Электронное зажигание на карбюратор ваз 2109 – Эпхх ваз 2109 карбюратор. проверка блока управления электромагнитным клапаном карбюратора ЭПХХ автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

  • 27.09.2020

Электронное зажигание на ВАЗ — отличный апгрейд для автомобиля

Итак, наша задача разобраться в деталях и нюансах при замене стандартной, «классической» контактной системы зажигания, на более совершенную – бесконтактную, или как ее еще называют, электронную систему. А зачем нам это? А затем, что все «прогрессивное человечество» в лице владельцев автомобилей марки ВАЗ, будь то 2101 или, если можно так сказать, более продвинутая модель ВАЗ 2107, уже давно перешли на бесконтактную систему зажигания. Остались, наверное, только те, кто не понимает, как это сделать. Надеюсь, после прочтения все станет понятно.

Схема электронного зажигания ВАЗ 2101, равно как и ВАЗ 2105, 2106, 2107 или 2109, включает в себя распределитель с бесконтактным электронным датчиком и стальным экраном, коммутатор, катушку с разомкнутым магнитопроводом, свечи зажигания с высоковольтными проводами и комплект соединительных проводов.

Электронное зажигание для автомобилей ВАЗ

Преимущества установки электронного зажигания на всю классику ВАЗ, неважно, будет ли это 2106 или 2107 – очевидны. Практичность, стабильность работы, более надежное (мощное) искрообразование и качественное сгорание смеси, долговечность, отсутствие проблем с контактной группой, более легкий запуск двигателя – это далеко не полный перечень. Нужно сказать еще и о практически отсутствующих пробоях зажигания, улучшении динамики авто, незначительном, но снижении расхода топлива при использовании бесконтактной системы.

К недостаткам может быть отнесена достаточно высокая цена электронного зажигания ВАЗ и возможный выход из строя датчика Холла. Ну да ладно, датчик нетрудно заменить даже в дороге. В общем, приступим.

Для замены нам понадобится сам комплект зажигания с высоковольтными и соединительными проводами, стандартный набор инструментов плюс ключ на 38 для вращения коленвала, свечи с зазором между электродами 0,7-0,8 мм, предназначенные для бесконтактной системы зажигания, дрель со сверлами, саморезы и час свободного времени.

Электронное зажигание для ВАЗ разных моделей

Один нюанс: при выборе бесконтактной системы зажигания нужно учитывать то, что модель трамблера (датчика-распределителя или прерывателя-распределителя) для разных двигателей будет отличаться длиной вала. Для силовых агрегатов объемом до 1,3 л используется распределитель с более коротким, а при объеме более 1,3 л – с удлиненным валом. Если вал все-таки попался длинный, вместо короткого, на седло распределителя нужно установить шайбу-прокладку, которая поможет «укоротить» вал.

Проворачивая храповую гайку ключом, устанавливаем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Достигается это путем совмещения метки на шкиве коленвала с наибольшей меткой на крышке двигателя. Далее, сняв крышку распределителя, нужно запомнить или пометить расположение распределителя и бегунка в нем. Именно так и нужно будет устанавливать их, заменив новыми. Кстати, достаточно подробно об установке электронного зажигания ВАЗ можно посмотреть на видео в сети.

Переходим к демонтажу катушки зажигания, замечая, куда и какие провода были прикреплены и то, что на новой катушке плюс обозначается как «Б», минус, соответственно «К». Все, старую сняли, новую установили. На очереди коммутатор.

Коммутатор ВАЗ

Установить его можно куда угодно, например, под левой фарой есть место. Если нет – дрель в руки и вперед! Тут саморезы и пригодятся. Момент: при установке следим, чтобы радиатор коммутатора наиболее плотно прилегал к кузову автомобиля; черный провод от блока управления крепим к массе. Провода с отметкой «плюс» от коммутатора и зеленый провод, который присоединялся к старому трамблеру, соединяем с клеммой катушки «Б». Оставшийся провод от коммутатора и коричневый, тоже от старого распределителя зажигания, с клеммой «К» катушки зажигания.

