У этого термина существуют и другие значения, см. М102.
Messier 102 (англ. M 102, рус. Мессье 102) — объект из каталога Мессье, не имеющий однозначной интерпретации. Был описан Пьером Мешеном в 1781 году, впервые появился во втором издании каталога. В дальнейшем существование этого объекта не подтверждено, и пункт 102 каталога считается «пустым» (ошибочным).
Существуют две основные версии возникновения этой ошибки:
Сам Мешен считал объект M 102 повторным наблюдением открытой им же незадолго до этого туманности M 101[1].
В настоящее время считается наиболее вероятным, что Мешен наблюдал галактику NGC 5866, однако из-за ошибочно маркированной астрономической карты допустил ошибку в 5° при определении прямого восхождения
[2].
Галактика M 101. Современный снимок с телескопа «Хаббл» Галактика NGC 5866. Современный снимок с телескопа «Хаббл» Окрестность звёзд θ Волопаса и ι Дракона, где Мешен наблюдал объект, обозначенный им как M 102
Оптические приборы конца XVIII века не давали возможность обнаружить подробности звёздной структуры галактик, а отсутствие фотокамер, которые стали широко применяться только в XIX веке, не позволяло однозначно зафиксировать объект наблюдений. Галактики выглядели в телескопах как слабые бесструктурные туманные объекты, трудно отличимые друг от друга. Всё это, а также крайне грубые средства для определения координат небесных объектов приводили к большому количеству ошибок в астрономических каталогах.
На общем фоне астрономических каталогов того времени каталог Мессье отличался исключительной точностью. Из более чем ста объектов только один (M 102) внесён туда ошибочно и ещё три (M 47, M 48 и M 91) имели существенные ошибки при определении координат.
История появления объекта M 102 началась весной 1781 года, когда Мессье и его сотрудник Мешен начали работу по выявлению небесных объектов, не вошедших в первое издание каталога. К 13 апрелю 1781 года были сверены координаты 100 туманностей и звёздных скоплений. В этот же день Мессье занёс в каталог ещё три объекта под номерами 101, 102 и 103, незадолго до этого открытые Мешеном. Поскольку подходил к концу установленный издателем срок подачи рукописи (каталог публиковался во французском ежегоднике «Connoissance des temps»), координаты последних двух объектов не были тщательно проверены. Поэтому в печатном издании объекты M 102 и M 103 сопровождались лишь кратким описанием без указания координат.
Описание объекта M 102 выглядело так:
Очень слабая туманность между ο Волопаса и ι Дракона; рядом находится звезда 6-й величины. [3]
Nebula between the stars Omicron Bootis and Iota Draconis: it is very faint, near it is a star of 6th magnitude.
Несмотря на то, что для объекта M 103 координаты также не были указаны, а координаты M 101 были даны с ошибкой в 3°, проблем с идентификацией этих объектов не возникло. Идентифицировать же объект M 102 в дальнейших наблюдениях не удалось.
Через два года после публикации каталога Мешен объявил, что открытие M 102 было ошибкой, повторным наблюдением галактики M 101 в результате неточного определения её координат. 6 мая 1783 года он написал об этом в письме Бернулли, которое было затем дважды опубликовано — в небольшой статье на французском языке в малотиражном издании «Мемуары Берлинской академии» в 1783 году
[4] и бо́льшим тиражом в немецком переводе в Астрономическом ежегоднике 1786 г. [5] Однако ни в ежегоднике «Connoissance des temps», где был опубликован каталог (с 1785 по 1792 год Мессье был его главным редактором), ни в изданиях Парижской Академии Наук опровержение не было дано, поэтому факт ошибки не был широко известен.
Долгое время эта интерпретация событий не подвергалась сомнению, однако в настоящее время отождествление наблюдения M 102 с M 101 не считается бесспорным ввиду значительных различий в их описаниях.
Вот как описывается в каталоге Мессье галактика M 101:
27 марта 1781 г. № 101. 13h 43m 28s, +55° 24′ 25″. Туманность без звёзд, очень размытая и достаточно большая, от 6′ до 7′ в диаметре, между левой рукой Волопаса и хвостом Большой Медведицы. Плохо различима при включённой координатной сетке.
March 27, 1781. 101. 13h 43m 28s, +55deg 24′ 25″. Diam. 7′. Nebula without stars, very obscure and pretty large, between 6′ and 7′ in diameter, between the left hand of Bootes and the tail of Ursa Major. Difficult to distinguish when graticule lit.
