Турбированный двигатель: устройство, особенности эксплуатации
Наличие на автомобилях турбированных двигателей обеспечивает первым заметную прибавку к мощности в сравнении с аналогичными моделями, оснащенными «атмосферными» моторами. Подобные агрегаты дополняют устройство как бензиновых, так и дизельных силовых установок.
О турбине
Турбонаддув бывает двух видов: низкого и высокого давления. Первый тип турбины применяется для более качественного смешивания топлива за счет создания турбулентных воздушных потоков в моторах.
Но наиболее эффективным считается турбированный двигатель высокого давления. В сравнении с «атмосферными» моторами того же объема подобные агрегаты развивают примерно в 1,5 раза больше мощности.
Некоторые производители и владельцы устанавливают на автомобили сразу 2 турбины, в результате чего получили малолитражные моторы, способный составить конкуренцию силовым установкам гораздо большего объема.
Рейтинг надежности у турбореактивных двигателей ниже, так как они имеют довольно сложную конструкцию.
В частности, их конструкция дополняется следующими элементами:
Клапан, предназначенный для устранения избыточного давления, которое способно повредить мотор.
Интеркулер. Устройство используется для охлаждения воздуха, нагреваемого, когда обороты турбины достигли высокой отметки.
О принципах работы турбокомпрессора
Как работает турбина? Почему нельзя сразу глушить движок, дополненный таким агрегатом? Ответы на эти вопросы важны, так как, зная их, легче соблюдать особенности эксплуатации турбированного двигателя.
Схематично устройство турбины включает в себя следующие элементы:
Компрессорный хаузинг, следом за которым располагается компрессорное кольцо, отвечающее за сжатие воздуха.
Воздушный фильтр.
Задняя пластина компрессора.
Шарикоподшипник, установленный на валу.
Точки подачи и слива масла.
Турбинный хаузинг.
Турбинное колесо, за счет которого осуществляется преобразование энергии выхлопных газов в энергию вращения вала.
Важно: воздушный фильтр является основным источником возникновения проблем двигателя с турбонаддувом. Этот элемент рекомендуется регулярно менять.
Принцип работы турбокомпрессора заключается в следующем:
Воздух, проходя через воздушный фильтр, пронимает во входное отверстие агрегата.
Воздушные массы подвергаются сжатию. Одновременно с этим в них увеличивается уровень содержания кислорода. На данном этапе возникает нагрев воздуха, вследствие чего снижается его плотность.
Покидая турбокомпрессор, массы воздуха попадают в интеркулер, где происходит их охлаждение. Последний элемент конструкции также предотвращает возможность детонации топливной смеси в двигателе.
На последнем этапе сжатый воздух через дроссель проникает через впускной коллектор в цилиндры мотора.
Как видно, принцип работы подобного двигателя выглядит достаточно простым. Турбодвигатель часть выхлопных газов, возникших вследствие сгорания топливной смеси в цилиндрах, передает обратно в выпускной коллектор турбины. Этот воздушный поток запускает движение вала, на другом конце которого располагается компрессор. В результате последний вновь приступает к сжатию воздуха.
Благодаря чему турбированный двигатель обладает большей мощностью в сравнении с «атмосферным»?
После того как сжатый воздух попадает в цилиндр, в последнем увеличивается уровень содержания кислорода при сохранении прежних параметров цилиндра. Поэтому за один такт сжигается больше топливной смеси, чем в «атмосферном» моторе аналогичного объема.
Правила эксплуатации
До того, как установить турбину на свой двигатель, необходимо уяснить для себя условия пользования подобных агрегатов. Соблюдая их, можно увеличить срок «жизни» моторов.
Правильное эксплуатирование турбированных двигателей предполагает соблюдение следующих рекомендаций:
Регулярно проверять уровень масла
Существует множество советов о том, как правильно эксплуатировать турбореактивные двигатели. Однако главное условие заключается именно в регулярной проверке масла.
Отсутствие смазки ведет к быстрому изнашиванию подшипников турбины, следствие чего она вскоре перестает работать.
