При торможении автомобиля: 403 — Доступ запрещён – Основные причины дрожания автомобиля при торможении

  • 15.01.2021

Содержание

Основные причины дрожания автомобиля при торможении

 

Что делать, если автомобиль дрожит при торможении

Иногда машины трясутся при торможении. И хотя вибрацию во время торможения легко исправить, вы должны помнить, что любая проблема с тормозной системой транспортного средства является проблемой безопасности. Вот что вам нужно знать и делать, если вы заметили, что ваша машина дрожит, когда вы нажимаете педаль тормоза.

 

Во всем могут быть виноваты шины

Одной из возможных причин дрожания автомобиля при нажатии на педаль тормоза, особенно на высоких скоростях на шоссе или при спуске, являются шины вашего автомобиля. Это первое, что вы должны исследовать, если почувствовали дрожание автомобиля во время торможения. Причем речь идет не о развал-схождении колес (сход-развал). Например, при правильном развал-схождении колес, когда сбита балансировка колес, ваша машина может дрожать не только при торможении, но и при движении со скоростью больше 90 км/час.

 

Так что не стоит забывать о балансировке колес и периодически заезжать на шиномонтаж для ее проверки. Особенно если вы недавно влетели в глубокую яму на дороге. Дело в том, что время от времени балансировка колес может сбиваться. Например, от удара об ухаб балансировочный грузик, закрепленный на колесе, может слететь. В итоге вращение этого колеса может быть неоцентровано, что приведет к биению руля на скорости, а также к дрожанию машины на дороге при торможении. 

 

Смотрите также

 

Мастер на шиномонтаже может легко и быстро проверить балансировку колес и устранить проблему. Также подобная проблема может наблюдаться при повреждении или износе шины. В этом случае вам придется купить новую покрышку. 

 

Тормоза могут быть виновником биения автомобиля

Возможно, основной причиной автомобильной тряски при торможении, особенно на скорости при движении по шоссе, является сама тормозная система. У большинства автомобилей сегодня спереди, как правило, установлены дисковые тормоза. Сзади, помимо дисковых, также все еще часто встречаются барабанные тормоза (на дешевых авто эконом-класса).

 

Дисковые тормоза соединены с тормозным суппортом, где зажаты тормозные колодки. Нажимая педаль тормоза, тормозной суппорт прижимает колодки к тормозному диску (очень похоже на то, как работают тормоза на велосипеде). В итоге колесо начинает замедляться, что и останавливает автомобиль. Но, увы, ничто не вечно в этом мире. Логично, что тормозные колодки и тормозные диски со временем изнашиваются от трения, перепадов температуры и т. п. 

 

Это в итоге приводит к неравномерности износа тормозных дисков (поверхность дисков станет неровной). Также на процесс износа тормозных дисков влияет наш стиль вождения. Например, если вы любитель резкого старта со светофора и резкого торможения перед красным светом, вы способствуете не только быстрому износу тормозных колодок, но и сокращаете срок службы тормозных дисков. Особенно опасно резкое и частое торможение при уклонах, так как это вызывает  деформацию тормозных дисков. 

 

Смотрите также

 

В итоге из-за неровности дисков при контакте тормозных колодок при нажатии педали тормоза может появиться дрожание автомобиля, которое в основном ощущается в рулевом колесе. 

 

Тут обычно есть два варианта: заменить тормозные диски, что влетит в копеечку, или же отремонтировать диски, отдав их на проточку, если, конечно, их остаточная толщина позволяет это сделать. Но если есть возможность купить новые тормозные диски, то это сделать более предпочтительно. Если хотите сэкономить, проще приобрести неоригинальные диски. В идеале, конечно же, менять тормозные диски вместе с каждой заменой тормозных колодок. Но, увы, подобную роскошь могут позволить себе не все. 

простая диагностика своими силами — журнал За рулем

Устранить неисправность в тормозной системе по силам не каждому. Но самостоятельно определить ее причину можно!

Тормозá, конечно же, придумали трусы — это скажет любой лихач. Но когда понимаешь, что с ними «что-то не так», садиться за руль становится страшновато: поездка может оказаться последней. Мысли типа «и так сойдет» гоним прочь: шутки кончились. Важно определить тип неисправности — хотя бы предварительно.

Большой свободный ход педали

Материалы по теме

Как правило, увеличенный свободный ход сопровождается ростом тормозного пути. Чаще всего это происходит, когда тормозная система «хватанула» воздуха; при этом после нескольких нажатий педаль как бы накачивается, становясь более тугой. По какой причине это произошло, вопрос отдельный, - систему в любом случае придется прокачивать, заодно определяя возможные утечки тормозной жидкости.

Иногда педаль становится свободной вследствие разбухания тормозных шлангов. Тот же эффект дают порванные нити корда шланга. Но подобное происходит только с левыми компонентами. Иногда может закипеть тормозная жидкость, но и это случается либо с откровенно некачественным продуктом, либо с очень старой тормозухой, которую вообще никогда не меняли.

Еще одна возможная причина — очень большое биение одного или нескольких тормозных дисков. Кроме того, может не работать автомат поддержания зазора в барабанных тормозных механизмах.

Очень жесткая педаль

Материалы по теме

Тугая педаль, короткий ход при нажатии… При торможении машина теряет курсовую устойчивость, норовя уйти в сторону. Чаще всего такое случается при заклинивании цилиндров суппорта в одном из контуров системы. Если машину никуда не заносит, а неприятность выражается только в резко возросшем усилии при торможении, виноватым может быть вакуумный усилитель тормозов или подводящий разрежение шланг.

