Масла машинные классификация – Классификация Моторных Масел — SAE, ACEA, по ГОСТ, Стандарты и Допуски OEM, Топ-10 Лучших Производителей, Расшифровка Пиктограмм и Маркировок

  • 12.04.2020

Содержание

Классификация моторных масел — Масла двигателя

В мире существует огромное количество различных спецификаций, стандартов моторных масел.  Ввиду этого, пользователям довольно проблематично разобраться во всех этих цифрах, индексах, ГОСТах. Особенно резко проблема встает для работников магазинов, станций технического обслуживания. Ведь знание всех возможных правил, регламентов — это неотъемлемая часть работы. Именно для облегчения жизни людям, сталкивающихся с данным вопросом постоянно, написана статья, в которой собраны и расшифрованы самые популярные мировые спецификации моторных масел. Что представляет собой современная классификация моторных масел?

Как выбрать масло для двигателя

Как выбрать масло для двигателя

API

Что такое классификация моторных масел по API? В начале 1970 года американский институт нефти совместно с другими всемирно известными комиссиями, классифицировали моторные масла по виду характеристик, типу обслуживания. Причиной этому стала резко возросшая популярность автомобилей и увеличение типов конструкций двигателей. Так как каждый силовой агрегат требовал определённого смазочного материала ввиду личностных характеристик, совместными усилиями организации решили разбить лубриканты по категориям.

На сегодняшний день существует большое количество различных допусков, позволяющих применять смазки в определённых агрегатах. Для простоты восприятия, каждый тип жидкости имеет собственное обозначение.

Классификация масел для бензиновых установок

Далее представлены стандарты API в хронологической последовательности с момента появления.

SA

Самый первый тип, который был утвержден организацией в 1969 году. В основе лежит пакет нормативных документов, которые разрешают эксплуатацию лубриканта в силовых установках, работающих при невысоких нагрузках, режимах малой мощности. Двигатели, попадающие под категорию отличаются низкой требовательностью к обслуживанию, в качестве рабочих жидкостей могут применяться смазки, не содержащие защитных присадок.

SB

Следующая полка описывает типы жидкостей для маломощных, бензиновых силовых установок, которые обеспечивают посредственную защиту от коррозии, износа, окисления внутренних узлов. Стандарт характеризует изделия 20-30 годов прошлого века.

В современном мире могут быть использованы при специальной рекомендации изготовителя.

SC

Третий тип предназначался под бензиновые конструкции производства младше 1964 г. На практике применение происходило в легковых, грузовых, а также некоторых типах промышленных авто с 1964 по 1967 годы выпуска включительно.

От предыдущих версий отличается снижением количества отложений при значительных перепадах температур.

SD

Отличается повышенными требованиями к защите силовых установок от высокотемпературного, механического воздействия. Увеличены требования относительно состава жидкостей, действующих присадок, а также более строгое соблюдение регламентов замены. Масла использовались в легковых, некоторых моделях грузовых машин с 1968 года выпуска и позднее.

SE

Далее на очереди регламент 1972 года. Устаревшие стандарт обязал изготовителей более тщательно подбирать компоненты для продукции. Действие ограничений, требований распространялось на автомобили 1972 – 79 г/в. Лубриканты категории могут быть использованы как заменители более старых разновидностей.

SF

Стандарт 1980 г. Согласно новым требованиям смазки должны обладать усиленной устойчивостью к окислителям, термическому износу. Согласно критериям, организована лучшая защита силовой установки от износа, благодаря внедрению передовых добавочных элементов. Дополнительным плюсом нововведения появилась надёжная защита от появления нагара, ржавчины, коррозии. Моторное масло категории SF могло быть использовано в качестве заменителей более старых разновидностей.

SG

Относительно современная классификация (стандарт) моторных масел, первая в списке из действующих сегодня. Внедрен в 1989 г, служит для автомобилей отечественного, а также иностранного производства. Жидкости, попадающие под воздействие ограничений, отличаются более тщательным подбором базовых элементов, дополнительных присадок. В состав включены современные типы присадок, обеспечивающих улучшенную защиту мотора от износа. Могут применяться как заменители некоторых дизельных масел.

SH

Следующий тип, актуальный в наши дни, благодаря активному использованию автомобилей 1994 г. Классификация появилась с 1992 г, отличается более жесткими требованиями к лубрикантам.

В основе документа лежат требования к производителям, касательно улучшения характеристик защиты силовых установок от нагара, различных окислителей. Также ужесточена система оценки уменьшения износа самой жидкости. Масло разрешено для применения в легковых, микроавтобусах, не тяжёлых грузовых машин, а также малых автобусов. Жидкости, попадающие под классификацию, проходили либо проходят тесты соответственно требованиям ассоциации изготовителей химической продукции. Дополнительно все лубриканты, прошедшие отбор могут быть использованы в качестве заменителей более ранних стандартов.

SJ

Далее на очереди последний стандарт 20 века. Определение 1996 года разрешает использование лубрикантов в бензиновых силовых установках легковых, гоночных, а также грузовых автомобилей. Минимальные требования соответствует прошлому стандарту, однако имеется ряд дополнений, повышающих требования к защите от нагара, а также эксплуатационным характеристикам в условиях критически низких температур.

SL

Современная разновидность разработка которой совпала с миллениумом. Развитие зелёных технологий поспособствовало применению новой разновидности смазок, которая обеспечивала соответствие современным требованиям экологических стандартов. Жидкости, подпадающие под разряд, должны подходить к многоклапанным турбированным моторам, работающим на бедных смесях горючего. Также в пакет документов входят критерии по снижению энерго затраты, то есть экономии топлива. Лубриканты могут быть использованы для машин, в которых производитель рекомендует использовать SG или более ранний стандарт.

SM

Новая разработка, утверждённая в 2004 году, которая жестко ограничивает состав, характеристики жидкостей, применяемых для обслуживания много клапанных силовых установок атмосферного, турбированного типа. Регламент подразумевает совмещение характеристик высокой защиты деталей от окисления, преждевременного выхода из строя и низкотемпературной устойчивости.

