Показатели качества автомобиля – ГОСТ 4.494-94 Система показателей качества продукции (СПКП). Шины для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин. Номенклатура показателей

  • 12.01.2021

Показатели качества машин по гост 15467—70

Показатель качества машины — это количественное выражение одного или нескольких свойств машины применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации.

Методы количественной оценки показателей качества составляют содержание новой науки — квалиметрии. Последняя занимается разработкой правил и приемов для сбора и обработки исходных данных при определении количественных показателей качества, устанавливает требования к точности их вычислений, к составу показателей качества при его планировании и т. д.

Показатели качества делятся на единичные и комплексные.

Показатели качества машин подразделяются на эксплуатационные, показатели технического уровня и показатели технологичности.

I. К эксплуатационным показателям относятся показатели назначения и надежности.

1. Показатели назначенияхарактеризуют степень соответствия машины ее целевому назначению, конструктивное исполнение и основные размеры, мощность, производительность, к. п. д. и др.

2. Под надежностьюпонимают свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.

К показателям надежности относятся безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

А. Безотказностью называется свойство машины выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки в конкретных условиях и режимах эксплуатации этой машины.

Показатели безотказности: вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, гарантийная наработка.

Отказом называют неисправность, без устранения которой невозможно дальнейшее выполнение машиной (или аппаратурой) всех или хотя бы одной из основных ее функций.

По ряду признаков отказы делятся на полный, неполный (частичный), катастрофический, параметрический, внезапный, постепенный и др.

Полный отказ — отказ, при возникновении которого невозможно использовать машину до устранения причины отказа.

Частичный отказ — отказ, связанный с ухудшением работы одного или нескольких узлов машины.

Катастрофический отказ — отказ машины, приводящий к полному нарушению работоспособности (например, отказы при коротком замыкании, поломке и деформации деталей или узлов машины и т. п.). Параметрические отказы выражаются в ухудшении качества функционирования изделия (например, потеря точности станка).

Б. Долговечностьмашины характеризует ее сроки службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта, модернизации или списания.

Показателями долговечности являются ресурс, средний срок и гарантийный срок службы, срок службы до первого капитального ремонта, межремонтный срок службы. срок службы до списания, коэффициент технического использования и др.

Технический ресурс (ресурс) — сумма интервалов времени безотказной работы изделия за период эксплуатации до разрушения или другого предельного состояния. Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации изделия до разрушения или другого предельного состояния, например до капитального ремонта. Гарантийный срок службы — календарная продолжительность эксплуатации изделия, в течение которой завод-изготовитель гарантирует исправность и несет материальную ответственность за возникшие неисправности при условии соблюдения правил эксплуатации изделия.

Коэффициент технического использования — отношение времени работы к полному времени, включая ремонт, профилактику и др.

В. Ремонтопригодность— свойство машины, заключающееся в ее приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

К показателям ремонтопригодности относятся среднее время восстановления, средняя трудоемкость ремонтов и др.

ГСохраняемость— свойство машин сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования, установленного в технической документации.

Качество и надежность машин | Теория

Качество выпускаемой продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением; свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Из этой формулировки следует, что не все свойства изделия имеют одинаковую значимость и входят в понятие «качество». Например, качество трактора будет определяться тяговым усилием, удельным расходом топлива, наработкой до капитального ремонта и др.

Показатели качества продукции — количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации. Другими словами, показателями качества продукции являются параметры, которые характеризуют качество.

Качество автомобиля

— это совокупность свойств, определяющих его способность выполнять свои функции в соответствии с требованиями. Все показатели качества автомобиля делятся на несколько групп:

  • Показатели назначения характеризуют приспособленность автомобиля к использованию по назначению, его технические и эксплуатационные возможности (мощность, производительность, скорость и др.).
  • Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкции и технологию ее производства.
  • Эргономические показатели учитывают его приспособленность к антропометрическим, физиологическим, психологическим, биомеханическим и другим свойствам человека, проявляющимся в производственных процессах (шум, вибрация, усилив на рычагах и др.).
  • Показатели унификации и стандартизации характеризуют степень использования одинаковых по своему функциональному назначению деталей сборочных единиц, применяемых на различных автомобилях, и стандартных деталей и узлов.
  • Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и использование автомобиля, трудоемкость и стоимость технического обслуживания и ремонта.
  • Экологические показатели характеризуют систему человек—машина—среда с точки зрения уровня вредных воздействий на природу, возникающих в процессе эксплуатации машины.
  • Эстетические показатели отражают такие свойства автомобиля, как форма, внешний вид. Они определяются уровнем художественного конструирования.
  • Патентно-правовые показатели характеризуют весомость новых изобретений, реализованных в автомобиле.