Кроме того, быстрый расход масла свидетельствует о наличие проблемы в моторе. Возможно, из строя вышел масляный насос или другая деталь.
При запуске не держать долго педаль газа
Турбированные двигатели достигают максимального давления уже на низких оборотах. Поэтому долго жать на педаль газа. Иначе турбина будет работать на «холостом» ходу, что сокращает срок ее эксплуатации.
Использовать только качественное масло
Некачественное масло — это вторая наиболее распространенная причина быстрого износа турбины. Причем не важно, установлена ли она на бензиновом двигателе, или на дизельном. Более того, подобная смазка негативно влияет и на состоянии мотора.
Необходимо заливать только то масло, которое рекомендует производитель конкретной силовой установки.
Важно также отметить, что тип смазки, применяемой на турбированных моторах, отличается от той жидкости, которая используется на «атмосферных» агрегатах. Это объясняется тем, что в первых создается больший уровень давления, вследствие чего увеличиваются требования к качеству масла. Данное обстоятельство необходимо учитывать при форсировании «атмосферного» движка.
Другая важная особенность эксплуатации турбированных моторов заключается в следующем: Смешивать разные сорта масла нельзя.
Не рекомендуется использовать смазку иной марки, даже если она имеет аналогичные характеристики.
Обязательно проверить состояние мотора после ремонта
В первую очередь необходимо обратить на наличие масла и его состав: жидкость должна быть прозрачной. Следом проверяется работа коленчатого вала при выключенном моторе.
И последнее: нужно запустить движок и продержать его на «холостом» ходе в течение 5-10 минут, внимательно прислушиваясь к нестандартному звучанию, наличию посторонних стуков и тому подобного.
Применять только качественное дизельное топливо
Чтобы дизельный двигатель, оснащенный турбиной, сохранил свои первоначальные характеристики, необходимо приобретать только качественное горючее. Низкосортное топливо имеет множество примесей, которые быстро засоряют топливную систему. В результате снижается уровень мощности, развиваемой двигателем.
Чтобы нивелировать ее падение, турбина начинает работать на пределе собственных возможностей, что провоцирует быстрый износ агрегата.
На морозе двигатель должен поработать на «холостом» ходу
При низких температурах масло становится более вязким. Поэтому рекомендуется запустить турбированный мотор и продержать его на «холостом» ходу, чтобы смазка начала циркулировать внутри агрегата.
Кроме того, турбореактивные двигатели не рекомендуется сразу останавливать на морозе. Прежде чем заглушить, им необходимо некоторое время также поработать на «холостом» ходу. Данная рекомендация объясняется тем, что на высоких оборотах в силовых агрегатах температура поднимается до максимальных значений.
Поэтому резкое выключение мотора может спровоцировать температурный перепад, из-за чего срок эксплуатации установки и турбины снижается.
Регулярно доводить двигатель до высоких оборотов
Турбина должна регулярно работать. Иначе она вскоре выйдет из строя. Рекомендуется хотя бы раз в неделю эксплуатировать двигатель, когда тот работает на высоких оборотах. В результате работы системы наддува происходит процесс ее самоочистки.
Наиболее удачным вариантом эксплуатации турбодвигателя является регулярная езда на средних оборотах.
Достоинства и недостатки
Надежный турбированный мотор — это заслуга его владельца. Только соблюдение условий эксплуатации обеспечит комфортную и длительную езду на автомобиле.
Подводя итог всему, что было приведено выше, нельзя не рассмотреть плюсы и минусы турбированных силовых установок.
Плюсы
Минусы
Высокая мощность мотора
Необходимость прогрева
Малый объем при высокой отдаче
Дорогостоящее обслуживание и высокая цена
Низкий уровень потребления топлива
Сильный нагрев
—
Наличие турбоям
Правила эксплуатации турбированных двигателей
Владельцы автомобилей двигатели, которых оснащены турбиной, должны знать и соблюдать определенные правила их эксплуатации.
Так больше внимания владелец турбированного двигателя должен уделят системам впуска и смазки, которые в первую очередь влияют на его работоспособность. Для избежание возможных отказов в работе двигателя масло, а также воздушный и масляный фильтра должны отвечать всем требованиям разработчиков и находится в надлежащем состоянии.
