Устройство автомобиля стеклоочистителя – Принцип работы мотор редуктор автомобильных дворников. Автомобильные дворники. Привод стеклоочистителя и принцип его работы
Схема работы стеклоочистителя. Привод стеклоочистителя – как устроен этот механизм
Система стеклоочистки включает в себя множество элементов, соединенных между собой и выполняющих одну важную функцию — очищение лобового стекла от грязи. Если по каким-то причинам система перестает работать, обзорность дороги для водителя будет ухудшена, соответственно, это может повлиять на его безопасность. Какие функции выполняет поводок стеклоочистителя, и из каких элементов состоит система — узнайте из этой статьи.
Особенности устройства и схема стеклоочистителя
Система стеклоочистки состоит из таких элементов:
Электродвигатель или привод стеклоочистителя. Это устройство обеспечивает нормальную работу системы, способствуя перемещению дворников по переднему, а также заднему (для универсалов и хэтчбеков) стеклу. Если редуктор стеклоочистителя выходит из строя, это приведет к неработоспособности очистителей. Привод также устанавливается только в автомобили в кузове хэтчбек или универсал.
Держатель щетки стеклоочистителя, он же поводок стеклоочистителя, он же рычаг стеклоочистителя — щеткодержатель. На этом устройстве фиксируется само лезвие очистителя, которое перемещается по стеклу.
Щетка с резиновым или силиконовым лезвием. Когда она изнашивается, качество очищения лобового стекла значительно снижается.
Крепление щеток стеклоочистителя — конструктивный элемент самих дворников.
Расширительный бачок — в него заливается жидкость, которая впоследствии при включении дворников через форсунки по шлангам передается на стекло.
Форсунки — эти элементы монтируются на капоте, они выполняют функцию распыления воды по стеклу.
Резиновые шланги, соединяющие расширительный бачок и форсунки — по ним передается расходный материал.
В зависимости от авто, может использовать блок управления стеклоочистителем или прерыватель стеклоочистителя. Последний представляет собой реле, которое в соответствии с действиями водителя определяет частоту перемещения щеток по заданным временным интервалам. Что касается блока, то он позволяет водителю самостоятельно выставить необходимый интервал.
, который осуществляет подачу воды или омывающей жидкости на стекла.
Переключатель стеклоочистителя. Подрулевой переключатель располагается в салоне автомобиля, под рулевым колесом. С его помощью водитель может установить скорость работы дворников, а также при необходимости подать воду на стекло.
Тяга, которая соединяет две щетки. Благодаря ей эти элементы могут двигаться синхронно.
Фотогалерея «Элементы системы»
Принцип работы привода, двигателя и прочих узлов механизма
Если схема и устройство стеклоочистителя не вызывает вопросов, перейдем к следующему пункту — принципу работы. Держатель щетки стеклоочистителя вместе с установленным на нем лезвием передвигается влево и вправо, что позволяет практически полностью очистить ветровое стекло. Как сказано выше, с помощью переключателя водитель может отрегулировать скорость, с которой держатель щетки стеклоочистителя будет передвигаться. Некоторые современные авто комплектуются скрытыми очистителям. В данном случае механизм стеклоочистителя устанавливается под лобовым стеклом, а когда водителю нужно включить дворники, устройство выдвигает вверх этот механизм, который после отключения «спрячется» обратно.
В целом очистители для лобового и заднего стекла — это практически идентичные изделия, но и в их работе есть отличия. К примеру, держатель щетки стеклоочистителя может работать только в одном режиме, без возможности регулировки. То есть если передние дворники являются частью целой системы, включающей в себя множество элементов и блок управления, то задний дворник имеет только одну функцию. Одним из основных компонентов омывателя считается насос, предназначенный для активации электромотора системы.
Вкратце рассмотрим принцип действия системы:
Водитель жмет на подрулевой переключатель, подавая управляющему блоку сигнал о необходимости включения дворников, а также подаче воды.
Посредством работа электромотора жидкость начинает передаваться по шлангам через форсунки на лобовое или заднее стекло.
Держатель щетки стеклоочистителя начинает вращаться под воздействием электродвигателя, которому управляющее устройство отправило сигнал — с какой скоростью держатели должны двигаться.
При кратковременной подаче жидкости на стекло подается определенный объем. Когда вода перестает поступать, дворники еще какое-то время работают, обычно это 1-3 взмаха (автор видео — канал Фольксваген центр РУС-ЛАН).
Подбор щеток
При выборе дворников необходимо руководствоваться такими критериями:
Длина. Один из основных показателей — длина — подбирается в соответствии с моделью авто или с учетом размера уже установленного изделия.
Способ крепления изделий. Если кронштейны для фиксации не будет совпадать, вы просто не сможете установить изделия.
Качество — не менее важный критерий. Чем качественнее будут изделия, тем дольше они смогут прослужить.
Как показывает практика, качественные продукты всегда стоят дороже, а эксперты советуют не экономить на приобретении изделий, поскольку они напрямую влияют на видимость. Мы рекомендуем подбирать дворники в соответствии с маркой авто, поскольку это позволит наиболее точно выбрать необходимый размер.
Кроме того, оптимальнее всего выбирать изделия в соответствии с сезоном — они могут быть как летними, так и зимними. Следует учитывать, что зимние варианты оснащаются специальными лезвиями, которые не замерзают и не леденеют на морозе. В зависимости от ситуации, можно произвести не полную замену изделия, а только одного лезвия, разумеется, если остальные элементы поводка в нормальном состоянии.
Каждый водитель стремится поддерживать лобовое стекло своей машины в максимальной чистоте, так как от этого зависит степень видимости дороги. Особенно это важно в плохую погоду, в дождь или метель ночью, когда на дороге возникает опасная ситуация. Для того, чтобы поддерживать обзорное стекло в чистоте, в автомобиле смонтированы такие устройства, которые удаляют грязь, влагу, дождевые капли. Привод стеклоочистителя относится к таким устройствам. Всего таких устройств два вида – механический и пневматический. О том, как работает этот механизм, Вы можете прочесть в данном материале.
