Техническое обслуживание системы смазки двигателя: Attention Required! | Cloudflare – Техническое обслуживание смазочной системы.
Неисправности системы смазки двигателя. Техническое обслуживание
Маслоочистителя. Его очистка
Давление
масла проверяют устройством КИ-13936 или
КИ-4940. При исправном состоянии двигателя
давление и температура моторного масла
находятся во взаимосвязи. После пуска
двигателя из-за высокой вязкости масла
давление может достигать 0,3… 1,0 МПа.
По
мере прогрева двигателя давление
снижается. На давление и температуру
масла также влияет износ сопряжений
кривошипно-шатунного механизма, состояние
системы охлаждения, тепловой и нагрузочный
режимы двигателя, сорт масла, исправность
клапанов и износ насоса.
Присоединяют
прибор КИ-13936 с помощью переходника к
магистрали смазочной системы двигателя
(рис. 5.1).
Проверяют
давление масла при холодном двигателе,
для чего запускают его, устанавливают
минимально устойчивую частоту вращения
коленчатого вала и определяют давление
масла по манометру.
Прогревают
двигатель до номинального температурного
режима, определяют давление масла
при минимальной и номинальной частоте
вращения коленчатого вала.
Сравнивают
показания давления масла в магистрали
с данными таблицы 10.4, а также по
манометру устройства и штатному манометру
трактора на номинальной и минимально
устойчивой частоте вращения коленчатого
вала. Показание штатного манометра не
должно отличаться от показаний
контрольного более чем на ±5% от измеряемого
давления.
Если
целью измерения является определение
вероятностного ресурса работы смазочной
системы и кривошипно-шатунного механизма
тракторных двигателей, то необходимо
использовать для этого данные таблицы
10.5
Если
давление масла не соответствует
рекомендуемым (табл. 10.4, 10.5), регулируют
клапаны (сливной, предохранительный,
редукционный) проверяют износ масляного
насоса и подшипников коленчатого вала.
Таблица
10.4. Основные показатели и регулировочные
данные по системам смазки двигателей
Модель
двигателя
|
Частота
вращения колен, вала, мин»1
|
Давление
масла, МПа
|
Номинальная
частота вращения ротора
центрифуги, мин
|
Минимальная
|
Номинальная
|
При
минимальной частоте вращения колен,
вала
|
При
номинальной частоте вращения колен,
вала
|
На
холодном двигателе
|
На
прогретом двигателе
|
Номинальн.
|
Допустимое
|
ЯМЗ-
238Н(240Б)
|
800
|
1900
|
Не
менее 0,3
|
Не
менее 0,6
|
0,45…0,75
|
0,20
|
6000…7000
|
СМД-60(62)
|
800
|
2100
2000
|
0,25
|
0,05
|
0,25…
0,4
|
0,20
|
6000
|
Д-240
Д-240Т
|
600
|
2200
|
0,25
|
0,05
|
0,2…0,3
|
0,15
|
6000
|
А-41
|
700
|
1750
|
0,25
|
0,08
|
0,3…0,5
|
0,20
|
6000
|
А-01
|
700
|
1700
|
0,25
|
0,08
|
0,3…0,5
|
0,20
|
5500
|
Д-21А,
Д-144,Д-37Е
|
800
|
1800
|
0,20
|
0,05
|
0,15…0,35
|
0,15
|
5500
|
КамАЗ-740
|
500-600
|
2600
|
Не
более 0,55
|
0,1
|
0,45…
0,50
|
0,30
|
5000
|
ЗИЛ-130
|
|
3200
|
0,40
|
0,04…0,07
|
0,25…
0,30
|
0,25
|
5000-6000
|
|
ЗМЗ-53-11
|
|
3200
|
0,60
|
0,05
|
0,25…
0,40
|
0,20
|
5500…5000
1
|
[
412Э
|
|
5500…5800
|
0,60
|
0,08
|
0,20…0,40
|
0,15
|
—
|
Таблица
10.5 — Допускаемые значения давления масла
в магистрали.
