Мерседес зетрос – Zetros. Четыре на четыре | Журнал СпецТехника и Коммерческий Транспорт

  • 23.12.2020

Содержание

Mercedes-Benz Zetros

Александр Трохачёв, фото автора

Такого долгого промежутка между официальной премьерой и тест-драйвом у меня не было еще никогда: полтора года! Впервые я увидел «живьем» Mercedes-Benz Zetros в сентябре 2008 года во время его мирового дебюта на выставке IAA в Ганновере. А сесть за руль в реальной дорожной обстановке смог только в марте 2010-го. И если бы не кризис, не гонять бы мне на нем по заводскому полигону в окрестностях Вёрта, а тем более – не пугать мирных немцев на узких дорогах в районе Карлсруэ…

На гражданку!

Первоначально Zetros готовили для службы в армии. Не зря прототипы автомобиля под разным соусом подавали на специализированных выставках вооружений и техники двойного назначения по всей Европе. Специалисты акцентировали внимание на капотной компоновке, низком силуэте и способности грузовика вписываться в чрево транспортных самолетов и железнодорожные вагоны. Капотная компоновка увеличивает шансы экипажа на выживание при подрыве переднего моста на фугасе. Низкий силуэт облегчает маскировку и позволяет легче выехать из зоны обстрела противника. Кроме того, угловатые формы упрощают бронирование кабины. Однако ни у Бундесвера, ни у других армий НАТО денег на закупку Zetros не нашлось. И было бы странно рассчитывать исключительно на то, что грузовик «наденет погоны» и станет самым желанным в западных войсках: помимо Mercedes-Benz армейские машины выпускают DAF Trucks, Scania, MAN и иные производители. Другое дело, что капотник среди них только один.

Впрочем, всё в этом мире относительно. Если на пути следования заложен слишком мощный фугас, то он порвет грузовик не то что по частям – разнесет на молекулы. И никакой капот не спасет. К сожалению, такие примеры известны по опыту контртеррористической операции в Чечне. Да и броня бывает разной. Та, что для Zetros выполнила африканская фирма, спасает только от натовских пуль. Если же шмальнуть по бронекапсуле из «калаша» пулями калибра 7,62 мм со стальным упрочненным сердечником, экипажу, мягко говоря, не позавидуешь…

Из массовых закупок вездеходов для армейского применения известен пример Канады, которая приобрела автомобили повышенной проходимости для своего контингента в Афганистане. Единичные поставки погоды в общей картине не делают. Кризис вообще размыл первоначальные установки, и машину стали предлагать гражданским организациям. В канун 2010 года партию таких вездеходов приобрела Финляндия для обслуживания линий электропередачи. А вообще Zetros может буквально всё: быть строителем и спасателем, вахтовым автобусом и пожарной машиной, ремонтной «летучкой» и аварийным тягачом, инкассатором и передвижной лабораторией, автомобилем технического сопровождения и топливозаправщиком. Это надежное шасси для монтажа лестниц, буровых вышек, телескопических подъемников, кранов и коммунального оборудования. Вездеход может работать в сцепке с тяжелыми прицепами: до 30 т при схеме 4х4 и до 40 т в исполнении 6х6. При необходимости он легко заменит трактор, а в отдельных случаях по эффективности превзойдет даже вертолет. В общем, сфера его применения практически безгранична.

Обманщик

При первом взгляде на капотное чудо из Вёрта может показаться, что это исключительно эксклюзивный продукт с оригинальной начинкой. Но это не совсем так. Да, по объемам выпуска он должен быть сопоставим с машинами тяжелого класса Axor и Actros (чего пока не случилось), а в плане проходимости – стать в один ряд с моделью Unimog (а это состоялось). Однако разработанные с чистого листа детали не лучшим образом отразились бы на стоимости автомобиля. И поскольку Zetros – продукт крупносерийный, он получил уйму деталей и узлов, заимствованных от других моделей Mercedes-Benz.

Например, двери с электрическими стеклоподъемниками ему достались от Unimog U5000, панель приборов – от Axor, рама (правда, усиленная) – от строительной серии Actros Bau. Есть в конструкции и элементы от модели Atego. Но какими бы ни были компоненты грузовика, все они имеют маркировку «made by Mercedes-Benz», поскольку изготовлены на предприятиях Daimler: 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель – в Мангейме, 9-ступенчатая механическая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка – в Гагенау и т. д. Специалисты завода Daimler Trucks собирают Zetros в г. Вёрте, причем на одной линии с Unimog и Econic.

Обман видится и в том, что у Zetros неестественно маленькие «глазки». Казалось бы, такому монстру нужны не глаза – глазищи, да только в размере ли дело. Имеющиеся у него линзы прожекторного типа светят – отлично. А маленькие они из-за того, чтобы не подвергнуться риску повреждения камнями (кстати, для этого предусмотрена и дополнительная металлическая сетка с крупными ячейками). А фары глубоко посажены для того, чтобы не повредить их при соприкосновении с неровностями дороги и расчистке завалов – да-да, Zetros готов освобождать путь от подбитой или неисправной техники как в зоне боевых действий, так и при пожарах и на объектах ликвидации последствий техногенных катастроф.

Сбил меня с толку и бачок с реагентом AdBlue. Оказывается, Euro 5 – основное, но не единственное исполнение автомобиля. Предусмотрена и версия Euro 3, естественно, без всякой мочевины. Проще говоря, за пределами изнеженной Европы Zetros готов мириться с другими правилами игры. Но даже на машинах с двигателем высшего на сегодняшний день экологического стандарта можно перепрограммировать электронное управление, что позволит кратковременно использовать дизтопливо с высоким содержанием воды и серы.

Еще один обман я узрел в стальном обрамлении задних фонарей. Функции у него скорее декоративные, нежели прикладные. Видимо, эта «кольчуга» придумана для защиты от камней, но никак не от встречи с препятствием. При «штурме» горок и спуске с них на заводском полигоне трехосный грузовик несколько раз зацепил грунт, и этого хватило для того, чтобы металлический панцирь раздавил фонари, как тиски скорлупу ореха. Не будь этой «удавки», фонари отогнулись бы назад, но остались целыми. А так дополнительные расходы на ремонт обеспечены.

Вещь в себе

Сравнение с «Уралом», которое так любят проводить некоторые мои коллеги, для Zetros, на мой взгляд, неприемлемо. Во-первых, они в разных весовых категориях: «немец» раза в полтора тяжелее будет. Во-вторых, уровень комфорта у иностранца выше: это хотя и не легковой Mercedes, но и не «дубовая» машина для войны в чистом виде. В-третьих, ценовой диапазон у них тоже несопоставим: за один Zetros можно приобрести полдюжины «Уралов». Логичнее было бы сравнивать «арийца» с КрАЗом, но и этого я бы делать не стал: все-таки техника разная.

Различия видны даже в деталях. Например, садиться в кабину Zetros удобнее. На капоте и бамперах немецкой машины есть площадки с нанесенным покрытием против скольжения, а на российской и украинской их нет. Капот у «арийца» не металлический, а отлитый из армированной стекловолокном пластмассы с дополнительной термической обработкой. В крыше Zetros сделан внушительный люк, играющий роль запасного выхода при ДТП, затоплении или пожаре. У того же «Урала» люки играют роль приточной вентиляции, через которые взрослому человеку, да еще в одежде, вылезти невозможно.

Ахтунг! Партизанен!

Под капотом Zetros установлена рядная «шестерка» с потенциалом 326 «лошадей», которые только и ждут, чтобы их пришпорили. Но для начала нужно освоиться, поскольку интерьер кабины при беглой идентификации с Mercedes-Benz все равно незнакомый.

Первым делом удивляет рулевое колесо огромного диаметра. Оказывается, «троллейбусное» решение предусмотрено на случай отказа гидроусилителя. Да что там отказа: и при работающем ГУР крутить его непросто. И это не тот случай, когда изменять направление движения можно одной рукой. На высокой скорости по трассе то и дело приходится понемногу подруливать, а на бездорожье только и смотри, чтобы в яме «баранку» не вырвало из рук. Может, я утрирую, но именно такими были первые ощущения.

Переключение на механической коробке легкое, и особенно приятно, что начинать движение пустой грузовик позволяет не только со II, но и с III, и даже с IV передачи. Перед переходом на V нужно сделать кулисой движение вправо, иначе вы так и останетесь на понижающем ряду. Ход сцепления мне понравился – он вполне предсказуемый. Дозировать открытие дроссельной заслонки педалью газа тоже удобно, но отклик на подачу топлива не такой резвый, как у магистральных моделей. Проще говоря, при старте с места езду наперегонки с любой из дорожных версий вы точно проиграете. А происходить все это будет под аккомпанемент раздаточной коробки, которая во время движения по трассе «голосит» на любых скоростях.

