Производство автомобилей в россии 2019: Выпуск легковых машин в 2019 году снизился на 2,5% – Российский рынок новых легковых автомобилей в 2019 году

  • 06.03.2021

Российский рынок новых легковых автомобилей в 2019 году

21 января 2020 года

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2019 году объем рынка новых легковых автомобилей на основании данных регистрации* в России составил около 1,6 млн единиц, что на 2,5% меньше, чем в 2018 году.

Бессменным лидером рынка среди марок (табл. 1) является отечественная LADA, на долю которой в 2019 году пришлось 21,3% от общего объема. В количественном выражении это составляет почти 340 тыс. вставших на учет новых машин, что примерно на 1% выше показателя годичной давности. Вторым в общем рейтинге и лучшей среди иномарок третий год подряд остается корейский бренд KIA, чей результат снизился на 3,1% до 217,3 тыс. экземпляров. Третье место занимает другой представитель корейского автопрома – Hyundai (174,9 тыс. шт.; -1,4%). В первую пятерку также попадают французский Renault (143,5 тыс. шт.; +4,1%) и немецкий Volkswagen (104,7 тыс. шт.; -0,3%).

Табл.1 ТОП-15 МАРОК РЫНКА НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ В 2019 ГОДУ (шт.)

На долю массового сегмента (табл. 2) российского рынка в минувшем году пришлось чуть более 90%. Это составляет 1 млн 438,1 тыс. купленных жителями РФ новых машин (-3,2%). Первые 9 позиций в этом рейтинге занимают те же марки, что и в целом по рынку. При этом в ТОП-15 только 5 брендов демонстрируют рост. Наименьшую положительную динамику показывает Mitsubishi (+0,2%), а наибольшую – Haval (рост в 3,7 раза). Столь высокий показатель роста позволил производителю из КНР войти в ТОП-15 массового сегмента.

А вот из тех, брендов, которые оказались «в минусе», хуже всего дела обстоят у Ford, регистрации новых автомобилей которого упали наполовину. Напомним, американский производитель объявил о том, что покидает легковой сегмент авторынка РФ. Также двузначное падение отмечено у Chevrolet (-22,1%), Nissan (-15%) и УАЗ (-13,6%; только по легковым машинам).

Табл. 2. ТОП-15 МАРОК НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ МАССОВОГО СЕГМЕНТА (шт.)

Премиальный сегмент (табл. 3) занимает десятую часть российского авторынка. За прошлый год регистрации в сегменте выросли на 4% до почти 155 тыс. штук. Лидером здесь, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», стал немецкий BMW с результатом 40,5 тыс. единиц (+11,1%). У другого премиум-бренда из Германии – Mercedes-Benz – регистрации тоже увеличились на 11,1%, но его показатель в абсолютном выражении составил 39,7 тыс. автомобилей.

Далее в этом рейтинге следуют японский Lexus (21,8 тыс. шт.; -6,2%) и немецкий Audi (16,1 тыс. шт.; +0,3). У других представителей премиум-сегмента регистрации в 2019 году составили менее 10 тыс. новых автомобилей.

Отметим также, что большинство премиальных марок (8 из 14) в прошлом году продемонстрировало рыночный рост: от +0,3% (у Audi) до +62,2% (у Smart). Соответственно, остальные 6 брендов оказались «в минусе». И если у MINI (-0,6%) падение незначительное, то Infiniti и Jaguar потеряли порядка 30% от уровня 2018 года.

Табл. 3. РЕЙТИНГ МАРОК НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПРЕМИУМ-СЕГМЕНТА (шт.)

* В эти цифры не входят автомобили силовых ведомств и дипломатических служб, а также регистрации машин на территории Крыма.

Российский рынок новых грузовых автомобилей в 2019 году

15 января 2020 года

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2019 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 80,7 тыс. единиц, что на 2% меньше, чем в 2018 году.

Традиционно первенство на этом рынке удерживает российский KAMAZ, на долю которого в 2019 году пришлось порядка 35% от общего объема. В количественном выражении это соответствует 27,6 тыс. штук – на 7,3% больше, чем в 2018 году. Вторую строчку рейтинга также без изменений занимает другой отечественный бренд – GAZ, показатель которого составил 8,9 тыс. машин (+5,9%). В первую тройку по итогам прошлого года также вошел шведский бренд Volvo (5,7 тыс. шт.; -11%).

Еще один шведский бренд – Scania – опустился на четвертую строчку рейтинга (5,6 тыс. шт.; -16%), а замкнул пятерку лидеров немецкий MAN (5 тыс. шт.; -1,5%). Стоит отметить, что только три бренда из десятки лидеров по итогам прошедшего года демонстрируют рыночный рост, и самый большой он – у лидера рейтинга, отечественного KAMAZ (+7,3%). А вот самое сильное падение эксперты зафиксировали у японской марки Isuzu (-20,7%).

В модельной структуре рейтинга лидером, как и в 2018 году, остался KAMAZ 43118, показатель которого составил 6,8 тыс. экземпляров (+3,3%). Следом идут: GAZ Gazon Next (6 тыс. шт.; +4,6%), КАМАZ 65115 (5,3 тыс. шт.; +10,9%), KAMAZ 5490 (5,3 тыс. шт.; +6,7%) и Mercedes-Benz Actros (3,9 тыс. шт.; -12,4%). Отметим также, что в десятке моделей-лидеров по итогам 2019 года половина оказалась «в плюсе». Максимальный рост отмечается у KAMAZ 65115 (+10,9%), а наибольший спад – у Volvo FH (-17,6%).

Что касается итогов декабря 2019 года, то в этот период объем рынка новых грузовых автомобилей в России вырос на 8,7% и составил 10,3 тыс. штук.

ТОП-10 МАРОК РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В 2019 г. (шт.)

ТОП-10 МОДЕЛЕЙ РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В 2019 г. (шт.)

* Транспортное средство полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов, за исключением ряда моделей, относящихся к LCV.

Автопром в России в I квартале 2019 г.

