Мерседес бенц 300 sl 1954 – Mercedes 300 SL Gullwing (Крыло чайки) 1954 — цена, технические характеристики, фото Мерседес 300 SL Gullwing

  • 19.03.2020

Mercedes 300 SL Gullwing (Крыло чайки) 1954 — цена, технические характеристики, фото Мерседес 300 SL Gullwing

Легендарный Mercedes 300 SL Gullwing, также известный под кодом W198, выпускался с 1955 по 1963 год и представлял собой первый спортивный автомобиль, который появился в послевоенный период. Машину представили в 1954 году как авто для уличных гонок. А потому первые образцы представляли собой купе на двух человек. Особо запоминающимся элементом разработки стали двери, романтично называемые «крылом чайки». Спустя три года была создана версия с открытым верхом, или родстер.

Несмотря на то, что представленное авто не имеет современных удобств и возможностей, на Mercedes-Benz 300 SL цена очень высока. Например, за одну из первых моделей можно отдать 1,7 миллионов американских долларов.

Mercedes-Benz 300 SL цена

Постараемся разобраться, чем обусловлена озвученная стоимость. Модель отличается свойственной для гоночных авто центровкой, которая гарантирует отличную устойчивость и управляемость. На ней установлен рассчитанный на 215 лошадок трехлитровый двигатель с шестью цилиндрами. Он оснащен системой прямой подачи топлива, насосом высокого давления и инновационной на тот период времени системой смазки. Потому до сотни можно разогнаться за 10 секунд. Максимально возможная скорость Mercedes 300SL была лимитирована 240-260 км в час. Кстати, покупатели имели шанс заказывать трансмиссию с измененными параметрами, что снижало предельную скорость, но позволяло выполнять обгоны в более динамичном темпе.

Мercedes 300 SL Gullwing

Классический Mercedes 300 SL Gullwing имел четырехступенчатую механическую коробку, длину чуть более 4500 мм и высоту, равную 1262 мм. В его топливный бак рассчитывался на сто и 130 литров.

Интересно, что Mercedes 300SL был сделан из тонких труб, составляющих пространственную раму, которую оформляли листовым алюминием. Данная конструкция хорошо работала на сжатие и растяжение, но не поддавалась крутящим усилиям. Кроме того, обеспечивала простой доступ к агрегатам и узлам.

 

Фото Mercedes-Benz SL 300 Gullwing

Фото Mercedes-Benz SL 300 Gullwing

Что касается дизайна, то Максимилиан Хоффман, являвшийся в то время дилером компании в Штатах, настоял на том, что богема должна ездить в черных, красных, серебристых и цвета жемчужного металлика автомобилях. Салон оформлялся цветной кожей. Потому это авто с удовольствием покупали в Америке. Так, из 1400 созданных Mercedes-Benz 300 SL coupe по американским дорогам колесило 1100 единиц. В том числе, с Софи Лорен и Элвисом Пресли за рулем.

Не удивляет, что у современных производителей все чаще появляются мысли о воссоздании легендарного трехсотого Мерседеса.

Видео

 

Cверхлегкий: техническая и дизайнерская революция Mercedes-Benz 300SL

Вот-вот начнутся продажи суперкара Mercedes-AMG GT, и модель SLS уйдет на покой. Так закончится эпоха «крыла чайки» — новинка идет с обычными распашными дверями. Вспоминаем, как появилась самый первый «крылатый» Mercedes-Benz 300SL в 1954 году.

«Крыло чайки». Mercedes-Benz 300SL W198

Модель с индексом кузова W198 — первый спортивный автомобиль марки Mercedes-Benz послевоенного периода. 300SL впервые был представлен в 1954 году в Нью-Йорке как уличная версия гоночного автомобиля W194. SL расшифровывается как Sehr Leicht (в переводе с немецкого — «сверхлегкий»). И действительно, 300SL весит всего 1280 кг. Второй вариант расшифровки – Sport Leicht, что должно было намекать на характер автомобиля.

Машина получилась спартанской. Из удобств в автомобиле были установлены часы и пепельница, а за дополнительную плату можно было установить радиоприемник. Багажный отсек занят запасным колесом, поэтому место для вещей есть лишь на заднем диване. Вентиляции в салоне практически не было, так как стёкла 300SL не опускаются — их можно только вытащить. Впрочем, при желании, салон можно было проветрить через маленькие форточки.

