Тест автомобильные огнетушители: Экспертиза. Автомобильные огнетушители: чтобы не погасло — журнал За рулем – 403 — Доступ запрещён

  • 17.09.2020

Содержание

Тест огнетушителей для автомобилей

Внимание!!!

Цены на сайте не актуальны — уточняйте

Тест огнетушителей для автомобилей

Современные автомобили оплетены и пронизаны жгутами электропроводки, блоками электронного управления, а также электрическими исполнительными механизмами и устройствами. Такое электрическое изобилие привносит заметный комфорт в нашу «жизнь за баранкой», но вместе с тем все более тесное соседство автомобильной электрики с топливом, маслом и легковоспламеняющимися отделочными материалами заметно увеличивает и риск возникновения пожара в автомобиле. Стремясь уберечь автомобиль от угона, мы устанавливаем на него дополнительные противоугонные средства, тоже, как правило, работающие от электрических источников питания, а желание сэкономить на «бензине» при

водит к оснащению автомобиля газовым оборудованием. В обоих случаях неквалифицированное проведение монтажных работ может обернуться пожаром.

Учитывая все вышесказанное, вопрос «А насколько я готов к активной защите своего автомобиля от огня?» звучит более чем резонно, хотя и несколько пространно. Для того чтобы дать на него правильный ответ, вначале каждому из нас необходимо ответить на несколько уточняющих вопросов: «Что такое огнетушитель?», «Есть ли он в моем автомобиле?», «Умею ли я им пользоваться?» и «Насколько эффективно его действие?».

КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ


Для имитации возгорания в подкапотном пространстве мы использовали жестяной поддон площадью примерно 1 квадратный метр и ветошь, обильно смоченную в бензине, каждый раз порция бензина составляла приблизительно 500 граммов. Поджигая пропитанную бензином ветошь, мы ждали некоторое время, давая огню разгореться как следует, и лишь после этого приступали к его тушению. В каждом конкретном случае нами фиксировалось время, затраченное на тушение пожара, и время работы огнетушителя.

НАША СПРАВКА

Существуют три основных принципа тушения огня: охлаждение очага горения, изолирование очага горения от поступления кислорода и ингибирование химических реакций горения, — каждый из которых представляет собой отдельную грань так называемого треугольника огня. При отсутствии хотя бы одной грани у этого треугольника всякий процесс горения становится физически невозможным. Поэтому так или иначе вся история борьбы человека с пожарами разворачивалась согласно этим трем направлениям, и число средств, что человек изобретает и использует для борьбы с огнем, из года в год только множится и совершенствуется.

Вплоть до начала XIX века технический арсенал для борьбы с пожарами составляли проверенные временем бердыши, ломы, рогатины, заступы, топоры и ведра, а основным средством тушения огня оставалась обычная вода из реки или колодца.

Первый портативный огнетушитель, изобретенный в 1813 году капитаном британской армии Георгом Малби, представлял собой медный цилиндр высотой около восьмидесяти сантиметров, в который в качестве огнетушащего вещества заливали подщелоченную воду — около 13,5 литра, а роль вытесняющего газа выполнял закачанный в баллон сжатый воздух.

Постепенно благодаря успешному развитию науки человеку в стихии огня удалось рассмотреть протекание обыкновенной химической реакции, что коренным образом повлияло на весь последующий процесс развития средств пожаротушения.

НАШ ВКЛАД

В разработку новых химических огнетушащих составов значительный вклад внесли и ученые России. Так, начало использованию огнетушащих составов положил наш соотечественник С. П. Власов. В 1815 году им на имя министра народного просвещения России графа Разумовского подается несколько докладных записок, содержащих предложения по совершенствованию методов пожаротушения. В одной из докладных им излагается принципиально новый в то время подход к тушению пожара, основанный на: «…воспрепятствовании прикосновения воздуха к горящему телу». Для приготовления огнетушащих составов, обладающих необходимыми «воспрепятствующими», т.е. изолирующими свойствами, Власов предлагал использовать в качестве активных смешиваемых с водой реагентов смеси растворов квасцов и поташа, растворы хлористого и сернокислого калия с сульфатом железа, суспензию железного купороса и извести, а также отходы мыловаренного производства.


В 1819 году другой российский ученый П. Шумлянский в своем труде «Дополнение к сочинению о способах против пожара» сформулировал идею тушения огня с помощью инертных газов, суть которой сводилась к окутыванию места возгорания обильной тучей дыма. С целью получения облака густого дыма в нужном месте и в нужное время Шумлянский рекомендовал приготавливать специальный состав: «…самого низкого пороха мякоть, простая глина и вода в известной пропорции соединенные». Но лишь спустя семьдесят лет после опытов П.Шумлянского другим русским ученым М. Колесником-Кулевичем был научно обоснован метод газового пожаротушения. Согласно его исследованиям «для тушения пламени вещество должно быть газообразным или легко переходящим в газы», в качестве одного из таких веществ в пример он приводил двуокись углерода (СО
2
).

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ

В середине XIX века в Европе и России активно ведутся работы, нацеленные не только на создание новых огнетушащих смесей, но параллельно совершенствуется и форма их упаковки. Так появились огнетушители-гранаты в форме сосудов, изготавливаемых из тонкого стекла. Емкость таких сосудов колебалась в пределах 0,5–1,5 литра. В зависимости от места их производства состав огнетушащего вещества в таких гранатах мог заметно отличаться друг от друга: так, в различных сочетаниях их начиняли водными растворами квасцов, буры, глауберовой соли, углекислого калия, хлористого натрия, кальция, магния, серы и т.д. При тушении пожара такие гранаты забрасывались в горящее помещение, после чего двери плотно закрывались, чтобы перекрыть приток свежего воздуха к очагу возгорания.

При использовании было необходимо проявлять известную осторожность, так как разлетающиеся в разные стороны стеклянные осколки корпуса гранаты могли поранить и находящихся рядом людей. Осторожность требовалась и при перевозке гранат, и при их хранении.

Впервые такие гранаты появились в Америке в 1871 году, а затем благодаря развернутой широкой рекламной кампании они стали популярны и во многих европейских странах. Броские названия, что давались такого рода гранатам, свидетельствуют об острой конкурентной борьбе, существовавшей в то время на рынке подобных огнетушащих средств, где они были призваны играть едва ли не решающую роль в привлечении внимания покупателей: «цилиндр Винера», «граната Гардена», бомбы «Смерть огню», «Россия» и тому подобные названия говорили сами за себя. Но в то же время современниками этих гранат была отмечена их невысокая эффективность при тушении огня, сопоставимая с огнетушащей способностью обыкновенной воды.

Конец все того же девятнадцатого столетия был отмечен появлением созданного российским изобретателем Н. Б. Шефтелем взрывного огнетушителя «Пожарогаз», заполненного двууглекислой содой, квасцами или сернокислым аммонием с примесью инфузорной земли и асбестовых очесов. Было положено начало порошковому пожаротушению. В корпус огнетушителей данного типа закладывался пороховой заряд, взрыв которого наступал спустя 12–15 секунд после воспламенения бикфордова шнура. Однако из-за опасности, которую представлял собой инициирующий заряд с 800 г пороха, такие огнегасители не получили широкого распространения.