При этом большое значение имеет запуск и остановка турбированного двигателя, влияющие на срок его эксплуатации.
Запуск турбодвигателя
Турбина двигателя при своей работе разгоняется до достаточно высоких оборотов и в этом случае обязательным условием является стабильная подача смазки к ее вращающимся частям. Поэтому при запуске двигателя в течение первых двух — трех минут не стоит увлекаться педалью газа. Если же начать «газовать» на непрогретом двигателе то ротор турбины может «заголодать» по смазке, чего будет достаточно для выхода турбины из строя или же, как минимум многократно сократится ее ресурс.
Запуск при отрицательных температурах
После запуска турбодвигателя в морозы необходимо дать время на прогрев масла, чтобы его вязкость приобрела нормальные свойства. Если дать нагрузку на непрогретом двигателе, то в узлах подшипников турбины из-за несоответствия вязкости масла, может возникнуть так называемая кавитация (от лат. cavita — пустота), что просто губительна для подшипников.
Остановка двигателя с турбиной
Остановка турбированного двигателя , особенно после продолжительной поездки, также имеет свои особенности и прежде чем заглушить мотор, нужно дать ему остыть. Это связано с тем, что во время работы на высоких нагрузках мотор работает при высоких оборотах и предельном температурном режиме. При этом очень сильно разогревается корпус турбины раскаленными выхлопными газами, охлаждаемый потоком моторного масла. Если же сразу после остановки заглушить двигатель, то прекратится подача масла и резкий перепад температур может вызвать внутреннее напряжение в элементах турбины. Это скажется на сокращении ее эксплуатации и повышает риск ее преждевременного выхода из строя. Помимо этого резкая остановка двигателя вызывает коксование масла, во вращающихся частях турбины образуя слой нагара.
Турбо – таймер
Для того, чтобы продлить жизнь турбированного двигателя существует устройство турбо – таймер, в задачу которого входит задержать остановку двигателя после отключения зажигания. Эта пауза дает возможность охладиться деталям турбо наддува на холостых оборотах.
Упомянутый выше воздушный фильтр напрямую влияет на охлаждение турбины, поэтому необходимо следить за его состоянием и вовремя производить замену, не реже чем
через 10 тыс. км. Если авто эксплуатируется в тяжелых запыленных условиях , то замена выполняется чаще. Турбокомпрессору будет глобально не хватать воздуха и он попросту разорвет фильтр и начнет захватывать весь скопившийся на фильтре мусор (листья, пыль, насекомые и пр). Компрессор может захватить и любые другие предметы , вплоть до гаек, что приведет к ускоренному износу поршневой или может вызвать «срезание» лопастей компрессора и мгновенному отказу турбины. На двигателях спортивных авто фильтра по этой причине «окутаны» металлической сеткой с плотными ячейками.
Длительная работа мотора на холостом ходу
По возможности избегать работы мотора на холостом ходу более 10-15 минут. В данной ситуации давление масла в турбине гораздо выше чем давление подаваемого воздуха, что способствует протеканию масла через соединения, это будет заметно по характерному синему цвету выхлопа. Масло будет оседать на элементах турбины в виде нагара, что по мере пробега скажется на ее ресурсе.
Эксплуатация мотора после ремонта турбокомперессора
Отремонтированный или новый турбокомпрессор перед его установкой должен быть обязательно смазан. Для этого нужно принудительно залить 20 мл моторного масла через отверстие маслоподачи для смазки подшипников и только потом подключить трубопровод подачи масла к турбине. Затем на незаведенном двигателе провернуть коленвал, для заполнения подшипников ротора. После проведения этих предварительных операций можно заводить двигатель.
* После ремонта турбины она должна пройти обкатку на скорости не более 90 км/час в течение 1000 км пробега.