Привод стеклоочистителя и принцип его работы
Зачастую, импульс щеткам передает посредством использования некоторых механических элементов, которые соединены параллельно или последовательно. Реже встречаются стеклоочистители пневматического принципа действия. Такое устройство расположено в контуре с определенным объемом воздуха от тормозной системы. Устройство с пневматическим принципом действия расположено немного выше, нежели уровень ветрового стекла, а начинает работать тогда, когда открывается кла
Принцип работы стеклоочистителя автомобиля — Все о Здоровье
Как работают стеклоочистители на автомобиле, разбираем систему
Такая простая конструкция как стеклоочистители на автомобиле, но кто же знал, что даже они могут преподнести конструкционные сюрпризы? Посмотрим на схему работы и конструкцию обычного стеклоочистителя.
В автомобиле существует множество запчастей, которые как мы неверно считаем второстепенны. Это данность, которую мы считаем таковой, а значит часто мы не замечаем насколько увлекательной может быть конструкция той или иной части машины. Эти штуковины работают и хорошо и зачем знать устройство этих «серых мышек»? А между прочим, это крайне увлекательный и разнообразный мир. В него входит и такой элемент без которого невероятно представить безопасное и комфортное передвижение во время разнообразных осадков, – автомобильных очистителей лобового стекла.
Мы поднимаем рычажок и «дворники» начитают движение по ветровому стеклу за счет действия электромотора. Действительно, так они работают, но описание крайне базовое, на самом деле все гораздо разнообразнее и веселее.
Система автомобильного стеклоочистителя состоит из следующих элементов:
1. Двигатель стеклоочистителя (электромотор) находится в подкапотном пространстве. Он инициирует движение щеток с разной скоростью работы.
На 48 секунде видео показана полностью разобранная система очистки лобового стекла.
2. Электромотор по своему внутреннему устройству ничем не отличается от других типов этих двигателей: щетки, обмотка, магниты, выходной шток, все стандартно. Но вот сама система передачи крутящего момента достаточно самобытна, в нее входит спиральная шестерня передающая вращение на движение остальных частей схемы (внутренне устройство можно увидеть с 1.57 по 3.41 минуту видео) стеклоочистителей, и крупная шестерня которая приводится в движение первой.
3. Но каким образом приводной мотор способен двигать стеклоочистители в разных направлениях, ведь вращается он только в одну? Это становится возможным при помощи специального сочлененного шатунного механизма, который преобразует вращательное движение мотора в поступательные движения щеток (4 минута видео)
4. Щетки стеклоочистителя. Для них главное хорошо прилегать к площади стекла. Это становится возможным за счет пружины, обозначена на 5 минуте видео и множеству сочленений непосредственно на самой щетке, которые находясь ближе к непосредственной щетке уменьшаются в размерах и более точечно прижимают полотно щетки к изогнутой поверхности стекла.
5. Переключатель. Устройств простейшее и почти безотказное. На двигающейся части со стороны переключателя установлены два контакта, на неподвижной части стоят другие множественные контакты, при замыкании которых щетки увеличивают темп скорости очистки стекла. Управляется это микросхемой, в которой прописана программа прерывания и интенсивности взмахов щеток.
6. Бачок омывателя. На 6.10 минуте продемонстрирован измеритель уровня жидкости, а на 6.30 минуте извлечен моторчик омывателя лобового стекла, который создает давление в тот момент, когда вам нужно помыть стекло.
Так, что, простая и тривиальная конструкция? Или все же на нее стоило обратить внимание?
Стеклоочистители и стеклоомыватели
Назначение стеклоочистителей
Автомобили эксплуатируются в разных климатических, дорожных и метеорологических условиях, при этом для обеспечения безопасности движения и комфортных условий для водителя необходимо обеспечить безупречную видимость дорожной обстановки. Основными факторами, снижающими обзорность и видимость водителю, являются загрязнение либо увлажнение (например, атмосферными осадками) лобового, заднего и боковых стекол, при этом уменьшение видимости через лобовое стекло является наиболее опасным с точки зрения безопасности движения. Существенно ухудшает видимость в темное время суток загрязнение стекол фар.
Исходя из изложенного выше, стеклоочиститель предназначен для механической очистки лобового стекла (во многих моделях легковых автомобилей и заднего стекла) от атмосферных осадков и грязи. Фароочистители, устанавливаемые в последнее время на многих легковых автомобилях, предназначены для очистки стекол фар от загрязнений.
Щетки стеклоочистителей
Очистка стекол осуществляется специальными обрезиненными щетками, плотно прижимаемыми к стеклу рабочей поверхностью и совершающими колебательные движения по поверхности стекла. Количество щеток стеклоочистителей лобового стекла зависит от его размеров и формы; на большинстве автомобилей используется две щетки – со стороны водителя и со стороны пассажира, но встречаются и автомобили, у которых лобовое стекло оснащено тремя щетками стеклоочистителя.
Щетки должны перемещаться по стеклу плавно, без толчков (чем зачастую «грешат» вакуумные и пневматические приводы) с определенным углом размаха и силой прижатия к стеклу.
Применение на современных автомобилях сфероидального остекленения кузова и стекол фар сложной пространственной формы усложняет работу щеток стеклоочистителя, поскольку трудно обеспечить плотное прилегание щеток к поверхности стекла. Поэтому щетки стеклоочистителей выполняют гибкими и увеличивают силу пружин, прижимающих их к стеклу. Гибкость щеток обеспечивается увеличением числа коромысел (сочленений) держателя и применения профиля щетки оптимальной формы.
Типы привода стеклоочистителей
Основное конструктивное различие используемых на автомобилях стеклоочистителей заключается в типе привода их щеток, который может быть механическим (ручным), электрическим, вакуумным или пневматическим. В настоящее время наиболее широко используется электрический привод стеклоочистителей , стабильно работающий в любых условиях (в том числе и при неработающем двигателе).
