Техническое состояние автомобиля виды: что это, как и с помощью чего определить, какое оно бывает, нормы и требования — Рамблер/новости – Техническое состояние автомобиля

  • 05.01.2021

Содержание

что это, как и с помощью чего определить, какое оно бывает, нормы и требования

При эксплуатации автомобиля такое понятие, как техническое состояние, становится обыденностью для каждого автомобилиста. В то же время далеко не все владельцы транспортных средств чётко представляют, что именно оно собой являет и от каких факторов зависит. В статье пойдёт речь не только о терминологии, но и о конкретных нормах и требованиях, а также способах проверки текущего технического состояния машины, в частности, и с помощью профессиональной диагностики, специализированной техники.

Определение технического состояния автомобиля

Техническое состояние транспортного средства (ТС) — это совокупность всех его эксплуатационных характеристик, заданных заводом-производителем и изменяемых в процессе использования авто.

Важно! Переход технического состояния ТС из одной формы в другую происходит в результате повреждения или рабочего отказа его частей, что обычно вызвано резким изменением параметров составляющих деталей конструкции в процессе использования машины (их размеров, формы или структуры поверхности).

Они всегда определяются и оцениваются количественно, а само техническое состояние может иметь несколько форм:

  1. Полностью исправное, когда конкретное транспортное средство соответствует всем требованиям конструкторской документации и в полном объёме выполняет возложенные на него функции.
  2. Предельное работоспособное состояние автомобиля, его конкретной детали или узла, допускающих возможность эксплуатации автомобиля, но с возможными рисками и нежелательными последствиями. В этом случае при обнаружении сильного износа определённого элемента стоит сразу же заменить его.
  3. Неработоспособное состояние и рабочий отказ — следствие неисправности одного или нескольких конструкционных элементов автомобиля, из-за которого невозможна дальнейшая его эксплуатация.

Технический осмотр авто

Чтобы определить техническое состояние автомобиля и убедиться в безопасности управления им на дорогах, предусмотрено регулярное прохождение технического осмотра, который проводится на СТО, нередко с применением компьютерного сканирования.

Нормы и требования технического состояния

Соответствие конкретного автомобиля предъявленным к его эксплуатации требованиям определяется в ходе регулярного технического осмотра транспортного средства.

Знаете ли вы? Новая машина имеет специфический аромат, состоящий больше чем из 50 различных летучих веществ. Он не похож ни на какой другой запах, поэтому и получил название «аромата нового автомобиля».

Заключение специалистов будет зависеть от следующих характеристик:

  1. Исправности тормозной системы: течи в гидроприводе или любые нарушения в работе стояночного тормоза могут закончиться неприятностями в дороге, также запрещено самовольное изменение конструкции тормозного узла. Общепринятой нормой тормозного пути при неспешном торможении считается 40 м, а при экстренном торможении — не менее 28 м, на что напрямую влияет скорость передвижения ТС в момент начала торможения.
  2. Полного исправного состояния двигателя, без малейшего подтекания топлива, появления сильного дыма из выхлопной трубы при работе транспортного средства, превышения нормы вредных веществ в выхлопных газах. В последнем случае заметить нарушения можно по тёмному и обильному выхлопу, но для точных замеров придётся обратиться в лабораторию.
  3. Нормальной работы рулевого управления, когда люфт руля не превышает 10°, а гидроусилитель работает так, как это было предусмотрено его конструкцией.
  4. Исправности светоподающих приборов (на фары и фонари не стоит наносить тонировку, а габаритные огни, аварийная сигнализация, лампы ближнего света должны быть полностью исправными). Кроме того, количество, тип, цвет и режим работы всех осветительных элементов транспортного средства обязаны соответствовать данным, заявленным в технической документации к машине.
  5. Исправного функционирования стеклоочистительных и стеклоомывательных систем.
  6. Соответствия колёс и шин нормам относительно размера протектора и общего исправного состояния: на резине не должно быть порезов, оголённого корда, разрывов. Остаточная глубина рисунка протектора (при условии, что отсутствует индикатор износа) для легковых автомобилей будет составлять 1,6 мм для летней или всесезонной резины и не более 4 мм для зимних шин с маркировкой «M+S», «M S» или «M&S». Также нельзя забывать и о том, что на одну ось запрещается устанавливать шины, разные по типу, размеру и рисунку протектора.
  7. Соответствия салона требованиям к чистоте, комплектации и работоспособности отдельных составляющих элементов. Это означает, что спидометр, стеклообдув, звуковой сигнал и другие составляющие приборной панели должны полностью справляться с возложенными на них функциями, что позволит обеспечить максимально беспроблемную эксплуатацию транспортного средства. Кроме того, не удастся пройти техосмотр при отсутствии или неисправном состоянии ремней безопасности, нарушении работоспособности стеклоподъёмников и наличии посторонних объектов на лобовом стекле, которые могут ухудшать обзор дороги.
  8. Полной укомплектованности кузова, включая такие важные детали, как передний и задний бампер, зеркала заднего вида и допустимая тонировка стёкол. Что касается последнего пункта, то допустимым для передних боковых стёкол будет значение 70% светопропускной способности, а для лобового стекла — не ниже 75%. Что касается заднего стекла и задних боковых элементов, то они могут быть темнее передних, вплоть до полного сокрытия происходящего в салоне.

Автомобиль

Чтобы подтвердить соответствие транспортного средства всем вышеприведённым нормам, каждый автовладелец обязан проходить регулярный технический осмотр: для машин возрастом от трёх до семи лет — каждые 2 года, а для ТС старше — 1 раз в год. Состояние спецтранспорта часто проверяют 1 раз в полгода.

Как проверить техническое состояние автомобиля

В самом простом варианте для проверки технического состояния своего автомобиля его владельцу достаточно провести осмотр кузова авто, салона и подкапотного пространства, вместе с ходовой частью.

Рекомендуем для прочтения:

При профессиональной оценке состояния ТС к его бортовому компьютеру подключают систему для считывания кодов неисправности, используют толщинометр для определения слоя лакокрасочного покрытия и проводят тест-драйв машины. Каждое из этих действий имеет разный уровень сложности и занимает разное количество времени.

Внешний осмотр автомобиля

Внешняя диагностика автомобиля по большей части состоит из осмотра шин, фар и других внешних составляющих кузова машины. Разумеется, все эти детали не должны иметь каких-либо нарушений работоспособности, иначе невозможно говорить о безопасности на дороге.

Резина колёс должна отличаться хорошим протектором (глубиной не менее 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей), не иметь трещин и быть достаточно накачанной — до значения 2–2,5 атмосферы, в зависимости от марки и типа транспортного средства. Лобовое стекло и номерной знак всегда должны оставаться чистыми, что также касается передних боковых стёкол и зеркал заднего вида.