* Всегда использовать только масло, предписанное для турбированых моторов
* Замена масла и масляного фильтра для бензиновых двигателей не более 10 тыс. км и 7,5 тыс. км для дизелей
* При проведении ТО должна выполняться проверка состояния клапана рециркуляции выхлопных газов (EGR), а также очистка системы вентиляции картера
Выполнение этих несложных требований способно многократно продлить ресурс вашего турбированного двигателя.
Ресурс турбированного двигателя. Всё, что нужно знать о турбомоторе
Какой ресурс турбированного двигателя того или иного автомобиля – вопрос, ответ на который ищут зачастую водители, желающие купить автомобиль на вторичном рынке. Ведь никто не хочет после покупки выкладывать солидную сумму за капитальный ремонт двигателя.
Срок службы турбированных дизельных и бензиновых моторов достаточно велик, но меньше чем у атмосферного. Да и турбина, как показывает практика, выходит из строя раньше мотора, требуя при этом максимально бережного ухода. В этой статье мы рассмотрим какой же ресурс турбомоторов у современных авто, и каким образом его максимально увеличить.
Содержание статьи:
Содержание статьи
Что такое турбированный двигатель
Турбированный мотор – силовой агрегат, который оснащен турбиной, основная задача его в заключается в нагнетании воздушной массы в цилиндры двигателя. В отличие от атмосферного, который самостоятельно нагнетает воздух. Большее количество приводит к лучшему сгоранию топлива, что и повышает мощность. Таким образом, за счет более высокого КПД, турбированный двигатель, по сравнению с атмосферным того же объема, будет значительно экономичнее.
На данный момент турбокомпрессоры встречаются практически у всех современных авто, начиная от бензиновых двигателей малого объема и заканчивая многолитровыми V12.
Турбированный двигатель плюсы и минусы
Преимущества:
Высокая мощность, по сравнению с атмосферным. Даже при меньшем объеме мотора достигается более высокая мощность из-за нагнетаемого воздуха турбиной.
Расход топлива меньше чем у атмосферного. Если выполнять сравнение по лошадиным силам, а не по объему силового агрегата.
Турбированные двигатели более компактные.
Существуют варианты 2-ух и 3-ех цилиндровых двигателей, которые по мощности будут не слабее атмосферного с 4 цилиндрами.
Недостатки:
Если смотреть на расход топлива относительно объема, то турбомотор будет «кушать» больше. Например, турбированный бензиновый двигатель объемом 1.4 л, будет расходовать бензина больше, чем атмосферник 1.4 л. Но в то же время будет мощнее.
Требователен к качеству топлива, из-за чего зачастую наблюдается сокращение ресурса турбированного двигателя.
Ресурс турбомотора также зависит от качества моторного масла. Залить минеральное или полусинтетику не получится, только синтетику.
Как показывает практика, ресурс турбины меньше двигателя, и составляет в среднем 120-150 тыс. км. И замена не из дешевых.
Зимой автомобиль с турбомотором требует обязательного прогрева.
Необходимость в охлаждении турбины. По этой причине, после поездки глушить сразу же мотор не рекомендуется, нужно дать ему поработать на холостом ходу.
Замена масла и фильтров чаще чем у атмосферного.
Ресурс турбированных двигателей
Ресурс турбины не сильно меньше ресурса двигателя, и то только при надлежащем и постоянном уходе. Ресурс турбированного двигателя снижается из-за игнорирования рекомендаций автопроизводителя по уходу и обслуживанию турбокомпрессора, либо из-за сбоя в работе силового агрегата.
Некачественное моторное масло;
Несвоевременная замена масла и фильтров;
Повышенные нагрузки на холодном моторе;
Масляное голодание.
Это четыре основные причины, из-за которых ресурс турбированного двигателя сокращается в несколько раз.
Необходимо понимать, что турбированный мотор, особенно, если он малого объема, регулярно работает на пределе своих возможностей. Ведь при меньшем объеме турбомотор имеет такую же мощность, как и атмосферный с большим объемом. Из-за того, что он берет на себя большие нагрузки, и ускоряется его износ.
Многие производители автомобилей заверяют, что ресурс турбированного двигателя составляет примерно 150-200 тыс. км. После этого пробега нужно регулярно проверять компрессию, и при необходимости нужен ремонт двигателя.
