Можно ли заряжать автомобильный аккумулятор зимой на балконе – подготовка, расчет пределов по параметрам тока и напряжения, сколько времени заряжать и как правильно обслуживать
Можно ли заряжать автомобильный аккумулятор на балконе зимой — Лечение суставов
Каждый владелец автомобиля знает, что машинный аккумулятор одна из важнейших деталей «железного коня», благодаря ему совершается своего рода пуск системы зажигания. По большому счёту в автомобиле происходит непрерывный цикл между генератором и аккумулятором. АКБ даёт энергию для запуска системой зажигания двигателя, ДВС в свою очередь вращает якорь генератора, от которого ток подаётся на все электроприборы машины, а так же на заряд аккумуляторной батареи.
Однако в некоторых случаях возникают проблемы с батареей питания, поскольку некачественный или старенький АКБ со временем начинает подводить владельца авто, та и новый в морозную зиму может принести неожиданные неприятности. Поэтому автовладельцу следует знать некоторые моменты относительно заряда батареи, а так же определённые особенности его поведения при различных температурах окружающей среды.
Содержание статьи:
Можно ли заряжать аккумулятор дома?
Нередко автомобилисты, чьи АКБ требуют постоянной подзарядки, заряжают батареи у себя дома, однако лишь единицы задумываются о том, что это может нанести определённый вред людям, живущим в помещении. При заряде в аккумуляторе происходят химические реакции, при которой выделяются токсичные вещества, такие как сернистый газ, мышьяковый и хлористый водород.
Эти хим. соединения впоследствии покрывают все окружающие предметы и при постоянной практике заряда АКБ дома, у жильцов проявляется некое недомогание, кашель, иногда тошнота. Но всё же есть выход из такой ситуации – подзарядку вполне можно производить на балконе, но в этом случае на протяжении всей процедуры он должен постоянно проветриваться.
В чём отличие заряда на морозе от обычного температурного режима?
В зимний период при жёстком температурном режиме аккумулятор независимо от того какой у него «пробег» требует периодической подзарядки, хотя бы раз в неделю, поскольку при низком температурном режиме он по сути замерзает и не всегда способен давать достаточную силу тока для пуска двигателя автомобиля.
Но перед зарядкой после длительного простоя на морозе следует его несколько разогреть, включив какую либо бортовую аппаратуру, это делается для того, что бы электролит прогрелся, иначе при большой силе тока заряда не исключено, что пластины залипнут, и несколько емкостей выйдет из строя.
У некоторых автолюбителей в емкостях АКБ вместо электролита находится дистиллированная вода, но в зимний период такая батарея может замёрзнуть до того предела, когда уже разогреть её путём подачи нагрузки просто невозможно. Кроме того вода при замерзании значительно расширяется и не исключено, что из-за этого нарушится целостность ёмкости, вследствие чего АКБ безвозвратно поломается.
В случае, когда замерзание не привело к фатальным последствиям, батарею перед восстановлением следует разморозить, опустив её в ванну или тазик, с горячей водой избегая при этом прямого контакта клемм с водой. Следует помнить, что зарядка при пониженных температурах это очень продолжительный процесс, кроме того плотность заряда слишком мала. Аккумуляторы с водой вместо электролита очень не надёжны в этот период, поскольку заряжаются только будучи размороженными.
Необходимо ли заряжать аккумуляторную батарею перед и после зимы?
Это вопрос очень часто себе задают малоопытные начинающие водители. В целом как говорилось выше, аккумулятор во время работы двигателя себя сам подзаряжает, но для достижения полного заряда обычно требуется 25-35 минут беспрерывной работы генератора, а в зимний период и того больше. В случае, когда АКБ новый его зарядка перед зимой не обязательна, хотя и желательна.
После покупки нового аккумулятора его рекомендуют по нескольку раз максимально разрядить и заново зарядить, проделывая эту процедуру 2-3 раза. Считается, что это продлевает срок его службы. Итак, вернувшись к вопросу о заряде перед зимой следует отметить, что в общем то это даже очень желательно, более того хорошо было бы перед этим его хорошенько разрядить.
Современные зарядные устройства имеют и такую функцию. Кроме того перед зимой рекомендуется наведаться в автосервис и проверить плотность электролита в батарее и при необходимости увеличить его. Перед летом это в принципе делать не обязательно, но в том случае, когда АКБ уже доживает последнее вполне желательно. В целом зарядка батареи дело не трудное, но стоит помнить то, что сила тока заряда не должна быть значительно выше силы тока самой батареи.
Относясь к источнику питания автомобиля со вниманием, он прослужит довольно много лет, без каких либо неприятных сюрпризов своему владельцу. Но всё же не стоит так же забывать, что сейчас на рынке довольно много низкокачественных предложений, которые позволят сначала сэкономить на покупке, однако впоследствии доставят массу неприятностей. Гораздо более рентабельно приобрести пускай затратный, но качественный вариант, ну а там уж выбор за водителем.
Видео: можно ли заряжать аккумулятор дома
Source: realguy.ru
Почитайте еще:
Саморазряд, мороз и опасность прикуривания: 10 глупых вопросов об аккумуляторах
1. Саморазряд батареи – что это такое?
Одноразовые пальчиковые батарейки способны невозбранно храниться годами, пока их не начнут использовать. Но с автомобильным аккумулятором такой фокус не проходит! И сакраментальное «снятие минусовой клеммы» не поможет! Оставляя машину на парковке и уезжая на месяц в отпуск, вернувшись, можно не суметь запустить мотор… Многие из тех, кто привык, что выключенный ноутбук или смартфон может без ущерба для батареи лежать по полгода, неприятно удивляются…
Снимая клемму с АКБ, мы «отсекаем» внешние потребители тока, но не останавливаем естественный процесс внутреннего саморазряда, свойственный свинцовым батареям и почти не свойственный литиевым. Представьте, что внутри батареи параллельно ее клеммам постоянно подключен крошечный паразитный потребитель тока. Саморазряд все производители считают нормой, если в сутки новая батарея теряет не более 0,5-0,8% емкости. Это касается плюсовых температур — зима же в данном случае являет редкий пример союзника, а не врага: при температурах ниже нуля саморазряд замедляется! Но летом даже отключенная от автомобильной бортсети батарея за месяц способна лишиться половины емкости, а уже поработавшая (хотя и вполне исправная!) может иссякнуть почти полностью – для нее 1,5-2% потерь в сутки бывает нормой. Поэтому при длительном простое машины необходимо перед снятием клеммы полностью зарядить аккумулятор сетевым зарядником. А еще лучше – оставить АКБ на постоянной подпитке зарядным устройством, имеющим специальный режим компенсации саморазряда. Этот режим работы в инструкции к заряднику часто называют «буферным» или «компенсационным» — при нем батарея постоянно подпитывается безопасным сверхмалым током в несколько десятков миллиампер без риска испарения воды из электролита или перегрева.
2. Сколько дней можно не заводить машину?
Можно ли спокойно улететь, к примеру, в отпуск, оставив автомобиль на парковке без принятия каких-либо «консервационных» мер? Просто припарковаться и уйти, а через две недели вернуться, завести мотор и поехать? В принципе, можно произвести несложный арифметический расчет.
Если предположить, что электрика машины исправна и не потребляет ток при простое, то остается два основных «паразита», которые имеются у большинства – сигнализация и аудиосистема, «магнитола» в просторечии. Типичное потребление этой парочки – около 30 мА на сигнализацию и около 20 мА – на «магнитолу».
Необходимо замерить потребляемый автомобилем в режиме простоя от аккумулятора ток – рассказывает заведующий аккумуляторной лабораторией ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования» Александр Казунин.
