Пропуск зажигания в цилиндре двигателя: причины, диагностика, ремонт
Двигатель автомобиля устроен сложно, и лишь при грамотной работе всех без исключения компонентов он способен выдавать максимальную мощность и действовать стабильно. Под правильной работой мотора машины подразумевается плавный ход, заявленный производителем расход топлива и общий комфорт от движения. Одной из проблем, которая может всего этого лишить водителя, является пропуск зажигания в цилиндре. С данной неисправностью двигатель работает не на всю мощность, и возникают другие сбои в его работе. В рамках статьи мы посмотрим, как диагностировать эту проблему и что ее вызывает.
Пропуск зажигания в цилиндре: выявление проблемы
Диагностировать пропуск зажигания в цилиндре очень просто, особенно если водитель не первый день за рулем конкретной модели машины, и он уже успел привыкнуть к ее «поведению» на дороге. Следующие неисправности отчетливо указывают, что имеется проблема с работой ДВС и причиной тому может служить пропуск зажигания:
Старт двигателя менее стабилен, а при большом количестве включенных дополнительных приборов машина и вовсе может не завестись;
Двигатель трясется на холостом ходу, вызывая заметное дрожание корпуса автомобиля;
Во время движения автомобиль стал менее «резвым» — чувствуется острая нехватка мощности;
Повысился расход топлива.
Выше перечислены причины, которые автомобилист может самостоятельно почувствовать при движении автомобиля, у которого имеется проблема с пропуском зажигания в цилиндре. Немаловажно отметить, что при подобной проблеме в разы повышается вредность выхлопа машины. Диагностировать визуально это удается не всегда, но в некоторых случаях может идти черный дым из выхлопной трубы.
Из-за чего происходит пропуск зажигания в цилиндре
Даже опытный водитель однозначно не сможет сказать, по какой причине происходит пропуск зажигания в цилиндре у конкретного автомобиля. Имеется масса неисправностей, из-за которых может возникать подобная проблема при работе двигателя внутреннего сгорания:
Выше перечислены только основные причины, которые приводят к пропуску зажигания в цилиндре. Можно сказать, что практически все элементы двигателя, участвующие в воспламенении рабочей смеси в цилиндрах, рискуют стать причиной для возникновения данной неисправности.
Как диагностировать причину пропуска зажигания в цилиндре
Маловероятно, что самостоятельная диагностика элементов двигателя позволит водителю определить причину пропуска зажигания в цилиндре. При этом проверить форсунки и очистить свечи зажигания будет не лишним, перед тем как направляться в сервис, где специалисты точно смогут определить, из-за чего возникает подобная неисправность.
На автомобильном сервисе диагностику причины пропуска зажигания в цилиндре выполняют при помощи сканеров, они же автомобильные тестеры. Подключившись к специальному диагностическому разъему на машине, специалист сможет считать с нее коды присутствующих в системе ошибок.
Некоторые примеры ошибок, которые возникают при пропуске зажигания в цилиндре:
P030X: данная ошибка указывает, что действительно имеется пропуск зажигания, а вместо буквы X диагностический сканер показывает конкретный цилиндр, в котором она возникает;
P020X: указывает, что возникающие проблемы связаны с неисправностью форсунки, а вместо X диагностический сканер показывает цилиндр, в котором она установлена;
P040X: ошибка в выхлопной системе автомобиля.
На различных моделях машин коды ошибок могут отличаться, и необходимо сверять их значение с технической документацией к автомобилю.
Если сканер не может точно показать проблему, которая приводит к пропуску зажигания в цилиндре, и он просто выдает ошибку P0300, специалисты сервисных центров могут проверить каждый цилиндр на специальном стенде при помощи осциллографа. Он позволяет определить, в каком из цилиндров происходит отклонение фактического напряжения от пикового.
Стоит отметить, что если вы подозреваете наличие неисправности в виде пропуска зажигания в цилиндре двигателя вашего автомобиля, не стоит медлить с устранением ошибки. Данная проблема может привести к выходу из строя других элементов двигателя, из-за чего ремонт станет более затратным.
Загрузка…
Определяем причину пропусков зажигания автомобиля
Пропуски зажигания свидетельствуют о том, что в одном либо сразу нескольких цилиндрах не происходит полноценное сгорание топливовоздушной смеси. Рассмотрим причины множественных пропусков, почему неисправность может проявлять себя только на холодную, а также расшифровку кодов ошибок: Р03001, Р03002, Р03003, Р03004.
ПРИЧИНЫ МНОЖЕСТВЕННЫХ ПРОПУСКОВ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ
Отсутствует искра либо сила искрового разряда недостаточна для поджигания ТПВС. Причина перебоев в работе системы зажигания может быть в свечах, высоковольтных проводах, катушке, модуле зажигания.
Потеря компрессии двигателя. Прогар клапанов, пробой прокладки ГБЦ – наиболее вероятные причины. Привести к подобной проблеме может даже износ гидрокомпенсаторов, неправильный зазор клапанов, сбой меток ГРМ.
