Аквапланирование это – Аквапланирование автомобиля на дороге — что это за эффект и как с ним бороться?

  • 03.09.2020

Содержание

Аквапланирование в автомобиле – что это, и как его избежать?

Аквапланирование Каждый водитель сталкивался с тем, что на мокрой дороге или во время гололеда машина совершенно не слушается, ее начинает самопроизвольно нести. Складывается впечатление, что машина «плывет», и вы полностью теряете контроль над ее управлением. Этот неприятный момент называется аквапланированием. Случается такое, когда шины теряют сцепление с дорожным покрытием во время непогоды. Аквапланирование может начаться во время ливня, дождя, при попадании колесами в огромную лужу, когда дорога покрыта тонким слоем льда.

Понятие эффекта аквапланирования

Что происходит при аквапланировании? Аквапланирование – это своеобразное скольжение по поверхности дорожного покрытия, когда сцепление колес с твёрдой поверхностью сводится к минимуму. На шинах оттеснены канавки, по которым вода должна отводиться в сторону, если машина эксплуатируется в условиях непогоды. В случае, когда дорога покрыта большим слоем воды, эти канавки не успевают отводить воду в сторону, и возникает эффект аквапланирования. Водитель на короткое время теряет контроль над машиной.

Внимание! Не путайте понятия «скольжение» и «аквапланирование»! Скольжение возникает при резком торможении или повороте на дороге, покрытой тонким слоем льда или во время небольшого дождя. В этом случае сцепление шин с дорогой недостаточное (но не теряется полностью).

Аквапланирование

Чтобы избежать аквапланирования, не нужно в непогоду ехать на большой скорости и делать резких маневров на дороге. В аквапланирование чаще попадают переднеприводные машины (передние ведущие колеса стягивают автомобиль на мокрой дороге), и вы не сразу замечаете, что теряете управление (так как задние колеса уже подвержены процессу аквапланирования). Заднеприводные машины дают шанс водителю вовремя почувствовать начало аквапланирования (управлять машиной становится сложнее, руль отказывается слушаться) и предпринять меры.

Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля

Аквапланирование автомобиля провоцируется рядом факторов:

• Большая скорость движения во время дождя, когда дорога покрыта слоем воды.

• Попадание в лужу на большой скорости.

• Сильный поток воды на дороге.

• Неравномерное водяное препятствие на дороге (в случае с неровной трассой).

• Небольшая остаточная глубина протекторов (лысеющие шины).

• Давление в шинах машины.

• Неисправная подвеска машины.

Рисунок шин

Аквапланирование возникает, если рисунок на шинах стирается (нормальным считается рисунок с глубиной канавок на шинах до 8 мм), уменьшается глубина бороздок. С лысыми шинами (глубина бороздок до 1 мм) и на сухом асфальте коэффициент сцепления падает, а на покрытой слоем воды – и подавно. При контакте с водой бороздки не успевают высвободить резину для хорошего сцепления с покрытием трассы, и машина «плывет».

Аквапланирование Желательно ставить на машину шины с рисунком «дождевой» (в виде елочки). Это водоотталкивающие покрышки, которые снижают риск возникновения аквапланирования. Переобувайте машину в протекторы «зима-лето». Зимние шины имеют более глубокие бороздки рисунка шин, потому что резине приходится бороться со снегом и снежной кашицей.

Интересно знать! Термин «аквапланирование» впервые появился в авиации.

Кроме рисунка на шинах, смотрите также на ширину протекторов: узкие или широкие.

Преимущество остается за широкими шинами, так как у них большее напряжение сжатия. Необходимо следить и за давлением в шинах. Если протекторы проседают, то глубина бороздок уменьшается, а риск аквапланирования увеличивается.

Толщина водяной пленки

Эффект аквапланирования напрямую зависит от толщины водяной пленки. На мокрой дороге сцепление колес с асфальтом лучше, чем на дороге с внушительным слоем воды (сильный дождь, ливень). Если дорога имеет перепады в покрытии, то слой воды на ней неравномерный. В этом случае попасть в аквапланирование можно запросто, потому как протекторы должны справиться с разным слоем воды на дороге.

Скорость движения

Аквапланирование

В непогоду очень важно следить за скоростью, не превышать ее. Аквапланирование шин начинается при скорости от 70 км/ч даже во время небольшого дождя (даже при условии хорошего рисунка на шинах и исправной ходовой части).

