Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2016;
проверки требуют 14 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2016;
проверки требуют 14 правок.
Головное устройство (англ. head unit) — это компонент мультимедиа, обеспечивающий единый интерфейс системы для различных компонентов медиа[источник не указан 772 дня]. Головное устройство является центральным в звуковой системе и обычно располагается в центре приборной панели[источник не указан 772 дня]. Может быть представлен в следующих видах:магнитола, Car PC, планшеты и мобильные устройства[источник не указан 772 дня
].Так как многие головные устройства часто являются целью краж[источник не указан 771 день], то они также интегрированы в систему сигнализации автомобиля.
Головные устройства дают пользователю возможность контролировать развлекательную функциональность автомобиля[источник не указан 771 день] — радиоприемник (AM/FM, спутник), проигрывание аудио (CD, DVD, MP3) и видео (с носителей либо через ТВ-тюнер), Bluetooth-соединение, GPS-навигацию, кардридер.
Многие производители в новых моделях предусматривают контроль посредством головного устройства и за другими системами автомобиля: освещением, вентиляцией, уровнем топлива и масла, термометром, вывод на экран одометра и сигналов предупреждений — фактически, превращая головное устройство в дополнительную приборную панель
[источник не указан 772 дня].
Многие современные головные устройства оснащены чувствительными к нажатию экранами для удобства использования.
Стандартными размерами для головных устройств в Европе, Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии является Single DIN ISO 7736 (178×53 мм), в Японии, Великобритании и Северной Америке Double DIN (178×106 мм). Чаще всего для соединения головного устройства с электрической системой автомобиля используют 8-контактный разъем ISO 10487.
Газогенераторный автомобиль — Википедия
Газогенераторный автомобиль на базе ГАЗ. 1943 г. Автомобиль с газогенераторной установкой, Берлин, 1946
Газогенера́торный автомоби́ль — автомобиль, двигатель внутреннего сгорания которого получает в качестве топливной смеси газ, вырабатываемый газогенератором.
В качестве топлива могут использоваться дрова, угольные брикеты, торф и т. п. Принцип работы газогенератора основан на неполном сгорании углерода. Углерод при сгорании может присоединить один атом кислорода или два, с образованием соответственно монооксида (угарный газ) и диоксида (углекислый газ). При неполном сгорании углерода выделяется практически треть энергии от величины полного сгорания. Таким образом, полученный газ обладает гораздо меньшей теплотой сгорания, чем исходное твёрдое топливо. Кроме того, в газогенераторе при газификации древесины, а также при газификации угля с добавлением воды (как правило в виде пара) идёт эндотермическая реакция между образующимся монооксидом углерода и водой с образованием водорода и углекислого газа. Эта реакция снижает температуру полученного газа и повышает КПД процесса до величины 75-80 %. В случае же если нет необходимости перед использованием охлаждать газ, то КПД газификации составит 100 %
[источник не указан 873 дня]. То есть фактически будет осуществлено двухстадийное полное сжигание твёрдого топлива.
Калорийность полученного газа достаточно низкая вследствие разбавления его азотом. Но поскольку для его сгорания требуется значительно меньше воздуха, чем для сгорания углеводородов, то калорийность рабочей смеси (газ + воздух) лишь незначительно ниже чем у традиционных топливовоздушных смесей. Основной причиной снижения мощности транспортных двигателей используемых для работы на газе без переделки является уменьшение величины заряда рабочей смеси, поскольку добиться удовлетворительного охлаждения газа на подвижной технике затруднительно. Но эта проблема не имеет существенного значения для стационарных двигателей, где масса и габариты охладителя мало ограничены. На двигателях, специально изменённых или специально разработанных для работы на генераторном газе, посредством повышения степени сжатия и незначительного наддува газогенератора, достигаются равные с бензиновыми двигателями литровые мощности.
Газогенератор обычно применяется при наличии уже имеющихся ДВС (как бензиновых, так и дизельных) и отсутствии основного жидкого (бензин, солярка) топлива для них.
В 1799 году французский инженер Филипп Лебон открыл светильный газ и получил патент на использование и способ получения светильного газа путём сухой перегонки древесины или угля. В 1801 году Лебон взял патент на конструкцию газового двигателя, однако в 1804 году он был убит, не успев воплотить в жизнь своё изобретение.
В 1860 г. бельгийский официант и, по совместительству, инженер-любитель Этьен Ленуар создал и запатентовал двигатель внутреннего сгорания, работающий на светильном газе.
В 1862—1863 гг. газогенераторная силовая установка мощностью до 4 л.с. была установлена на восьмиместный открытый омнибус. КПД двухтактного двигателя Ленуара достигал всего 5 %. Разбогатев, Ленуар перестал работать над усовершенствованием своей машины, поэтому, когда на Парижской всемирной выставке 1878 г. публике был продемонстрирован четырёхтактный газовый двигатель немецкого инженера Николаса Отто с КПД 16 %, слава пионера газогенераторного двигателестроения, к сожалению, быстро померкла.
