Как проверить интеркулер на герметичность и чем заклеить?
Вопрос:
Как проверить интеркулер на герметичность и чем заклеить?
Ответ:
На самом деле интеркулер – не самая привычная для отечественного автомобилиста деталь в машине. Ведь применяется обычно этот узел, предназначенный для охлаждения воздуха, идущего на применение горючей смеси для двигателей внутреннего сгорания, на турбированных моторах. Которых отечественная промышленность попросту в массовом порядке не производила. Другое дело – лидеры мирового автопрома, на которых наличие турбонаддува – словно признак благородного происхождения модели. Ну а если есть на двигателе турбина, то значит, есть и интеркулер, предназначенный для охлаждения воздуха, проходящего под высоким давлением (в том то и идея турбины).
На самом деле, большинство автомобилистов свято верят, что герметичность интеркулера проверяется “на слух”. То есть, когда в самом корпусе (обычно алюминиевом или пластиковом) или в подводящих шлангах образуется дыра, из-за которой падает давление (и, как следствие, КПД турбины), то вырывающийся под высоким давлением воздух производит характерный свист, который ни с чем не спутать. К тому же, место пропуска бывает обильно перемазано маслом (в большинстве моделей интеркулеров масло циркулирует вместе с воздухом).
Если же все равно, даже благодаря звуку и следам масла пробоину найти не удалось, то остается, пожалуй, наиболее эффективный старый дедовский метод: мыльная пена, разведенная в воде и нанесенная на корпус, сразу же даст результат в виде пузырьков, отлично показывающих место трещины или пробоя.
Насчет того, чтобы заклеить или запаять или заварить пробоину, тоже существует множество различных мнений. Наиболее популярные из них: ввернуть в дырку шуруп или болт, предварительно нарезав резьбу, заклеить армированной алюминиевой фольгой слоя в три (говорят, отлично держит давление). А еще пластиковый корпус можно заклеить эпоксидной смолой, а алюминиевый – заварить аргонной сваркой.
Как выбрать и проверить б/у интрекулер перед покупкой?
Интеркулер в системе охлаждения занимает особое место: деталь сравнительно небольших габаритов отвечает за охлаждение одного из самых горячих узлов в автомобиле — турбины. Именно поэтому его поломка сразу отражается на мощности двигателя. Зачастую ремонт такой детали сопоставим по затратам с покупкой новой детали. Поэтому многие водители, заметив неполадки в работе интеркулера, выходят на б/у рынок, чтобы купить себе деталь по приемлемой цене. О том, как правильно выбрать б/у интеркулер, что нужно знать при покупке и на какие детали обратить внимание — читайте в нашей статье.
Осматриваем внешний вид детали
Будущему покупателю сразу нужно исключить какие-либо подозрения в нарушении целостности интеркулера. Пристально вглядываемся в состояние лепестков и оцениваем внешний вид трубок охлаждения. Безусловно, найти б/у интеркулер с абсолютно целыми лепестками практически невозможно: кое-где всё равно могут обнаружиться примятые детали. Однако нужно отличать лёгкую примятость, которая аккуратно исправляется круглогубцами от «продавленности» части интеркулера.
Трубки охлаждения должны быть без следов какого либо вмешательства. Если обнаружены следы пайки — нужно поинтересоваться у продавца, о причине проводившегося ремонта. О том, какие ещё вопросы нужно задавать можно прочитать в нашей статье «Шесть вопросов продавцу автозапчастей». Как правило, допускается пайка алюминиевыми вставками до 5 мм по широкой стороне заплатки. Такой ремонт не может существенно повлиять на характеристики б/у интеркулера. В случае же, когда отчётливо видны следы более серьёзного ремонта — от такой покупки стоит отказаться, даже несмотря на приемлемый внешний вид изделия. Термическое воздействие с большой долей вероятности уже нарушило внутреннюю конструкцию трубок, деформировав их. В будущем это скажется на ухудшении всей системы охлаждения, т.к. хладагент не будет циркулировать с нормальной скоростью.