В 1844 году Уильям Смит (William Smyth) предположил, что объектом M 102 могла быть одна из галактик группы NGC 5866, расположенной в 3° к юго-западу от ι Дракона. Группа содержит галактику NGC 5866 с яркостью 9.9 m (наиболее вероятный кандидат на роль M 102), а также несколько других галактик сравнимой яркости: NGC 5907 (10.4 m), NGC 5879 (11.6 m), NGC 5905 (11.7 m), NGC 5908 (11.8 m) и др. Примерно в 1° от NGC 5866 находится звезда HR 5635 яркостью 5.25 m, что примерно соответствует звезде 6-й величины в описании Мешена. В ближайшей окрестности M 101 такой звезды нет.
Галактика NGC 5866 впервые была отождествлена с M 102 в 1917 году Фламмарионом, который изучил экземпляр каталога с пометками Мессье и его личные записи. [6]
В качестве ещё одного аргумента в пользу такого отождествления следует считать координаты предполагаемого объекта M 102 и галактики NGC 5866, приведённые в таблице.
Объект
Эпоха
Координаты
Примечания
M 102
1781.0
14h50 +56°
Указаны в пометках на принадлежавшем Мессье экземпляре каталога
M 102
2000.0
14h56.5 +55.1°
Пересчёт координат в эпоху 2000.0
NGC 5866
2000.0
15h06.5, +55.7°
Современные координаты
Как следует из таблицы, разница между предполагаемыми координатами M 102 и реальными координатами NGC 5866 составляют точно 5° (20 минут) по прямому восхождению при практическом совпадении склонений. Поскольку Мешен пользовался астрономическими картами с шагом координатной сетки 5°, возможно имела место ошибка при считывании координаты или ошибочная маркировка координатной сетки на карте. Аналогичная ошибка в 5° была сделана, например, для склонения объекта M 48.
↑ O’Meara, Stephen James. «M 102: Mystery Solved», Sky and Telescope, volume 109, number 3, page 78, March 2005
↑ Smith, William Henry. A Cycle of Celestial Objects
, 1844
↑ По всей видимости, в данном месте каталога допущена опечатка, о чём Уильям Смит писал ещё в 1844 году.
Угловое расстояние между ο Волопаса и ι Дракона составляет около 40°, и таким образом эта пара звезд не может быть использована для локализации небольшого объекта. Смит предположил, что вместо ο Волопаса имелась в виду сходная по написанию греческой буквы θ Волопаса. Примерно посередине между этими звёздами находится точка с координатами, указанными Мешеном как положение объекта M 102. Расстояние между ними составляет примерно 10°.
↑ Pierre Méchain, 1783. Extrait No. 9 de la Correspondence de M. Bernoulli. Nouveaux Mémoires de l’Académie Royale des Sciences et Belles-Lettres, année MDCCLXXXII (1782), pp. 46-51 (printed 1784).
↑ Johann Elert Bode and Pierre Méchain, 1783. Ueber die Bahn des zweyten Kometen von 1781. Entdeckung einiger Nebelsterne; die Elemente der Bahn des neuen Planeten und astronomische Beobachtungen. Von Herrn Mechain, in Paris. Extract from a letter to Mr. Bernoulli dated May 6, 1783. Astronomisches Jahrbuch für das Jahr 1786. nebst einer Sammlung der neuesten in die astronomischen Wissenschaften einschlagenden Abhandlungen, Beobachtungen und Nachrichten. Berlin, 1783, pp. 231—237. Here p. 233.
↑ Camille Flammarion, 1917. Nébuleuses et Amas d’Étoiles de Messier. L’Astronomie. Revue de la Societé Astronomique de France, November 1917. Pp. 385—400, here pp. 385—386.
М-102 | АвиаПорт.Ru
МОДИФИКАЦИИ. Основной вариант пассажирский. Возможно создание санитарного, патрульного и грузового вариантов.
РАЗМЕРЫ.
максимальная дальность почета 2400 км.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет нормальной аэродинамической схемы с двумя двигателями, расположенными в гондолах к хвостовой части фюзеляжа, с толкающими винтами и Т-образным хвостовым оперением. Крыло прямое, трапецивидное. Уровень комфорта в пассажирской кабине отвечает международным требованиям. Шасси убирающееся трехопорное с носовой опорой. Ресурс планера 20000 летных часов, срок службы 20 лет.
СОСТОЯНИЕ И СТОИМОСТЬ ПРОГРАММЫ. В стадии разработки.
