Какие работы проводятся при то 1 – Виды технического обслуживания автомобиля. Грузовые автомобили. Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация

  • 19.11.2019

1.4 Сезонное техническое обслуживание автомобиля

Сезонное техническое обслуживание (СО) производится 2 раза в год и предназначено для подготовки подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года.

Отдельно планируемое СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных климатических условий сезонное обслуживание обычно совмещают с ТО-2 (ТО-1), увеличивая соответственно перечень выполняемых работ.

При СО промывают картеры двигателя, коробки передач, заднего и среднего ведущих мостов, а также картер рулевого управления. После промывки, в зависимости от времени года, заливают свежую смазку (летнюю или зимнюю). Кроме перечисленных работ, необходимо также промыть радиатор, полость охлаждения двигателя, систему отопительного устройства и заправить их охлаждающей жидкостью, после чего проверить исправность и действие жалюзи радиатора и термостата, зарядить аккумуляторную батарею, доведя плотность электролита до соответствующей сезону эксплуатации, установить или снять утеплительные устройства для аккумуляторной батареи, подготовить и привести в исправность утеплительные чехлы радиатора и капота, цепи противоскольжения и шанцевый инструмент. Места повреждения покраски на кабине и кузове зачистить наждачной бумагой, наложить грунтовку и тщательно (в несколько слоев) закрасить.

2. Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании автомобиля

2.1 Основные контрольные (диагностические) работы

Общий осмотр

1. Осмотреть автомобиль (прицеп, полуприцеп). Проверить состояние кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника, буксирного (опорно-сцепного) устройства.

2. Проверить действие стеклоочистителя и омывателей ветрового стекла и фар, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции.

Двигатель, включая системы охлаждения, смазки

3. Проверить осмотром герметичность систем смазки, питания и охлаждения двигателя (в том числе пускового подогревателя), а также крепление на двигателе оборудования и приборов.

4. Проверить состояние и натяжение приводных ремней.

5. Проверить крепление деталей выпускного тракта (приемная труба, глушитель и др.).

6. Проверить крепление двигателя.

Сцепление

7. Проверить действие оттяжной пружины и свободный ход педали сцепления. Проверить герметичность системы гидропривода выключения сцепления.

8. У автомобилей, оборудованных пневмоусилителем сцепления, проверить крепление кронштейна и составных частей силового цилиндра усилителя.

Коробка передач

9. Проверить крепление коробки передач и ее внешних деталей.

10. Проверить в действии механизм переключения передач на неподвижном автомобиле.

Гидромеханическая коробка передач

11. Проверить крепление гидромеханической коробки передач к основанию автобуса, крепление масляного поддона и состояние масляных трубопроводов.

12. Проверить крепление наконечников электрических проводов.

13. Проверить правильность регулировки механизма управления периферийными золотниками.

Карданная передача

14. Проверить люфт в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пластин игольчатых подшипников. Проверить крепление фланцев карданных валов.

Задний мост

15. Проверить герметичность соединений заднего (среднего) моста.

16. Проверить крепление картера редуктора, фланцев полуосей и крышек колесных передач.

Рулевое управление и передняя ось

17. Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.

18. Проверять крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб гаек.

19. Проверить люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг.

20. Проверить затяжку гаек клиньев карданного вала рулевого управления.

21. Проверить люфт подшипников ступиц колес.

Тормозная система

22. Проверить компрессор: визуально внешнее состояние, работу на слух и создаваемое давление по штатному манометру.

23. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы.

24. Проверить эффективность действия тормозов на стенде.

25. Проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер пневматического привода тормозов, величины хода штоков тормозных камер, свободного и рабочего хода педали тормоза.

26. Проверить и при необходимости устранить неисправности тормозного крана пневматического привода тормозов.

27. Проверить состояние и герметичность главного цилиндра, усилителя, колесных цилиндров и их соединений с трубопроводами.

28. Проверить исправность привода и действие стояночного тормоза.

Рама, подвеска, колеса

29. Проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески, буксирного и опорно-сцепного устройств. Проверить состояние и действие механизма подъема опорных катков (полуприцепа).

30. Проверить крепление стремянок и пальцев рессор, крепление колес.

31. Проверить герметичность пневматической подвески.