Дисбаланс планов и реальности

Александр Климнов, фото производителей
и РИА «РОССбизнес»–«Грузовик Пресс»

По данным ОАО «АСМ-Холдинг», в I квартале 2019 года производство грузовиков в России (включая LCV) сократилось до 29,5 тыс. (–3,6%). В это число вошли также шасси и самосвалы. Бóльшую долю составили отечественные марки, их произвели 24 тыс. (–2,8%), а меньшую иномарки – 5,5 тыс. (–6,3%). Напомним, что на 2019 год в целом прогноз производства составлял 160 тыс. грузовых автомобилей (с LCV) с ростом на уровне 3,4%. Планы не сбылись!

Стали известны результаты продаж на внутреннем рынке грузовой автотехники за 5 месяцев 2019 года. По MCV+HCV грузовикам (среднетоннажные и тяжёлые) они составили 28,8 тыс. (–5,8%), а по LCV (категории N1 и M2, т.е. включая микроавтобусы) – снизились на 8,6%, до 38 тыс. шт. Соответственно, весь рынок грузовиков за пять месяцев 2019 года составил 66,8 тыс. (–0,9%). Из них на долю отечественных марок пришлось 42,8 тыс. (–1,2%), на долю иномарок – 24,1 тыс. (–16%). Прогноз на 2019 год, соответственно, 189 тыс. (+1,6%) для всего рынка грузовиков, 83 тыс. (+2,9%) для сегментов MCV+HCV, 106 тыс. (+0,6%) для сегмента LCV.

Хотя и этот прогноз консервативен, но реальная экономика действенных стимулов для покупки новой коммерческой техники пока не даёт: госпрограммы поддержки урезаны, ну а новых проектов федерального уровня нет.

Выпуск шасси общего назначения за январь–март 2019 года составил 9,2 тыс. (–21,7%), седельных тягачей – 2,56 тыс. (–14,6%), автосамосвалов – 619 ед. (+3,9%), а автокранов – 605 ед. (+4%).

«Группа ГАЗ»

В лидерах по производству грузовиков в стране остаётся «Группа ГАЗ», несмотря на возникшие сложности с финансированием из-за антироссийских санкций. И всё же с 2019 года на «ГАЗель NEXT» появятся (в ограниченном количестве) турбодизели производства Volkswagen экологических классов Euro 5 (для российского рынка) и Euro 6 (на экспорт).

За три месяца 2019 года ООО «АЗ ГАЗ» произвело 12,4 тыс. (–1%) грузовиков, АО «АЗ «Урал» – 1,37 тыс. (+25,6%), а ОАО «САЗ» («Саранский завод автосамосвалов») – 213 ед. (+19%). Соответственно, доля «Группы ГАЗ» возросла до 47,8% от всего производства грузовиков в стране против 45,1% за аналогичный период 2018 года.

Соответственно, лидирующие на рынке модели АЗ ГАЗ разошлись за 5 месяцев в количестве 21,4 тыс. (–4,9%), включая малотоннажники (LCV) и среднетоннажники (MCV). Кстати, за три месяца ГАЗ выпустил 2,73 тыс. (–26,2%) шасси; грузовиков с бензиновым (газовым) мотором 20,7 тыс. (+26,1%) и 4,35 тыс. (+9,9%) – с дизелем.

Реализация свежих серий «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT» за 3 месяца составила, соответственно, 9,4 тыс. (–10,2%) и 2,33 тыс. (–2,7%), в то время как сбыт прежней серии «ГАЗель БИЗНЕС» вырос на 2,8%, до 6,3 тыс., тогда как «Соболя» сократился на 3,6%, до 2,17 тыс. Продажи ГАЗ-3307, -3308, -3309 сократились на 9,3%, до 1,08 тыс., но реализация самосвала ГАЗ-САЗ-3507, напротив, выросла в 3,8 раза, до 92 ед. Отмечен и рост в 2,5 раза, до 586 ед., реализации «бензиновой» модели ГАЗ-3307, но, возможно, это связано с особенностями учёта в ГИБДД. Представленный на IAA’18 в Ганновере полноприводный «Садко NEXT» пока ещё не пришёл на замену предшественнику ГАЗ-33088 «Садко». Зато в серию пошли самые вместительные фургоны и автобусы в подсемействе «ГАЗель NEXT 4.6t».

Суммарное производство LCV марок ГАЗ и Mercedes-Benz Sprinter Classic (с 2019 года приостановлено) за 3 месяца 2019 года составило 12,7 тыс. (+7,3%).

Общая реализация LCV бренда Mercedes-Benz за январь–март составила 1,52 тыс. (–57,5%), включая 612 ед. (–73,5%) суммарных продаж «российских» Sprinter Classic и импортных Sprinter нового поколения, кроме того, было продано 609 ед. (–30,6%) модели V-klasse и 237 ед. модели Vito (–30,7%), 57 ед. модели Vaneo (+42,5%), а вот каблучок Citan с рынка ушёл.

В свою очередь АЗ «Урал» произвёл 376 ед. (–22%) внедорожных шасси. Осенью 2018 года официально начат выпуск серии дорожных тягачей и самосвалов «Урал» 6х4 с капотной кабиной типа NEXT, но в статистике по кварталу они отражения не нашли. Поколение полноприводных капотников с кабиной NEXT определённо продолжает теснить прежнюю серию «Урал-М». Выпуск полноприводных четырёхосников «Урал-5323» и «Урал-5423» (8х8) упал на 61,5%, до 20 ед., а трёхосники «Урал-6370» (6х6) в начале 2019 года вообще не выпускали.

Производство самосвалов ОАО «САЗ», как уже упоминалось, несколько вырос за счёт бюджетной серии 3507.

«ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС»

Лидирующая в стране по выпуску тяжёлых грузовиков группа «КАМАЗ», в лице своего головного предприятия из Набережных Челнов произвела лишь 5,7 тыс. (–26,7%), из которых 4,12 тыс. (–31,9%) шасси и 1,04 тыс. (–29,2%) седельных тягачей, зато выпуск бортовых грузовиков вырос в 3,4 раза, до 503 ед. К сожалению, сведений по выпуску отдельных моделей машин «КАМАЗ» не даёт, поэтому оценить пропорции производства можно лишь косвенно по продажам на внутреннем рынке. Так (по данным ООО «Автостат Инфо»), в январе–марте 2019 года было реализовано 136 ед. (–37,6%) среднетоннажников КАМАЗ-4308 и, соответственно, 10,7 тыс. (+7%) тяжёлых грузовиков всех моделей, из которых на долю новой серии K4 (КАМАЗ-5490, КАМАЗ-6580 и прочих) пришлось 2,25 тыс. (+8,2%) или 39,5%. Доля полноприводных моделей КАМАЗ (от 4х4 до 8х8) в продажах немного снизилась – до 32,4% (3,5 тыс., –1,4%). ПАО «НефАЗ», входящий в группу предприятий «КАМАЗ», произвёл 970 ед. самосвальных установок (–53,8%).

ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» (он же «ДК РУС», ранее ООО «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Тракс Восток»), произвело 1,03 тыс. (–21,9%). Напомню, это СП выпускает в России грузовики Actros, Axor, Atego, Arocs, Zetros и Unimog (модель U400) бренда Mercedes-Benz, а также среднетоннажники Mitsubishi-Fuso Canter. Львиная доля производства и сбыта приходится на Mercedes-Benz Actros (–0,4%, 1,41 тыс.), а все прочие модели реализованы фактически поштучно.

Рынок новых коммерческих автомобилей до 3,5 т. Топ-15 брендов
Марка Январь-май 2018 г. Январь-май
2019 г.
Динамика продаж, %
ГАЗ 19,82 18,4 –7,2
УАЗ 8,56 8,25 –3,6
Ford 3,98 4,34 9,0
Лада 3,49 3,15 –9,7
Volkswagen 2,77 2,7 –2,5
Mercedes-Benz 2,72 1,12 –58,8
Toyota 1,09 1,12 2,8
Mitsubishi 1,21 0,73 –39,7
Peugeot 0,9 0,68 –24,4
ВИС 0,72 0,67 –6,9
Citroёn 0,74 0,56 –24,3
FIAT 0,71 0,41 –42,3
Renault 0,3 0,38 26,7
Hyundai 0,34 0,31 –8,8
Isuzu 0,33 0,28 –15,2
Другие 0,44 0,37 –15,9

Вокруг «Группы СОЛЛЕРС»

ООО «УАЗ» (входит в концерн «Группа СОЛЛЕРС») произвело в I квартале 2019 года 3,63 тыс. (+44,3%) LCV (без микроавтобусов, «санитарок» и пикапов), а реализовал за 5 месяцев 6,2 тыс. (–3,4%), из которых 5,2 тыс. (–5,6%) коммерческих «головастиков» и «буханок» (от УАЗ-3303 до УАЗ-39094), а также 31 ед. (–70,8%) УАЗ «Карго» (УАЗ-2360) и 875 ед. (+8,3%) полуторок УАЗ «Профи» (УАЗ-23602Х).

АО «ИСУЗУ-РУС» (ранее ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ») за январь–март произвело в Ульяновске 888 ед. (рост в 7,7 раза) грузовиков N-series, F-series и GIGA-series (CYZ52 / EXZ52) полной массой от 7,5 до 33 т, а реализовала за 5 месяцев только 1,15 тыс. грузовиков (–20,3%).

ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга», произвело за 3 месяца на заводе в ОЭЗ «Алабуга» 1,23 тыс. (–41,5%) коммерческих версий серий Ford Transit Custom и Transit, на базе части которых бодибилдеры выпускают спецавтомобили, не попадающие в заводскую статистику.

Продажи LCV бренда Ford составили за 5 месяцев 4,28 тыс. (+9%), включая 4,22 тыс. (+10,4%) Transit (вместе с микроавтобусами) и 63 ед. (–37%) Transit/ Tourneo Custom и всего один (–85,7%) Transit Connect.

Группа компаний «Автотор»

Сборочная фирма «ООО «ЭЛЛАДА ИНТЕРТРЕЙД» на линии углубленной сборки (со сваркой и окраской кабины) собрала в I квартале 229 ед. (рост в 2,9 раза) грузовиков брендов Hyundai (207 ед., рост в 1,8 раза) и Ford (22 ед. модели F-MAX турецкого филиала Ford Truck, рост в 2 раза). Наибольший выпуск пришёлся на популярный среднетоннажник HD78 (155 ед.), а вот выпуск полуторки HD35 City упал на 74,8%, до 28 ед.

Продажи автоторовских грузовиков Hyundai составили за 5 месяцев 593 ед. (–15,2%), включая полуторку HD35 (78 ед., +59,2%), а наибольшие продажи пришлись на серию Mighty (492 ед., –20,8%).

Продажи импортных LCV Hyundai составили 655 ед. (+1,9%), из которых 528 ед. (+8,2%) пришлись на минивэн и фургон модели h2 и Starex.

TRATON GROUP

Немецкий Volkswagen NFZ продал за 5 месяцев (SKD-сборка LCV серии T6 идёт в Калуге на заводе «Фольксваген Рус») 2,42 тыс. (–2,8%) машин серий T6 (–6,1%, 1,63 тыс.) моделей Transporter, Caravelle, Multivan и California. Развозной «каблучок» Caddy разошёлся в количестве 544 ед. (+6,2%), а полноразмерный новый Crafter – 244 ед. (+2,1%).

Расположенные в Санкт-Петербурге сборочные заводы ООО «МАН ТРАК ЭНД БАС ПРОДАКШН РУС» и ООО «СКАНИЯ-ПИТЕР» собрали в I квартале 2019 года, суммарно 228 ед. (+31,8%) грузовых автомобилей обоих брендов. За 5 месяцев реализовано 1,5 тыс. (–17,8%) MAN и 1,94 тыс. (–11,5%) Scania.

Некоторые участники грузового рынка

На заводе в Калуге АО «Вольво Восток» за 3 месяца собрано 1,35 тыс. (–3,2%) седельных тягачей Volvo. Продажи Volvo Trucks в России выросли до 6,2 тыс. (+6,2%).

Расположенное в Миассе ООО «ИВЕКО-АМТ», представляющее собой фактически российский филиал компании IVECO S.p.A., выпустило в I квартале всего 60 ед. преимущественно седельных тягачей (–53,5%).

А вот его прямой конкурент ООО «Комацу Мэнуфекчуринг Рус» в Ярославской области развивается вполне успешно – за квартал там собрали 24 ед. (+41,2%) карьерных самосвалов Komatsu HD 785-7 полной массой 166 т.