Если вы мчитесь на высокой скорости, то аэродинамика слегка поднимает машину над дорогой. В этом случае сцепление колес с основой и так падает. Если учесть, что в дождь на пути сцепления становится вода, то коэффициент сцепления снижается (вода не вытесняется из протекторов, и возникает аквапланирование).

Интересно знать! Второе название аквапланирования – «глиссирование» (момент всплытия колес на водяном клине).

Состояние подвески

Если ваша подвеска изношена, то риск аквапланирования повышается в плохих погодных условиях даже на скорости от 40 км/час.

Опасность аквапланирования для вас и вашего авто

Аквапланирование Что делать при аквапланировании? Не паниковать – это главное. Попав колесами в поток воды на асфальте или в огромную лужу, вы ощутите снижение скорости. Это происходит потому, что возрастает сопротивление движению. При попадании в лужу сцепление колес получается разным (одно колесо уже на более-менее сухой поверхности, а другое находится еще в луже), потому машину и заносит. Иногда может возникнуть небольшой удар, и машину непроизвольно начнет разворачивать. Чтобы этого не произошло, крепко держите руль в руках.

Внимание! Ни в коем случае не делайте резких рывков рулем в сторону (это только усугубит ситуацию). При аквапланировании руль поворачивайте короткими множественными движениями на маленький угол – так вы сможете выровнять машину.

Как предотвратить аквапланирование

Лучше предотвратить беду, чем бороться с аквапланированием. Важно прислушаться к некоторым советам:

• Правильно выбирайте покрышки (узор «елочка», водоотталкивающие, широкие/узкие, наличие пиктограммы: water или aqua – вода, rain – дождь).

• Переобувайте машину по сезону (зимняя и летняя резина).

• Следите за изношенностью покрышек (на «лысой» резине ехать нельзя).

• Следите за состоянием подвески.

• Проезжайте лужи по прямой.

• В дождливую погоду нельзя резко тормозить и поворачивать.

• В непогоду максимально снизьте скорость (должна быть меньше 70 км/час).

• Крепко и правильно держите обе руки на руле (ориентируйтесь по циферблату 10-2 или 9-3), чтобы его не выбило из рук при попадании в лужу.

• Исключите резкие маневры (колеса должны быть всегда прямо).

Аквапланирование

Какие действия предпринять, если аквапланирование началось

Как же бороться с аквапланированием? Никак. Если уж попали в «плавание», то остается только крепче держать руль прямо и ждать, когда машина проедет участок с толстым слоем воды.

Если попытаться резко повернуть руль, когда передние колеса еще в луже, а задние на асфальте (или наоборот), то может еще раз «кидануть» вплоть до переворота машины. Отбросьте свое психологическое желание тормозить, если машину уже несет.

Внимание! Тормозить надо до водной преграды, а не в ней.

Водители с большим опытом могут поймать и подкорректировать занос, но не всегда (а при касании с твердой поверхностью машину снова уведет в одну из сторон под тем углом, под которым она вошла в «занос»).

Внимание! В момент аквапланирования потихоньку отпускайте педаль газа, чтобы скорость снизилась.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Аквапланирование автомобиля, что нужно знать, как избежать

Аквапланирование автомобиля является одной из распространённой причиной аварий на дороге.

Как правило, это связано с проблемами в управлении автомобилем в весенне-осеннюю распутицу или дождливую погоду.

Но аквапланирование не возникает, если водитель ездит по лужам с небольшой скоростью, причина такого явления лежит в превышении скоростных режимов вождения автомобиля.

Чем выше скорость движения на мокрой дороге, тем выше вероятность возникновения аквапланирования.

Но превышение скорости, это пол беды, так как причин возникновения аквапланирования при вождении существует несколько.

Аквапланирование, что это

Для того, чтобы разбираться, что же такое аквапланирование, необходимо провести простой пример.

Принимаем силу сцепления автомобильной шины с дорожным сухим покрытием за единицу.

Сцепление на мокром асфальте тогда будет не более 0,5, а на льду он уменьшается еще на порядок.

А в процессе аквапланирования контакт протектора и дороги отсутствует совершенно, и сила сцепления равна нулю.

Аквапланирование автомобиля

Так как колесо на водяной пленке находится в легком свободном скольжении, то возможность водителя управлять автомашиной почти равна нулю. В этом и заключается опасность этого явления.