Внешний осмотр автомобиля

Все осветительные элементы обязаны исправно освещать участок пути при передвижении машины, а если какая-то фара или габаритный указатель не светятся, стоит устранить имеющиеся неисправности перед выездом с места стоянки. При полной укомплектованности и исправности ТС (в том числе и в вопросе чистоты) можно переходить к оценке внутреннего состояния машины.

Осмотр салона

Чтобы успешно пройти очередной техосмотр, водитель обязан следить за чистотой и исправностью отдельных деталей и элементов салона. Так, из сидений не должны торчать пружины, а чехлы на них желательно оставлять чистыми, без пятен. Все кнопки, рычаги и датчики на приборной панели при надлежащем уходе за авто никогда не будут сломаны и смогут в полной мере выполнять возложенные на них функции.

Это также касается дверных механизмов, поэтому если есть нарушения в работе стеклоподъёмника или ручки открывания дверей, то их стоит устранить как можно быстрее. Чтобы ковролин или другой материал обивки пола салона меньше пачкался, под ногами водителя и пассажиров всегда стоит стелить коврики, которые очень просто чистятся и моются.

Проверка подкапотных элементов

Несмотря на достаточно высокую информативность оценки внешнего состояния транспортного средства, куда более ценным будет изучение особенностей деталей подкапотного пространства, основными из которых считаются сам двигатель, аккумулятор, генератор, система зажигания, масляный и воздушный фильтры, лонжероны и полки крыла. Последняя деталь — это металл в верхней части подкапотного пространства, который в идеале должен быть максимально ровным, без заломов и трещин. С помощью толщинометра можно определить толщину лакокрасочного покрытия на внутренней поверхности машины: в среднем этот показатель должен соответствовать 150 мкм.

Также стоит проверить и равномерность нанесения герметика на стыках деталей, ведь если он высох и растрескался, то, скорее всего, потребуется новый слой. Лонжероны с признаками деформации, коррозии или с образующимися трещинами могут свидетельствовать о ДТП или плохом состоянии кузовных элементов, в частности, и в результате неправильной эксплуатации или хранения машины.

Проверка авто под капотом

По этим причинам при замене мотора, аккумулятора или других похожих деталей именно эти части могут выдать реальный возраст ТС. После оценки внешнего состояния подкапотных элементов можно проверить уровень масла и других технических жидкостей, что также влияет на беспроблемность эксплуатации ТС. Сделать это несложно, стоит лишь выкрутить щуп из бачков с жидкостью, оценивая степень его загрязнённости маслом. Оно не должно протекать и попадать на двигатель или соединительные элементы между несколькими деталями, иначе в отдельных оголённых местах может возникнуть короткое замыкание.

Важно! Любые манипуляции под капотом должны выполняться только при заглушённом двигателе, а исключением в таком случае будет только проверка уровня масла в КПП.

Что касается оценки состояния основных агрегатов подкапотного пространства, то прежде всего стоит обратить внимание на:

  1. Двигатель внутреннего сгорания как основной элемент конструкции машины. На нём не должно быть следов технических жидкостей, признаков деформации корпуса. При работе звук исправного бензинового мотора всегда будет ровным, без «провалов» и необходимости подгазовок. Дизельный двигатель может слегка тарахтеть, что считается вполне нормальным явлением.
  2. Аккумулятор также не должен иметь трещин на поверхности корпуса и признаков окисления на контактах. Для проверки работоспособности этого элемента достаточно просто завести машину: если мотор запустился быстро, не внатяжку, тогда всё в порядке.
  3. КПП. В первую очередь, для проверки состояния коробки передач стоит оценить уровень масла в бачке, особенно если в конкретной машине есть щуп. Помимо уровня наполненности ёмкости важно обратить внимание и на цвет смазочной жидкости: если он тёмный, то требуется срочная замена, причём с установкой новых сменных деталей.
  4. Система зажигания. Проще всего оценить работу этой системы при заведённом моторе. Если стоя рядом с открытым капотом слышится неровная работа цилиндров, можно отметить хлопки в трубе, а мотор заметно перегревается и начинает потреблять больше топлива, то с системой зажигания не всё в порядке. Проверить узел желательно и в том случае, когда из выхлопной трубы появляется чёрный дым.

Если после визуального осмотра внешнего строения и подкапотного пространства ТС оно кажется полностью исправным, то далее важно изучить работоспособность отдельных элементов ходовой части, ведь и они нередко подвергаются износу.

Проверка ходовой части

В состав этого узла входит несколько важных элементов: шаровые опоры, сайлентблоки, стойки, амортизаторы, подшипники, рулевая рейка и некоторые другие детали. Без помощи мастеров сервиса автомобилист может осмотреть только три последних элемента, убедившись в отсутствии посторонних звуков и люфта при повороте рулевого колеса. Проверка ходовой части

Для диагностики придётся выполнить несколько несложных манипуляций:

  1. С помощью домкрата вывесить передние колёса машины.
  2. Заблокировать рулевое колесо, а затем попытаться вручную передвинуть колёса в каждую из возможных сторон, сначала ухватившись за левый и правый края, а затем держа верхнюю и нижнюю часть.

При появлении люфта, скорее всего, проблема в самой рулевой системе или в износе деталей подвески — например, шаровой опоры. Для более точного определения места неисправности придётся выполнить осмотр чехлов шарниров (при сжатии пальцами можно обнаружить нарушение герметичности, оценить уровень смазочного материала) и всех узлов рулевого управления, а в переднеприводных моделях дополнительно обследовать шарниры полуосей.

Должного внимания со стороны водителя заслуживают и амортизаторы, вместе с резиновыми отбойниками и пыльниками. Если на них есть следы масла, а при раскачивании автомобиль не прекращает движения в задаваемом направлении, то указанные детали пора менять. Чтобы убедиться, что в замене нуждаются ещё и подшипники, качните машину вверх и вниз: если она начнёт двигаться как маятник, то это действительно так.

Знаете ли вы? В 1896 году английских водителей останавливали за езду по дорогам Англии со скоростью больше 3 км/час. Первым известным нарушителем стал Уолтер Арнольд, разогнавший авто до максимальных для его транспорта 13 км/час.

Отдельно стоит проверить все детали тормозной системы, ведь в местах крепления шлангов и цилиндров могут обнаружиться течи. Это касается и тех случаев, когда не так давно в этих местах выполнялась замена крепёжных элементов. После покупки подержанного транспортного средства колодки меняются сразу. Нелишним будет проверить элементы ходовой части при движении авто, прослушивая звук работающего двигателя.