У сборочного завода ООО «Катерпиллар Тосно» из Ленинградской области (пос. Тосно) дела тоже идут в гору. За квартал там собрали 37 ед. (+32,1%) карьерных самосвалов моделей Caterpillar 773E полной массой 99,3 т и Caterpillar 777E полной массой 163,4 т.

ООО «МЗ ТОНАР» удачно дополнил основное производство разнообразной прицепной техники выпуском специализированных седельных тягачей и капотных карьерных самосвалов, но за I квартал их производство зафиксировано не было.

Производитель многоосных спецшасси АО «Брянский автомобильный завод» – основной национальный поставщик для МО РФ, за три месяца 2019 года произвёл 46 шасси (–11,5%) с колёсной формулой от 6х6 до 10х10 гражданского и двойного назначения.

Рынок новых коммерческих автомобилей свыше 3,5 т. Топ-10 брендов.
Марка Январь-май 2018 г. Январь-май 2019 г. Динамика продаж, %
КАМАЗ 10,61 11,11 4,7
ГАЗ 3,62 3,51 –3,0
Volvo 2,53 2,17 –14,2
Scania 2,21 1,98 –10,4
MAN 1,86 1,62 –12,9
МАЗ 1,45 1,47 1,4
Mercedes-Benz 1,55 1,44 – 7,1
Урал 1,13 1,21 7,1
Isuzu 1,1 0,95 –13,6
DAF 1,21 0,77 36,4
Другие 3,66 3,03 –17,2

Некоторые участники малотоннажного сегмента

Завод ООО «ПСМА РУС», расположенный в Калужской области с конца 2017 года собирает компактные развозные фургоны Citroёn Jumpy и Peugeot Expert. За 3 месяца 2019 года их произвели 380 ед. (–9,5%), включая 243 Peugeot (+6,6%) и 137 Citroёn (–28,6%).

Продажи LCV марки Citroёn составили за 5 месяцев 688 ед. (–24%), а самой востребованной моделью стал полноразмерный фургон Jumper с 360 ед. (–28,7%), новых Jumpy/ Space Tourer продали 274 ед. (+61,2%), а «каблуков» Berlingo – 54 штуки (–76,2%). Соответственно, LCV родственной марки Peugeot за этот же период продано 1,07 тыс. (+1,9%), включая 727 ед. (рост в 2,2 раза) Expert/ Traveller, 301 ед. (–35,7%) Boxer и 40 ед. (–83,7%) «каблучков» Partner и всего один электрофургон Kangoo EV.

Импортных LCV французского бренда Renault за 5 месяцев было реализовано 695 ед. (–22,4%), из которых 617 ед. пришлось на «каблук» Dokker (–22,4%). Фургонов и грузовичков серии Master продано только 76 ед. (–23,2%).

Итальянские бренды Fiat (231 ед., –57,9%) и IVECO (332 ед., +55,1%) представлены фактически единственными моделями, соответственно, Ducato и Daily.

АО «ПСА ВИС-Авто», дочерняя фирма ПАО «АВТОВАЗ», выпускает коммерческие (а не спортивно-рекреационные) пикапы, фургоны и бронеавтомобили на базе легковых моделей LADA под её брендом и реализует их через её же фирменную дилерскую сеть. За I квартал она произвела суммарно 886 ед. пикапов (+10,1%), включая 382 ед. (–15,8%) коммерческих пикапов и фургонов серий ВИС-2346 (на базе LADA 4×4) и ВИС-2390 (на базе рестайлинговой серии Granta), а также дополненных 2 ед. нового фургона модели «2750» на базе LADA Largus. Кроме того, в линейке «БРОНТО» произведено 423 ед. (+24%) бронированных спецавтомобилей (на базе LADA 4×4) и 6 ед. снегоболотоходов 1922-00 «Марш» (+20%). Кстати, производство коммерческой модели LADA Largus F90 составило за квартал на ВАЗе 2,65 тыс. (+2,2%), хотя оно и включено в легковую статистику предприятия. Соответственно продажи F90 составили за 5 месяцев 1,98 тыс. (+0,6%), включая 54 ед. газобаллонной версии F90G.

Попутные участники

Известная фирма ЗАО «БЕЦЕМА» из подмосковного Красногорска выпустила за квартал 132 ед. (–23,3%) подвижного состава, включающего преимущественно автосамосвалы строительного и сельскохозяйственного назначения на шасси Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz и КАМАЗ.

Производитель надстроек (ООО «Спектр Авто») из Нижнего Новгорода выпустил 119 ед. (+26,6%) грузовых автомобилей, из которых 42 ед. (+82,6%) полной массы 3,5–26,1 т с дизелями и 77 ед. (+8,5%) полной массой 3,5 т с бензиновыми моторами («ГАЗель»).

Самая маститая в нижегородском кластере фирма ООО «Чайка-НН» выпустила 42 ед. (–40,8%), из которых 38 ед. (–46,5%) полной массой 7,5–18 т с дизелями и 4 ед. полной массой 3,5 т с бензиновыми двигателями (также «ГАЗель»).

«Придворная» тюнинговая фирма «КАМАЗа» – ОАО «РИАТ» из Набережных Челнов произвела за квартал 57 ед. (+54,1%) техники на базе шасси КАМАЗ, включая 34 ед. (+47,8%) грузовиков на шасси разных моделей, а кроме того, 3 ед. (–40%) тяжеловозных седельных тягачей КАМАЗ-65225 (6х6) и 20 ед. (рост в 2,2 раза) самосвалов-зерновозов на длиннобазных шасси КАМАЗ-65117 полной массой 24 т.

Производство грузовиков в СНГ

В Республике Беларусь за I квартал 2019 года было произведено 2,2 тыс. грузовых автомобилей (–6,6%). ОАО «Минский автозавод» произвёл 1,77 тыс. (–5,5%) грузовых автомобилей. В России за 5 месяцев 2019 года было реализовано 1,1 тыс. (+1,6%) машин МАЗ. Кроме того, в нашей стране было продано 352 грузовика МАЗ-MAN (+6,7%), из которых львиная доля приходится на трёхосное (6х4) шасси МАЗ-6312 – 312 ед. (–2,8%), выпускаемое по контрактному соглашению с МАЗом.

