Для чего нужна рейсшина как с ней работать: Как пользоваться рейсшиной (пример) — АСФ.NOPS – Рейсшина для черчения — что это такое? :: SYL.ru

  • 13.06.2020

Как пользоваться рейсшиной (пример) — АСФ.NOPS

Рис.1

В случаях, когда нам нужно провести несколько линий параллельных друг другу, нам значительно упростит задачу рейсшина. Для начала мы проводим одну линию, например, отстоящую от края листа на расстоянии 5 см.

Как известно, чтобы провести линию нам нужны 2 точки. Ставим их (см. рис.1).

Рис.2

Полученные 2 точки (см. рис.2).

Рис.3

Соединяем их между собой (см. рис.3 и 4).

Рис.4

Рис.5

Затем перед нами стоит задача провести несколько линий параллельных этой на расстоянии 15 мм каждая. Мы откладываем несколько точек от проведенной линии на расстоянии 15 мм каждая от предыдущей (см. рис.5 и 6).

Рис.6

Рис.7

Затем мы берем рейсшину за середину прикладываем к проведенной линии и опускаем ее до того пока она не дойдет до поставленной точки. Так как рейсшина на колесиках, то это очень легко делается. Как только перед нами появится одна из поставленных точек мы останавливаемся и проводим линию. И так с каждой точкой (см. рис.7).

Рис.8

В итоге мы получили 5 линий параллельных друг другу (см. рис.8).

Рис.9

В случаях, когда нам нужно сделать миллиметровку (множество линий, отстоящих друг от друга на расстоянии 1 мм) нам снова понадобится рейсшина.

Для начала делаем засечки (см. рис.9).

Рис.10

Затем берем транспортир и от первой точки (засечки) откладываем вторую точку под углом 15 градусов от вертикали (см. рис.10).

Рис.11

Соединяем эти две точки (см. рис.11 и 12).

Рис.12

Рис.13

После этого берем рейсшину и начинаем водить ее и проводить нужные нам параллельные линии (см. рис.13 и 14).

Рис.14

Рейсшина для черчения — что это такое? :: SYL.ru

Для работы чертежника нужны разные инструменты. Среди них есть линейка-рейсшина, с помощью которой можно проводить параллельные линии. Кроме того, в сочетании с различными угольниками, она является основой для построения углов и штриховки. О том, что она собой представляет, и пойдет речь.

Описание

Слово это (Reißschiene) пришло из немецкого языка. Произошло оно от reißen (чертить) и Schiene (шина, рельс) и означает линейку для проведения параллельных линий. Другое ее название – винкель. Традиционно их делали из дерева. Еще несколько десятилетий тому назад они почти не отличались от ранних экземпляров.

В черчении она необходима. По рейсшине и треугольным линейкам строятся линии для изометрических проекций. Прибавив циркуль и транспортир, с ее помощью можно выполнить чертежи любой сложности.

рейсшина для черчения

Устройство первых рейсшин напоминало букву «Т». Даже сейчас в английском языке она называется «t-square», что в переводе значит «Т-квадрат». Изначально она была в виде закрепленных под прямым углом двух линеек. Винтажные рейсшины сейчас можно увидеть в музеях.

У нее есть составные части, которые имеют специальные названия: линейка и головка, прикрепленная к линейке под прямым углом. Головка бывает с одной или двумя планками.

Рейсшина для черчения – это точный инструмент, поэтому его параметры и типоразмеры определяет ГОСТ. Он содержит описание двух видов:

  • Рейсшина с головкой;
  • Рейсшина с роликом.

Как пользоваться рейсшиной

Для черчения используют специальную доску, на которой крепят лист бумаги. Для того, чтобы это сделать правильно, используют рейсшину. Сначала стоит убедиться, что головка закреплена строго перпендикулярно линейке. Обе ее планки должны быть совмещены и закреплены болтом. Приложив ее головку к левому краю чертежной доски, сдвигают линейку до уровня, на котором будет закреплена бумага. Затем выравнивают край бумажного листа, чтобы он был параллелен линейке, и закрепляют его кнопками.