Предположим, у вас получилось 50 миллиампер. Считаем: 50 мА тока = 0,05 А·ч расхода. Умножаем на 24 часа в сутках и на, скажем, 14 дней – получается почти 17 ампер-часов аккумулятор теряет за две недели, и это, заметьте, без учета саморазряда… Для батареи емкостью 55 А·ч это составляет треть от емкости. Но главный вопрос – как интерпретировать эти цифры? Если на улице лето, автомобиль технически исправен, а батарея была заряжена на 100% — то потеря трети емкости не помешает завести мотор и поехать. Если же на улице зима, а машина эксплуатируется в городском режиме с вечным отрицательным энергобалансом, когда аккумулятор перманентно заряжен не более чем на три четверти (в лучшем случае!), картина получается неутешительная. После двухнедельного простоя сигнализация, «музыка» и саморазряд не позволят завести двигатель.
3. Можно ли заряжать аккумулятор, не отключая его от машины?
Вы поставили автомобиль в гараж и решили подзарядить батарею. Нужно ли перед этим отключать АКБ от бортсети машины, снимая с него одну из клемм?
Фактически любое зарядное устройство дает точно такое же напряжение (или незначительно выше), как и штатный генератор автомобиля, и никакого вреда это напряжение электронике автомобиля не нанесет. Тем более, что в массе своей она (включая главное – блоки управления двигателем и трансмиссией) полностью отрублена от бортсети извлеченным ключом зажигания и отключенным главным реле. Иными словами, после выключения зажигания исправное зарядное устройство можно подключать к батарее, стоящей под капотом, не снимая проводов с последней.
Впрочем, ключевое слово – «исправное»… Дело в том, что все современные зарядные устройства построены на бестрансформаторных источниках тока — так называемых инверторах. Их особенность состоит в том, что при практически любой неисправности внутри зарядника на его клеммах просто исчезает напряжение. Да, батарея, конечно, в этом случае не зарядится, но и электроника автомобиля не пострадает. А вот многие зарядные устройства старых лет выпуска, парк которых у автовладельцев по-прежнему очень велик, построены по трансформаторной схеме. Они массивнее, тяжелее, мощнее, но внутри часто представляют собой источники тока с напряжением 18-25 вольт, которое транзисторными или тиристорными регуляторами понижается до нужных при зарядке 14-16 вольт. И если регулирующий транзистор пробивается, что с ним случается нередко, на выходе зарядника появляется высокое напряжение 18-25 вольт, способное повредить и аккумулятор, и те электронные модули, которые не обесточиваются выниманием ключа — штатная или нештатная охранные системы, к примеру, или ряд блоков, относящихся к комфорту и сервису. В зарядном устройстве часто нет защит от подобного ЧП, поэтому при применении олдскульных зарядок клемму с батареи все же полезно снимать.
4. Взорвется ли квартира от зарядки аккумулятора?
Бытует мнение, что заряжать аккумуляторную батарею дома – небезопасно. Действительно, риск взрыва несет выделяющийся при зарядке водород – в соединении с кислородом воздуха он образует так называемый гремучий газ. Но для взрывоопасной концентрации количество водорода должно составить не менее 4% от объема воздуха в помещении. Даже в небольшой комнате аккумулятору нужно стоять на зарядке несколько дней, чтобы возникла такая концентрация, а комната должна быть герметичной, что в условиях квартиры, к счастью, недостижимо…Есть и еще один важный нюанс: на деле во время зарядки составляющая водорода от общего количества газов, выделяемых батареей, мала — менее 10%. В основном аккумулятор порождает водород в первые часы после зарядки, а не во время нее. Убедиться в этом можно, к примеру, с помощью советского издания «Вентиляция и отопление аккумуляторных помещений», где вопрос газовыделения свинцово-кислотных батарей рассмотрен досконально.
Иными словами, известные строгие и непростые требования по соблюдению взрыво- и пожаробезопасности относятся к аккумуляторным участкам на предприятиях, где круглые сутки идет одновременная зарядка множества АКБ. Распространять эти требования на единоразовую сезонную подзарядку в квартире батареи личного легкового авто при открытой форточке или тем более на балконе не стоит.
5. Можно ли отравиться от зарядки аккумулятора дома?
Помимо водорода из аккумулятора при зарядке выделяются и другие газы, весьма токсичные — например, сернистый. Однако, опять же, если речь идет не о регулярной и массовой зарядке, а разе-другом за зимний сезон, количество этих газов может вызвать лишь головную боль – да и то если совпадут слишком много факторов. На деле же ощутить хоть какое-то недомогание от этого процесса крайне сложно.
Да, намеренно заряжать аккумулятор возле изголовья кроватки грудного ребенка точно не стоит в любом случае! Но если по каким-то причинам вам не удается пристроить АКБ на зарядку где-то помимо коридора или прихожей обычной городской квартиры, ничего серьезно опасного и необратимого со здоровьем не произойдет. Достаточно, если в квартире будут открыты межкомнатные двери и приоткрыто хотя бы одно окошко или форточка – например, на кухне.
Стоит отметить, что больше вреда (правда, не здоровью, а имуществу) могут принести мельчайшие пары серной кислоты, которые способны в незначительном количестве выноситься наружу из банок батареи с выходящими при «кипении» газами. В небольшом радиусе вокруг батареи они способны испортить ткань, пол или ковер из натурального материала. Опасность не сказать чтоб так уж существенна, но, чтобы подстраховаться наверняка, стоит поместить заряжаемую батарею в полиэтиленовый мусорный мешок — не завязывая, разумеется, его горловину.
6. Почему зимой нужно подзаряжать АКБ вне машины?
Не секрет, что при систематических коротких поездках типа «дом-работа-магазин» генератор не успевает восполнять потери энергии аккумулятора, которую тратит стартер, и батарея постепенно теряет емкость даже при абсолютно исправном электрооборудовании. Однако летом у аккумулятора есть хотя бы возможность добраться за долгую поездку до стопроцентного заряда. А зимой такой возможности нет в принципе — даже если вы будете ежедневно кататься из Москвы в Питер и обратно, аккумулятор не сможет зарядиться выше 70-80% от номинальной емкости из-за замедления скорости протекания электрохимических процессов при минусовых температурах. В сильный мороз аккумулятор, стоящий на автомобиле, никогда не зарядится на 100%. Не зарядится он и в неотапливаемом гараже от стационарного зарядного устройства, если на улице сильный мороз.
Для гарантированного наполнения энергией батарею необходимо перенести в теплое помещение и дозарядить до 100% сетевым зарядным устройством. Проведение этой процедуры хотя бы 1-2 раза за зиму гарантированно предупредит проблемы с холодным пуском двигателя – если аккумулятор и электрооборудование исправны, разумеется!
7. Как мороз меняет емкость батареи?
Почти всегда проблемы с зимним запуском – вина владельца автомобиля. Не подзарядил батарею до нормы перед холодным сезоном, игнорировал неисправность электрооборудования и утечки тока, допустил полный разряд аккумулятора «в ноль» ранее и так далее. Однако иногда все исправно, аккумулятор свежий, а стартер крутит вяло! Почему?
Дело в том, что емкость аккумулятора – параметр непостоянный. Она очень сильно зависит от температуры окружающей среды. В холод емкость аккумулятора естественным образом снижается вследствие замедления скорости протекания электрохимических процессов. Приблизительно зависимость емкости от температуры можно визуализировать так:
Температура электролита батареи, °С
Емкость, % от номинала
-10
80
-20
65
-30
50
Говоря проще, если производитель автомобиля сэкономил на батарее, не поставив «вариант для России» с увеличенными как раз на этот случай пусковым током и емкостью, то «полбатареи», в которые превращается аккумулятор при минус 25-30, запросто может не хватить для стабильного пуска. Особенно если АКБ систематически недозаряжается в городском режиме эксплуатации автомобиля с частыми стартами и короткими по продолжительности поездками.
8. Чем опасно прикуривание?
Если аккумулятор разрядился в ноль – например, от забытых включенными габаритов, аудиосистемы или лампы освещения салона — плотность электролита катастрофически падает, и электролит замерзает, как обычная вода. Замерзая, он расширяется, деформируя пластины и раздувая бока корпуса. Что же происходит после «прикуривания» такой батареи проводами или портативным литий-ионным «пускачом»?