Двигатель
|
Трактор
|
Номин-ая
частота
вращения
кол.вала мин-1
|
Давление
масла,
МПа, Д1
|
Давление
масла, МПа, Д2
|
Давление
масла,
МПа, Д3
|
ЯМЗ-240Б
|
К-701
|
1900
|
0,17
|
0,20
|
0,25
|
ЯМЗ-238НБ
|
K-700
|
1700
|
0,17
|
0,20
|
0,25
|
СМД-62
СМД-60
|
Т-150
Т-150К
|
2100
2000
|
0,12
|
0,15
|
0,19
|
А-01М
|
Т-4А
|
1700
|
0,12
|
0,16
|
0,22
|
Д-160
|
Т-130
|
1250
|
0,12
|
0,15
|
0,19
|
А-41
|
ДТ-75М
|
1750
|
0,12
|
0,16
|
0,22
|
Д-240Т
Д-240
|
МТЗ-100
МТЗ-80
|
2200
|
0,10
|
0,12
|
0,15
|
Д-65Н
|
ЮМЗ-6ЛЛ
|
1750
|
0,10
|
0,12
|
0,15
|
Д-144
|
Т-40М
|
1800
|
0,10
|
0,12
|
0,15
|
Д-21А1
|
Т-25А,
Т-16
|
1800
|
0,10
|
0,12
|
0,15
|
-
Проверка
работоспособности реактивной масляной
1.
Низкое давление масла в системе смазки,
возможные причины которого:
-
мал
уровень масла в картере двигателя;
-
утечка
в маслопроводах;
-
засорены
маслофильтры;
-
засорена
сетка маслозаборника масляного насоса;
-
завис
редукционный клапан или ослабла пружина
сливного клапана;
-
повышенный
износ вкладышей коленчатого вала;
-
повышенный
износ деталей масляного насоса;
-
неисправен
датчик или указатель давления масла.
Марка
двиг-ля
|
Характеристика
смазочной системы
|
Насос
масляный
|
Фильтр
масляный
|
Вместимость,
л
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Д-240
|
Комбинированная.
Под давлением к коренным и шатунным
шейкам, шейкам распредвала,
пульсирующим-клапанный механизм,
остальные детали — разбрызгиванием.
|
Одноступенчатый,
шестеренчатый. Установлен на крышке
первого коренного подшипника.
|
1
Полнопоточная
центрифуга с бессопловым гидравлическим
приводом.
|
15
|
СМД-62
|
Комбинированная.
Под давлением смазываются подшипники
коленвала, распределительного
вала, агрегата турбокомпрессора,
поршневой палец, втулка шестерни
топливного насоса и водяной насос.
|
Шестеренчатый,
двухсекционный. Приводится во
вращение от шестерни коленвала.
Имеет насос предпусковой подкачки
масла.
|
Полнопоточная
центрифуга, i
Часть
масла через форсунки сливается в
картер, другая очищается и подается
в главную масляную магистраль.
|
20
|
А-41
|
Комбинированная.
Под давлением к подшипникам коленвала,
распредвала, шестерням распределительного
механизма, шестерни привода
топливного насоса, коромысел клапанов,
толкателей. Остальное разбрызгиванием.
|
Шестеренчатый,
2-х секционный. Установлен на нижней
плоское га блока цилиндров. Приводится
во вращение от коленвала.
|
Полнопоточная
2-х секционная центрифуга с
гидравлическим реактивным приводом.
|
22
|
КамАЗ-740
|
Комбинированная.
Под давлением: подшипники коленчатого
и распределительного вала, втулки
коромысел, регулировочные винты и
верхние наконечники штанг, подшипники
компрессора и топливного насоса
высокого давления, гидромуфта привода
вентилятора. Остальное разбрызгиванием.
|
Шестеренчатый.
2-х секционный. Приводится во вращение
от коленвала.
|
Два
фильтра тонкой очистки: полнопоточный
со сменным фильтрующим элементом и
иеполнопоточный-центрифуга, включенные
между собой параллельно
|
23
1
|
Продолжение
таблицы 10.1
|
ЗИЛ-130
|
Комбинированная.
Под давлением: подшипники коленчатого
и распределительного вала, толкатели,
ось и коромысла клапанов, валы
привода распределителя зажигания
и масляного насоса, компрессор.