Надежность автомобиля — один из важнейших показателей качества. Надежность — это свойство изделия, обеспечивающее выполнение заданных функций при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.

Наработка — продолжительность функционирования или объем работы, выполненный автомобилем, которые измеряют в часах, моточасах, гектарах, условных эталонных гектарах. При эксплуатации автомобилей различают наработку: сменную, суточную, месячную или годовую, до первого отказа, между отказами и т. п.

Отказ — нарушение работоспособности автомобиля (детали, узла и т. п.). Повреждение заключается в нарушении исправности. В соответствии с теорией надежности автомобиль может находиться в состоянии работоспособности или неработоспособности, исправности или неисправности.

Работоспособность — состояние автомобиля или сборочных единиц, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-технической (стандарты, технические условия и т. д.) и (или) конструкторской документации (мощность двигателя, сила тяги на крюке, расход топлива и т. д.).

Неработоспособность — состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Исправность — состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.

Неисправность — состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из этих требований.

Понятие «исправность» шире, чем «работоспособность». Работоспособный автомобиль в отличие от исправного удовлетворяет лишь тем требованиям нормативно-технической документации, которые обеспечивают его нормальное функционирование при выполнении заданных функций. Однако автомобиль может не удовлетворять, например, требованиям, относящимся к внешнему виду (дефекты кабины, облицовки и др.). Следовательно, работоспособный автомобиль может быть неисправным, однако его повреждения не препятствуют нормальному функционированию.

Надежность автомобиля — комплексное свойство, которое характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью. Каждое из указанных свойств надежности оценивается рядом технических и экономических показателей, физическая сущность и количество которых зависит от конструкции автомобиля, технологии изготовления и условий эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта.

Безотказность — свойство автомобиля сохранять работоспособность при эксплуатации в течение определенного времени или наработки без вынужденных перерывов. Показатели безотказности определяются опытным путем.

Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности его конструкции к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов для поддержания и восстановления работоспособности. Другими словами, ремонтопригодность — эксплуатационно-техническое свойство автомобиля, характеризующее приспособленность его конструкции к ремонтно-обслуживающим работам (проверка технического состояния, регулировка сопряжений, устранение отказов, замена деталей и т. д.).

Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта до предельного состояния, указанного в нормативно-технической документации.

Предельное состояние — состояние автомобиля, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его работоспособного или исправного состояния невозможно или нецелесообразно.

Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, ремонтопригодности и долговечности в течение и после хранения и (или) транспортирования.

Для оценки надежности автомобиля или сборочной единицы используются единичные и комплексные показатели надежности.

26.2. Оценка качества ремонта автомобилей и их агрегатов

Объективная оценка качества работы ремонтного предприятия необходима для завоевания определенного рынка ремонтных ус­луг и она должна способствовать решению таких задач, как: про­гнозирование и планирование качества, ценообразование с уче­том качества и эффективности работ, разработка нормативно-тех­нической документации, изучение динамики качества, моральное и материальное стимулирование за повышение качества и др.

Качество ремонта автомобиля и его агрегатов может быть оце­нено:

единичными показателями качества, которые характеризуют толь­ко одно из свойств автомобиля и его агрегатов. Например, нара­ботка до первого отказа характеризует безотказность, время вос­становления — ремонтопригодность, ресурс после капитального ремонта — долговечность;

комплексными показателями качества, которые характеризуют несколько свойств автомобиля или его агрегатов. Примером ком­плексного показателя может служить коэффициент готовности Кг = Т0/(Т0 + Гв), где Т0 наработка на отказ, характеризующая безотказность автомобиля; Тв среднее время восстановления, характеризующее ремонтопригодность автомобиля;

интегральным (или обобщенным) показателем качества, кото­рый является частным случаем комплексных показателей и отра­жает соотношение технических и экономических показателей ав­томобиля.

