Геометрическая проходимость – это совокупность геометрических параметров автомобиля, влияющих на его способность преодолевать препятствия.
Если говорить о полной геометрической проходимости, то она складывается из нескольких групп параметров, которые можно условно обозначить как базовые и внедорожные.
Базовые параметры – это собственно габаритные размеры автомобиля: длина, ширина, высота и размер колесной базы. От них зависят как непосредственные показатели проходимости, так и геометрические внедорожные параметры.
2. Каковы базовые параметры, влияющие на геометрическую проходимость?
Как уже было сказано выше, геометрическую проходимость во многом определяют именно параметры автомобиля: общая длина и длина колесной базы, высота и ширина автомобиля, а также ширина колеи и длина переднего и заднего свесов.
Длина, ширина и высота машины в объяснении не нуждаются, а об остальных можно сказать пару слов. Так, длина колесной базы – это расстояние между осями передних и задних колес, ширина колеи – это расстояние между центрами колес одной оси в пятне контакта с поверхностью, передний свес – это расстояние между осью передних колес и крайней передней точкой автомобиля, а задний свес – соответственно, расстояние между осью задних колес и крайней задней точкой автомобиля.
3. Каковы основные параметры геометрической проходимости?
Обычно, говоря о геометрической проходимости, рассматривают пять основных параметров:
клиренс, или дорожный просвет автомобиля;
угол въезда;
угол съезда;
угол рампы, или продольный угол проходимости;
угол опрокидывания.
Кратко поясним каждую из этих величин. Клиренс, или дорожный просвет – это расстояние от самого нижнего элемента автомобиля до поверхности земли. По ГОСТ это расстояние измеряется в центральной части автомобиля, но зачастую наиболее низкорасположенный элемент может быть смещен относительно центра: к примеру, им может являться резонатор глушителя или кронштейн амортизатора. Поэтому обычно клиренсом считают именно расстояние от этой нижней точки до горизонтальной поверхности, на которой стоит автомобиль.
Угол въезда – это угол между горизонтальной поверхностью и линией, проведенной между пятном контакта передних колес и нижней точкой передней части автомобиля. Иными словами, это максимальный угол рампы, на которую может въехать автомобиль, не коснувшись ее передней частью кузова. Несложно догадаться, что он зависит от клиренса и длины переднего свеса: чем больше клиренс и меньше передний свес, тем выше будет угол въезда.
Угол съезда – это то же самое, но для задней части кузова: угол между горизонтальной поверхностью и линией, проведенной между пятном контакта задних колес и нижней точкой задней части автомобиля. Иными словами, это максимальный угол рампы, на которую может въехать автомобиль при движении задним ходом, не коснувшись ее задней частью кузова. Он, очевидно, зависит от клиренса и длины заднего свеса: чем больше клиренс и меньше задний свес, тем больше будет угол съезда.
Угол рампы, или продольный угол проходимости – это максимальный угол, который может преодолеть автомобиль, не касаясь поверхности днищем. Он, в свою очередь, зависит от сочетания клиренса и длины колесной базы: чем больше клиренс и короче база, чем больше будет угол рампы. Его изменение, к примеру, можно наглядно увидеть в трехдверной и пятидверной версиях Lada 4X4: углы въезда и съезда у них одинаковы, а вот угол рампы у трехдверки больше, потому что у нее короче колесная база.
Угол опрокидывания, или угол поперечной статической устойчивости – это максимальный угол поворота автомобиля вокруг продольной оси, при котором он может не опрокинуться набок. Он зависит от сочетания ширины и высоты автомобиля, ширины его колеи, а также его центра тяжести: чем больше ширина автомобиля и его колеи, меньше высота и ниже центр тяжести, тем выше угол опрокидывания.
Кроме этих основных параметров геометрической проходимости есть и еще некоторые, определенно относящиеся к геометрии, но не связанные напрямую с габаритами автомобиля. Это максимальный преодолеваемый уклон, глубина преодолеваемого брода, ходы подвески и артикуляция подвески.
Максимальный преодолеваемый уклон – это предельный угол относительно горизонта той поверхности, по которой способен двигаться автомобиль без посторонней помощи, то есть, предельная крутизна уклона, на который может въехать автомобиль.
Глубина преодолеваемого брода – это максимальная глубина водного препятствия, которое автомобиль может преодолеть без негативных последствий для его технической части. Глубина брода прежде всего ограничена высотой расположения точки забора воздуха двигателем: если вода поднимется до нее, то проникнет во впускной тракт и далее в цилиндры, что может спровоцировать гидроудар и серьезную поломку мотора. У обычных автомобилей точка воздухозабора расположена под капотом, что ограничивает максимальную высоту преодолеваемого брода. Специально подготовленные же внедорожники оснащаются шноркелем – патрубком, выводящим точку забора воздуха на уровень крыши, что позволяет преодолевать более глубокие броды без риска гидроудара.
Ход подвески – это максимальное расстояние, которое может проделать колесо в вертикальном направлении от точки максимального сжатия подвески до момента ее полной разгрузки на грани отрыва от поверхности. Чтобы оценить этот параметр, автомобиль можно загнать одним из передних колес на препятствие такой высоты, чтобы заднее колесо на той же стороне оторвалось от поверхности – это называется диагональное вывешивание, поскольку второе переднее колесо в этом случае тоже будет на грани отрыва от земли. Ну а расстояние по вертикальной оси между высотой подъема переднего и заднего колеса на одной стороне автомобиля в таком положении – это и есть
артикуляция подвески. Ходы подвесок колес и артикуляция оказывают косвенное влияние на показатели геометрической проходимости.
