Как зарядить аккумуляторные батарейки: Как зарядить аккумуляторные батарейки | БАТАРЕЙКУ.РФ – Заряжаем АА, ААА и другое цилиндрическое и аккумуляторное / Habr
- 23.06.2020
Что такое аккумуляторные батарейки. Особенности и правила зарядки
ЧТО ТАКОЕ АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕЙКИ. ОСОБЕННОСТИ И ПРАВИЛА ЗАРЯДКИ
Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется аккумуляторной батарейкой, чем она отличаются от обычных элементов питания, какими особенностями обладает, а также, как правильно ее заряжать. Кроме того, расскажем про длительность зарядки аккумуляторных батареек, их сроке службы, а также, для каких устройств лучше всего подойдут элементы питания такого типа. В заключении мы поговорим о том, как максимально продлить жизнь аккумуляторных батареек, что в первую очередь влияет на этот момент и почему так важно правильно выбрать качественное зарядное устройство.

Аккумуляторные батарейки являются прекрасной альтернативой классическим элементам питания, которые по окончанию срока своей службы просто выбрасываются. Главное отличие аккумуляторов заключается в том, что их можно использовать многократно, так как срок службы некоторых моделей просто не ограничен временем и все зависит от правил их использования. Поэтому, если правильно обращаться, своевременно заряжать аккумуляторные батарейки, они могут проработать длительное время, даже несмотря на то, что они относятся к тому или иному типу или размеру.

Как подключить смартфон или планшет к телевизору

В первую очередь на срок службы аккумуляторных батареек, а следовательно на отдачу устройства, в котором они находятся влияет правильный и своевременный заряд, причем это касается любого типа аккумуляторов (от маленьких батареек в бытовой технике до промышленный с большой емкостью питания). Справочно заметим, чтобы постоянно не покупать новые аккумуляторы, так как качественные оцениваются не дешево, а использовать ранее приобретенные максимально долгое время, необходимо их правильно заряжать. Однако не все про это знают и используют элементы питания, как им вздумается, а потом возникает вопрос: «Почему они так быстро садятся и выходят из строя?».
{banner_adsensetext}
1. Правила зарядки аккумуляторных батареек
Чтобы знать, как правильно заряжать аккумуляторные батарейки, нужно понимать, что каждому виду элементов питания свойственны свои определенные особенности заряда, а также условия эксплуатации. Данная информация должна в обязательном порядке предоставляться производителем в инструкции к элементам питания. Как правило, эту информацию у нас нет времени искать, да и найти ее порой сложно, так как она написана мелким шрифтом или на иностранном языке. Если все же информацию по правилам эксплуатации аккумуляторов нам повезло найти, то довольно часто она идет в обобщенном виде и не все нюансы там могут быть описаны. Заметим, что уважающие себя производители, всегда указывают данные правила в развернутом виде, на примере компании «GP«.

Самое главное, после покупки аккумуляторных батареек, необходимо сделать их проверку или тестирование. Суть этой процедуры заключается в полном разряде и заряде элемента питания. Желательно осуществлять эту процедуру около 3-4 раз. Для чего это нужно? Это позволить продлить срок работы элементов питания на определенное количество времени. Происходит это благодаря увеличению потенциальной емкости аккумуляторов. Эта процедура другими словами формирует так называемый эффект «памяти» батарейки, так как эти элементы питания умеют запоминать эксплуатационные емкости.

В том случае, когда мы заряжаем не полностью заряженные аккумуляторные батарейки, то будет формироваться определенный предел, который может стать причиной сокращения объема физической емкости элемента питания. Таким образом, это может привести к тому, что батарейка просто станет не долговечной и прибор, в котором она будет находится быстро перестанет работать, так как заряд элемента питания иссякнет. Кроме того, крайне не рекомендуется производить зарядку аккумуляторов при определенных температурных режимах, например при ниже -5 или выше +50 градусов по Цельсию.

Также стоит помнить, что период зарядки аккумуляторных батареек не может длиться сутками на пролет. В том случае, если нам не удалось произвести зарядку элементов питания через сутки, то дальше ждать просто нет смысла, так как быстрее всего произошел какой то сбой в процедуре и необходимо искать причины. Дело в том, что причины могут скрываться не только в зарядном устройстве, а также в самих аккумуляторах. Кроме того, если элементы питания аккумуляторного типа будут долгое время находится в зарядном устройстве, то это может привести к тому, что наша зарядка просто сгорит и перестанет работать. Вот поэтому, необходимо придерживаться рекомендованных временных границ, которые не позволят нам нанести вред элементам питания и устройству по зарядке.