По — другому аквапланирование еще называют «водяным скольжением».

Условия возникновения

Возьмем за пример обычную ситуацию, автомашина движется по дороге, которая покрыта слоем воды или водно-грязевой «кашей».

В этом случае любая шина постоянно выдавливает пред собой водянистую субстанцию из места контакта, и перед собой прогоняет водяной вал, который мы всегда можем видеть, когда находимся на дороге в качестве пешеходов.

По результатам испытаний учеными было установлено, что давление в этом самом вале достигает 2 bar, а его высота может быть от одного до трех сантиметров. Называют это явленние водяным клином.

Если средняя ширина протектора у легковой шины равна примерно 15 сантиметрам, то можно говорить, что усилие, с которым вжимается водяной клин между дорогой и шиной, достигает 30-40 килограмм.

Аквапланирование автомобиля

До определенного момента шина будет успешно выдавливать этот клин воды, и создавать пятно контакта с поверхностью дорожного полотна.

Действенность данного процесса зависит от таких факторов:

  1. Рельеф протектора;
  2. Толщина водяной пленки дороги;
  3. Скорость движения автомашины.

Эти факторы весьма тесно взаимосвязаны.

Маленькая глубина канавок не может быстро и полностью удалить воду их зону контакта.

Изношенная шина при водяной пленке в один миллиметр и при скорости примерно в 100 километров в час не сможет из-под колеса вытеснять эффективно влагу.

Вал воды будет постепенно превращаться в приумножающий клин, отрывающий шину от поверхности дороги, и машина поплывет.

К сожалению, экстренное торможение не приведет к прекращению аквапланирования мгновенно. Да и будет уже не до торможения, потому как машина будет «крутиться» как попало по дороге.

Аквапланирование на автомобилях с различными типами привода

У автомашины с задним приводом настоящий эффект аквапланирования сначала наблюдаемся на передней оси.

Видавший виды водитель сможет сразу почувствовать начало данного явления и своевременно отреагировать на него.

Руль станет «мягким», и перестает ощущаться реакция дороги. В данном случае, даже не повышая скорость, можно совершить ДТП, достаточно лишь встретить глубокую лужу.

У автомобиля с передним приводом аквапланирование, как правило, «завязывается» на задних колесах, поскольку передние колеса являются ведущими и «тянут» автомашину.

Водитель может даже ничего не обнаружить подозрительного, причем, при увеличении скорости тоже. При этом самое небольшое торможение или сброс газа смогут развернуть автомобиль.

Аквапланирование и узор протектора

С сожалению даже некоторые новейшие шины с «летним» узором протектора могут быть предрасположены к аквапланированию.

Дождевой узор протектора

Существует резина с специальным противо дождевым узором.

При одинаковой скорости особый «дождевой» узор протектора поможет «удержать» контакт, тогда как под обыкновенным протектором будет четко наблюдаться первоначальная стадия появления аквапланирования.

Каждому автомобилисту необходимо знать об важнейших визуальных приметах водоотталкивающих покрышек.

Дождевой узор протектора

 

В узоре их протектора будет обязательно присутствовать продольная центральная, достаточно глубокая, канавка и поперечные разветвленные прорези «навылет».

Направленный узор протектора

Наиболее действенным считается направленный узор протектора, когда водоотводы создают «елочку». При вступлении вершины данной «елочки» в основу контакта покрышки и дороги, вода по ее ответвлениям вытесняется назад и по сторонам от шины.

Направленный узор протектора

Еще одно важное замечание о применении протектора с направленным узором. Если во время установки покрышки на диск поставить по ошибке рисунок в перевернутом виде, то вода вытесняться не будет, а закачиваться от боковых частей к месту контакта, при этом, со всеми неприятными результатами.

Аквапланирование - марки шин

В данном случае повышенная вероятность аквапланирования Вам гарантирована.

Дорожное покрытие

К месту сказать, если под колесами машины очень гладкий и мокрый автобан, то риск появления аквапланирования намного выше, чем на крупнозернистом асфальтобетоне, так как вода на нем должна покрыть несколько миллиметров выступающих бугорков, чтобы подготовить неблагоприятные условия для автомашины.

