марки автомобилей во времена СССР. Несмотря на это вы не найдете множество восторженных владельцев старых автомобилей, которые остались довольны от владения советскими транспортными средствами. Все дело в том, что большинство автомобилей выпускаемые в советские годы были очень ненадежны из-за качества сборки.
Причина сомнительной надежности в том, что большинство автомобилей созданные в СССР были основаны на базе зарубежных аналогов. Но из-за плановой экономики Советского Союза, автозаводы были вынуждены экономить буквально на всем. Естественно включая экономию на качестве запчастей. Несмотря на качество автопарка в нашей стране, у нас богатая история автомира.
К сожалению, многие советские автомобильные марки прекратили свое существование после падения коммунизма и распада Советского Союза. К счастью часть автобрендов советской эпохи выжили и существуют по сей день.
В наши дни популярность советского автотранспорта снова выросла, так как многие модели автомобилей теперь представляют коллекционную и историческую ценность. Особенный интерес публики возникает к редким и порой странным автомобилям, которые выпускались во времена СССР.
Часть из этих моделей существовали только в виде прототипов, которые так и не пошли в серию. Особенным эксклюзивом отличаются автомобили, которые были построены частными инженерами и конструкторами (самоделки).
Мы собрали для вас самые редкие советские автомобили, которые появились в Советском Союзе и делают историю нашего Отечественного автомира гораздо интересней.
ГАЗ 62
ГАЗ самая известная автомобильная марка в нашей стране. Автомобили под этой марки производились на Горьковском автомобильном заводе. В 1952 году автозавод ГАЗ представил автомобиль ГАЗ-62, созданный чтобы заменить военный внедорожник Dodge “three quarters” (WC-52), который использовался советской армией во время Великой Отечественной войне.
ГАЗ-62 рассчитан на перевозку 12 человек. Грузоподъёмность машины составляла 1200 кг.
Конструкторы автомобиля использовали несколько инновационных решений при создании ГАЗ-62. Так машина оснащалась герметичными барабанными тормозами, а также вентилятором для обогрева салона.
Автомобиль оснащался шестицилиндровым двигателем мощностью 76 л.с. Это позволяло разгонять машину до 85 км/час.
Стоит отметить, что после создания прототипа ГАЗ-62 прошел все необходимые испытания. Но некоторые конструктивные проблемы не позволили запустить машину в серийное производство. В итоге в 1956 году ГАЗ начал работать над новым прототипом.
ЗИС-Э134 Макет №1
В 1954 году небольшой группе инженеров была поставлена задача построить специальный военный автомобиль для военных нужд. Заказ пришел от Министерства обороны СССР.
По заданию Министерства- это должен был быть грузовик с четырьмя осями колес, который бы смог проезжать практически по любой местности, везя с собой большое количество тяжелого груза.
В результате советские инженеры представили модель ЗИС-Э134. Как и просили представители Министерства обороны СССР машина получила восемь колес, четыре оси, размещенные по всей длине кузова, что позволило создавать тяговое усилие, которое было схоже с силой бронированных танковых машин. В итоге грузовик ЗИС-Э134 легко справлялся с любой пересеченной местности, что позволяло ему проезжать туда куда не могла добраться ни одна техника.
Автомобиль весил 10 тонн и был в состоянии перевозить до 3 тонн груза. Стоит отметить, что, не смотря на вес автомобиль мог развивать скорость в 68 км/час по любому типу местности с твердым покрытием. На бездорожье машина разгонялась до 35 км/час.
ЗИС-Э134 Макет №2
После появления первой модификации ЗИС-Э134, вскоре советские инженеры и конструкторы представили военному ведомству вторую версию восьмиколесного монстра. Эта машина была построена в 1956 году. Вторая версия имела другую конструкцию кузова, усиленные балки, что позволило наделить автомобиль десантными возможностями. Кроме того, благодаря герметичности кузову и особой конструкции технической части машина умела плавать как военный танк.
Несмотря на большой вес (общий вес 7,8 тонн), машина могла разгоняться по суше до 60 км/час. Скорость на воде составляла 6 км/час.