═ Стоимость программы создания самолета оценивается в 40-60 млн долл. Цена самолета составит 4,2 млн долл. Финансирование создание самолета должно осуществляться Россией и Индией в соотношении 50:50. Правительство Индии выделило 30 млн долл. на разработку и постройку в 2000 г. индийской версии самолета «Сарас». Создание российского самолета М-102 «Дуэт» значительно отстает по темпам от самолета «Сарас». Рынок самолетов типа М-102 оценивается в странах СНГ в 1000 машин, в Индии — 300-400 машин.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Самолет «Дуэт» предназначен для эксплуатации с бетонных и грунтовых аэродромов в условиях высокорасположенных районов (высота 2000 м) и жаркого климата (+45╟С). Его разработка ведется с 1992 г. совместно с Национальной авиационной лабораторией Индии (HAL, г. Бангачор). Первый полет опытных образцов был намечен на 1996 г, однако пока самолет даже не построен, и дата его первого полета неизвестна. Ожидается, что самолет будет иметь гарантированную конкурентоспособность и емкий рынок в Индии и районах Юго-Восточной Азии, а также в России и среднеазиатских странах СНГ.
═ Как сообщил в ноябре 1999 г. главный конструктор Экспериментального машиностроительного завода им. Мясищева Александр Брук, в начале декабря 1999 г. официальная российская государственная делегация должна была вылететь в Индию по вопросам технического сотрудничества, в том числе и для обсуждения вопросов создания российско-индийского 19-местного М-102 «Дуэт-Сарас». Информации о результатах этой поездки, к сожалению, нет.
РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. В. М. Мясищева.
Мониторинг:
26.02.2007 Бранденбургский дуэт
Время новостей, статья: Федеральный канцлер Германии А. Меркель и президент Франции Ж. Ширак продемонстр…
02.12.2002 В нарушение распоряжений президента РФ из госбюджета не поступает средств на финансирование программы по созданию самолета М-102, отмечает источник на ЭМЗ им.Мясищева
Финмаркет: По словам высокопоставленного информированного источника на госпредприятии «Эксп…
23.05.2001 Программа создания самолета М-102 «Дуэт»
АвиаПорт.Ru: В конце апреля текущего года президент РФ Владимир Путин подписал решение о фина…
28.03.2001 Индийский «Сарас» опережает российский «Дуэт»
АвиаПорт.Ru: В создании совместного российско-индийского самолета М-102 «Дуэт-Сарас» индийска…
Двигатель M102 E23/V23: характеристики, особенности, описание, обслуживание
Двигатель Мерседес M102 E23/V23 является старшим братом серии моторов М102 Е20. Выпускалась модель достаточно не долго, но многим владельцам известна по 190-му Мерсу. Мотор достаточно эффективный, но имеет ряд недоработок конструктивного характера.
Характеристики и особенности моторов
Двигатель Мерседес М102 2.3 с самого начала производства имел карбюратор, который заменил полноценный инжектор. На смену этого силового агрегата пришёл М111 с улучшенными конструктивными показателями.
Мерседес с мотором M102 E23/V23.
В новом 102-ом движке заново разработанный облегчённый чугунный блок цилиндров, с коленвалами с ходом 80.25 мм и 80.2 мм. Полностью новая и головка блока цилиндров, с одним распределительным валом и восемью клапанами, гидрокомпенсаторы клапанных зазоров до 1984 года не применялись и регулировать клапаны нужно вручную каждые 10 тыс. км.
Зазоры клапанов: впускные 0.15 мм, выпускные 0.3 мм. Диаметр впускных клапанов 46 мм, выпускных 39 мм. Привод ГРМ цепной, цепь однорядная и ненадёжная, с 1987 года пошла двухрядная, ресурс которой немного возрос.
В 1984 году двигатель М102 V23/E23 был несколько модернизирован, вместо тяжёлых шатунов и коленвала, поставили лёгкие, добавились гидрокомпенсаторы и проблема регулировки клапанов исчезла, изменились опоры двигателя, маслофильтр.
М102 Е23
Наименование
Характеристики
Производитель
Stuttgart-Untertürkheim Plant
Марка мотора
М102
Тип двигателя
Карбюратор/Инжектор
Объём
2.3 литра (2298 см куб)
Мощность
95-185 л.с.
Диаметр цилиндра
89
Количество цилиндров
4
Количество клапанов
8-16
Степень сжатия
8-9
Расход топлива
9.0 литра на каждые 100 км пробега в смешанном режиме
Масло для мотора
0W-30 0W-40 5W-30 5W-40 10W-40 15W-40
Ресурс
400+ тыс. км
Модификации мотора
За долгое время производства силового агрегата было выпущено значительное количество модификаций моторов, которые получили широкое распространение. Рассмотрим, какие разновидности имеет мотор М102 Е23:
Двигатель M102 E23/V23.