ПЕНА ПЕННАЯ


В 1902–1904 годах усилиями инженера-химика по образованию и преподавателя Бакинской гимназии по роду занятий А. Г. Лорана были разработаны два способа получения пены для пожаротушения: механический и химический. В первом случае вода или водный раствор насыщался каким-либо газом, не поддерживающим горения, вслед за чем полученный состав нагнетался под давлением в герметичный сосуд. Во втором случае Лоран предложил использовать два раствора: раствор углекислой среды и подкисленной воды. В один и этих растворов добавлялось вспенивающее вещество, такое, к примеру, как лакрица, при соединении жидкостей образовывалась обильная пена. В честь автора состав для получения химической пены был назван «Лорантин». Несколько лет спустя перебравшись в Петербург, Лоран наладил выпуск огнетушителей собственной конструкции, дав им название «Эврика». Огнетушители «Эврика» изготавливались из листового железа и имели цилиндрическую формулу. Внутри у них было устроено три отделения, два из которых были наполнены химическими жидкостями, а третье, пустое, служило местом для смешивания обеих жидкостей в момент переворачивания огнетушителя верх дном и приведения его в действие. Не претерпев практически никаких существенных изменений, пенный огнетушитель конструкции Лорана благополучно дожил до наших дней.

К числу неоспоримых достоинств пенных огнетушителей можно отнести их дешевизну, а также простоту в изготовлении и обслуживании, вместе с тем они имеют и такие существенные недостатки, как высокая коррозионная активность рабочей смеси и сравнительно невысокая относительно современных средств эффективность пожаротушения. Кроме этого, пеной нельзя тушить находящееся под напряжением загоревшееся электрооборудование, так как она прекрасно проводит электрический ток. Диапазон рабочих температур пенных огнетушителей от –5 до +40 єС, показатель, который в условиях нашей по преимуществу холодной страны практически исключает возможность круглогодичного применения такого типа огнетушителей на средствах автотранспорта. Все типы пенных огнетушителей обязаны проходить ежегодную аттестацию.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОРОШОК

На сегодняшний день наиболее распространенным типом огнетушителей на транспорте остаются порошковые огнетушители, чей принцип действия основывается на торможении химического процесса горения. Порошковые огнетушители заряжены огнетушащим порошковым составом и закачаны инертным газом (азот или диоксид углерода) до давления 16 атм.

По своему составу, в зависимости от типа того или иного порошкового огнетушителя, огнетушащие порошки могут отличаться друг от друга, это может быть и бикарбонат натрия, и углекислый натрий, и фосфорно-аммонийные соли, и т.д. с комплексом различных наполнителей и добавок.

Порошковые огнетушители обладают высокой огнетушащей способностью и широким температурным диапазоном применения от –50 до +50 єС. Огнетушители данного типа пригодны для тушения пожаров различных классов, а также электрооборудования, что находится под напряжением до 1000 В.  Огнетушители данного класса комплектуются пусковым (запорным) устройством, конструкция которого позволяет простым движением одной руки привести огнетушитель в действие. Показания встроенного в головку огнетушителя закачного типа манометра отражают давление внутри корпуса огнетушителя. Преимущество порошковых огнетушителей закачного типа по сравнению с огнетушителями со встроенным источником давления — их моментальная реакция на нажатие пускового рычага выбросом огнетушащего состава, в то время как для огнетушителей со встроенным источником давления характерна в этот момент 2–3‑секундная, а иногда и более продолжительная, задержка. Перезарядка порошковых огнетушителей проводится один раз в пять лет.

За счет высокой огнетушащей эффективности порошковые огнетушители являются наиболее экономически выгодными средствами пожаротушения, исходя из показателя «отношение стоимости огнетушителя к площади тушения».


Срок службы порошковых огнетушителей, установленных на автотранспортных средствах вне кабины или салона автомобиля, до очередного освидетельствования составляет 1 год. Для остальных огнетушителей, не подверженных столь резкому воздействию неблагоприятных климатических и физических факторов, этот же период составляет 2 года.


Главным недостатком огнетушителей данного типа является то, что после их применения, спекаясь, порошок образует на поверхности трудноудаляемые отложения.

ТУШИМ СИФОНОМ

Этого недостатка начисто лишены газовые огнетушители. Составы газовых огнетушителей разбавляют горючую среду и наряду с этим, как и порошковые огнетушители, тормозят химические процессы горения. Как уже было упомянуто выше, идея использования атмосферы инертных газов для тушения огня впервые была высказана П. Шумлянским еще в 1819 году. Во второй половине XIX столетия ученые уже выяснили, что такие газы, как двуокись углерода, оксид серы (сернистый газ), можно использовать в качестве огнетушащего вещества объемного действия благодаря их способности снижать содержание кислорода в закрытом помещении или объеме. В тот же период были разработаны специальные огнетушащие картонные патроны, которые заполнялись смесью селитры, серы и тонко измельченного угля, иногда к ним примешивали песок и окись железа. В случае пожара у огнетушащего патрона поджигали фитиль и забрасывали его в горящее помещение. Процесс горения заряда огнетушащего патрона сопровождался интенсивным выделением сернистого газа и других газообразных продуктов, связывающих кислород, оказывая тем самым тушащее действие.

Во второй половине XX столетия наибольшее распространение из числа газовых огнетушителей получили те их разновидности, которые использовали в качестве своего заряда двуокись углерода и хладоны.

Двуокись углерода (СО2) при температуре +20 єС и давлении 760 мм рт. ст. представляет собой бесцветный газ, в полтора раза тяжелее воздуха. В огнетушителе углекислота находится в жидком состоянии под давлением 6–7 МПа, температурный режим хранения и применения углекислотных огнетушителей от –40 до +50 єС. При переходе жидкой двуокиси углерода в газообразное состояние ее объем увеличивается в 400–500 раз, при этом процесс сопровождается большим поглощением тепла. При введении его в зону горения состав резко снижает температуру горения и содержание кислорода в воздухе. Так, при снижении содержания кислорода в очаге пожара до 12–15% гаснет открытое пламя, а в атмосфере, где содержание кислорода не превышает 8%, прекращается процесс тления.


Огнетушащий состав углекислотных огнетушителей не причиняет вреда объекту тушения, обладает хорошими диэлектрическими свойствами. Огнетушители данного типа предназначены для тушения пожаров класса A, B, C (твердых, жидких веществ) и электроустановок, находящихся под напряжением не более 10 кВ — пожары класса Е.


К недостаткам углекислотных огнетушителей можно отнести: охлаждение металлических деталей огнетушителя и раструба (снегообразователя) до минус 60–70 єС, в то же время, если раструб изготовлен из пластмассы, то на нем скапливается заряд статического электричества (до нескольких тысяч вольт), появляется возможность повторного появления очагов пожара на обработанной углекислотой площади в том случае, если огонь сохранился в труднодоступных для прямого удара струи огнетушителя полостях. Также некоторые ограничения применения углекислотных огнетушителей обоснованы их способностью к быстрому вытеснению кислорода, что в условиях замкнутого пространства приводит к затруднению дыхания людей, животных и т.д.

Принцип действия хладоновых огнетушителей (на основе галогеносодержащих углеводородов) основан на снижении содержания кислорода в газовой среде. Наиболее широкое распространение хладоновые огнетушители получили в период 70–80‑х годов прошлого столетия. Будучи эффективны при тушении почти всех типов горючих веществ, хладоны чрезвычайно негативно влияют на окружающую среду и прежде всего на состояние озонового слоя атмосферы, тем самым нарушая защитные свойства последней. Поэтому Монреальским протоколом и другими международными соглашениями было рекомендовано сократить производство хладонов, а впоследствии и вовсе его прекратить. К настоящему времени уже разработаны рецепты и налажен выпуск озонобезопасных хладонов. Новые марки хладонов по своей огнетушащей способности уступают прежним маркам хладонов, поэтому их не применяют в качестве огнетушащего вещества в переносных огнетушителях, в основном они служат зарядом для стационарных автоматических установок пожаротушения.

И все-таки до сих пор среди встречающихся еще на наших рынках компактных хладоновых огнетушителей, как правило, импортного производства существует опасность приобретения «квази-огнетушителя», содержащего в своем составе высокотоксичные и при этом горючие галогеносодержащие вещества.