ЗИЛ Э167
В 1963 году в СССР был построен внедорожный военный автомобиль ЗИЛ-Э167. Машина была предназначена для передвижения по снегу. ЗИЛ-Э167 оснащался тремя осями с шестью колесами. На не заснеженных участках дороги автомобиль мог разгоняться до 75 км/час. В снегу же грузовик мог разгоняться только до 10 км/час. Да, скорость его была очень медленной. Но тем не менее машина имела удивительную проходимость по снегу. Так что чтобы ЗИЛ застрял в снегу должно было произойти что-то невероятное.
Автомобиль оснащался двумя навесными (в задней части) двигателями мощностью 118 л.с. Дорожный просвет монстра составляла 852 мм.
К сожалению грузовик так и не пошел в серийное производство в связи с большими сложностями в развёртывании промпроизводства, а также в связи с невозможностью создать качественную коробку передач.
ЗИЛ 49061
Этот автомобиль имеет также название «Синяя птица». ЗИЛ-49061 оснащался шестью колесами. В отличие от своих предшественников эта машина пошла в массовое производство и стала популярной во многих странах мира.
Автомобиль-амфибия оснащался механической коробкой передач, независимой подвеской для каждого колеса, двумя гребными винтами.
Помимо возможности движения по водной поверхности внедорожник мог преодолевать рвы шириной более 150 см и снежные заносы высотой до 90 см.
Максимальная скорость ЗИЛ-49061 на суше составляла 80 км/час. На воде машина могла разгоняться до 11 км/час.
Автомобиль в основном использовался военными СССР в качестве спасательных операций. После развала Советского Союза машина стала использоваться Службой Спасения МЧС РФ. Например, две «Синие Птицы» в 2002 году были отправлены в Германию для участия в операции по спасению людей в результате ужасного наводнения. К нам обратились за помощью, так как в Европе не было в те годы аналогичной техники которая способна выполнять тяжелые задачи в воде и на суше.
ЗИЛ 2906
Если вы считаете, что сегодняшние Российские автомобили очень странные, то узнав о следующем редком советском автомобиле, вы поймете, что нынешний автотранспорт нашей страны вполне адекватный и нормальный.
Во времена СССР в нашей стране выпускались автомобили ЗИЛ-2906, которые не имели колес. Вместо них машина оснащалась спиральными валами, которые вращаясь приводили в движение необычный автомобиль. Это позволяло внедорожнику передвигаться по самому тяжёлому грязевому бездорожью.
Кузов автомобиля был сделан из стекловолокна. Две спирали, устанавливаемые вместо колес, производились из алюминия. Эта машина была предназначена для транспортировки через болота и снег различные грузы (срубы деревьев, балки и т.п.).
Несмотря на свою передовую технологию машина передвигалась слишком медленно. Максимальная скорость ЗИЛа составляла 10 км/час (на воде), 6 км/час при движении по болоту и 11 км/час при передвижении по снегу.
ВАЗ-Э2121 «Крокодил»
Работы по созданию прототипа ВАЗ-Э2121 (буква «Э» в название модели означает «экспериментальный») начались в 1971 году. Машина разрабатывалась по заказу Правительства которое захотело, чтобы в нашей стране появился свой собственный легковой внедорожник, доступный для масс. В итоге инженеры стали разрабатывать внедорожник на базе моделей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103.
В конечном итоге Тольяттинские конструкторы разработали прототип внедорожника Э2121, который получил позднее прозвище «Крокодил» (из-за цвета кузова, который получил один из опытных экземпляров). Машина оснащалась полным приводом и 1,6 литровым четырёхцилиндровым бензиновым мотором, который был разработан для следующего поколения автомобилей ВАЗ-2106.
Несмотря на не плохую идею и затраченные силы эта модель так и пошла в серийное производство. Всего было построено два экземпляра для инженерных исследований и испытаний.
АЗЛК МОСКВИЧ-2150
В 1973 году автозаводом Москвич был представлен прототип АЗЛК-2150. Напомним, что до этого автозавод Москвич уже представлял несколько концептуальных моделей 4 х 4. Но по сравнению с ними новая модель АЗЛК-2150 имела ряд новых конструктивных решений. Например, машина получила новый мотор степень сжатия которого была снижена до 7,25 (это позволяло автомобилю работать на бензине А-67). Автомобиль разрабатывался для использования в сельской местности (в сельском хозяйстве).
К сожалению, как и многие потрясающие советские модели внедорожник АЗЛК МОСКВИЧ-2150 так и не поступил в серийное производство. Причина в нехватки денежных средств из-за повсеместной экономии государства. Но по-другому быть и не могло. В условиях плановой экономики вообще удивительно как в СССР появилось столько высокотехнологичных автомобилей.