В 1883 г. английский инженер Э. Даусон впервые сформулировал концепцию сочетания газогенератора и двигателя внутреннего сгорания в едином блоке, который целиком мог быть установлен на транспортной или иной машине. Значение этой работы было настоль велико, что в течение некоторого времени полуводяной газогенератор повсеместно назывался «газом Даусона».
Первый классический газогенераторный автомобиль, использующий в качестве топлива древесные чурки и древесный уголь, был построен Тейлором в 1900 г. во Франции (патент в России выдан в 1901 г.).
В 1891 году отставной лейтенант Российского флота Евгений Яковлев построил завод газовых и керосиновых двигателей в Санкт-Петербурге на Большой Спасской улице, однако конкуренцию с нефтяными и бензиновыми двигателями его продукция не выдержала.
В 1916 г. начались регулярные рейсы газогенераторного автобуса между Парижем и Руаном (протяжённость маршрута по разным данным составляла от 125 до 140 км).
В 1919 г. французский инженер Георг Имберт создал газогенератор прямоточного (обращённого) типа, в котором топливо и газифицирующий агент при газификации движутся в одном направлении. В 1921 был создан автомобиль с газогенератором на этом принципе. При этом древесина пиролизуется не в цилиндрах (как у Форда, Круппа или Порше), а в котле, где древесина «сжигалась» при недостатке кислорода (частичнозамещённый пиролиз), что являлось большим шагом вперед по сравнению с полукоксованием от Круппа. Это позволило настолько улучшить качество газогенераторов, что газогенераторные двигатели снова стали реальными конкурентами бензиновых и дизельных двигателей.
В Германии во время войны стали делать газогенераторы не только дровяные, но и на брикетах из буроугольной крошки и пыли, так как этого топлива там было достаточно много. Грузовики с газогенераторами ездили не быстро — 20 км в час — на низкокалорийном газе, в который превращались в газогенераторе дрова. В некоторых странах мира и в настоящее время используют такие автомобили (в очень небольших количествах), довольно много их в сельской местности Северной Кореи[1].
В 1938 г. в Европе насчитывалось около 9 тыс. автомашин, работавших на газогенераторном горючем. К 1941 г. это количество увеличилось почти в 50 раз. В том числе в Германии их число достигло 300 тыс.
Первое в СССР испытание автомобиля на шасси ФИАТ-15 с газогенераторной установкой В. С. Наумова состоялось в 1928 году. В 1934 году проведён первый испытательный пробег газогенераторных автомобилей по маршруту Москва — Ленинград — Москва, в котором участвовали ГАЗ-АА и ЗИС-5 с установками, спроектированными в НАТИ[2].
В СССР в 1936 г. было принято постановление СНК СССР о производстве газогенераторных автомобилей и тракторов. В 1936 году выпущена первая партия газогенераторных грузовиков ЗИС-13, а затем — ЗИС-21 и на Горьковском заводе — ГАЗ-42. В начале 1941 года выпускались работавшие на древесных чурках газогенераторные установки для автомобилей ЗИС, тракторов ЧТЗ и ХТЗ. Они имели существенные недостатки: небольшую мощность, быстрый износ металла, заводские дефекты, приводившие к большим простоям. Однако газогенераторные автомобили и трактора стали большим плюсом во время Великой Отечественной войны — они активно использовались в тылу.
В трудные годы войны все машины Колымы были переведены на газогенераторное топливо, или, проще говоря, на обыкновенную деревянную чурку. Были специальные комбинаты по заготовке и сушке «чурочки» — так ласково называли её шофёры. Уходя в рейс, водитель брал шесть-восемь мешков чурки, которые по мере необходимости засыпал в специальный бункер. Дерево сгорало, образовавшийся газ «двигал» машину.
Ясное дело, что «газген» появился не от хорошей жизни — не хватало бензина. Первая конструкция газогенераторного устройства была неудачной… Рационализаторы Аткинской автобазы решили заставить «газген» работать лучше. И они добились своего: сделали надёжным «газген» на трассе, грузоподъёмность его повысили до семи тонн. А опытные шофёры на такую машину брали прицепы до восьми тонн. На ВДНХ в 1945 году колымские «газгены» заняли первое место.
↑ Северная Корея. День 3. Мавзолей Ким Ир Сена
↑ Шугуров Л. М., Ширшов В. П. Автомобили Страны Советов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ДОСААФ, 1983. — 128 с. — 150 000 экз.
↑ Шайдуров С. А. Берег двух океанов. — М.: «Советская Россия», 1975. — С. 75—76. — 192 с. — 50 000 экз.
Копытов В. В. Газификация конденсированных топлив: ретроспективный обзор, современное состояние дел и перспективы развития. — 2012. — 504 с. — ISBN 978-5-9729-0052-7.
