Понятие автомобиль – Значение словосочетания НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ. Что такое НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ?

  • 16.06.2020

Автомобиль — Циклопедия

Непростые вещи. Автомобиль // Наука 2.0 [26:16]

Автомобиль (от греческого autós — сам и лат. mobilis — движущийся) — транспортное средство, самоходная колесная машина, которая приводится в движение установленным на ней двигателем[1] и предназначена для перевозки людей, грузов, буксировки транспортных средств, выполнения специальных работ и перевозки специального оборудования по безрельсовым дорогам. Передвигается преимущественно по суше.

[править] Классификация

По назначению автомобили делят на транспортные, специальные и гоночные. Транспортные автомобили

предназначены для перевозки грузов и пассажиров. Специальные автомобили имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и применяются для различных целей (пожарные и коммунальные автомобили, автолавки, автокраны и т. п.). Гоночные автомобили предназначаются для спортивных соревнований, в том числе для установления рекордов скорости (рекордно-гоночные автомобили).[1]

Транспортные автомобили в свою очередь делятся на легковые, грузовые и автобусы.[1]

  • Легковой автомобиль

  • Грузовой автомобиль

По проходимости автомобили разделяются на дорожные, внедорожные и автомобили повышенной и высокой проходимости.

[1]

Основным видом внедорожных автомобилей являются колёсные полноприводные (то есть те, которые имеют привод ко всем колёсам). Кроме колёсных, выделяют также следующие автомобили высокой проходимости: колёсно-гусеничные со сменными гусеничными движителями или колёсами; полугусеничные, имеющие одновременно гусеничные движители и колёса; снегоходы с движителями в виде широких гусениц или шнеков; автомобили на пневмокатках; Амфибии — колёсные автомобили с водонепроницаемым кузовом и дополнительным движителем в виде гребного винта; автомобили на воздушной подушке, приводимые в движение тяговым воздушным винтом или реакцией направляемой назад струи воздуха от компрессора; шагающие автомобили, передвигающиеся с помощью перемещающихся лыж.

[1]

[править] История создания автомобиля

Самоходные экипажи различных схем и конструкций разрабатывались многими изобретателями еще в XVI—XVIII веках. Никола Жозефу Кюньо широко приписывают строительство первого полномасштабного самоходного механического транспортного средства примерно в 1769 году; он создал паровой трехколесный велосипед. Он также построил два паровых трактора для французской армии, один из которых хранится во Французской национальной консерватории искусств и ремесел. В 1801 году Ричард Тревитик построил и продемонстрировал свой дорожный локомотив, который по мнению многих, был первой демонстрацией парового транспортного средства. Этот локомотив был не в состоянии поддерживать достаточное давление пара в течение длительного времени и имел мало практической пользы.

Быстрое развитие автомобилей началось после появления быстроходных и экономических двигателей внутреннего сгорания. В 1879 году Карл Бенц получил патент на свой первый двигатель, который был разработан в 1878 году. Его первый Motorwagen был построен в 1885 году в Мангейме, Германия. Он получил патент на его изобретение, 29 января 1886 года (под эгидой его крупной компании, Benz & Cie., которая была основана в 1883 году).

[править] Основные даты

Общее устройство автомобиля ( СССР 1987 год )

Автомобиль состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части, механизмов управления, электрооборудования, кузова для перевозки пассажиров или грузов и кабины (у грузовых автомобилей).

Узлы и системы автомобиля[3]:

  • Большинство автомобилей делится на праворульные и леворульные.
  • Первое в истории ДТП, зарегистрированное с участием автомобиля (причем это был электромобиль) произошло 30 мая 1896 года в Нью-Йорке: Генри Уэлс на своем транспортном средстве столкнулся с велосипедом Эвелина Томаса, который отделался переломом ноги.
  • Первое в истории ДТП, повлекшее за собой смерть пешехода, произошло в 1899 году также в Нью-Йорке. Такси сбило Генри Блисса.
  • Самым популярным цветом автомобилей является серебристый, за ним следуют черный, белый и серый цвета.[4]
  • Несвитский Я. И. Грузовые автомобили. К., 1953.
  • Автомобиль (Описательный курс). Под ред. Г. В. Зимелева. М., 1955.
  • Гольд Б. В., Фалькевич Б. С. Теория, конструирование и расчет автомобиля. М., 1957.
  • Абрамович А. Д. Технические характеристики автомобилей. М., 1958.

Автомобиль — Википедия. Что такое Автомобиль

Benz Velo — один из первых автомобилей Cadillac модели 1959 года — один из символов автомобиля середины XX в.

Автомоби́ль (от др.-греч. αὐτός — сам и лат. mobilis — подвижной, скорый) — моторное дорожное транспортное средство, используемое для перевозки людей или грузов. Основное назначение автомобиля заключается в совершении транспортной работы

[1]. Автомобильный транспорт в промышленно развитых странах занимает ведущее место по сравнению с другими видами транспорта по объёму перевозок пассажиров[2]. Современный автомобиль состоит из 15—20 тысяч деталей, из которых 150—300 являются наиболее важными и требующими наибольших затрат в эксплуатации[3].

Понятие включает легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, бронетранспортёр, но не включает сельскохозяйственный трактор и мотоцикл.

Механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединённые с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией.

— Ст. 1, Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 года)

Любое механическое самоходное транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов; этот термин не включает сельскохозяйственные тракторы.

— Ст. 1, Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) Женева, 1 июля 1970 года

Наземное транспортное средство, продвигаемое его собственными средствами, движущееся по крайней мере на четырёх колесах, не находящихся на одной линии, которые должны всегда быть в контакте с землей; управление должно быть обеспечено по крайней мере двумя из колес, и движение — по крайней мере двумя из колес.

— Международный спортивный кодекс ФИА, ст. 13

Классификация

Легковой автомобиль BMW 315 Грузовой автомобиль (грузовик) — КрАЗ-256Б
  • Легковой автомобиль — полной массой не более 3500 кг для перевозки пассажиров (от 1 до 8, не включая водителя) и багажа. Легковые автомобили выпускаются с закрытыми кузовами (седан, лимузин, купе, хетчбэк, универсал, фургон и микроавтобус) и с кузовами, верх которых убирается (кабриолет, родстер, ландо и фаэтон). Toyota Hulix Surf Вид снизу
  • Грузовой автомобиль (грузовик) — автомобиль для перевозки грузов. На грузовых шасси выпускают также автомобили специализированного и специального назначения.
  • Автомобиль особо большой грузоподъёмности, фура — автомобиль, автопоезд или другое автотранспортное средство, нагрузки на ось которого превышают 120 кН (12 тонн силы), а габарит по ширине — более 2,5 м.
  • Автомобиль повышенной проходимости — легковой или грузовой автомобиль с приводом более чем на одну ось (или с ведущей одной осью, но возможностью блокировки осевого дифференциала), приспособленный для передвижения вне дорог с твёрдым покрытием. Автомобили повышенной проходимости оснащают трансмиссиями с расширенным диапазоном передаточных чисел, а также шинами со специальным рисунком протектора, часто с централизованной регулировкой давления в шинах и прочими техническими особенностями.
  • Внедорожник — легковой автомобиль, приспособленный для передвижения по дорогам всех типов, в том числе без твердого покрытия (грунтовым и полевым). Внедорожники обычно характеризуются приводом на все колёса, повышенным клиренсом.
  • Багги — лёгкий внедорожник для езды по песку. Обычно имеет открытую рамную конструкцию.
  • Пикап — грузопассажирская модификация на базе легкового автомобиля или внедорожника с открытой платформой с задним откидным бортом. Грузоподъёмность от 150 до 4500 кг.
  • Плавающий автомобиль (Машина-амфибия)
  • Летающий автомобиль
  • Спортивный автомобиль — автомобиль, имеющий высокие скоростные качества, повышенную мощность мотора и низкую посадку кузова.
  • Гоночный автомобиль — автомобиль, созданный специально для спортивных соревнований.
  • Рекордно-гоночный автомобиль — автомобиль, созданный специально для установления рекордов для автомобилей (обычно на специальной трассе, без конкурирующих автомобилей, исключительно по секундомеру).
Пожарный автомобиль
  • Автобус — автомобиль для перевозки более 8 пассажиров, не являющийся троллейбусом.
  • Троллейбус — автомобиль, предназначенный для перевозки более 8 пассажиров, с питанием электроэнергией от внешнего контактного провода.
Контейнеровоз

По типу двигателя:

Автомобили специального назначения (колёсные):

  • гражданского назначения
  • военного назначения

Автомобили специализированные (колёсные):

  • гражданского назначения

Конструкция автомобиля

Несмотря на большое разнообразие производимых автомобилей, в их устройстве всегда можно выделить три основных части: двигатель, шасси и кузов.

