Как мультиметром прозвонить катушку – Диагностика катушки зажигания при помощи тестера (мультиметра): 4 основные причины и 6 признаков неисправности катушки

  • 29.10.2020

Содержание

Обрыв обмотки электрической катушки. Как проверить катушку на обрыв.

 

 

 

Тема: что делать если оборвалась обмотка катушки, как проверить на обрыв.

 

Обрыв обмотки электрической катушки. Как проверить катушку и найти обрывКогда обрывается электрическая обмотка, по которой протекает ток, то или иное устройство обычно выходит из строя (так как любые обмотки как правило играют важную функциональную роль в работе электрических приборов). Давайте с Вами рассмотрим данную проблему более тщательно, выяснив для себя важные моменты. Итак, в большинстве случаев обмотка из медного провода используется в трансформаторах, электродвигателях и электрогенераторах, клапанах, электромагнитах, реле, контакторах, катушках индуктивности и т.д.

 

Наиболее значимым физическим эффектом, которым обладают электрические катушки является индукция электромагнитных полей. Именно когда электрический ток протекает через обмотку провода вокруг неё образуется достаточно интенсивное электромагнитное поле, что даёт возможность влиять, как на механическое движение, так и на генерацию электродвижущей силы (наводимой на другой обмотке, находящаяся рядом). Следовательно при обрыве обмотки обрывается контакт и движение электрического тока прекращается, в результате чего прекращаются процессы взаимодействия с электромагнитными полями.

 

что делать если оборвалась обмотка катушки, как проверить на обрывКак можно вычислить обрыв обмотки? Проверив её на целостность, предварительно прозвонив её тестером. Но не всё так просто. Одно дело, когда электрическая обмотка просто оборвалась в результате отгарания или механического повреждения. И другое дело случаи, когда устройство, содержащее обмотку, подвергается периодическому перегреву. В результате чего нарушается качество изоляционного покрова обмотки (происходит постепенное разрушение изоляционного лака). Это ведёт к появлению короткозамкнутых витков, что способствует ещё большему нагреву катушки с последующим выходом её из строя. То есть, происходит отгарание провода (или вовсе выгорание всей обмотки) и обрыв катушки.

 

 

 

 

Если электрическая катушка с обмоткой находится на устройстве, для проверки её необходимо выпаять (что бы исключить прозвонку через другие электрические цепи прибора). И только когда обмотка электрически не связана с другими цепями её можно прозванивать тестером на внутреннее сопротивление. Если оно есть (при отсутствии короткозамкнутых витков), значит с Вашей обмоткой всё нормально, она рабочая. Если же тестер, прозвонка не показывает сопротивление, величина которого зависит от длины провода обмотки, её сечения, материала (хотя в основном используется медь) значит Ваша обмотка имеет обрыв.

 

как найти обрыв обмотки катушки и перемотать трансформаторИсходя из практики достаточно большое количество обрывов обмоток связано со следующими причинами — это плохая пайка концов обмотки к клеммным выводам устройства, перегорание провода в наиболее уязвимых местах (места частого перегиба, ранее механически повреждённого), случайное механическое повреждение при неправильной эксплуатации, профилактических работах, перегрев устройства с обмоткой при коротких замыканиях и токовых перегрузках.

 

Чаще всего обрыв обмотки находиться в месте самих выводов этой самой обмотки, месте их спая с проводом, удлиняющих эти самые выводы. Такие обрывы легко находить и устранять, они видны не вооружённым взглядом. Их просто обратно спаивают и изолируют при необходимости. Гораздо хуже дело обстоит, когда этот самый обрыв обмотки произошёл внутри самой обмотки. Тут уж нужно будет подумать, что будет проще, либо размотать катушку до места обрыва, его устранить и намотать провод обратно, либо просто заменить обмотку на новую (перемотав её), либо же вовсе заменить всё устройство, содержащее эту самую обмотку.

 

ps smail

P.S. В большинстве случаев проверка электрической обмотки катушки на обрыв сводиться к простой проверке тестером на наличие определённого сопротивления этой самой катушки. Если сопротивление показывает тестер, значит всё нормально. Если же его нет, значит обрыв. Но значение этого самого сопротивления стоит учитывать, так как если на тестере выставить не верный предел измерения, то можно получить не верное измерение. В этом моменте будьте повнимательнее.

Как прозвонить катушку зажигания мультиметром? Основные способы

Автолюбителям и пользователям моторизированной техники хорошо известно, что проблемы с запуском двигателя появляются в результате исчезновения искры. За ее образование отвечают сразу несколько элементов, работающих в тесной связке друг с другом и формирующих единую систему пуска машины. Одним из таких компонентов является катушка зажигания.

Схематическое устройство детали очень простое, но завести мотор без нее абсолютно невозможно. Ее функциональное назначение — преобразовывать напряжение бортовой цепи в высоковольтные импульсы, достаточные для образования искры. Причиной неполадки может быть заводской дефект или общая неисправность автомобиля. Поэтому каждый водитель должен знать, как прозвонить катушку зажигания самостоятельно с помощью подручных инструментов, что позволит быстро восстановить работоспособность техники и сэкономить на сторонних услугах сервиса.

Устройство катушки

Катушка зажигания является важным элементом системы запуска двигателя, поскольку отвечает за генерацию высокого напряжения в сети. Применяется она в электронной, бесконтактной и контактной пусковой цепи автомобилей. По устройству и принципу действия она напоминает трансформатор, помещенный в изолированный корпус. На фото показана общая схема детали.

Устройство катушки зажигания

Перед тем как прозвонить катушку зажигания, необходимо уточнить ее модель и прочитать инструкцию, так как каждое изделие имеет свои конструктивные особенности. Тем не менее, несмотря на все разнообразие торговых марок, ее принцип действия не менялся со времен изобретения индукционной катушки. Основными элементами устройства являются две обмотки и стальной сердечник.

Первичная обмотка выполнена из толстой медной проволоки со специальной эмалированной изоляцией. Стандартное количество витков составляет от 100 до 150 штук. Выводы соединены с клеммами «К» и «Б», на которые подается напряжение 12 вольт. Вторичная обмотка изготовлена из такого же провода, но меньшего сечения. Как показано на рисунке, один ее конец соединен с клеммой «Б», другой — с высоковольтной. Напряжение на выходе варьирует от 25 000 до 40 000 вольт. Его достаточно, чтобы преодолеть сопротивление и сгенерировать искру на контактах свечи зажигания. Между собой обмотки изолированы плотной бумагой. Некоторые модели катушек заполнены трансформаторным маслом, которое защищает их от перегрева.