Карпьютер — Википедия
Карпьютер[источник не указан 774 дня] (англ. carputer) или Онбо́рдер[источник не указан 774 дня] (англ. onboarder) (другие названия — онборд[источник не указан 774 дня], автомобильный компьютер, бортовой компьютер, car PC[источник не указан 774 дня], компьютер) — аналог домашнего персонального[источник не указан 772 дня] компьютера, установленный в автомобиле и специально предназначенный для работы в машине. Онбордеры используются для автонавигации, соединения с интернетом, развлечения, прослушивания музыки[1]. Возможности онбордера объединяют функциональность традиционных устройств узкого назначения (автомагнитол, навигаторов, DVD-плееров) с возможностями персонального компьютера.
«Бортовыми компьютерами» (Board Computer) (другие названия — БК, автобк, бортовик[источник не указан 774 дня], англ. tripcomputer) также называют дополнительные устройства с функциями маршрутного компьютера и одновременно диагностического автосканера.
Основным преимуществом автомобильного компьютера является функциональность. С использованием автомобильного компьютера отпадает необходимость в отдельной установке навигатора, парктроника, телевизора, DVD. Каждое из этих полезных устройств требует отдельное место для установки и управляется отдельно…
В автомобильном компьютере чаще всего управление организовано через сенсорный жидкокристаллический монитор (размеры от 7″ до 15″ по диагонали). Мониторы могут быть моторизированные и ручные, встраиваемые в консоль, имеют монтажные размеры 1\2DIN,1DIN или 2DIN, встраиваемые в крышу, отдельно стоящие (съёмные). Для разных марок автомашин есть мониторы, встраиваемые в приборную панель и полости.
Кроме ставших уже стандартными автомобильных функций — (телевизор, GPS, DVD) — автомобильный компьютер позволяет использовать в дороге интернет, что позволяет отслеживать пробки на дорогах, слушать интернет-радио, просматривать электронную почту, участвовать в видеоконференции, искать необходимую информацию вдали от дома или офиса, а также имеет множество других полезных функций. При подключении к ЭБУ с помощью кабеля OBD II, компьютер диагностирует электронику автомобиля, а при подключении видеокамер производит видеозапись дорожной ситуации. Автомобильный компьютер позволяет управлять режимами GPS — оперативно менять карты, использовать как векторные, так и растровые карты. Автомобильный компьютер может выполнять функцию антирадара (или подключиться к имеющемуся).
Для любителей быстрой езды на автомагистралях и частых поездок по многокилометровым пробкам автомобильный компьютер может иметь функцию управления инжектором. Можно в режиме реального времени делать мощнее или, наоборот, уменьшать мощность автомобиля для понижения расхода топлива и реализации более плавного начала движения (для пробок) у мощных двигателей. Для этого понадобится кабель (OBD II, ELM327, VAG-com и другие), для подключения процессора инжектора к карпьютеру, и соответствующее программное обеспечение.
Бортовые компьютеры российского производства «специализируются» в основном на получении информации с контроллера автомобиля, а также режимах оповещения об аварийных сбоях и калькуляции маршрутных и иных параметров.
В отличие от персонального компьютера, «бортовой маршрутник» имеет узкую ориентированность, направленную в первую очередь на диагностику и корректировку систем функционирования автомобиля.
Умение БК можно разделить на категории:
Диагностика
Это — диагностический тестер системы впрыска автомобиля (коды ошибок с расшифровкой).
Определение мгновенных параметров
Это — диагностический тестер параметров работы двигателя (температура охлаждающей жидкости, напряжение бортовой сети, частота вращения вала, положение дроссельной заслонки, массовый расход воздуха, угол опережения зажигания, положение регулятора холостого хода)
Расчет маршрутных параметров
Это — маршрутный компьютер (остаток топлива в баке, прогноз пробега на остатке топлива, общий расход топлива, расход топлива за поездку, пройденное расстояние за поездку, средний расход топлива, цифровой спидометр, средняя скорость, движения за поездку, черный ящик скорости, время поездки, стоимость поездки).
Аварийный сигнализатор
Это — визуальное и звуковое оповещение водителя о нештатных ситуациях (опасный перегрев двигателя, недопустимое напряжение в борт сети, превышение порога скорости).
Дополнительные функции
Это — программирование сроков техобслуживания, ОСАГО, органайзер, функция такси, прогрев/прожиг свечей, управление порогом включения вентилятора охлаждения, дополнительные корректировки параметров, автоматический октан-корректор и т. д. и т. п. Также — функции голосовой поддержки.