Летом «прикуривание» опасности не несет, – рассказывает Александр Казунин.
Но зимой – совсем другая история… Если разряженную и замороженную батарею принести домой, отогреть в течении полусуток при комнатной температуре и после этого поставить на зарядку сетевым зарядным устройством – она еще поработает. Но так мало кто поступает… В основном машину «прикуривают» и тут же уезжают, поскольку спешат на работу или по делам. Что происходит в этом случае? Батарея начинает заряжаться от генератора достаточно большим током. Но внутри нее на две трети объема электролита – лед. Фактически работает только треть батареи. От больших зарядных и пусковых токов спекаются сепараторы, и в них начинают прорастать шунты – токопроводящие перемычки из дендритов, которые замыкают пластины между собой. Чаще всего страдают первая и шестая банки, поскольку они находятся по краям, и промерзание начинается именно с них. После такого издевательства батарея почти никогда не держит заряд и требует замены. Прикуривая с утра машину, которая не светит лампами на приборной панели после поворота ключа, и стартер которой не издает ни звука, нужно помнить, что аккумулятор уже не жилец, и вечером крайне желательно заехать в магазин за новым!
9. Нужна ли «шуба» аккумулятору?
Многие видели, как аккумулятор под капотом укутан в мягкий текстильный чехол-коробочку, называемую теплозащитой, термозащитой, «термокейсом» и так далее. На одних машинах такой аксессуар штатно идет с завода, на других его нет и в помине, а сторонние производители выпускают подобные вещи как элементы «тюнинга».
Распространено мнение, что такие термочехлы помогают батарее лучше заряжаться от генератора зимой и эффективнее отдавать ток стартеру. Но, увы, это заблуждение… Для зимы подобные «шубы» совершенно бесполезны – за ночь или день простоя на парковке любая батарея промерзнет до температуры окружающей среды – хоть норковую шубку на нее натяни! Главная задача такой термозащиты – частично прикрыть аккумулятор от перегрева в адском подкапотном пекле летом, чтобы уменьшить испарение воды из электролита, от которого страдают любые батареи, будь они хоть трижды «необслуживаемыми».
Впрочем, в любом случае называть такой аксессуар необходимым нельзя, и приобретать его самостоятельно, если производитель обошелся без него, совершенно необязательно.
10. Нужно ли применять защитные смазки для клемм батареи?
Плюсовая клемма батареи склонна усиленно окисляться, часто покрываясь жутковатой на вид сине-зеленой коркой. Окислы начинают проникать и в плоскость контакта, быстро его ухудшая. Сегодня для предотвращения этого зла продаются специальные защитные смазки, но стоят они в силу специфичности весьма недешево, а востребованы редко и в ничтожном количестве. Да и есть нюанс – чистой и недеформированной клемме с исправным затяжным болтом дополнительный «химический допинг» в плоскости контакта с наконечником аккумулятора, по большому счету, и не требуется. А когда клемма уже «убита» окислением и царапинами, даже дорогое спецсредство не поможет ей восстановить качественный контакт без вольтопотерь – по-хорошему, клемму нужно менять или как минимум тщательно восстанавливать с использованием круглого напильника и наждачной бумаги.
Однако в «дедовские времена» существовал простой способ защиты клемм от окисления, ныне почти забытый. Он неплох для предотвращения будущего износа клеммы, пока она еще новенькая — тем более что стоимость затеи стремится к нулю, а простота — чрезвычайная. Для предотвращения окисления клемм на «плюсовой» контакт батареи в прежние годы опытные водители надевали плоское колечко из толстой ткани или войлока, на которое наносили 2-3 капли моторного масла — а поверх кольца уже надевали и зажимали клемму провода. Масло, дающее легкое испарение от жара подкапотного пространства, «укутывает» контакт батареи и клемму провода своеобразным антикором, не давая ей окисляться.
Опрос
Узнали для себя что-то новое из нашей подборки?
Всего голосов:
При каких условиях можно заряжать аккумулятор: все аспекты
Узнайте, можно ли заряжать аккумулятор после мороза, в минусовую температуру, можно ли заряжать холодный аккумулятор. Советы и мнения экспертов.
Ответ:
Один из элементов, участвующих в запуске и передвижении автомобиля – аккумулятор может разряжаться. Происходит это по многим причинам, но итог один – нулевой заряд аккумулятора приводит к неспособности автомобиля завестись и отправиться в путь. Поэтому вопрос надо ли заряжать аккумулятор исчезает сам собой. Далее мы рассмотрим можно ли заряжать аккумулятор, и при каких условиях это нужно делать.
В первую очередь, необходимо снять аккумулятор и очистить его от грязи. Заряжать устройство необходимо только в хорошо проветриваемом помещении. Саму зарядку следует начинать при температуре 15-200. Заряжать аккумулятор у огня категорически запрещено.
На сегодня существует два вида зарядных для аккумулятора устройств: автоматические и ручные. Первые значительно упрощают процесс и сами регулируют параметры выходящего тока и заряжают устройство постоянной силой тока. Ручные же зарядки не отключают зарядку сами, это придётся сделать вам. Сам процесс зарядки проходит в два этапа, но здесь всё индивидуально. В среднем время зарядки составит около суток часов. Правильно выбранная зарядка продлит работу аккумулятора.
Очень часто мы слышим вопрос: а можно ли заряжать холодный аккумулятор? Большинство автовладельцев положительно отвечают на этот вопрос. Да, можно. Но лучше будет в начале его отогреть. Такие действия никак не повредят аккумулятор, скорее не подвергнут его лишней нагрузке.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Можно ли заряжать аккумулятор дома? В квартире (в комнате, на кухне, на балконе, в ванне)
Периодически любой владелец автомобиля сталкивается с тем, что аккумулятор разрядился и не заводит двигатель. Причины разряда аккумуляторов мы уже рассматривали на нашем сайте vodi.su. Рассказывали и о том, как можно завести двигатель без аккумулятора или стартера, например с толкача, методом замыкания стартера напрямую, или прикуриванием от другой АКБ.
Если же позволяет время, АКБ можно зарядить. Лучше всего это делать в гараже или на СТО в хорошо проветриваемом помещении. Но у большинства городских жителей машины стоят попросту под окнами, поэтому аккумуляторы они носят заряжать домой. Можно ли заряжать аккумулятор дома, как это делать правильно и к каким последствиям может привести несоблюдение правил зарядки в домашних условиях? Попытаемся дать внятный ответ на эти вопросы.
По этому поводу можно найти много статей и комментариев на тематических форумах. Исходя из собственного опыта скажем, что заряжать аккумулятор дома нужно, соблюдая правила предосторожности и обеспечив хорошую вентиляцию.
В чем опасность зарядки АКБ дома? Перечислим основные моменты:
электролит — раствор дистиллированной воды и серной кислоты, то есть это опасная смесь и если даже капля ее упадет на паркет, ковер или одежду, то оставит след в виде прожженного отверстия;
при подаче тока в электролите происходят химические реакции, в результате которых выделяются кислород и водород — взрывоопасные газы, достаточно искры для воспламенения и взрыва;
выделение характерных запахов сернистого газа и хлористого кислорода, а от них у домашних может сильно болеть голова или возникнут аллергические реакции.
Нужно уточнить, что выделение газа происходит при перезаряде АКБ. Но все равно, если у вас дома есть маленькие дети, мы бы не рекомендовали заряжать аккумулятор в квартире, даже если вы хорошо это умеете делать и знаете о правилах безопасности. Если же другого выхода нет, АКБ можно заряжать, например, на балконе, или в плотно закрытой комнате с открытыми окнами.
Как заряжать аккумулятор в домашних условиях?