Для тушения пожара на автотранспортных средствах применяются прежде всего порошковые огнетушители. Также допускается применение углекислотных огнетушителей, если они имеют огнетушащую способность не ниже (по классу пожара В), чем рекомендованные для этой же цели порошковые огнетушители. На автотранспортные средства допускается устанавливать только те модели огнетушителей, что были сертифицированы в системах ГОСТ и ССПБ, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Марка огнетушителя: порошковый ОП-2(з) закачного типа.

Количество огнетушащего вещества, кг: 2,0±0,3.

Рабочее давление, МПа (кгс/м2) при t=20 С: 1,17…1,57 (12…16).

Время выхода огнетушащего вещества, с:  7.

Габариты, мм: 340х140х130.

Масса огнетушителя, кг: 3,3…3,8.

Диапазон рабочих температур, С: от –40 до +50.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Первым мы решили испытать порошковый огнетушитель ОП-2(з), с двухкилограммовым зарядом. Сколько времени требуется водителю, для того чтобы приступить к тушению вспыхнувшего под капотом его автомобиля пожара? На остановку, открывание багажника (в салоне легковушки с трудом можно отыскать место даже для семисотграммового огнетушителя, не говоря уже об огнетушителях большей массы) и капота человеку с хорошей реакцией потребуется по крайней мере секунд десять. При этом остановка автомобиля, открывание его капота и багажника — хорошо всем знакомые ежедневные операции, которые могут быть выполнены, даже с учетом стрессовой ситуации, любым, кто водит автомобиль, практически на подсознательном уровне, чего нельзя сказать о подготовке огнетушителя к работе. Теперь попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз пользовались огнетушителем? Думаю, многие из вас так и не смогут ответить на этот, по сути, весьма простой вопрос. Даже если вы зайдете на свой любимый сервис ниссан и спросите у техников, которые обслуживают ваш автомобиль, вряд ли они ответят. Поэтому в случае возникновения пожара в подкапотном пространстве автомобиля борьбу с огнем, скорее всего, будет вести человек, который едва ли не в первый раз держит огнетушитель в своих руках. В связи с этим крайне важным моментом является то, чтобы порядок работы с пусковым механизмом огнетушителя был максимально прост и удобен.

При осмотре огнетушителя на его корпусе мы не обнаружили никаких следов повреждения, стрелка манометра указывала на середину зеленого сектора, чека и пломба были на своих местах. После поджога пропитанной бензином ветоши начался обратный отсчет времени тушения «пожара».

Выждав, пока пламя охватит весь периметр жестяного поддона, приступили к его тушению: потянув за кольцо предохранительной чеки, мы без всякого труда вытащили ее из зацепления, кончик небольшого пластмассового распылителя с приблизительно метрового расстояния направили на огонь и, приготовившись считать секунды, нажали на верхний рычаг огнетушителя. «Раз…» — только мы и успели произнести, как вырвавшийся с шипением огнетушащий порошок в виде конусовидного фронта ударил сразу по всей площади горения, через секунду не оставив и следа от языков пламени. Вдохновленные столь бодрым началом и принимая во внимание то, что в огнетушителе еще оставалась изрядная часть состава, мы имитировали повторное возгорание. Но на этот раз, к нашему немалому удивлению, огнетушитель честно, на протяжении 6 секунд, до конца отработав оставшийся в нем после первого раза заряд, так и не смог остановить процесс горения. Немного забегая вперед, надо сказать, что и испытание еще одного порошкового огнетушителя, повторный залп которого также не увенчался успехом, позволяет утверждать, что при тушении огня порошковыми огнетушителями большое значение имеет не только химическая формула самого огнетушащего состава, но и давление, под которым этот состав распыляется. Поэтому наш совет на будущее при работе с компактными порошковыми огнетушителями: не пытайтесь производить пробные/тренировочные выбросы огнетушащего состава, первый залп у таких огнетушителей, буквально сбивающий пламя ударной волной, наиболее эффективен.

 

РЕЗЮМЕ:

Время, затраченное на тушение очага возгорания, — 1 секунда, общее время работы огнетушителя — 7 секунд.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Марка огнетушителя: порошковый ОП-1(з) закачного типа.

Количество огнетушащего вещества, кг:  1,0±0,3.

Рабочее давление, МПа (кгс/м2) при t=20 С: 1,17…1,57 (12…16).

Время выхода огнетушащего вещества, с: 5.

Габариты, мм: 280х112х115.

Масса огнетушителя, кг: 2,1…2,8.

Диапазон рабочих температур, С: от –40 до +50.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Кстати, этим огнетушителем можно тушить не только автомобили. Ведь бывают такое, что загораются спальни Италии — в этих случаях он тоже поможет.
Следующим в нашем тесте значился российский килограммовый порошковый огнетушитель производства компании ООО «Мелани-Трейд» ОП-1(з). При визуальном осмотре никаких повреждений на корпусе огнетушителя нами обнаружено не было, показания на встроенном манометре указывали на то, что давление внутри огнетушителя в норме, чека опломбирована.

Легко выдернув чеку, направив сопло огнетушителя на огонь, с помощью пускового механизма, идентичного тому, каким был укомплектован и его белорусский собрат, мы привели огнетушитель в действие.

И в этот раз для тушения бушующего пламени огнетушителю ОП-1(з) потребовалось не более одной секунды.

При повторном тушении приблизительно четырехсекундный выброс огнетушащего состава под натужное шипение вытесняющего газа не увенчался успехом, на этот раз, как и в случае с повторным залпом ОП-2(з), пламя вновь оказалось сильнее.

РЕЗЮМЕ

ОП-1(з) — перезаряжаемый. Огнетушащий состав: «Марка Вексон — АВС».

Время, затраченное на тушение очага возгорания, — 1 секунда, общее время работы — 5 секунд.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Марка огнетушителя:  ОУ-1(з).

Количество огнетушащего вещества, кг:  1,0±0,1.

Рабочее давление, МПа (кгс/м2) при t=20 С: 14‑15 (140‑150).

Время выхода огнетушащего вещества, с: 8.

Габариты, мм: 430х108х314.

Масса огнетушителя, кг: 6.

Диапазон рабочих температур, С: от –50 до +50.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Ну и напоследок мы приберегли углекислотный огнетушитель ОУ-1(з). При визуальном осмотре огнетушителя никаких повреждений на корпусе нами обнаружено не было, чека и пломба были на месте. От прочих участников теста ОУ-1(з) отличался намного большей массой, что объясняется толстыми стенками его корпуса, рассчитанными на большое внутреннее давление — около 150 атмосфер, и внушительным размером раструба — распылителя.

Надо сразу сказать, что идея протестировать углекислотный огнетушитель в самую последнюю очередь была правильной. Напоследок ОУ-1(з) сумел-таки порадовать нас своими способностями в борьбе с огнем. Четыре раза подряд разводимый нами в поддоне огонь сдавался под натиском огнетушащей струи углекислого огнетушителя. Четыре раза подряд, через секунду после нажатия на пусковую рукоятку огнетушителя, вид бушующего огня сменялся видом пепелища, покрытого налетом быстро тающей изморози. Для выражения того чувства, что мы испытали при виде столь эффективной работы огнетушителя, можно подобрать только одно слово: «Восторг!».

И все же при тушении пожара тем или иным огнетушителем ручного типа, независимо от его исправности и огнетушащих свойств, не исключается вмешательство в процесс пожаротушения столь непредсказуемого «человеческого фактора», в то же время с изобретением «автономных систем пожаротушения» появилась и такая возможность. Судя по растущему из года в год на нашем рынке количеству предложений «автономных систем», такой метод борьбы с огнем находит все большее число сторонников. К разговору об устройстве и работе данных систем на страницах нашего журнала мы вернемся в одном из его следующих номеров.

