Огнетушители автомобильные виды – Виды и типы автомобильных огнетушителей, правила применения, как правильно выбрать

  • 09.12.2020

Содержание

Виды и типы автомобильных огнетушителей, правила применения, как правильно выбрать

Автомобильные огнетушители

Электроприводы, жгуты и кабели, находящиеся по напряжением, различные механические и электрические исполнительные устройства в сочетании с топливной системой и наличием других легковоспламеняемых материалов (смазка, масло, средства декоративной отделки салона) делают автомобиль устройством повышенной пожарной опасности.

Это не говоря о транспортных средствах, работающих на газу и самостоятельно оборудованных различными «хитрыми» противоугонными устройствами, большинство из которых установлено с нарушениями технологических норм.

Конечно, в современных транспортных средствах все системы хорошо изолированы друг от друга и имеют многократный запас прочности. Однако наличие автомобильного огнетушителя является не только требованием нормативов, оно вполне логично и целесообразно.

Требования к автомобильным огнетушителям.

Как правило, неопытные автомобилисты приобретают довольно компактные автомобильные огнетушители, которые выбираются «чтобы ГИБДД не цеплялось». Однако в случае возникновения критической ситуации такое средство пожаротушения может сработать не лучшим образом.

Выбирая огнетушитель для авто целесообразно ориентироваться на следующие параметры:

Вес.
Имеется в виду вес активного огнетушащего вещества, должен быть не менее 2 кг. Меньшее количество может попросту не справиться с огнём.
Объем.
Определяется нормативами и зависит от типа транспортного средства, в котором будет использоваться огнетушитель. Однако для легковых автомобилей любого типа внутренний объем средства пожаротушения редко когда составляет менее 2 л.
Тип огнетушащего вещества.
Наиболее часто используются: порошковые и углекислотные. Гораздо реже применяются пенные. Все эти вещества, используемые в достаточном объеме, хорошо справляются с ликвидацией очага возгорания. Однако нормативы предусматривают различные объемы/вес для автомобилей, ориентируясь, прежде всего на объем двигателя.

Приобретая автомобильный огнетушитель, обязательно убедитесь, что на нем имеется маркировка, где перечислены вышеуказанные технические характеристики, условия хранения, сроки службы, имеется подробное руководство по эксплуатации, указаны данные о производителе.

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ

Основная классификация средств пожаротушения идет по типу огнетушащего вещества. Оно имеет свою специфику эксплуатации и особенности применения. В принципе нет точного определения, какой огнетушитель лучше для автомобиля по типу огнетушащего вещества.

Порошковые.

Корпус может быть металлическим или пластиковым. Внутри находится порошкообразная огнетушащая смесь, состоящая из различных химических реагентов. Принцип действия — порошок распыляется на горящий объект, вследствие химической реакции на его поверхности формируется плотный слой пленки, препятствующий поступлению кислорода к месту возгорания.

Обозначение — ОП. Далее может идти маркировка по способу выброс огнетушащего вещества из баллона:

  • Г — газогенерирующий патрон. Срабатывание устройства происходит несколько медленней, в пределах 3-10 секунд. Однако он может намного дольше сохранять свою функциональность и не требует ежегодного освидетельствования;
  • Б — баллон с газом. Внутри корпуса устройства находится баллон с сжиженным инертным газом. После активации огнетушителя газ выполняет две функции. Выбрасывает порошок и заполняет весь объем салона, вытесняя кислород и препятствуя распространению пламени.

Автомобильные огнетушители порошкового типа являются универсальными. Их можно использовать для ликвидации очагов возгорания различных категорий — от А до Е.

Углекислотные.

Маркировка углекислотных автомобильных огнетушителей – ОУ. Огнетушащее средство – диоксид углерода (СО2). Расположен внутри металлического корпуса в сжиженном состоянии. По этой причине не нуждается в дополнительных устройствах нагнетания давления.

При ликвидации очага возгорания формирует сильный интенсивный поток огнетушащего вещества, которое производит охлаждение горящей поверхности и сбивает пламя. Заполняет внутренний объем салона вытесняя кислород. Применение такого огнетушащего устройства очень удобно, если очаг возгорания находится в труднодоступном месте.

Огнетушащее вещество не оставляет на поверхности никаких следов, рекомендуется комплектовать автомобили премиум класса с дорогими материалами внутренней отделки салона.

При тушении очага возгорания внутри салона необходимо предварительно вывести пассажиров, так как возможно отравление огнетушащим веществом. При тушении необходимо строго придерживаться правил эксплуатации, так как есть вероятность получения ожогов от раструба.

ВАЖНО! У углекислотных огнетушителей обязательно наличие манометра. Так же они должны проходить периодическое освидетельствование и обслуживание, которое заключается в проверке клапанов устройства и подкачке огнетушащего вещества до нормативного давления.

Аэрозольные.

Является весьма популярным среди автомобилистов по причине компактности корпуса. Однако в большинстве моделей имеется слишком мало огнетушащего вещества, что может иметь самые неприятные последствия при серьезном возгорании.

Принцип образование и выброса аэрозоля может быть различным:

  • огнетушащее вещество состоит из смеси мелкодисперсных химических реагентов, которые вытесняются нейтральным газом;
  • химические реагенты, спрессованные в твердую массу, в которой после первичного импульса начинается химическая реакция с выбросом большого количества аэрозоля.

Огнетушащие вещества представляют собой ингибитор, который останавливает цепные химические реакции горения. А также под воздействием высокой температуры пламени осаждаются на поверхности и образуют пленку, препятствующую доступу кислорода.

Автомобильные аэрозольные огнетушители в основном импортного производства. При их приобретении обязательно спрашивайте у продавца наличие сертификата на данный тип продукции.

КРЕПЛЕНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ В САЛОНЕ АВТОМОБИЛЯ

Автомобильные огнетушители должны располагаться в салоне авто в пределах прямого доступа водителя. Как правило, для легковых автомобилей, это место под сиденьем водителя.

Для пассажирских транспортных средств (автобусы и микроавтобусы) допускается размещение в салоне, при необходимости (требования нормативов) несколько штук.

Причины пожароопасных ситуаций и возникновения очага возгорания в автомобиле можно разделить на несколько основных типов:

1. Неисправности электрооборудования

, прочно занимает первое место в причинах возгорания автотранспортных средств.

Основными причинами неисправности являются: пробой изоляции, возникновение искренние и электрической дуги, способность кабелей в критических ситуациях (короткое замыкание или продолжительная перегрузка) перегреваться до возникновения воспоминания изоляции или окружающих материалов.

2. Разлив и последующее воспламенение технических жидкостей.

Сюда входят масла, смазки и бензин. Следует отметить, что разлив происходит из-за нарушения целостности соответствующих систем и возникают в результате халатной эксплуатации или аварийной ситуации.

3. Перегрев двигателя

и/или каталитического нейтрализатора в выхлопной системе автомобиля может привести к возгоранию окружающих его материалов или самого устройства.

  *  *  *


© 2014-2020 г.г. Все права защищены.
Материалы сайта имеют ознакомительный характер и не могут использоваться в качестве руководящих и нормативных документов.

срок годности. Виды автомобильных огнетушителей

Все водители обязаны придерживаться ПДД. Но кроме правил есть и закон, который предусматривает определенные обязанности и требования для водителей. Так, на автомобиле запрещено передвигаться, если в нем нет аптечки или огнетушителя. К тому же, необходимо знать срок годности автомобильного прибора, ведь если тот будет просрочен, то инспектор ДПС может выписать штраф. Да и в случае надобности подобное устройство окажется бесполезным.

автомобильные огнетушители срок годности

Виды огнетушителей

Какие существуют виды автомобильных огнетушителей? В первую очередь все эти устройства отличаются по составу вещества, находящегося внутри. Бывают углекислотные и порошковые огнетушители. Конечно, есть и другие виды данных приборов, но они не пользуются высокой популярностью из-за неэффективности. Например, пенно-воздушные или аэрозольные приборы не способны потушить сильное пламя, поэтому смысла в их использовании немного.

Углекислотные

Принцип работы углекислотного прибора прост и основывается на способности диоксида углерода гасить пламя и охлаждать его. Главное достоинства таких огнетушителей – содержащееся внутри вещество. Оно проникает даже в труднодоступные места, совершенно не оставляет разводов на автомобиле, не меняет свои свойства при хранении, отличается качествами отличного диэлектрика.

Единственный недостаток этих моделей – риск получить отравления углекислотными парами, а также травмоопасность (есть низкий шанс получить ожог паром). Что касается срока годности автомобильного огнетушителя, то здесь важно учитывать сразу несколько составляющих. Сам баллон УО служит в течение 15-20 лет, однако освидетельствование баллона необходимо проходить каждый год. А вот срок службы заряда углекислотного огнетушителя составляет всего 5 лет. По истечении этого времени существует большая вероятность того, что заряд внутри не сможет эффективно противодействовать пожару.

срок годности огнетушителя автомобильного

Порошковые или пенные модели

В состав этих приборов входит порошок. Если он соприкасается с продуктами горения, то сразу преобразовывается в пену. Поэтому эти огнетушители также называют пенными. Необходимо запомнить, что пенный и порошковый инструмент пожаротушения – это одно и то же.

Основной плюс такого прибора – высокая эффективность. Он сможет легко уничтожить любой пожар, даже достаточно сильный. Его недостаток – это устранения порошка, который остается после применения огнетушителя.

На моделях, предназначенных для автомобилей, есть маркировка с буквами «З», «Б», «Г». Они дают понять, каким способом порошок вытесняется наружу:

  1. «З» – закачные приборы. То есть порошок закачивается внутрь под давлением. Именно оно обеспечивает хранение вещества внутри баллона.
  2. «Б» – баллон со сжатым воздухом. Принцип работы этого вида устройства прост: при нажатии на рычаг огнетушитель прокалывается шипом. В результате воздух под действием большого давления вырывается наружу и захватывает с собой порошок.
  3. Газогенерирующий патрон. Устройство схоже с работой предыдущего типа порошкового огнетушителя. Здесь также прокол осуществляется с помощью шипа. Через образованное отверстие внутрь поступает воздух, смешивается с веществами внутри и вступает с ними в реакцию. В результате создается давление, из-за которого порошок вытесняется наружу.

Срок годности огнетушителя автомобильного

какой срок годности автомобильного огнетушителя

Как и в случае с углекислотными, в порошковых огнетушителях также есть баллон и заряд, и их сроки службы отличны друг от друга. В частности, баллон прослужит 10 лет, заряд – 5. В этом плане углекислотный прибор находится в эксплуатации дольше в среднем на 5-10 лет, хотя это касается только баллона. Заряд имеет такой же срок службы.

Разумеется, время эксплуатации самого огнетушителя выше, чем срок годности рабочей смеси, но зато ее можно перезарядить. Правда, не во всех случаях это уместно делать. Например, порошковые огнетушители ОП-2 перезаряжать нет смысла, так как новый прибор будет стоить дешевле. А вот что касается углекислотных, то эти чаще всего перезаряжают.

Проверка срока годности автомобильного огнетушителя

Нет каких-либо нестандартных способов проверки срока годности этого устройства. Есть лишь наклейка, на которой можно увидеть дату выпуска агрегата и по ней определить его пригодность.

