Этика водителя это – Презентация по дисциплине «Основы законодательства в сфере дорожного движения» «Культура вождения и этика водителя»

  • 05.09.2020

Этика водителя — Культура безопасного вождения

 

 

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

 

ЭТИКА ВОДИТЕЛЯ

Этика водителя — это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.

Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение или, просто лихача, мы создаем массу опасных дорожных ситуаций ежедневно. А результатом минутного порыва часто становятся самые трагичные последствия. Именно поэтому,

крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения.

Настоящий водитель вежлив и предупредителен — он не будет крутить пальцем у виска и, открыв окно, выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехо­да ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, не­доброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отно­шение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятель­ствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» по­вышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» лю­бой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется не­достаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может по­мешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.

Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не при­водило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.

Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважи­тельного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.

Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пе­шеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то скольких трагедий удалось бы избежать!

Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однознач­ному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода — часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелатель­ного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.

Этика складывается из следующих нравственных отношений:

— уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения;

— предупредительный, вежливый стиль езды;

— «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;

— оптимальный стиль, характеризуемый достаточно плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;

— на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;

— помощь другим водителям;

— ответственность за рядом сидящих пассажиров;

— бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает Правил, пожилой человек

и т. д.

— использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;

— никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;

— постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

Вот еще несколько простых, но действенных правил этики, которых стоит придерживаться, находясь за рулем:

Паркуясь, помни о других. В этом правиле заложено уважительное отношение к тем, кто проезжает мимо и кому тоже может потребоваться остановиться. Старайтесь занять меньше места на дороге. Ведь наверняка вас самих не раз раздражало то, что автомобили припаркованы как попало. Кто-то уткнулся к краю проезжей части носом, а кто-то поставил автомобиль вдоль проезжей части, заняв место.

Соблюдай рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой – в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля, т.е. мешает более быстрым машинам опередить его, заставляет их перестраиваться.

Помогай выехать на дорогу из боковых проездов. Плотный поток медленно течет мимо автомобиля, стоящего в боковом проезде в ожидании разрыва в потоке. И это может занять достаточно много времени. А если автомобиль в первом ряду притормозит на несколько секунд, этого будет достаточно, чтобы ожидающий автомобиль встроился в поток.

Помогай обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажи это включением согнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной прими правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.

Будь понятен другим. Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение. И то и другое затрудняет понимание другими водителями твоих действий. Подавай сигнал поворота заранее, а не тогда, когда до перекрестка остается пару метров и следующий за вами в прямом направлении водитель вынужден будет остановиться. Зачем раздражать других людей?

Соблюдай очередность проезда при сужении дороги. В ряде стран при сужении дороги водители должны перестраиваться из двух рядов в один по очереди: один из правого ряда, другой из левого, в других не странах это неписаное правило. Бодаться на узком участке дороги ни к чему.

Лучше включить фары на час раньше, чем на минуту позже. Включай ближний свет в сумерках. Даже если он и не улучшит вам видимости дороги, то точно повысит видимость вашего автомобиля для других участников движения. Особенно это правило касается пешеходов.

Не ослепляй дальним светом. Переходи на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет.

При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходи на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары.

При следовании за автомобилем-лидером включай ближний свет, чтобы не слепить водителя через зеркала заднего обзора.

При обгоне включай дальний свет в тот момент, когда поравняешься с обгоняемым автомобилем. Если обгоняют тебя, выключай дальний свет как только обгоняющий включит его.

При остановке автомобиля перейди на габаритный свет. Это улучшит видимость дороги водителями встречных автомобилей и будет для них сигналом о том, что ваш автомобиль стоит. Ни в коем случае не оставляйте стоящий на обочине автомобиль с включенными фарами, это слепляет других водителей.

Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Этого, прежде всего, требуют Правила дорожного движения. И не следует забывать, что все мы водители и пешеходы одновременно. Помните о том, что пешеходы знают, что вы, водители, обязаны их пропустить. Однако конфликты на перекрестках и пешеходных переходах имеют место быть. Всегда представляйте себе, что где-то переходит дорогу ваш близкий человек и ему было бы приятно встретиться с доброжелательным водителем, а не тем, который готов проехать по ногам.

Выполнение этих несколько советов поможет решить большинство конфликтов на дороге. Агрессивное вождение к добру не приводит, следовательно, ни к чему закреплять этот стереотип поведения в своем сознании.

Кроме того:

Не надо возмущаться по поводу каждой мелочи. Везде есть красные светофоры, медлительные пешеходы, плохие участки дороги, трактора и медленно ползущие фуры. Стоит принять это вроде неизбежного явления, как снег или дождь.

Как минимум глупо будет заводиться от хамства и, тем более, отвечать тем же. Дорожная необходимость уступить право движения пешеходу или водителю не должна у Вас поднимать у вас отрицательные эмоции.