Теперь достаточно двигать головку рейсшины вдоль края доски, чтобы чертить по линейке параллельные линии. Если нужны параллельные линии под углом, используют головку с двумя планками. В таком случае одна неподвижная, а вторая с помощью винта закреплена под нужным наклоном. Для этого рейсшину переворачивают и настраивают нижнюю планку по транспортиру. Верхняя планка остается перпендикулярной линейке.

линейка рейсшина

В некоторых случаях удобна небольшая роликовая рейсшина для черчения. Ее еще называют инерционной линейкой. Она не поможет в проведении длинных линий, но делать ей параллельную штриховку гораздо удобнее.

Также она незаменима для проведения коротких линий, параллельных уже начерченным. Ее не нужно настраивать, поскольку параллельность достигается движением ролика. Чем он тяжелее, тем точнее будет двигаться инструмент. Ролик изготавливается из металла или прочного пластика.

Кульман

Долгое время инженеры пользовались классической доской с рейсшиной, пока Франц Кульман не изобрел новый чертежный инструмент, совместив доску, настольную лампу и пантограф (это раздвижная рама для копирования в масштабе). С 1903 года в Вильгельмсхафене их выпускала компания, носящая название своего изобретателя, — Кульман. Устройство для черчения тоже получило это название.

Теперь стало гораздо удобнее выполнять чертежные работы. Не нужно накладывать много угольников на рейсшину. Достаточно вставить грифель карандаша в отверстие пантографа и проводить ровные линии. Неудивительно, что это изобретение покорило архитекторов, конструкторов и всех, кто работал на доске с рейсшиной для черчения. Ни одно конструкторское бюро не обходилось с тех пор без кульманов.

доска с рейсшиной

Однако прогресс не стоял на месте, и появились ЭВМ – первые компьютеры. К ним можно было подключить графопостроитель. Но с началом эры персональных компьютеров про кульман постепенно забыли. Появилась система САПР – автоматизация проектирования, и теперь этого «дедушку черчения» не увидеть в организациях.

По-прежнему востребована

Умерла ли чертежная рейсшина, вслед за кульманом? Ничего подобного. Это неизменный инструмент школьников на уроках черчения и студентов. Ведь для того, чтобы сделать примитивный чертеж, не нужны сложные компьютерные системы. Так что это давнее приспособление просто облекается в новые, современные материалы. Метровые рейсшины заменили на небольшие, для размера бумаги А3 или даже А4. Они вполне справляются с задачами.

рейсшина чертежная

А большие деревянные инструменты можно теперь увидеть на старых фотографиях или в музеях. Например, в Музее иронии. Там есть картина «Девушка с рейсшиной».

Современная

В современных условиях по-прежнему используется рейсшина для черчения. Есть удобные роликовые экземпляры, которые двигаются по натянутым лескам. По крайней мере, уже нет надобности прижимать инструмент рукой к краю доски. Существуют экземпляры: металлические и пластиковые, роликовые и подвешивающиеся на нить, в комплекте с чертежными досками и отдельно.

Доска с рейсшиной

Самое удобное для небольших работ по черчению – приобрести настольный набор, состоящий из пластиковой доски и инерционной рейсшины. Сейчас выпускают такие доски в нескольких форматах: от А1 до А4. Ее удобно крепить на письменный стол. Можно установить вертикально. К некоторым моделям прилагается набор треугольников и чертежный узел. Это легкий и удобный современный инструмент.

рейсшина с роликом

Вместо дерева – прозрачный пластик. Работать за такой доской приятно. Переносить легко. При необходимости можно организовать презентацию прямо на доске. Рейсшина не требует настройки, не теряется, не деформируется и не ломается при переноске. Вот такие изменения претерпела скромная чертежная линейка-рейсшина для черчения.

классика жанра или незаменимый предмет?