Механические (ручные) стеклоочистители , которыми оснащались многие автомобили до середины прошлого века, в настоящее время практически не используются. Они наиболее просты по конструкции, но неудобны в использовании, к тому же отвлекают водителя от наблюдения за дорожной обстановкой.
Стеклоочистители с вакуумным приводом для своей работы используют разрежение, образуемое во впускном тракте системы питания двигателя (так же, как и вакуумные усилители тормозов). Существенными недостатками таких стеклоочистителей является невозможность их использования при неработающем двигателе, а также зависимость их работы от величины разрежения во впускном тракте. Тем не менее, стеклоочистители с вакуумным приводом изредка используются на некоторых типах автомобилей.
Пневматический привод стеклоочистителей иногда применяется на грузовых автомобилях, оснащенных пневмосетью. Такие стеклоочистители использовались, например, на первых моделях автомобилей марки «КамАЗ», однако из-за недостаточной стабильности и надежности работы пневмоклапанной системы управления впоследствии их сменили стеклоочистители с электрическим приводом. Пневматический тип привода стеклоочистителей в настоящее время встречается на некоторых грузовых автомобилях.
Устройство и работа электрических стеклоочистителей
Кинематическое и конструктивное решение механизма стеклоочистителя лобового и заднего стекла достаточно простое. Электрический стеклоочиститель (рис. 1) состоит из электродвигателя, червячного редуктора (обычно выполненного в одном корпусе с электродвигателем), кривошипного механизма, системы рычагов и щеток.
Рис. 1. Принципиальная схема стеклоочистителя: 1 – рычаги и щетки; 2 – кривошип; 3 – электродвигатель; 4 – редуктор; 5 – переключатель режима работы
Электродвигатель 3 стеклоочистителя через червячный редуктор 4 приводит во вращение кривошип 2, который через систему приводных рычагов и тяг сообщает щеткам качательное движение.
На некоторых автомобилях (в частности – на автобусах с большой площадью лобового стекла) щетки стеклоочистителей совершают не качательные, а плоскопараллельные перемещения благодаря особой схеме рычажного привода. Это позволяет щеткам очищать от загрязнений и влаги бόльшую поверхность лобовых стекол, но несколько усложняет конструкцию привода.
В моторедуктор встроены концевой выключатель, обеспечивающий укладку щеток в крайнее положение при выключении моторедуктора, и биметаллический предохранитель, защищающий цепь от перегрузок.
Концевой выключатель разрывает цепь электроснабжения двигателя, когда его шток попадает в углубление на выходном зубчатом колесе. Многие моторедукторы стеклоочистителей не имеют кривошипно-шатунного механизма, у которых вращение якоря двигателя преобразуется в колебательное движение с помощью рычажного механизма щетки.
Различные климатические условия и скоростные режимы автомобиля обуславливают необходимость изменения производительности стеклоочистителя. Очевидно, что при сильном дожде или при движении автомобиля с большой скоростью даже при незначительных осадках стеклоочистители должны работать производительнее. Поэтому современные стеклоочистители имеют устройства, позволяющие адаптировать скорость перемещения щеток с интенсивностью загрязнения или увлажнения стекла. Как правило, такие устройства являются электронными.
Следует отметить, что моторедукторы применяются не только в стеклоочистителях разных типов – они используются в электроприводе стеклоподъемников и блокировки дверных замков, а также в некоторых других приводных устройствах.
Очистители фар
Очистители стекол фар бывают щеточные и струйные .
Щеточные фароочистители по принципу действия аналогичны стеклоочистителям лобового и заднего стекла автомобиля. Для привода щеток фароочистителей используются моторедукторы, обеспечивающие необходимый угол поворота щеток. Для очистки фар круглой формы достаточен угол колебания щетки 60˚, прямоугольной – 45˚. Моторедуктор 221.3730 очистителя фар представлен на рис. 3. Малогабаритные редукторы, применяемые в фароочистителях, не имеют червячного механизма. Выходной вал редуктора, параллельный валу двигателя, получает колебательные движения от многоступенчатого редуктора и двухзвенного кривошипно-шатунного механизма, состоящего из шатуна 11 и поводка 9. У стеклоочистителей прямоугольных фар моторедуктор имеет однозвенный кривошипный механизм, состоящий из шатуна и закрепленного на боковой поверхности пальца, входящего в прорезь шатуна.
Принцип действия струйного фароочистителя заключается в том, что частицы грязи отбиваются от стекла фары и смываются водой, которая подается от специального электрического насоса через форсунку под большим давлением (до 0,3 МПа). Преимуществами такой очистки является высокая эффективность и надежность в работе, возможность очистки фар любой конфигурации. Однако для эффективной работы фароочистителей струйного типа необходим мощный электронасос высокого давления и сравнительно большое количество воды для омывания фарных стекол.
Омыватели стекол
При движении автомобиля по сырой дороге стекло водителя забрасывается грязью от встречных автомобилей. Щетки стеклоочистителя сами не способны очистить стекло от грязи, лишь размазывая ее. И уж тем более щетки не способны очистить стекло от подсохшей грязи. Для удаления свежей и засохшей грязи в дополнение к стеклоочистителям устанавливаются омыватели стекла, с помощью которых грязь увлажняется и после этого легко удаляется щетками стеклоочистителей.
Омыватели стекла состоят из небольшого бачка с чистой водой или специальной жидкостью, не замерзающей при низких температурах, и насоса, приводимого в движение механическим способом (вручную или ногой), либо от электродвигателем. При работе омывателя переднее (или заднее) стекло смачивается струйками воды из форсунок, устанавливаемых около стеклоочистителей, или на рычагах, либо непосредственно на щетках.
В системах омывателей стекол кузова и фар наиболее широко используются мотонасосы, которые представляют собой соединение в одну общую конструкцию электродвигателя с возбуждением от постоянных магнитов и жидкостного насоса. На рис. 3 показана конструкция мотонасоса 2002.3730 струйной очистки фар автомобиля.