 

 

РЕЗЮМЕ

Единственный участник теста, который не только справился с поставленной задачей, но и после этого запаса углекислоты в баллоне хватило, чтобы трижды праздновать безоговорочную победу над огнем.

Вот только при работе с углекислым огнетушителем надо соблюдать известную осторожность, так, при неаккуратном с ним обращении можно получить низкотемпературный ожог.

Тест огнетушителей: ВИДЕО | Авто

Чтобы проверить теорию практикой, в магазинах города были закуплены огнетушители разных типов, представляющие интерес для автолюбителя. Порошковые закачной ОП-2(з) и ОП-2(б), использующий встроенный баллон для создания давления в корпусе и выброса порошка, соответствуют действующим нормам и не вызовут лишних вопросов при прохождении техосмотра. Семейство углекислотных огнетушителей представлял ОУ-2, его эффективность была признана достаточной для борьбы с огнем в условиях эксперимента. Однако, чтобы пройти техосмотр, в машине должен быть углекислотный огнетушитель объемом не менее 5 литров.

Автоматические огнетушители, к сожалению, пока мало распространены. Однако возможность подавить возгорание в начальной стадии, когда внешних признаков еще может не быть, чрезвычайно заманчива. Было решено проверить, как поведут себя такие устройства в жизни. Для испытаний выбрали представителей разных типов: генератор огнетушащего аэрозоля «Допинг», порошковый модуль «Буран» и самосрабатывающий огнетушитель ОСП-1. «Допинг» представляет собой компактный цилиндр, позволяющий защитить закрытый объем – например, подкапотное пространство машины. Существенно, что для борьбы с огнем в этом случае нет нужды открывать капот, ведь это даст дополнительный приток воздуха, и пожар разгорится сильнее. «Буран» предназначен для защиты технических помещений – например, гаража. Конструкция напоминает летающую тарелку и должна крепиться под потолком помещения. При срабатывании огнетушитель накрывает облаком тушащего порошка площадь до 7 м2. ОСП-1 выглядит как стеклянная трубка, заполненная специальным порошком. При нагреве до 100ОС давление внутри скачкообразно повышается и разрывает стеклянный корпус. Компактные габариты позволяют устанавливать его внутри электрощитков, в случае проблем с электрикой в гараже или на даче это не даст пожару перекинуться на стены.

Вне зачета выступали несколько огнетушителей, которыми поделились сотрудники редакции. Несколько порошковых литровых ОП-1(б), использующих встроенный баллончик в качестве источника давления и один аэрозольный водный огнетушитель объемом 400 мл. Возраст экземпляров – 3-5 лет (нам, знаете ли, было любопытно, насколько оправдано ограничение срока службы в два года для автомобильных огнетушителей). Все «старички» не соответствуют современным требованиям: их объем меньше обязательных двух литров. Поэтому проверялась, в первую очередь, работоспособность, и лишь потом – возможности по борьбе с огнем.

Пожар устраивали в металлической емкости (проще говоря – в ведре): ветошь пропитали литром бензина (принято считать, что столько бензина находится в подкапотном пространстве автомобиля) и подожгли. Спустя 15 секунд – примерно столько времени необходимо для того, чтобы выскочить из машины и схватить огнетушитель – приступали к тушению. В первую очередь, проверялась работоспособность изделий. Как оказалось, такой подход себя полностью оправдал. Результаты нашего эксперимента оказались гораздо занятнее, чем предполагалось вначале. Но обо всем по порядку.

К оформлению претендентов претензий не возникло. На этикетках ручных огнетушителей и в инструкциях стационарных – понятные пиктограммы, объясняющие, как активировать огнетушитель; на всех указаны классы пожаров, которые способно погасить устройство; тип и марка огнетушащего вещества. Указаны срок хранения до переосвидетельствования и данные о производителе с контактной информацией. Правда, тут отличился порошковый огнетушитель ОП-2(б) – ни на корпусе, ни в инструкции нет данных о фирме-производителе. Но ссылка на технические условия (не российские, а белорусские), по которым изготовлен прибор, и описание типа порошка, находящегося в корпусе устройства и его свойств, не дали зародиться сомнению. Выступавшие вне зачета «старички» тоже не дали повода для неуверенности – маркировка точная и понятная, даже полустертая от времени она внятно читалась.

Наименьшее время подготовки к использованию у закачного и углекислотного огнетушителей – достаточно выдернуть чеку, и устройство готово подать струю огнетушащего вещества на очаг возгорания. Инструкция безымянного ОП-2(б) предписывала взвести рычаг и выждать 5 секунд. За это время в корпусе огнетушителя должно установиться рабочее давление, после этого можно бороться с огнем.

Однако, жизнь оказалась разнообразнее сухих инструкций. Огнетушители ОП-2(з) производства ОАО «Пожтехника» из Торжка и ОУ-2 Тульского ОАО «Трансмаш» отработали четко. Мощная струя моментально сбила пламя, причем оба огнетушителя позволяют остановиться и затем вновь подать струю на огонь. Гораздо интереснее повел себя безродный ОП-2(б). При попытке его активировать пластмассовый спусковой рычаг отломился, оставив огнетушитель полностью неработоспособным. Вскрытие показало, что иного случиться и не могло! В огнетушителе ОТСУТСТВУЕТ значительная часть начинки: нет механизма активации, баллона со сжатым газом, который должен создавать давление в корпусе и вытеснять порошок, отсутствует сифонная трубка, призванная обеспечить подачу порошка со дна корпуса к соплу. Зато есть непредусмотренный элемент конструкции: крепление спусковой ручки дополнено упором, который создает иллюзию присутствия механизма запуска и… ломает ручку. Ведь никто во время пожара не будет разбираться, почему не сработал огнетушитель, его просто отбросят в сторону. Важно, что это не брак или халатность при изготовлении конкретного образца: наличие лишних деталей делает конструкцию принципиально непригодной, и это сделано сознательно. Отличительные особенности чудо-огнетушителя – отсутствие данных о производителе, пластиковый спусковой рычаг, мягкий корпус (он проминается пальцами и… знак «100 лучших товаров России» на картонной упаковке.

После такого демарша к испытаниям самосрабатывающих огнетушителей приступили с опаской, как выяснилось – напрасно. Все три автоматически системы показали себя с лучшей стороны. Быстрее всего сработал генератор огнетушащего аэрозоля «Допинг». Он потушил тестовый пожар на пределе эффективности, но система, предназначенная для защиты закрытых объемов, справилась с огнем в чистом поле, да еще и в ветер. ОСП-1 и «Буран» сработали с небольшой задержкой – им требовалось время для прогрева корпуса огнетушителя до заданной температуры, но с огнем справились без проблем.

Отдельного разговора заслуживают «старики». Первым на линию огня вышел ОП-1(б) из Торжка. Огнетушитель выпущен в мае 2004. Срок хранения на этикетке не заявлен. Серьезная конструкция огнетушителя не дала повода усомниться в его надежности, и он не подвел. Прибор сработал четко, выдав мощную струю порошка и моментально погасив огонь. Следом выступал ОП-1(б), производства ПО «Электроизмеритель» из белорусского Витебска, появившийся на свет в июле 2004 г. Выступал, сказано громко – от тряски в багажнике авто огнетушитель растерял крепеж, и его спусковой механизм рассыпался в руках испытателя. Огнетушитель, вдвое переживший отпущенный ему изготовителем срок, оказался непригоден к использованию из-за механических повреждений. Однако, любопытство взяло верх, и недостающий крепеж был заменен подручными материалами.

