6 на 6 машины – Мир и война Захара Ивановича: армейская техника на трёхосных грузовиках ЗИС-6

  • 09.08.2018

Содержание

Шестиколесные внедорожники | Трехосные автомобили

Шесть колес лучше, чем четыре…

Когда асфальт заканчивается, то в этот момент вспоминают о внедорожниках, которые способны покорить, например просторы бездорожья нашей страны. Но как быть? Какой внедорожник выбрать? На рынке сегодня представлено немало качественных полноценных внедорожников, которые помогут вам чувствовать себя уверенно на любых бездорожных участках. А как быть тем, кому не подходят, большинство внедорожников доступных на рынке в наши дни? Есть решение. Купить вместо внедорожника 4х4, шестиколесный автомобиль. На удивление на мировом рынке подобных автомобилей немало. 

  

Правда основная масса трехосных внедорожников производится компаниями, которые занимаются спец тюнингом. Но на удивление есть и заводские автомобили. Например, легендарный Mercedes G 63 AMG 6×6, который покорил сердца всех поклонников внедорожных автомобилей. Правда есть одно но. Эту машину может позволить себе только очень состоятельный человек. 

 

Тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 на реальном бездорожье

 

Для тех же, у кого не хватает средств на Mercedes G 63 AMG 6×6, могут не расстраиваться. На рынке есть из чего выбрать. Например, трехосный Ford Raptor или Toyota Land Cruiser 6×6, который разработан Дубайской компанией НСВ.

 

Как вы думаете, интерес к шестиколесным автомобилям появился только недавно? На самом деле долгая история автопромышленности имеет немало событий связанных с трехосными транспортными средствами. В том числе на протяжении всего развития авторынка, в мире появилось немало шестиколесных автомобилей, которые не относятся к классу внедорожников. Предлагаем вам краткий обзор, как современных, так и старых шестиколесных автомобилей.

 

Jeep Wrangler 6х6

 

Китайская компания G.Patton совместно с тюнинг-ателье Hennessey разработала на базе Jeep Wrangler 6-ти колесный внедорожник, который пользуется на мировом рынке неплохим спросом. Правда основной рынок сбыта находится в Китае. 

 

Jeep Wrangler 6х6 оснащается 3,6 литровым двигателем и имеет эксклюзивную отделку интерьера. Несмотря на это машина значительно дешевле Mercedes G 63 AMG 6×6

 

В задней части Jeep Wrangler 6х6 компания G.Patton установила полноценную кровать.

 

Ford Raptor 6х6

 

Вот еще один Американский шестиколесный внедорожник Ford Raptor 6х6

 

Мощность агрессивного внедорожника составляет более чем 600 л.с. Стоит отметить, что третья ось автомобиля также имеет дифференциал.

 

Toyota Land Cruiser 6×6

 

Для тех, кто часто передвигается в пустыне, Дубайская компания НСВ разработала на базе Toyota Land Cruiser шестиколесный внедорожник. 

 

По слухам компания Toyota, после выхода на рынок тюнингового Toyota Land Cruiser, начала задумываться о выпуске серийной версии автомобиля. 

 

Стоит отметить, что шестиколесный Land Cruiser начал пользоваться успехом в ОАЭ и Австралии не только благодаря своей проходимости, но и легендарному качеству и надежности компании Toyota. 

 

Под капотом Toyota Land Cruiser 6×6 установлен 4,5 литровый V8 двигатель. Благодаря трем осям, высокому клиренсу и мощному двигателю внедорожник может легко путешествовать проезжая через реки, пески, ямы, дюны и скалам. 

 

Удивительно, но в настоящий момент Toyota Land Cruiser 6×6 является самым популярным в мире шестиколесным внедорожником. Например, на его базе в настоящий момент производятся даже подъемно-крановая спецтехника. 

 

На базе Land Cruiser 6×6 выпускают даже пожарную технику.

 

Также компания НСВ производит версии Toyota Land Cruiser 6×6 для аэродромов.

 

Renault 10CV

 

Идея производить трехосные небольшие автомобили не нова. Например, вот старая фотография модифицированной модели Renault 10CV.

 

Шестиколесный Renault 10CV использовался в 1920-х годах в пустыне Сахара. Благодаря двум задним ведущим мостами со сдвоенными колесами, автомобили Renault 10CV чувствовали себя в гравии и песке королями пустыни наравне с верблюдами. 

 

Citroën B2

 

Также в 1922 году в Сахаре использовался необычный внедорожник Citroën B2 (Золотой скарабей). 

 

Peugeot 1912

 

Многие часто ошибаются, что первым шестиколесным легковым автомобилем был Peugeot 1912. Но это не так. Колесо по центру это обычная запаска. 

 

Mercedes G4

 

В 1934 году компания Мерседес представила шестиколесную модель G4. 

 

Сложный механизм привода ограничивал максимальную скорость трехосного автомобиля, которая составляла всего 67 км/час, несмотря на мощный 5,4 литровый 8-ми цилиндровый двигатель. 

 

Citroën CX Loadrunner

 

В истории автопромышленности шестиколесные автомобили создавались не только на базе больших автомобилей. Есть примеры и среди легковых автомобилей. Например, Citroën CX Loadrunner.

 

Tyrrell P34

 

Даже в мире автоспорта в шестиколесных автомобилей есть что вспомнить. Например, в 1976 году в Формуле-1 участвовал болид с шестью колесами. Речь идет о Tyrrell P34 за рулем которого находился Джоди Шектер.

 

Правда двойная ось на болиде устанавливалась в передней части автомобиля, для того чтобы уменьшить лобовое сопротивление воздуха. Для этого инженеры оснастили передние оси болида Формула-1 небольшими колесами по сравнению с традиционными задними.

 

Ferruccio Covini C6W

 

Перед вами Итальянский спортивный шестиколесный автомобиль, который создан на примере трехосного болида Tyrrell P34. 

