Большие грузовые машины с большой грузоподъемностью – это всевозможные тягачи, основное предназначение которых – перевозить грузы в составе автопоездов, состоящих из одного или более прицепов или полуприцепов. Для работы с разными полуприцепами используются седельные тягачи, у которых сзади не кузов, а специальное седельное приспособление, «седло», позволяющее быстро менять прицепной состав.
Общая масса таких автопоездов может превышать 100 тонн, число прицепов доходит до четырех-пяти, а мощность двигателя тягача может достигать 800-1200 лошадиных сил. Для доставки малых партий грузов ( от трехсот до одной тысячи килограмм) используют развозные, или, как их еще называют, доставочные, автомобили. Часто грузовые автомобили такого типа оснащены цельным металлическим кузовом, похожим на фургон, у которого сдвижные боковые двери грузового отсека и распашные задние.
К следующей категории можно отнести грузовики, рассчитанные на транспортировку до пяти тонн груза. На таких автомобилях встречаются разные кузова – цистерны для различных жидкостей, платформы, фургоны для перевозки мебели, продуктов и т.п.
Устройство развозного грузовика.
Кузов грузовика – любой фургон, который может быть изготовлен, как из металла, так и из других материалов. Кабина является местом для размещения водителя и его напарника, например экспедитора или грузчика.
Механическая коробка передач, с количеством передач на грузовиках, достигающих 20, да еще добавляются две скорости заднего хода, но в большинстве случаев их не более восьми. Задние колеса у грузовика обычно ведущие и сдвоенные. Через заднюю дверь осуществляется погрузка и выгрузка грузов.
Устройство седельного тягача.
Седло – седельное устройство, с помощью которого крепится полуприцеп. В моторном отсеке расположен дизельный мотор мощностью до 1200 л.с. и другие агрегаты. Отсек для отдыха, где водитель-сменщик может прилечь. Задние колеса сдвоенные, обычно все тягачи имеют две задние оси.
Топливные баки – два бака по 600-800 литров, что позволяет автомобилю проехать без дозаправки около 500 км. Кабина у большинства европейских тягачей — бескапотная, предельно компактная, а американские тягачи в основном все с капотом. Так что двигатель у американского тягача находится перед кабиной, под большим капотом. А у европейского тягача капот отсутствует, мотор размещен под кабиной.
Устройство грузового автомобиля.
Кабина – рабочее место водителя и напарника (экспедитора или грузчика). В некоторых моделях грузовых автомобилей кабина может быть оборудована специальным местом для отдыха водителей. Кузов необходим для размещения груза, водителя и пассажиров. Одно из основных отличий грузового автомобиля состоит в том, что кузов его состоит из грузовой платформы и кабины.
Задние колеса грузовика обычно ведущие и сдвоенные. В отличие от легкового автомобиля, шасси которого имеет два моста – передний и задний, грузовой автомобиль может иметь от 1 до 5 осей – так принято называть мосты грузовиков. Трансмиссия передает усилия двигателя, установленного спереди, на задние ведущие колеса. Коробка переключения передач обычно механическая, а количество прямых передач может достигать 20 плюс 2 скорости заднего хода, но обычно передач не более восьми.
Грузовая платформа в зависимости от назначения и типа машины, может быть оснащена бортами, фургоном, цистерной и т.п. Кроме того, функции грузового автомобиля могут быть очень расширены за счет установки дополнительных механизмов и устройств. Так, при установке в фургоне специального холодильного оборудования автомобиль может использоваться для перевозки скоропортящихся продуктов.
Общее устройство автомобиля | Изучение устройства автомобиля AvtoLegko.ru
Рассмотрим «в двух словах» общее устройство автомобиля. Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова (см. рис. 1).
На изучаемых автомобилях установлен двигатель внутреннего сгорания, в котором химическая энергия горения топлива превращается в механическую работу.
Шасси составляет основу автомобиля и состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. Трансмиссия автомобиля состоит из механизмов и узлов, предназначенных для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим (в большинстве случаев задним) колесам автомобиля. К трасмисcии автомобиля относятся:
сцепление
коробка передач,
карданная передача,
главная передача,
дифференциал и
приводные валы колес (полуоси).