Проверка тормозной системы

Чтобы сосредоточить своё внимание на нужном звучании, необходимо заранее выключить музыку в салоне и выехать на прямой и ровный участок дороги, отпустив на несколько секунд руль. Если при начале движения авто продолжает двигаться прямо, можно полагать, что серьёзных неисправностей в ходовой системе нет. Оценка вибрации руля машины при её движении поможет определить степень изогнутости колёсных дисков, а хруст при поворотах укажет на износ ШРУСов.

Подключение техники

Если один диагностический осмотр не принёс желаемых результатов и нужно собрать больше информации о техническом состоянии конкретного автомобиля, помочь в этом сможет специальная техника, к которой часто прибегают при покупке ТС. Самым популярным вариантом считается переносной или стационарный сканер бортового компьютера, который после считывания ошибок поможет больше узнать о реальном состоянии транспортного средства. К примеру, ошибка подушек безопасности косвенно подтверждает наличие ДТП в прошлом машины, а ошибки коробки передач — ещё один повод проверить в сервисе ходовую часть.

Чем выше стоимость машины, тем больше датчиков в ней скрыто, а значит, и актуальность такой проверки только возрастёт. Вторым важным прибором при оценке авто будет толщиномер — инструмент для оценки толщины лакокрасочного покрытия в разных местах кузова (в идеале должна соответствовать заявленным производителем данным). Если полученные на разных участках результаты не совпадают, то, скорее всего, авто подкрашивали, а что стало причиной этого, можно только догадываться.

При выполнении профессиональной диагностики автомобиля не лишним будет применить мультиметр — прибор, с помощью которого можно определить напряжение в генераторе. При выключенном зажигании нормальными будут значения в пределах 12,5 Вольт, а при работающем моторе — от 13,8 до 14,8 Вольт. При включённом свете фар, активации подогрева салона и работающем кондиционере напряжение должно упасть до 13,5–14 Вольт. При проверке мультиметром аккумулятора полученные нормальные значения будут такими же, как и при оценке работы генератора. Если мотор часто перегревается и на холостом ходу работает неустойчиво, стоит проверить работу датчика дроссельной заслонки.

Автодиагностика

Тест-драйв

Максимально полная проверка технического состояния автомобиля не может обойтись без тестирования авто на дороге. Разгоняясь, меняя траекторию движения и применяя экстренное торможение, можно много узнать о машине по изменению её привычного рабочего звучания.

Насторожить должно следующее:

Если есть малейшие сомнения касательно работы того или иного узла, обязательно следует проверить авто на эстакаде или подъёмнике в мастерской, что поможет избежать более серьёзных неисправностей.

Важно! Не все сканеры одинаково хорошо подходят для различных моделей машин. Проверка дорогих иномарок с большим количеством встроенных датчиков не может выполняться дешёвыми китайскими сканерами, иначе есть вероятность повреждения электронного блока управления транспортного средства.

Профессиональная проверка

Самостоятельно определить реальное состояние конкретного ТС не всегда возможно, поэтому многие автолюбители прибегают к помощи профессиональных экспертов, способных определить даже самою незначительную неисправность. Такая диагностика может выполняться одним из двух способов: в сервисе, то есть стационарно, или с выездом к владельцу диагностируемого транспортного средства.

Профессиональная проверка автомобиля

Преимуществом обращения в сервис является наличие у мастеров большого количества самых разных сканеров и немалого опыта, позволяющего заметить даже незначительный износ той или иной детали. Что касается минусов профессиональной диагностики, то основными из них будут стоимость и продолжительность процедуры, поэтому при покупке автомобиля на СТО стоит загонять только те машины, которые вы действительно хотите приобрести.

Что ещё нужно проверить

Помимо стандартной диагностики технического состояния ТС, стоит провести его юридическую проверку через базы ГИБДД, РСА, налоговой и таможенной службы, банковских учреждений. Потратив всего 10 минут на поиск интересующей машины через специальное приложение на своём телефоне, покупатель сможет узнать о связанных с ней штрафах, количестве владельцев и проведённых ремонтных работах (если требовалась серьёзная реконструкция), не говоря уже об информации из таможенной службы.

Чтобы получить интересующие данные об авто, нужно знать только его госномер или VIN-код. Любое транспортное средство склонно к износу составляющих деталей конструкции и дальнейшему нарушению его работоспособности, но зная, как правильно оценить техническое состояние автомобиля, можно избежать многих проблем, в том числе и связанных с неоправданной покупкой. Если нет времени или средств на профессиональную диагностику авто, стоит провести хотя бы его личный осмотр.

Видео: техническое состояние автомобиля

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Параметры технического состояния машины

Техническое состояние — это совокупность изменяющихся в процессе эксплуатации свойств машины. Данные свойства характеризуют пригодность машины к дальнейшему использованию по назначению, а также определяю значения параметров и качественные признаки, состав которых установлен согласно технической документацией. Могут различаться следующие виды технического состояния: неисправное и исправное, неработоспособное и работоспособное. Ремонт гусеничных кранов производит «Стройтехноктракт».

Исправным называют состояние объекта, которое удовлетворяет абсолютно всем требованиям конструкторской и нормативно-технической документации.

Работоспособным называют состояние объекта, которое имеет значения параметров, характеризующих способность выполнять все заданные функции, а также соответствуют требованиям конструкторской и нормативно-технической документации.

Машина может быть одновременно работоспособной, но неисправной. Ярким примером будет, поврежденная окраска кабины трактора или автомобиля, помята обшивка бункера комбайна. При этом работоспособность машины (производительность, расход топлива и т. п.) сохраняется. Однако она считается неисправной, так как не удовлетворяет абсолютно всем требованиям конструкторской и нормативно-технической документации.

Предельное состояние — есть состояние, при котором применение объекта по назначению нецелесообразно или недопустимо. Причинами может быть низкая эффективность эксплуатации или невозможность безопасной работы, а также значительные затраты на ремонт. Предельное состояние устанавливается на основании критериев (признаков или совокупности признаков).

При использовании объекта параметры состояния изменяются. в результате чего теряется работоспособность или исправность.

Повреждение — событие, заключающееся в нарушении исправности.

Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособности. Устранение последствий отказа всегда связано с материальными и трудовыми затратами. Они складываются из разборочно-сборочных и регулировочных работ, затрат на запасные части или замену агрегата и убытков от простоя машин. Особенно весомы убытки от простоя машины, так как за это время она не используется по назначению.

Поддержание машин в работоспособном состоянии дает значительный экономический эффект вследствие снижения суммарных издержек, связанных с убытками от простоев и затратами на устранение последствий отказов.

Для оценки технического состояния машины используют различные параметры.

Различают структурные и диагностические параметры, которые можно количественно измерить.

Структурные параметры — это износ, размер детали, зазор или натяг в сопряжении, физико-механические свойства материала, технические характеристики машины и ее составных частей, непосредственно обусловливающие техническое состояние машин.

