Рабочий цикл — это строгая последовательность рабочих процессов (тактов), периодически повторяющихся в каждом цилиндре. Каждый такт соответствует одно проходу поршня.
Рабочий цикл дизеля может совершаться как за четыре такта (за два оборота коленчатого вала), так и за два такта (за один оборот коленчатого вала). В первом случае дизель называется четырехтактным, во втором — двухтактным.
Рабочий цикл четырехтактного дизеля состоит из тех же тактов, что и рабочий цикл карбюраторного двигателя. Однако происходящие во время этих тактов процессы внутри цилиндров у карбюраторного двигателя и дизеля не одинаковы.
Во время такта впуска в цилиндр дизеля всасывается не горючая смесь, а воздух. Во время такта сжатия поступивший в цилиндр воздух сильно сжимается и вследствие этого нагревается до 500—700° С. В конце этого такта в цилиндр впрыскивается под большим давлением в мелкораспыленном состоянии топливо, которое, соприкасаясь с раскаленным воздухом, воспламеняется и быстро сгорает, образуя большое количество газов и выделяя тепло.
Во время такта расширения под давлением газов поршень перемещается. Процессы при этом такте, а также при такте выпуска аналогичны процессам, происходящим в четырехтактном карбюраторном двигателе.
Таким образом, в любом четырехтактном двигателе только один такт рабочий, а остальные три — вспомогательные.
Рабочий цикл двухтактного дизеля существенно отличается от рабочего цикла четырехтактного: он совершается не за два, за один оборот коленчатого вала и состоит только из двух тактов.
Рис. Основные процессы, происходящие в цилиндрах двухтактного дизеля: а — продувка; б — сжатие; в — рабочий ход; г — выпуск отработавших газов; 1 — поршень; 2 — нагнетатель; 3 — выпускной клапан; 4 — продувочные окна; 5 — ресивер блока; 6 — коленчатый вал; 7 — насос-форсунка
Первый такт (рис. а и б) происходит при перемещении поршня от нижней мертвой точки к верхней. Когда поршень 1 находится в нижней мертвой точке, свежий воздух под небольшим давлением поступает из нагнетателя 2 через ресивер 5 блока и продувочные окна 4 в цилиндр, вытесняя при этом остатки отработавших газов через открытый выпускной клапан 3. Когда поршень, перемещаясь вверх, перекрывает продувочные окна, а выпускной клапан закрывается, продувка цилиндра заканчивается. При дальнейшем перемещении поршня воздух в цилиндре сильно сжимается и нагревается. Когда поршень приближается к верхней мертвой точке, в цилиндр через насос-форсунку 7 впрыскивается под большим давлением топливо.
Второй такт (рис. в и г). Мелкораспыленное топливо, соприкасаясь с раскаленным воздухом, сгорает; при этом выделяется большое количество тепла, температура и давление газов резко возрастают. Под действием давления газов поршень перемещается от верхней мертвой точки к нижней, вращая коленчатый вал.
Когда поршень приближается к продувочным окнам, открывается выпускной клапан и значительная часть отработавших газов вследствие большого избыточного давления выходит из цилиндра. При дальнейшем движении поршня открываются продувочные окна, в цилиндр начинает поступать из ресивера блока чистый воздух, вытесняя через открытый выпускной клапан остатки отработавших газов.
Рабочий цикл на этом завершается.
Таким образом, в двухтактном двигателе, и это является его особенностью, рабочий ход поршня совершается при. каждом обороте коленчатого вала.
Рабочий цикл четырехтактного двигателя — как это работает
В числе процессов, характеризующих работу мощных и производительных машин и механизмов, следует отметить рабочий цикл четырехтактного двигателя. Это совокупность процессов, повторяющихся в определенной последовательности, во время которых цилиндр наполняется рабочей смесью, после чего происходит ее сжатие и воспламенение. Газы, образовавшиеся при сгорании, расширяются, а затем – удаляются из цилиндра.
Рабочий цикл четырехтактного двигателя
Рабочим циклом двигателя называется периодически повторяющийся ряд последовательных процессов, протекающих в каждом цилиндре двигателя и обусловливающих превращение тепловой энергии в механическую работу.