Крыльчатка 1 центробежного насоса 2, закрепленная на валу якоря 3 электродвигателя, выполнена из пластмассы. Внутренняя полость электродвигателя защищена от попадания влаги резиновой манжетой. Режим работы мотонасосов – кратковременный.
Мотонасосы используются не только в системах очистки стекол. Их применяют в системах перекачки жидкости (например, топлива), в системах обогрева кузова и т. п. В таблице 1 приведены основные параметры некоторых мотонасосов, применяемых на отечественных автомобилях.
После изобретения «дворников» в 1903 году, различными производителями было опробовано много разных конструкций механизма стеклоочистителя. Часть из них не прошла «естественный отбор». В современных автомобилях возможны различные варианты установки щеток стеклоочистителя, но в большинстве случаев применяется схема «тандем», как золотая середина между стоимостью (сложностью) конструкции и эффективностью.
В конструкции стеклоочистителей используются две основные технологии:
Сочетание электродвигателя и редуктора с червячным механизмом обеспечивает движение стеклоочистителей с большим усилием;
Трапеция с системой рычагов преобразует вращательное движение в возвратно-поступательное.
Требуется большое усилие для быстрого движения щеток стеклоочистителя. Для создания такого усилия используется электродвигатель, подключенный к редуктору с червячным приводом. Этот механизм уменьшает частоту вращения двигателя в 50 раз и увеличивает прилагаемое усилие.
Короткий рычаг крепится на выходном валу редуктора и, вращаясь, передает через другой рычаг, возвратно-поступательное усилие на трапецию стеклоочистителя.Трапеция служит для обеспечения синхронного движения обеих щеток стеклоочистителя.
Прерывистый режим работы обеспечивает реле стеклоочистителя, которое управляет работой электродвигателя. Управляется реле с подрулевым переключателем или бортовым компьютером. В том случае, если на автомобиле установлен датчик дождя, возможно целиком автоматическое управление стеклоочистителями.
При любом варианте конструкции неизменным остается только наличие сменной щетки стеклоочистителя. Щётка крепится к рычагу (поводку) при помощи адаптера (защёлки). Адаптер может являться неразъёмной частью каркаса либо отдельно входить в комплект щёток. Подробнее о различных типах адаптеров Вы можете прочитать в статье Виды креплений щеток стеклоочистителя
Дворники автомобильные: устройство стеклоочистителей, щетки, схема
3387 Просмотров
Каждый автомобиль оборудован небольшими и, как кажется, несущественными деталями, которые в действительности играют важную роль и отчасти оказывают влияние на безопасность движения. К данным деталям относятся механизмы щеток стеклоочистителей, известные в простонародье как дворники.
Функция и принцип действия дворников
Ключевой задачей механизма щеток стеклоочистителей является очищение ветрового стекла от воды при дожде, а также попадающих на его поверхность в процессе передвижения осадков грязи. Работают данные дворники при помощи специальных механизмов.
Принцип функционирования конструкции, куда включены и дворники, прост – электрический двигатель привода производит вращение рычага, на котором посредством шарниров закреплены тяги всей системы, а уже к ним крепятся и сами стеклоочистители.
С помощью схемы тяг и шарниров обеспечивается некруговое движение специальных конусов, они только обеспечивают поступательно-вращательное действие, после чего возвращаются обратно. Почти в каждом авто имеется два дворника. Схема тяг и шарниров выполнена таким образом, чтобы приводные конусы работали синхронно, что способствует одновременному перемещению рычагов дворников. Это помогает предотвратить их соприкосновение.
Зачастую на заднее стекло автомобиля также устанавливается дворник. Его функция аналогична, но схема немного проще. Привести в движение дворник заднего стекла помогает электродвигатель, так как работают эти механизмы практически одинаково на всех автомобилях. Чаще всего он расположен поблизости от приводного конуса рычага, но начинает его перемещение с помощью маленького зубчатого редуктора.
Конструкция и разновидности автомобильных стеклоочистителей
Дворники для автомобиля имеют несколько составных элементов на схеме устройства и работают по одному принципу. Главной частью, которая обеспечивает очистку, служит мягкая основа, выполненная из резино-каучуковой смеси. Также есть специальный держатель ленты, который в сочетании с основой образует стеклоочиститель. Сама основа дворника оборудована специальным адаптером, позволяющим подсоединить всю схему к рычагу.
При взгляде на данную основу в разрезе, можно заметить, что ее устройство имеет нетривиальную конструкцию, которая состоит из рабочей части, а также имеет крепежный элемент. Крепежный элемент имеет одну или две прорези по бокам, используемых для схемы фиксирующих пластин. Снизу у них есть другие прорези – для фиксации самого каркаса. Фиксирующая база соединяется с подвижной шейкой. В свою очередь рабочая зона обладает заостренной формой, а ее наконечником служит главная кромка основы.
Существуют три разновидности ветровых дворников:
Устройство держателя без каркаса
Устройство держателя с каркасом
Держатель для гибридной щетки, устройство которого похоже на остальные.
Соединить основу с корпусом помогают прижимные пластины. На схеме они выполнены в виде полосок, выполненных из пружинистого сплава, по краям имеющие выпилы, обеспечивающие фиксацию держателя на основе. Держатели основ вставляются в специальные боковые пазы.
Затем осуществляется закрепление резинки со вставленными пружинами на самом держателе. В случае каркасного крепежа применяется конструкция, которая состоит из гнутых коромысел – корпуса. У подобной схемы есть главное коромысло, где находится крепеж для его фиксирования на рычаге. По краям подвижных коромысел расположены фиксаторы, способствующие удерживанию основы с пружинами.
Лента бескаркасных крепежей устанавливается и крепится в зажимах ровной упругой пружины в форме дуги. Данная пружина придавливает резинку к поверхности стекла, а для установки на рычаг в упругой пружине применяется адаптер. Что касается гибридных дворников, то они имеют каркас, упрятанный в корпус из пластика.
Автомобильные дворники. Подбираем под авто
Если вы решили заменить щетки, то дворники следует подбирать под авто. Это можно сделать, сравнивая со старыми дворниками, предварительно снятыми с машины, которые уже работают некоторое время.