Иногда повышенное усилие на педали вызвано применением низкокачественных тормозных колодок, а также чрезмерным загрязнением, замасливанием как самих колодок, так и поверхностей дисков или барабанов. Но такое случается довольно редко.

Еще возможен полный износ тормозных колодок или их обрыв. Бывает, что на поверхности дисков образуется ледяная или соляная корка. Не исключено и низкое качество накладок тормозных колодок, а также сильная коррозия тормозного диска (зачастую больше с внутренней стороны).

Горит индикатор неисправности тормозной системы

Чаще всего причина банальная — вроде низкого уровня тормозной жидкости в бачке или чрезмерного износа тормозных колодок, оснащенных соответствующими датчиками. Другой простейшей причиной может стать… включенный стояночный тормоз (бывает, что просто глючит концевик). Однако причиной понижения уровня могут быть и утечки тормозухи — их необходимо срочно ­выявить и устранить.

Стояночный тормоз неэффективен

Затянули рычаг, а машина всё равно пытается скатиться под уклон? В простейших случаях стояночный тормоз нужно просто нормально отрегулировать. Кроме того, может сказаться замасленность тормозных колодок. Бывает, что тросы заклинены в оболочках. Среди возможных причин встречаются замасленные диски или барабаны. Виноватым может быть полный износ колодок. А если стояночный тормоз не отпускает автомобиль, то, скорее всего, колодки примерзли или приржавели к тормозным барабанам.

Капризничает АБС

Неисправность любого из компонентов АБС приводит к отключению всей системы и загоранию символа неисправности системы в комбинации приборов. Автомобиль сохранит способность тормозить, причем интенсивность торможения в большинстве случаев не пострадает. Но важно то, что на скользком покрытии колёса будут блокироваться, а это риск потери курсовой устойчивости!

Машину уводит в сторону

Материалы по теме

Понятно, что в уводе автомобиля с курса могут быть виноваты не только тормоза — тут способны хулиганить и углы установки колес, и сами колёса, и рулевое управление. Однако же довольно часто вопросы возникают именно к тормозам, особенно если машину тащит вбок при торможении. Чаще всего виноваты заклинившие поршни в цилиндрах одного из контуров. Возможно подтормаживание колесá из-за ослабления болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку, а также замасливание колодок или попадание на них тормозной жидкости.

Возможно, на поверхности колодок образовалась ледяная или соляная корка либо колодки просто намокли. Или не работает один из контуров тормозной системы — при этом педаль низкая и эффективность торможения невелика. Виноватыми могут быть также биение тормозного диска, износ ступичного подшипника и овальность тормозного барабана.

Ощутимая тряска, вибрации при торможении

Бывает, что при торможении машину сильно трясет — такая неприятность обычно случается с бывалыми автомобилями. Виноватыми могут оказаться биения колесной ступицы и тормозных дисков, люфты колесных подшипников, овальность тормозного барабана, подклинивание суппортов или рабочих цилиндров. Другие возможные причины: накладка тормозной колодки отслоилась от основания, ослабла или

Предложения со словосочетанием ПРИ ТОРМОЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ

Неточные совпадения

Меры «активной» безопасности автомобиля предусматривают разработку конструкций деталей и узлов, обеспечивающих эффективность торможения и надёжность работы тормозного привода, противоблокировочных систем, позволяющих автомобилю двигаться в заданном направлении при торможении, а также меры по увеличению обзора дороги и окружающей обстановки с места водителя. В такую погоду водитель должен быть предельно внимателен, если надо остановиться, торможение надо начать заблаговременно и медленно нажимать на педаль тормоза, ни в коем случае не допускать блокировку колёс автомобиля, что может привести к заносу автомобиля. Знаете ли вы, какие существуют безопасные способы торможения, как двигаться на подъёме и спуске, как вести автомобиль на скользкой дороге, в плохую погоду или в условиях недостаточной видимости? Следует учитывать, что, если при таком торможении нужно скорректировать направление движения автомобиля рулевым колесом, это можно делать лишь при отпущенной педали тормоза, когда колёса машины свободно вращаются. В ситуации, когда автомобиль попал во вращение, лучше выжмите педаль сцепления, так как резкая блокировка колёс переведёт автомобиль в скольжение по касательной, что приведёт к выносу автомобиля на обочину или же на встречную полосу, в зависимости в какой стадии вращения, было проведено торможение.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова бруствер (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