Диагностические параметры, используемые для оценки технического состояния машин, косвенно характеризуют их структурные параметры (температура, шум, вибрация, герметичность, расход масла, давление, параметры движения деталей и т. п.). В тех случаях, когда структурный параметр определяется в процессе диагностирования прямым измерением, он одновременно будет и диагностическим.

Качественные признаки технического состояния, появляющиеся в результате изнашивания, деформации, разрушения или старения детали, обычно проявляются в виде наличия течи масла, топлива, охлаждающей жидкости, определенного цвета отработанных газов, в появлении характерного шума, скрежета, специфического запаха и т. п. Эти признаки не измеряют, а только оценивают органолептически, то есть на основании восприятия органов чувств — зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса.

Техническое состояние автомобиля

Категория:

   Диагностика технического состояния автомобиля

Публикация:

   Техническое состояние автомобиля

Читать далее:



Техническое состояние автомобиля

Производительная и эффективная транспортная работа автомобиля на линии, а также безопасность его движения для окружающей среды возможны лишь при условии его исправного технического состояния.

Автомобиль, агрегат, узел и каждая деталь, которых в современном автомобиле более четырех тысяч, изготавливаются на заводе по разработанным чертежам, с определенными допусками на размеры и с соблюдением определенных технических условий. Все эти детали и узлы, собранные в агрегаты и целый автомобиль, образуют так называемую структуру, т. е. строение (конструкцию), состоящую из всего этого множества совместно работающих деталей. Структуру автомобиля, как и любой другой машины, часто называют упорядоченной в отличие от тех же деталей, сваленных в кучу.

Структура агрегата автомобиля и его узлов характеризуется:
1) взаимным расположением деталей (структурных элемеп-тов), из которых состоит узел или агрегат;
2) формой и размерами этих деталей;
3) видом соединения (сопряжения) деталей друг с другом;
4) характером взаимодействия этих деталей. Например, структура коробки передач легкового автомобиля характеризуется взаимным расположением в картере трех основных валов: первичного, вторичного (на одной оси) и промежуточного (на параллельной оси), размерами (диаметром) валов и шестерен и формой их зубьев, видом сопряжения шестерен с валами (шлицевое, шпоночное), валов с подшипниками (качения, скольжения) и характером взаимодействия шестерен (постоянное зацепление, переключение). Аналогично можно охарактеризовать структуру любого другого агрегата автомобиля или его узла.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Структура агрегата обеспечивает выполнение заданных рабочих функций, например, двигателю — развивать определенную мощность, коробке передач — изменять (увеличивать) крутящий момент, передаваемый от двигателя, в заданное число раз, дифференциалу— распределять крутящий момент по колесам ведущего моста, а на повороте допускать их вращение с различной угловой скоростью. Вместе с тем структура агрегатов и автомобиля в целом определяет заложенные в них при проектировании и производстве технико-эксплуатационные свойства (динамичность, устойчивость, управляемость и др.), которые и обеспечивают эффективность использования данной модели автомобиля при выполнении им транспортной работы в заданных эксплуатационных условиях (дорожных, климатических и др.).

В процессе длительной эксплуатации макроструктура, т. е. структура, характеризуемая взаимным расположением агрегатов автомобиля и узлов в агрегате, не изменяется. Однако микроструктура т. е. взаимосвязь, сопряжения отдельных деталей и узлов (структурных элементов) постепенно изменяется вследствие ряда процессов разрушения. Задний мост перекашивается по отношению рамы автомобиля из-за износа пальцев рессор, деформации кронштейнов и различной просадке рессор; в цилиндрах двигателя вследствие износа увеличиваются зазоры между поршнями и зеркалом цилиндров; ослабляется натяг крепежных соединений во всех агрегатах автомобиля и т. д. Изменяются размеры и форма самих структурных элементов: валы прогибаются, деформируются тормозные барабаны, уменьшаются поперечные сечения из-за износа поворотного шкворня или пальца рессор и т. д. Может измениться и характер взаимодействия сопряженных деталей, например заедание стержня клапана и пробуксовка фрикционных дисков сцепления.

Структура агрегата, узла, целого автомобиля, связи и взаимодействия структурных элементов характеризуются и оцениваются определенными параметрами, которые называются структурными параметрами.

Структурный параметр — физическая величина самой различной природы: геометрические размеры (линейные, площади, объемы), механические (усилие затяжки, давление, частота вращения, амплитуда колебаний), акустические (сила звука), электрические (напряжение, сила тока), тепловые (температура) и др.

Техническое состояние автомобиля, агрегата или узла оценивается количественными значениями структурных параметров, которые могут быть номинальными, допустимыми и предельными.

Номинальное или начальное значение структурного параметра соответствует числовому значению, установленному расчетом и по чертежам и обеспеченному заводом-изготовителем по утвержденным техническим условиям. Номинальное значение параметра может быть у нового, поступившего в эксплуатацию автомобиля или капитально отремонтированного узла и агрегата после того, как они прошли период обкатки и приработки.

В процессе эксплуатации структурные параметры изменяются, увеличиваются или уменьшаются их числовые значения, но всегда это изменение приводит к ухудшению технического состояния узла, агрегата, автомобиля, что, в свою очередь, неблагоприятно отражается на совокупности его технико-эксплуатационных свойств. Например, такое изменение структурного параметра, как увеличение зазора между стенкой цилиндра и поршнем в двигателе, приводит обычно к падению развиваемой двигателем мощности и, следовательно, к ухудшению динамичности автомобиля, а это уже есть изменение его технико-эксплуатационных свойств.

Изменение структурного параметра, сопровождаемое ухудшением технического состояния узла или агрегата, обычно внешне проявляется в появлении стуков, шума, вибраций и других явлений, которые еще не приводят к потере работоспособности автомобиля, но уже указывают на его неисправность.

Допустимое значение структурного параметра принимается условно как граница неисправности. При этом значении параметра узел, агрегат или целый автомобиль уже нельзя считать исправным, но вместе с тем он, этот узел, еще работоспособен, и автомобиль сможет проработать до очередного технического обслуживания (например, до ТО-2) без регулировки или ремонта, но с пониженными технико-эксплуатационными свойствами. Однако, постепенно накапливаясь, изменения структурных параметров достигают такого количественного предела, при котором наступает коренное, иногда скачкообразное, качественное изменение. Например, постепенное увеличение зазора между валом и подшипником скольжения, сопровождаемое радиальными ударами и повышением температуры подшипника, в конце концов приводит к его разрушению. Очевидно, что разрушение подшипника, поломка вала, обрыв провода в системе зажигания, обрыв ремня вентилятора и множество других аналогичных явлений приводят к потере работе-способности узла, агрегата, а вместе с ним и к потере работоспособности автомобиля в целом.