Выбор необходимо осуществлять в соответствии со следующими правилами:
Вид крепления. Некоторые автомобильные щетки единственного производителя могут использовать различные способы крепежа на рычаге. Поэтому желательно сравнивать тип крепления с предыдущей щеткой. Если же вы выбрали дворники с неподходящим креплением, можно купить специальный переходник.
Длина. Важно учитывать, что максимальное отклонение длины автомобильных дворников не должно быть 1.5-2.0 сантиметров.
Тип щетки дворника. Здесь вы выбираете на свое усмотрение. Можно заказать дешевую каркасную модель либо потратить больше, но купить гибридные либо бескаркасные дворники.
Компания-производитель. При покупке дешевых китайских щеток стеклоочистителей можно не рассчитывать на их долгий срок службы. Есть множество фирм, специализирующихся на изготовлении щеток стеклоочистителей высокого качества. В частности, Bosch, SWF, Denso и Valeo.
Заключение
Достаточно монтировать щетки стеклоочистителя на свое авто. Для этого следует одеть дворники на поводок до срабатывания фиксатора. При правильном выборе автомобильных дворников вы можете надолго забыть о проблемах с этой частью автомобиля.
Очистители и омыватели стекол автомобилей и автомобильных фар.
Стеклоочистители и стеклоомыватели
Назначение стеклоочистителей
Автомобили эксплуатируются в разных климатических, дорожных и метеорологических условиях, при этом для обеспечения безопасности движения и комфортных условий для водителя необходимо обеспечить безупречную видимость дорожной обстановки.
Основными факторами, снижающими обзорность и видимость водителю, являются загрязнение либо увлажнение (например, атмосферными осадками) лобового, заднего и боковых стекол, при этом уменьшение видимости через лобовое стекло является наиболее опасным с точки зрения безопасности движения.
Существенно ухудшает видимость в темное время суток загрязнение стекол фар.
Исходя из изложенного выше, стеклоочиститель предназначен для механической очистки лобового стекла (во многих моделях легковых автомобилей и заднего стекла) от атмосферных осадков и грязи. Фароочистители, устанавливаемые в последнее время на многих легковых автомобилях, предназначены для очистки стекол фар от загрязнений.
***
Щетки стеклоочистителей
Очистка стекол осуществляется специальными обрезиненными щетками, плотно прижимаемыми к стеклу рабочей поверхностью и совершающими колебательные движения по поверхности стекла.
Количество щеток стеклоочистителей лобового стекла зависит от его размеров и формы; на большинстве автомобилей используется две щетки – со стороны водителя и со стороны пассажира, но встречаются и автомобили, у которых лобовое стекло оснащено тремя щетками стеклоочистителя.
Щетки должны перемещаться по стеклу плавно, без толчков (чем зачастую «грешат» вакуумные и пневматические приводы) с определенным углом размаха и силой прижатия к стеклу.
Применение на современных автомобилях сфероидального остекленения кузова и стекол фар сложной пространственной формы усложняет работу щеток стеклоочистителя, поскольку трудно обеспечить плотное прилегание щеток к поверхности стекла. Поэтому щетки стеклоочистителей выполняют гибкими и увеличивают силу пружин, прижимающих их к стеклу. Гибкость щеток обеспечивается увеличением числа коромысел (сочленений) держателя и применения профиля щетки оптимальной формы.
***
Типы привода стеклоочистителей
Основное конструктивное различие используемых на автомобилях стеклоочистителей заключается в типе привода их щеток, который может быть механическим (ручным), электрическим, вакуумным или пневматическим.
В настоящее время наиболее широко используется электрический привод стеклоочистителей, стабильно работающий в любых условиях (в том числе и при неработающем двигателе).
Механические (ручные) стеклоочистители, которыми оснащались многие автомобили до середины прошлого века, в настоящее время практически не используются. Они наиболее просты по конструкции, но неудобны в использовании, к тому же отвлекают водителя от наблюдения за дорожной обстановкой.
Стеклоочистители с вакуумным приводом для своей работы используют разрежение, образуемое во впускном тракте системы питания двигателя (так же, как и вакуумные усилители тормозов). Существенными недостатками таких стеклоочистителей является невозможность их использования при неработающем двигателе, а также зависимость их работы от величины разрежения во впускном тракте. Тем не менее, стеклоочистители с вакуумным приводом изредка используются на некоторых типах автомобилей.
Пневматический привод стеклоочистителей иногда применяется на грузовых автомобилях, оснащенных пневмосетью. Такие стеклоочистители использовались, например, на первых моделях автомобилей марки «КамАЗ», однако из-за недостаточной стабильности и надежности работы пневмоклапанной системы управления впоследствии их сменили стеклоочистители с электрическим приводом.
Пневматический тип привода стеклоочистителей в настоящее время встречается на некоторых грузовых автомобилях.
***
Устройство и работа электрических стеклоочистителей
Кинематическое и конструктивное решение механизма стеклоочистителя лобового и заднего стекла достаточно простое. Электрический стеклоочиститель (рис. 1) состоит из электродвигателя, червячного редуктора (обычно выполненного в одном корпусе с электродвигателем), кривошипного механизма, системы рычагов и щеток.
Рис. 1. Принципиальная схема стеклоочистителя: 1 — рычаги и щетки; 2 — кривошип; 3 — электродвигатель; 4 — редуктор; 5 — переключатель режима работы
Электродвигатель 3 стеклоочистителя через червячный редуктор 4 приводит во вращение кривошип 2, который через систему приводных рычагов и тяг сообщает щеткам качательное движение.
На некоторых автомобилях (в частности – на автобусах с большой площадью лобового стекла) щетки стеклоочистителей совершают не качательные, а плоскопараллельные перемещения благодаря особой схеме рычажного привода. Это позволяет щеткам очищать от загрязнений и влаги бόльшую поверхность лобовых стекол, но несколько усложняет конструкцию привода.
В моторедуктор встроены концевой выключатель, обеспечивающий укладку щеток в крайнее положение при выключении моторедуктора, и биметаллический предохранитель, защищающий цепь от перегрузок.