Производство автомобилей

Плотность автомобилей на 1000 жителей

Производитель автомобилей — автозавод, компания, фирма, занимающаяся разработкой, изготовлением или сборкой автомобилей. В начале XX века Oldsmobile совершил революцию в автомобильной промышленности, впервые применив конвейерную сборку и дав старт мировой массовой автомобилизации.

Крупнейшие компании-производители (на 2012 год)[4]:

  • General Motors (США + Великобритания + Австралия + Германия) — 9,03 млн.
  • Volkswagen Group (Германия + Франция + Италия + Испания + Великобритания) — 8,16 млн.
  • Toyota (Япония) — 8 млн.
  • Hyundai Motor (Южная Корея) — 6,59 млн шт.
  • Ford (США) — 6,3 млн шт.
  • Renault-Nissan (Япония + Франция + Южная Корея + Румыния + Россия) — 6,16 млн шт.

Многие десятилетия мировым лидером автомобильного производства были США. С 1980-х годов новым лидером стала Япония, с 2009 года — Китай, который с 2010 года производит также больше автомобилей, чем все страны Евросоюза вместе взятые, а с 2009 года является крупнейшим рынком в мире. СССР занимал 5-е место в мире по автомобилестроению в целом (в том числе 3-е по грузовикам и 1-е по автобусам), Россия входит в число 15 крупнейших автопроизводителей.

История

Первые известные чертёжи автомобиля (с пружинным приводом) принадлежат Леонардо да Винчи (стр. 812R Codex Atlanticus), однако ни действующего экземпляра, ни сведений о его существовании до наших дней не дошло. В 2004 году эксперты Музея истории науки из Флоренции смогли восстановить по чертежам этот автомобиль, доказав тем самым правильность идеи Леонардо. В эпоху Возрождения и позже в ряде европейских стран «самодвижущиеся» тележки и экипажи с пружинным двигателем строились в единичных количествах для участия в маскарадах и парадах.

В 1769 году французский изобретатель Кюньо испытал первый образец машины с паровым двигателем[5], известный как «малая телега Кюньо», а в 1770 году — «большую телегу Кюньо». Сам изобретатель назвал её «Огненная телега» — она предназначалась для буксировки артиллерийских орудий.

«Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в движение силой пара. В XIX веке дилижансы на паровой тяге и рутьеры (паровые тягачи, то есть безрельсовые паровозы) для обычных дорог строились в Англии, Франции и применялись в ряде европейских стран, включая Россию, однако они были тяжёлыми, прожорливыми и неудобными, поэтому широкого распространения не получили.

В 1791 году русским изобретателем Иваном Кулибиным была изготовлена «самокатная повозка».

Были отдельные случаи построения легковых автомобилей как предметов роскоши. Так, в историю вошёл La Marquise (официальное название — De Dion-Bouton et Trepardoux), построенный в 1884 году и работавший на паровой тяге.

Появление лёгкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 году немецкий изобретатель Готтлиб Даймлер, а в 1886 году его соотечественник Карл Бенц изготовили и запатентовали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. В 1895 году Бенц изготовил первый автобус с ДВС. В 1896 году Даймлер изготовил первое такси и грузовик. В последнем десятилетии XIX века в Германии, Франции и Англии зародилась автомобильная промышленность.

В первой четверти XX века широкое распространение получили электромобили и автомобили с паровой машиной. В 1900 году примерно половина автомобилей в США была на паровом ходу, в 1910-х в Нью-Йорке в такси работало до 70 тыс. электромобилей.

В том же 1900 году Фердинанд Порше сконструировал электромобиль с четырьмя ведущими колёсами, в которых располагались приводящие их в движение электродвигатели. Через два года голландская фирма Spyker выпустила гоночный автомобиль с полным приводом, оснащённый межосевым дифференциалом[6].

Первый гоночный автомобиль был оснащён двигателем мощностью 35 л. с. и был доставлен Эмилю Еллинеку от DMG 22 декабря 1900 года. Этот «Мерседес» был разработан Вильгельмом Майбахом, главным инженером DMG, и включал инновационные конструкторские решения: длинную колёсную базу, широкую колею и низкий центр тяжести, стальную раму, сотовый радиатор и рулевое колесо. Лёгкий и высокопроизводительный двигатель достигал 75 км/ч и мог набирать от 300 до 1000 оборотов в минуту. В нём было 4 цилиндра и соотношение каждого цилиндра на ход поршня составлял 116×140 мм. Объём — 5918 см³. Для каждой пары цилиндров стоял свой карбюратор, два распределительных вала и контролируемые впускные клапана, низковольтное магнето зажигания.

Братья Стэнли производили около 1000 автомобилей в год. В 1909 году братья открыли первую в Колорадо гостиницу люкс-класса и от железнодорожной станции до гостиницы гостей возил паровой автобус, что стало фактическим началом автомобильного туризма. Фирма Stanley выпускала автомобили на паровом ходу до 1927 года. Несмотря на ряд достоинств (хорошая тяга, многотопливность) паровые автомобили сошли со сцены к 1930-м годам из-за своей неэкономичности и сложностей при эксплуатации.

Немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта внёс американский изобретатель и промышленник Генри Форд, с 1913 года внедривший конвейерную систему сборки автомобилей.

В 1923 году фирма Бенца изготовила первый грузовой автомобиль с двигателем Дизеля.

В России

В 1780-е годы над проектом автомобиля (в определённом смысле этого слова, скорее — веломобиля, с педальным приводом) работал известный русский изобретатель Иван Кулибин. В 1791 году им была изготовлена повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.

В России автомобили появились в конце XIX века (первый иностранный автомобиль в России появился в 1891 году, его привез из Франции на пароходе издатель и редактор газеты «Одесский листок» В. В. Навроцкий). Первый русский автомобиль был создан Яковлевым и Фрезе в 1896 году и показан на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Впоследствии в России малыми сериями выпускался целый ряд легковых и грузовых автомобилей, большинство из которых представляли собой лицензионные варианты заграничных конструкций, собиравшихся частично или полностью из иностранных запчастей. Например, «Руссо-Балт» собрал 10 автомобилей в 1910 и 140 — в 1914. Тем не менее, полностью самостоятельного массового производства автотранспорта в России до революции так и не началось: его становление практически целиком пришлось на период советской власти.

АМО-Ф-15 — первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно заводом в Москве АМО.

Массовая автомобилизация на территории современной России началась сравнительно поздно — по сути, с введением в строй Горьковского (Нижегородского) автозавода в 1932 году, впервые начавшего крупносерийный (проектная мощность — до 300 000 автомобилей в год) выпуск легковых (ГАЗ-А) и грузовых (ГАЗ-АА) моделей по лицензии американской фирмы Ford, предназначенных для работы в народном хозяйстве. Первые же легковые автомобили массового выпуска, предназначенные для индивидуального пользования, были запущены в серию лишь после завершения индустриализации страны, непосредственно перед Великой Отечественной войной (КИМ-10).