SN

Самый современный из ныне существующих стандартов, создан 1 октября 2010 г. Регламентный пакет документов вошли требования по ограничению количества фосфора, что подразумевает возможность работы с новейшими системами каталитических нейтрализаторов. Дополнительно ограничивается применение компонентов, снижающих энергоэффективность. Стандарт применим для всех типов бензиновых автомобилей, машин, работающих на сжиженном газу.

Классификация моторных масел по API

Классификация моторных масел по API

Классификации для дизельных силовых агрегатов

CA

Первый стандарт появившийся для улучшения характеристик дизельных смазок.

Категория была широко распространена в 1940 – 50 годах прошлого века. Для современных условий, лубриканты подпадающие под классификацию, не могут быть использованы. Основное предназначение — дизельные силовые агрегаты, работающие в легком либо умеренном режиме. Лубриканты подпадающие под классификацию должны соответствовать стандартам по защите внутренних узлов от нагара, коррозии. Дополнительно должны содействовать продлению срока службы подшипниковых механизмов систем турбонаддува.

CB

Утверждённый в 1949 году, пакет документов подразумевал эксплуатацию жидкостей в двигателях, работающих на топливе с увеличенным содержанием серной составляющей, оборудованных турбонаддувом и без него. Допускается использование для дизелей, эксплуатируемых при средних нагрузках.

CC

Сертификат API CC актуален c 1961 г, для двигателей, обладающих увеличенной компрессией. Такой маркировкой помечали продукты, предназначенные для эксплуатации на агрегатах, работающих при умеренных, активных режимах нагрузок. Благодаря более качественному составу жидкости, подпадающие под категорию, могли использоваться в бензиновых двигателях, работающих при высоких нагрузках. Стандарт гарантировал повышенную степень защиты подшипников от образования высокотемпературных отложений, а также низкотемпературного окисления бензиновых аппаратов.

CD

Устаревший регламент, классифицирующий лубриканты, использовавшиеся в дизельных моторах увеличенной мощности в сельскохозяйственной, строительной технике. Обрел силу с 1955 года. Применялся для жидкостей атмосферных, турбированных силовых агрегатов с повышенной компрессией рабочих цилиндров, где присутствует острая необходимость в эффективной защите от коррозии, образования отложений. Имеется полная совместимость с видами топлива, содержащими повышенное количество серной составляющей.

CD-2

Следующая эволюционная ступень прошлого стандарта. Класс появился на свет в 1985 году и регламентирует моторные жидкости, применяемые в двухтактных силовых агрегатах высокой и сверхвысокой мощности. Масла, подпадающие под категорию применялись в сельскохозяйственной, грузовой технике. Благодаря нововведению, повышены основные требования к эффективности защиты от преждевременного износа, образования вредных отложений.

CE

Новая ступень развития введена в 1983 году, распространяется на автомобили более поздних выпусков. Пакет документов включал в себя допуски к эксплуатации на сверхмощных, высокооборотистых моторах с турбонагнетателем и без него, а также конструкциях, работающих при критических нагрузках. Стандарт заменяет все ранее введенные.

CF (2-4)

Стандарты комиссии введены с 1990 по 1994 годы, характеризуются повышенной защитой высокооборотистых, турбированных моторов, работающих на топливе с содержанием серы более 0,5%. Разрешается эксплуатация на форсированных конструкциях. Прокачка жидкости может осуществляться при помощи компрессора, турбонагнетателя. Разрешается использование в машинах, где применим стандарт CD.

CF 4

Регламент 1990 года, определяет характеристики моторного масла для использования в четырехтактных, высокооборотистых дизельных установках, эксплуатируемых на тягачах, автобусах. Разновидность жидкостей идеально подходит для техники работающей в дальнобойном режиме.

Дополнительно регламентируется содержанием высокоэффективных присадок, гарантирующих уменьшение процента угарности, защиту от образования отложений цилиндропоршневой группы. В особенных случаях может применяться дополнительный индекс, гарантирующий совместимость с бензиновыми двигателями.

CF 2

Далее на очереди родственная ветвь, характеризующая жидкости, применяемые в двухтактных дизельных установках, рассчитанных на тяжёлый режим эксплуатации.

Стандарт вступил в силу в 1994 году, обеспечивает содержание присадок, снижающих образование отложений.

CG 4

Действующий стандарт, представленный публике в 1995 году. Жидкости, подпадающие под юрисдикцию документа, предназначаются для четырехтактных силовых установок, работающих на дизельном топливе, устанавливаемых в автобусах, грузовиках, мощных тягачах, предназначенных для использования на шоссе. Классифицируют изделия, которые совместимы с различными видами дизельного топлива. Изначальным критерием для создания было утверждение США современных требований к экологичности, экономичности GSM.

Стандарт не получил распространения в странах Азии ввиду высокой зависимости ресурса лубриканта от качества используемого топлива.

CH 4

Введён в эксплуатацию с 1998 года. Применим для машин, выпущенных после появления регламента. Повышенная требовательность к качеству топлива, позволяет применение с горючими, в составе которых более 0,5% серы. Также имеется пакет нормативных актов, регулирующих содержание противоизносных, противоокислительных, моющих присадок. Жидкости могут быть использованы в качестве заменителя, устаревших стандартов.

CI 4

Один из последних стандартов, введённых в конце 2002 года, характеризует класс жидкостей, применяемых для новых модификаций дизельных силовых агрегатов с установленным типом впрыска любого образца. Также в характеристики жидкостей внесены изменения касательно качества моющих вдобавок. Дополнительно имеется несколько ограничений по проценту угара масла. Ужесточает нормы холодной прокачиваемости, за счёт более текучих составов.

CI 4+

Обновлённая версия прошлого акта, ограничивает количество выделяемой сажи, понижает процент испаряемости.

CG 4

Самый современный пакет, действующий с 2006 года. Обновление разрабатывалась для двигателей, работающих при повышенных нагрузках. CG 4 строго лимитирует процентное содержание золы, серы, фосфора. Подходит для всех силовых установок, выпускаемых по сегодняшний день.

EC

Самый новый образец типа моторных масел, который обладает полным рядом характеристик, соответствующих флагманским требованиям мировой общественности к энергосбережению.