Таким образом, при значениях структурных параметров, лежа» тих между номинальными и допустимыми их уровнями и при работоспособности рассматриваемого узла или агрегата, можно говорить об их исправном техническом состоянии.

Исправное техническое состояние узла, агрегата или автомобиля соответствует таким числовым значениям их структурных параметров, которые лежат ниже допустимого уровня, т. е отклонились от номинальных не более заранее установленный Допустимых значений

Неисправное техническое состояние узла, агрегата или автомобиля соответствует числовым значениям структурных параметров, лежащим выше допустимого уровня, т.е. когда возник ли те или иные неисправности.

Следовательно, узел, агрегат или автомобиль могут находиться в одном из трех технических состояний: исправном и работоспособном; неисправном, но еще работоспособном; неисправном и не» работоспособном. Последнее техническое состояние наступает тогда, когда в узле или агрегате возникает отказ.

Рис. 1. Диаграмма к определению понятия отказа и неисправности технического состояния

Отказ характеризуется тем, что структурные параметры узла или агрегата достигают предельных, заранее установленных значений, при которых дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна из-за потери работоспособности или совершенно неэффективна (значительное падение мощности, недопустимый тормозной путь). Отказ может наступить по различным причинам: вследствие значительного износа или деформации детали, ее поломки, из-за разрегулировки узла, ослабления крепежных соединений, засорения проходных сечений трубопроводов и других причин.

Нужно четко разграничивать отказ и неисправность. Последняя не связана с потерей работоспособности, но не позволяет узлу или агрегату выполнять все свои функции, или позволяет выполнять их, но с определенными нарушениями. Своевременно неустраненная неисправность может привести к отказу. Например, помятое крыло не снижает работоспособности автомобиля, а неустраненная пробуксовка сцепления может привести к поломке его деталей и резкому ухудшению динамики автомобиля, т. е. к отказу.

Неисправное техническое состояние автомобиля может состоять из нескольких отдельных конкретных неисправностей, различных по своему характеру или по степени (уровню) одной и той же. неисправности. Например, у одного автомобиля подтекает радиатор и коробка передач имеет износ шестерен постоянного зацепления, а у другого автомобиля обнаружен увеличенный зазор в подшипниках ведомого вала—это разные по характеру неисправности. В другом случае один автомобиль имеет износ цилиндров двигателя в 0,5 мм по диаметру, а другой — 0,75 мм. Это одна и та же неисправность, но разной степени (разного уровня).

Физическая природа отказов весьма разнообразна и часто довольно сложна, но чаще всего в эксплуатации приходится сталкиваться с так называемыми постепенными или износными отказами, которые возникают в результате старения узлов и механизмов. Нередко отказы проявляются внезапно как результат постепенного накопления в деталях усталостных повреждении (микротрещины) или постепенного нарушения взаимного положения, например ослабление резьбовых соединений.

Несмотря на то что неисправность автомобиля в отличие от отказа не влечет за собой потерю работоспособности, при наличии некоторых неисправностей эксплуатация автомобиля не допускается, так как они могут угрожать безопасности движения или способствовать появлению линейных отказов. К таким неисправностям относятся следующие:

1) по двигателю — стуки в подшипниках и клапанах; затрудненный пуск, особенно зимой, и неустойчивая работа на холостом ходу; подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости, пропуск газов в системе выпуска и неисправный глушитель, увеличенное содержание против нормы окиси углерода в отработавших газах и дымный выхлоп, пониженное давление масла в системе смазки и наличие воды в смазке;

2) по трансмиссии — пробуксовка или неполное выключение сцепления, затрудненное включение или самопроизвольное выключение передач, повышенные люфты в шарнирах и промежуточной опоре карданной передачи, деформация и трещины карданных валов, ненормальный шум и вибрации или повышенный нагрев в агрегатах, подтекание масла в агрегатах трансмиссии;

3) по тормозной системе — повышенный против нормы тормозной путь, неравномерность действия тормозных механизмов колес, утечки воздуха или жидкости из системы привода тормозов, заедание механизмов тормозного привода и «прихватывание» тормозных колодок, увеличенный против нормы свободный ход педали и “проваливапие” ее;

4) по рулевому управлению — увеличенный против нормы люфт рулевого колеса, заедание рулевого механизма в крайних положениях, ослабление крепления картера рулевого механизма, рулевой колонки и рулевого колеса на валу, отсутствие или повреждение шплинтов в шарнирах рулевых тяг, неисправности гидроусилителя руля;

5) по ходовой части — увеличенные перекосы мостов автомобиля, нарушение углов установки передних колес, нагрев ступиц передних колес и повышенный поперечный люфт в подшипниках, предельный износ рисунка протектора шин, расслоение каркаса, ослабление крепления колес и дисбаланс колес у легковых автомобилей, ослабление крепления рессор, пружин и других деталей и узлов передней и задней подвесок.

Рекламные предложения:


Читать далее: Основные понятия теории надежности

Категория: — Диагностика технического состояния автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Надежность автомобиля и ее основные характеристики


Для того чтобы дать оценку надежности автомобиля, необходимо правильно классифицировать термины надежности.

Исправность — это состояние автомобиля, при котором он соответствует всем тех­ническим требованиям, установленным нормативно-технической до­кументацией как в отношении основных параметров, характери­зующих нормальное выполнение заданных функций, так ив отношении второстепенных параметров, характеризующих внешний вид, удобство эксплуатации и т. д.

Неисправность — это состояние автомобиля, при котором он в данный момент времени не удовлетворяет хотя бы одному из тре­бований, установленных нормативно-технической документацией.

Работоспособность — это состояние автомобиля, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.

Значит, между работоспособностью и исправностью существует очень важное различие: исправность предполагает, что выполняются все требования, относящиеся как к основным, так и к второстепенным параметрам, установленным нормативно-технической документацией. Работоспособность характеризует только требования, относящиеся к основным параметрам. Требования, относящиеся к второстепенным параметрам, могут не выполняться. Так, например, автомобиль остается работоспособным, когда у него повреждены лакокрасочные или антикоррозионные покрытия, сгорела лампочка освещения щитка приборов и т.д.


Остановка автомобиля из-за возникших технических неисправ­ностей или работа с недопустимыми отклонениями от заданных рабочих характеристик называется отказом.

Отказ автомобиля можно также определить как полную или частичную утрату им работоспособности.

Полный отказ — это отказ, лишающий автомобиль подвижности.

Частичный отказ — это снижение эксплуатационных качества автомобиля.

Неисправности, устраняемые водителем в пути с помощью ин­дивидуального комплекта ЗИП и за время проведения ежедневного технического обслуживания, и неисправности, не влияющие на ра­ботоспособность автомобиля, в отказы не включаются.