4. Является ли геометрическая проходимость приоритетно важной характеристикой проходимости автомобиля в целом?
Выше мы обозначили и объяснили практически все параметры, характеризующие геометрическую проходимость автомобиля. На практике же, в «бытовом» понимании и беглом сравнении под геометрической проходимостью обычно понимают четыре из них: клиренс, а также углы въезда, съезда и рампы. Для описания возможностей своих кроссоверов и внедорожников автопроизводители используют именно эти цифры – и по большому счету, они вполне исчерпывающе характеризуют эксплуатационные показатели машины.
Однако ключевые слова здесь – «эксплуатационные показатели»: цифры геометрической проходимости – далеко не единственное, что определяет реальную проходимость. На нее в не меньшей степени влияют тип привода (а если привод полный – то тип его технической реализации, наличие межосевой и межколесных блокировок, а также характеристики используемых покрышек. И как показывает практика, именно последние становятся главным ограничением внедорожных способностей современных серийных автомобилей.
Проходимость автомобиля — Википедия
Проходи́мость — способность транспортного средства передвигаться по дорогам низкого качества и вне дорожной сети, а также — преодолевать искусственные и естественные препятствия без привлечения вспомогательных средств[1]. Проходимость является одной из составных характеристик подвижности транспортного средства, как правило — она задаётся при проектировании техники исходя из её предполагаемого назначения с учётом экономической целесообразности
[1][2].
По проходимости транспортная техника подразделяется на машины обычной, повышенной и высокой проходимости:
машины обычной проходимости — автомобили общего назначения с обычными шинами и неблокирующимся дифференциалом, предназначенные для движения по шоссейным и грунтовым дорогам[1],
машины повышенной проходимости, к которым относится преимущественно военная автотехника с колёсной формулой 4×4, 6×4, 6×6, 8×8, широкопрофильными шинами, системой регулировки давления в шинах, частично или полностью блокирующимися дифференциалами, основным назначением которой является работа на дорогах и на местности без дорог
[1],
машины высокой проходимости (вездеходы[3]) — гусеничная техника и полноприводная автотехника, которая в дополнение к вышеперечисленному оснащена шинами сверхнизкого давления, пневмокатками, арочными шинами или нетрадиционными видами движителей[1].
Неровная дорога[править | править код]
Езда по неровной дороге снижает срок службы автомобиля. Если сила тяги, развиваемая автомобилем, недостаточна, он может застрять. Для того, чтобы автомобиль справлялся с неровными дорогами, применяют такие меры:
Автомобили высокой проходимости существенно прочнее, чем дорожные. У них более прочные кузов и рама, плюс усиленная подвеска.
Высокий крутящий момент двигателя. Желателен полный привод, блокировка дифференциала.
Высокий дорожный просвет (клиренс).
Мягкие рессоры, большой ход подвески.
Лебёдка для вытаскивания застрявшего автомобиля.
Точечные препятствия[править | править код]
Небольшие, но высокие препятствия (камни, пни, кочки) автомобиль должен пропускать под днищем. Для этого важны:
Большой дорожный просвет.
Чтобы препятствиями не повредить двигатель, внизу моторный отсек защищён прочным поддоном.
Шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) с резиновыми пыльниками уязвимы. ШРУСы защищают, чтобы корягой нельзя было прорвать пыльник, или используют зависимую переднюю подвеску, в которой ШРУС находится внутри металлического кулака.
Подъёмы и спуски[править | править код]
При езде на подъём двигатель может заглохнуть. Если не хватает сцепления шин, автомобиль может сорваться вниз. При езде поперёк склона автомобиль может опрокинуться. При переходе с подъёма или спуска на ровное место автомобиль может зацепиться кузовом и застрять. Меры борьбы:
Высокий крутящий момент двигателя, пониженные передачи в трансмиссии.
Высокий дорожный просвет (клиренс). Высокий угол продольной проходимости. Высокие углы свеса.
Шины, рассчитанные на езду по грунту.
Полный привод.
Широкая колея.
Рыхлый грунт[править | править код]
Автомобиль, попавший на рыхлый грунт, может завязнуть в нём и не выбраться. Меры борьбы:
Уменьшенное давление на грунт (в основном за счёт повышения диаметра и ширины колёс и количества осей, а также снижения давления в шинах).
Полный привод.
Блокировка дифференциала.
Использование лебёдки для самовытаскивания.
Броды[править | править код]
Чтобы в автомобиль не попала вода, герметизируют нижнюю часть моторного отсека и кузова. На спецавтомобилях (например, военных) для повышения надежности также может быть установлен насос для откачки воды, откачивающий попавшую при повреждениях (при попадании пуль, осколков и т.д.) в машину воду. Забор воздуха в двигатель устанавливают как можно выше.
Воздухозаборник двигателя, выведенный выше, называют «шноркелем». Существуют заводские шноркели для популярных вседорожников. Многие владельцы внедорожников делают шноркель самостоятельно, устанавливая на автомобиль «закрытый» воздушный фильтр «бочка», например, от «Волги» ГАЗ-3110 или «Москвич-2141», к которому через резиновую гофру прикрепляют пластиковую или металлическую тонкостенную трубу, идущую по стойке лобового стекла вверх. Вверху может устанавливатся моноциклон или другой фильтр воды, или конец трубы разными способами «загибается» на крышу внедорожника во избежание попадания капель воды при дожде и брызгах.