Каждому чертежнику знаком предмет, с помощью которого легко провести параллельные линии независимо от их угла наклона или направления. Эта незаменимая вещь называется рейсшиной, которая создает дополнительные удобства во время черчения вручную на специализированной деревянной доске.

Внешний вид рейсшины и ее отличительные черты

Рейсшина для черчения представляет собой своеобразную линейку, форма которой напоминает по своему силуэту букву Т. Как в далеком прошлом, так и в современности, эту линейку изготавливают преимущественно из качественной пластмассы или же дерева, которые удовлетворяют все требования чертежников, основными среди них являются идеальность проводимых линий и способность не пачкать бумагу.

Рейсшина, выполненная из дерева — это длинная линейка с идеально ровной поверхностью, с одной стороны она врезана в короткую перекладину под прямым углом, называется последняя головкой. Поперечина представляет собой две небольшие планки, которые между собой скреплены аккуратно винтом. Планка, находящаяся в неподвижном положении, выполняет роль направляющей во время выполнения чертежником работы.

Рейсшина для черчения

Для чего нужна линейка-рейсшина и основные требования к ней?

Рейсшина необходима предпочтительно для проведения горизонтальных линий и значительно реже для наклонных и вертикальных прямых. К примеру, инерционная разновидность таких линеек изготавливается из прозрачных материалов, спереди на которой есть шкала для проведения линий, сбоку и сзади — сетка для измерения углов. То есть рейсшина для черчения выполняет и функцию транспортира тоже.

Самым идеальным материалом для изготовления таких линеек является дерево, идеально подходит груша.

Более совершенная разновидность рейсшины — рычажчатая, которая благодаря своему удобству только ускоряет процесс черчения. Пользоваться ею очень просто: нужно положить прибор на доску, прижав головку к кромке слева. Передвигать рейсшину необходимо левой рукой, придерживая ее за головку, другой рукой за треугольник.

Кроме этих общепринятых разновидностей, используются усовершенствованные и модернизированные приборы, детали которых изготовлены из стекла и метала или же дерева.

Линейка рейсшина

Использование и хранение рейсшины

Рейсшина для черчения — это один из главных залогов выполненной схемы и ее качества. Ведь правильность, аккуратность и качество самого чертежа напрямую зависит от состояния всех инструментов. Поэтому, выполнив работу, каждый раз необходимо протирать рейсшину и класть в оптимальное место, недоступное для влаги. Благодаря такому уходу дерево и металл будут иметь первозданный и совершенный вид.

При правильном использовании рейсшина для черчения должна находиться в удобном скользящем положении, дабы ничто не препятствовало ее свободному передвижению.

Новые чертежные инструменты для домашнего КБ » Страница 3

Содержание:
Главная страница
1. Чертежная доска.
2. Чертежная инерционная рейсшина.
3. Трафареты для штриховых линий.
4. Приспособление для построения касательных и нормалей к кривым линиям.
5. Как разделить прямую и окружность на равные и неравные части.

Чертежная инерционная рейсшина.

Всем, кто имеет дело с чертежными инструментами, известна инерционная рейсшина. Это очень удобный и точный инструмент, позволяющий проводить параллельные линии, причем нужное расстояние между линиями помогает задать инерционный вал, на котором нанесена винтовая риска.

Однако такой рейсшиной удается без перестановки наносить параллельные линии только в каком-то одном направлении (либо вертикальные, либо горизонтальные, либо наклонные).

А что, если соединить две стандартные инерционные рейсшины под углом 90° друг к другу и таким образом обеспечить с помощью «сдвоенной» рейсшины нанесение взаимно перпендикулярных линий?

Подобная «сдвоенная» инерционная рейсшина представлена на рис. 2. Каждая рейсшина (I и II) состоит из основания, корпуса с пазом, а также металлического валика с винтовой риской и резиновыми кольцами. Валик закреплен в подшипниках, установленных в корпусе рейсшины. Благодаря резиновым кольцам (или накатке) валик имеет хорошее сцепление с бумагой и катается по последней «достаточно параллельно», что и позволяет наносить параллельные линии.