БелАЗ выпустил 251 карьерный самосвал и прочие сверхтяжёлые грузовые автомобили. МоАЗ после перерыва произвёл в I квартале 2019 года один самосвал МоАЗ-75054.

В Казахстане за квартал произведено 205 ед. (+15,8%) грузовых автомобилей. Лидирует АО «КАМАЗ-Инжиниринг» с 78 ед. (–32,8%).

Украинский автопром, пребывающий в глубоком кризисе, в I квартале произвёл лишь 14 развозных грузовиков (–85,3%).

За 2019 год выпуск автотранспортных средств сократился на 2,8%

Дата: 07.02.2020 08:23:33

 

 

 

 

 

 

Image

 

По данным аналитической компании «АСМ-холдинг», в России за январь-декабрь 2019 года было произведено 1 719 784 автотранспортных средств (грузовых, легковых автомобилей, автобусов), что на 2,8% меньше, чем за январь-декабрь 2018 года. 

В декабре 2019 года по сравнению с ноябрем 2019 года наблюдается снижение производства по грузовым и легковым автомобилям, а также рост производства по автобусам и троллейбусам (см. таблицу). 

 

 

Декабрь

В % к

Январь-

Справочно

 

2019 г.,

декабрю

ноябрю

декабрь

декабрь 2018 г. в % к

январь-

 

штук

2018 г.

2019 г.

2019 г.

декабрю

ноябрю

декабрь

 

 

 

 

в % к

2017 г.

2018 г.

2018 г.

 

 

 

 

январю-

 

 

в % к

 

 

 

 

декабрю

 

 

январю-

 

 

 

 

2018 г.

 

 

декабрю

 

 

 

 

 

 

 

2017 г.

грузовые автомобили

14 400

88,8

92,7

99,1

86,9

104,1

97,4

легковые автомобили

116 160

92,7

93,5

97,4

119,1

80,8

115,9

автобусы

4 863

68,8

114,5

85,2

135,1

120,1

112,5

троллейбусы

17

188,9

59,2

50,0

 

Производство легковых автомобилей за январь-декабрь 2019 года по отношению к январю-декабрю 2018 года уменьшилось на 2,6%, выпущено 1 523,6 тыс. ед. техники, говорится в сообщении источника.

Выпуск легковых машин отечественных марок снизился на 1 % до 410,7 тыс. шт. За отчетный период динамика производства автомобилей отечественных брендов составила:  LADA —  —0,9%, в том числе: «АВТОВАЗ» — +0,1%, «ЛАДА Ижевск» – -2,2%, «Лада Спорт» – -1,9%, «ЧеченАвто» – -16,4%, «Супер-Авто Холдинг» – ‑-73,8%, «УАЗ» – -2,9%. 

Выпуск легковых автомобилей иностранных марок в январе-декабре 2019 года уменьшился на 3,1%, выпущено 1 112,9 тыс. шт. Рост производства в январе-декабре 2019 года зафиксирован на следующих предприятиях: ГК «Автотор» — +4,7%, «Фольксваген Груп Рус» (Калуга) – +4,3%, «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» – +5,3%, «ПСМА РУС» – +7,5%, АЗ «ГАЗ» (контрактная сборка) – +13,6%. На предприятиях «Мерседес-Бенс Мануфэкчуринг Рус» (Московская область) и «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» (Тульская область) произведено в 2019 г. более 9000 шт. автомобилей.

Доля иностранных марок в объеме выпуска легковых автомобилей в России в январе-декабре 2019 года составила 73,0% (годом ранее – 73,5%). 

Предприятия-производители легковых автомобилей в январе-декабре 2019 года отгрузили потребителям 1 495,6 тыс. шт., что на 2,6% меньше, чем за январь-декабрь 2018 года.

Объем выпуска грузовых автомобилей, включая грузовики категории N1, за январь-декабрь 2019 года снизился на 0,9% до 155,3 тыс. шт.

Производство отечественных грузовых автомобилей в январе-декабре 2019 года сократилось на 0,2%, выпущено 127,2 тыс. шт. Рост производства грузовиков обеспечили следующие предприятия: «УАЗ» — +15,9%, АЗ «УРАЛ» – +21,4%, ПСА «ВИС-Авто» – +7,5%, «Саранский завод автосамосвалов» – +22,0%. 

Выпуск грузовиков иностранных марок в январе-декабре 2019 года снизился на 4,0%, выпущено 28,1 тыс. шт. Увеличили выпуск грузовых автомобилей следующие предприятия: «Форд Соллерс Елабуга» — +11,9%, «ИСУЗУ-Рус» – +12,0%, ГК «Автотор» – рост в 2,7 раза. Доля иностранных марок в общем выпуске грузовых автомобилей в России в январе-декабре 2019 года составила 18,1% (в январе-декабре 2018 года – 18,7%).

Предприятия-производители грузовых автомобилей в январе-декабре 2019 года отгрузили потребителям 156,1 тыс. шт. (-0,7% 

Производство автобусов, включая автобусы категории М2, в январе-декабре 2019 года уменьшилось на 14,8%, выпущено 41,2 тыс. шт. Из общего количества произведенных автобусов на отечественные марки пришлось 33,1 тыс. шт. (-16,2%), а выпуск иномарок – 8,1 тыс. шт. (-8,8%).

В январе-декабре 2019 года рост производства автобусов зафиксирован на следующих предприятиях: «ПАЗ» — +3,6%, СТ «Нижегородец» – +2,8%, «Форд Соллерс Елабуга» – +28,3%,  «НЕФАЗ» – +27,4%, «КАВЗ» – +23,1%.

Доля иностранных марок в общем выпуске автобусов в России в январе-декабре 2019 года достигла 19,8% (в предыдущий год –18,5%).

Предприятия-производители автобусов в январе-декабре 2019 года отгрузили потребителям 41,3 тыс. шт. (на 12,4% меньше, чем в 2018 году).

