Аварийное торможение – ГЛАВА 9. Экстренный разгон, экстренное или аварийное торможение (часть 1) — Приемы контраварийного вождения — Мастерство, обучение — Статьи клуба
Маневр торможения является наиболее значимым для безопасного управления автомобилем. С одной стороны, он позволяет скомпенсировать последствия многих ошибок в прогнозировании скорости, дистанции, развития дорожно-транспортной ситуации. С другой стороны, трудность его выполнения является одной из основных причин возникновения ДТП с тяжкими последствиями.
Маневр, предназначенный для повышения безопасности, может выйти из-под контроля водителя и приводить к потере устойчивости и управляемости автомобиля из-за блокирования колес при интенсивном торможении, особенно при низком коэффициенте сцепления шин с дорогой. Ошибка водителя может спровоцировать критический занос, снос, вращение и опрокидывание автомобиля.
Умение грамотно тормозить включает в себя:
умение использовать максимальное сцепление колес с дорогой;
умение сохранять прямолинейное направление движения при торможении;
умение тормозить двигателем с одновременным переключением передач ‘вниз’;
умение остановиться при отказе тормозов.
Автомобиль замедляется под действием тормозных сил на передних и задних колесах. На движущийся автомобиль действует также сила инерции, приложенная в центре автомобиля, выше поверхности дороги. Под ее действием при торможении передние колеса догружаются, а задние — разгружаются. Это видно и по тому, как деформируется подвеска и автомобиль ‘клюет’.
Максимальная тормозная сила определяется не тем, как сильно вы будете давить на педаль тормоза. Она зависит от нагрузки, приходящейся на колесо, и от сцепления колеса с дорогой. Чем сильнее нагружено колесо, тем больше тормозная сила. Известно, что трение покоя (отсутствие проскальзывания колеса относительно дороги) всегда больше трения скольжения. Сцепление зависит от степени проскальзывания колеса по поверхности. Максимальный коэффициент сцепления достигается при частичном проскальзывании 10-15%. А при полном проскальзывании коэффициент сцепления может падать почти вдвое. Это значит, что при экстренном торможении нельзя доводить колеса до полного проскальзывания (юза).
Если колесо полностью заблокировано (‘юзит’), то по поверхности дороги трется один и тот же участок шины. При этом резина истирается так же, как ластик, которым вы убираете карандашную линию на бумаге. 06разуются резиновые катышки, по которым заблокированное колесо катится как по каткам. Обычно о начале юза можно судить по характерному писку скользящей по асфальту резины. Но, во-первых, он возникает только на сухом покрытии, а во-вторых, его легко спутать с встречающимся иногда писком в самом тормозном механизме. Другими косвенными признаками блокировки колес являются усилие на руле и увод автомобиля с траектории.
Кроме того сцепление зависит от состояния покрытия дороги и от того, насколько изношено колесо. Так, на мокром асфальте сцепление примерно в 2 раза меньше, а при гололеде — в 10 раз меньше чем на сухом асфальте. Соответственно уменьшается тормозная сила и увеличивается тормозной путь.
Во время торможения сила сцепления колес в продольном направлении используется почти полностью. Поэтому достаточно небольшой боковой силы, чтобы наступила потеря сцепления в боковом направлении. Эта потеря сцепления наступает раньше на задних колесах, которые при торможении разгружаются. Одновременно с началом юза может начаться занос задних колес. Выправить положение автомобиля можно рулем. Но для того, чтобы выравнивание автомобиля было эффективным, необходимо прекратить торможение. После выравнивания автомобиля можно снова продолжить торможение. Классификация приемов торможения автомобиля Различают служебное, экстренное и аварийное торможение.
Служебное торможение (с интенсивностью замедления менее 3 м/с2) не связано с дефицитом времени для замедления или остановки автомобиля и в нормальных условиях движения является наиболее приемлемым, так как осуществляется в комфортной зоне отрицательных ускорений.
Экстренное торможение используется в критических ситуациях, связанных с дефицитом времени и расстояния. Оно реализует самое интенсивное замедление с учетом тормозных свойств автомобиля, а также возможностей водителя применить традиционные или нетрадиционные приемы в зависимости от коэффициента сцепления шин с дорогой и других внешних условий.
Аварийное торможение применяется при выходе из строя или отказе рабочей тормозной системы и во всех других случаях, когда эта система не позволяет добиться необходимого эффекта.
Импульсное торможение автомобиля
К импульсному торможению относят два способа — прерывистый и ступенчатый.
Прерывистое торможение — периодическое нажатие на педаль тормоза и полное ее отпускание. Основной причиной, вынуждающей временно прекратить действие тормозных механизмов, является блокировка колес. Такой способ применяется на неровной дороге и там, где чередуются участки с разными коэффициентами сцепления, например асфальт со льдом, снегом и грязью. Перед наездом на неровность или скользкий участок следует полностью отпускать тормоз.
Эффективность прерывистого способа при экстренном торможении недостаточна, так как временное прекращение действия тормозов влияет на увеличение тормозного пути автомобиля.
Для экстренного торможения характерен ступенчатый способ, который внешне напоминает прерывистый, однако в отличие от прерывистого не имеет пассивной фазы, связанной с полным прекращением действия тормозных механизмов. Для него характерно последовательное увеличение каждого последующего усилия на тормозной педали, а также времени его приложения. Первое же нажатие на педаль должно быть предельно коротким и слабым. Перетормаживание в одном из импульсов ступенчатого торможения требует своей компенсации, которая проявляется в увеличении времени на разблокирование колес. Кроме того, торможение с многократно повторяемым кратковременным блокированием колес требует дополнительной компенсации устойчивости автомобиля с помощью руления.
Экстренное торможение автомобиля
Появление в автомобиле ABS, ESP и других систем помощи водителю при торможении меняет наши представления о том, что же нужно делать во время экстренного торможения. Впрочем, для владельцев автомобилей, не оборудованных ABS, старые рецепты по-прежнему верны.
Интенсивность экстренного торможения ограничивается возможностями водителя (владением техническими приемами и способностью сохранять устойчивость и управляемость автомобиля), автомобиля (эффективностью тормозных систем, качеством шин) и внешними условиями (коэффициентом сцепления шин с дорогой, рельефом местности). Кроме снижения скорости экстренному торможению присущи и действия, позволяющие держать под контролем устойчивость и управляемость автомобиля.
Контроль за выполнением торможения на грани блокирования колес осуществляется с помощью так называемого ‘мышечного чувства’. У разных водителей имеются значительные различия в возможностях корректировки мышечных усилий при экстренном торможении. Другим осложняющим фактором является ‘механизм страха’, который может затормозить проявление даже автоматизированных двигательных навыков и нарушить координацию движений. Наиболее ярко выраженным проявлением ‘механизма страха’ является торможение в критической ситуации при полностью заблокированных колесах. Необходимо подавление этого проявления рефлекторной деятельности в виде дозирования усилия в зависимости от скорости автомобиля, коэффициента сцепления, дорожного покрытия, геометрии движения.
В большинстве случаев применение экстренного торможения связано с эффектом полного или частичного кратковременного блокирования колес. Чаще всего блокирование возникает на задних колесах автомобиля, так как при торможении нагрузка в автомобиле перераспределяется по осям: передние колеса загружаются, а задние разгружаются. Поэтому многие автомобили имеют специальные регуляторы тормозных сил, ослабляющие действие задних тормозов на ненагруженном автомобиле.