Бесспорное достоинство машины – ее мощный вид. При подъезде к перекрестку другие участники движения смотрят на Zetros завороженно. Да что там говорить: когда я первый раз подъезжал к регулируемому перекрестку, вдруг выяснилось, что машину трудно остановить. Первое нажатие на педаль тормоза не произвело никакого эффекта. Второй раз я надавил сильнее, но «немец» лишь слегка замедлился. В то же время многотонная махина стремительно приближалась к светофору, на котором во всех рядах выстроились малолитражки. Тревожный взгляд в зеркало заднего вида водителя, стоявшего прямо по курсу VW Golf Cabrio, я не забуду никогда: он собирался рвануть через перекресток на красный, лишь бы не попасть под раздачу. В конце концов, «гольфист» был готов сам выпрыгнуть из машины. Но когда я приложил к педали усилия штангиста, Zetros начал эффективное замедление.

Другой неприятный сюрприз произошел, когда инструктор забыл подсказать, что надо повернуть налево. Дело было на маленьком скоростном шоссе с двухполосным движением. Я сказал «яволь!» (слушаюсь!) и, встав на тормоза, начал менять направление движения. Но не тут-то было! Даже сильно замедлившийся грузовик упорно не хотел поворачивать под углом 90°. Мы были близки к тому, чтобы не вписаться в «ход конем» и протаранить стоявший на газоне предупреждающий знак. Инструктор впился руками в кресло так, словно готовился к катапультированию. На лице беспечного водителя старенького Opel, выскочившего с примыкания, был неподдельный ужас…

Но к чести немецкой техники испытание экстремальной ситуацией она выдержала. Мы вписались в сложный поворот, не только не остановившись, но даже не выехав за пределы проезжей части. От сердца инструктора явно отлегло, и он одобрительно сказал: «Зер гут, Александр!» И тут же задал вопрос, где я так научился водить машину, на что я без задней мысли ответил: «В армии, ведь я подполковник запаса». Получилось, как в анекдоте про разведчика Исаева: «Мюллер спрашивает: «Штирлиц, а где вы получали права?» «В ДОСААФ СССР», – ответил тот и подумал: а не сболтнул ли я чего-нибудь лишнего? Всю дорогу до полигона инструктор больше не проронил ни слова, и я его понимаю…

Мускулы

Второй раз о службе в армии я заговорил с другим водителем-испытателем на внедорожной трассе. Ему понравилось мое сравнение Zetros с танком во фраке. Оказалось, он тоже бывший офицер, только бундесверовский и в чинах помладше. Тем не менее мы быстро сошлись во мнении, что военная жилка немецкого вездехода пошла ему на пользу: с такой потрясающей проходимостью ему уготован широкий спектр и география применения, включая Россию. А почему бы и нет?!

Конструкторы установили на Zetros усиленную раму от Actros Bau. Ее толщину увеличили до 9,5 мм, а толщину закрепленных болтовыми соединениями поперечин – до 8 мм, усилив изнутри сварными треугольными косынками. Крепление кабины сделали трехточечным, что оптимально с точки зрения нагрузок на изгиб и кручение. Две фронтальные точки держат кабину по бокам, а третья, тыльная, расположена по центру задней стенки и представляет собой два сближенных крепления.

Благодаря ведущим мостам с планетарными колесными редукторами новый Mercedes-Benz настоящий вездеход. У него неотключаемый полный привод, межосевые и межколесные блокировки дифференциала, двухступенчатая «раздатка» с передаточным числом понижающей (так называемой «ползучей») передачи 1,69 и передаточным отношением 1,403. Она повышает силу тяги на 70% и распределяет крутящий момент между ведущими передней и задними осями в пропорции 1:3,21. Дорожный просвет Zetros под передним мостом составляет 422 мм, под задним – 343 мм. В стандартном оснащении он преодолевает броды глубиной 80 и 110 см (в зависимости от размера колес). За дополнительную плату возможна и подготовка для проезда водных преград глубиной 120 см. Кстати, опций для «арийца» не так уж много: оборудованный доступ на крышу, верхний спойлер, электрическая лебедка, решетчатая защита фонарей и фар, централизованная система подкачки шин, ретардер и 6-ступенчатая полностью автоматическая коробка передач Allison.

Технические характеристики Mercedes-Benz Zetros
Параметры моделей 1833A (4×4) 2733A (6×6)
Снаряженная масса (без кузова), кг 8110 10 500
Допустимая полная масса, кг 18 000 27 000
Грузоподъемность (в зависимости от надстройки), кг 4000–6000 6500–10 000
Макс. нагрузка на переднюю ось: база/опция, кг 7500/ 9000 7500/ 9000
Макс. нагрузка на заднюю ось, кг 9000 9000
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • экологический стандарт: база/ опция
  • максимальная мощность, кВт/ л.с.
  • максимальный крутящий момент, Н.м
ОМ 926 LA, турбодизель, I-6
7201
Euro 5/ Euro 3
240/ 326
1300 при 1200–1600 мин-1
Тип/ диаметр сцепления, мм Однодисковое, сухое/ 395
Базовая коробка передач G 131-9, механическая, 9-ст.
Опциональная коробка передач Allison 3000 SP/PR, авт., 6-ст.
Двухступенчатая раздаточная коробка MB VG 1700-3W/1.6
Рулевое управление Реечное, MB LS8
Передняя и задняя подвески Рессорные
Тип ведущих мостов С планетарными редукторами
Передняя ось AL 7/52 DS-9
1-я задняя ось НL 7/52 DS-13
2-я задняя ось НL 7/52 DS-13
Тормозные механизмы спереди и сзади Барабанные
Мощность моторного тормоза, кВт/л.с. 185/252

Глобалист

В целом автомобиль получился убедительным. Его нацеленность на глобальный рынок подтверждается тем, что в этом году появится версия с правым рулем: немецкий «многостаночник» приглянулся транспортникам Великобритании. Наверняка будут и другие заказчики, а иначе для чего завод объявил, что в конце 2010 года на двигатель установят тандемный насос для гидравлики. Это расширит возможности вездехода по установке дополнительного оборудования, а значит, повысит его конкурентоспособность.

К перечисленным ранее сферам применения Zetros можно смело добавить десяток-другой возможных профессий немецкого вездехода. К нему присматриваются даже фанаты трак-триала, и единственное, что их пока останавливает, – шестизначные цифры на ценнике, который даже в кризис не станет доступнее.

Представлен обновленный Mercedes Zetros — Авторевю

Фото: фирма-производитель

Капотные грузовики Mercedes Zetros, предназначенные для эксплуатации в экстремальных условиях, на обычных дорогах почти не встречаются. С подобной машиной в еще военном исполнении мы знакомились в 2009 году. А уже в 2010-м Zetros вышел и на гражданские рынки. Предлагается он и в России — мы даже как-то испытывали его на Дмитровском полигоне, а в этом году снова водили в Германии в исполнении Евро-6. И вот недавно Zetros пережил обновление.

Отличить модернизированный Zetros от предшественника непросто. Все внешние изменения сведены к иной форме передней решетки радиатора, которая получила более крупные отверстия для лучшего охлаждения двигателя.

И это неспроста, ведь под капотом мерседесовского «крокодила», полная масса трехосной версии которого достигает 40 тонн, теперь поселился более мощный, 510-сильный двигатель, развивающий 2400 Нм крутящего момента. В зависимости от рынка, на котором он предлагается, он может отвечать экологическим нормам Евро-3, Евро-5 или Евро-6.Также изменения коснулись и кабины. Она получила обновленную переднюю панель, а доступ внутрь стал проще благодаря новой форме ступенек.

Продажи обновленного Цетроса стартуют в начале следующего года, но будет ли он по-прежнему представлен в нашей стране — пока вопрос открытый.

Mercedes-Benz Zetros 2733A (6х6) 48

Очень большой джип

Даниил Минаев, фото автора

Производитель: DAIMLER AG
Модель: Mercedes-Benz Zetros 2733A (6х6) 48
Начало продаж: 2010 г.

Парадокс. Серийный и официально поставляемый на наш рынок автомобиль на практике оказался настолько «редкой птицей», что раздобыть его на тест оказалось делом нескольких месяцев. После долгих переговоров и томительного ожидания в моём распоряжении оказалось трёхосное шасси, только что прибывшее в Россию для дальнейшего монтажа надстройки под конкретного клиента. В итоге у меня есть один день и «голый» трёхосный Mercedes-Benz Zetros.