{banner_yandexblokrtb1}
2. Как происходит зарядка аккумуляторных батареек
Сами по себе батарейки являются источником тока для большинства приборов. На сегодняшний день источники питания подразделяются на дешевые (разовые) и дорогие (заряжаемые) аккумуляторные батарейки. Самый распространенный тип размера или формы батареек — пальчиковые «AA«, а также «AAA«. Благодаря универсальному размеру и оптимальному объему эти источники питания по всему миру завоевали всеобщую популярность.

Заметим, что обычные пальчиковые батарейки с типом действия «AA» также допускается заряжать, однако их срок службы может сразу уменьшиться примерно на 1/3. Кроме того, существует вероятность того, что после первой зарядки они просто потекут. Справочно отметим, что дополнительное время рыботы батарейки может обеспечить ее нагревание, например в духовке, но не более, чем на 2-3 минуты. Эта процедура незначительно увеличит срок работы элемента питания, однако существует риск разрыва батареи и даже ее возгорания. На наш взгляд лучше не продлевать таким способом жизнь обычной батарейки, слишком рискованно и проще купить новую.

Кроме того существует еще вариант продления работоспособности элементов питания на определенное время при помощи физического воздействия на них. Например, при помощи ударов молотком или другим тяжелым инструментом можно обеспечить небольшую оптимизацию внутри находящегося источника питания батарейки, что позволит немного продлить ее срок службы. Однако такие способы применимы только для щелочных и солевых батареек. Заряжать же источники питания можно только те, которые относятся к классу многократного использования. Кроме того, особое значение в этом деле играет зарядное устройство. Зарядка должна подбираться только по типу, размеру и мощности аккумуляторных батареек.

Перед тем, как приступать к процессу зарядки аккумуляторных батареек, необходимо первоначально посмотреть маркировку на источниках питания. В том случае, если они предназначены для многоразового использования, то на них должна быть в обязательном порядке нанесена надпись «Многоразового использования» или «Rechargeable» — это будет означать, что они допустимы к перезарядке. Кроме того, на упаковке или на самих батарейках должна быть специальная информация об объеме или емкости источника питания, а также данные о его напряжении.
{banner_adsensetext}
3. Как долго нужно заряжать аккумуляторные батарейки
Если мы сможем точно рассчитать время подзарядки аккумуляторной батарейки, то это поможет нам правильно ее зарядить. Чтобы вычислить этот показатель, нам поможет простой алгоритм или формула. Итак, время заряда батарейки равняется коэффициенту источника питания (он может быть 1,4 или 1,5 — указывается на батарейки) умноженный на емкость батарейки (указывается на источнике питания в mAh) полученный результат делиться на ток зарядного устройства.
Формулой эта выглядит следующим образом:Х (время) = 1,4 (1,5) (коэффициент) х Y (емкость, в mAh) / Z (ток зарядки в mA)
Справочно заметим, что коэффициент в 1,4 или 1,5 пункта применяется в расчете из-за того, что не весь ток может перейти в заряд. Как правило, при зарядке его часть уходит в тепло. Вот поэтому в результате процесса зарядки батарейки иногда нагреваются. Благодаря вышеописанной формуле или алгоритму, мы сможем зная все переменные, без труда рассчитать время, которое потребуется для осуществления оптимального заряда источника питания.

Для того, чтобы максимально продлить срок службы аккумуляторных источников питания, нужно обязательно покупать качественное зарядное устройство. Зарядное устройство — это прибор, который в процессе работы выделяет тепло и обладает специальным индикатором в виде лампочки указывающей на уровень заряда батарейки.
Видео обзор: «Зарядное устройство для аккумуляторов//АлиЭкспресс//Распаковка и тестирование»
Кроме того, в каждой современной зарядке в комплекте идет специальная таблица, которая информирует пользователя о напряжении заряда, о показателях тока в сети и критериях заряженности, которые, как правило, обозначаются в миллиамперах.
Видео обзор: «Что такое аккумуляторные батарейки. Особенности и правила зарядки»
В заключении отметим, чтобы максимально продлить срок службы эксплуатации аккумуляторных батареек, которые установлены например в фотоаппарате или видеокамере, необходимо правильно производить их зарядку. В особенности это касается того случая, если мы используем качественные и надежные зарядные устройства. Благодаря правильной эксплуатации аккумуляторных батареек, на примере пальчиковых (тип «AA») или мизинчиковых (тип «AAA») мы сможем примерно на 20 процентов продлить их срок работы. Самое главное в этом процессе является правильный выбор зарядного устройства и конечно же источников питания, то есть самих батареек аккумуляторного типа.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.
ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Вторая жизнь обычной батарейки! Обзор зарядного устройства ROBITON Ecocharger Ak01. | Периферия | Дайджест новостей
Честно признаться, совсем недавно, если бы меня спросили про зарядку батареек, я бы улыбнулся и ответил: «Вы имели в виду аккумуляторов?». Но, как оказалось, с 2011 года в продаже появилась уникальное автоматическое зарядное устройство ROBITON Ecocharger Ak01 позволяющее заряжать не только NiMH/NiCD аккумуляторы, но и обычные щелочные (alkaline) батарейки. Предлагаю вашему вниманию тест данной «эко-зарядки» и NiMH аккумуляторных батарей ROBITON 2850MHAA и 1100MHAAA.
На российский рынок продукция ROBITON вышла в 2003 году. Сейчас ROBITON, по данным с официального сайта www.robiton.ru, занимает приблизительно 15% рынка в категории «зарядные устройства для NiMH аккумуляторов». Кроме того, ROBITON специализируется на разработке и производстве универсальных блоков питания, аккумуляторов, сетевых фильтров, таймеров, инверторов, тестеров. Вся продукция ROBITON сертифицирована в соответствии с российскими и европейскими стандартами качества.
- * Вход: 100-240 В АС 50/60 Гц
- * Выход:
- — NiCD/NiMH AA/AAA 1,2 В DC x 1-4 шт. 500± 20 мА
- — Щелочные AA/AAA 1,5 В DC x 1-4 шт. 200± 20 мА
- * Режим поддержания заряда малым током trickle charge ≤100± 20 мА
- * Энергопотребление без нагрузки: ≤2 Вт
- * Энергопотребление с полной нагрузкой: ≤7 Вт
- * Норма накопление заряда: ≥80%
- * Погрешность по току: ±20%
Автоматическое зарядное устройство ROBITON Ecocharger Ak01 поставляется в прозрачной блистерной упаковке, надежно защищающей от случайных повреждений. На упаковке присутствует наклейка, которая обращает внимание покупателя на уникальную функцию заряда щелочных батареек формата AA/AAA. Содержимое упаковки состоит из самого необходимого минимума — зарядное устройство и инструкция пользователя.
Название модели Ecocharger четко указывает на экологическую нишу позиционирования данного зарядного устройства. Ну как тут обойтись без зеленого цвета в оформлении?
На корпусе зарядного устройства присутствуют 4 гнезда для батареек самых распространенных типоразмеров AA (так называемые «пальчиковые») и ААА («мизинчиковые»). Над каждым гнездом расположен двухцветный индикатор процесса зарядки. Возможные его состояния:
- * постоянно горит красным цветом — идет зарядка NiMH/NiCd аккумулятора;
- * постоянно горит зеленым цветом — процесс зарядки аккумулятора/батарейки завершен;
- * мигает попеременно красным и зеленым цветом — идет зарядка щелочной (алкалин) батарейки;
- * постоянно мигает красным цветом — установленный аккумулятор или батарейка непригодны к использованию.
Вилка для включения зарядного устройства в розетки электропитания расположена на задней части корпуса.
Работа возможна в сетях переменного тока от 100 В до 240 В, что означает работу в большинстве стран мира.
На правой грани устройства присутствует двухпозиционный переключатель режимов заряда: алкалин (щелочные) батарейки или NiMH/NiCD аккумуляторы.
ROBITON Ecocharger предельно прост в использовании, фактически режим использования сводится к выбору типа заряжаемых батарей, и принципу «включил и забыл».
Режим «алкалин».
Специальная технология заряда импульсами позволяет заряжать щелочные элементы до 10 раз (как можно прочитать на упаковке), на сайте компании чуть подробнее написано, что безопасно можно перезаряжать батарейки до 5 и более раз. Нюанс состоит в том, что с каждым циклом перезаряда остаточная емкость существенно уменьшается и, как правило, составляет около 50 % от номинальной на 5 цикле заряда. После 10 цикла заряд теряет смысл из-за низкой остаточной емкости батарейки и риска взрыва.
Режим «NiMH/NiCD».
Используется микропроцессорный контроль заряда ΔV, с автоматическим отключением и защитой от перегрева. Устройство автоматически определяет типа элементов питания и уровень их заряда, поэтому можно производить дозаряд не полностью разряженных аккумуляторов. Аккумуляторы большой емкости для которых не хватит 8 часов заряда, можно заряжать в два этапа.