Нетрадиционным способом торможения является боковое соскальзывание, которое может быть реализовано с заносом задней оси, со сносом всех осей или с вращением автомобиля. Для перевода автомобиля в критический занос задней оси используется моментное включение-выключение стояночного тормоза на дуге поворота или ударное включение пониженной передачи. Передние колёса при этом управляются (трение покоя), а задние — нет (трение скольжения, или ‘юз’). Для устойчивого торможения в заносе водитель использует компенсаторное руление и переменное дросселирование.
Прием ‘газ-тормоз’ чрезвычайно эффективен на автомобилях с передним приводом и позволяет сохранить управляемость передних колес при интенсивном торможении рабочим тормозом, избежать блокирования управляемых колес, увеличить тормозное усилие. Торможение выполняется левой ногой, во время торможения правая нога продолжает дросселирование — открытый дроссель.
Торможение двигателем и переключение передач
Торможение двигателем не дает большого эффекта замедления в чистом виде, поэтому часто игнорируется водителями. Однако его значимость существенна при управлении автомобилем в условиях низкого коэффициента сцепления и позволяет повысить устойчивость и управляемость автомобиля, его стабильность при экстренных маневрах.
Безопасное управление автомобилем требует, чтобы любой прием торможения выполнялся комбинированным способом, т.е. при включенной передаче. Торможение на нейтральной передаче в нормальных условиях следует расценивать как легкомысленное действие, а в сложных условиях — как опасное. У некоторых начинающих водителей выработан рефлекс: начиная тормозить, обязательно выключать сцепление. В основе такой привычки лежит ученическая боязнь заглушить двигатель. Но двигатель глохнет при частоте вращения вала менее 500-700 об/мин. Этому режиму на прямой передаче соответствует скорость 13-15 км/ч, поэтому выключать сцепление следует практически перед самой остановкой автомобиля.
Прием ‘перегазовка’ выполняется для уравнивания окружных скоростей вращения шестерен, входящих в зацепление. Такой прием помогает избежать рывка автомобиля и не спровоцировать занос на скользкой дороге и, кроме того, уменьшает износ синхронизаторов и увеличивает срок службы КПП. При этом правая стопа водителя осуществляет активное торможение рабочим тормозом, поэтому для выполнения перегазовки необходимо временно прекратить активное торможение или выполнить перегазовку носком (пяткой) правой стопы, не прерывая торможения.
Перегазовка при служебном торможении выполняется за три цикла: выключение повышающей передачи; пауза в нейтральном положении и перегазовка; включение понижающей передачи.
Экстренное торможение требует последовательного переключения передач вниз от прямой передачи до 2-й. Первая передача может включаться в аварийном режиме при отказе рабочей тормозной системы. В этом случае желательно сократить время на перегазовку и изменить структуру приема. Повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя достигается не отдельным нажатием на педаль управления подачей топлива, а замедленным выключением сцепления при открытом дросселе.
Для эффективного торможения при движении на 4-й передаче необходимо одновременно с началом торможения перейти на З-ю передачу. По мере замедления автомобиля, как только скорость снизится примерно до 70 км/ч, следует перейти на 2-ю передачу. Однако многое зависит и от состояния поверхности дороги — так, в гололед или в дождь следует учитывать максимальную тормозную силу по сцеплению и не превышать ее. Начинать торможение на большой скорости нужно без применения тормозов, только за счет торможения двигателем.
Для компенсации динамического удара, возникающего при включении понижающих передач, выполняется некоторая пробуксовка сцепления. При комбинированном торможении в случае необходимости экстренного замедления автомобиля переключение передач в нисходящем порядке осуществляется на максимальной частоте вращения коленчатого вала, а в отдельных случаях и на критической.
Способ переключения передачи может быть ударным или мягким. Последний способ гарантирует устойчивость автомобиля в сложных ситуациях движения, особенно при низком коэффициенте сцепления шин с дорогой, но требует высокого уровня мастерства. Почти одновременно выполняются четыре действия: правая рука переключает передачу, левая рука корректирует траекторию рулем, правая нога обеспечивает торможение и перегазовку, левая — выключение и включение сцепления.
Очень вредной является избирательность: на сухой дороге тормозить только рабочим тормозом, на скользкой — еще и мотором. Значительно безопаснее иметь выработанный навык смешанного торможения и применять его в любых условиях, чем создать себе стереотип ‘летнего’ торможения и из-за имеющегося автоматизма применить его на льду или снегу.
Аварийное торможение автомобиля
Аварийное торможение может осуществляться стояночным тормозом, а также нетрадиционными способами, в том числе и контактным способом с использованием естественных и искусственных препятствий.
В аварийной ситуации, когда все возможности совершения экстренного маневра были исчерпаны и/или произошел отказ тормозной системы, большинство водителей из-за неумения и стресса прекращают управление. Однако пассивная безопасность конструкции современного автомобиля позволяет существенно снизить тяжесть последствий ДТП за счет деформации сминаемых частей кузова, таких как крылья, бампера, багажник.
При этом важно выбрать направление контакта, чтобы избежать удара ‘в лоб’, поскольку из всех силовых элементов кузова лонжероны имеют максимальную продольную жесткость, вылета на полосу встречного движения и опрокидывания. Как водителю, так и пассажирам необходимо уметь быстро принимать безопасную позу для снижения последствий удара.
Возможные проблемы при торможении автомобиля
— Невозможно одновременно выполнить резкое торможение (на юз) и маневрирование. Предположим, что автомобиль движется по прямой со скоростью 60 км/ч. Резкое торможение, а затем — поворот руля. Результат: автомобиль сохраняет прямолинейную траекторию. Передние колёса блокируются, а задние — нет (благодаря регулятору давления). Автомобиль неуправляем, но не вращается вокруг вертикальной оси. Если выполнить такую же последовательность действий, но в конце убрать ногу с тормоза, то происходит резкий рывок автомобиля в сторону поворота руля. При отпускании педали тормоза передние колёса сменили трение скольжения на трение покоя, ‘поймали’ сцепление с дорогой, и автомобиль ‘среагировал’ на вывернутый руль.
— Если при резком торможении не успеть в конце выключить сцепление, то двигатель заглохнет, что в свою очередь приведет к выключению также вакуумного усилителя тормозов и гидроусилителя руля. В такой ситуации остается единственный выход: не выключая сцепления и оставаясь на той же передаче, на которой машина заглохла, продолжать торможение, продавливая педаль тормоза.
При этом не стоит опасаться блокировки передних колес, поскольку усилие на педали тормоза будет непривычно большим и скорее всего будет недотормаживание. На повторный запуск времени просто нет, а вакуумные и гидравлические агрегаты придут в рабочее состояние только через пару секунд после запуска.
— При контрастно меняющемся коэффициенте сцепления (лед-асфальт), целесообразно приурочить тормозное усилие к участку с благоприятными для торможения условиями.
— При торможении на дорожном полотне с неровностями желательно прекращение торможения при их преодолении.
— На длительном спуске возможен перегрев тормозов. Временное прекращение торможения позволяет сохранить оптимальный температурный режим рабочего тормоза автомобиля, а следовательно, и его эффективность.
Рекомендации по способам торможения автомобиля
— В нормальных условиях старайтесь тормозить плавно, регулируя силу нажатия на педаль тормоза в зависимости от скорости движения — чем ниже скорость, тем слабее давление на педаль.
— Перед торможением посмотрите в зеркало заднего вида.
— Выключайте сцепление только перед самой остановкой автомобиля.
— В безопасных условиях (а лучше с инструктором) отработайте навыки: импульсного торможения; торможения двигателем; выполнения перегазовки.