Большой «капотник», но не «Америка»

С первых минут знакомства с машиной, когда ещё только ходишь вокруг неё, присматриваешься, подстраиваешь под себя сиденье и руль, становится ясно, что никакие параллели или намёки на американские «капотники» или российские «Уралы», украинские КрАЗы и даже чешские «Татры» здесь неуместны. Это совсем другой автомобиль. А сравнение напрашивается разве что с «Унимогом», будто его «раздули» до каких-то невероятных размеров. В подтверждение своих доводов я обнаружил, что двери кабины точно от Unimog U5000. Знакомое и довольно типовое конструкторское решение, широко используемое в грузовом автомобилестроении. Вспомните, например, кабину ЗИЛ-5301, который больше известен как «Бычок», и кабину ЗИЛ-4331. И что интересно: на рубеже 1980-х – 1990-х на АМО ЗИЛ строили опытные образцы армейских полноприводных автомобилей на обновлённом шасси с использованием «4331-й» кабины. Но это было давно…

Война войной, а комфорт никто не отменял

То, что передо мной серьёзный грузовой внедорожник, к тому же готовый в любой момент одеть военную форму, – сомнений нет, но это не помешало мне удобно устроиться на «пневмоподвешенном» сиденье, отрегулировать по вылету и углу наклона рулевую колонку. А чтобы не было жарко, я включил кондиционер.

Ощущения статичного комфорта – это одно, вдвойне приятно, если их дополняют удобные и чуткие органы управления в движении. Вот здесь и появляются первые замечания. Когда я привыкаю к новому, ранее не знакомому авто, я всё делаю очень плавно, чуть касаясь, чуть надавливая, плавно воздействую на педали, рычаги, рулевое колесо. А здесь так нельзя! Педаль тормоза тугая и не информативная, хотя замедления (когда всё же её сильно надавить) более чем достаточно, да и сохранение траектории хорошее. Руль мне напомнил старые добрые советские автобусы – большого диаметра, да и начинать вращать его надо задолго до поворота. Постойте, я, кажется, забыл, что управляю трёхосным полноприводным грузовым автомобилем, снаряжённая масса которого около 11 т, просто меня расслабила удобная кабина…

Выбор передачи, моторный тормоз и жёсткая связь

Полной противоположностью чисто «внедорожным грузовым» тормозам и рулевому управлению оказалась коробка передач. Всего здесь 9 ходовых ступеней на двух рядах, не считая внедорожных блокировок, вариантов перераспределения крутящего момента, подключения вала отбора мощности. Первые четыре передачи включаются «по-легковому», затем переводом рычага вправо включается повышенный ряд. Имеется и сверхнизкая передача переднего хода, позволяющая двигаться со скоростью пешехода (обозначена на рычаге КП символом «С»). Тронуться с места на порожнем автомобиле можно запросто и без ущерба для сцепления с IV передачи. Рычаг КП механически не связан с коробкой, поэтому усилия на нём минимальны, чёткость включения на высоте, а главное – умная электроника не позволит порвать трансмиссию при ошибочном включении слишком низкой передачи во время движения. Интересно, что на алгоритм переключения передач задействован моторный тормоз. Шкала тахометра у Zetros размечена по традиции зелёным цветом в зоне оптимальных оборотов, затем идёт жёлтая зона, после неё жёлто-красная и красная зона недопустимых оборотов. Так вот жёлто-красная зона индицирует обороты максимальной эффективности моторного замедлителя.

На практике это выглядит так. Перед спуском с горки переключаю на одну, а то и две передачи вниз, «вгоняю» двигатель в зону жёлто-красных оборотов и, одновременно убрав ногу с педали акселератора, правым подрулевым переключателем задействую моторный тормоз. Грузовик плавно идёт вниз, не разгоняясь, не грея колодки и не расходуя топливо. Великолепно! И все эти телодвижения не сопровождались толчками и ударами трансмиссии. Но, когда наступает момент перед подъёмом добавить «газку», чтобы не «подсадить» машину ближе к вершине, тут держи ухо востро! Резкая, неумелая работа правой педалью сразу заявит о себе сильнейшей раскачкой и тряской, хотя отчасти виновен в этом недогруженный задок: шасси есть шасси… Тут надо приспособиться к частоте колебаний силового агрегата и дросселировать ему «в унисон». Впрочем, хватит разъезжать по дорогам – это не магистральный тягач.

Как мы по полю бродили

Повезло мне с погодой в тот день или нет, я до сих пор так и не решил. С одной стороны, ясный солнечный день создал отличные условия для фотосъёмки, а с другой – длительная сухая погода практически не оставила мне шансов найти раскисший от дождя просёлок. А в-третьих, Zetros вернулся в тот день на стоянку целым и невредимым, без признаков тракторной чалки в буксирных проушинах, что тоже немаловажно.

По рекомендации немцев, перед съездом на бездорожье стравливаю воздух из пневмоподвески водительского кресла нажатием клавиши и поворачиваю с местной асфальтированной дороги сначала на уплотнённый «грейдер», который через несколько километров преобразуется в грунтовку, а затем по краешку поля направляюсь в сторону лесной опушки. Если по полю иногда и ездили тракторы, то здесь уже точно «нога» никакого автомобиля пока не ступала, но грунт достаточно твёрдый; и немецкий внедорожник пока совершенно равнодушен к происходящему, едет себе и едет, периодически подминая бурьян и мелкие кустики, даже не просит переключиться ниже IV передачи.

Стоп, а вот здесь уже поинтереснее будет. Недавно велись работы по установке столбов, с помощью которых будет электрифицирован пока ещё несуществующий объект. Зато распахали на славу, а ещё «на закуску» небольшая болотистая низинка на краю леса. Теперь самое время разобраться, как манипулировать трансмиссией с помощью двух изящных «рукояток-крутилок», что на консоли по правую руку водителя. Левая ручка отвечает за блокировки, правая ведает управлением раздаточной коробкой.

Как мне посоветовал шеф-тренер из «МБ ТРАК ВОСТОК», при выезде на бездорожье лучше заблаговременно при полной остановке выбрать левое положение рукоятки управления раздаткой, где на пиктограмме нарисован автомобиль на горке. Оно соответствует распределению крутящего момента по 50% между передним и задними мостами. Положение, соответствующее пиктограмме движения по равнине, распределяет крутящий момент в соотношении 70% на задние (как наиболее загруженные оси) и 30% на передок. Это больше подходит при движении по дорогам. А у меня вообще «голое» шасси, и задние оси недогружены, тем более выбираю «50х50»! И преспокойненько выезжаю на приглянувшуюся мне полянку, «отгороженную» небольшим болотцем.

Даже скучно стало. Не ждите громких сенсаций, ведь это не испытательный полигон бундесвера, и на помощь никто не придёт, даже мобильная связь, чёрт возьми, куда-то подевалась. Надо быть осторожнее. Ну всё, перееду через вон ту неглубокую (на глаз сантиметров 80) канавку с илистым дном – и домой, ведь за машину я головой отвечаю. А канавка оказалась вредной. С молодецким «ух» я плавно сполз в неё левым передним колесом, аккуратно вывесив, сам того не желая, по классической диагональной схеме задние правые колёса, и совсем немножко одно заднее левое.

Пора «блокироваться» по кругу. Но что тогда будет с радиусом поворота, ведь этому немаленькому автомобилю всё-таки нужно место для манёвра, а у меня его, честно говоря, маловато – впереди густая поросль. Главное – тронуться с места, а там разберусь. Теперь точно пригодится передача, обозначенная буквой «С».

Тронулся. Выехал. Через два метра «пути» опять остановился, но уже на более-менее ровном и твёрдом грунте, зафиксировал автомобиль стояночным тормозом, чтобы отключить блокировки, и поехал восвояси.

Специальный перевозчик

Возможности этого грузовика открывают широкие горизонты для его применения. Да, это не просто перевозчик грузов, в первую очередь это носитель спецоборудования, да там где не то что автомобилей нет, а и человек иногда оказывается впервые. Для таких условий эксплуатации Zetros и был создан. И конечно же для армии. Он может быть фургоном, вахтовкой, самосвалом, автокраном, буровой установкой, автоцистерной, аэродромным заправщиком и… кем угодно, где надо быть его хозяину вне зависимости от наличия дороги. В Европе его покупают спасатели, геодезисты, коммунальщики и пожарные. В нашей стране он, бесспорно, прижился бы на всех этих должностях, не будь он так дорог. Zetros в России могут себе позволить компании, добывающие нефть, полезные ископаемые и ведущие геологоразведку, но тоже далеко не все. Иногда его заказывают для… охоты или рыбалки люди, мягко говоря, не слишком ограниченные в средствах, и называют «джипом, только очень большим».