Сдерживайте проявление бурных эмоций, если Вы темпераментный человек. Это пригодится Вам в общении с другими водителями, а в особенности, с сотрудниками ГАИ.

Не надо бросать мусор из окна, выбрасывать изношенные ненужные детали где зря и капать отработанным маслом, усложняя жизнь другим своей машиной.

Стоит оказать помощь на дороге другим попавшим в затруднение водителям. В будущем помогут при необходимости и Вам.

Если Вы пропустили пешеходов там, где у них есть преимущество движения, а они не решаются сдвинуться с места, — пригласи их идти понятным жестом.

Не забывайте поблагодарить за предупреждение о чем-то или за оказание преимущества движение простым поднятием руки или аварийкой.

Не надо настаивать, даже если Вы и правы. Просто уступите дорогу неопытному водителю или вездесущему дураку.

Грамотный и уверенный в себе водитель не будет нервничать понапрасну, потому что ведет себя и машину лучше других, соблюдая все ПДД и нормы этики.

Помните золотую заповедь: поступайте с другими участниками так, как хотите, чтобы они поступали с Вами


Категория: Культура безопасного вождения | Популярность: 47324 | Оценка: 3.33

Добавить комментарийКомментарии:

Культура водителей и этика вождения автомобиля

Культура вождения

То, что культура вождения автомобиля стопроцентно зависит от культуры человека как таковой – неоспоримый факт. Ведь трудно себе представить, что автовладелец, который на работе и в быту ведет себя как никого не уважающий хам, за рулем вдруг превращается в милейшего и предупредительного гражданина. И чтобы поднять водительскую культуру, ужесточаются ПДД, повышаются административные штрафы, снимается социальная реклама. Однако очень многое зависит от нас самих: начав думать о других участниках движения, мы автоматически меняем свой стиль поведения, становимся лучше. И, кстати, начинаем чувствовать себя за рулем просто отлично!

Конечно, забыть о себе, любимом, просто нереально, как и постоянно думать об окружающих нас людях. Как и в жизни, все, что мы делаем на проезжей части – только для себя. Однако умный водитель всегда помнит о принципе бумеранга: если с кем-то обойтись невежливо, то можно в ответ получить такой же моральный «подарок». Зато приятное ощущение, что какой-то участник дорожного движения искренне вам благодарен хотя бы за то, что ему уступили дорогу, согревает душу и делает любой ненастный день ярче.

 

Культура вождения: определение и правила

Под термином «культура водителей» подразумеваются отношения на дорогах общего пользования, в целом характеризующие уровень взаимоотношений и взаимной выручки всех участников дорожного движения. Подразумевается, что водитель за рулем соблюдает ПДД, не создает аварийных ситуаций и в целом старается не причинять неудобств как другим водителям транспортных средств, так и пешеходам.

знак важно Есть довольно большой свод правил, которые и называются культура вождения. Выполнять эти негласные предписания способен даже новичок. Назовем лишь основные из них.

галочка Соблюдение ПДД – первый признак уважительного отношения к своим автоколлегам. И даже если кто-то из них сам выполнил странный маневр – не стоит нервничать и ругаться. Лучше постараться понять, что будет делать этот водитель дальше, чтобы заранее предупредить аварийную ситуацию.

галочка Увидев на обочине неисправный автомобиль, остановись и предложи помощь. Возможно, она и не нужна или ты не в силах помочь. Но в любом случае проявление сочувствия, внимание к проблемам других – признак хорошего тона.

галочка При парковке располагай свою машину так, чтобы она не занимала полтора-два места. И уж тем более не «подпирай» уже припаркованный автомобиль. Однако бывает так, что других вариантов не остается: тогда обязательно оставь свой номер телефона на листочке под стеклом.

галочка Если машина, стоящая на светофоре, тронулась с места не слишком быстро – не сигналь настойчиво этому водителю. Ведь можно просто «моргнуть» фарами – и он без негативных эмоций все поймет.
Когда у соседней машины видны неполадки – сообщи об этом автовладельцу.

галочка При подъезде к светофору с красным светом или пробке пропускай автомобили, которые поворачивают налево. Лично вас это практически не задержит, все равно придется стоять! Зато, перегородив путь, вы лишаете соседей как минимум нескольких минут. То же самое касается пешеходов на перекрестке с пробкой: пропускайте людей, а не стойте прямо на переходе.

Безусловно,  культура вождения в России пока что не находится на том уровне, на котором ей положено быть. Однако частично ей помогают негласные этические нормы, выработанные в течение многолетней практики вождения еще со времен Советского Союза.

 

Водительская этика – это не этикет, но она помогает на дороге

вопросительный знак Что такое водительская этика? В первую очередь – совокупность нравственных правил человека за рулем, то есть как он должен себя вести. За нарушение этих правил не штрафуют и вообще не наказывают. Однако излишняя раздражительность, плохое настроение или агрессивный стиль вождения являются провокаторами многих неприятных ситуаций на проезжей части.

