Правила поведения участников дорожного движения дорожная этика – Урок № 5. Тема: «Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения» | Поурочные планы по ПДД 5 класс
Дорожная этика. Правила поведения участников дорожного движения.
Тема: Дорожная этика. Правила поведения участников дорожного движения.
Цель занятия: сформировать четкое представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.
Содержание:
общие положения дорожного движения;
обязанности водителей;
обязанности пешеходов и пассажиров.
Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Учитель объясняет учащимся, что в Правилах дорожного движения есть разделы, в которых изложены основные обязанности участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров. Со многими из них вы уже знакомы.
Обязанности водителя
Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудника милиции предъявлять следующие документы:
1. Водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае его изъятия – временное разрешение.
2. Регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа – и на прицеп.
3. Талон о прохождении государственного технического осмотра.
4. Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Перед выездом водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.
Всякое движение запрещается в следующих случаях::
1. Неисправна рабочая тормозная система.
2. Неисправно рулевое управление.
3. Неисправно сцепное устройство при движении в составе автопоезда (с прицепом).
4. Не горят (или отсутствуют) фары и задние габаритные огни при движении в темное время суток, а также в условиях недостаточной видимости.
5. Не действует со стороны водителя стеклоочиститель во время дождя или снегопада.
Указанные выше пять неисправностей наиболее опасны. Поэтому при возникновении одной из них водитель обязан прекратить всякое движение вплоть до устранения неисправности или транспортировки транспортного средства к месту ремонта.
При возникновении других неисправностей водитель должен попытаться устранить их на месте, а если это невозможно, то следовать в гараж или на станцию технического обслуживания с особой осторожностью.
Если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности, то Правила предписывают всем лицам, находящимся в автомобиле, быть пристегнутыми ремнями безопасности.
1. Сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством.
2. Медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни (независимо от направления движения транспортного средства).
Водитель обязан по требованию сотрудника милиции проходить освидетельствование на состояние опьянения.
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
1. Немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
2. Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавшего в медицинское учреждение на попутном транспорте.
3. Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При этом необходимо зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства и предметов, имеющих отношение к происшествию.
4. Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев.
Водителю запрещается:
1. Управлять транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием наркотических или иных препаратов, снижающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии.
2. Передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием наркотических или иных препаратов, снижающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим водительского удостоверения данной категории.
3. Пересекать организованные транспортные и пешие колонны, а также занимать место в них.
4. Употреблять алкогольные напитки, психотропные или иные одурманивающие вещества после совершения дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен.
5. Управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха.
6. Пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
Обязанности пешеходов
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин пешеходы могут двигаться в один ряд по краю проезжей части. При этом пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств (с левой стороны).
Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, велосипед, мопед, в этих случаях должны следовать
по ходу движения транспортных средств (с правой стороны).
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечить видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Пересекать проезжую часть пешеходы обязаны по пешеходным переходам, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуара. Если в зоне видимости пешеходный переход или перекресток отсутствуют, то пешеходы могут переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части.
Если движение регулируется регулировщиком, то пешеходы обязаны подчиняться его сигналам.
Выходить на проезжую часть пешеходы могут только после того, как оценят скорость приближающегося транспортного средства и расстояние до него. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться на ней.
При приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (сиреной) пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части.
Ожидать маршрутное транспортное средство пешеходы обязаны на специальных площадках, приподнятых над проезжей частью, тротуарах или обочинах. Выходить на проезжую часть им разрешается только после остановки маршрутного транспортного средства.
Обходить стоящее у тротуара или обочины транспортное средство (кроме трамвая) можно только сзади. Стоящий трамвай обходят спереди.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Обязанности пассажиров
Пассажиры обязаны:
1. При проезде на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими.
2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Если это невозможно, то допускается посадка и высадка со стороны проезжей части. При этом не должно создаваться помех для движения других транспортных средств.
Пассажирам запрещается:
1. Отвлекать водителя во время движения.
2. При нахождении в кузове грузового автомобиля сидеть на его бортах или на грузе выше бортов.
3. Открывать двери транспортного средства во время движения.