Принцип действия

С аккумулятора на выводы первичной обмотки подается низкое напряжение. С определенным интервалом отсекатель обрывает цепь, что приводит к возмущению магнитного поля и образованию электродвижущей силы во вторичной обмотке. По законам электродинамики значение электродвижущей силы напрямую зависит от количества витков. Чем их больше, тем выше это значение.

Принцип работы катушки зажигания

Поэтому во второй обмотке формируется электромагнитный импульс высокого напряжения, который передается по проводам через распределитель на свечи зажигания. Но такая схема неприменима для модульных катушек. Образуемая искра воспламеняет смесь, состоящую из паров топлива и воздуха. Однако на ранних моделях техники схема показала малую эффективность, поэтому на современных системах катушка соединена напрямую со свечей зажигания.

Разновидности катушек

Катушки зажигания делят на три вида:

  1. Общая. Применяется для электронной, бесконтактной и контактной системы запуска двигателя с распределительным элементом. Ток подается на свечи по проводам через трамблер.
  2. Модульная или индивидуальная. Применяется только в электронной цепи прямого запуска. Отличается она от общей катушки тем, что первичная обмотка находится непосредственно на центральном стержне, то есть внутри вторичной, по контуру которой расположен еще один металлический сердечник. Отдельные модели оборудованы дополнительными электронными элементами воспламенения смеси. Напряжение подается непосредственно на свечу посредством наконечника, в состав которого входит высоковольтный стержень, пружина и изоляционная оболочка. Отсекается напряжение с помощью диода, установленного на вторичной обмотке.
  3. Двухвыводная или сдвоенная. Применяется во всех типах систем электронного запуска. Катушка имеет сразу два выхода высокого напряжения, устанавливаемые одновременно на два цилиндра двигателя. Поскольку оба вывода работают синхронно, то искрообразование на одном из них происходит вхолостую, то есть на этапе выпуска сгоревшей смеси.
Индивидуальная катушка зажигания

Поэтому, перед тем как прозвонить катушку зажигания мультиметром, необходимо узнать ее устройство. Например, сдвоенные катушки могут соединяться со свечами посредством высоковольтного провода через распределитель либо напрямую через стержень. Иногда их объединяют в один конструктивный блок, который называют четырехвыводной катушкой.

Общие признаки неисправностей

Катушка зажигания является генератором высокого напряжения и работает по принципу трансформатора. Поэтому имеет сходные с ним признаки поломок. Катушки делят на:

  • Сухие.
  • Маслонаполненные.
  • Модульные.

Все они отвечают за мощность и наличие искры. Однако вне зависимости от их вида причины поломок у всех одинаковые:

  1. Переход тока на массу, отсутствие тока в проводах. Напряжение на выходе составляет несколько тысяч вольт, в связи с чем случаются пробои электричества на массу. Такое происходит, если изоляция контактных элементов некачественная или испортилась в процессе эксплуатации.
  2. Перегрев корпуса катушки. Провода катушки греются из-за внутреннего сопротивления. По первичной обмотке постоянно протекает избыточный ток, что дополнительно греет катушку. Со временем это приводит к прогоранию изоляции и, как следствие, к короткому замыканию и выходу из строя самой детали. Также необходимо иметь в виду, что причиной повышения сопротивления может быть износ других элементов двигателя. Появление запаха гари указывает явно на прогоревшую изоляцию.
  3. Наличие сколов, трещин и других механических повреждений на корпусе. Появляются в результате физического воздействия в результате неаккуратного обращения или попадания инородных предметов в моторный отсек машины.

В случае нарушения изоляции заряд проходит по пути наименьшего сопротивления. В этом случае обязательно нужно прозвонить катушку зажигания тестером на наличие утечки, так как ток попадает не на контакты свечей, а уходит на массу. Выявить неисправность можно по затрудненному пуску, нестабильной работе двигателя или по наличию хлопков в цилиндрах.

Гораздо сложнее обстоит дело с модульными катушками, так как каждая из них отвечает за работу отдельно взятой свечи. И в случае поломки одной пропадет искра только в одном цилиндре. Своевременно определить неисправность без нужного опыта бывает достаточно сложно. К тому же катушка находится непосредственно на двигателе и подвержена высоким температурам, которые просто выжигают изоляцию. Поэтому срок эксплуатации таких модулей не продолжителен.

Причины появления поломок

Каждый пользователь обязан знать не только, как прозвонить катушку зажигания, но и о возможных причинах поломки:

  • Механическое разрушение. Такое происходит чаще всего в результате заводского дефекта или старения детали.
  • Перегрев. Актуален для инжекторных двигателей автомобилей, так как они контактируют друг с другом, что вырабатывает ресурс катушки.
  • Нарушение контактов. Появляется при попадании грязи на них.
  • Вибрации. Свойственны индивидуальным катушкам, работающим в прямом соприкосновении с двигателем.

Необходимо регулярно проверять исправность всех систем, чтобы избежать больших проблем в будущем.

Проверка катушки на автомобиле марки ВАЗ

Прозвонить катушку зажигания ВАЗ можно с помощью мультиметра. Однако на разных моделях автомобилей установлены разные виды, поэтому показатели замеров будут отличаться. Характеристики есть в инструкции, которую обязательно следует прочитать перед проверкой. Для карбюраторных двигателей часто использовали, например, тип Б117-А или ее аналоги. Маркировка указана на корпусе.

Катушка Б-17-А

Все провода, идущие к катушке, перед тестированием, отсоединяют. Мультиметр переводят в режим омметра. Выводы первичной катушки находятся на клеммах «3Н» и «+Б», вторичной — на клемме высокого напряжения (центральная) и «+Б». Нормой для первичной обмотки является 3,5 Ом, для вторичной — 9 200 Ом. Если прибор показывает значения ниже нормативных, то имеет место пробой изоляции, то есть замыкания витков катушки. Высокие показатели замеров свидетельствуют об обрыве проволоки обмотки.

Информацию о том, как прозвонить катушку зажигания ВАЗа мультиметром, можно найти на любом специализированном портале. Но бывают случаи, когда прибора не оказывается под рукой. На помощь приходит любительская смекалка, о которой будет рассказано чуть позже.