Остальное разбрызгиванием.
|
Шестеренчатый,
2-х секционный, располагается с
наружи картера.
|
Полнопоточная
центробежная
центрифуга.
|
9
|
ЗМЗ-53-11
|
Комбинированная.
Под давлением: подшипники коленчатого
и распределительного вала, толкатели,
ось и коромысла клапанов, вала
привода распределителя зажигания
и масляного насоса, компрессор.
Остальное разбрызгиванием.
|
Шестеренчатый,
2-х секционный, располагается с
наружи картера.
|
Полнопоточная
центробежная
центрифуга.
|
8
|
412
Э
|
Комбинированная.
|
Шестеренчатый
односек-ционный.
|
Полнопоточный
фильтр тонкой очистки с бумажным
(или из других мат-ов) фильтрующим
элементом.
|
5.2
|
Таблица
10.2. — Клапаны системы смазки
Клапан
|
Основные
функции
|
Пределы
регулирова- ния на начало откры- тия,
МПа
|
Редукционный
|
Ограничение
давления масла, подаваемого к
агрегату очистки
|
АР
= 0,54.Л?
|
Перепускной
|
Перепуск
масла при повышении сопротивления
агрегата очистки
|
ДР-ОД
„Д45
|
:
Сливной
|
Ограничение
давления в главной магистрали
|
ДР
= 0,25…0,55
|
Термостат
|
1
Автоматическое
включение тепло обменников
|
АР
= 0,45… 0,55
|
Дифференци-
альный
|
Автоматическое
регулирование по-дачи масла в зависимости
от давле-ния в магистрали
|
ДР
= 0,45… 0,55
|
Рис.
10.1 — Схема расположения клапанов в
смазочной системе
двигателя
1
— масляный радиатор: 2 — клапан-термостат;
3 — фильтр-центрифуга; 4 — напорная
магистраль; 5 — сливной клапан; б —
редукционный клапан: 7 — перепускной
клапан.
—
поршневые кольца залегли или сильно
изношены; ,
—
большой зазор между стержнями впускных
клапанов и направляющими втулками;
—
овальность или конусность цилиндров
выше допустимых пределов;
—
повышенный зазор между поршнем и
цилиндром.
Маслоочистителя. Его очистка
В
таблице 11.1
приведены
основные операции технического
обслуживания.
Таблица
11.1 -Операции технического обслуживания
Наименование
операции
|
Вид
ТО
|
Проверить
наличие подтекания топлива, уровень
масла в корпусах топливного насоса и
регулятора.
|
ЕТО
|
Провести
обслуживание воздухоочистителя
|
ТО-1
|
Слить
отстой из топливного бака и фильтра
грубой очистки топлива (ФГО)
|
ТО-1
|
Слить
отстой из фильтра тонкой очистки
топлива (ФТО) и промыть противотоком,
промыть ФГО
|
ТО-2
|
Проверить
герметичность воздухоочистителя и
воздушного тракта
|
ТО-2
|
Очистить
распылители форсунок, заменить
фильтрующие элементы ФТО
|
ТО-3
|
Проверить
и при необходимости отрегулировать
топливный насос и форсунки, а также
угол начала подачи топлива
|
ТО-3
|
-
4.2 Проверка состояния системы очистки и подачи воздуха
Для
повышения мощности и экономичности
двигателя система очистки и подачи
воздуха имеет большое значение. От
преждевременной износи двигателя
предохраняет воздухоочиститель, рабочие
характеристики которого изменяются помере
накопления на нем ныли, испарения масла
и поддоне, изнашивания
фильтрующих
элементов, появления неплотностей и
других неисправностей.
В
настоящее время на многих тракторах и
автомобилях на впускном трубопроводе
установлен индикатор засоренности
воздухоочистителя-ОР-УУ28 (Рис.11.1).
Рис.
11.1 Схема индикатора засоренности 1-
Стержень;
2
—
камера атмосферного давления; 3
—
диафрагма; 4
—
поршень; 5
—
прозрачный корпус прибора; 6
—
шток; 7
—
пружина; 8
—
рабочая камера; 9 – обратный клапан.
