Зимой 1886 года немецкий механик Карл Бенц получил патент на изобретенное им трехколесное средство передвижения, оборудованное газовым двигателем, которое позже назовут автомобилем. А значит, ныне мы отмечаем 130-летие любимого транспортного средства
Честно говоря, на роль изобретателя автомобиля претендовало более 400 человек из разных стран мира. Спрашивается, почему именно Бенц? Ответ прост: он первым сумел запатентовать свое детище. Тем не менее даже при жизни изобретателя его первенство ставилось под сомнение. Многие современники считали, что первым самоходный экипаж изобрел другой немец – Готлиб Даймлер, который в 1885 году получил патент на велосипед с мотором. Этот факт и дал повод говорить о первенстве Даймлера. Попробуем разобраться.
Факты биографии
Карл Фридрих Михаэль Бенц родился 26 ноября 1844 года в немецком городке Ладенбурге близ Мангейма в семье потомственного кузнеца Ханса-Георга Бенца. Примерно за год до его рождения неподалеку открылась железнодорожная линия Карлсруэ – Гейдельберг, куда отец будущего изобретателя устроился машинистом. Но через пару лет после рождения Карла Бенц-старший, простудившись, заболел и умер. Семья осталась на попечении матери.
Для Карла железная дорога всегда была чем-то необыкновенно притягательным и загадочным. Сам он позже вспоминал, что уже в раннем детстве, что бы он ни рисовал, получался локомотив, во что бы ни играл, получался поезд. Даже в постель вечером мальчуган бросался, пыхтя как паровоз, а по утрам просыпался, повторяя те же звуки. Он говорил: «Для меня локомотив был высшей целью, любимой мечтой». В итоге Карл настолько увлекся паровозами, что еще в юности вознамерился построить локомотив, который ходил бы без рельсов…
Мать Карла, будучи здравомыслящей и практичной женщиной, не затирая наследственного интереса сына к технике, прочила ему карьеру чиновника. Поэтому прилагала все усилия, чтобы дать ему хорошее образование. С учителями Бенцу повезло: директором лицея был известный немецкий поэт Иоганн-Петер Гебель. Позже в Высшей политехнической школе в Карлсруэ его преподавателем стал Фердинанд Редтенбахер – один из основателей немецкой школы теоретического машиностроения. Там же работал и известный ученый-теоретик Франи Грасгоф.
Во время учебы и сразу после окончания Политехнической школы Карлу пришлось много работать, чтобы платить за образование и поддерживать семью. Молодой человек был фотографом, часовщиком, рабочим, потом чертежником и конструктором на ряде предприятий. Свое жизненное кредо он выражал словами: «Побольше уважения к ремеслу».
В 1867 году Бенц впервые увидел велосипед и тут же соорудил нечто подобное. Но настоящим его увлечением стали двигатели. Еще со времен Политехнической школы Карл был убежден, что газовый двигатель более перспективен для использования на транспорте, чем паровая машина. И именно поэтому много времени уделял конструированию таких моторов. Мечта юности – самоходный экипаж – тоже не была забыта, правда, теперь изобретатель хотел строить повозку, приводимую в действие двигателем внутреннего сгорания.
Собственное дело
В 1871 году Бенц решил открыть фирму по разработке и постройке стационарных газовых двигателей. Дело обещало стать прибыльным, поскольку бурно развивавшаяся промышленность требовала такой техники. Но денег было мало, пришлось взять компаньона. Через год после основания компании Бенц женился на Берте Рингер, получив за женой приличное приданое. И тут же выкупил долю партнера, став единственным хозяином предприятия. Вот тогда-то он и построил свой первый работоспособный двухтактный двигатель.
Поддержку в работе оказывала жена, безропотно переносившая все жизненные невзгоды, ставшие следствием фанатичных попыток Карла построить моторный экипаж, на что уходила львиная часть семейного дохода. Дело дошло до того, что в 1877 году банк отказал Бенцу в финансировании. Однако изобретатель продолжал работать и в 1879 году попытался запатентовать свой двигатель. Увы, при патентной экспертизе выяснилось, что незадолго до Бенца подобный агрегат запатентовали в Великобритании.
Тем не менее патент Бенцу выдали, но не на весь двигатель, а на «оригинальную систему подачи топлива». Помимо прочего это давало право на выпуск моторов. Которым и воспользовался конструктор. Найдя компаньонов, он организовал новое предприятие по выпуску промышленных двигателей, хотя большую часть своего времени все-таки тратил на создание самоходного экипажа.
Это, разумеется, отвлекало Карла от основного бизнеса и сильно раздражало деловых партнеров – их деньги выделялись отнюдь не под сомнительные опыты, а под конкретное производство. В итоге все отказались работать с изобретателем и тому пришлось искать новых инвесторов. В 1883 году Бенцу вновь удалось обрести финансовую поддержку и основать в Мангейме компанию Benz & Co. Rheinische Gasmotorenfabrik. Из прежних же ошибок были сделаны соответствующие выводы: работа над моторным экипажем продолжалась в домашней мастерской.
Автомобиль родился!
В 1885 году построили первый образец автомобиля. Он был трехколесным и оснащался одноцилиндровым двигателем. Оставалось оформить заявку и ждать выдачи патента. Наконец 29 января 1886 года изобретатель получил Германский Императорский патент за номером 37435 на созданный им «экипаж, приводимый в движение газовым мотором, для перевозки одного–четырех человек». Казалось, мечта сбылась, оставалось наладить коммерческую эксплуатацию своего детища. И вот тут-то произошла загвоздка: машину хвалили коллеги, газеты публиковали восторженные отзывы, но покупать ее никто не спешил.
Пришлось конструктору самому пропагандировать свое изобретение. В 1888 году Бенц выставил его на Мюнхенской промышленной выставке и ежедневно по четыре часа лично демонстрировал машину, разъезжая по городу. Однако, несмотря на всеобщее восхищение и даже золотую медаль, присужденную экспонату, покупателей по-прежнему не находилось. Пытаясь обеспечить применение своему изобретению, Карл брал патенты за пределами Германии.
Если верить мемуарам самого Бенца, первым покупателем автомобиля стал житель Парижа Эмиль Роже. В 1887 году он купил одну машину, а когда та хорошо себя зарекомендовала, приобрел еще партию.
Трехколесный экипаж оказался неустойчивым, поэтому с 1893 года Бенц перешел к выпуску четырехколесного автомобиля Viktoria с двигателем мощностью 3 л.с., а год спустя перед публикой предстала модель Velo. Постепенно спрос на машины рос, и по мере этого дела шли в гору. К началу 1901 года предприятие Бенца стало одним из крупнейших в своей отрасли и имело отделения в других странах. В 1903 году он вместе с сыном Ойгеном основал новую компанию Carl Benz & Sohne в городе Ладенбурге.
Изобретатель осознавал значение своего детища и позже писал: «Я могу смело сказать, что первым создал автомобиль и преодолел трудности, связанные с его внедрением в жизнь». Но современники не торопились признавать за Бенцем первенство в изобретении автомобиля. Дело, как водится, обрастало многочисленными «подробностями». Так, уже в начале ХХ века некоторые авторы утверждали, что «Бенц был сотрудником Даймлера по работе на фабрике газовых моторов в Дейтце и что идеи обоих изобретателей тогда не встретили признания ни у Отто, ни у его компаньона Лангена».