Диагностика неисправности катушек на «Ладе-Приоре»

Автомобили этой модели отличает от предшественников наличие бортовой электроники, которая управляет работой всех систем. Машина представляет собой продолжение десятой серии ВАЗ с доработками и улучшениями. Технологи оснастили ее инжекторным двигателем с восемью или шестнадцатью клапанами. Количество индивидуальных катушек соответствует числу цилиндров мотора, объединенных в один рабочий блок. Это усложняет сам процесс поиска неисправности, так как прозвонить катушки зажигания «Приоры» придется каждую в отдельности.

Индивидуальные катушки зажигания

Ее предварительно отсоединяют от аккумулятора и выкручивают с помощью торцевого ключа. На корпусе и резиновом уплотнении не должно быть никаких сколов и трещин. Далее прибор переводят в режим измерений омметра и проверяют первичную обмотку на контактах 1 и 3. Нормальным сопротивлением для нее является 0,5 Ом. Если оно больше или инструмент ничего не показывает, то есть обрыв витков. Необходимо также учитывать внутреннее сопротивление прибора и клемм. Поэтому результат 0,8 Ом тоже считается нормой.

Для тестирования вторичной обмотки красный щуп соединяют с основным стержнем, а черный с контактом 2 в основной колодке. Соблюдение полярности обязательно, так как имеется диод, который проводит ток только в одном направлении. Прибор должен показать 345 кОм в режиме 2 МОм. Значение измерений зависят от степени нагрева катушки, поэтому ее следует проверять холодной.

Проверка катушек мотоциклов «Урал»

Мотоциклы этой группы зарекомендовали себя как одни из самых надежных и пригодных для эксплуатации даже в самых неблагоприятных условиях. Их конструкция проста и доступна для ремонта своими силами. Но, несмотря на все свои достоинства, техника имеет слабые места — наиболее уязвима система запуска, так как на нее приходится больше всего нагрузок. Как прозвонить катушку зажигания мотоциклов «Урал», должен знать каждый владелец этой техники.

Катушка Урал

Это стандартная деталь с четырьмя выходами без привычного твердотельного корпуса. Проверять ее работоспособность следует при помощи омметра, поочередно прикладывая щупы к разным выводам. Прибор должен показать сопротивление для первичной обмотки 6 Ом, вторичной — 10 кОм. Пробой проверяется путем прикладывания одного щупа к массе, другого поочередно ко всем контактам. Для исправной детали устройство покажет бесконечность.

Диагностика катушек скутеров

Внешне они отличаются от привычных нашему пониманию, но принцип действия идентичен. Могут отличаться выводы и показатели замеров. Чтобы прозвонить катушку зажигания на скутере,ее предварительно снимают, отсоединяют от свечи и проводов. Два боковых контакта являются выводами первичной обмотки, на них измеряют сопротивление, для которых на разных моделях показания будут отличаться. В среднем этот показатель колеблется от 0,1 до 0,4 Ом. Центральный выход и соединение со свечей являются рабочей частью вторичной обмотки.

Результаты измерений зависят от того, возможно ли прозвонить катушку зажигания мультиметром с отходящим к свече наконечником или получится это сделать без него. Он дает дополнительное сопротивление, которое необходимо добавить к номинальным данным. Стандартное значение не может превышать 3 кОм без провода.

Катушка скутера

Проверка системы запуска косилок

Специалистам известно, что не всегда пусковая система становиться причиной поломки косилок, но знать, как прозвонить катушку зажигания на триммере необходимо все владельцам. Такую проверку нужно проводить при любой неисправности техники. И осуществить такую процедуру самостоятельно легко без посторонней помощи.

Предварительно ее снимают и обследуют на наличие внешних повреждений. Контакты и корпус не должны иметь трещин, сколов и других повреждений. Существует много способов проверки исправности магнитного устройства, но распространенным методом является использование обычного тестера. Прибор переключают в режим омметра и путем прикладывания щупов к контактам измеряют сопротивление на выводах обеих обмоток. Для первичной — значение варьируется от 0,4 до 2 Ом, для вторичной — от 6 до 15 кОм.

Наиболее достоверную информацию всегда покажет осциллограф. Однако стоимость его во много раз выше, чем индукционного или цифрового мультиметра.

Диагностика неисправности катушки бензиновой пилы

Устройство и принцип ее системы запуска один в один напоминает схему косилок и триммеров, поэтому вопрос, как прозвонить катушку зажигания на бензопиле посредством омметра, намерено опустим. Рассмотрим способ проверки по качеству образуемой искры на свече зажигания. Этот метод не дает стопроцентных гарантий, но позволяет оценить работоспособность пусковой системы.

Катушка бензопилы

Свечу выкручивают из цилиндра и прикладывают корпусом к массе. Не прилагая больших усилий, тянут стартер и наблюдают за искрой между контактами. Она должна быть сильной и иметь ярко-синий цвет. Поскольку вывернутая свеча не находится под давлением цилиндра, а маховик крутится энергичнее по причине отсутствия компрессии, этот способ нельзя считать надежным, так как не соответствует реальным условиям эксплуатации. Он лишь позволяет оценить исправность пуска и в случае отсутствия проблем искать поломку в другом узле двигателя.

Способы проверок системы зажигания

В разделе описываются способы, как прозвонить катушку зажигания без использования мультиметра. Прибор позволяет проверить наличие обрыва в цепи путем замера сопротивления, но это не единственная методика. Существует ряд других способов:

  1. С помощью осциллографа. Используют его, в основном, в сервисных центрах для диагностики пусковой системы. Подключают прибор в разрыв цепи между катушкой и свечей. Считается самым надежным методом. Имеет единственный недостаток — стоимость устройства.
  2. Путем извлечения свечи из цилиндра и проверки наличия искры на ее контактах. Определяют исправность по ее наличию, силе и цвету. Любое отклонение от нормы свидетельствует о поломке.
  3. Методом имитации свечи любым металлическим предметом, например, гвоздем. Способ опасен тем, что может привести к поломке всей системы, но позволяет сохранить реальные условия эксплуатации. В колпачок вставляют гвоздь и подносят его к массе, на первичную обмотку подают напряжение 12 В. Наличие искры говорит об исправности системы.

Заключение

Проверять систему запуска необходимо регулярно, не только в случае ее поломки. Это позволит предотвратить проблемы в дальнейшем. В случае обнаружения дефектной или неисправной детали, нужно заменить ее на рабочую и качественную. Ремонту они не подлежат, и заниматься этим нецелесообразно по экономическим причинам.