Беремся за трамблер. Ослабив его крепление, извлекаем старый и заменяем его новым. Устанавливаем точно так, как стоял старый. Осторожнее с прокладкой! И еще: не нужно сейчас окончательно затягивать его крепление – чуть позже может понадобиться регулировка. Подключаем жгут проводов в фишке от коммутатора.

После этого можно заменить свечи и провода высокого напряжения, установить крышку распределителя и – осталось только перепутать местами высоковольтные провода. Головная боль в этом случае обеспечена! Сверяемся при подключении с цифрами на крышке распределителя зажигания! Провод, выходящий из центра крышки распределителя – к катушке. Ну, все, можно заводить.

Схема зажигания ВАЗ

Завелась? Повезло! Ничего, в следующий раз обязательно что-то напутаете. Теперь необходимо точно выставить момент зажигания, затянуть распределитель и на этом установка электронного зажигания на ваш ВАЗ может считаться законченной, о чистке контактов можно не вспоминать.

В случае если не завелась, причина может быть в неправильной установке соединительных или высоковольтных проводов или трамблера (датчик Холла в центре должен совмещаться с кромкой начала выреза окна в экране), неработоспособности коммутатора, катушки зажигания или датчика Холла. Также стоит обратить внимание на работоспособность свечей зажигания.

Если завелась, но при правильно установленном моменте зажигания работа двигателя вызывает нарекания, возможно, причина в центробежном регуляторе прерывателя зажигания. Лечится заменой пружин грузов на более мягкие пружины.

Электронное зажигание для Авто-ВАЗ

Вот теперь можно и в путь, не забыв купить про запас датчик Холла. Осталось только наслаждаться более уверенной, ровной и бесперебойной работой двигателя.

можно поставить электронное зажигание на ВАЗ 2109?

Установка бесконтактного зажигания вместо традиционного дает много преимуществ. Одно из них – не требуется больше регулировка контактов. Кроме того. Оно заметно облегчает пуск автомобиля в холодное время года, даже если аккумулятор выдает только 6 В. Установить его на автомобиль можно самостоятельно, для этого потребуется минимальный комплект инструментов. Вам понадобится — ключ на 13; — саморезы; — коммутатор; — катушка; — высоковольтные провода; — новые свечи. Инструкция 1 Отсоедините клеммы с аккумулятора. Снимите провода с распределителя зажигания. Отсоедините крышку старого трамблера, отметьте положение бегунка и распределителя зажигания. Отсоедините провода от катушки зажигания, запомните их цветовую маркировку и наименование клемм катушки, так как потом штатные вернете на место, добавив к ним новые. 2 Прикрутите саморезами коммутатор. Наиболее лучшее место для этого – брызговик. Радиатор коммутатора должен быть направлен вверх и иметь большую площадь соприкосновения с кузовом автомобиля для лучшего теплоотвода. Возьмите новый распределитель зажигания и катушку. Установите их на место штатных. Под катушкой вычистите место, чтобы была хорошая «масса» . Поставьте новый трамблер точно как старый, т. е. по метке. 3 Соедините коммутатор, катушку и распределитель зажигания проводами бесконтактного зажигания. Прикрутите самый короткий от коммутатора на «массу» , остальные два на катушку: синий на клемму «+Б» , коричневый или голубой с черным – на «К» . Запомните расположение изначально при разборке. Оставьте старые провода с катушки на новой. Будет по два одинаковых на каждом выводе катушки. Оденьте крышку на датчик-распределитель. Присоедините высоковольтные провода — центральный провод на катушку, остальные на цилиндры двигателя по схеме – 1-3-4-2. Возьмите новые свечи и установите зазор 0,7-0,8 мм. 4 Установите зажигание. Для этого первый цилиндр должен находиться в верхней мертвой точке. Чтобы это сделать, выверните первую свечу, возьмите отвертку с длинным жалом и вставьте в отверстие. Заводной ручкой или ключом храповика начинайте вращать коленчатый вал. ВМТ будет находиться в том месте, где отвертка замрет в верхней точке и начнет опускаться. 5 Проверьте расположение бегунка и датчика распределителя. Первый должен смотреть на контакт верхней крышки первого цилиндра. Возьмите ключ 13 и слегка отпустите крепление датчика, закройте крышку и заведите двигатель. Вправо-влево двигая распределитель, добейтесь равномерных оборотов мотора. Зафиксируйте его. Окончательно проверьте установку на ровном участке трассы на скорости 50-60 км/час. Для этого резко нажмите на «газ» , если будет ощущаться легкая детонация примерно 1-3 секунды, значит все правильно, если ее не будет, то переместите датчик-распределитель на одно деление в «плюсовую» сторону. Когда она продолжительная, то в «минусовую».