Нажмите для увеличения.

Итак, закрепим рейсшины I и II перпендикулярно друг к другу (это просто!). Но установим их не в одной плоскости, а таким образом, что если рейсшину I расположим на доске, то дальний конец рейсшины II поднимется немного вверх. И еще сформируем на рейсшине I буртик, расположив его вдоль оси рейсшины.

Усовершенствованная рейсшина работает следующим образом. Для получения горизонтальных линий мы прижимаем к листу рейсшину I и, перемещая ее от себя и к себе, проводим горизонтальные линии. При этом в контакте с бумагой будут находиться только резиновые кольца валика рейсшины I. Валик и кольца рейсшины II в это время приподняты над бумагой и не контактируют с ней, что позволяет рейсшине! свободно перемещаться.

При проведении вертикальных линий к бумаге прижимают уже рейсшину II, в результате чего рейсшина I поворачивается относительно буртика, то есть становится как бы на ребро. Таким образом резиновые кольца рейсшины II входят в контакт с бумагой, в то время как кольца рейсшины I отходят от бумаги. В таком положении рейсшину I удается перемещать влево и вправо с целью проведения в различных местах бумаги вертикальных линий (трение буртика о бумагу не мешает движению рейсшины).

При изменении положения рейсшины относительно листа бумаги перпендикулярность проводимых линий соблюдается достаточно точно.

Содержание:
Главная страница
1. Чертежная доска.
2. Чертежная инерционная рейсшина.
3. Трафареты для штриховых линий.
4. Приспособление для построения касательных и нормалей к кривым линиям.
5. Как разделить прямую и окружность на равные и неравные части.

Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

«Плавающие» рейсшины — Домашнему мастеру — Сборник — Познавательный Интернет-журнал «Умеха

Параллельные линии… Что может быть проще? Приложил к чертежу линейку и передвигай по ней угольник. Просто, но ненадежно. Чуть задел линейку—параллельность сбита. С рейсши­ной работать легче. Но чертежная доска при этом должна иметь идеально прямую кромку. А это бывает отнюдь не всегда. Как же облегчить и ускорить выполнение чертежных работ, если доена у вас плохая или ее вовсе нет?

 

Взгляните на рисунок. Там показано, как это сделать. «Плавающие» рейсшины, изображенные на рисунках, не требуют хорошей чертежной доски, а одна из них может и вооб­ще обходиться без нее: она легко укрепляется перед работой на столе, на листе фанеры или плотного картона. Но, несмотря на это, плавающие рейсшины отличаются точностью и надежностью работы и хорошо зарекомендовали себя в чертежной практике.

 

Устройство плавающей рейсшины простейшей конструкции по­казано на рисунке 1. На концах линейки расположены два ролика диаметром 15—20 мм и высотой 4—6 мм. По роликам протянут шнур. Он состоит из двух отдельных кусков, концы иоторых укреплены по углам чертежной доски. Шнур должен быть хоро­шего качества, желательно из крученой нити. Хороша для этой цели и толстая рыболовная леса. Некоторое неудоб­ство этой схемы заключается в том, что шнур перекрещивается над линейкой. Этот недостаток можно устранить, если пропустить шнур в специальный паз. Наиболее целесообразное расположение роликов для такого способа крепления линейки показано на ри­сунке 2. При такой системе крепления рейсшина может двигать­ся не только параллельно верхнему краю чертежной доски — ее можно сначала повернуть под каким-либо углом и этому краю, а затем передвигать параллельно установленному направлению. То же самое можно делать и с рейсшиной, изображенной на рисунке 3. Эта схема крепления удобна еще и тем, что ролики на линейке здесь отсутствуют. Они укреплены по бокам чертеж­ной доски, а линейка прикрепляется к шнуру с помощью зажи­мов, расположенных на ее концах.