— Корректируйте траекторию движения автомобиля при торможении рулем. Для компенсации заноса задних колес, следует прекратить торможение, выправить траекторию автомобиля, после чего продолжать торможение.
— Разгружайте переднюю подвеску в конце торможения перед препятствием. Если не удается полностью остановиться, перед самым препятствием нужно заставить себя отпустить педаль тормоза. Тогда удар придется по разгруженной подвеске, что уменьшит вероятность поломки. Водители с хорошей реакцией могут дополнительно разгрузить подвеску быстрым нажатием на акселератор в момент преодоления препятствия передними колесами
Смотрите также:
Как защитить свой двор от «чужаков»
Кому нужен ваш автомобиль в наши дни?
Проблема транспортного налога на проданное авто
Мотоцикл Honda CB1000R
Тест-драйв Subaru Tribeca (3.6, АКПП)
Тест-Драйв Volksawgen Touran (1.4, РКПП)
Аварийное торможение автомобиля происходило — Все о Здоровье
Не каждый водитель, надавливая на педаль тормоза, задумывается о том, каким именно видом торможения он пользуется, и о том, какие процессы при этом протекают в устройстве автомобиля. А между тем разновидностей торможения множество. В этой статье мы подробно их разберём.
Виды торможения автомобиля выделяются в зависимости от уровня динамики транспортного средства во время этого процесса. Всего известно шесть распространённых разновидностей торможения:
Полное
При полном торможении автомобиль интенсивно сбрасывает скорость. Происходит это до тех пор, пока транспортное средство не остановится на одном месте.
Частичное
При частичном торможении машина постепенно сбрасывает скорость. Однако в результате этого процесса транспортное средство не останавливается, а просто снижает динамику своего передвижения.
Экстренное
Этот вид разрешено использовать только в том случае, если ему невозможно подобрать альтернативу. Например, во избежание аварии. В правилах дорожного движения говорится, что даже внезапно включившийся красный сигнал светофора не обязывает водителя применить экстренное торможение. В такой ситуации не нужно вдавливать педаль тормоза в пол, а лучше завершить манёвр.
При таком виде остановки автомобиль сбрасывает скорость очень резко. С момента начала снижения динамики до полной её потери проходит очень короткий промежуток времени, который часто оказывается недостаточным, для того чтобы находящийся позади тормозящего авто водитель успел сориентироваться и тоже остановить своё транспортное средство.
Аварийное
Аварийное торможение — это процесс остановки автомобиля, в котором не используется его тормозная система. Такое бывает в том случае, если тормоза транспортного средства отказали. Тогда водителю придётся осуществить управляемый удар о препятствие, чтобы остановить авто.
Такой процесс также называют контактным. При нём безопасности ради рекомендуется использовать такие части машины, как крылья, мягкие части кузова, обшивку дверей. Эти предметы должны уменьшить последствия столкновения с препятствием.
Удар лучше делать скользящим, а не лобовым. Поэтому при таком виде остановки транспортного средства ни в коем случае нельзя бросать руль и прекращать управление. Водитель должен будет ювелирно выстроить траекторию движения автомобиля.
Служебное
Это самый плавный вид перехода автомобиля в статичное положение. Водитель при нём заранее назначает место, в котором автомобиль полностью должен потерять свою динамику. Человек, управляющий транспортным средством, сначала перестаёт газовать, а затем понемногу начинает тормозить. В результате машина сбрасывает скорость легко и постепенно.
Стояночное
Это статичное положение автомобиля во время его стоянки. В машинах с механической коробкой переключения передач достигается посредством поднятия рычага ручника. В транспортных средствах с автоматической коробкой передач происходит при помощи переключения рычага на режим паркинга.
Теперь пришло время поговорить о том, какие бывают способы торможения.
Способы
Способы торможения автомобиля различаются в зависимости от того, как в момент остановки и сбрасывания скорости работают системы автомобиля.
Известны следующие способы:
торможение двигателем, которое осуществляется с помощью коробки переключения передач;
торможение двигателем, подразумевающее значительное усилие для остановки;
остановка импульсами;
ступенчатое торможение, при котором прикладывается повышенное или пониженное усилие.
Торможение двигателем
Если водитель автомобиля передвигается в спокойном темпе, такой вид остановки и сбрасывания скорости можно назвать самым подходящим и эффективным.
При таком процессе водитель авто на МКПП включает пониженную передачу, чтобы обороты двигателя перешли в сокращённый режим. В автомобилях с АКПП передачу переключает автоматическая система.
Можно считать, что торможение двигателем началось, если водитель отпустил педаль газа. Из-за этого количество поступающего в движок топлива уменьшается и машина начинает терять скорость, ведь уменьшается тяга, которая передаётся колёсам.
При недостаточности такого тормозного усилия водитель начинает постепенно переключать передачи на более низкие. Чем ниже передача, тем большее усилие будет использовано для остановки автомобиля.
Такой вид применим в любых условиях. Как при передвижении по городу, так и при езде по трассе. Но поистине незаменимым его можно считать в ситуации прохождения спусков и подъёмов, а также в том случае, если езда осуществляется в плохих погодных условиях.
Стоит обратить внимание на то, что при затяжном спуске водитель может долго держать нажатой педаль тормоза. Это отрицательно сказывается на эффективности процесса сбрасывания динамики. Ведь колодки могут перегреться. Это значит, что результат тормозных мероприятий вскоре может разочаровать водителя.
При таком спуске важно верно подобрать передачу для движения. Чтобы после того, как человек отпустит педаль тормоза, автомобиль не понёсся стремглав, а лучше — и вовсе не разогнался бы.
Значительное усилие для остановки
Применяется при экстренном торможении. Если автомобиль едет на большой скорости с включённой, скажем, пятой передачей и вдруг возникает аварийная ситуация, при которой необходимо моментально остановиться, водитель может включить сразу первую передачу, при которой торможение будет максимально эффективным.
Однако нужно помнить, что такой способ торможения не может применяться часто. Он подразумевает колоссальную нагрузку на двигатель и коробку передач. Перетрудившись, эти механизмы могут просто выйти из строя.
Однако, когда речь идёт о жизни и здоровье водителя и его пассажиров, о состоянии деталей транспортного средства думать не приходится.
Импульс
Импульсом называется короткий отрезок времени, который начинается, когда водитель нажимает на педаль тормоза, и заканчивается, когда педаль отпущена.
Таким образом, шофёр прерывистыми нажатиями на тормоз сбрасывает скорость автомобиля. При таком способе потери динамики транспортного средства используется только тормозная система, а не двигатель и не коробка передач.
Стоит отметить, что при таком способе педаль выжимается до конца, а затем отпускается. Применять такой вид торможения рекомендуется на тех транспортных средствах, которые не оборудованы системой ABS. В тех машинах, которые такой системой оборудованы, импульсное торможение происходит в автоматическом режиме. В этом случае всё, что требуется от водителя — нажать тормоз до упора и ждать, когда автомобиль остановится. Работу ABS в такой ситуации можно почувствовать как лёгкую вибрацию педали.
Некоторые автолюбители считают, что такой вид торможения является самым эффективным. Однако сколько людей, столько и мнений.
Иногда такой способ также используется в одной связке с торможением двигателем, который, напомним, основан на включении пониженной передачи.
Ступенчатое торможение
Самый распространённый способ, которым, не задумываясь о том, пользуется каждый водитель автомобиля. Оно может осуществляться с понижением либо повышением усилия.
Остановка с понижением усилия используется при хороших погодных условиях, когда водитель едет на большой скорости и уверен в том, что сцепление шин с дорогой отличное. Сначала он выжимает педаль тормоза до упора. Автомобиль быстро сбрасывает скорость. Когда он начинает ехать медленней, водитель отпускает педаль и начинает нажимать её потихоньку, чтобы контролировать процесс остановки.