Как проверить катушку зажигания прибором :: SYL.ru

Катушка зажигания является неотъемлемой частью конструкционного исполнения автомобиля. Когда она начинает работать некорректно или по каким-то причинам выходит из строя, то в работе силового агрегата проявляются довольно серьезные сбои и проблемы. Неисправности в катушке зажигания могут повлечь за собой остановку двигателя или нарушение ритма его работы. Рассматриваемый элемент входит в состав трамблера. Для исключения поломки катушки зажигания необходимо ее проверять согласно графику диагностики автомобиля.

Общие сведения

Катушки зажигания получили широкое распространение в двигателях с карбюратором и инжектором. Они могут выпускаться в различных вариациях: одинарные, сдвоенные, индивидуального характера, многокатушечные. Также конструкционно катушка может быть сделана различными способами.

Стоит отметить, что такой элемент, как катушка зажигания, представляет собой самый обыкновенный трансформатор. Она имеет две обмотки (первичную и вторичную) и магнитопровод (сердечник). Вторичная обмотка может состоять из 5000–15000 витков тонкой медной проволоки. Первичная обмотка состоит из 100-150 витков более толстой медной проволоки.

Как проверить катушку зажигания

Как работает система зажигания

Чтобы выяснить основные моменты, из-за которых катушка выходит из строя, необходимо уточнить основные принципы работы системы зажигания, завязанной на трамблере. Сам трамблер представляет собой не что иное, как распределитель. На него подается низковольтный разряд, который на обмотке переводится в разряд большой величины. При помощи прерывателя контакт на катушке размыкается; собственно, в этот момент и происходит его подача через высоковольтные провода к каждому цилиндру.

В цилиндре этот разряд проявляется в виде искры на свече, благодаря чему происходит воспламенение топливной смеси. Если подача тока на свечу будет выполняться несвоевременно или не будет проводиться вовсе, то двигатель перестанет работать.

как проверить катушку зажигания ваз

Как проверить работоспособность катушки зажигания?

Если у вас возникают проблемы с двигателем, а именно с воспламенением топлива, то в поисках неисправности взор падает на указанный элемент. Как проверить катушку зажигания? Самым обычным методом проверки этого механизма является следующая последовательность действий:

  1. Выкручиваем свечу зажигания.
  2. Отсоединяем провод высокого напряжения.
  3. Теперь отводим провод в сторону и вставляем в него свечу.
  4. Прижимаем ее к кузову автомобиля.
  5. Заводим двигатель.
  6. При этом на кузове автомобиля должна пробиваться искра.
  7. Если искра отсутствует, то это свидетельствует о том, что катушка зажигания отслужила свой срок, ее необходимо заменить.

Стоит отметить, что таким способом проверять катушку на некоторых машинах не стоит. Так, например, на «Хонде» после такой проверки механизм сразу же испортится.

Как проверить работоспособность катушки зажигания? Перед тем как приниматься за работу, стоит твердо убедиться, что это именно она влияет на неисправность двигателя. Поэтому, чтобы лишний раз не навредить автомобилю, следует провести тщательный осмотр.

как проверить работоспособность катушки зажигания

До того как проверить катушку зажигания на подачу от нее тока, необходимо осмотреть ее корпус на предмет наличия сколов или пробоев. После того как вы добрались до катушки, определите, есть ли пробой на корпусе. Чтобы это понять, достаточно осмотреть прилегающие стенки, чтобы выявить выжженные точки или черный налет. Если такой факт имеет место, то это свидетельствует о наличии пробоя. В таком случае катушку следует заменить на новую.

Более детальная проверка

Как проверить исправность катушки зажигания? После того как вы проверили катушку на наличие пробоев визуально и не решились пробивать искрой на корпус, приступаем к более детальным методам поиска.

Итак, как проверить катушку зажигания и что понадобится для этого? Для поиска неисправности в системе зажигания необходимо соорудить небольшую схему. Нужно подготовить саму катушку, выключатель, конденсатор и какую-нибудь батарею (источник питания).

Теперь собираем схему:

  1. Один контакт катушки соединяем с аккумулятором (к первичной обмотке).
  2. Второй контакт прерываем через конденсатор и выключатель (включается между первичной и вторичной обмотками).
  3. Выход со вторичной обмотки соединяется с выключателем и конденсатором. На этом контакте делаем разрыв (для пробоя искры).
  4. В разрыв можно вставить свечу.

При замыкании выключателя искра должна возникать в подготовленном разрыве контакта. Также при проверке нужно осмотреть, какого цвета будет искра. Если она имеет красноватый оттенок, то это говорит о слабом разряде. Если такой синдром прослеживается, то катушка безнадёжно поломана. Также это говорит о пробое между отдельными витками в обмотке.

Таким образом, можно сделать вывод, что, перед тем как проверить исправность катушки зажигания, нужно предпринять ряд мер, направленных на визуальное выявление поломки системы.

как проверить исправность катушки зажигания

Проверка катушки зажигания тестером

Существует большое количество вариантов поверки такого рода механизма. Как проверить катушку зажигания тестером? Для проведения этой процедуры необходимо взять прибор с функцией измерения сопротивления цепи. Вся работа выполняется достаточно быстро и легко.

  1. Вначале стоит сделать проверку на отсутствие искры.
  2. Подключенный к коммутатору разъем подключаем к катушке.
  3. Подсоединяем вольтметр к 1 и 2 клеммам.
  4. Включаем зажигание.
  5. Прибор должен показывать цифру, равную напряжению на аккумуляторе.
  6. Если же имеются цифровые расхождения, то стоит заменить катушку и вновь произвести поверку.

Поверка катушки с помощью мультиметра

Как проверить катушку зажигания мультиметром:

  1. Оцениваем вначале первичную обмотку.
  2. На этой обмотке, в зависимости от типа катушки, сопротивление может находиться в пределах от 0,4 до 2 Ом.
  3. При наличии дефекта в обмотке сопротивление будет стремиться к бесконечности.
  4. Если оно будет находиться на уровне ниже порогового (0,4 Ом), следовательно, в катушке коротят витки.
  5. Потом на проверку уходит вторичная обмотка.
  6. Накидываем плюс на плюсовой контакт катушки, а минус — на выход высоковольтного провода.
  7. Выставляем измерение на мультиметре до 22 кОм.
  8. При показаниях тестера, стремящихся к бесконечному значению, делаем вывод об обрыве.
  9. Диапазон нормального рабочего сопротивления колеблется в пределах от 6 до 10 кОм.