 

Рейсшина

 

Использование: рейсшина предназначена для чертежных работ на горизонтальной поверхности. Сущность изобретения: рейсшина содержит линейку со шкалами, валики, корпус и поворотный механизм, обеспечивающий отключение поступательного движения и выполнение поворота рейсшины на любой угол. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 43 1 7/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Щ ,Ж ф (21) 4858964/12 (22) 03.05.90 (46) 15.09.92. Бюл. ¹ 34 (75) В.А.Соха и О.Ю.Соха (56) Авторское свидетельство СССР

N 1509290, кл. В 43 L 7/02, 1972.

Изобретение предназначено для чертежных работ на горизонтальной поверхности, Аналогами данного устройства являются кульман и рейсшины с поворотной линейкой, позволяющей проводить параллельные линии под указанным углом к оси от рейсшины, недостатком обоих аналогов является ограниченность зоны действия размерами самих устройств, а при больших их размерах — громоздкостью, к тому же для рейсшины с поворотной линейкой в процессе работы необходимы периодические перекладки, т.к. она захватывает полосу поверхности, соответствующую ее габаритам, Таким образом, оба аналога имеют ограниченность в использовании при выполнении чертежей.

Прототипом данного устройства является чертежный прибор, состоящий из корпуса, двух валов, сведенных на конце к середине прибора, соединенных шарнирно с упором и механизмом стабилизации этих валов.

Недостатками чертежного прибора являются сложность изготовления (большое число деталей и их сочленение) и некоторые

„„. Ж„„1761554 А1 (54) РЕЙСШИНА (57) Использование; рейсшина предназначена для чертежных работ на горизонтальной поверхности. Сущность изобретения: рейсшина содержит линейку со шкалами, валики, корпус и поворотный механизм, обеспечивающий отключение поступательного движения и выполнение поворота рейсшины на любой угол. 3 з.п. ф-лы, 2 ил. неудобства в работе. Так, при недожатии упора может не произойти полное соприкосновение скошенных на конус частей валов, а зто может сместить центр при повороте на какой-либо угол прибора, Также на приборе отсутствует шкала длины поступательного движения, Целью изобретения является упрощение в изготовлении и повышение удобства пользования рейсшиной.

Поставленная цель достигается тем, что рейсшина, состоящая из корпуса слинейкой и с угломерной шкалой, валов, установленных подвижно с возможностью вращения вокруг горизонтальных осей в корпусе, и механизма поворота, содержит иное строение механизма поворота и корпус содержит окна справа и слева от рукоятки поворотного над валами механизма со шкалами для измерения перемещений с различной точностью flo насечкам, расположенным на валах.

Сущность изобретения состоит в использовании поворотного механизма, который обеспечивает поворот рейсшины на

1761554 необходимый угол, с памятью на начальное угловое положение, Существенность отличий рейсшины от прототипа состоит в упрощении изготовления поворотного механизма и больших удобствах в работе из-за полного исключения возможности смещения центра при поворотах, возможности отслеживания смещений при поступательном движении и памяти на начальное угловое положение рейсшины. По сравнению с кульманом рейсшина обладает любым (доступным для человека) захватом чертежа, что и определяет ее большие возможности, Дополнительно рейсшина обладает гораздо меньшими габаритами, чем кульман, Рейсшина состоит из известных деталей, но использование их в предложенном варианте связей придает рейсшине новое качество.

На фиг, 1 и 2 изображена предлагаемая рейсшина.

Рейсшина состоит из корпуса 1 со шкалами точного смещения 2, грубого смещения 3 и угла поворота 4, составного направляющего вала 5, нанесенных по его краям ободков из резины 6, линейки 7 со шкалами 8 и 9 и разметкой центра 10, поворотного механизма 11 с насечкой 12 для определения угла поворота, Поворотный механизм (см. фиг, 2) состоит из поворотного вала 13, втулки 14, фиксирующей поворот рейсшины резиновой прокладкой 15 и прорезями 16, в которые вставлены винты 17, соединенные с поворотным валом 13, плоской трехлепестковой пружиной 18, соединенной жестко с поворотным валом 13 винтом 19, упора 20, резиновой прокладкой 21 и скобами 22 для удержания плоской трехлепестковой пружины 18, на трех концах которой расположены колесики 23 для обеспечения облегчения вращения, фиксирующей 24 и удерживающей 25 пружин, навинчивающихся на поворотный вал 13 ручки 26.