автомобильный огнетушитель виды описание

Отметим, что требования, которые предъявляются к этикеткам огнетушителей, являются строго регламентированными. К примеру, их высота не должна быть больше середины устройства. Указание срока годности автомобильного огнетушителя – также обязательное требование. На этикетке обязательно должна быть выбита дата изготовления и срок годности баллона.

От чего он зависит?

Существует номинальный и реальный сроки годности у огнетушителя. Как понять, какой из них важнее?

Номинальный определяет, в течение какого времени устройство может находиться в работоспособном состоянии при идеальных условиях хранения. Но ведь на самом деле условия хранения не всегда соблюдаются. Следовательно, временной период службы прибора сокращается. Именно это и есть реальный срок годности автомобильного огнетушителя.

Что касается требований, которые предъявляются к хранению прибора, то они следующие:

  • не держать на свету и в непосредственной близости к приборам отопления,
  • не допускать ударов,
  • следить за появлением коррозии корпуса.

Чтобы реальный срок службы приблизился к номинальному, нужно каждый год проводить технический осмотр огнетушителя или ремонт у специалистов.

виды автомобильных огнетушителей

Чем нормируется срок?

В ГОСТе определен срок службы автомобильных систем для тушения пожара. К тому же, сам производитель на этикетке должен указывать ГОСТ, которому соответствует произведенный им прибор.

Что касается проверки, то в пункте технического осмотра специалисты его взвешивают, замеряют давление, исследуют его на наличие ударов, коррозии, любых механических повреждений. После проведения проверки в сервисе наклеивают специальную наклейку на прибор, которая является доказательством проведения проверки. Если вы не знаете, куда нужно обращаться по этому вопросу, то самый разумный выход – найти ближайшее ВДПО, которых в России более тысячи.

Использование огнетушителя с истекшим сроком годности

как понять какой срок годности у огнетушителя

Теперь, когда мы знаем, какой срок годности автомобильного огнетушителя, можно дать ответ на вопрос допустимости его использования после того, как сроки вышли. Дело в том, что слежавшийся порошок утрачивает свои химические свойства и теряет давление (и это далеко не все), и при открытии прибора никто не знает, как именно он себя поведет. Поэтому использовать такой огнетушитель однозначно нельзя.

Впрочем, это не останавливает многих водителей, которые довольно спокойно ездят себе на машине годами, забыв о сроках годности автомобильных огнетушителей. Виды, описание этих устройств и их сроки службы теперь вам известны. Обязательно проверьте огнетушитель на соответствие всем требованиям у себя и замените на более новый, если его срок службы уже истек.

Срок годности автомобильного огнетушителя: как определить, нормативы

Статистика пожаров на транспорте, к сожалению, говорит о том, что количество их не снижается, а, наоборот, сильно увеличивается год от года. Поэтому автомобильный огнетушитель – вещь просто необходимая. Его наличие обязательно проверяют инспектора автоинспекции, когда автомобиль проходит техосмотр. И главное для сотрудников ГИБДД не просто наличие этого прибора, но и его исправное состояние, которое подтверждает срок годности автомобильного огнетушителя. Именно об этом и о других претензиях к огнетушащему прибору будет эта статья.

Огнетушитель в салоне автомобиля

Требования, предъявляемые к автомобильному огнетушителю

В Своде Правил по пожарной безопасности строго обозначено, что для прохождения техосмотра потребуется автоогнетушитель объемом не меньше 2 л. В этом же документе не говориться о том, в каком корпусе он должен быть представлен. Но предпочтение лучше отдать металлическому.

  • При этом огнетушащий прибор должен иметь паспорт и сертификат происхождения.
  • Если он еще не был использован, то его чека должна быть опломбирована.
  • Конечно, сам агрегат должен находиться в технически годном состоянии, а срок службы автомобильного огнетушителя не должен быть просрочен.

Если все эти условия соблюдены, то придраться инспектор к требованиям пожарной безопасности не сможет.

Пломба на чекеПломба на чеке

Разновидности

В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный). Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая. Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».

Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.

Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.

Один момент, касающийся ОП-2. В его конструкции присутствует раструб очень маленького размера. Это иногда становится причиной отказа молодого инспектора не принимать машину, то есть появляется ситуация не прохождения авто технического осмотра. Владелец машины и ОП-2 должен знать, что раструб в приборе есть. Он просто похож на пластиковый колпачок.

Огнетушитель порошковый закачной автомобильныйОгнетушитель порошковый закачной автомобильный

Совет! Если для Вас главное – пройти техосмотр, то ОП-2 в данной ситуации подойдет. Если хотите иметь внутри автомобиля огнетушитель хорошего качества, то лучше приобретайте ОУ-2 или порошковый прибор более высокого качества.

Как работают

Так как внутрь каждого вида закачен разный вид огнетушащего вещества, то и принцип тушения у них разный.

Углекислотные

Внутрь баллона закачивается двуокись углерода. Это газ, который вылетает из раструба с низкой температурой, что способствует снижению температуры в зоне горения. Плюс, покрывает собой ту же зону, не давая кислороду проникнуть в нее.

Если говорить о преимуществах ОУ, то отметим:

  • газ проникает в самые труднодоступные места;
  • не оставляет на автомобиле разводов;
  • при долгом хранении не изменяет своих технических характеристик, качеств и свойств;
  • сам по себе газ – это неплохой диэлектрик.

Что касается недостатков, то это всего лишь одна позиция – при применении образуется облако, которым можно отравиться, если концентрация огнетушащего вещества большая.

Огнетушитель углекислотный автомобильныйОгнетушитель углекислотный автомобильный
Порошковые

Принцип работы этой разновидности основан на преобразовании порошкообразной субстанции в пену, когда он соприкасается с горячими поверхностями и продуктами горения. Большой и главный плюс ОП – возможность использовать для тушения пожаров разной степени горения. Касаемо недостатков, то это образование достаточно прочного слоя, который с трудом удаляется с поверхностей автомобиля после пожара.