В обоих режимах работы зарядного устройства присутствуют:
- * защита от переполюсовки и короткого замыкания;
- * возможно заряжать 4 штуки элементов питания размера АА и ААА, причем все четыре канала зарядки независимые, можно одновременно заряжать от 1 до 4 элементов питания, в том числе различающихся типоразмеров (АА и ААА) и емкостей;
- * таймер безопасности — автоматически прекращает заряд батареек/аккумуляторов по прошествии 8 часов. В какой-то степени это может быть проблемой при зарядке полностью разряженных аккумуляторов большой емкости для которых может потребоваться больше 8 часов.
Важно! Нельзя одновременно заряжать щелочные батарейки и аккумуляторы. Это может привести к поломке устройства и взрыву элементов питания!.
Зачем нужно лезть внутрь зарядного устройства обычному пользователю? Правильный ответ — «незачем!». Поэтому предлагаю читателям ограничиться созерцанием фотографий внутренностей.
В первую очередь, лично мне, пришлось заглянуть внутрь из-за, пары щелочных батареек Varta Energy, потекших во время зарядки, которые своей «щелочной кровью» залили минусовые контакты зарядного устройства.
Половинки корпуса устройства держатся на трех винтах, один хорошо виден с обратной стороны устройства, два других спрятаны под декоративными зелеными накладками. Сами накладки крепятся на защелках.
На «лицевой» части платы все достаточно просто, из того, что бросается в глаза — на входе зарядного устройства стоит нормальный фильтр по питанию, преобразованием питания управляет интеллектуальная микросхема STMicroelectronics VIPer22a, температурных датчиков всего 2 (два) — по одному на два канала зарядки.
С обратной стороны «застройка» поплотнее, по группировке элементов можно не сомневаться, что управление всеми 4 каналами зарядки независимое, программа управления циклом заряда «зашита» в микроконтроллер 3F9454BZZSK94 производства Samsung.
В целом от осмотра внутренностей осталось положительное впечатление — используется современный микросхемный ряд, общее качество пайки отличное.
Небольшой осадок оставила не очень хорошая очистка платы (на заводе) от остатков паяльного флюса , на тестовом экземпляре устройства, пришлось немного потрудиться спиртом и ватной палочкой.
Для тестирования ROBITON Ecocharger использовались лучшие, по заявленной емкости, представители аккумуляторных NiMH батареек из продукции ROBITON типоразмера АА и ААА.
Методика тестирования заключалась в трех полных циклах заряд/разряд без контрольных замеров для минимизации эффекта «нераскаченного» нового аккумулятора. Далее заряженные элементы питания попарно разряжались через лампу 3 В 0,7 А, с промежуточными замерами напряжения и тока, до момента уменьшения напряжения на аккумуляторах до 0,85-0,9 В.
Аккумуляторы ROBITON 2850MHAA, типоразмер АА («пальчиковые»), заявленная производителем емкость 2850 мАч. Приятным бонусом к этим аккумуляторам идет футляр для хранения ROBITON Robibox.
В течение нескольких циклов заряда аккумуляторы стабильно показывали работу в районе 3 часов 40 минут до момента резкого падения напряжения, путем приблизительных подсчетов можно оценить их реальную емкость в районе 2500 мАч. Несомненно нужно учитывать как погрешность измерений, так и то, что первый десяток циклов зарядки, аккумуляторы могут показывать результаты чуть ниже паспортных, так как постепенно входят в рабочий режим.
Аккумуляторы ROBITON 1100MHAAA, типоразмер AАА («мизинчиковые»), заявленная производителем емкость 1100 мАч.
Также как и старшие AA братья, данные аккумуляторы показывали стабильно одинаковый результат в течение нескольких циклов заряд/разряд и работали в среднем около 1 часа 34 минут, что выводит нас на реальную емкость в районе 1050 мАч, что, фактически, учитывая погрешности измерения, соответствует паспортным 1100 мАч.
В связи с отсутствием в ассортименте ROBITON обычных батареек, для тестирования устройства использовались распространенные батарейки от сторонних производителей Duracell, Varta, Ansmann типоразмера АА.
Тестирование было разбито на 3 этапа:
* на первом использовались новые батарейки «Duracell базовые», для них делалась контрольная разрядка лампой 3 В 0,7 А с замером времени работы, затем батарейки ставились на цикл зарядка/контрольный разряд.