Обязанности велосипедистов
Велосипедисты обязаны:
1. Будьте вежливыми и предупредительными. Даже имея право на преимущество проезда, но, увидев, что из-за невнимательности или неосторожности кто-то оказался на пути движения, уступите дорогу.
2. При выполнении любого маневра на дороге нужно обязательно своевременно подать предупредительный сигнал другим участникам движения.
3. Не мешайте двигаться другим.
4. Не нужно занимать проезжую часть больше, чем положено для движения.
5. Не задерживайтесь при проезде перекрестка.
6. Будьте аккуратными и предусмотрительными.
Аккуратность — это, прежде всего, точное выполнение требований пунктов Правил. Казалось бы, пустяк нет заднего фонаря или отклонился от проезжей части дальше на 1-2 м. Но именно такие вольности и приводят к происшествиям. Предусмотрительность родная сестра аккуратности. Она состоит в том, чтобы смотреть вперед и видеть чуть дальше — как сложится дорожная ситуация через 3-5 сек. Нужно своевременно принимать необходимые меры, чтобы избежать конфликта на дороге.
Сохраняйте спокойствие и не отвечайте грубостью на чужие ошибки. Дорога не терпит резких маневров: ускорений, торможений, перестроений. Это всегда бывает неожиданно для других участников движения. Если вас обогнал другой велосипедист, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не приводило.
3. Вопросы для закрепления знаний
1. Какие документы обязан иметь при себе водитель механического транспортного средства?
2. Обязан ли водитель мопеда иметь при себе водительское удостоверение?
3. Являются ли рабочие, ремонтирующие дорогу, пешеходами?
4. По какой стороне проезжей части дороги вы будете идти, если нет тротуара, пешеходной дорожки, обочины?
5. По какой стороне дороги вы будете вести велосипед, если он у вас неисправен?
6. Кому водитель обязан предоставлять своё транспортное средство?
7. Кому Правила дорожного движения разрешают не пристегиваться ремнями безопасности?
8. Каковы правила движения организованных пеших колонн?
9. Можно ли пользоваться мобильным телефоном во время движения автомобиля?
Разработка урока по ПДД для 8 класса «Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика»
МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат
среднего (полного) общего образования
Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.
Разработка урока по ПДД для 8 класс
Тема урока: Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика.
Цель урока: сформировать четкое представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.
Оборудование: брошюры ПДД.
Рекомендации к проведению урока.
Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. В процессе объяснения – работа с текстом правил дорожного движения.
1.3 Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4 На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5 Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
Лицо, создавшее помеху, обязано принимать все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.
1.6 Лица, нарушившие правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Каждый из нас ежедневно переходит улицу, многие пользуются общественным транспортом, некоторые являются водителями велосипедов – все это делает нас участниками дорожного движения. Поэтому знание Правил дорожного движения для современного человека – необходимость. А нарушение их может обернуться увечьем и даже гибелью.
Представьте, что было бы в городе, если бы хоть одну минуту все водители транспорта и пешеходы не соблюдали установленных Правил дорожного движения, не обращали бы внимания на дорожные знаки и светофоры, пешеходы ходили бы там, где им вздумается, по проезжей части дороги.
Машины ехали бы не там, где должны, а там, где можно проехать. Что стало бы твориться на улицах и дорогах?
Хаотичное движение транспортных средств привело бы к тому, что перекрестки были бы завалены грудами битых машин. Сколько бы несчастных случаев повлекло за собой такое беспорядочное движение транспорта. Нарушился бы график проезда автобусов и троллейбусов. Пассажиры, грузы и товары не были бы доставлены в срок к месту назначения, нарушилась бы нормальная жизнь в городе.
Во избежание этого и созданы Правила дорожного движения, которые необходимо знать и строго соблюдать.
В ПДД четко определены обязанности для каждой категории участников дорожного движения: водителей, пассажиров и пешеходов. Но вместе с тем у всех есть общее правило – быть взаимно предупредительными. Что это значит? Если каждый будет выполнять предписанные правила и, тем самым, не мешать другим участникам движения, то это и означает взаимную предупредительность. Например, водитель поворачивает на перекрестке, впереди – пешеходный переход, по которому идет пешеход, и водитель пропускает его. Или пешеход, видя, что машина уже близко, не бросается ей наперерез – «авось» успею, а пропускает машину. Это и есть предупредительность.