Нажимая
на стержень 1, открываем клапан 9, При
атом рабочая камера сообщается со
впускным воздушным трактом и под
действием избыточного давления над
диафрагмой 8 поршень 4 перемещается
вниз, сжимая пружину. Чем больше
разрежение, тем ниже опустится поршень.
Появление в смотровом окне красной
полосы свидетельствует о предельном
загрязнении воздухоочистителя.
Дня
проверки герметичности воздушного
тракта дизелей предназначен индикатор
герметичности КИ-13948-ГОСНИТИ (Рис.11.2,).
При замере герметичности воздушного
тракта снимают пылеуловитель. устанавливают
на горловину,. индикатор Прокручивают
коленчатый вал дизеля пусковым двигателем
(декомпрессор выключен).
Рис.
11.2. Схема индикатора гермегичности
КИ-13048 1- накладная шайба с резиновой
прокладкой; 2 переходной штуцер; 3-
вакууметр
Герметичность
впускного воздушного тракта можно
проверить прибором КИ-4870 (Рис.11.3.)
Рис.
11.3. Схема прибора КИ-4370
1
— корпус; 2 — стеклянная трубка; 3 —
пробка;
4 -резиновыйшланг; 5 — соедини тельная
муфта; б -сменный наконечник
Устанавливают
максимальный скоростной режим,
выворачивают винт прибора до нижней
кромки отверстия и, удерживая прибор в
вертикальном
положении, прижимают наконечник к местам
стыков и соединений воздушного тракта.
Изменение уровня жидкости в стеклянной
трубке свидетельствует о подсосе воздуха
в проверяемом месте.
Контрольные вопросы
-
Перечислить
основные показатели технического
состояния механизма газораспределения.
-
Как
проверить неплотность клапанов
цилиндров,
-
Как
проверить фазы газораспределения.
-
Как
проверить и отрегулировать зазоры в
клапанах.
-
Как
определить износ кулачков распределительного
вала и утопание тарелок клапанов в
гнёздах.
Протокол
проверки узлов механизма газораспределения
двигателя
Показатель
|
Прибор,
приспособление
|
Значение
параметра
|
Выводы
|
|
Д1
пред.
|
Д2
допуст.
|
Д3
номин.
|
Замеренное
|
|
-
Проверка
неплотностей клапанов цилиндров,
л/мин
Первого: впускной
выпускной
Второго: впускной
выпускной
Третьего:
впускной
выпускной
Четвёртого: впускной
выпускной
|
КИ
— 4887 — II
|
|
|
|
|
|
2.
Угол начала открытия впускного
клапана, град, до ВМТ:
Первого
цилиндра
Четвёртого
цилиндра
|
КИ
— 13926
|
|
|
|
|
|
3.
Проверка и регулировка зазоров в
клапанном механизме, мм: впускного
клапана
выпускного
клапана
|
КИ-9918
щуп
№ 2
ключ
на 14 мм отвёртка
|
|
|
|
|
|
4.
Высота кулачков распределительного
вала, мм: впускного выпускного
|
ШЦ-1
|
|
|
|
|
|
5.
Утопание клапанов относительно
головки цилиндров, мм:
Впускного
клапана Выпускного клапана
|
ШЦ-1
|
|
|
1
|
|
|
1. Оборудование, приборы и инструмент
-
Двигатель
А — 41.
-
Индикатор
загрязненности воздухоочистителя ОР-
-
Индикатор
герметичности впускного воздушноготракта
КИ-13943.
-
Прибор
для выявления мест подсоса воздуха
КИ-4870,
-
Приспособление
для проверки давления в системе
топливоподачи низкого давления КИ-13943.
-
Имитатор
загрузки КИ-5653.
-
Приспособление
для проверки форсунок и прецизионных
пар топливного насоса (на двигателе)
КИ-16301
-
Автостетоскоп.
-
Прибор
лая испытания и регулировки форсунок
КИ-15706-01 или №46
«Техническая эксплуатация автомобилей»
16. Основные неисправности системы смазки. Диагностирование системы смазки. Техническое обслуживание и текущий ремонт системы смазки двигателя.