Следует помнить о том, что на обыкновенных дорогах эксплуатационные свойства шин, которые обладают лучшим анти аквапланирующим свойством, часто хуже, чем у резины, которая больше подвержена скольжению на мокрых дорогах.

Толщина водяной пленки и скорость движения

Относительно двух иных упомянутых факторов, которые способствуют аквапланированию автомашины — толщина водяной пленки и скорость движения, то заявлять о каких-нибудь апробированных способах контроля пока трудно.

Причины аквапланирования

Причина – их просто нет. Уже давно замечено, что возможность потери управления автомашиной на мокрой дороге объединена как со скоростным режимом машины, так и толщиной пленки воды.

Но на сегодняшний день, к сожалению, отсутствуют научно доказанные критерии взаимной связи.

Другие факторы

Кроме колесных факторов, существует немало и других, довольно случайных ситуаций, оказывающих влияние на поведение автомашины и ее наклонность к аквапланированию.

Например, состояние амортизаторов. По результатам многочисленных тестов, было доказано, что работоспособный, но изношенный на 50 – 60 % амортизатор, значительно ухудшает ситуацию.

А имеется еще механизм руля, подвеска, параметры развала – схождения и распределительная нагрузка по осям.

Не забывайте, что аквапланирование намного легче предотвращать, чем прекращать.

Оно даже опаснее, чем скольжение по льду, поэтому не экономьте на шинах, и не пытайтесь обгонять все, что движется.

Оцените статью

как с ним бороться? » АвтоНоватор

Интересно, почему совершенно гадкое и неприятно-опасное явление для любого автомобилиста, названо таким красивым словом — аквапланирование. Аквапланирование чрезвычайно опасный эффект, который может принести негативные эмоции (это в лучшем случае, только эмоции) для любого автомобилиста, как профессионального водителя, а для начинающего водителя особенно.

Причины аквапланирования

Аквапланирование – это полная либо частичная потеря сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. Как понятно по названию эффекта, аквапланирование автомобиля связано с водой, а именно при контакте с водяным слоем (лужей) на критической скорости.

Фото аквапланирования, protectioncars.ruФото аквапланирования, protectioncars.ru

На самом деле причин этого эффекта не так уж и много, и в то же время многие факторы влияют на возникновение аквапланирования.

Эффект получается из-за возникновения в пятне контакта шины автомобиля т.н. гидродинамического клина, а именно: протектор шины не успевает удалять воду из пятна контакта с дорогой.

На фото - аквапланирование, autobild.byНа фото - аквапланирование, autobild.by

Аквапланирование может возникать по целому ряду причин:

Обратите внимание, что практически все перечисленные причины зависят от водителя и, соответственно, от состояния автомобиля.

Как избежать аквапланирования

Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

Фото причин аквапланирования, static4.aif.ruФото причин аквапланирования, static4.aif.ru

Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно износ шин не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

На фото - схема возникновения аквапланирования, stavavto.comНа фото - схема возникновения аквапланирования, stavavto.com

При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь.

Состояние подвески автомобиля – по умолчанию должно соответствовать норме. Особенно это касается состояния амортизаторов вашего авто.

Действия при возникновении аквапланирования

Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

Никаких резких торможений. Резкое торможение при аквапланировании провоцирует занос автомобиля. Торможение производится только двигателем.

Фото правил поведения при аквапланировании, static4.aif.ruФото правил поведения при аквапланировании, static4.aif.ru

Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».

На фото - как избежать аквапланирования, infocar.uaНа фото - как избежать аквапланирования, infocar.ua

По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

Удачи вам в предотвращении аквапланирования.

Что такое аквапланирование, и как с ним бороться?

Аквапланирование – это весьма опасное явление, при котором колёса автомобиля теряют сцепление с дорогой. Происходит это чаще всего на больших скоростях, при движении по мокрой дороге и лужам. Протекторы шин не успевают пропускать воду и колёса как бы подымаются на тонком слое воды, полностью теряя контакт с дорожным полотном.

Чтобы вам было более понятно, как происходит аквапланирование, ниже прилагаем изображение.

При небольшой скорости движения пятно контакта шины с дорогой в пределе нормы. Увеличивая скорость пятно уменьшается. А на больших скоростях, при наезде даже на незначительную лужу, колесо поднимается на «водяной подушке» и теряет сцепление с дорогой. У заднеприводных автомобилей аквапланирование начинается с передних колёс. А у переднеприводных наоборот – с задних.