Всего было построено два прототипа АЗЛК-2150: Москвич-2150 (с жестким верхом) и Москвич-2148 (с открытым верхом).
ВАЗ-Э2122
АвтоВАЗ имел еще один экспериментальный проект автомобиля, который получил кодовое обозначение ВАЗ-Э2122. Это был проект транспортного средства-амфибии. Разработка началась в 70-х годах прошлого века.
Самое удивительное что движение по воде машины осуществлялось за счет обычных колес. В итоге максимальная скорость машины на воде составляла всего 5 км/час.
Автомобиль оснащался 1,6 литровым бензиновым двигателем, который передавал крутящий момент на все четыре колеса.
К сожалению, из-за адаптации для движения по воде машина имела множество конструктивных проблем. Так двигатель, трансмиссия и передний дифференциал часто перегревались из-за того чтобы эти компоненты находились в специальных закрытых корпусах. Это было необходимо чтобы защитить компоненты транспортного средства от воды.
Кроме того, машина имела ужасную обзорность. Также были существенные недостатки в работе системы отработанных газов.
Несмотря на ряд сложностей и проблем при разработке машины военное ведомство СССР было заинтересовано в серийном производстве внедорожника-амфибии. В итоге Министерство обороны Советского союза заказала несколько опытных образцов у АвтоВАЗа. Но к сожалению, и этот прогрессивный проект автомобиля так и не дошел до серийного производства.
УАЗ-452к
В 80-е годы Ульяновский автомобильный завод разработал экспериментальную модель 452k на базе известной УАЗ-452 «Буханка». Главным отличием от стандартного автомобиля был дополнительный мост, который улучшал стабильность и сцепление внедорожника с дорогой на пересеченной местности.
Изначально были созданы две версии автомобилей 6 х 4 и 6 х 6. Но в процессе тестирования разработчики поняли, что из-за сложности конструкции автомобиль получился очень тяжелым, что привело к огромному расходу топлива. В итоге проект решили частично свернуть. Но не полностью. Автозавод УАЗ в итоге произвел около 50 экземпляров и отправил их в Грузию. В итоге внедорожники с 1989 по 1994 года использовались различными спасательными службами на Кавказе. Особых проблем эти экземпляры не доставляли поскольку пробег автомобилей был относительно не большим, в связи с особенностью эксплуатации.
ЗИЛ-4102
Когда был создан ЗИЛ-4102 то он должен быть стать преемником знаменитого лимузина ЗИЛа, который использовался в течение многих лет государственными слугами и высшими лицами Коммунистической партии СССР.
ЗИЛ-4102 оснащался передним приводом, а также имел элементы кузова из углеволокна: панель крыши, крышка багажника, капот и бампера.
В 1988 году было построено два прототипа. Изначально планировалась что модель будет оснащаться тремя видами двигателей: 4,5 литровым V6, 6,0 литровым V8 и 7,0 литровым дизельным.
Так как эта модель была предназначена для элит, то естественно машина оснащалась элементами роскоши и комфорта. Так автомобиль имел электрические стеклоподъемники, десять аудио динамиков, CD-плеер, бортовой компьютер и белый кожаный салон.
К сожалению Михаила Горбачева, не впечатлил ЗИЛ-4102, и он не одобрил проект. Именно поэтому роскошный ЗИЛ так и не пошел в серийное производство. А жаль. Мы считаем, что если бы эта модель появилась в серийном производстве, то наш автопром сегодня бы выглядел бы по-другому.
НАМИ-0284 «ДЕБЮТ»
В 1987 году Российским научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) был разработан переднеприводный прототип автомобиля, который был представлен на автосалоне в Женеве в марте 1988 года. Машина получила кодовое обозначение НАМИ-0284.
Этот автомобиль привлек огромное внимание публики на выставки и получил множество положительных отзывов критиков и экспертов мирового авторынка.
У автомобиля была уникальная для того времени особенность — впечатляющее низкий коэффициент аэродинамического сопротивления воздуха (всего 0,23 cd). Это удивительно так как многие современные автомобили не могут похвастаться такими аэродинамическими характеристиками.