(Приведите свои примеры).
В нашей стране принято правостороннее движение. Это касается не только машин, но и пешеходов. Идя по пешеходной дорожке или по пешеходному переходу, нужно придерживаться правой стороны. НО почему же все-таки и люди, и машины при встрече расходятся и разъезжаются вправо, а не влево? Откуда появилось такое правило?
Оно возникло очень давно, в глубокой древности. Когда-то люди всегда ходили вооруженными, потому что путешествовать в те времена было довольно опасно. Идет человек или едет верхом по дороге. В правой руке у него оружие, в левой – щит. Видит идущего или едущего навстречу. Как выгоднее с ним разминуться? Так, чтобы быть, на всякий случай, прикрытым щитом, чтобы неожиданный удар пришелся бы по щиту, а не по открытому боку. Вот так и появилась привычка расходиться или разъезжаться правой стороной. Появилась и осталась навсегда.
Уступить дорогу (не создавать помех) – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движение, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Одно из основных требований ПДД к водителям- четкое распределение проезда перекрестков. Для этого нужно знать, что преимущество у той машины, которая едет по главной дороге.
Какая дорога является главной? А если дороги равнозначны? Значит есть светофор. А если его нет? Водитель уступает дорогу всем транспортным средствам, движущимся справа. При пересечении автомобильной дороги с велосипедной дорожкой преимущество имеет автомобиль.
Давайте сформулируем основные правила этики на дороге, которыми должен руководствоваться каждый велосипедист. Будьте вежливыми и предупредительными. Даже имея право на преимущество проезда, но увидев, что из-за невнимательности или неосторожности кто-то оказался на пути движения, уступите дорогу.
При выполнении любого маневра на дороге нужно обязательно своевременно подать предупредительный сигнал другим участникам движения.
Не мешайте двигаться другим. Не нужно занимать большие ширины проезжей части, чем положено для движения. Не задерживайтесь при проезде перекрестка.
Будьте аккуратными и предусмотрительными. Аккуратность – это, прежде всего, точное выполнение требований пунктов Правил. Казалось бы, пустяк – нет заднего фонаря или отклонился от проезжей части дальше на 1-2 м. Но именно такие вольности и приводят к происшествиям. Предусмотрительность – родная сестра аккуратности. Она состоит в том, чтобы смотреть вперед и видеть чуть дальше – как сложится дорожная ситуация через 3-5 сек. Нужно своевременно принимать необходимые меры, чтобы избежать конфликта на дороге.
Сохраняйте спокойствие и не отвечайте грубостью на чужие ошибки. Дорога не терпит резких маневров: ускорений. Торможений, перестроений. Это всегда бывает неожиданно для других участников движения. Если вас обогнал другой велосипедист, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не приводило.
Свои обязанности должны выполнять и пассажиры. (Вспомнить, какие). Одним из таких требований является обязательное использование ремней безопасности, если это предусмотрено конструкцией автомобиля. Эффективность применения ремней безопасности не вызывает сомнений, она доказана многочисленными исследованиями и многолетней практикой. При наезде автомобиля, движущегося со скоростью 50 км/ч, на неподвижное препятствие (дерево, стену, стоящий автомобиль) на машину воздействуют силы, превышающие ее вес примерно в 20 раз. При этом пассажиры, перемещаясь по инерции в направлении первоначального движения, ударяются о выступающие части салона с силой, которая в 20 раз больше их собственного веса. И неправильно некоторые считают, что при движении в городских условиях ремни не так уж нужны: скорости здесь невысокие. Крутой поворот, скользкий участок дороги, отказ рулевого управления, внезапный разрыв шины переднего колеса – это и еще многие другие причины могут привести к аварии. Ремни безопасности спасают жизни водителей и пассажиров в трех случаях из четырех.
Далее следует повторить правила движения пешеходов и требования к движению велосипедистов. Закончить урок можно решением дорожных задач и разбором ДТП.
Урок 4. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика.
Цель урока: сформировать четкое представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.
Оборудование: брошюры ПДД.