В некоторых случаях имеет значение и запах внутренних поверхностей интеркулера. И если запах масла, попавшего в систему — это нормальная ситуация (если его, разумеется, было не больше 30 мг), то стойкий бензиновый и (или) химический аромат — это признак того, что внутренности интеркулера промывали от масла. Что приводит нас к нехитрой логической цепочке: вымывали масло → масла было больше, чем положено → масло кипело внутри интеркулера (т.к. температура подаваемого воздуха доходит порой до 200°С) → масло могло существенно повредить трубки внутри интеркулера, расширив их.
Хомуты и патрубки
Осматриваем всё навесное оборудование интеркулера. На болтах хомутов не должно быть следов «зализывания» шлицов, а сами они не должны быть ржавыми и замасленными. Важно убедиться, что интеркулер не ремонтировался, а был снят с автомобиля в рабочем состоянии.
Замасленные хомуты
Это можно определить по хомутам, которыми крепятся патрубки к самой детали. Как правило, высокие температуры и постоянная нагрузка (расширение и сжатие материала из-за термического воздействия) приводят к тому, что на резиновых концах патрубков остаются следы от хомутов, которые сохраняются даже после снятия. И если патрубок снимался, а после — ставился на автомобиль снова, то занять то же самое место зачастую не получается: образуется новый след, часто внахлёст с предыдущим. Если заметили это — нужно спросить продавца о причинах снятия. К слову, наиболее частый ответ продавца — снимался в связи с ремонтом турбины. О том, как подобрать турбину на б/у рынке, читайте в нашей статье «Как выбрать б/у турбину на авторазборке?».
Пара слов о герметичности
Если мы говорим о системах с воздушным охлаждением потока, то, как бы это странно не звучало, даже небольшое отверстие (до 0.5 мм) в корпусе не будет критичным, чтобы оказать влияние на мощность двигателя. Благо, сопло воздухозаборника всегда будет шире, чем отверстие в интеркулере. Однако это утверждение подходит к устройствам старого типа: с массивными трубками и толстыми лепестками. Совсем другое дело — нарушение системы жидкостного охлаждения, когда обнаруживаются потери масла или антифриза. Такую деталь чаще всего поскорей вытаскивают, старательно промывают и пытаются продать.
Совет. Среди работников СТО зачастую бытует мнение, что для проверки интеркулера на герметичность необходимо заполнить его водой до краёв. Казалось бы, всё верно: вода должна сразу показать все протечки детали. Однако нужно помнить, что вода в спокойном состоянии не укажет на нарушения целостности интеркулера, если само отверстие будет меньше 0.5 мм. В то же время в рабочем режиме в интеркулере постоянно циркулируют потоки хладагента под высоким давлением. Даже через отверстие в 0.01 мм хладагент сможет покинуть систему.
Единственная возможность в «полевых условиях» (до установки детали на автомобиль) проверить интеркулер на целостность — воспользоваться компрессором промышленного типа, оборудованного двойным манометром (для измерения нагнетаемого давления и для измерения процента потерь воздуха). Интеркулер необходимо закрыть заглушкой со стороны выхода воздушного потока, а со стороны входа — подать давление до 3 ат. Затем деталь с фиксированным давлением необходимо оставить на 20-30 минут, а позже — проверить воздушные потери. После этого, в зависимости от результата, либо отказаться от покупки, либо выявить место утечки, либо приобрести деталь у продавца.
Подводим итоги
Покупка б/у интеркулера — правильное решение для тех, кто хочет сэкономить значительный объём денежных средств и не потерять в мощности работы двигателя. Как правило, грамотная проверка детали на этапе встречи с продавцом — это гарантия беспроблемной работы интеркулера долгие годы. А чтобы полностью обезопасить себя от встреч с некачественным товаром — отдавайте предпочтение только проверенным продавцам, которые собраны на портале CARRO.by.