Это было неправдой, но тогда, как, впрочем, и сейчас, истина мало кого интересовала. Всех, кроме Бенца, разумеется, эта версия вполне устраивала. Доходило до того, что в целом ряде публикаций первенство в изобретении автомобиля приписывали даже не Даймлеру, а третьим лицам, чаще всего французам. Причин тому было много, но главная заключалась в том, что в конце XIX – начале ХХ века Франция являлась самой автомобильной страной мира.
Все это доводило стареющего изобретателя до отчаяния, ведь Карл Бенц всю свою жизнь вложил в автомобили. И хотя ему повезло, как везет не многим изобретателям, он увидел триумфальное шествие своего детища по миру, тем не менее всюду звучало обидное: автомобиль изобрел не Бенц!
Поэтому и появились мемуары, где Карл Бенц подробно описывает процесс изобретения автомобиля. Седьмая глава его книги называется «Изобретатели» автомобиля» и посвящается отстаиванию исторической справедливости. В итоге заслуги Карла Бенца признали и он по праву считается человеком, подарившим миру автомобиль.
Автор
Константин Шляхтинский
Издание
Автопанорама №2 2016
Фото
фото Mercedes-Benz
Карл Бенц — Энциклопедия журнала «За рулем»
Карл Фридрих Михаэль Бенц (25 ноября 1844 года, Карлсруэ, герцогство Баден, Германия — 4 апреля 1929 года, Ладенбург, земля Баден-Вюртемберг, Германия). Немецкий инженер, великий изобретатель, один из создателей автомобиля и основателей автомобилестроения. Один из основателей автомобильной компании Daimler-Benz AG.
Начало
Карл Бенц родился 25 ноября 1844 года в Карлсруэ в семье рабочего — машиниста паровоза. В 1846 году в семье произошла трагедия. От воспаления легких умер отец Карла, оставив супругу с двухлетним ребенком на руках. Небольшой пенсии хватало лишь на самое необходимое, но матушка Карла бралась за любую работу, лишь бы вырастить сына и дать ему хорошее образование.
В 1850 году Бенц поступил в начальную школу Карлсруэ. В 1853 году окончил ее и поступил в технический лицей. Мальчик отличался выдающимися способностями, особенно ему давались точные науки. Окончив лицей в возрасте 15 лет, Карл без особых усилий поступил на факультет технической механики университета Карлсруэ. А спустя четыре года (полный курс обучения длился пять лет), 9 июля 1964 года, в возрасте 19 лет Карл Бенц получил диплом инженера.
Становление С детства знающий цену деньгам, познавший бедность и нужду, Бенц не чурался грязной и тяжелой работы. Первые семь лет самостоятельной жизни Бенц проработал на мелких предприятиях Карлсруэ, Мангейма, Пфорцгейма, Вены. Он трудился в ремонтных мастерских, на фабриках по производству сельскохозяйственного оборудования. И долго вынашивал идею собственного дела.
В 1871 году эта идея получила реальное воплощение — Бенц и его товарищ Август Риттер открыли частную механическую мастерскую в Мангейме. Дело не заладилось, владельцы мастерской угодили в долги. Риттер заявил о своем уходе из предприятия, что означало крах фирмы. Чтобы спасти маленькую компанию, Бенц был вынужден обратиться к отцу девушки, за которой он в то время ухаживал — к своему будущему тестю Карлу Фридриху Рингеру.
Плотник по профессии, человек простой, но крепко стоящий на ногах, Карл Рингер оценил талант, предприимчивость и целеустремленность молодого Бенца. Он ссудил Бенца значительной суммой, что с одной стороны позволило Карлу Бенцу выкупить свою долю компании у Августа Риттера и стать единственным владельцем мастерской, а с другой — чрезвычайно укрепило отношения Бенца с семьей Рингеров. 20 июля 1872 года Карл Бенц и Цециле Берта Рингер стали супругами. Приданым невесты была та самая ссуда, полученная Карлом от тестя.
Личная жизнь
Брак Карла и Берты Бенц — ярчайший пример счастливого союза двух сердец, который продлился всю жизнь. Берта Бенц надолго пережила мужа — она скончалась 5 мая 1944 года, пережив 95-летний юбилей на два дня. В этом браке у супругов Бенц родилось пятеро детей. Роль Берты в истории создания автомобиля трудно переоценить. Несколько раз компания Карла была на грани разорения. И Берта приходила на помощь, причем, оказывая не только моральную, но и вполне практическую поддержку.
Известна история, когда Берта без ведома супруга совершила на первом автомобиле Бенца, по сути, рекламный пробег.
Это случилось 5 августа 1888 года. Берта усадила в автомобиль двух старших сыновей и отправилась в самостоятельное путешествие из Мангейма в Пфорцгейм, к родителям. Она сумела добраться до родного городка до заката, преодолев за световой день 106 км пути.
По дороге Берта несколько раз заезжала в аптеки, чтобы купить бензин, который продавался в качестве чистящего средства. Изношенные тормоза с кожаными колодками она починила у шорника. Разорвавшуюся приводную цепь — у кузнеца. Засорившийся по пути бензопровод Берта прочистила заколкой, а пробитый изолятор системы зажигания заменила чулочной подвязкой.
Намучившись на подъемах, на которые Берте пришлось заталкивать автомобиль вместе с мальчиками вручную, она посоветовала мужу оснастить автомобиль устройством изменения крутящего момента двигателя. После этого Бенц сконструировал автомобильную коробку передач.
Первый автомобиль
Двигатель Карла Бенца
Заполучив в собственное распоряжение механическую мастерскую, Карл Бенц занялся разработкой двигателей внутреннего сгорания — модной новинкой того времени. Моторы Бенц планировал продавать для применения в сельском хозяйстве и в промышленности. Но параллельно с разработкой двигателя он занимался и другой идеей — разработкой самобеглой коляски. Разработка первого двигателя заняла более шести лет. Патент на двухтактный бензиновый двигатель Карл Бенц получил 31 декабря 1878 года. И это была лишь первая ласточка. В последующие три года им были запатентованы система зажигания с питанием от батареи, свеча зажигания, акселератор, карбюратор, радиатор водяной системы охлаждения двигателя и несколько позже сцепление и коробка передач.
Мастерская занималась ремонтом сельскохозяйственной техники и гужевых повозок, едва покрывая расходы Бенца на изобретательскую деятельность. Денег катастрофически не хватало.
В 1882 году, лихорадочно разыскивая средства, Бенц организовал акционерное общество Gasmotoren Fabrik Mannheim. Но компания так и не смогла наладить выпуск двигателей. В 1883 году Бенц вышел из правления компании и вложил деньги в небольшую велосипедную мастерскую. Новая компания получила название Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik, а позже была переименована в Benz & Cie. Именно на этом предприятии Карлу Бенцу удалось наладить серийное производство бензиновых двигателей. В последующие три года Бенц наряду с совершенствованием конструкции мотора занимался созданием первого автомобиля.
Редкий снимок первой машины Карла Бенца. До настоящего времени не сохранилась.
