Амг википедия: Mercedes-amg gmbh — Википедия – Amg — Википедия

  • 04.04.2020

Amg1r5 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

С начала 1990-х годов наблюдается растущий спрос на более эффективные методы решения крупных разреженных, неструктурированных линейных систем уравнений. Для практически актуальных размеров проблем классические одноуровневые методы уже достигли своих пределов, и необходимо было разработать новые иерархические алгоритмы, чтобы обеспечить эффективное решение еще больших проблем.

AMG1r5 исторически первая успешная программа предназначенная для решения больших разреженных линейных систем уравнений алгебраическим многосеточным методом[1] (AMG). AMG – один из очень эффективных итерационных методов для решения линейных систем уравнений, например, возникающих при численном решении различных типов эллиптических уравнений в частных производных на неструктурированных сетках. Метод может быть использован как решатель по принципу черного ящика,  для различных вычислительных задач, в том числе и не содержащих геометрическую информацию, а содержащих лишь матрицу коэффициентов линейной системы самой различной природы происхождения (теплопередача, аэро-гидродинамика, нефтяные месторождения, компьютерная томография и др.). AMG часто используется и как собственный решатель линейных систем и как предобуславливатель к итерационным методам ( Conjugate Gradients, BiCGStab

[2] или FGMRES[3]).

AMG1r5.f – это самодостаточный файл на языке FORTRAN с набором функций (около 4600 строк кода) одна из которых является вызываемой из вне и в которую передаётся матрица линейной системы уравнений в CRS[4] формате хранения. Авторами AMG1r5 являются Джон Руге и Клаус Стубен из Fraunhofer Institute for Algorithms and Scientific Computing SCAI[5]. Код amg1r5 написан в 1986 году. Это исторически первый программный код, доказывающий, что линейная масштабируемость (от числа неизвестных в системе линейных уравнений) может быть достигнута без привлечения геометрической информации о задаче.  Код amg1r5 обладает лучшей скоростью сходимости (справляется с большими числами обусловленности) по сравнению с современными многосеточными методами сглаженной агрегации (SA-amg). В отличие от методов сглаженной агрегации код AMG1r5 требует для работы большого количества оперативной памяти (до 13 размеров исходной матрицы для amg1r5 и менее 2 размеров исходной матрицы для SA-amg методов).

AMG1r5 свободно доступный исследовательский учебный код без какого-либо обслуживания или поддержки. Он хорошо документирован и является классическим и исторически первым. Основная критика кода amg1r5 связана с его высокой операторной сложностью. Тем не менее amg1r5 содержит такие положительные компоненты как:

1.     C/F релаксация, Gauss-Seidel релаксация.

2.     RS/ RS2 огрубление.

3.     Amg1r5 интерполяция (Amg1r6 вариант алгоритма).

4.     Понижение операторной сложности путём задания параметра ecg2=0.9 вместо 0.25.

С минимальными модификациями код amg1r5 может использоваться как предобуславливатель к алгоритмам BiCGStab и FGMRes. Расспараллеливание с помощью OpenMP

[6] фазы решения позволяет ускорить алгоритм amg1r5 до трёх раз на системах с общей памятью, согласно закону Амдала. А также функция relx_ может быть дополнена сглаживателем ILUk, k=0,1,…, например, из библиотеки Ю.Саада[7] SPARSKIT2. Данные модификации позволяют коду amg1r5 решать еще более плохообусловленные задачи еще большего размера.

Литература

1.  Волков К.Н., Дерюгин Ю.Н., Емельянов В.Н. и др. Глава 3. Алгебраические многосеточные методы. // Методы ускорения газодинамических расчётов на неструктурированных сетках. М. ФИЗМАТЛИТ, 2014. — С. 75-255. — 535 с. — ISBN 978-5-9221-1542-1.

2.  K. Stuben.  A review of algebraic multigrid. Journal of Computational and Applied Mathematics 128 (2001) 281–309. https://doi.org/10.1016/S0377-0427(00)00516-1

3. Сидельников К.А., Васильев А.В. Решение матричных уравнений алгебраическим многосеточным методом при моделировании течения жидкости в нефтяных пластовых системах.  // Надежность и качество. Труды международного симпозиума / Под ред. Н.К. Юркова. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. – C. 224-226.