Похожие материалы в учебнике CARRO.by
Как найти подходящую запчасть на CARRO?
Рассказываем о том, как с помощью CARRO найти нужную запчасть и использовать сервис по максимуму. На портале размещены только актуальные предложения о…
6 вопросов продавцу автозапчастей
Мы собрали 6 вопросов, которые стоит задать продавцу запчасти перед покупкой, чтобы купить качественную запчасть, которая прослужит долгое время.
Чистка интеркулера: ответы на самые часто возникающие вопросы + видео
Если ваш железный любимец с турбированным «сердцем» стал заметно терять в мощности и производительности, а явных симптомов каких-либо поломок не наблюдается, скорее всего, для исправления ситуации потребуется элементарная чистка интеркулера. Мероприятие не только вернет стальному коню прежнюю мощность, но и добавит легкости хода, оживит автомобиль.
1 Интеркулер: назначение и преимущества
Как бы это ни было странно, но далеко не все владельцы современных машин с турбированным движком, достаточно осведомлены и разбираются в приборах и деталях, находящих под капотом их автомобиля. Про наличие там интеркулера, вообще говорить не приходится. Именно поэтому в статье, сначала стоит разобрать, что же это за прибор и с чем его едят.
Интеркулер, или как его еще дословно переводят с английского – промежуточный охладитель, представляет собой радиатор или теплообменник, основным назначением которого является охлаждение перегретого воздуха, поступающего от турбокомпрессора. Температура этого самого воздуха, как правило, достигает 200 ˚С. Такому перегреву способствуют температура самого компрессора и термодинамический эффект от сжатия воздуха. Из школьного курса физики многие запомнили, что нагревание воздуха сулит уменьшение его плотности, а в случае с турбонаддувом из-за этого будет существенно снижаться и его давление.
Как утверждают специалисты, интеркулер способен снизить температуру воздуха до 50 ˚С, что обеспечит значительно более хорошее наполнение цилиндров двигателя, а соответственно и увеличит его мощность, повысит экономичность и снизит уровень вредных выбросов. Совсем не странно, что использование интеркулера при исправности всех систем гарантирует увеличение мощности движка на 20 %.
Что интересно, охлаждая воздух, интеркулер создает для него препятствие, а это также влияет на давление наддува. Но несмотря на это, прибор предоставляет значительно больше преимуществ, ввиду чего его использование можно назвать компромиссом для достижения требуемого эффекта.
2 Типы интеркулеров и их особенности
Различают всего два вида охладителей по принципу их работы – воздушный и водный интеркулеры. Воздушный охладитель имеет более простую конструкцию и принцип работы, поэтому и получил намного большее распространение. Воздушный вариант представляет собой охладитель – радиатор, который состоит из труб, меняющих направление по длине прибора и находящихся между ними металлических пластин. Устанавливается между турбокомпрессором и коллектором.
За счет изменения направления трубочек, увеличивается площадь теплообменника, а соответственно улучшается процесс охлаждения. Однако каждый изгиб трубки теплообменника создает препятствие для воздуха, что негативно сказывается на давлении наддува. Металлические пластины, как и в радиаторе, используются для увеличения площади теплообменника. Из-за высоких показателей теплопроводности в качестве материала для изготовления интеркулера чаще всего используется алюминий.
Что касается интеркулера с водяным принципом охлаждения, то он имеет ряд конструктивных особенностей, отличающих его от воздушного аналога. Прежде всего это компактность. Благодаря своим размерам, прибор может быть установлен в любом свободном месте под капотом. Опять же, возвращаясь к школьному курсу физики, вспомним, что вода, а именно она является охлаждающей жидкостью, является отличным теплопроводником, а поэтому отводить тепло она будет существенно лучше, намного продуктивнее увеличивая тем самым мощность двигателя.