В послевоенные годы появление массовых количеств личных автомобилей стало свершившимся фактом благодаря большому количеству трофейных и репарационных легковых автомобилей, ввезённых из Германии и главным образом попавших в личное пользование среднего и старшего командного состава РККА, советской и партийной номенклатуры, высших слоёв технической и творческой интеллигенции. А уже в 1946 году был начат выпуск массовой малолитражки, предназначенной для продажи населению — «Москвича». К этому же времени относится и появление первой самобытной конструкции советского легкового автомобиля — «Победы» ГАЗ-М-20. Эти машины отечественного производства быстро потеснили «трофейный» автопарк, выпускаясь в масштабах порядка десятков тысяч в год, чего уже в 1950-х годах не хватало для покрытия возрастающего по мере послевоенного восстановления народного хозяйства страны спроса со стороны населения — эта ситуация в той или иной степени сохранялась в течение всего советского периода. В середине 1950-х годов их сменили на конвейере более совершенные разработки — Москвич-402 и «Волга», широко поставлявшиеся на экспорт. На рубеже 1950-х и 1960-х была предпринята первая попытка создания доступного «народного» автомобиля, которым должен был стать «Запорожец» ЗАЗ-965 — впрочем, данный проект может считаться успешным лишь отчасти из-за ряда связанных с ним технических и технологических проблем. Первыми по-настоящему массовыми личными автомобилями в СССР стали «Жигули», начиная с модели ВАЗ-2101, выпускавшиеся в количествах боле полумиллиона автомобилей в год.

В период после 1945 года СССР стал видным мировым производителем легковых машин и одним из крупнейших производителей грузовых автомобилей и автобусов. В 1950-х — первой половине 1970-х годов советская автомобильная промышленность практически полностью покрывала разнообразные потребности народного хозяйства, сведя закупки автотранспорта за рубежом к минимуму, постепенно решалась и задача насыщения внутреннего рынка легковых автомобилей личного пользования. Советские легковые и грузовые автомобили в больших количествах поставлялись во многие страны и практически все регионы мира, включая Западную Европу и Северную Америку. Тем не менее, в силу целого ряда неудачных управленческих решений, а также — системных проблем, характерных как для отрасли, так и для экономики страны в целом, начиная с середины 1970-х годов отечественная автомобильная промышленность постепенно стала скатываться к состоянию перманентного кризиса. За 1970-е годы ни на одном из советских автомобилестроительных заводов не произошло полноценной смены поколений выпускаемых моделей, при том, что за рубежом именно на этот период пришлось весьма активное развитие данной отрасли промышленности. Отмечавшееся в 1980-е годы некоторое оживление сменилось очередным упадком в 1990-х, окончательно закрепившим технологическое отставание от зарубежных производителей на 10-20 и более лет, причём попытки создания в этой области новых, не связанных преемственностью с основанными в советскую эпоху, предприятий, ведущих производство собственных уникальных моделей по полному циклу, успехом так и не увенчались.

В настоящее время автомобилестроительная промышленность России представлена главным образом предприятиями, находящимися под контролем транснациональных корпораций, и либо занимается сборкой иностранных моделей из поставляющихся из-за рубежа комплектующих, либо выпускает собственные устаревшие модели со всё более широким замещением узлов и агрегатов импортными аналогами, при очень ограниченном объёме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в данной области.

В литературе встречается ошибочное мнение, что автомобиль с ДВС в России был впервые построен в 1882−1887 г.г. — первое упоминание об этом появилось в журнале «За рулём» в №20 за 1929 год (статья «Курьезы из истории автомобиля» с авторскими инициалами «Н. К.»)[7][8]

Рекорды скорости

  • Самая высокая скорость в мире — 1229,88 км/ч на наземном транспортном средстве — реактивном автомобиле Thrust SSC — была показана англичанином Энди Грином 15 октября 1997 года. А средняя скорость по двум заездам составила 1226,522 км/ч. Экипаж Грина приводился в движение двумя реактивными двигателями «Роллс-Ройс» общей мощностью 110 тыс. л. с.
  • Самую высокую скорость, которую развила на автомобиле женщина, равна 843,323 км/ч. Её показала в декабре 1976 года американка Китти Хамблтон на трёхколёсном автомобиле S.М. Мотивейтор мощностью 48 тыc. л.c.. По сумме двух заездов в двух направлениях её официальный рекорд равен 825,126 км/ч.
  • Мировой рекорд скорости установил британский суперкар Keating TKR с 7-литровым мотором мощностью 1500 л. с. — автомобиль разогнался до 416 км/ч. В 2010 году Bugatti Veyron опять заняла нишу самого быстрого серийного автомобиля, создав Bugatti Veyron Super Sport, увеличив мощность до 1200 сил. В передаче Top Gear Джеймс Мэй разогнался на Bugatti Veyron Super Sport более чем на 407 км/ч. А тестовый пилот Bugatti показал среднюю скорость в 431 км/ч, проехав в одном направлении со скоростью 427 км/ч и 434 км/ч в обратном.

Конкурсы автомобилей

Широкую известность приобрели конкурсы легковых, а затем и грузовых машин «автомобиль года» сначала европейский, а затем японский и североамериканский, а также всемирный и международный легковых (англ.) и грузовых машин, на которых победы попеременно одерживали автомобили разных классов, производителей и стран.

Также среди легковых машин был проведён конкурс «автомобиль века», где победу одержал Ford T, давший старт мировой массовой автомобилизации.

В культуре и массмедиа

Автомобиль не раз становился главным или второстепенным героем художественных фильмов и мультиков (Тачки, Дуэль, Максимальное ускорение, Кристина). В некоторых фильмах он является неотъемлемым помощником главного героя (Фильмы о Джеймсе Бонде, Такси, Бэтмен, Назад в будущее, Смертельные гонки 2000, Безумный Макс). В фильме Квентина Тарантино «Доказательство смерти» маньяк использует автомобиль в качестве орудия убийства. Одним из самых удачных приключенческих фильмов был двухсерийный фильм «Плата за страх», в котором главную роль играл Ив Монтан. В настоящее время выпускается множество печатных изданий, главной тематикой которых является автомобиль. Первый российский журнал об автомобилях — «За рулём», вышел в апреле 1928 года.

Вред от автомобилей

Транспорт занимает 1-е место по вкладу в загрязнение атмосферы, — на него приходится 17 % глобального выброса парниковых газов. Ряд ведущих климатологов высказались за повсеместный запрет на использование на дорогах любых транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания начиная с 2030 года.[9] Это необходимо для избежания наихудших последствий глобального потепления.

В дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) ежегодно гибнут около 1,2 млн человек и получают травмы 20–50 млн человек. Ежегодные потери от ДТП оцениваются в 500 млрд долларов и более. ДТП занимают 9-е место в общем рейтинге причин смерти и 1-е место для возрастной группы 19–29 лет[10]. В России с 2000 года в ДТП погибло полмиллиона человек.

Массовое автопользование является одной из причин исчезновения видов. За время существования среднего автомобиля связанная с ним «потеря потенциала среды обитания» может составлять более 50 000 м2.[11]

Массовая автомобилизация является фактором социальной изоляции, формирует экофобную структуру расселения, способствуя разрастанию городских агломераций[en]. В условиях города частный автомобиль как транспортное средство означает крайне неразумное использование энергии и пространства. Реальным мотивом для его использования часто становятся не рациональные соображения, а «удовольствие от вождения», то есть смесь спортивных эмоций с радостью от повседневного социального самоутверждения. С точки зрения интересов общества для удовольствий такого рода гораздо лучше подходят не улицы, а приватные и клубные пространства.[12] Господствующая логика автомобилизации требует устранения «препятствий» для движения, таких как пешеходы, светофоры, велосипедисты, различные формы уличного общественного транспорта, например, трамваи или троллейбусы. Результатами являются упадок уличной жизни, деградация городской среды и социальное отчуждение. Даже на сравнительно тихих улицах периодическое появление машин, движущихся с большой скоростью, создает впечатление опасности и прекращает игры детей на улице. Это приводит к сокращению контактов взрослых жителей улицы (особенно принадлежащих к разным поколениям), поскольку такие контакты часто возникают на почве присмотра за детьми.

Социальные контакты между жителями улиц Бристоля в зависимости от уровня автомобильного трафика по данным Hart, J., Parkhurst, G., (2011)

По мнению многих социологов, потеря повседневной пешеходной доступности объектов ведет к быстрому разрушению местных сообществ.[13]

Основным средством снижения воздействия автомобильного трафика на жизнь в городах является сокращение самого автотрафика. Примером успеха может служить Копенгаген, где с 1962 года проводилась политика уменьшения возможностей парковки на 2 – 3 % в год параллельно с увеличением предложения общественного транспорта, удобств для велосипедистов и инвестициями в качество общественных пространств.[14]

Ежегодно 22 сентября проводится Всемирный день без автомобиля, девиз которого — «Город как пространство для людей, пространство для жизни».