Любое из неприемлемых человеческих качеств способно привести к беде. Так, по каким-то личным причинам агрессивно настроенный водитель совершает массу опасных действий. Например, его явно раздражает повышенная скорость автомобиля, который его обгоняет, и агрессор сам начинает яростно давить на педаль газа, стараясь «наказать» псевдообидчика любой ценой. И напротив, когда по всем правилам нужно уступить транспортному средству, имеющему безоговорочное преимущество, он пытается «проскочить» первым.

Еще один признак человека, нарушающего этику – обгон вопреки ПДД машины, которая движется в одной полосе недостаточно быстро. Есть масса и других ситуаций, когда нарушение моральных норм накаляет обстановку на дороге.

В идеале, нравственные отношения между участниками движения должны состоять из:

машина отказа садиться за руль в нетрезвом виде;
машина вежливого стиля езды, без «рваности», резкого набора скорости и экстренного торможения; оптимальный стиль – плавный старт, постепенное торможение и перестроение, заблаговременная подача предупредительных сигналов;
машина недопустимости мщения за ошибки других;
машина использования наиболее безопасных приемов вождения;
машина максимальной помощи другим участникам движения;
машина предупредительного и вежливого отношения к пешеходам – в конце концов, это может быть беременная женщина, пожилой человек или ребенок;
машина ответственности за своих пассажиров;
машина хорошего технического состояния ТС и его внешнего вида.

Существуют и другие, достаточно тривиальные, но эффективные правила этики, которые прописаны любому человеку за рулем независимо от стоимости автомобиля, водительского стажа и даже страны проживания.

машина Старайся быть понятным другим. Для этого нужно предупреждать других о своих маневрах заблаговременно, а не за пару метров до поворота на перекрестке или места остановки. И не затягивай перестроение, как и не проводи его резко: это вводить в заблуждение других водителей, они не понимают, чего от тебя ожидать в дальнейшем. А это раздражает…
машина Помощь при обгоне – признак доброжелательного шофера. Как соблюдается это правило, демонстрирует водители фур: если за ними формируется очередь легковушек, а дорога свободна, они включают правый сигнал; сигнал левого поворота означает, что по встречной полосе едут машины, и обгон следует отложить.
машина Если проезжая часть сужается, соблюдай очередность проезда –«бодаться» на таких участках себе дороже. Именно поэтому в некоторых странах в таких случаях законодательно прописан алгоритм безопасных маневров.
машина Помогай водителям, стремящимся выехать из боковых проездов. Ведь при плотном потоке транспорта им придется стоять довольно долго в ожидании разрыва. А когда машина, едущая в первом ряду, притормозит хотя бы на пару секунд, это поможет ожидающему автомобилю встроиться в поток.
машина Ближний свет фар лучше включать в сумерках, а не в полной темноте. Даже если это не улучшает видимость, то однозначно помогает заранее увидеть вашу машину другим. И особенно – пешеходам.


Вообще, корректное использование световых приборов считается признаком настоящего профессионала. Например, «дальнобой» никогда не ослепит дальним светом, вовремя перейдя на ближний. А если большегруз приближается к вершине подъема, то его водитель включает ближний несколько раньше, чем станут видны фары встречного автомобиля. Вот еще несколько правил, отличающие вежливого водителя:

машина если «пристроился» к автомобилю-лидеру – сразу же включай ближний свет, чтобы не ослеплять водителя через боковые зеркала;
машина когда обгоняют тебя, выключай фары дальнего света сразу же, как только обгоняющий их включит; соответственно, когда сам обгоняешь, включай дальний свет в момент, когда поравняешься с обгоняемым;
машина если остановился – обязательно перейди на габаритное освещение, которое улучшит освещенность проезжей части, а заодно поможет водителям увидеть твою машину. Если фары оставить включенными, они будут слепить других водителей транспортных средств.

Рассказывать о культуре водителей можно очень долго, но лучший учитель – это практика. Поэтому всегда учитывай то, как твои поступки отражаются на других водителях. Перефразируя “крылатое” выражение: поступай со всеми участниками дорожного движения так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой!

Этические основы водителя

Слово «этика» переводится с греческого языка как «обычай», «нрав». Общеизвестным фактом является то, что внешнее проявление в поведении человека полностью соответствует его внутреннему миру. Нормы поведения, как обычаи в обществе, развивались на протяжении многих веков, а современный цивилизованный человек взял на вооружение самое лучшее и незыблемое и перенес их в этические основы водителя или вообще поведения человека.

Этические основы водителя

Освоив азбуку вождения автомобиля, получив права и выехав на дорогу, вы автоматически становитесь частью мирового содружества водителей. Миллионы ваших коллег следуют негласным нормам и правилам водительской этики: уважения к пешеходам и остальным водителям, дисциплины и ответственности.

Этические основы водителя полностью соответствуют Правилам дорожного движения, а их выполнение красноречиво расскажет о вас, как о человеке. Черты характера проявляются в поведении на дороге.