Показатели качества отремонтированного автомобиля и его аг­регатов оценивают обычно сравнением с аналогичными показате­лями новых автомобилей и его агрегатов (с базовыми показателя­ми). Для оценки качества применяют следующие методы:

дифференциальный — использует совокупность единичных и ба­зовых показателей качества. Вычисляются относительные показа­тели качества <?, = или qt = P^/Ph где Р, — единичный показа­тель, являющийся количественной характеристикой /-го свойства; Р/б — такой же базовый показатель. Дифференциальный метод пред­полагает, что все учитываемые свойства одинаково важны;

комплексный — использует для оценки качества комплексный показатель К = f(qu q2, …, qh …q„)9 который является некоторой функцией относительных показателей качества qh Комплексный показатель учитывает степень важности каждого свойства в фор­мировании качества всего автомобиля или его агрегатов с помо­щью коэффициентов весомости;

интегральный — оценивает качество продукции как отношение полезного эффекта от ее использования к совокупным затратам на ее создание и использование. Интегральный показатель имеет чет­кий физический смысл — количество полезного эффекта, прихо­дящееся на единицу затрат.

26.3. Контроль качества ремонта автомобилей

и их агрегатов

Технический контроль — это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установ­ленным требованиям. Сущность технического контроля сводится к двум этапам, т. е. к получению первичной и вторичной информа­ции. Первичная информация отражает фактическое состояние объекта контроля, а вторичная — степень соответствия (несоот­ветствия) фактических данных требуемым. Допускается практичес­кое совмещение обоих этапов или отсутствие первого этапа. Вто­ричная информация используется для выработки (автоматической или через человека) регулирующих воздействий на объект. Объек­тами технического контроля являются предметы труда (продукция в виде изделий, материалов, технической документации и т. п.) и средства труда (оборудование и технологические процессы), кото­рые подвергаются контролю. Каждый объект контроля имеет кон­тролируемые признаки.

Контролируемый признак — это количественная или качест­венная характеристика свойств объекта, подвергаемая контролю. Качественные характеристики — это форма изделия, наличие (отсутствие) дефектов в изделии, наличие стука, вибра­ции, а количественные — это численные значения геомет­рических параметров, а также контролируемые параметры, опре­деляющие физические, химические свойства объекта контроля. Место получения первичной информации о контролируемом при­знаке называют контрольной точкой.

Контроль, при котором первичная информация о контролиру­емых признаках воспринимается посредством органов чувств, без учета их численных значений, называется органолептическим. Раз­новидностью органолептического контроля является визуальный контроль и технический осмотр. Визуальный контроль осуществ­ляется только органами зрения, технический осмотр — органами чувств. Если при контроле обязательно используют средства конт­роля, то его называют измерительным.

Основными элементами системы контроля являются метод, средство, исполнитель и документация. Метод контроля — это со­вокупность правил применения определенных принципов и средств контроля. Различают разрушающий и неразрушающий методы кон­троля. Разрушающий (неразрушающий) контроль — это метод, при котором может быть нарушена (не должна быть нарушена) при­годность объекта к использованию по назначению. Изделия (тех­нические устройства, измерительные приборы, приспособления и т.д.) и (или) материалы, используемые для получения первич­ной информации, называют средством контроля.

В зависимости от объекта контроля различают контроль каче­ства продукции, технологического процесса, технологической до­кументации и средств технологического оснащения, которые яв­ляются частными случаями производственного процесса. Произ­водственный контроль осуществляют на стадии ремонта продукции. Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных свойств продукции. Контроль технологического про­цесса заключается в проверке режимов, характеристик, парамет­ров технологического процесса, а средств технологического осна­щения — в проверке состояния технологического оборудования, оснастки, инструмента, контрольно-измерительных стендов, транс- портно-загрузочных устройств и т. п.

Установлены следующие виды технического контроля: по этапу процесса ремонта — входной, операционный, при­емочный;

по полноте охвата контролем — сплошной, выборочный, не­прерывный, периодический, летучий;

по месту проведения — стационарный или скользящий. Сплошной контроль — это контроль каждой единицы продук­ции. Если при контроле решение о контролируемой совокупности или процесса принимают по результатам проверки одной или не­скольких выборок, то его называют выборочным. Непрерывный контроль — контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно. Контроль, который проводится в случайные моменты времени, называют летучим. Входной контроль — это контроль продукции поставщи­ка, поступившей к потребителю (заказчику) и предназначаемой для использования при изготовлении или ремонте. Операционный контроль представляет собой проверку продукции или процесса во время выполнения или завершения технологической операции. В процессе приемочного контроля продукции принимают реше­ние о ее пригодности к поставкам (использованию). Стационар­ный контроль — это приемочный, операционный или входной контроль, выполняемый на специально оборудованном рабочем месте, куда доставляются объекты контроля. Если средства конт­роля доставляются на рабочее место, то это скользящий контроль.