Рвем восстановленную спусковую скобу и… Огнетушитель срабатывает! То есть начинка прибора полностью исправна, но это пиррова победа – во время пожара никто не будет мудрить с болтиками. На очереди еще один ОП-1(б), выпущенный в июне 2005 г. Внешне идентичный витебскому коллеге, с той лишь разницей, что на его корпусе отсутствует информация об изготовителе. На попытку включения огнетушитель отреагировал индифферентно. Пусковой рычаг поднялся без какого-либо сопротивления, и ничего! Прибор остался мертвым. Последующая разборка показала, что он идентичен выступавшему в основном зачете ОП-2(б): начинка у огнетушителя отсутствует! Особенно порадовался бывший хозяин «огнетушителя» — более 3 лет он возил в багажнике муляж.

Последним проверили аэрозольный огнетушитель итальянского (если верить этикетке) производства. Дата выпуска не указана, но по косвенным признакам прибор был произведен около 5 лет назад. Еще несколько лет назад такими были завалены полки автомагазинов. Огнетушитель не требует никаких подготовительных действий, даже чеки нет. Разжигаем огонь, жмем на кнопку… В течение нескольких секунд баллон тонкой струйкой поплевывает на огонь, после чего иссякает. Огонь ответил полной взаимностью – то есть, наплевав на огнетушитель, продолжил гореть.

Результаты испытаний «АиФ»
Модель Вид вещества  диапазон

хранения, t

Эффектив-ность

гашения

Возмож-ность преры-вания струи Многократное срабатывание
Ручные огнетушители
ОП-2(з) порошок -40-+50 высокая  есть  есть
ОУ-2 Сжиженный CO2 -40-+50 высокая есть есть
ОП-2(б) порошок -20-+50 неработо-

способен

Самосрабатывающие модули
ОСП-1 порошок -50-+50 высокая нет нет
«Буран-2.5» порошок -50-+50 высокая нет нет
«Допинг-

аэрозоль -60-+95 Высокая нет нет
Огнетушители старше 2 лет
ОП-1(б) порошок -20-+50  высокая есть есть

но эффективность снижается

ОП-1(б) порошок -20-+50 неработо-

способен

ОП-1(б) порошок -20-+50  полная

неработо-

cпособность

Flame stop Водный раствор до +50 низкая есть есть

Пожар горим

Пожар – это страшно. Вряд ли кого-то нужно в этом убеждать. Но ПОЖАР начинается с небольшого возгорания, и на этом этапе еще есть возможность справиться с огнем своими силами. Главное – к этому подготовиться

Пожар на борту

Автомобиль – весьма неблагополучная конструкция в пожарном отношении. Топливо, масла  и обилие пластика соседствуют с электрическими цепями и нагретыми до высоких температур деталями. Безусловно, это учитывается при создании машины – например, электрические цепи оборудованы предохранителями. Но всё предусмотреть невозможно

6 лучших автомобильных огнетушителей — Рейтинг 2020

Огнетушитель – обязательный атрибут арсенала автолюбителя. Автомобильный огнетушитель обязан просто выполнять своё предназначение – тушить очаги возгорания в машине. Рассмотрим лучшие модели огнетушителей для автомобиля сезона 2020 года, расскажем об их преимуществах и недостатках, а также какой огнетушитель лучше купить.

6 luchshih avtomobilnyh ognetushitelej

Содержание:

  1. Ярославль ОП-2(з)
  2. МИГ ОП-2(з)
  3. Bontel ОВЭ-2
  4. Самурай ОВЭ-2
  5. Ярпожинвестф ОУ-3
  6. Пожзахист ОУ-5 (ВВК-3,5)

Лучшие порошковые огнетушители

Эти устройства используются для тушения различных очагов возгорания, являются универсальными. Они эффективны, удобны и просты в использовании, доступны по цене. Рассмотрим лучшие варианты порошковых огнетушителей, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны в 2019-2020 годах.

Ярославль ОП-2(з)

Противопожарное изделие компании из Ярославля. Огнетушитель обладает компактными размерами, что делает удобным его транспортировку и использование. Вес также нельзя назвать тяжёлым: 2,8 кг. В его внутренностях находится около 1,8 л огнетушащего вещества, что вполне достаточно для подавления пламени.

Это подтверждается тестированием, в котором изделием тушились поленница из древесины и горящий бензин. ОП-2(з) с честью справился с заданием.

Jaroslavl OP 2z

Плюсы огнетушителя:

  1. Длительный срок службы: 10 лет.
  2. Удобство в эксплуатации.
  3. Эффективное тушение.
  4. Несмотря на высокое КПД, такой огнетушитель стоит дешевле аналогичной продукции других производителей.

Минусы огнетушителя:

  1. Не обнаружено.

МИГ ОП-2(з)

Эта белорусская модель огнетушителей объёмом 2,5 л универсального типа. Она может использоваться при тушении горючих, газообразных, твёрдых, жидких очагов возгорания. Пригодится она и при ликвидации огня, вызванного замыканием электропроводки.

MIG OP 2z

Плюсы огнетушителя:

  1. Большая длина струи – 2 м.
  2. Хороший рабочий ресурс – 4 года.
  3. Понятная инструкция применения на этикетке.
  4. Удобные размеры и вес в заряженном состоянии – 3,6 кг.

Минусы огнетушителя:

  1. У экспертов, проводивших испытание, есть замечание по большой разнице в продекларированной и реальной массе тушащего вещества: почти в 0,5 кг.

Отметим, что при тестировании огнетушитель легко справился с дровяной поленницей и горящим бензиновым очагом. 

Лучшие воздушно-эмульсионные огнетушители

Такие модели работают по закачному принципу. Они способны эффективно бороться с возгораниями классов A, B, E, справляются с тушением твердых материалов, технических жидкостей, электропроводки под напряжением.

Вещество для огнетушения выполнено на водной основе, оно безвредно для людей и окружающей среды.

Bontel ОВЭ-2

Продукция московской компании предназначена для тушения технических жидкостей, резиновых материалов, прочих твёрдых предметов. Изделие универсальное, оно пригодится не только для ликвидации огня в автомобиле, но и при тушении пожара в бытовых условиях.

Bontel OVJe 2

Плюсы огнетушителя:

  1. Большой срок службы – 20 лет.
  2. Современный дизайн.
  3. Можно использовать для автомобилей любого типа.
  4. Работает в широком диапазоне температур: от -20 до +50°C.
  5. Большая дальность струи огнетушащего вещества – 4 м.
  6. Может работать в течение 15 секунд.

Минусы огнетушителя:

  1. Высокая цена по сравнению со многими аналогичными изделиями.

Самурай ОВЭ-2

Эффективное средство борьбы с огнём в автомобиле российской компании. В него входит эмульсия, состоящая из воды и специальных добавок. При ликвидации пламени она покрывает очаг тонкой плёнкой, препятствующей доступу кислорода и снижающей температуру. Наличие добавок в воде разрешает использовать изделие при минусовых температурах, оно не замерзает.

Samuraj OVJe 2

Плюсы огнетушителя:

  1. Возможность использования в закрытом пространстве и на открытой площадке.
  2. Безвреден для человека, можно использовать в присутствии людей.
  3. Применяется для тушения горючих технических жидкостей, пластика, других твёрдых материалов, а также электрических схем под напряжением.
  4. Удобные для использования размеры: 125 мм в диаметре и 400 мм в высоту.
  5. Возможность перезарядки до 40 раз.
  6. Понятная инструкция с иллюстрациями.
  7. Хорошая длина выброса – 3 м.

Минусы огнетушителя:

  1. Не обнаружено.