Что это был за автомобиль? Трехколесная повозка на велосипедных колесах. Переднее колесо управляемое рулевым механизмом с вращающейся в горизонтальной плоскости рукояткой. четырехтактный бензиновый двигатель размещался под сиденьем над задней осью. Крутящий момент передавался на заднюю ось велосипедной цепью. В целом машина была крайне капризна в эксплуатации и ненадежна. Но это был первый в мире автомобиль. Или — один из первых (вопрос приоритетов в данном случае мы не рассматриваем).
Весь 1886 и начало 1887 года Motorwagen проходил «ходовые испытания». На самом деле Бенц попросту не смог продать машину и был вынужден ездить на ней сам. В 1887 году автомобиль Бенца отправился на Всемирную выставку в Париже.
В 1888 году Бенц продал первый автомобиль в Германии. В том же году был открыт парижский филиал фирмы Бенца — Франция проявляла больший интерес к новинке, чем Германия. Карл Бенц за рулем своей первой машины.
Переломным для Бенца стал именно 1888 год. Всего с 1886 по 1893 годы Карлу Бенцу удалось продать 25 автомобилей первой модели Motorwagen.
В 1893 году была подготовлена к производству вторая модель Victoria. Машина получила четыре колеса и более мощный (примерно втрое) двигатель в 3 лошадиные силы. Максимальная скорость автомобиля составляла 20 км/ч. За год Бенцу удалось реализовать 45 экземпляров автомобиля. В 1894 году модель Victoria сменила модель Velo. На этих машинах впервые в истории были проведены автомобильные гонки (Париж-Руан). В 1895 году предприятие Бенца превратилось в полноценную автомобильную компанию. Были выпущены первые в истории грузовик и автобус.
Явление «Мерседеса»
С 1889 года после того, как автомобиль Бенца был снова представлен на выставке в Париже, машины Карла Бенца и Готтлиба Даймлера, еще одного производителя немецких автомобилей, шли голова в голову. Но все же машины Карла Бенца продавались лучше — они пользовались репутацией надежных и долговечных автомобилей.
В 1897 году Карл Бенц сконструировал 2-цилиндровый четырехтактный оппозитный двигатель, который принес успех. Мотор получился компактным и мощным. В 1906 году Карл и Берта Бенц переехали в Ладенбург. Бенц чувствовал себя усталым, ему требовался отдых. Сын Евгений последовал за родителями. Ладенбург стал последним домом для стареющего Карла Бенца… В 1926 году на волне охватившего Германию послевоенного экономического кризиса компании Бенца и Даймлера решили объединиться, чтобы спасти угасающий бизнес. 28 июня того же года компании Benz & Cie и DMG слились, образовав новую фирму — Daimler-Benz. Все выпускаемые компанией модели автомобилей получили название Mercedes-Benz.
Под этим легендарным ныне именем была выпущена машина 1902 года, которая стала для компании Даймлера судьбоносной. Оснащенный 35-сильным двигателем, этот автомобиль считался в свое время верхом совершенства. Название «Mercedes 35h» было дано создателями машины по просьбе Эмиля Эллинека, немецкого предпринимателя, автогонщика, сформулировавшего спецификации двигателя этой машины. (По другим сведениям первый автомобиль, получивший имя младшей дочери Эллинека увидел свет в 1899 году, за год до смерти Готтлиба Даймлера). Успех «Мерседесов» был настолько убедителен, что в 1903 году Эмиль Эллинек подал прошение на изменение фамилии. После получения разрешения он стал Эмилем Эллинек-Мерседес. Умер Эллинек-Мерседес 1 января 1918 года.
Последние годы
На этом снимке Карлу Бенцу, сидящему за рулем собственного Patent Motorwagen, 81 год.
В последние годы жизни Карл Бенц отошел от дел. Он пользовался безупречной репутацией отца-основателя мирового автомобилестроения. В объединенной компании Daimler-Benz работали выдающиеся инженеры современности. В частности, Фердинанд Порше-старший, создатель самых знаменитых моделей «Мерседесов», изобретатель, великий автоконструктор… Карл Бенц скончался 4 апреля 1929 года от воспаления легких в Ладенбурге на 85 году жизни.
Карл Бенц — изобретатель бензинового автомобиля
Первый в мире бензиновый автомобиль изобрёл немецкий инженер Карл Бенц в 1886 году. История жизни изобретателя.
Детство инженера
Упорство, гениальность, целеустремленность и поддержка верной спутницы — компоненты успеха немецкого изобретателя Карла Фридриха Бенца. Как первопроходцу, пионеру автомобилестроения пришлось пережить взлеты и падения, но именно он стал человеком, подарившим миру автомобиль — величайшее изобретение, которым пользуются в повседневной жизни миллионы людей. А также причиной, по которой тысячи людей задаются вопросом — что такое «бенц» в названии машины Mersedes!
Карл Бенц, сын машиниста поезда, родился в городке Мюльбург — пригороде Карлсруэ 25 ноября 1844 года. Детство изобретателя не прошло весело и беззаботно. Рано потеряв мужа (заболев пневмонией, Иоганн Георг Бенц умер в 1846), фрау Бенц осталась одна. Она не отчаялась и усердно работала, чтобы единственный ребенок не голодал и получил образование. Сложностей с учебой мальчик не испытывал. Деды и прадеды будущего автомобилестроителя работали кузнецами, а представители этой профессии были ремесленниками, проектировщиками, технологами и инженерами в одном лице. После начальной школы Карл посещал лицей Карлсруэ, окончив который в 1860 в 15 лет он поступил в Polytechnikum Karlsruhe (нынешнее название — Karlsruher Institut für Technologie), где изучал машиностроение.
Начало работы над автомобилем
После успешного окончания учебы в 1864, Карл устраивается конструктором на завод в Маннхайме. Знающий цену деньгам инженер прилежно трудится наёмным рабочим, но не оставляет мыслей об открытии собственной компании. Голова полна идей, главная из которых — создание двигателя внутреннего сгорания.
В 1871 совместно с Августом Риттером открыта мастерская по изготовлению запчастей для паровозов и повозок. Неуёмный Бенц каждую свободную минуту посвящал экспериментам с механикой. Напарник не разделял его увлечения, считая изобретательские порывы несерьезными. На этой почве у компаньонов возникли разногласия, что привело к банкротству мастерской.
Несчастье помогло счастью — выкупив долю партнера, Карл днём трудился в мастерской, а по вечерам заниматься экспериментированием. Деньги одолжил отец Берты Рингер, будущей жены инженера. Таким образом тесть инвестировал средства в талант зятя и благополучие дочери. Берта оказалась не только хранительницей семейного очага, но и преданной соратницей для супруга. Содействие жены помогло изобретателю посвятить себя любимому делу.
Первые успехи
Карл Бенц мечтал сконструировать такое транспортное средство, которое бы двигалось за счёт собственной мощности и без использования рельсов. В 1879 создать двухтактный мотор мощностью 0,9 лошадиных сил. Новый двигатель пошел в производство, так как четырехтактный мотор запатентовал Николаус Аугуст Отто.
Ряд усовершенствований конструкции помог достигнуть необходимой надежности двигателя. В 1880 Бенц основал акционерное общество, в котором он владел 5% акций. Оказавшийся к его услугам капитал позволил проводить дальнейшие разработки. Конструкция нового двигателя обладала мощностью 4 лошадиных силы. Одновременно инженер создает и прочие составляющие автомобиля: карбюратор, акселератор, сцепление, коробку передач, системы охлаждения и зажигания. Изобретения открывают новую эру автомобилестроения, «виновником» которой стал Карл Бенц!