Классификации общества автомобильных инженеров Америки (SAE)

Что такое классификация моторных масел по SAE? Организация со второй половины XX века занимается разработкой и усовершенствованием стандартов распределения моторных масел по вязкости. На сегодняшний день полный список насчитывает более 10 отдельных типов масел, которые отличаются по вязкости и температурным характеристикам.

Таблица характеристик выглядит таким образом.

Температурный режим °ССпецификация SAE
Жидкости круглогодичного применения
-40/+400w20; 0w30
-35/+405w20; 5w30
-30/+40 и выше10w30; 10w40
-25/+40 и выше15w40
-20/+40 и выше20w50
Жидкости ограниченного применения
-30/+2010w
-20/+3020w
0/+4030
+5/+4040
+10/+4050

Примечательно, что вышеуказанные пределы и рекомендации имеют силу только в случаях отсутствия на силовых установках оборудования, облегчающего процесс запуска. Также температурные режимы рекомендуемые ассоциацией должны рассматриваться исключительно как общие рекомендации. Непосредственное назначение каждого типа жидкости для конкретного автомобиля выполняется самим производителем.

Классификация моторных масел по SAE

Классификация моторных масел по SAE

ACEA

Что такое классификация моторных масел по ACEA? Европейская ассоциация производителей транспортных средств в 2008 году интегрировала обновлённую систему классификации лубрикантов, которая значительно отличается от устаревших.

Система разделения жидкостей по типам, а также непосредственно категории претерпели значительные метаморфозы ввиду чего, обновлённый список характеристик и обозначений стал выглядеть более понятно для потребителя. На введение новых требований в значительной мере повлияло появление класса Euro 4.

A5/ B5

Категория жидкостей приспособлена для работы с длительным интервалом замены. Разрешается эксплуатация в дизелях, бензиновых топливных установках, работающих в умеренном режиме.

C1

Характеризует смазки, устойчивые к механической деструкции, совместимые с установками каталитических нейтрализаторов. Отдельно стоит упомянуть, что жидкости данной категории имеют самое маленькое содержание серы, фосфора, общей сульфатной зольности. Запрещается эксплуатация в определенных ситуациях, ограниченных изготовителем.

C2

Допускается использование жидкости, подпадающих под разряд, в форсированных дизельных, бензиновых агрегатах, оборудованных сажевыми фильтрами, трехсоставными нейтрализаторами. Отличаются увеличением срока эксплуатации сажевых фильтров, снижают расход топлива.

C3

Тоже что и C2. Накладывает дополнительное ограничение по установкам сажевых фильтров.

C4

Категория предназначена для агрегатов, функционирующих на любом топливе, с предустановленными конструкциями очистки выхлопных газов, которые требуют сниженного содержания серных, зольных составляющих.

Е4

Отличается от предыдущих стандартов полным соответствием классу Евро-5, увеличенным интервалом замены. Используются для силовых установок с аппаратами рециркуляции выхлопа.

Е6

Требование применимо к высокооборотистым дизелям, которые работают в сверхтяжелых условиях. Имеется полная поддержка класса Евро-5. Соответствует самым передовым разработкам в сфере экологии.

Е7

Тоже что и Е6, дополнительно повышены показатели износоустойчивости, более высокая совместимость с системами турбонагнетателей, снижено количество сажевых отложений.

Е9

Превосходная устойчивость к механической деструкции, максимально эффективная защита мотора от преждевременного износа, появления отложений. Рекомендуется использовать на высоконагруженных, оборотистых дизельных установках. Полное соответствие классу Euro 5. Единственный недостаток — повышенные требования к содержанию серы в топливе.

ILSAC

Что такое классификация моторных масел по ILSAC? Международный комитет по апробации, стандартизации масел. Основан благодаря сотрудничеству американских, японских автопроизводителей, основная цель которых ужесточить требования к производимым лубрикантам.

Данная разновидность стандарта является своего рода подклассом сертификата API.

Однако имеется ряд определённых отличий.

  • повышенные требования к стойкости сдвига;
  • обязательное условие экономии горючего;
  • улучшение фильтрации при минусовых температурах;
  • сниженный процент пенообразования;
  • значительно уменьшена вязкость.

По состоянию на 2019 год имеется пять категорий.

GF1

Вступил в силу в конце 1994 года, на сегодняшний день является устаревшим.

GF2

Актуально состоянием на 1997 г, полностью соответствует API SG. Также не актуально сегодня.

GF3

2001 год, полностью соответствует API. Дополнительно ужесточены требования к экологичности выхлопа, экономии, повышению производительности силового агрегата во время критических нагрузок. Сегодня используется в качестве исключения.

GF4

Введен в эксплуатацию с 2004 г, совершенствует состав касательно содержания фосфора, снижению расхода топлива, а также более длительного сохранения первоначальных характеристик лубриканта.

GF-5

Самый современный класс, работающий с 2010 года. Допускает эксплуатацию смазки на силовых установках, питаемых биотопливом. На сегодняшний день обладает предельным интервалом замены. Передовая система защиты установок, предназначенных для понижения токсичности выхлопных газов.

Классификация ILSAC

Классификация ILSAC

JASO

Что такое классификация моторных масел по JASO? В мире, изобилующем японскими машинами обязательно присутствие стандартов, которые были разработаны конкретно под эти транспортные средства.

Причиной создания организации стало полное несоответствие мировых стандартов с жесткими требованиями японского рынка, по снижению токсичности выхлопа.

Жидкости, попадающие под классификацию, соответствуют дополнительным требованиям к фрикционным свойствам. Главная задача лубриканта обеспечить оптимальное сцепление фрикционного механизма, не допустить его проскальзывание.

Стандарты для двухтактных моторов

Сервисная спецификация 2T моторов следующая.

FA

В категорию попадают лубриканты, использование которых распространено в развивающихся государствах.

FB

Жидкости, соответствующие типу, обладают минимальными критериями для работы на территории Японии.

FC

Пакет документов, сертифицирующий жидкости, соответствующие основным требованиям для использования на территории Японии.

FD

Самые современные, бездымные лубриканты для двухтактных силовых агрегатов.

Стандарты для 4-х тактных моторов мотоциклов

Сервисная спецификация 4T агрегатов следующая.