Интересные факты

Примечания

  1. ↑ Малкин, 2007, с. 5.
  2. ↑ Малкин, 2007, с. 3.
  3. ↑ Власов, 2007, с. 4.
  4. ↑ GM вновь стал крупнейшим автопроизводителем в мире
  5. Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития автомобиля и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — С. 5. — 191 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-7030-0226-5.
  6. ↑ Самый полный привод Архивировано 11 января 2009 года. Авторевю № 22, 2002
  7. Н. К. Курьезы из истории автомобиля // За рулём : журнал. — Акционерное общество Огонёк, 1929. — № 20. — С. 25−26.
  8. Скоренко Т. Изобретено в России. История русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II.. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — С. 467—474. — 533 с. — ISBN 978-5-91671-786-0.
  9. Moore’s law for carbon would defeat global warming The Guardian, 23 March 2017
  10. ↑ Вред от автомобиля: общество и экология — РИА Новости, 22.09.2009
  11. Ball, Jeffrey. Six Products, Six Carbon Footprints, Wall Street Journal (9 марта 2009). Архивировано 6 декабря 2010 года. Проверено 10 января 2011.
  12. Борис Родоман. Автомобильный тупик России и мира
  13. Duany, Andres. Suburban Nation: The Rise of Sprawl and the Decline of the American Dream / Andres Duany, Plater-Zyberk, Speck. — New York : Farrar Straus & Giroux,, 2001. — ISBN 9780865476066.
  14. ↑ Hart, J., Parkhurst, G., (2011) (PDF)  (англ.)
  15. Kamit Savay. Kamit Savay: Из истории США: Первое в истории ДТП, зарегистрированное с участием автомобиля (причем это был электромобиль), произошло 30 мая 1896 года в Нью-Йорке: Генри Уэлс на своем транспортном средстве столкнулся с велосипедом Эвелина Томаса, который отделался переломом ноги.. Kamit Savay (пятница, 3 мая 2013 г.). Проверено 23 сентября 2017.
  16. ↑ АвтоКиров (рус.), Nadasuge.ru. Архивировано 24 сентября 2017 года. Проверено 23 сентября 2017.
  17. ↑ Автоистория. Кто и когда первым угнал автомобиль.. autohis.ru. Проверено 23 сентября 2017.
  18. ↑ Самый старый автомобиль в мире продан за 4,6 миллиона долларов (рус.), TUT.BY. Проверено 23 сентября 2017.
  19. ↑ АВТОМОБИЛИСТ — Какой самый старый автомобиль в мире?. www.avtoprofy.ru. Проверено 23 сентября 2017.

Литература

  • Малкин В. С. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 431 с. — ISBN 978-5-222-12045-3.
  • Власов В. М., Жанказиев С. В., Круглов С. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — М: Академия, 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-7695-4564-1.
  • Афанасьев Л. Л. Автомобильные перевозки. — М: Транспорт, 1965. — 351 с.

Ссылки

автомобиль — это… Что такое автомобиль?

самоходная транспортная машина, обычно на колёсном (реже полугусеничном) ходу, приводимая в движение собственным двигателем. Различают автомобили пассажирские (легковые, автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные, автокран, автолавка, рефрижератор, боевые машины пехоты и т. д.) и спортивные (багги, гоночные, напр. болиды «Формулы-1», раллийные). По проходимости автомобили подразделяют на дорожные, внедорожные (в т. ч. карьерные), повышенной проходимости и высокой проходимости. Автомобили с кузовами особой конструкции, предназначенные для перевозки определённых грузов, называются специализированными – лесовоз, фермовоз, цементовоз, бензовоз и др. Трёхколёсный автомобиль К. Бенца

Трёхколёсный автомобиль К. Бенца

Автомобиль содержит двигатель, трансмиссию, ходовую часть, кузов, систему управления, электрооборудование, сервисные устройства. Двигатель может быть бензиновым (карбюраторный внутреннего сгорания), дизельным, газовым (на баллонном газе), электрическим, газотурбинным. Трансмиссия представляет собой совокупность устройств, передающих вращающий момент от двигателя к ведущим колёсам (гусеницам). В состав трансмиссии входят собственно двигатель, механизм сцепления, коробка передач (скоростей), карданная передача, главная передача (дифференциальный механизм, дифференциал). По компоновке основных агрегатов различают автомобили с передним или задним расположением двигателя, с приводом на задние или(и) передние колёса. Ходовая часть состоит из рамы, на которой устанавливают остальные части и узлы автомобиля (у многих легковых автомобилей нет рамы, её функции выполняет кузов), подвесок, осей (мостов переднего и заднего) и движителей. Система управления служит для изменения направления и скорости движения автомобиля, в неё входят рулевой механизм с рулевой колонкой, тормозной механизм, регулятор подачи топлива в двигатель, переключатель скоростей. Электрооборудование состоит из источников тока (аккумуляторной батареи и электрогенератора, приводимого в действие от главного двигателя), осветительных приборов внутреннего и наружного освещения (фары, подфарники, стоп-сигналы, сигналы поворота, габаритные огни), звуковой сигнализации, системы зажигания. К сервисным устройствам относятся приборы вентиляции и отопления, кондиционер, радиоприёмник, магнитофон (плеер), стеклоочистители, видеомагнитофон и телевизионные мониторы (в туристических и междугородных автобусах) и др. Автомобили выпускают во многих странах. Больше всего в Японии, США, Франции, Республике Корея, Испании, Великобритании, Бразилии, Италии. Крупнейшие автомобильные компании (фирмы, концерны) представляют собой транснациональные корпорации: «Дженерал моторс», «Форд мотор», «Тойота мотор», «Фольксваген», «Рено/Ниссан», «Даймлер/Крайслер», «Пежо/Ситроен», «Хонда», «Хёндэ/Киа», «Фиат», «Мицубиси хэви индастрис», «Бритиш мотор холдингс», «Воксхолл моторс». В России автомобили выпускают автозаводы в Тольятти («Ваз», «Лада», «Нива»), Нижнем Новгороде («Волга», ГАЗ, «Газель»), Москве (ЗИЛ), Ижевске («Иж москвич») и др. Схема расположения основных узлов автомобиля «Фольксваген-Гольф»:

Схема расположения основных узлов автомобиля «Фольксваген-Гольф»:

1 – двигатель; 2 – воздушный фильтр; 3 – радиатор; 4 – полуось; 5 – аккумуляторная батарея; 6 – передний рабочий тормоз; 7 – рулевое управление; 8 – передняя амортизационная стойка; 9 – задняя подвеска; 10 – глушитель; 11 – амортизатор; 12 – задний рабочий тормоз Попытки создания самодвижущихся повозок относятся к 16–17 вв. Но лишь в 1769—70 гг. Ж. Кюньо во Франции, а спустя несколько лет У. Мёрдок и Р. Тревитик в Англии построили первые автомобили, на которых были установлены паровые машины. Широкое распространение автомобиль получил после изобретения в 1860 г. французским механиком Э. Ленуаром двигателя внутреннего сгорания. В 1885 г. немецкий инженер Г. Даймлер построил мотоцикл с бензиновым двигателем, а его соотечественник К. Бенц в 1886 г. создал трёхколёсный автомобиль с таким же двигателем. В 1890-е гг. во Франции появились первые автомобили – «Панар-Левассор» и «Де Дион-Бутон», в США построил свой первый автомобиль Г. Форд. Первым легковым автомобилем, выпущенным в России, был «Руссо-Балт» (Рига, Латвия, 1908 г.), грузовым – АМО-Ф-15 (Москва, 1924 г.). Автомобильный двигатель

Автомобильный двигатель

За 100 лет существования автомобиль стал самым распространённым транспортным средством. Ежегодно в мире выпускается 54–59 млн. разнообразных автомобилей; в т. ч. св. 25 % грузовых автомобилей и автобусов. Бoльшая часть добываемой в разных странах нефти перерабатывается на бензин и дизельное топливо для удовлетворения нужд автомобильного транспорта.