Система
смазки (другое наименование смазочная
система) предназначена для снижения
трения между сопряженными деталями
двигателя. Кроме выполнения основной
функции система смазки обеспечивает:
охлаждение
деталей двигателя;
удаление
продуктов нагара и износа;
защиту
деталей двигателя от коррозии.
Система
смазки двигателя имеет следующее
устройство:
поддон
картера двигателя с маслозаборником;
масляный
насос;
масляный
фильтр;
масляный
радиатор;
датчик
давления масла;
редукционный
клапан;
масляная
магистраль и каналы.
Внешними
признаками неисправности системы
являются потеря герметичности, загрязнение
масла и несоответствие давления в
системе нормативным значениям. Для
многих грузовых автомобилей при скорости
40-50 км/ч на прямой передаче давление
в системе должно быть примерно 0,2-0,5 МПа.
Указатели
давления масла в течение эксплуатации
могут начать работать с погрешностью.
Периодически их показания надо сравнивать
с показаниями эталонного механического
манометра, устанавливаемого на место
масляного датчика.
В
процессе работы в системе смазки
накапливаются осадки, состоящие из
продуктов неполного сгорания топлива
и окисления масла. Присадки масел также
способствуют отложениям.
Удаление
осадков, т.е. промывка системы смазки,
является необходимой технологической
операцией, особенно при сезонном переводе
работы двигателя на масло другой марки.
Промывка замедляет ухудшение
физико-химических показателей моторного
масла, повышает компрессию двигателя
(особенно ненового) за счет более
свободного положения колец на поршне,
уменьшает расход топлива и угар масла,
обеспечивает лучшее функционирование
смазочной системы.
Промывочные
масла — это маловязкие жидкости с особыми
присадками. У каждой марки масла своя
технология применения, но эффект примерно
одинаков. Последовательность промывки
системы следующая:
—
слить отработанное масло при горячем
двигателе;
—
залить требуемый объем промывочного
масла, обычно несколько выше нижней
метки щупа;
—
запустить двигатель (избегая резких
ускорений) и дать поработать требуемое
время на малой частоте вращения;
—
слить промывочное масло;
—
заменить, очистить, промыть керосином
(в зависимости от конструкции) фильтры;
—
залить требуемый объем свежего масла,
завести двигатель и дать ему поработать
на малой частоте, чтобы масло заполнило
всю систему;
—
проверить уровень масла и при необходимости
довести его до нормы.
Некоторые
марки промывочных масел после отстаивания
можно еще использовать 1-2 раза. При
отсутствии промывочных масел можно
использовать обычные маловязкие масла,
время промывки — примерно 10 мин, или, как
исключение, летнее дизельное топливо,
время промывки — не более 5 мин.
Пониженное
давление в системе является результатом
недостаточного уровня масла, разжижения
или применения масла пониженной вязкости,
загрязнения сетки маслозаборника,
фильтров, износа деталей, заедания
перепускного клапана в открытом
положении.
Повышенное
давление является результатом применения
масла с большой вязкостью, например,
летнего в зимний период, заедания
перепускного клапана в закрытом
состоянии.
Надежность
работы системы во многом зависит от
состояния фильтров. Многие двигатели
грузовых автомобилей имеют два фильтра:
полнопоточный (грубой очистки) и
центробежный (тонкой очистки). При ТО-2
у полнопоточных фильтров заменяют
фильтрующие элементы, а центробежные
разбирают, осматривают и промывают.
В
обычных условиях эксплуатации, когда
центрифуга работает исправно, в колпаке
ротора после 10-12 тыс. км пробега
скапливается 150-200 г отложении, в
тяжелых условиях — до 600 г (толщина
слоя отложений в 4 мм соответствует
примерно 100 г).
Отсутствие отложений указывает на то,
что ротор не вращался в результате
деформации деталей, неправильной сборки
корпуса фильтра, сильной затяжки
соединительных элементов, самопроизвольного
отворачивания деталей крепления ротора,
а грязь вымыта циркулирующим маслом.