Начало производства автомобилей в Германии
Вскоре возникли разногласия с акционерами по поводу технических аспектов. Бенц в 1883 покидает акционерное общество, основав новое предприятие «Benz & Cie. Rheinische Gasmotorenfabrik» в Маннхайме. Изобретатель продолжил доработки двигателя Отто. Основной проблемой, которую предстояло решить, оказалась большая масса двигателей. В 1885 удалось завершить создание одноцилиндрового четырехтактного бензинового мотора с электрическим зажиганием, радиатором и карбюратором, который экспериментатор установил на деревянное шасси. Получилось первое транспортное средство, в котором двигатель и рама стали единым целым.
Вскоре Бенц представил первый в мире автомобиль с дифференциальной коробкой передач для равномерного распределения мощности и твердыми резиновыми шинами.
Копия первого запатентованного автомобиля Карла Бенца. Экспонат частной коллекции в музее автомобилестроения города Альтлуссхайм (Altlußheim).
29 января 1886 года Бенц вписал своё имя в историю немецкой промышленности, получив Германский императорский патент № 37435 на первый «Автомобиль». В 1888 на выставке «Силовых и производственных машин» в Мюнхене Бенц демонстрировал два часа в день Motorwagen, высоко оценённый прессой. Оргкомитет выставки наградил изобретение золотой медалью за выдающиеся инновации.
Но обыватели в Германии встретили «Motorwagen» прохладно. Сказался консерватизм бюргеров. С интересом наблюдая за задорно бегающей тележкой, немцы в очередь за покупкой не становились. Насмешники называли устройство «повозкой без лошади». На помощь конструктору пришла супруга, решив с сыновьями-подростками на автомобиле мужа навестить матушку, живущую в соседнем городке. Путешествие длиной в 104 километра заняло 13 часов. Потребовалось несколько раз заезжать в аптеку за бензином, который в то время продавался, как растворитель. Чинить приводные ремни и тормоз пришлось у шорника — специалиста по конным упряжкам. В гору поднимались, подталкивая авто сзади. Так Берта Бенц вошла в историю автомобилестроения вместе с мужем, совершим первую в мире поездку на машине с бензиновым двигателем.
Аптека в городе Вислох (Wiesloch), в которой Берта Бенц заправила первый бензиновый автомобиль в мире. Бензин тогда использовался как растворитель.
По возвращению с всемирной выставки в Париже в 1889, которую Карл Бенц посетил в поисках признания своего детища, последовали первые заказы. Предприятие начало приносить прибыль. Одновременно продолжается работа над конструкцией четырёхколёсного автомобиля. Усовершенствованная и более дешевая модель «Victoria» имела 4 колеса, 2 передачи и мотор мощностью в 3 лошадиных силы. В начале 1893 получен патент на улучшенную конструкцию рулевого управления. Не останавливаясь на достигнутом, инженер продолжает исследования. В 1894 выходит модель «Velo», первый грузовик и автобус. А 1896 Бенц построил первый двухцилиндровый двигатель. Так как рост производства продолжался, компания в 1899 преобразовалась в акционерное общество “Benz & Cie. AG”, в котором Бенцу принадлежала треть акций.
Развитие автомобилестроения в Германии
В 1900 предприятие Бенца предлагало 600 конструкций автомобилей, как стандартных, так и спортивных модификаций. В 60 лет Карл Бенц отошел от управления компанией, продолжая оставаться акционером с правом голоса. В 1926 произошло слияние “Benz & Cie. AG” с компанией Готтлиба Даймлера “Daimler-Motoren Aktiengesellschaft”. Новое предприятие называлось “Daimler-Benz AG”. Автомобили концерна стали называться Mercedes-Benz, а фирменный логотип — звезда с 3 лучами — символизирует надежность и качество немецкого автопрома и сегодня.
Объединенное предприятие дало дорогу другим выдающимся немецким инженерам-изобретателям: Фердинанд Порше, Вильгельм Майбах, Макс Заллер.
Скончался великий изобретатель в 1926 году в 85 лет в Ладенбурге, где открыт музей с редкими экспонатами: знаменитый патент №37435 и точной копией первой моторизированной тележки — Motorwagen.
20-08-2017, Юрий Савранский
биография, фото и интересные факты :: SYL.ru
Настоящая легенда, личность, вошедшая в историю в качестве создателя величайшего изобретения, невероятно актуального для человечества — автомобиля… Имя этого человека — Карл Бенц.
Краткая биография
Пионер автомобилестроения появился на свет в Германии, в городке Карлсруэ, двадцать пятого октября 1844 года. Его отец — машинист паровоза Ганс Георг Бенц — ушел из жизни, когда мальчику было всего два годика. Его мать – дочь жандарма Жозефина Вайян, чью судьбу повторил Карл, — тоже рано осиротела. Бенц всегда отзывался о ней с огромной любовью и большим уважением. Мать всегда была рядом с ним. Несмотря на весьма скромное состояние семьи, она сумела дать сыну не только хорошее воспитание, но и приличное образование.
Учился Карл Бенц, биография которого уже с раннего детства была связана с техникой, в школе своего родного городка Карлсруэ. С малых лет мальчик проявлял интерес к паровозам. Заметив большие способности своего сына в данном направлении, Жозефина Вайян в 1853 году отдала Карла в гимназию, которая по тем временам считалась лучшей в городе. Самыми любимыми предметами будущего изобретателя одного из наиболее актуальных для человека технических средств передвижения были химия и физика.
Дипломированный инженер
В конце сентября 1860 года Карл Бенц поступает в технический университет Карлсруэ – в Политехническую школу. Учеба давалась ему легко. Молодой человек смог успешно пройти пятилетний курс обучения всего за четыре года. В девятнадцатилетнем возрасте Карл Бенц уже имел на руках диплом инженера.
В период своего обучения юноша проявлял необычайный интерес ко всем транспортным средствам, работающим на паровой тяге, в том числе и к локомотивам. Окончив Политехническую школу, Карл Фридрих Бенц, биография которого всегда была связана с машиностроением, поступает на работу на завод в своем родном Карлсруэ, где выпускались паровозы. Позже он пробовал свои силы в ремонтной мастерской, на предприятиях по выпуску сельскохозяйственного оборудования в Вене, Пфорцгейме и Мангейме.
Банкротство начатого бизнеса
И все это время Карл Бенц, мечтая начать свое собственное дело, присматривался, чтобы со временем получить возможность приступить к созданию совершенного нового по типу двигателя. И вот уже в 1871-м его идеи начали воплощаться в жизнь. В Мангейме он вместе Августом Риттером открыл собственную механическую мастерскую. Здесь партнеры выпускали металлические запчасти.
Однако Риттер всячески противился задумке Бенца начать разработку нового двигателя. Вскоре партнер заявил об уходе. Затея оказалась на грани провала. «Вытащить» мастерскую из долгов Карлу помог отец его девушки — Берты Рингер, с которой он в то время встречался.
Будущий тесть выкупил у Августа Риттера всю его долю. Благодаря полученной от отца Берты ссуде Карл Бенц превратился в полновластного хозяина мастерской. В июле 1872 года молодые сыграли свадьбу. А ссуда, которую герой нашего рассказа получил от Карла Фридриха Риггера, стала приданым Берты.