Крутящим моментом называется момент силы, под действием которой происходит вращение тела. Он определяется как произведение силы на плечо, на котором она приложена.
Сцепление предназначено для плавного соединения двигателя с другими агрегатами и узлами трансмиссии и временного их разобщения. Оно расположено между двигателем и коробкой передач. Коробка передач позволяет изменять крутящий момент, который передается от двигателя к ведущим колесам автомобиля, разъединять двигатель и ведущие колеса, а также дает возможность автомобилю двигаться задним ходом.
Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче под изменяющимся углом. Главная передача увеличивает крутящий момент, который к ней подводится, и передает его под прямым углом на приводные валы. Дифференциал обеспечивает ведущим колесам автомобиля вращение с неодинаковым числом оборотов, что необходимо при движении на поворотах и по неровной дороге. Приводные валы колес (полуоси) предназначены для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам.
Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, переднего и заднего мостов, соединенных с рамой при помощи рессор.
Передние и задние мосты имеют колеса, которые могут быть управляемыми и ведущими.
Механизмы управления служат для изменения направления движения, торможения автомобиля и удержания его в неподвижном состоянии. К ним относятся рулевое управление и тормоза.
Кузов грузового автомобиля состоит из кабины водителя и грузовой платформы. Кузов легкового автомобиля цельнометаллический, приспособлен для размещения в нем пассажиров. К кузову относятся также и детали оперения: крылья, капот, облицовка, брызговики, сполеры.
Рис. 1. Общее устройство автомобиля на примере ЗИЛ-130
Тема 1. Общее устройство грузового автомобиля — Студопедия.Нет
Общее устройство грузовых автомобилей. Состав и назначение основных его групп и механизмов.
Тема 2. Система технического обслуживания и ремонта. Диагностика технического состояния
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Виды и периодичность технического обслуживания.
Тема 3. Охрана труда при техническом обслуживании грузового автомобиля
Правила безопасности труда при проведении технического обслуживания и ремонта. Электробезопасность и пожарная безопасность во время ремонта
и технического обслуживания автомобилей. Правила обращения с взрывоопасными и пожароопасных веществами. Общие правила охраны труда при работе с механизмами и инструментами, которые используются в техническом обслуживании.
Тема 4. Особенности устройства двигателей грузовых автомобилей и основы их технического обслуживания
Особенности устройства и техническая характеристика двигателей автомобилей. Компрессия и ее измерение. Подтяжка головки блока цилиндров. Тепловой зазор, его величина. Регулирование теплового зазора.
Устройство системы охлаждения двигателей автомобилей. Тепловой режим работы двигателя. Основные агрегаты системы охлаждения, их назначение, устройство и принципы действия. Охлаждающие жидкости и их свойства.
Неисправности системы охлаждения. Признаки, причины, последствия неисправностей. Работы, которые выполняют при техническом обслуживании системы охлаждения.
Особенности устройства системы смазки. Неисправности системы смазки двигателя. Признаки, причины, последствия неисправностей. Работы по техническому обслуживанию системы смазки, периодичность их выполнения.
Тема 5. Особенности устройства систем питания двигателей и основы их технического обслуживания. Газобаллонные установки их устройство и техническое обслуживание
Особенности устройства и принципы действия приборов системы питания.
Особенности устройства системы питания дизельного двигателя. Назначение и общее устройство основных агрегатов системы питания дизельных двигателей.
Признаки, причины, последствия неисправностей системы питания дизельных двигателей. Техническое обслуживание системы питания.
Газобаллонные установки, их устройство и техническое обслуживание.
Охрана труда и пожарная безопасность при техническом обслуживании системы питания.
Тема 6. Особенности устройства электрооборудования автомобилей и основы его технического обслуживания
Аккумуляторные батареи, их устройство и контроль состояния. Генераторные установки (генератор переменного напряжения, выпрямитель, реле-регуляторы), их назначение, устройство и принцип действия.
Неисправности источников электрического тока. Признаки, причины, последствия неисправностей. Техническое обслуживание источников электрического тока.
Назначение, устройство и принцип действия стартера. Правила пользования стартером.
Назначение и устройство контрольно-измерительных приборов. Приборы освещения и сигнализации, дополнительного оборудования автомобилей.