Применяемые дисплеи:
ЖКИ 8-разрядный (RGB-выбор спектра цвета пользователем), возможность отображения одновременно 4-х параметров;
ЖКИ МАГНУМ 16-разрядный (синий фон/светлый текст, зеленый фон/черный текст или RGB-выбор спектра цвета пользователем, световой фильтр — улучшение контраста при попадании прямого солнечного света), возможность отображения одновременно 6-и параметров;
ЖКИ графический (синий фон/светлый текст, зеленый фон/черный текст), возможность отображения одновременно 4-х параметров и графического изображения;
ЖКИ 24-разрядный (синий фон/светлый текст, зеленый фон/черный текст или RGB-выбор спектра цвета пользователем), возможность отображения одновременно 8-и параметров;
PLED/OLED 8-разрядный (черный фон/зеленые буквы, особоконтрастный/незамерзающий-до минус 40 градусов), возможность отображения одновременно 6-и параметров;
PLED / OLED 16-разрядный (черный фон/зеленые буквы, особоконтрастный/незамерзающий (до -40 градусов), возможность отображения одновременно 6-и параметров;
PLED / OLED графический (черный фон/бирюзовые буквы, черный фон/желтые буквы, особоконтрастный/незамерзающий (до -40 градусов), возможность отображения одновременно 11-и параметров и графического изображения;
История автомобильных компьютеров началась в 1981 году, когда компания IBM разработала первый бортовой компьютер для автомобилей BMW. Через 16 лет появился Apollo — прототип первого автомобильного компьютера, созданный корпорацией Microsoft, который так и остался прототипом[2].
В 2000 году американская компания Tracer создала и протестировала первый штатный онбордер, и наладила серийное производство. Существуют также китайские решения.
История создания бортового компьютера в России начинается с появления в отечественном автопроме инжекторных автомобилей. Диагностические устройства для этих автомобилей разрабатывала (единственная в Союзе) научно-исследовательская лаборатория № 15 при Тольяттинском государственном университете (заказчиками НИЛ-15 были ЗИЛ, МВД и Министерство обороны).Самый первый бортовой компьютер под названием ПКСУ (позже модифицированный и переименованный в Штат Х1) был разработан в этой лаборатории в 1987 году для микропроцессорной Лады-2108.
Нашла инвесторов, доработала конструкцию и довела до серийного выпуска данное изделие — компания «Штат».
«AutoPC»[править | править код]
«AutoPC» является моделью карпьютера, совместно разработанной Clarion и Microsoft.
AutoPC был создан Microsoft Automotive Business Unit (эта группа пошла на разработку нескольких продуктов для производителей автомобилей, в том числе Ford Sync, выпущенный в 2007 году).
Первый (и единственный) продукт был продан Clarion в качестве дополнительной услуги. Этот продукт использовал 60 МГц Hitachi с Sh4 процессор, работал на Windows CE. Устройство было оснащено 256×64 8-цветным LCD экраном, способным отображать информацию из программы навигации, также имело распознавание речи и возможность говорить. Оно также включало контакты и календарные приложения. Стандартная версия AutoPC (иногда называется Auto PC) также включала простые приложение, которые использовали дополненый GPS модуль для получения пользователем направления к месту назначения. Clarion продолжил эту работу с более сложными навигационными приложениями с отображением карты от поворота к повороту. Он имел рекомендованную розничную цену в $1799.
Clarion позже создала автомобильную операционную систему Joyride с использованием следующей версии поколения Windows CE. Она включала воспроизведения MP3 с помощью CD-R и CompactFlash карт. Она также включала улучшенную систему навигации, в том числе GPS-приемник и гироскоп для инерциальной навигации.
Вячеслав Пшеничников. Век новейших технологий ворвался в наши жизни. // Ladaonline.ru : информационно-аналитический портал АвтоВАЗ. — 2006. — № 310/2925.
Антон Титов. Цифровой автомобиль // Major : журнал. — 2008. — № 4.
Марк Бельский. Онбордеры и мы // Паровоз : журнал. — 2008. — № 3.
А. Коротков. Умный автомобиль, или ПК под капотом // Upgrade : журнал. — 2007. — № 12.
Те́хника (от др.-греч. τεχνικός, от τέχνη — искусство, мастерство, умение) — обобщающее наименование сложных устройств, механизмов, систем (включая «средства труда»[1]). Также может употребляться для обозначения методов, процессов и технологий упорядоченной искусной деятельности. Например, для создания, изготовления, обеспечения, использования чего-либо, включая методологически упорядоченные процессы творчества (смотри Техника (значения)).
Понятие техники охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и процессы их изготовления человеком для осуществления какой-либо деятельности, в том числе: машины, механизмы, оборудование, аппараты, инструменты, приборы и т. д. — а также системы взаимосвязанных технических устройств (в частности, агрегаты, установки[2] и строительные сооружения). Техника может иметь производственное (промышленное, агропромышленное) или непроизводственное назначение. Последнее включает использование техники в науке, быту, образовании, культуре, медицине, военном деле, освоении космоса и в других областях. С точки зрения управления процессами, техника является средством реализации задач и достижения целей процесса; техника используется в огромном разнообразии процессов, включая технологические процессы и процессы промышленного и сельскохозяйственного производства, измерения, контроля и управления, перевозки, ведения боевых действий, обучения, спорта, отдыха, развлечений и многих других процессов.