Если рабочий цикл совершается за два хода поршня, т. е. за один оборот коленчатого вала, то такой двигатель называется двухтактным. В настоящее время двухтактные двигатели на автомобилях не применяют, а используют лишь на мотоциклах и как пусковые двигатели на тракторах. Это связано прежде всего с тем, что они имеют сравнительно высокий расход топлива и недостаточное наполнение горючей смеси из-за плохой очистки цилиндров от отработавших газов. Автомобильные двигатели работают, как правило, по четырехтактному циклу, который совершается за два оборота коленчатого вала или четыре хода поршня
и состоит из тактов впуска, сжатия, расширения и выпуска. В карбюраторном четырехтактном одноцилиндровом двигателе рабочий цикл происходит следующим образом.
Такт впуска
Поршень находится в в.м.т. и по мере вращения коленчатого вала (за один его полуоборот) перемещается от в.м.т. к н.м.т. При этом впускной клапан открыт, а выпускной клапан закрыт. При движении поршня вниз объем над ним увеличивается, поэтому в цилиндре создается разряжение, равное 0,07—0,095 МПа, в результате чего свежий заряд горючей смеси, состоящей из паров бензина и воздуха, засасывается через впускной трубопровод в цилиндр.
От соприкосновения свежего заряда с нагретыми деталями в конце такта впуска он имеет температуру
75—125 °С.
Степень заполнения цилиндра свежим зарядом характеризуется коэффициентом наполнения, который для высокооборотных карбюраторных двигателей находится в пределах 0,65—0,75. Чем выше коэффициент наполнения, тем большую мощность развивает двигатель.
Такт сжатия
После заполнения цилиндра горючей смесью при дальнейшем вращении коленчатого вала поршень перемещается от н.м.т. к в.м.т. Впускной клапан закрывается, а выпускной закрыт. По мере сжатия горючей смеси температура и давление ее повышаются. В зависимости от степени сжатия давление в конце такта сжатия может составлять
0,8—1,5 МПа, а температура газов 300— 450 °С.
Такт расширения, или рабочий ход
В конце такта сжатия горючая смесь воспламеняется от электрической искры, возникающей между электродами свечи, и быстро сгорает, в результате чего температура и давление образующихся газов резко возрастают, поршень при этом перемещается от в.м.т. к н.м.т. Максимальное давление газов на поршень при сгорании для карбюраторных двигателей находится в пределах 3,5—5 МПа
, а температура газов 2100—2400 °С.
При такте расширения шарнирно связанный с поршнем шатун совершает сложное движение и через кривошип передает вращение коленчатому валу. При расширении газы совершают полезную работу, поэтому ход поршня при этом такте коленчатого вала называют рабочим ходом. В конце рабочего хода поршня давление в цилиндре снижается до 0,3—0,75 МПа, а температура — до 900—1200 °С.
Такт выпуска
Коленчатый вал через шатун перемещает поршень от н.м.т. к в.м.т. При этом выпускной клапан открыт и продукты сгорания выталкиваются из цилиндра в атмосферу через выпускной трубопровод. В начале процесса выпуска продуктов сгорания давление в цилиндре значительно выше атмосферного, но к концу такта оно падает до
0,105—0,120 МПа, а температура газов в начале такта выпуска составляет 750— 900 °С, понижаясь к его концу до 500—600 °С. Полностью очистить цилиндры двигателя от продуктов сгорания практически невозможно (слишком мало времени), поэтому при последующем впуске свежей горючей смеси она перемешивается с остаточными отработавшими газами и называется рабочей смесью.
Коэффициент остаточных газов характеризует степень загрязнения свежего заряда отработавшими газами и представляет собой отношение массы продуктов сгорания, оставшихся в цилиндре, к массе свежей горючей смеси. Для современных карбюраторных двигателей коэффициент остаточных газов находится в пределах
0,06—0,12. По отношению к рабочему ходу такты впуска, сжатия и выпуска являются вспомогательными.
Двухтактный двигатель – особенности работы
Весь цикл работы двухтактного двигателя происходит за один оборот коленвала. Это позволяет на выходе получать приблизительно в 1,4-1,8 раз большую мощность, с того же рабочего объема, имея те же самые обороты двигателя. Разумеется, коэффициент полезного действия у таких агрегатов значительно ниже, чем у тех же 4 тактных моделей. Это используется при создании тяжелых и низкооборотных двигателей судов. Здесь они напрямую соединяются с гребным валом. Нашли свое применение такие модели и в мотоциклах.