Тема 7. Особенности устройства трансмиссии, основы ее технического обслуживания
Общая схема трансмиссии грузовых автомобилей. Устройство механизмов сцепления и их приводов. Устройство усилителя включения сцепления, принципы его действия.
Назначение и общее устройство коробки передач, их типы. Основные детали и узлы коробки передач, их назначение и устройство. Схемы переключения передач, кинематические схемы передачи крутящего момента. Особенности устройства карданной и главной передач, дифференциала.
Признаки, причины, последствия неисправностей трансмиссии грузовых автомобилей. Техническое обслуживание механизмов сцепления, коробки передач, карданной и главной передач.
Автоматическая коробка передач.
Тема 8. Особенности устройства подвески и механизмов управления, основы их технического обслуживания
Особенности устройства подвесок, амортизаторов, ведущих и управляемых мостов. Стабилизация управляемых колес. Углы установки колес. Влияние развала и схождения управляемых колес на безопасность движения и сроки эксплуатации шин.
Особенности устройства колес и шин. Балансировка шин. Схемы перестановки колес. Нормы давления воздуха в шинах.
Устройство рулевых механизмов и рулевых приводов грузовых автомобилей.
Признаки, причины, последствия неисправностей рулевых механизмов и рулевых приводов. Техническое обслуживание рулевых механизмов, рулевых приводов и усилителя рулевого управления.
Особенности устройства тормозных систем автомобилей с пневматическим приводом. Устройство и принципы действия тормозной камеры. Особенности конструкции и принципы действия приборов многоконтурных тормозных систем. Стояночные тормозные системы.
Признаки, причины, последствия неисправностей тормозных систем. Эксплуатационное регулирование тормозных систем. Работа по техническому обслуживанию тормозных систем.
Тема 9. Особенности устройства кузова и дополнительного оборудования, основы их технического обслуживания
Особенности устройства кузова автомобилей. Стеклоподъемники, стеклоочистители и стеклоомыватели. Отопление и система вентиляции кабины. Грузоподъемный борт автомобиля и его привод. Особенности устройства кузова автосамосвала. Управление подъемным механизмом автосамосвала. Автомобильная лебедка.
Неисправности кузова и дополнительного оборудования.
Техническое обслуживание кузова и дополнительного оборудования.
Автоприцепы максимальной массой до 750 кг, их устройство и характеристика. Основы технического обслуживания автоприцепов. Перевозка грузов с помощью автоприцепа.
Правила безопасности при перевозке багажа.
Назначение и общее устройство кузова автомобиля
Назначение и общее устройство кузова автомобиля
У большинства легковых автомобилей есть так называемый несущий кузов на котором устанавливают двигатель, агрегаты трансмиссии, подвеску ходовой части, дополнительное оборудование. У грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов все основные элементы конструкции устанавливают на раме, к которой, при помощи деталей подвески прикреплены передний и задний мосты с колесами.
Расстояние между осями колес называется базой автомобиля , а расстояние между серединами шин передних и задних колес – колеей . База колес правой и левой стороны у подавляющего большинства автомобилей одинакова, в то время как колея передних и задних колес может быть различна. Одной из главных характеристик автомобиля является колесная формула , например 4 х 2 (четыре на два), означает, что автомобиль имеет четыре колеса (сдвоенные шины считаются одним колесом), из которых два колеса ведущих.
Рама автомобиля является частью несущей системы грузового автомобиля и представляет собой систему балочной конструкции и состоит из двух продольных балок-лонжеронов А, соединенных поперечными балками Б с использованием заклепок или сварки. На раме закреплены все основные агрегаты и узлы. Рама автомобиля воспринимает все нагрузки, возникающие при движении автомобиля.
Балки Б изготовлены из стали корытообразного профиля (швеллеры), по длине переменного сечения. В зонах, подвергающимся большим нагрузкам, лонжероны иногда усиливают вставками, а для увеличения жесткости рамы устанавливают косынки и угольники. К передним поперечным балкам крепится двигатель, к продольным – кронштейны. К кронштейнам прикреплены топливный бак, крылья, подножки, рессоры, буксирные крюки и буксирное приспособление сзади. Данный текст является ознакомительным фрагментом.