Однако, это меньше 300 тыс. км, которые проходит без проблем атмосферник. А при не соблюдении всех правил и рекомендаций эксплуатации ресурс турбомотора может не достигать и 100 тыс. км.
Такой ресурс связан с тем, что атмосферный двигатель имеет более простую конструкцию и не так требователен к качеству моторного масла и топлива, что не скажешь о турбомоторе. К тому же, даже при поломке из-за некачественного топлива, восстановление атмосферного будет стоить значительно меньше, чем аналогичного мотора с турбиной.
Советы по уходу и эксплуатации турбированного двигателя
Если силовой агрегат спроектирован грамотно, то наличие турбонадува особо не сказывается на ресурсе турбированного двигателя. Автовладельцу необходимо только знать особенности эксплуатации турбомотора и помнить несколько важных правил.
Во-первых, соблюдайте рекомендованную периодичность замены моторного масла. А если эксплуатация автомобиля в основном по городским дорогам, где пыли и грязи в избытке, то следует интервал между обслуживанием сократить до 25%.
Вместо положенного интервала замены моторного масла в 10 тыс.км, выполняйте замену при пробеге 7.5 тыс. км. Даже при таком пробеге воздушный фильтр будет сильно загрязнен. А загрязненный фильтр только увеличивает сопротивление при всасывании воздуха, в результате чего производительность турбокомпрессора значительно уменьшается.
Во-вторых, не стоит экономить на качестве моторного масла. Заливайте в мотор то, что рекомендует производитель в соответствии с допусками.
Помните, скупой платит дважды. И экономия здесь неприемлема, иначе Вы рискуете сократить ресурс турбированного двигателя.
В-третьих, не перегружайте мотор без необходимости. Спокойная и умеренная езда – залог долговечности не только мотора, но автомобиля в целом.
В-четвертых, после остановки автомобиля, особенно после долгой поездки, не глушите турбированный двигатель. Ему нужно дать поработать 1-2 минуты на холостом ходу, чтобы остыла турбина. Т.к. если заглушить мотор сразу, то давление моторного масла пропадет моментально, и быстро вращающийся ротор на некоторое время будет без смазки. Таким образом, сильно сокращается ресурс работы турбины.
Чтобы данное явление предотвратить, на некоторых автомобилях установлен турботаймер, который глушит мотор через необходимое время после выключения зажигания.
И последнее, прогревайте мотор. Моторное масло, при первом запуске силового агрегата, имеет высокую вязкость, из-за этого затрудняется прокачка по зазорам. Поэтому при низкой температуре воздуха, зимой необходимо прогревать мотор, и это обязательное правило. Особенно, если у вас дизель, об этом читайте в статье – как правильно и нужно ли греть дизель зимой.
Видео: что убивает турбину двигателя
Заключение…
Если Вы собираетесь покупать поддержанный автомобиль, то не поскупитесь на диагностику. Так Вы будете иметь хоть какое-то представление о состоянии и ресурсе турбированного двигателя данного автомобиля.
Полезные статьи
Эксплуатация турбомотора, особенности двигателя с турбиной
Эксперты уверяют, что все, или подавляющее большинство водителей, управляющих автомобилями, оснащёнными турбодвигателями в процессе их эксплуатации, совершают целый ряд, часто непростительных ошибок. Поскольку, никто из них, разумеется, не хочет их допускать, поговорить отдельно и чуть подробнее о бензиновом турбированном моторе, а точнее о том, как его эксплуатировать, непременно стоит.
Как ухаживать за турбированным двигателем
Масло, его уровень и качество
Рекомендаций, касательно эксплуатации турбодвигателя, работающего на бензиновом топливе в Сети, существует – масса, некоторые из них, надо признать, дельные, скажем те, что касаются контроля уровня и качества моторного масла. Интересно, но такому мотору явно противопоказана «безмасляная диета», кроме того, не идёт на пользу его подшипникам и прочим не менее важные элементам использование некачественного, или уже отработанного свой срок масла. Владельцам автомобилей с таким двигателем необходимо завести хорошую привычку: каждый день проверять уровень масла, и если шип «намекнёт» о недостатке масла, то необходимо немедленно его пополнить.