да, их сотня разных продается.

Последний вздох: как и зачем устанавливали электронное управление на карбюраторы

Почему инжектор сменил карбюратор?

Многие считают, что в эволюции систем питания автомобильных бензиновых моторов карбюраторы последовательно сменил моновпрыск, затем впрыск распределенный, а потом и непосредственный. Однако не все знают, что был короткий период развития карбюраторных двигателей, когда у них получилось почти вплотную подобраться по характеристикам к инжекторным! Произошло это благодаря МПСЗ – микропроцессорным системам зажигания.

Несовершенство классической системы питания и зажигания не было секретом для автоинженеров со времен появления первых автомобилей. Карбюраторный принцип смесеобразования и центробежно-вакуумный принцип поддержания оптимального угла зажигания всегда считались компромиссом – у двигателя слишком много переходных режимов, в которых карбюратор и трамблер не способны обеспечить оптимальную работу мотора, сочетающую максимальную экономичность, приемистость, эластичность, мощность и полное отсутствие детонации. А вот ЭБУ, электронный вычислительный блок, управляющий топливными форсунками и свечами инжекторной системы — может.

Однако все допотопные механические и электромеханические впрысковые системы, существовавшие до эпохи появления полноценных электронно-управляемых распределенных инжекторов (от «командогеретов» авиационных двигателей люфтваффе до многочисленных поколений автомобильных «джетроников»), по сути, слабо отличались в лучшую сторону от качественных карбюраторов. И до практической реализации инжектора в его самом массовом современном виде дошло лишь тогда, когда сделать это позволил уровень развития электроники. Создать полноценный блок ЭБУ для инжектора на радиолампах в 50-е годы ХХ века было попросту нереально. Сделать его на транзисторах 60-х годов – тоже. Лишь в 80-е годы, благодаря распространению компактных микросхем и мощных транзисторов, ЭБУ приобрел знакомые нам сегодня функционал, габариты и облик.

Без имени-1

Карбюратор уходит, но не сдается

Когда-то первые карбюраторы представляли собой примитивную трубку с одним жиклером и дроссельной заслонкой. Однако за десятилетия эволюции их конструкция усложнилась неимоверно. Идеальными устройствами для приготовления топливовоздушной смеси они так и не стали, но заметно к ним приблизились. Поэтому, несмотря на то, что переход на распределенный электронно-управляемый впрыск был предрешен и очевиден даже инженерам советских автозаводов, мысль о том, что миллионы карбюраторных машин еще не исчерпали свой потенциал, не давала покоя многим.

Дело в том, что современный карбюратор не зря имеет сложную конструкцию: благодаря этому он, будучи исправным и идеально отрегулированным, достаточно неплохо справляется с задачей подготовки правильной бензовоздушной смеси в различных режимах работы двигателя и с учетом самых разных внешних условий. А значит, карбюратор можно попытаться оставить в покое и переключить внимание на второе из двух важнейших для работы мотора условий – правильное зажигание. Трамблер с его убогими вакуумным и центробежным регуляторами угла опережения – узкое место в моторе, он во многом губит все то, что дает карбюратор. Поэтому можно попытаться дополнить карбюратор умной электронной системой зажигания, и он приблизится по эффективности к инжектору. Так и родились микропроцессорные системы зажигания.

Для понимания идеологии этих систем нужно отметить один важный момент. Многие помнят, как едва ли не каждый советский владелец вазовской классики, Москвича или Волги стремился заменить нестабильное и примитивное штатное контактное зажигание на бесконтактное электронное. В последнем контактную группу из трамблера выбрасывали и заменяли датчиком Холла, индуктивным датчиком или даже инфракрасным. Так вот, электронные системы бесконтактного зажигания и МПСЗ – это совершенно разные вещи.