Несущим элементом в конструкции 300SL является стальная пространственная рама, на которой закреплены стальные и алюминиевые кузовные детали, двигатель и элементы ходовой части.

Главная особенность кузова – это знаменитые двери в форме крыльев. Меж тем, это не причуда дизайнеров, а вполне себе вынужденная мера. Все объясняется наличием труб в каркасе автомобиля, из-за которых пороги пришлось сделать очень широкими, что не позволило установить обычные двери. Это же обстоятельство стало причиной создания откидной, для облегчения посадки в автомобиль, рулевой колонки.

6.jpg

Помимо экстравагантного внешнего вида 300SL был передовым, если не сказать – революционным, с технической точки зрения. Двигатель и трансмиссия были специально разработаны для этой модели, и цифра в индексе как раз говорит о 3-литровом объеме мотора.

Рядный 6-цилиндровый двигатель объёмом 2996 см³, расположенный под углом в 45 градусов, развивал максимальную мощность 215 л.с., что позволяло разгонять купе до 265 км/ч. Двигатель 300SL оснащался первой в мире системой впрыска топлива, центральным механическим впрыском работы Ганса Шеренберга.

Во времена, когда в двигателях внутреннего сгорания не существовало никакой электроники, немецкие инженеры задумались о создании механизма, который позволил бы избавиться от вечно ломающихся карбюраторов. Самым простым и эффективным решением оказалось система центрального механического впрыска топлива с помощью специального устройства, подобного топливному насосу для дизельных двигателей. Во впускной коллектор поступал бензин, а не его смесь с воздухом, а второй компонент горючей смеси, попадал в цилиндры через клапаны.

Независимая подвеска была редкостью для автомобилей начала 50-х годов, но ради хорошей управляемости и безопасности, конструкторы «Daimler-Benz» использовали это решение для модели 300SL. Особенно удачной оказалась задняя подвеска, выполненная по схеме De Dion и мост с «гуляющими» полуосями.

Кроме положительных оценок специалистов, эти технические решения прославились отличными отзывами гонщиков всего мира. Конструкция тормозных механизмов 300SL, по прошествии некоторого времени, была скопирована многими фирмами, работавшими над спортивными автомобилями — барабаны были сделаны очень широкими и имели поперечные ребра для охлаждения. Правда, в начале 60-х ради лучшей эффективности торможения барабаны уступили места дискам.

Производство 300 SL с индексом кузова W198, было завершено в 1963 году с запуском преемника W113, получившего прозвище «Pagoda». Всего было выпущено 1400 автомобилей 300SL с кузовом купе и 1858 единиц 300SL родстеров.

Открытая версия. Mercedes-Benz 300 SL Roadster (1957 год)

Немалая часть покупателей 300SL жила в теплых странах, поэтому три года спустя после выхода купе появился родстер. «Крыльев чайки» у него не было, но в харизматичности он не проигрывает.

Внешность несколько отличается от исходной модели: в частности у него появились новые блоки фар и приборная панель. В сложенном состоянии мягкая крыша прикрывается металлической панелью. Пользовался такой же популярностью (в том числе и у знаменитостей), как и купе. 80% сбыта приходилось на американский рынок.

Младший брат. Mercedes-Benz 190SL W121 B2 (1955 год)

Многие мечтали о покупке «крылатого» Мерседеса, но немногие могли себе позволить. Поэтому штутгартцы решили выпустить на рынок менее мощный автомобиль, который бы напоминал дизайном 300SL. Перед нами – открытая версия 1962 года выпуска.

Как следует из индекса, под капотом у него располагался 1.9-литровый бензиновый четырехцилиндровый мотор, выдающий смешные по сегодняшним меркам 104 л.с. В качестве базы для этой модели была взята модель W121, которая занимала рыночную нишу нынешнего E-class. Помимо стилистики, от 300SL было взято немало инженерных решений, в том числе и знаменитая независимая подвеска.

Автомобиль определенно удался, и оказался намного более массовым. За восемь лет производства с конвейера сошли более 25 тысяч экземпляров против немногим более 3 тысяч 300SL. Оставаясь менее стремительным, 190-й был столь же эффектным и куда более комфортным и безопасным.

Многие знаменитости, которые купили ранее «Крыло чайки», позже приобрели 190-й в качестве повседневной машины, потому что 300SL все-таки является гоночным автомобилем. Эта классика не устарела с 60-х годов, и до сих пор можно встретить такие машины на улицах европейских городов. Примечательно, что Mercedes-Benz до сих пор обслуживает эту модель и выпускает для нее оригинальные запчасти.