В зависимости от формы организации технический контроль бывает пассивным и активным. Контроль, фиксирующий данные о качестве объекта, проверяющий его годность, называется пассив­ным. Технический контроль, не только оценивающий качество объекта, но активно воздействующий на технологический процесс с целью управления, называется активным.

Дефект — это каждое отдельное несоответствие продукции ус­тановленным требованиям. Дефектное изделие — изделие, имею­щее хотя бы один дефект. Браком называют продукцию, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.

Особыми видами контроля качества продукции являются ис­пытание и диагностирование. Испытание — это эксперименталь­ное определение количественных и качественных характеристик свойств объекта при воспроизведении определенных воздействий на продукцию по заданной программе. Диагностирование пред­ставляет собой процесс определения технического состояния объек­та безразборными методами с определенной точностью.

Контроль на авторемонтном предприятии — это система про­верки технической документации, орудий и процесса производ­ства, состоящая из комплекса методов и форм. Контроль качества продукции является составной частью системы управления каче­ством ремонта автомобилей, охватывающей все элементы и ста­дии производственного процесса.

Объектом контроля являются все составные элементы производ­ственного процесса ремонта, а именно: предмет труда — ремонт­ный фонд, поступающий от потребителей; материалы, запасные части и изделия, получаемые от внешних поставщиков; отремон­тированные или изготовленные детали, сборочные единицы и аг­регаты; технологическая документация; средства труда — разбо- рочно-очистные работы; технологические процессы ремонта; сбор­ка; испытание и окраска; технологическое оборудование и оснастка.

Контроль качества продукции на предприятии осуществляется отделом технического контроля (ОТК). Главная задача ОТК — это предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требо­ваниям стандартов и техническим условиям, проектно-конструк- торской и технологической документации, условиям поставки и договоров или некомплектной продукции.

Технология ремонта определяет вид, методы и средства контроля. На ремонтном предприятии используют следующие виды техни­ческого контроля: входной, операционный и приемочный; сплош­ной, выборочный и непрерывный; стационарный и скользящий.

Процессы технического контроля разрабатываются по прави­лам, установленным в стандартах, и должны обеспечивать реше­ние задач входного, операционного и приемочного контроля. Для выполнения контроля изделий необходимо определить: наимено­вание технологических переходов, подлежащих контролю; пара­метры, подлежащие контролю; требования, предъявляемые к па­раметрам изделий; контрольно-измерительные средства; вид кон­троля, выборочность контроля; трудоемкость контрольных операций; квалификационный разряд контрольной операции и т.д.

Качество и технический уровень автомобиля

Качество —  это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности (ИСО 8402).

Качество автомобилей оценивают десятью группами показателей:

  • назначения
  • надежности
  • безопасности
  • технологичности
  • эргономическими
  • эстетическими
  • экологическими
  • стандартизации и унификации
  • патентно-правовыми
  • экономическими

Наиболее критичными показателями качества отремонтированных автомобилей являются показатели назначения, надежности и экономические.

Показатели назначения характеризуют способность автомобиля выполнять функцию (перевозку грузов или пассажиров), ради которой он создавался. В качестве показателей назначения принимают самые важные и необходимые свойства (грузоподъемность, вместимость, скорость движения и др.). Оценка показателей назначения автомобиля входит в программу его функциональных испытаний при постановке на производство.

Надежность — одно из основных эксплуатационных свойств автомобиля, определяющее его способность сохранять работоспособность. Под надежностью (ГОСТ 27.002—89) понимают свойство автомобиля сохранять во времени и в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Показатели надежности дополняют показатели назначения в части обеспечения их стабильности в течение нормативной наработки. Большое влияние на надежность автомобиля оказывает качество его ремонта. Оценка показателей надежности автомобиля входит в программу его испытаний на надежность.

Надежность автомобиля — комплексное свойство, которое включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или сочетание этих свойств.

В свою очередь основным среди составляющих надежности является безотказность. Это свойство определяет способность автомобиля сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки. Безотказность, например, может быть оценена вероятностью безотказной работы автомобиля или средней наработкой его до отказа.