АМГ5 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 ноября 2016; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 ноября 2016; проверки требуют 6 правок.

АМГ5 (Австрийский Маневровый с Гидропередачей, 5-й тип) — экспериментальные тепловозы с гидравлической передачей, поставленные в СССР в 1960 году. Построены тепловозы были в конце 1959 года австрийской фирмой «Simmering-Graz-Pauker» (Грац). Всего было поставлено два тепловоза подобного типа, получившие в СССР обозначение АМГ5-001 и АМГ5-002. Тепловозы были заказаны с целью изучения их конструкции и расширения опыта эксплуатации различных типов гидравлических передач

[1].

Кузов[править | править код]

Кузов тепловоза был металлический капотного типа с несущей рамой и двумя капотами разной длины — большим и малым, между которыми располагалась кабина машиниста[1].

Рама кузова состояла из двух сварных балок коробчатого сечения, связанных между собой поперечинами, и опиралась на две тележки. По центру рамы снизу между тележками был подвешен топливный бак. По торцам рамы были установлены стандартные автосцепки СА-3 и два буфера круглого сечения по бокам от них. Снизу к раме подвешивались выступающие сплошные метельники

[1].

Капоты по ширине были меньше рамы и имели отступы от её краёв по бокам и спереди, образуя боковые проходы, снабжённые предохранительными ограждениями. Полную ширину рамы занимала только кабина машиниста. Капоты имели прямоугольную форму с вертикальными стенами и плоскими крышами и по высоте были меньше кабины машиниста. Внутри большого капота располагались дизель, гидропередача и другое оборудование, внутри малого — холодильные машины. На торцевых стенках капотов с каждой стороны устанавливались осветительные приборы круглой формы — два буферных фонаря чуть выше уровня площадки рамы и выступающий по центру в верхней части капота прожектор[1].

Кабина машиниста была двусторонней с двумя пультами управления по центру. Боковые стенки кабины были вертикальными на уровне ниже боковых окон, далее они шли под небольшим уклоном, а крыша имела наклонные скаты по бокам. Боковые стенки имели по три окна, в левой части боковых стен кабины с каждой стороны имелась входная дверь для локомотивной бригады с встроенным в неё левым окном. По торцам кабины располагались окна изогнутой формы огибающие углы капотов, через которые осуществлялся обзор вдоль направления движения. По центру торцевых стен кабины над капотами имелись наклонные выступы

[1].

Тележки[править | править код]

Тепловоз имел две трёхосные тележки. Рама кузова опиралась на каждую тележку через два люлечных бруса, подвешенных с помощью маятников и листовых рессор к рамам тележек. Тяговое усилие от тележек к кузову передавалось через систему тяг и шарниров, заменявших собой шкворни. Колёсные пары имели бандажные колёса диаметром 1 050 мм. Буксы были оснащены роликовыми подшипниками завода Штейр[1].

Оборудование[править | править код]

Дизельный двигатель[править | править код]

На тепловозе центру внутри большого капота в центральной его части был установлен V-образный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель Т126. Номинальной мощность дизеля составляла 1 100 л.с., номинальная частота вращения — 1 260 об/мин, расход топлива при полной нагрузке – 165 г/(э.л.с..ч) ± 5%, при половинной нагрузке – 175 г/(э.л.с. .ч) ± 5%. Диаметр цилиндров двигателя составлял 190 мм, ход поршня – 220 м, масса двигателя — 5 400 кг

[1].

Передача[править | править код]

Вращающий момент от вала дизеля передавался на колёсные пары через гидравлическую передачу L28/1114-gSt/VK с двумя гидротрансформаторами, реверсивно-режимную коробку NWS-360/2A, распределительную передачу V450, карданные валы и осевые редукторы A100/U2S. Гидропередача была установлена внутри большого капота рядом с кабиной машиниста, под ней на уровне рамы находилась распределительная коробка, от которой к тележкам тепловоза шли первичные карданные валы. От них вращающий момент передавался через редукторы тележки на расположенные в теле тележки вторичные валы, приводящие во вращение три осевых редуктора, по одному на каждую колёсную пару. Осевые редукторы имели пару цилиндрических зубчатых колёс с передаточным отношением 45:32 = 1,41 и пару конических колёс с передаточным отношением 32:19 = 1,68

[1].