При выполнении экстренного торможения нельзя ни в коем случае поворачивать рулевое колесо, поскольку в подавляющем большинстве случаев это приводит к закручиванию автомобиля вокруг своей оси. С их помощью в любой момент можно узнать, что делается позади автомобиля, они же помогут действовать уверенно и безопасно перед подачей сигнала о совершении манёвров — поворотов, обгонов, перестроений, перед открытием дверей, перед торможением. Из подобных ситуаций это может быть и занос, и отклонение автомобилем от заданного направления при повороте, и отсутствие факта торможения при приближении к какому-либо препятствию или же перекрёстку. Резкое торможение, неминуемое на больших скоростях, неприятно для пассажиров, вредно для грузов, сильно изнашивает тормозные накладки, нарушает устойчивость автомобиля и увеличивает расход топлива. Торможение является чрезвычайно важным и в то же время довольно трудным с точки зрения формирования навыков элементом управления автомобилем. Внезапная остановка, торможение впереди идущего автомобиля почти всегда ведут к столкновению. Для обеспечения безопасности увеличивайте дистанцию при больших габаритных размерах впереди идущей машины в тёмное время, а также если чувствуете себя утомлённым и в местах, где достаточно высока вероятность торможения впереди идущего автомобиля — перед перекрёстками, пешеходными переходами, остановками общественного транспорта. К другим типам опасных участков зимней дороги можно отнести все те места, где имеют место частые торможения или набор скорости автомобилем: светофорные перекрёстки, выезды на главную дорогу (при отсутствии регулирования движения), остановки общественного транспорта и пр. При прерывистом торможении водитель должен сильно и быстро нажать на педаль тормоза, стараясь остановить автомобиль за несколько циклов торможения. При выполнении экстренного торможения ни в коем случае нельзя поворачивать рулевое колесо, поскольку в подавляющем большинстве случаев это приводит к закручиванию автомобиля вокруг своей оси. Интенсивность торможения нужно уменьшать непосредственно перед остановкой, чтобы автомобиль остановился «без клевка». По следам торможения можно высказаться о состоянии автомобиля и действиях водителя. Кроме того, эта модель содержит трёхосный G-датчик, позволяющий отслеживать резкие ускорения, торможения и повороты автомобиля. Во время скольжения автомобиля не разрешается делать обгон, начинать поворот или экстренное торможение. Из-за резкого торможения он довольно сильно ударился о стекло своего автомобиля. Главная опасность таких действий заключается в том, что следующий позади автомобиль не успеет вовремя остановиться и обязательно ударит любителя резких торможений. Кроме того, что автомобиль использует для движения самую «экономичную» энергию, на спусках и при торможениях избыточная энергия не теряется в тормозах, а переходит обратно в маховик. Это многократно повысит манёвренность автомобиля, его устойчивость на скользкой дороге, эффективность торможения, да и вообще безопасность езды. При плавном торможении узлы и агрегаты автомобиля подвергаются наименьшим нагрузкам, что способствует предотвращению их преждевременного износа и, как следствие, увеличению срока эксплуатации. При нажатой педали газа автомобиль движется на второй передаче, а при отпускании, по истечении нескольких секунд, происходит торможение двигателем и переключение на первую передачу, что даёт возможность реже использовать тормоза. При вращении автомобиля на скользкой дороге кратковременное выключение сцепления, может остановить его, при трогании с места по скользкому льду поможет избежать пробуксовки колёс, при резком торможении — смягчить включение передач. Иногда занос автомобиля с передним приводом возникает при торможении на повороте по причине «набегания» задних колёс на передние. Не следует забывать и о том, что при движении накатом автомобиль передвигается по инерции и, если в это время выполнить экстренное торможение, по причине неустойчивости он может стать неуправляемым. Для того чтобы во время торможения или движения под уклон груз не надвигался на кабину, его нужно располагать на автомобиле выше, чем на прицепе-роспуске, на величину, равную деформации (осадке) рессор транспортного средства от груза. При управлении автомобилем у водителя беспрерывно возникают различные источники эмоционального напряжения — опасная ситуация на дороге, вынужденное экстренное торможение, подъезд к оживлённому перекрёстку, плохие погодные условия, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров и т. В зависимости от положения пассажира в кузове и характера движения машины (крутой поворот, резкое торможение или ускорение движения) падение может происходить в разных направлениях — в сторону, вперёд по ходу движения автомобиля или через задний борт. Во время торможения в тормозных механизмах автомобиля создаётся тормозной момент, действие которого направлено в сторону противоположную колесу. Экстренный поворот состоит из смешанного торможения, преднамеренного допуска автомобиля в занос и в этом состоянии прохождения поворота, а затем выравнивания транспортного средства. При торможении нужно правильно оценить остановочный путь автомобиля, то есть расстояние, пройденное им с момента обнаружения опасности до полной остановки. При торможении двигателем крутящий момент передаётся на ведущие колёса автомобиля с эффектом замедления, поэтому они уменьшают скорость вращения и тормозят движение машины. Независимо от способа торможения, кроме экстренного, автомобиль останавливают после снижения скорости до минимальной путём нажатия на педаль рабочего тормоза при выключенной передаче.

При торможении машина тормозит рывками: причины, что это может быть?

1 Рывки при торможении – причины и первичная диагностика

Причин такому поведению авто может быть несколько, чтобы точно определить конкретную из них, необходимо «прислушаться» к автомобилю в разных режимах движения и применения тормозной системы. Перечислим наиболее вероятные из них:

  1. Деформация тормозных дисков или барабанов.
  2. Некачественные тормозные колодки или их чрезмерный износ.
  3. Износ или повреждение ступичного подшипника колеса.
  4. Подклинивание поршня в тормозном суппорте колеса вследствие загрязнений.
  5. Попадание инородных тел или образование ржавчины на тормозном суппорте.
  6. Низкий уровень тормозной жидкости или потеря ею эксплуатационных характеристик в результате эксплуатации свыше рекомендуемого срока.

Основной причиной того, что при торможении машина тормозит рывками обычно является проблема с дисками или барабанами. При интенсивной езде эти элементы имеют свойство нагреваться, причем их температура может доходить до 100 градусов. Если в этот момент колесо автомобиля попадет в воду (лужу, ручей), то вполне вероятен неблагоприятный исход – деформация или искривление тормозного диска. В простонародье еще называют «диск яйцом».  Искривление влечет за собой неравномерное прилегание тормозных колодок к поверхностям и, как следствие, одна сторона будет тормозить хорошо, другая – хуже. Это и является основанием для рывков на маленькой скорости.

Проверить на искривление диск самостоятельно можно следующим образом: необходимо поддомкратить автомобиль с обеих сторон одной оси, чтобы колеса свободно вращались над землей. Затем, предварительно включив нейтральную скорость, как можно сильнее раскрутить колесо и очень плавно нажимать на педаль тормоза. В случае деформации диска неравномерность торможения можно легко выявить без специальных приспособлений. Такую диагностику лучше проводить вдвоем.