Первый цикл батарейки Duracell проработали 2 часа 14 минут в фонарике с лампой 0,7A, после первого заряда емкость их упала вдвое и время работы составило 1 час 8 минут. Немного не дотянули до заявленных 5-10 перезарядок, скорее всего такой результат связан с бюджетностью самой батарейки.
* на втором использовались пролежавшие около полугода сильно разряженные батарейки Varta Energy, для них было произведено пару циклов заряд/контрольный разряд с замером времени работы.
Было очень интересно посмотреть на реакцию зарядного устройства на «мертвые» батарейки. Результаты были предсказуемы — несколько батареек потекли в процессе зарядки, оставшиеся смогли проработать 17 минут, с упомянутой выше нагрузкой в виде лампы фонарика, с потребляемым током 0,7 А .
Во время зарядки, батарейки не грелись, их температура была в пределах комнатной, а вот аккумуляторы к концу заряда нагревались весьма существенно.
* на третьем использовались новые мощные батарейки Ansmann X-Power, для которых проводился замер работы «из коробки» и последующие 9 циклов заряд/разряд.
По графикам хорошо видно, что уже после первой зарядки остаточная емкость батареек составила порядка 40-45% от номинальной и в последующие несколько циклов держалась на одном уровне, после чего резко уменьшалась. На 9 цикле емкость составляла приблизительно 10% от новой батарейки. Т.е., на практике, для использования в устройствах с немалой нагрузкой пригодна 1, максимум 2 зарядки, а вот для слабомощных устройств можно «растянуть удовольствие» до 3-4 раз.
Для данного теста была использована фотовспышка Canon Speedlite 430EX II в ручном режиме, оценивалась скорость готовности вспышки к следующему «выстрелу» при комнатной температуре около 24 градусов Цельсия и при температуре порядка -12 градусов Цельсия. Цель — сравнение заряженных батареек (Duracell) и аккумуляторов (ROBITON) с мощными батарейками «из коробки» (Ansmann X-Power).
Как видно из таблицы, использование емких NiMH аккумуляторов (особенно учитывая большое кол-во возможных перезарядок), предпочтительнее мощных щелочных батареек.
Зарядное устройство ROBITON Ecocharger Ak01 вещь безусловно полезная благодаря функции зарядки обычных щелочных батареек и очень простая в использовании. Ведь даже за 1-2 перезарядки щелочной батарейки природа скажет вам «спасибо», «зелеными» подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусор, может загрязнить тяжёлыми металлами до 20 квадратных метров земли!
По результатам замеров обычных батареек, можно сказать, что повторная зарядка действительно позволяет их использовать несколько раз, причем, чем качественнее батарейка изначально, тем больше циклов она выдержит без глобального снижения емкости. На практике, с хорошими батарейками, можно рассчитывать на 1 цикл нормальной работы с достаточно высокой нагрузкой (фотоаппараты, детские игрушки, брелоки автомобильных сигнализаций), после чего 1-2 цикла использовать их в устройствах с меньшей нагрузкой (например часы), ну и напоследок, отправлять их на «пенсию» в пульты дистанционного управления.
Для дешевых батареек, также как и для глубоко разряженных и залежалых батареек, на повторные зарядки рассчитывать не стоит, если только для упомянутых выше пультов дистанционного управления бытовой техникой. Но, при этом, стоит оценивать риск возможной течи в процессе зарядки.
Аккумуляторы ROBITON 2850MHAA во время тестов показали емкость чуть ниже заявленной производителем, расчетные цифры оказались приблизительно на 10-13% ниже паспортных, возможно нужно дать им некоторое время «на раскачку», ведь неделя-две тестов это не срок для аккумуляторов данного класса. В своем ценовом диапазоне они являются неплохим предложением.
Характеристики NiMH аккумуляторов ROBITON 1100MHAA соответствуют заявленным производителем и их можно смело рекомендовать к покупке для применения в «прожорливых» электронных гаджетах.
В заключение хотелось бы выразить благодарность компании ДНС и лично Дмитрию Вольневичу, а также компании «Источник Бэттэрис» www.istochnik.ru и торговой марке Robiton www.robiton.ru за представленные на тест образцы!
Напоследок не удержался от тестирования заряженных щелочных батареек на специализированном кото-приборе :-).