Техника разрабатывается и совершенствуется в результате инженерной деятельности. Особенности конструирования и изготовления технических устройств зависят от вида технического устройства, требований заказчика к его техническим характеристикам (производительности, надёжности, экономичности, долговечности и т. д.), качеству, стоимости, технологии изготовления, а также от финансовых и технических возможностей производителя. Так, техническое изделие или агрегат могут быть изготовлены промышленным или кустарным способом, в то время как установки, как правило, собирают из компонентов по месту эксплуатации установки. При этом отдельные компоненты установки — индивидуальные изделия, агрегаты и узлы — могут иметь высокую заводскую готовность и модульность, что позволяет значительно снизить затраты труда и времени на их интеграцию в установку и замену в случае неисправности. Огромную роль в технике играет взаимозаменяемость, которая снижает затраты и облегчает конструирование, изготовление, эксплуатацию, обслуживание и ремонт технических устройств.
Современная техника является продуктом научно-технической революции, а уровень развития техники является показателем научно-технического развития общества. В условиях глобализации мировой экономики передовая техника быстро распространяется по миру. Вместе с тем её использование в отдельно взятой стране или её части зависит от множества факторов, влияющих на доступность техники и эффективность её практического применения — например, уровень экономического развития, рынка, кредитно-финансовой системы, наличие и дееспособность инфраструктуры, покупательская способность, квалификация пользователей техники.
В более широком смысле под техникой понимают совокупность технических средств и технологий, знаний и деятельности, в которых задействованы технические средства[3].
Основное назначение техники — избавление человека от выполнения физически тяжёлой или рутинной (однообразной) работы, чтобы предоставить ему больше времени для творческих занятий, облегчить его повседневную жизнь.
Различные технические устройства позволяют значительно повысить эффективность и производительность труда, более рационально использовать природные ресурсы, а также снизить вероятность ошибки человека при выполнении каких-либо сложных операций.
Задачи техники:
В настоящее время в основном техника классифицируется по областям применения, например: промышленная техника, транспорт(Авиационная техника), бытовая техника, вычислительная техника, строительная техника, дорожная техника и т. д. Дополнительно технику можно разделить на производственную, например, станки, инструменты, средства измерения и т. д., и непроизводственную — бытовая техника, легковой транспорт, техника для досуга.
Отдельным классом также стоит военная техника, в которую входят все технические устройства и машины, предназначенные для поддержания обороноспособности и ведения боевых действий на суше, в море, в воздухе и в космосе.
Способность человека к конструированию и использованию различных устройств имеет глубокие природно-исторические корни. Эта способность, однако, свойственна не только человеку, но и многим животным особям. Так, пауки приобрели способность изготавливать паутину около 100 миллионов лет назад, задолго до появления человека[4]. Учёный Кембриджского университета Кристофер Бёрд продемонстрировал способность грачей использовать эффект водоизмещения для добывания пищи. Перед птицами были поставлены 6-дюймовые прозрачные колбы, наполненные водой с плавающими на её поверхности червями. Грачи сообразили, что они могут использовать камни для вытеснения воды из колбы, чтобы черви оказались ближе к её отверстию, откуда их можно достать клювом[5]. Более высокоразвитые животные не просто используют подручные средства для достижения каких-либо целей, а могут из них изготавливать простые орудия. К примеру, шимпанзе используют свои зубы для изготовления деревянных ко́пий, которые они затем применяют для охоты. Орудия первобытного человека каменного века — копьё, бумеранг, каменный топор, игла, шило — тоже были просты и использовались преимущественно для охоты, приготовления пищи, изготовления одежды и обработки материалов. Каменные орудия затем уступили место изделиям из бронзы и железа. Техника постепенно развивалась и усложнялась с развитием человеческого общества и интеллекта. В эпоху неолитической революции в арсенале технических устройств человека появляются агротехника, транспорт и гидротехнические сооружения, а также простейшие механические приспособления — рычаг, клин, ворот, блок, колесо.
Точкой отсчёта периода развития современной техники принято считать начало первой промышленной революции. Изобретение паровой машины и прядильных станков в первой половине XVIII века ознаменовало закат ремесленного производства и переход к машинному производству. Создание в конце XIX века двигателя внутреннего сгорания позволило существенно улучшить технические качества плавучих и железнодорожных транспортных средств и привело к появлению автомобиля с бензиновым двигателем. На базе автомобиля была создана автомобильная техника — великое множество специальных самодвижущихся машин и механизмов, строительной, землеройной, дорожной, транспортной, горной спецтехники. Технологии производства и использования электричества вызвало бурное развитие электротехники, которое продолжается до сегодняшнего дня. В начале 20 века начали развиваться радиотехника, радиоэлектроника, конвейерное производство. В середине XX века стала широко внедряться автоматизация производства, появилась вычислительная техника. В 1957 году запущен в космос первый искусственный спутник Земли. В конце XX века начаты исследования в области био- и нанотехнологий, которые могут привести к очередной революции во многих областях деятельности человека.