Ремонт данной неисправности в условиях гаража невозможен, поэтому необходимо обратиться на хорошую станцию техобслуживания, где на специальном стенде или прямо на автомобиле произведут проточку диска. В некоторых случаях целесообразнее заменить диски на новые, но нужно помнить, что они меняются парами.

Приобретая комплектующие для тормозной системы автомобиля, необходимо придерживаться известных производителей и не обольщаться дешевой ценой. Нагрузка на элементы здесь довольно внушительная и стоит позаботиться о своей безопасности и безопасности окружающих.

Второй наиболее распространенной причиной появления рывков в процессе торможения является чрезмерный износ колодок, а точнее, одной из пары на колесе. Износ проявляется в том, что тормозящий фрикционный слой со временем стирается и начинает разрушаться под воздействием большого давления и крутящего момента колеса. При этом торможение может сопровождаться скрежетом или скрипом, по которому и можно распознать данную неисправность.

Для того чтобы убедиться в неисправности колодок, нужно снять колеса передние колеса, ослабить тормозной суппорт и извлечь из него детали. Визуальный осмотр стопроцентно позволяет убедиться в их техническом состоянии. Если фрикционный слой неравномерен, на нем имеются борозды и рытвины, или он менее 4 мм, колодки обязательно нужно заменить. Они так же, как и тормозные диски, меняются попарно на обоих колесах. Проверке нужно подвергнуть и задние колеса автомобиля.

Износ ступичного подшипника как причина появления рывков проявляется редко, но все же стоит произвести диагностику этой детали. Для этого необходимо снять колесо и руками пошевелить в разные стороны тормозной диск. При наличии люфта замена подшипника обязательна. Но даже если люфт не выявился, нужно внимательно осмотреть ступицу на предмет посторонних смазочных материалов, которые может выдавить из подшипника, по возможности простучать ступицу деревянным молотком и постараться заметить ее хождение на подшипнике. Если есть малейшие подозрения в неисправности этого узла, нужно обратиться в автосервис, поскольку самостоятельно заменить подшипник проблематично.

2 Тормозной суппорт – возможная причина неисправности

Тормозной суппорт представляет из себя механизм, который служит для удержания тормозных колодок на своем штатном месте и прижимания их к тормозному диску, вследствие чего и происходит торможение. В своей конструкции он имеет гидравлический поршень, который выходит наружу при надавливании на педаль тормоза. Поршень передает усилие непосредственно на колодку. При эксплуатации автомобиля в агрессивных средах, по бездорожью может произойти ситуация, когда резиновый пыльник, защищающий поршень от инородных тел и жидкостей, повреждается, и грязь проникает в скользящих механизм поршня. При этом происходит подклинивание поршня, то есть он не выходит или не заходит полностью. Кроме того, одна сторона может выходить больше другой, и в результате тормозная колодка прилегает к диску неравномерно, одной стороной.

Как правило, данная поломка сопровождается не только рывками при торможении, но и биением в педаль тормоза при сильном нажатии, а также вибрацией рулевого колеса. Поэтому выявить именно эту неисправность достаточно легко. Для ремонта поршня, если есть желание осуществить его самостоятельно, необходимо демонтировать колесо, открутить суппорт, предварительно отсоединив тормозной шланг и кабель системы ABS (при наличии). После этого снять пыльник и сальники, удерживающие поршень, и все тщательно промыть. Сборку осуществлять в обратном порядке, поменяв сальники и пыльник на новые. После процедуры необходимо прокачать тормоза. Обычно промывка поршневой системы позволяет избавиться от неприятного эффекта.

В процессе эксплуатации также необходимо регулярно контролировать уровень тормозной жидкости и менять ее один раз в 3 года. Ее подтекание или низкий уровень зачастую могут стать причинами рывков при торможении.

Автомобиль «уводит» влево или вправо при торможении • МОЙМЕХАНИК.РФ

Что это за услуга?

Если машину уводит в сторону при торможении, значит вышел из строя тормоз на противоположной стороне: то есть если автомобиль поворачивает вправо, то левая его сторона не тормозит и наоборот.
Также увод автомобиля в сторону наблюдается, когда задние колеса тормозят активнее, чем передние, и в результате происходит занос, что особо опасно зимой на скользких дорогах.

Поэтому при малейших ощущениях увода автомобиля в сторону во время торможения, нужно проверить исправность тормозной системы: наличие тормозной жидкости в системе, герметичность тормозных шлангов и патрубков. Все работы по проверке и устранению неисправностей в работе тормозной системы надо проводить симметрично — все, что было сделано с одной стороны автомобиля, необходимо проделать и на другой.

Увод автомобиля в сторону при торможении связан с влиянием кратковременных сил на разные стороны автомобиля только при торможении. Это ярко выраженные признаки, связанные с повреждением одной из систем автомобиля:

  • Тормозной;
  • Ходовой части;
  • Рулевого управления.

Это может быть естественный износ, а может быть результат использования некачественных деталей. Также возможно разрушение металлической матрицы из-за ударов частых или очень сильных. Большинство неполадок устраняются не только заменой, но и сопровождаются комплексом мероприятий, например, прокачкой тормозной системы и заменой жидкости.   

Причиной того, что при торможении автомобиль уводит в сторону, может быть попадание воздуха в тормозную систему или неисправность тормозных цилиндров с одной стороны, что сопровождается  шумом в передней части автомобиля.