Это так же приводит к тому, что модели, работающие в 2 такта, очень сильно греются. Здесь выделятся большая тепловая энергия. В некоторых случаях приходится подключать к ним дополнительное охлаждение, чтобы агрегат всегда находился в работоспособном состоянии. Однако, можно выделить и плюс подобной технологии. Ввиду того, что работа поршня ограничивается 2 тактами, он совершает гораздо меньше движений за единицу времени, поэтому потери на трение минимальны. Это напрямую отражается на износе основных рабочих деталях двухтактного двигателя.
Еще одной актуальной проблемой для данной модели является тот факт, что постоянно нужно искать компромисс между потерями свежего заряда и качеством продувки. Да, принцип работы заставляет ведущих инженеров и техников трудится над созданием универсальной системы, которая бы сводила к минимуму потери. 4 тактный двигатель вытесняет отработанные газы в тот момент, когда его поршень находится в верхней мертвой точке. Здесь ситуация коренным образом меняется. Вся отработка вылетает в трубу в тот момент, когда цилиндр практически полностью свободен, то есть этот процесс захватывает его объем полностью. Качество обдува играет в этом очень важную роль.
Именно поэтому не всегда удается разделить свежую рабочую смесь от выхлопных газов. В любом случае они будут смешиваться. Особенно отчетливо такая проблема выделяется у карбюраторных моделей моторов, которые напрямую подают готовое к работе горючее в цилиндр. Естественно, в данном случае стоит говорить о большем количестве используемого воздуха. Отсюда возникает необходимость применения сложных по структуре и составу воздушных фильтров. 4 тактный двигатель обделен этим недостатком.
Принцип работы данной модели двигателя говорит о том, что его применение может быть ограничено ввиду особенностей конструкции и большого количества потерь. Однако от 2 тактов еще никто не отказывается, создавая все больше устройств на его основе.
Стоит отметить, что сегодня на рынке представлено множество различных механизмов, которые используют как 4 тактный двигатель внутреннего сгорания, так и двухтактный. Кстати, тот экземпляр, о котором мы решили поговорить сегодня, может иметь не только простейшее строение, в некоторых механизмах используются достаточно сложные его варианты.
Рабочий цикл двухтактного двигателя – достоинства и недостатки
Самое главное преимущество двухтактных двигателей – более высокая, по сравнению с четырехтактными, литровая мощность. Дело здесь в том, что при равном количестве цилиндров и количестве оборотов коленчатого вала в минуту, каждый цилиндр совершает рабочий ход вдвое чаще. При этом, за счет того, что фактический рабочий ход двухтактного двигателя короче (он укорочен за счет процессов газообмена), реально объем двигателя увеличивается на 50-60%.
Не менее важное преимущество – компактность. Благодаря этому качеству двухтактные двигатели нашли широкое применение не только в небольших транспортных средствах наподобие снегоходов, но и в садовой технике, а также инструментах (к примеру, в бензопилах). Кроме того, отсутствие газораспределительного механизма заметно делает конструкцию проще и дешевле в производстве.
Есть у двухтактных ДВС и существенные недостатки. Они расходуют больше топлива впустую, так как при открытии выпускного окна в систему выхлопа попадает часть несгоревшей смеси. Система смазки классического двухтактного мотора крайне примитивна – бензин смешивается с маслом заранее, и оба эти вещества попадают в камеру сгорания одновременно. Обусловлено это тем, что организовать масляную ванну в картере невозможно – картер участвует в процессе газообмена.
В результате масло, не пошедшее на смазывания стенок цилиндра, сгорает вместе с топливом. Ресурс двухтактного двигателя также значительно меньше, главным образом, за счет высоких оборотов коленвала. По этой причине в двигателях этого типа применяется только специальное высококачественное масло, разработанное для применения в двухтактных двигателях. Экологические параметры также оставляют желать лучшего: в выхлопе, из-за особенностей газораспределения, содержится большое количество СО и СН.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как,
Facebook,
Вконтакте,
Instagram,
Pinterest,
Yandex Zen,
Twitter и
Telegram:
все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
рабочие циклы, действит циклы ДВС
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ
ДВС
Замкнутые теоретические (идеальные)
циклы ДВС дают представление о протекании
процессов в реальных двигателях,
качественных зависимостях основных
показателей этих двигателей от различных
параметров циклов. В то же время
количественные значения параметров
реальных циклов весьма далеки от них в
силу целого ряда причин. На рис.2.1
представлены циклы Отто, Дизеля и
Тринклера, рассматриваемые при анализе
идеальных циклов ДВС.