Рекомендации к проведению урока.
Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. В процессе объяснения – работа с текстом правил дорожного движения.
1.3 Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4 На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5 Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
Лицо, создавшее помеху, обязано принимать все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.
1.6 Лица, нарушившие правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Каждый из нас ежедневно переходит улицу, многие пользуются общественным транспортом, некоторые являются водителями велосипедов – все это делает нас участниками дорожного движения. Поэтому знание Правил дорожного движения для современного человека – необходимость. А нарушение их может обернуться увечьем и даже гибелью.
Представьте, что было бы в городе, если бы хоть одну минуту все водители транспорта и пешеходы не соблюдали установленных Правил дорожного движения, не обращали бы внимания на дорожные знаки и светофоры, пешеходы ходили бы там, где им вздумается, по проезжей части дороги.
Машины ехали бы не там, где должны, а там, где можно проехать. Что стало бы твориться на улицах и дорогах?
Хаотичное движение транспортных средств привело бы к тому, что перекрестки были бы завалены грудами битых машин. Сколько бы несчастных случаев повлекло за собой такое беспорядочное движение транспорта. Нарушился бы график проезда автобусов и троллейбусов. Пассажиры, грузы и товары не были бы доставлены в срок к месту назначения, нарушилась бы нормальная жизнь в городе.
Во избежание этого и созданы Правила дорожного движения, которые необходимо знать и строго соблюдать.
В ПДД четко определены обязанности для каждой категории участников дорожного движения: водителей, пассажиров и пешеходов. Но вместе с тем у всех есть общее правило – быть взаимно предупредительными. Что это значит? Если каждый будет выполнять предписанные правила и, тем самым, не мешать другим участникам движения, то это и означает взаимную предупредительность. Например, водитель поворачивает на перекрестке, впереди – пешеходный переход, по которому идет пешеход, и водитель пропускает его. Или пешеход, видя, что машина уже близко, не бросается ей наперерез – «авось» успею, а пропускает машину. Это и есть предупредительность.
(Приведите свои примеры).
В нашей стране принято правостороннее движение. Это касается не только машин, но и пешеходов. Идя по пешеходной дорожке или по пешеходному переходу, нужно придерживаться правой стороны. НО почему же все-таки и люди, и машины при встрече расходятся и разъезжаются вправо, а не влево? Откуда появилось такое правило?
Оно возникло очень давно, в глубокой древности. Когда-то люди всегда ходили вооруженными, потому что путешествовать в те времена было довольно опасно. Идет человек или едет верхом по дороге. В правой руке у него оружие, в левой – щит. Видит идущего или едущего навстречу. Как выгоднее с ним разминуться? Так, чтобы быть, на всякий случай, прикрытым щитом, чтобы неожиданный удар пришелся бы по щиту, а не по открытому боку. Вот так и появилась привычка расходиться или разъезжаться правой стороной. Появилась и осталась навсегда.
Уступить дорогу (не создавать помех) – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движение, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Одно из основных требований ПДД к водителям- четкое распределение проезда перекрестков. Для этого нужно знать, что преимущество у той машины, которая едет по главной дороге.
Какая дорога является главной? А если дороги равнозначны? Значит есть светофор. А если его нет? Водитель уступает дорогу всем транспортным средствам, движущимся справа. При пересечении автомобильной дороги с велосипедной дорожкой преимущество имеет автомобиль.
Давайте сформулируем основные правила этики на дороге, которыми должен руководствоваться каждый велосипедист. Будьте вежливыми и предупредительными. Даже имея право на преимущество проезда, но увидев, что из-за невнимательности или неосторожности кто-то оказался на пути движения, уступите дорогу.
При выполнении любого маневра на дороге нужно обязательно своевременно подать предупредительный сигнал другим участникам движения.
Не мешайте двигаться другим. Не нужно занимать большие ширины проезжей части, чем положено для движения. Не задерживайтесь при проезде перекрестка.