Для постановки точного диагноза проводится поэтапная диагностика, так как часто причины могут быть многосоставными. 

 

 

Имейте ввиду

Если автомобиль уводит в сторону при торможении — это может оказаться одной из серьезных проблем с тормозами — попадание воздуха в систему, — а это показатель разгерметизации и, соответственно, утечки самой жидкости — как следствие отказ тормозов.

Кроме того, причинами такой неисправности могут быть:

  • Подклинивание колодок и направляющих суппортов;
  • Окисление или отсутствие герметизации тормозных цилиндров;
  • Повреждение тормозных магистралей и тормозных шлангов;
  • Намокание водой поверхностей колодок, дисков или барабанов или подтекание тормозной жидкости;
  • Неисправность АБС.
Автомобиль "уводит" влево или вправо при торможении

Автомобиль «уводит» влево или вправо при торможении

Почему уводит автомобиль вправо при торможении

Почему уводит автомобиль вправо при торможении

Ремонт возникшей проблемы

Ремонт возникшей проблемы

Наши рекомендации

При появлении увода автомобиля в сторону при торможении обратиться к профессиональному диагносту. 

Насколько это важно

Продолжать движение с неисправным рулём — не рекомендуется.

Признаки, указывающие на то, что вам нужна эта услуга

  • Износ тормозных колодок, тормозных дисков или суппортов
  • Неравномерное давление в шинах
  • Изношенны детали подвески (подшипники ступиц, нижние шаровые шарниры, внешние тяги)

О ТОРМОЗАХ И ТОРМОЖЕНИИ | Наука и жизнь

«Руссо-Балт с24/30» (1909 год) с длинным ручным тормозным рычагом.

Вентилируемые тормозные диски устанавливают на современных скоростных автомобилях и микроавтобусах.

Схемы двухконтурных гидравлических тормозных систем автомобилей разных моделей.

Не каждый автомобилист знает, что с помощью тормозов можно не только остановить и удержать машину на месте, но и преодолеть скользкий участок, опасный поворот, развернуться и даже перескочить неширокую канаву или выбоину. Большинство автолюбителей думают, что после нажатия на педаль тормоза эффективное торможение продолжается до полной остановки автомобиля. На самом деле это не так. Максимальное замедление достигается тогда, когда колеса еще вращаются, но уже находятся как бы на грани срыва в скольжение. В этот момент их сопротивление качению достигает максимума. Когда же колеса останавливаются и начинают скользить по дороге, сила трения падает и тормозной путь увеличивается. Мастерство торможения заключается, таким образом, в том, чтобы остановить автомобиль одновременно с прекращением вращения колес. Но прежде чем дать практические рекомендации, как этого добиться, нелишне напомнить о том, какие бывают тормоза и как они работают.

Эволюция тормозов

Надежные тормоза появились не сразу. Довольно долго для замедления хода на автомобиле использовали специальные «башмаки», которые прижимались к шинам задних колес. Системы эти были капризными, а их механический привод — ненадежным. К тому же, чтобы тормоза работали эффективно, нужно было прикладывать к рычагам или педалям очень большие усилия. Из-за этого почти на всех первых автомобилях тормоза приводили в действие длинными рычагами.

На смену «башмакам» в начале 1910-х годов пришли ленточные трансмиссионные тормоза. Конструкция трансмиссии была дополнена тормозным барабаном, к которому при помощи специального механизма прижималась лента, чаще всего стальная. В ленточных тормозах привод был тоже механический, но усилий для их срабатывания требовалось меньше. Тогда-то и появились педали тормоза на сравнительно коротких рычагах. У ленточных тормозов есть очень существенный недостаток: они практически не работают при езде задним ходом. А главное, с ними, как со всеми тормозами с механическим приводом, невозможно добиться равномерного и одновременного срабатывания тормозов на всех колесах. Тем не менее трансмиссионные тормоза используются и сейчас, в основном на большегрузных автомобилях, но вместо ленты в них ставят фрикционные колодки. В легковых машинах такие системы применяются только в стояночных тормозах (например, в «Волге» ГАЗ-21).

В начале века тормозами с механическим приводом оборудовали только задние колеса автомобилей. Тогда считалось, что машина с передними тормозами будет «клевать носом» и даже может перевернуться. На самом деле проблема заключалась в другом: конструктивно было практически невозможно поставить механический привод тормозов на управляемые колеса. Аналогичные современным тормоза с гидравлическим приводом на передних колесах появились лишь в 1924 году на автомобилях «Крайслер». С тех пор автомобилестроители всего мира перешли на системы тормозов с гидравлическим приводом, которые используются и сегодня. Гидравлическая система гарантирует одновременное срабатывание и равномерное усилие тормозных механизмов всех четырех колес и обладает помимо этого высокой надежностью.

Тормозные системы

Легковой автомобиль обычно оснащается четырьмя тормозными системами: рабочей, запасной (дублирующей), стояночной и вспомогательной (ею может служить, например, двигатель, работающий в режиме торможения). Каждая тормозная система состоит из механизмов, создающих тормозные усилия, и привода, в который входят все устройства управления тормозами.

Рабочая система придает машине отрицательное ускорение — замедляет ход, но иногда во время ее работы возникают боковые ускорения. Такое явление принято называть заносом, хотя это и не всегда правильно. (Подробнее о заносе см. «Наука и жизнь» № 6, 1999 г.) Запасная система нужна в тех случаях, когда выходят из строя рабочие тормоза. Для удержания машины в неподвижном состоянии предназначена стояночная тормозная система. Но иногда в критической ситуации стояночным тормозом приходится пользоваться как рабочим — для более эффективного торможения и совершения маневров, например, на переднеприводном автомобиле с его помощью можно развернуться на месте.