M102.942/M102.945 (1982 — 1986 г.в.) — первая карбюраторная версия мощностью 95 л.с. при 5200 об/мин, крутящий момент 170 Нм при 2500 об/мин. Карбюратор Pierburg 1B1, степень сжатия 9. Ставился на Mercedes T1 и T2.
M102.944 (1986 — 1989 г.в.) — карбюраторная версия для Mercedes-Benz Gelandewagen, карбюратор Stromberg 175 CDTU, мощность 109 л.с. при 5300 об/мин, крутящий момент 174 Нм при 2000 об/мин.
M102.946 (1989 — 1995 г.в.) — аналог вышеописанного с карбюратором Pierburg, мощность 105 л.с. при 5100 об/мин, крутящий момент 182 Нм при 2000 об/мин. Использовался на Mercedes-Benz T1 и T2.
M102.980 (1980 — 1986 г.в.) — первая версия М102 в 2.3 литровом исполнении, впрыск топлива Bosch K-Jetronic, степень сжатия 9, мощность 136 л.с. при 5100 об/мин, крутящий момент 205 Нм при 3500 об/мин. Использовался на Mercedes-Benz W123.
M102.981 (1982 — 1985 г.в.) — аналог вышеописанного двигателя под Mercedes-Benz Gelandewagen W460, степень сжатия 9, мощность 125 л.с. при 5000 об/мин, крутящий момент 192 Нм при 4000 об/мин.
M102.982 (1985 — 1992 г.в.) — доработанный М102.980 с впрыском Bosch KE-Jetronic, степень сжатия 9, мощность 132 л.с. при 5100 об/мин, крутящий момент 198 Нм при 3500 об/мин. Двигатель использовался на Mercedes-Benz W124.
M102.983 (1983 — 1988 г.в.) — спортивная версия с 16-клапанной головкой блока цилиндров разработки Cosworth. Впрыск Bosch KE-Jetronic, степень сжатия 10.5, мощность 185 л.с. при 6200 об/мин, крутящий момент 235 Нм при 4500 об/мин. Данное исполнение носило название ECE. С 1985 года ECE заменён на RUF, степень сжатия которого 9.7, а мощность снижена до 177 л.с. при 5800 об/мин, крутящий момент 230 Нм при 4750 об/мин. С 1985 года выпускалась и катализаторная версия RUF под названием KAT, мощность 170 л.с. при 5800 об/мин, крутящий момент 220 Нм при 4750 об/мин. Двигатель использовался на Mercedes-Benz W201.
M102.985 (1984 — 1993 г.в.) — аналог M102.982 для использования в Mercedes W201. Степень сжатия 9, мощность 132 л.с. при 5100 об/мин, крутящий момент 198 Нм при 3500 об/мин.
M102.987 (1986 — 1991 г.в.) — аналог М102.981 с впрыском Bosch KE-Jetronic и коленвалом с ходом поршня 80.2 мм (рабочий объем 2298 см³), степень сжатия 9, мощность 125 л.с. при 5000 об/мин, крутящий момент 192 Нм при 4000 об/мин. Двигатель использовался на Mercedes-Benz Gelandewagen W460.
M102.989 (1990 — 1994 г.в.) — аналог М102.987 для Mercedes-Benz Gelandewagen W463, мощность 126 л.с. при 5000 об/мин, крутящий момент 190 Нм при 4000 об/мин.
M102.979 (1990 — 1994 г.в.) — аналог М102.987 для Mercedes-Benz Gelandewagen W461, мощность 122 л.с. при 5100 об/мин, крутящий момент 188 Нм при 4000 об/мин.
Обслуживание
Техническое обслуживание моторов М102 Е23 ничем не отличается от стандартных силовых агрегатов этого класса. ТО моторов проводится с интервалом в 15 000 км. Рекомендованное обслуживание проводить необходимо каждые 10 000 км.
Типичные неисправности
Проблемы семейства М102 для всех объёмов мотора одинаковые. Причина этому — ряд конструктивных особенностей, которые способны испортить настроение любому бывалому автолюбителю. Рассмотрим, основные неисправности, которые встречаются на силовом агрегате:
Повышенный расход масла. Всему виной изношенность маслосъёмных колпачков. Замена элементов решит проблему.
Износ распределительного вала. Жизнь этого элемента двигателя заканчивается спустя 100 тыс. км. Причина — некачественное заводское исполнение.
Вибрация. Как и на любом другом моторе, причиной становится — подушка, которую необходимо заменить.
Вывод
Двигатель М102 Е23 — достаточно надёжные и качественные движки производства Мерседес. Что касается ремонта, то рекомендуется обратиться на сервисную станцию технического обслуживания, но большинство автолюбителей проводят ремонтно-восстановительные работы самостоятельно.