Сколько времени заряжать аккумуляторные батарейки
Просмотров 70 587
Емкость элементов | Марка | Стандартный режим зарядки | Пиковый ток заряда | Максимальный ток разряда |
2000 мА/ч | AA | 200 мА ~ 10 часов | 2000 мА | 10.0А |
2100 мА/ч | AA | 200 мА ~ 10-11 часов | 2000 мА | 15.0А |
2100мА/ч | АА | 90-120 мА ~ 21-24 часа | 2100 мА | 15.0 А |
2100мА/ч | АА | 600 мА~ 3,5-4 часа | 2100 мА | 15.0 А |
2750 мА/ч | AA | 250 мА ~ 10-12 часов | 2000 мА | 10.0А |
800 мА/ч | AAA | 100 мА ~ 8-9 часов | 800 мА | 5.0 A |
1000 мА/ч | AAA | 100 мА ~ 10-12 часов | 1000 мА | 5.0 A |
1000 мА/ч | ААА | 600 мА ~ 1час 40 мин | 950 мА | 5.0 А |
160 мА/ч | 1/3 AAA | 16 мА ~ 14-16 часов | 160 мА | 480 мА |
400 мА/ч | 2/3 AAA | 50 мА ~ 7-8 часов | 400 мА | 1200 мА |
250 мА/ч | 1/3 AA | 25 мА ~ 14-16 часов | 250 мА | 750 мА |
700 мА/ч | 2/3 AA | 100 мА ~ 7-8 часов | 500 мА | 1.0 A |
850 мА/ч | FLAT | 100 мА ~ 10-11 часов | 500 мА | 3.0 A |
1100 мА/ч | 2/3 A | 100 мА ~ 12-13 часов | 500 мА | 3.0 A |
1200 мА/ч | 2/3 A | 100 мА ~ 13-14 часов | 500 мА | 3.0 A |
1300 мА/ч | 2/3 A | 100 мА ~ 13-14 часов | 500 мА | 3.0 A |
1500 мА/ч | 2/3 A | 100 мА ~ 16-17 часов | 1.0 A | 30.0 A |
2150 мА/ч | 4/5 A | 150 мА ~ 14-16 часов | 1.5 A | 10.0 A |
2700 мА/ч | A | 100 мА ~ 26-27 часов | 1.5 A | 10.0 A |
4200 мА/ч | Sub C | 420 мА ~ 11-13 часов | 3.0 A | 35.0 A |
4500 мА/ч | Sub C | 450 мА ~ 11-13 часов | 3.0 A | 35.0 A |
4000 мА/ч | 4/3 A | 500 мА ~ 9-10 часов | 2.0 A | 10.0 A |
5000 мА/ч | C | 500 мА ~ 11-12 часов | 3.0 A | 20.0 A |
10000мА/ч | D | 600 мА ~ 14-16 часов | 3.0 A | 20.0 A |
Формула расчета заряда аккумуляторных батареек, например у нас есть батарейка АА 2000 мА/ч и зарядное устройство с током заряда 100 мА/ч , следовательно мы емкость батарейки делим на зарядный ток устройства и получаем время заряда в часах : 2000/100=20 часов, а если зарядное устройство с зарядом 600 мА/ч , то батарейка будет заряжаться 2000/600=~3 часа 20 минут. А батарейка ААА 1000 мА/ч будет заряжаться 1000/600=~1час 40 минут. Таким способом можно рассчитать время заряда любой аккумуляторной батарейки. Главное не нарушать правило трёх не :
- не перегревать
- Не перезаряжать
- Не переразрежать.
Почему обычные батарейки заряжать нельзя, а аккумуляторы можно — простой ответ
Пальчиковые или мизинчиковые батарейки кажутся так похожи на аккумулятор! Те же контакты и корпус, электролит внутри, жидкость, которая и служит источником заряда. В чём же разница? Почему обычные батарейки нельзя заряжать? Секрет в химическом составе.
Батарейка и аккумулятор — общее
Итак, общее устройство ясно: в контейнер заливается жидкость, на донышко помещается элемент, богатый отрицательными частицами, на противоположный конец — положительно заряженный элемент. Электроны жаждут занять «позитивные» места, но реакция течёт слабо — пока не подсоединены контакты. Как только цепь замыкается (т. е. батарейки / аккумулятор ставят на контакты в какое-либо устройство или просто подсоединяют проводами к лампочке), реакция становится интенсивной. Отрицательные частицы устремляются к аноду и прилипают на него. Реакция длится, в теории, пока весь запас отрицательных частиц не выработается.
К сведению
На практике, особенно в дешёвых батарейках, реакция прекращается гораздо раньше. Элементы покрываются слоем солей и окислов и изолируются.
Различия
Принцип действия одинаков и для батареек, и для аккумуляторов. Так в чём же отличия? В составе жидкости и материалах катода и анода.