Тем временем, в другом классе… 300S W188 (1951 год)

Уходящий Mercedes SLS AMG с «крылом чайки» и пришедший ему на смену AMG GT считаются топовыми моделями штутгартской марки. 60 лет назад все было несколько иначе. Флагманом считался более комфортный и менее драйверский 300S.

Сегодня бы мы назвали его S-class Coupe, и оказались недалеки от правды. Представленный осенью 1951 года, он технически был идентичен представительскому Mercedes-Benz Type 300 в кузове W186. В отличие от передового SL, он был куда более консервативным – формы кузова выполнены ближе к довоенной стилистике. В нашей фотогалерее – открытый двухместный родстер. Помимо него в гамме кузовов также были купе и кабриолет с «условными» задними сиденьями.

Каждый 300S собирали вручную. Немцы были очень педантичны при изготовлении салона: дерево подбиралось по рисунку, чтобы не было сучков. Американцев удивлял такой подход к работе, на что они говорили, что немцы делаю дерево, которое выглядит, как пластик, а мы делаем пластик, который выглядит, как дерево.

Фото — Артем Попович.

Mercedes-Benz 300SL

Mercedes-Benz 300SL Gullwing можно считать первым настоящим суперкаром: это была дорогая, мощная, быстрая, высокотехнологичная и непрактичная двухместная машина с гоночной родословной. В середине 50-х гг. 300SL был самым быстрым серийным автомобилем в мире, а также единственной серийной моделью с системой впрыска топлива и дверями типа «крыло чайки». Для компании Daimler-Benz Mercedes-Benz 300SL имел огромное значение ещё и потому, что сделал марку известной на американском рынке, для которого он и был предназначен. Если бы официальный дистрибьютор Daimler-Benz в США Макс Хоффман не предложил разработать дорожную версию 300SL, эта модель так бы и осталась гоночным прототипом. Из 1400 построенных экземпляров более 80% было продано в США, и это во многом способствовало укреплению репутации Mercedes-Benz как производителя надёжных автомобилей высшего класса.

Серийный Mercedes-Benz 300SL (W198) был представлен на Нью-Йоркском автосалоне 1954 г. Внешне он выглядел более цивилизованно и элегантно, чем гоночная версия, но нисколько не уступал ей по аэродинамическим характеристикам. Кроме открывающихся вверх дверей, 300SL получил вентиляционные отверстия над задним окном, хромированные бамперы, горизонтальную решётку радиатора с большой трёхлучевой звездой, боковые решётчатые воздуховоды и горизонтальные «брови» над колёсными арками, уменьшавшие аэродинамической сопротивление. Пространственная рама и кузов 300SL делались из стали, за исключением алюминиевых капота, дверей и крышки багажника. Полностью алюминиевых машин, доступных по специальному заказу, было построено всего 29, и одна из них в 2012 г. была продана на аукционе за $4,62 млн (обычный 300SL сейчас стоит от $1 млн до $2,5 млн).

Основным техническим отличием серийного Mercedes-Benz 300SL от гоночного был инжекторный 3-литровый рядный 6-цилиндровый двигатель, установленный под углом 45°. Система непосредственного впрыска топлива Bosch в те годы ещё не имела электронного управления. Привод инжектора был механическим, поэтому бензин подавался в цилиндры в интервале между выключением мотора и остановкой коленчатого вала. Это создавало большие проблемы с обслуживанием агрегата: в радиатор заливалось 10 литров масла, которое нужно было заменять каждые 1600 км пробега. Тем не менее, система оправдывала себя высокой производительностью: двигатель развивал 215 л.с. (в опциональном пакете — 240 л.с.) и обеспечивал максимальную скорость 245-260 км/ч.

Mercedes-Benz 300SL продавался в Германии по цене 29000 марок — дороже, чем люксовый седан Mercedes-Benz 300, но дешевле, чем купе или кабриолет 300S. В США базовая стоимость автомобиля составляла $7463. Первый экспортный экземпляр был продан миллионеру и владельцу гоночной команды Бриггсу Каннингему. Вслед за ним владельцами Mercedes-Benz 300SL стали гонщики Хуан-Мануэль Фанхио, Роб Уокер и Луиджи Чинетти, голливудские актёры Кларк Гейбл, Тони Кёртис, Гленн Форд, Пол Ньюман, Софи Лорен и Роми Шнайдер, инженер Вернер фон Браун, математик Джон фон Нейманн, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, директор Формулы-1 Берни Экклстоун и другие знаменитости.