Причины аквапланирования

Первая причина аквапланирования – это, конечно же, мокрое дорожное полотно. Дорога во время дождя, даже незначительного, становится опасной для движения. Водителю надо быть внимательным – постоянно следить за скоростью, держать безопасную дистанцию, с осторожностью проезжать лужи и не совершать резких манёвров.

Также к причинам возникновения аквапланирования относятся:

• Высокая скорость (критический показатель от 70 км/ч до свыше 100 км/ч) при проезде даже неглубокой лужи.
• Эксплуатация изношенных шин (лысой резины с малой остаточной глубиной протектора).
• Давление воздуха в колёсах выше нормы.
• Неисправности в подвеске.
• Неровное дорожное полотно, на котором слой воды заведомо будет неравномерным.

Относительно скорости хотелось бы отметить, что аквапарирование может возникнуть и при 50 км/ч. Однако выйти из заноса будет проще. А в случае, если это сделать не удастся, то хотя бы последствия будут менее плачевными, чем при скорости больше 100 км/ч.

Как избежать аквапланирования?

Минимизировать риск возникновения аквапланирования автомобиля при езде можно следующим образом:

• Постоянно следить за состоянием покрышек. Особое внимание надо уделить протекторам. При глубине протектора менее 1 см. шины необходимо заменить. На «лысой» резине ездить запрещено даже в сухую погоду.
• При движении по мокрому дорожному полотну стоит следить за его состоянием и скоростным режимом. Не стоит «лихачить» и разгоняться свыше 70-80 км/ч.
• Во время дождя не стоит ехать по асфальтированной дороге с проезженной колеёй (она собирает много воды).
• Любую лужу надо проезжать на минимальной скорости (насколько это возможно).
• Для поездки можно выбрать плохую дорогу. У водителя не будет возможности разогнаться, а соответственно риск попасть в аквапланирование снижается до минимума.

Все эти советы довольно просты и выполнить их можно без особого труда.

Действия при аквапланировании

Если все меры предосторожности были соблюдены, но аквапарирования не удалось избежать, то надо действовать следующим образом:

• Убрать ногу с педали газа.
• Ни в коем случае не тормозить тормозом – только двигателем и на пониженной передаче.
• Руль необходимо держать крепко и в таком положении, чтобы колёса автомобиля стояли прямо.
• Не стоит прибегать к действиям как при заносе (выкручивать руль в противоположную заносу сторону).

Водителю следует понимать, что во время аквапланирования колёса должны стоять строго в ровном положении. Потому что если колёса будут вывернуты в одну из сторон, то когда сцепление с дорогой вернётся, может возникнуть повторный занос.

Выводы

В дождливую погоду от аквапланирования никто не застрахован. И совершенно неважно, движется автомобиль по трассе или по городской дороге. Мокрое дорожное полотно опасно. А значит, водитель должен быть всегда готов к любым сценариям при вождении.

Поэтому осторожность при вождении в дождь первостепенна. Также не стоит забывать, что необходимо правильно выбирать резину и следить за глубиной протектора.

Поддерживайте своё транспортное средство всегда в исправном состоянии, будьте бдительны и внимательны на дорогах, и тогда вы снизите до минимума вероятность попасть в ДТП.

Что такое аквапланирование

Многие автомобилисты слышали об аквапланировании. Кто-то даже испытал этот эффект, управляя своим авто. В чём может быть опасность, как избежать, и как себя вести при возникновении такой ситуации?

Что такое аквапланирование

Аквапланирование — это эффект, который может возникать при движении машины по дороге, покрытой водой (например по луже). Когда транспортное средство движется по такой поверхности с определённой скоростью, то образуется гидродинамический клин. Этот эффект немного отрывает покрышки от твёрдой поверхности дороги и машина движется как глиссер.

Для возникновения эффекта аквапланирования нужны некоторые условия: большая скорость и длинная лужа (глубиной от 3 — 5 см). Считается, что эффект возникает на скорости более 70 км/ч.

На практике это зависит от различных параметров, например: состояния покрышек, дорожного покрытия, толщины водяной плёнки, вида рисунка протектора, давления в колёсах.

Однако не стоит путать аквапланирование со скольжением, это разные ситуации. Поведение транспортного средства, действия автолюбителя и показатели сцепления существенно отличаются.