Процесс торможения занимает некоторое время, которое складывается из времени реакции и принятия решения (в зависимости от квалификации, возраста и состояния водителя оно может составлять от 0,1 до 2 секунд) и времени срабатывания механизмов (оно зависит от конструктивных особенностей и технического состояния тормозной системы и составляет около 0,2 секунды). Их сумма дает время запаздывания. Легко подсчитать, что если оно равно двум секундам, то при скорости 90 км/ч автомобиль успеет пробежать до начала замедления хода 50 метров.

О том, как работают тормоза, принято судить по длине тормозного пути. У машин с обычной тормозной системой он хорошо виден по черным следам на асфальте и его легко измерить рулеткой. У машин с антиблокировочными системами (АБС) измерить тормозной путь на асфальте невозможно — правильно настроенная АБС следов не оставляет. Не менее важным показателем работы тормозов считается равномерность тормозных усилий, от нее зависит устойчивость машины.

Дисковые тормоза

В современных легковых автомобилях на передние колеса устанавливаются, как правило, дисковые, а на задние -_ барабанные тормозные механизмы. При нажатии на педаль тормоза в дисковых тормозах колодки сходятся и зажимают тормозной диск, а в большинстве конструкций барабанных тормозов колодки расходятся и прижимаются к внутренней цилиндрической поверхности барабана. Возникающая сила трения замедляет вращение колес, и они останавливаются (блокируются).

В тормозном механизме сила трения зависит от скорости движения барабана или диска относительно колодок (чем ниже скорость, тем сила трения больше) и от температуры (чем она выше, тем меньше сила трения). В большой степени на силу трения влияет состояние колодок и дисков (барабанов). Замасленные или влажные колодки не способны остановить колесо.

Дисковые тормоза обладают существенными преимуществами перед барабанными. Главные из них — стабильность работы, лучшие условия охлаждения и очистки, более высокая эффективность, меньшие вес и размеры. Но есть и недостатки. Площадь колодок у дисковых тормозов меньше, чем у барабанных, поэтому для них нужны большие усилия на приводе и соответственно более высокое давление в гидросистеме.

Существуют два основных вида конструкций дисковых тормозов: с неподвижной скобой (заднеприводные модели ВАЗ и «Москвич-2140») и с плавающей (переднеприводные модели ВАЗ, «Нива», «Москвич-2141»). Первые снабжаются двусторонними гидроцилиндрами, вторые — односторонними. Системы с плавающей скобой компактнее, в них меньше риск перегрева, зато ход поршня почти вдвое больше, чем в системах с неподвижной скобой, да и по жесткости они уступают двусторонним.

Чтобы улучшить охлаждение, в дисковых тормозах часто используют так называемые вентилируемые диски с воздушными каналами, проходящими от центра к периферии. Летом на мощных скоростных машинах без таких дисков не обойтись, а вот зимой с ними бывают неприятности. Когда в каналы набивается снег, он тает, а вода не успевает вытечь. Если же на морозе она замерзнет, то диск может разорвать. Чтобы этого не случилось, после выезда из сугроба нужно очистить передние тормоза от снега или по крайней мере проехать на небольшой скорости метров 100-200. Вентилируемые диски тормозов устанавливаются в новые «Волги» (ГАЗ-3110), ВАЗ-2110, микроавтобусы «Соболь», многие иномарки.

В подавляющем большинстве современных автомобилей используются гидравлические приводы тормозов. Они удобны, поскольку гидравлические трубки можно проложить в любом месте, а главное, обладают высоким кпд - до 95%. К недостаткам гидравлических систем можно отнести, пожалуй, лишь необходимость их прокачки (удаления воздуха) и некоторую чувствительность к температуре. При низкой температуре вязкость тормозной жидкости увеличивается, а при высокой жидкость может закипеть, и тогда тормоза потеряют работоспособность.

Для того чтобы уменьшить усилие на педали тормоза и одновременно увеличить усилие на колодках, в систему привода тормозов современных машин встраивают усилитель. (Впервые механический усилитель тормозов запатентовал Луи Рено в 1923 году.) На отечественные автомобили ставят вакуумные усилители, работающие за счет разрежения во впускном коллекторе двигателя. На многих зарубежных машинах, в особенности на американских, используют гидравлические усилители, в которых дополнительное усилие создается специальным насосом и гидроаккумулятором.

Надежность тормозной системы

В случае выхода из строя одного из механизмов тормозной системы она все равно должна обеспечивать эффективное торможение автомобиля. Для повышения надежности в гидравлических тормозных системах используют дублирование и разделение контуров. Отдельные контуры имеют, например, передние и задние тормоза автомобилей ВАЗ-2106. Если поломка случится в одном из контуров, то автомобиль будет тормозить за счет другого. Но если выйдет из строя передний контур, ехать на машине опасно, поскольку задние тормоза работают менее эффективно, чем передние.

Более надежная, но в то же время и более сложная тормозная система установлена на «Москвиче -2141», где один контур приводит в действие тормоза только передних колес, а другой — всех четырех. Если выходит из строя основной (передний) контур, второй (задний) способен работать достаточно эффективно.

На автомобилях «Нива» схема похожая, но в рабочих механизмах передних колес установлено по три цилиндра. Два из них работают только в переднем контуре, а третий включен в общий контур с задними тормозами. Неравномерный износ передних колодок на «Ниве» может служить косвенным показателем того, что задний контур тормозного механизма работает неправильно.