1957 Mercedes-Benz 300 SL Roadster (R198)

Максимальная скорость

Разгон до 100 км/ч

Мощность двигателя

212  л.с.
275  Нм   при  4600  об/мин.

Обороты максимальной тяги (момента) двигателя
Обороты максимальной тяги (момента) двигателя

Удельная мощность
(важна при сравнении авто)

159 л.с./т
6.27  кг на 1 л.с.

Обороты максимальной тяги (момента) двигателя

Объем двигателя

2996 см³
71  л.с. с литра

Обороты максимальной тяги (момента) двигателя

Вес автомобиля

Mercedes-Benz SL 300|История и галерея фото

Эта замечательная автомобильная история случилась 15 июня 1951 года. В тот знаменательный (не только для автоконцерна) день, совет директоров Mercedes-Benz решил, что Мерседес должен вернуться на спортивные мировые трассы.

Нужно сказать, что в начале пятидесятых годов двадцатого века автомобильный рынок Западной Европы переживал совсем не лучшие времена – хорошо продавались только недорогие массовые модели. Совсем иначе дело обстояло за океаном – в США автомобильный рынок был на подъеме. Срана из войны вышла с полным кошельком и американцы с большим удовольствием покупали автомобили не просто дорогие, а роскошные.

В Мерседесе отлично понимали, что выходить на рынок США нужно с автомобилем-шедевром, но такого шедевра в конструкторском портфеле инженеров Mercedes просто не было. Потому было принято решение завоевать рынок спортивных авто, а уже потом, возможно, приступить к разработке перспективной модели для рынка США.

К разработке спортивного болида приступила команда инженеров экспериментального отделения под руководством знаменитого гонщика и талантливого инженера Руди Уленхаута. И уже в 1951 году на свет божий появилась модель с заводским индексом W 194, которую скроили на агрегатах серийного седана Mercedes-Benz 300S.

Новый экспериментальный автомобиль впечатлял смелостью и неординарностью инженерных решений – тут, в первую очередь, лёгкий «авиационный» алюминиевый кузов на основе каркаса из тонких стальных труб, который обеспечивал автомобилю требуемую жесткость и прочность.

Для первых автомобильных гонок было создано несколько автомобилей, которые получили индекс 300 (это традиционное указание на объем двигателя) и дополнительное обозначение SL — Sehr Leicht (очень лёгкий). Из-за особенностей конструкции кузова у автомобиля получился высокий порог, что делало невозможным применение традиционной распашной схемы открывания дверей. Инженеры решили, что у спортивного автомобиля дверные петли можно прикрепить и к крыше – тут важно сохранить легкий кузов, а как у победителя трассы будут открываться двери – это не особенно важно. Они тогда и не подозревали, что эти необычные двери, которые в открытом виде будут напоминать взмах крыльев, дадут легендарному автомобилю и другое неофициальное имя — Gull wing (крыло чайки).

Тут возникла другая проблема – как разместить под длинным и низким капотом шестицилиндровый двигатель с его 175 лошадиными силами? Пришлось «наклонить» агрегат на 50 градусов влево. В итоге новый «300» весил всего 840 кг, что позволило разогнать автомобиль до 240 километров в час – в 1951 году это стало серьезной заявкой на победу в гонках.

В 1952 году (меньше чем через год с момента принятия решения о создания авто) Mercedes-Benz SL 300 просто порвал всех своих конкурентов на мировых спортивных трассах. Безусловный успех, который оказался только прологом к великому будущему Крыла Чайки.

В 1952 году на трассы вышел уже восьми цилиндровый Mercedes-Benz SL 300 (SLR) с 300 лошадями под капотом и максимальной скоростью почти в триста километров в час! Просто маленький симпатичный сверхскоростной монстр!

Однако, всё в этой истории могло закончиться только спортивными победами, если бы на совете директоров Мерседеса не появился представитель завода в Америке Макс Хоффман. Мы живем в такие времена, когда хорошей идее нужен отличный продавец. Именно Хоффман заверил руководство Мерседеса в том, что сможет продать в США не  менее 1 000 дорогих трехсотых купе. В тот день было принято решение приступить к разработке дорожной версии Mercedes-Benz SL 300.

Появление легенды Mercedes-Benz SL 300

Осенью 1953 года специалисты получили задание на проектирование, а 6 февраля 1954 года на мотор-шоу в Нью-Йорке публике представили серийный Mercedes-Benz SL 300, который шёл под заводским индексом W198.