Талантливый изобретатель Карл Бенц, фото которого можно сегодня увидеть в немецких музеях машиностроения, с головой окунулся в процесс разработки двигателя внутреннего сгорания, оставив бизнес без присмотра. В результате уже к 1877 году его мастерская оказалась на грани разорения. Очень быстро предприятие превратилось в банкрота — это случилось после того, как, видя его наплевательское отношение к собственному бизнесу, банки по очереди отказали ему в выдаче кредита.
Первое открытие
Все это происходит именно в тот момент, когда Карл Бенц уже собрал свой первый прототип двухконтактного двигателя. Перед ним встает весьма непростой выбор: бросить все силы на восстановление бизнеса или уйти с головой в изобретательскую деятельность.
Бенц принимает решение перестать заниматься производством запчастей. Он создает свое первое детище, однако ему не удается запатентовать его. Оказалось, что подобного типа двигатели уже собраны другими изобретателями. Пойдя на определенные хитрости, Карл Бенц получает все-таки патент на создание топливной системы. Благодаря этой бумаге ему удается начать пусть и небольшое, но все-таки производство, и выпустить на рынок свое детище.
Первый бенцовский двухтактный двигатель, увидевший свет в 1885 году, весьма заинтересовал инвесторов, и с некоторыми из них Карл решает создать новую фирму, окончательно закрыв свою небольшую мастерскую по выпуску запчастей.
Первая машина
Уделяя все дневное время новому производству, Бенц по ночам все-таки работает над разработкой полноценного автомобиля на своем собственном двигателе. Наконец, после долгих мучительных дней напряженных трудов, в том же 1885 году, Карл Бенц демонстрирует автолюбителям свою первую модель открытой трехколесной двухместной машины с четырехтактным двигателем.
Не покладая рук, Бенц в свободное от основной работы (бизнеса) время полностью спроектировал автомобиль. Ему принадлежало все: начиная от системы управления и двигателя и заканчивая конструкцией. В январе 1886-го Бенц получил первый патент на эту модель транспортного средства, а затем вышел с ней на потребительский рынок. И хотя сама новинка не особо заинтересовала покупателя, двигатель первого прототипа понравился многим. Он стал наиболее удачным элементом в автомобиле. Двигатель начал активно продаваться, причем в первую очередь на территории самой Германии. Очень скоро Бенцу удается продать патент на его производство и во Франции. Здесь сразу же приступают к сборке двигателя. Панхарт и Левассор — бизнесмены, которые от имени Карла представляют собственную машину, но оснащенную его двигателем, — в 1889-м на выставке в Париже составили мощную конкуренцию Даймлеру, который также демонстрировал свою новинку. Именно это обстоятельство и не позволило творению изобретателя успешно вырваться на рынок.
Конец черной полосы
С этого времени, однако, заканчивается череда неудач, от которых столько страдал Карл Бенц. Изобретения этого человека – это результат его невероятного упорства и огромных усилий.
Вскоре он создает еще одну оригинальную конструкцию, дорабатывает ее на многочисленных пробегах по тестовому кругу. Речь идет о новом двигателе на основе двухцилиндровой компоновки, имеющем горизонтальное расположение камер. Фирма Бенца выводит его на рынок, укомплектовав в спортивный автомобиль. Машина, быстро завоевывав любовь, привлекает множество покупателей.
Интересные факты
Спустя несколько лет после весьма успешных продаж и ощутимого наращивания производственного потенциала компания Бенца объединяется с другим немецким производителем – Даймлером. Все это происходит в двадцать шестом году прошлого столетия на волне экономического кризиса, охватившего Германию. В результате был создан знаменитый бренд Daimler-Benz, который так популярен у автолюбителей. Четвертого апреля 1929 года Карл Бенц покинул этот мир. Произошло это на восемьдесят пятом году его жизни, в городе Ладенбурге. Такой была краткая биография одного из самых известных и уважаемых производителей авто в мире.
Карл Бенц
Статья опубликована 30.06.2014 10:30
Последняя правка произведена 09.07.2014 16:20
Карл Бенц
Карл Фридрих Михаэль Бенц – великий немецкий инженер, изобретатель первого в мире автомобиля на бензиновом двигателе, пионер автомобилестроения. Из его фирмы позже образовалась “Daimler-Benz AG”.
Биография.
Фамильная династия Бенцев на протяжении нескольких поколений проживала в Пфаффенорте и промышляла кузнечным ремеслом.
Карл Бенц родился 25 ноября 1844 года в городе Карлсруэ. Он остался без отца еще в совсем юном возрасте. Когда сыну было два года, скончался от простуды отец Карла, работавший машинистом поезда. Мать, несмотря на все трудности, изо всех сил старалась дать сыну достойное образование.
Карл Бенц учился в средней школе города Карлсруэ. Позднее, под влиянием своей матери, он поступил, а затем успешно окончил техническую школу, блестяще сдав выпускные экзамены. Во время обучения в технической школе Карла Бенца в особенности интересовали паровые локомотивы и прочие транспортные средства с паровой тягой. Трудная жизнь началась для Карла после окончания тех. школы: он подрабатывал наемным служащим на многих машиностроительных предприятиях, но при этом у него давно назрела идея создания мотора нового типа, поскольку в то время довольно популярными становились атмосферные двигатели Отто.
Карл Бенц
После смерти матери в 1870 году Бенц решил оставить работу и основать со своим знакомым собственную мастерскую, в которой можно было проводить эксперименты. Для этого они приобрели небольшой земельный участок и начали с изготовления металлических запасных частей. Про эксперименты в области разработки двигателей и речи не было, поскольку партнер Бенца был категорически против.
Берта Бенц
Вскоре Карл познакомился с Бертой Рингер и женился на ней. Приличное наследство своей жены позволило Бенцу выкупить долю своего неторопливого партнера, и он стал полным собственником мастерской. Бенц целиком погрузился в разработку нового двигателя, тратя на это все свое время. К сожалению, поскольку Бенц был конструктором, а не экономистом, он не обращал внимания на финансовое состояние своего предприятия, что привело к банкротству в 1877 году. Фирме было отказано в кредитовании, что вызвало новые затруднения: двигатель уже разработан, а средств на производство модели-прототипа не было. С огромным трудом Бенц создает образец нового двухтактного двигателя, но оказывается, что у одной английской фирмы есть патент на аналогичное изобретение, поэтому конструктору не удалось получить заключение об авторстве. Однако, Патентное Бюро все же выдало патент на топливную систему, что в конце концов позволило ему начать производства ряда моделей двигателя. Карл основал новую фирму, которая занималась изготовлением небольших двухтактных двигателей. Двигатели пользовались большим спросом на рынке, особенно в Германии. Их также выпускали по лицензии во Франции на фирме “Panhard et Levassor” (“Панар и Левассор”).
В 1885 году Карл Бенц со своими инвесторами открыл еще одну фирму. Весь рабочий день Карл проводил в своих мастерских, а по ночам проводил эксперименты в сарае возле своего дома. Целеустремленность, инициатива и упорство помогли Бенцу в нелегком деле. Трехколесный автомобиль с четырехтактным двигателем, все узлы которого спроектировал сам Карл, стал результатом продолжительной работы и бессонных ночей. В январе 1886 года Бенц получает патент на свое новое изобретение, однако же, большого интереса среди покупателей оно не вызвало.