Также для преодоления бродов, автомобили оснащают «гидрозащитой» — все сапуны агрегатов (двигатель, КПП, раздаточная коробка, мосты) дополняют гибкими шлангами, которые выводят как можно выше. Выводить шланги в шноркель не рекомендуется, потому что разрежение, создаваемое двигателем, передаётся и в агрегаты, помогая воде проникать через сальники внутрь агрегатов. Напротив, в некоторых случаях может использоваться повышенное давление воздуха в картерах агрегатов трансмиссии, например, за счёт подсоединения к сапуну накачанной камеры.
При преодолении брода рекомендуется снять ремень вентилятора охлаждения (часто это и ремень генератора, если вентилятор не работает через вискомуфту), во избежание поломки крыльчатки.
Мягкие и разрушаемые преграды[править | править код]
Кусты, ветки и т. д. Сами по себе не вредны, но среди податливых веток может оказаться твёрдый ствол или пень, способный смять радиатор, сорвать «дворники» и даже разбить ветровое стекло. К тому же ветки, постоянно хлещущие по стеклу, мешают обзору. Для защиты автомобиль снабжается кенгурятником и тросами-веткоотбойниками.
Рвы и пороговые препятствия[править | править код]
Возможность преодолевать такие препятствия важна для военных машин. Двухосная полноприводная машина может преодолеть ров, примерно равный по ширине радиусу колеса (если же привод на одну ось — ещё более узкий). Многоосная и гусеничная — от трети до половины колёсной базы. Для преодоления более широких рвов иногда применяют мостки или с помощью подручных средств, например, вязанок хвороста, или пробивают путь разрушением стенок рва с помощью шанцевого инструмента, или подрыванием заряда взрывчатого вещества.
Пороговые препятствия (эскарпы и контрэскарпы) — вертикальные ступеньки. Иногда при высоте более 1 м и стенке из твердых матералов такие препятствия могут останавливать даже танк. Такие уступы обычно форсируют с помощью подручных средств, например, вязанок хвороста, или пробивают путь разрушением с помощью шанцевого инструмента, или подрыванием заряда взрывчатого вещества, или артиллерийским огнём. Колёсная машина с приводом на одну ось может преодолеть уступ высотой в 2/3 радиуса колеса, с полным приводом — в радиус колеса.
Параметры, связанные с проходимостью[править | править код]
Габаритные параметры[править | править код]
Дорожный просвет (клиренс)[править | править код]
В упрощённом значении, клиренсом автомобиля называют расстояние от самой низкой части автомобиля до поверхности земли. В технических описаниях клиренс, как правило, указывается для автомобиля в снаряжённом состоянии, что указывает на то, что заявленная величина дорожного просвета является максимальной эксплуатационной и может уменьшаться при загрузке автомобиля.
Величина клиренса является одним из ключевых факторов, влияющих на проходимость автомобиля. У внедорожных автомобилей с зависимой подвеской самой низкорасположенной точкой чаще всего является корпус дифференциала, реже — нижние кронштейны амортизаторов, стремянки рессор, корпус раздаточной коробки. При классической конструкции мостов клиренс таких автомобилей невелик и колеблется вокруг показателя в 200 мм (для штатных колёс). При независимой подвеске нижней точкой может быть как рычаги подвески, кронштейны амортизаторов, корпус раздаточной коробки, картер двигателя и дифференциалов (редко), так и элементы выпускной системы, части стабилизатора поперечной устойчивости (при его наличии), элемент рамы или лонжерона. В целом подобная конструкция позволяет значительно увеличить дорожный просвет автомобиля. В случае использования дополнительного оборудования, такого как защита элементов днища, фаркоп, дополнительные пороги, подножки, а также накладки на бампера и пр., именно оно может стать самой низкорасположенной частью автомобиля.
Самым распространённым способом увеличения клиренса автомобиля, вне зависимости от типа подвески, является установка колес большего диаметра. Для зависимой подвески также практикуется перенос точек крепления амортизаторов, расположение рессор над мостом. Редко встречается переоборудование внедорожника мостами с бортовыми редукторами (если они не были предусмотрены заводской конструкцией).
Для возможности установки колес большего диаметра прибегают к процедуре «лифта». Лифт (англ. lift — подъём) — техническое вмешательство в конструкцию автомобиля с целью увеличения расстояния между кузовом и осью вращения колес. На практике применяется лифт подвески, лифт кузова (бодилифт).
При использовании лифта независимых конструкций подвески увеличение клиренса может происходить и без использования более крупных колес (с точки зрения улучшения параметров проходимости, такая операция является малодейственной, оставаясь при этом довольно трудоёмкой).
Углы свеса[править | править код]
Предположим, что автомобиль въезжает на эстакаду с углом наклона α. Передний угол свеса (угол въезда) — это максимальное α, при котором автомобиль может въехать передним колесом на склон, не задев эстакады никакой частью кузова (на схеме отмечен красным цветом). Аналогично, задний угол свеса (угол съезда) — максимальное α, при котором можно въехать задним колесом на склон (на схеме отмечен зелёным цветом). Угол заднего свеса обычно делают больше, чтобы водитель был уверен: если автомобиль не застрял передней частью, пройдёт и задней.
У машин, предназначенных для езды по бездорожью (внедорожников), угол въезда и съезда больше, чем у обычных легковых машин. Например, у внедорожника Defender угол проходимости достаточно высокий: передний угол проходимости (въезда) — 49°, задний угол проходимости (съезда) — 47°.