В зависимости от того, в каком состоянии внутри баллона находится огнетушащее вещество, ОП разделяются на три группы. Каждая из них обозначается определенной буквой, которая добавляется к марке прибора.

  • Буква «З». Это так называемые закачные агрегаты. Порошок просто закачивается в баллон под давлением, что и обеспечивает его скорость подачи при использовании ОП.
  • «Б» обозначает, что внутри баллона кроме порошка находится сжатый воздух. При нажатии на ручку, происходит прокол баллона. Воздух вырывается наружу через сопло, увлекая за собой порошок.
  • Буква «Г» обозначает, что внутри баллона находится так называемый газогенерирующий патрон. В последнем находятся специальные вещества, которые при соприкосновении с воздухом образуют давление. Патрон при давлении рукой на рукоятку прокалывается специальным шипом. Так происходит смешивание внутри расположенного вещества с воздухом, находящимся внутри баллона.
Порошковый с газогенерирующим патрономПорошковый с газогенерирующим патроном

Сроки годности

Переходим к срокам действия автомобильных огнетушителей. Начнем с ОП-2. Ограничен временной период годности 10 годами. Это касается баллона. Что касается огнетушащего вещества, расположенного внутри корпуса, то его перезаряжают каждые 5 лет. То есть получается так, что в течение указанного срока годности огнетушителя ОП-2 его придется один раз все-таки перезарядить.

Стоит ли это делать вообще, ведь стоимость перезарядки ОП-2 равна цене самого огнетушителя. Поэтому рекомендуется через 5 лет просто приобрести новый, а старый выбросить. Это проще, чем возиться с зарядкой. Что касается более дорогих моделей, к примеру, ОП-3, то их лучше перезаряжать, потому что цена прибора достаточно велика по сравнению с заправкой.

Теперь о сроке годности огнетушителя ОУ-2, и вообще об углекислотных моделях. Он ограничен 15-20 годами. Но перезарядку надо проводить каждые 5 лет, как и порошковые агрегаты. Есть и другая отличительная особенность – это освидетельствование прибора на предмет технического состояния баллона, которое должно проводиться один раз в год. При этом один раз в три месяца сам автовладелец должен проверять огнетушитель. В основном это касается манометра, который показывает наличие или отсутствие давления внутри баллона. Если давление на нуле или слишком снижено, значит, где-то произошла утечка. Такой агрегат обязательно надо отремонтировать, перезарядить и провести освидетельствование.

Манометр, показывающий давление в баллонеМанометр, показывающий давление в баллоне

Как проверить срок годности

Срок годности порошкового огнетушителя для автомобиля, и не только порошкового, можно проверить на этикетке, приклеенной к корпусу агрегата. На ней по боковому краю нанесены римские и арабские цифры. Первые обозначают месяц, вторые год выпуска в реализацию. К примеру, на фото ниже показано, что этот автомобильный огнетушитель эксплуатируется с июня 2013 года. То есть его придется перезаряжать через 5 лет, в 2018 году в июне месяце, а выбрасывать в утиль в 2023 году в том же месяце.

Срок выпуска на этикеткеСрок выпуска на этикетке

Необходимо отметить, что требования к размерам этикеток строго регламентированы. Ее высота не может быть меньше половины высоты прибора.

Работоспособность

Итак, с вопросом, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, разобрались. Теперь необходимо понять, что срок годности и работоспособность между собой иногда не связаны. Поэтому показатель годности может быть номинальным (по нормативам) или реальным.

Номинальный срок – это промежуток времени, в течение которого автомобильный огнетушитель находится в технически исправном состоянии. С учетом, что все условия его хранения полностью соблюдены.

На практике же номинальный срок годности не соответствует реальному (фактическому). Как показывает практика, не все владельцы автомашин строго соблюдают правила хранения огнетушащих приборов. Ведь по правилам он должен располагаться внутри салона авто. Но многие хранят его в багажнике. А это определяет сроки перезарядки и освидетельствования, которые сокращаются до одного года.

Как надо хранить автомобильные огнетушители:

  • нельзя допускать повреждений корпуса и его коррозии;
  • допускать попадания солнечных лучей;
  • располагать вблизи источников тепла.

Внимание! Чтобы максимально приблизить номинальный срок работоспособности к реальному, необходимо исключить нарушения хранения, точно по нормативам проводить техосмотр, ремонт, перезарядку и освидетельствование.

И еще один момент. Использовать автомобильный огнетушитель с истекшим сроком годности нельзя. Все дело в состоянии огнетушащего вещества. Особенно это касается порошковых моделей. Неизвестно, в каком состоянии будет находиться порошок, и что при использовании из баллона вылетит. Так что не стоит рисковать, тем более собственной жизнью и автомобилем.

Какой автомобильный огнетушитель, для какого вида транспорта используется

  1. В легковых автомашинах и в Газелях используются приборы с объемом 2 литра: или порошковый, или углекислотный.
  2. В грузовых авто – или ОП, или ОУ только емкостью 5 литров.
  3. Для бензовозов требования таковы: два ОП объемом по 5 литров.
  4. В автобусах малого класса устанавливаются два огнетушителя объемом по 2 л.
  5. В больших автобусах: один в салоне водителя емкостью 4 л, в пассажирском салоне объемом 2 л.

Если огнетушащий прибор располагается вне салона, то его необходимо защитить от солнечных лучей и природных осадков.

Огнетушитель в автобусеОгнетушитель в автобусе

Обобщение по теме

Пройти техосмотр в ГИБДД может лишь тот водитель, у которого в салоне находятся две вещи: аптечка, огнетушитель. При этом наличие не является фактом стопроцентного прохождения техосмотра. Обе вещи должны быть в надлежащем виде, где срок годности – наиважнейший показатель.