Воздушно-эмульсионный огнетушитель годен к работе в течение 10 лет.

Лучшие углекислотные огнетушители

Модели этой группы широко применяются для ликвидации возгораний горючих жидких и газообразны веществ, узлов и приборов, находящихся под напряжением. При использовании следы тушения самоустраняются, что позволяет не проводить химическую чистку автомобиля. Эти изделия нашли своё место в машинах и быту.

Недостатком таких устройств является его вредное воздействие на организм человека, а также высокая по сравнению с другими огнетушителями.

Ярпожинвестф ОУ-3

Эта модель компании из Ярославля идеально подходит для тушения очагов возгорания класс B и C (жидкие и газообразные горючие вещества), а также электропроводки, находящейся под напряжением до 1000V. Двуокись углерода выбрасывается под давлением 5.88 Мпа и перекрывает доступ кислорода к месту образования пламени.

Jarpozhinvest OU 3

Плюсы огнетушителя:

  1. Длительный срок службы – 10 лет.
  2. Использование при температуре от -40 до +50°C.
  3. Большая масса огнетушащего вещества 3,0 кг.
  4. Яркая хорошо читаемая инструкция с картинками.

Минусы огнетушителя:

  1. Повышенный вес: 10,5 кг.
  2. Есть возможность обморожения кожи при попадании вещества.

Пожзахист ОУ-5 (ВВК-3,5)

Это углекислотный огнетушитель закачного типа компании из Мариуполя. Он отлично справляется с возгораниями класса B, C, E. Струя снегообразного вещества (температура -78°C), выходящая под давлением 58 атмосфер способна быстро погасить возгорание на площади до 2 м2. При тушении твёрдых предметов: древесины, картона, бумаги могут остаться тлеющие угли.

Pozhzahist OU 5 VVK 35

Плюсы огнетушителя:

  1. Большое вещество для тушения огня: 3,5 кг.
  2. Большая длина струи: от 3 м.
  3. Достаточное для ликвидации огня время подачи: 8 сек.
  4. Работает при широком температурном диапазоне: -20 – +50°C.
  5. Возможность перезарядки.

Минусы огнетушителя:

  1. Не обнаружено.

Производители гарантируют исправную работу огнетушителя в течение 10 лет.

Какой огнетушитель купить

В автомобиле возгорание может начаться по различным причинам: из-за неполадок в электропроводке, воспламенения перевозимых материалов, курения или неисправности аккумуляторной батареи. Автомобильный огнетушитель должен локализовать очаги или по крайней мере, препятствовать их распространению при сильном возгорании.

Тип

Существуют порошковые, воздушно-кислотные и углекислотные модели. Наиболее популярен порошковый тип. В нём порошок в течение короткого времени (до 6 секунд) выбрасывается под давлением на место возгорания. Однако этого хватает для локализации огня.

Такие изделия эффективны, но обладают некоторыми минусами. Следы присутствия порошка впоследствии тяжело удалить с отделочных материалов. Второй нюанс – он не способен ликвидировать сильное возгорание.

Углекислотные модели гасят пламя за счёт мощного потока углекислотного снегообразного вещества. Вещество проникает в труднодоступные места, но не пачкает детали и обивку машины. Им можно обрабатывать узлы автомобиля с напряжением от бортовой сети. Недостатки таких изделий – этот газ вреден для человека. Низкая температура снегообразной массы при попадании на кожный покров вызывает обморожение.

Воздушно-кислотные огнетушители менее эффективны своих аналогов. Такие аэрозольные изделия удобны в работе, компактны, что позволяет их хранить в небольшом пространстве.

Класс огнетушителя

Здесь имеется в виду для каких очагов возгорания он будет использоваться: тушения резины или технических жидкостей, твёрдых предметов или электропроводки. Конечно, покупать сразу все виды накладно, да и места в багажнике останется мало после их размещения. Есть универсальные модели, они стоят дороже, а также обладают меньшей эффективностью.

Предназначение

Устройство противопожарной безопасности нужно выбирать исходя из того автомобиля, на котором оно будет использоваться. Это может быть легковое, грузовое транспортное средство или спецтехника.

Объём ёмкости

Литраж изделия должен соответствовать размерам автомобиля. К примеру, для больших грузовиков, коммерческого транспорта необходимо покупать модели с минимальным объёмом два литра.

Автолюбитель должен помнить: от выбора и рабочего состояния этого небольшого устройства зависит порой его жизнь и сохранность машины. Поэтому не следует экономить на покупке огнетушителя.

Как выбрать огнетушитель для автомобиля

Какой огнетушитель нужен для техосмотра?


Сегодня необходимым атрибутом для того, чтобы успешно пройти техосмотр и избежать неприятностей при встрече с инспекторами ГИБДД, является огнетушитель. В каждом автомобиле имеется этот предмет, но не каждый водитель знает, какой огнетушитель выбрать. Мы расскажем вам, какие бывают автомобильные огнетушители. 

Покупая транспортное средство, автолюбитель обращает внимание на подушки безопасности, проверяет на исправность автомагнитолу, включает кондиционер, и убеждается в его работоспособности и прочее. К сожалению, практически все водителя забывают об огнетушителях и это огромная ошибка. Помимо всего вышеперечисленного, этот элемент безопасности был придуман задолго до оснащения автомобиля самыми разнообразными техническими деталями. Огнетушитель уже много лет приходит на помощь в непредвиденных ситуациях, и спасает не только имущество, но и жизнь водителя и его пассажиров. Поэтому огнетушитель очень важен, и к его приобретению нужно отнестись серьезно. 

Технические характеристики автомобильных огнетушителей:

1. В соответствии с законодательством огнетушитель должен иметь не менее двух литров огнетушащего вещества.
2. Огнетушитель должен эффективно бороться со всеми очагами возгорания (жидкие горючие, твердые горючие, тушение электропроводки).
3. Выбирая огнетушитель, обратите внимание на условия эксплуатации и рабочий диапазон температур. Покупайте то устройство, которое имеет диапазон температур шире. 

Сегодня в магазинах вы найдете огромное количество огнетушитель от разных производителей. Но проблема выбора остается, так как из широкого ассортимента вам тяжело выбрать какое-то одно устройство. Для того чтобы правильно выбрать элемент безопасности вам нужно разобраться в видах огнетушителей, их устройстве и назначении. Итак, давайте рассмотрим, какие огнетушители для автомобиля бывают. 

Популярным и надежным огнетушителем считается порошковый (ОП-2). ОП-2 – это устройство, в основе которого лежит химический порошок, вовремя пожара он перекрывает доступ кислорода к пламени. Недостатком такого огнетушителя является то, что во время тушения очага возгорания, детали машины сильно пачкаются порошком. 

Еще один вид огнетушителей, которые применяются для тушения пожара — углекислотные огнетушители (ОУ). Они способны заменят углекислотой воздух вокруг пламени.

Водные огнетушители. Этот вид огнетушителей можно использовать, но, к сожалению, они бесполезны при тушении двигателя и бака с топливом. 

Пенные огнетушители тоже менее популярны, так как во время тушения пожара может произойти замыкание электропроводки. 

Мы рассмотрели все виды огнетушителей для автомобиля. К сожалению, не все они подходят для тушения. Например, водные и пенные огнетушители нельзя применять для тушения электрооборудования и жидких горючих. 

В итоге можно сказать, что порошковые огнетушители подходят больше всего. ПО может потушить загорание в моторном отсеке, электропроводку и прочее. 
Выбирайте только тот огнетушитель, в котором вы уверены. Помните, безопасность на дороге зависит от правильно подобранных элементов безопасности.  