Уровень масла в турбодвигателе
Можно доверять и тем рекомендациям, в которых говорится о том, что использовать в автомобиле с турбодвигателем необходимо моторное масло от производителя, и любая экономия на звание «разумная» претендовать никак не может. Более того, залить некачественное или дешёвое моторное масло в систему автомобиля с турбированной силовой установкой означает смерть, и установке, и автомобилю. Какое моторное масло идеально подойдёт для вашего автомобиля можно узнать, открыв его паспорт, в котором производитель даёт чёткие и точные рекомендации.
Турбодвигатель: пуск и остановка
Аккуратное обращение с турбодвигателем является обязательным условием его долгой эксплуатации, однако, многие владельцы машин с таким мотором, особенно холодным, зимним утром очень спешат побыстрее завести своего «железного коня». «Конь» же в ответ заводится никак не торопиться, что делать в этих случаях? Правильно, во-первых, отказаться от спешки, успокоиться и провернуть турбину несколько раз, после чего завести мотор и дать поработать ему несколько минут на холостом ходу. За это время система разогреется, а масло постепенно начнёт циркулировать, благодаря чему можно избежать перегрузок и, как следствие, поломок «турбированного сердца» вашего «коня».
Как правильно пользоваться турбомотором
Запуск турбодвигателя не терпит суеты
Речь идёт о педали газа, которую некоторые владельцы автомобиля с турбированным мотором в процессе его запуска очень часто и совершенно неоправданно нажимают. Не стоит и передерживать нажатие педали газа, поскольку это не поможет турбодвигателю достичь необходимого давления в системе, которой, в случае работы впустую для поломки достаточно всего лишь несколько секунд. Стоит заметить, что владельцам авто с турбодвигателем и с системой «Start&Stop» очень даже повезло, она в автоматическом режиме не позволяет пользователю совершать подобные ошибки.
Как и остановка…
Прежде чем заглушить турбированный мотор, настоятельно рекомендуется выждать пять-десять секунд после остановки автомобиля, а ключ в замке зажигания поворачивать до упора, только после окончания работы вентилятора. Поскольку турбодвигатель во время эксплуатации испытывает нагрузки, он разумеется греется, резкое его выключение создаёт температурный перепад, который в свою очередь неизбежно, пусть и со временем, но приведёт к поломке мотора.
Эксплуатация турбированного мотора
Как и манера вождения
Конечно же, каждый водитель уникален, уникальна и его манера управления автомобилем, однако, не секрет, что частое чередование резкого торможения и резкого набора скорости приводит к быстрой поломке турбодвигателя. Следует заметить, что спокойная и размеренная манера управления автомобиля с турбированным мотором вовсе не означает необходимость постоянно держать мотор на низких оборотах, всё как раз наоборот, турбина — это тот агрегат, которому высокие нагрузки буквально необходимы. Самым оптимальным решение для уравнения автомобилем с турбодвигателем в городских условиях, это работа силового агрегата на средних оборотах.
Другие записи по теме:
Рекомендация по эксплуатации турбированного авто
Здравствуйте друзья!
Недавно приобрел машину с турбонаддувом и у меня сразу же возник вопрос, на что нужно обратить внимание при эксплуатации турбины, чтобы она прослужила как можно дольше? Ведь ремонт турбины – дело не дешевое, а опыта вождения турбированных машин у меня нет. Я тщательно изучил тему и постарался в этом посте сделать для вас полезную «выжимку» основной информации.
О турбинах в целом
Турбонаддувы устанавливаются на многие современные модели двигателей, как на бензиновые, так и дизельные. У каждого производителя свой подход и свое видение оптимального использования турбины. Некоторые устанавливают на двигатель наддувы низкого давления, основная задача такого узла – создавать потоки воздуха для подготовки более качественной воздушно-топливной смеси. Другие ставят наддувы высокого давления – более производительные и эффективные, которые позволяют существенно повысить мощность мотора.