Видео:

Пожарное оборудование: АВТОМОБИЛЬНЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ

 

Каждый водитель просто обязан оборудовать свой автомобиль огнетушителем.

 

Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.

Легковые и грузовые автомобили должны быть оснащены не менее чем одним огнетушителем. Огнетушители должны соответствовать нормам пожарной безопасности и быть сертифицированы. Использование огнетушителей на автотранспортных средствах (в рекомендациях приведены минимальный ранг огнетушителей и их минимально необходимое количество). Для защиты автотранспортных средств должны применяться порошковые или углекислотные огнетушители. Допускается применение на автотранспортных средствах хладовых огнетушителей, если они имеют огнетушащую способность не ниже (по классу пожара В), чем рекомендованные для этой же цели порошковые или углекислотные огнетушители. На автотранспортные средства допускается устанавливать только те огнетушители, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность.

В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ. На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном месте. Запрещается хранение огнетушителей в багажнике, кузове и в других местах, доступ к которым затруднен. Таким образом, водитель может приобрести для установки в своем легковом автомобиле четыре вида огнетушителей: ОУ-1, ОУ-2, ОП-1, ОП-2.

 

УГЛЕКИСЛОТНЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ

Углекислотный  огнетушитель  (ОУ) представляет собой стальной баллон высокого давления (давление внутри корпуса 5,7 МПа), оснащенный  запорно-пусковым устройством с клапаном сброса избыточного давления и пластиковым конусообразным раструбом. Цвет огнетушителя регламентируется красный. Огнетушащее вещество, используемое  в огнетушителях   — двуокись углерода. При срабатывании углекислота под давлением выбрасывается в виде облака на расстояние не менее 2-ух метров. При переходе углекислоты из жидкого состояния в газообразное происходит увеличение её объема в 400—500 раз, сопровождаемое резким охлаждением до температуры −72 °C и частичной кристаллизацией; во избежание обморожения рук нельзя дотрагиваться до металлического раструба. Эффект пламегашения достигается двояко: понижением температуры очага возгорания ниже точки воспламенения, и вытеснением кислорода из зоны горения негорючим углекислым газом.

 

Плюсы углекислотных огнетушителей:  

-испаряясь, кислота не оставляет разводов      

-обладает хорошими диэлектрическими свойствами          

-не изменяет свойств в процессе хранения

-высокая проникающая способность, даже в труднодоступные места

 

Минусы углекислотных огнетушителей:

-возможность проявления значительных тепловых напряжений в результате тушения (очень сильно охлаждается раструб, что может вызвать ожог руки. Не рекомендуется держаться за раструб во время тушения)

-накопление зарядов статического электричества (возможен легкий удар током)

-возможность токсического воздействия углекислотных паров на человека

-под воздействием вибрации, углекислота понемногу немного «стравливает» из баллона

 

ПОРОШКОВЫЕ ОГНЕТУШИТЕЛИ

Огнетушащие порошки представляют собой мелкоизмельченные минеральные соли с различными добавками, препятствующими слеживанию и комкованию. В качестве основы для огнетушащих порошков используют фосфорноаммонийные соли (моно-, диаммонийфосфаты, аммофос), карбонат и бикарбонат натрия и калия, хлориды натрия и калия и др. В качестве добавок — кремнийорганические соединения, аэросил, белая сажа, стеараты металлов, нефелин, тальк и др. Порошковые огнетушители можно разделить на закачные, газогенераторные и с баллоном высокого давления.

 

ЗАКАЧНЫЕ

Заряжены огнетушащим порошком и закачены инертным газом (это может быть азот, углекислота) или воздухом под давлением примерно 16 атм. Данным типом огнетушителя возможно тушение: если тип порошка А, В, С, Е — горящих твердых веществ, горящих жидкостей, воспламеняющихся газов, электропроводки под малым напряжением до 1000 В, если тип порошка В, С — небольших возгораний жидкостей и газов в легкодоступных местах. В конструкцию данного огнетушителя входит запорное устройство, которое позволяет, не прикладывая особых усилий, подавать порошок на пламя простым нажатием рукой на верхнюю ручку или, отпуская ручку, прекращать его подачу. Преимуществом данного типа огнетушителя является индикатор внутреннего давления, установленный на головке огнетушителя и показывающий его работоспособность (зеленый сектор шкалы) в отличие от всех остальных типов огнетушителей.

 

Газогенераторные

Принцип действия заключается в использовании энергии генерируемого в момент запуска газа для выброса огнетушащего вещества. Могут применяться в любых условиях как первичное средство тушения пожаров. Кроме необходимого времени ожидания (6…10 сек.) в первый момент после запуска принципиально не отличаются от закачных огнетушителей.

 

Огнетушители с баллоном высокого давления.

Автомобильные огнетушители этого типа снабжены встроенным внутри корпуса баллоном со сжатым воздухом. При нажатии на пусковой рычаг специальная игла прокалывает отверстие в баллоне, происходит выброс воздуха, который вытесняет из огнетушителя тушащее вещество. Для работы с таким огнетушителем необходимо после нажатия на рычаг подождать несколько секунд, пока в баллоне создастся достаточное давление. В экстремальной ситуации многие автовладельцы об этом забывают и сразу же давят на курок, тем самым выпуская из баллона воздух. Как результат — огнетушитель не срабатывает.