Спорткар Covini C6W оснащался двигателем Audi мощностью 440 л.с.

 

Ferruccio Covini C6W был выпущен также в 1976 году.

 

Шестиколесный Smart Fortwo

 

В 2012 году на автосалоне в Женеве Швейцарское тюнинг-ателье представила необычный прицеп Dock + Go для Smart Fortwo, который превращает малолитражку в шестиколесный автомобиль. 

 

Стоит отметить, что Швейцарские тюнеры разработали несколько видов прицепов для Smart Fortwo.

 

Например, есть версия прицепа для владельца Smart Fortwo, который увлекается сноубордом. 

 

Windhawk 6×6

 

В 1978 году инженер и конструктор Франко Сбарро разработал внедорожник для охоты Windhawk 6×6. Машина была разработана по заказу Арабского короля. Особенностью внедорожника для охоты были не только шесть колес, но особые выдвигающиеся сиденья для удобной стрельбы во время движения автомобиля.

 

Land Rover 6х6

 

В 1976 году по спецзаказу канала ВВС был создан шестиколесный внедорожник Land Rover 6х6, который был оснащен 3,5 литровым V8 двигателем.

 

Внедорожник с тремя осями был создан тюнинг компанией Carmicheal.

 

Land Rover Defender 6×6

 

Перед вами концепт-кар студии Kahn Design, которая создала шестиколесный внедорожник Land Rover Defender 6×6 в качестве исследования. Машина оснащается V8 двигателем Mitsubishi мощностью 430 л.с. 

 

Чтобы установить V8 двигатель компании Kahn Design пришлось увеличить переднюю часть машины на 40 сантиметров, а также, для того чтобы увеличить колесную базу, необходимую для установки трех осей длина кузова выросла в общей сложности на 80 сантиметров. Каждая ось колес имеет свой собственный дифференциал. 

 

Brabus: Все самые потрясающие автомобили

 

Mercedes-Benz G 63 AMG 6×6

 

Современный трехосный заводской внедорожник Mercedes-Benz G 63 AMG 6×6 вышел на рынок в 2013 году. Мощность этого монстра составляет 544 л.с. Потенциальные клиенты этого автомобиля Арабские шейхи и олигархи из России. Стоимость автомобиля в России 500.000 евро.

 

Brabus-Mercedes-Benz B63S 700 6×6

 

На базе Mercedes-Benz G 63 AMG 6×6 компания Brabus недавно выпустила свою версию шестиколесного внедорожника. Речь идет о модели Brabus B63S 700 6×6. В отличие от G 63 AMG 6×6 мощность Brabus B63S 700 составляет 700 л.с.

 

Также внедорожник Brabus-Mercedes-Benz B63S 700 6×6 имеет иную внешнюю и внутреннюю отделку.

 

Opel Omega 6х6

 

Рыбак из Эстонии, который очень любит ловить рыбу в зимнее время модернизировал Opel Omega, установив на легковой автомобиль три оси колес. 

 

Mercedes G-класса 6х6

 

Вот на основе чего компания Мерседес недавно выпустила Mercedes-Benz G 63 AMG 6×6. Перед вами старый внедорожник с тремя осями, который был разработан Австралийской армии.

 

Выглядит этот старый внедорожник G-класса 6х6, как грузовой пикап.

 

Вот еще одна база Mercedes G-класса 6х6.

 

Были версии даже с увеличенной кабиной.

 

ТРЭКОЛ-39294

 

Нашей стране также есть чем похвастаться в классе шестиколесных внедорожников. Например, в нашей стране выпускаются внедорожники «ТРЭКОЛ-39294», которые способны передвигаться не только по тяжелому бездорожью, но могут легко проходить болотистую местность и даже глубокие озера. В отличие от всех автомобилей в нашем списке, вездеход ТРЭКОЛ идеален, для того чтобы добраться туда, куда на обычных внедорожниках нет доступа. 

 

Ferrario Lucertola 6х6

 

Перед вами мини внедорожник Ferrario Lucertola 6х6, который создан на базе мини-автомобилей Фиат 60-х и 70-х годов. 

 

Mercedes Sprinter 6х6

 

Специалисты Немецкой компании Oberaigner, занимаются тюнингом и модернизаций автомобилей Mercedes Sprinter, на базе которых создаются трехосные транспортные средства. 

 

Этот трехосный автомобиль способен перевозить до 4 тонн груза. 

 

2015 Мерседес Спринтер 4х4: Тест-драйв

 

Steyr-Puch Pinzgauer 6х6

 

Этот шестиколесный автомобиль предназначен для поездок по самой тяжелой рельефной местности, который был разработан для Немецкой армии в 70-х годах.

 

Смотрите также: Какой автомобиль больше подходит для путешествий по всему миру

Шестиколесные автомобили из кинофильмов

 

В киноиндустрии время от времени появляются шестиколесные внедорожники и другие необычные автомобили. Например, выше вы можете увидеть 1000-сильный бронированный внедорожник, который участвовал в съемках фильма «Крепкий орешек-5». Автомобиль был разработан Прибалтийской компанией, которая занимается производством бронированной техники.

 

Еще один суперкар, разработанный для фильмов «Бэтмен». Правда, в этой машине не три оси. Но, тем не менее, конструкция машина предполагает использование шести колес. 

 

Самое удивительное, что новый автомобиль Бэтмена реально может совершать множество трюков, которые можно увидеть на экране. Например, автомобиль без проблем может разогнаться до 150 км/час, а также может легко выполнять прыжки в воздухе без ущерба для подвески. 

 

Но самыми запоминающими шестиколесными автомобиля последнего времени стали транспортные средства из нового Оскароносного фильма «Безумный Макс». Правда стоит отметить, что автомобили, представленные в фильме, не имели трех осей, но, тем не менее, оснащались шестью колесами. 

 

Перед вами модифицированный для киноленты старый Кадиллак.