Угол продольной проходимости — Максимальный угол, при котором автомобиль может перейти со склона на горизонтальную часть эстакады, ничего не задевая днищем. Угол рампы (Угол переката) — Максимальный угол, между касательными к передним и задним колесам и нижней точкой автомобиля. Эти углы характеризуют крутизну препятствий, которые автомобиль может преодолевать.
Угол, на который надо наклонить машину вокруг продольной оси, чтобы она опрокинулась.
Тяговые параметры[править | править код]
Тип привода[править | править код]
Автомобили высокой проходимости имеют привод на все колёса, плюс некоторые меры, позволяющие избежать пробуксовки колёс (например, блокировка дифференциала, механические и электронные демультипликаторы). Двигатель обычно дизельный, так как он надёжнее работает в воде и имеет больший крутящий момент.
В трансмиссии должны быть пониженные передачи, которые позволяют взбираться по крутым склонам и двигаться по мягкому грунту.
Удельная мощность[править | править код]
Отношение мощности автомобиля к его массе.
Тяговооружённость[править | править код]
Отношение силы тяги к массе автомобиля.
Опорно-сцепные параметры[править | править код]
Удельное давление на грунт[править | править код]
На первых внедорожных автомобилях, а также их последователях военного и хозяйственного назначения традиционно использовались автомобильные шины высокого удельного давления на грунт с развитыми грунтозацепами. С одной стороны, малая ширина резины способствовала уменьшению сопротивления качению, что повышало скорость передвижения по твердым грунтам и улучшало топливную экономичность. С другой стороны, узкие колеса, за счет большего удельного давления, давали лучшие возможности сцепления на неглубоких вязких и рыхлых грунтах. Преодоление заведомо непроходимых без вспомогательных технических средств местностей с глубокими вязкими грунтами (болота, сыпучие песчаники, снежные целины) не входило в задачи подобных автомобилей. На выполнение таких задач были ориентированы другие виды самодвижущейся техники — многоколесные и гусеничные вездеходы и пр.
Как только внедорожные автомобили стали активно использоваться на дорогах с твердым покрытием, появился новый уровень требований к их активной безопасности; для улучшения управляемости и возможностей торможения, стали использоваться более широкие колеса. Конструкция таких автомобилей стала предусматривать более мощные силовые агрегаты, за счет чего отчасти нивелировано возросшее сопротивление качению.
Тем не менее, на автомобили повышенной проходимости, не рассчитанные на постоянное использование на дорогах с твердым покрытием, стараются установить колеса, имеющие как можно меньшее удельное давление на грунт, за счет их увеличенного диаметра и ширины. При наличии развитых грунтозацепов, такая конструкция колеса позволяет двигаться по относительно глубоким вязким грунтам. Увеличенный диаметр позволяет преодолевать препятствия большей высоты, в том числе улучшает способности машины по накату колеи и увеличивает дорожный просвет автомобиля.
На вездеходах на пневматическом ходу используются колеса сверхбольшого диаметра и ширины с низким внутренним давлением. Низкое удельное давление на грунт позволяет им не повреждать поверхности почв, растения, а также обеспечивает плавучесть (при достаточном внутреннем объёме пневматической шины). Развитые грунтозацепы используются редко, так как фактически, их роль выполняет эластичная шина, повторяющая в месте пятна контакта форму грунта и за счет этого, повышающая силу трения.
Тип подвески[править | править код]
Специфика использования предъявляет к автомобилям повышенной проходимости следующие требования: повышенный, по сравнению с автомобилями дорожных модификаций, дорожный просвет, большая энергоемкость и долговечность упругих и демпфирующих элементов, большие ходы подвески, а также устойчивость элементов подвески к механическим воздействиям (удары о грунт, препятствия).
В большинстве случаев, зависимая конструкция подвески улучшает проходимость машины на пересеченной местности за счет больших, по сравнению с независимой, артикуляционных возможностей. Иными словами, на переломах профиля грунта, колеса, при такой конструкции подвески, с большей вероятностью смогут сохранять контакт с поверхностью грунта. У автомобилей с независимой подвеской в подобных условиях возникает вывешивание колеса, что приводит к потере автомобилем подвижности. Картер моста зависимой подвески зачастую выполняет роль защиты картера двигателя, что важно при преодолении поверхностей с выступающими элементами (бревна, камни, пр.) С другой стороны, независимая подвеска, за счет высоко расположенного корпуса дифференциала, увеличивает дорожный просвет автомобиля. Также независимая подвеска имеет большее количество нагруженных подвижных элементов, что понижает её надежность и повышает стоимость изготовления и обслуживания.
Однако, существует и тип зависимой подвески, способный значительно увеличить дорожный просвет автомобиля, при сохранении основных достоинств зависимой конструкции — мосты с колесными редукторами. Балка моста в них расположена выше оси вращения колес, дифференциал традиционно располагается на самой балке, однако редукторные механизмы расположены непосредственно у каждого колеса. Самые известные автомобили, использующие подобную конструкцию — Unimog и УАЗ. Мосты подобной конструкции называют «портальными». К недостаткам могут быть отнесены повышенная вибро- и шумонагруженность, повышенная масса, потери в динамике, и, конечно, редкость и дороговизна.