Электронное бесконтактное зажигание позволяло лишь избавиться от контактной пары и уменьшить зависимости мощности искры от просадки напряжения бортсети стартером. Ну и иногда брало на себя функцию ручного октан-корректора. А МПСЗ делала не только всё то же самое, но и — что гораздо важнее — автоматически регулировала параметры опережения зажигания, исходя из положения коленвала, оборотов и давления на впуске. С развитием микропроцессорных систем стало возможным при желании добавить датчик детонации, лямбда-зонд, датчики температуры антифриза и воздуха на впуске. Причем эта регулировка шла непрерывно, практически как у инжектора. Контроллер быстро реагировал на изменение условий работы мотора и корректировал угол опережения зажигания, учитывая в том числе и качество топлива.

карбюратор

Все владельцы карбюраторных автомобилей с установленным микропроцессорным зажиганием, начиная от достаточно старых и примитивных моделей МПСЗ и кончая современными, с возможностью самостоятельной ручной коррекции графиков УОЗ через Bluetooth со смартфона (!), отмечали радикальные изменения в поведении машины. «Карбовый» двигатель действительно «просыпался», идеально ровно работая на холостых оборотах и становясь приемистым и очень эластичным в движении. Также МПСЗ делала минимальной разницу между бензином и газом, если на машине было установлено газобаллонное оборудование.

Сфера автоэнтузиастов

Первые отечественные инжекторы появились на ВАЗах в середине 90-х, но массовыми стали лишь к началу 2000-х. Автомобильные заводы СССР, а затем и России слишком долго зависали на «карбюраторном этапе». Последние карбюраторные машины сходили с конвейеров ВАЗа и УАЗа аж в 2006 году, до ввода в нашей стране экологического стандарта Евро-2, в который «карб» уже не вписывался. Массовый и безвозвратный переход на инжекторные системы задержался сильно, и поэтому промежуточный этап с применением МПСЗ для автозаводов оказался неприемлемым.

Под капотом Lada 111 Под капотом Lada 111 ‘1997–2009

Тем не менее, советская промышленность в конце 80-х производила фабричные комплекты контроллеров МПСЗ с периферией и проводкой. Модели носили характерные для своего времени названия типа «Электроника-МС2713-02» или «Электроника-МС4004». Выпускали их у нас в Москве и «почти у нас», в болгарской Софии. Такие контроллеры МПСЗ заводского производства комплектовались полным набором компонентов для самостоятельного монтажа системы на автомобиль, включая распределенные катушки зажигания (в роли которых часто выступали спаренные катушки от Оки) и даже заглушку, устанавливаемую на место удаляемого трамблера.

Главным из датчиков был, разумеется, датчик положения коленвала, который нужно было установить в КПП напротив зубьев маховика. Вторым по важности являлся датчик разрежения во впускном коллекторе, служивший основным источником информации о нагрузке на двигатель для умной электроники. У систем МПСЗ «Электроника» этот датчик был встроенным непосредственно в сам корпус контроллера и соединялся со штуцером в карбюраторе тонким шлангом.

Однако несмотря на высокий уровень гаджетов под маркой «Электроника», массовой система так и не стала. В 80-х Волжский автозавод выпускал незначительное число переднеприводных автомобилей с МПСЗ «Электроника» на экспорт; в широкой же продаже в качестве комплектов для самостоятельной установки встречались они крайне редко, и мало кто о них знал. А с развалом СССР в 1991 году фабричные МПСЗ и вовсе исчезли с прилавков магазинов.

auto parts

Лет десять в сфере микропроцессорного зажигания было полное затишье, но примерно в начале 2000-х эту нишу заняли мелкосерийные самодельщики-любители, энтузиасты тюнинга, которые полностью «окучивают» ее и по сей день, создавая достаточно сложные и весьма умные устройства. Правда, количество таких проектов было относительно невелико и сейчас постепенно сокращается, ибо в наши дни спрос на МПСЗ планомерно падает по причине ухода на заслуженный отдых карбюраторных моторов и машин с ними…

Инжектор как донор для карбюратора

Кстати, стоит упомянуть любопытное ответвление развития систем МПСЗ, которое они получили уже в инжекторную эпоху. Многие энтузиасты карбюраторных машин в середине 2000-х почти одновременно пришли к лежащей на поверхности идее. Поскольку блоки управления инжекторными двигателями типа «Январей», «Микасов» и прочих «Бошей» подешевели, их стало возможно приобрести за совершенно небольшие деньги на разборках. А ведь инжекторный ЭБУ – это практически готовый и весьма совершенный блок для карбюраторной МПСЗ.