Батарейки как правило щелочные, а их элементы питания нередко растворяются в процессе обмена электронами. Так что химический процесс в батарейках необратим. В аккумуляторах используют материалы, позволяющие восстановить катод и анод с помощью обратного тока, т. е. поменяв плюс и минус.
Откуда взялась идея заряжать батарейки
Эта идея не так абсурдна, как может показаться. Да, если цинковый катод растворился, пытаться его реанимировать глупо. Но! Дешёвые батарейки перестают работать из-за окислов, а химический ресурс остаётся не исчерпанным до конца. Так вот. Ещё советские учёные обнаружили, что если пробить заизолировавшуюся батарейку сильным током, то «корки» слетают, контакты очищаются, а реакция возобновляется.
Обратите внимание
Объём у пальчиковых / мизинчиковых батареек примерно одинаковый, независимо от стоимости. Почему же дешёвки быстрее садятся? Потому что их контакты и ионный раствор сделаны из более простых материалов.
Как подзарядить: два эксперимента
Зарядить батарейки невозможно — учёные бились над тем, чтобы счищать окислы с контактов, не разбирая элемент питания. Обратить реакцию вспять не получится. Но чтобы провести этот эксперимент, нужно специальное оборудование, и дома этим заниматься не стоит.
А что, если засунуть батарейку в зарядное устройство для аккумулятора? Журнал «Мисс Чистота» настоятельно не рекомендует этого делать: высока вероятность взрыва.
Почему взрывается
В основном, проблема в щёлочи. Если пропустить через неё обратный ток, она начнёт греться, выделяя газ. И БУМ! Щёлочь и продукты её реакции разлетятся по всей комнате, а осколки корпуса запросто обожгут и поранят руки и лицо.
Но на «Ютубе» же показывали!
Действительно, на YouTube есть ролики, в которых батарейки заряжают. По сути, это способ немного продлить работу батарейки, не более.
Как это делается:
- Элемент питания помещают в зарядник примерно на 15 минут.
- Строго следят за температурой. Едва батарейка нагрелась до 40 градусов (ладонью это ощущается так, что прохладный корпус стал тёплым) — вон из устройства.
Такой «реанимации» хватает, чтобы элемент питания протянул ещё 5—10 минут. Гораздо проще и безопаснее дойти до магазина и купить новые батарейки.
Метод эффективен с дешёвыми элементами, а с дорогими – нет. Почему? Потому что в последних используются более качественные материалы, и электроны не блокируются окислами, а расходуются до конца, выдрать их обратно из анода не выйдет. Будь это возможно, элемент назывался бы аккумулятором.
Резюмируем. Заряжать батарейки, особенно дорогие, не имеет смысла — проще купить новые. И безопаснее. Если же вас беспокоят экология и экономия, разово затратьте энную сумму и приобретите два комплекта аккумуляторов и зарядное устройство. Этот набор прослужит вам не один год, так что вы забудете и думать о батарейках и их покупке, тем более, зарядке.
Как зарядить щелочной аккумулятор самостоятельно: правила
Даже при эксплуатации в нормальных условиях автомобильная батарея может утрачивать заряд. В таком случае возникает вопрос, как зарядить щелочной аккумулятор в домашних условиях. Для этого существуют специальные устройства, подающие ток на выводы АКБ. При зарядке соблюдают ряд правил, делающих процесс эффективным и безопасным.
Характеристики щелочных аккумуляторных батарей
Щелочной аккумулятор можно зарядить самостоятельно.Рассматриваемые источники питания отличаются следующими характеристиками:
- Компактные размеры. Это позволяет уменьшить массу изделия.
- Средний срок службы. При правильном использовании АКБ выходит из строя через 3 года. Эксплуатация в экстремальных условиях снижает этот показатель до полутора-двух лет.
- Чувствительность к низким температурам. Если этот показатель составляет -15°С и ниже, емкость АКБ начинает уменьшаться на 0,4% на каждый градус.
- Низкий КПД. Чаще всего этот параметр составляет 50-55%.
- Возможность приема разных напряжений при зарядке. Подача 1-1,75 Вольт позволяет восстановить номинальную мощность без перегрева корпуса.
Процесс зарядки щелочного аккумулятора
Щелочные элементы питания с напряжением 12В заряжают как стандартными, так и альтернативными методами.
Стандартные режимы, рекомендованные производителями
Процесс в таком случае занимает не менее 12 часов. Аккумулятор заряжают в сухом отапливаемом помещении. Клеммы зарядного устройства подключают к токовыводам, после чего регулируют силу тока и напряжение. Допустимые параметры указываются на корпусе АКБ. Некоторые модели батарей поддерживают режимы ускоренной зарядки.