MA2

Жидкости, применяемые в мотоциклах с четырёхтактными установками, являются наилучшим выбором для спортивных моделей с мокрым сцеплением.

MA1

Обеспечивают высокий коэффициент трения фрикционного механизма. Подходит для дорожных мотоциклов с мокрым сцеплением.

MB

Применяются для мотоциклов, автомобилей. Обеспечивают невысокий коэффициент трения, невозможно применение для мотоциклов с мокрым сцеплением.

Стандарт для дизельных агрегатов

Что касается дизелей, то допуски выглядят следующим образом.

Dh2

Предельные требования к увеличению срока службы мотора, высокотемпературному окислению, сажеобразованию, угарности. Могут использоваться с дизельным топливом, в котором содержание серы не превышает 0,005%.

Dh3

Пакет документов, регламентирующих использование жидкости на силовых установках грузовиков, тягачей, малых и больших автобусов, которая работает в режимах повышенных нагрузок. Имеется полное соответствие с системами сажевых фильтров, каталитических нейтрализаторов. Допускается использование с топливом, где содержание серы не превышает 0,005%.

DI1

Лубриканты, применяемые в легковом транспорте, могут работать при умеренных нагрузках. Абсолютная совместимость с системами каталитических нейтрализаторов, сажевых фильтров. Запрещается использование с топливом, где содержание серы превышает 0,005 в процентах.

Видео

Итог

Ознакомившись с основными мировыми стандартами классификации моторных масел, можно смело отправляться в магазин за покупками, не боясь ошибиться в выборе.

описание, классификация, таблица и особенности :: SYL.ru

Вязкость моторных масел является важным параметром, влияющим на нормальную работу двигателя и всего автомобиля в целом. При выборе масла для двигателя важно обращать внимание на данную характеристику.

Функции моторного масла

Основной функцией является уменьшение трения между деталями в двигателе путем их смазывания.

вязкость моторных масел

Другой не менее важной функцией является участие в охлаждающем процессе. При трении деталей друг о друга образуется мусор в виде стружки и пыли. Масло же за счет циркуляции и захвата микрочастиц очищает двигатель, продлевая срок работы автомобиля.

Что нужно учитывать при выборе масла для автомобиля?

Перед тем как залить смазывающую жидкость в автомобиль, нужно учесть все детали: грузоподъемность, рекомендации в сервисной книге, рабочее топливо. В климате, в котором существенно меняется температура в течение сезона, важно учитывать индекс вязкости. Кинематическая вязкость моторного масла с перепадами температуры меняет свое значение, что приводит к изменению характеристик смазки. Для разных климатических условий и температурного режима необходимо использовать различные масла. Кинематическая вязкость характеризует определенные свойства масла при заданных температурах.

динамическая вязкость моторного масла

Существует три типа масел: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Отличаются они составом. Например, минеральное состоит из натуральных нефтепродуктов, а синтетическое и полусинтетическое основано на химических синтезированных соединениях. Помимо кинематической, также учитывается динамическая вязкость моторного масла. Ее называет также абсолютной. Она показывает силу сопротивления, которая образуется при движении двух слоев жидкости, отдаленных на 1 см друг от друга. Динамическая вязкость никоим образом не является зависимой от плотности самого вещества, а определяет только сопротивление. Многие автолюбители совершают ошибку при покупке масла, что приводит к ухудшению работы двигателя.

Вязкость моторного масла: таблица

Для того чтобы не допускать таких ошибок, можно воспользоваться специализированными таблицами.

Индекс вязкости

Диапазон температур, пригодных к использованию (масла низкотемпературные), °С

0W

от -35 до -30

5W

от -30 до -25

10W

от -25 до -20

15W

от -20 до -15

20W

от -15 до -10

Диапазон температур, пригодных к использованию (масла высокотемпературные), °С

30

от +20 до +25

40

от +35 до +40

50

от +45 до +50

60

от +50 и выше

Данная таблица разработана американскими специалистами. Она устанавливает следующее соответствие: вязкость моторных масел и их кинематическая и динамическая вязкости. Данная таблица поможет подобрать продукт, учитывая температурный диапазон.

вязкость моторного масла таблица

Это важно учитывать, так как при работе двигателя на масле с завышенной или заниженной вязкостью может быть нанесен вред двигателю, а также его рабочим ресурсам.

Классификация моторных масел

Как и для любого продукта, тут тоже существует разделение по некоторым параметрам. Классификация моторных масел по вязкости включает в себя следующие пункты: зимние виды (имеют малую вязкость), летние (имеют высокий уровень вязкости) и, наконец, всесезонные (имеют такую вязкость, которая подстраивается под различные температуры). Благодаря своим характеристикам зимние виды масел позволяют нормализировать работу двигателя при температурах ниже рабочих, но при высоких не могут обеспечить достаточную смазку деталей мотора.

кинематическая вязкость моторного масла

Летние виды из-за своей структуры обеспечивают стабильную работу мотора при высоких температурах, но не при низких. Всесезонные же в условиях высокой температуры ведут себя, как летние, а в условиях низкой – как зимние. Например, вязкость моторного масла 5w40 равна 90, но при нагреве от 40 и до 100 градусов падает до 14 мм2/с. Изменяется этот показатель по постепенной кривой. При 40 градусах вязкость будет высокой, а при 100 – низкой. Основными преимуществами моторного масла 5w40 являются: легкий запуск и работа двигателя при температурах, находящихся ниже рабочих, высокая стабильность окисления, более длительное использование, отличные моющие способности, стабильная маслянистая пленка.

Какое масло выбрать для своего автомобиля?

Большинство автолюбителей задаются вопросом о том, какой вязкости лить моторное масло. Ответ на поставленный вопрос для каждого водителя будет свой, так как большую роль играет марка автомобиля и ее характеристики. Чтобы не ошибиться в выборе, в первую очередь необходимо соблюдать все правила и требования к продукту, учитывать оптимальную вязкость моторных масел, прописанную в эксплуатационном руководстве. Самыми популярными маслами российского производства являются 10w40 и 5w40. Первый вариант подходит для температур от -30 до +40 градусов, при этом обеспечивается легкая и безопасная работа двигателя.