С точки зрения управляемости, при скоростном передвижении по пересеченной местности, наиболее предпочтительна независимая конструкция подвески. В первую очередь, это обусловлено меньшим объёмом её неподрессоренных масс, большей энергоемкостью и меньшей склонности к крену. Именно такая конструкция используется на большинстве легковых автомобилей для ралли-рейдов, в том числе знаменитом Париж-Дакар.
Коэффициент сцепления шин[править | править код]
Чем он выше, тем меньше риск сорваться со склона или довести машину до пробуксовки. Для повышения сцепления используют шины с развитыми грунтозацепами; на асфальте, однако, такие шины имеют худшее сцепление и создают повышенный шум.
Для увеличения коэффициента сцепления шин могут быть использованы цепи противоскольжения и сектора противоскольжения. Так же можно заменить колеса на гусеницы.
Основные параметры, связанные с проходимостью, некоторых легковых автомобилей:
Автомобиль
Кузов
Клиренс
Шины
Передний свес (Угол_ПС)
Угол_рампы
Задний свес (Угол_ЗС)
Размеры
Колёсная база
Компоновка
Hummer/HMMWV
5 двер.
410мм
95,2см 325/80R17
(39град.)
23град.
(37град.)
4600x2100x1841
3300мм
4×4
ГАЗ-2330 «Тигр»
5 двер.
400мм
104,4см 335/80R20
(52град.)
(52град.)
5700x2300x2300
3300мм
4×4
УАЗ-469[4]
5 двер.
300мм
76,8см 215/90R15
(52град.) 581мм
(42град.) 595мм
4025x1785x2045
2380мм
4×4
Mercedes-Benz G 280
5 двер.
245мм
67,6см 225/60R16
4714x1811x1979
2400/2850
4×4
Toyota Land Cruiser 200
5 двер.
225мм
74,8см 285/60R17
(26град.)
(26град.)
4950x1970x1950
2850мм
4×4
Lada 4×4 ВАЗ-2121 «Нива»
3 двер.
220мм
65,5см 195/70R15
(44град.)
(38град.)
3740x1680x1440
2200мм
4×4
УАЗ Патриот[5]
5 двер.
210мм
74,4см 225/75R16
(35град.) 793мм
R2328
(35град.)
4647x2080x1910
2760мм
4×4
Renault Duster*[6]
5 двер.
210мм
68,6см 215/65R16
(30град.)
23град.
(36град.)
4315x1822x1625
2673мм
4WD
Volkswagen Touareg[7]
5 двер.
201мм
73,8см 235/65R17
(24,2град.)
16,6град.
(19,9град.)
4801x1940x1709
2893мм
4×4
Chevrolet Niva
5 двер.
200мм
66,9см 205/70R15
(37град.)
30град.
(35град.)
4056x1800x1690
2450мм
4×4
SsangYong Kyron
5 двер.
195мм
66,9см 205/70R15
(37град.)
(35град.)
4660x1880x1755
2740мм
4WD
Land Rover Defender 90[8]
3 двер.
191мм
80,4см 265/75R16
(48град.)
(51,5град.)
(49град.)
3790x1790x1965
2360мм
4×4
Lada Kalina Universal
5 двер.
183мм
59,5см 195/55R15
(24град.) 774мм
20град.
(28град.) 834мм
4084x1700x1504
2476мм
4×2.1
Porsche 959 Rally
Купе
124/150/175 Регулируемый
64,4см 235/45R17 63,6см 255/40R17
4260×18401280
2300мм
4×4
Волга ГАЗ-24-95
Седан
174мм
76,5см 8,2-15″[9]
(57град.)
(31град.)
4735x1800x1600
4×4
ВАЗ-1111 «Ока»
3 двер.
150мм
57,6см 175/70R13
(35град.)
(44град.)
3200x1565x1400
2180мм
4×2.1
(*) В незагруженном состоянии.
Обсуждение:Дорожный просвет — Википедия
Ссылка для автора:
Ramir 07:34, 28 Ноя 2004 (UTC)
Статья технически безграмотна. Ни с управляемостью, ни с опрокидываемостью, ни со сцеплением колёс с дорогой дорожный просвет прямо не связан. Картинки не к месту, ни одна из них не иллюстрирует дорожный просвет. 81.26.91.254 08:38, 8 июня 2010 (UTC)
Возможная неточность в статье[править код]
Дорожный просвет на сцепление колёс с дорогой не влияет, по крайней мере, непосредственно. Sadykov Eduard 11:11, 23 января 2008 (UTC)
Не могу с Вами согласиться, уважаемый Sadykov Eduard. Больший дорожный просвет увеличивает крен в поворотах, а это ослабляет сцепление колёс с дорожным полотном. —Яковписа́ть здесь 16:01, 23 января 2008 (UTC)
Крен в поворотах зависит не от просвета как такового, а от высоты центра тяжести. Хотя, конечно, если у автомобиля увеличивать дорожный просвет просто приподнимая кузов, то и центр тяжести тоже повысится. — Monedula 20:10, 10 февраля 2008 (UTC)
Крен в поворотах зависит больше от настроек и характеристик подвески автомобиля (жосткости пружин и работы амортизаторов), а не от дорожного просвета…—193.27.0.80 13:34, 9 ноября 2008 (UTC)
В чем измеряеться Клиренс. Кто знает, пожалуйста большая просьба проверить, возможно ли клиренс у аэросаней в этой статье НКЛ-26. Большая просьба. —RusRec13 19:18, 10 февраля 2008 (UTC)
Клиренс измеряется в миллиметрах. 320 мм для аэросаней — вполне нормально. — Monedula 20:17, 10 февраля 2008 (UTC)
правильно дано только определение дорожного просвета. вся остальная информация либо неверна, либо не имеет отношения к определению темы.