 

Хладоновые огнетушители

Принцип действия хладоновых огнетушителей (на основе галогеносодержащих углеводородов) основан на снижении содержания кислорода в газовой среде. Наиболее широкое распространение хладоновые огнетушители получили в период 70–80‑х годов прошлого столетия. Будучи эффективны при тушении почти всех типов горючих веществ, хладоны чрезвычайно негативно влияют на окружающую среду и прежде всего на состояние озонового слоя атмосферы, тем самым нарушая защитные свойства последней. Поэтому было рекомендовано сократить производство хладонов, а впоследствии и вовсе его прекратить. К настоящему времени уже разработаны рецепты и налажен выпуск озонобезопасных хладонов. Новые марки хладонов по своей огнетушащей способности уступают прежним маркам хладонов, поэтому их не применяют в качестве огнетушащего вещества в переносных огнетушителях, в основном они служат зарядом для стационарных автоматических установок пожаротушения. И все-таки до сих пор среди встречающихся еще на наших рынках компактных хладоновых огнетушителей, как правило, импортного производства существует опасность приобретения «квази-огнетушителя», содержащего в своем составе высокотоксичные и при этом горючие галогеносодержащие вещества. Покупатель вправе требовать сертификат на данное изделие у продавца должен, который быть белорусского образца.  Хладоновые огнетушители практически не используются и реально придется выбирать между порошковыми и углекислотными.

Минусом порошкового является необходимость удалять следы порошка после тушения. Процесс достаточно утомительный, однако ничего страшного собой не представляет.

Минус углекислотного огнетушителя в его опасности для человека: возможность паралича органов дыхания и обморожения.

Поэтому мы рекомендуем нашим клиентам – порошковый  (закачной) огнетушитель. Он не требует времени ожидания для перехода в рабочее состояние после запуска и минимизирует возможность ошибки пользователя. Кроме того, водитель может следить за работоспособностью огнетушителя по имеющемуся на нем манометру.

Желаем удачи в пути и никогда не сталкиваться с проблемой пожаротушения. 

 

Заметили неточность в описании? Пожалуйста, проинформируйте нас, перейдя  по этой ссылке.

Автомобильный огнетушитель – выбираем самый надежный и эффективный

Автомобильный огнетушитель помогает избежать неприятностей, связанных с возгоранием салона транспортного средства. Он считается важным элементом системы безопасности любой машины.

Огнетушители для транспортных средств – какими они бывают?

Интересующие нас приспособления, предназначенные для тушения огня в салоне автомобиля, могут быть наполнены разными веществами. По этому показателю их делят на:

  • аэрозольные;
  • углекислотные;
  • порошковые.
Приспособления для тушения огня в салоне автомобиляПриспособления для тушения огня в салоне автомобиля

Приспособления для тушения огня в салоне автомобиля

Аэрозольные огнетушители (их также называют воздушно-пенными) характеризуются малыми размерами, что очень нравится владельцам авто. Их крепление в салоне машины на специальный держатель за счет компактных параметров не вызывает сложностей, да и места много они не занимают. На этом, в принципе, все достоинства аэрозольных «тушителей пожаров» и заканчиваются. В случае возникновения реального возгорания такие устройства, наполненные пеной, ничем вам не помогут, ввиду своей малой эффективности. Кроме того, их заправка и дозаправка является достаточно сложным процессом.

Больше пользы могут принести углекислотные приспособления, наполненные диоксидом углерода. Он находится в устройстве в сжатом виде, что дает возможность использовать его мгновенно – никаких задержек, связанных с потребностью создания давления в огнетушителе не возникает. Пожар в данном случае ликвидируется, благодаря тому, что устройство выкидывает большой по мощности поток тушащего вещества, которое, во-первых, сбивает огонь, во-вторых, охлаждает горевшую поверхность. Заправка углекислотных огнетушителей также связана с проблемами, ввиду токсичности диоксида.

Углекислотное приспособление для ликвидации пожараУглекислотное приспособление для ликвидации пожара

Углекислотное приспособление для ликвидации пожара

Самыми востребованными у отечественных водителей являются порошковые автомобильные огнетушители, в которых хранится специальная смесь в виде мелкого порошка.

Эта композиция распыляется на очаг возгорания, начинается реакция ее химического взаимодействия с горящими изделиями. Результатом процесса становится формирование плотного слоя на последних, который противодействует распространению огня, перекрывая поступление кислорода.

Углекислотный огнетушитель – может, выбрать его?

Аэрозольные устройства использовать в транспортных средствах нежелательно (сложная заправка, небольшая эффективность). Поэтому любой водитель предпочитает выбрать либо порошковый, либо углекислотный огнетушитель (УО) и поместить его в ящик (или озаботиться удобным креплением в салоне). Устройство с диоксидом углерода имеют следующие преимущества:

  • возможность с их помощью загасить возгорание, образующееся в труднодоступных местах автомобильного салона;
  • отсутствие следов гашения пожара после применения устройства – не нужно покупать дорогостоящие средства и затрачивать свое время на устранение последствий тушения огня в салоне автомобиля;
  • длительный срок службы УО – до 5 лет;
  • возможна дополнительная заправка устройства для продления времени его эксплуатации.
Порошковый огнетушитель автоПорошковый огнетушитель авто

Порошковый огнетушитель авто

К недостаткам углекислотных устройств относят то, что при их применении есть риск обжечься или отравиться диоксидом углерода. Кроме того, они имеют большой вес – их надежное крепление в салоне может вызвать массу проблем (обычно для их размещения ставят ящик под сиденье).

Огнетушитель в ящике под сиденьемОгнетушитель в ящике под сиденьем

Огнетушитель в ящике под сиденьем

При этом ГИБДД во время проведения техосмотра не возражает, чтобы водители оборудовали свои машины УО. Требованиям, выдвигаемым к огнетушителям (срок годности, эффективность его действия), они полностью соответствуют. Можете смело выбрать именно УО и поместить его в специальный ящик либо на крепление в салоне – беспроблемное прохождение техосмотра вам гарантировано.