Как мы уже неоднократно писали на vodi.su, на сегодняшний момент наиболее распространенными являются два типа стартерных батарей аккумуляторных:
полуобслуживаемые — с пробками для проверки уровня и плотности электролита;
необслуживаемые — полностью запаянные, с гелем вместо электропроводящей жидкости.
Заряжать аккумуляторную батарею нужно специальным зарядным устройством. Их тоже выпущено много разновидностей. Самые «крутые» и продвинутые — автоматические зарядки, которое все сделают сами и вовремя отключатся, как только АКБ зарядится до нужного уровня. Вам нужно лишь выставить режим зарядки: медленный, нормальный, Boost (ускоренный).
Популярностью пользуются и более старые разновидности, на передней панели которых есть амперметр и вольтметр, а также различные кнопки для выбора режимов. Если у вас именно такое зарядное устройство, необходимо правильно выставить все параметры и контролировать процесс, дабы не допустить закипания электролита со всеми сопутствующими последствиями.
Соблюдайте следующие правила предосторожности
обеспечьте хорошую вентиляцию — если вытяжка на кухне или вентиляционные ходы в ванне нормально выполняют свою функцию, можно заряжать АКБ именно в этих помещениях;
посмотрите, чтобы поблизости не было источников огня или искр — кухонные плиты, нагревательные приборы, электрооборудование, незаизолированная проводка;
не допускайте перезаряда и появления пузырьков в электролите.
Ну и самое главное, — правильно оцените уровень разряда батареи и выставьте необходимые режимы зарядки.
Подготовка и зарядка АКБ дома
Подготовьте место, где будет заряжаться батарея. Желательно, чтобы это была ровная и чистая поверхность. Можно использовать небольшой деревянный поддон, или положить доску, чтобы в случае ЧП электролит не потек по полу. Откройте окна и предупредите домашних, чтобы они не заходили в комнату. Режим зарядки лучше устанавливать нормальный или медленный — зависит от уровня разряда и времени, которое у вас есть в наличии.
Далее действуем по следующей схеме:
снимаем батарею с машины, соблюдая последовательность снятия клемм;
осторожно несем ее домой, поддерживая за дно;
откручиваем пробки и доливаем электролит до нужного уровня — заряжать АКБ с оголенными пластинами запрещается;
подключаем зарядное устройство и регулярно проверяем уровень заряда;
пробки оставляем приоткрытыми, чтобы внутри не повышалось давление из-за выделения газа.
Многие обслуживаемые и необслуживаемые АКБ оснащены глазком, который отображает зарядку. Глазок светится зеленым цветом, когда батарея заряжена на 80 процентов и выше, поэтому доверяем, в первую очередь, показаниям вольтметра. Напомним, при 100-процентной зарядке напряжение должно составлять 12,7 Вольт.
В одной из предыдущих статей мы уже писали о том, при каком напряжении и силе тока следует заряжать аккумулятор:
1/10 силы тока от емкости батареи — если у вас АКБ на 45 Ah, то должно быть 4,5 Ампер;
напряжение — от 14 до 16 Вольт (14,4 Вольт считается оптимальным значением для современных АКБ Премиум-класса и AGM).
Стоит также учитывать, что АКБ различных производителей воспринимают сам процесс зарядки по-разному. Например, в дешевых АКБ электролит начинает сразу же пузыриться и закипать. В дорогих же моделях вообще не наблюдается никаких химических процессов, они просто накапливают заряд.
Что интересно, в процессе зарядки можно определить реальное состояние батареи. Если вы только начали зарядку, а стрелка вольтметра сразу же поползла вверх к отметке 14,4 Вольт, это значит, что из-за сульфатации пластин батарея потеряла способность накапливать заряд. Соответственно, как только вы дадите нагрузку, АКБ моментально разрядится. Есть и более тяжелые случаи, когда плотность в банках разная. Такие АКБ может зарядить только опытный аккумуляторщик. Но это будет временная мера по спасению «умирающего» аккумулятора.
Загрузка…
Поделиться в социальных сетях
Как заряжать аккумулятор при минусовой температуре
Достаточно часто возникает ситуация, когда необходимо срочно восстановить энергию разряженной аккумуляторной батареи. Чаще это возникает при стоянке авто на улице во время мороза. Известно, что с понижением температуры электролита падает емкость аккумулятора. Поэтому и возникает вопрос, можно ли заряжать аккумулятор на морозе, при отрицательной температуре.
Когда можно и нельзя заряжать на морозе
Для исправной аккумуляторной батареи не существует ограничений по нижнему значению температуры. При заряде следует учитывать следующие факторы:
Измерения плотности электролита производят с учетом коэффициента коррекции согласно табличным данным;
Через влажный корпус, в следствии осаждения конденсата возможны утечки зарядного тока.
Поправка к показаниям ареометра в зависимости от температуры электролита:
Температура электролита при измерении плотности, °С
Поправка к показаниям ареометра, г/см³
От -55 до -41
-0,05
от -40 до -26
-0,04
от -25 до -11
-0,03
от -10 до +4
-0,02
от +5 до +19
-0,01
Если АКБ имеет явные признаки неисправности, такие как низкая плотность электролита, то зарядка батареи автомобиля, долгое время простоявшего на улице может привести к полной неработоспособности.
Это происходит в следствии следующих причин:
Низкая плотность электролита приводит к тому, что в аккумуляторе образуется лед.
Вода при отрицательной температуре превращается в лед с одновременным увеличением занимаемого объема, что разрушающе воздействует на пластины и корпус.
В процессе зарядки происходит повышение температуры и перемешивание электролита, а поскольку имеются замершие участки, то данные процессы происходят неравномерно в объеме батареи.
Происходит ускоренное разрушение электродов.
Важно! Полностью замерший электролит может вызвать короткое замыкание внутри АКБ.
Порядок зарядки замерзшего аккумулятора
Если после хранения аккумулятора на балконе или в гараже в нем замерз электролит, то ни в коем случае нельзя приступать к его зарядке. Необходимо выждать время, пока лед внутри полностью не растает. Учитывая большую массу устройства, время может составлять несколько часов.
Только, убедившись, что льда внутри нет, можно приступать к зарядке небольшим током. Таким образом, температура внутри будет повышаться медленно и не произойдет разрушения пластин. Только через некоторое время можно плавно, в несколько ступеней, поднимать зарядный ток до номинального уровня.
Чтобы предотвратить замерзание аккумулятора, требуется регулярно производить его подзарядку. Во время движения автомобиля в зимнее время, заряд от бортовой сети может быть неполным, поскольку часть энергии генератора забирают мощные потребители — обогрев стекол и сидений, фары, отопитель.
Если к этому добавить изначально невысокую плотность электролита, то вероятность замерзания во время длительной стоянки на морозе существенно повышается.
При эксплуатации автомобиля в условиях сильных морозов, можно несколько повысить плотность электролита. Ориентировочные данные по значению плотностей электролита полностью заряженной батареи в зависимости от региона приведены ниже:
Крайний север 29 г/см 3 ;
Север 28 г/см 3 ;
Центральная зона 27 г/см 3 ;
Юг 26 г/см 3 .
Важно! Приведенные значения плотности относятся к полностью заряженному аккумулятору. У разряженного эти значения будут на 0.02 … 0.03 меньше.
Повышение плотность производят путем доливки корректирующего электролита либо серной кислоты. Чтобы общий уровень электролита не повысился, перед доливкой часть электролита из банок необходимо убрать.
Автомобильный аккумулятор (АКБ) является специально разработанным типом свинцовой аккумуляторной батареи для моторизированного транспорта и служит для запуска двигателя и работы бортового электрооборудования при остановленном двигателе.
Аккумулятор в автомобиле заряжается от электрического генератора. Чтобы продлить срок службы аккумулятора и защитить электрооборудование автомобиля от перенапряжения после генератора устанавливается реле-регулятор, ограничивающий напряжение до 14,1±0,2 В. Для того, чтобы аккумулятор мог зарядиться на 100% на него должно поступать напряжение не менее 14,5 В. Поэтому полностью зарядить аккумулятор генератором автомобиля невозможно и возникает необходимость периодически заряжать аккумулятор сетевым зарядным устройством.