Концевой выключатель разрывает цепь электроснабжения двигателя, когда его шток попадает в углубление на выходном зубчатом колесе. Многие моторедукторы стеклоочистителей не имеют кривошипно-шатунного механизма, у которых вращение якоря двигателя преобразуется в колебательное движение с помощью рычажного механизма щетки.
Различные климатические условия и скоростные режимы автомобиля обуславливают необходимость изменения производительности стеклоочистителя. Очевидно, что при сильном дожде или при движении автомобиля с большой скоростью даже при незначительных осадках стеклоочистители должны работать производительнее. Поэтому современные стеклоочистители имеют устройства, позволяющие адаптировать скорость перемещения щеток с интенсивностью загрязнения или увлажнения стекла. Как правило, такие устройства являются электронными.
Следует отметить, что моторедукторы применяются не только в стеклоочистителях разных типов – они используются в электроприводе стеклоподъемников и блокировки дверных замков, а также в некоторых других приводных устройствах.
***
Очистители фар
Очистители стекол фар бывают щеточные и струйные.
Щеточные фароочистители по принципу действия аналогичны стеклоочистителям лобового и заднего стекла автомобиля.
Для привода щеток фароочистителей используются моторедукторы, обеспечивающие необходимый угол поворота щеток. Для очистки фар круглой формы достаточен угол колебания щетки 60˚, прямоугольной — 45˚.
Моторедуктор 221.3730 очистителя фар представлен на рис. 3.
Малогабаритные редукторы, применяемые в фароочистителях, не имеют червячного механизма. Выходной вал редуктора, параллельный валу двигателя, получает колебательные движения от многоступенчатого редуктора и двухзвенного кривошипно-шатунного механизма, состоящего из шатуна 11 и поводка 9.
У стеклоочистителей прямоугольных фар моторедуктор имеет однозвенный кривошипный механизм, состоящий из шатуна и закрепленного на боковой поверхности пальца, входящего в прорезь шатуна.
Принцип действия струйного фароочистителя заключается в том, что частицы грязи отбиваются от стекла фары и смываются водой, которая подается от специального электрического насоса через форсунку под большим давлением (до 0,3 МПа).
Преимуществами такой очистки является высокая эффективность и надежность в работе, возможность очистки фар любой конфигурации. Однако для эффективной работы фароочистителей струйного типа необходим мощный электронасос высокого давления и сравнительно большое количество воды для омывания фарных стекол.
***
Омыватели стекол
При движении автомобиля по сырой дороге стекло водителя забрасывается грязью от встречных автомобилей. Щетки стеклоочистителя сами не способны очистить стекло от грязи, лишь размазывая ее. И уж тем более щетки не способны очистить стекло от подсохшей грязи.
Для удаления свежей и засохшей грязи в дополнение к стеклоочистителям устанавливаются омыватели стекла, с помощью которых грязь увлажняется и после этого легко удаляется щетками стеклоочистителей.
Омыватели стекла состоят из небольшого бачка с чистой водой или специальной жидкостью, не замерзающей при низких температурах, и насоса, приводимого в движение механическим способом (вручную или ногой), либо от электродвигателем. При работе омывателя переднее (или заднее) стекло смачивается струйками воды из форсунок, устанавливаемых около стеклоочистителей, или на рычагах, либо непосредственно на щетках.
В системах омывателей стекол кузова и фар наиболее широко используются мотонасосы, которые представляют собой соединение в одну общую конструкцию электродвигателя с возбуждением от постоянных магнитов и жидкостного насоса. На рис. 3 показана конструкция мотонасоса 2002.3730 струйной очистки фар автомобиля.
Крыльчатка 1 центробежного насоса 2, закрепленная на валу якоря 3 электродвигателя, выполнена из пластмассы. Внутренняя полость электродвигателя защищена от попадания влаги резиновой манжетой.
Режим работы мотонасосов – кратковременный.
Мотонасосы используются не только в системах очистки стекол. Их применяют в системах перекачки жидкости (например, топлива), в системах обогрева кузова и т. п.
В таблице 1 приведены основные параметры некоторых мотонасосов, применяемых на отечественных автомобилях.
Таблица 1. Параметры мотонасосов
Мотонасос
Назначение
Напряжение, В
Потребляемый ток, А
Перепад давления, МПа
Применяемость
2002.3730
Струйная фароочистка
12
40
0,3
Автомобиль ГАЗ-3102 с двигателейм ЗМЗ-402
9602.3730
Струйная фароочистка
12
40
0,38
Автомобиль ГАЗ-3102 с двигателем ЗМЗ-406
274.3730
Омыватель стекол
12
3
0,16
Автомобили марки «ВАЗ», ГАЗ-3102
99.3730
Омыватель стекол
12
3
0,11
Автомобили ГАЗ-3778
351.3730
Обогреватель салона
12
37
0,015
Автомобили ГАЗ-33023, 2705
75.3730
Электробензонасос
12
65
3,9
Автомобиль РАФ-22038
***
Электродвигатели приводов
Принцип работы мотор редуктор автомобильных дворников. Автомобильные дворники. Привод стеклоочистителя и принцип его работы
Система стеклоочистки включает в себя множество элементов, соединенных между собой и выполняющих одну важную функцию — очищение лобового стекла от грязи. Если по каким-то причинам система перестает работать, обзорность дороги для водителя будет ухудшена, соответственно, это может повлиять на его безопасность. Какие функции выполняет поводок стеклоочистителя, и из каких элементов состоит система — узнайте из этой статьи.
Что касается лавалунета, то это касается. Матео Алеман 11 Мануэль Санлеон Карлон. увеличивая видимость через внутреннее и зеркало заднего вида. В некоторых транспортных средствах имеется один насос для мойки стеклоомывателей и омывателей окон. с ним Цепь управления, встроенная в выключатель стеклоомывателя. обычно с одной стороны.