Но не все так гладко, многих удивит сложная конструкция интеркулера, которая, по сути, представляет двухконтурную охладительную систему, включая в себя помимо самого прибора водяной насос, воздушный радиатор, систему труб и блок управления. Именно из-за такой сложной конструкции водяной охладитель используется в исключительных случаях, когда воздушная система неприемлема для установки.
3 Почему чистка интеркулера увеличит мощность двигателя?
Понятное дело, что интеркулер, как и любой автомобильный узел поддается загрязнению, особенно в отечественных условиях эксплуатации. В наших краях этому способствует много факторов начиная от езды по бездорожью и заканчивая зимней активизацией мероприятий по посыпанию дорог песочно-шлаковыми смесями и солью, которые просто губительны для алюминия, из чего изготовлен интеркулер. Вся беда в том, что чаще всего, охладитель устанавливается спереди основного радиатора, а поэтому вся грязь и прочие элементы, вылетающие из-под колес впередиидущего транспортного средства, принимает на себя именно интеркулер.
Если охладитель забит грязью – это одно дело, но когда туда попадают соли, владелец автомобиля и заметить не успеет, как пластины прибора обрастут результатами реакции соли и алюминия. По мере загрязнения охладитель будет скапливать в себе еще и масло, что «скрепит» грязь, соли, шлак и песок между собой в «непробиваемую массу», которая попросту сведет все потуги теплообменника на нет.
Как это происходит. Коэффициент теплоотдачи охладителя напрямую зависит от многих факторов, в том числе даже от шероховатости стенок алюминиевых пластин и их чистоты. Та самая масса грязи, песка и солей, скрепленная маслом, создает препятствие на пути воздуха действуя как изоляционное покрытие и тем самым уменьшая результаты теплообмена. Как уже говорилось выше, плохой теплообмен – меньше продуктивность. Именно поэтому чистка интеркулера от грязи и прочих отложений в любом случае даст положительный эффект на показателе мощности.
4 Средства, инструменты и способы прочистки
Способов прочистки/промывки интеркулера существует ровно столько, сколько может предложить ваша фантазия в этом деле. Но есть особенности, которые следует учитывать при проведении этого мероприятия. Так, многие автовладельцы не рискуют осуществлять промывку интеркулера при помощи станции Kärcher, сильный напор может повредить или погнуть алюминиевые пластины охладителя. Многие довольно скрупулезно относятся к выбору средства для прочистки, однако, как показывает практика, результат не всегда зависит от этого.
Существует два варианта, как можно почистить интеркулер – внутри и снаружи. Внутренняя промывка охладителя предполагает его снятие, наружная промывка – соответственно без снятия. И в том и в другом случае для того, чтобы промыть теплопроводник, автолюбители используют разнообразные очистители для двигателя, для радиатора, различные моющие средства, керосин, бензин – в общем все то, что когда-либо на практике помогало избавиться от внушительных загрязнений.
Конструктивное различие этих способов заключается в том, что снимая охладитель, есть возможность промыть его более тщательно, поскольку тыльная часть радиатора, в отличие от передней, всегда загрязнена намного сильнее. Поэтому перед тем как решится на промывку, важно хотя бы интуитивно, опираясь на пробег и условия эксплуатации, определить степень загрязнения.
Еще один важный момент – наличие в теплоотводнике масла, что уже упоминалось ранее. Убедившись в его наличии, важно понимать, что для его удаления могут понадобиться кардинально другие средства. Практика показывает, что в случае наличия масла, промывка проводится в 2 этапа – промывка интеркулера от грязи и других отложений, а потом только от масла. Обычно для борьбы с маслом отлично подходит керосин или бензин.
5 Как провести прочистку интеркулера?
Условно сие мероприятие можно разделить на несколько логичных этапов.
Первое, что нужно сделать, – это добраться до самого охладителя. В зависимости от модели автомобиля и места под капотом, где он установлен, может понадобиться и разбор бампера с передней панелью, а возможно будет достаточно просто снять защиту с арки. Нужно понимать, что избрав путь наружной очистки, вы избежите хлопотных работ по снятию прибора, однако и промыть теплопроводник получится на порядок хуже.