Хам в повседневной жизни, он и за рулем хам. Для него не составит большого труда мчаться по лужам в дождь, обдавая всех вокруг грязной водой или подрезать задумавшегося водителя, или не пропустить пешехода, или дымить мотором под окнами жилых домов.

Этические основы водителя, собранные в виде простых и доступных правил, легко выполнимы, а их соблюдение влечет за собой порядок и контроль на дорогах.

 

  • Уважайте и пропускайте пешеходов, особенное особенно на нерегулируемых переходах и при повороте. Помните, что ваши дети, родные и знакомые тоже потенциальные пешеходы.
  • Не ослепляйте коллег, заранее переключайтесь на ближний свет при разъезде со встречной машиной или при обгоне.
  • При сужении дороги соблюдайте очередность, уступите тому, кто торопится.
  • Не суетитесь с полосы на полосу, будьте понятны и предсказуемы для других участников движения, включайте сигнал о перестроении заранее.
  • Будьте доброжелательными, помогайте при обгоне, включите правый поворот как сигнал того, что вас можно обогнать.
  • Помогите выехать другому водителю из боковых проездов, притормозите — этого вполне хватить, чтобы машине встроиться в основной поток, а в ответ вы получите улыбку и сигнал «аварийки» в знак благодарности либо от девушки водителя, либо от мужчины.
  • При парковке думайте не только о себе любимом, заняв как можно меньше места, вы сэкономите пространство для других машин.
  • Соблюдайте рядность, не занимайте площадь, где поместились бы две машины одновременно, такое поведение больше всего свойственно женщинам водителям, а мужчины, нервничая, задумываются о профпригодности дам за рулем.

Этические основы водителя предполагают вежливость и воспитание на дороге как залог безконфликтного ритма жизни. Агрессия порождает только зло, поэтому не делайте того, чего не хотите получить взамен.

Может заинтересовать:

Этические основы водителя
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добавить свою рекламу

Этические основы водителя
Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Добавить свою рекламу

Этические основы водителя
Что дает установка автобаферов?

Добавить свою рекламу

Этические основы водителя
Зеркало видеорегистратор Car DVRs Mirror

Добавить свою рекламу

Этические нормы водителя.

Правильная посадка в автомобилях — это еще не все. Это — протокол, который определяет техническую сторону дела. Мы же определяем протокольную часть в неразрывной связи с церемониальной, то есть с принципами, составляющими ее этическую и эстетическую сущность.

Международный этикет определяет культуру поведения и взаимоотношений людей во всех сферах деятельности. Соблюдение этикета в цивилизованном мире неукоснительно, как в производственных отношениях, так и в бытовых. Человек, уважающий себя и окружающих, всегда будет обходителен, но и вместе с тем уверен в себе, вежлив, но не заискивающ, учтив и одновременно в меру саркастичен, с той долей скромности, когда окружающие не посмеют отпустить в его адрес сентенцию типа: «Скромность — самый верный путь в неизвестность».

Коль скоро мы говорим о культуре пользования автотранспортом, то уместно будет остановиться на технических деталях и эстетических штрихах, которые дополнят и допишут портрет уважаемого и уважающего человека. Садясь за руль собственного автомобиля или пользуясь любезностью водителя, необходимо помнить следующие неписаные правила.

  1. Как бы вы и ваши спутники не спешили, никогда не включайте зажигание и не заводите мотор до тех пор, пока все пассажиры не расселись и не захлопнули дверцы.
  2. Зачастую водители или пассажиры испытывают неудовольствие и пренебрежение к пристежным ремням безопасности, в особенности при поездках по городу и на незначительные расстояния. Не использовать их по назначению — равносильно тому, как ехать, например, с неплотно закрытой дверцей или с неисправными стеклоочистителями. Если сидящий с вами пассажир пренебрегает ремнем безопасности, найдите вежливую, ненавязчивую форму просьбы, типа: «Набросьте, пожалуйста, ремень, чтобы не вступать по пустякам в конфликт с дорожной инспекцией».
  3. Садясь за руль и подняв кнопки фиксации запора дверей, не поленитесь еще протянуть руку и отщелкнуть внутреннюю ручку пассажирской двери, чтобы она чуть отворилась. Это будет считаться любезным приглашением вашему спутнику по поездке.
  4. Размеривайте свои силы при закрывании дверей, чтобы излишне сильно не хлопать ими. Один мой знакомый водитель отучал таких пассажиров несколько резкой, но уж больно остроумной фразой. В таких случаях он спрашивал: «Скажите, у вас дома холодильник есть?»
  5. Безобразное впечатление производит пассажир вальяжно развалившийся в кресле, да еще и закинувший руку на спинку водительского сидения. Во-первых, бестактно отдыхать, когда человек, сидящий за рулем, сосредоточен и находится в работе, а во-вторых, это просто пренебрежительно по отношению к водителю.
  6. Высунутые из окон руки создают впечатление неряшливости внешнего вида автомобиля. К тому же это небезопасно.
  7. Почему-то стало этаким шиком езда с громко включенной музыкой, причем далеко не высокого художественного уровня. По-моему, это дурной тон.
  8. В западных странах благодарственный кивок или жест рукой водителю, уступившему вам ряд или право проезда, является естественной нормой водительских взаимоотношений, На российских же дорогах эта практика начисто отсутствует.
  9. Некоторые владельцы автомашин оказывают, как им кажется, высшую степень доверия пассажиру, выходя из машины на две-три минуты (в магазин, киоск) и оставляя ключ в замке зажигания. По сути, это не верно, кто бы с вами ни ехал, пусть даже близкий родственник. Оставленный ключ автоматически снимает с водителя ответственность за машину и перелагает ее на пассажира.
  10. Если вы пассажир, воздерживайтесь от рекомендаций водителю по правильности следования, если только вас об этом не попросили.