Р ис.2.1.
Идеальные циклы Отто, Дизеля и Тринклера
Методы расчета
действительных циклов
Замкнутые теоретические (идеальные)
циклы ДВС дают наглядное представление
о протекании процессов в реальных
двигателях, качественных зависимостях
основных показателей этих двигателей
от различных параметров циклов. В то же
время количественные значения параметров
реальных циклов весьма далеки от них в
силу целого ряда причин. Среди них, в
первую очередь, необходимо отметить
следующие.
1. Теплоемкость рабочего тела не постоянна,
как это принимается при рассмотрении
идеальных циклов, а существенно изменяется
с изменением состава и температуры
рабочего тела.
2. Процесс сгорания топлива в ДВС
происходит по достаточно сложным законам
и сопровождается интенсивным теплообменом.
3. Непрерывный интенсивный теплообмен
через стенки, головку цилиндров, поршни
и др. элементы конструкции.
4. Процессы газообмена, т. е. впуска и
выпуска рабочего тела.
5. Утечки рабочего тела.
6. Подогрев воздуха, поступающего в
двигатель.
Многие из перечисленных факторов удается
учесть при рассмотрении действительных
циклов, которые иногда называют
«разомкнутыми». Эти циклы, по сравнению
с идеальными, в значительно большей
степени отражают параметры реальных
двигателей, поскольку они учитывают
следующие факторы.
1. Процессы впуска и выпуска (изменения
температуры и давления рабочего тела,
а также гидравлические потери при этом
не учитываются).
2. Изменение состава рабочего тела в
течение протекания цикла, а также его
теплоемкости с изменениями температуры.
3. Зависимость показателей адиабат
сжатия и расширения от средней
теплоемкости.
4. Процесс сгорания топлива, а также
изменение молекулярного состава рабочего
тела.
5. Потери теплоты от химической неполноты
сгорания топлива, а также на подогрев
остаточных газов и избыточного воздуха.
В настоящее время разработаны методики
расчета подобных циклов, однако,
достаточно надежные и достоверные
результаты теплового расчета дают
только полуэмпирические методики
теплового расчета, учитывающие результаты
экспериментальных исследований,
накопленный опыт конструирования,
изготовления и эксплуатации двигателей.
В них расчет параметров и характеристик
ДВС осуществляется на основе детального
анализа процессов газообмена, сжатия,
смесеобразования и сгорания, расширения.
Р ис.2.2.
Действительные циклы четырехтактных
и двухтактных ДВС
Основные сведения о
рабочих циклах двс
Рабочий цикл карбюраторного
четырехтактного двигателя.
Такт впуска. Поршень движется от
верхней мертвой точки (ВМТ) к нижней
мертвой точке (НМТ), создавая разрежение
в полости цилиндра, над собой. Впускной
клапан открыт, и цилиндр заполняется
горючей смесью. Горючая смесь, перемешиваясь
с остаточными газами в цилиндре, образует
рабочую смесь. Из-за гидравлического
сопротивления впускного тракта и нагрева
смеси, давление в конце такта впуска
составляет примерно 0,07-0,09 МПА, а
температура 100-130°С.
Такт сжатия. Поршень движется от
НМТ к ВМТ. Впускной и выпускной клапаны
закрыты. Рабочая смесь в цилиндре
сжимается до 0,7 -1,5 МПа. Температура
сжатой смеси достигает 300-450ОС. В
конце такта сжатая смесь воспламеняется
электрической искрой. В процессе сгорания
топлива давление в цилиндре повышается
до 3,0-4,5 МПа, а температура газов до
1900-2400°С.
Такт расширения. Иногда его называют
рабочим ходом. Начинается движением
поршня от ВМТ к НМТ под действием давления
образовавшихся продуктов сгорания. Оба
клапана закрыты. Шарнирно связанный с
поршнем шатун приводит во вращение
коленчатый вал, совершая полезную
работу. К концу такта расширения давление
газов уменьшается до 0,3-0,5 МПа, а температура
до 1000 — 1200°С.