Техническая характеристика Mercedes-Benz Zetros 2733A (6х6) 48
Полная масса, кг 27 000
Снаряжённая масса, кг 10 500
Грузоподъёмность, кг 16 500
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
OM 926 LA – рядный шестицилиндровый, турбодизель, I-6, Euro 5
7200
326
1300 при 1200 – 1600 мин-1
Коробка передач Механическая, 9-ст.
Максимальная скорость, км/ч 90
Тормозные механизмы Пневматические, барабанные на всех осях
Вместимость топливного бака, л 300
Расход топлива, л/100 км 28–45

Когда ключ висит на гвозде в дежурке

Число жертв техногенных катастроф, авиапроисшествий, пожаров и наводнений, терактов было бы меньше, будь этот мужественный «Мерседес» в гаражах наших спасателей и пожарных. В автопарках этих служб традиционно в основной массе эксплуатируется отечественная техника. Не время и не место перечислять достоинства и недостатки российских автомобилей, но все автомобильные специалисты точно знают одно «но». Будь то ЗИЛ или КАМАЗ, он всегда жив и здоров в руках умелого и неленивого водителя, а когда «дежурная», «оперативная» или «аварийка» ждёт выезда месяцами у забора, а ключи весят на гвозде в диспетчерской, это скорее «основные фонды предприятия», нежели боевая единица. В отличие от «Зетроса»…

Взобраться на капот может даже мальчишка, этому способствуют специальные элементы конструкции: лесенки, поручни, рукоятки, специально усиленные площадки для удобства доступа и обслуживания всех точек машины

Производственный плагиат

Ещё одним препятствием, ставящим под сомнение покупку Mercedes-Benz Zetros, является его специфичность, и, как следствие, вероятные проблемы со снабжением запасными частями. А здесь как раз всё совсем не так! Унификация с другими моделями грузовых автомобилей Mercedes-Benz составляет ни много ни мало – 70%! Двигатель – рядная «шестёрка» – ОМ 926 уже давно не новинка, причём как стандарта Euro 3, так и Euro 5; рама позаимствована у строительного Actros Bau, но усилена, приборная доска практически как у Axor, рулевое управление MB LS 8 – это только то, что я сумел разглядеть. Ну а сломать ведущие мосты с планетарными колёсными редукторами? Я не знаю, что для этого надо сделать с машиной…

Mercedes-Benz Zetros — Википедия

Mercedes-Benz Zetros — полноприводной грузовик[1] от немецкой компании Mercedes-Benz, предназначенный для работы в условиях экстремального бездорожья. Впервые был представлен на Eurosatory (выставка оборонной промышленности) в 2008 году в Париже[2]. Новый Zetros стал продолжением автомобилей для экстремального бездорожья, известных под именем Unimog. Модель отличается капотной компоновкой, что облегчает ремонт и обеспечивает лучшую развесовку. В военных условиях эта компоновка позволяет одному водителю производить ремонт двигателя автомобиля, а второму вести оборонительные действия из кабины и обеспечивать быстрый уход из-под возможного обстрела (нет необходимости опускать кабину). Производство было налажено на заводе в городе Вёрт-ам-Райн, Германия[3].

Области применения: энергетический сектор и нефтедобыча, борьба с лесными пожарами, строительство (например, бетономешалки и бетононасосы), перевозка грузов и пассажиров в экстремальных условиях, спасательные работы при катастрофах, эвакуатор, краны, люльки, мобильный генератор, самосвал, заправщик, перевозка опасных грузов, бурильные установки.

История

Автомобиль на выставке 2011 года

Грузовик Zetros был разработан компанией Mercedes-Benz, дочерним предприятием концерна Daimler AG, для использования в районах, где необходима высокая проходимость, маневренность и способность к преодолению дорожных условий любой сложности. Он заменил предыдущий проект под названием Mercedes-Benz S2000, дебютировавшего в 2002 году и собиравшегося на заводах в Венгрии. Первые презентации нового автомобиля состоялись на Парижской военной выставке Eurosatory и международном автосалоне в 2008 году. При проектировании новой модели среди основных требований значилась возможность уместиться в Lockheed C-130 Hercules и стандартный немецкий железнодорожный вагон[4]. Полноприводный автомобиль с тремя дифференциалами, двухступенчатой раздаточной коробкой и специальными внедорожными шинами способен преодолевать 80% подъёмы и броды глубиной до 119 сантиметров, а его 7,2-литровый дизельный силовой агрегат развивает мощность в 326 л.с. и 1300 Н·м крутящего момента. Двигатель работает в паре с 6-ступенчатой механикой. Капотная компоновка автомобиля позволила уменьшить высоту, что сделало Zetros более универсальным и маневренным. Размещение двигателя перед передней осью обеспечило оптимальное распределение массы по осям, а лёгкий доступ к двигателю делает обслуживание менее трудоёмким и затратным. Отличие от модели Unimog заключается в следующем (при полной нагрузке): у Unimog передний угол проходимости составляет 44 градуса, а у Zetros – 34 градуса. Максимальный задний угол проходимости у Unimog от 44 до 47 градусов, а у Zetros – около 30 градусов у двухосной модели и целых 35 градусов у трехосного Zetros.

В сентябре 2008 года автомобиль посетил Франкфуртский автосалон. С 2009 года в качестве замены механической коробке переключения передач стала доступна автоматическая трансмиссия. В это же время концерн Daimler AG представил гражданскую версию грузовика.

В 2015 году модельный ряд пополнился версией Zetros 2743, которая способна перевозить грузы суммарной массой более 27 тонн. Летом этого же года автомобиль вместе с Unimog одержали три победы на ралли в Польше в категориях «Small Truck Extreme», «Big Truck Extreme» и «Small Truck Cross Country»[5].

Описание

Модельный ряд

Zetros 1833A (4 × 4)

Данная модификация оснащена двумя осями с колёсной базой в 4800 мм и допустимой полной массой 16,5-18 тонн. Грузоподъёмность составляет 9900 кг. Радиус разворота равен 10,3 метра. Топливный бак вмещает 300 литров топлива.

Zetros 2733A (6 × 6)

Данная модификация оснащена тремя осями с колёсной базой в 4750 мм + 1450 мм и допустимой полной массой брутто 25-27 тонн. Грузоподъёмность составляет 16 500 кг. Радиус разворота равен 11,4 метра. Топливный бак вмещает 300 литров топлива.

Zetros 2743 (6 × 6)

Данная модификация оснащена тремя осями с колёсной базой в 5050 мм + 1450 мм и допустимой полной массой свыше 27 тонн.

Экстерьер

На грузовик установлена цельнометаллическая 2-дверная, 3-х местная кабина. На вершине кабины установлены 4 вспомогательных прожектора и спаренное воздухонаправляющее устройство. Радиаторная решётка оснащена четырьмя мигалками красного и синего цветов. В задней части расположены хранилище для двух запасных колес и специальная подъёмная система, которая позволяет доставлять без усилий груз на крышу. В одной из моделей там же располагается отсек для хранения дополнительного транспортного средства-вездехода.

Интерьер

С учётом специфики применения транспортного средства компания предусмотрела многие аспекты при производстве модели Zetros. Так, автомобиль оснащён комфортабельной спальной зоной для водителя с мягкой мебелью, специализированной системой кондиционирования воздуха, модернизированной аудиосистемой, возможностью интеграции с Bluetooth, 7-дюймовым сенсорным экраном и ванной комнатой (с подогреваемыми мраморными полами в комплектации «мобильный дом»). В спальной комнате находится регулируемый стол, который при опускании на уровень пола позволяет освободить место для выдвижной кровати. Там же находятся микроволновая печь, гриль, холодильник / морозильник, бар, кофеварка и кран с горячей и холодной водой, а также система для очистки воды. В стандартное оснащение входит мобильная газовая плита.

В модификации Mobile Home основная спальня в задней части кузова отделена стеной, в которой расположились два интегрированных 40- и 46-дюймовых телевизора с плоским экраном. При использовании модели в качестве охотничьего автомобиля в него устанавливается сейф для хранения ценных вещей, а также специальная система, которая гарантирует безопасную транспортировку и хранение огнестрельного оружия.

В зависимости от комплектации и сферы применения Zetros может быть оснащён спутниковым телевидением, DVD/CD-плеером, MP3-плеером, системой объёмного звучания Bose, компьютером Mac mini, а также собственной Wi-Fi точкой. Все системы Zetros управляются и контролируются с помощью командного центра, а также дизель-генератора с водяным охлаждением, обеспечивающего независимость от сети даже в том случае, когда солнечной энергии недостаточно. Все батареи, которые делают это возможным, заряжаются при помощи автоматического зарядного устройства, которое соединено с генератором и солнечными панелями.

Оснащение

В стандартное оснащение грузовика входят галогенные фары, блокировка дифференциалов передней и задней осей, антиблокировочная система (ABS), блок подготовки воздуха с подогревом, барабанные тормоза на передней и задней осях, стабилизатор передней оси, задняя стенка кабины без окна, рамповое зеркало со стороны пассажира, обогреваемые зеркала с широким углом обзора, тонированное ветровое стекло, коробка передач G 131–9/14,57–1,0, раздаточная коробка VG 1700 — 3W, комбинация приборов с графическим дисплеем, система бортового контроля Telligent, защитные решётки фар, круиз-контроль TEMPOMAT и другие решения.