В зависимости от причины появления отказы подразделяются на заводские и эксплуатационные.

Заводские отказы — это отказы, появившиеся по вине завода — изготовителя автомобиля. Они подразделяются на конструктивные и производственные.

Эксплуатационные отказы — это отказы, обусловленные нарушением правил эксплуатации и внешними воздействиями, не свойст­венными нормальной эксплуатации. Эксплуатационные отказы и неисправности при оценке надежности автомобиля не учитываются.

Отказы и неисправности, учитываемые при оценке надежности автомобиля, могут значительно отличаться по степени влияния на его работоспособность и сложности их устранения. Поэтому необходимо их классифицировать и по этим признакам.

По признаку «степень влияния на работоспособность» отказы и неисправности распределяются на три группы:

  • лишающие автомобиль подвижности
  • снижающие эксплуатационные качества
  • не влияющие на работоспособность автомобиля

К группе лишающих автомобиль подвижности относятся отказы, без устранения которых дальнейшее его использование невозможно (отсутствие подачи топлива, поломка буксирного крюка тягача и др.) или недопустимо (отсутствие давления в системе смазки двигателя, отказ тормозов и т. п.).

Неисправности этой группы являются полными отказами автомобиля. Их появление вызывает необходимость восстанавливать автомобиль на месте выхода из строя или буксировать в автотранс­портное предприятие.

К группе отказов, снижающих эксплуатационные качества, относятся отказы и неисправности, ухудшающие такие показатели, как время подготовки к движению, средняя скорость движения, грузоподъемность, проходимость, расход ГСМ и т. д., но допускающие использование автомобиля по назначению в течение некоторого времени.

К группе неисправностей, не влияющих на работоспособность, относятся неисправности, не ухудшающие основные характеристики автомобиля, не создающие неудобства при его эксплуатации и ус­транение которых может быть отложено до очередного номерного технического обслуживания (незначительные подтекания смазочного материала через уплотнения, трещины элементов облицовки, от­слоение лакокрасочных покрытий и т. п.).

Отказы как случайные события могут быть независимыми и зависимыми. Независимый отказ — это отказ, который не приводит к отказу других элементов автомобиля. Отказ, проявившийся в результате отказа других элементов, называется зависимым. Отказ может быть внезапным, если повреждения агрегатов автомобиля наступают мгновенно, и постепенным, в результате длительного, постепенного изменения параметров элементов (усталость металла, изнашивание поверхности и пр.).


Чтобы оценить качество продукции, выпускаемой автомобильной промышленностью, применительно к конкретным условиям эксплу­атации, необходимо изучать надежность автомобилей после их обкатки.

Сравнение надежности новых и капитально отремонтированных автомобилей, работающих в одинаковых условиях, может дать объективную оценку качества ремонта.

Количественные характеристики надежности одномарочных ав­томобилей, полученные различными автотранспортными предприя­тиями, но работающих в одинаковых условиях, являются достаточно точными характеристиками уровня технической эксплуатации автомобилей в конкретном автотранспортном предприятии.

Анализ характеристик надежности автомобилей позволяет выя­вить узкие места в организации и технологии технического обслу­живания и ремонта. Эти данные могут быть использованы для обоснованных заявок на запасные части и материалы.

Для характеристики надежности автомобиля в зависимости от конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов принимают систему критериев, позволяющих оценивать надежность всего автомобиля или отдельных его элементов в числовых пока­зателях. Только в этом случае можно сравнивать надежность различных марок и моделей автомобилей и вести работу по повышению их надежности.

Для обеспечения надежности автомобилей необходимо, чтобы показатели надежности задавались в техническом задании на про­ектирование и контролировались при разработке конструкции, из­готовлении и эксплуатации. Следовательно, для каждого типа автомобилей в зависимости от условий их эксплуатации должны уста­навливаться некоторая совокупность показателей надежности, значения и методы их количественной оценки.

Надежность автомобиля характеризуется четырьмя свойствами:

  • безотказностью
  • ремонтопригодностью
  • долговечностью
  • сохраняемостью

Безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Количественно оно оценивается вероятностью безотказной работы, средней наработкой до отказа, интенсивностью отказов, средней наработкой на отказ и параметром потока отказов.

Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстанов­лению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Количественно оно оценивается средним временем восстановле­ния, средней удельной трудоемкостью технического обслуживания и текущего ремонта, вероятностью восстановления работоспособности в заданное коэффициентом готовности, коэффициентом технического использования время и коэффициентом сложности отказов.

При сравнительной оценке различных типов автомобилей необходимо иметь в виду, что время их простоя в связи с проведением технического обслуживания или ремонта зависит от уровня орга­низации этих работ, их технического оснащения, квалификации персонала и ряда других факторов эксплуатационного характера.

Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособ­ное состояние до наступления предельного состояния при установ­ленной системе технического обслуживания и ремонта.

Безотказность и долговечность — свойства автомобиля сохранять работоспособное состояние. Но безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние, а долговеч­ность — свойство автомобиля длительно сохранять работоспособное состояние с необходимыми перерывами для технического обслужи­вания и ремонта.

Определение долговечности автомобилей, агрегатов, деталей должно осуществляться на стадии проектирования одновременно с оп­ределением эксплуатационных затрат на их техническое содержание.

Количественно долговечность оценивается средним ресурсом автомобиля до капитального ремонта, средней наработкой на отказ автомобиля за пробег до капитального ремонта, средней наработкой до капитального ремонта основного агрегата, гамма-процентным ресурсом.

Каждая новая модель автомобиля должна быть более совершенной по сравнению с предыдущей и соответствовать лучшим мировым образцам. Совершенство в данном случае определяется снижением суммарных удельных затрат на изготовление и техническое содер­жание, а также структурой этих затрат, т. е. возможным снижением доли затрат в эксплуатации. Одновременно определяются показатели долговечности, которые имеют, как правило, тенденцию к увеличению.

Долговечность автомобилей повышается в результате совершен­ствования их конструкции, технологии изготовления и улучшения организации технической эксплуатации.

Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования.

Основным показателем сохраняемости автомобилей должна быть вероятность сохранения безотказности. Этот показатель характеризует готовность автомобилей к немедленному выполнению транс­портной работы после определенного срока хранения.

Показателем сохраняемости является также средний срок сохра­няемости автомобилей при длительном хранении.

Перечисленные свойства отражают потенциальные возможности конструкции автомобиля. Они формируются при проектировании и производстве, являются внутренними причинами, от которых зависит степень надежности автомобиля.

Основные причины изменения технического состояния автомобиля

Изнашивание

Трение поверхностей сопровождается изнашиванием. В зависи­мости от условий и режимов трения, физико-механических свойств применяемых материалов, микрорельефа поверхностей и других параметров, определяющих характер изнашивания, при трении двух сопряжённых поверхностей происходят сложные процессы, которые приводят к их износу.