Таким образом, мы описали еще один способ того, как проверить катушку зажигания.

как проверить катушку зажигания тестером

Как проверить целостность катушки на малогабаритной технике?

На малогабаритных транспортных средствах процедура проходит намного проще. В качестве примера рассмотрим вопрос о том, как проверить катушку зажигания скутера.

Для детальной поверки понадобится мультиметр. При подсоединении щупов к контактам катушки на мультиметре должно зарегистрироваться сопротивление в пределах от 0,5 до 5 Ом. При таких показаниях можно говорить об исправности первичной обмотки.

Проверяем вторичную обмотку: подключаем так же, как ранее, плюс на плюс, минус на высоковольтный, при этом сопротивление должно оказаться около 2-3 кОм. При любом отклонении данного значения становится ясно, что катушка вышла из строя.

Проверка катушки на мотоциклах

Рассмотрим теперь вопрос о том, как проверить катушку зажигания мотоцикла. Чтобы провести такую процедуру, следует снять провод высокого напряжения со свечи. Затем убрать с него фишку. Делаем так, чтобы провод оголился.

Теперь подносим его к корпусу мотоцикла (например, к двигателю) на расстояние порядка 5 мм. Проворачиваем лапкой или стартером коленвал, и при этом между корпусом и проводом пробивается искра. Если она отсутствует, значит, катушка зажигания вышла из строя.

как проверить катушку зажигания скутера

Катушка зажигания на мотоцикле может сломаться по нескольким причинам:

  • не включено зажигание при заглушенном моторе;
  • низкое напряжение при пробе обмотки;
  • высокое напряжение при пробе обмотки;
  • перегрев мотора;
  • размер зазора на свече слишком большой.

Проверка катушки на отечественном автомобиле

На российской машине как проверить катушку зажигания (ВАЗ, например)? Первым делом проводим визуальный осмотр на наличие сколов, трещин, подтеков трансформаторного масла. Теперь при помощи мультиметра замеряем величину сопротивления. Как было описано ранее, вначале на первичной, а потом на вторичной обмотке. Сопротивление первичной обмотки по техническому руководству должно находиться в пределах от 0,4 до 0,5 Ом. Данная величина для вторичной обмотки будет колебаться от 4,5 до 5,5 Ом. При значениях сопротивления, отличающихся от приведенных выше, требуется замена элемента. Также замеряем показатели для корпуса катушки. Для этого один край подводим к клемме, а второй — к корпусу. При этом значения не должны падать ниже 50 мОм.

как проверить катушку зажигания мультиметромИсходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что проверка катушек зажигания на различных транспортных средствах имеет схожий порядок действий. Однако самым лучшим и точным вариантом является проверка мультиметром, так как в этом случае не портится механизм, а показатели являются наиболее точными. Для проведения такого рода работ не требуется каких-либо серьезных навыков и умений. Поэтому с проверкой катушки зажигания справится каждый.

Диагностика и установление причин неисправности катушки зажигания автомобиля

Запуск бензиновой силовой установки невозможен без воспламенения топливно-воздушной смеси. Для этого предназначена система зажигания двигателя, основой которой является катушка зажигания. Порой проверить её исправность новичку не под силу. Для этого воспользуйтесь нашими подсказками.

Принцип работы катушки зажигания

Катушка зажигания является простейшим трансформатором, преобразующим ток низкого напряжения — 12 вольт, в ток высокого напряжения — 35000 вольт, который необходим бензиновому двигателю внутреннего сгорания для воспламенения горючей смеси. От АКБ низкий ток поступает на первичную обмотку, внутри которой находится вторичная. За счёт разницы в количестве витков и толщине медной проволоки возникает ток высокого напряжения, который через высоковольтный провод поступает на распределитель зажигания и оттуда согласно очерёдности в работе цилиндров попадает на свечи зажигания, где возникает искра, поджигающая горючую смесь.

Устройство катушки зажигания

Различия в типах

Особого различия между отечественными и импортными катушками зажигания нет. Существует разница в типах устройств. Основными являются двухискровая и одноискровая. Индивидуальные катушки зажигания устанавливаются над свечой зажигания, требуют установки дополнительного датчика на распределительный вал, определяющего нахождение верхней мёртвой точки. Двухискровые катушки ранее применялись для двухцилиндровых двигателей и позволяли отказаться от распределителя зажигания. На современных моделях устанавливаются либо две катушки, либо объединяют несколько катушек в одном корпусе. Подходят только для двигателей с чётным количеством цилиндров. Признаки неисправностей у катушек абсолютно одинаковы.

Причины выхода механизма из строя

Определенных причин выхода из строя катушки зажигания не существует. Её должно хватать не менее чем на 60–80 тысяч километров. Катушка может работать как значительно дольше заявленного производителем срока, так и намного меньше. Огромное значение имеет длительность процесса запуска автомобиля и условия его использования. Катушка не любит длительной нагрузки, поэтому нежелательно впустую включать зажигание, не заводя двигатель. Она может выйти из строя при перегреве, попадании воды внутрь или на корпус. 

В чём сложность проверки работоспособности

Без диагностики определить с предельной точностью, что причиной неисправности является катушка зажигания, очень сложно. Симптомы неисправности всей системы зажигания одинаковые. Чтобы убедиться в неисправности той или иной детали, необходимо диагностировать всю систему. Признаки неисправности катушки зажигания абсолютно идентичны признакам неисправности распределителя зажигания. Выяснить, в чём причина, возможно лишь после поиска искры.

Основные признаки и симптомы поломки

Основные признаки, по которым можно предположить, что проблема заключается в системе зажигания, а конкретно в катушке:

  • двигатель не заводится, хотя аккумулятор заряжен, стартер срабатывает;
  • нестабильная работа двигателя, «троит». На тахометре это отражается особенно чётко;
  • при резком нажатии на педаль газа двигатель начинает захлёбываться, чувствуются значительные провалы в работе;
  • при повышенной влажности воздуха или при дожде неравномерная работа двигателя становится заметней, «троит» значительно сильней;
  • во время холодов, до момента нагрева двигателя наблюдаются провалы в работе двигателя, нестабильная работа, после нагрева симптомы не исчезают, но становятся менее заметны;
  • во время нестабильной работы двигателя на приборной доске загорается сигнальная лампочка check engine, которая при диагностике укажет на проблемы в работе катушки зажигания;
  • после разгона при переключении на повышенные передачи чувствуются провалы;
  • во время движения при нажатии на педаль акселератора чувствуются ощутимые рывки;
  • при движении возникает ощущение, что сзади кто-то держит машину, не даёт разогнаться и развить необходимую скорость.