Рулевой механизм разработан концерном ZF Friedrichshafen AG; в автомобиле установлена регулируемая рулевая колонка. Дизельный двигатель в конфигурации R6 соответствует нормам выбросов Евро 5 и использует систему BlueTec. Для трансмиссии предусмотрена система охлаждения.

В дополнительное оборудование, доступное на заказ, входят кондиционер в кабине, иммобилайзер с транспондером, электростеклоподъёмники дверей кабины, аккумуляторы 2×12В / 220 Ач, система разблокировки тормозов при повреждении, генератор пыленепроницаемый, сиденья пассажира и водителя с пневмоподвеской, дополнительная теплоизоляция кабины и прочие решения.

Двигатели

На автомобиль устанавливается рядный шестицилиндровый 7,2л турбодизельный двигатель OM926 LA. Лёгкий и компактный дизель развивает мощность в 240 кВт (около 326 л.с.) и имеет крутящий момент равный 1300 Н·м при 1200-1600 об/мин[6].

В 2015 году появилась версия «2743A» с дизельным силовым агрегатом Mercedes-Benz OM457 LA с рабочим объёмом в 11,97 литра, мощностью 428 л.с. и крутящим моментом 2100 Н·м. Двигатель соответствует нормам выбросов Евро-3 для неевропейских рынков и работает в паре с 16-ступенчатой механической коробкой передач типа «G240-16».

Шасси

Подвеска

Подвеска автомобиля закреплена к крепкой раме шасси. На грузовик установлена оптимизированная система пружинных амортизаторов. Раздаточная коробка грузовика — постоянного полного привода VG 1700. Постоянный полный привод ведущих мостов с планетарными колесными редукторами предусматривает передачу крутящего момента к колесам переднего и заднего (или двух задних) мостов. Соотношение передачи крутящего момента 1:3,21. Благодаря конструкции шасси автомобиль способен преодолевать брод до 1200 мм. Диагональное осевое кручение до 500 мм

Тормозная система

В отличии от Unimog, где установлены пневматико-гидравлические тормоза с жёсткозакреплённым суппортом, Zetros использует традиционные барабанные тормоза. В первую очередь это связано с тем, что они требуют минимального обслуживания за счёт простоты и распространённости данной технологии (в сравнении со сложной системой Unimog). Кроме того, в отличие от дисковых тормозов с плавающим суппортом, барабанные тормоза в значительной степени устойчивы к замерзанию. Их также меньше затрагивает езда по обильной грязи и воде.

Трансмиссия

На Mercedes-Benz Zetros могут быть установлены следующие разновидности трансмиссий: девятиступенчатая G131-9 или автоматическая шестиступенчатая Allison 3000 SP/PR.

Колёса и шины

Колёсная формула моделей Zetros 2733A и Zetros 2743 — 6 × 6, Zetros 1833A — 4 × 4. Колёса имеются как для бескамерных, так и для шин камерного типа. На все автомобили в стандартной комплектации устанавливаются одинарные шины размера 14.00 R20, которые благодаря своему большему диаметру увеличивают дорожный просвет грузовика ещё примерно на 75 мм. На заказ доступны шины размером 395/85 R20. Концерн также предлагает 22,5-дюймовые колёса в случае если требуются двойные шины.

Применение

Гражданские структуры

Пожарная машина на базе Zetros

Как и модель Unimog, Mercedes-Benz Zetros является универсальным транспортным средством. В гражданском секторе оно применяется в качестве грузовиков в строительстве, лесоводстве, сельскохозяйственной промышленности и иных областях. Кроме того, автомобиль применяется в сфере гражданской обороны пожарными и иными службами, например немецким федеральным агентством Technisches Hilfswerk[7].

В декабре 2009 году компания поставила автомобили Zetros 2733 6 × 6 финской энергетической компании Eltel[8].

Военные структуры

Zetros в армии Германии
Алжир Алжир
Около 2000 автомобилей запланировано выпустить крупнейшей алжирской компанией Sonacome (SNVI) для министерства обороны Алжира[9].
Болгария Болгария
Сухопутные войска Болгарии заказали автомобили Zetros в 2009 году для транспортировки персонала и расходных материалов[10]. По состоянию на 2012 год в их ведомстве находилось 335 транспортных средств и ещё 30 ожидалось[11].
Германия Германия
Сухопутные войска Германии заказали в общей сложности 110 бронированных версий Mercedes-Benz Zetros, 72 из которых должны служить в качестве логистических единиц[12][13]
Мексика Мексика
Вооружённые силы Мексики и Военно-воздушные силы Мексики планируют закупить 137 автомобилей с колёсной формулой 6 × 6 в три этапа, первый из которых включает 46 автомобилей на 2017 год.
Чили Чили
В конце лета 2016 года вооружённые силы Чили заключили контракт с Mercedes-Benz на поставку 330 грузовых автомобилей Zetros 2733 6 × 6 и Unimog U4000 4 × 4[14].

Примечания

Литература

Ссылки

Mercedes Benz Zetros — история и технические характеристики

Полноприводный грузовик повышенной проходимости Mercedes Benz Zetros был специально разработан для работы в условиях тяжелого бездорожья. Первое поколение автомобилей встало на конвейер в 2008 году и стало логическим продолжением универсальных грузовиков модельного ряда Unimog.

Автомобиль выполнен по капотной схеме. Считается, что такая компоновка наилучшим образом способствует идеальной развесовке и облегчает процесс ремонта. В условиях боевых действий капотная конструкция позволяет водителю в одиночку ремонтировать двигатель, а при необходимости — отстреливаться из кабины или быстро менять позицию.

Mercedes Zetros может оснащаться широким спектром надстроек и различного спецоборудования и быть грузовиком, самосвалом, заправщиком, вахтовым автобусом, спасателем, бетономешалкой, эвакуатором, краном, бурильной установкой и т.д.

История модели

Впервые модели Цетроса увидели свет в 2008 году. Главными козырями новых грузовиков были: высокая маневренность, проходимость и способность преодолевать бездорожье самой высокой сложности. Габаритные размеры позволяли машинам без проблем помещаться в военно-транспортный самолет Hercules или немецкий железнодорожный вагон.

Автомобили оснащались полноприводной трансмиссией с 3 блокируемыми дифференциалами, демультипликатором, внедорожными шинами. Благодаря этому им стало по силам преодоление подъемов до 80% и бродов до 1,19 м.

С 2015 года наладился выпуск Зетроса версии 2 743, отличающейся повышенной грузоподъемностью до 27 т.

Техническое описание

Модельный ряд Мерседес состоит из 3 моделей:

  1. 1833A имеет колесную формулу 4х4, базу 4 800 мм, грузоподъемность 9 900 кг, и полную массу 16,5-18 т. Минимальный диаметр разворота 10,3 м, топливный бак 300 л. 1833A
  2. 2733A с колесной формулой 6х6, базой 4 750+1 450 мм и грузоподъемностью 16 500 кг. Полная масса 25-27 т, диаметр разворота — 11,4 м. 1833A
  3. 2743 с колесной формулой 6х6, длиной колесной базы 5 050+1 450 мм и полной массой выше 27 т. 1833A

Кабина однорядная, 3-местная. На крыше дополнительно установлены 4 фары и двойной воздухозаборник. Решетка радиатора имеет 4 мигалки красного и синего цвета. Сзади установлен бокс на 2 запасных колеса и система подъема груза на крышу. По заказу возможна установка дополнительного отсека для транспортировки еще одного вездехода.

1833A

За сиденьями водителя и пассажиров расположен жилой модуль Camper со спальным местом, мягкой мебелью, кондиционером, аудиосистемой и 7-дюймовым сенсорным дисплеем. В комплектации «Мобильный дом» жилой отсек оснащается ванной комнатой, регулируемым столом, дополнительной выдвижной кроватью, микроволновкой, холодильником, баром, кофеваркой, системой горячего и холодного водоснабжения и системой очистки воды, компактной газовой плитой.

1833A

Кемпер в модификации «Мобильный дом» оснащается двумя плоскими телевизорами с диагоналями 40 и 46 дюймов, сейфом для ценных вещей, отсеком для безопасного хранения оружия.

Список дополнительной комплектации включает в себя:

  • спутниковое телевидение;
  • аудиосистему Bose c DVD/Mp3-проигрывателем и объемным звуком;
  • компьютер Mac Mini с собственной Wi-Fi точкой.

Все перечисленное оборудование имеет централизованное управление с единого пульта. Электроснабжение обеспечивается солнечными батареями и автономным дизель-генератором с жидкостным охлаждением.