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

Портал:Автомобиль — Википедия

Избранная статья (править)

Во всех странах мира автомобилям присваиваются уникальные номера, которые должны быть показаны на заметных светоотражающих плашках впереди и/или сзади автомобиля.

В России большинство номерных знаков имеют следующий вид:

Russian numberplate.png

Все используемые номера зарегистрированы. Для каждого административного района есть свой номер, общий для всех автомобилей, зарегистрированных в этом округе. ГОСТ предусматривает изготовление лишь 1 млн 726 тыс. 272 комплектов регистрационных знаков для каждого субъекта Федерации — именно столько возможно комбинаций с использованием разрешенных ГОСТом символов — это цифры и 12 букв кириллицы, имеющих графические аналоги в латинском алфавите (А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, X и У). Между тем понятно, что в некоторых регионах куда как больше, чем 1,7 млн автомобилей. Например, на трехзначный код, помимо Москвы, были вынуждены перейти республика Татарстан (16, 116), Московская область (50, 90, 150), Самарская область (63, 163), Челябинская область (74, 174) и другие регионы. Миллионами исчисляются парки и других областей, где действует несколько серийных кодов: Санкт-Петербург (78, 98,178), Краснодарский край (23, 93), Свердловская область (66, 96), Калининградская область (39, 91). (Подробнее…)

Избранная личность (править) Henry ford 1919.jpg

Генри Форд (англ. Henry Ford; 30 июля 1863 — 7 апреля 1947) — промышленник, владелец завода по производству автомобилей. Его лозунгом было «автомобиль для всех» — завод Форда выпускал наиболее дешевые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Ford Motor Company существует и по сей день.

Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим трудом по научной организации труда. Фордовский подход критиковали за «обезличивание»; в пародийной форме он описан в романе О.Хаксли «О дивный новый мир».

Транспортное средство — Википедия

Конная упряжка долгое время оставалась наиболее распространённым транспортным средством, использующим для передвижения мускульную силу

Транспортное средство — техническое устройство для перевозки людей и/или грузов[1].

В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния. Транспортные средства классифицируются по типу движителя (двигатель, парус, животные) или способу движения по поверхности: колёсный[2], гусеничный, рельсовый или лыжный.

  • Старейшие лодки, найденные в ходе археологических раскопок, были построены 7000—9000 лет назад[3][4][5][6].
  • Старейшее морское судно, построенное 7000 лет назад, было найдено в Кувейте[7].
  • Лодки использовались в 4000—3000 гг. до н. э. в Шумере[8], Древнем Египте[9] и Индийском Океане[8].
  • Первые повозки, приводимые в движение тягловой силой животного (осла), появились около 3000—4000 лет до н. э.[10]
  • Самые первые транспортные средства, которые передвигались по направляющим элементам, использовались на древнегреческом диолке (предшественник железной дороги). Он имел протяжённость от 6 до 8,5 км и проходил через Коринфский перешеек[11][12][13][14][15]. Повозки, которые тащили люди и животные, двигались в пазах, сделанных в известняке, которые создавали подобие рельсового пути и не давали повозкам отклоняться от необходимой траектории движения[15].
  • В 200 г. до н. э. Ма Цзюн построил колесницу, указывающую на юг, которая являлась первым транспортным средством, имевшим систему навигации[16].
  • В Повести временных лет описывается, как русский князь Вещий Олег изобретает первое самодвижущееся колёсное транспортное средство, движущиеся по земле и приводимое в движение силой ветра, что было невиданным чудом в те времена: В год 6415 (907) Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».[17]
  • Железные дороги стали появляться в Европе после Тёмных веков. Самым первым упоминанием о железной дороге является витраж в окне Фрайбургского мюнстера, датируемый примерно 1350 г.[18]
  • В 1515 г. кардинал Маттеус Ланг составил описание Райзцуга — тайного фуникулёра, использующегося в замке Хоэнзальцбург в Австрии. Вагоны фуникулёра передвигались по деревянным рельсам, которые при помощи конопляных верёвок и топчака тянули люди и животные[19][20].
  • В 1769 г. Николя-Жозеф Куньо построил паровой автомобиль для Французской армии. Считается, что Куньо был первым, кто использовал механический двигатель для приведения в движение самоходного транспортного средства (артиллерийского тягача). Однако в настоящее время существует теория, что Фернан Вербьес, член Иезуитской миссии в Китае, построил автомобиль раньше Куньо — в 1762 г.
  • В 80-е гг. XVIII в. Иван Кулибин создал трёхколёсный механический экипаж с педальным приводом. В нём впервые были использованы узлы, используемые и по сегодняшний день: маховик, механический тормоз, коробка передач и подшипники. К сожалению, дальнейшее развитие этот экипаж не получил[21].
  • В 1783 г. братья Монгольфье запустили первый аэростат.
  • В 1801 г. Ричард Тревитик построил первый паровоз и кольцевую железную дорогу, для демонстрации его работы. Однако паровоз не мог поддерживать необходимое давление пара в течение длительного времени, и поэтому имел мало практической пользы.
  • В 1801 г. немецкий барон Карл Дрез создал первый самокат, который он прозвал «машиной для ходьбы». Это транспортное средство считается прародителем велосипедов и мотоциклов[22].
  • В 1885 г. Карл-Вильгельм Отто Лилиенталь начал проводить аэродинамические эксперименты с первыми летательными аппаратами — самодельными планёрами.
  • В 1903 г. Братья Райт запустили первый оснащённый двигателем управляемый самолёт.
  • В 1907 г. состоялся первый управляемый полёт вертолёта с пилотом Полем Корню[23].
  • В 1928 г. был запущен первый автомобиль с реактивным двигателем Opel-RAK. 1
  • В 1929 г. был запущен первый планёр с реактивным двигателем Opel RAK.1
  • В 1961 г. космический корабль Восток-1 осуществил доставку первого человека (Юрия Гагарина) в космос.
  • В 1969 г. Программа Аполлон произвела посадку первого управляемого космического корабля на Луне.
  • В 2010 г. количество эксплуатируемых транспортных средств во всем мире превышает 1 млрд. Примерно по 1 на каждых 7 человек[24].

Источник энергии[править | править код]

Для приведения транспортного средства в движение необходим источник энергии. Необходимая энергия может быть получена различными способами, например, из окружающей среды: сила ветра для парусников, солнечная энергия для электромобилей или трамваев. Энергия может также храниться в различных формах, откуда она может быть получена при необходимости, в этом случае важными критериями являются объём, заряд и мощность используемого средства хранения энергии.

Широко распространённым видом источника энергии является топливо. Двигатели внешнего сгорания могут использовать в качестве топлива практически все горючие вещества, в то время как двигатели внутреннего сгорания и реактивные двигатели конструируются под конкретный тип топлива: бензин, керосин, дизельное топливо или этанол.

Другим распространённым видом источника энергии является батарея. Аккумуляторы имеют преимущество в том, что могут иметь различный объём и мощность, являются экологически чистыми, просты в установке и обслуживании[25]. Батареи также способствовали распространению электродвигателей, которые имеют свои преимущества. С другой стороны, аккумуляторы имеют низкую плотность энергии, короткий срок службы, низкую производительность при экстремальных температурах, долгое время зарядки и трудности с утилизацией (хотя обычно их перерабатывают)[25]. Как и топливо, аккумуляторы накапливают энергию химическим способом и при несчастном случае могут вызвать ожоги и отравление[26]. Батареи также теряют свою эффективность с течением времени[27]. Для экономии времени, затрачиваемой на зарядку, разряженные батареи возможно заменять на заряженные[28], однако это влечёт за собой дополнительные затраты на оборудование и может быть непрактичным при использовании больших батарей. Кроме того, аккумуляторы должны быть стандартизированы для того, чтобы было просто произвести быструю замену. С батареями схожи топливные элементы, поскольку получение электрической энергии из них происходит также путём преобразования химической энергии. Они имеют свои преимущества и недостатки.

Контактные рельс и сеть являются источником электрической энергии для поездов метро, электропоездов на железной дороге, трамваев и троллейбусов.

Сфера применения солнечной энергии в транспортных средствах в настоящее время развивается. Первые транспортные средства на фотоэлементах были построены и успешно испытаны, в том числе NASA Pathfinder — питающийся от солнечных батарей самолёт.