Отказ определяют как переход автомобиля в неработоспособное состояние. Причина отказа заключается в накоплении критического множества повреждений в его элементах. Повреждения проявляются в виде деформаций, механических разрушений и коррозии деталей, изнашивания их поверхностей, старения и усталости материала и др.

Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Долговечность автомобиля рассматривают как отрезок времени или наработки, в течение которого оценивают его безотказность. Показателями долговечности служат срок службы и ресурс. Срок службы автомобиля — это календарная продолжительность его эксплуатации до предельного состояния, а ресурс — это наработка до этого состояния.

Ресурс деталей автомобиля по статической подежности, как правило, превышает их ресурс по износостойкости или циклической прочности, при этом масса изношенных деталей незначительно (на 1—3 %) отличается от массы новых деталей. Это положение предполагает использование остаточной долговечности деталей путем восстановления их размеров и свойств до значений, установленных ремонтными документами.

Ремонтопригодность — это приспособленность автомобиля или его частей к предупреждению, обнаружению и устранению отказов путем технического обслуживании или ремонта.

Сохраняемость — это свойство автомобиля сохранять исправное состояние во время его хранения и транспортирования.

Экономические показатели в виде сопоставления эффекта от использования автомобиля и затрат на его создание и эксплуатацию применяют на завершающей стадии оценки его качества.

Уровень качества — это отношение показателей качества рассматриваемого автомобиля к соответствующим показателям качества автомобиля-аналога.

Технический уровень автомобиля — под этим показателем подразумевают относительную характеристику его качества, основанную на сопоставлении, с одной стороны, значений показателей, характеризующих его техническое совершенство, и, с другой стороны, значений одноименных показателей лучшего аналога.

Технический уровень автомобиля является частным показателем уровня его качества, потому что свойства, определяющие его технический уровень, входят в общую совокупность свойств. Во множество показателей технического совершенства входят показатели, определйющие существенное повышение полезного эффекта автомобилей от применения научно-технических достижений. Техническое совершенство выражается показателями материалоемкости и энергоемкости, эргономическими и безопасности и др. Автомобиль становится более совершенным в результате использования новых конструктивных решений, материалов, прогрессивных технологических процессов, методов контроля и испытаний.

Технический уровень автомобилей повышают при ремонте путем их модернизации, которая состоит в замене отдельных составных частей более совершенными, выпускаемыми автомобильными заводами, а также в использовании деталей, упрочненных при их восстановлении.

1.2 Определение показателей качества автомобиля

Стандарт устанавливает номенклатуру основных показателей качества легковых автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров и частично грузов по дорогам общего пользования, а также номенклатуру показателей качества, включаемых в разрабатываемые и пересматриваемы стандарты на эти автомобили.

Автомобиль это объект требующий проведения мероприятий по обеспечению работоспособности в течение длительного периода его эксплуатации. Показатели качества автомобиля Mazda 6 представлены в таблице 1.2

Таблица 1.2 – Номенклатура показателей качества автомобиля Mazda 6

Наименование показателя

качества

Обозначение

показателя

качества

Наименование характеризуемого свойства

Значение и единица измерения

1

2

3

4

1 показатели назначения

1.1. Тип автомобиля

Седан

1.2. Колесная формула

Общее количество и число ведущих колес

4х2

1.3 Вместимость (число мест для сидения, включая водителя)

Несущая способность

5

1.4 Тип трансмиссии

Механическая

1.5 Число и расположение цилиндров

Характеристика двигателя

4 цилиндра, рядное

1.6 Показатели двигателя

Энергетические возможности автомобиля

1.6.1 Номинальная мощность, кВт (л.с.)

N

108/141

1.6.2 Максимальный крутящий момент, Н·м /мин-1

Mкр.max

181/3000

1.6.3 Рабочий объём, л

2,0

1.6.4 Сорт топлива

АИ-95

1.7 Показатели масс (СТ СЭВ 1598-79)