Вы и сами, уважаемый читатель, можете продолжить и досочинить этот перечень этических норм, несоблюдение которых может привести к душевному расстройству или даже к конфликту. Кто-то, наоборот, возразит, скажет: «Да, ну, ерунда. Делом надо заниматься, бизнесом, коммерцией, деньги делать. Тогда и уважать будут. И не нужно мне это — с кем стоять, как ходить, где сидеть, — да еще и знаменитую пословицу вспомнит, — не место красит человека, а человек место».

Тогда тот человек может закрыть эту книгу и, пожалев об истраченных деньгах, отложить ее в сторону. Мы же с вами продолжим создавать свой образ — образ современного делового человека. Будем следовать старинной театральной заповеди: «Когда создается образ, мелочей нет».

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

ЭТИКА ВОДИТЕЛЯ

Этика водителя — это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.

Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение или, просто лихача, мы создаем массу опасных дорожных ситуаций ежедневно. А результатом минутного порыва часто становятся самые трагичные последствия. Именно поэтому, крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения .

Настоящий водитель вежлив и предупредителен — он не будет крутить пальцем у виска и, открыв окно, выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехо-да ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, не-доброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отно-шение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятель-ствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» по-вышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» лю-бой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется не-достаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может по-мешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.

Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не при-водило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.

Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважи-тельного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.

Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пе-шеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то скольких трагедий удалось бы избежать!

Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однознач-ному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода — часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелатель-ного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.

Этика складывается из следующих нравственных отношений:

— уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения;

— предупредительный, вежливый стиль езды;

— «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;

— оптимальный стиль, характеризуемый достаточно плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;

— на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;

— помощь другим водителям;

— ответственность

Этика водителя

Этика водителя — это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.

Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение или, просто лихача, мы создаем массу опасных дорожных ситуаций ежедневно. А результатом минутного порыва часто становятся самые трагичные последствия. Именно поэтому, крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения.

Настоящий водитель вежлив и предупредителен — он не будет крутить пальцем у виска и, открыв окно, выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехо­да ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, не­доброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отно­шение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятель­ствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» по­вышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» лю­бой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется не­достаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может по­мешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.

Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не при­водило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.

Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважи­тельного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.

Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пе­шеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то скольких трагедий удалось бы избежать!

Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однознач­ному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода — часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелатель­ного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.

Этика складывается из следующих нравственных отношений:

— уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения;

— предупредительный, вежливый стиль езды;

— «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;

— оптимальный стиль, характеризуемый достаточно плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;

— на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;

— помощь другим водителям;

— ответственность за рядом сидящих пассажиров;

— бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает Правил, пожилой человек и т. д.

— использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;

— никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;

— постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

Вот еще несколько простых, но действенных правил этики, которых стоит придерживаться, находясь за рулем:

Паркуясь, помни о других. В этом правиле заложено уважительное отношение к тем, кто проезжает мимо и кому тоже может потребоваться остановиться. Старайтесь занять меньше места на дороге. Ведь наверняка вас самих не раз раздражало то, что автомобили припаркованы как попало. Кто-то уткнулся к краю проезжей части носом, а кто-то поставил автомобиль вдоль проезжей части, заняв место.

Соблюдай рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой – в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля, т.е. мешает более быстрым машинам опередить его, заставляет их перестраиваться.

Помогай выехать на дорогу из боковых проездов. Плотный поток медленно течет мимо автомобиля, стоящего в боковом проезде в ожидании разрыва в потоке. И это может занять достаточно много времени. А если автомобиль в первом ряду притормозит на несколько секунд, этого будет достаточно, чтобы ожидающий автомобиль встроился в поток.

Помогай обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажи это включением согнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной прими правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.

Будь понятен другим. Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение. И то и другое затрудняет понимание другими водителями твоих действий. Подавай сигнал поворота заранее, а не тогда, когда до перекрестка остается пару метров и следующий за вами в прямом направлении водитель вынужден будет остановиться. Зачем раздражать других людей?