Будьте аккуратными и предусмотрительными. Аккуратность – это, прежде всего, точное выполнение требований пунктов Правил. Казалось бы, пустяк – нет заднего фонаря или отклонился от проезжей части дальше на 1-2 м. Но именно такие вольности и приводят к происшествиям. Предусмотрительность – родная сестра аккуратности. Она состоит в том, чтобы смотреть вперед и видеть чуть дальше – как сложится дорожная ситуация через 3-5 сек. Нужно своевременно принимать необходимые меры, чтобы избежать конфликта на дороге.
Сохраняйте спокойствие и не отвечайте грубостью на чужие ошибки. Дорога не терпит резких маневров: ускорений. Торможений, перестроений. Это всегда бывает неожиданно для других участников движения. Если вас обогнал другой велосипедист, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не приводило.
Свои обязанности должны выполнять и пассажиры. (Вспомнить, какие). Одним из таких требований является обязательное использование ремней безопасности, если это предусмотрено конструкцией автомобиля. Эффективность применения ремней безопасности не вызывает сомнений, она доказана многочисленными исследованиями и многолетней практикой. При наезде автомобиля, движущегося со скоростью 50 км/ч, на неподвижное препятствие (дерево, стену, стоящий автомобиль) на машину воздействуют силы, превышающие ее вес примерно в 20 раз. При этом пассажиры, перемещаясь по инерции в направлении первоначального движения, ударяются о выступающие части салона с силой, которая в 20 раз больше их собственного веса. И неправильно некоторые считают, что при движении в городских условиях ремни не так уж нужны: скорости здесь невысокие. Крутой поворот, скользкий участок дороги, отказ рулевого управления, внезапный разрыв шины переднего колеса – это и еще многие другие причины могут привести к аварии. Ремни безопасности спасают жизни водителей и пассажиров в трех случаях из четырех.
Далее следует повторить правила движения пешеходов и требования к движению велосипедистов. Закончить урок можно решением дорожных задач и разбором ДТП.
Дорожная этика
Количество дорожных происшествий растет с каждым днем – это печальная статистика. И виной тому в большинстве случаев – несоблюдение дорожной этики участниками дорожного движения. Ведь если соблюдать правила дорожной этики: быть вежливыми к другим водителям, быть внимательными к пешеходам, то число ДТП значительно снизится.
Дороги европейских стран должны стать для нас примером. Дорожная этика и культура водительского уважения на Западе просто восхищает. Если необходимо, и пропустят, и дорогу уступят, а пешеходы на Западе – вообще цари дорожного движения, и уже на поведение пешеходов равняются водители.
У нас такая дорожная этика – явление крайне редкое. Постоянные скачки из одного ряда в другой, вечные разъяренные сигналы соседнему водителю, все постоянно друг друга прижимают и подрезают, пешеход вообще считается «отбросом общества» — вот они наши дороги. Исключения из правил, разумеется, бывают, но в целом картина именно такая.
Дорожная этика – это отношение к другим участникам дорожного движения с пониманием. Выполняемые вами за рулем маневры должны понимать и другие автовладельцы и, тем более, пешеходы. Маневры должны быть логичными и непротиворечащими ПДД. Перестроения из ряда в ряд должны быть плавными, без «подрезаний». Любой маневр на дороге должен начинаться и завершаться указателями поворота. Включив поворотник, необходимо убедиться, что предполагаемый маневр не нарушит и не смутить порядок движения остальных участников дорожного движения.
Если есть возможность, то необходимо дать дорогу водителю, который хочет перестроиться в другой ряд или выехать на дорогу с полегающей территории, даже в том случае, если знаки и дорожная разметка этого делать не обязывают – это и есть дорожная этика.
Прижимание к другим машинам в дорожном потоке раздражает соседних водителей. Соблюдайте зазоры и дистанцию, чтобы в случае непредвиденной ситуации было место для маневра.
Всегда помните, что кроме четырех- и двухколесных участников движения, есть еще и двуногие – это пешеходы. Обязательно пропускайте людей на зебре или пешеходном переходе. Не стоит уподобляться невежливым водителям, которые сроду не остановятся, чтобы пропустить пожилого человека.
Жесты и условные световые сигналы водителей – это их общение друг с другом в потоке, и эти знаки тоже являются составляющими дорожной этики. Каждый водитель должен обязательно знать если не все, то хотя бы основные сигналы. Если Вам дали дорогу или разрешили перестроиться, мигните пару раз аварийными фарами – «спасибо» на языке водителей. О замеченном на дороге посту ДПС или какой-то опасности сообщается встречным водителям несколькими миганиями дальним светом.