К недостаткам турбин высокого давления относят сложную конструкцию. Агрегат работает на высоких оборотах и частота его вращения не всегда в достаточной мере синхронизируется с оборотами двигателя. Чтобы на больших оборотах чрезмерное давление не нанесло урон, используется специальный клапан, который стравливает избыточное давление. Еще одна важная деталь такой турбины – интеркулер. Он необходим для охлаждения воздуха, который нагревается в процессе работы наддува. Чем холоднее воздух, тем больше его содержится в единице объема, а значит – смесь богаче кислородом.
Если на старых моделях при резком нажатии на газ происходил провал мощности (так званная турбояма), то сегодня конструкторам практически полностью удалось решить эту проблему. Как и двигатели, турбины со временем совершенствуются, устраняются их недостатки, повышается эффективность и надежность.
Некоторые двигатели оснащаются несколькими турбинами, одна из которых работает на низких оборотах, а другая – на высоких. Это позволило решить проблему падения мощности. Еще одно конструктивное решение – турбины с переменной производительностью. Их особенность в том, что лопасти рабочих лопаток могут менять наклон, в результате чего меняется производительность наддува. Совершенствование турбин дало возможность повысить мощность двигателей или использовать двигатели меньшего размера при тех же параметрах мощности.
Как работает турбина
Турбина приводится в движение под воздействием давления выхлопных газов. Они давят на крыльчатку, обеспечивая вращение на высоких оборотах – более 100 тыс. об/мин. Ведущая крыльчатка крепится на одну ось с ведомой, а общий вал – к корпусу турбины через подшипники скольжения. Смазка обеспечивается за счет моторного масла, которое подается к подшипникам под давлением.
Так же видео и полезные статьи доступны в нашей официальной группе в vk.com/rem_turbo
После остановки двигателя давление масла падает, хотя турбина продолжает вращаться по инерции. Такая ситуация приводит к увеличению зазора между валом и подшипниками скольжения, в результате масло начинает просачиваться во впускной коллектор, а дальше – в цилиндр двигателя, где и сгорает. Если имеет место выработка и зазор между валом и подшипником стал больше, в таком случае появляются посторонние шумы (вой) со стороны наддува.
Стоит отметить, что после остановки двигателя турбина долго вращаться не может, так как ее не приводят в движение отработанные газы, вращение осуществляется за счет инерционных сил.
На ресурс турбины влияет и режим ее работы. Например, если агрегат часто работает на повышенных оборотах, он может перегреваться. Непрерывный поток раскаленных выхлопных газов назревает наддув. А так как тепло от него отводится в основном тем же моторным маслом, то снижение давления или отсутствие притока (после остановки двигателя) приводят к тому, что остатки масла в перегретой турбине выгорают, в результате чего образуется нагар. Это ведет к повышенному износу деталей. Поэтому рекомендуется использовать качественное моторное масло, которое повысит не только ресурс самого двигателя, но и наддува.
Для повышения срока службы турбины целесообразно использовать турбо-таймер. Это устройство, которое обеспечивает задержку остановки двигателя после отключения зажигания. Этой паузы достаточно для того, чтобы агрегат успел остыть. Современные турбо-таймеры оснащены датчиками температуры, на основании полученных от них данных рассчитывается необходимое время задержки остановки двигателя. Использование такого устройства имеет и недостаток – при перегреве турбины в процессе езды оно может отключать ее.
О поломках турбины. Повреждения при попадании инородных частиц.
Очень часто неисправности турбины становятся следствием попадания внутрь инородных частиц. Так как агрегат работает на сверх высоких скоростях, даже микрочастицы могут привести к быстрому износу деталей. Определить такие повреждения легко, они проявляют себя в виде видимых механических повреждений на крыльчатке.
Наддув с поврежденной крыльчаткой использовать нельзя. Из-за возникшего дисбаланса на высоких оборотах будет появляться вибрация, возникает риск полного разрушения турбины, что может нанести существенный урон двигателю.
Недостаточная подача масла
Недостаточное количество масла в наддув может поступать по ряду причин:
неправильная установка турбины;
долгий простой двигателя;
неисправность системы подачи масла;
засор в трубке подачи масла;
низкий уровень масла в картере;
запуск двигателя при не полностью заполненных масляных каналах.