Легковые 6х6

Автор:
26 апреля 2016 10:31

Все мы знаем про трехосный Гелик, который позиционируют как самый самый.
Однако, эта идея с добавлением 3-ей оси далеко не нова и существует множество подобных автомобилей самых разных марок.

Nissan

Nissan

Источник:

Легковые 6х6

Источник:

Land Rover

Land Rover

Источник:

Легковые 6х6

Источник:

Легковые 6х6

Источник:

Легковые 6х6

Источник:

Легковые 6х6

Источник:

Легковые 6х6

Источник:

Легковые 6х6

Источник:

Легковые 6х6

Источник:

Легковые 6х6

Источник:

Toyota

Toyota

Источник:

Легковые 6х6

Источник:

Легковые 6х6

Источник:

Легковые 6х6

Источник:

Hummer

самые «честные» внедорожники 6х6 — АвтоМания

Mercedes-Benz G-Wagen 6х6 — Тихая мечта джипера
Компания Mercedes-Benz ранее не выпускала 3-осные варианты своего культового классического внедорожника Gelandewagen. До 2008 года, пока Daimler AG не подписал с армией Австралии 15-летний контракт на поставку и обслуживание нескольких тысяч внедорожников с колесной формулой 4х4 и 6х6. И в 2012 году именно австралийская армия получила первые в мире 3-осные «Гелики», разработанные и построенные специально для нее не какой-то сторонней фирмой, а самой компанией Mercedes-Benz. Сборку машин с колесной формулой 6х6 наладили на родном для Gelandewagen заводе в австрийском Граце. ТОП5: самые «честные» внедорожники 6х6 Примечательно, что специально для 3-осных версий в Mercedes-Benz не поленились создать так называемый «проходной» средний ведущий мост, от которого идет отдельный кардан на привод третьей оси. При этом, как у обычного гражданского «Гелика», у военного трехосника – постоянный полный привод и блокировки всех дифференциалов. С той лишь разницей, что у армейской модификации «гребут» не четыре, а шесть колес. И дифференциалов тут уже не три, а пять: два межосевых и три межколесных! На проходимость также работают клиренс в 26 см и покрышки BF Goodrich АТ размерностью 285/75 R16. 

Каждый такой G-Wagen 300 CDI 6х6 обошелся австралийским налогоплательщикам примерно в $200 000, причем местные военные уже заказали первую партию в 700 таких машин. Любопытно, что после австралийцев такие же 3-осные «Гелики» захотели себе и армии других стран. Около сотни машин решила купить Швеция, присматривается и приценивается армия Сингапура…

Toyota Hilux Arctic Trucks 6×6 — Родом из Исландии
В далекие и загадочные девяностые в не менее далекой и загадочной Исландии жило-было отделение фирмы Toyota. И в 1990 году на его базе местные умельцы начали дорабатывать внедорожники и пикапы Toyota под местный ландшафт и суровый климат. А что нужно было серийному внедорожнику, чтобы без проблем ездить по тамошней тундре и застывшей вулканической лаве? Колеса побольше, подвеску покрепче и клиренс повыше. И пошло-поехало. Да так, что уже к 1996 году вся эта тюнинг-деятельность вылилась в отдельное направление и получила собственное  имя – Arctic Trucks. В компании сейчас переделывают пикапы и внедорожники разных брендов, но основная специализация – это по-прежнему Toyota.

И апофеозом модельного ряда компании Arctic Trucks сегодня является трехосная модель, построенная на основе серийного пикапа Toyota Hilux. Но объем переделок тут такой, что на готовые машины Arctic Trucks выдает свой код для VIN-номера и ставит фирменное клеймо на раму! Собственно, от рамы все и начинается. Ее переднюю часть (под мотор и переднюю независимую подвеску) берут у серийной машины – и затем аккуратно приваривают ко второй, удлиненной и усиленной задней половинке, которую делает уже сама Arctic Trucks.

ТОП5: самые «честные» внедорожники 6х6 Чтобы дизелю было легче крутить такая огромные «катки», в мосты ставятся более тяговые главные пары с передаточным числом 4,88 против «родных» 3,9. Средний ведущий мост – проходной, и его Arctic Trucks покупает как раз у Mercedes-Benz. На асфальте передний мост отключается и у пикапа постоянно «гребут» только два задних моста. Но на бездорожье передняя ось подключается жестко (схема part-time), плюс водитель может заблокировать пневмоприводом три межколесных дифференциала и межосевой – тот, что между 2 и 3 осью. А если еще и колеса приспустить…

В снаряженном виде все это хозяйство весит около 2,6 тонн (и берет на себя еще около 2 тонн) и раскочегаривается до максимальной скорости 120 км/час. Больше и не надо, основную часть времени такой пикап проводит вне дорог, а там куда важнее, например, объем топливного бака, который тут может достигать 400-550 л.

Mercedes-Benz G 63 AMG 6×6 — Крейсер для шейха
Еще на стадии анонса этого безумного проекта было ясно, что за его серийным воплощением выстоится очередь арабских шейхов и богатых коллекционеров всякой мелкосерийной автомобильной экзотики. Потому что на фоне насквозь утилитарного армейского G-Wagen 300 CDI 6х6, появившийся в 2013 году пикап G 63 AMG 6×6 – это, наоборот, буйство роскоши, кича и зашкаливающего уровня понтов! Трехосный монстр от ателье AMG создан как раз на шасси вышеописанного армейского трехосника. Но в версии для армии вы точно не увидите хрома, кожаного салона, мультимедийной системы или бамбуковой отделки пола грузовой платформы. 

ТОП5: самые «честные» внедорожники 6х6 Мотор – тоже полная противоположность своему «донору». Вместо экономичного дизеля умельцы из AMG запихнули под капот ненасытный битурбовый бензиновый V8 объемом 5,5 литра и отдачей в 544 л.с. Заменили и коробку – вместо 5-ступенчатого автомат установлен 7-диапазонный агрегат. Разгон до «сотни»? Весящий 3850 кг аппарат тратит на это всего 6 секунд, разгоняясь до максимальной скорости в 160 км/час!