Атомная энергия является особой формой хранения энергии, и в настоящее время используется только в больших судах и подводных лодках, в основном военных. Ядерная энергия может быть высвобождена при помощи ядерного реактора, ядерной батареи, либо многократной детонации ядерных бомб. Сферу применения ядерной энергии на транспортных средствах в течение длительного времени пытаются расширить, например, проводились эксперименты с атомными самолётами Ту-119 и Convair X-6.

Моторы и двигатели[править | править код]

Необходимая для приведения транспортного средства в движение энергия берётся из источника энергии и потребляется одним или несколькими моторами (двигателями)[29].

Большинство транспортных средств оснащены двигателями внутреннего сгорания, поскольку они достаточно дёшевы, просты в обслуживании, надёжны, безопасны и имеют небольшие размеры. Так как двигатели внутреннего сгорания сжигают топливо постепенно, то они позволяют преодолевать большие расстояния, но при этом непрерывно загрязняют окружающую среду. С двигателями внутреннего сгорания связаны двигатели внешнего сгорания. Примером последних могут служить паровые двигатели. Помимо топлива, паровые двигатели также нуждаются в воде, что делает их непрактичными для ряда целей. Паровым двигателям также необходимо определённое время, чтобы набрать необходимую для начала движения температуру, в отличие от двигателей внутреннего сгорания, которых могут начать приводить транспортное средство в движение сразу после подачи топлива и его воспламенения, хотя это не рекомендуется производить в холодных условиях. Так же паровые двигатели при сжигании угля выбрасывают в атмосферу соединения серы, которые приводят к вредным кислотным дождям[30].

Обычные двигатели внутреннего сгорания имеют прерывистый принцип работы, поэтому в авиации они были заменены реактивными двигателями и газовыми турбинами, которые также относятся к разряду двигателей внутреннего сгорания, но имеют непрерывный принцип работы. Реактивные двигатели легче и, в частности, при использовании на самолётах, эффективнее. С другой стороны, они стоят дороже и требуют более тщательного ухода. Они также получают повреждения от попадания посторонних предметов внутрь и выбрасывают выхлопы с очень большой температурой. Железнодорожные локомотивы, использующие в качестве двигателя турбины, называют газотурбовозами. Примерами наземных транспортных средств, использующих газотурбинные двигатели, могут служить танки Абрамс и Т-80, мотоцикл MTT Turbine Superbike и лайнер Celebrity Millenium. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель во многом похож на газотурбинный двигатель, но он почти не имеет движущихся частей. По этой причине он был очень привлекательным для дизайнеров автомобилей в прошлом, однако издаваемый им шум, тепло, и неэффективность привели к отказу от его использования. Историческим примером применения пульсирующего двигателя были крылатые ракеты Фау-1. Детонационные пульсирующие воздушно-реактивные двигатели до сих пор иногда используется в любительских экспериментах. С появлением современных технологий детонационные импульсные двигатели были применены на практике, примером можно считать успешное испытание самолёта Rutan VariEze. Несмотря на то, что двигатель с импульсной детонаций является гораздо эффективнее реактивных и газотурбинных двигателей, он всё ещё имеет недостатки из-за экстремальных уровней шума и вибрации. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели тоже имеют мало подвижных частей, но они хорошо функционируют только при высоких скоростях, поэтому их использование ограничено несущими винтами вертолётов и сверхзвуковыми самолётами, такими как Lockheed SR-71[31][32].

Ракетные двигатели используются в основном на ракета-носителях, ракетных санях и экспериментальных самолётах. Ракетные двигатели являются самыми мощными. Самое тяжёлое транспортное средство, из поднимавшихся когда-либо с поверхности Земли: ракета Сатурн-5 была оснащена пятью ракетными двигателями F-1 общей мощностью в 180 000 000 лошадиных сил (134 МВт)[33]. Ракетные двигатели имеют достаточно простую конструкцию и используют для работы только топливо и катализатор, например перекись водорода[34]. Это делает их привлекательными для использования в необычных транспортных средствах, таких как реактивные ранцы. Несмотря на свою простоту, ракетные двигатели зачастую опасны и подвержены взрывам. Используемые в настоящее время разновидности ракетного топлива огнеопасны, ядовиты, едки и криогенны. Данный вид двигателей страдает от низкой эффективности. Перечисленные недостатки ракетных двигателей привели к тому, что их используют только в случае крайней необходимости.

Электродвигатели используются в электромобилях, электрических велосипедах , электрических скутерах, маломерных судах, метро, поездах, троллейбусах, трамваях и экспериментальных самолётах. Электродвигатели очень эффективны, их КПД может составлять более 90 %[35]. Производимые в настоящее время электродвигатели достаточно мощные, надёжные и имеют низкие эксплуатационные расходы, так же могут иметь различные размеры. Электродвигатели способны работать в большом диапазоне скоростей и моментов без наличия коробки передач (хотя для осуществления этого требуется больше, чем один двигатель). Использование электродвигателей для приведения транспортных средств в движение ограничивается главным образом трудностью получения постоянного источника электроэнергии необходимой величины.

Пневматические двигатели используются на транспортных средствах экспериментально (например, в воздухомобилях). Они простые, эффективные, безопасные, дешёвые, надёжные и работают в различных условиях. Одна из трудностей, возникающая при работе пневматических двигателей, — это охлаждающий эффект расширения газа, что приводит к замерзанию двигателя, а использовать подогрев проблематично[36]. Охлаждающий эффект, однако, возможно использовать как систему кондиционирования. Эффективность пневматического двигателя падает при уменьшении давления газа.

Ионные двигатели используются на некоторых спутниках и космических аппаратах. Они эффективны только в вакууме, что ограничивает их использование только космическим пространством. Ионные двигатели работают от электроэнергии, но они также нуждаются в топливе, таком как цезий или ксенон[37]. Ионные двигатели позволяют разогнать космический аппарат до очень высоких скоростей, используя относительно мало топлива. Большинство ионных двигателей, эксплуатируемых сегодня, имеют небольшое ускорение[38].

Преобразование энергии для функционирования[править | править код]

Механическая энергия, которую производят двигатели для приведения транспортного средства в движение, должна быть преобразована в механическую работу, что производится посредством колёс, винтов, сопел и аналогичных средств.

Помимо преобразования механической энергии в движение, колёса позволяют транспортному средству катиться по поверхности, за исключением транспортных средств, которые передвигаются, удерживаясь за рельсы[39]. Колесо — это очень древнее изобретение, обнаруженные его образцы созданы более чем 5000 лет назад[40]. Колёса используются во множестве транспортных средств: автомобилях, бронетранспортёрах, вездеходах, самолётах, поездах, скейтбордах, тачках и др.

Сопла используются в сочетании с практически всеми используемыми реактивными двигателями[41]. Примерами транспортных средств, имеющих сопла, являются реактивные самолёты, ракеты и гидроциклы. Большинство сопел имеют форму конуса или колокола[41], некоторые необычные проекты имеют вид клина. Существуют нематериальные конструкции сопел, к ним можно отнести сопло, представляющее собой электромагнитное поле ионного двигателя[42].

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

«Под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются:

  • подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
  • подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
  • подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,
  • трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,
  • транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед). Примеры транспортных средств

Транспортные средства (В пункте 11 статьи 1 Закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» приведено определение понятия «транспортное средство», и виды транспортных средств)(- устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определённых транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;

б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;

в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьёй 12.3 настоящего Федерального закона;

д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.