1.7.1 Масса неснаряжённого автомобиля, кг

Мн

Несущая способность

1100

1.7.2 Масса снаряжённого автомобиля, кг

Мс

Характеристика конструкции

1250

Продолжение таблицы 1.2

1

2

3

4

1.7.3 Полная конструктивная масса, кг

Мп

То же

1840

1.8 Габаритные размеры автомобиля, мм

Характеристика конструкции

1.8.1 Длина, мм

L

4670

1.8.2 Ширина, мм

B

1780

1.8.3 Высота (без нагрузки), мм

H

1440

1.9 Полезная длина салона, мм

Lc

Вместимость

2500

1.10 Полезная ширина салона, мм

Bн

То же

1400

1.11 База автомобиля, мм

Характеристика конструкции

2680

1.12 Внешний минимальный габаритный радиус поворота автомобиля, м

Rп

Маневренность

5,9

1.13 Коэффициент аэродинамического сопротивления

Сz

Аэродинамическое совершенство

0,3

1.14 Размер шин

205/55 R 16

1.15 Ёмкость топливного бака, л

Автономность

64

1.16 Удельная полезная площадь салона, м2/чел.

S

Комфортабельность

0,56

1.17 Объём багажного отделения, м3

Qб

Грузовместимость

0,302

1.18 Максимальная скорость, км/ч

Vmax

Динамические качества

208

1.19 Время разгона на скорости от 0 до 100км/ч, с

tр

То же

9,7

1.20 Время разгона

до 100км/ч, с

tрп

То же

8,3

Продолжение таблицы 1.2

1

2

3

4

2Показатели надёжности

2.1 Установленный ресурс, тыс. км.

Tр

Долговечность

280

2.2 Установленная безотказная наработка, тыс. км.

Тб

Безотказность

30

2.3 Наработка на отказ, тыс. км.

То

То же

120

2.4 Коррозийная стойкость кузова, лет

Тс

Долговечность

12

2.5 Гарантийный срок эксплуатации, лет (тыс. км.)

Гарантийые обязательства

3 года (100 тыс.км.)

3Показатели экономичности

3.1 Удельная масса, кг/м2

Кум

Характеристика конструкции

143,5

3.2 Расход топлива при движении с постоянной скоростью 90км/ч, л/100км

Qл(90)

Топливная экономичность

6,6

3.3 Расход топлива при движении с постоянной скоростью 120км/ч л/100км

Qл(120)

То же

7,8

3.4 Расход топлива в городском цикле, л/100км

Qлг

То же

11,8

3.5 Обобщенный приведенный расход топлива, л/100км

Qо

То же

8,5

4Эргономические показатели

4.1 Уровень внутреннего шума при скорости 100км/ч, дБА

Акустические условия в кабине

45

Окончание таблицы 1.2

1

2

3

4

4.2 Максимальное усилие на педали тормоза, кгс

Соответствие силовым возможностям человека

50

5 Показатели технологичности

5.1 Удельная оперативная трудоёмкость

Эксплуатационная технологичность и ремонтопригодность

5.1.1 Технического обслуживания

Sто

6,0

5.1.2 Текущего ремонта

Sтр

3,0

5.2 Периодичность технического обслуживания (ТО-1/ТО-2) тыс. км.

Lто

Эксплуатационная технологичность и ремонтопригодность

15/30

6 Экологические показатели

6.1 Содержание вредных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей, %

Степень загрязнения окружающей среды

0,2

6.2 Уровень внешнего шума, дБА

То же

60

7 Показатели безопасности

7.1 Соответствие законодательным требованиям по безопасности конструкции Правил ЕЭК ООН

Соответствие требованиям активной и пассивной безопасности

Соответствует

8 Эстетические показатели

8.1 Показатель совершенства художественно-конструкторского решения, балл

Пс

9

2.2 Возрастная структура и реализуемые показатели качества автомобиля и парка

Под возрастной структурой (ВС) принимается количественное или качественное распределение автомобильного парка по имеющимся возрастным группам (см. рис.2.1). Удельный вес автомобилей данной возрастной группы j в парке в момент времени i (например, в 2010 г.) определяется:

где Aj – размер парка в момент времени i, являющийся календарным временем существования данного парка;

Aij – количество автомобилей j-й возрастной группы в парке в момент времени i:

Возрастная группа j может исчисляться в годах или км пробега.

Возрастная группировка парка по пробегу лучше отражает надежностные свойства автомобилей, но более сложна в расчетах из-за падения годовой наработки в км при старении автомобилей (см. табл. 2.1).

Реализуемый показатель качества автомобиля — это средний показатель конкретного свойства автомобиля, определенный за заданную наработку. Чаще всего – это наработка до списанияtсп или продажи (см. рис. 2.2)

где Пj – показатель качества автомобиля j-й возрастной группы.