Когда проходит первый шок, наступает второй. Потому что по своему внедорожному потенциалу и оснащению G 63 AMG 6×6 даже превосходит своего военного прародителя! Так, на «чулки» штатных мостов надеты ступичные редукторы, что вместе с покрышками наружным диаметров 94 см увеличило клиренс с 260 до 460 мм, а глубину проходимого брода – до 1 метра! Штатные амортизаторы заменили на спортивные, фирмы Ohlins, чтобы лучше прыгалось по кочкам. Плюс все тот же постоянный полный привод с блокировки всех дифференциалов (а их тут 5 штук). Но в этом списке окончательно добивает система изменения давления в шинах, которая еще больше повышает и без того почти танковую проходимость! У военного G-Wagen 6×6 этой «фишки» нет, а до появления G 63 AMG 6×6 на гражданских серийных внедорожниках такая система была только у Hummer h2.

Jeep Wrangler Unlimited JK6 — Крутой Уокер одобряет
Американская индустрия тюнинга тоже никак не могла пройти мимо темы трехосных «проходимцев». Тем более, для их строительства есть отличная основа в лице классического внедорожника Jeep Wrangler текущего поколения JK. Рама, неразрезные мосты спереди и сзади, «ломовая» пониженная передача и блокировки обоих межколесных дифференциалов в версии Rubicon… Как говорится, бери и строй!

ТОП5: самые «честные» внедорожники 6х6 Вот и в калифорнийской тюнинг-мастерской Tyrant Motorworks берут и строят. В основе изделия по имени JK6 Wheeler – серийный 5-дверный Wranger Unlimited с бензиновым 3,6-литровым V6 мощностью 285 л.с. Исходнику удлиняют раму под третий ведущий мост (общая длина машины – 5,4 метра, вес после переделок – 2,4 тонны), укорачивают заднюю часть кузова, чтобы высвободить место под грузовую платформу, дорабатывают подвески, вешают силовые бамперы с лебедками… 

Штатные шины заменены на более крупные и зубастые 35-дюймовые покрышки, надетые на колесные диски с «бедлоками» — это позволяет спускать колеса на бездорожье, не опасаясь разбортовки. И дальних перегонов вдали от заправок можно не опасаться: объем топливного бака увеличен до 246 л и в компании обещают, что без дозаправки JK6 может пройти более 1500 км! В ведущих мостах фирмы Dana – усиленные полуоси и дифференциалы (задние – с блокировками). А чтобы мотору было легче крутить три моста, передаточное число главных пар редукторов увеличено до 4,88 (в стандартной машине – максимум 4,1).

ТОП5: самые «честные» внедорожники 6х6 Есть у компании и еще более ядреный вариант «конверсии» по имени Tyrant JK 6×6 Hemi. У этого зверя под капотом не скромный V6, а громадный 6,1-литровый V8 серии Hemi, выдающий более 425 лошадиных сил! Колеса – уже не 35, а 38 дюймов в диаметре, но и вес больше – около 2,7 тонн. Запас хода тоже пониже: топливный бак вмещает «всего» 113 литров, чего трехосному монстру хватает примерно на 480 км пути.

От гаражных переделок до серийных авто

Когда речь заходит об автомобилях, чаще всего перед глазами возникает что-то, что использует две оси. В действительности, существует много автомобилей стоящих на трех осях. И среди них встречаются не только тяжелые грузовики, но и легковые машины.

1. Dalbo Volvo XC60

Этот трехколесный пикап — воплощение подлинного дизайнерского безумия. Сделан автомобиль был компанией Dalbo Fordonsteknik. Стоит машина 101 тыс. долларов. У нее шесть колес, хромированные диски, низкопрофильная резина и огромный грузовной отсек. Настоящая мечта, а не автомобиль для тех, кому хочется чего-то действительно нестандартного.

2. Внедорожный кемпер на шасси Mercedes-Benz Zetros

Экстремальный люкс-тюнинг грузовика Zetros. Проект был профинансирован двумя бизнесменами из Центральной Азии, которые хотели получить в свое распоряжение внедорожного монстра, оборудованного по последнему слову техники. Всего было собрано два Mercedes-Benz Zetros 6х6.

Их доставили заказчикам из монгольского Улан-Батора. Кто покупатели – неизвестно. По некоторым данным, один владеет пивным заводом, а второй трудится в угольной промышленности.

3. Convini C6

Итальянский спорткар на два места с шестью колесами. Такую машину сложно не заметить на дороге. Инженеры, занимавшиеся тюнингом, утверждают, что подобная компоновка обеспечивает наилучшую защиту от потери управления на дороге в случае прокола колеса. Также 6 колес улучшают сцепление с дорогой, сокращают показатель аквапланирования и уменьшают тормозной путь.

4. Rinspeed Dock & Go

Мастера ателье Rinspeed крайне недовольным тем, что большинство автомобилей оснащается двумя, а не тремся осями. В результате их маленького творческого бунта и появилось вот это чудо. Производитель утверждает, что «пристройку», которая появилась на кузове малолитражного оригинала, можно использовать только тогда, когда это действительно необходимо. Также багажное отделение может быть адаптировано под конкретные нужды.

5. Трехосный Nissan Patrol

Об этой машине почти ничего не известно, кроме того, что данный трехосный монстр был сделан для одного арабского шейха. Выглядит… «интересно», чтобы не сказать – бездарно.

6. Range Rover 6×4

Еще одна достаточно бездарная доработка, казалось бы, неплохого автомобиля, сделанная руками энтузиастов. К добротному Range Rover, была приделана еще одна ось и вот такой вот прицеп, дабы сделать машину пикапом.

7. Лимузин на базе Range Rover Sport

Есть и куда более изящные проекты, сделанные руками энтузиастов. Достаточно взглянуть на вот этот вот лимузин, который был сделан тремя мастерами на базе автомобиля Лимузин на базе Range Rover Sport. Получилось не так плохо и страшно, как можно было бы опасаться.