Следует
иметь в виду, что в некоторых фильтрах
ротор имеет частоту вращения до
5000 об/мин. При неправильной сборке
будет сильная вибрация со всеми возможными
последствиями. У правильно собранного
и чистого фильтра после остановки
двигателя ротор продолжает вращаться
2-3 мин, издавая характерное
гудение.Периодичность замены масла
назначают в зависимости от марки масла
и модели автомобиля. Уровень масла
проверяют через 2-3 мин после остановки
двигателя. Он должен быть между метками
маслоизмерительного щупа.
Техническое обслуживание систем смазки
Категория:
Эксплуатация экскаваторов
Публикация:
Техническое обслуживание систем смазки
Читать далее:
Техническое обслуживание систем смазкиНормальные условия эксплуатации всех узлов двигателя в значительной степени зависят от своевременной смазки в строгом соответствии с инструкцией. Нерегулярная смазка трущихся поверхностей деталей или смазка некачественным и грязным маслом приводит к тому, что механизмы двигателя преждевременно выходят из строя вследствие повышенного износа деталей и их поломок.
Основные правила по обслуживанию системы смазки следующие.
1. Перед смазкой двигатель необходимо тщательно очищать.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
2. Механизмы двигателя нужно заправлять маслом с помощью предназначенных для этой цели специальных смазочных приборов и чистой заправочной посуды.
3. Перед началом работы и в середине смены следует проверять уровень масла в картере двигателя масломерной линейкой. Уровень масла в картере при неработающем двигателе должен совпадать (дизели Д-48) или быть выше на 15—20 мм верхней метки на линейке (дизель Д-108). Если масло не доходит до нижней метки ,на линейке, го работать нельзя, так как это может привести к аварии.
4. Во время работы необходимо следить за показаниями манометра и термометра. Температура масла в системе должна быть 70—80° и не выше 100°.
5. Следует применять только те сорта масел, которые указаны в инструкции по эксплуатации двигателя в зависимости от времени года.
6. При длительных остановках и в зимнее время масло сливают из картера двигателя в чистую посуду сразу после его останова Перед пуском двигатель надо разогревать. Для этого масло заливают в систему смазки разогретым до 70—80° и одновременно в радиатор заливают горячую воду.
7. Через 100—120 ч работы двигателя (Д-108, Д-48) нужно полностью менять масло и промывать всю систему смазки. Операцию выполняют в таком порядке:
а) сразу же после работы сливают горячее масло из системы, чтобы удалить частицы, находящиеся во взвешенном состоянии’, и очищают магнитную пробку картера;
б) картер двигателей Д-48 заливают дизельным топливом в объеме 12 л, а в картер двигателя Д-108 заливают 15 л смеси,, состоящей из 50% дизельного топлива и 50% дизельного масла; запускают двигатель на 3—5 мин на самых малых оборотах; после останова двигателя грязную смесь сливают из системы;
в) картер заливают свежим маслом и после работы двигателя в течение 5 мин доливают масло до необходимого уровня.
При смене масла сапун разбирают и промывают его набивку в керосине или дизельном топливе. После этого набивку смачивают дизельным маслом и, дав маслу стечь, собирают сапун.
8. Периодически через 50—60 ч работы следует промывать фильтр грубой очистки, а через 100—125 ч работы у дизелей Д-48, У2Д6 и через 240 ч работы у дизеля Д-108 заменять фильтрующий элемент тонкой очистки.
9. Необходимо следить за состоянием маслопроводов и их соединений, не допуская течи масла.
При наступлении холодов необходимо применять менее вязкие (более жидкие) зимние сорта масла. Для (Подогревания застывшего масла нужно применять маслоподогреватели (хотя бы простейшие переносного типа), в которых масло нагревается через воду. Нагревать масло на костре или плите совершенно недопустимо, так как оно разлагается и теряет свои смазочные свойства.
При заправке подогретым маслом двигатель быстрее прогревается и, следовательно, уменьшается расход топлива на его прогрев, а также уменьшается износ деталей двигателя.
При хранении двигателей в неотапливаемом помещении или на открытой площадке масло из картера необходимо спускать сразу же после останова двигателя. Если же масло не было спущено, то его подогревают вместе с двигателем, устанавливая под картер жаровню с горячими углями, покрытую металлическим листом с отверстиями.