Он похож по конструкции и эксплуатации на омыватель ветрового стекла и обычно расположен в задней части автомобиля. предусмотрены соответствующие механизмы очистки стекла. по этой причине. на высоте колесной арки. с той разницей, что здесь не нужно больше одной ракетки. в зависимости от направления вращения, он проецирует жидкость на лобовое стекло или лавалунету. он устроен таким образом, что одновременно можно управлять только задним стеклоочистителем или обоими механизмами. Матео Алеман 12 Мануэль Санлеон Карлон.
Особенности устройства и схема стеклоочистителя
Система стеклоочистки состоит из таких элементов:
Электродвигатель или привод стеклоочистителя. Это устройство обеспечивает нормальную работу системы, способствуя перемещению дворников по переднему, а также заднему (для универсалов и хэтчбеков) стеклу. Если редуктор стеклоочистителя выходит из строя, это приведет к неработоспособности очистителей. Привод также устанавливается только в автомобили в кузове хэтчбек или универсал.
Держатель щетки стеклоочистителя, он же поводок стеклоочистителя, он же рычаг стеклоочистителя — щеткодержатель. На этом устройстве фиксируется само лезвие очистителя, которое перемещается по стеклу.
Щетка с резиновым или силиконовым лезвием. Когда она изнашивается, качество очищения лобового стекла значительно снижается.
Крепление щеток стеклоочистителя — конструктивный элемент самих дворников.
Расширительный бачок — в него заливается жидкость, которая впоследствии при включении дворников через форсунки по шлангам передается на стекло.
Форсунки — эти элементы монтируются на капоте, они выполняют функцию распыления воды по стеклу.
Резиновые шланги, соединяющие расширительный бачок и форсунки — по ним передается расходный материал.
В зависимости от авто, может использовать блок управления стеклоочистителем или прерыватель стеклоочистителя. Последний представляет собой реле, которое в соответствии с действиями водителя определяет частоту перемещения щеток по заданным временным интервалам. Что касается блока, то он позволяет водителю самостоятельно выставить необходимый интервал.
, который осуществляет подачу воды или омывающей жидкости на стекла.
Переключатель стеклоочистителя. Подрулевой переключатель располагается в салоне автомобиля, под рулевым колесом. С его помощью водитель может установить скорость работы дворников, а также при необходимости подать воду на стекло.
Тяга, которая соединяет две щетки. Благодаря ей эти элементы могут двигаться синхронно.
Фотогалерея «Элементы системы»
Цепь стеклоочистителя с 2 скоростями и прерывистой скоростью в состоянии покоя. Матео Алеман 13 Мануэль Санлеон Карлон. Матео Алеман 15 Мануэль Санлеон Карлон. Матео Алеман 16 Мануэль Санлеон Карлон. Матео Алеман 17 Мануэль Санлеон Карлон. В момент, когда двигатель начинает свою работу, и ракеты покидают нижнее положение лобового стекла. электронное реле снова активируется, что приводит к новому циклу работы двигателя и подметанию раке
Привод стеклоочистителя – как устроен этот механизм?
Для чистоты обзорного стекла служат специальные устройства, предназначенные для удаления грязи, влаги, капель дождя, одно из них – привод стеклоочистителя, который может быть механическим или пневматическим. Что это значит, и как работают данные механизмы, расскажем чуть ниже.
Привод стеклоочистителя и принцип его работы
Чаще всего, усилие на щетки поступает от электродвигателя посредством серии механических компонентов, соединенных последовательно или же параллельно. Реже можно встретить и пневматические стеклоочистители, которые находятся в контуре определенного объема воздуха от тормозной системы. В этом случае они устанавливаются несколько выше, чем ветровое стекло, и приводятся в движение посредством открытия клапана.
Принцип работы очистительного механизма достаточно прост. Лезвия щетки, передвигаясь вперед и назад, очищают поверхность стекла. Кроме того, имеется возможность регулировать скорость их передвижения в зависимости от погодных условий. На некоторых авто установлены «скрытые» стеклоочистители, то есть, когда они отключены, специальный механизм передвигает их вниз так, что они становились незаметными. Но это можно встретить только на крупных автомобилях.
Широкое применение нашли системы в два синхронных рычага, которые вращаются по окружности, вернее полукругу, однако в некоторых моделях, например Mercedes, есть всего лишь один стеклоочиститель, двигающийся по W-образному пути.
Двигатель стеклоочистителя и прочие узлы устройства
Нельзя сказать, что передние и задние очистители существенно отличаются друг от друга, но, тем не менее, некие различия им присущи, а именно, скорость вращения передних щеток можно регулировать, задняя же работает только в одном режиме. Таким образом, очистители передних стекол состоят из электродвигателя и редуктора, щеток, осуществляющих очищение поверхности, системы рычагов, а также управления, которое обеспечивает автоматическое возвращение щеток в начальную точку, как только рычаг выключения будет переведен на позицию «выключено».
Кроме того, данная система оснащена еще и омывателем переднего стекла. Он состоит из насоса, который приводит в действие двигатель стеклоочистителя, а также специального бачка (куда заливается специальная жидкость, разбавленная водой, либо дистиллированная вода), сопел и магистралей. Включается омыватель одновременно со щетками. Привод заднего стеклоочистителя, также как и переднего, состоит из электродвигателя, рычага, системы управления и щеток. Предусмотрен и омыватель заднего стекла со всеми необходимыми составляющими. Включить задние очистители и омыватель можно специальным рычагом в салоне авто.
Подбор щеток стеклоочистителя – по марке автомобиля или нет?
Подбирая щетки для стеклоочистителя, следует руководствоваться следующими параметрами:
длина щеток;
конструкция крепления;
качество.
Последний параметр напрямую зависит от ценовой политики и, конечно же, фирмы-производителя. Причем в выборе щеток лучше не экономить, так как именно от них зависит, насколько чистым и прозрачным будет лобовое стекло, а следовательно – видимость. При этом стоит осуществлять подбор щеток стеклоочистителя по марке автомобиля, так как при установке слишком длинных щеток давление ленты на поверхность снизится и, как следствие, степень очистки будет недостаточной.