Такт выпуска. Поршень движется от
НМТ к ВМТ. Через открытый выпускной
клапан отработавшие газы выходят из
цилиндра в атмосферу через выпускную
трубу. К концу такта выпуска давление
в цилиндре составляет около 0,11-0,12 МПа,
а температура 500-800°С.
После прохождения поршнем ВМТ закрывается
выпускной клапан и рабочий цикл
завершается. Последующее движение
поршня к НМТ — такт впуска — является
началом следующего цикла.
Цикл
четырехтактного дизеля
В дизеле в отличие от карбюраторного
двигателя воздух и топливо в цилиндры
вводятся раздельно.
Такт впуска. Поршень двигается от
ВМТ к НМТ, впускной клапан открыт и в
цилиндр поступает воздух либо за счет
разрежения в цилиндре, либо за счет
избыточного давления воздуха, создаваемого
нагнетателем у дизеля с наддувом.
Давление в конце такта впуска у дизеля
без наддува 0,08-0,09 МПа, а температура
воздуха 50-80ОС.
Такт сжатия. Оба клапана закрыты.
Поршень двигателя от НМТ к ВМТ и сжимает
воздух, перемешанный с остаточными
продуктами сгорания. Из-за большой
степени сжатия (14-21) давление воздуха в
конце этого такта достигает 3,5-4,0 МПа, а
температура 500-700°С. При этом положении
поршня в камеру сгорания впрыскивается
мелко распыленное топливо, которое,
попадая в среду сильно нагретого воздуха,
нагревается, испаряется, воспламеняется
и сгорает. Давление газов повышается
до 5,5-9,0 МПа, а температура до 1600-2000°С.
Такт расширения. Оба клапана закрыты.
Продукты сгорания, стремясь расшириться,
давят на поршень, заставляя его
перемещаться от ВМТ к НМТ. В такте
расширения догорает оставшаяся часть
топлива. К концу такта расширения
давление газов уменьшается до 0,3-0,4 МПа,
а температура до 600-900°С.
Такт выпуска. Поршень движется от
НМТ к ВМТ. Через открытый выпускной
клапан отработавшие газы выталкиваются
в атмосферу. Давление газов в конце
такта выпуска составляет 0,11-0,12 МПа, а
температура 400 — 6000С. Затем рабочий
цикл повторяется.
У вышеописанных четырехтактных двигателей
при выполнении тактов выпуска, впуска
и сжатия необходимо перемещать поршень,
вращая коленчатый вал. Эти такты
называются подготовительными и
осуществляются за счет кинетической
энергии, накопленной маховиком двигателя
в течение такта расширения.
Рабочий
цикл двухтактного карбюраторного
двигателя
В двухтактных двигателях для вытеснения
отработавших газов из цилиндра используют
принудительное вдувание воздуха или
горючей смеси в цилиндр. Такой процесс
называется продувкой. Продувка может
осуществляться различными способами.
Рассмотрим работу двухтактного
карбюраторного двигателя с
кривошипно-камерной продувкой. Когда
поршень находится в положении близком
в ВМТ камера сгорания заполнена сжатой
рабочей смесью, кривошипная камера
заполнена свежей порцией горючей смеси.
В этот момент рабочая смесь в цилиндре
воспламеняется электрической искрой
от свечи. Давление газов резко возрастает,
и поршень начинает перемещаться к НМТ
— совершается рабочий ход. Когда поршень
закроет впускное окно, в кривошипной
камере начнется сжатие горючей смеси.
Следовательно, при движении поршня к
НМТ одновременно совершаются такты
расширения и сжатия горючей смеси в
кривошипной камере. В конце рабочего
хода поршень открывает выпускное окно,
через которое отработавшие газы с
большой скоростью выходят в атмосферу.
Давление в цилиндре быстро понижается.
К моменту открытия продувочного окна
давление сжатой горючей смеси в
кривошипной камере становится выше,
чем давление отработавших газов в
цилиндре. Поэтому горючая смесь из
кривошипной камеры по каналу попадает
в цилиндр и, наполняя его, выталкивает
остатки отработавших газов через
выпускное окно в атмосферу.