Порошковые устройства – самые популярные среди водителей

Порошковые огнетушители (ОП) бывают трех типов:

  • с баллоном – маркируются литерой Б;
  • закачные – З;
  • с газогенерирующим приспособлением (патроном) – Г.

Маркировка дает возможность понять, каким образом формируется давление в ОП. Знать эту информацию жизненно необходимо, так как она определяет время, требуемое для приведения устройства в рабочее состояние. Огнетушители с патроном и баллоном запускаются за 4–5 секунд, закачные – немного дольше. Именно за указанный период в ОП создается давление, которого достаточно для выталкивания из устройства порошка для тушения.

ОП с газогенерирующим патрономОП с газогенерирующим патроном

ОП с газогенерирующим патроном

В соответствии с ПДД 2013 года грузовик массой до 3,5 тонн и легковое авто может оснащаться любым видом ОП (например, ОП-2 с весом заряда 2 кг либо ОП-4 с весом 4 кг). Установка порошковых огнетушителей в специальный держатель выполняется без затруднений, срок их годности составляет 10 лет. Но обратите внимание – для спокойного прохождения техосмотра порошковое устройство следует перезаряжать каждые пять лет. Такой срок перезарядки установлен в ПДД 2013 года.

Такая заправка по стоимости сопоставима с ценой нового ОП. Поэтому многие автолюбители не обращают внимания на десятилетний срок годности огнетушителя. «Морочливая» новая заправка не вызывает у них восторга – проще приобрести новое устройство для тушения возгораний. Главным достоинством ОП признается их высокая эффективность. Они великолепно справляются с огнем. Кроме всего прочего, такие огнетушители не дают возможности образовываться новым очагам возгорания на элементах салона автомобиля.

Высокоэффективный ОП с баллономВысокоэффективный ОП с баллоном

Высокоэффективный ОП с баллоном

К недостатку ОП относят их повышенную дисперсность. При неправильном хранении они способны лишиться своей высокой огнетушащей способности. Чтобы срок службы порошковых огнетушителей был максимально длительным, их следует хранить в четком соответствии с рекомендациями производителя. Еще один «минус» ОП – сложности с химчисткой салона автомобиля от следов тушения пожара. Загрязнения от порошковой смеси удалить совсем не просто.

Каким требованиям должны отвечать огнетушители для машины?

С 2013 года сотрудники ГИБДД при осуществлении техосмотра выдвигают ряд технических требований к автомобильным огнетушителям. Они таковы:

  • огнетушитель должен иметь разрешение на применение при функционирующем под напряжением электрооборудовании транспортного средства;
  • количество тушащего вещества обязано быть два литра и более;
  • крепление устройства для тушения на держатель выполняется так, чтобы водитель мог быстро дотянуться до него (недостаточно «спрятать» огнетушитель в ящик багажника и ждать удачного техосмотра).
Держатель для крепления устройства для тушенияДержатель для крепления устройства для тушения

Держатель для крепления устройства для тушения

О последнем пункте требований хочется сказать отдельно. Крепление УО или ОП следует производить при помощи особых приспособлений. Это может быть металлический кронштейн, различные варианты подставок, специальный держатель. Крепление в виде кронштейна бывает заводским или самодельным. Держатель для огнетушителя также можно купить в магазине либо сделать самому.

Крепление УО металлическим кронштейном Крепление УО металлическим кронштейном

Крепление УО металлическим кронштейном

Автомобильное устройство для тушения возгораний желательно помещать в отдельный ящик. Из какого материала он будет сделан, неважно. Главное, чтобы ящик можно было легко и быстро открыть при возникновении пожара.

Срок годности автомобильного огнетушителя

Вы находитесь здесь:   Главная страница » Пожарная защита » Первичные средства

 

Фото -  огнетушитель в автомобилеОгнетушитель на транспорте – вещь, на первый взгляд, не особо нужная. Ну действительно, что может загореться в современном автомобиле, набитом последними достижениями техники? Увы, это не совсем так – по данным МЧС РФ количество пожаров на транспорте возрастает год от года.

Так что огнетушитель в автомобиле – вещь крайне нужная и в этой статье мы расскажем вам обо всех правилах выбора, установки и хранения автомобильного огнетушителя. Но сначала давайте разберемся с тем, откуда вообще появляются возгорания в транспорте.

Причины пожара в транспортном средстве

Фото - пожар в автомобилеВсе причины пожары можно условно разделить на две категории – естественные и искусственные. Но так как в автомобиле ничего естественного (например, удара молнии) произойти может с исчезающе малой степенью вероятности, давайте разделим причины пожаров на технологические (вызванные неисправностью какой-либо системы) и те, что были вызваны человеческим фактором (то есть система была в порядке, но эксплуатировалась не по правилам техники безопасности).

Технологические причины пожаров в автомобиле

В этот пункт стоит внести проблемы с проводкой, сильный перегрев двигателя, неисправности в системе отопления и проблемы с бензопроводом.

Каждая из этих поломок может стать причиной пожара, однако в последнее время, когда автомобили становятся всё безопаснее с каждым годом, число таких поломок неуклонно уменьшается, что не может не радовать как самих автовладельцев, так и пожарных.

Пожары, вызванные человеческим фактором

Основная причина пожаров на транспорте – разгильдяйство, то есть намеренное (или по незнанию) нарушение правил техники безопасности. Сюда стоит внести неосторожное курение в салоне, намеренное выставление системы отопления на перегрев, установку высокомощных систем в заведомо слабую проводку и многое, многое другое.

Последним особенно отличаются юные стритрейсеры, которые любят обвешивать свои машины всем, чем угодно, а вот первые две ошибки более присущи людям в возрасте. В любом случае, в отличие от технологических причин пожаров, человеческий фактор не желает уменьшаться, оставаясь на примерно том же уровне последние несколько лет.