Также желательно использование, в зависимости от сезона, зимних и летних щеток. Так как зимние имеют специальные резиновые щиты, которые защищают шарниры коромысел от обледенения. В некоторых случаях можно обойтись без замены всей щетки, а ограничиться только резиновой вставкой. Но так можно поступить только в том случае, если состояние шарниров и адаптеров удовлетворительно. При этом необходимо проследить за тем, чтобы пазы новой резиновой ленты были такими же, как и у заменяемой.
Стеклоочиститель — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 августа 2013;
проверки требуют 33 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 августа 2013;
проверки требуют 33 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Дворник. Стеклоочиститель в положении «парковка».
Стеклоочиститель (также «дворники») — это устройство, используемое для удаления капель дождя (влаги) и грязи с ветрового стекла автомобиля. Все транспортные средства, включая поезда, самолеты и корабли оснащены стеклоочистителями, это нормативное требование.
Типовой стеклоочиститель на кораблях. Круговая часть стекла имеет два слоя, внешний — вращается на большой скорости, удаляя воду.
Стеклоочиститель на лобовом стекле кабины самолёта Ан-30
Стеклоочиститель обычно состоит из рычага, поворачивающегося на одном конце и резиновой лопасти (щётки) на другом. Лезвие щётки качается взад и вперёд, счищая воду с поверхности стекла. Скорость, как правило, регулируемая, с несколькими уровнями постоянной скорости и одна или несколько «прерывистых». Большинство автомобилей используют два синхронизированных рычага радиального типа, в то время как некоторые коммерческие транспортные средства используют один или несколько рычагов. Компания Mercedes-Benz впервые применила систему монолезвие (англ. monoblade), в которой всего один стеклоочиститель и он движется по некоторому «W’-образному пути, располагая щётку вплотную к углам ветрового стекла, повторяя все его контуры.
Некоторые крупные автомобили оснащены «скрытыми» стеклоочистителями. Когда стеклоочистители отключены, механизм или схема «парковки» передвигает стеклоочистители вниз, недалеко от нижней части ветрового стекла, но все же на виду. Чтобы скрыть стеклоочистители, ветровое стекло располагается ниже кромки капота, и стеклоочистители сами «паркуются» ниже диапазона очистки на нижней части ветрового стекла, и исчезают из поля зрения.
Стеклоочистители могут приводиться в движение различными способами, хотя в большинстве существующих сегодня случаев, усилие от электродвигателя идёт через серию механических компонентов последовательно или параллельно. Транспортные средства с пневматическими тормозами иногда пользуются пневматическими стеклоочистителями, находящиеся в контуре небольшого объёма воздуха тормозной системы, такие небольшие пневматические системы устанавливают чуть выше ветрового стекла и приводятся в действие путём открытия клапана.
Вращающийся стеклоочиститель с тремя лезвиями на грузовике фирмы Colani.
Дворники на фарах автомобиля представительского класса ЗИЛ-41045.
Ранее стеклоочистители приводились в движение руками (вращением ручки в салоне), тросом от двигателя. Часто питались от вакуум-коллектора, но это было упущение: стеклоочистители могли замедлиться или даже остановиться. Эта проблема была в некоторой степени преодолена с помощью комбинированных топливно-вакуумных усилителей насоса. Некоторые автомобили, в 1960-х и 1970-х годах имели гидравлические стеклоочистители.
10 ноября 1903 года патентное ведомство США выдало патент № 743801 изобретательнице Мэри Андерсон на ее изобретение, которое представляло собой систему очистки для окон автомобилей и других транспортных средств. Это устройство позволяло очищать окна от снега, льда и воды. Сразу после получения патента Мэри пыталась продать свое изобретение Канадской компании. Но, к сожалению, производственная компания отказалась приобретать первую в мире систему стеклоочистителей окон транспортных средств, посчитав, что это изобретение не имеет никакого практического значения.
Как гласит история в 1902 году в один из холодных и дождливых дней Мэри Андерсон ехала в трамвае и заметила, что водитель трамвая из-за мокрого снега фактически ничего не видит, так как лобовое стекло трамвая полностью было в снегу и в воде.
В то время, трамваи в США были оснащены двойным лобовым стеклом. Та часть, которая была прямо перед водителем, имела специальную конструкцию, которая позволяло открывать створку окна, как обычную оконную раму. Это было сделано, для того чтобы водитель мог, открыв окно, очищать его от грязи, снега и воды. Но главный минус этого способа очистки заключался в том, что если водитель открывал окно, то ветер и влага попадала в салон трамвая, мешая водителю и доставляя дискомфорт всем пассажирам.
Варианты привода щёток в настоящее время практически традиционны для каждого вида транспорта, но сложились они не случайно. Два основных требования — при парковке минимально мешать обзору и обеспечивать максимальное покрытие очистки — приводят на транспорте к традиционному нижнему приводу с парковкой направо и вниз (для левого расположения руля), а на тракторах и спец. технике — к верхнему приводу, так как там важнее обзор через нижнюю часть стекла рабочей зоны агрегата. На автобусах обычна схема с двумя параллелограммными нижними приводами с парковкой к центру, обеспечивающая практически полную очистку лобового остекления.
Обычное расположение щёток у современных легковых автомобилей
Оппозитно (ходящие друг от друга) расположенные щётки (норм. положение — внизу, как у Honda Civic 5D)
То же самое, только норм. положение — вверху (как у Seat Toledo)
Просто один дворник: на лобовом стекле у Таврии, Оки; на заднем стекле у большинства автомобилей.
Один управляемый дворник (как у Mercedes C и E-сlass)
На высоких прямоугольных стёклах, характерно для автобусов.
На широких низких стёклах (как в грузовиках, Toyota FJ Cruiser)
Такое расположение в основном у автобусов или грузовиков
Верхний привод обычен для тракторов и спец. техники, иногда у грузовиков и автобусов, редко на задних стёклах легковых авто.
Реверсное расположение, такое например у Mercedes в 140-м кузове