Длина НАМИ-0284 составляла 3685 мм. Машина оснащалась 065 литровым двигателем, который в те годы устанавливался в «Оку» (ВАЗ-1111).
Кроме того, экспериментальная модель была оснащена электронным серво-рулевым управлением и круиз-контролем.
Несмотря на небольшой мощности двигатель (35 л.с.), учитывая маленький вес автомобиля (менее 545 кг), он был способен разгоняться до 150 км/час.
Москвич АЗЛК-2142
Первый АЗЛК-2142 «Москвич» был представлен публике в 1990 году. Инженеры позиционировали автомобиль в те годы, как самый современный автомобиль, когда-либо созданных автозаводом АЗЛК.
По планам автозавода Москвич, автомобиль должен был поступить в серийное производство через два года, когда компания планировала начать выпуск новых поколений двигателей «Москвич-414». На перенос выпуска новой модели Москвича настаивал генеральный директоров Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола – АЗЛК. Он считал, что в новой перспективной модели должны были стоять силовые агрегаты нового поколения.
Но в итоге распад Советского Союза и прекращение государственного финансирования остановило проект.
Примечательно что несмотря на то что автомобиль не выпускался серийно, он стал отправной точкой для разработки нового поколения Москвича-2142, который выпускался в трех версиях: «Князь Владимир», «Иван Калита» и «Дуэт».
УАЗ-3170 «СИМБИР»
Развитие нового внедорожника УАЗ, началось в 1975 году. Его придумал и разработал ведущий дизайнер Ульяновского автозавода Александр Шабанов. В итоге к 1980 году автозавод представил модель УАЗ-3370 «Симбир». Внедорожник имел большой дорожный просвет, который составлял 325 мм. Также машина получилась достаточно высокой (высота 1960 мм).
К счастью эта машина поступила в серийное производство. Правда из-за плановой экономики автозавод не мог выпускать большие партии внедорожника. Стоит отметить, что изначально машина была создана по заказу военного Министерства. Но в итоге в серийном производстве был налажен выпуск как военных модификаций, так и гражданских.
В 1990 году Ульяновский автозавод представил второе поколение внедорожника — УАЗ-3171, разработка которого началась еще в 1987 году.
МАЗ-2000 «Перестройка»
Экспериментальная модель грузовой машины МАЗ-2000 получила кодовое название «Перестройка». Грузовик был разработан с целью создания современной грузовой машины для использования советскими транспортными компаниями.
Основной особенностью модели была модельная конструкция грузовой машины. Это означало что такие детали автомобиля как двигатель, трансмиссия, передняя ось и рулевое управление были расположены в передней части машины, что позволило уменьшить зазор между кабиной и погрузочной площадкой. Благодаря модельной конструкции кабины МАЗа-2000 удалось увеличить объем кузова на 9,9 куб. метров.
Потрясающий грузовик МАЗ-2000 был впервые показан на автосалоне в Париже в 1988 году, где произвел невероятное впечатление на публику со всего мира. Всего было построено несколько прототипов. Но к сожалению проект так и не получил зеленый свет и модель не увидела производственную линию.
Многие эксперты считают, что грузовик «Перестройка» стал главным вдохновителем конструкторов разрабатывающие грузовой автомобиль Renault Magnum, который поступил в серийное производство в конце 1990 года и затем в 1991 году получил престижную награду «Грузовой автомобиль года».
В чем же причина что наш амбициозный проект МАЗ-2000 «Перестройка» не состоялся? Ведь судя по всему препятствий для серийного производства не было. По слухам, которые ходят в автомире проект не состоялся в связи с тем, что Михаил Горбачев продал Французам дизайн потрясающего грузовика. Естественно все это официально не подтверждено.
Самодельный автомобиль «Панголина»
В советские годы все знали, что надёжность и производительность Отечественных автомобилей были не самыми лучшими в мире. Также наши транспортные средства имели не очень удачный дизайн. Именно поэтому многие Российские инженеры решили, что раз государственные автозаводы не могут создать автомобили ничем не уступающие зарубежным аналогам, то необходимо создавать их самостоятельно. В итоге многие инженеры в СССР в частном порядке, вдохновленные западноевропейскими и американскими спортивными автомобилями стали создавать свои самодельные транспортные средства.
Один из таких примеров стал спорткар «Панголина» созданная Александом Кулыгином в 1983 году.