При скольжении есть минимальное сцепление колёс с поверхностью, а при глиссировании нет. В такой момент автомобиль почти неуправляем и никак не будет реагировать на действия человека.

Водитель в этой ситуации практически беспомощен. Поворачивать руль бесполезно и даже небезопасно, так как может произойти занос авто с дальнейшим выездом на встречную полосу.

Советы как избежать

Чтобы избежать аквапланирования, необходимо придерживаться некоторых правил:

  • если вы неопытный водитель, то придерживайтесь скоростного режима не более 70 км/ч. Чем медленнее будете ехать, тем в большей безопасности вы находитесь;
  • снижайте скорость заблаговременно, перед проездом поворотов. Не въезжайте в них со скоростью более, чем 90 км/ч. Будьте особенно внимательны в дождливую погоду;
  • выбирайте правильно покрышки. Приобретайте узкие шины с узором «ёлочка» или пометкой «aqua», «water» или «rain»;
  • следите за состоянием протектора шин. Если он износится наполовину, то сопротивляемость эффекту аквапланирования упадёт на 70%;
  • контролируйте давление в покрышках;
  • своевременно меняйте резину в зависимости от сезона;
  • проверяйте состояние подвески и амортизаторов;
  • оценивайте состояние дорог во время движения. Ровные дороги больше предрасположены к аквапланированию. Вода по ним распространяется равномерно на больших площадях. А также опасны дороги, имеющие глубокую колею;
  • тормозите до водной помехи.

Лужи проезжайте прямо. Руль держите прямо. Это поможет предупредить занос, когда одно из колёс заедет на сухой участок.

Если лужи находятся в повороте, постарайтесь их объехать или сбросить скорость. Имейте в виду, что от аквапланирования машины при проезде поворота нет никаких мер.

Будьте предельно осторожны, если едете по мокрой дороге.

Что делать, если машина стала неуправляемой

При возникновении аквапланирования водителю нужно сделать всё возможное, чтобы не попасть в занос. Для этого следует соблюдать два главных правила. Держите руль прямо и избегайте маневрирования.

Опытные автолюбители для вывода авто из заноса выработали, на уровне рефлексов, работу рулевым колесом, но в случае аквапланирования это может только ухудшить ситуацию. Приложите все усилия, чтобы руль остался в таком положении, в каком он был до начала скольжения.

Торможение осуществляйте двигателем. При возникновении угрожающей ситуации не нажимайте педаль тормоза. Иначе занос обеспечен. Полностью уберите ногу с педали газа и позвольте машине самостоятельно снизить скорость. Если автомобиль заднеприводный, использование тормоза допускается. Но всё равно действовать нужно аккуратно.

Важно сохранять спокойствие, нельзя паниковать, совершать резкие движения рулём, жать на все педали и переключать скорость.

Теперь вы знаете, как вести себя в случае возникновения аквапланирования и будете чувствовать себя за рулём уверенно при любых погодных условиях.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Посмотрите, как выглядит аквапланирование в жизни

Сейчас в разгаре та самая пора, когда каждому водителю необходимо вспомнить об очень опасном явлении – аквапланировании. А запись со штатного «видеорегистратора» на электрокаре Tesla послужит наглядным пособием и демонстрацией того, как это происходит на обычной дороге в дождь.

Аквапланирование – это потеря сцепления с поверхностью дорожного полотна. Возникает эффект на мокром покрытии из-за наличия водяной пленки, которая оказывается в пятне контакта шины с дорогой. Покрышки всплывают, проскальзывают по слою воды, не имея возможности зацепиться за поверхность, и машина становится практически неуправляемой – хуже, чем на голом льду. И помочь порой не способны даже самые продвинутые системы безопасности, которыми щедро оснащаются премиальные автомобили. 

Очевидное доказательство – ролик с TeslaCam. Камера, размещенная в крыле машины, засняла весь процесс: вот электрокар нагоняет Porsche Macan, который достаточно резко перестраивается в левый ряд и набирает скорость. В этот момент колеса перестают касаться дороги, беспомощно скользя по поверхности лужи. Кроссовер закономерно разворачивает (вероятно, водитель в панике пытался вырулить или резко тормозить, чего делать при аквапланировании нельзя) и врезается в отбойник. 

Происшествие произошло в окрестностях Майами, в США. 