Производительность — количество продукции (информации и т. д.), изготовляемой, обрабатываемой, перевозимой в единицу времени;
Надёжность — способность технического устройства без отказов выполнять свои функции на надлежащем уровне качества или отвечать поставленным требованиям в течение заданного промежутка времени.
Долговечность. В понятие долговечности входит не только физический износ, в последние годы резко обозначилась проблема т. н. морального износа техники, то есть когда эксплуатация вполне исправных устройств становится экономически невыгодной или нецелесообразной из-за появления более совершенных решений.
Экономичность — количество материальных ресурсов, времени, энергии, затрачиваемых на производство единицы продукции, перемещение единицы груза и т. д.
Основа технического прогресса — повышение основных показателей всех видов техники. Такой процесс называется модернизацией.
В последние годы также стало много внимания уделяться таким ранее второстепенным показателям, как экологичность, эргономика, внешняя эстетика технических устройств. В настоящее время, совершенствование во многих областях идёт исключительно по этим направлениям. Причём, если улучшение удобства использования и внешнего вида устройств происходит в соответствии с запросами конечных потребителей, то экологические параметры в основном регулируются законодательно.
Ускоритель в Лаборатории Ферми
С точки зрения развития, наука и техника связаны очень сильно. И если в древности развитие техники происходило в основном на основе опыта (эмпирически), то в настоящее время это происходит на срезе новых научных знаний и исследований, как следствие фундаментальных открытий. Предварительным условием создания таких устройств, как ядерный реактор или современный компьютер, является глубокое изучение физических, химических и других процессов, лежащих в основе их работы. С другой стороны, научные исследования уже невозможны без современной техники высочайшего уровня, в этих областях всегда применяются самые передовые разработки, например Большой адронный коллайдер.
Таким образом, синхронное развитие техники и науки является непременным условием движения человеческой цивилизации по выбранному ей пути технологии. И, хотя данный путь подвергается иногда критике, в настоящее время альтернатив ему не существует.
За последние столетия техника оказала решающее воздействие на социально-экономический строй человеческого общества. Именно машинное производство вызвало переход от феодального общества к современному капитализму, а развитие бытовой и потребительской техники создало современную западную цивилизацию.
Прогресс в военной технике, особенно в сфере средств массового уничтожения, радикально изменил способы ведения войн, сделав маловероятными крупномасштабные столкновения ведущих мировых государств. А в настоящее время полным ходом идёт также разработка и т. н. «несмертельных» видов оружия, широкое применение которых может заметно изменить стратегию и тактику будущих войн.
Если рассматривать развитие техники с положительной стороны, то в последние годы развитие новых отраслей и направлений требует колоссальных капитальных и интеллектуальных затрат. Это приводит к широкому международному сотрудничеству, например, в области космоса, фундаментальных физических исследований, энергетике.
Технические устройства
↑ Зворыкин А. А. и др. История техники. — М., 1962. — С. 7.
↑ Одним из примеров установки является сеть — электрическая, вычислительная, водопроводная и другие сети.
↑ Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5-89285-003-X.
↑ Brasier, Martin; Cotton, Laura; Yenney, Ian. First report of amber with spider webs and microbial inclusions from the earliest Cretaceous (c. 140 Ma) of Hastings, Sussex (англ.) // Journal of the Geological Society (англ.)русск. : journal. — 2009. — Vol. 166, no. 6. — P. 989—997. — DOI:10.1144/0016-76492008-158.
↑ Birds’ Problem-Solving Validates Aesop (неопр.). CBSNews.com (7 августа 2009). Дата обращения 23 июля 2014.
Ушаков Е. В. Философия техники и технологии. — М.: Юрайт, 2017. — 307 с. — ISBN 978-5-534-04704-2.
Шухардин, С. В., Пархоменко, А. А. Техника // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Автомобильный кран — Википедия
Автокран ЧКД AD30-TATRA
Автокран (англ. Mobile crane, crane truck) — кран стрелового типа, который может быть снабжён башенно-стреловым оборудованием и перемещается без груза, не требуя специальных путей и устойчивость которого обеспечивается за счет силы тяжести[1].
Виды рабочего оборудования автокранов
Автокран с телескопической стрелой
Автокран К-4561 на шасси КрАЗ-257 с решётчатой стрелой
Автокран в башенно-стреловом исполнении
Автокран со стрелой с гуськом
Автокраны — наиболее распространённые из всей группы стреловых самоходных кранов[2].
Автомобильные краны собираются на шасси серийно выпускаемых грузовых автомобилей с установкой на раме передних и задних выносных опор для обеспечения устойчивости при работе крана с грузом и повышения грузоподъёмности. Они могут самостоятельно передвигаться по грунтовым дорогам и преодолевать подъёмы до 20 °[3].