Дорожная этика, точнее соблюдение ее правил, — это правильный путь к приятному вождению и сокращению числа ДТП.
Урок № 5. Тема: «Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения» | Поурочные планы по ПДД 5 класс
Урок № 5. Тема: «Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения»
26.09.2013 11944 0
Цель урока: знакомство категориями участников дорожного движения, особенностями их
поведения с точки зрения безопасности.
Тип
урока: изучение нового материала.
План
изложения:
Участники дорожного
движения и общие правила их поведения. Пешеход.
Психология участников
дорожного движения и безопасность.
Материалы
к уроку:
1. Участники дорожного движения и общие правила их
поведения. Пешеход.
Участники дорожного движения – это водители и пассажиры
транспортных средств и пешеходы. Они обязаны выполнять требования Правил
дорожного движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения
регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для движения.
Участникам дорожного движения запрещается загрязнять и
повреждать дороги, приводить в негодность и самовольно устанавливать (снимать)
дорожные знаки, светофоры, другие технические средства, загораживать дороги и
оставлять на них предметы, мешающие движению.
Пешеходом называется лицо, находящееся вне транспортного
средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам относятся люди,
передвигающиеся в инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед,
мотоцикл, везущие санки, тележку, коляску.
Движение пешеходов осуществляется по тротуарам и пешеходным
дорожкам, а где их нет — по обочинам или велосипедным дорожкам. Двигаться можно
как по направлению движения транспортных средств, так и в противоположном
направлении. Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходной и велосипедной
дорожек, обочин пешеходам разрешается идти по краю проезжей части навстречу
транспортному потоку.
Переход проезжей части пешеходом разрешен по переходам,
обозначенным дорожной разметкой или дорожным знаком, а также на перекрестках по
линии тротуаров или обочин. Автомобильную дорогу вне населенных пунктов
разрешается переходить кратчайшим путем в местах, где она хорошо
просматривается в обе стороны.
В местах, где движение регулируется светофором или
регулировщиком, переход разрешается только по их сигналам.
Группы людей должны передвигаться по правой стороне
проезжей части колоннами не более четырех человек в ряд. Впереди и позади
колонны с левой стороны должны следовать сопровождающие: днем — с красными
флажками, а в темное время суток или при ограниченной видимости — с зажженными
фонарями (впереди — с белым, а позади — с красным).
Группы детей должны двигаться в сопровождении взрослых и
только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочине, но
только в светлое время.
2. Психология участников дорожного движения и безопасность.
Естественно, что серьезные причины недостатков в
обеспечении безопасности дорожного движения присущи и главным участникам его —
водителям и пешеходам.
Водитель на дороге обнаруживает себя не просто как техник,
умеющий нажимать на педали и владеть рулем, но всегда как личность. По движению
машины безошибочно можно сказать об уме сидящего за рулем человека, уважении к
другим, ответственности, дисциплинированности, воспитанности, взрослости,
требовательности к себе, сдержанности, бдительности, разумной осторожности и
др. Рискованные маневры -проявление не водительского мастерства, а
мальчишества, головотяпства, недостатка ума, несформированности личности. В
этом, собственно, и кроются главные психологические причины нарушений, приводящих
к авариям.
Имеют значение и многие психофизиологические качества
водителей, которые чаще всего играют роль в предотвращении аварии, внимательность,
быстрая реакция, подвижность, уравновешенность, эмоциональность, устойчивость к
риску и др.
Главная психологическая особенность опытного водителя — умение
ориентироваться в дорожной обстановке, оценивать степень ее опасности,
предвидеть возможные осложнения и маневры других водителей и принимать на этой
основе превентивные меры, снижающие возможность увеличения риска и
неожиданностей. Водитель за рулем не имеет права ослаблять внимание и должен
быть всегда в готовности к быстрому реагированию на угрозу, не отвлекаться даже
на долю секунды от наблюдения за дорогой, понимать, что именно эта доля
отделяет его от аварии, а порой и от ухода из жизни.