8. Hummer h3 Ultimate Six

Хватит сомнительного тюнинга. Взгляните вот на это чудо техники. Да-да, это именно Hummer с тремя осями. Невероятно популярный вариант тюнинга, к слову. Пользуется спросом такое дорожное чудовище и в России. Конечно, среди тех, кто может позволить себе подобную покупку.

9. Hummer-Royce

Очень странный гибрид кузова от Hummer и «морды» от Rolce Royce. Машина вдобавок получила три оси. Зачем было это сделано и для кого – не известно. Возможно, оно и к лучшему. Со вкусом у хозяина этого авто явно что-то не так.

10. Mercedes-Benz G63AMG 6×6

В Австрии в городе Грац есть подразделение концерна Mercedes-Benz. В нем было создано два необычных Mercedes-Benz с тремя осями и шестью колесами. За основу необычных пикапов были взяты Mercedes-Benz G-Class, строго говоря, их AMG-версия. Кастомные авто переняли двигатель и автоматическую трансмиссию от оригинала, а также систему привода передней оси.

Бонус — Porsche 928 Pickup

Мир и война Захара Ивановича: армейская техника на трёхосных грузовиках ЗИС-6

 
ЗИС-6 повышенной проходимости на смотре новой техники. Ноябрь 1939 года (из архива НАТИ)

73-сильная трехоска ЗИС-6, унифицированная с ЗИС-5, изначально создавалась как военный грузовик-тягач с полезной нагрузкой четыре тонны при движении по шоссе и 2,5 тонны на грунтовых дорогах и бездорожье. Благодаря относительно высокой грузоподъемности, надежности, простоте, удобству обслуживания и возможности работы в сложных дорожных условиях он получил достаточно широкое распространение в РККА, а также стал первым советским трехосным автомобилем, поставлявшимся в армии соседних стран.

Один из 60 экспортных грузовиков ЗИС-6 в литовской армии (из архива Л. Суславичуса)
Один из 60 экспортных грузовиков ЗИС-6 в литовской армии (из архива Л. Суславичуса)

В октябре 1941 года, в связи с эвакуацией завода, выпуск ЗИС-6 пришлось остановить, но во время Великой Отечественной они продолжали использоваться в Красной армии. В общей сложности было собрано более 21 тысячи таких грузовиков.

Военные исполнения грузовиков ЗИС-6

В Красной армии этот автомобиль являлся основным тяжелым грузовиком, который применялся для перевозки грузов и личного состава, буксировки орудий, доставки возимой артиллерии, установки армейских и инженерных надстроек.

Грузовики ЗИС-6 На параде бортовые грузовики с возимыми пушками калибра 122 мм
Грузовики ЗИС-6 для доставки пехоты и буксировки зенитных пушек (кинокадр) На параде бортовые грузовики с возимыми пушками калибра 122 мм (кинокадр)

Одним из немногих особых исполнений трехоски ЗИС-6 был вариант высокой проходимости с гусеницами Overall или цепями, надевавшимися на задние двускатные колеса, и передними съемными лыжами.

Грузовики ЗИС-6 Грузовики ЗИС-6
Опытный ЗИС-6 для перевозки легкого танка Т-38 (из архива полигона РККА) Грузовик с задними плицевыми цепями и передними лыжами (из архива НАМИ)

Не менее популярными трофейные трехоски ЗИС-6 стали в войсках противника, где применялись буквально во всех грузовых и специализированных версиях.

Радиотехнические средства

В разное время на автомобилях ЗИС-6 монтировали армейские радиостанции различной мощности и назначения, которые параллельно устанавливались на шасси ЗИС-5 и ГАЗ-ААА. В 1940 году в Красной армии появилась мощная коротковолновая дуплексная радиостанция РСБ-Ф, смонтированная в обтекаемом экранированном цельнометаллическом фургоне на шасси ЗИС-6.

С конца 1930-х самым передовым радиотехническим оснащением на ЗИС-6 стали секретные импульсные радиолокационные станции РУС-2 с кодовым обозначением «Редут». Основой первых десяти образцов «Редут-40» стали шасси с вращавшимися излучающими аппаратными с двумя антеннами на крыше, передававшие информацию на синхронно поворачивавшиеся приёмные кабины на базе ГАЗ-ААА.

РУС-2 «Редут-40» на поворотной платформе РУС-2 «Редут-42» в фургоне на шасси ЗИС-6
Радиолокационная станция РУС-2 «Редут-40» на поворотной платформе Одноантенная станция РУС-2 «Редут-42» в фургоне на шасси ЗИС-6

Впоследствии их сменили упрощенные одноантенные станции серии «Редут-41/43» на одном автомобиле. На первых порах их приемо-передающую аппаратуру монтировали в деревянных кузовах-фургонах на ЗИС-6 с вращавшейся антенной, для питания которой служили автономные бензоэлектрические агрегаты.

Автомастерские

При создании трехоски ЗИС-6 конструкторам удалось до миллиметра сохранить размеры грузовой платформы трехтонки ЗИС-5, что позволяло устанавливать на них совершенно одинаковые военные надстройки.

Наиболее востребованной стала подвижная авторемонтная мастерская ПМ-5-6 с армейским индексом ПАРМ-1Б, созданная специально для ЗИС-6 и принятая на вооружение в 1938 году. Это была наиболее полно укомплектованная многоцелевая летучка типа Б с простыми деревянными кузовами с подъемными боковыми стенками и характерным козырьком над кабиной водителя. В ее состав входили токарный станок, слесарный верстак, однотонный пресс, аппаратура для сварки и кузнечных работ, электрогенератор и передний разборный кран-укосина.

До войны наиболее совершенную и практичную мастерскую на этой базе построил Крюковский вагоностроительный завод из Кременчуга. Ее просторный деревометаллический кузов автобусного типа без внутренней перегородки был оснащен практически всем необходимым рабочим оборудованием от токарного станка до хронометра и аптечки и позволял работать в нем в полный рост.