Остановка с повышенным усилием используется при плохих погодных условиях во время гололёда или дождя. В этом случае водитель, нажав педаль тормоза, уже не отпускает её. Таким образом он может проверить, какое расстояние ему потребуется для полной остановки транспортного средства.
Знания о том, какие бывают виды и способы торможения, покажутся бесполезными, если не поговорить о том, как правильно затормозить при возникновении экстренной ситуации. Итак, ниже мы опишем алгоритм действий водителя при остановке машины в условиях дорожного форс-мажора.
Тормозим в экстренной ситуации
Существует шутка о том, что в экстренной ситуации можно тормозить любым способом, только не головой. Мы надеемся, что при возникновении аварийных условий голова у вас как раз будет работать на полную и вы вспомните описанный нами самый простой способ торможения в экстренной ситуации:
Сначала немного надавливаем на тормоз, чтобы машина немного сбросила скорость.
Когда почувствовали потерю в динамике, нажимаем на тормоз до конца. Ждём ощущения полной недвижимости колёс.
Далее, отпускаем педаль до положения, которое мы описали в пункте №1.
Через мгновение снова тормозим «в пол».
Описание этого процесса создаёт ложное впечатление его длительности. Однако, по сути, все эти манипуляции должны уложиться примерно в две секунды.
Для того чтобы эффективно разобраться в том, как это делать и для чего, проведите тест на пустой и ровной дороге. Разгоните свой автомобиль и попробуйте затормозить указанным способом. Если дорожные условия позволяют, отработайте эти действия до автоматизма, а заодно запомните, какой отрезок пути необходим вам для полной остановки автомобиля и при какой скорости.
Мы надеемся, что знания о способах экстренного или аварийного торможения никогда вам не понадобятся. Однако расширение теоретической базы о процессе вождения никому ещё не мешало.
Автор: AutoLubitel
Просмотров: 16558
Наиболее сложным для освоения автомобильным маневром остается торможение. Для эффективного и безопасного управления автомобилем любой водитель, независимо от наличия водительского опыта, должен обладать всеми необходимыми знаниями и навыками, которые позволят правильно применять различные способы торможения автомобиля.
Виды торможения автомобиля
Говоря о торможении, различают 6 основных видов:
Частичное торможение. Такой вид торможения предполагает постепенное снижение скорости, без полной остановки ТС.
Полное торможение. Торможение данного вида аналогично предыдущему, с одной лишь разницей, снижение скорости происходит вплоть до остановки ТС.
Стояночное торможение. В данном случае происходит полная фиксация автомобиля в одном положении при помощи ручника (ручного тормоза). Например, если требуется временно оставить автомобиль на парковке, у вокзала, близ магазина, у обочины и т.д.
Аварийное торможение. Такой вид торможения используется только в экстренных случаях, когда не срабатывают основные системы регулировки скорости движения. Например, при неисправностях тормозной системы или при наличии других повреждений. В таком случае для торможения можно использовать отдельные элементы конструкции автомобиля – обшивку дверей, крылья, мягкие части кузова, которые уменьшат силу удара при возможном столкновении.
Служебное торможение. Такой вид торможения может применяться в любых штатных условиях вождения, с частичной или полной остановкой ТС. При служебном торможении процесс снижения скорости происходит полностью под контролем водителя, с учетом способа торможения и безопасности всех пассажиров.
Экстренное торможение. Такой вид применяется только в экстренных ситуациях с целью предотвращения возможных ДТП. Основная цель экстренного торможения – максимально быстро и безопасно снизить скорость с учетом воздействия внешних факторов.
Способы торможения автомобиля
Что касается способов торможения, то наиболее эффективными из них являются:
торможение двигателем и КПП;
торможение двигателем с усилием;
импульсивное торможение;
ступенчатое торможение (с пониженным или повышенным усилием).
Торможение двигателем
Наиболее эффективный и простой способ при спокойной езде – торможение двигателем и КПП. Данный способ предполагает включение пониженной передачи для снижения оборотов двигателя и уменьшения скорости передвижения. Актуально для автомобилей с механической коробкой передач.
Торможение двигателем начинается сразу же, как только отпускается педаль газа за счет того, что уменьшается подача топлива в двигатель, вследствие чего снижается тяга, которая передается на колеса через коробку передач.
Если тормозного усилия недостаточно, то начинаем переключаться на более низки передачи. С пятой на четвертую, с четвертой на третью и так далее. При этом важно помнить, чем ниже передача, тем сильнее тормозное усилие.
Как это происходит технически? Отпуская педаль газа, сцепление остается на включенной передаче. После отпускания тормозной педали, выжимается сцепление и включается более низкая передача, подходящая режиму движения. Затем плавно отпускаем педаль сцепления.
Торможение двигателем можно применять в любых дорожных ситуациях, но особенно полезно помнить о такой возможности при прохождении спусков и при плохих погодных условиях, когда сцепление автомобильных шин с поверхностью дорожного полотна ослабевает.
Немного о прохождении затяжных спусков. Многие автолюбители не знают, что если долго жать на педаль тормоза, постоянно притормаживая, то тормоза (диски и колодки) перегреваются, и эффективность торможения сильно падает, да и если на них вода попадет в таком состоянии, то и сломаться могут.
Чтобы этого не происходило, необходимо грамотно подобрать передачу (при отпускании педалей и газа, и тормоза автомобиль не должен разгоняться), соответствующую крутизне склона (чем круче склон, тем ниже передача) и двигаться, притормаживая двигателем, и работая только педалью газа, не трогая педаль тормоза. Чтобы ускориться жмем на газ, чтобы притормозить, отпускаем педаль газа.
Торможение двигателем с усилием
Данный способ торможения применяется в некоторых экстренных ситуациях, например, при несрабатывании основной тормозной системы автомобиля. В этом случае можно с пятой переключиться сразу на вторую или даже первую, НО!
Низкая передача, которая не соответствует заданной скорости, способна привести к ускоренному замедлению движения ТС, однако при этом возникает довольно большая нагрузка на двигатель и КПП, что в некоторых случаях может вывести механизм из строя, что, впрочем, в экстренной ситуации не столь важно. Между собственной жизнью и двигателем, каждый выберет первое, надо полагать.
Импульсное торможение
Импульсное или прерывистое торможение применяется для уменьшения скорости движущегося автомобиля с помощью тормозной системы. Реализуется путем выжимания педали тормоза до упора с кратковременным отпусканием тормозов. Актуально для автомобилей, которые не оборудованы системой ABS.
При этом частота и продолжительность нажатий может отличаться в зависимости от ситуации. Первоначальное тормозное усилие не должно быть слишком интенсивным, чтобы избежать возможной блокировки ведущих колес, но должно быть на грани блокировки.
Затем следует кратковременное неполное ослабление усилия торможения и снова торможение на грани блокировки и так до полной остановки или до достижения требуемой скорости движения.
Данный способ торможения чаще всего используется водителями одновременно с торможением двигателем.
На автомобилях, оборудованных системой ABS, импульсное торможение осуществляется автоматически. Водителю достаточно нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ее в нажатом состоянии. ABS не даст колесам заблокироваться, периодически ослабляя тормозное усилие. При этом водитель будет чувствовать вибрацию на педали тормоза, что и означает срабатывание антиблокировочной системы тормозов.
Ступенчатое торможение (с пониженным или повышенным усилием)
Это, по сути, тот вид работы педалью тормоза, которым пользуются все водители.