Чтобы промыть прибор снаружи, достаточно будет шланга с небольшим напором воды, мягкой щетки и средства против грязи. Еще раз напомним, что водяной напор под большим давлением крайне неблагоприятно может повлиять на пластины радиатора.
Что касается внутренней чистки, то процесс снятия сильных проблем не вызывает, прибор, как правило, прикрепляется двумя болтами. После извлечения вожделенного интеркулера из-под капота важно правильно оценить масштабы требуемых работ. При самом сильном загрязнении (особо его заметно с тыльной стороны) специалисты советуют проводить чистку в 3 этапа:
Механическая чистка. Удаление насекомых, камней, наростов, выпрямление деформированных пластин при помощи подручных средств.
Очистка от грязи и других отложений при помощи химических средств. К примеру, Profoam 2000.
Внутренняя чистка. Чтобы почистить прибор внутри от масла, используются средства для прочистки карбюратора, двигателя, радиатора либо же обычный керосин или бензин, Уайт-спирит или ацетон.
После того как интеркулер будет очищен от грязи и масла, сквозь радиаторные пластины должен проходить свет не менее чем на 80 %. Проведя все процедуры, перед установкой охладителя обратно под капот его следует высушить. Для этого можно задействовать компрессор.
По словам механиков, для того чтобы снять прибор, промыть его и поставить обратно, должно хватить 2–3 часов.
В итоге вернув прибор на свое место, вы, несомненно, почувствуете положительные изменения в динамике разгона автомобиля, его резвости, легкости и мощности.
Ни гвоздя ни жезла, друзья.
Патрубки интеркулера: неисправности и их устранение
В любом моторе, оснащенном системой турбонаддува, присутствует интеркулер. Он соединяется с турбиной при помощи специального патрубка, который имеет особое значение в системе, несмотря на небольшие размеры.
Описание
Интеркулер размещается между впускным коллектором и турбиной и представляет собой устройство для теплообмена, передающее сжатый воздух по патрубку. Габариты устройства могут быть различными, в зависимости от типа мотора. При этом размеры не оказывают влияния на качество работы двигателя. Здесь имеют большее значение патрубки интеркулера: их устойчивость к износу, качество соединения, толщина и используемые материалы. Чаще всего встречаются силиконовые изделия, получившие распространение за счет своих характеристик.
Неисправности
При неправильном присоединении патрубка к радиатору высока вероятность утечки жидкости и попадания на дно защиты картера. Стоит также отметить трубки, используемые для перехода воздушного потока. Их поломка и нарушение целостности приводит к сбою во всей системе и нарушению работы датчиков.
Весьма распространенной проблемой являются следы масла на кольце. Если их не много, то не следует придавать этому значение, но в случае, когда патрубки интеркулера в масле частично или полностью, необходимо заняться поиском неисправности. Замена этих элементов должна быть регулярной, независимо от износа, примерно раз в три года. Это позволит предотвратить разрыв деталей и ремонт основных систем. При несвоевременной замене страдает радиатор. Особое внимание должно уделяться трубке, по которой движется жидкость с высокой температурой. Именно поэтому жидкость на поверхности трубок, должна становиться поводом к приобретению новых элементов. Визуально трудно определить степень износа, так как внешне детали могут выглядеть испорченными, но при этом отлично функционировать. И наоборот, наружная поверхность может быть как новая, а внутри имеются повреждения.
Когда нужен ремонт
При поломке и повреждении нижних трубок снижается количество воздуха, подаваемого интеркулером. В результате нарушается работа системы. Это вызвано утерей части воздуха и масла. Из-за этого понижается давление и затрудняется функционирование мотора. Автомобиль требует технического обслуживания при возникновении малейших неполадок в двигателе. Необходимо проверить всю систему, включая патрубки интеркулера, так как именно они зачастую выходят из строя. Обязательная замена требуется не для всех элементов, некоторые можно запаять или обработать герметиком.