В стандартную комплектацию автомобиля входит:

  1. Фары галогенного типа с защитными решетками.
  2. Блокируемые межколесные дифференциалы на всех осях.
  3. АБС.
  4. Подогреватель поступающего в двигатель воздуха.
  5. Барабанные тормозные механизмы на всех колесах.
  6. Стабилизатор поперечной устойчивости на передних колесах.
  7. Широкоугольные наружные зеркала заднего вида с обогревом. Правое зеркало с дополнительной рамповой секцией.
  8. Тонирование лобового стекла.
  9. Панель приборов с дисплеем.
  10. Круиз-контроль.
  11. Регулируемая рулевая колонка.
  12. Система охлаждения трансмиссии.

В списке дополнительного оборудования находятся:

  1. Отдельный кондиционер для кабины.
  2. Иммобилайзер с транспондером.
  3. Электростеклоподъемники.
  4. Два аккумулятора емкостью 220 Ач.
  5. Система аварийной разблокировки тормозов.
  6. Защищенный электрогенератор.
  7. Дополнительное утепление кабины.
  8. Пневматическая подвеска сидений водителя и пассажиров.

Двигатели и шасси

Для версий 1833А и 2733А предусмотрен рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом. Рабочий объем 7 200 см². Макс. мощность 326 л. с., крутящий момент 1300 Нм. Экологический класс Евро 5 с применением технологии BlueTec.

Для версии 2743А и неевропейских рынков предназначается дизель объемом 11 970 см³ с мощностью 428 л. с. и крутящим моментом 2100 Нм. Он агрегатируется с механической 16-ступенчатой коробкой передач и имеет экологический класс Евро-3.

1833A

Стандартная коробка передач — механическая, 9-ступенчатая. В качестве альтернативы может быть установлена автоматическая 6-ступенчатая КПП.

Тормозная система пневмогидравлическая. Конструкторы сознательно оснастили все колеса барабанными тормозами, так как они наиболее просты в обслуживании, широко распространены по всему миру, устойчивы к морозам, движению по глубокой грязи и в воде.

Mercedes-Benz Zetros — Википедия. Что такое Mercedes-Benz Zetros

Mercedes-Benz Zetros

Mercedes-Benz Zetros

Общие данные

Годы пр-ва 2008 — настоящее время

Характеристики

Массово-габаритные

Длина 7783 мм (1833A)
8930 мм (2733A)

На рынке

Предшественник

Infobox-jv-flechesg.pngПредшественник
 

Другое

Объём бака 300 л

Mercedes-Benz Zetros — полноприводной грузовик[1] от немецкой компании Mercedes-Benz, предназначенный для работы в условиях экстремального бездорожья. Впервые был представлен на Eurosatory (выставка оборонной промышленности) в 2008 году в Париже[2]. Новый Zetros стал продолжением автомобилей для экстремального бездорожья, известных под именем Unimog. Модель отличается капотной компоновкой, что облегчает ремонт и обеспечивает лучшую развесовку. В военных условиях эта компоновка позволяет одному водителю производить ремонт двигателя автомобиля, а второму вести оборонительные действия из кабины и обеспечивать быстрый уход из-под возможного обстрела (нет необходимости опускать кабину). Производство было налажено на заводе в городе Вёрт-ам-Райн, Германия[3].

Области применения: энергетический сектор и нефтедобыча, борьба с лесными пожарами, строительство (например, бетономешалки и бетононасосы), перевозка грузов и пассажиров в экстремальных условиях, спасательные работы при катастрофах, эвакуатор, краны, люльки, мобильный генератор, самосвал, заправщик, перевозка опасных грузов, бурильные установки.

История

Infobox-jv-flechesg.png Автомобиль на выставке 2011 года

Грузовик Zetros был разработан компанией Mercedes-Benz, дочерним предприятием концерна Daimler AG, для использования в районах, где необходима высокая проходимость, маневренность и способность к преодолению дорожных условий любой сложности. Он заменил предыдущий проект под названием Mercedes-Benz S2000, дебютировавшего в 2002 году и собиравшегося на заводах в Венгрии. Первые презентации нового автомобиля состоялись на Парижской военной выставке Eurosatory и международном автосалоне в 2008 году. При проектировании новой модели среди основных требований значилась возможность уместиться в Lockheed C-130 Hercules и стандартный немецкий железнодорожный вагон[4]. Полноприводный автомобиль с тремя дифференциалами, двухступенчатой раздаточной коробкой и специальными внедорожными шинами способен преодолевать 80% подъёмы и броды глубиной до 119 сантиметров, а его 7,2-литровый дизельный силовой агрегат развивает мощность в 326 л.с. и 1300 Н·м крутящего момента. Двигатель работает в паре с 6-ступенчатой механикой. Капотная компоновка автомобиля позволила уменьшить высоту, что сделало Zetros более универсальным и маневренным. Размещение двигателя перед передней осью обеспечило оптимальное распределение массы по осям, а лёгкий доступ к двигателю делает обслуживание менее трудоёмким и затратным. Отличие от модели Unimog заключается в следующем (при полной нагрузке): у Unimog передний угол проходимости составляет 44 градуса, а у Zetros – 34 градуса. Максимальный задний угол проходимости у Unimog от 44 до 47 градусов, а у Zetros – около 30 градусов у двухосной модели и целых 35 градусов у трехосного Zetros.

В сентябре 2008 года автомобиль посетил Франкфуртский автосалон. С 2009 года в качестве замены механической коробке переключения передач стала доступна автоматическая трансмиссия. В это же время концерн Daimler AG представил гражданскую версию грузовика.

В 2015 году модельный ряд пополнился версией Zetros 2743, которая способна перевозить грузы суммарной массой более 27 тонн. Летом этого же года автомобиль вместе с Unimog одержали три победы на ралли в Польше в категориях «Small Truck Extreme», «Big Truck Extreme» и «Small Truck Cross Country»[5].

Описание

Модельный ряд

Zetros 1833A (4 × 4)

Данная модификация оснащена двумя осями с колёсной базой в 4800 мм и допустимой полной массой 16,5-18 тонн. Грузоподъёмность составляет 9900 кг. Радиус разворота равен 10,3 метра. Топливный бак вмещает 300 литров топлива.

Zetros 2733A (6 × 6)

Данная модификация оснащена тремя осями с колёсной базой в 4750 мм + 1450 мм и допустимой полной массой брутто 25-27 тонн. Грузоподъёмность составляет 16 500 кг. Радиус разворота равен 11,4 метра. Топливный бак вмещает 300 литров топлива.

Zetros 2743 (6 × 6)

Данная модификация оснащена тремя осями с колёсной базой в 5050 мм + 1450 мм и допустимой полной массой свыше 27 тонн.

Экстерьер

На грузовик установлена цельнометаллическая 2-дверная, 3-х местная кабина. На вершине кабины установлены 4 вспомогательных прожектора и спаренное воздухонаправляющее устройство. Радиаторная решётка оснащена четырьмя мигалками красного и синего цветов. В задней части расположены хранилище для двух запасных колес и специальная подъёмная система, которая позволяет доставлять без усилий груз на крышу. В одной из моделей там же располагается отсек для хранения дополнительного транспортного средства-вездехода.

Интерьер

С учётом специфики применения транспортного средства компания предусмотрела многие аспекты при производстве модели Zetros. Так, автомобиль оснащён комфортабельной спальной зоной для водителя с мягкой мебелью, специализированной системой кондиционирования воздуха, модернизированной аудиосистемой, возможностью интеграции с Bluetooth, 7-дюймовым сенсорным экраном и ванной комнатой (с подогреваемыми мраморными полами в комплектации «мобильный дом»). В спальной комнате находится регулируемый стол, который при опускании на уровень пола позволяет освободить место для выдвижной кровати. Там же находятся микроволновая печь, гриль, холодильник / морозильник, бар, кофеварка и кран с горячей и холодной водой, а также система для очистки воды. В стандартное оснащение входит мобильная газовая плита.

В модификации Mobile Home основная спальня в задней части кузова отделена стеной, в которой расположились два интегрированных 40- и 46-дюймовых телевизора с плоским экраном. При использовании модели в качестве охотничьего автомобиля в него устанавливается сейф для хранения ценных вещей, а также специальная система, которая гарантирует безопасную транспортировку и хранение огнестрельного оружия.

В зависимости от комплектации и сферы применения Zetros может быть оснащён спутниковым телевидением, DVD/CD-плеером, MP3-плеером, системой объёмного звучания Bose, компьютером Mac mini, а также собственной Wi-Fi точкой. Все системы Zetros управляются и контролируются с помощью командного центра, а также дизель-генератора с водяным охлаждением, обеспечивающего независимость от сети даже в том случае, когда солнечной энергии недостаточно. Все батареи, которые делают это возможным, заряжаются при помощи автоматического зарядного устройства, которое соединено с генератором и солнечными панелями.