вязкость синтетического моторного масла

Второй вариант подходит для более суровых условий, когда температура оказывается ниже 30 градусов. Выбор масла обусловлен конструкторским решением строения двигателя. Так, масляные трубки бывают разных размеров, поэтому для более узких не подойдет густая субстанция, иначе автомобиль будет работать с недостатком смазывающей жидкости, что приведет к быстрому износу ресурсов. Если в эксплуатационном руководстве не обозначены рекомендуемые марки, то без труда можно самостоятельно узнать вязкость моторного масла. Таблица соответствия доступна на многих тематических ресурсах.

Последствия ошибочного выбора моторного масла

Если моторное масло применяют, нарушая эксплуатационные рекомендации автомобиля, то для двигателя это может обернуться некоторыми последствиями. Среди них выделяют два основных:

  • При эксплуатации неправильного масла в зимних условиях двигатель первое время после запуска будет работать всухую, то есть трение между деталями будет высоким, что может привести к быстрому износу и перегреву.
какой вязкости лить моторное масло
  • Летом может быть вызвано масляное голодание, если продукт будет слишком жидким и не сможет покрывать пленкой взаимодействующие детали.

Но вязкость синтетического моторного масла стоит на таком уровне, что придает ему хорошую текучесть. Это позволяет работать при низких и в то же время при высоких температурах.

В данное время выбор моторных масел просто огромный. Сегодня легко запутаться при выборе соответствующего состава, так как существует очень много видов с различными присадками и промывками. Нередко производитель автомобилей и комплектующих сам рекомендует моторное масло. Но чаще заключается контракт с производителем, поэтому не стоит полностью доверять такой рекламе. Мы рекомендуем пользоваться другими методами определения лучшей марки с необходимой вязкостью моторного масла для вашего автомобиля.

Стандарт SAE: как по нему определить вязкость?

Данный стандарт не устанавливает параметры моторного масла. Но по цифро-буквенной маркировке можно легко определить эксплуатационную температуру и сезонность. Например, что означает 0w-20? Расшифровать по стандарту вязкость моторного масла довольно легко.

классификация моторных масел по вязкости

Например, число 20 является температурной вязкостью масляного состава, W означает, что данный продукт можно использовать зимой, 0 – минимальная возможная температура, при которой можно заводить двигатель.

Лучшее значение вязкости для автомобиля

Существует мнение, что при рабочих температурах лучше, если вязкость будет высокая. Необходимое машине масло указано в руководстве, приложенное к автомобилю. При несоблюдении этого может упасть мощность двигателя и долговечность соприкасающихся деталей. Обеспечение максимальной мощности автомобиля – одна из главных задач конструктора. Поэтому очень важны зазоры между соприкасающимися деталями в поршне, а также вязкость масла, использующегося при этом. Но при изменении температуры могут поменяться параметры смазки.

Что ещё необходимо знать?

При рабочей температуре вязкость моторных масел изменяется по известной кривой в допустимых рамках в соответствии с особенностью двигателя. При замене смазки постоянно необходимо учитывать диапазон между зимними и летними показателями средней температуры. Чем он больше, тем меньше должен быть интервал замены моторной жидкости. Вязкость масел влияет на эксплуатационный срок двигателя и, как итог, всего транспортного средства. Для увеличения срока необходимо подбирать оптимальную по всем параметрам смазывающую жидкость.

вязкость моторного масла 5w40

Параметры следующие: высокотемпературные и низкотемпературные. К первым относятся кинематическая и динамическая вязкость. Ко вторым – прокачиваемость и проворачиваемость. Также стоит помнить о том, что при использовании моторного масла некоторая его часть (обычно 5-10%) остается в двигателе. Поэтому важно использовать только одну марку. Так как неизвестно, каким образом два разных состава поведут себя при соединении, и какие химические реакции могут произойти. Но если необходимо использовать другую смазочную жидкость, то важно провести полную промывку двигателя тем продуктом, который вы собираетесь использовать.

Классификация моторных масел – аббревиатуры на упаковке + видео » АвтоНоватор

Классификация моторных масел по API, SAE, ACEA может дать полную характеристику этой важной жидкости, но как же разобраться, какой параметр рассматривает каждая из этих ранжировок? Именно об этом и пойдет речь ниже.

Зачем машине масло?

Моторное масло – расходный материал авто, который применяется для того, чтобы смазывать поршневые, а также роторные двигатели. Синтетикой называют жидкость, основой которой служат синтезированные химические элементы. Такой материал имеет ряд преимуществ: практически не густеет при низких температурах, обеспечивает наилучшую защиту и моющие свойства, а также выдерживает максимально высокую рабочую температуру.На фото - синтетика для правильной замены масла в двигателе, castroledge.ruНа фото - синтетика для правильной замены масла в двигателе, castroledge.ru

«Минералка» – масло на минеральной основе, которое было получено из нефти в процессе ее переработки. Такой смазочный материал значительно дешевле, но плохо переносит очень низкие температуры, густеет на морозе, достаточно быстро окисляется и требует частой замены. А полусинтетика изготавливается на минеральной основе, но имеет в составе огромное количество присадок, которые приближают жидкость по своим свойствам к синтетике.

На фото - классификация моторных масел по acea, nokvel.byНа фото - классификация моторных масел по acea, nokvel.by

Основное предназначение всех масел – снижение силы трения, от которого зависит КПД работы мотора. При наличии сильного трения достаточно большая часть энергии двигателя будет расходоваться на его преодоление. Таким образом, мощность мотора снижается, а потребление энергии увеличивается. Кроме того, сильное трение в несколько раз быстрее накапливает поверхностную усталость металла, ослабляются молекулярные связи, а в дальнейшем верхний слой может разрушиться при самых незначительных нагрузках.

Классификация синтетических моторных масел по SAE

Смазочный материал принято разделять по SAE – международное разделение по вязкости. Заложило такую классификацию в мире автовладельцев общество, отвечающее за нормы в американской авто-индустрии. Класс вязкости дает представление только о текучести смазочного материала, а не о качестве или составе. Для двигателя необходимо использовать материалы, которые имеют оптимальную вязкость для конкретной конструкции, режима работы и погодных условий.