Соблюдай очередность проезда при сужении дороги. В ряде стран при сужении дороги водители должны перестраиваться из двух рядов в один по очереди: один из правого ряда, другой из левого, в других не странах это неписаное правило. Бодаться на узком участке дороги ни к чему.

Лучше включить фары на час раньше, чем на минуту позже. Включай ближний свет в сумерках. Даже если он и не улучшит вам видимости дороги, то точно повысит видимость вашего автомобиля для других участников движения. Особенно это правило касается пешеходов.

Не ослепляй дальним светом. Переходи на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет.

При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходи на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары.

При следовании за автомобилем-лидером включай ближний свет, чтобы не слепить водителя через зеркала заднего обзора.

При обгоне включай дальний свет в тот момент, когда поравняешься с обгоняемым автомобилем. Если обгоняют тебя, выключай дальний свет как только обгоняющий включит его.

При остановке автомобиля перейди на габаритный свет. Это улучшит видимость дороги водителями встречных автомобилей и будет для них сигналом о том, что ваш автомобиль стоит. Ни в коем случае не оставляйте стоящий на обочине автомобиль с включенными фарами, это слепляет других водителей.

Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Этого, прежде всего, требуют Правила дорожного движения. И не следует забывать, что все мы водители и пешеходы одновременно. Помните о том, что пешеходы знают, что вы, водители, обязаны их пропустить. Однако конфликты на перекрестках и пешеходных переходах имеют место быть. Всегда представляйте себе, что где-то переходит дорогу ваш близкий человек и ему было бы приятно встретиться с доброжелательным водителем, а не тем, который готов проехать по ногам.

Выполнение этих несколько советов поможет решить большинство конфликтов на дороге. Агрессивное вождение к добру не приводит, следовательно, ни к чему закреплять этот стереотип поведения в своем сознании.

Кроме того:

Не надо возмущаться по поводу каждой мелочи. Везде есть красные светофоры, медлительные пешеходы, плохие участки дороги, трактора и медленно ползущие фуры. Стоит принять это вроде неизбежного явления, как снег или дождь.

Как минимум глупо будет заводиться от хамства и, тем более, отвечать тем же. Дорожная необходимость уступить право движения пешеходу или водителю не должна у Вас поднимать у вас отрицательные эмоции.

Сдерживайте проявление бурных эмоций, если Вы темпераментный человек. Это пригодится Вам в общении с другими водителями, а в особенности, с сотрудниками ГАИ.

Не надо бросать мусор из окна, выбрасывать изношенные ненужные детали где зря и капать отработанным маслом, усложняя жизнь другим своей машиной.

Стоит оказать помощь на дороге другим попавшим в затруднение водителям. В будущем помогут при необходимости и Вам.

Если Вы пропустили пешеходов там, где у них есть преимущество движения, а они не решаются сдвинуться с места, — пригласи их идти понятным жестом.

Не забывайте поблагодарить за предупреждение о чем-то или за оказание преимущества движение простым поднятием руки или аварийкой.

Не надо настаивать, даже если Вы и правы. Просто уступите дорогу неопытному водителю или вездесущему дураку.

Грамотный и уверенный в себе водитель не будет нервничать понапрасну, потому что ведет себя и машину лучше других, соблюдая все ПДД и нормы этики.

Помните золотую заповедь: поступайте с другими участниками так, как хотите, чтобы они поступали с Вами.

Этика водителей. Новейший справочник автомобилиста

Этика водителей

Теперь ты — член всемирного содружества водителей, у тебя миллионы коллег. У водителей принято помогать друг другу — подсказывать правильный маневр, уступать дорогу, если просят, предупреждать об опасности, помогать в устранении неисправностей. В водительской практике важны этические нормы — ответственность, следование дисциплине потока или колонны, уважение к другим водителям и пешеходам.

Предоставляй преимущество в движении:

— водителям, которые не замечают твою машину, выезжая из-за кустарника, зданий или плохо видя через окна, покрытые грязью или льдом;

— пешеходам, не замечающим машин из-за зонтов или шляп, увлеченно беседующим;

— детям, перебегающим дорогу;

— работающим на дороге рабочим;

— слепым с тросточкой или собакой-поводырем;

— водителям, двигающимся неуверенно — высматривающим номера домов, иногородним и т. п.;

— водителям, которые совершили ошибку — вынуждены въехать на твою полосу, избегая наезда на велосипедиста, пешехода и т. п.

Черты характера водителя проявляются в его поведении за рулем. Если милейший человек, твой знакомый, останавливается прямо на автобусной остановке, мешая подъезжающему коллеге — водителю автобуса, или мчится по лужам, обрызгивая прохожих, или «подрезает» других, или оставляет машину надолго в проезде у дома или на стоянке, перекрывая путь всем, или вытесняет пешеходов с перехода, или дымит, прогревая мотор прямо под чужими окнами, знай, что он — хам, и это его качество придется испытать и тебе.