Второй такт происходит при движении
поршня от НМТ к ВМТ. В начале хода из
цилиндра продолжают вытесняться
оставшиеся продукты сгорания вместе с
частью рабочей смеси. Затем поршень
последовательно перекрывает продувочное
окно и выпускное окно. После этого в
цилиндре начинается сжатие рабочей
смеси. В это же время за счет освобождения
поршнем некоторого объема в герметически
закрытой кривошипной камере создается
разрежение. Поэтому, как только нижняя
кромка юбки поршня откроет впускное
окно, через него из карбюратора в
кривошипную камеру поступает горючая
смесь. Таким образом, во время второго
такта происходит сжатие рабочей смеси
в цилиндре и заполнение камеры новой
порцией горючей смеси из карбюратора.
После прихода поршня к ВМТ все процессы
повторяются в такой же последовательности.
Кривошипно-камерная продувка наиболее
проста, но наименее совершенна, так как
при этом недостаточно полно осуществляется
очистка цилиндра от продуктов сгорания.
Поэтому она применяется только в
двигателях малой мощности с небольшим
абсолютным расходом топлива (двигатели
мотоциклов, лодочные, модельные и т.п.).
В строительных машинах и на транспорте
подобные схемы используются в пусковых
карбюраторных двигателях.
Цикл
двухтактного дизеля
Протекает аналогично рабочему циклу
двухтактного карбюраторного двигателя
и отличается только тем, что у дизеля в
цилиндре поступает не горючая смесь, а
чистый воздух и в конце процесса сжатия
впрыскивается топливо, которое
воспламеняется от соприкосновения с
нагретым воздухом. Так как в дизелях
продувка осуществляется чистым воздухом,
а не горючей смесью, они оказываются
более экономичными по сравнению с
карбюраторными двигателями.
Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя
При рассмотрении рабочего цикла двигателя условно принято, что каждый такт начинается и заканчивается при нахождении поршня в ВМТ или НМТ.
Первый такт — впуск.
Поршень перемещается с ВМТ в НМТ. Освобождающаяся над поршневая полость цилиндра заполняется горючей смесью через открытый впускной клапан из-за возникающего разрежения. Горючая смесь, поступая в цилиндр, смешивается с остатками отработавших газов от предыдущего цикла, образует рабочую смесь. В конце такта давление в цилиндре составляет 0,07—0,95 МПа, температура — 350—390 К, коэффициент наполнения цилиндра — 0,6—0,7.
Работа четырехтактного одноцилиндрового карбюраторного двигателя
а — впуск в цилиндр горючей смеси; б — сжатие горючей смеси; в — расширение газов; г- выпуск отработавших газов; 1 — коленчатый вал; 2 — распределительный вал; 3-поршень; 4 — цилиндр; 5— впускной трубопровод; 6 — карбюратор; 7— впускной клапан; 8 — свеча зажигания; 9 — выпускной клапан; 10 — выпускной трубопровод; 11-шатун; 12 — поршневой палец; 13 — поршневые кольца
Второй такт — сжатие.
Поршень движется от НМТ к ВМТ, впускной и выпускной клапаны закрыты. Объем над поршневой полости уменьшается. Рабочая смесь сжимается. Сжатие сопровождается повышением давления и температуры. Степень сжатия регламентируется детонационной стойкостью топлива. В конце такта давление составляет 1,2—1,7 МПа, а температура — 600—700 К.
Третий такт — расширение.
В начале такта при сгорании рабочей смеси, которая ооспл а меняется от искровою разряда свечи зажигания, выделяется значительное количество теплоты, резко увеличивается температура и давление. Вследствие давления газон поршень перемешается от ВМТ к НМТ. Газы расширяются и совершают полезную работу. В начале расширения давление газов составляет 4—6 МПа, температура — 2500—2800 К. В конце расширения давление н цилиндре составляет 0,3—0.5 МПа, температура — 1100-1800 К.
Четвертый такт выпуск.
Поршень перемешается oт НМТ к ВМТ Через открытый выпускной клапан отработавшие газы выталкиваются из цилиндра в выпускной трубопровод и в окружаюшую среду, В конце выпуска давление в цилиндре составляет 0,105—0,12 МПа, а температура — 85O-120O К.