Как видите, иметь в салоне огнетушитель действительно стоит. Даже если вы – идеальный водитель, всегда соблюдающий правила ТБ, есть шанс того, что ваш автомобиль загорится из-за поломки и, если у вас не будет огнетушителя, вы не только не сможете спасти его, но и подвергнете свою жизнь и жизнь пассажиров риску. Правда, согласно позиции ГИБДД по этому вопросу, подойдет вам далеко не каждый огнетушитель.

Требования к огнетушителям для авто

Требования к огнетушителюДля нормального прохождения техосмотра, согласно Своду Правил, вам понадобится огнетушитель объемом не менее двух литров. Наиболее желательны огнетушители с металлическим корпусом, но это уже на ваш вкус.

Также, каждый огнетушитель должен иметь паспорт, а продавец, у которого вы его купили – сертификат. Чека огнетушителя должна быть снабжена пломбой (если он ранее не использовался). Ну и, естественно, огнетушитель должен быть исправен, а его срок годности еще не должен истечь на момент прохождения ТО.

Виды автомобильных огнетушителей


Согласно Своду Правил, каждое транспортное средство должно быть оборудовано огнетушителем – порошковым, газовым или с водным зарядом. При этом огнетушители с водным зарядом не работают при минусовой температуре, что автоматически убирает возможность их использования в российских условиях.

Остаются газовые (они же углекислотные -ОУ) и порошковые (ОП), из которых предпочтение отдается последним – они легче, дешевле и ненамного слабее, чем углекислотные огнетушители. Впрочем, полиции не важно, какой именно вид огнетушителя из этих двух вы выберете, так что, если вам нравится идея газового – покупайте его.

Из порошковых огнетушителей под требования СП подходит ОП-2

Углекислотные огнетушители при техосмотре учитывают также, как порошковые, то есть для успешного прохождения СТО вам понадобится газовый огнетушитель с мощностью, равной соответствующей порошковой модели. Таковым является ОУ-2, однако если вы можете позволить себе большие траты, мы рекомендуем ОУ-3 – при схожих размерах (отличие только в диаметре), он содержит на треть больше активного вещества.

Есть шанс, что ко владельцу огнетушителя ОП-2 попробуют придраться, аргументируя претензии отсутствием раструба. Действительно, у ОП-2 он именно таких размеров, чтобы еле-еле пройти под определение этого устройства, но всё-таки он есть, хоть и похож на пластиковый колпачок. Если вам нужен огнетушитель только для того, чтобы от вас отстали на техосмотре – ОП-2 вам подойдет, если вам нужно реальная вещь – купите лучше ОУ-2 или более дорогую порошковую модель.

Сроки годности

Срок годности огнетушителяСрок годности порошкового огнетушителя ограничен 10 годами на баллон и 5 годами на заряд. Путём несложной математики, можно понять, что при необходимости огнетушитель можно один раз перезарядить перед тем, как его всё-таки придется выкинуть.

Однако, перезаряжать имеет смысл только действительно дорогие огнетушители – например, ОП-2 проще попросту заменить совсем, так как перезарядка по стоимости равна новому устройству.

Блок в 50% от начала статьи статьи

Что касается газовых огнетушителей, то их срок службы несколько дольше (до 15-20 лет), однако каждый год нужно проходить освидетельствование на состояние газового баллона. При этом заряд также нужно заменять каждые пять лет, причем в случае с газовыми моделями смысл в перезарядке есть.

Более подробно сроки годности огнетушителей различных типов рассмотрены здесь.

Если вы держите свой автомобиль в домашнем гараже, то следует помнить о необходимости оборудовать его пожарным щитом. Более подробную информацию о пожарных щитах можно найти по адресу https://keysafety.ru/bezopasnost-doma/net-pozharu/pozharnyj-shhit-gost.html.

Что делать со старым огнетушителем

Определенных правил по утилизации старых огнетушителей не существует, так что вариантов действий тут у вас – море. Вот наиболее популярные варианты, полученные в ходе опроса на одном из автомобильных форумов.

Блок в 75% от начала статьи статьи

  • Провести тренировку по применению. Действительно неплохой вариант – и опыт работы с огнетушителем получите, и повеселитесь немного при этом. Оставшийся в результате такой тренировки баллон можно сдать на металлолом (правда, сначала придется распилить).
  • Заправить заново. Даже несмотря на то, что срок годности огнетушителя уже вышел, зачастую баллон еще находится в нормальном состоянии (при условии, что с ним нормально обращались). Так что заново заправленный старый огнетушитель можно выставить на балкон или увезти на дачу на случай пожара – а вдруг пригодиться? Естественно, в транспорте такой огнетушитель больше использовать нельзя.
  • Сдать в пункт утилизации огнетушителей, если таковой есть поблизости. Там с ними сделают примерно то же самое, что описано в первых двух пунктах.
  • Ну, а еще можно попытаться придумать что-нибудь самому. Например, есть случаи, когда в ёмкостях из-под огнетушителей готовили брагу.

Так что напрягите свою смекалку и вы наверняка придумаете, как приспособить старый огнетушитель.

Правила крепления огнетушителя в автомобиле

Где держать огнетушитель в автоСогласно тому же Своду Правил, огнетушитель в автомобиле должен быть закреплен с помощью кронштейна и фиксатора с замком. Сам кронштейн при это крепится к внутренней обшивке автомобиля, зачастую – на пассажирскую дверцу, откуда его легче всего достать. В автобусах и крупногабаритных автомобилях, огнетушитель обычно крепится неподалеку от водителя, иногда –прямо под сидение. Впрочем, в пассажирских автомобилях такое крепление тоже возможно.

Для тех, кто лучше воспринимает визуальную информацию, предлагаем тест огнетушителей от передачи «Главная дорога», что идет по НТВ.

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*