Когда на улице тепло, то запустить двигатель можно от аккумуляторной батареи, заряженной всего на 20%. При наступлении морозов емкость аккумулятора снижается боле чем в два раза, а пусковой ток из-за загустевшего масла в двигателе, значительно увеличивается. В результате, если перед наступлением холодов не зарядить полностью аккумулятор автомобиля от внешнего зарядного устройства, то запустить двигатель без «прикуривания» может не получится.
Порядок зарядки автомобильного аккумулятора зарядным устройством.
Аккумулятор является источником постоянного тока и при его подключении необходимо соблюдать полярность. Выводы аккумулятора имеют маркировку. Положительный вывод обозначен знаком «+», а отрицательный знаком «-». На выводах зарядного устройства для подключения аккумулятора тоже есть такая же маркировка. При подключении аккумулятора для зарядки нужно положительный вывод «+» аккумулятора соединить с положительным выводом зарядного устройства, а отрицательный «-» – с отрицательным. Если попутать полярность подключения, то аккумулятор вместо зарядки будет разряжаться и даже сжечь зарядное устройство.
Сечение проводов для подключения аккумулятора к зарядному устройству должно быть не менее 1 мм2, что соответствует диаметру провода без учета изоляции 1,3 мм.
Перед зарядкой снятый с автомобиля аккумулятор необходимо очистить от грязи и протереть его поверхности для удаления кислотных остатков тканью, смоченной водным раствором соды, приготовленного из расчета столовая ложка соды на стакан воды. Если кислота на поверхности есть, то водный раствор соды пенится. Если аккумулятор имеет пробки для заливки кислоты, то все пробки нужно выкрутить, для того, чтобы образующиеся при зарядке в аккумуляторе газы могли свободно выходить. Обязательно нужно проверить уровень электролита, и если он меньше требуемого, долить дистиллированной воды.
Согласно теории, заряжать аккумулятор можно током, не хватающей ему емкости до полной зарядки. То есть, если аккумулятор имеет емкость 50 А•ч и заряжен наполовину, то в первый момент заряда можно установить ток 25 А и с каждой минутой его уменьшать, вплоть до нуля при полной зарядке. На таком принципе работают некоторые автоматические зарядные устройства, позволяющие всего за несколько часов полностью зарядить автомобильный аккумулятор. Но такие зарядные устройства очень дорогие. Да и необходимость в них не возникнет, если заряжать аккумулятор заблаговременно.
Хотя некоторые зарядные устройства позволяет выполнять зарядку в полуавтоматическом режиме, я все же предпочитаю заряжать аккумулятор в ручном режиме. Как правило, аккумулятор разряжен не более чем наполовину, поэтому зная его емкость, не сложно рассчитать время заряда. Например, для 50 А•ч аккумулятора, для полной его зарядки нужно подать, с учетом потерь ток 30 А•ч. Выставляю ток заряда 3 А, и через 10 часов аккумулятор будет полностью заряжен. Для гарантированной полной зарядки аккумулятора, если позволяет время, можно установить ток 0,5 А и в таком режиме продолжить заряжать аккумулятор насколько позволит время. Для автомобильных аккумуляторов большой емкости такой ток заряда безопасен.
Если время поджимает, то можно сначала заряжать аккумулятор током, допустим, 8 А в течении трех часов, а затем ток уменьшить до 6 А и заряжать еще час. Аккумулятор будет заряжен всего за 4 часа. Но, все, же оптимальным режимом для зарядки является небольшой ток, 2-3 А. При таком токе исключается перезарядка и перегрев аккумулятора, которые сильно сокращают срок его службы. Все хитроумные способы заряда для уменьшения сульфатации пластин аккумулятора, как показывает практика, не более чем теория. Если режим работы аккумулятора соблюдается (не допускается полный разряд), качественный кислотный аккумулятор прослужит от 3 до 5 лет, в лучшем случае семь.
Можно ли заряжать аккумулятор не отсоединяя от бортовой сети автомобиля?
При зарядке аккумулятора напряжение на его клеммах может достигать, в зависимости от типа зарядного устройства, 16 В. Даже когда ключ зажигания вынут из замка зажигания, то все равно остаются подключенными некоторые устройства, например, система охранной сигнализации, лампочка освещения салона, багажника. В зависимости от модели автомобиля могут быть подключены и другие устройства. Таким образом, вместо предельно допустимого по паспорту напряжения питания, на устройства будет подано большее, что может привести к выходу их из строя. Таким образом, если Вы не уверены, что все приборы при вынутом ключе из замка зажигания обесточены, то лучше не рисковать и перед зарядкой аккумулятора отключить от бортовой сети его отрицательный вывод. Почему отрицательный? Потому что отрицательный вывод аккумулятора подключен к бортовой сети автомобиля путем непосредственного подсоединения к кузову с помощью резьбового соединения. Если отключать, положительный вывод аккумулятора первым, то можно случайно прикоснуться гаечным ключом к металлическим деталям двигателя или кузова автомобиля. Получится короткое замыкание.
Как узнать, что аккумулятор полностью зарядился?
Если во время зарядки аккумулятора напряжение на его клеммах перестанет увеличиваться при неизменном токе заряда в течение более часа, значит, аккумулятор зарядился на 100%. В этом случае потребляемый аккумулятором ток будет расходоваться только на его нагрев.
Для современных не обслуживаемых аккумуляторов напряжение должно достичь величины 16,2±0,1 В, которое зависит от тока заряда, емкости аккумулятора, плотности электролита и других факторов, и по этому является справочной. При данных измерениях можно использовать вольтметр с любой погрешностью, так как не требуется точного измерения напряжения, а его постоянство.
Допустимо ли заряжать автомобильный аккумулятор при отрицательной температуре?
Да, допустимо, но не во всех случаях. Во время зарядки аккумулятор нагревается, и через некоторое время температура электролита станет выше нуля. Вы же зимой ездите на автомобиле при отрицательной температуре воздуха, и генератор исправно подзаряжает аккумулятор даже при температуре минус 30˚С.
Заряжать аккумулятор недопустимо, в случае если он в сильно разряженном состоянии находился на морозе и электролит превратился в лед, который может образоваться уже при температуре минус 10˚С. Замерзший аккумулятор нужно перенести в теплое помещение и приступать к зарядке только после того, как лед растает.
Можно ли заряжать аккумулятор не отсоединяя от бортовой сети автомобиля?
При зарядке аккумулятора напряжение на его клеммах может достигать, в зависимости от типа зарядного устройства, 16 В. Даже когда ключ зажигания вынут из замка зажигания, то все равно остаются подключенными некоторые устройства, например, система охранной сигнализации, лампочка освещения салона, багажника. В зависимости от модели автомобиля могут быть подключены и другие устройства. Таким образом, вместо предельно допустимого по паспорту напряжения питания, на устройства будет подано большее, что может привести к выходу их из строя. Таким образом, если Вы не уверены, что все приборы при вынутом ключе из замка зажигания обесточены, то лучше не рисковать и перед зарядкой аккумулятора отключить от бортовой сети его отрицательный вывод. Почему отрицательный? Потому что отрицательный вывод аккумулятора подключен к бортовой сети автомобиля путем непосредственного подсоединения к кузову с помощью резьбового соединения. Если отключать, положительный вывод аккумулятора первым, то можно случайно прикоснуться гаечным ключом к металлическим деталям двигателя или кузова автомобиля. Получится короткое замыкание.
Как безопасно заводить автомобиль от аккумулятора другого автомобиля (прикурить)?
Никто не застрахован от случая, когда понадобится аккумулятор-донор для запуска двигателя собственного автомобиля, или как в народе говорят «прикурить». Обычно соединяют одноименные клеммы аккумуляторов межу собой проводами с крокодилами, прибавляют газ, и запускают двигатель другого автомобиля, оставляя свой работающим. Такое «прикуривание» может вывести электронику современного электрооборудования автомобиля из строя и не стоит удивляться, если сразу или через какое-то время в Вашем автомобиле возникла неисправность. А как же правильно «прикуривать»? Ответ очень простой.