Штатные камеры Tesla стали регистраторами нового поколения, тем более что они фиксируют картину не только через ветровое стекло, но и по бокам автомобиля и сзади, а также снимая обстановку на парковке в режиме ожидания. 

что это такое и как действовать в этой ситуации?

Большинству автолюбителей знакома ситуация, когда на мокрой дороге автомобиль вдруг теряет управление либо его поведение становится нестабильным. Это явление называется аквапланированием. Что это такое и как его предотвратить?

что такое аквапланирование, рис.1

Чем опасно аквапланирование?

Определение

что такое аквапланирование, рис.2Аквапланирование − это всплытие покрышки на водяном клине. Эффект аквапланирования возникает достаточно просто − при езде по покрытию, поверх которого имеется вода, шина в какой-то момент перестает отводить воду из пятна контакта. В результате этого под колесом образуется водяной слой в несколько миллиметров, и машина всплывает в прямом смысле этого слова.

Водяной слой, который образуется под колесом гораздо опасней ледяной пленки или укатанного снега. Испытания, проведенные группой экспертов, выявили, что тормозной путь на мокрой дороге в три раза превышает величину тормозного пути, но уже на сухом покрытии. При этом, по сравнению с тормозным путем по льду либо укатанному снегу показатели замедления разнятся в одну треть. Помимо плохого торможения водителя поджидает еще одна опасность − внезапная потеря контроля над автомобилем.

Подборка дождевых шин — ссылка

От чего стоит ожидать аквапланирования?

Самым опасным считается тонкий слой воды над дорогой. Он почти незаметен, поэтому водители часто игнорируют его и превышают скорость. Помимо природных факторов немаловажное значение играют шины (состояние, конструкция) и состояние дороги. Особенно опасна колея − в ней скапливается большое количество воды. Конечно, современная дождевая покрышка с небольшой шириной легко преодолеет сложный участок на скорости в 120 километров в час, однако если шины имеют высокую степень износа, а дополнительно к этому машина − заднеприводная, то можно ожидать аквапланирования на скорости уже в 50 километров в час.

Признаки аквапланирования

Сложно предсказать начало момента всплытия колес, однако само аквапланирование отчетливо ощущается:

  • По исчезновению усилия на рулевом колесе.
  • Появляется чувство невесомости автомобиля − начинает казаться, будто плывешь на катере.

Однако, всплытие всех четырех колес не так опасно, как аквапланирование одного или двух колес − в этом случае существенно возрастает риск появления заноса.

Как предотвратить появление эффекта аквапланирования?

Существует ряд несложных рекомендаций:

  • Следить за степенью износа покрышек. Логично предположить, что чем глубже протектор и чем больше разных канавок на шине, тем эффективнее она отводит воду из пятна контакта. Соответственно, если резина изношена на 50 и более процентов, то эффективность борьбы с аквапланированием резко ухудшается. Поэтому, нельзя ездить на старых шинах с высокой скоростью по мокрой дороге. А, при покупке новых покрышек стоит помнить, что даже передовая модель покрышки не защищает от всплытия, а лишь отодвигает момент в зону более высокой скорости.
  • Выбирать скорость, исходя из состояния дороги. Как это ни странно, но наряду с колейностью большую опасность представляет также и абсолютно ровное асфальтированное покрытие, без ям и неровностей. Вода в таком случае равномерно распределена по поверхности, поэтому при аквапланировании покрышка попросту скользит без зацепа за что-либо.
  • Не ехать быстро в дождливую погоду. Современные покрышки именитых производителей могут успешно бороться с водой и быстро самоочищаться от нее, однако предыдущий совет актуален и здесь. Лишь опытные водители могут почувствовать начало аквапланирования, тогда как новички просто растеряются.
  • При проезде луж нужно держать рулевое колесо прямо. Шины гораздо эффективней отводят воду в продольном направлении, нежели в поперечном. При этом, прямой курс позволит снизить риск возникновения заноса.

Что делать при начале аквапланирования?

Действия следующие:

  • Нельзя поворачивать рулевое колесо.
  • Применять торможение двигателем. Это относится и к переднеприводным машинам.

Итого. При начале всплытия колес над дорогой нужно избегать поворотов руля (держать его прямо) и тормозить мотором. В таком случае можно успешно погасить нежелательный эффект и сохранить контроль над автомобилем.

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*