С повышением усилия. Такое торможение используется во время езды при плохих погодных условиях. При таком варианте увеличивается усилие и продолжительность воздействия на тормозную педаль. Таким образом, водитель как бы сканирует качество дорожного полотна, проверяя свой автомобиль на способность совершать нужные маневры.
С понижением усилия. Этот вариант используется в тех случаях, когда сцепление шин с дорожным полотном достаточно хорошее, что позволяет управлять ТС на высоких скоростях. В данном случае чтобы затормозить, первый раз тормозную педаль выжимают до упора и задерживают на некоторое время. Это позволит максимально быстро снизить скорость движения. Следующие нажатия должны быть быстрыми и непродолжительными, которые позволят контролировать степень торможения ТС.
Про способы торможения можно рассказать еще очень много, особенно про то, какой вид торможения, в какой ситуации можно использовать и когда это делать предпочтительно. Поэтому предлагаем вам посмотреть пару видеороликов с Youtube из которых вы сможете почерпнуть дополнительные сведения:
По формуле перемещения при равноускоренном движении S = ( v+v0)*t / 2 . ( S-путь , v -конечная скорость =0 , так как автомобиль остановился , v0 -начальная скорость = 90км/ч = 25м/c в системе СИ , t — время ). Подставим S= ( 25+0)*4 / 2 = 50м. Тормозной путь =50м ответ: 3)
аварийное торможение — это… Что такое аварийное торможение?
аварийное торможение
– осуществляется при выходе из строя рабочей тормозной системы – при этом используется стояночный тормоз или скольжение колеса или кузова по препятствию сбоку (поребрик, стена, забор и т.д.).
EdwART.
Словарь автомобильного жаргона,
2009
аварийное выключение режима охраны
аварийный автомобиль
Смотреть что такое «аварийное торможение» в других словарях:
аварийное торможение — авто осуществляется при выходе из строя рабочей тормозной системы, при этом используется стояночный тормоз или скольжение колеса или кузова по препятствию сбоку (поребрик, стена, забор и т.д.) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Автоматическое (аварийное) торможение прицепа (полуприцепа) автомобиля — автоматическое (аварийное) торможение торможение прицепа, выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве тормозных магистралей тормозного привода;… Источник: Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720… … Официальная терминология
автоматическое торможение — Торможение прицепа или прицепов, осуществляемое автоматически в случае разъединения транспортных средств, образующих комбинацию, включая разрыв сцепного устройства, при этом эффективность торможения остальных транспортных средств, входивших в… … Справочник технического переводчика
Реверсивное торможение — Реверсивное торможение вид торможения, при котором тормозной момент создаётся за счёт изменения направления тяги двигателя на противоположный движению. По сравнению с другими видами торможения, реверсивное позволяет сохранить высокую… … Википедия
Характеристики — К.4. Характеристики Применяют следующие дополнительные характеристики: К.4.3.1.2. Номинальное напряжение изоляции Минимальное значение номинального напряжения изоляции должно быть 250 В. К.4.3.2.1. Условный тепловой ток на открытом воздухе… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Характеристики тормозных устройств — 5.2. Характеристики тормозных устройств 5.2.1. Все тормозные системы, которыми оборудовано транспортное средство, должны отвечать требованиям, предъявляемым к системам рабочего, аварийного и стояночного торможения. 5.2.2. Системы, обеспечивающие… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 41.13-H-99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения — Терминология ГОСТ Р 41.13 H 99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения: 2.1 антиблокировочная система: Элемент системы рабочего тормоза, который во время торможения автоматически … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 41.13-Н-99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения — Терминология ГОСТ Р 41.13 Н 99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения: 2.1. антиблокировочная система: Элемент системы рабочего тормоза, который во время торможения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Ускорение — У этого термина существуют и другие значения, см. Ускорение (значения). Ускорение Размерность LT−2 Единицы измерения СИ … Википедия
МиГ-27 — ВВС Индии, 2011 год. Тип ис … Википедия
служебное, экстренное и аварийное торможение прерывистым и ступенчатым способом
Правильное торможение — один из основных факторов, обеспечивающих безаварийную езду на автомобиле. Торможение способствует исправлению ошибок в определении скорости, дистанции, дорожно-транспортной ситуации, но трудности связанные с торможении часто могут стать и причиной дорожно-транспортного происшествия с тяжелыми последствиями. Выполняя маневр торможения для обеспечения безопасности движения, будьте аккуратны, ведь любая ошибка водителя может спровоцировать снос, занос, вращение и опрокидывание транспортного средства.
Для правильного торможения нужно:
использовать максимальное сцепление колес с покрытием дороги,
использовать торможение двигателем,
уметь сбросить скорость при отказе тормозов,
сохранить прямолинейное направление движения
Транспортное средство теряет скорость под действием силы трения, образуемой между поверхностью покрытия и рабочей поверхностью шины. На движущиеся транспортное средство также действует инерция, приложенная в центр массы автомобиля, расположенный над поверхностью дороги. Под действием этой силы передние колеса загружаются, а задние разгружаются. Это видно по тому, как автомобиль «клюёт» при торможении.
Максимальное торможение зависит не от того, как сильно нажимать на педаль тормоза, а от того, какая нагрузка приходится на колесо, и какое сцепление у колеса с дорогой. Чем больше сцепление с дорогой и нагрузка на колесо, тем быстрее произойдет торможение.
экстренное торможение — применяется в ситуациях, связанных с отсутствием времени и расстояния для выполнения обычного торможения,
аварийное торможение — используется при отказе тормозного механизма автомобиля.
Экстренное торможение можно провести двумя способами — прерывистым и ступенчатым.
Прерывистое торможение: при данном виде торможения нужно чередовать нажатие и полное отпускание педали тормоза. Причина, по которой нужно прекращать работу тормозных механизмов — блокировка колес.
Данный способ нужно применять на дорогах с разными участками покрытия. Например, асфальт и грязь, снег, лед. Отпускать тормоз нужно перед наездом на участок с более скользким покрытием. Эффективность данного способа не всегда достаточна, так как прерывистая работа тормозных механизмов увеличивает длину тормозного пути.
Ступенчатый способ торможения: данный способ отличается от прерывистого тем, что не имеет фазы прекращения тормозного воздействия. Для выполнения такого торможения необходимо ступенчато увеличивать давление на педаль тормоза и время приложения. Первое воздействие на педаль должно быть коротким и не сильным.
ГЛАВА 9. Экстренный разгон, экстренное или аварийное торможение (часть 1) — Приемы контраварийного вождения — Мастерство, обучение — Статьи клуба
9.1.
Экстренный ударный разгон
Опасность
многих критических ситуаций можно существенно уменьшить за счет
интенсивного разгона. Это относится к попутному столкновению, обгону,
экстренному объезду препятствий и многим, к сожалению, типичным случаям,
когда необходимо уйти от столкновения, вызванного грубыми ошибками и
нарушениями ПДД со стороны участников дорожного движения.
Другим немаловажным
фактором, обосновывающим необходимость данного приема, является широкое
применение экономичного вождения. Его используют многие водители из-за
постоянно растущей стоимости топлива. Но они не всегда понимают, что,
выигрывая в расходе бензина, они проигрывают в безопасности. Ведь
движение в транспортном потоке или в условиях сложного рельефа на
повышенных передачах и низких оборотах снижает динамические возможности
двигателя. В частности, резкое дросселирование как прием скоростного
маневра, не дает ожидаемого эффекта во многих ситуациях, связанных с
дефицитом времени, например при обгоне с опасностью лобового
столкновения.