На переднеприводных моделях «Жигулей» и на «Тавриях» использована так называемая диагональная схема, когда в один контур объединены левый передний и правый задний тормозные механизмы, а в другой — правый передний и левый задний. Если один из контуров выходит из строя, оставшийся даст возможность без больших проблем доехать до станции техобслуживания или гаража.

Торможение будет эффективным и безопасным, когда передние тормоза срабатывают более эффективно и несколько раньше, чем задние. Для того чтобы тормоза работали именно так, в систему встраиваются регуляторы давления. Они изменяют и распределяют тормозные усилия между передними и задними колесами в зависимости от загруженности автомобиля и нагрузки на оси. Простой механический регулятор давления работает как клапан, который перераспределяет подачу тормозной жидкости между передними и задними тормозными цилиндрами. Если нагрузка на заднюю ось увеличивается, клапан открывается и тормозная жидкость поступает в задние цилиндры, а если уменьшается, например при резком торможении, когда машина «клюет носом», клапан закрывается и в задние тормозные цилиндры жидкость практически не поступает. Это препятствует соскальзыванию задней оси в занос.

Некоторые автолюбители убирают регулятор давления из тормозной системы своего автомобиля, мотивируя это тем, что он, де, работает неправильно и часто течет. Делать этого, конечно же, не следует. Во-первых, не согласованные с заводом-изготовителем изменения в конструкции тормозной системы запрещены, а во-вторых, регулятор давления нужно просто правильно настроить, для этого достаточно провести под автомобилем 10 минут. Справедливости ради заметим, что регуляторы давления на всех отечественных машинах установлены неудобно и работать с ними трудно. Но нужно!

Антиблокировочные системы, которые устанавливают на многих современных импортных автомобилях, нужны для того, чтобы исключить блокировку одного или нескольких колес при торможении на скользкой дороге. Особенно это важно в тех случаях, когда колеса одного борта катятся по сухому твердому покрытию, а колеса противоположного борта скользят, например по льду. На таком покрытии резкое торможение на машине с обычной тормозной системой неизбежно приведет к заносу из-за того, что силы трения колес на асфальте будут неизмеримо больше, чем на льду, и машину резко выбросит в сторону асфальта. Если на автомобиле есть АБС, она отслеживает движение колес, и как только одно из них начинает замедляться интенсивнее других (или вовсе останавливается), в его тормозном цилиндре автоматически понижается давление, и колесо вновь начинает вращаться. Антиблокировочная система существенно повышает эффективность торможения, особенно на скользком покрытии. Поэтому, следуя за современной иномаркой по скользкой дороге, стоит держать увеличенную дистанцию, ведь в случае резкого торможения машина с АБС остановится в полтора-два раза быстрее наших «Жигулей».

В следующем номере мы продолжим разговор о тормозах: дадим несколько полезных советов по технике торможения и по уходу за тормозами, расскажем о неисправностях тормозной системы и о том, как их ликвидировать.

(Окончание следует.)

Занос заднеприводного и переднеприводного автомобиля: при резком торможении, ускорении, повороте

Если автомобиль начинает тормозить, то его вес будет перенесен на передние колеса, а именно, они крепко прижмутся к дороге, в то время как задние колеса будут стремиться от нее оторваться. В данной ситуации при небольшом боковом усилии задняя ось вашего авто начнет вращаться вокруг передней оси, и возникнет занос автомобиля. Что делать водителю в такой ситуации? В этой статье мы подробно поговорим о заносе переднеприводного и заднеприводного автомобиля при резком торможении, ускорении, повороте.

1. ЗАНОС АВТОМОБИЛЯ ПРИ РЕЗКОМ ТОРМОЖЕНИИ

Когда машина тормозит, ее продолжает нести вперед сила инерции, приложенная к центру тяжести авто. Сопротивление силе инерции оказывают четыре тормозящие колеса автомобиля, однако основная нагрузка на тормозном механизме передних колес, износ тормозных колодок у которых быстрее, чем задних.

В случае торможения авто задние колеса склонны к блокировке, поскольку к дороге прижаты слабо. Если вы резко нажмете на тормоз, они начнут не катиться, а скользить, и все торможение ляжет на передние колеса. Если одно переднее колесо тормозит лучше второго, к примеру, по причине различного давления в шинах или качества дорожного покрытия под ними (сухого и мокрого), то при торможении ваш авто может развернуть. Одна часть машины будет двигаться медленнее, чем другая, заднюю ось занесет, как и сам автомобиль, который начнет двигаться по инерции, крутиться и вертеться. Неопытный водитель начнет сильнее жать на тормоза, однако это не поможет.

В подобной ситуации нужно повернуть рулевое колесо в сторону заноса и выровнять траекторию движения авто. Ногу с педали газа при этом уберите, чтобы ликвидировать силы, разворачивающие автомобиль. Об этом вас спросят на теоретическом экзамене в ГИБДД.

2. ЗАНОС АВТОМОБИЛЯ ПРИ РЕЗКОМ УСКОРЕНИИ

Резко нажав на педаль газа можно также получить занос автомобиля, особенно если дорога скользкая. Начнется вращение ведущих колес с пробуксовкой, и сцепление с дорогой будет потеряно. Когда ведущие колеса задние, будет занос задней оси, а если ведущими являются передние колеса, то занесет перед.

В данном случае уменьшите нажатие на педаль управления подачей топлива. Вопрос об этом будет в билетах на экзамене.