Авторемонтная мастерская Крюковского завода в кузове автобусного типа
Авторемонтная мастерская Крюковского завода в кузове автобусного типа

Автомобили службы горючего

ЗИС-6 послужил основой нескольких военных автоцистерн с увеличенной до 3500 литров ёмкостью и собственными ручными насосами или автономными системами с приводом от коробки передач автомобиля и специальным отсеком управления.

Простая войсковая топливная автоцистерна на заправке легких танков
Простая войсковая топливная автоцистерна на заправке легких танков

Наиболее распространенным стал бензозаправщик БЗ-35 с эллиптической цистерной вместимостью 3200 литров, шестеренчатым насосом среднего расположения и отсеками для рукавов, способный одновременно заправлять топливом нескольких единиц автобронетехники и самолетов. Для работы с ним выпускался двухосный бензоприцеп БП-35. С началом войны применялся упрощенный вариант БЗ-41 с размещением рукавов поверх цистерны.

Основной довоенный топливозаправщик БЗ-35 при заправке истребителя Як-9
Основной довоенный топливозаправщик БЗ-35 при заправке истребителя Як-9
Специальный бензозаправщик БЗ-35 Северного флота с задним отсеком управления
Специальный бензозаправщик БЗ-35 Северного флота с задним отсеком управления

Первый советский водомаслозаправщик ВМЗ-34 служил для заправки в полевых условиях различной военной техники горячей водой и техническими маслами. Это была достаточно сложная машина с двумя раздельными термоизолированными цистернами для воды и масла, нагревательным котлом с топкой и раздельными средствами перекачивания и механизированной заправки.

Водомаслозаправщик ВМЗ-34 с цистернами для горячих масел и воды
Водомаслозаправщик ВМЗ-34 с цистернами для горячих масел и воды

Инженерная техника

Гамму инженерной автотехники возглавляла мощная электростанция АЭС-4 на двух автомобилях ЗИС-6 со специальными кузовами. Первый оборудовали автономным электрогенератором в 30 киловатт, второй доставлял переносные осветительные прожекторы и кабели. В отличие от прежних моделей эта станция применялась для питания зенитных прожекторов, мощных средств связи, военных объектов, госпиталей и электризации проволочных заграждений.

Вспомогательная машина электростанции АЭС-4 (из фондов петербургского Музея артиллерии)
Вспомогательная машина электростанции АЭС-4 (из фондов петербургского Музея артиллерии)

В конце 1930-х для инженерно-строительных частей РККА собрали пробные партии двух типов трехтонных автокранов на шасси ЗИС-6. Особенностями модели АК-3 ленинградского завода «Красный металлист» были удлиненная решетчатая стрела, привод основных агрегатов от встроенных электромоторов, гидравлические опоры и кабина машиниста на полноповоротной платформе.

Первые советские армейские автокраны АК-3 (слева) и АКМ (из архива М. Соколова)
Первые советские армейские автокраны АК-3 (слева) и АКМ (из архива М. Соколова)

Одесский завод имени Январского восстания разработал собственный вариант АКМ «Январец» с массивной двухсекционной стрелой и механическим приводом рабочих органов. Машинист располагался стоя на поворотной платформе и управлял краном с открытого пульта.

Автокран АКМ «Январец» с механическим приводом в Красной армии
Автокран АКМ «Январец» с механическим приводом в Красной армии
Трехтонный одесский войсковой автокран «Январец» в армии противника
Трехтонный одесский войсковой автокран «Январец» в армии противника

Зимой 1941-го, после сравнительных испытаний, к принятию на вооружение был рекомендован вариант АК-3, но блокада Ленинграда не позволила развернуть его выпуск. Одесские краны до начала войны применялись в Красной армии, а потом служили в германских инженерных частях.

Автомобили химической службы

К тяжелым машинам химической службы на трехоске ЗИС-6 относились мелкосерийные образцы авторазливочных станций АРС-УГ, автодегазаторы хлорной известью АХИ и парогенераторы АГВ-2 для чистки обмундирования и снаряжения струей горячего воздуха.

Дегазатор АГВ-2 для чистки обмундирования горячим воздухом или паром (из архива Н. Маркова)
Дегазатор АГВ-2 для чистки обмундирования горячим воздухом или паром (из архива Н. Маркова)

В середине 1930-х ведущее место в этой категории заняла совершенно секретная химическая бронированная машина КС-18 для заражения местности, очистки больших территорий и постановки дымовых завес. Она снабжалась 1000-литровой цистерной и комплектом специального оборудования завода «Компрессор» и бронезащитой Выксунского завода. В ее комплектацию входили пулемет, радиостанция и съемные гусеницы задних колес. Машина получилась слишком тяжелой, ненадежной и неприспособленной к работе на местности, но поступила на вооружение батальонов противохимической обороны.

Химическая бронемашина КС-18 на шасси ЗИС-6 (из архива полигона РККА)
Химическая бронемашина КС-18 на шасси ЗИС-6 (из архива полигона РККА)

По разным данным до 1939 года собрали от 52 до 94 машин КС-18. Они участвовали в большинстве военных конфликтов, но ни разу не воспользовались своим убийственном оружием.

Мобильные средства ПВО

Главным историческим предназначением автомобилей ЗИС-6 являлось их применение в качестве первой практичной базы нового ракетного оружия — боевых машин залпового огня, известных как «Катюши». Им будет посвящена особая статья, а здесь расскажем о малоизвестном применении этих грузовиков в системе противовоздушной обороны (ПВО).

В середине 1930-х была создана подвижная осветительная станция ПО-15-8 для обнаружения в ночное время самолетов противника и наведения на них зенитной артиллерии. Ее основой являлся высокобортный ЗИС-6, приспособленный для транспортировки тележек с мощными 1,5-метровыми дуговым прожекторами.