Снизить опасность
многих критических ситуаций можно за счет сокращения времени маневра, а
для этого необходимо использовать динамические качества автомобиля. В
свою очередь резкое ускорение возможно, лишь когда двигатель разовьет
высокие обороты.
Экстренный разгон с
места выполняется резким включением сцепления при мощности,
обеспечивающей максимальную тягу (для двигателей семейства ВАЗ не менее
4000 об/мин, при которых обеспечивается максимальный крутящий момент).
Возникающая пробуксовка ведущих колес позволяет поддерживать высокую
мощность двигателя, повысить температуру шин и увеличить сцепные
качества покрышек. Однако этот способ трогания с места не дает
ожидаемого эффекта при низком коэффициенте сцепления. Включение II и
последующих передач выполняется после того, как двигатель вышел в режим
максимальных оборотов. «Перекрут» — задержка переключения в режиме
критических оборотов — нежелателен, так как четырехтактный двигатель
может в этом режиме снизить мощность из-за «зависания» клапанов.
Повышающую передачу и сцепление включают резко, ударным способом. В
исключительных случаях возможен неполный выжим педали сцепления без
«сброса газа», т. е. не снижая оборотов. Естественно, что такая
эксплуатация автомобиля не принесет ему пользы, а повредит
синхронизаторы, и вызовет другие микрополомки. Однако в случаях реальной
опасности не может быть другого решения.
Экстренный разгон
сходу требует чаще всего резкого включения понижающей передачи при
одновременном повышении оборотов двигателя. Это достигается скоростной
«перегазовкой», которая обеспечивается задержкой включения сцепления.
Растянутое по времени включение сцепления позволяет за счет пробуксовки
дисков повысить частоту вращения коленчатого вала двигателя и динамику
разгона.
В отдельных случаях,
когда дефицит времени не позволяет переключить передачи, один или
несколько циклов пробуксовки сцепления (неполный выжим) дают
одномоментное повышение мощности и, как следствие, небольшой импульс
ускорения. Такой прием может быть использован при преодолении вершины
холма, в заключительной стадии обгона и во многих других случаях, когда
даже несколько метров дистанции могут отдалить вас от аварийной
ситуации.
9.2.
Торможение боковым соскальзыванием
В
арсенале высшего мастерства управления автомобилем есть несколько
нетрадиционных приемов торможения. Они очень эффективны в критических
ситуациях, когда торможение рабочим тормозом невозможно, например, при
отказе тормозной системы (обрыве тормозного шланга, механических
повреждениях тормозных устройств и др.), или опасно из-за потери
устойчивости и управляемости автомобиля. Если автомобиль оказался в
повороте на скорости выше критической, то снизить ее не всегда
представляется возможным традиционным способом. Самые эффективные приемы
торможения — ступенчатый и прерывистый — нельзя применить из-за
возможного блокирования колес, а плавное торможение, при котором
исключается блокирование, малоэффективно. Возникает «заколдованный круг»
— ситуация, когда любой из вариантов оказывается проигрышным, а
аварийная ситуация неизбежна. Однако ее можно избежать, используя
глубокий критический или ритмический занос как способ торможения.
Двигаясь под углом и скользя боком, автомобиль быстро теряет скорость
из-за широкого поперечного контакта шины с дорогой. Для того чтобы
тормозить боковым соскальзыванием, нужно перевести автомобиль в
управляемый (!) занос и удерживать его в таком состоянии определенное
время, которое необходимо для снижения скорости.
Произвольный занос
можно вызвать следующими способами:
· резким
дросселированием на дуге поворота с низким коэффициентом сцепления (лед,
снег и др.). Двигаясь на дуге поворота, нужно резко «открыть газ», после
возникновения заноса «закрыть газ», стабилизировав автомобиль поворотом
рулевого колеса в сторону заноса;
· контрсмещением
и резким дросселированием на входе в поворот. Для того чтобы перейти в
боковое скольжениие перед поворотом налево, нужно вначале выполнить
маневр вправо, а затем влево, резко увеличив мощность двигателя.
Контрсмещение и поворот, следующие друг за другом, создают вращательный
импульс, который затем усиливается, благодаря пробуксовке колес.
· Стабилизация
автомобиля осуществляется поворотом рулевого колеса в сторону заноса и
уменьшением частоты вращения коленчатого вала двигателя;
·
ударным
(резким) включением понижающей передачи с пропуском на дуге поворота.
Боковое соскальзывание
задних колес можно вызвать резким включением понижающей передачи при
закрытом дросселе. Возникает кратковременный эффект блокирования одного
из колес, аналогичный случаю с включением стояночного тормоза. Этот
эффект вызывает импульс вращения автомобиля в том случае, если он
движется на дуге поворота. Дальнейшая регулировка угла заноса
достигается дозированным переменным дросселированием, а стабилизация
автомобиля — рулением.
Здесь представлены
только три приема, позволяющих перейти в управляемое скольжение. Однако
их значительно больше. В частности, на переднеприводном автомобиле более
эффективно использование приема «газ—тормоз», который на дуге поворота
может обеспечить блокирование задних колес при сохранении тяги передних.
В зависимости от величины и продолжительности тормозного усилия, можно
регулировать необходимый угол заноса. Однако в отличие от
заднеприводного автомобиля, длительное удерживание переднеприводного
автомобиля в боковом скольжении практически невозможно.
На переднеприводных
автомобилях, оборудованных системой ABS, прием «газ—тормоз» невыполним,
но можно воспользоваться либо прекращением тяги после контрсмещения,
либо кратковременным включением стояночного тормоза.
На полноприводных
моделях для перевода автомобиля в боковое скольжение применяется либо
контрзанос, либо короткая блокировка задних колес стояночным тормозом.
Но для автомобилей в высокорасположенном центром масс (семейство
«Джипов») боковое скольжение чрезвычайно опасно и может применяться лишь
в тех случаях, когда все другие способы невозможны.
Одним из вариантов
аварийного торможения скольжением задней оси является использование
ритмического заноса. Особенно актуален этот прием на спуске при отказе
тормозной системы (эта ситуация чаще всего приводит к самым тяжелым
последствиям, связанным с гибелью водителей и пассажиров). Для
торможения водитель выполняет серию ритмичных маневров, двигаясь по
траектории типа «змейка», сопровождая каждый поворот резким
дросселированием, что вызывает поочередно возникающие заносы вправо и
влево. Регулируя угол заноса, можно создать тормозное усилие в
соответствии с возможностями дорожной ситуации. Сложность выполнения
приема связана с высокой скоростью руления, которая может обеспечить
безопасность в экстремальных условиях движения. Недостаток скорости,
слабая подготовка могут сразу вызвать вращение автомобиля и переход
критической ситуации в аварийную.
9.3.
Торможение сносом всех колес
Очень
опасная ситуация возникает при входе в поворот со скоростью движения
выше критической. Чаще всего она является следствием грубой ошибки в
прогнозировании крутизны поворота. Погасить излишнюю скорость при входе
— задача сложная даже для водителя высокой квалификации. Если дорога
скользкая и мощность двигателя достаточна, чтобы создать пробуксовку
колес, то искусственно созданный занос позволит выполнить торможение
боковым соскальзыванием задней оси, сохранить управляемость передних
колес и преодолеть центробежную силу, используя мощность двигателя.
Если коэффициент
сцепления высокий, то можно частично погасить скорость боковым
соскальзыванием всех колес. Для этого водитель любым возможным способом
(торможением правой или левой ногой, включением понижающей передачи)
кратковременно загружает передние колеса, затем, пользуясь этим
эффектом, резко и круто вводит автомобиль на дугу. Возникающая
центробежная сила срывает автомобиль в боковое скольжение, которое и
позволит снизить его скорость.