В зимнее время, прежде чем дать «прикурить», необходимо завести свой автомобиль и прогреть двигатель в течение не менее пяти минут. Заглушить двигатель. В автомобиле, котором сел аккумулятор, нужно сначала отсоединить от минусового вывода аккумулятора клемму, а затем подсоединить провода для прикуривания к плюсовому выводу и к снятой клемме с отрицательного вывода аккумулятора.
Так как потребляемый стартером ток при пуске двигателя составляет около 100 А, то сечение проводов прикуривателя должно быть не менее 10 мм2, что соответствует диаметру провода без учета изоляции 3,6 мм.
Вторые концы проводов подсоединить к выводам аккумулятора-донора. Запустить двигатель, дать ему поработать пару минут, и, не останавливая отключить провода «прикуривателя».
Вырабатываемой электроэнергии автомобильного генератора вполне хватит для питания всего включенного электрооборудования автомобиля. Подключить отрицательный вывод бортовой сети к штатному аккумулятору.
Для более быстрой подзарядки аккумулятора необходимо стараться ехать на низких передачах, чтобы обеспечить не менее 3000 обор/мин вала двигателя. При таких оборотах генератор автомобиля будет вырабатывать достаточный для питания электрооборудования и зарядки аккумулятора ток.
Для гарантированного следующего пуска двигателя после его остывания необходимо незамедлительно полностью зарядить аккумулятор от зарядного устройства.
Сколько времени аккумулятор может сохранять работоспособность без подзарядки?
Время хранения отключенного от бортовой сети автомобиля полностью заряженного аккумулятора зависит от его емкости. Внутренние токи утечки составляют около 10 мА•ч. Зная это легко время рассчитать. С учетом допустимого разряда аккумулятора до 30% от первоначальной емкости, для 50 А•ч аккумулятора получим 50/3,3= 16 А•ч – это допустимая степень разряда. Значит, аккумулятор может отдать на саморазряд емкость 50 А•ч-16 А•ч=34 А•ч. Теперь 34 А•ч делим на 0,01 А•ч и получается 3400 часов или 141 день, около 5 месяцев. При этом надо учесть, что хранение разряженного аккумулятора при температуре ниже минус 10°С недопустимо, так как плотность электролита снизится, и он превратится в лед, который деформирует аккумулятор и выведет его из строя.
В случае если аккумулятор подключен к бортовой сети автомобиля, то за счет токов утечки в электрооборудовании срок сократится вдвое, и составит уже 2,5 месяца.
Если подключена сигнализация, она тоже потребляет ток, который в зависимости от модели охранной системы составляет от 0,02 А•ч до 0,05 А•ч. Ток потребления сигнализации можно узнать из ее паспорта. В этом случае время, при токе потребления сигнализацией 0,02 А•ч время составит 1,2 месяца, а при токе 0,05 А•ч всего 20 дней. При отрицательных температурах воздуха время уменьшится вдвое и составит всего 10 дней.
Как проверить ток утечки в электрооборудовании автомобиля?
Иногда автомобилисты жалуются, что полностью заряженный аккумулятор, даже когда машина не эксплуатируется, быстро разряжается и через неделю простоя двигатель невозможно запустить. Одной из причин такого поведения автомобиля может быть большой ток утечки в электрооборудовании. Для измерения тока утечки электрооборудования необходимо снять с отрицательного вывода аккумулятора клемму и в разрыв между выводом аккумулятора и снятой клеммой включить, соблюдая полярность, амперметр постоянного тока, как показано на фотографии. Чтобы не держать щуп мультиметра в руке, целесообразно использовать отрезок медной проволоки со свитым на конце оголенным проводом в кольцо по диаметру клеммы аккумулятора.
Во время измерений все электроприборы должны быть выключены (ключ не должен быть в замке зажигания), в том числе, и отключена от схемы автомобиля охранная сигнализация. Если величина тока превышает 10 мА, то имеется неисправность в электропроводке или оборудовании. Если сложно отключить сигнализацию, то измерения можно провести и без ее отключения. Тогда амперметр будет показывать суммарный ток – ток утечки в электрооборудовании и потребляемый сигнализацией, величина которого должна лежать в пределах 50-100 мА. Если ток больше, то в электропроводке или электрооборудовании машины есть неисправность.
Как видно на фото суммарный ток потребления в этом автомобиле составляет 50 мА. При измерении показания приблизительно с секундной периодичностью будут увеличиваться на несколько миллиампер. Это нормально и связано с работой охранной системы сигнализации. При этом величина тока потребления от аккумулятора будет одинаковой, как при включенной с помощью брелока системы сигнализации, так и при выключенной. При включении и выключении охранной сигнализации, из-за потребления тока системой центрального замка, в течение пару секунд будет наблюдаться бросок тока до 3-5 А. А если ток такой величины будет течь большее время, то значит, неисправен один из активаторов двери.
Как проверить в автомобиле исправность реле-регулятора заряда аккумулятора?
Для этого нужно запустить двигатель автомобиля и, не включая электрические приборы, изменяя обороты двигателя (манипулируя педалью газа) измерять напряжение на клеммах аккумулятора. Величина напряжения должна быть в пределах 13,9 В-14,3 В. Если напряжение при больших оборотах двигателя меньше указанной величины, то неисправен генератор или реле-регулятор, возможно, ослабло натяжение ремня, передающего крутящий момент с вала двигателя на генератор. Если напряжение больше, то неисправен реле-регулятор и требуется его ремонт или замена. При малых оборотах двигателя напряжение может быть меньше 13,9 В и это нормально.
Как влияет температура на зарядку свинцового аккумулятора?
С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления аккумулятора. Поэтому аккумулятор на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда. Обычно степень заряженности аккумулятора зимой составляет 70-75% (это плотность примерно 1,24). При исправной электрике напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,4 В при работающем двигателе, если ниже 13,8 — будет недозаряд, выше 14,4 — перезаряд (при плюс 20°С). Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно каждые 2 месяца) производить заряд аккумулятора от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре. Иначе, согласно ГОСТ Р 53165-2008 (см. ниже), что бы нормально зарядить АКБ нужно бортовыми 14,4 вольтами от 4 до 20 часов. Вряд ли кто-то столько часов проезжает за раз.
Известно, что электролит плотностью 1,28 г/см3 замерзает при температуре -65°С, плотностью 1,20 г/см3 — при -28°С, а плотностью 1,10 г/см3 — при -7°С. Изготовители АКБ считают недопустимым использовать в зимнее время АКБ со степенью заряженности менее 75% (плотность электролита 1,24 г/см3, НРЦ (напряжение разомкнутой цепи) — 12,6 В). Это продиктовано необходимостью поддержания работоспособности АКБ, исключения возможности появления льда внутри нее, уменьшения вредного влияния глубокого разряда при зимней эксплуатации на ресурс АКБ, связанного с разрушением активной массы пластин.
Все, что написано во всех инструкциях и материалах в сети по поводу зарядки АКБ — относится к зарядке при температуре 20°С (иногда 25°С, например Стек), при других температурах нужно вводить температурную компенсацию зарядного напряжения. В соответствии со школьными уроками химии и физики — зарядка свинцового аккумулятора возможна в диапазоне температур от -15°C до +40°C. При увеличении температуры, напряжение заряда должно быть меньше обычного, чтобы избежать перезарядки: температура электролита высокая и химические процессы протекают быстрее, внутреннее сопротивление ниже. А если зарядка аккумулятора производится при пониженной температуре, напряжение зарядки нужно увеличить, чтобы избежать недозарядки, т.е. чем ниже температура жидкости, тем медленнее протекают хим. процессы и выше внутреннее сопротивление. Обычно, рекомендуется использовать температурную компенсацию 30 мВ/°С (Optima для своих батарей рекомендует 15 мВ/°С) при отличии температуры от +25°С.