Объем выпуска легких коммерческих автомобилей в январе-декабре 2019 года снизился на 5,3%, выпущено 118,5 тыс. шт. В январе-декабре 2019 года наибольший объем производства зафиксирован на следующих предприятиях: АЗ «ГАЗ» — -8,6%, «АВТОВАЗ» – +15,3%, «УАЗ» – -9,2%, «Форд Соллерс Елабуга» – +14,6%, ПКФ «Луидор» – -22,7%, ПСА «ВИС-АВТО» – +7,5%, ПСМА РУС – -23,6%, «Автодом» – -15,9%, «ИСУЗУ-Рус» – рост в 2 раза, СТ «Нижегородец» – +12,8%, ГК «Автотор» – -60,0%. 

Добавим, что, согласно данным «Автостат Инфо», парк легковых автомобилей в России насчитывает по состоянию на начало 2020 года 42,75 млн машин. Парк грузовых автомобилей достиг к тому же периоду емкости в 2,56 млн ед. техники.

 



Российский автопром – 2019. Две стороны одной медали

В середине февраля аналитическая компания «АСМ-холдинг» подготовила традиционный отчет о достижениях российской автомобильной промышленности за прошедший год. То есть за 2018-й. Сразу следует оговориться, что под российской промышленностью в нашем случае мы подразумеваем как традиционных отечественных производителей, так и зарубежных, развернувших в стране сборочное производство с разной степенью локализации.

Так с каким же итогом российский автопром завершил далеко не простой 2018 год? Итог в целом позитивный: производство легковушек по отношению к 2017 году выросло на 15,9%, до 1564 тыс., производство малотоннажников – на 3,9%, до 128,3 тыс., а производство автобусов всех классов, включая микроавтобусы, – на 12,5%, до 47,8 тыс. Несколько смазали общую радужную картину только грузовики среднего и тяжелого классов, общий результат производства которых в 2018 году вместе с малотоннажниками составил 156,7 тыс.: их суммарный выпуск упал на 2,5%. В принципе, это даже не падение, а, скорее, стагнация, которая в наступившем году может обернуться как возвращением к увеличению производства, так и продолжение его сокращения.

Другое дело, что упомянутое падение производства тяжелых и средних грузовиков произошло на фоне 3-процентного роста их рыночного сегмента: получается, действующие в нем российские производители не выдерживают конкуренции с зарубежными марками. Впрочем, в наступившем году, с точки зрения аналитиков «АСМ-холдинга», они все же поправят свои дела, увеличив выпуск на 3,4%. Самое интересное, что это больше прогнозируемого роста производства как легковых автомобилей (+2,3%), так и автобусов (+2,5%).

Для нашего автопрома общий прогноз на 2019 год вроде как позитивный. Но – только на первый взгляд. Потому что национальная автомобильная промышленность продолжает сдавать позиции. Ведь автопром – это не только сборочные заводы, но и огромный пласт больших и малых предприятий, выпускающих автомобильные компоненты, участь которых с каждым годом становится все печальнее. Потому что выпуск автомобильной техники в стране вроде бы растет, а ее локализация, вопреки бодрым отчетам чиновников, неудержимо снижается. А значит, снижается количество рабочих мест и собираемых во все бюджеты налогов. Доля же дохода от продажи автомобилей, которая уходит за пределы страны, то есть мимо российского бюджета, напротив, только увеличивается.

В отчете «АСМ-холдинга» есть интересные данные. Так, за 15 последних лет удельный вклад российского автопрома в государственный бюджет уменьшился на 45%. Почти наполовину! Получается, с высоких трибун говорится об уходе от сырьевой экономики, а практика показывает, что мы все сильнее в нее сползаем! Шутка ли: сегодня вклад автомобилестроительной отрасли в ВВП страны – ниже 1%. То есть де-факто эта отрасль перестала быть самостоятельной в общероссийских масштабах.

Теперь возьмем более близкий временной промежуток. За время наиболее активной разлокализации, начиная с 2010 года и по сегодняшний день, количество рабочих мест на российских автомобильных заводах сократилось на 113 тыс., или на 29%. Но еще сильнее оказалась подорвана компонентная отрасль: в ней работу потеряли порядка полумиллиона человек! Еще важнее, точнее, еще страшнее то, что разлокализация сильнее всего прореживает ряды инженерных кадров: чтобы крутить гайки на зарубежных сборочных заводах, мозги особо не требуются.

Заметим, что те полмиллиона граждан, которые ранее трудились в автопроме, не просто лишились работы, а вместе с этим – и средств к существованию: вместо государственных налогоплатильщиков многие из них перешли в разряд государственных иждивенцев, то есть оказались или на досрочной пенсии, или на бирже труда.

И это на фоне того, что господдержка  отечественного автопрома за минувшие десять лет увеличилась в 324 раза. С ней явно что-то не так, потому что добавленная стоимость автомобилестроительной отрасли за указанный период выросла всего в 4,2 раза. Соотношение, которое не может не подтолкнуть на размышления об эффективности подобной господдержки.

Впрочем, правительство разлокализацию не видит в упор. Ведь формально оно прикладывает все возможные усилия для роста локализации: поставленная цель – за семь лет добиться ее увеличения на 30%. Очень «амбициозно»: правительства Китая и Индии всего за три года увеличили локализацию своей автомобильной промышленности на 75%. Результат же работы российского правительства – фактическая потеря компонентной отрасли, утрата квалифицированных кадров, постепенное скатывание национальных автопроизводителей к полной зависимости от зарубежных инженерных центров. Почему же так происходит? Уж не потому ли, что настоящие цели тех, кто все последние годы задает курс отечественному автопрому, отличаются от декларируемых? Может, уже и сделать-то ничего нельзя? Или еще можно?

По мнению специалистов «АСМ-холдинга», начать исправлять ситуацию необходимо с нескольких не сильно обременительных для государства с финансовой точки зрения но, при этом, очень важных шагов.

Начнем с того, что развитие национального автопрома требуется оценивать исходя из простых показателей, объективно представляющих интересы государства:

– вклад в ВВП страны;

– количество рабочих мест;

– объем импорта и экспорта.

Независимый мониторинг этих показателей должен вестись через Росстат, ФНС и ФТС, поскольку сегодня система анализа эффективности работы отрасли построена на самооценке.