Степень очистки цилиндра от отработавших газов характеризуется коэффициентом остаточных газов (отношение массы остаточных газов к массе свежего заряда). Для современных ДВС коэффициент остаточных газов составляет 0,08—0,2, он возрастает при увеличении частоты вращения коленчатого вала.
Рабочий цикл двигателя заканчивается четвертым тактом — выпуском. При дальнейшем движении поршня цикл повторяется в той же последовательности. Коленчатый вал в течение четырех тактов поворачивается на 720°, т. с. совершает два оборота. В двигателях, работающих по четырехтактному циклу, полезная работа совершается только в период такта расширения (рабочего хода), когда поршень перемещается пол действием расширяющихся газов, поворачивая коленчатый вал на 180е Остальные три такта являются подготовительными и выполняются при поворачивании коленчатого вата на 540° за счет инерции маховика И работы других цилиндров (в многоцилиндровых двигателях).
Работа двигателя, рабочий цикл
Рабочий цикл четырехтактного двигателя | Двигатель автомобиля
Рабочий цикл четырехтактного двигателя делится на четыре такта, которые происходят за два полных оборота коленчатого вала. Различают следующие четыре такта:
Первый такт — впуск
Поршень движется при открытом впускном и закрытом выпускном клапанах из верхней мертвой точки (ВМТ) в нижнюю мертвую точку (НМТ). Возникающее при этом в цилиндре разрежение втягивает в цилиндр порцию топливовоздушной смеси.
Величина давления при этом составляет несколько десятых бара.
Второй такт — сжатие
При закрытых клапанах поршень движется из нижней мертвой точки в верхнюю мертвую точку и сжимает заряд топливовоздушной смеси. Давление и температура в цилиндре растут. Их максимальные значения составляют:
с для дизельного двигателя — давление 30-50 бар, температура 550-700 °С;
с для бензинового двигателя — давление 10-16 бар, температура 350-450 °С.
Третий такт — рабочий ход
Клапаны закрыты. Сгорание топливовоздушной смеси начинается в верхней мертвой точке поршня. В результате в цилиндре повышаются температура и давление, максимальные значения которых составляют:
для дизельного двигателя — давление 60-100 бар, температура около 2000 °С;
для бензинового двигателя — давление 40-70 бар, температура около 2500 °С.
В двигателе с наддувом давление в цилиндре гораздо выше. Газы, являющиеся продуктом сгорания топливовоздушной смеси, начинают расширяться, воздействуя на поршень и перемещая его к нижней мертвой точке. Именно в течение этого такта газы совершают полезную работу, почему такт и называется «рабочий ход». В течение следующих трех тактов, наоборот, поршень воздействует на газы в цилиндре.
Четвертый такт — выпуск
При открытом выпускном и закрытом впускном клапанах поршень выталкивает из цилиндра отработавшие газы, лишенные своей энергии. При этом в цилиндре присутствует незначительный вакуум.
Рис. Рабочий цикл четырехтактного двигателя
На рисунке представлены четыре такта и соответствующая диаграмма работы двигателя в координатах р, V.
Рабочий цикл четырехтактного дизельного двигателя
Рабочий цикл авто с дизельным двигателем отличается тем, что при такте впуска в цилиндр двигателя поступает очищенный воздух, а не горючая смесь, как в карбюраторном двигателе.
Первый такт — впуск.
Поршень перемещается от ВМТ к НМТ, через открытый впускной клапан в цилиндр поступает очищенный воздух (из-за разрежения, создаваемого поршнем). Воздух перемешивается с небольшим количеством оставшихся от предыдущего цикла отработавших газов, температура повышается и в конце такта впуска достигает 300—320 К, а давление 0.08—0.09 МПа. Коэффициент наполнения цилиндра 0,9 и выше, т. е. больше, чем у карбюраторного двигателя.
Работа четырехтактного одноцилиндрового дизельного двигателя:
а — впуск воздуха; б — сжатие; в — рабочий ход; г — выпуск отработавших газов; 1— цилиндр; 2 — топливный насос, 3 — поршень: 4 — форсунка, 5 — впускной клапан, 6 — выпускной клапан
Второй такт — сжатие.