Вспомогательное оборудование[править | править код]

На тепловозе были установлены приводимый во вращение дизелем электрический генератор постоянного тока мощностью 9 кВт с выходным напряжением 72/90 В, кислотная аккумуляторная батарея 8GLM-285 ёмкостью 400 А.ч, два стартёра фирмы Bosh мощностью по 18 л.с. для запуска дизеля и дизель-компрессор мощностью 25/30 л.с. для получения сжатого воздуха в напорной и тормозной магистрали. Дизель-копрессор при частоте вращения от 1 000 до 1 200 об/мин выдавал давление в напорную магистраль до 10 кгс/см

2. Холодильная установка, расположенная внутри малого капота, имела вентиляторы с гидростатическим приводом[1].

Первоначально оба тепловоза поступили на Московскую железную дорогу. Один из тепловозов АМГ5 работал некоторое время на манёврах на станции Москва-Сортировочная Казанско-Рязанского направления, а затем на станции Люблино-Сортировочное Курского направления Московской дороги. В 1965 и 1967 годах тепловозы АМГ5-001 и АМГ5-002 были переданы на Закавказскую дорогу в Тбилиси (Грузия), где работали до момента списания в 1975 и 1971 годах соответственно. Один из них в 1967 году был переоборудован в электротепловоз ЭТГ-001. После списания оба тепловоза вероятнее всего были порезаны и до наших дней не сохранились[1].

Электротепловоз ЭТГ-001, переоборудованный из АМГ5[править | править код]

В 1967 году в Тбилисском депо Закавказской железной дороги по инициативе инженера В. Я. Магалашвили один из двух тепловозов серии АМГ5 был переоборудован в электротепловоз ЭТГ-001 (Электровоз-тепловоз с гидравлической передачей). Механическая часть и гидропередача при переоборудовании локомотива осталась без изменений. Вместо родного дизеля мощностью в 1100 л.с. был установлен отечественный дизель М756, а также два тяговых электродвигателя от электровоза ВЛ22М. В период 1968—1970 гг. локомотив ЭТГ-001 работал на манёврах и с вывозными поездами на Закавказской дороге.

Правая Амгу — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Правая Амгу — река в Тернейском районе, на востоке Приморского края. Сливаясь с рекой Левая Амгу, образует собственно реку Амгу. Река Правая Амгу более протяжённая и полноводная, чем Левая, и может рассматриваться как продолжение Амгу в верхнюю часть бассейна.

Территория водосбора реки Правая Амгу расположена на восточном макросклоне горной системы Сихотэ-Алинь, в Кема-Амгинском горном узле. Речная сеть здесь очень густая, реки полноводны, а рельеф интенсивно расчленён. Превышения вершин сопок над долинами местами превышают 1000 м, а наиболее высокие вершины вздымаются на высоту более 1500 м. Как следствие, уклоны рек велики и сильно проявлена эрозионная деятельность водотоков. Здесь многие ключи и речки текут по глубоко врезанным руслам, по ущельям и каньонам, в которых нередки пороги и водопады. На крутых склонах окрестных сопок часто встречаются скалистые гребни, останцы и курумы, а русла речек и ручьёв местами завалены огромными глыбами и валунами. Все известные водопады бассейна реки Амгу, в том числе самый большой в Приморье водопад Большой Амгинский, расположенный на притоке, реке Средняя Амгу, находятся в бассейне реки Правая Амгу.

Массив горы Щербатая и верховья Правой Амгу

Вода в Амгу и её притоках всегда очень прозрачна и холодна. В глубоких речных долинах и каньонах, поросших густым хвойным и смешанным лесом, сложился особый, холодный и сырой микроклимат. Зимой здесь образуются мощные наледи, которые из-за затенённости русел и долин очень медленно таят, сохраняясь местами до середины июня.