Если вы обладаете достаточными знаниями в этой области, проверьте, пожалуйста, уместность данного сообщения. —cаша (krassotkin) 14:45, 4 ноября 2009 (UTC)
Нарисовано западное определение просвета, у нас оно просто нижняя точка автомобиля, не считая подвески и колес.
89.248.176.143 18:39, 23 ноября 2009 (UTC) Подписываюсь
В статье Википедии «дорожный просвет» и «клиренс» рассматриваются как тождества. С одной стороны слово «сlearance» и переводится, как «дорожный просвет», то есть высота, на которой находится кузов относительно дороги. Однако, в Советском Союзе термыны «дорожный просвет» и «клиренс» означали несколько разные понятия. Так, «дорожный просвет» — это расстояние от полотна дороги до самой нижней точки кузова либо элемента автомобиля. Иными словами, «дорожный просвет — это расстояние от плоскости дороги до нижней точки проекции автомобиля. «Клиренс» применялся для определения расстояния от полотна дороги до днища кузова машин с плоским днищем (бронетехника, спецмашины). То есть ведя разговор о «клиренсе», мы подразумеваем дорожный просвет машыны с плоским дном, у которой все точки днища находятся на равном расстоянии от полотна дороги. Ведя разговор о «дорожном просвете» мы подразумеваем дорожный просвет машины, у которой низ не ровный, ниже днища находятся элементы контрукции, элементы систем и др. Поэтому «дорожный просвет», это фактически максимальная высота препятствия, которое автомобиль может «пропустить между колес» на ровном участке дороги.
Похоже на правду — но где источник информации? NiGMa 17:24, 26 июня 2012 (UTC)
Перенесено со страницы ВП:СО. —IGW 20:00, 29 июля 2012 (UTC)
В БСЭ-3 написано: « Кли́ренс (англ. clearence), то же, что дорожный просвет. // Доро́жный просве́т, клиренс, расстояние от уровня земли (опорной плоскости) до наиболее низко расположенного элемента конструкции автомобиля, исключая колёса. » — Monedula 21:09, 29 июля 2012 (UTC)
Ссылка 5 на сандеро степвей ведет на какой-то порно сайт[править код]
Ссылка 5 на сандеро степвей ведет на какой-то порно сайт
Безграмотное определение[править код]
Центральная часть — это часть, заключенная между двумя плоскостями, параллельными продольной плоскости симметрии автомобиля...
Т.е. ц.ч. — это объёмная фигура, трёхмерный объект.
...проекция центральной части на опорную поверхность...
А это — плоская фигура, двумерный объект.
...проекция центральной части на опорную поверхность составляет 80 % расстояния между внутренними поверхностями колёс одной оси.[1]
А это как?! Площадь составляет 80% от длины? А сколько процентов от мощности составляет скорость? (Ссылка [1] не работает.) 213.24.127.173 06:28, 31 июля 2017 (UTC)MichaelMM
Иллюстрация не относится к тексту[править код]
Первая иллюстрация, которая без подписи, как бы намекает, что в Фатерлянде определение клиренса принципиально другое. Почему об этом ничего не сказано в статье, и зачем в ней вообще эта иллюстрация? 213.24.127.173 06:32, 31 июля 2017 (UTC)MichaelMM
Сравнительная таблица клиренса автомобилей:от легковых до внедорожников
Всем привет! В современных реалиях России матушки большинство автолюбителей передвигаются на машине как по асфальтированной трассе, так и по грунтовым дорогам. О качествах наших автобанов здесь я промолчу просто скажу, что зачастую описать подобное путешествие довольно просто – ралли по бездорожью! Поэтому, когда то и дело чиркаешь дном своего автомобиля по проезжей части, хочешь не хочешь, придется не только познакомиться с понятием дорожного просвета, но и узнать, как увеличить клиренс автомобиля. Последнее разумеется, волнует тех, кто привык делать все самостоятельно. Сегодня, потолкуем о данной величине, а сравнительная таблица клиренса автомобилей, которую можно будет увидеть ниже, поможет установить транспортное средство с оптимальным для вашей местности дорожным просветом.
Роль клиренса в конструкции автомобиля
Новичкам поясню! Ребята, клиренс – это не какая-то деталь, его не взять в руки, однако можно увидеть!
Отечественный ГОСТ объясняет это понятие, как расстояние между дорогой и самой низкой точкой автомобиля и тут добавить нечего, все просто и понятно!
Значение клиренса играет важнейшую роль в любой машине, ведь его величина, оказывает непосредственное влияние на такие ключевые характеристики транспортного средства, как: проходимость, маневренность и устойчивость. Поэтому размер дорожного просвета не менее значимый параметр, чем тот же объем двигателя или его мощность.
Казалось бы, все просто, измеряется клиренс в миллиметрах, иногда в сантиметрах, в принципе не столь важно для тех, кто учился в школе. Однако, тот факт, что в конструкции автомобиля присутствует множество элементов обвеса, может ввести в заблуждение, откуда измерять-то? От картера, бампера, выхлопной системы, трансмиссии или рычагов подвески? Совсем скоро мы вернемся к этому вопросу и все станет ясно.