В условиях интенсивной автомобилизации, увеличения
количества транспорта, в том числе иномарок, все более активизируется проблема
конкурирующего поведения водителей, конфликтов между участниками дорожного
движения, неверного толкования намерений и поведения водителей и пешеходов,
искаженного восприятия конкретных дорожных ситуаций.
В основе взаимоотношений участников дорожного движения с
работниками Государственной инспекции лежит взаимное ожидание проявлений личностных
особенностей. Среди водителей проявляются, наряду с нормой, и отрицательные
типы поведения и построения взаимоотношений с инспектором, которому приходится
решать свои задачи, учитывая их. Например:
1. Водитель грубый, бесцеремонный, убежденный в своей
правоте и вседозволенности, считающий, что именно ему все обязаны уступать.
Инспектору приходится подавлять агрессивность такого водителя не проявлением
собственных эмоций, а твердой констатацией факта допущенного им нарушения и
напоминанием статьи Правил дорожного движения, которая при этом нарушена.
2. Водитель испуган, но внешне демонстрирует взрыв эмоций,
возмущение, многословен, но практически бессодержателен в высказываниях.
Инспектор обычно дает такому выговориться, а затем показывает, что ситуация им
контролируется, понимается на основе правовой нормы, а вина водителя
оценивается правомерно. Даются разъяснения и рекомендации по вождению.
3. Водитель — «жалобщик», считающий, что его вины нет, ибо
нарушение было вынужденным, жалующийся на условия, поведение других участников
дорожного движения, условия видимости и пр. Инспектору приходится выслушать
такого водителя, выразить свое понимание причин допущенного нарушения,
объективно оценить пояснения водителя и принять соответствующее решение, дать водителю
советы по недопущению подобных нарушений в будущем.
Участники дорожного
движения и общие правила их поведения. Пешеход.
Психология участников дорожного движения и безопасность
Вопросы для закрепления:
Какие категории участников дорожного
движения вы знаете?
Перечислите основные ошибки в поведении
пешеходов.
Перечислите основные
ошибки в поведении водителей.
Перечислите основные ошибки в
поведении пассажиров?
Задание на дом:
1. Составьте подробное описание одного из участников
дорожного движения, поведение которого можно считать идеальным.
Литература:
1. Фролов А.М., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и
дорогах. – Тула: Тульский полиграфист, 2000.
Чтобы стать по-настоящему хорошим водителем, не достаточно большого опыта вождения и идеальных знаний ПДД. Существуют также правила уважительного отношения к другим участникам движения, так называемая «Этика дорожного движения».
Соблюдая эти правила, вы не только будете чувствовать себя более уверенней и спокойнее на дороге, но и станете хорошим примером для других водителей.
• Уступайте дорогу транспорту, который пытается перестроиться в движущийся поток, особенно если он включил сигнал поворота.
• Пропускайте водителей-новичков. Помните, ведь вы тоже когда-то были на их месте.
• Если на обочине стоит мотоциклист, поинтересуйтесь, всё ли у него в порядке и не нужна ли ему ваша помощь. Возможно он нуждается именно в вашем совете.
• Если какой-нибудь водитель подвинулся в ряду для того,чтобы вас пропустить — обязательно поблагодарите его.
• Никогда не отвечайте хамством на хамство. Будьте спокойны и непоколебимы в любой ситуации. Трезво оценивайте каждый момент, и главное — сохраняйте уверенность.
• Если вы объезжаете рядом стоящий автомобиль, оставляйте некоторое расстояние между автомобилями, чтобы водитель в той машине мог спокойно приоткрыть дверь.
• Никогда не суетитесь. Лучше выехать гораздо раньше и ехать спокойно, чем торопиться и превышать скорость. Двигайтесь по дороге в максимально комфортном для вас темпе, соблюдая правила дорожного движения.
• Никогда не делайте резких перестроений из ряда в ряд. Не забывайте включать поворотники. Водители должны понимать, какой манёвр вы собираетесь совершить.
• Никогда не выезжайте на тротуар, пытаясь побыстрее добраться куда-либо или объехать пробку. Относитесь с уважением к пешеходам.