Фото - классификация синтетических моторных масел по SAE, gorstufa.ruФото - классификация синтетических моторных масел по SAE, gorstufa.ru

Согласно SAE классификация синтетических моторных масел по классу вязкости выделяет марки 10W-60, SAE 0W-30, 10W-40. Наиболее популярные классы вязкости у минеральных масел – 10W-30, 20W-50, 15W-40. Чем меньше уровень вязкости масел при максимально низких температурах, тем меньше цифра, которая стоит перед буквой W. Цифра, стоящая после знака дефиса, обозначает вязкость при высоких температурах. Чем она выше, тем надежней данное масло в летний период.

На фото - результаты тестов по классификации синтетических моторных масел по SAE, autolub.infoНа фото - результаты тестов по классификации синтетических моторных масел по SAE, autolub.info

Классификация моторных масел – американские и европейские стандарты

Далее посмотрим, какая классификация действует в API на моторные масла, синтетика это или нет – не имеет значения, тут важен другой параметр. Аббревиатуру этой ранжировке дал Американский Институт Топлива. Согласно данной системе, моторные масла бывают двух видов – для дизельных или же бензиновых двигателей. Для каждого из моторов требуется определенный набор характеристик, которыми должны обладать смазочные материалы. На этикетах моторных масел обычно имеются такие обозначения – API S и API C (S – бензиновые двигатели, C – дизельные агрегаты).

Фото - классификация моторных масел по api, magicoil.ruФото - классификация моторных масел по api, magicoil.ru

Также иногда можно встретить моторное масло с пометкой API S/C: ожидаемо, что его можно использовать для двигателя любого типа.

На фото - выбирайте, какое масло лить в двигатель, kronauto.clan.suНа фото - выбирайте, какое масло лить в двигатель, kronauto.clan.su

Моторные материалы также разделяются на классы по ACEA – европейская ассоциация производителей автомобилей. Данная классификация является альтернативой американской API. Если на смазочном материале имеется знак ACEA, то это означает, что данный продукт протестирован и полностью отвечает всем европейским требованиям. Моторные масла с пометкой А/В используются как для тех конструкций, что работают на бензине, так и для моторов с соляркой. Пометка С означает, что данный вид смазочного материала предназначен для автомобилей, в конструкции которых имеются катализаторы выхлопа и сажевые фильтры. Категория Е предназначена исключительно для дизельных двигателей, очень тяжелого транспорта или спецтехники.

Моторное масло. Классификация API и группы качества

ИА Neftegaz.RU. Моторное масло — это смесь 2 основных компонентов — базового масла и пакета присадок.

Применение терминов «Синтетика», «Полусинтетика» либо «Минеральное масло» подразумевает тип базового масла, которое было использовано в производстве смазочного материала.

Само базовое масло делится на группы:

1 группа — это базовое масло, полученное путем очистки нефти реагентами, данная группа содержит в себе много серы и имеет слабые показатели индекса вязкости (зависимость вязкости от температуры). 
Терминология — «Минеральное масло».

2 группа — это масла очищенные водородом (гидрокрекинг). 
Масло данной группы почти не содержат серы, при производстве, до момента добавления присадок, представляют из себя практически прозрачную жидкость, за счет чего срок службы самого смазочного материала существенно увеличивается, а уменьшение отложений и нагара в двигателе существенно увеличивает его ресурс. 
Терминология -«Минеральное масло». 3 группа — это по сути то же масло 2 группы, но с увеличенным индексом вязкости. 
Индекс вязкости масла  — это показатель, который фиксирует изменение вязкости в зависимости от температуры. 
Путем дополнительных процессов изомеризации масла получают лучшие показатели как низко-, так и высокотемпературной вязкости, что позволяет быть уверенным в смазочном материале как при запуске в самый сильный мороз, так и при эксплуатации при максимальных нагрузках.
Терминология — «Синтетика».

4 группа — это масло на основе полиальфаолефинов. 
Из-за высокой стоимости производства и после открытия технологий гидрокрекинга и изомеризации (2 и 3 группа базового масла), позволяющих производить базовое масло, ничем не уступающие им по качеству, объемы производства данной группы постепенно снижаются.

Смешение 3 или 4 групп базового масла с 1 или 2 группой базового масла — «Полусинтетика». При смешении 3 или 4 групп базового масла с 1 группой получается «Полусинтетика» увеличенным показателем по сере и иным элементам, что негативно отражается на ресурсе двигателя.

Классификация базового масла Американским институтом нефти (API).

Всего 5 групп (API 1509, Приложение E). Группа IV содержит полностью синтетическое базовое масла из полиальфаолефинов. Группа V для всего другого базового масла, не включенного в группы I — IV.

Группа 1. Произведено из сырой нефти
Масло классифицируются, как состоящее из насыщенных молекул менее чем на 90%.
В них много серы > 0,03%.
Диапазон вязкости 80 — 120.
Температурный диапазон для этого масла 0°С — 65°С.
Базовое масло 1 группы рафинируют с помощью растворителей — это самый простой и дешевый процесс очистки.
Именно поэтому масло из этой группы является самым дешевым базовым маслом на рынке.


Группа 2. Произведено из сырой нефти
Базовое масло группы 2 состоит на 90 % из насыщенных молекул.
В них серы < 0,03 % и индекс вязкости 80 — 120.
Углеводородные молекулы этого масла являются насыщенными, поэтому базовое масло группы 2 обладает лучшими антиокислительными свойствами, более прозрачное.
Это масло очень распространено на рынке сегодня, и стоит не намного дороже чем масло группы 1.

Группа 3. Произведено из сырой нефти
Базовое масло 3 группы состоят больше, чем на 90% из химически стабильных, насыщенных водородом молекул.
Содержание серы < 0,03% а индекс вязкости > 120 ед. Это масло очищено намного лучше чем базовое масло 2 группы благодаря процессу гидрокрекинга.
Этот длительный процесс специально предназначен для получения максимально чистого базового масла из нефти.

Группа 4. Полностью синтетические
Это базовое масло полиальфаолефины (PAO).
Производятся методом синтезирования.
Имеет более широкий диапазон рабочих температур чем масло из групп 1-3 и подходят для использования экстремально холодных условиях и для высоких температур.