У автомобиля сохранился спортивный каркас с высокими и широкими порогами, подъёмные двери, и ещё ряд решений, которые были реализованы в спортивной модели. Изменился дизайн кузова, появился хром в отделке, комфорт в салоне (появилась печка, были применены дорогие отделочные материалы), изменилась передняя панель.

Так как отведенное под багажник место съел огромный бензобак на 130 литров (красивый малыш съедал 25 литров на 100 километров пути) и запасное колесо, вещи пассажиров пристегивались на специальной полке за сиденьями. Для удобства водителя примени откидной руль (который прозвали рулем для пузатых).

Впрочем, у нового авто каждая деталь была продумана до мелочей и с эстетической, и с функциональной точек зрения.

Получился не просто дорогой спорткар, а автомобиль роскошный. Ведь именно роскошь и лоск ценила американская публика.

Часть алюминиевых панелей заменили на стальные, и автомобиль потяжелел до 1 130 кг. Нужно было сохранить спортивную динамику и инженеры нашли оригинальное решение – на серийный автомобиль установили экстремальную по уровню форсировки трехлитровую «шестёрку», добавили гоночную схему смазки с «сухим картером» и систему механического впрыска Bosch (бензин впрыскивался непосредственно в камеру сгорания).

Все эти новшества позволили увеличить отдачу двигателя на 40 л. с. В итоге серийная машина получила двигатель в 215 л.с. при 5 700 об/мин. Mercedes-Benz SL 300 стал первым в мире серийным автомобилем с двигателем оснащенным системой непосредственного впрыска топлива.

Максимальная скорость автомобиля достигала 260 км/ч, а свою сотню серийный Mercedes-Benz SL 300 выстреливал на 8 секунд! Напомню – это было в 1954 году! Самое время снять шляпу!

Публике предложили модель целиком из алюминия, но желающих было мало – всего 29 заказов. Был даже выпущен авто с фибергласовым кузовом.

С 1954 год по 1957 год было выпущено 1 400 «крыльев чайки» — до наших дней более-менее дожило не более 500 авто.

Как я уже говорил, первые автомобили появились на рынке в 1954 году и сразу превратился в красивую мечту многих. Он был не только самым быстрым – он был харизматичным. Американцы просто свихнулись — Mercedes-Benz SL 300 хотели все, но купить его могли буквально единицы. 7 500 послевоенных долларов! За такие деньги можно было купить три Jaguar XK120!

Однако, запланированные продажи шли очень успешно. Дальновидный Хоффман реализовал всё (и даже больше), что пообещал совету директоров. Львиная доля авто было продано в Южной Калифорнии, несколько сотен Mercedes-Benz SL 300 нашли своих хозяев на Ближнем Востоке, были какие-то продажи и в Европе.

Знаменитые художники, музыканты и особенно актеры – для них Mercedes-Benz SL 300 стал просто обязательным аксессуаром. Была такая машина у Элвиса Пресли (вскоре Элвис начал «капризничать» по той причине, что на авто стояла механическая коробка передач), у обворожительной Софи Лорен и гения кисти Пабло Пикассо, которые и в весьма почтенном возрасте любил погонять на 300.

Покупали «крылатых» и особы королевской крови, хотя эти господа свои приобретения не особо афишировали. Особенно в старой Европе.

Был и минус — SL 300 настоящий спортивный автомобиль в шикарном кузове, что требовало от водителя если не подготовки, то наличия мозгов. Машина была слишком спортивной и ошибок водителю, который решил её испробовать на все 100, не прощала.

Оставил Mercedes-Benz SL 300 свой красивый след и в нашей стране. Один экземпляр был куплен автомобильным НИИ для изучения. Это «экземпляр « засветился в фильме про шпионов «Мёртвый сезон», потом каким-то образов оказался у известного советского гонщика Геннадия Грушевского. Поговаривали, что однажды Грушевский на Mercedes-Benz SL 300 «ушёл» от патрульного вертолета ГАИ. Где сейчас этот «крылатый»?

15

Mercedes-Benz SL 300 стал красивым символом пятидесятых годов двадцатого века. И как старинный холст в картинной галерее он становится только дороже и изысканнее. Нужно сказать, что это не только один из лучших автомобилей компании Мерседес – это один из лучших спортивных авто, который был создан с начала эпохи автомобиля. Настоящий шедевр!