Сборка поворотного механизма производится следующим образом, В скобы 22 упора 20 вставляется плоская пружина 18 и на ее три конца неразьемно одеваются колесики 23. В дальнейшем эта часть механизма неразборна, винтом 19 плоская пружина 20 жестко соединяется с поворотным валом 13, сверху на вал одеваются поочередно фиксирующая пружина 24 и втулка 14., которая через две прорези 16 в ней привинчивается винтами 17 к поворотному валу 13 таким образом, чтобы втулка могла перемещаться вдоль оси вала на длину прорези. Собранная часть вставляется снизу в корпус 1 рейсшины и на выступаю55

50 щую часть поворотного вала 13 надевается удерживающая пружина 25 навинчивается ручка 26. B статическом состоянии жесткость пружины 24 и пружины 25 подобрана таким образом, чтобы втулка 14, прижатая пружиной 24, удерживала весь механизм поворота при помощи винтов 17, вставленных в прорези 16 и закрепленных с поворотным валом 13, а пружина удерживала весь механизм от упора в поверхность снизу рейсшины, т.е. поверхность прокладки 21 находилась выше нижней части 5, В работе рейсшина имеет два режима движения — поступательное, т.е. само движение рейсшины, и поворот на месте вокруг центра рейсшины. В первом режиме поворотный механизм 11 находится в статическом положении и расстояние, пройденное рейсшиной по поверхности, определяется по шкалам 2 и 3. Второй режим — режим поворота. В нужном месте (по насечкам 10) рейсшина останавливается и пальцем вдавливается ручка 26 в глубь линейки, при этом проходит три фазы.

1-я фаза, Упор 20 через прокладку 21 упирается и сцепляется с поверхностью.

2-я фаза. Винты 17, проходя всю длину прорезей 16 во втулке 14, отодвигают ее от корпуса 1, в этот момент уже возможен поворот рейсшины вокруг центра, но вал 5 еще касается поверхности.

3-я фаза, Плоская трехлепесковая пружина, выгибаясь под воздействием силы нажатия на поворотный вал 13 и упираясь в упор 20, поднимает рейсшину над поверхностью, а колесики 23 облегчат поворот рейсшины, После выполнения поворота на нижний угол следует плавно отпустить ручку

26.

За счет шкалы 4 и насечки 12 на ручке

26 определяется угол поворота, с помощью этих же элементов реализуется память на начальное угловое положение рейсшины.

В сравнении с прототипом рейсшина имеет дополнительную, новую возможность в работе — поворот на любой угол всей рейсшины с памятью о начальном положении рейсшины, что позволит облегчить и ускорить труд при выполнении чертежей и схем на горизонтальной поверхности.

Разработка проведена на уровне схемы устройства.

Формула изобретения

1, Рейсшина, содержащая корпус с линейкой и угломерной шкалой, валики, установленные подвижно с возможностью вращения вокруг горизонтальных осей в корпусе, и механизм поворота со штоком для поворота вокруг него корпуса с указате1761554 лем угла поворота и с рукояткой, закрепленной сверху на штоке, отл ич а ю щая с я тем, что, с целью упрощения в изготовлении и повышения удобства в пользовании, механизм поворота имеет подпружиненную втулку, установленную подвижно на штоке, и упор, соединенный со штоком посредством трехлепестковой пружины, основание которой прикреплено винтом к торцу штока, а ее лепестки установлены подвижно в выполненных на упоре скобах с возможностью взаимодействия с нижней частью корпуса посредством колесиков, закрепленных на концах лепестков, при этом втулка выполнена с фланцем и с прорезями по бокам для взаимодействия с винтами, закрепленными на штоке и расположенными в прорезях втулки, а на упоре и фланце втулки закреплены резиновые прокладки для фиксации, 2. Рейсшина пои. 1,отл и ч а ю ща я с я

5 тем, что пружины, поджимающие упруго штоки втулку, расположены соответственно под рукояткой штока и между фланцем втулки и основанием трехлепестковой пружины.