Правая Амгу начинается на крутом северном склоне безымянной горы с отм. 1403,3 м, на высоте ок. 1100 м над уровнем моря. В верхнем течении представляет собой обычный горный ручей. После впадения кл. Медвежьего, долина Правой Амгу становится пологой и расширяется до 100 м. Но на пятом километре от истока она резко сужается, и русло реки сжимается стенами каньона. В каньоне расположен двухкаскадный водопад Шесть плюс шесть. Для его прохождения потребуется альпинистское снаряжение, поэтому большинством туристов каньон обходится высоко по склонам. По склонам каньона, а также по верховьям притоков (ключи Медвежий, Белкина, Владимирский, Стланиковый), стекает множество эфемерных многокаскадных водопадов. Ниже каньона и далее, после впадения кл. Белкина, река практически не имеет долины, русло сжато высокими крутыми склонами. Местами имеются следы оползней или селевых потоков. Очень часто реку, которая здесь делается полноводной и стремительной, приходится переходить вброд.

Приблизительно в 1,1 км ниже впадения ключа Белкина (на восьмом километре от истока), расположен известный и весьма живописный (хотя и не высокий) водопад Арсеньева (другие названия Восьмиметровый, Призрак). Ниже него на Правой Амгу начинает появляться долина, хотя и очень узкая. После впадения реки Средняя Амгу долина значительно расширяется, на реке появляются большие плёсы, перекатов становится больше, порогов меньше. Тем не менее, и здесь река местами течёт в глубоко врезанном скалистом русле. Ниже Средней Амгу тропа идёт по террасам левого борта долины. Ниже устья Щербатого по броду тропа переходит на правый берег, где так же идёт по террасам, немного в стороне от реки. За устьем кл. Полубабкин тропа выходит к автомобильному броду, за которым начинается уже собственно река Амгу. По лесной автодороге до трассы 05К-459 «Терней — Амгу» отсюда 5,5 км.

Расстояния подсчитаны по спутниковым снимкам Wikimapia с учётом изгибов русла реки.

  • 0 км: исток
  • 3,2 км: кл. Медвежий (лв)
  • 6,1 км: кл. Белкин (пр)
  • 8,3 км: кл. Владимировский (пр)
  • 9,0 км: кл. Стланиковый (пр)
  • 10,1 км: р. Средняя Амгу (лв)
  • 13,4: кл. Щербатый (пр)
  • 15,4 км: кл. Полубабкин (пр)
  • 16,3 км: устье (исток реки Амгу)
  1. ↑ Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 18. Дальний Восток. Вып. 2. Нижний Амур (от с. Помпеевки до устья) / под ред. А. П. Муранова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1970. — 592 с.

Амга (Якутия) — Википедия

Амга́ (якут. Амма) — село, административный центр Амгинского улуса Республики Саха (Якутия).

Название происходит от названия реки, а то, в свою очередь, от эвенкийского слова амнга — ущелье.

Село расположено на левом берегу реки Амга — левого притока Алдана.

В ночь на 14 февраля 2012 года здесь температура опустилась до −55,8 °C[3].

Самая низкая температура в Амге отмечена в январе 1946 года и составляет −63,1 градуса.

Амга возникла как слобода, поселение пашенных крестьян, когда здесь поселили русских крестьян для занятия земледелием. В архивных документах Амга упоминается ещё в 1633 году, когда «мангазейский служивый Иван Ребров участвовал в походе на Алдан и на Амгу. В том же году с Амги пришли ясачные сборщики с ясаком, взятым с Амгинский якутов»[4].

Основано в 1652 году отрядом Воина Богданова под названием Амга-Слобода, является одним из старейших русских поселений в Восточной Сибири.

В 1652 году боярский сын Воин Богданов с шестью русскими ссыльными людьми из Якутского острога направлен на Амгу с целью занятия хлебопашеством. Но эти люди жили в Амге не долго, и пашни их вскоре были заброшены. К 1661 году от Амгинской пашни ничего не осталось. Воевода И. Ф. Голенищев-Кутузов писал в Москву о существовании пашенных мест на Амге и в том же году «посадил» на Амгинскую пашню четырёх крестьян, но дальнейшее заселение было задержано отсутствием вольных и ссыльных людей. В результате в 1672 году в слободе Амге числилось 4 семьи крестьян и 2 крестьянина-льготника.