32. Проверить состояние шин и давление воздуха в них: удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.

Кабина, платформа (кузов) и оперение

33. Проверить состояние и действие запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины.

34. Проверить состояние и действие замков, петель и ручек дверей кабины.

35. Проверить крепление платформы к раме автомобиля, держателя запасного колеса; у полуприцепа проверить состояние и крепление средней стойки.

36. Проверить крепление крыльев, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины и платформы; при необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие.

Система питания

37. Проверить осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений.

38. У автомобилей с дизельными двигателями проверить действие привода насоса высокого давления.

39. Проверить и при необходимости отрегулировать содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах карбюраторных двигателей.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1).

Основная цель первого технического обслуживания (ТО-1) – предотвращение случайных поломок, которые могут вывести из строя транспортное средство, увеличить расход топлива и смазочных материалов, или повысит уровень загрязнения окружающей среды. Операции технического обслуживания №1 (ТО-1) проводят через 1500, 3000 и 5000 км., но не менее двух раз в год.

При этом выполняются следующие виды работ:

1.Моечно-уборочные работы: уборка салона, мойка и сушка автомобиля.

2.Контрольно-диагностические работы:

— проверка действия рабочей тормозной системы на одновременное срабатывание и эффективность торможения;

— действия стояночной тормозной системы;

— тормозного привода;

— свободный ход рулевого колеса и зазора в соединениях рулевого привода;

-состояние шин и давления воздуха в них;

— приборов освещения и сигнализации.

3.работы осмотровые:

— осмотр и проверка кузова;

— осмотр и проверка стекол;

— осмотр и проверка номерных знаков;

— осмотр и проверка обивки сидений;

— действие дверных механизмов;

— действие стеклоочистителей;

— действие зеркал заднего вида;

— проверка герметичности соединений смазочной системы;

— проверка герметичности соединений системы охлаждения;

— проверка герметичности соединений гидравлического привода;

— проверка выключения сцепления;

— проверка резиновых защитных чехлов шарниров;

— проверка рулевой тяги;

— проверка величины свободного хода педалей сцепления и тормоза;

— проверка натяжения ремня вентилятора;

— проверка уровня тормозной жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра т привода включения сцепления;

— проверка пружин и рычага в передней подвеске;

— проверка штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости.

Кроме этих работ, во время технического обслуживания №1 (ТО-1) выполняют следующие виды работ:

— очищают от грязи и проверяют приборы системы питания и герметичность их соединений;

Проверяют действие привода, полноту закрывания и открывания дроссельной и воздушных заслонок;



— регулируют работу карбюратора на режимах малой частоты вращения коленчатого вала двигателя.

 

Техническое обслуживание №2 (ТО-2).

 

Второе техническое обслуживание (ТО-2), по сути, преследует те же цели, что и ежедневное обслуживание (ЕО) или техническое обслуживание №1 (ТО-1). Операции технического обслуживания №2 (ТО-2) рекомендуют проводить не реже одного раза в год. Основное отличие заключается в сложности и объемах работ. Крепежные, смазочные, диагностические и регулировочные работы, в данном случае, проводятся со снятием некоторых деталей. Перед выполнением ТО-2 или в процессе его необходимо проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определяя характер неисправностей, их причин, возможность эксплуатации данного агрегата, узла или системы. Проверка и обслуживание составных частей производится с помощью специального оборудования.

 

Диагностика Д-1 и Д-2.

Одним из элементов технологического процесса ТО и ремонта является диагностика, которая служит для определения технического состояния автомобилей, их агрегатов и узлов без разборки. Специфическим свойством, отличающим диагностику от обычного определения технического состояния, является не повышение точности его оценки, а выявление скрытых неисправностей без разборки автомобиля. В настоящее время существуют два варианта выполнения диагностических работ: совместно с ТО и ремонтом или на специализированных постах и линиях диагностики.

Диагностику Д-1 применяют для проверки узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения. Такой вид диагностирования выполняется перед ТО-1. Обоснованным является проведение контрольно-диагностических работ перед ТО-2 в зоне или на посту диагностики с целью регулирования технологического процесса и выделения из массы автомобилей, поступающих на ТО-2, тех, которые имеют значительный объем технических работ большой трудоемкости. Этот вид диагностики называется углубленной диагностикой Д-2, выполняемой на посту с использованием стенда для проверки тяговых качеств автомобилей. При осмотре выявляются проблемные узлы, агрегаты автомобиля.