Прожекторные осветительные станции ПО-15-8 на параде Автомобили ЗИС-6 с акустическими самолетными локаторами ЗТ-5
Прожекторные осветительные станции ПО-15-8 на параде 1938 года (кинокадр) Автомобили ЗИС-6 с акустическими самолетными локаторами ЗТ-5 (кинокадр)

Не менее важным направлением в те годы было создание акустических самолетных локаторов или звукоулавливателей — предшественников будущих радиолокационных систем. На долю ЗИС-6 досталась перевозка наиболее мощных и точных систем ЗТ-5 с четырьмя подвижными раструбами и акустической аппаратурой для поиска и обнаружения по звуку работавших двигателей вражеских самолетов в любое время суток и при любой погоде. Звукоулавливатели с местами для боевого расчета и звуководами были смонтированы на полноповоротных стойках, закрепленных в центре обычных бортовых кузовов.

Звукоулавливатель ЗТ-5 для обнаружения и сопровождения вражеских самолетов Установка ЗТ-5
Звукоулавливатель ЗТ-5 для обнаружения и сопровождения вражеских самолетов Установка ЗТ-5 с четырьмя раструбами и боевыми расчетом на грузовой платформе ЗИС-6

Среди других военных профессий ЗИС-6 были специальные санитарные машины, кинозвукопередвижки, походные фотолаборатории и типографии. Обычные пожарные лестницы состояли на вооружении служб ПВО, а после войны их использовали при обслуживании первых советских ракетных систем.

Машина медицинской службы в специальном кузове на ЗИС-6 (из архива H. Hoppe)
Машина медицинской службы в специальном кузове на ЗИС-6 (из архива H. Hoppe)

Бронеавтомобили на шасси ЗИС-6

Важным направлением военного применения московской трехоски стало создание на ее базе более тяжелых и достаточно совершенных пушечных бронеавтомобилей. Первым из них в 1935 году стал вариант БА-5, спроектированный на ЗИСе и собранный на Ижорском заводе. Он получил башенный корпус с 45-мм пушкой от танка Т-26, три пулемета и задний пост управления.

Первый советский тяжелый бронеавтомобиль БА-5 на шасси ЗИС-6
Первый советский тяжелый бронеавтомобиль БА-5 на шасси ЗИС-6

Через три года появился новый тяжелый броневик БА-11, собранный Ижорским заводом на усиленном короткобазном спецшасси ЗИС-34 с форсированными «алюминиевыми» вариантами мотора ЗИС-5 мощностью от 73,5 до 86 л.с., блокировкой дифференциалов задних мостов, боковыми свободно вращавшимися колесами, радиостанцией и пулестойкими шинами. В его башне размещалась та же пушка со спаренным пулеметом, второй пулемет смонтировали в лобовом листе бронекорпуса.

Бронемашина БА-11 с 45-мм пушкой на специальном шасси ЗИС-34
Бронемашина БА-11 с 45-мм пушкой на специальном шасси ЗИС-34
Броневик БА-11 с боковыми запасными колесами и съемными гусеницами
Броневик БА-11 с боковыми запасными колесами и съемными гусеницами

Осенью 1940 года путем замены штатного бензинового мотора машины БА-11 на опытный двигатель Д-7 мощностью 97,5 л.с. был создан единственный довоенный дизельный броневик БА-11Д, оказавшийся слишком тяжелым и тихоходным.

Испытания мощного дизельного броневика БА-11Д (из архива М. Соколова)
Испытания мощного дизельного броневика БА-11Д (из архива М. Соколова)

К началу войны собрали 16 бронемашин БА-11, которые принимали участие в финской кампании и в обороне Ленинграда. Ни одна из них не сохранилась.

На заглавной фотографии — Грузовик с задними плицевыми цепями и передними лыжами (из архива НАМИ)

В статье использованы только аутентичные иллюстрации

Колёсная формула — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Колёсная формула — условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами[1]:

[общее число колёс] × [число ведущих колёс],

при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо[2]. Например, колёсная формула 6 × 4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие (например, ЗИС-6). Автомобиль, обладающий полным приводом, имеет колёсную формулу, где оба числа одинаковы (4 × 4, 6 × 6, 8 × 8, 10 × 10 и т. д.). Для многоосных автомобилей в колёсной формуле иногда указывают количество управляемых колёс, способных к повороту (например, 16 × 16 / 12). В этом случае третья цифра отделяется косой чертой.

В том случае, если третья цифра 2 или 1 и отделена от второй цифры точкой, то она указывает на тип ошиновки ведущей оси. Если используется цифра 2, значит ведущая задняя ось (оси, тележка) имеет двускатную ошиновку, а цифра 1 указывает, что все колеса односкатные, таким образом, для двухосных грузовых автомобилей и автобусов применяются формулы 4х2.1(например, автомобиль ГАЗ-2752), 4х2.2 (автомобиль ГАЗ-3307, автобус ЛиАЗ-677), 4х4.2 (автобус ПАЗ-3206), 4х4.1 (УАЗ-2206, ГАЗ-66-11). Для трехосных автомобилей применяются формулы 6х4.2 (например, МАЗ-64226), 6х4.1, 6х6.2 (лесовоз КрАЗ-643701), 6х6.1 (КамАЗ-43101), 6х2.2 (тягач «Мерседес-Бенц-2235»). Для четырехосных — 8х4.2, 8х4.1, 8х8.2, 8х8.1 (МАЗ-537).[3]

Для сочлененных автобусов в формулу введена четвёртая цифра 1 или 2, отделенная от третьей цифры точкой. Цифра 1 указывает на то, что ось прицепной части автобуса имеет односкатную ошиновку, а цифра 2 – имеет место двускатная ошиновка. Таким образом, для сочлененных автобусов применяются формулы 6х2.2.1 (“Икарус-280.64”) и 6х2.2.2 (“Икарус-283.00”).[3]

Также колёсной формулой называют осевую формулу локомотива[1].