Установление причин неисправности визуально

Вне зависимости от установленной на автомобиле катушки зажигания любую диагностику необходимо начинать с визуальной проверки.

  1. Проверке подлежит корпус катушки и контакты. Требуется убедиться, что корпус находится в хорошем состоянии, на нём нет трещин, сколов, чёрных точек и мест частичного выгорания. Необходимо протереть корпус, убедиться в отсутствие следов подтёков масла или следов негерметичности корпуса. При обнаружении любого из перечисленных дефектов дальнейшая диагностика не требуется. Катушка зажигания не подлежит ремонту. Она только заменяется. 
  2. После этого необходимо проверить состояние контактов. Окисленные выводы необходимо почистить и привести в нормальное рабочее состояние. Плохой контакт влияет на правильную работу двигателя и приводит к выходу из строя катушки зажигания.

Если неисправность удалось установить визуально, нет смысла искать причину внутри механизма, меняйте катушку не задумываясь

Диагностика автомобилей, не имеющих электроники

Если визуальный осмотр не выявил дефектов, то возможно замыкание одной из обмоток катушки зажигания. Требуется проверить целостность обмоток.

  1. Для этого снимаем крышку распределителя зажигания и проворачиваем коленчатый вал до тех пор, пока не замкнутся контакты трамблёра.
  2. После этого высоковольтный провод от катушки зажигания подносим к массе автомобиля. Расстояние от конца провода до массы должно составлять 5–6 миллиметров.
  3. После этого включаем зажигание. Если катушка зажигания исправна, то в месте приближения провода к массе будет проскакивать яркая искра. В том случае, если искра отсутствует или появляется, но очень слабая, проблема в катушке зажигания.

Этот способ возможен только для автомобилей, которые не имеют электроники. Контрольные блоки, электронный впрыск топлива, другие модули и системы могут при этом способе проверки выйти из строя!

Как проверить на примере ВАЗ (видеоподказка)

Проверка катушки зажигания с помощью мультиметра

Обычно мультиметр есть в гараже большинства автолюбителей

Как прозвонить: общие принципы работы + видео

При помощи мультиметра проверяется наличие замыкания в обмотках катушки зажигания. При работе с прибором необходимо знать технические характеристики катушки зажигания, потому как механизмы разных производителей имеют различные технические показатели.

  1. Первое — проверка первичной цепи на наличие короткого замыкания в межвитковом пространстве. Подсоединяем мультиметр, предварительно установив его на замер сопротивления, к концам первичной обмотки, то есть к клеммам катушки зажигания. Полученный результат сравнить с показателями, указанными в технических характеристиках. Если прибор показывает ноль, значит, в первичной обмотке однозначно произошло короткое замыкание. Если показания прибора стремятся к бесконечности, значит, произошёл обрыв цепи. При положительных результатах проверить вторичную обмотку.
  2. Для этого мультиметр подсоединить к плюсовой клемме катушки, а второй конец подключить к месту выхода высоковольтного провода. Полученные результаты сравнить с характеристиками катушки зажигания.

Определяем исправность индивидуальной катушки (с видеогидом)

Принцип проверки катушек зажигания, установленных над свечами, аналогичен общему, за исключением мест подключения мультиметра. При подключении прибора для проверки первичной цепи подключиться к контактам разъёмов 1 и 3. Полярность не имеет значения. Дальнейшая технология полностью совпадает с проверкой на двухискровой катушке.

Для проверки вторичной обмотки подсоединить прибор, соблюдая полярность. Красный щуп должен соприкасаться с пружиной внутри головки резинового колпачка, а чёрный щуп подсоединить ко второму контакту разъёма, то есть среднему. В случае отсутствия показаний необходимо убедиться, что пружина находится в нормальном состоянии, не загрязнена, не окислена и имеет нормальный контакт с катушкой. При необходимости можно снять резиновый колпачок и присоединить щуп непосредственно к контакту катушки зажигания. Далее свериться с техническими характеристиками детали.

Проводить диагностику катушек зажигания мультиметром стоит только на холодном автомобиле. При нагреве катушки показания сопротивления изменяются.

Автоматическое тестирование системы зажигания

Некоторые автомобили снабжены автоматическим тестированием системы при включении зажигания. Машина сама обнаруживает пропуски воспламенения в определённом цилиндре и сообщает о проблемах в зажигании. Водителю необходимо классифицировать код ошибки согласно техническому описанию и заменить нужную катушку зажигания.

Как осуществляется проверка в условиях сервиса

Специальным тестером

При невозможности самостоятельно замерить сопротивление катушки зажигания требуется обратиться на станцию технического обслуживания, где специалисты, подключив в систему автомобиля тестер, увидят и сообщат код ошибки, который укажет на неисправность катушки зажигания.

На стенде

Проверка на стенде используется крайне редко.

  • Она требует снятия всех катушек с автомобиля.
  • Все исследования проводятся только в автосервисе и требуют специального оборудования.
  • Большие затраты.
  • Катушка зажигания не подлежит ремонту. В-пятых, неисправность катушки зажигания можно определить без снятия катушки с автомобиля.

Правильная работа катушки зажигания — залог долговечности двигателя. Неисправный механизм влияет на работу автомобиля в целом. При неправильной работе катушки зажигания возможен выход из строя других важных деталей машины, поэтому своевременная диагностика поможет автомобилю долго сохранять ходовые качества.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Как проверить дроссель (катушку индуктивности) при помощи мультиметра?

Иногда, дроссель может перестать функционировать. Проявляется это по-разному, может появиться шум, лампа начинать мигать, лампа вовсе не зажигается и другие варианты. Как проверить дроссель, если подозреваете поломку – рассмотрим в статье далее.

Механическими поломками считаются – выход из строя сердечника, повреждение каркаса или креплений, обрыв на обмотке или пробой между ними. Любая проверка должна начинаться с внешнего осмотра. Здесь нужно внимательно осмотреть данной устройство. Так можно сразу выявить причину поломки и по возможности восстановить его. Если осмотр не дал результатов и внешне прибор выглядит идеально, нужно переходить к проверке его мультиметром. Для подробного изучения этого вопроса в статье предложен способ проверки дросселя мультиметром, а также добавлено видео и интересный файл с материалом по теме.