3. Рейсшина по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ10 а я с я тем, что на линейке корпуса по ее центру выполнены насечки.

4. Рейсшина попп. 1 — 3,отличающа я с я тем, что корпус выполнен с окнами, 15 расположенными по обе стороны от рукоятки штока над валами, и со шкалами для измерения перемещений с различной точностью по винтовым насечкам, расположенным на валах.

1761554

Составитель В,Соха

Техред М.Моргентал Корректор В,Петраш

Заказ 3223 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Рейсшина Рейсшина Рейсшина Рейсшина 

Секреты «липучек». Как работают фрикционные шины и нужны ли они вам

Каждый год примерно в одно и то же время миллионы автомобилистов оказываются перед выбором, какие шины ставить: «шипы» или фрикционные, именуемые в народе «липучками». Так вот если с «шипами» все более-менее понятно, то второй вариант все еще вызывает вопросы и некоторую настороженность. Разбираемся вместе с производителем Toyo Tires, как работают «липучки» и кому они подходят.

За что цепляемся?

У фрикционных шин, как известно, нет шипов. А если нет, то возникает резонный вопрос: за счет чего они цепляются за дорожную поверхность? На деле это происходит благодаря протекторному рисунку. Если говорить точнее, в фрикционных шинах за поверхность дороги цепляются кромки блоков протектора, именно от них и зависит качество сцепления с дорогой.

Концепция протекторного рисунка «липучек» совершенствуется год от года, обрастая разнообразными нововведениями. Одно из самых важных – грунтозацепы – специальные зубцы, взаимодействующие с дорогой. Так вот, чем на шине больше блоков с зазубренными кромками, тем лучше сцепление с дорожной поверхностью. Хорошим примером может послужить популярная модель Toyo Observe GSi5 – она содержит множество блоков протектора с кромкой зазубренной формы, что позволяет обеспечивать лучшее сцепление с дорогой.

Еще одна фишка Observe GSi5 – стрельчатые зазубренные выступы в плечевой зоне. Благодаря им обеспечивается максимально качественное сцепление с дорогой при езде по глубокому снегу.

Важные прорези: прямые, 3-D и «паук»

Вышеописанные вещи – безусловно, крайне важные составляющие фрикционных шин. Однако это далеко не все. Еще один «секрет» липучек называется ламели. Это такие прорези, которые в ходе движения раскрываются и закрываются, обеспечивая стабильный контакт с дорогой и, что немаловажно, равномерный износ шины, так как сила давления благодаря им распределяется равномерно. Кстати, именно благодаря ламелям место контакта с землей получает способность подстраиваться под конкретный участок дороги.

Среди прочих, если хорошо поискать, можно встретить шины с «особенными» ламелями. Например, 3-D Multiwave, которые разработали в лаборатории Toyo Tires. Если говорить простыми словами, этот вид прорезей обеспечивает более эффективный контакт с дорогой за счет своей изогнутой формы.

​Еще одна интересная разновидность прорезей – ламели в виде «пауков». На самом деле, это уникальная технология. Рассмотреть ее поближе можно на примере шины Toyo Observe GSi5.

Ее основная фишка заключается в том, что из-за особенной формы, напоминающей паука, она позволяет обеспечивать качественное сцепление во всех направлениях. То есть: не только при движении прямо, но и во время поворотов, что крайне важно в зимний период.

Торможение на снегу

Большинство автомобилистов свято верят, что только шипы способны адекватно вести себя во время торможения на снегу. Огромное заблуждение. Та же волновая ламель на центральном ребре шин Observe GSi5 создает на снегу и льду краевой эффект для лучшей курсовой устойчивости, торможения и дополнительного сцепления. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что все вышеописанные составляющие фрикционных шин Toyo Tires направлены на обеспечение максимально комфортной и безопасной езды по глубокому снегу.