Опасность ситуации
может проявиться двояко:
· интенсивным
сносом передней оси и потерей управляемости, если несвоевременно
использована загрузка;
· переходом
скольжения во вращение из-за полного прекращения дросселирования.
На первое явление
водитель может реагировать легким подтормаживанием левой ногой для
увеличения загрузки переднего наружного колеса. На второе явление можно
реагировать быстрым выключением-включением сцепления, чтобы выровнять
скорость вращения передних и задних колес.
Но в любом случае
ситуация с боковым скольжением всех колес связана с кратковременной
потерей управляемости. Ее можно образно охарактеризовать как
«балансирование на острие ножа». Очень трудно уравновесить действующие
на автомобиль силы и моменты. Для этого нужно иметь широкий арсенал
тонких управляющих воздействий, острую мышечную чувствительность и
саморегулирующуюся систему автоматизированных навыков. Все это можно
характеризовать как высшее мастерство управления автомобилем.
Наиболее сложным по
своей структуре является способ комбинированного торможения на
переднеприводном автомобиле. Его сложность связана с тем, что
ступенчатое торможение выполняется левой ногой при нажатой педали газа,
а перед переключением передач обе ноги разворачиваются влево (левая
выжимает педаль сцепления, а правая на этот отрезок времени заменяет ее
на педали тормоза). Эти действия повторяются по ходу торможения. Поэтому
такая технология получила название «танцы на педалях» и требует
длительного периода для обучения и совершенствования.
9.4.
Экстренное комбинированное торможение
Самым
эффективным способом экстренного замедления автомобиля с максимальной
скорости является ступенчатое комбинированное торможение. Оно включает
импульсное торможение рабочим тормозом и последовательное переключение
понижающих передач. Многие водители считают, что комбинированное
торможение — это арифметическая сумма тормозных усилий рабочего тормоза
и двигателя. Однако здесь возникает более сложная взаимосвязь действий и
их результатов, обеспечивающая более высокую безопасность при
замедлении.
При торможении
передние колеса загружаются, а задние разгружаются. Естественно, задние
колеса первыми подвергаются блокированию, вследствие чего способствуют
возникновению заноса. Другими словами, тормозные усилия лимитируют
задние колеса, поэтому на многих автомобилях имеются специальные
устройства, ослабляющие их действие, или спереди устанавливаются
дисковые тормоза, а сзади — барабанные.
Если в момент
торможения на задние колеса подать крутящий момент от двигателя, то
можно предотвратить блокирование колес (на автомобилях с классической
компоновкой). Поэтому при торможении целесообразно включать понижающие
передачи, так как это не усиливает, а ослабляет (!) тормозной эффект
ведущих колес. Тем самым этот прием можно считать антиблокировочным,
позволяющим стабилизировать автомобиль при интенсивном торможении.
Нужно отметить, что и
для переднеприводного автомобиля комбинированное торможение очень
эффективно, так как позволяет сохранить управляемость передних колес и
устойчивость автомобиля.
Сложность приема
комбинированного торможения связана с большим числом разнообразных
действий. В управлении задействованы обе руки и обе ноги, притом каждая
выполняет действия сложной координации с разными органами управления.
При выполнении
комбинированного торможения необходимо соблюдать определенную
последовательность.
1. Принять
позу готовности (положение рук на рулевом колесе «10—2» или «9—3»),
перенести стопу правой ноги с педали подачи топлива на тормозную педаль,
выбрать свободный ход педали.
2. Приложить
к тормозной педали серию тормозных импульсов, постепенно наращивая силу
и продолжительность усилий до возникновения блокирования колес. Каждый
цикл растормаживания использовать для коррекции устойчивости автомобиля
с помощью резких коротких действий рулевым колесом.
3. Продолжая
торможение носком стопы, развернуть ногу пяткой вовне и нажать ею или
боковой стороной стопы на педаль подачи топлива. Довести частоту
вращения коленчатого вала двигателя до максимальной с помощью
«перегазовки».
4. Выключить
левой ногой сцепление и включить понижающую передачу быстрым движением
правой руки с короткой паузой в фазе прохождения нейтральной передачи,
например IV—О—пауза—III. Включить сцепление с короткой задержкой
(пробуксовкой) в фазе включения.
5. Далее
повторяются действия, указанные в пунктах 2—3—4 с последовательным
переключением понижающих передач вплоть до II, а в исключительных
случаях и до I.
Дополнительные
действия при торможении позволяют повысить эффективность приема и
сохранить устойчивость и управляемость. Их конкретное назначение
заключается в следующем:
· многоимпульсное
торможение позволяет прекратить блокирование колес и максимально
использовать эффективность тормозной системы;
· «перегазовка»
пяткой необходима для выравнивания частоты вращения коленчатого вала
двигателя и коробки передач. Конечная цель — создать антиблокировочный
эффект ведущих колес;
·
пауза
при включении понижающей передачи позволяет снизить частоту вращения до
оптимальной, если вовремя «перегазовки» возник ее излишек;
· задержка
включения сцепления необходима для предотвращения ударных нагрузок,
которые могут способствовать заносу автомобиля;
· коррекция
рулевым колесом способствует противодействию «рысканью» автомобиля при
возникновении кратковременных блокирований колес и позволяет сохранить
курсовую устойчивость автомобиля.
Хотя прием
комбинированного торможения и является самым оптимальным для экстренного
снижения скорости в критической ситуации, он практически недоступен
большинству водителей. Из-за сложной технологии выполнения он требует
автоматизма навыков, что возможно лишь при повседневном его применении.
Это недоступно обычному водителю, так как требует повышенного расхода
топлива, интенсивной эксплуатации автомобиля и т. д. Только постоянно
тренирующиеся спортсмены могут достичь совершенства в эффективном
использовании этого приема. Однако применение даже его элементов
(например, включение понижающих передач) позволит повысить качество
торможения за счет использования антиблокировочного эффекта.
Аварийное торможение вращением
Ситуация, являющаяся крайне редкой, но, тем не менее, остро-критичной, возникает при полном отказе тормозной системы. Современные автомобили оснащены тормозной двухконтурной системой, которая практически наверняка исключает полный отказ тормозов. Но ничего невозможного нет, поэтому если такая проблема возникла, то крайне тяжелых последствий не избежать. Торможение вращением — один из способов аварийного и экстренного снижения скорости. О нем и пойдет речь в нашем продолжении выпуска «Маневрирование».
Аварии, вызванные полным отказом пневматических тормозных устройств, унесли немало человеческих жизней. Связано это с тем, что пневматические тормозные системы не имеют давления воздуха в тормозном устройстве. Старые легковые автомобили, возраст которых превышает 20 лет, зачастую сталкиваются с проблемой, когда происходит разрыв тормозного шланга или дефект тормозного цилиндра колес, кроме того, водитель может просто напросто забыть проверить уровень в бачке тормозной жидкости и тогда также может наступить критическая ситуация.
Стресс — опасный признак
Специалисты утверждают, что определить зараннее отказ тормозной системы можно по ряду признаков, например, возникновение заносов, увод машины во время торможения или ослабления эффекта тормозов. При возникновении такой ситуации появление стресса и шока — неизбежно, так как обычно ситуация пугает своей неожиданностью и остротой момента. Водители, имеющий богатый опыт вождения, среагируют на опасность мгновенно, и многократно будут повторять импульсное нажатие на тормоз, что позволит увеличить давление в тормозах и снизить скорость без нештатных последствий.