недостаток масла ведет к повышенному износу и перегреву турбонаддува.
Загрязненное масло
Чтобы турбина служила как можно дольше, необходимо не только использовать качественное масло, но и следить за его состоянием – своевременно менять. Загрязненное масло содержит большое количество инородных частиц, которые провоцируют износ вала, подшипников.
Как правило, замена масла и масляного фильтра проводится при проведении регламентного техобслуживания. Рекомендуется это делать также после замены турбонаддува.
Грязь в турбину может попадать по разным причинам. Чаще всего – из-за засорения масляного фильтра. Также инородные частицы попадают в масло во время сервисных работ, в результате износа деталей, по причине использования некачественного масла и т.д.
Карбоновый налет
Причиной появления карбонового налета может стать высокая температура выхлопных газов или остановка двигателя сразу после запуска. Чтобы не допустить этого, рекомендуется после пуска двигателя не глушить его несколько минут, пусть он поработает на холостом ходу без нагрузки. За это время масло прокачается через систему, обеспечив смазку и охлаждение деталей. Если наддув перегревается, то это может вызвать карбонизацию масла, что приведет к повреждениям подшипников, вала, маслоупорных колец.
Карбонизация масла возникает не только из-за неправильной эксплуатации (остановка мотора сразу после пуска). К другим причинам можно отнести плохое качество масла, его нерегулярная замена, неисправность топливной системы, утечки воздуха, выхлопа и т.д.
О техническом обслуживании турбины
При эксплуатации автомобиля с турбонаддувом обязательно нужно учитывать, что требования к качеству масла для таких двигателей выше, соответственно расходы на ТО будут выше. С другой стороны, для автомобилей с таким двигателем периодичность техобслуживания меньше, чем у атмосферников.
Если заливать качественное масло это влияет, как на ресурс турбины, так и двигателя в целом. Но нужно помнить, что при эксплуатации двигателей с наддувом не стоит пренебрегать заменой фильтров, не рекомендуется долго эксплуатировать турбину на высоких оборотах. При проведении любых регламентных работ рекомендуется проверять и состояние турбокомпрессора. Своевременное выявление неполадок позволяет избежать негативных последствий и дорогостоящего ремонта.
Итог
1. После запуска двигателя нельзя сразу его глушить. Необходимо дать ему поработать несколько минут, чтобы обеспечить нормальную подачу масла для смазки и охлаждения наддува. Не рекомендуется резко повышать обороты на только что запущенном двигателе, чтобы крыльчатка не вращалась на больших оборотах при недостаточном количестве масла. Иначе это приведет к неисправности узла.
2. Если после пуска двигателя вы начинаете движение, постарайтесь ехать на небольших оборотах.
3. Если двигатель какое-то время работал на высоких оборотах, необходимо дать ему несколько минут остыть до остановки двигателя. Это связано с тем, что даже после остановки крыльчатка турбины вращается, а масло поступать уже не будет, соответственно оно не сможет охладить агрегат. Резкий перегрев и перепады температуры значительно сокращают срок службы наддува.
4. Не рекомендуется надолго оставлять двигатель работать на низких оборотах, так как в такой ситуации из-за низкого давления возможно протекание масла через соединительные элементы. В результате оно будет попадать в двигатель и сгорать.
5. Менять масло нужно регулярно, строго за этим следить и заливать исключительно качественное масло. Также не стоит забывать о масляном и воздушном фильтре, от их качества и своевременной замены зависит надежная работа наддува и срок его службы.
6. Периодически следует проверять уровень масла. При необходимости – доливать.
7. На турбированных авто не рекомендуется резко газовать на непрогретом двигателе. Необходимо, чтобы температура поднялась хотя бы до 50-60 градусов, только после этого можно давать нагрузку. Особенно на это нужно обращать внимание в холодную пору года и тем, кто ездит на дизельных двигателях. Такой тип мотора долго нагревается и после запуска сразу же начинать движение не рекомендуется.