  1. 1 2 Halsey, William D. (Editorial Director): MacMillan Contemporary Dictionary, page 1106. MacMillan Publishing, 1979. ISBN 0-02-080780-5 Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>: название «MacMillian» определено несколько раз для различного содержимого
  2. ↑ Характеристика автотранспорта дается в международном стандарте ISO 3833:1977 Road vehicles — Types — Terms and definitions = Дорожные транспортные средства. Типы, термины и определения Webstore.anis.org
  3. ↑ Oldest Boat Unearthed (неопр.) (недоступная ссылка). China.org.cn. Дата обращения 5 мая 2008. Архивировано 2 января 2009 года.
  4. McGrail, Sean. Boats of the World (англ.). — Oxford, UK: Oxford University Press, 2001. — P. 431. — ISBN 0-19-814468-7.
  5. ↑ Africa’s Oldest Known Boat (неопр.). wysinger.homestead.com. Дата обращения 17 августа 2008. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  6. ↑ 8,000-year-old dug out canoe on show in Italy (неопр.). Stone Pages Archeo News. Дата обращения 17 августа 2008. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  7. Lawler, Andrew. Report of Oldest Boat Hints at Early Trade Routes (англ.) // Science. — American Association for the Advancement of Science, 2002. — 7 June (vol. 296, no. 5574). — P. 1791—1792. — DOI:10.1126/science.296.5574.1791. — PMID 12052936.
  8. 1 2 Denemark 2000, page 208
  9. McGrail, Sean. Boats of the World (англ.). — Oxford, UK: Oxford University Press, 2001. — P. 17—18. — ISBN 0-19-814468-7.
  10. ↑ DSC.discovery.com
  11. ↑ Verdelis, Nikolaos: «Le diolkos de L’Isthme», Bulletin de Correspondance Hellénique, Vol. 81 (1957), pp. 526—529 (526)
  12. ↑ Cook, R. M.: «Archaic Greek Trade: Three Conjectures 1. The Diolkos», The Journal of Hellenic Studies, Vol. 99 (1979), pp. 152—155 (152)
  13. ↑ Drijvers, J.W.: «Strabo VIII 2,1 (C335): Porthmeia and the Diolkos», Mnemosyne, Vol. 45 (1992), pp. 75-76 (75)
  14. ↑ Raepsaet, G. & Tolley, M.: «Le Diolkos de l’Isthme à Corinthe: son tracé, son fonctionnement», Bulletin de Correspondance Hellénique, Vol. 117 (1993), pp. 233—261 (256)
  15. 1 2 Lewis, M. J. T., «Railways in the Greek and Roman world» Архивная копия от 21 июля 2011 на Wayback Machine, in Guy, A. / Rees, J. (eds), Early Railways. A Selection of Papers from the First International Early Railways Conference (2001), pp. 8-19 (11)
  16. ↑ 200 AD — MA JUN (неопр.) (недоступная ссылка). B4 Network. Дата обращения 21 июля 2011. Архивировано 26 декабря 2011 года.
  17. преподобный Нестор Летописец. Повесть временных лет (неопр.).
  18. Hylton, Stuart. The Grand Experiment: The Birth of the Railway Age 1820–1845 (англ.). — Ian Allan Publishing (англ.)русск., 2007.
  19. Kriechbaum, Reinhard. Die große Reise auf den Berg (нем.), der Tagespost (15 мая 2004). Архивировано 28 июня 2012 года. Дата обращения 22 апреля 2009.
  20. ↑ Der Reiszug – Part 1 – Presentation (неопр.). Funimag. Дата обращения 22 апреля 2009. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  21. ↑ Automobile Invention (неопр.). Aboutmycar.com. Дата обращения 27 октября 2008. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  22. ↑ Canada Science and Technology Museum: Baron von Drais’ Bicycle (неопр.) (недоступная ссылка) (2006). Дата обращения 23 декабря 2006. Архивировано 29 декабря 2006 года.
  23. ↑ Munson 1968
  24. ↑ World Vehicle Population Tops 1 Billion Units (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 17 октября 2011. Архивировано 27 августа 2011 года.
  25. 1 2 Сравнение аккумуляторов с другими источниками энергии (англ.). Battery University. Isidor Buchmann. Дата обращения 10 октября 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  26. ↑ Безопасность аккумуляторов (англ.). Electropaedia. Woodbank Communications Ltd. Дата обращения 10 октября 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  27. Кристофер Ламптон. Жизненный цикл аккумуляторной батареи в автомобиле (англ.). HowStuffWorks. Discovery Company. Дата обращения 10 октября 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  28. Кристофер Ламптон. Преимущества и недостатки электромобилей (англ.). HowStuffWorks. Discovery Company. Дата обращения 10 октября 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  29. ↑ Как работают двигатели в дизельных подводных лодках? (англ.). HowStuffWorks. Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  30. ↑ Какое влияние на окружающую среду приносит сжигание угля (англ.) (PDF). National Energy Foundation (British). Kentucky Coal Education. Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  31. ↑ Авиация: к нам прибыл летающий дымоход (англ.). TIME (26 November 1965). Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  32. Philippe Ricco. Сердце SR-71 «Чёрного дрозда»: двигатель J-58 (англ.). Aerostories. Дата обращения 18 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  33. ↑ Хронология истории (англ.) (недоступная ссылка). Kennedy Space Center. NASA. Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 15 марта 2012 года.
  34. ↑ Можно ли сделать ракетный двигатель, используя перекись водорода и серебро? (англ.). HowStuffWorks. Discovery Communications. Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  35. ↑ Эффективность электродвигателей (подсчёт мощности электрических машин) (англ.). Resources, Tools and Basic Information for Engineering and Design of Technical Applications. National Electrical Manufacturers Association (USA). Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  36. ↑ Пневматические двигатели (англ.). Engine Types. Quasiturbine. Дата обращения 18 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  37. ↑ Инновационные двигатели (англ.). Glenn Research Center. NASA. Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  38. ↑ Часто задаваемые вопросы об ионных исследованиях (англ.) (недоступная ссылка). Deep Space 1. DS1 Education & Public Outreach,. Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 23 октября 2004 года.
  39. ↑ Как автомобиль приводится в движение (англ.). HowStuffWorks. Discovery Company. Дата обращения 23 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  40. Aleksander Gasser. Старейшие в мире колеса найдены в Словении (англ.) (недоступная ссылка). Culture of Slovenia. Government Communication Office (March 2003). Дата обращения 23 февраля 2012. Архивировано 14 июля 2012 года.
  41. 1 2 Сопла (англ.). Glenn Research Center. NASA. Дата обращения 23 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  42. ↑ Динамика полёта LTI-20 (англ.) (недоступная ссылка). The Lightcraft Project (Rensselaer Polytechnic Institute). Lightcraft Technologies International. Дата обращения 23 февраля 2012. Архивировано 13 марта 2012 года.

легковой автомобиль — это… Что такое легковой автомобиль?


легковой автомобиль
легково́й автомоби́ль
пассажирский или грузопассажирский автомобиль, имеющий от двух до восьми пассажирских мест. К легковым автомобилям приравниваются и лёгкие грузовики, имеющие разрешённую максимальную массу до 3.5 т (масса автомобиля с грузом, водителем и пассажирами). В конструкции современных легковых автомобилей основное внимание уделяется безопасности, комфорту и удобству управления. Многие автомобили оснащают усилителями органов управления, устройствами регулирования климата в салоне, навигационными системами. Легковые автомобили классифицируются по типам кузовов, двигателям, по компоновке и т. п. Кузов автомобиля является его главным функциональным элементом. Внутри него располагается пассажирский салон, моторное и багажное отделения. В конструкции большинства легковых автомобилей применяется несущий кузов, служащий основанием для размещения узлов и агрегатов. Основная энергетическая установка подавляющего большинства легковых автомобилей – двигатель внутреннего сгорания. Трансмиссия легковых автомобилей может быть как традиционной с ручным переключением передач – механической, так и автоматической. В конструкциях подвесок широко применяются регулируемые и автоматизированные элементы, обеспечивающие необходимую плавность хода. Существует шесть вариантов компоновки, т. е. размещения отдельных узлов и агрегатов в легковом автомобиле. Классическая компоновка: двигатель расположен спереди, а трансмиссия обеспечивает привод на колёса задней оси. Классическая компоновка легкового автомобиля:

Классическая компоновка легкового автомобиля:

1 – двигатель; 2 – трансмиссия; 3 – промежуточная опора карданного вала

Переднеприводная компоновка легкового автомобиля:

Переднеприводная компоновка легкового автомобиля:

1 – двигатель; 2 – трансмиссия

Переднеприводная компоновка: двигатель спереди, привод на переднюю ось. Получила широкое распространение начиная с 1970-х гг. Заднеприводная компоновка: двигатель сзади, привод на заднюю ось. Будучи весьма популярным в 1950—70-х гг., этот вариант компоновки утрачивает свои позиции. Полноприводная компоновка: двигатель спереди, привод на переднюю и заднюю оси. Применяется на всех легковых автомобилях повышенной проходимости. Начиная с 1980-х гг. полный привод используется и в обычных дорожных моделях в целях разгрузки элементов трансмиссии и улучшения курсовой устойчивости движения. Обычно трансмиссия обеспечивает постоянный привод на колёса задней оси, а привод передней оси может быть как постоянным, так и отключаемым. Полноприводная компоновка с двигателем сзади и приводом на переднюю и заднюю оси; применяется редко. Переднеприводная компоновка с двигателем сзади; практически не применяется из-за недогруженности колёс передней оси и, как следствие, плохого их сцепления с дорогой. В большинстве легковых автомобилей преобладают классическая и переднеприводная компоновки. Основные тенденции развития легковых автомобилей заключаются в повышении их долговечности, простоты и лёгкости управления, улучшении комфорта и безопасности.