Со второй половины 1670-х годов на Амгинской земле «устроились» новокрещённые и ясачные якуты.

В 1678—1684 годах к земледелию приобщилось еще 10 якутов. В 1685 году в Амгинской слободе жили 17 семей. Они имели 15 десятин казённой пашни и 135 десятин собственной, земледельцев якутов было 10 человек. По всей Якутской губернии в конце XVII века только в Амгинской крестьянской волости произошли заметные изменения. В 1695 году из Москвы через Якутск было сослано 12 человек, некоторые с семьями благополучно добрались до Амги слободы: Васька Артемьев с женой Палашкой и с сыном Ванькой; Климка Немчинов с женой Марфуткой, Васька Расторгуев с женой Матрёнкой и дочерьми Анготка и Натальей; Савелий Цыкунов с сыном Ерёмкой. С тех давних пор в результате упорного и кропотливого труда крестьян в Амге развивается хлебопашество.

В середине XVIII века в Амгинской слободе жило довольно разнообразное общество русских православных крестьян из разных чинов, разных вероисповеданий[4].

В 1680 году в Амге-Слободе впервые построили церковь, которая неоднократно горела и восстанавливалась. С 1695 года развивалось сельское хозяйство; первая территория в Якутии, где культивировалось землепашество.

С середины XIX века Амгинская слобода становится местом политической ссылки. С 1836 по 1896 годы в Амгинском улусе политссылку отбывали 216 человек. Амгинская слобода в течение многих лет являлась местом сходок революционеров разных поколений, в ней нелегально готовились необходимые документы для побегов ссыльных из Якутской области[4].В частности, сюда в 1881 году на четыре года сослали Владимира Короленко. С 1881 года по 1886 годы в Амге отбывал ссылку народоволец Осип Аптекман.

XX—XXI века[править | править код]

7 апреля 1909 года в семье пашенного крестьянина Киренского родился Л. В. Киренский — будущий советский учёный-физик, организатор науки.

Во время Гражданской войны и после — место ожесточённых боёв.

Выполняет функции местного организующего центра. Является улусным центром и в то же время — центром Амгинского наслега. В селе — улусный промышленный и мясо-молочный комбинаты, речная пристань. Имеются Центр культуры и досуга, народный театр, средние общеобразовательные и музыкальная школы, спортивный комплекс, автоклуб, музей истории гражданской войны, краеведческий музей им. Л. В. Киренского, учреждения здравоохранения, торговли и бытового обслуживания. Есть торговые центры как «Орто дойду», «Махтал», «Утум», «Автодеталь», «Камелот», «Олонхо» и другие.

В Амге имеются две средних общеобразовательных школы, лицей имени академика Леонида Васильевича Киренского, современная больница (сдана в 2006 году), Центр Творческого развития ребёнка имени О. П. Ивановой-Сидоркеевич. В селе функционируют Музей истории гражданской войны в Якутии, музейный комплекс «Старая Слобода».

В декабре 2015 года подключён высокоскорстной интернет 3G, а также ВОЛС. Летом 2017 года во время подготовок к VI играм народов РС(Я) введён интернет LTE(4G). На данный момент в селе работают 4 оператора сотовой связи: Мегафон, Билайн, МТС, YOTA. В конце 2017 года в селе появилось цифровое телевидение.

Также в селе действует кинотеатр «Созвездие». Ведутся работы по строительству стадиона с тёплым легкоатлетическим манежем на 3000 мест, Многофункционального спортивного центра которые будут задействованы во время VII спортивных игр народов РС(Я).

15 сентября 2018 в День Амги-слободы были введены в эксплуатацию стадион с теплым легкоатлетическим манежем на 3000 мест и Многофункциональный спортивный центр.

В 2018 году с 1 по 5 августа было принято решение провести VII Спортивные игры народов РС(Я), но из-за катастрофического наводнения в мае 2018 года игры отложили на 2019 год с 3 по 8 июля.

В сентябре 2018 года были установлены первые светофоры в сел на перекрестке улиц Строда и Курашова.