Сейчас же хочу обратить ваше внимание на фактор загруженности транспортного средства. Ведь согласитесь, оттого сколько килограмм взято на борт «железным конем», зависит насколько у него «прогнутся коленки» (образно говоря, конечно), в нашем случае пружины, а это в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на величину клиренса.
Так вот проблема в том, что у большинства автопроизводителей планеты нет единой позиции в данном вопросе, таким образом, продавцам удается манипулировать ключевой характеристикой транспортного средства.
Что касается Российской Федерации, у нас есть определенный стандарт (P50182-92), который гласит: клиренс определяется исключительно при полной загруженности транспортного средства, причем не только пассажирами, но и багажника. На деле же у нас все, как всегда, официальные дилеры при замере учитывают только 75 кг веса на водителя (где это они в России водителей таких увидели) и массу полного топливного бака. Об обычном автосалоне и говорить не стану, там и это во внимание не возьмут, измерят клиренс пустой машины еще и бак опустошат.
Как и отчего производить замер клиренса
В такой ситуации при покупке автомобиля, нам остается требовать, чтоб хоть условия проведения процедуры замера клиренса были соблюдены. Специалисты рекомендуют выполнять подобные действия исключительно на смотровой яме, чем будет производиться замер не столь важно, сойдет обычная рулетка или сантиметр. Также они заостряют внимание на следующих нюансах:
Давление в шинах должно соответствовать руководству по эксплуатации автомобиля.
Покрышка, установленная на автомобиль обязательно должна соответствовать рекомендованным требованиям производителя как по размеру, так и по профилю.
Также необходимо загрузить автомобиль хоть по минимуму, для этого на переднее сидение устанавливается балласт весом в 75 кг, а в багажник масса полного бака топлива (40-70 кг).
С подготовительным процессом думаю разобрались, теперь вернемся к вопросу откуда измерять? Наиболее распространенных участков, которые в каждом отдельном автомобиле могут являться самой нижней точкой всей конструкции, можно насчитать около четырех штук. Именно от них и вычисляют значение клиренса.
Нижняя точка поддона, если у вас установлена защита, толщину ее листа необходимо учесть при измерении.
От основания бампера и в местах пластиковых свесов.
От резонатора глушителя и нижней кромки топливного бака.
От нижних кронштейнов крепления под передние стойки амортизаторов.
Ну опять же, у каждого транспортного средства своя нижняя точка. Так, например, на обычных седанах это выхлопная система, топливный бак или катализатор. У внедорожников – раздаточная коробка или дифференциал и т. д.
Разновидности клиренса
В связи с тем, что на каждой машине величина дорожного просвета разная, мы разделим его на три категории:
Малый – легковые автомобили.
Средний – паркетники и кроссоверы.
Большой – внедорожники.
Если вы еще не поняли почему так, сейчас поймете. Так как одной установленной точки для замера клиренса не существует, разницу в показаниях между этими тремя вариантами, продемонстрирую вам отталкиваясь от наиболее популярных самых низких элементов автомобиля, переднего бампера и картера поддона.
Величина дорожного просвета для вышеуказанных типов автомобилей, выглядит так:
Легковушки – 14-20 см от бампера и 12-17 см от поддона.
Кроссоверы и паркетники – 18-25 см, 17-21 см.
Внедорожники – 20-35 см, от 20 см и выше.
Наиболее высокое значение клиренса встречается в специализированной технике. Вот, например, у обычного пропашного трактора этот показатель может доходить до 50-70 см, а в случае со строительной техникой и все 200 см.
Как бы там ни было, но клиренс был и остается индивидуальной характеристикой каждого транспортного средства. И хоть многие специалисты и трудились дабы классифицировать автомобили по этому признаку, до конца это сделать не удалось. Поэтому все эти три группы нужно воспринимать несколько условно, ведь нередки случаи, когда клиренс обычной легковушки в разы превышает значение кроссовера или того же паркетника.
От большого до малого клиренса
Если вы реально задумываетесь о приобретении новенького автомобиля и стремитесь найти оптимальный вариант в отношении не только цены, но и дорожного просвета, рекомендую взглянуть на предоставленные мной таблицы! С их помощью не придется ползать под машиной с рулеткой в руках в автосалоне, вы узнаете все здесь и сейчас. Для начала посмотрите, какой высоты автомобили под категорией класс b.
Как вы видите «Мини-Купер» оказался небольшим не только на словах, но и на деле – 120 мм. Популярные в наших краях «Рено Логан» и «Дэу Нексиа» имеют клиренс в 155 и 158 мм соответственно. Ну а лидером, оказался «Форд Фусион» со своими 175 мм.
Далее, к вашему распоряжению сравнительная таблица клиренса кроссоверов и легковых автомобилей. В ней вы найдете машины класса С и А, а также модели отечественного производства, такие как: УАЗ-469 (300 мм), ВАЗ 2121 Нива (220 мм) и др.
Исходя из продемонстрированного и оценив реальную стоимость всех автомобилей, я сделал некоторые выводы. По сугубо моему мнению, самая дешевая машина с большим клиренсом, это «Рено Клио» и попробуйте мне докажите обратное!
Клиренс отечественный автомобилей, не беря в учет наши внедорожники примерно одинаков. Вот вам для сравнения: классика российского автопрома ВАЗ 2107 и более современный ВАЗ 2110 имеют дорожный просвет в 17 мм.
Обратите внимание: абсолютно все значения клиренса, приведенные мною, устанавливались не по российском ГОСТу, а так, как проверяют официальные дилеры. То есть автомобиль, предварительно нагружают водителем и стандартным комплектом снаряжения.