Ответственный водитель подчиняет себя правилам дорожного движения, не ездит на красный свет, не «подрезает» путь другим.

Вот некоторые правила этики:

Относись к другим водителям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Действуй понятно для других водителей и пешеходов, это поможет избежать многих критических ситуаций.

Терпеливо и снисходительно относись к ошибкам других.

Уступай путь водителям, которые хотят въехать в плотное движение или перестроиться. Они наградят тебя улыбкой или кивком благодарности.

Не возмущайся каждой мелочью — медлительным пешеходом, красным сигналом светофора, трактором, поврежденным участком дороги; относись к этим явлениям как к неизбежным, вроде дождя или снега.

Не «заводись» от хамства и не отвечай тем же.

Необходимость уступать право проезда другому участнику движения — водителю или пешеходу — не должна вызывать отрицательных эмоций.

Укроти бурный темперамент — это полезно и при вождении, и при общении с инспекторами ДПС и другими водителями.

Не осложняй жизнь соседям и знакомым своим автомобилем.

Не засоряй землю отработанным маслом, изношенными деталями и мусором — для них есть отведенные места.

Оказывай помощь в дороге другим водителям. При необходимости помогут и тебе.

Всегда пропускай пешеходов там, где они имеют преимущественное право движения, жестом приглашай их идти, если они не решаются.

Стоя у светофора вечером, не держи ногу на педали тормоза, т. к. яркие стоп-сигналы ослепляют водителей автомобилей, стоящих сзади.

Не забывай благодарить поднятием руки, кивком головы или улыбкой тех, кто уступил тебе дорогу, когда ты просил, или кто предупредил тебя о чем-то.

Уступай дорогу, если просят другие, предупреждай других о невидимой им опасности.

Не забывай, что безопасное движение требует сотрудничества между водителями, а не соревнования.

Не настаивай на своей правоте, а просто уступи дорогу дураку или неопытному.

Вежливый водитель тратит меньше нервной энергии, и машину он водит лучше, потому что расслаблен и уверен в себе.

Проезжая мимо места аварии, где уже работают спасатели, не замедляй ход и не останавливайся посмотреть — можешь вызвать другую аварию; проезжай, внимательно наблюдая за людьми на дороге; никогда не наезжай на незащищенный пожарный шланг; подчиняйся указаниям милиции или пожарных;

Уступай путь водителям, которые хотят въехать в плотное движение или перестроиться; они наградят тебя улыбкой или кивком благодарности; необходимость уступать право проезда другому участнику движения — водителю или пешеходу — не должна вызывать отрицательных эмоций.

Если на магистрали кого-то догонишь, вежливый водитель передней машины обязательно примет вправо, создавая максимально удобные условия для обгона; когда тебя догоняют, то ждут таких же действий.

Пропускай пешеходов там, где они имеют преимущественное право движения, жестом приглашай их идти, если они не решаются.

Водители придумали жесты и сигналы для общения на расстоянии:

Смена дальнего света на ближний или наоборот применяется при обгоне, выезде из ворот и переулков, на поворотах и при движении через неохраняемые железнодорожные переезды.

Во избежание ослепления светом фар переключай свой дальний свет на ближний, Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ПРАВИЛА ВОДИТЕЛЬСКОЙ ЭТИКИ | Учебный комбинат

Очень часто можно услышать фразу о том, какие на западе водители дисциплинированные и о бардаке на наших дорогах. И нельзя не согласиться с этим. На самом деле, движение на российских дорогах, порой, напоминает хаос. Значит ли это, что Правила дорожного движения на наших дорогах не работают? Нет, конечно же. Более того, большинство водителей соблюдает их. Тогда в чем же дело? А дело в том, что помимо Закона о движении, именуемого Правилами дорожного движения, есть еще морально-этическая сторона, которая сводит на нет все попытки законодателей установить порядок на дорогах. Для того, чтобы устранить данную проблему необходимо переломить менталитет «дорожного нарушителя» и начинать надо каждому с самого себя. Причем сложного в этом ничего нет, достаточно лишь соблюдать так называемые правила этики водителя. Эти правила не являются официальными, устанавливались они за долгие годы, начиная с появления первого автомобиля на дороге по сегодняшний день.Прежде чем продолжать статью хотелось бы сразу отметить. Правила водительской этики носят характер рекомендательный и, несмотря на то, что каждый автор их описывает по своему, все они сводятся к одному обобщенному тезису: «относись к другим участникам дорожного движения так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Итак, что же это за правила водительской этики? Давайте рассмотрим их.

 

1. Вежливость – не порок. В напряженной дорожной обстановке, в условиях интенсивного движения, в непрерывном автомобильном потоке – всегда нужно найти в себе силы, чтобы дать проехать товарищу-водителю, даже если преимущество на право движения на вашей стороне.