Кузов машины был создан из стекловолокна. Также спорткар получил двигатель от ВАЗ-2101. Конструктор был вдохновлен потрясающим дизайном Lamborghini Countach. В итоге Александр решил создать машину в том же стиле.
Стоит отметить, что этот самодельный автомобиль до сих пор существует и участвует в различных автомобильных шоу.
Правда за эти годы в конструкцию машины были внесены некоторые изменения. Например, в оригинальную конструкцию спорткара были установлены новые двери, которые теперь открываются вверх.
Самодельный автомобиль «Джип»
В 1981 году инженер из Еревана Станислав Холшаносов создал точную копию знаменитого Американского внедорожника «Jeep».
Для того чтобы построить автомобиль инженер использовал компоненты из нескольких других советских моделей автомобилей. Например, для самодельной копии Американского внедорожника инженер взял двигатель от ВАЗ-2101. Задний мост, коробка передач, электрика, фары и приводные валы были взяты от Волги ГАЗ-21
Система подвески, бензобак, комбинация приборов и стеклоочистители были заимствованы у УАЗ-469.
Но некоторые части автомобиля были созданы по индивидуальному проекту. Например, передняя ось машины была создана с нуля самим Станиславом.
Примечательно что конструкция передней оси не раз выставлялась на различных выставка по всему Советскому Союзу и получила несколько наград.
Самодельный автомобиль «Лаура»
Другой пример авторского автомобиля, это спорткар «Лаура» разработанный и построенный двумя инженерами из Ленинграда Дмитрием Парфеновом и Геннадием Хейном. В нашей стране даже сегодня нет ни одного нормального спорткара. Не говоря уже о СССР. Так что инженерам ничего не оставалась как создать свой собственный спорткар.
Но в отличие от других инженеров, которые создавали фактически копии автомобилей зарубежных аналогов, Дмитрий и Геннадий решили создать совершенно новый автомобиль ничем не похожий не на одно транспортное средство.
«Лаура» была оснащена 1,5 литровым двигателем мощностью 77 л.с., передним приводом и бортовым компьютером. Максимальная скорость спорткара составляла 170 км/час.
Всего было построено два экземпляра. Стоит отметить, что эти автомобили даже были отмечены лидером Коммунистической партии Михаилом Горбачевым. Также спорткары получили множество наград.
Кстати оба автомобиля до сих пор сохранились и настоящее время выставляются на различных выставках.
Самодельный автомобиль «Юна»
Этот спортивный автомобиль был создан автолюбителем Юрием Алгебраистовым. Название машины было придумано на основе сочетаний первых букв в имени конструктора и его супруги («Наташа»). Автомобиль был построен в 1982 году. Это единственный в наши дни спортивный автомобиль, построенный по индивидуальному проекту во времена СССР, который до сих пор находится в идеальном состоянии и используется по всему прямому назначению.
Дело в том Юрий до сих пор постоянно обновляет свой автомобиль и вовремя проводит все необходимые технические работы. Именно поэтому машина до сих пор исправна и работает как новая.
В настоящий момент «Юна» прошла более 800 тыс. км. Правда это стало возможным благодаря использованию зарубежного двигателя (от БМВ 525i).
Самодельный автомобиль «Катран»
Этот автомобиль создан человеком, который всю жизнь одержим автомобилями. Эта машина создана автолюбителем из города Севастополя. Спорткар получил уникальную конструкцию кузова. Например, у машины не было привычных нам дверей. Вместо них инженер использовал конструкцию, которая позволяла откидывать всю переднюю часть кабины, включая лобовое стекло, для того чтобы водитель и пассажир могли сесть в машину.
Также автомобиль получил независимую подвеску и что более удивительно электронную систему круиз-контроля, которая могла поддерживать определенную скорость движения даже на спуске.
Кроме того, спорткар имел еще множество редких особенностей и опций, что делает его одним из самых интересных автомобилей, когда-либо созданных в Советском Союзе. Так что «Катран» может реально считаться самым удивительным автомобилем за всю историю Российской автопромышленности.
В заключении хотели бы отметить, что мы разместили не все редкие автомобили, созданные во времена СССР. Мы выбрали самые лучшие, которые, по нашему мнению, заслуживают внимания. Если у вас есть, что предложить нам, для того чтобы дополнить наш список советских автомобилей, то предлагаем вам ниже в комментариях поделится с нами своими предложениями.