Как было отмечено ранее, масло на поверхности кольца не всегда говорит о необходимости ремонта, так как в некоторых случаях могут образовываться небольшие капли в результате работы двигателя и турбины. При прорыве патрубка появляется большое количество жидкости. В этом случае необходимо заменить уплотняющее кольцо или само устройство. В системе турбонаддува много уязвимых мест. К их числу относятся не только патрубки интеркулера, но и впускной коллектор, компрессор, дроссельный узел и фильтр. При деформации и нарушении герметичности любой детали существенно снижается мощность всей системы.
Что нужно знать
Патрубки интеркулера силиконовые и изготовленные из пластика со временем повреждаются из-за воздействия высоких температур и сильного давления. Чаще всего страдают соединения, несмотря на то, что для их изготовления используются устойчивые к износу материалы.
Качество работы интеркулера зависит от множества факторов, главным из которых является длина трубки, которая подводится к впускному коллектору. С уменьшением ее размеров отмечается улучшение функционирования системы. Также имеет значение соответствие скорости потока и диаметра детали.
Именно поэтому при отсутствии опыта и соответствующих знаний необходимо обращаться к специалистам для установки трубок, длина и диаметр которых подбираются после проведения определенных расчетов.
Как проверить и заменить патрубки интеркулера своими руками
Проверка функционирования элементов под силу любому автовладельцу и позволяет существенно сэкономить. Двигатель требует тщательного осмотра, так как несвоевременное устранение поломки способно привести в будущем к серьезным расходам. Выбирая новые патрубки интеркулера для замены износившихся, стоит остановиться на варианте, имеющем минимальное количество мест спаек, для уменьшения вероятности возникновения протечки жидкости. Оптимальным решением станут силиконовые изделия, отличающиеся длительным периодом эксплуатации, устойчивостью к высоким температурам и надежностью. Заменить патрубок достаточно легко. Необходимо открутить уплотняющие кольца по обеим сторона трубки, установить новую деталь и зафиксировать. При необходимости можно заменить и сами кольца.
Масло в интеркулере дизельного двигателя: причины
Попадание масла в интеркулер дизельного или бензинового ДВС является частой неисправностью, которая присуща исключительно моторам с турбонаддувом. В том случае, если моторное масло гонит в интеркулер, наблюдается снижение мощности двигателя, на различных режимах работы ДВС при нажатии на педаль газа происходят провалы. Данная проблема напрямую связана с особенностями устройства и принципом работы системы наддува посредством турбокомпрессора.
Читайте в этой статье
Что такое промежуточный охладитель
Как известно, принудительный наддув воздуха под давлением позволяет сжечь больше топлива и добиться существенного прироста мощности ДВС без увеличения физического объема цилиндров. Данное решение широко используется практически на всех современных дизельных моторах, а также применяется в конструкции форсированных бензиновых агрегатов.
Интеркулер является составным элементом, который входит в общую схему реализации турбонаддува. Дело в том, что воздух сильно сжимается турбокомпрессором, в результате чего происходит его нагрев. Если сразу подать в цилиндры разогретый воздух, тогда его объема будет недостаточно для эффективного и полноценного сгорания порции топлива. Мощность мотора снижается, расход горючего также заметно возрастает.
Для чего нужен интеркулер
Охладитель представляет собой своеобразный радиатор. Задачей устройства является охлаждение сжатого воздуха перед подачей в цилиндры ДВС. Охлаждение позволяет поместить большее количество воздуха в цилиндр, в результате чего удается сжечь больше горючего. Мощность двигателя при подаче холодного воздуха под давлением оказывается намного выше. Местом установки интеркулера закономерно выступает участок после турбины. Использование охладителя на дизеле позволило добиться прироста мощности, снизить токсичность отработавших газов, получить полное сгорание топливно-воздушной смеси, уменьшить расход топлива. Дизельный мотор с турбонаддувом стал более оборотистым, возросла моментная характеристика «на низах» и КПД двигателя, максимальная скорость дизелей стала выше.