Другими словами, например, двигаясь в плотном потоке, вы видите авто, которое не может выехать с прилегающей территории и влиться в движение. Снизьте скорость, остановитесь, создайте условия для выезда этого авто и его водитель будет благодарен вам. Быть может, в следующий раз он сделает так же.

В других ситуациях аналогично, будьте всегда вежливы и уступайте дорогу участникам движения (пешеходы тоже участники), когда они находятся в сложной ситуации.

2. Помоги обгоняющему. Обгон – это очень опасный маневр, чреватый лобовым столкновением. В ПДД сказано, что нельзя препятствовать обгону, например, повышением скорости. Но правила водительской этики, да, и здравый смысл нам подсказывает, что надо помочь водителю, совершающему обгон. И снизив скорость, мы можем значительно облегчить выполнение обгона коллеге-водителю даже, если это будет «шустрик», спешащий по своим делам и нервирующий водителей своими выкрутасами.

3. Указатель поворота – панацея от неприятностей. Включайте указатели поворота так, чтобы это было понятно всем. Помните, что включенные указатели поворота относятся к предупредительным сигналам и включать их надо заблаговременно до выполнения маневра. Причем, включать надо всегда, даже если рядом нет других транспортных средств. Включенный указатель поворота не дает преимущества перед другими участниками движения.

4. Взаимопомощь и взаимовыручка. Помогайте другим водителям в случае возникновения у них проблем, например, неисправность авто, закончился бензин, нет нужного инструмента и т. д. Знайте, когда-нибудь помощь может понадобиться и вам.

5. Сигналить или не сигналить? Кажется абсурдной ситуация, когда стоящий в конце пробки автомобиль сигналит впереди стоящему авто. Абсурд? Но тем не мене такую ситуацию можно наблюдать довольно часто. Правила дорожного движения четко определяют, когда можно применять звуковой сигнал: вне населенных пунктов для предупреждения ДТП и предупреждения об обгоне; в населенных пунктах только в целях избежать ДТП. Напрасно поданный звуковой сигнал отвлекает других водителей, мешает пешеходам и людям, проживающим вблизи с проезжей частью. Не сигнальте зря!

6. Заботимся об окружающих. Водители многих городов испытывают проблемы с местами для стоянки, но все-таки при выборе места стоянки своего автомобиля нельзя забывать и о других владельцах авто и пешеходах. После того как вы поставили автомобиль на стоянку, выйдите из него и осмотритесь – не создаст ли ваш авто помеху для выезда транспорта и прохода для пешеходов, на заперли ли вы кого-нибудь в «ловушке». В крайнем случае, если эти простые требования невозможно соблюсти, то лучше проехать дальше и поставить на стоянку автомобиль в другом месте, а потом пройтись сотню-другую метров до нужного места. Для здоровья полезно и не будет потока негативной энергии в ваш адрес, как если бы вы бросили свой автомобиль на стоянке как попало и затруднили движение.

7. Предусмотрительная помощь. Порой на скользкой дороге бывает сложно тронуться с места после остановки. Поэтому правилом хорошего тона для водителя, находящегося сзади, считается остановка с определенной дистанцией, чтобы обеспечить место для раскачки переднего автомобиля. Хотя это правило справедливо и на сухой дороге – не надо останавливаться близко к автомобилю спереди, дайте ему немного свободы.

8. Железная выдержка. Поток машин начал двигаться на зеленый сигнал светофора, а автомобиль впереди вас остался неподвижен? Не спешите нервничать, а тем более сигналить и ругаться. Вообще, управлять автомобилем необходимо хладнокровно и рассудительно, без эмоций. Почему автомобиль впереди так и не едет? Причин может быть несколько – растерявшийся начинающий водитель или неисправность транспортного средства. В первом случае, если будете сигналить или как то по-другому проявлять свои эмоции, новичок может растеряться еще больше и вообще никуда не уехать. Во втором ваши эмоции вообще ни на что не повлияют. Будьте терпеливы, дайте спокойно уехать автомобилю – его водитель будет благодарен вам.

9. Дорога для всех. Управляя автомобилем, мы движемся по дорогам общего пользования. Соблюдайте чистоту на дорогах – не бросайте мусор из окна автомобиля на проезжую часть, на обочины и вдоль них. Тем более это нельзя делать при детях – они впитывают все и стараются подражать родителям.

10. Помогли? Скажи спасибо. Благодарность в движении принято выражать включением аварийной сигнализации. Вам помогли – моргните пару раз аварийной сигнализацией, дайте знак, что помощь не осталась незамеченной и вы за нее благодарны.

Данная статья не претендует на полноту описания всех неофициальных норм и правил хорошего тона на дорогах. Если вы считаете, что в статье есть неточности или хотите дополнить ее, то напишите свое мнение в комментариях и тогда, возможно, в списке правил водительской этики добавится еще один пункт под вашим авторством.

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*