автомобиль Бенца
События августа 1888 года кардинально поменяли ситуацию. А все благодаря Берте Бенц – жене Карла, которая втайне от мужа, вместе с сыновьями 13 и 15 лет, устроила “небольшой автопробег” до соседнего города, находящегося на расстоянии 106 км. Во время поездки приходилось неоднократно покупать бензин, который продавался в аптеках, как чистящее средство, заменять стершиеся накладки тормоза у шорника. Несколько раз толкали автомобиль в подъем. По дороге люди сбегались толпами, чтобы поглазеть на такое чудо.
Об этом дальнем автопробеге узнала вся Германия. А пресса обратила серьезное внимание не только на путешествие, но и на сам автомобиль Карла Бенца. С этого времени и начался его путь к славе и успеху.
Постепенно спрос на автомобили Бенца стал расти, финансовые дела пошли в гору, а изобретатель начал работать над новыми моделями. Первый четырехколесный автомобиль был создан в 1893 году, а спустя шесть лет их общее количество превысило 2 тысячи моделей (572 модели в год). Таким образом фирма Карла Бенца заняла первое место в мире по объемам производства среди автопроизводителей. В период первой мировой войны (1914-1918 гг.) моторо- и автомобилестроение достигло пика своего развития – предприятие прославилось своей продукцией почти на весь мир. Однако крах Германии привел к полному развалу экономики страны, в том числе и автомобильной промышленности.
В 1889 году в Париже состоялась автомобильная выставка, на которой были представлены модели немецкой компании “Daimler” (Даймлер), а также и машина Карла Бенца. К сожалению, выставка не принесла успешных продаж. Так было вплоть до 1890 года, пока у ряда немецких фирм не возник интерес к производству автомобиля Бенца. Была основана новая фирма специализирующаяся исключительно на производстве автомобилей Бенца. В 1897 году Бенцем был разработан 2х-цилиндровый двигатель с горизонтальным расположением, известный как “контра-двигатель”. Вскоре, фирма “Benz” добилась общественного признания и высокой популярности среди покупателей благодаря высоким спортивным результатам разрабатываемых ею автомобилей. В 1926 году произошло объединение двух компаний “Benz” и “Daimler”, в результате чего возникла фирма “Daimler-Benz”, которая существует и по сей день.
Карл Бенц умер 4 апреля 1929 года в возрасте 85 лет.. В отличие от многих других изобретателей – в почете и богатстве.
от игрушки для китайского императора до трёхколёсного экипажа Карла Бенца — этот вид транспорта навсегда изменил жизнь людей
Само по себе слово «автомобиль» представляет собой соединение греческого слова «аутос» («сам») и латинского слова «мобилис» («подвижный»). То есть автомобиль можно перевести как «самодвижущийся». История этого, такого привычного нам транспорта составляет всего лишь несколько веков, но она действительно представляет интерес.
Древние прототипы автомобиля
Первым, кто снабдил телегу паровым двигателем (хотя некоторыми исследователями это первенство оспаривается), был член иезуитской миссии в Китае Фердинанд Вербист. Он создал, при содействии местных китайских мастеров, свою машину в 1672 году и довольно подробно описал её в книге «AstronomiaEuropea». Эта машина не предназначалась для человека, её длина составляла всего 65 сантиметров. И вообще Фердинанд Вербист создал её как игрушку для тогдашнего китайского императора.
Предположительно именно так выглядела машина Вербиста
В Европе первые паросиловые самоходные кареты стали появляться только в XVIII веке. В числе первых известных европейских изобретателей, отметившихся на этом направлении — француз Николя-Жозеф Кюньо. Свою трёхколёсную модель Кюньо продемонстрировал впервые на публике в 1770 году. Её копия, кстати, до сих пор хранится в Парижской Консерватории искусств и ремёсел. Хотя модель можно было назвать на то время «чудом техники», её посчитали непрактичной — работа над проектом была заброшена. И надо признать, что с практичностью действительно были проблемы — конструкция двигалась всего со скоростью 5 километров час, то есть со скоростью пешехода.
Паровой автомобиль-тягач Николя Кюньо
Известна также модель паровой кареты, которая была построена в 1784 году Вильямом Мердоком. А ещё чуть позднее, в 1801 году, появилась полноразмерная восьмиместная машина Ричарда Тревитика, на которой изобретатель, как указывают источники, ездил по английскому графству Кембриджшир.
Подобные транспортные средства какое-то время были в моде и на протяжении следующих лет последовательно усовершенствовались. В частности, были разработаны такие новшества как многоступенчатая трансмиссия, ручной тормоз и более удобное рулевое управление.
Некоторые из английских самоходных конструкций на паровых двигателях даже имели коммерческий успех, но потом общественность стала возмущаться — эти машины ездили слишком быстро и нередко сбивали людей. В результате в Англии в 1865 году был принят LocomotiveAct — странный закон, предписывающий каждому владельцу паровой машины нанимать специального человека, который будет бежать перед машиной с красным флажком и дуть в сигнальную дудку. Никто, естественно, не желал кататься со скоростью пешехода под постоянный звук дудки. LocomotiveAct на десятилетия приостановил развитие автомобилей в Англии. Отменили этот закон только в 1896 году. И до этого момента усилия английских инженеров и изобретателей были брошены в основном на эксперименты с железнодорожным транспортом.
Locomotiveact сделал поездки на самодвижущихся машинах очень неудобными для англичан
Русские изобретатели тоже в XVIII веке отметились на ниве создании паровых самодвижущихся машин. Есть, например, сведения об изобретении крепостного крестьянина Вятской губернии Леонтия Шамшуренкова — это была четырёхколёсная коляска с педальным приводом, развивающая скорость до 15 километров в час. Он показал в 1752 году данное транспортное средство легендарному учёному Михаилу Ломоносову. Кроме того, Леонтием Шамушенковым был разработан первый верстометр (счётчик, измеряющий пройденный путь).
Позже, в 1780-ых годах, известный русский конструктор и инженер Иван Кулибин начал работу над каретой с педалями. И в 1791 году его трёхколёсный самоходный экипаж был готов — по некоторым данным он развивал скорость до 16,2 километров в час. Здесь уже были многие узлы, характерные для современных автомобилей — коробка передач, маховое колесо, подшипники.
В своём экипаже Кулибин ездил по улицам Петербурга. К сожалению, государство не усмотрело потенциала в этой разработке, и дальнейшего развития она не получила. Незадолго до своей смерти Кулибин начал проект по совмещению парового двигателя с своей педальной «самокаткой», но он так и не был завершён.
Портрет Ивана Кулибина, за которым закрепилось прозвище «нижегородский Архимед»
Электромобили XIX века
Сейчас очень активно обсуждается в СМИ тема электромобилей — это считается очень перспективным, энергоёмким и экологичным направлением. Удивительно то, что первый электрический мотор был сконструирован ещё Йедликом Аньошем в 1827 или в 1828 году. Также он сделал одну маленькую модель электромобиля, опередив своё время.