Рис.3.4 Изменение показателей качества за срок службы автомобиля

Реализуемый показатель качества автомобиля зависит от его возраста. Например, реализуемый показатель – среднегодовой пробег за первые три года эксплуатации составляет (см. табл.2.2)тыс. км, а за десять лет эксплуатации толькотыс. км.

Отсюда важность определения рационального срока службы изделия.

Реализуемый показатель качества парка как системы определяется возрастной структурой парка в момент времени i:

При определенных свойствах автомобиля как подсистемы, т.е. значениях Пj, tсп реализуемый показатель качества автомобиля постоянен , а для парка (системы) он зависит от его возрастной структуры аij, т.е. . На этом основано управление реализуемыми показателями качества парка.

Рассмотрим пример, иллюстрирующий влияние возрастной структуры парка на показатели эффективности (см. табл. 2.1, 2.3).

Рассмотренный в примере реализуемый показатель качества автомобиля (простои в ремонте) при tсп = j = 5 равен

Таблица 2.3 Влияние возрастной структуры на реализуемые показатели качества автомобиля и парка

Возраст автомобиля

Удельный простой в работе

Удельный вес автомобилей возраста j в парке в момент i, aij

Группа

j

Интервал наработки, тыс. км

%, j

I, i=1

II, i=2

III, i=3

1

0-100

100

0,2(20%)

0,1

0,2

2

101-200

122

0,2(20%)

0,1

0,4

3

201-300

176

0,2(20%)

0,3

0,2

4

301-400

250

0,2(20%)

0,3

0,2

5

Cвыше 400

297

0,2(20%)

0,2

Реализуемый показатель качества автомобиля,

189

189

189

162

То же, парка, Пj

189

209,4

154

При равномерном распределении парка по возрастным группам (I вариант, табл. 2.3) реализуемый показатель качества парка и автомобиля равны:

.

Т.е. в данном случае =

Это идеальный вариант, который практически не реализуется, так как среднегодовой пробег автомобилей при старении, как отмечалось выше не остается постоянным, а сокращается (см. табл. 2.1).

Равномерное распределение возрастного состава парка по срокам службы возможно при условии, что:

а) поставки новых автомобилей соответствует списанию старых;

б) списание осуществляется при одинаковом возрасте автомобилей;

в) нет аварийных списаний и передач автомобилей при t < tсп;

г) нет поступления подержанных автомобилей.

Для второго варианта реализуемый показатель качества парка:

.

Т.е. простой в ремонте увеличивается, а показатель качества парка хуже показателя качества автомобиля при установленном сроке службы (5 лет).

Третий вариант иллюстрирует тенденцию омоложения парка. Для него реализуемый показатель качества автомобиля улучшается

Реализуемый показатель качества парка:

т.е. лучше, чем у автомобиля (162%).

Кроме распределения парка по возрастным группам возрастную структуру характеризует также средний возраст автомобилей парка. Средний возраст парка в момент времени i равен:

где Tj – середина интервала j-й возрастной группы автомобилей.

В таблице 2. 4 приведен пример №2 расчета среднего возраста парка при изменении его возрастной структуры и времени существования парка.

Так, для i = 2 имеем:

или

Таблица 2.4 Определение среднего возраста парка

№ возрастной группы

Возрастные группы, годы, j

Середина интервала возрастной группы, Тj

% автомобилей в парке в момент времени i, aij

i=1

i=2

i=3

i=4

1

до 1

0,5

4

7

9

15

2

от 1 до 3

2

18

10

18

20

3

от 3 до 5

4

24

10

14

18

4

от 5 до 7

6

25

20

11

14

5

от 7 до 10

8,5

18

29

10

12

6

свыше 10

12

11

24

38

21

Всего, %

100

100

100

100

Средний возраст парка,

5,8

7,2

7

5,6

или .

Эксплуатационные качества автомобиля | Автомобильное

Эксплуатационные качества автомобиля характеризуются, следующими основными показателями: динамичностью, проходимостью, экономичностью, надежностью, маневренностью, устойчивостью, легкостью управления и удобством езды.

Динамичность автомобиля определяет его наибольшую среднюю техническую скорость движения в данных дорожных условиях. Динамические качества зависят от мощности двигателя, способности автомобиля обеспечить высокое ускорение при разгоне (приемистость автомобиля), быстрое торможение, а также и от технического состояния автомобиля.