Основным достоинством автомобильных кранов является их высокая мобильность, что даёт возможность оперативно перемещать их на удалённые друг от друга объекты. При перевозке по железным дорогам не требуется их разбирать, так как они вписываются в габарит железнодорожного транспорта[3].
Рабочее оборудование[править | править код]
К основному стреловому оборудованию автомобильных кранов относятся:
Телескопические стрелы с жёстким подвесом[2].
Решётчатые стрелы с гибким подвесом[2].
Башенно-стреловое исполнение (сокр. БСИ)[2].
Стрелы с гуськом[2].
К сменному оборудованию относятся удлинительные секции (вставки) или выдвижные секции при телескопических стрелах, а также удлинённые гуськами стрелы[3].
В состав стрелового оборудования также входит стреловой полиспаст — для подъёма или опускания стрелы[3].
В качестве грузозахватного органа используются:
Для работы со штучными грузами — крюковая обойма[3].
Для работы с сыпучими грузами — грейфер[3].
Привод[править | править код]
Автомобильные краны различают:
Краны с одномоторным приводом, где все механизмы приводятся в действие от основного двигателя внутреннего сгорания — двигателя шасси[2][3].
Краны с многомоторным приводом, в котором каждый механизм приводится в действие своим индивидуальным двигателем[2][3].
В автомобильных кранах применяются следующие типы привода:
Механический привод. Включает силовую установку базового шасси, коробку отбора мощности, коробку скоростей, распределительную коробку, силовые канатные барабаны[2].
Электрический. Состоит из силовой установки базового шасси, коробки отбора мощности, генератора, питающего электрическим током электродвигатели механизмов крана[2].
Гидравлический. Также имеет силовую установку шасси, соединённую с коробкой отбора мощности, гидронасосами, гидродвигателями и гидроцилиндрами.[2] Гидравлический привод компактен, позволяет в широких пределах осуществлять бесступенчатое регулирование скоростей, но имеет низкий кпд[4].
Грузовые характеристики кранов для каждой длины стрелы и каждого положения существенно различаются. При работе на выносных опорах грузоподъёмность на 80 % выше, чем без опор. Управление кранами осуществляется при передвижении — из кабины шасси (автомобиля), при работе — из кабины крановщика, расположенной на вращающейся части крана[2].
Скорости рабочих движений регулируются за счёт изменения частоты вращения вала силовой установки и коробкой перемены передач. В отдельных случаях допускается передвижение кранов с грузом на крюке ограниченной массы. При этом стрела должна быть расположена в секторе задних колёс и направлена по продольной оси шасси с высотой подъёма не более 0,5 м[2][3]. Скорость передвижения при этом — не более 5 км/ч[3].
Шасси и несущая конструкция автокрана[править | править код]
Шасси автокрана можно разделить на два основных типа:
Первым типом являются классические грузовики, как шоссейные, так и повышенной проходимости, на которых располагается несущая рама крана. Во время работы самого автокрана рама грузовика не несет никакой нагрузки. Вся масса автокрана ложится на крановую раму и гидравлические опоры, выставляемые перед работой. Среднетоннажные автокраны такого типа как, например, «Ивановец» популярны в России и СНГ, для них используются грузовики МАЗ, КамАЗ, КрАЗ, Урал и другие отечественные марки, но зафиксированы случаи установки «Ивановцев» и других Российских кранов на шасси IVECO, MAN, Scania и даже Volvo. Похожей схемой пользуются и в Японии, но это больше относится к малотоннажным автокранам фирмы Tadano.
В западных же странах такая схема встречается реже, хотя были случаи установки среднетоннажного крана фирмы Liebherr и Terex на шасси фирмы Kenworth. Кроме всего прочего, рядом с кабиной для стрелы устанавливается ложемент безопасности. Также среди подобных автокранов распространено неудобство, связанное с центральным крюком крана, мешающим водительскому обзору и доставляющему немало хлопот крановщику при начале и завершении работы.
Вторым типом является специально сконструированное шасси под конкретный автокран. Это популярно за рубежом как на средне-, так и на крупнотоннажных кранах. Подобные шасси, как правило, делаются повышенной проходимости, но их недостатком часто является то, что они негабаритны по ширине.
Стационарная[править | править код]
Стационарная кабина управления автокраном должна быть расположена в пределах габарита как по ширине, так и по высоте. Как правило, снабжена защитной решеткой для защиты от падения предметов со стройки, сдвижной дверью для удобства её открытия, панорамным остеклением для максимального обзора крановщика.
Нефиксированная кабина делится на 2 типа, которые могут быть совмещены друг с другом.
Первый тип такой кабины имеет гидравлический механизм подъема для изменения угла наклона, чтобы улучшить обзор крановщика вверх.
Второй тип является вынужденной мерой для того, чтобы кабину можно было уложить в габарит в ездовом режиме. Эта кабина иногда зовется «поворотной». При переходе из рабочего в ездовой режим при помощи гидравлики кабина поворачивается на 180* и оказывается сзади за противовесом.