Впервые попытка создать многоосный автомобиль была предпринята в 1898 году[2]. В СССР первым серийным многоосным (с колёсной формулой 6 × 4) автомобилем был ЯГ-10 грузоподъёмностью 8 т, выпускавшийся с 1932 года[2].

Привод 4х4: первый патент на паровой автомобиль с приводом всех колес 4х4 получил в 1893 году английский инженер Брама Джозеф Диплок и сделал один экземпляр, в 1900 году Фердинанд Порше поставил на каждое колесо своего электромобиля по двигателю, а самым первым автомобилем традиционной конструкции с приводом 4х4 стал Spyker 60 HP 1903 года[4].

Наибольшая колёсная формула, реализованная в серийно выпускавшемся изделии: 16 × 16 / 12 (шасси МЗКТ-79221 в составе ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь-М»).

Наибольшая колёсная формула, реализованная в штучно выпускавшемся изделии: 24 × 24 / 16 (МАЗ-7907).

Колёсные формулы типовых грузовиков[править | править код]

Колёсные формулы грузовиков производства СССР и СНГ.

  • Трёхосные автомобили МАЗ-515 и МАЗ-516 имели колёсную формулу 6×2, вторая ось была подъёмной.
  • Карьерный самосвал Oshkosh M911 грузоподъёмностью 40 тонн имеет колёсную формулу 8×6, вторая ось подъёмная, постоянный полный привод на передний мост и на заднюю тележку (третья и четвёртая ось).

Грузовики 6х2 «Шесть по-китайски»

Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

В оригинале эта колесная формула звучит, как «Chinese six». На самом деле к Китаю она имеет опосредованное отношение, просто в английском, как и у нас, все необычное, не как у всех, именуют сделанным «по-китайски».

Так называются трехосные грузовики, у которых две передние управляемые оси сближены. Некогда они были довольно популярны, в первую очередь в Европе, теперь же встречаются в основном только в Азии.

01. Первыми массово стали использовать их британцы, после II Мировой войны. Они выпускались всеми ведущими фирмами (AEC, Atkinson, ERF, Foden и др.), в основном в виде тягачей. Такая схема позволяла увеличить полную массу, при этом, в отличие от обычных трехосных, собственная масса тягача была меньше.
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

02. Одиночные машины, как этот Leyland Construcktor, на островах тоже встречались вплоть до начала 90-х годов, но были уже редкостью, скорее, данью традициям.
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

03. А вот такие «одиночки» были очень популярны в Италии. Этот 18-тонный автопоезд с тягачом FIAT-690h2A испытывался в СССР в 1963 году. Он показал себя хорошо, но конструкция была признана излишне сложной.
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

04. Еще чаще одиночки с такой формулой встречались в Испании, особенно в гористой ее части. Здесь применение этой формулы объяснялось другим соображением — такие машины с двумя поворотными осями лучше «цеплялись» на горных дорогах, особенно при влажной погоде. Грузовики Dodge 310 пережили несколько переименований: были разработаны местной фирмой Barreiros, затем выкуплены концерном Chrysler, потом проданы грузовому Renault.
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

05. Выпускала такие машины и испанская Pegaso. Ее модель Tecno производилась до 1992 года, а этот экземпляр в виде «секонд-хенда» попал в Белоруссию.
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

06. Не мог остаться в стороне от веяний моды и европейский лидер, Mercedes. Его 200-сильная модель LP333 выпускалась с 1958 по 1961 год, но особым успехом у «равнинных» потребителей не пользовалась.
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

07. А вот в горных Австрии и Швейцарии такие машины встречаются до сих пор. Их производил до 2006 года на заводе под Веной филиал концерна MAN, подразделение ÖAF. В заголовке — коммунальная «одиночка» семейства F8 1970-х, а это — тягач с манипулятором семейства TG-A.
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как
Фото Юрая Главача

08. Изготавливали по заказам такие машины и другие «европейцы». В данном случае это Scania P112 для Австралии — колонии следовали «в кильватере» моды метрополии.
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как
Фото Роджера Эванса

09. Встречаются машины с такой формулой и на наших дорогах. Это тяжелые 96-тонные балластные тягачи 815ТР от хорошо известной чешской Татры. Такая схема, помимо увеличения нагрузки на седло, еще и уменьшает нагрузки при повороте.
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

10. Но самым активным пользователем таких машин остается Япония, тоже горная. Все четыре местных марки (Isuzu, Hino, Mitsubishi и Nissan-Diesel) активно производят такие одиночки, полной массой до 16300 кг.
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

11. Круг замкнулся — лидером по количеству выпускаемых грузовиков «Chinese-six» выступает, естественно, Китай. Причем в данном случае это результат знаменитого китайского копирования — местный грузовой автопром использует японские лицензии с 1980-х годов. Логики в использовании нет — области, где встречаются такие машины, включают и вполне равнинные средние регионы.
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

12. В Китае собирают и капотные машины с такой формулой, причем с расставленными мостами. Что это дает, неясно, возможно, они просто скопировали вездеход Грачева? Есть ли у читателей другие версии?
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

13. Единственный известный случай существования таких машин в США — заказ на 4 таких бескапотника GMC DFX7009 фирмой Coles в 1964-66 годах. На удлиненные шасси были установлены передние мосты Hendrickson, и эллиптические танки. Эксперимент себя не оправдал, и был свернут.
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

14. И такой же единственный эксперимент с машинами этой формулы был проведен МАЗ-ом в начале 1970-х. Нагрузка на седло у тягача МАЗ-520В составляла 10,5 тонн (против 7,7 у обычного двухосного МАЗ-504). Но, учитывая увеличившуюся полную массу, и усложнение конструкции, результат был признан неудовлетворительным, и продолжения он не получил…
Колёсная формула «Шесть по-китайски». Необычное 6х2. Что, зачем и как

admin

E-mail : admin@volonter61.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о