Для автомобилей, работающих на дорогах с твердым покрытием, основными факторами, определяющими их динамичность, являются максимальная скорость движения и интенсивность разгона, особенно на прямой передаче; для автомобилей, работающих в условиях плохих дорог и бездорожья, — максимальная сила тяги на первой передаче.

Повышение динамических качеств автомобиля достигается увеличением мощности двигателя, снижением собственного веса, применением совершенных силовых передач и улучшением тормозных систем.

Проходимость автомобиля — это его способность передвигаться по плохим дорогам и бездорожью и преодолевать крутые подъемы, канавы, броды, участки заболоченной местности и рыхлого песка, снежную целину и другие препятствия.

Рис. Геометрические показатели проходимости автомобиля

Для повышения проходимости автомобиля применяются механизмы блокировки дифференциалов и привод на все колеса, равномерно распределяется нагрузка на колеса, предусматриваются значительные углы проходимости и большой дорожный просвет.

Для проходимости автомобиля большое значение имеет также ошиповка его колес. Так, при одинарных колесах задние колеса проходят по следу, проложенному передними, что значительно уменьшает затрату мощности на деформацию грунта при образовании колеи. Для предотвращения буксования колес применяют шины с крупным и глубоким рисунком протектора.

Большое значение для беспрепятственного движения автомобиля по бездорожью, особенно по мягкому грунту, имеет величина удельного давления колес на грунт. Чем меньше это давление, тем меньше погружаются колеса в грунт и меньше сопротивление движению автомобиля. Поэтому для армейских автомобилей применяются обычно одинарные колеса с шинами большого профиля, имеющими грунтозацепы и небольшое внутреннее давление воздуха. Для армейских автомобилей широко применяются также специальные шины с централизованной регулировкой давления в них во время движения автомобиля. Внутреннее давление воздуха в шинах и, следовательно, удельное давление колес на грунт могут при необходимости изменяться в зависимости от дорожных условий.

Экономичность автомобиля характеризуется наименьшим расходом горючего в литрах на 100 км пробега автомобиля. Экономичность автомобиля достигается совершенствованием механизмов двигателя и силовой передачи, а также снижением собственного веса автомобиля.

Экономичность автомобиля во многом зависит как от технического состояния автомобиля, так и от опытности водителя. Так, например, на одном и том же автомобиле при различной регулировке приборов питания, зажигания и других механизмов расход горючего может значительно колебаться.

Надежность автомобиля характеризуется его способностью работать длительное время, не требуя ремонта.

Надежность автомобиля повышается применением более износоустойчивых и прочных материалов, улучшением качества обработки трущихся поверхностей деталей и их смазки, введением надежных воздухоочистителей, фильтров, термостатов и других устройств. Наконец, надежность автомобиля во многом зависит от своевременного и качественного технического обслуживания и от умения водителя правильно эксплуатировать автомобиль.

Маневренность автомобиля характеризуется его способностью быстро изменять направление движения на небольшой площади.

Маневренность зависит от радиуса поворота и габаритов автомобиля: чем они меньше, тем лучше его маневренность.

Устойчивость автомобиля характеризуется его способностью уверенно двигаться в различных дорожных условиях без заносов и опрокидывания. Различают продольную и поперечную устойчивость автомобиля. Продольная устойчивость — это способность автомобиля противостоять опрокидыванию относительно передней или задней оси; поперечная устойчивость — способность противостоять боковому опрокидыванию.

Повышение устойчивости автомобиля достигается снижением высоты его центра тяжести, увеличением базы (расстояния между осями) и колеи (расстояния между серединами отпечатков правого и левого колес).

Легкость управления и удобство езды на автомобиле в значительной мере влияют на степень утомляемости водителя и перевозимого личного состава.

Облегчение управления автомобилем достигается удобной посадкой водителя и уменьшением физического усилия, которое водитель должен приложить для запуска двигателя, поворота рулевого колеса, переключения передач, торможения и т.д. Поэтому на автомобилях устанавливают надежные стартеры для запуска двигателя, применяют синхронизаторы в коробке передач, гидравлические и пневматические приводы тормозов, вводят автоматические коробки передач, сервомеханизмы рулевого управления и другие устройства.

Чтобы повысить удобство езды на автомобилях, улучшена обзорность дороги с места водителя, кабина отапливается и вентилируется, обогревается ветровое стекло и т.д.

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*