Численность населения
1989
5100

Амга находится в 200 км от Якутска по круглогодичной автодороге республиканского значения «Амга»[4]. Продолжение дороги на восток до Югорёнка. Существуют проекты продления её на восток до Аяна и придания ей федерального статуса.

Регулярного автобусного сообщения с Якутском или Нижним Бестяхом нет. До Амги можно добраться на личном автотранспорте, попутными машинами (автостопом), либо вписаться в частный микроавтобус на пристани Нижнего Бестяха (зимой на автовокзале г. Якутска). На сегодняшний день действуют таксомоторные службы обеспечивающие круглогодичные пассажирские перевозки Амга-Якутск. До 2005 действовал аэропорт МВЛ «Амга», по маршруту Маган — Амга регулярно летали Ан-2, L-410, редко грузовой Ан-26. В настоящее время существует аэроплощадка для осуществления взлета и посадки Ан-2. В марте 2018 года авиакомпания Полярные Авиалинии предложила восстановить регулярное пассажирское авиасообщение. В итоге с весны до осени летают самолеты Ан-2 и Ан-3 Полярных Авиалиний.

Действует речная пристань.

Внутри села основные улицы улицы покрыты армобетоном. На перекрестках улиц Строда-Курашова; Ленина-Широких-Полянских; Ленина-Строда устновлены светофоры.

  • Памятник Сталину[18][19]
  • Монумент «Кыыс Амма»
  • Площадь Славы
  • Сквер Молодёжи
  • Сквер детства
  • Памятник Н.С.Захарову-Сахаачче
  • Сквер Экономистов
  • Сквер им. Скрябина
  • Сквер Человека труда
  • Сквер Кыыс-Амма
  • Стадион «Амма-Олимп»
  • Сквер им. Киренского
  • «Пешеходный бульвар»
  • Фонтан «Кыыс Амма»
  • Александров Л. Л. Амга-Слобода. — Якутск.: ?, 1997. ISBN ????.

Амга — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Амга́ (якут. Амма) — река в Якутии, левый, самый длинный приток Алдана. Длина — 1462 км, площадь водосборного бассейна — 69 300 км².

Название происходит от эвенкийского слова амнга — ущелье.

Бассейн Алдана

Берёт начало с Алданского нагорья, где образует узкую глубокую долину с каменистым руслом. Ниже села Тёгюльте-Тёрдё долина расширяется, течение реки приобретает спокойный характер. Протекает по территории шести районов Якутии (от истока к устью) — Олёкминского, Алданского, Амгинского, Чурапчинского, Таттинского и Томпонского.

Питание Амга имеет в основном снеговое и дождевое. Очень высокое весеннее половодье — подъём воды более 7 метров, частые летние паводки и очень низкий зимний сток. Ледостав с первой половины октября по май. Зимой наледи. В низовье Амга судоходна.

Среднегодовой расход воды в 137 км от устья составляет 191,42 м³/с[2], в 436 км — 183,98 м³/с[3], в 932 км — 121,79 м³/с[4].

(расстояние от устья)

  • 550 км — река Биелиме (пр)
  • 678 км — река Борулах (лв)
  • 723 км — река Мундуруччу (лв)
  • 787 км — река Титиктях (лв)
  • 811 км — река Сылгылыр (лв)

По данным государственного водного реестра России и геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов[5]:

  • Бассейновый округ — Ленский
  • Речной бассейн — Лена
  • Речной подбассейн — Алдан
  • Водохозяйственный участок — Амга

У Николая Глазкова есть стихотворение «Река Амга»[6].

Одно из произведений Софрона Данилова называется «Красавица Амга».

Полиуретаны — Википедия

Полиуретаны — гетероцепные полимеры, макромолекула которых содержит незамещённую и/или замещённую уретановую группу —N(R)—C(O)O—, где R = Н, алкилы, арил или ацил. В макромолекулах полиуретанов также могут содержаться простые и сложноэфирные функциональные группы, мочевинная, амидная группы и некоторые другие функциональные группы, определяющие комплекс свойств этих полимеров. Полиуретаны относятся к синтетическим эластомерам и нашли широкое применение в промышленности благодаря широкому диапазону прочностных характеристик. Используются в качестве заменителей резины при производстве изделий, работающих в агрессивных средах, в условиях больших знакопеременных нагрузок и температур. Диапазон рабочих температур — от −70 °С до +160 °С.