Чем хорош большой клиренс?
Большой клиренс всегда ценился истинными автолюбителями, высокое его значение определенно повышает статус автомобиля причем как визуально, так и функционально. Тут ходить далеко не нужно, возьмите к примеру, любой автомобиль Лада и вдвое увеличьте его дорожный просвет. Уверен, машина предстанет перед вами в совершенно другом облике, а ля внедорожник. Да и непосредственно вы, как водитель получите массу преимуществ:
Обзор вокруг машины значительно вырастет;
Забираться в салон автомобиля станет намного проще и удобней;
Обрадует и проходимость, вероятность «сесть на брюхо» в снегу или грязи значительно снизится;
Передние и задние углы свеса соответственно также увеличатся, что позволит сохранить бампера и элементы обвеса от встречи с дорожным покрытием или бордюром.
Увеличение угла продольной проходимости и переката даст вам некоторое преимущество при преодолении дорожных препятствий.
Однако, есть в большом клиренсе один существенный недостаток, при его увеличении вероятность опрокидывания автомобиля существенно вырастает. Так, при неисправных амортизаторах и слишком «мягких» пружинах, чрезмерное раскачивание транспортного средства почувствуется уже на скорости в 50-60 км/ч. Поэтому, крейсерская скорость для автомобилей с таким дорожным просветом составляет порядка 100 км/ч.
Разумеется, автомобили с низким клиренсом имею меньший расход топлива, они отлично держат дорогу, но при встрече с даже самым маленьким препятствием, могут появится трудности в его преодолении, о бездорожье я вообще промолчу. Как бы там ни было актуальность процедуры самостоятельного увеличения значения клиренса всегда была на высоте, ведь даже самый «повидавший автомобиль преображается на глазах. Если же вы не прочь увеличить эффект внедорожника, на этой странице вы узнаете, как увеличить вылет диска с помощью специальных проставок. У меня на этом все, надеюсь я был полезен. Всего доброго!
Какой клиренс самый оптимальный для города — AvtoBlog.ua
Какой дорожный просвет нужен в городе?
Производители стараются сделать поменьше, ведь большой клиренс означают худшую аэродинамику, повышенный центр тяжести и не образцовую управляемость. А ещё это больший расход топлива и претензии экологов. Но водителям это не так важно. Побольше клиренс хотят не только в провинции, где дороги действительно качеством не отличаются, но и в столице. Именно поэтому почти половина проданных новых машин — это кроссоверы.
С приходом зимы и снега жажда высокого клиренса только увеличивается. И недавние снегопады — лишнее тому доказательство. Причем — и это подтверждают продажи — полный привод далеко не главное, люди просто хотят побольше воздуха под брюхом.
Но какой клиренс будет достаточным в городе, если с асфальта вы съезжаете только 15 раз за год, когда подъезжаете к дачному домику? И сразу оговорюсь про дачи. Обычно подъезды к даче — это насыпь из щебня или гравия. Иногда это просто земля, конечно, но уж точно не бездорожье, где нужны блокировки, постоянный полный привод и 20 см под картером. И потом, даже имея весь внедорожный арсенал, поедете ли вы в реальной жизни (а не на специальных покатушках) туда, откуда есть шанс не выехать своим ходом?
Зачем клиренс «с запасом»
Чаще всего хочется клиренс побольше, чтобы не бояться за бампер при парковке, тем более, что новые правила теперь предусматривают парковку с заездом на тротуар. Для этого достаточно всего 15 сантиметров под бампером и картером двигателя. Такой клиренс сегодня есть даже у многих бизнес-седанов. Однако не все бордюры установлены по ДСТУ. Так что, подъезжая к тротуару, смотрите правильно ли — по поясок — заглублен бордюр.
Ещё одна причина, по которой хочется кроссовер — это общая приподнятость автомобиля над дорогой. Дело в том, что на поворотах, особенно зимой, частое повреждение — замятый порог. Часто пороги заминаются на заправках — там высота бордюров запредельная, что порой невозможно даже дверь открыть. Ещё чаще пороги заминаются при попытке выехать из ледяной колеи.
Для многих сейчас это прозвучит странно, но дорожный просвет — это не единственно важная величина в проходимости автомобиля. Важны также передний и задний свесы и угол рампы.
Например, у длиннобазных автомобилей клиренс может быть высоким, а угол рампы будет все равно очень маленьким. Лучший пример — это лимузины: у них гигантская колесная база, и машина может сесть на брюхо даже на высоком лежачем полицейском. А есть седаны, у которых длинные свесы. Например, Пежо 407. В этом случае бампер не даст заехать или съехать на крутой подъем.
Идеальный просвет
Итак, какой клиренс считать идеальным для города? Точного ответа дать нельзя, потому что — я надеюсь, вы поняли, — многое зависит от размеров автомобиля (его колесной базы). Для маленьких городских хэтчбеков вполне достаточно 140 мм (с учетом, что бампера у большинства машин вне зависимости от клиренса подняты над дорогой сантиметров на 15), для седанов и хэтчбеков гольф-класса — 150 мм, для бизнес-седанов — 160 мм, для компактных кроссоверов — 170 мм, для среднеразмерных кроссоверов — 190 мм, для внедорожников — 200 мм и больше.
А вообще, чтобы не бояться бордюров, могу дать универсальный совет — паркуйтесь к бордюру задом. Задний бампер всегда выше над дорогой, чем передний, так что шансы повредить его минимальны.