На первом этапе подают ток мощностью до 5 *С (С-номинальная емкость источника питания). Электролит прогревается, из-за чего процесс набора заряда ускоряется.
При быстрой зарядке нужно непрерывно отслеживать состояние аккумулятора. Ток высокой силы может перезарядить изделие и вывести его из строя.
Контроль осуществляют такими способами:
- С помощью светодиодов.
На корпусах некоторых аккумуляторов расположены индикаторы, меняющие цвет в зависимости от уровня заряда. Второй светодиод отражает уровень напряжения. Такой способ контроля не является точным, т. к. индикаторы не всегда правильно реагируют на изменение параметров АКБ. - Измерение напряжения.
Этот параметр оценивают при наборе 80% заряда. До этого напряжение увеличивается медленно. Результат измерений может меняться в зависимости от температуры воздуха. - Измерение баланса емкости.
Вычислить показатель несложно. Трудности возникают при оценке коэффициента отдачи, который меняется в зависимости от силы выдаваемого ЗУ тока, состояния батареи и условий окружающей среды.
Замерить первоначальный уровень заряда получается не всегда. В таком случае время зарядки рассчитывают, беря за точку отсчета нулевой показатель.
Срок службы источника питания не учитывают. Если аккумулятор необслуживаемый, при зарядке измеряют давление электролита, напряжение на клеммах и температуру корпуса. Эти показатели во многом зависят от уровня заряда.
Компенсационный заряд
Существует 2 варианта компенсационной зарядки:
- Подача тока малой силы.
На первом этапе выполняется стандартная зарядка. Через 10 часов силу снижают до 0,05 *С. Так батарея медленно заряжается, что препятствует саморазряду. Способ используется при отправке изделия на кратковременное хранение. Не рекомендуется пребывание элемента питания в таком состоянии более недели. Это негативно отражается на емкости АКБ. Правило не относится к никель-кадмиевым элементам. - Резкое снижение силы тока.
В течение первых 10 минут пускают 1 *С. По истечении этого времени параметр снижают в 10 раз. Зарядку продолжают в течение часа. Это помогает очистить пластины от сульфатного налета, насытить электролит кислородом и предотвратить миграцию кадмия. Не рекомендуется заряжать батарею этим методом в домашних условиях.
Нестационарные способы
В эту категорию входят методы, подразумевающие использование электроэнергии, параметры которой отличаются от заявленных в инструкции к АКБ. Подача переменного тока препятствует сульфатации пластин. В перерывах между импульсами наблюдается интенсивная выработка кислорода, ускоряющая процесс зарядки.
Характеристики электрической энергии остаются постоянными или меняются по мере набора заряда. Недостатком способа является невозможность применения для зарядки некоторых аккумуляторов, например AGM или гелевых.
Правила правильного хранения аккумулятора
При длительном хранении некоторые аккумуляторы утрачивают часть емкости, что отрицательно сказывается на рабочих характеристиках. Отправляя новое изделие на хранение, учитывают рекомендации, указанные в руководстве пользователя.
При прекращении применения уже установленной в автомобиль батареи выполняют такие рекомендации:
- Перед отправкой на хранение корпус освобождают от электролита, ввинчивают пробки. Внешние поверхности очищают от загрязнений, обезжиривают, лакируют. Устройство предварительно разряжают до 1 В. На кратковременное хранение отправляют АКБ, утратившие половину заряда.
- Аккумуляторы разных типов не размещают слишком близко друг от друга. Это может способствовать снижению емкости изделий.
- Учитывают рекомендованные сроки хранения. Для никелевых батарей этот показатель составляет 5 лет. Если АКБ хранится не в помещении, значение уменьшается в 10 раз.
- Исключают влияние низких температур и солнечных лучей. Корпус осматривают не реже раза в месяц. Появляющиеся загрязнения устраняют.
Как правильно заменить электролит в щелочном АКБ
После каждого сотого цикла разряда-заряда рекомендуется заменять щелочной наполнитель. Перед началом работы нужно разрядить элемент питания до 1 В.
Электролит для щелочного аккумулятора.Жидкое содержимое удаляют, переворачивая корпус. Емкости промывают щелочным раствором или очищенной водой.
Заправленную новым электролитом батарею устанавливают в автомобиль не сразу. После трехчасовой пропитки нужно проверить уровень и плотность электролита. Лишенный наполнителя аккумулятор нельзя хранить со снятыми пробками.