Рекламные предложения:
Читать далее: Техническое обслуживание систем питания
Категория: —
Эксплуатация экскаваторов
Главная → Справочник → Статьи → Форум
2.1. Общая проверка технического состояния системы смазки
Давление
масла в системе смазки двигателя
постоянно контролируется манометром
и (или) контрольной лампой на панели
приборов.
В
случае постоянного понижения давления
масла необходимо убедиться в правильности
показаний датчика и указателя, работа
которых, как правило, основана на принципе
изменения электрического сопротивления
в цепи датчик — указатель.
Для
измерения давления масла в системе
используют механический манометр. С
помощью штуцера его подсоединяют к
главной масляной магистрали двигателя,
обычно на место датчика давления масла.
Затем
запускают двигатель и измеряют давление
во всех режимах его работы.
Так,
в режиме холостого хода давление должно
быть в пределах 0,8..Л,5 кгс/см2,
на повышенных оборотах — 3,5…5,5 кгс/см2 в зависимости от модели двигателя. В
случае отклонения давления от номинального
неисправность следует искать в элементах
системы смазки.
При
пониженном давлении масла надо проверить
чистоту масляного фильтра и убедиться
в отсутствии утечек масла. При прогретом
двигателе фильтр должен быть теплым.
Если фильтр холодный, это свидетельствует
о его засорении; масло в этом случае
проходит через редукционный клапан,
минуя фильтр.
В
отдельных случаях возникает необходимость
проверки масла на отсутствие в нем
охлаждающей жидкости или топлива. Для
определения наличия в масле охлаждающей
жидкости его наливают в пробирку и дают
отстояться в течение 4…5 ч. Если охлаждающая
жидкость в масле присутствует, его
верхняя часть будет иметь другой цвет
и слегка вспенится. Когда нужно определить,
есть ли в масле бензин, масло нагревают
на плитке до 8О…9О°С и подносят горящую
спичку. При наличии бензина масло
загорается.
Производительность
масляного насоса определяют по
развиваемому им давлению при определенном
сопротивлении на выходе. Для этого на
специальной установке к выходному
патрубку насоса присоединяют жиклер
диаметром 1,5 мм и трубопровод длиной 5
м. Насос с приемным патрубком и сеткой
помещают в бачок, заполненный смесью,
состоящей из 90 % керосина и 10 % моторного
масла, или индустриальным маслом И20.
Уровень смеси в бачке должен быть на
20…30 мм ниже плоскости разъема корпуса
и крышки насоса. Насос приводят во
вращение от электродвигателя. При
выпуске жидкости из насоса через
трубопровод длиной 40 мм с отверстием
диаметром 4,2 мм (при температуре (28±8)°С)
давление должно составлять 3,25.. .5,00
кгс/см ,
Проверять
редукционный клапан лучше всего на
специальном стенде, на котором через
клапан можно подавать масло под давлением.
При этом фиксируются моменты начального
и полного открытия клапана.
При
давлении 3 кгс/см2 редукционный клапан должен быть закрыт,
допускается лишь вытекание отдельных
капель из него; при давлении 6 кгс/см2 клапан
должен быть полностью открыт, а масло
должно вытекать из него непрерывной
струей.
2.2. Ремонт масляного насоса
При
недостаточной производительности или
после длительной эксплуатации масляный
насос снимают и разбирают, все его детали
промывают в керосине и продувают сжатым
воздухом. При наличии трещин в корпусе
или крышке насоса эти детали заменяют
новыми. После этого осматривают ведущую
и ведомую шестерни насоса и при наличии
значительного износа также заменяют
их новыми. Обе шестерни, установленные
в корпусе насоса, должны легко вращаться
рукой при прикладывании усилия к ведущему
валику.
Затем
в обычных шестеренчатых насосах с
наружным зацеплением шестерен щупом
проверяют зазор между корпусом насоса
и зубьями шестерен. В шестеренчатых
насосах с внутренним зацеплением
шестерен проверяют зазор между наружным
диаметром ведомой шестерни и расточкой
в корпусе насоса. Предельно допустимый
зазор составляет (в зависимости от
модели двигателя) 0,22…0,25 мм,
номинальный-0,105… 0,175 мм.