Одна из конструкций на электрическом моторе Йедлика Аньоша
Исследования Аньоша продолжили американец Томас Дэвенпорт и шотландец Роберт Андерсон. Андерсону в 1830-ых гг. удалось создать полноценную самоходную электрическую карету, однако этот тип транспорта и электродвигатели в целом были признаны его современниками неперспективными и малоэффективными.
«Официальный» первый автомобиль Бенца
В целом имеются сведения о четырёхстах с лишним конструкций, которые теоретически могут претендовать на звание первого автомобиля. Для разрешения этого спорного вопроса специалистами было сформулировано четыре необходимых критерия. Первый критерий — разработка конструкции, второй — оформление патента или другого документа, закрепляющего право на изобретение. Третий критерий — существование реальной работоспособной модели и проведение её испытаний на публике. И наконец последний критерий — организация более или менее массового производства.
И получается, что первым все критерии выполнил немецкий инженер Карл Бенц. Он запатентовал свою разработку в начале 1886 года. И ещё 1885 году Карл показывал жителям Мангейма свой трёхколёсный самодвижущийся экипаж. Впрочем, эта демонстрация обернулась провалом. Шум двигателя автомобиля Бенца, когда тот ехал по городу, сильно испугал лошадь мясника. Она поскакала во весь опор, опрокинув телегу с товарами. Карл вынужден был приобрести испорченный товар, а автомобиль поставил на место и продолжил работать над ним.
Вот он — самый первый автомобиль Карла Бенца!
Большое значение для популяризации автомобиля сыграла супруга Карла Берта. Летним утром 1888 года она вместе с двумя сыновьями просто «угнала» машину мужа — на ней женщина отправились в населённый пункт Пфорцхейм.
Путешествие выдалось нелёгким. Бензин тогда возможно было приобрести лишь в специальных лавках, где он продавался как средство для устранения пятен. Возникшие в пути поломки исправлялись подручными средствами — например, для того, чтобы прочистить засорённый бензопровод, Берта воспользовалась булавкой со шляпки. А ленточка с этой же шляпки была использована для того, чтобы закрепить некоторые элементы системы зажигания. Всякий раз, спускаясь под горку, Берта волновалась — вдруг не сработает тормоз, сделанный из дерева. Несколько раз путешественники делали остановку и упрашивали сапожников дополнительно обить его кожей. Цепи привода задних колёс повредились и стали соскакивать — поэтому пришлось сделать остановку ещё и в мастерской кузнеца.
Когда путешественники достигли пункта назначения, жители Пфорцхейма сбежались к трёхколёсной «безлошадной повозке», чтобы просто посмотреть на неё. Об автопробеге Берты написали газетчики, заинтересовал их и сам автомобиль. Берта, можно сказать, доказала его практическую полезность, и с этого момента Карл Бенц начал своё восхождение к славе. А в 2008 году в честь легендарной поездки дорога из Мангейма в Пфорцхейм протяжённостью в 80 километров была названа Мемориальной трассой имени Берты Бенц.
Берта Бенц едет на машине мужа (реконструкция)
В автомобиле Бенца, запущенном в массовое производство в том же 1888 году, стоял бензиновый двигатель с водяным охлаждением объёмом 1,7 литра. В этом автомобиле также было воплощено электрическое зажигание. А управлялся он при помощи руля в виде буквы «Т». Максимальная скорость, которую мог развить такой автомобиль, составляла всего 19 километров в час.
Изделия Бенца вскоре стали пользоваться значительным успехом. К 1900 году он продал больше двух тысяч автомобилей и стал самым крупным на то время автопроизводителем на планете. Разумеется, покупать машины могли только богатые люди, так как стоили они недёшево. И тогда их воспринимали в основном не как средство передвижения, а как способ показать свой статус (впрочем, и сегодня эта тенденция прослеживается).
Надо сказать, что изобретение Бенца и последующий бум автомобилестроения привёл к самым различным переменам в жизни людей. Например, он спровоцировал резкий рост нефтяной промышленности, а также рост производства минеральных смазочных материалов.
Ещё в 1896 году американец Уильям Брайан стал первым кандидатом в президенты, который провёл предвыборную кампанию, общаясь с толпой из автомобиля. А, допустим, в 1899 году в американском штате Огайо самодвижущийся фургон стали использовать для перевозки заключенных — в общем, количество перемен, которые так или иначе связаны с автомашинами, росло с каждым годом.
Готлиб Даймлер и его двигатель
Говоря об истории автомобилей, обязательно стоит упомянуть такую личность, как Готлиб Даймлер. Даймлер ещё в 1883 году получил патент на свой двигатель внутреннего сгорания, пригодный, как оказалось, для различных видов транспорта. А чуть позднее этот изобретатель тоже переключился на создание и продажу автомобилей.
Автомобиль Даймлера — первый запатентованный четырёхколёсный автомобиль с ДВС
В последующие два десятилетия паровые, электрические и бензиновые модели активно конкурировали между собой (и при отсутствии чётких стандартов в отношении дизайна это привело к потрясающему разнообразию автомобилей). Лишь в 1910-ых годах бензиновые ДВС стали доминировать практически безраздельно.
Карл Бенц и Готлиб Даймлер ни разу так и не встретились лично, а предприятия, которые они основали (Benz und Co и Deimler Geselschaft), серьёзно конкурировали друг с другом. Но в 1926 году всё-таки произошло их слияние, которое заложило основу для появления легендарного бренда «Mercedes Benz». Логотипом союза двух фирм стала звезда с тремя лучами. Этот логотип придумал Даймлер, и сегодня его можно увидеть на любом автомобиле Mercedes.
Логотип Mersedes придумал когда-то сам Готлиб Даймлер
Первые автомобили в России
В 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде промышленники Евгений Яковлев и Пётр Фрезе представили первый сконструированный в Российской империи автомобиль. Идея его создания пришла Фрезе и Яковлеву, когда они были в 1893-м году в США. Там, на одном из мероприятий, они внимательно осмотрели машину Карла Бенца, и она впечатлила их своей великолепной конструкцией.
Российским промышленникам понадобилось около трёх лет, чтобы обойти всевозможные патентные преграды и сделать оригинальный автомобиль. Вес его составил около 300 килограмм. А мощность установленного сюда бензинового двигателя была равна двум лошадиным силам. Благодаря такому двигателю автомобиль мог ехать без дозаправки десять часов, а его скорость могла достигать значения 21 километр в час. Передач тут было всего лишь две: вперёд и «холостой ход». Назад это транспортное средство двигаться не могло.
Подрамники машины, изготовленной на фабрике Яковлева и Фрезе, были сделаны из деревянного бруса, а колёса с резиновыми шинами во многом напоминали каретные. Двигатель на машине располагался сзади, под кузовом. Кроме того, автомобиль был оснащён карбюратором. В передней же части располагались два свечных фонаря и сигнальный рожок.
Машина Яковлева и Фрезе — очень продвинутая для своего времени модель
Автомобиль продемонстрировали Николаю II, но он не проявил к новинке особого интереса. После выставки автомобиль (он, кстати, стоил очень дорого, дороже, чем многие западные аналоги) вернули в Москву, где следы его теряются — по факту от него остались только два фото.
Компаньоны не смогли развить свой успех и создать действительно большую автомобильную империю как у Бенца или Форда. В частности, этому помешала скорая смерть Евгения Яковлева (а именно он отвечал в этом тандеме за всю «изобретательскую» часть бизнеса). Это вынудило Фрезе закупать двигатели на автомобили за границей, что, конечно, было невыгодно с экономической точки зрения. В конечном итоге в 1910 году он продал своё производство Русско-Балтийскому заводу.