Учитывая вышеизложенное, желательно иметь зарядное устройство с температурным датчиком, температурный датчик позволяет скорректировать параметры заряда в зависимости от температуры аккумулятора, что позволяет избежать недозаряда или перезаряда.
В качестве примера необходимости термодатчика в зарядном устройстве я хочу привести свой опыт использования зарядного устройства Стек.
Всё началось с того, что год назад я наблюдал, как мой родной АКБ на автомобиле перестал выдерживать даже простую парковку автомобиля в течении пары выходных дней при не сильно низкой температуре зимой. Утром в понедельник вероятность не завести автомобиль стремилась к максимуму. Поэтому я решил начать с «нуля»: был приобретен новый АКБ и зарядное устройство Стек с датчиком температуры, а старый АКБ (Exide) был заряжен в режиме восстановления и поставлен на хранение на полку в гараже. Недавно, моему удивлению не было предела, когда по истечении года хранения в неотапливаемых гаражных условиях, я решил освежить этот АКБ. Перед зарядкой я проверил НРЦ — он составлял 12,54 В. Гуд. Далее проверил уровень электролита и поставил на зарядку (тоже в режим восстановления) на балконе (всё же потеплее, чем в гараже). Спешить было некуда, поэтому заряжал до «упора», пока не загорится 8 сегмент зарядного устройства — в соответствии с алгоритмом Стек это заняло 10 дней:
За это время температура на балконе менялась от +5 до -10°С. Кратковременно отключая датчик температуры, путем измерений мультиметром, я убедился, что Стек компенсирует зарядку при разных температурах и автоматически производит соответствующие изменения напряжения зарядки. Причем, компенсация была довольно значительная. Теперь мне стали понятны причины, почему многие пишут типа «я заряжал, но плотность не изменилась и АКБ не зарядился».
Вот какая была компенсация у Стека:
В итоге, АКБ, который простоял в гараже 1 год (иногда при весьма экстремальных температурах от -30 до +30°С) при последующей зарядке при отрицательных температурах (и последующем отстое АКБ при комнатной температуре в течении 2-х суток) я получил: — НРЦ 12,85 В — плотность электролита 1,26 Весьма неплохо, АКБ оказывается еще жив и здоров!
Отсюда мои советы:
1. Если у вас зарядное устройство не имеет датчика температуры, то в обязательном порядке требуется производить компенсацию влияния температуры АКБ (окружающей среды): повышать напряжение зарядки при пониженных температурах и снижать его при более высоких. Температурная компенсация: 30 мВ (это 0,03 В) на каждый градус Цельсия при отличии температуры от +25°С. Либо старайтесь заряжать свой АКБ при температуре 20-25°С. Но лучше при таком обычном автоматическом зарядном устройстве — производить зарядку при температуре +20-25°С.
2. Если АКБ заряжается без снятия с автомобиля и автомобиль еще не остывший после поездки — следует учитывать температуру подкапотного пространства (АКБ нагревается от тепла, излучаемого двигателем и сохраняет это тепло достаточно долго). Так же, следует учитывать, что принеся домой холодный АКБ для зарядки — он прогреется до комнатной температуры не ранее, чем за 6 часов. Может получиться такая ситуация, что АКБ холодный, а датчик температуры зарядного устройства показывает нормальную комнатную температуру и не корректирует процесс зарядки — АКБ в этом случае зарядится плохо.
3. Не принимайте информацию в сети как достоверную, что на морозе АКБ прекрасно заряжается и в следствии зарядки электролит очень сильно разогревается. Он очень сильно разогреется только, если вы захотите убить свой АКБ и изначально экстремально высокие напряжения и токи дадите для бурного кипения. Даже при 15,6 В зарядки при температуре воздуха +5°С наблюдаемая мной гладь электролита только чуть подрагивала в следствии хим. процессов (пузырьков не было) и корбус АКБ ни на градус не потеплел!
4. При коротких городских поездках, если начинать движение зимой с уже прогретым подкапотным пространством (т.е. и АКБ уже тоже более теплый от двигателя), такой АКБ лучше воспримет заряд. Это один из плюсов предварительного прогрева двигателя зимой.
5. Не забывайте, что нельзя разряжать кальциевый АКБ (а это абсолютное большинство современных АКБ) ниже 10,8 В. Желательно поддерживать батарею в заряженном состоянии и избегать глубоких циклов разряда.
Кроме того, во время предыдущих измерений (в БЖ о скорости прогрева) логируя показания напряжения во время поездки или прогрева я заметил, что автомобиль так же, в зависимости от температуры окружающей среды осуществляет корректировку заряда АКБ.
Вот, к примеру, какие графики у меня получились из логов: 1. Здесь: утром грел машину 14 минут перед поездкой на работу после ночного стояния. Температура воздуха -2°С (околонулевая). В бортовой сети наблюдаем 14,3 Вольта:
2. Здесь: утром во время предыдущих замеров грел машину 40 минут после суточного стояния. Температура воздуха -12°С. Генератор генерит уже с компенсацией и при этой температуре в сети наблюдаем уже 14,4 Вольта. И при этом, чем дальше по времени, тем меньше напряжение, т.е. генератор постепенно снижает напряжение (температура за бортом не изменяется, но изменяется температура под капотом):
Нужно ли подзаряжать аккумулятор перед наступающими заморозками? | Обслуживание | Авто
После нескольких лет эксплуатации автомобильный аккумулятор капризничает. С наступлением холодов он хуже держит заряд, и даже недельный простой на парковке может обернуться обесточиванием бортовой электрики. Машина встает без движения. Однако батарею рано выбрасывать на свалку. К временному фиаско могла привести простая невнимательность самого водителя. И если бы батарея прошла минимальное обслуживание перед осенними заморозками, то неприятного казуса удалось бы избежать.
Падение энергии
Главная причина проблем с аккумуляторами в преклонном возрасте — это постепенная сульфатизация пластин. Кислотный электролит через 5 лет эксплуатации теряет консистенцию, вступает в реакции со свинцовыми ячейками и провоцирует выпадение налета на пластинах. Площадь активных элементов пластин, взаимодействующих с электролитом, сокращается. Емкость батареи падает. А очистить ячейки мгновенно почти невозможно.
Кроме того, с наступлением холодов меняет свойства и старый электролит. Смесь дистиллированной воды с серной кислотой накапливает в себе продукты распада пластин, да и просто грязь. Со временем раствор меняет консистенцию и теряет свою былую работоспособность. В итоге батарея уже не может столь же быстро, как раньше, восстанавливать заряд после дневной выработки.
Кроме того, огромное влияние на емкость аккумулятора оказывает и погода. С наступлением холодов и ночных заморозков степень насыщенности батареи энергией составляет 70-75%. Во время настоящих морозов заряд падает до 50% и ниже. Обычного ритма езды в городе с короткими расстояниями и частыми простоями в дорожных заторах оказывается недостаточно для эффективного пополнения заряда батареи.
Мотор в городском режиме езды работает не в полную силу, часто крутится на холостом ходу и не загружает должным образом генератор. Его усилий просто не хватает, чтобы восполнить резко упавший запас энергии.
Поэтому при наступлении холодов и без того разряженный аккумулятор еще больше теряет работоспособность, а восполнить утрату не может. Летние короткие поездки вмиг оборачиваются полной расслабленностью на парковке.
Когда заряжать аккумулятор
Как же обезопасить себя от неожиданной неприятности на парковке? Если синоптики дают неблагоприятный прогноз погоды и обещают резкое снижение температуры ночью, когда термометр будет показывать 5 градусов мороза и ниже, то стоит задуматься о принудительной зарядке батареи.