Проверка дросселя мультиметром

Проверка дросселя мультиметром.

Какое строение имеют источники светового потока

Дневное освещение является самым экономичным вариантом в плане освещения. При этом оно лучше всего подходит для глаз, благодаря чему служит отличной альтернативой всем существующим на сегодняшний день вариантам подсветки помещений.
Для создания дневного света сегодня используются различие виды люминесцентных ламп. Такие лампы могут классифицироваться по оттенку и яркости излучаемого света:

  • теплый белый;
  • холодный белый;
  • желтоватый тон.
Схема дросселя

Схема дросселя.

Дроссель

Но для повышения их безопасности во время работы принято использовать специальный прибор – дроссель. Им оснащены все лампы дневного света. Покупая светильник дневного света, обязательно поинтересуйтесь у продавца гарантией и другой сопроводительной документацией на приобретаемое изделие. Так вы точно купите качественный прибор для своих нужд. Что же представляет собой дроссель? Внешне дроссель имеет вид катушки индуктивности, у которой имеется специальный ферримагнитный сердечник. Это такая деталь, которая необходима для стабильной работы любой лампы при создании дневного света. По сути, дроссель входит в состав энергосберегающего источника света, установленного в светильнике. Частые поломки и способы их проверки мультимером указаны в таблице ниже:

Основные поломки дросселя и способы проверки мультимером

Таблица основных поломок дросселя и способы их проверки мультимером.

При его неисправности или падении работоспособности на концах лампы появляются почернения. В задачи данной детали входит контроль напряжения, создаваемого на выходных контактах энергосберегающего источника света. Очень часто дроссель входит в состав люминесцентных ламп. Для того чтобы источник дневного света не погас, создается балласт. Он способен поддерживать в контактах осветительного прибора ток на требуемом уровне.

Как проверить дроссель при помощи мультиметра

По существующим на сегодняшний день стандартам, такой балласт нужно подключать последовательно. Затем к нему параллельно подсоединяют стартер. Он ответственен за зажигание лампы.

Такое строение и способ подключения играет важную роль в работоспособности лампы, используемой для создания дневного света в помещении. Поэтому если имеются неисправности, то в первую очередь нужно проверить дроссель. О том, как это сделать мы расскажем несколько ниже. Чтобы понять, почему лампы дневного света перестали работать, необходимо быть знакомым с их конструкцией, а также принципом работы. Это нужно для того, чтобы по косвенным признакам проверить их работоспособность и определиться с вариантами починки. На данный момент в продаже существует несколько типов люминесцентных ламп. Но все они имеют одинаковое строение.

Тороидальный дроссель

Тороидальный дроссель.

Строение люминесцентной лампы

Такие источники дневного света в своей конструкции обязательно содержат стеклянную колбу различной формы. В ней находятся спиральные электроды и инертный газ (пары ртути).Сверху колба покрыта специальным слоем из люминофоров.

Принцип работы лампы таков:

  • при поступлении электрического тока на электроды (спирали) они нагреваются;
  • в результате нагревания спиралей происходит зажигание газа;
  • под действием него начинает светиться люминофор.

Из-за того, что электроды имеют ограниченные размеры, имеющегося в сети напряжения недостаточно для розжига электродов. Вот для этого и используют дроссель. А чтобы предотвратить чрезмерный перегрев спирали в лампы устанавливают стартер. Он после зажигания газа запускает процессы, приводящие к отключению накала электродов.

Проверка приборов низкой частоты

По конструкции и технологии изготовления силовые трансформаторы, трансформаторы и электрические дроссели НЧ имеют много общего. Те и другие состоят из обмоток, выполненных изолированным проводом, и сердечника. Неисправности трансформаторов и дросселей НЧ делятся на механические и электрические.

К механическим неисправностям относятся: поломка экрана, сердечника, выводов, каркаса и крепежной арматуры, к электрическим – обрывы обмоток; замыкания между витками обмоток; короткое замыкание обмотки на корпус, сердечник, экран или арматуру; пробой между обмотками, на корпус или между витками одной обмотки; уменьшение сопротивления изоляции; местные перегревы.

Проверку исправности трансформаторов и дросселей НЧ начинают с внешнего осмотра. В ходе его выявляют и устраняют все видимые механические дефекты. Проверка на короткое замыкание между обмотками, между обмотками и корпусом производится омметром. Прибор включают между выводами разных обмоток, а также между одним из выводов и корпусом. Так же проверяется и сопротивление изоляции, которое должно быть не менее 100 МОм для герметизированных трансформаторов и не менее десятков МОм для негерметизированных.

Интересный материал для ознакомления: что нужно знать об устройстве силового трансформатора.

Самая сложная проверка на межвитковые замыкания. Известно несколько способов проверки трансформаторов.

  • Измерение омического сопротивления обмотки и сравнение результатов с паспортными данными. (Способ простой, но не точный, особенно при малой величине омического сопротивления обмоток и малом числе короткозамкнутых витков.)
  • Проверка катушки с помощью специального прибора — анализатора короткозамкнутых витков.
  • Проверка коэффициентов трансформации на холостом ходу. Коэффициент трансформации определяется как отношение напряжений, показываемых двумя вольтметрами. При наличии межвитковых замыканий коэффициент трансформации будет меньше нормы.
  • Измерение индуктивности обмотки.
  • Измерение потребляемой мощности на холостом ходу. У силовых трансформаторов одним из признаков короткозамкнутых витков является чрезмерный нагрев обмотки.
Диагностика дросселя

Диагностика дросселя.

Стартер

При подаче напряжения в стартере возникает тлеющий разряд. Нагреваясь биметаллические пластины, из которых сделаны электроды стартера, замыкаются, в результате чего ток в цепи значительно увеличивается. Увеличившийся ток разогревает электроды люминесцентной лампы, и они начинают испускать электроны. Одновременно с этим электроды стартера остывают, биметаллическая пластина изгибается и цепь разрывается. Таким образом, стартер нужен только в момент запуска, в дальнейшей работе он не участвует и его электроды остаются разомкнутыми.

При этом на дросселе, благодаря самоиндукции, возникает кратковременный высоковольтный импульс, который приводит к газовому разряду и зажиганию лампы. Когда лампа горит, напряжение на её электродах ниже напряжения сети на величину эдс самоиндукции, возникающей в дросселе при зажигании лампы. Таким образом дроссель препятствует возрастанию тока в рабочем режиме лампы. Недостатками данной схемы являются продолжительное время включения светильника, по мере износа дроссель начинает издавать гул, низкая эффективность при отрицательных температурах.