Под износом понимается результат изнашивания, проявляющийся в виде отделения или остаточной деформации материала. Износы могут быть естественные, ускоренные и аварийные. В процессе эксплуатации автомобилей происходит естественное изнашивание деталей. Графически процесс изнашивания двух сопряжённых де­талей обычно изображают следующим образом.

Характер протекания процесса изнашивания сопряженных деталей

Рис. Характер протекания процесса изнашивания сопряженных деталей: 1 — при установившейся скорости изнашивания; 2 — при снижении скорости изнашивания; 3 — при уменьшении зазора в конце приработки

По вертикальной оси прямоугольной системы координат откладывают в выбранном масштабе величину износа деталей, по горизонталь­ной — пробег автомобиля. Точки соединяют плавными линиями. Полученные кривые показывают характер нарастания износа каждой детали по мере увеличения пробега автомобиля. Расстояние между кривыми свидетельствует о характере изменения зазора в сопряже­нии. Зазор SH устанавливается между деталями при сборке.

На идеализированной схеме можно выделить три этапа процесса изнашивания:

  • приработка l1
  • установившееся изнашивание l2
  • аварийное изнашивание l3

Каждый из этих этапов отражает е состояние сопряженной пары. Переход от одного этапа к другому определяется количественным накоплением отдельных повреждений. На этапе приработки скорость изнашивания повы­шенная. Новые или отремонтированные детали прирабатываются. С трущихся поверхностей удаляются заусенцы, уменьшается их шероховатость, в отдельных случаях материал дает усадку. На этапе установившегося изнашивания (при работе в обычных условиях эксплуатации) скорость изменения изнашивания (tgα) почти посто­янна. Этап установившегося изнашивания составляет наибольшую часть ресурса сопряжённой пары. При увеличении зазора до пре­дельно допустимого S2 скорость изнашивания деталей интенсивно возрастает, заканчивается период нормальной работы деталей и наступает аварийное изнашивание. При этом на скорость изнаши­вания начинают влиять новые факторы: ударные нагрузки, биение, изменение теплового режима и условий смазки. Детали могут выйти из строя, что ведет к аварии.

Многие детали не имеют отчетливо выраженных этапов прира­ботки, установившегося и аварийного изнашивания деталей. Бывает, что скорость изнашивания почти постоянная, износ деталей меняется линейно с течением времени. В ряде случаев детали имеют четко выделяющиеся периоды приработки и естественного износа, или наоборот, скорость их изнашивания в процессе приработки и нор­мальной эксплуатации практически одинакова, но зато резко вы­деляется аварийный этап работы.

Из рисунке видны возможности увеличения этапа установившегося изнашивания при номинальном зазоре Sн и заданной величине предельно допустимого зазора S2: во-первых, за счет уменьшения зазора конца приработки S1 и, во-вторых, за счет снижения скорости изнашивания деталей сопряжения (уменьшения tgα). Согласно ри­сунку, уменьшение зазора конца приработки с S1 до S1′ повышает ресурс работы сопряжения на величину ∆l’2. Уменьшение скорости изнашивания, выраженное уменьшением угла наклона кривой износа от α1 до α2 повышает ресурс работы сопряжения на ∆l2″.

Выделяют три группы изнашивания:

  • механическое
  • коррозионно-механическое
  • изнашивание в резуль­тате действия электрического тока

Каждая из групп изнашивания делится на виды.

Абразивное изнашивание возникает при трении скольжения и наличии между трущимися поверхностями мелкораздробленной твер­дой среды (например, песка), вызывающей выкрашивание частиц, металла из поверхности деталей. При этом процесс изнашивания не зависит от попадания абразивных частиц на поверхности трения.

Необходимо отметить, что размеры абразивных частиц с увели­чением длительности работы их в масле уменьшаются, поэтому их агрессивность постепенно снижается до нуля.

Изменение размеров деталей при абразивном изнашивании за­висит от ряда факторов:

  • материала деталей
  • механических свойств деталей
  • режущих свойств абразивных частиц
  • удельного давления при трении
  • скорости скольжения при трении

Примером может служить изнашивание цилиндро-поршневой группы двигателя в результате попадания в цилиндры с воздухом пыли, зубьев шестерен и подшипников агре­гатов трансмиссии, открытых сопряжений деталей ходовой части. По результатам исследований абразивный износ деталей агрегатов трансмиссии автомобилей составляет от 2 до 11 мкм на 1000 км пробега.

Гидроабразивное изнашивание возникает в результате действия твердых тел или частиц, увлекаемых потоком жидкости. Гидроаб­разивное изнашивание деталей топливных, масляных и водяных насосов, гидроприводов тормозов, гидроусилителей нередко прояв­ляется совместно с эрозионным изнашиванием, возникающим в результате действия потока жидкости (газа). Трение потока жид­кости о металл приводит к разрушению оксидной пленки, образу­ющейся на поверхности детали, и сопутствует коррозионному разру­шению материала, особенно под действием абразивных частиц и микроударов в случае возникновения кавитации.

Кавитационное изнашивание — это гидроэрозионное изнашива­ние при движении твердого тела относительно жидкости, когда пузырьки газа захлопываются вблизи поверхности, что создает ме­стное повышение давления или температуры.

Газоабразивное изнашивание происходит в результате воздействия твердых частиц, увлекаемых потоком газа и перемещающихся относительно изнашивающейся поверхности.

Усталостное изнашивание поверхности трения или отдельных ее участков в результате повторного деформирования микрообъемов материала, приводящего к возникновению трещин и отделению частиц, происходит при качении и скольжении. Износ обусловли­вается микропластическими деформациями и упрочнением поверх­ностных слоев трущихся деталей. При этом имеют место напряжен­ное состояние активных объемов металла у поверхности трения и особые явления усталости при знакопеременных нагрузках, вызы­вающих трение металла в поверхностных слоях и как следствие их разрушение. Пульсирующие нагрузки резко усиливают темпы осповидного износа.

Разрушение при таком износе характеризуется появлением мик­ро- и макротрещин, расположенных под небольшими углами к поверхности трения, с последующим развитием их в осповидные углубления в впадины. В результате износа частицы поверхностного слоя откалываются, поверхность становится неровной и приобретает матовый вид.

Усталостное изнашивание наиболее характерно для рабочих поверхностей подшипников качения и поверхностей зубьев шестерен.

Изнашивание при фреттинге происходит в результате механи­ческого изнашивания соприкасающихся тел при малых колебатель­ных относительных перемещениях.