3. ЗАНОС АВТОМОБИЛЯ ПРИ РЕЗКОМ ПОВОРОТЕ

В жизни водителя бывают ситуации, когда необходимо резко объехать препятствие на дороге, к примеру, люк или выбоину, совершив резкий поворот руля, что является тоже своеобразным торможением. Торможение + разворот корпуса авто – идеальные условия для заноса. Если асфальт сухой и скорость движения авто не большая, вы спокойно объедите препятствие, и ваш авто просто «вильнет» из стороны в сторону, однако на скользком покрытии и на большой скорости будет занос.

В данной ситуации, как  только вы почувствовали, что авто заносит, избавьтесь от причины заноса, а именно, быстро и плавно поверните руль в сторону заноса. Передние колеса вернут сцепление с дорогой и перестанут скользить, а автомобиль станет управляем и вернется на свою полосу движения. Помните, что после этого нужно выровнять траекторию движения авто опережающим воздействием на рулевое колесо.

4. ЗАНОС АВТОМОБИЛЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПОВОРОТОВ

На повороте автомобиль подвергается центробежной силе, приложенной к центру тяжести авто. Если дорога скользкая, авто может вынести с дороги центробежной силой. Произойдет боковой снос автомобиля. Передние колеса дорогу держат лучше за счет нагрузки тяжелым двигателем, поэтому центробежной силой сдвинет заднюю ось в сторону, и произойдет занос автомобиля при прохождении поворота. Если вы нажмете на тормоза, то прибавится еще сила инерции и тормозящее усилие передних колес. Авто выкинет с дороги, и оно перевернется.

В подобной ситуации тормозить нельзя! Скиньте скорость до того, как войдете в поворот, и проходите его в «натяжку», а именно, на газ жмите, но не сильно, чтобы вы прошли поворот и без замедления, и не ускоряясь.

Опытные водители проходят поворот даже с небольшим ускорением, при котором сила инерции будет направлена назад, хоть и незначительная, и будет способствовать стабилизации задней оси авто. Однако эта рекомендация годится только для авто, имеющих передний привод.

5. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫМ И ЗАДНЕПРИВОДНЫМ АВТОМОБИЛЕМ ПРИ ЗАНОСЕ

Вне зависимости от привода автомобиля, в занос все авто уходят одинаково, но вот выходят из него по-разному, поскольку задние ведущие колеса авто толкают, а передние – тянут.

В случае заноса заднеприводного автомобиля плавно уменьшите нажатие на педаль газа, чтобы центробежная сила утихла, и авто стало управляемым.

В случае заноса переднеприводного автомобиля, немного увеличьте нажатие на педаль газа, чтобы выйти из заноса.

Если на повороте занесло заднеприводный авто, то происходит скольжение по дороге задних колес, выносимых на обочину центробежной силой, поскольку задние колеса являются ведущими. Если вы нажмете на газ, то только усугубите ситуацию, также нельзя и резко бросать газ и жать тормоз.

Ваша задача – плавно снизить скорость, слегка уменьшив подачу топлива, одновременно повернув рулевое колесо в сторону заноса. Вопрос об этом будет на экзамене.

Если вы попали в занос на переднеприводном авто, то рулевое колесо поверните в сторону заноса и добавьте крутящий момент на ведущие колеса. Однако на газ жмите плавно, легонько, чтобы не было пробуксовки передних колес.

6. ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СИЛА АВТОМОБИЛЯ – ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕЙ ВОДИТЕЛЮ?

Сухая дорога надежно держит колеса, и центробежная сила не снесет автомобиль, однако может перевернуть. Из школьных уроков физики мы знаем, что центробежная сила прямо пропорциональна массе авто и квадрату скорости, и обратно пропорциональна радиусу поворота.

То есть, на величину центробежной силы влияет скорость. При увеличении скорости вдвое, центробежная сила увеличится в четыре раза. Если же уменьшить скорость в три раза, центробежная сила уменьшится в 9 раз.

Также, чем больше радиус поворота (чем меньше его кривизна), тем меньше будет центробежная сила.

Поэтому, перед поворотом водитель должен снизить скорость, а уже при прохождении поворота нужно максимально «выпрямить кривую», то есть увеличить радиус поворота.

Также каждый водитель должен знать, что:

  • У пустого авто самое низкое расположение центра тяжести, а если нагрузить авто (положить груз в багажник, посадить в салон пассажиров), центр тяжести увеличится. Центробежная сила приложена к центру тяжести авто, и, входя в поворот, помните, что с грузом и пассажирами вы вероятнее всего опрокинетесь на той же скорости и при том же радиусе поворота, при которых без проблем проходили поворот без пассажиров и груза.
  • Выезжая из лесистого участка и увидев знак «Боковой ветер», уменьшите скорость, так как автомобиль может отклониться от заданного курса.
  • Если вы движетесь по сухой асфальтобетонной дороге, и начал накрапывать дождь, то уменьшите скорость и будьте крайне осторожным, поскольку первыми каплями дождя накопившаяся на дороге пыль взбивается, как миксером, создавая тонкую скользкую пленку.
  • Если автомобиль правыми колесами наехал на неукрепленную влажную обочину, то в целях избежать заноса верните автомобиль на проезжую часть по очень плавной дуге, не прибегая к торможению и не давя на газ.
  • Если вы двигаетесь по грунтовой дороге с глубоким снегом, то самая подходящая для данных условий передача – вторая. То есть движение осуществляется на заранее выбранной пониженной передаче без резких поворотов и остановок.
  • Если вы двигаетесь прямо, и внезапно попали на небольшой скользкий участок дороги, то крепко держите руль и продолжайте движение, не меняя скорости и траектории.
  • При любом торможении всегда оценивайте обстановку сзади.

Зная эти правила, вы без проблем ответите на вопросы билетов по этой теме.

Источник: АВТОГАИ.РУ

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*