Стартеры

Стартеры.

Неисправности светильников с ЭМПРА

Лампа не зажигается

  • Неисправность электросети — проверить наличие напряжения на контактах патрона.
  • Плохой контакт между лампой и контактами патрона или между стартером и контактами держателя — пошевелить лампу и стартер. Возможно надо подогнуть контакты патрона для лучшего прилегания.
  • Неисправность лампы — проверить целостность нитей накала или заменить на заведомо исправную. Для проверки нитей накала выставляем мультиметр на минимальное сопротивление или на прозвонку и поочередно прозваниваем выводы цоколя с одной стороны и с другой. При исправной лампе должно быть небольшое сопротивление. В случае обрыва мультиметр покажет бесконечное сопротивление.
  • Неисправность стартера — не замыкает цепь накала электродов лампы. Заменить стартер.
  • Неисправность дросселя — обрыв в обмотке дросселя или межвитковое замыкание. Обрыв дросселя можно определить с помощью мультиметра.

Лампа не зажигается. Свечение по краям лампы

  • Неисправность стартера. Если вынуть стартер из держателя, свечение прекратится. Заменить стартер.

Лампа мигает, но не зажигается

  • Неисправен стартер — заменить стартер.
  • Низкое напряжение сети — проверить мультиметром напряжение.
  • Потеря эмиссии электродов лампы — заменить лампу.
Стартер в лампе

Стартер в лампе.

На концах включенной лампы появляется и пропадает оранжевое свечение, лампа не зажигается

  • В лампу попал воздух — заменить лампу.

Лампа зажигается, но через некоторое время наблюдается потемнение на концах лампы

  • Замыкание на корпус светильника — проверить изоляцию.
  • Неисправен дроссель — несоответствие пускового и рабочего токов вольт-амперной характеристики. Амперметром проверить значение пускового и рабочего токов.

Лампа периодически зажигается и гаснет

  • Неисправна лампа — заменить лампу
  • Неисправен стартер — заменить стартер

Лампа зажигается, но на некоторых участках наблюдается свечение в виде оранжевой змейки

  • Неисправен дроссель — проверить значение пускового и рабочего токов.
  • Неисправна лампа — заменить лампу.

При включении лампы перегорают, потемнение на концах лампы

  • Пробой изоляции дросселя — заменить дроссель

При работе светильника слышно гудение

  • Колебание пластин дросселя — заменить дроссель

Изменение цвета свечения лампы – частичное выгорание люминофора вследствии длительного срока службы лампы — заменить лампу.

Материал в тему: Что такое кондесатор

Как проверить дроссель люминесцентного светильника?

Дроссель представляет собой катушку индуктивности, намотанную на ферромагнитном сердечнике с большой величиной магнитной проницаемости. Он является составной частью электромагнитной пускораспределительной аппаратуры (ЭмПРА). На этапе включения ЛДС он вместе со стартером обеспечивает разогрев катодов и затем создает высоковольтный импульс (до 1000 В) для создания тлеющего разряда в колбе за счет, свойственной ему электродвижущей силы (ЭДС) самоиндукции.

После выключения из работы стартера дроссель использует свое индуктивное сопротивление для поддержки тока разряда через ЛДС на уровне, необходимым для постоянной и стабильной ионизации газово-ртутной смеси, используемой в колбе. Величина индуктивности такова, что сопротивление дросселя для переменного тока защищает спирали электродов от перегрева и перегорания.

Как проверить дроссель при помощи мультиметра

Проверить исправность дросселя люминесцентной лампы можно путём измерения сопротивления с помощью омметра. Он входит в состав комбинированного прибора электрика.

Если проверить дроссель лампы дневного света мультиметром, можно обнаружить либо его исправное состояние, при котором измеренное активное сопротивление соответствует его паспортным данным, либо столкнуться с несоответствиями. Проанализировав их, можно сделать вывод о характере обнаруженного дефекта. Замыкания сопровождаются неприятным запахом и изменением цвета защитной изоляции. При любом внешнем проявлении или обнаруженном отклонении величины измеренного сопротивления от номинального его значения дроссель необходимо заменить.

Проверка дросселя люминесцентного светильника?

Проверка дросселя люминесцентного светильника.

Как проверить стартер

Это устройство входит в состав электромагнитной пускорегулирующей аппаратуры и при совместной работе с дросселем обеспечивает запуск процесса образования тлеющего разряда в колбе ЛДС при подаче переменного напряжения сети на контакты светильника. Конструктивно стартер выполнен в виде небольшой лампочки, внутренняя полость которой заполнена инертным газом.

Внутри колбы находятся два биметаллических контакта, один из которых имеет сложный профиль. В исходном состоянии контакты разомкнуты. При подаче на выводы стартера напряжения в газовой среде возникает дуговой разряд, который нагревает контакты. Они изменяют свою форму и происходит их короткое замыкание, в цепи начинает протекать электрический ток.

Схема из лампы и дросселя

Схема из лампы и дросселя.

Контакт имеет меньшее переходное сопротивление, чем существующая до этого «дуга» и температура в нем начинает уменьшаться. Это остывание приводит к повторному изменению формы контактов, в результате которого происходит их размыкание. Дроссель балласта в этот момент вырабатывает высоковольтный импульс, который приводит к появлению тлеющего разряда в ЛДС и протеканию в ней тока, ионизирующего газово-ртутную смесь. Стартер выполнил свое предназначение – произвел запуск. Если цикл прошел по описанному сценарию, то стартер прошел тестирование в составе ЭмПРА. Другим способом проверки его работоспособности может быть только его замена исправным и имеющим те же параметры, что и исследуемый.

Заключение

В данной статье были рассмотрены основные вопросы проверки стартеров и дросселей люминесцентных ламп. Подробнее можно узнать, прочитав статью Проверка дросселей.

В нашей группе ВК можно задавать вопросы и получать на них подробные ответы от профессиональных электронщиков. Чтобы подписаться на группу, вам необходимо будет перейти по следующей ссылке: https://vk.com/electroinfonet. В завершение статьи хочу выразить благодарность источникам, откуда мы черпали информацию:

www.1000eletric.com

www.electricalschool.info

www.electric-blogger.ru

admin

E-mail : admin@volonter61.ru

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*