  • Для легковых автомобилей:порошковый или углекислотный, объем не меньше 2л. 
  • Для грузовых автомобилей:порошковый или углекислотный, объем не меньше 5л. 
  • Для автобусов: порошковый или углекислотный, объем не меньше 5л, — 2шт. 
  • Для бензовозов: порошковый, объем не меньше 5л, 2шт. 

Ни в коем случае нельзя покупать огнетушитель «для ГИБДД», как это делают многие водители. Помните о том, что угроза возгорания в автомобиле является не такой уж маловероятной — ежегодно от этого страдают десятки транспортных средств, которые эксплуатируются должным образом, не говоря уже о тех, которые попадают в аварии или подвергаются умышленному повреждению другими людьми. Качественный огнетушитель позволит обеспечить достаточно высокую степень безопасности, что позволит избежать не только повреждения ценного имущества, но также нанесения ущерба здоровью человека и даже предотвратить летальный исход. При покупке обязательно требуйте сертификаты качества, даже если вы уверены в том, что огнетушитель принадлежит к числу лучших — изделие может представлять собой подделку либо храниться слишком долгое время после момента производства.

Автожурнал «За Рулём» провел тест автомобильных огнетушителей, в результате которых были выявлены лучшие производители огнетушителей, которые лучше всего подходят для тушения пожара в автомобилях.

 

Рейтинг лучших огнетушителей.

 

1. «Меланти» ОП-2 (з) АВСЕ При массе всего в 3 килограмма огнетушитель обладает хорошим показателем эффективности работы. Все остальные параметры тоже на высоте — длина струи достигает 6,5 метров, а время непрерывной работы — 21 секунды. Отзывы свидетельствуют о том, что изделие обладает превосходной надёжностью. 

Огнетушитель для автомобиля

 

2. ПО «Пожтехавтоматика» ОП-2(з) АВСЕ Для фиксации в нужном положении огнетушитель оборудован кронштейном. Благодаря хорошей проработке наполнителя обладает лучшим показателем эффективности — расходует до 93% порошка. Среди минусов можно отметить только ограниченную длину струи.

 

 

 

 

 3. «АПТВ» ОП-2(з) ВСЕ Широкий раструб позволяет сразу охватить большую площадь, подвергшуюся воздействию огня, причём дальность струи от этого нисколько не страдает. Наличие манометра и удобного рычага позволяет добиться максимального удобства эксплуатации. Среди недостатков можно отметить массу в 4 килограмма и крупные габариты, не способствующие облегчению нахождения места для его хранения в машине.

 

 

 

4. Белорусский огнетушитель «ПОЖтехника» МИГ ОП-2(з) Рычаг создан из качественного материала, выдерживающего значительную нагрузку. Среди преимуществ — немалый объём заряда, наличие манометра, позволяющего быстро контролировать давление. Значительный минус — малое давление, которое уменьшает эффективность при интенсивном возгорании и существенно сокращает срок хранения в заряженном состоянии.

 

 

 

5. НПК «Системы и технологии противопожарной безопасности» ОВ-1 Огнетушитель этой модификации больше похож на аэрозольный баллончик. Пользоваться им предельно легко, малый вес и скромные габариты позволяют придумать десяток мест, где его можно хранить в автомобиле. Однако заряд столь же мал — при масштабном возгорании его точно не хватит на тушение.

 

 

 

 

 6. Белорусский огнетушитель ОП-2(б) ВСЕ-01 Единственное отличие от  ОП-1(б)-13 В, С-01— более широкая горловина, позволяющая обеспечить быстрое нанесение порошка на горящую поверхность. Однако рычаг управления огнетушителем изготовлен из такого же некачественного пластика, и подобным образом отламывается при неаккуратном обращении. Интересно, производитель предполагает, что при виде горящего автомобиля человек будет оставаться спокойным и хладнокровным?

 

 

 

7. Белорусский огнетушитель ОП-1(б)-13 В, С-01 Изделие обладает достаточно сомнительным внешним видом, не внушающим доверия. Действительно, при достаточно сильном нажатии пластиковый рычаг легко отламывается, оставляя недоумевающего автомобилиста один на один с источником возгорания. Среди преимуществ можно назвать только низкую стоимость, благодаря которой он годится на роль дешёвого огнетушителя «для ГИБДД».

 

 

 

 

 

 Видео о том, как использовать огнетушитель:

 

Огнетушители — тест 8 моделей — журнал За рулем

Прометей, укравший огонь у Зевса, навсегда обеспечил пожарных работой.
Юмор из Сети

Какие они бывают?

Материалы по теме



Толчком к подготовке экспертизы стало появление в продаже маленьких испанских баллончиков, именуемых огнетушителями. Что это — игрушки или реальные огнеборцы?

На рынке есть и другие подобные аэрозоли — их мы тоже включили в тест. К ним добавили привычные двухкилограммовые огнетушители: заправленные сжиженным углекислым газом и порошковые. Задачи у них одинаковые, но принцип работы разный: углекислотный вытесняет кислород и «душит» очаг пожара, а порошковый накрывает огонь негорючей пленкой.

Огнетушители закупали по принципу «каждой твари по паре». Набралось 16 участников, разбитых на восемь дуэтов. А семнадцатым мы пригласили ветерана — торжокский огнетушитель коллега купил аж 15 лет назад. Тем не менее стрелка его манометра по сей день остается в зеленом секторе шкалы. Неужели живой?

Пятнадцатилетнего «старичка» специалисты полигона испытывать не советовали: дескать, небезопасно. Однако любопытство взяло верх. Торжокское изделие оказалось, к всеобщему удивлению, работоспособным — погасило бензиновый очаг! Но общая рекомендация специалистов остается неизменной: изделие преклонного возраста не имеет права находиться на службе.

Пятнадцатилетнего «старичка» специалисты полигона испытывать не советовали: дескать, небезопасно. Однако любопытство взяло верх. Торжокское изделие оказалось, к всеобщему удивлению, работоспособным — погасило бензиновый очаг! Но общая рекомендация специалистов остается неизменной: изделие преклонного возраста не имеет права находиться на службе.

Все огнетушители поделены на классы (они имеют буквенное обозначение) в зависимости от того, какие материалы и жидкости они призваны тушить.

Например, огнетушители класса А эффективно гасят огонь, охвативший резину, пластик, кожзаменитель, дерево и прочие твердые вещества, класса В — жидкие горючие вещества, например топливо и масло. Для машин, работающих на газе, нужен огнетушитель класса С. 

Аппараты, способные гасить горящие электроустановки, объединены в класс Е. Для автомобиля предлагают универсальные огнетушители с обозначениями АВСЕ и ВСЕ. Какие предпочтительнее? Об этом — чуть ниже.

Нередко в продаже встречаются огнетушители сомнительного качества. В погоне за удешевлением производства изготовители, например, смешивают один порошок с другим, не проведя испытаний на совместимость, и такие огнетушители порой взрываются.

Подобное случается также при экономии на металле — корпус с чрезмерно тонкими стенками (менее 0,5 мм) может не выдержать давления.

А самый распространенный способ сэкономить — недосыпать огнетушащий порошок. Известны случаи, когда его даже подменяли песком или мукой.

Как проверяли?

На такой поленнице проверяют, как справляется огнетушитель с очагом горения типа А.

На такой поленнице проверяют, как справляется огнетушитель с очагом горения типа А.

Погасить такой «таз» с горящим бензином (очаг горения типа В) по силам не каждому двухкилограммовому огнетушителю.

Погасить такой «таз» с горящим бензином (очаг горения типа В) по силам не каждому двухкилограммовому огнетушителю.

Маленькую «кастрюлю» с горящим бензином пытается потушить аэрозольный огнетушитель. На большее он не способен.