Документальный фильм «Как мы изобрели мир: автомобили»
День в истории: родился Карл Бенц
Именно он изобрел множество базовых автомобильных технологий, которые используются по сей день.
Отец Карла Бенца — машинист паровоза — умер от воспаления легких, когда сыну было два года. Поэтому образование будущего изобретателя стало заботой матери, которая бралась ради этого буквально за любую работу. Молодой человек оказался талантлив и уже в 19 лет получил диплом инженера.
Познав настоящие нужду и бедность, после получения диплома молодой человек был одержим идеей создания собственного дела. И ради этого он не гнушался никакой, даже самой тяжелой, работы. Первые семь лет своей самостоятельной карьеры Бенц вкалывал в ремонтных мастерских и на фабрике по производству сельхозоборудования в Карлсруэ, Мангейме, Пфорцгейме и даже Вене. И только в 1871 году вместе с приятелем Августом Риттером они открыли собственную мастерскую в Мангейме.
Впрочем, учитывая одержимость Бенца изобретательством — он решил усовершенствовать ДВС Отто, — ничего путного из совместного бизнеса не выходило, и партнерам пришлось расстаться. А принадлежащую Риттеру часть бизнеса Бенц выкупил у компаньона за одолженные у своего будущего тестя деньги. Собственно, именно эта сумма, весьма, надо сказать, значительная, и стала приданным Берты Рингер, брак с которой оказался счастливым примером искренней любви и настоящего сподвижничества двух ярких и неординарных людей.
Берта не только родила Карлу пятерых детей. Она всячески поддерживала деятельность мужа, причем не только в моральном плане, но и практическом. Ведь не секрет, что бизнес Бенца несколько раз находился на грани полного краха.
Наиболее известный пример такого сподвижничества — беспрецедентная рекламная акция, которую провернула эта сильная женщина. Не поставив мужа в известность, 5 августа 1888 года она взяла двух старших сыновей и отправилась на первом автомобиле Бенца в трудное путешествие к своим родителям из Мангейма в Пфорцгейм. А это был целый день пути — 106 км. Бензин она несколько раз покупала в аптеках (тогда он продавался именно там, как чистящее средство), кожаные колодки тормозов починила у шорника, а устранить разрыв приводной цепи помог кузнец. Путешествие вышло очень непростым, в горку аппарат приходилось толкать (мотор не справлялся), но это, по сути, был первый рекламный автопробег, который помог сдвинуть продажи. К тому же, публика впервые убедилась, что так называемые автомобили можно использовать в практических целях в ежедневной жизни! Это, быть может, и стало поворотным моментом в истории автомобилизма.
После пробега, правда, Бенцу пришлось приспосабливать на автомобиль устройство для изменения крутящего момента — коробку передач, чтобы Берта вместе с детьми больше не толкала автомобиль в горку вручную.
Ну а первый автомобиль Карла Бенца начинался с большой работы по модернизации двигателя внутреннего сгорания немецкого изобретателя Николауса Отто. Получив в свое распоряжение мастерскую, Бенц потратил шесть лет, прежде чем 31 декабря 1878 года получил патент уже на свой 2-тактный бензиновый двигатель. В течение следующих трех лет он запатентовал систему зажигания с питанием от батареи, свечу зажигания, акселератор, карбюратор, радиатор водяной системы охлаждения двигателя, а еще несколько позже сцепление и коробку передач.
Бенц продолжал метаться в поисках денег, пытаясь наладить выпуск двигателей, на которые был спрос в сельском хозяйстве. В 1882 году он затеял акционерное общество Gasmotoren Fabrik Mannheim. Но неудачно, выпуск двигателей наладить не удалось. В 1883 году вложил деньги в небольшую велосипедную мастерскую, назвав ее Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik, а позже переименовав в более короткое Benz & Cie. И только здесь дело сдвинулось с мертвой точки. ДВС пошли в серию, а сам инженер, наряду с дальнейшей работой по усовершенствованию мотора, трудился над созданием своего первого автомобиля.
Мы намеренно не называем автомобиль Бенца первым автомобилем в мире. Справедливости ради, стоит признать, что первые самоходные повозки на паровой тяге, если верить историческим документам, cтали появляться еще в конце XVII века. А в начале XIX века были изобретены и даже запатентованы первые самодвижущиеся экипажи с электромоторами. Однако концепцию автомобиля с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, которую мы до сих пор активно эксплуатируем, предложил именно Бенц. Причем не только предложил, но и сделал все возможное, чтобы эта концепция на многие годы осталась основной веткой развития дорожного транспорта на Земле.
Это был появившийся в 1885 году трехколесный автомобиль на велосипедных колесах. Четырехтактный бензиновый двигатель помещался под сиденьем над задней осью и развивал мощность менее одной лошадиной силы. Крутящий момент передавался на заднюю ось велосипедной цепью. Машина была крайне ненадежной, поэтому, возможно, она долго не имела коммерческого успеха.
Следующие несколько лет Motorwagen (так назывался агрегат) проходил «ходовые тесты». Бенц ездил на нем сам, быть может оттого, что не мог продать ни одного экземпляра. И только в 1888 году дело пошло — в Германии продан первый экземпляр. А всего по 1893 год Бенцу удалось продать 25 экземпляров.
Вторую модель — Victoria — начали выпускать в 1893 году. Это уже был 4-колесный транспорт с более мощным 3-сильным мотором и максимальной скоростью 20 км/ч. Всего за год Бенцу удалось реализовать 45 таких машин, а еще через год «Победу» сменила модель Velo. Словом, к 1895 году мастерская Бенца превратилась в полноценную автомобильную фабрику. А модельный ряд Бенца мог похвастать уже не только «легковушкой». Имелся грузовик и даже автобус.
В те годы известность и популярность автомобильной марки определялась, прежде всего, победами в гонках. Бенц быстро сообразил, что изготовление автомобилей-рекордсменов двинет бизнес и продажи вперед. И наконец, после долгих лет безденежья, к Карлу Бенцу пришли слава и финансовое благополучие.
Бенц продолжал изобретать. Так, в 1897 году он сконструировал компактный и мощный 2-цилиндровый 4-тактный оппозитный двигатель, который принес успех. А в 1906 году Карл и Берта Бенц переехали в Ладенбург, который и стал последним городом в жизни изобретателя. Впрочем, трудности еще не закончились. После Первой мировой войны Германию охватил мощный экономический кризис, под ударом оказался и бизнес Бенца. И тогда в 1926 году компании Бенца и DMG Даймлера в целях спасения обеих, решили объединиться. Они официально слились 28 июня, образовав новую фирму — Daimler-Benz. А все выпускаемые компанией модели получили название
Mercedes-Benz… В последние годы жизни Карл Бенц, пользуясь безупречной репутацией отца-основателя автомобилестроения, отошел от дел. В его компании к тому времени и так работали самые талантливые инженеры своего времени. Например, Фердинанд Порше-старший, создатель самых знаменитых моделей «Мерседесов». А скончался Карл Бенц на 85-м году жизни 4 апреля 1929 года, как и его отец, от воспаления легких.