Новичок же продолжит изо всех сил давить на педаль тормоза, не отпуская его; результата такие действия не дадут, что вызовет у водителя шоковое состояние, вплоть до остолбенения.
Случается, что удача на стороне водителя и снизить скорость машины можно не особо эффективными способами, например, тормозить двигателем, включив более низкую передачу или стояночным тормозом. Но все же чаще нужно действовать нестандартно для того, чтобы избежать аварии.
Торможение вращением
Такой подход может быть проведен двумя способами — торможением боковым соскальзыванием, о котором мы говорили раньше и торможением с использованием вращения автомобиля. Способ торможения вращением автомобиля считается очень эффективным, так как, используя его, сокращается остановочный путь.
Для того чтобы осуществить прием нужно переводить поступательные движения во вращательные и снижать скорость, используя быстрое боковое скольжение колес задней оси.
Получается, что задние колеса, тормозя, оставляют спиралевидный тормозной путь, что объясняет хорошую тормозную динамику.
Как выполнить вращение?
Торможение вращением подразумевает три последовательных действия. Для начала нужно спровоцировать стартовый импульс вращения, используя при этом включение-выключение стояночного тормоза, при въезде в дугу поворота, импульсное включение более низкой передачи (дроссель при этом должен быть закрыт), контрсмещение или контрзанос.
Далее необходимо дросселированием вызвать пробуксовку и скольжение задних колес, что приведет к интенсивному вращению передних колес вокруг оси. Чтобы получить необходимый результат нужно вывернуть колеса на наиболее возможный угол, а после резко довести до максимума частоту вращательных оборотов коленчатого вала двигателя. Удерживать этот процесс нужно пока автомобиль не развернет на 180 градусов.
Может возникнуть ситуация, когда не получилось полностью завершить остановку, тогда стоит многократно применить вышеописанные действия, пока автомобиль полностью не встанет.
Тормозим всем чем можно
Когда педаль тормоза ушла в пол, а торможение не происходит, не впадайте в панику. Оживить тормозную систему помогут один-два импульсных нажатия, но полностью надеяться на их спасательное действие не стоит, не обнадеживайтесь и пытайтесь тормозить всеми доступными способами — ручником, резким включением ниprих передач, боковым соскальзыванием. После того, как все известные вам способы торможения не достигли должного результата — применяйте вращение, учитывая, что этот прием не вызовет авариной ситуации для других участников дорожного движения.
Посмотрим, как выглядит вращение на практическом примере:
Пример не самый удачный, вращение вышло не из-за отказа тормозов, но сам факт сокращения скорости налицо. За короткое расстояние она снизилась до минимума, так что удар об снег был не так силен, чтобы повредить машину и водителя.
Важно, что если вы никогда ранее не пробовали данный способ торможения, то даже не пытайтесь его выполнить в критической ситуации, результат может быть хуже, чем, если бы вы не пытались его использовать для избежания аварии. Связано это с тем, что, во-первых нужно делать сразу несколько операций высокой технической сноровки, а во-вторых, если не соблюсти все вышеуказанные пункты приема, автомобиль теряет устойчивость, переходит в неуправляемое скольжение боком и может опрокинуться.
Чтобы все делать правильно и наработать опыт, необходимо обращаться на курсы контраварийного вождения. Где-где, а там вас научат выходить из самых сложных и непредвиденных ситуаций.
Удачи вам и безаварийной езды.
В статье использовано изображение с сайта www.autocentre.ua
Аварийное контактное торможение
Бывают ситуации, когда все варианты уже исчерпаны и больше ничего не остается, но автомобиль не останавливается, так как тормозная система отказала или, например, когда слишком мала дистанция, для совершения маневра, тогда используют управляемый удар о препятствие, чтобы исключить более тяжелые последствия. Способ для водителя, как владельца автомобиля, крайне не удобный, но если опасности подвержена жизнь человека, альтернативы может и не быть. В завершении серии «Маневрирование» мы решили написать про самый последний способ экстренного торможения — контактный.
Автомобиль имеет такую конструкцию, чтобы обеспечить пассивную безопасность для пассажиров, когда происходит столкновение с препятствием. Оптимальными возможностями для этого обладают багажник и крылья машины, так как имеют в своей конструкции глубокие пазухи и элементы, которые при сминании поглотят часть энергии даже от довольно сильного удара, конечно, при этом элементы деформируются. Без этого никак. Но лучше они, чем человек.
Уход от лобового удара
Лобовой удар принято считать самым опасным, так как продольные лонжероны имеют самую большую жесткость. Для того чтобы перевести аварийную ситуацию в разряд управляемых, необходимо прервать торможение и дозированным рулением попытаться уйти от лобового столкновения, при этом гасить скорость необходимо используя скользящий удар о препятствие.
Опытный водитель может попробовать применить контактное торможение с помощью произвольного вращения, потому как вращение или боковое скольжение способствует уменьшению силы удара и частично гасит скорость до момента удара о препятствие.
Перед тем, как произойдет удар, водитель должен перестраховаться, уперевшись левой ногой в пол, что обеспечит максимум контакта с сиденьем, а также произвести стопорящий захват руля. При выходе на касательный удар с препятствием водитель должен рассчитать направление отскока и возобновить стабилизацию рулением до того, как автомобиль полностью остановится, после чего применить меры, которые позволят уменьшить тяжесть последствий от столкновения.
Пешеход на пути
Одним из самых опасных моментов на дороге является наезд на человека. Как правило, водитель резко дает по тормозам при виде пешехода на своем пути, что приводит к полной блокировке колес, а это, как ни странно, не повышает, а наоборот снижает безопасность, конечно, если скорость автомобиля не 20 км/ч. Экстремальность данного момента никто не исключает, поэтому водители сначала резко тормозят, а потом пытаются совершить маневр, но первое действие, к сожалению, исключает второе.
При заблокированных колесах автомобиль теряет полную управляемость над собой, продолжая прямолинейное движение юзом, то есть скольжением.
Чтобы предотвратить наезд на человека существует ряд рациональных способов. Во-первых, сокращению тормозного пути поспособствует ступенчатое комбинированное торможение. Во-вторых, после того как вы заметили человека на своем пути, вам захочется резко затормозить, не поддавайтесь рефлексам, продолжайте коротко импульсные нажатия на педаль тормоза. Ну а если спасти жизнь человеку может только уход вашей машины в сторону и удар о препятствие, будьте готовы и к такому исходу.
Посмотрим данный способ на примере:
На видео водитель ушел от столкновения с припаркованной машиной. Но ситуация двойственная. Ведь могли пострадать люди в помещении, но в момент удара водитель видел, что на улице никого не было.
Как избежать закручивания
Итак, подводя итоги всей нашей серии «Маневрирование» можно отметить основные моменты. Торможение ступенчато на постоянной передаче, сокращает тормозной путь на 10-20 сантиметров. При таком же торможении, но с использованием ударного включения более низкой передачи, компенсируемое толчковым рулением, исключает вращение транспортного средства. Кроме того, предотвратить вращение автомобиля поможет торможение с боковым скольжением при компенсаторном рулении. Повысить нагрузку на передние колеса, что увеличит управляемость автомобилем, поможет экстренный маневр после того, как совершено импульсное торможение. Также можно совершить контактное с препятствием торможение, после того как был совершен экстренный маневр.
Конечно, это совсем не полный список всех безопасных приемов. Главным условием в любой аварийной ситуации является попытка борьбы до конца, преодолевая страх и шок.
В статье использовано изображение с сайта www.samara24.ru