Установка интеркулера на дизельный мотор обусловлена тем, что двигатели данного типа крайне требовательны к температуре рабочей смеси по сравнению с бензиновыми ДВС. Охладитель способен снизить температуру наддувочного воздуха до 55-70 градусов Цельсия.
Охлаждение воздуха в системе может происходить по следующим схемам:
воздушное охлаждение;
жидкостное охлаждение;
комбинированная схема;
В первом случае воздух нагнетается турбокомпрессором и далее проходит по сотам интеркулера, отдавая избытки тепла в атмосферу. Данная схема напоминает работу радиатора системы охлаждения двигателя.
Охлаждение по второй схеме предполагает прохождение воздуха через устройство, заполненное жидкостью для охлаждения. Подобное решение сложнее конструктивно и дороже, так как требует установки дополнительного насоса для прокачки жидкости, а также отдельных электронных блоков управления.
Комбинированное охлаждение используется в конструкции турбонаддува на высокофорсированных гоночных автомобилях. Схема охлаждения надувочного воздуха в таких машинах включает в себя сразу несколько интеркулеров, одни из которых работают по принципу воздушного охлаждения, а другие представляют собой варианты жидкостных радиаторов. Охладители в комбинированных схемах задействуются последовательно.
Охлаждение по принципу воздух-воздух менее эффективно сравнительно со схемами воздух-вода и комбинированными решениями. При этом главным преимуществом воздушного радиатора является простота и доступность данного решения, что и обусловило повсеместную установку интеркулеров подобного типа на серийные дизельные и бензиновые автомобили.
Диагностика и устранение неисправности
Моторное масло может попадать как в воздушный, так и в жидкостной интеркулер. В результате качество охлаждения наддувочного воздуха снижается, система турбонаддува не обеспечивает должной производительности.
В том случае, если турбина бросает масло в интеркулер, стоит начать с диагностики неисправностей турбокомпрессора. Масло часто гонит на интеркулер в случае проблем с маслопроводом. Указанный маслопровод является сливным патрубком и соединяет турбокомпрессор и картер двигателя. Необходимо визуально оценить состояние элемента на предмет наличия трещин, загибов и т.д.
Маслопровод со временем может деформироваться, уплотнительные элементы также могут прийти в негодность. Пережатый маслопровод будет означать, что в системе турбонаддува создается слишком высокое давление, а масло выдавливается через уплотнительные кольца. В случае обнаружения дефектов рекомендуется полностью заменить деталь и уплотнители. Если маслопровод изогнут, но повреждений нет, тогда решением проблемы может быть простое выравнивание данного элемента и надежная фиксация.
Во время осмотра стоит отдельно учитывать вероятность трещин самого корпуса интеркулера. Если таковые обнаружены, тогда возможно их устранение при помощи сварки. При наличии масла на интеркулере также обязательно производится осмотр воздуховода, который подводит воздух к турбине. Осмотрите элемент на наличие трещин и других дефектов.
Дополнительно понадобится проверить состояние воздушного фильтра. Если воздуховод поврежден и/или фильтр сильно забит, тогда достаточное количество воздуха не поступит в турбину. В турбокомпрессоре образуется разрежение, моторное масло «высасывается», уплотнители разрушаются и смазка попадает в интеркулер. Неисправность устраняется заменой/чисткой фильтра и исправлением дефектов/заменой воздуховода.
Еще одной причиной появления масла в интеркулере и в его патрубке выступает закупорка маслопровода, которая возникает в процессе эксплуатации турбодизеля или турбобензина. Для решения проблемы осуществляется демонтаж маслопровода и его тщательная промывка. Во время очистки необходимо соблюдать осторожность, так как существует риск повреждения стенок маслопровода.