 

3.3.2. Детальный перечень регламентных работ при техническом обслуживании автомобиля ВАЗ-2107

.

 

Детальный перечень регламентированных работ при техническом обслуживании автомобиля ВАЗ-2107:

— подтяжка болтов крепления корпуса подшипников распределительного вала;

— подтяжка болтов и гаек крепления узлов и агрегатов двигателя;

— регулировка цепи привода газораспределительного механизма;

— очистка фильтра карбюратора и топливного насоса;

— промывка и продувка деталей карбюратора, регулировка уровня топлива в поплавковой камере;

— очистка и промывка шланга вентиляции картера и пламегасителя;

— замена фильтрующего элемента воздушного фильтра;

— замена топливного фильтра;

— регулировка зазоров между рычагами и кулачками распределительного вала;

— регулировка холостого хода с контролем токсичности отработавших газов;

— промывка системы смазки двигателя;

— замена масляного фильтра и масла в картере двигателя;

— замена охлаждающей жидкости;

— замена свечей зажигания;

— замена датчика концентрации кислорода;

— замена масла в коробке передач и заднем мосту;

— смазка шлицевого соединения карданного вала со стороны эластичной муфты;

— замена рабочей жидкости в гидроприводе сцепления;

— подтяжка креплений узлов и агрегатов;

— замена смазки и регулировка зазоров в подшипниках ступиц передних колес;

— регулировка углов установки передних колес;

— проверка состояния шин;

— состояние тормозных шлангов, трубок и соединений;

— проверка колодок тормозных механизмов передних колес;

— проверка колодок тормозных механизмов задних колес;

— замена тормозной жидкости в гидроприводе тормозов;

— проверка работоспособности регулятора давления тормозов;

— очистка и смазка выводов и клемм проводов аккумуляторной батареи;

— смазка распределителя зажигания;

— регулировка направления пучков света фар;

— зачистка коллектора стартера. Проверка износа и прилегающих щеток;

— зачистка контактных колец генератора, проверка износа и прилегания щеток;

— смазка трущихся деталей кузова;

— прочистка дренажных отверстий кузова;

— смазка троса привода замка капота.

3.3.2.1. Подтяжка болтов крепления корпуса подшипников распределительного вала двигателя модели 2106.

 

Порядок затяжки гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала двигателя мод. 2106 (рисунок 2)

Рис.2 Подтяжка болтов крепления корпуса подшипников распределительного вала двигателя мод.2106.

 

Момент предварительной затяжки болтов 1–10 должен быть 34–42 Н·м (3,4–4,2 кгс·м), а окончательной – 98–121 Н·м (9,8–12,1 кгс·м), болта 11–32 — 40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м).
Момент окончательной затяжки гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала равен 19–23 Н·м (1,9-2,3 кгс·м).

 

 

Объем работ по видам обслуживания

Ежедневный уход производится между сменами и заключается в выполнении следующих работ:

  1. Перед выездом на линию водитель проверяет заправку автомобиля водой, маслом и топливом, давление в шинах, крепление колес, свободный ход рулевого колеса и шплинтовку соединений рулевых тяг, действие осветительных и сигнальных приборов. После пуска двигателя водитель прослушивает его работу и проверяет на ходу действие и исправность рулевого управления, сцепления, коробки передач, ведущих мостов и тормозов.
  2. В пути водитель непрерывно наблюдает за показанием контрольно-измерительных приборов, а также за работой сцепления, коробки передач, рулевого управления, ведущих мостов и тормозов. На стоянках он проверяет уровень воды и масла, степень нагрева тормозных барабанов ступиц, картеров коробки передач и ведущих мостов, крепление колес и рессор, шплинтовку рулевых тяг, давление воздуха в шинах и общее состояние автомобиля.
  3. По возвращении автомобиля в гараж необходимо произвести уборку автомобиля, мойку его, заправку водой, маслом и топливом. Тщательно проверить техническое состояние автомобиля и составить заявку на устранение неисправностей, обнаруженных в пути и при контрольном осмотре.