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

.

Синонимы:
  • легирование
  • ледокол

Смотреть что такое «легковой автомобиль» в других словарях:

  • легковой автомобиль — сущ., кол во синонимов: 3 • автомобиль (369) • легковая машина (3) • легковушка (5) …   Словарь синонимов

  • Легковой автомобиль — автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Подразделяются на виды в зависимости от типа кузова и рабочего объема двигателя… Источник: Методические… …   Официальная терминология

  • Легковой автомобиль — Saab 9000  типичный легковой автомобиль Легковой автомобиль  автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек. При большем количестве мест для пассажиров автомобиль считается …   Википедия

  • легковой автомобиль — 2.2 легковой автомобиль: Автомобиль, исключая мотоциклы, сконструированный для перевозки максимум девяти человек. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Легковой автомобиль —         автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек (включая водителя). Наибольшее распространение получили 4 5 местные Л. а. с закрытыми кузовами.          В СССР Л. а. классифицируются по… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ — автомобиль, предназнач. для перевозки пассажиров (от 2 до 8, включая водителя) и багажа. В СССР в зависимости от рабочего объёма двигателя и сухой массы автомобиля различают 5 классов Л. а., в каждом из к рых по 2 группы: особо малый класс до 1,2 …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Легковой автомобиль — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа …   Автомобильный словарь

  • ЛЕГКОВОЙ — [хк], легковая, легковое. Легко передвигающийся, не для перевозки тяжестей. Легковые дрожки. Легковой автомобиль. ❖ Легковой извозчик извозчик для пассажиров, ант. ломовой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • АВТОМОБИЛЬ — (греч. autos сам и лат. mobilis двигающийся). Экипаж, приводимый в движение каким нибудь внутренним механическим двигателем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВТОМОБИЛЬ экипаж, движущийся без участия …   Словарь иностранных слов русского языка

  • автомобиль — автомашина, машина, авто, колеса, колесо, тачка, железка, железо, автомобильчик, чемодан, шины, железный конь, жестянка, мотор, (железный, четырехколесный) друг, (авто)шасси, членовоз, фургон, кабриолет Словарь русских синонимов. автомобиль… …   Словарь синонимов


автомобиль — Толковый словарь Ожегова

АВТОМОБИЛЬ, я, м. Транспортное средство на колёсном (реже полугусеничном или другом) ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям. Грузовой а. Легковой а. Гоночный а. Ездить на автомобиле (в автомобиле).

| прил. автомобильный, ая, ое.

Источник: Толковый словарь Ожегова и Шведовой на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. автомобиль — Самоходная транспортная машина, обычно на колёсном (реже полугусеничном) ходу, приводимая в движение собственным двигателем. Различают автомобили пассажирские (легковые, автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные, автокран, автолавка… Техника. Современная энциклопедия
  2. автомобиль — Авто/моби́ль/. Морфемно-орфографический словарь
  3. автомобиль — Телега Словарь воровского жаргона
  4. АВТОМОБИЛЬ — АВТОМОБИЛЬ, средство передвижения, которое впервые появилось в XIX-м в. Первые автомобили приводились в движение паром, но эта конструкция не имела успеха. Научно-технический словарь
  5. автомобиль — автомобиль м. Транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. Толковый словарь Ефремовой
  6. автомобиль — АВТОМОБИЛЬ (от греч. autos — сам и лат. mobilis — подвижной, легко движущийся), средство безрельсового транспорта с собственным двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или специального оборудования. По назначению… Сельскохозяйственный словарь
  7. автомобиль — Автомобиля, м. [от греч. autos – сам и латин. mobilis – подвижной]. 1. Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. Легковой автомобиль. Большой словарь иностранных слов
  8. АВТОМОБИЛЬ — АВТОМОБИЛЬ (от авто… и лат. mobilis — подвижной, легко двигающийся) — транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым). Большой энциклопедический словарь
  9. автомобиль — орф. автомобиль, -я Орфографический словарь Лопатина
  10. автомобиль — -я, м. Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. Легковой автомобиль (пассажирский автомобиль с небольшим числом мест). Грузовой автомобиль. [франц. automobile от греч. α’υτός — сам и лат. mobilis — подвижный] Малый академический словарь
  11. автомобиль — АВТОМОБИЛЬ -я; м. [франц. automobile от греч. autos — сам и лат. mobilis — подвижный, легко двигающийся]. Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. Легковой… Толковый словарь Кузнецова
  12. Автомобиль — Наиболее распространенное средство наземного безрельсового транспорта, важнейший фактор формирования городской (а также отчасти сельской) среды. Число А. в мире превышает 600 млн. На долю… Экологические термины и определения
  13. автомобиль — Среди слов, образованных с помощью греческого autos, автомобиль занимает особое место. И в самом деле, без автомобиля нашу жизнь трудно представить. Слово это появилось в русском языке в начале XX… Этимологический словарь Крылова
  14. автомобиль — Заимств. из франц. яз. в конце XIX в. Франц. automobile является сложением греч. autos «сам» и лат. mobilis «двигающийся». Буквально — «повозка, движущаяся сама собой». Слово образовано по образцу локомобиль. Этимологический словарь Шанского
  15. автомобиль — Французское – automobile. Немецкое – Automobile. Слово автомобиль получило широкую известность в русском языке в начале XX в. благодаря распространению самих автомобилей. Этимологический словарь Семёнова
  16. Автомобиль — (от авто … и лат. mobilis — подвижной, легко двигающийся) — транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым). Автомобильный словарь
  17. автомобиль — сущ., м., употр. часто (нет) чего? автомобиля, чему? автомобилю, (вижу) что? автомобиль, чем? автомобилем, о чём? об автомобиле; мн. что? автомобили, (нет) чего? автомобилей, чему? автомобилям, (вижу) что? автомобили, чем? автомобилями, о чём?… Толковый словарь Дмитриева
  18. Автомобиль — (от Авто… и лат. mobilis — движущийся) средство безрельсового транспорта с собственным двигателем. Историческая справка. Ещё в средние века были известны попытки создания повозок… Большая советская энциклопедия
  19. автомобиль — АВТОМОБИЛЬ По Международному спортивному кодексу — наземное транспортное средство, перемещаемое собственными средствами, движущееся по меньшей мере на четырех не расположенных на одной линии колесах. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  20. автомобиль — Автомобиль, автомобили, автомобиля, автомобилей, автомобилю, автомобилям, автомобиль, автомобили, автомобилем, автомобилями, автомобиле, автомобилях Грамматический словарь Зализняка
  21. автомобиль — АВТОМОБ’ИЛЬ, автомобиля, ·муж. (от ·греч. autos — сам и ·лат. mobilis — подвижной). Экипаж, приводимый в движение собственным механическим двигателем. Открытый, закрытый автомобиль. Грузовой автомобиль. Толковый словарь Ушакова
  22. автомобиль — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  23. автомобиль — АВТОМОБИЛЬ я, м. automobile f. <�гр. autos сам, лат. mobilis. 1894. Лексис. Подвижной экипаж, приводимый в действие каким-н. механическим двигателем. Чудинов СИС 1902. Словарь галлицизмов русского языка

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*