Образование полиуретанового полимера
путём реакции между диизоцианатом и полиолом

Полиуретаны получают взаимодействием соединений, содержащих изоцианатные группы с би- и полифункциональными гидроксилсодержащими производными.

В качестве изоцианатов используются толуилендиизоцианаты (2,4- и 2,6-изомеры или их смесь в соотношении 65:35), 4,4′-дифенилметандиизоцианат, 1,5-нафтилен-, гекса-метилендиизоцианаты, полиизоцианаты, трифенилметан-триизоцианат, биуретизоцианат, изоциануратизоцианаты, димер 2,4-толуилендиизоцианата, блокированные изоцианаты.

Строение исходного изоцианата определяет скорость уретанообразования, прочностные показатели, световую и радиационную стойкость, а также жёсткость полиуретанов.

Гидроксилсодержащими компонентами являются:

Гидроксилсодержащий компонент определяет, в основном, комплекс физико-механических свойств полиуретанов.

Для удлинения и структурирования цепей применяются гидроксилсодержащие вещества (например, вода, гликоли, моноаллиловый эфир глицерина, касторовое масло) и диамины (-4,4′-метилен-бис-(о-хлоранилин), фенилен-диамины). Эти агенты определяют молекулярную массу линейных полиуретанов, густоту вулканизационной сетки и строение поперечных химических связей, возможность образования доменных структур, то есть комплекс свойств полиуретанов и их назначение (пенопласты, волокна, эластомеры и т. д.).

В качестве катализаторов для процесса уретанообразования используют третичные амины, хелатные соединения железа, меди, бериллия, ванадия, нафтенаты свинца и олова, октаноат и лауринат олова. При процессе циклотримеризации катализаторами являются неорганические основания и комплексы третичных аминов с эпоксидами.

Механические свойства полиуретанов изменяются в очень широких пределах и зависят от природы и длины участков цепи между уретановыми группами, структуры цепей (линейная или сетчатая), молекулярной массы и степени кристалличности. Полиуретаны могут быть вязкими жидкостями или являться твёрдыми веществами в аморфном или кристаллическом состоянии. Их свойства варьируют от высокоэластичных мягких резин (твёрдость по Шору от 15[источник не указан 3556 дней] по шкале А) до жёстких пластиков (твёрдость по Шору 75 по шкале D)[1].

Полиуретан относится к конструкционным материалам (КМ), механические свойства полиуретана дают возможность использовать его в деталях машин и механизмов, подвергающихся силовым нагрузкам. К данному виду промышленных материалов предъявляются очень серьёзные требования с точки зрения сопротивляемости воздействию агрессивной внешней среды.

Физико-механические показатели различных типов полиуретана[править | править код]

Показатель полиуретана НИЦ ПУ-5 СКУ-ПФЛ-100 ТСКУ-ФЭ-4 СКУ-ПФЛ-74 Ур-70 В ПТГФ-1000 СУРЭЛ-20Ф СКУ-ПФЛ-100М Диафор-ТДИ ЛУР-СТ ТТ 129/194
Твердость по Шору, ед. 88—93 95— 98 40—90 88—92 70—80 95—98 93—97 95—100 86—88 75—85 80—100
Предел прочности при растяжении, кгс/см² 320—450 350—400 250—350 400—450 230—390 350—420 390—500 450—500 380—460 400—470 380—520
Относительное удлинение при разрыве, % 450—580 310—350 400—550 400—470 670—800 310—370 330—390 350—370 500—600 600—700 320—850
Сопротивление раздиру, кгс/см 75—100 90—110 20—30 70—80 30—45 90—110 90—110 85—95 55—65 20—30 90—110
Условное напряжение при 100 % удлинении, кгс/см² 75—95 130—160 25—30 60—80 20—35 130—160 140—160 45—55 50—80 140—160
Относительное остаточное удлинение после разрыва, % Не более10 Не более10 Не более10 Не более 8 Не более 15 Не более 10 Не более 8 Не более 10 Не более 10 Не более 10 Не более 10
Температурный диапазон, °С 50 70 80 70 80 80 80 80 80 50 50