Изнашивание при заедании возникает в результате схватывания, глубокого вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую и воздействия возникших неровностей на сопря­женную поверхность. Этот вид изнашивания имеет место в зубчатых зацеплениях агрегатов трансмиссии при использовании несоответ­ствующего сорта масла или при его малом уровне.

Коррозионно-механическое изнашивание происходит при трении материалов, вступивших в химическое взаимодействие со средой. К коррозионно-механическим видам изнашивания относятся окис­лительное и изнашивание при фреттинг-коррозии.

Окислительное изнашивание возникает при наличии на повер­хностях трения защитных пленок, образовавшихся в результате взаимодействия материала с кислородом. Окислительное изнашива­ние характеризуется протеканием одновре­менно двух процессов — пластической деформации микроскопи­ческих объемов металла поверхностных слоев деталей и диффузии кислорода воздуха в деформируемые слои.

На первой стадии износа окисление происходит в небольших объемах металла, расположенных у плоскостей скольжения при трении. На второй стадии окисление захватывает большие объемы поверхностных слоев и глубина его соответствует глубине пласти­ческой деформации.

На первой стадии износа на поверхности трущихся деталей об­разуются пленки твердых растворов кислорода, на второй — хими­ческие соединения кислорода с металлом. Процесс окислительного изнашивания происходит в тонких поверхностных слоях и условно может быть разделен на три этапа: деформирование и активизация, образование вторичных структур и их разрушение.

На первом этапе происходит особый вид пластической деформа­ции — текстурирование и резкая активизация металла. На втором этапе благодаря наличию в зоне трения агрессивных компонентов среды происходит физико-химическое взаимодействие их с активи­зированным слоем — образование вторичных структур. На третьем этапе в результате многократного нагружения и внутренних напря­жений в пленках вторичных структур происходит образование и развитие микротрещин, ослабление связей на поверхности раздела и отслаивание пленки.

Последующее механическое воздействие приводит к разрушению и износу пленки. На обнаженных участках процесс повторяется вновь. Окислительному износу подвергаются шейки коленчатого вала, гильзы цилиндров, поршневые пальцы, зубчатые зацепления и другие детали, работающие при трении скольжения.

Изнашивание при фриттинг-коррозии — это коррозионно-механическое изнашивание соприкасающихся тел при малых колеба­тельных перемещениях. В случае динамического нагружения и наличия вибрации и ударов окисление трущихся поверхностей про­исходит особенно интенсивно вследствие резкой активизации пла­стически деформируемого металла. Динамический характер нагруже­ния приводит к резкому повышению градиента деформации и тем­ператур, к окислению и схватыванию. Фриттинг-процесс возникает при трении скольжения с очень малыми возвратно-поступательными перемещениями в условиях динамической нагрузки.

Этот процесс можно считать пограничным между процессами химической коррозии и эрозии, поскольку интенсивность фриттинг-коррозии повышается с увеличением доступа кислорода, но умень­шается при увлажнении воздуха.

При фриттинг-коррозии наблюдается изнашивание посадочных поверхностей подшипников поворотных цапф, шестерен, болтовых и заклепочных соединений рам и других деталей.

Изнашивание при действии электрического тока (эрозионное изнашивание) поверхностей происходит в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока.

Работа агрегатов и узлов автомобилей сопровождается одновре­менно несколькими видами изнашивания. В чистом виде ни один из видов изнашивания не наблюдается. Как правило, в каждом работающем сопряжении деталей имеется вид изнашивания, опре­деляющий износостойкость деталей. Остальные виды изнашивания в большей или меньшей мере ему сопутствуют. Определяющий вид изнашивания зависит от условий эксплуатации, нагрузок и других причин и лимитирует время безотказной работы сопряжения.

Определяющим видом изнашивания металлических деталей ав­томобилей при их эксплуатации является механическое изнашива­ние. Правильное определение вида изнашивания, знание приемов уменьшения интенсивности того или иного изнашивания позволят в значительной степени увеличить срок службы деталей автомобилей.

Пластические деформации и разрушения

Такие повреждения связаны с достижением или превышением пределов текучести или прочности соответственно у вязких (сталь) или хрупких (чугун) материалов. Обычно этот вид разрушений является следствием либо ошибок при расчетах, либо нарушений правил эксплуатации (перегрузки, неправильное управление автомобилем, дорожно-транспортные происшествия и т. п.). Иногда пластическим деформациям или разрушениям предшествует механическое изнашивание, приводящее к изменению геометрических размеров и сокращению запасов прочности детали.

Усталостные разрушения

Этот вид разрушений возникает при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. При этом происходят постепенное накопление и рост усталостных трещин, приводящие при определенном числе циклов нагружения к усталостному разрушению деталей. Совершенствование методов расчета и технологии изготовления автомобилей (повышение качества металла и точности изготовления, исключение концентраторов напряжения) привело к значительному сокращению случаев усталостного разрушения деталей. Как правило, оно наблюдается в экстремальных условиях эксплуатации (длительные перегрузки, низкие или высокие температуры) у рессор, полуосей, рамы.

Коррозия

Это явление происходит вследствие агрессивного воздействия среды на детали, приводящего к окислению (ржавению) металла и, как следствие, к уменьшению прочности и ухудшению внешнего вида. Основными активными агентами внешней среды, вызывающими коррозию, являются соль, которой посыпают дороги зимой, кислоты, содержащиеся в воде и почве, а также компоненты, входящие в состав отработавших газов автомобилей, и их химические соединения. Коррозия главным образом поражает детали кузова, кабины, рамы. Для деталей кузова, расположенных снизу, коррозия сопровождается абразивным изнашиванием в результате воздействия на поверхность при движении автомобиля абразивных частиц — песка, гравия. Сильно способствует коррозии сохранение влаги на металлических поверхностях, в том числе под слоем дорожной грязи, что особенно характерно для всякого рода скрытых полостей и ниш.

Коррозия способствует усталостному изнашиванию и разрушению, так как создает на поверхности металла концентраторы напряжения в виде коррозионных язв. Такой вид разрушений наблюдается, например, в местах сварки, крепления кронштейнов рессор.

Старение

Показатели технического состояния деталей и эксплуатационных материалов изменяются под действием внешней среды. Так, резинотехнические изделия теряют прочность и эластичность в результате окисления,термического воздействия (разогрев или охлаждение), химического воздействия масла, топлива и жидкостей, а также солнечной радиации и влажности.

В процессе эксплуатации свойства смазочных материалов и эксплуата­ционных жидкостей ухудшаются в результате накопления в них продуктов износа, изменения вязкости и потери свойств присадок. Детали и материалы изменяются не только при их использовании, но и при хранении:

  • снижаются прочность и эластичность резинотехнических изделий
  • у топлива, смазочных материалов и жидкостей наблюдаются процессы окисления, сопровождаемые выпадением осадков

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*