Сегодня компании-производители шин стараются использовать максимально передовые технологии для просчета эффективности той или иной «примочки» на деле. Скажем, в вышеупомянутой Toyo Tires применяется система компьютерного моделирования T-mode. Она позволяет уже на этапе проектирования понимать, как резина поведет себя на дороге в той или иной ситуации и при разных погодных условиях.

Какую роль играет резина и при чем тут грецкий орех?

Наивно думать, что главное в фрикционных шинах – это их рисунок. Огромное значение имеет и состав резины. Она значительно отличается от летней, так как при производстве в ее состав добавляются специальные компоненты, позволяющие ей «правильно» вести себя в условиях низкой температуры и не терять эластичность.

Производители по всему миру не устают совершенствовать составы резины, тестируя самые разные компоненты, среди которых можно встретить и весьма экзотические.

Например, инженеры Toyo Tires разработали уникальную технологию Microbit. Ее суть заключается в добавлении в резиновую смесь протектора измельченной скорлупы грецкого ореха. Да-да, самого настоящего грецкого ореха!

depositphotos.com

Зачем это нужно? Все просто: частички скорлупы работают как микрошипы, вонзаясь в лед и улучшая сцепление на скользкой дороге. Вот примерно так выглядит взаимодействие частичек скорлупы со скользкой дорогой.

Еще один необычный компонент шин Observe GSi5 – порошок из бамбукового угля. Его задача заключается в улучшении сцепления, так как этот порошок способен выступать в роли абсорбента и убирать слой воды, образующийся при трении шины о ледяную поверхность. Вот так выглядят частицы порошка под микроскопом.

Дубеют ли «липучки» на морозе?

Как известно, резина при низкой температуре имеет свойство становиться твердой. Как с этим обстоят дела у «липучек»? Ответить однозначно за всех производителей вряд ли кто-либо сможет. Впрочем, если компания соблюдает все стандарты и использует лишь передовые «рецепты» для создания шин, беспокоиться не о чем. Например, в состав шин Observe GSi5 добавляется диоксид кремния (его также называют силикой). Этот компонент помогает протектору оставаться достаточно мягким и эластичным даже при очень низких температурах и обеспечивает адекватное сцепление на ледяной и снежной дороге.

Еще одна фишка – распределение силики. Чтобы она распределялась как можно более равномерно, специалисты Toyo Tires применяют технологию Nano Balance, которая позволяет анализировать и рассчитывать состав резиновой смеси на нано-уровне.

Кому подойдут «липучки»

Ниже – несколько рекомендаций экспертов о том, когда стоит сделать выбор в пользу фрикционной резины и как правильно с ней обращаться.

1. Большую часть времени вы проводите в городе, где вам не приходится разъезжать исключительно по голому льду, который характерен для загородных дорог. Со снегом фрикционные шины справляются значительно лучше шипованных;

2. Вам важно, чтобы шины при езде не шумели и наносили как можно меньше вреда дорожному покрытию;

3. Вы не хотите беспокоиться о переменчивой погоде. Фрикционные шины можно поставить гораздо раньше шипованных. Более того – они отлично подходят для использования весной, когда температура то и дело скачет.

Как правильно использовать «липучки»

Чтобы избежать неприятностей на дороге, после установки нового комплекта «липучек» рекомендуется первые 500-700 километров водить предельно аккуратно без резких ускорений и торможения. Это необходимо для того, чтобы верхний гладкий слой новой шины (она покрыта специальной смазкой) успел стереться. Как только это произойдет, начинает действовать пористая поверхность резины, в которой содержатся те самые частички скорлупы грецкого ореха, помогающие шине стабильно работать на мокрой и скользкой дороге.

Кстати, у шин Toyo есть своя полезная фишка для периода обкатки – ламели First Edge.

Они представляют собой неглубокие насечки на блоках и помогают достигать дополнительного краевого эффекта, обеспечивая самое важное для зимней дороги: безопасность и комфорт в движении.

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*