Сильное загрязнение охладителя маслом может указывать на то, что в картере двигателя слишком высокий уровень смазки. Избыток смазочного материала заставляет турбину кидать масло на радиатор охлаждения воздуха. Данная ситуация может возникнуть по нескольким причинам:
значительный перелив моторного масла;
проблемы с системой вентиляции картера;
попадание ОЖ или топлива в систему смазки;
В первом случае будет достаточно удалить лишнее масло из двигателя, оставив в картере рекомендуемый объем. Второй случай относится к более серьезным неисправностям, так как попадание масла через маслопровод в турбину указывает на высокое давление картерных газов. Высокое давление свидетельствует о неисправностях системы вентиляции картера, а также может говорить об износе ЦПГ, разрушении поршневых колец, самого поршня или стенок цилиндра.
Отработавшие газы переполняют картер и начинают выдавливать моторное масло по сливной трубке в турбину, откуда смазка и попадает в интеркулер. Для устранения проблемы может потребоваться очистка системы вентиляции, а также вполне возможна необходимость капитального ремонта ДВС.
Самостоятельная очистка интеркулера дизельного двигателя
После устранения неисправностей, которые привели к выбросу масла в охладитель, необходимо осуществить очистку интеркулера. Данная процедура нужна для того, чтобы воздух нормально охлаждался, а остатки моторного масла в воздушном радиаторе не смешивались с подаваемым турбиной воздухом.
Попадание смеси масла и воздуха в цилиндры снижает эффективность работы дизельного двигателя, приводит к сильному нагарообразованию и коксованию, изменяются условия сгорания топливно-воздушной смеси и т.д. В критических случаях возможно даже возгорание моторного масла в цилиндрах и перегрев дизельного двигателя.
Чтобы почистить интеркулер своими руками потребуется его демонтаж. Очистка от моторного масла предполагает использование специальных клинеров-очистителей, которые широко представлены в продаже. Перед использованием обязательно соберите информацию о том, можно ли использовать выбранное средство для очистки интеркулера конкретного автомобиля.
Не рекомендуется промывать интеркулер бензином или керосином, различными растворителями и другими агрессивными составами. Определенные охладители могут состоять из таких материалов, которые легко разрушаются под воздействием агрессивных средств очистки. В подобной ситуации существует риск полностью вывести устройство из строя.
Что касается воздушных охладителей, для их снятия нужно выкрутить крепежные болты и снять хомуты. Демонтаж жидкостного охладителя потребует тщательного изучения инструкции.
Промывать охладитель необходимо в строгом соответствии с указаниями производителя, которые указаны на упаковке очистителя. После промывки необходимо тщательно смыть остатки химии при помощи проточной воды.
Многие автолюбители для очистки подкапотного пространства используют Керхер. В случае с мойкой охладителя можно также использовать данный способ. Необходимо отметить, что подавать воду нужно строго под небольшим давлением. Соты охладителя достаточно хрупкие, вода может повредить устройство при интенсивной подаче.
Промывку необходимо повторять до того момента, пока из радиатора не начнет вытекать чистая вода. По окончании необходимо хорошо просушить охладитель, чтобы исключить вероятность присутствия воды. Для ускорения процесса сушки интеркулер внутри аккуратно продувают сжатым воздухом с минимальным давлением.
Необходимо также тщательно промыть наружную сторону охладителя от пыли, грязи и остатков моторного масла. Завершающим этапом станет обратная установка очищенного устройства.
Полезные советы и рекомендации
Периодическая наружная очистка сот интеркулера является профилактической мерой и позволяет улучшить эффективность работы системы турбонаддува.
Появление даже незначительного количества моторного масла в охладителе требует прекращения эксплуатации ДВС до момента устранения причины.
Активное использование автомашины с заведомо неисправной системой турбонаддува может привести к более серьезным поломкам силового агрегата.