Краны применяются при осуществлении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных работ[2], в энергетическом строительстве они применяются преимущественно для погрузочно-разгрузочных работ и в качестве вспомогательных кранов при монтажных операциях на нулевых и минусовых отметках[3].
Рулевое управление — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Рулевое управление — система управления направлением движения транспортных средств с помощью рулевого колеса. Состоит из механизмов, преобразующих положение (угол поворота) руля в пропорциональное изменение положения колёс или аналогичных управляющих направлением движения элементов (поворот движителя, поворот направляющей лыжи, конька).
Пример работы системы подруливания на скоростях менее и более 40км/ч
4WS (4 Wheel Steering, от англ. 4 управляемых колеса) — система подруливания задних колес у автомобиля. При высокой скорости задние колеса поворачиваются в сторону поворота (так же как и передние колеса), что позволяет увеличить стабильность при резких маневрах (например обгоне). При низкой скорости задние колеса поворачивают в противоположную от поворота сторону (обратно передним колесам), что позволяет увеличить маневренность и уменьшить радиус разворота.
На автомобилях рулевое управление состоит из механического редуктора и системы тяг, преобразующих поворот руля в поворот управляемых (передних) колёс. Отношение углов поворота руля и колёс известно как «Передаточное отношение рулевого управления» и обычно составляет 15:1 … 25:1. Колесо, находящееся с той стороны, куда происходит поворот, поворачивается на больший угол, так, чтобы точка пересечения осей передних колёс находилась на оси задних колёс (в этом случае все колёса вращаются вокруг одной точки и не происходит бокового скольжения шин). Система тяг, обеспечивающая поворот колёс на разный угол, называется рулевая трапеция.
Как и компоновка трактора, рулевое управление бывает двух основных видов — поворот передних колёс (аналогично автомобилям), и относительный поворот полурам (тракторы К-700, Т-150К). В компоновке (и рулевом управлении) из двух полурам имеются следующие достоинства:
Унификация, простота и надёжность ведущих мостов — они не содержат узлов поворота колёс.
Две колеи при любом повороте полурам (задний мост идёт точно по следам переднего), что значительно улучшает проходимость.
Поворот полурам позволяет плавно перемещать влево-вправо переднее или заднее навесное орудие, что повышает удобство работы.
Рулевое управление комбайнов и вилочных погрузчиков[править | править код]
Из-за большого веса жатки, и особенностей компоновки, на переднюю часть самоходного зерноуборочного комбайна приходится основная часть веса, поэтому передние колёса выполняют ведущими и большого размера. Ввиду технических сложностей поворота этих колёс, рулевое управление зерноуборочных комбайнов осуществляется задними колёсами небольшого размера. Они также поворачиваются на разные углы (рулевой трапецией), чтобы избежать бокового скольжения, аналогично управлению автомобилей.
Аналогичная ситуация присутствует и у вилочных погрузчиков, так как на передние колеса приходится вес поднимаемого груза. По этой причине большинство таких машин также имеют управляемые колеса сзади.
Рулевое управление катков (дорожная техника)[править | править код]
Ввиду большой массы переднего цилиндра катка поворачивает он с помощью гидроруля. Руль просто переключает клапаны подачи жидкости в цилиндры поворота катка
Рулевой механизм — часть рулевого управления, преобразующая вращательное движение рулевого колеса в поступательное движение рулевых тяг. Как правило, это один из видов механического редуктора, хотя, например, в комбайнах применяется система «гидромотор-шланги-гидроцилиндр». Наиболее распространены следующие виды рулевых механизмов
Шестерня-рейка — руль соединён с неподвижной (вращающейся) шестернёй, концы подвижной рейки через тяги поворачивают колёса. В настоящее время применяется на большинстве легковых автомобилей (переднеприводных).
Червячная передача — рулевое колесо вращает червяк, по которому ходит вырожденный сектор зубчатого колеса — ролик (трение скольжения заменено на трение качения). Перекатываясь по сектору червяка, ролик вращает ось, с другой стороны которой закреплён рычаг, который своим движением перемещает рулевую трапецию. Эта достаточно сложная система, с большим числом деталей, широко применялась на заднеприводных автомобилях, с передней двухрычажной подвеской.
Винт-шариковая гайка — рулевое колесо вращает винтовой вал, поступательно перемещая «гайку» — соответствующую винтовую втулку, через тяги перемещающую рулевую трапецию. Между витками вала и втулки расположены шарики, переводящие трение скольжения в трение качения. Механизм применяется в основном на грузовых автомобилях, совместно с гидроусилителем (втулка-гайка является также поршнем гидроцилиндра).
Производители элементов рулевого управления[править | править код]
Кроме производителей оригинальных деталей рулевого управления существует несколько международных производителей, специализирующихся на рынке автозапчастей, например: