Российские автопроизводители – какие отечественные машины и иномарки производят, заводы по сборке иномарок, список моделей и где их собирают
Локализация автопроизводства по-российски — журнал За рулем
Выпускаемые в России автомобили иностранных марок, в среднем, почти наполовину состоят из деталей отечественного производства. Сегодня локализация приобрела для зарубежных автопроизводителей особое значение: в условиях падения рубля закупка комплектующих в национальной валюте позволяет сдерживать рост цен и сохранять маржинальность. Однако серьезной проблемой для сборщиков иномарок остается низкое качество продукции российских поставщиков.
101777_1_5
От ковриков — к моторам
На заре автомобильного бума в России зарубежные компании активно разворачивали у нас отверточную сборку своих машин, для которых у отечественных поставщиков закупались в лучшем случае салонные коврики. Однако в 2005 году российское правительство ввело режим промышленной сборки, в рамках которого иностранцы должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства, получив взамен возможность беспошлинно ввозить комплектующие. Соответствующие соглашения с властями подписали многие зарубежные автопроизводители, тем более что последующее повышение пошлин на ввоз готовых кузовов окончательно поставило крест на крупноузловой сборке.
В 2011 году правительство решило продлить промсборку до 2020 года, ужесточив при этом требования для его участников. Тогда желающих воспользоваться льготным режимом было всего четыре — консорциум АВТОВАЗ-Renault-Nissan-«ИжАвто» и КАМАЗ-Mercedes, СП «Ford Sollers», Volkswagen и General Motors. Они обязались расширить производственные мощности до 350 тыс. автомобилей в год и достичь локализации в 60%, в том числе за счет двигателей российского производства.
b508825f13331acda115865f275cc433
С русским «сердцем»
По данным Минпромторга на 2014 год, средний уровень локализации иномарок в нашей стране достиг 45%. Конечно, поначалу автопроизводители стали закупать у российских поставщиков такие простейшие комплектующие, как фары, колесные диски, аккумуляторы, сиденья, топливные баки и пластиковые изделия — панели приборов, бамперы. Как отмечает начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева, автопроизводители традиционно стараются локализовать в первую очередь крупные автокомпоненты, чтобы снизить затраты на их логистику. Однако в дальнейшем перечень локализованных деталей пополнили, к примеру, выхлопные системы, элементы подвески и штампованные детали кузова, что вывело локализацию иномарок в России на новый уровень.
«Основную долю в объеме локализованных автокомпонентов для иномарок составляют отдельные детали интерьера, экстерьера и кузова, поскольку их локализация требует относительно небольшого объема инвестиций, а также небольшого требуемого объема производства для достижения экономической эффективности», — констатирует менеджер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Александр Кардаш.
1324011856
Между тем дошла очередь и до технически сложных агрегатов, таких как мотор и трансмиссия. АВТОВАЗ, освоивший производство двигателей и коробок передач по лицензии Renault-Nissan, с прошлого года поставляет их для выпускаемых в России моделей Renault и Nissan. А в ближайшее время свои моторные заводы запустят в России Volkswagen и Ford. По словам исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Игоря Коровкина, наибольшую трудность в локализации автокомпонентов представляют технически сложные узлы и агрегаты, такие как двигатели, коробки передач, электронные системы управления и их составляющие, а также изделия, экономическая эффективность производства которых предполагает их массовый выпуск.
Об иномарках — в деталях
Наиболее глубокой локализации на сегодняшний день достиг Renault (68%) в рамках подписанн
Как иностранцы поднимают российский автопром — журнал За рулем
Иностранные автопроизводители сотрудничают с российскими автозаводами уже не первый десяток лет, однако долгое время это партнерство ограничивалось контрактной сборкой иномарок. И лишь в последнее время зарубежные партнеры начали участвовать в капитале крупнейших отечественных предприятий, создавать общие базы поставщиков и даже обмениваться платформами. По словам экспертов, такое тесное сотрудничество будет способствовать глобализации российского автопрома, который в дальнейшем может стать центром для разработки новых платформ и моделей в бюджетном сегменте.
SONY DSC
КАМАЗ-М1842
КАМАЗ-М1842
КАМАЗ-М1842
Иностранцы — в доле
Первым на участие в капитале российского автопроизводителя решилась французская Renault, которая в феврале 2008 года купила блокпакет АВТОВАЗа, а в дальнейшем в этот альянс вошел и Nissan. В июне 2014 года Renault-Nissan получил контрольный пакет в тольяттинском автогиганте через совместное предприятие с госкорпорацией «Ростех». Иностранный капитал имеется и в крупнейшем российском производителе грузовиков — в декабре 2008 года, несмотря на разразившийся финансовый кризис, немецкий Daimler приобрел 10% акций КАМАЗа. В июне 2010-го совместно с Европейским банком реконструкции и развития Daimler увеличил свою долю в КАМАЗе до 15%, причем в октябре 2014 года выкупил у ЕБРР его акции российского предприятия. Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, иностранные компании не выбрасывают денег на ветер, и уж тем более не потратят и цента на вложения в далекие, малопонятные активы за рубежом. «Поэтому если они вкладывают свои средства, то, как говорится, редко, но метко», — говорит он.
Зарубежные автопроизводители, имеющие партнерские взаимоотношения с российскими предприятиями, непременно должны участвовать в их акционерном капитале, считает руководитель практики машиностроения и транспорта A.T. Kearney в России Евгений Богданов. По его словам, наибольшую эффективность такое сотрудничество может иметь в том случае, когда осуществляется использование платформы партнера и/или совместное осуществление закупочной деятельности и/или перенос зарубежных технологий управления производственным процессом. «Поскольку каждая из трех форм сотрудничества подразумевает высокую степень зависимости одного партнера от другого, возникает необходимость контроля в том, что такое сотрудничество осуществляется максимально эффективно. Именно это и является основным стимулом участия в акционерном капитале», — поясняет Богданов.
panorama_zavoda_GM_Avtovaz1
панорама завода GM-Автоваз
панорама завода GM-Автоваз
Панорама завода GM-АВТОВАЗ
Выгодные вложения
Несмотря на падение продаж автомобилей в последние годы, мировые концерны не отказываются от своих планов вкладывать средства в российский автопром, ведь потенциал местного рынка, в отличие от развитых стран, огромен, а значит, все инвестиции в перспективе должны окупиться сполна. Согласно прогнозу компании Frost & Sullivan, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России к 2020 году превысят 3 млн машин. Консультант департамента автомобильной и транспортной промышленности Frost & Sullivan Анна Озделен считает, что низкий уровень автомобилизации и стареющий автомобильный парк являются основными драйверами роста спроса на новые автомобили в нашей стране. Вместе с тем, этот рост временно будет сдержан геополитической напряженностью в Украине, а также ухудшающейся экономической ситуацией, которая подрывает уверенность потребителей даже в крупных городах. Однако в долгосрочной перспективе низкий уровень насыщенности российского авторынка по сравнению с Великобританией, Германией и Францией будет способствовать его росту.
«Во-первых, наш рынок еще очень неразвит, у него огромный потенциал, уровень автомобилизации населения отстает от наших бывших партнеров по Варшавскому договору, не то что от западных стран. А значит, и заработать здесь можно много, а плюс к этому и укрепить свои позиции в мире среди других автопроизводителей, — соглашается Дмитрий Баранов. — Во-вторых, входя в капитал наших компаний, иностранные автопроизводители диверсифицируют собственный бизнес, повышают его устойчивость перед возможными экономическими катаклизмами, как в глобальном масштабе, так и на отдельных рынках. В-третьих, несмотря на различные потрясения, через которые
автопроизводство в России — читайте материалы с тегом автопроизводство в России — сайт «За рулем» www.zr.ru
Эти деньги необходимы автопрому для создания собственной компонентной базы и независимости от поставок из других стран.
26575 просмотров
В правительстве разрабатывают новую программу господдержки производителей, после того как предыдущая была раскритикована всеми ими.
5704 просмотра
Объединение автопроизводителей России направило в правительство письмо, в котором выражает несогласие с новыми правилами предоставления льгот для тех, кто локализовал сборку машин в нашей стране.
22802 просмотра
Стали известны новые подробности о российском заводе BMW, который немцы построят в Калининградской области.
4270 просмотров
Из-за девальвации рубля в последние годы рабочая сила в России стала одной из самых дешевых в мировом автопроме. Тем не менее зарплаты работников на российских предприятиях растут куда меньше, чем цены на выпускаемые ими автомобили. Почему же работа на автозаводах остается весьма привлекательной для россиян и на каких предприятиях больше платят?
16985 просмотров
Судя по появившейся в Сети документации, японская Mazda локализует производство большого кроссовера CX-9 на СП Mazda Sollers во Владивостоке.
12799 просмотров
По горьковским автомобилям можно изучать сложную и неоднозначную историю нашей страны. Ведь они принимали участие во всех эпохальных событиях последних 85 лет, ярко отражали дух своей эпохи. Мы отправились в Нижний Новгород, чтобы узнать, чем живет ГАЗ сегодня.
41400 просмотров
Минпромторг предложил оказать господдержку производителям электромобилей. Для этого подготовлены поправки в правила предоставления субсидий из госбюджета.
5328 просмотров
В случае, если с 2018 года будут введены новые ставки акцизов на мощность автомобилей, производство иномарок в нашей стране может сократиться на 10–15%. Также автопроизводители утверждают, что новые акцизы существенно меняют правила промсборки.
22398 просмотров
Продажи новых автомобилей вроде бы пошли в гору, и теперь правительство озаботилось развитием экспорта. Покупателям за рубежом хотят предоставлять льготные кредиты на покупку отечественных машин, хотя там процентные ставки и без того гораздо ниже, чем в России.
8768 просмотров
Иномарки из России — география поставок — журнал За рулем
Иностранные автоконцерны в свое время строили заводы в России с прицелом на растущий внутренний рынок, который обещал стать крупнейшим в Европе. Однако пока он ожиданий не оправдал. Поэтому производители иномарок стали искать новые рынки сбыта, начав поставки машин российской сборки в сопредельные государства. На сегодняшний день объемы экспорта «нашемарок» за рубеж невелики, а география их поставок ограничена странами СНГ. Зато отечественные АВТОВАЗ и УАЗ в условиях дешевого рубля намерены укрепить свои позиции на рынках дальнего зарубежья.
Половина экспорта — иномарки
Еще не так давно российский автопром был представлен на экспортных рынках исключительно отечественными моделями, и единственной иномаркой «Made in Russia» считалась Chevrolet Niva. Однако в 2010 году с созданием Таможенного союза иномарки, выпускаемые зарубежными автоконцернами в нашей стране, отправились на экспорт. Первым воспользовалась преимуществами единого таможенного пространства Renault, начавшая экспортировать в Казахстан и Белоруссию модели Logan и Sandero со своего московского завода. Сегодня на внешние рынки свои автомобили поставляют также российские предприятия Hyundai, Volkswagen, Toyota, Ford, СП PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi, а доля иномарок в объеме экспорта автомобилей из России уже приблизилась к 50%.
структура
Среди зарубежных автопроизводителей, работающих в России, больше всех поставляет на внешние рынки петербургский завод Hyundai. В прошлом году в страны СНГ было отправлено 25,7 тыс. Solaris (экспортное название — Accent) и Kia Rio, что составило 11% в общем объеме производства питерского предприятия. Стоит отметить, что во многом благодаря внешним поставкам «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР) продолжает работать на полную мощность, несмотря на продолжающееся падение российского авторынка. «С 2011–2013 годов наибольшую долю в экспорте завода занимала Украина. В прошлом году на первое место по объему экспортных продаж вышел Казахстан, куда было поставлено 21,9 тыс. автомобилей, или 85% в объеме экспорта предприятия. Далее следуют рынки Азербайджана и Беларуси», — рассказала начальник отдела связей с общественностью ХММР Мария Мальцева.
Материалы по теме
Экспорт автомобилей Renault российского производства в 2014 году вырос почти в два раза и составил более 12 тыс. единиц, из них 8,1 тыс. машин были поставлены в Казахстан и 3,9 тыс. авто — в Беларусь. В эти соседние республики компания Renault экспортирует абсолютно все модели, которые сегодня производятся в России, в том числе новые Logan и Sandero, выпускаемые на мощностях АВТОВАЗа. «Renault делает большую ставку на экспорт в страны СНГ, в частности в Казахстан и Беларусь, где рост продаж составил 48% к 2013 году. В дальнейшем Renault планирует продолжить укрепление своих позиций за счет увеличения продаж и наращивания рыночной доли», — говорит пресс-атташе Renault Екатерина Третьякова.
Компания «Фольксваген Груп Рус» данные по экспорту автомобилей, выпускаемых в России, не раскрывает. Однако на официальных сайтах дистрибьюторов Volkswagen в Казахстане, Беларуси и Украине представлен Polo sedan, который производится исключительно на российском заводе компании. При этом только на казахстанском рынке в 2014 году было продано более 3,3 тыс. Polo sedan, согласно данным консалтинговой компании Qncepto. Еще около 700 таких машин нашли своих владельцев на Украине, сообщили в ассоциации «Укравтопром».
GM-АВТОВАЗ в прошлом году поставил на внешние рынки около 4 тыс. внедорожников Chevrolet Niva, что составило 8,8% в объеме производства предприятия. Как рассказали в пресс-службе совместного предприятия, по итогам 2014 года крупнейшими экспортными рынками для Chevrolet Niva стали Казахстан (доля в объеме экспорта — 79,7%), Беларусь (11,1%) и Азербайджан (5,6%). Кстати, еще несколько лет назад больше всего автомобилей GM-АВТОВАЗ поставлял на Украину. «На сегодняшний день объем продаж Chevrolet Niva на украинском рынке минимальный, это обусловлено кризисом в этой стране, в том числе налоговой и таможенной политикой Украины (увеличение сборов и пошлин) на импортн
Куда уходят производители автомобилей из России — журнал За рулем
Вот уже несколько лет конвейеры отечественных автозаводов сбавляют обороты, отчего автопроизводители терпят колоссальные убытки. Некоторые из них решились перенести производство для российского рынка в страны, где пока еще можно сэкономить за счет отверточной сборки.
Cadillac съехался с «китайцами»
Флагманский премиальный вседорожник Cadillac Escalade собирается по соседству с китайскими Zotye Т600 и Z300
Флагманский премиальный вседорожник Cadillac Escalade собирается по соседству с китайскими Zotye Т600 и Z300
Материалы по теме
Производство легковых машин в России падает уже четвертый год подряд, следуя за обвалившимся спросом на авторынке. В результате созданные в нашей стране производственные мощности в более чем 3 млн автомобилей оказались избыточными — сегодня они загружены менее чем на 40%. На этом фоне некоторые автопроизводители переносят сборку своих машин на предприятия в соседние страны, откуда затем поставляют их на российский рынок. Логистические издержки во многом покрываются менее жесткими требованиями к сборочным проектам со стороны местных властей, а также более дешевой рабочей силой.
Особенно в этом преуспела Белоруссия, чьи власти всеми силами пытаются привлечь мировые автоконцерны к сотрудничеству с отечественными предприятиями. Пожалуй, самым громким стал проект завода «Юнисон» с американским General Motors, который незадолго до этого закрыл свой завод в России, а также свернул сборку на мощностях «Автотора» и ГАЗа. Тем не менее GM наладил поставки в нашу страну кроссоверов Opel Mokka белорусской сборки, а также премиальных вседорожников Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe. Как известно, продажи автомобилей марки Opel в России были прекращены в конце прошлого года, а вот Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe из соседней республики поставляются к нам до сих пор.
Материалы по теме
На «Юнисоне» с нынешнего года выпускаются и китайские автомобили Zotye Т600 и Z300, которые также предназначены, главным образом, для российского рынка. Кстати, изначально производство этих моделей планировалось наладить на предприятии «Алабуга-моторс» в Татарстане. «Была попытка организовать сборку в России, партнеры нас подвели», — говорит заместитель гендиректора «Зоти Моторс Рус» Александр Гнездюк. А белорусский завод, по его словам, был выбран, прежде всего, потому, что условия производства и локализации в России и Белоруссии одинаковые, и эти страны находятся в едином пространстве Таможенного союза.
Впрочем, Zotye не отказывается от идеи наладить сборку своих автомобилей в России. По крайней мере, это касается новых моделей, которые появятся у нас в ближайшие годы. Так, в 2017 году на российский рынок должны выйти новые кроссоверы — Т300 и SR8. «Если потребуется расширение производственных площадок, то мы будем рассматривать в первую очередь российский проект, но не вместо „Юнисона“, а как расширение модельного ряда», — сообщил «За рулем.РФ» Александр Гнездюк.
Geely прописалась под Минском
Geely Emgrand X7
Geely Emgrand X7
А вот другой китайский автопроизводитель — Geely — напротив, перенес сборку всех своих новых моделей на завод «БелДжи», фактически свернув производство на российском «Дервейсе». В результате сегодня все автомобили Geely поставляются на российский рынок из Белоруссии, где также планируется наладить выпуск флагманского седана GC9 и абсолютно нового кроссовера Emgrand Cross.
Материалы по теме