Дело в том, что инжекторный ЭБУ, собственно, не знает, где он работает. На своем родном инжекторном моторе, на карбюраторном моторе или вообще на лабораторном столе или на коленке. Блок просто методично выполняет свою программу – получает информацию от датчиков и на основе этих данных выдает управляющие сигналы для впрыска и зажигания. И если подключить к ЭБУ вместо топливных форсунок карбюратор, навесить на него модуль зажигания и датчики, то электронный блок будет работать и безупречно подавать искру в нужный момент с точностью, недоступной даже самому лучшему трамблеру, контролируя обороты, нагрузку на мотор, температуру и детонацию. Для этого, правда, нужно откорректировать прошивку, написав ее урезанный «карбюраторный» вариант. Но для настоящих энтузиастов это не так уж сложно.

МПСЗ_html_5094e13f

Получая информацию от датчика положения коленвала, давления на впуске, детонации и иногда даже от лямбда-зондов (если владельцу карбюраторной машины было не лень врезать их в глушитель), популярные и распространенные ЭБУ типа «Январь» дали многим автостаричкам второе дыхание.

Впрочем, повторимся — сегодня история с МПСЗ постепенно сходит на нет. Микропроцессорное зажигание было бы чертовски актуально в виде заводской системы на автомобилях “доинжекторной” эпохи, но отечественным автозаводам эта промежуточная инновация оказалась не по силам. Сейчас же карбюраторных машин становится все меньше, а многие из тех, кто готов своими руками сделать что-то основательное с любимой, но немолодой машинкой, предпочитают собрать полный инжекторный комплект впрыска и зажигания, который с применением подержанных компонентов с разборки порой оказывается сопоставимым по цене с комплектом МПСЗ для карбюратора…

Установка катушки зажигания 2108, 2109, 21099

проверка катушки зажиганияВсем известно, что штатным местом для установки катушки зажигания в подкапотном пространстве автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 является левый брызговик двигателя. Место это несколько неудачное, так как пыль, грязь, вода, летящие из под колес автомобиля, снизу двигателя, постоянно воздействуют на катушку зажигания. Такое воздействие чревато выходом ее из строя или постоянными перебоями в работе.



А это — проблемы с запуском двигателя, «троение» двигателя, падение мощности, «провалы» и пр. Особенно часто выходит из строя крышка катушки зажигания (См. «Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099»).

Предлагаем внести некоторое изменение в расположении катушки зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях. Такое изменение известно многим автолюбителям еще с советских времен и так сказать проверено временем.

Штатное место расположения катушки зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Нижняя часть левого брызговика двигателя.

Новое место расположения катушки зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Площадка крепления верхней опоры передней стойки. То есть более сухое и защищенное место.

катушка зажигания на чашке стойкикатушка зажигания установлена на площадке (чашке) крепления опорного подшипника передней стойки

После переноса катушки зажигания влияние внешних негативных факторов на ее работоспособность фактически сводится к нулю.

Примечания и дополнения

— На инжекторном двигателе 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 вместо обычной катушки зажигания установлен модуль зажигания, имеющий в своем корпусе целых две катушки. В подкапотном пространстве автомобиля он расположен он иначе, чем на карбюраторном двигателе (См. «Модуль зажигания системы зажигания инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099»).

Еще статьи по системе зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Неустойчивая работа карбюраторного двигателя на холостом ходу, причины связанные с системой зажигания

— Применяемость свечей зажигания на карбюраторных и инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ

— Неисправности свечей зажигания автомобилей ВАЗ

— Схема бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Особенности регулировки зазора между электродами свечей зажигания

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*