• Не злоупотребляйте при движении дальним светом. Особенно днём. Это в значительной мере затрудняет определить с какой скоростью вы приближаетесь. В пробках постарайтесь использовать ближний свет и соблюдать нужную скорость.
• Если вы ставите машину во дворе, не слушайте громко музыку. Соблюдайте тишину и чистоту рядом с вашим автомобилем.
• Проявите внимание и уважение к пешеходу, пропустите его. Особенно это касается пожилых людей, которые иногда вообще боятся перейти дорогу из-за огромного потока машин или недостаточных знаний дорожного движения.
Желаем вам удачи на дорогах!
Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru
Презентация к уроку на тему: Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения
Этика – это нормы поведения человека во взаимоотношениях с другими людьми, основанные на их взаимном уважении . Только вежливый, предусмотрительный участник дорожного движения вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе других участников движения. Только в обстановке взаимоуважения можно добиться уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий!
Слайд 3
Черты плохого водителя: агрессивность , неуравновешенность , недоброжелательность, невежливость, высокомерие , пренебрежительное отношение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.
Слайд 4
Этика складывается из следующих нравственных отношений: − уважительное отношение ко всем участникам движения; − предупредительный, вежливый стиль езды; − оптимальный стиль, характеризуемый плавным троганием , перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов; − недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него; − помощь другим водителям; − ответственность за рядом сидящих пассажиров; − бдительность по отношению к пешеходам; − использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством; − садиться за руль только в трезвом состоянии; − следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.
Слайд 5
Находясь за рулем, водитель должен придерживаться таких правил этики: − Паркуясь , нужно помнить о других. − Следует соблюдать рядность. − При возможности следует помогать выехать на дорогу из боковых проездов. − При возможности следует помогать обгонять. − Информируйте других участников движения о своих маневрах заранее. − При сужении дороги соблюдайте очередность проезда. − Включайте ближний свет в сумерках. − Переходите на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет. При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходите на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары. Грамотно используйте световые приборы. − Пропускайте пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них . Учитывайте видимость на дороге.
Слайд 6
Одним из важнейших условий безопасного управления − это прогнозирование дорожной ситуации. Общий прогноз связан с выбором цели поездки, ее маршрутом, оценкой погодных и дорожных условий, планированием времени, средней скорости вождения, скорости на отдельных участках и т. п. Местный, краткосрочный прогноз сопровождает водителя в процессе движения. У водителей, имеющих практический опыт, прогноз является составной частью автоматизма, а у начинающих водителей необходимо прививать это качество уже в процессе обучения.
Влияние темперамента на стиль вождения Темперамент — индивидуальные психологические особенности, которые характеризуют личность человека c учетом динамики его психических процессов. Холерик Сангвиник Меланхолик Флегматик
Слайд 15
Сангвиник Спокойный,уравновешенный.общительный,активный,с юмором,вежливый . Так , сангвиники, как правило, являются надежными, хорошими водителями, но порой они переоценивают свои возможности, легко отвлекаются, требуют повышенного контроля в работе.
Слайд 16
Холерик Холерики, для которых характерна высокая степень эмоциональной возбудимости, при управлении автомобилем будут утомляться сильнее флегматиков, которым свойственно спокойное отношение к делу. К тому же холерики недостаточно усидчивы, невыдержанны, а бессистемность в работе снижает их качества как водителя, особенно в дальних поездках.
Слайд 17
Флегматик Спокойствие, уравновешенность флегматиков благоприятны для управления автомобилем, однако не в сложной дорожной обстановке, так как их действия и решения обычно замедленны.
Слайд 18
Меланхолик Для меланхоликов типичны колебания, нерешительность и другие особенности, которые отрицательно сказываются при управлении автомобилем. Однако чаще всего в аварии попадают водители с чрезмерно высокой эмоциональной возбудимостью.
Слайд 19
Агрессивный стиль Обилие резких движений. Стремление произвести впечатление. Резкий старт. Необоснованное торможение и ускорение. Перестроение на соседние полосы без предупреждения и т.д.
Слайд 20
Классический стиль Неторопливый разгон . Хорошо продуманный скоростной режим. Уверенные повороты. Разумное использование тормозов.