Маленькую «кастрюлю» с горящим бензином пытается потушить аэрозольный огнетушитель. На большее он не способен.

Полигон для испытаний огнетушителей позволяет проверить в реальных условиях способности изделий самых разных размеров и типов. Для проверки мы использовали стандартные очаги пожаров классов А и В.

Огнетушители с обозначением ВСЕ испытывали на поддонах, заполненных бензином, - тушить твердые горючие вещества они не умеют. Для универсалов с более широким спектром возможностей (обозначение АВСЕ) соорудили еще и поленницы. Специально для аэрозольных огнетушителей подготовили мини-очаги — небольшие вёдра с бензином. Пусть серьезный пожар им не одолеть, но оценить возможности очень интересно.

Комментарии к каждому огнетушителю мы привели в фотогалерее. Все результаты относятся к конкретной выборке изделий и не могут являться основанием для оценки всей гаммы продукции той или иной фирмы в целом.

Lada Top Auto. Огнетушитель порошковый ОП-2(з)-ВСЕ-02. Ярославль

Lada Top Auto. Огнетушитель порошковый ОП-2(з)-ВСЕ-02. Ярославль

Полигон ВСЕ, 2 кг

Цена ~  580 ₽
Масса (у двух образцов) 2890 и 2900 г
Заявленный срок службы 10 лет
Заявленная масса 2,7–2,9 кг
Реальное количество огнетушащего реагента 2070 и 2100 г

Проверяли на очагах с бензином: гасить дерево и пластик изделия с обозначением ВСЕ не обязаны. Результат отличный: один погасил два очага, а другой — аж три. Отдельно отметим удобный футляр с липучкой. Зачет.

Меланти. Огнетушитель порошковый ОП-2(з)-ВСЕ-02 AirLine, Рудня

Меланти. Огнетушитель порошковый ОП-2(з)-ВСЕ-02 AirLine, Рудня

ВСЕ Волгалит-ВС, 2 кг

Цена ~  680 ₽
Масса (у двух образцов) 2550 и 2600 г
Заявленный срок службы 10 лет
Заявленная масса 2,4–2,6 кг
Реальное количество огнетушащего реагента 1900 и 2013 г

Справиться с предложенным бензиновым очагом огнетушители не сумели даже вдвоем, когда на помощь иссякшему подоспел второй. Незачет.

Меланти. Огнетушитель порошковый ОП-2 (з)-АВСЕ-02. Рудня

Меланти. Огнетушитель порошковый ОП-2 (з)-АВСЕ-02. Рудня

АВСЕ Волгалит, 2 кг

Цена ~  580 ₽
Масса (у двух образцов) 2350 и 2410 г
Заявленный срок службы не указан
Заявленная масса 2,4–2,6 кг
Реальное количество огнетушащего реагента 1720 и 1800 г

Один огнетушитель вроде бы загасил поленницу, но через десяток секунд она вспыхнула снова. Другой не справился с бензиновым очагом. Взвешивание показало: порошка внутри было мало. Незачет.

МИГ ОП-2(з). Огнетушитель порошковый, Белоруссия

МИГ ОП-2(з). Огнетушитель порошковый, Белоруссия

АВСЕ Вексон-АВС 25, 2 кг

Цена ~  680 ₽
Масса (у двух образцов) 2890 и 3340 г
Заявленный срок службы 4 года
Заявленная масса ≤ 3,6 кг
Реальное количество огнетушащего реагента 1830 и 2130 г

Огромный разброс в показателях массы говорит о том, что один из огнетушителей откровенно недогружен порошком. Впрочем, погасить очаг с бензином он сумел, хотя струя была сравнительно слабая. Более тяжелый сразился с дровяным очагом и легко его одолел. Однако общее впечатление негативное из-за почти полукилограммовой разницы в массе порошка. Ставим зачет, но со скрипом, как троечнику на экзамене.

Мини Пожарный minibombero. Испания

Мини Пожарный minibombero. Испания

АВСЕ

Цена ~  1200 ₽
Масса (у двух образцов) 354 и 352 г
Заявленный срок службы 2 года

Двух «малышей» проверили соответственно по категориям А и В — на поленнице дров и на ведре с бензином. С дровами — полный прокол: пена не проникла внутрь поленницы, а потому огонь лишь ослаб на пару секунд и тут же разгорелся снова. Небольшое ведро с бензином огнетушитель все-таки одолел, накрыв сверху своей пеной. Разлейся горящий бензин на плоской поверхности, шансов на победу не было бы. Подобные устройства не будут лишними в домашнем хозяйстве (на кухне, например), но в машине им делать нечего.

Огнетушащий аэрозоль Nimbus. Санкт-Петербург

Огнетушащий аэрозоль Nimbus. Санкт-Петербург

АВСЕ

Цена ~  550 ₽
Масса (у двух образцов) 677 и 694 г
Заявленный срок службы 5 лет

В описании говорится, что изделие не является первичным средством пожаротушения. Проверка показала: категория А действительно ему не по зубам. Поленница дров после обработки тоненькой струей слегка притухла, но тут же разгорелась с новой силой. Ведро с бензином, казалось, тоже не погаснет, однако же повторилась ситуация с испанским аэрозолем: пена накрыла пламя сверху — и оно утихло. Пригодится в домашнем хозяйстве, но не подходит для автомобиля.

ОП-2(з). Огнетушитель порошковый. Ярославль

ОП-2(з). Огнетушитель порошковый. Ярославль

АВСЕ Полигон, 2 кг

Цена ~  475 ₽
Масса (у двух образцов) 2690 и 2690 г
Заявленный срок службы 10 лет
Заявленная масса 2,7–2,9 кг
Реальное количество огнетушащего реагента 1900 и 1900 г

Эти огнетушители мы взвешивали несколько раз: никто не верил в абсолютное совпадение их массы. Однако же — факт: перед нами настоящие близнецы категории АВСЕ. Первый сумел поочередно загасить две дровяные поленницы. Второму достались бензиновые очаги, и «ярославец» легко погасил три подряд. Отличный результат!

РИФ. Огнетушитель углекислотный ОУ-2 ВСЕ-02. Тула

РИФ. Огнетушитель углекислотный ОУ-2 ВСЕ-02. Тула

ВСЕ

Цена ~  550 ₽
Масса (у двух образцов) 6820 и 6720 г
Заявленный срок службы перезарядка не реже одного раза в пять лет
Заявленная масса 6,5–7,5 кг

Тяжелые углекислотники разочаровали: протестированная пара не смогла справиться со стандартным бензиновым очагом. Незачет.

При покупке огнетушителя манометр должен быть в зеленом секторе. И поглядывайте на него хотя бы пару раз в год.

При покупке огнетушителя манометр должен быть в зеленом секторе. И поглядывайте на него хотя бы пару раз в год.

Из шестнадцати купленных изделий лишь пять удостоились нашего однозначного одобрения. Лучшими в испытаниях стали огнетушители производства фирмы «Ярпожинвест». Эти порошковые изделия универсального класса АВСЕ справились со своими задачами с большим запасом.

Материалы по теме



Углекислотные огнетушители не смогли погасить горящий бензин.

В четырех порошковых огнетушителях обнаружена явная нехватка порошка.

Аэрозольным огнетушителям на серьезном пожаре делать нечего: слабая струя, малый объем жидкости. Пожалуй, это нишевое изделие для домашнего хозяйства — поможет, например, загасить на кухне вспыхнувшую сковородку. В автомобиле его с успехом заменит бутылка воды: результат будет примерно такой же.

Желаем всем автомобилистам, чтобы огнетушители никогда им не пригодились. Счастливого пути!

  • Проверьте срок годности своего огнетушителя. Если есть сомнения, лучше купить новый!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*