Для всех насосов
проверяют зазор между зубьями шестерен,
который не должен превышать 0,20 мм. С
помощью линейки и щупа проверяют зазор
между торцами шестерен и плоскостью
корпуса насоса. Предельно допустимый
зазор составляет в зависимости от
двигателя 0,15…0,20 мм, номинальный-0,05…0,16
мм.
Для
насосов с внутренним зацеплением
шестерен проверяют зазор между наружным
диаметром ведущей шестерни и корпусом
насоса. Предельно допустимый зазор
составляет 0,25 мм, номинальный-0,140…0,216
мм (в зависимости от двигателя).
У
обычных шестеренчатых насосов измеряют
диаметр шестерен и определяют зазор
между осью и ведомой шестерней, который
должен, находиться в пределах 0,017…0,057
мм (предельно допустимый -0,1 мм), а также
зазор между валиком насоса и отверстием
в корпусе, который должен находиться в
пределах 0,016…0,055 мм (предельно допустимый
— 0,1 мм).
Крышка
насоса в зоне прилегания шестерен не
должна иметь уступов. Допускается ее
неплоскостность до 0,05 мм. В случае
необходимости крышку фрезеруют или
шлифуют; при этом максимальная толщина
снимаемого слоя не должна превышать
0,2 мм.
Некоторые
насосы имеют прокладку между корпусом
и крышкой. При ремонте такого насоса
прокладка, изготовленная из паронита
или картона (обычно толщиной 0,3 мм),
заменяется новой. Применение лака,
краски или других герметизирующих
средств при установке прокладки, равно
как и установка более толстой прокладки,
не допускается, так как это приводит к
снижению производительности насоса.
При
ремонте насосов с шестеренчатым приводом
от распределительного вала необходимо
произвести дополнительные измерения:
определить износ зубьев ведомой шестерни
привода насоса путем измерения толщины
ее зубьев зубомером.
При
уменьшении толщины более чем на 0,15 мм
по сравнению с номинальным размером
шестерню необходимо заменить. Кроме
того, следует определить зазор между
опорной шайбой и торцом корпуса привода
(он не должен превышать 0,25 мм).
В
двигателях, имеющих привод масляного
насоса типа вал-шестерня, проверяют
овальность втулок вала, их запрессовку
в гнездах, а также совпадение смазочного
отверстия во втулке с каналом в блоке
цилиндров. Проворачивание втулок в
блоке цилиндров не допускается. Измеряют
также диаметры втулок и валика и
определяют зазор между ними. Если он
больше 0,15 мм, а также если имеются
повреждения поверхностей этих деталей,
втулки заменяют новыми. После запрессовки
втулок их обрабатывают развертками до
получения надлежащего диаметра.
Вал
привода масляного насоса не должен
иметь повреждений опорных шеек, а
шестерня вала — визуально заметного
износа и выкрашивания зубьев. Не
допускается ослабление запрессовки и
овальность втулки шестерни привода
масляного насоса и распределителя
зажигания. Внутренняя поверхность
втулки не должна иметь задиров.
Редукционный
клапан при ремонте масляного насоса
разбирают с промывкой растворителем
его гнезда. На клапане и его гнезде не
должно быть продольных рисок. Небольшие
царапины и сколы плунжерных клапанов
можно зашлифовать наждачной бумагой.
В случае необходимости проверяют
упругость пружины клапана. При нажатии
на пружину с усилием 4 кгс ее длина не
должна уменьшиться более чем на 11…13
мм.
Более
простым, но неточным методом проверки
работоспособности редукционного клапана
является проверка нажатием на пружину
(шарик, плунжер) прутком из мягкого
металла. Пружина (шарик, плунжер) должна
перемещаться без помех с некоторым
сопротивлением.
Система
вентиляции масляного картера двигателя
в процессе эксплуатации автомобиля
засоряется продуктами неполного сгорания
топливно-воздушной смеси — картерными
газами. При ремонте двигателя необходимо
отсоединить шланги, снять и разобрать
пламегаситель, маслоотделитель, сетку
и промыть их в растворителе, бензине
или керосине.