Не обойтись без стратегического управления как автомобильной, так и автокомпонентной отраслями с учетом государственных интересов. С синхронизацией стратегии развития этих отраслей с продуктовыми стратегиями основных российских производителей. В связи с событиями последних лет в упомянутую стратегию придется включить программу обеспечения устойчивости отрасли к воздействию санкций, а значит, придется отказаться от практики привлечения к разработке отраслевой стратегии американских консалтинговых компаний, что практиковалось все последние годы и продолжает практиковаться сейчас.

Необходимо изжить несимметричность условий и субъективизм решений о доступе к государственной поддержке, что вызывает раздражение у основных
отраслевых игроков. Как необходимо перейти от стимулирования продаж к стимулированию производства и обеспечению конкурентоспособных производственных факторов. То есть необходимо отказаться от стремления к мировым ценам на электричество, металл, газ и
другие энергоресурсы.

Невозможно не обратить внимания, что предлагаемые меры во многом идут вразрез с реальными, а не декларируемыми действиями руководства страны. Во всяком случае игнорирование объективных данных о развитии многих сфер российской экономики и накручивание тарифов на жизненно важные для промышленности ресурсы стали чуть ли не визитной карточкой правительства современной России. И, тем не менее, шанс на возвращение автомобилестроения в число приоритетных отраслей, дающих работу людям и доходы в бюджет, еще сохраняется. А вот чего почти не осталось, так это убежденности, что этим шансом удастся воспользоваться.

Константин Закурдаев

Статистические данные: ОАО «АСМ-холдинг»


Интересное от редакции:

11.04.2018 в 17:53

АСМ-холдинг, итоги производства автомобилей 2018, автопром 2018, российский автопром, локализация, разлокализация, производство грузовиков, производство автобусов, автопром, автомобильная промышленность

19.02.2018 в 05:00

20.12.2017 в 05:00

25.03.2016 в 06:30

АСМ-холдинг, итоги производства автомобилей 2018, автопром 2018, российский автопром, локализация, разлокализация, производство грузовиков, производство автобусов, автопром, автомобильная промышленность

11.12.2015 в 11:00

Читайте также:

27.01.2017 в 06:00

30.04.2016 в 09:23

31.08.2016 в 06:00

16.01.2017 в 07:30

20.10.2016 в 08:53

26.02.2018 в 07:13

25.01.2018 в 05:00

19.07.2017 в 05:00

14.09.2016 в 10:38

17.10.2016 в 12:00

Конференция «АВТОПРОМ-2019» подводит предварительные итоги уходящего года :: Новости коммерческого транспорта

Конференция «АВТОПРОМ-2019» подводит предварительные итоги уходящего года

11.12.2019

«АСМ-холдинг» прогнозирует у легковушек спад на 4,8%, а у грузовиков – рост на 0,8%


Конференция «АВТОПРОМ-2019» подводит предварительные итоги уходящего года автор

Александр Климнов, фото автора


Сегодня 11 декабря 2019 года ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» и спонсор форума ООО «Автотор Холдинг» провели в Торгово-промышленной палате РФ уже 28-ю итоговую автомобильную конференцию «АВТОПРОМ-2019» на тему: «Итоги работы автомобильной промышленности России в 2019 году и перспектива инновационного развития отрасли на период до 2025 года». В конференции приняли участие руководители автомобильных предприятий, производители автомобильных компонентов, представители консалтинговых и аналитических компаний, а также журналисты специализированных СМИ.
На 28-й конференции были подведены предварительные итоги работы предприятий российской автомобильной промышленности в 2019 году, проведен анализ структуры российского автомобильного рынка, а также обозначены перспективы инновационного развития отечественного автопрома в соответствии со «Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года за №831-р).
В рамках подведения итогов и анализа работы предприятий российского автопрома в 2019 году выступил директор научно-исследовательского образовательного центра компетенций в области трансфера технологий и управления знаниями Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Бычков с несколько академичным докладом «Анализ стратегии развития автомобильной промышленности: новые вызовы и предложения по ее совершенствованию». Приведу только самые важные данные и выводы из доклада:
Tab1.jpg

По данным таблицам видна ретроспектива роста производства в стране в 2000–2010-х т.н. «российских иномарок» относительно роста всего отечественного автопрома 


Наибольшей удачей правительственных постановлений о промсборке Бычков считает №166 от марта 2005 года, которое гарантировало 7-летнее освобождение от таможенных пошлин ввоз автокомпонентов для сборки автомобилей и которое подписали 29 мировых автопроизводителей, а также №328 от апреля 2014 года по стимулированию спроса на автотранспортные средства (включая обновление парка и поддержку НИОКР и экспорта), а также локализации производства автомобилей и компонентов. Так, результатом действия данных правительственных постановлений г-н Бычков назвал: «Остановку импорта, прежде, всего подержанных иномарок, которые с успехом заменили новые иномарки уже российской сборки». Кроме того, после снижения ввозных пошлин на импортные автомобили в рамках вступления нашей страны в ВТО, для компенсации утраты конкурентоспособности отечественных производителей с 2012 года был введен утилизационный сбор, средства от которого потом использовались для cубсидирования инвестиционной активности по модернизации производственной инфраструктуры и части операционных (переменных) и постоянных затрат для обеспечения конкурентоспособности отечественных автомобилей (на содержание рабочих мест и на компенсацию части затрат производителям колесных транспортных средств на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность»).
Tab2.jpg

Сравнение отечественного автоэкспорта с далеким уже 1995-м должно рельефнее показать, что российский автопром практически превратился в отрасль сугубо локального значения

В докладе г-на Бычкова отмечались следующие актуальные проблемы российского автопрома:
а) из-за ограничения внутреннего спроса и низкой доли экспорта автомобилей имеет место значительное недоиспользование производственных мощностей, что ухудшает финансовое положение предприятий
б) слабая динамика развития производства автокомпонентов, что сдерживает создание новых рабочих мест, уменьшает получение добавленной стоимости и ведет к недопоступлению в значительных суммах поступлений в бюджет таможенных платежей
в) неготовность автопроизводителей к выводу на рынок новых продуктов, соответствующих современным глобальным технологическим трендам развития отрасли