Поршень движется от НМТ к ВМТ, впускной и выпускной клапаны закрыты. Давление и температура воздуха увеличиваются и в конце такта составляют соответственно 3—5 МПа и 800—900 К. Степень сжатия регламентируется исправностью деталей КШМ и равна 17—21.
Третий такт — рабочий ход.
В конце такта сжатия (20—30 градусов угла поворота коленчатого вала ло прихода поршня в ВМТ) с помощью насоса через форсунку в цилиндр под высоким давлением (15—20 МПа) в мелкораспыленном виде впрыскивается порция топлива. Топливо от соприкосновения с нагретым воздухом испаряется, его пары перемешиваются с нагретым воздухом и воспламеняются. При сгорании топлива, вследствие подвода большого количества теплоты, резко увеличиваются лишение и температура образовавшихся газов. В начале такта расширения давление газов составляет 7—8 МПа. а температура 2100—2300 К. Под действием давления поршень перемешается от ВМТ к НМТ, совершая полезную работу. Объем цилиндра увеличивается, давление и температура газов снижаются и при подходе поршня к НМТ составляют 0,2-0,4 МПа .
Четвертый такт — выпуск.
Поршень перемещается от НМТ к ВМТ. Через открытый выпускной клапан отработавшие газы выталкиваются через выпускной трубопровод в окружающую среду. В конце такта выпуска давление газов равно 0,11 -0,12 МПа, температура 850—1200. После этого рабочий цикл дизеля повторяется. В двухтактных двигателях время, отводимое на рабочий цикл, используется более полно, так как процессы выпуска и впуска совмещены по времени с процессами сжатия и рабочего хода. Рабочий цикл происходит за 360 градусов (один оборот коленчатого вала).
При движении поршня от ВМТ к НМТ одновременно происходят процессы расширения и выпуска с продувкой цилиндра, а при обратном движении от НМТ к ВМ1 впуск и сжатие. Изменения параметров цикла (давление и температура) соответствуют изменениям параметров четырехтактного двигателя. Сравнение рабочих циклов четырех- , двухтактных двигателей показывает, что при одинаковых размерах цилиндра и частоте вращения коленчатого вала мощность двухтактных двигателей выше в 1.5—1,7 раза. Он проще по конструкции и компактнее. К недостаткам двухтактного двигателя следует отнести ограниченное время газообмена, что ухудшает очистку цилиндра от отработавших газов, увеличивает потери части свежею заряда, снижает экономичность.
Работа дизельного двигателя, подробнее
Рабочие циклы двухтактного двигателя | Двигатель автомобиля
Рабочий цикл двухтактного двигателя состоит всего из двух тактов, происходящих за один полный оборот коленчатого вала. В двухтактном двигателе внутреннего сгорания нижняя часть поршня работает в качестве нагнетателя воздуха. В конструкции современных двигателей (не только двух-, но и четырехтактных) для обеспечения оптимальной подачи воздуха в цилиндры используются дополнительные нагнетатели воздуха.
Рис. Схема действия роторного нагнетателя
Рабочий цикл двухтактного двигателя происходит следующим образом:
Первый такт — продувка и сжатие
Поршень двигается из нижней мертвой точки (НМТ) в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Пока поршень не перекроет перепускные окна, свежий заряд топливовоздушной смеси либо воздуха (в случае системы впрыска топлива) выталкивает использованный заряд из цилиндра наружу. При этом свежий заряд воздуха может подаваться из наддувочного нагнетателя под давлением, немного превышающим давление отработавших газов в цилиндре. После перекрытия поршнем перепускных окон заряд сжимается. При этом растут давление и температура, значения которых достигают значений давления и температуры в четырехтактном двигателе.
Второй такт — рабочий ход и выпуск
Сгорание начинается, как и в четырехтактном двигателе, при нахождении поршня возле верхней мертвой точки. Температура и давление не достигают максимальных значений, как в четырехтактном двигателе. Затем продукты сгорания топливовоздушной смеси расширяются в объеме. Как только поршень открывает перепускное окно, отработавшие газы под давлением выходят в систему выпуска. Вскоре вслед за этим открывается второе перепускное окно, и поступающий свежий заряд выталкивает остатки отработавших газов из цилиндра.
Рис. Рабочий цикл двухтактного двигателя
На рисунке представлены два такта и соответствующая диаграмма работы двигателя в координатах p,V.