Оснащение

В стандартное оснащение грузовика входят галогенные фары, блокировка дифференциалов передней и задней осей, антиблокировочная система (ABS), блок подготовки воздуха с подогревом, барабанные тормоза на передней и задней осях, стабилизатор передней оси, задняя стенка кабины без окна, рамповое зеркало со стороны пассажира, обогреваемые зеркала с широким углом обзора, тонированное ветровое стекло, коробка передач G 131–9/14,57–1,0, раздаточная коробка VG 1700 — 3W, комбинация приборов с графическим дисплеем, система бортового контроля Telligent, защитные решётки фар, круиз-контроль TEMPOMAT и другие решения.

Рулевой механизм разработан концерном ZF Friedrichshafen AG; в автомобиле установлена регулируемая рулевая колонка. Дизельный двигатель в конфигурации R6 соответствует нормам выбросов Евро 5 и использует систему BlueTec. Для трансмиссии предусмотрена система охлаждения.

В дополнительное оборудование, доступное на заказ, входят кондиционер в кабине, иммобилайзер с транспондером, электростеклоподъёмники дверей кабины, аккумуляторы 2×12В / 220 Ач, система разблокировки тормозов при повреждении, генератор пыленепроницаемый, сиденья пассажира и водителя с пневмоподвеской, дополнительная теплоизоляция кабины и прочие решения.

Двигатели

На автомобиль устанавливается рядный шестицилиндровый 7,2л турбодизельный двигатель OM926 LA. Лёгкий и компактный дизель развивает мощность в 240 кВт (около 326 л.с.) и имеет крутящий момент равный 1300 Н·м при 1200-1600 об/мин[6].

В 2015 году появилась версия «2743A» с дизельным силовым агрегатом Mercedes-Benz OM457 LA с рабочим объёмом в 11,97 литра, мощностью 428 л.с. и крутящим моментом 2100 Н·м. Двигатель соответствует нормам выбросов Евро-3 для неевропейских рынков и работает в паре с 16-ступенчатой механической коробкой передач типа «G240-16».

Шасси

Подвеска

Подвеска автомобиля закреплена к крепкой раме шасси. На грузовик установлена оптимизированная система пружинных амортизаторов. Раздаточная коробка грузовика — постоянного полного привода VG 1700. Постоянный полный привод ведущих мостов с планетарными колесными редукторами предусматривает передачу крутящего момента к колесам переднего и заднего (или двух задних) мостов. Соотношение передачи крутящего момента 1:3,21. Благодаря конструкции шасси автомобиль способен преодолевать брод до 1200 мм. Диагональное осевое кручение до 500 мм

Тормозная система

В отличии от Unimog, где установлены пневматико-гидравлические тормоза с жёсткозакреплённым суппортом, Zetros использует традиционные барабанные тормоза. В первую очередь это связано с тем, что они требуют минимального обслуживания за счёт простоты и распространённости данной технологии (в сравнении со сложной системой Unimog). Кроме того, в отличие от дисковых тормозов с плавающим суппортом, барабанные тормоза в значительной степени устойчивы к замерзанию. Их также меньше затрагивает езда по обильной грязи и воде.

Трансмиссия

На Mercedes-Benz Zetros могут быть установлены следующие разновидности трансмиссий: девятиступенчатая G131-9 или автоматическая шестиступенчатая Allison 3000 SP/PR.

Колёса и шины

Колёсная формула моделей Zetros 2733A и Zetros 2743 — 6 × 6, Zetros 1833A — 4 × 4. Колёса имеются как для бескамерных, так и для шин камерного типа. На все автомобили в стандартной комплектации устанавливаются одинарные шины размера 14.00 R20, которые благодаря своему большему диаметру увеличивают дорожный просвет грузовика ещё примерно на 75 мм. На заказ доступны шины размером 395/85 R20. Концерн также предлагает 22,5-дюймовые колёса в случае если требуются двойные шины.

Применение

Гражданские структуры

Пожарная машина на базе Zetros

Как и модель Unimog, Mercedes-Benz Zetros является универсальным транспортным средством. В гражданском секторе оно применяется в качестве грузовиков в строительстве, лесоводстве, сельскохозяйственной промышленности и иных областях. Кроме того, автомобиль применяется в сфере гражданской обороны пожарными и иными службами, например немецким федеральным агентством Technisches Hilfswerk[7].

В декабре 2009 году компания поставила автомобили Zetros 2733 6 × 6 финской энергетической компании Eltel[8].

Военные структуры

Zetros в армии Германии
АлжирFlag of Algeria.svg Алжир
Около 2000 автомобилей запланировано выпустить крупнейшей алжирской компанией Sonacome (SNVI) для министерства обороны Алжира[9].
БолгарияFlag of Bulgaria.svg Болгария
Сухопутные войска Болгарии заказали автомобили Zetros в 2009 году для транспортировки персонала и расходных материалов[10]. По состоянию на 2012 год в их ведомстве находилось 335 транспортных средств и ещё 30 ожидалось[11].
ГерманияFlag of Germany.svg Германия
Сухопутные войска Германии заказали в общей сложности 110 бронированных версий Mercedes-Benz Zetros, 72 из которых должны служить в качестве логистических единиц[12][13]
МексикаFlag of Mexico.svg Мексика
Вооружённые силы Мексики и Военно-воздушные силы Мексики планируют закупить 137 автомобилей с колёсной формулой 6 × 6 в три этапа, первый из которых включает 46 автомобилей на 2017 год.
ЧилиFlag of Chile.svg Чили
В конце лета 2016 года вооружённые силы Чили заключили контракт с Mercedes-Benz на поставку 330 грузовых автомобилей Zetros 2733 6 × 6 и Unimog U4000 4 × 4[14].

Примечания

Литература

Ссылки

Mercedes-Benz Zetros 2733A (6х6) 48 — ЛУЧШИЕ АВТОМОБИЛИ В РОССИИ

Большой «капотник», но не «Америка»

С первых минут знакомства с машиной, когда ещё только ходишь вокруг неё, присматриваешься, подстраиваешь под себя сиденье и руль, становится ясно, что никакие параллели или намёки на американские «капотники» или российские «Уралы», украинские КрАЗы и даже чешские «Татры» здесь неуместны. Это совсем другой автомобиль. А сравнение напрашивается разве что с «Унимогом», будто его «раздули» до каких-то невероятных размеров. В подтверждение своих доводов я обнаружил, что двери кабины точно от Unimog U5000. Знакомое и довольно типовое конструкторское решение, широко используемое в грузовом автомобилестроении. Вспомните, например, кабину ЗИЛ-5301, который больше известен как «Бычок», и кабину ЗИЛ-4331. И что интересно: на рубеже 1980-х – 1990-х на АМО ЗИЛ строили опытные образцы армейских полноприводных автомобилей на обновлённом шасси с использованием «4331-й» кабины. Но это было давно…

Война войной, а комфорт никто не отменял

То, что передо мной серьёзный грузовой внедорожник, к тому же готовый в любой момент одеть военную форму, – сомнений нет, но это не помешало мне удобно устроиться на «пневмоподвешенном» сиденье, отрегулировать по вылету и углу наклона рулевую колонку. А чтобы не было жарко, я включил кондиционер.

Ощущения статичного комфорта – это одно, вдвойне приятно, если их дополняют удобные и чуткие органы управления в движении. Вот здесь и появляются первые замечания. Когда я привыкаю к новому, ранее не знакомому авто, я всё делаю очень плавно, чуть касаясь, чуть надавливая, плавно воздействую на педали, рычаги, рулевое колесо. А здесь так нельзя! Педаль тормоза тугая и не информативная, хотя замедления (когда всё же её сильно надавить) более чем достаточно, да и сохранение траектории хорошее. Руль мне напомнил старые добрые советские автобусы – большого диаметра, да и начинать вращать его надо задолго до поворота. Постойте, я, кажется, забыл, что управляю трёхосным полноприводным грузовым автомобилем, снаряжённая масса которого около 11 т, просто меня расслабила удобная кабина…

Рабочее место эргономичное

Выбор передачи, моторный тормоз и жёсткая связь

Полной противоположностью чисто «внедорожным грузовым» тормозам и рулевому управлению оказалась коробка передач. Всего здесь 9 ходовых ступеней на двух рядах, не считая внедорожных блокировок, вариантов перераспределения крутящего момента, подключения вала отбора мощности. Первые четыре передачи включаются «по-легковому», затем переводом рычага вправо включается повышенный ряд. Имеется и сверхнизкая передача переднего хода, позволяющая двигаться со скоростью пешехода (обозначена на рычаге КП символом «С»). Тронуться с места на порожнем автомобиле можно запросто и без ущерба для сцепления с IV передачи. Рычаг КП механически не связан с коробкой, поэтому усилия на нём минимальны, чёткость включения на высоте, а главное – умная электроника не позволит порвать трансмиссию при ошибочном включении слишком низкой передачи во время движения. Интересно, что на алгоритм переключения передач задействован моторный тормоз. Шкала тахометра у Zetros размечена по традиции зелёным цветом в зоне оптимальных оборотов, затем идёт жёлтая зона, после неё жёлто-красная и красная зона недопустимых оборотов. Так вот жёлто-красная зона индицирует обороты максимальной эффективности моторного замедлителя.