Согласно ГОСТ Р 53165-2008, чтобы зарядить аккумулятор хотя бы наполовину, генератор с его штатными бортовыми 14,4 вольта должен работать в полную силу от 4 до 20 часов. Причем обороты все это время необходимо держать свыше 2,5 тыс., чтобы генератор смог выйти на полную мощность. Такой режим доступен только во время езды с крейсерской скоростью по загородным трассам на расстояние 1000 км и дальше. В этом случае подойдет туристическая поездка в другой город. Хорошо проведенные выходные где-нибудь в Нижнем Новгороде или в Санкт-Петербурге не только оздоровят технику, но и пойдут на пользу семейным отношениям.
Если же возможность отправиться в короткое путешествие отсутствует, то есть второй способ зарядки аккумулятора. Необходимо вытащить батарею из моторного отсека и произвести зарядку принудительно с помощью специального устройства. Делать это можно в гараже или в сервисном центре, обладающим необходимым оборудованием. Все-таки дело это не под силу новичкам. При неверной работе с электрооборудованием есть риск получить травму или повредить батарею.
Некоторые бывалые автомобилисты, имеющие опыт подобных операций, приносят зарядные приборы домой и пополняют запас энергии аккумулятора у себя на балконе или в коридоре. Хотя делать это не всегда удобно ввиду конструктивных особенностей батареи и возможного риска для здоровья. После подзарядки аккумулятор возвращают в машину, и ночные заморозки уже не страшны.
Но бывает, что такие процедуры не помогают. Тогда придется покупать новую батарею. В целом средний срок службы батареи определяют по снижению емкости. Если она держит заряд ниже 40% от номинального при температуре электролита 25 градусов, а напряжение в 9,0 B выдается менее 1,5 мин, то самое время приобретать новый аккумулятор.
Стоит ли заряжать аккумулятор автомобиля перед зимой
Приобретая автомобиль, человек должен быть готов к трудностям в уходе за ним. Особого внимания заслуживает период подготовки машины к зиме. А именно, надобности зарядки аккумулятора перед зимой.
Во время наступления холодов водитель часто сталкивается с проблемой разряженного аккумулятора. Актуальность вопроса заставляет искать решения. Поэтому, советов и подходов в сети достаточно. С одной стороны, это хорошо. Но найти подходящий совет при таком количестве информации сложно. Следовательно, потребуется её структурировать и выделить самое основное.
Что думают специалисты
Несмотря на актуальность темы, специалисты не дают точного ответа. Одни утверждают, что масло в двигателе при холодной погоде довольно густое. Поэтому, требуется больше энергии для введения автомобиля в рабочее состояние. Другие же, советуют не подзаряжать батарею. Аргументируя свой ответ рабочими свойствами источника. Дело в том, что он рассчитан на тяжёлый запуск и подзарядка может снижать срок службы. Особое внимание уделяется правильности подзарядки. И в случае ошибки, батарея испортится окончательно.
Видно, что мнения расходятся. Именно поэтому, стоит разобрать всё досконально.
Для чего нужен аккумулятор в машине
Какую же он роль выполняет? Он нужен для запуска стартера в авто. Дальнейшее снабжение энергией, осуществляется генератором. АКБ работает не так долго, но выполняет основополагающую задачу. В случае выхода его из строя, весь автомобиль будет недееспособен. Поэтому, небрежное отношение к нему, незамедлительно приведёт к большим проблемам.
Несмотря на разногласия между специалистами, они правы оба. Подзаряжать АКБ перед зимой обязательно. Но делать это нужно правильно.
Как подготовить батарею к зиме
Для этого имеется 2 способа:
Собственно, подзарядка.
Утепление.
Что касается 2-го пункта, то он не действенен, как первый. Утепление снижает срок его службы. При соблюдении правил эксплуатации, АКБ годен 4-5 лет.
Плюсы зарядки
Сперва, стоит поговорить о положительных качествах:
При отсутствии опыта, можно обратиться к специалистам. Чтобы помочь себе в его поиске, можно обратиться в сервисный центр. Сейчас проводят технический осмотр авто. Также, осматривают АКБ. Они проверяют плотность электролитов и общее состояние устройства. На его основании делается вывод о надобности проводить подзарядку. Несмотря на цену технического осмотра автомобиля, следует понимать важность его прохождения. Советуют это делать 2 раза в год. Желательно проходить ТО перед наступлением зимы.
Принцип проверки остатка заряда. Эксперимент можно провести и самостоятельно. Для этого необходимо измерить ток при пуске двигателя и длительность запуска. Так, можно будет получить характеристику, измеряемую в Ампер-часах (Ач). Имея емкость батареи и потребляемую энергию при запуске, можно приблизительно оценить сколько энергии уходит. При ёмкости меньше 50%, заряда не хватает для нормальной работы. В момент езды он пополнятся. Однако восполнить всю потерю энергии не получится. В зимний период эта граница поднимается до 58%. Так как, химическая реакция при холоде ухудшается.
Различные вариации зарядки. Заряжать можно как постоянным напряжением, так и постоянным током. В первом случае, необходимо понижать напряжение через равные промежутки времени. Во втором случае, этого делать не нужно.
Доступность. Не требуется специальное оборудование. Водитель может провести зарядку в домашних условиях.
Продление срока службы. Правильная зарядка помогает работать АКБ дольше. Никогда не стоит доводить батарею до состояния, когда заряда не хватает для запуска автомобиля.
Минусы
Стоит понимать, что имеется вероятность нанесения вреда устройству. Необходимо разобрать их по порядку.
Несоблюдение полярности подключения зарядной установки, приведёт к выходу из строя. Поэтому, потребуется разобрать какие именно необходимо выполнить шаги для предотвращения.
Всегда соблюдать полярность подключения зарядного устройства. Красный провод подключать к положительному полюсу, а черный – к отрицательному. Большая часть выходов из строя источника, связана с неправильным подключением перед зарядкой.
Для этого, следует пользоваться следующими советами:
Всегда соблюдать полярность подключения зарядного устройства. Красный провод подключать к положительному полюсу, а черный – к отрицательному. Большая часть выходов из строя источника, связана с неправильным подключением перед зарядкой.
Только после выполнения 1-го пункта подключается питание. Менять порядок нельзя.
Процесс зарядки может сопровождаться кипением электролита. Следовательно, помещение должно быть хорошо проветриваемым.
Если у хозяина авто есть домашние животные, то потребуется оградить им доступ к помещению с АКБ.
Продолжительность полной зарядки 12-13 часов. Не больше. Это очень важно.
Превышение времени заряда сокращает срок службы
Его принцип действия основан на движении электрических частиц в проводнике. Проводником является вода. При зарядке, жидкость начинает кипеть. В этот момент происходит диффузия молекул в пространстве. При превышении времени происходит химический распад воды на водород и кислород. Активных частиц становится меньше, и аккумулятор теряет свои свойства.
Высокое напряжение – вред для аккумулятора
Помимо времени, важным является напряжение. Совет в 5-м пункте действует при номинальном напряжении и токе. При превышении, продолжительность до полного заряда уменьшается. Чаще всего это происходит из-за неправильно работы преобразователя.
То есть, при неправильном обращении с устройством, его можно просто испортить или сократить срок службы. В любом случае, этот негативный фактор может проявиться в любое момент.
Выбор момента зарядки
Любая батарея имеет параметр «количество зарядов-разрядов». Это лимит прохождения количества циклов, после которого АКБ приходит в непригодность. С таким параметром советуют всегда считаться. К выбору момента подзарядки потребуется подходить с умом.
Сложность технологии
Сама технология сложна и требует должного внимания к себе. Поэтому часто случаются поломки аккумулятора.
Выводы
Заряжать аккумулятор зимой обязательно. Чтобы не навредить устройству, лучше всего пройти технический осмотр. Для контроля расхода и планирования следующей зарядки, можно провести небольшой расчёт, представленный выше. Несмотря на недостатки и опасности, связанные с аккумулятором, он является основной частью машины. Поэтому требует соответствующего отношения и ухода.