Группа 5 Полностью синтетические
Базовое масло группы 5 — это все остальное базовое масло, включая силикон, фосфатный эфир, полиалкиленгликоль (PAG), полиэфиры, биосмазки и т.д.
Это базовое масло используют в комплексе с другим базовым маслом для улучшения свойств смазки.
Эфиры применяют в виде добавки к базовому маслу для улучшения свойств базового масла.
Смесь эфирного масла с полиальфаолефинами (PAO) работает при более высоких температурах, обеспечивают лучшую моющую способность и увеличенный срок использования.

Классификация моторных масел API появилась в 1947 г. по инициативе Американского института нефти ( American Petroleum Institute).
Классификация смазочных материалов была проведена согласно уровню их функциональных свойств, введены новые стандарты согласно требованиям американского авторынка.
API совместно с SAE разработали эту классификацию, разделив различные категории масел начиная с 1947 г. и до настоящего момента согласно их характеристикам и типам применяемых двигателей. 
Количество категорий не ограничено и институт API вводит новые категории каждый раз, когда автомобильный рынок выдвигает новые требования к моторным маслам.

Условные обозначения:

  • 1я буква обозначает применение смазочных материалов:
    — масла для бензиновых двигателей обозначаются буквой S
    — масла для дизельных двигателей — буквой C.
  • 2я буква обозначает уровень свойств моторного масла.

 

Классификация моторного масла API для бензиновых двигателей

SE *** Бензиновые двигатели 1972. Те же требования к моторному маслу, что и для категории SD, но лучше защита двигателя.
SF *** Бензиновые двигатели  1980. Те же требования, что и для категории SE, но улучшена защита от износа и окислительная стабильность.
SG *** Бензиновые двигатели 1988. Те же требования, что и для категории SF, но лучше защита от износа, образования шлама и окисления масла.
SH *** Бензиновые двигатели 1993. Те же требования, что и для категории SG, но вводится система лицензирования и записи результатов всех моторных тестов и формул с целью гарантии качества. Символ API, который свидетельствует о дейсвтительном соответствии уровню SH помещается на этикетки канистр.
SJ Бензиновые двигатели 1996. Те же требования, что и для категории SH (включая лицензию и систему сертификатов) с лучшей защитой от окисления масла при высоких температурах и забивания катализатора.   
Начиная с  01/08/97, уровень SJ официально заменяет SH.
SL Бензиновые двигатели 2001. Новые тесты на степень износа  (Seq IVA), моющие свойства моторного масла (TEOST MHT4), окисление (Seq IIIF) и низкотемпературные отложения (Seq VG)  для лучшей защиты двигателя и продления интервала замены масла. Стандарт SL заменил  API SJ в середине 2001г.
SM Бензиновые двигатели 2004. Улучшены общие свойства для максимально-расширенного интервала замены масла. Ужесточен тест на высокотемпературные отложения (TEOST), новый тест на окисление (Seq. IIIG).
SN Бензиновые двигатели 2010. Представлен в октябре 2010 г. Разработан для автомобилей 2011 года выпуска и более ранних. Улучшенная защита от высокотемпературных отложений на поршнях. Более жесткие требования к контролю сажи и совместимости с уплотнителями.

*** устаревшие классификации, подобно APISA, APISB, APISC и APISD.

Классификация моторного масла API ДЛЯ 2-тактных двигателей 

Классификация API для 2-тактных двигателей имеет 4 уровня: TA, TB, TC для наземных транспортных средств и TD для использования на лодочных 2-тактных двигателях. 
Производители рассматривают данную классификацию моторных масел как устаревшую. Более новая — признанная японская спецификация JASO. Международная спецификация ISO базируется на данной японской спецификации, опубликованной в 1997г.

Классификация API для дизельных двигателей.

CE * «Требовательные» коммерческие дизельные двигатели (1987).Очень жесткие условия эксплуатации для нагруженных дизельных двигателей. Соответствует CD, усиленная защита от износа и высокотемпературных отложений, лучший контроль за окислением и расходом масла.
CF-4 * «Требовательные» коммерческие дизельные двигатели (1991).Те же требования, что и для категории CE, но усиленная защита против отложений на поршнях и высокого расхода масла.
CF Дизельные двигатели с непрямым впрыском (1994). Масла для строительной и карьерной техники, а также для двигателей, использующих дизельное топливо с высоким содержанием серы (>0.5%). Могут быть использованы вместо API CD. Иногда используются в дизельных двигателях для пассажирского транспорта.  
CG-4 Коммерческие дизельные двигатели, работающие в под тяжелыми нагрузками (развитие API CF-4, 1995). Масла для двигателей, соответствующих ограничениям по выхлопам в  США 1994 г. (дизельное топливо с содержанием серы ≤ 0.05%).  Могут быть использованы с дизельным топливом, содержащим серу в количестве до 0,5%).
CH-4 Дизельные двигатели под очень высокими нагрузками, удовлетворяющие стандартам по выхлопам США (1998). Масла, соответствующие требованиям США 1998г. для двигателей с пониженным уровнем выхлопов, специально разработаны для дизельного топлива с содержанием серы не более 0,5%. Особенно эффективны в борьбе с коррозией, износом, сажей и окислением. Высокая сдвиговая стабильность и устойчивость к вспениванию. Продлевают срок службы двигателей, эксплуатируемых в самых разнообразных условиях. Перекрывая требования предыдущих стандартов, данные масла достаточно гибко могут быть использованы в разнородных парках техники.
CI-4

Дизельные двигатели под очень высокими нагрузками (2002). Масла для последних дизельных двигателей с пониженным выхлопом, перекрывает требования CH-4. Особенно подходит для оборудования, работающего на дизельном топливе с очень низким содержанием серы (менее 0,5%). Ужесточенные требования к свойствам масел и одновременное увеличение интервала замены масла в 2 раза. Увеличение срока службы двигателя. Также принимается во внимание более строгие требования к работе с системами доочистки выхлопных газов.