Благодаря разнообразию механических свойств различных типов полиуретана, полиуретан применяется практически во всех сферах промышленности, для изготовления самых разнообразных уплотнений, эластичных форм для изготовления декоративных камней, защитных покрытий, лакокрасочных изделий, клеев, герметиков, деталей маломощных машин (валов, роликов, пружин и т. п.), изоляторов, имплантатов и прочих изделий. Из полиуретана, благодаря его чрезвычайно высокой износостойкости, изготавливаются подошвы обуви, спортивные шины, втулки и прокладки для фиксации абразивных камней в промышленности, причем в последнем случае полиуретановая втулка более долговечна, чем металлическая. Растворы полиуретана в органических растворителях — высокопрочные клеи. Из полиуретана изготавливают отбойники для автомобильных амортизаторов. Однако, использование полиуретанов значительно ограниченно температурным диапазоном применения (от −60 до +80 °С).

Также применяется во вспененном виде, благодаря тому, что ряд реакций создания полиуретана сопровождается выделением газа (см. пенополиуретан).

  • Статья «Полиуретаны» в Большой советской энциклопедии
  • Болтон У. Конструкционные материалы: металлы, сплавы, полимеры, керамика, композиты. Карманный справочник. — М.: издательский дом «Додэка-XXI», 2004.
  • Глав. ред. В. А. Кабанов. Энциклопедия полимеров. — М.: «Советская энциклопедия», 1977. — Т. 3.
  • Райт П., Камминг А., Пер. с англ. под ред. док. хим. наук Н. П. Апухтиной. Л. Полиуретанове эластомеры. — «Химия», 1973.
  • Ю. С. Липатов, Ю. Ю. Керча, Л. М. Сергеева. Структура и свойства полиуретанов. — Киев: «Наукова думка», 1970.

Средняя Амгу — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Средняя Амгу — река в Тернейском районе, на востоке Приморского края. Длина реки — 8,8 км.[1] Уклон реки — 91 м/км. Площадь водосборного бассейна — 12,8 км²[2].

Берёт начало на восточных склонах г. Туман (1488 м), течёт на восток и впадает в реку Правая Амгу. Высота истока — 1100 м над уровнем моря. Высота устья — 305 м над уровнем моря.[1]

В бассейне реки, на склонах г. Туман, в верхней части, распространены заросли кедрового стланика. В среднем и нижнем течении реки южные склоны заняты смешанными лесами, на северных произрастает тёмно-хвойная тайга.

В 2,3 км от истока в Среднюю Амгу справа впадает её наиболее крупный приток — ключ Горбатый. В 3 км от истока долина реки исчезает и воды Средней Амгу устремляются в каньон Пасть Дьявола. По мере движения вниз каньон становится всё более глубоким. Через 1,5 км от начала каньона русло обрывается отвесным, с небольшим изломом, более чем 30-метровым водопадом Большой Амгинский (Чёрный Шаман) — одним из самых крупных и полноводных в Приморском крае. На ІІ-м этаже каньона, выше Большого Амгинского, расположены ещё 6 водопадов. Высота их составляет от 3-х до 9-ти метров. Самый высокий из них и красивый — называется «Иван Царевич». Последний из водопадов, находящийся выше всех по течению, схож на седую бороду, высота его не превышает 3-х метров[3].

Верхняя часть каньона Пасть Дьявола — одно из немногих мест в Приморье, где возможно заниматься каньонингом. Для его безопасного и комфортного прохождения потребуется гидрокостюм и альпинистское снаряжение. Ниже водопада Большой Амгинский каньон продолжается ещё на протяжении одного километра, но его прохождение уже не требует специальных навыков и снаряжения, кроме резиновых сапог. От каньона до впадения в Правую Амгу остаётся ещё более 3 км живописной горной речки.

Средняя Амгу выше каньона, в районе впадения кл. Горбатый

admin

E-mail : admin@volonter61.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о