В качестве рекомендаций директор центра трансферов предлагает максимальное содействие отечественным производителям в области экспорта (финансовое и административно-организационное), а для загрузки мощностей: синергию бюджетных стимулов и регулятивных инструментов с упором на газомоторную технику и меры по обновлению парка. Конкуренцию отечественного автопрома должны поднять: максимальное повышение уровня локализации и достижение глобальной конкурентоспособности результатов интеллектуальной деятельности, активизация участия в консорциумах, а также кластерообразование вокруг крупного автомобильного производства – инновационного ядра.
Поэтому на уровне Правительства РФ необходимо принять решение о стимулировании привлечения иностранных инвестиций и компетенций для локализации инженерных центров по НИОКР, на местном уровне организовать создание центров коллективного пользования исследовательским и испытательным оборудованием, сооружениями и полигонами, усилить международную интеграцию и кооперацию по проведению исследований и разработок и обеспечить опережающую подготовку научных и инженерных кадров с ориентацией на перспективные требования развития отраслей промышленности к профессиональным квалификациям (интересно как все это можно осуществить в условиях ужесточающихся антироссийских санкций, когда Вашингтон все жестче настаивает на изоляции нашей страны от новейших западных технологий? – авт.)
Tab3.jpg

Характерно, что после смены владельца на иностранного (Renault-Nissan Group) цвет АВТОВАЗа стал из синего желтым – тем самым фактически отечественные производители стали маргинальной группой в национальном автопроме 

 В докладе заместителя гендиректора ОАО «АСМ-холдинг» Александра Ковригина по «Итогам работы автомобильной промышленности РФ за 2019 год и перспектива отрасли до 2025 года» отметил, что прогнозы на 2019 год, предполагавшие хотя бы умеренный рост производства и продаж, к сожалению, оказались чрезмерно оптимистичными. Так реальный объем производства легковых автомобилей в 2019 году (с учетом динамики за 10 месяцев) по прогнозу «АСМ-холдинг» не превысит 1,575 млн, что на 4,8% меньше, чем в 2018-м.
Tab4.jpg

В производстве грузовиков как раз маргиналами остаются «российские иномарки» 

По грузовикам (включая LCV) будет минимальный рост на 0,8% до 157 тыс., причем в основном за счет отечественных моделей (128 тыс.) при снижении доли иномарок (29 тыс.).
Tab5.jpg

То же самое, что и в грузовом автопроме происходит и в автобусостроении – отечественные производители пока держат удар

Сегмент автобусов (включая микроавтобусы) просядет на 5,1% до 45 тыс. из которых 37 тыс. придется на отечественные модели (преимущественно «Группы ГАЗ» ПАЗ).

Прогноз производства российского автопрома на 2020 год составляет: по легковушкам – 1,7 млн (+7,9%), по грузовикам – 160 тыс. (+1,6%), по автобусам – 48 тыс. (+5,4%).

Tab6.jpg

Топ-3 по основным категориям ТС на российском рынке по итогам 10 месяцев нынешнего года (есть основания считать, что и по итогам всего 2019 года расстановка сил не изменится)

Tab7.jpg
Прогноз по продажам на 2019 год составляет: по легковым машинам – 1,7 млн (+10,2%), по LCV – 102 тыс. (2,9%),  по грузовикам (MCV+HCV) – 77 тыс. (4,9%) и по автобусам – 16 тыс. (+23,1%). Прогноз рынка на 2020 год более оптимистичный (присутствующих на конференции сильно интересовало на чем именно основан данный оптимизм «АСМ-холдинга», особенно на фоне роста с января 2020-го утилизационного сбора, который в условиях падения реальных доходов населения явно большего числа клиентов в шоу-румы не привлечет  – авт.). Так, по легковым прогнозируется рост продаж на 10,2% до 1,7 млн (совпадение с производством случайное – авт.), по LCV – плюс 6,9% до 109 тыс., по грузовикам – плюс 5,2% до 81 тыс.и по автобусам – плюс 25% до 20 тыс. Прогноз на 2025 год (см. график), впрочем, кажется чисто гипотетическим.
Tab8.jpg

Данные по парку ничего нового не несут: наибольший легковой парк у ВАЗ / LADA, у LCV – у ГАЗа, у грузовиков – у КАМАЗа и у автобусов – у ПАЗа. Забавно, что второе место среди автобусов держит давно снятая с производства «бурбухайка» «Кубань Г1»

Tab9.jpg

В качестве перспективы для отечественного автопрома «АСМ-холдинг» предлагает создать три вертикально интегрированных концерна и еще несколько по производству автокомпонентов

Tab10.jpg

Льготы для СП представляются несколько лукавыми, ведь именно социалка выступает наиболее денежноемкой частью расходов иностранных учредителей, кроме того, как-то слабо верится в «альтруизм» местных властей в области налогов 

 Кроме того, на конференции был проведен анализ выполнения программ Правительства по поддержке российских автопроизводителей в 2019 году. Об этом достаточно эмоционально доложил зампред комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов Николай Коломийцев. Было сообщено о реальном состоянии по локализации производства автомобильных комплектующих и перспективах . Ассоциация российских автодилеров (РОАД) должила о своих достижениях и дала свой оригинальный прогноз развития автомобильной промышленности и автомобильного рынка России на 2020 год. Свой доклад по итогам первой половины 2019 года на легковом рынке, а также развитию рынка электромобилей в России представила PwC. Только что созданная Региональная Ассоциации Независимых СТО также представила свою презентацию. Отчитался по сегменту грузовых автомобилей и рассказал о перспективах работы в рамках СПИК калининградский «Автотор».

Во второй части конференции речь пошла об одной из самых перспективных областей как технологии водородные топливных элементов, FCEV и водородной энергетики в целом, в том числе и плане конкуренции с набирающими популярность аккумуляторными электромобилями. Доклады на эту тему представили ФГУП НАМИ, университет МЭИ – компания BM Power из Сколково и Международная ассоциация по водородной энергетике (IAHE).
1.jpg
Итоговые материалы и предложения участников конференции будут обобщены и направлены в Государственную Думу и в профильные министерства для их использования при подготовке соответствующих решений.

Прочие доклады 28-й итоговой автомобильной конференции «АВТОПРОМ-2019» будут рассмотрены в ближайшее время. Следите за новостями на портале www.rim3.ru



alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*