Новая версия, названная API CI-4 Plus была опубликована в 2004г. с целью улучшить совместимость с системами EGR

CJ-4 Представлена в 2006г для 4-тактных высокоскоростных двигателей, удовлетворяющих требованиям к выхлопам 2007 года. Эти масла были разработаны для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и рассчитанных на использование дизельного топлива с содержанием серы до 0,05%. Могут быть использованы вместо масел стандартов API CF-4, CG-4, CH-4, CI-4 и CI-4 Plus

* устаревшие спецификации, ровно как и API CA, API CB, API CC and API CD. CF и CG-4.

Классификация API для 2-тактных дизельных двигателей.

CD-II 2-тактные дизельные двигатели, работающие в сложных условиях (1988). Улучшенная защита от износа и отложений. Удовлетворяет требованиям уровня CD.
CF-2 2-тактные дизельные двигатели, работающие в сложных условиях (1994). Более жесткие требования, чем API CD-II. Усиленная защита от износа поршневых колец и цилиндров.

Классификация API трансмиссионного масла

API-GL-1
Минеральное трансмиссионное масло без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего, в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и скоростями скольжения. 
Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.

API-GL-2
Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. 
Может содержать антифрикционный компонент.

API-GL-3
Трансмиссионное масло с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. 
Применяется предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. 
Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2.

API-GL-4
Трансмиссионное масло с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. 
Применяется предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ.

API-GL-5
Масло для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D. 
Применяется предпочтительно в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. 
Специально для гипоидных передач с высоким смешением оси. 
Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой.


Классификация ACEA

Классификация моторного масла AСEA адаптирована под новые технологии, принимающие во внимание Европейские требования к защите окружающей среды. 
Начиная с 1996 г. было издано несколько версий стандартов AСEA.
Соблюдение требований ACEA 2008 является обязательным условием с декабря 2010г.
Версия ACEA 2008 определяет:
—  4 категории бензиновых и дизельных двигателей (A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5), 
— 4 категории автомобилей с системами доочистки выхлопных газов (C1, C2, C3, C4), 
-4  категории дизельных двигателей, используемых на тяжелой технике (E4, E6, E7, E9), 2 из которых относятся к тяжелым транспортным средствам, оснащенным системами доочистки выхлопных газов DPF или CRT (E6, E9).

Категория А/B:
A – бензиновые двигатели
B – дизельные двигатели

  Без экономии топлива Экономия топлива
Увеличенный интервал замены A3 / B4 A5 / B5
Стандартный  интервал замены A3 / B3 A1 / B1

Категория C:
Двигатели с системами доочистки выхлопных газов

  Без экономии топлива Экономия топлива
Низкое содержание SAPS С4 С1
Среднее содержание SAPS С3 С2

Описание требований ACEA 2008 к маслам категории Low SAPS (низкое содержание серы, фосфора и сульфатных зол)

Характеристики Показатели Экономия топлива Класс

Высокая экономия топлива
Низкое содержание SAPS

2.9 ≤ HTHS
P ≤ 0.05 %;
S ≤ 0.2%,
CS ≤ 0.5 %

> 3%

С1

Высокая экономия топлива
Среднее содержание SAPS

2.9 ≤ HTHS
0.070 % ≤ P≤ 0.090 %,
S ≤ 0.3 %,
CS ≤ 0.8 %

> 2.5%

С2

Стандартная экономия топлива
Среднее содержание SAPS

HTHS ≥ 3.5
0.070 % ≤ P≤ 0.090 %,
S ≤ 0.3 %,
CS ≤ 0.8 %

> 1%
(вязкость xW-30)

С3

Сатндартная экономия топлива
Низкое содержание SAPS

HTHS ≥ 3.5
Пониженная летучесть (≤11%)
P≤ 0.090%, S ≤ 0.2%, SA ≤ 0.5%

> 1%
(вязкость xW-30)

С4

HTHS — вязкость масла в условиях высокой скорости сдвига и высокой температуры.

 

Классификация ACEA для тяжелой техники

Низкое содержание SAPS

Среднее содержание SAPS

Расширенный интервал замены

E6 E4
TBN ≥ 12%

Стандартный интервал замены

E9 E7
TBN ≥ 9.0%

TBN — щелочное число


Классификация моторного масла SAE J300

Классификация SAEJ 300 используется для характеристики вязкости (сопротивления течению) масла при высоких и низких температурах.
SAE: Society of Automotive Engineers (Общество автомобильных инженеров, США).

ASTM

Класс вязкости по SAE Низкотемпературная вязкость Высокотемпературная вязкость
  Проворачивание 1), МПа*сек, max при температуре,
°С
Прокачиваемость 2), МПа*сек, max при температуре,
°С
Кинематическая вязкость 3), мм2/сек при 100 °С При высокой скорости сдвига 4), МПа*сек, при 150 °С и 106 с-1, min
      min max  
0W 6200 при -35 60000 при -40 3,8 - -
5W 6600 при -30 60000 при -35 3,8 - -
10W 7000 при -25 60000 при -30 4,1 - -
15W 7000 при -20 60000 при -25 5,6 - -
20W 9500 при -15 60000 при -20 5,6 - -
25W 13000 при -10 60000 при -15 9,3 - -
20     5,6 9,3 2,6
30     9,3 12,5 2,9
40     12,5 16,3 2,9
(0W-40,
5W-40,
10W-40)
40     12,5 16,3 3,7
(15W-40, 20W-40,
40)
50     16,3 21,9 3,7
60     21,9 26,1 3,7

1. ASTMD 2602 – имитатор холодного пуска CCS
2. ASTMD 4684 и D 3829 – мини-ротационный вискозиметр MRV
3. ASTMD 445 – стеклянный капиллярный вискозиметр
4. ASTMD – конический имитатор подшипника HTHS

Пример: SAE 15W- 40

15W — Низкотемпературный класс вязкости.
Буква « W » означает winter (зима)
Чем ниже класс, тем ниже температура возможного старта двигателя
40 — Высокотемпературный класс
Чем выше класс, тем выше температура, которую может выдержать масло (защита двигателя при высоких рабочих температурах).

SAE xxW-yy  — Всесезонное масло, например Quartz 9000 5W-40
SAE xxW  или SAE yy – Сезонное масло, например Rubia S 10W 

Сезонные масла, в основном, используются там, где нет сильных перепадов температуры и среднегодовая температура достаточно высокая. Всесезонные масла предлагаются как с зимней, так и с летней степенью вязкости.

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*