На приборном щитке — спидометр, тахометр, контрольные лампы, информационный дисплей. В окне внизу тахометра указатель температуры. Нажатием кнопки можно выбрать область данных: или температуру снаружи, или температуру ОЖ.Чтобы не перегружать водителя информацией, манометр показывает только один контур пневмостистемы, какой — можно выбрать. Но в случае снижения давления, показания будутотображаться из проблемного контура по умолчанию.

На практике это выглядит так. Перед спуском с горки переключаю на одну, а то и две передачи вниз, «вгоняю» двигатель в зону жёлто-красных оборотов и, одновременно убрав ногу с педали акселератора, правым подрулевым переключателем задействую моторный тормоз. Грузовик плавно идёт вниз, не разгоняясь, не грея колодки и не расходуя топливо. Великолепно! И все эти телодвижения не сопровождались толчками и ударами трансмиссии. Но, когда наступает момент перед подъёмом добавить «газку», чтобы не «подсадить» машину ближе к вершине, тут держи ухо востро! Резкая, неумелая работа правой педалью сразу заявит о себе сильнейшей раскачкой и тряской, хотя отчасти виновен в этом недогруженный задок: шасси есть шасси… Тут надо приспособиться к частоте колебаний силового агрегата и дросселировать ему «в унисон». Впрочем, хватит разъезжать по дорогам – это не магистральный тягач.

тахограф на двух водителейРычаг КПП — единственный рычаг в кабине. Рядом — кран стояночного тормоза и пульт автономного отопителя.клавиша включения вала отбора мощности.

Как мы по полю бродили

Повезло мне с погодой в тот день или нет, я до сих пор так и не решил. С одной стороны, ясный солнечный день создал отличные условия для фотосъёмки, а с другой – длительная сухая погода практически не оставила мне шансов найти раскисший от дождя просёлок. А в-третьих, Zetros вернулся в тот день на стоянку целым и невредимым, без признаков тракторной чалки в буксирных проушинах, что тоже немаловажно.

По рекомендации немцев, перед съездом на бездорожье стравливаю воздух из пневмоподвески водительского кресла нажатием клавиши и поворачиваю с местной асфальтированной дороги сначала на уплотнённый «грейдер», который через несколько километров преобразуется в грунтовку, а затем по краешку поля направляюсь в сторону лесной опушки. Если по полю иногда и ездили тракторы, то здесь уже точно «нога» никакого автомобиля пока не ступала, но грунт достаточно твёрдый; и немецкий внедорожник пока совершенно равнодушен к происходящему, едет себе и едет, периодически подминая бурьян и мелкие кустики, даже не просит переключиться ниже IV передачи.

оптика под защитой, как и полагается внедорожнику

Стоп, а вот здесь уже поинтереснее будет. Недавно велись работы по установке столбов, с помощью которых будет электрифицирован пока ещё несуществующий объект. Зато распахали на славу, а ещё «на закуску» небольшая болотистая низинка на краю леса. Теперь самое время разобраться, как манипулировать трансмиссией с помощью двух изящных «рукояток-крутилок», что на консоли по правую руку водителя. Левая ручка отвечает за блокировки, правая ведает управлением раздаточной коробкой.

Как мне посоветовал шеф-тренер из «МБ ТРАК ВОСТОК», при выезде на бездорожье лучше заблаговременно при полной остановке выбрать левое положение рукоятки управления раздаткой, где на пиктограмме нарисован автомобиль на горке. Оно соответствует распределению крутящего момента по 50% между передним и задними мостами. Положение, соответствующее пиктограмме движения по равнине, распределяет крутящий момент в соотношении 70% на задние (как наиболее загруженные оси) и 30% на передок. Это больше подходит при движении по дорогам. А у меня вообще «голое» шасси, и задние оси недогружены, тем более выбираю «50х50»! И преспокойненько выезжаю на приглянувшуюся мне полянку, «отгороженную» небольшим болотцем.

Рядный 6-цилиндровый OM 926 LA Euro 5

Даже скучно стало. Не ждите громких сенсаций, ведь это не испытательный полигон бундесвера, и на помощь никто не придёт, даже мобильная связь, чёрт возьми, куда-то подевалась. Надо быть осторожнее. Ну всё, перееду через вон ту неглубокую (на глаз сантиметров 80) канавку с илистым дном – и домой, ведь за машину я головой отвечаю. А канавка оказалась вредной. С молодецким «ух» я плавно сполз в неё левым передним колесом, аккуратно вывесив, сам того не желая, по классической диагональной схеме задние правые колёса, и совсем немножко одно заднее левое.

Пора «блокироваться» по кругу. Но что тогда будет с радиусом поворота, ведь этому немаленькому автомобилю всё-таки нужно место для манёвра, а у меня его, честно говоря, маловато – впереди густая поросль. Главное – тронуться с места, а там разберусь. Теперь точно пригодится передача, обозначенная буквой «С».

Тронулся. Выехал. Через два метра «пути» опять остановился, но уже на более-менее ровном и твёрдом грунте, зафиксировал автомобиль стояночным тормозом, чтобы отключить блокировки, и поехал восвояси.

ходовая часть расчитана на преодоление брода до 1.2 метра

Специальный перевозчик

Возможности этого грузовика открывают широкие горизонты для его применения. Да, это не просто перевозчик грузов, в первую очередь это носитель спецоборудования, да там где не то что автомобилей нет, а и человек иногда оказывается впервые. Для таких условий эксплуатации Zetros и был создан. И конечно же для армии. Он может быть фургоном, вахтовкой, самосвалом, автокраном, буровой установкой, автоцистерной, аэродромным заправщиком и… кем угодно, где надо быть его хозяину вне зависимости от наличия дороги. В Европе его покупают спасатели, геодезисты, коммунальщики и пожарные. В нашей стране он, бесспорно, прижился бы на всех этих должностях, не будь он так дорог. Zetros в России могут себе позволить компании, добывающие нефть, полезные ископаемые и ведущие геологоразведку, но тоже далеко не все. Иногда его заказывают для… охоты или рыбалки люди, мягко говоря, не слишком ограниченные в средствах, и называют «джипом, только очень большим».

Техническая характеристика Mercedes-Benz Zetros 2733A (6х6) 48
Полная масса, кг 27 000
Снаряжённая масса, кг 10 500
Грузоподъёмность, кг 16 500
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
OM 926 LA – рядный шестицилиндровый, турбодизель, I-6, Euro 5
7200
326
1300 при 1200 – 1600 мин-1
Коробка передач Механическая, 9-ст.
Максимальная скорость, км/ч 90
Тормозные механизмы Пневматические, барабанные на всех осях
Вместимость топливного бака, л 300
Расход топлива, л/100 км 28–45

Когда ключ висит на гвозде в дежурке

Число жертв техногенных катастроф, авиапроисшествий, пожаров и наводнений, терактов было бы меньше, будь этот мужественный «Мерседес» в гаражах наших спасателей и пожарных. В автопарках этих служб традиционно в основной массе эксплуатируется отечественная техника. Не время и не место перечислять достоинства и недостатки российских автомобилей, но все автомобильные специалисты точно знают одно «но». Будь то ЗИЛ или КАМАЗ, он всегда жив и здоров в руках умелого и неленивого водителя, а когда «дежурная», «оперативная» или «аварийка» ждёт выезда месяцами у забора, а ключи весят на гвозде в диспетчерской, это скорее «основные фонды предприятия», нежели боевая единица. В отличие от «Зетроса»…

Производственный плагиат

Ещё одним препятствием, ставящим под сомнение покупку Mercedes-Benz Zetros, является его специфичность, и, как следствие, вероятные проблемы со снабжением запасными частями. А здесь как раз всё совсем не так! Унификация с другими моделями грузовых автомобилей Mercedes-Benz составляет ни много ни мало – 70%! Двигатель – рядная «шестёрка» – ОМ 926 уже давно не новинка, причём как стандарта Euro 3, так и Euro 5; рама позаимствована у строительного Actros Bau, но усилена, приборная доска практически как у Axor, рулевое управление MB LS 8 – это только то, что я сумел разглядеть. Ну а сломать ведущие мосты с планетарными колёсными редукторами? Я не знаю, что для этого надо сделать с машиной…


Даниил Минаев, фото автора источник

Поделиться ссылкой:

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*