Таблица. Периодичность технического обслуживания

Автомобили всех марок Нормы пробега автомобилей в км
До ТО-1 До ТО-2
Легковые 600-1000 4800-8000
Грузовые 500-1000 2500-5000
Автобусы 400-800 2800-5600

Первое техническое обслуживание (ТО-1) производится после установленного пробега между сменами и включает в себя все работы, предусмотренные ежедневным уходом, и дополнительно:

  • смазку автомобиля по графику;
  • крепление и подтяжку всех ослабевших гаек и болтов;
  • проверку действия системы смазки, аккумуляторной батареи и всех механизмов силовой передачи;
  • при необходимости производится регулировка отдельных приборов и механизмов.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает в себя все работы ТО-1 и дополнительно:

  1. проверку работы двигателя и (при необходимости) регулировку клапанных зазоров;
  2. проверку и натяжение ремня вентилятора, подтяжку сальников водяного насоса, крепление радиатора, хомутиков и шлангов;
  3. проверку состояния аккумуляторной батареи, стартера, генератора с реле-регулятором, прерывателя-распределителя, свечей зажигания, приборов сигнализации и освещения и устранение неисправностей их; при необходимости производится регулировка приборов;
  4. замену фильтрующих элементов фильтров тонкой очистки масла и промывку картера и фильтра грубой очистки;
  5. промывку топливного фильтра-отстойника, поплавковой камеры карбюратора и проверку работы топливного насоса;
  6. проверку и регулировку развала и схождения передних колес;
  7. при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и с зимней на летнюю — промывку бензобака и всех приборов системы питания, промывку системы охлаждения, замену электролита в аккумуляторной батарее и замену смазки и жидкостей во всех агрегатах и приборах сортами, соответствующими сезону.

Помимо указанных обязательных работ, при ТО-2 выполняются все ремонтные работы для устранения выявленных неисправностей, относящихся к текущему ремонту.

Для выполнения ТО-2 автомобиль может быть снят с эксплуатации на срок до двух суток в зависимости от объема работ. Нормы времени на выполнение постоянного объема работ по отдельным видам технического обслуживания приводятся в таблице.

Таблица. Нормы времени на выполнение работ по техническому обслуживанию

Марка автомобиля Нормы времени в человекочасах
Ежедневный уход ТО-1 ТО-2
М-20-Победа 1,6 6 27
ГАЗ-ММ 1,5 4,9 20
ГАЗ-51 1,6 5,5 23
ЗИС-5 1,8 6 25
ЗИС-21 2 6,3 28
ЗИС-150 2 6,5 27
ЗИС-154 6 14 100
МАЗ-200 2,5 7 30

Для удобства осмотра автомобиля снизу при выполнении технического обслуживания пользуются осмотровой тупиковой канавой или эстакадой. При отсутствии осмотровой канавы и эстакады можно применять подкатную тележку.

Тупиковая осмотровая канава

Рис. Тупиковая осмотровая канава.

Эстакады

Рис. Эстакады:
а — прямоточная; б — тупиковая.

Подкатная тележка

Рис. Подкатная тележка.

1.3 Второе техническое обслуживание

Во время ТО-2 выполняют все работы в объеме ТО-1, а также дополнительные работы большой трудоемкости, выявленные по результатам Д-2.

Контрольно-диагностические работы. Д-2 проводят за 1—2 дня до начала ТО-2 и выполняют регулировочные работы, предус­мотренные технологией диагностирования. По окончании Д-2 автомобиль с выявленными неисправностями, устранение которых требует выполнения работ большой трудоемкости, направляют в зону текущего ремонта. Автомобиль, требующий проведения регулировочных и ремонтных воздействий, если их целесообразно совмещать с ТО-2, направляют в эксплуатацию на 1—2 дня для подготовки произ­водства, а затем на ТО-2.

Контрольные, крепежные и регулировочные работы. Они содер­жат значительное число операции, при которых:

— проверяют крепление и исправность регулятора частоты вра­щения коленчатого вала двигателя, компрессора, вентилятора, головки блока цилиндров, поддонов картера двигателя и меха­низма сцепления, привода жалюзи радиатора. При необходи­мости проводят крепежные работы и устраняют обнаруженные неисправности. Выявляют и регулируют зазоры в клапанном механизме;

— убеждаются в герметичности системы питания дизельных двигателей, системы охлаждения и смазочной системы, ис­правности карбюратора, привода дроссельной и воздушной заслонок, топливного насоса, масляных и топливных фильт­ров, форсунок, механизма управления подачей топлива, оста­нова двигателя. Если необходимо, устраняют неисправности и опрессовывают систему питания дизельных двигателей;

— проверяют и закрепляют стартер, генератор и реле-регулятор. Регулируют натяжение приводного ремня генератора. После пробега 25—30 тыс. км с двигателя снимают генератор и стар­тер, проверяют состояние щеток, коллектора, подшипников, заменяют изношенные детали и испытывают генератор и стар­тер на стенде под нагрузкой;

— вывертывают свечи зажигания, очищают нагар, регулируют зазор между электродами и проверяют работу свечей с помощью прибора 202п. Снимают прерыватель-распределитель, осматривают состояние контактов, регулируют зазор между ними, смазывают вал прерывателя-распределителя, ось моло­точка, кулачковую втулку и проверяют работу прерывателя-рас­пределителя на приборе СПЗ-8м;

— убеждаются в легкости пуска двигателя. Регулируют минимальные обороты холостого хода;

— выявляют свободный и полный ход педали сцепления, действие оттяжной пружины педали, а при необходимости регулируют;

— проверяют состояние и герметичность коробки передач, действие дистанционного управления, очищают сапун. В гидромеханической передаче регулируют механизм управления золотниками, проверяют и регулируют давление масла в системе;

— замеряют люфт в шарнирных и шлицевых соединениях кар­данной передачи, в подшипниках промежуточной опоры;

— убеждаются в герметичности соединений картера заднего мос­та, закрепляют редуктор и колесные передачи, очищают сапун;

— проверяют крепление рулевого колеса, рулевой колонки, руле­вого механизма, рычагов поворотных цапф, шаровых пальцев карданного вала привода рулевого управления и выполняют крепежные работы. Выявляют люфт рулевого управления, люфт в шарнирах рулевых тяг, шкворневых соединениях поворот­ных цапф, углы установки и балансировку передних колес. При необходимости регулируют люфт рулевого управления, заме­няют шарниры рулевых тяг и шкворни, регулируют схожде­ние передних колес, балансируют колеса;

— проверяют крепление привода тормозного крана, главного тор­мозного цилиндра, усилителя тормозной системы, воздушных баллонов, тормозных камер, опор разжимных кулаков и вы­полняют крепежные работы, убеждаются в нормальной работе компрессора. Снимают ступицы колес с тормозными бараба­нами и проверяют состояние накладок тормозных колодок, стяжных пружин колодок, опорных дисков, подшипников ко­лес. Устанавливают ступицы колес и регулируют затяжку под­шипников, зазоры между барабанами колес и тормозными на­кладками. В случае попадания воздуха в систему гидравличес­кого привода тормозной системы удаляют воздух из системы и проверяют действие гидровакуумного или пневматического усилителя, исправность привода стояночного и моторного тор­мозов;

— убеждаются, что нет перекосов переднего и заднего мостов. Проверяют состояние рамы. Закрепляют стремянки рессор. 

— амортизаторы, реактивные штанги и балансиры. Выявляют надежность крепления колес; — проверяют крепление кабины, платформы, подножек, крыль­ев, брызговиков. При необходимости выполняют крепежные работы. Убеждаются в нормальной работе системы вентиля­ции и отопления. Проверяют уплотнения дверей, рычагов и педалей.

Смазочные и очистительные работы. Данные работы включа­ют в себя смазывание всех узлов трения в соответствии с картой смазки, проверку уровня масла в топливном насосе высокого дав­ления (ТНВД), замену (по графику) масла в картере двигателя, замену или очистку масляных фильтров, очистку и промывку кла­пана вентиляции картера двигателя, слив отстоя из корпусов мас­ляные фильтров, замену (по графику) или доливку масла в карте­ры агрегатов трансмиссии, доливку жидкости в бачки гидропри­вода тормозов, промывку фильтрующих элементов воздушного и топливных фильтров (замену топливных фильтров у дизельных двигателей), промывку фильтрующих элементов влагомаслоотделителя.

admin

E-mail : admin@volonter61.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о