Неисправность форсунки либо цепи ее управления. Если форсунка зависает в открытом состоянии, управляющий провод коротит на «массу», ТПВС будет переобогащенной. Топливная смесь не будет сгорать как вследствие излишнего переобеднения, так и при переобогащенной смеси. Поэтому при множественных пропусках воспламенения из списка причин не стоит исключать и топливный насос.
Подсос неучтенного воздуха. К примеру, в месте прокладки между впускным коллектором и ГБЦ. В непрогретом состоянии зазор в месте разгерметизации увеличивается, поэтому в цилиндры попадает больше неучтенного воздуха. Пропуски зажигания возникают по причине излишнего переобеднения смеси. Среди перечня причин не стоит исключать негерметичность уплотнительных колец форсунок, треснувшие шланги вакуумной системы.
Признаки пропусков воспламенения: двигатель троит, снижается мощность, увеличивается расход топлива. Неравномерная работа хорошо заметна на 3, 4, 5-цилиндровых моторах, но на V-образных 6 и 8-цилиндровых ДВС заметить отключение одного из цилиндров сложнее.
КОДЫ ОШИБОК
Самодиагностика современной инжекторной системы впрыска способна регистрировать пропуски и определять, в каком именно из цилиндров причина неравномерной работы двигателя. Поэтому мы рекомендуем начинать с диагностики актуальных кодов неисправностей. При поиске причины поломки важно понимать, в каком именно из режимов работы двигателя возникает ошибка по пропускам зажигания.
Без воспламенения в цилиндре отсутствует рабочий ход, что сказывается на скорости вращения коленвала. ЭБУ двигателя получает информацию с датчика положения коленчатого вала, поэтому по моменту замедления КВ может рассчитать, в каком именно из цилиндров происходят пропуски зажигания.
Р0300 – множественные пропуски зажигания. Это значит, что проблемы с поджогом возникают не только в одном цилиндре;
Р03001, Р03002, Р03003, Р03004, Р0300n … – пропуски в конкретном цилиндре. Где N – порядковый номер камеры сгорания, в которой проявляется неисправность.
Определить коды ошибок можно подключившись к разъему OBD II с помощью простейшего диагностического прибора наподобие ELM 327. Важно, чтобы версия ПО позволила подключиться к блоку управления двигателем на вашей модели авто.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЦИЛИНДР
Если двигатель троит, но вы не знаете, в каком из цилиндров причина, на работающем моторе поочередно снимите высоковольтные провода или отключите разъемы модулей зажигания, топливных форсунок. Отключение рабочих цилиндров будет заметно по падению оборотов. Проблемы будут в том «горшке», который никак не отреагирует на отключение ВВП/разъема. Неработающий цилиндр мы определили, поэтом переходим к поиску причины пропусков зажигания.
ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
Мы не будем рассматривать диагностику вторичной цепи зажигания, для которой требуется осциллограф и базовые навыки работы с сигналами датчиковой аппаратуры. Остановимся на базовых методах проверки, которые можно выполнить своими руками.
Выкрутите свечу зажигания. Измерьте воздушный зазор, оценить состояние электродов, изолятора и количество нагара. Более подробно процесс диагностики мы описали в статье «Симптомы неисправности свечей зажигания».
Если свеча мокрая и ощущается яркий запах бензина, значит, топливо в цилиндр подается и к системе питания претензии стоит выдвигать в последнюю очередь.
Лучший способ самостоятельно определить причину пропусков зажигания в цилиндре – сменить местами сначала свечи зажигания, потом ВВП и модули зажигания. Перед запуском после смены элементов сотрите все коды ошибок. Определить неработающий «котел» можно, считав актуальные ошибки либо воспользовавшись описанным выше методом.
Закрутите свечу из цилиндра, в котором проблемы с воспламенением, в исправный «горшок». Если проблема перекочует в ранее исправный цилиндр, значит, причина пропусков зажигания именно в свече. Точно также поступите с ВВП, индивидуальными катушками зажигания.
На автомобилях с системой DIS, устройство которой предполагает одну катушку на 2 цилиндра, неисправность катушки зажигания будет проявлять себя пропусками воспламенения сразу в 2 «котлах».
ПРОВЕРКА ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ПРОВОДОВ
Измерьте сопротивление ВВП. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете самостоятельно проверить высоковольтные провода и сравнить полученные значения с номинальными. Бесконечное сопротивление свидетельствует об обрыве – такой высоковольтный провод следует заменить.
Определение пробоя. Обрызгайте ВВП водой, запустите двигатель. Один контакт контрольки подключите к металлической неокрашенной детали, контактирующей с кузовом. Вторым контактом проведите вдоль каждого провода. Между исправными высоковольтными проводами и контролькой не должно быть пробоя искры.
Внимание! Контакт должен быть подключен именно на «массу», а не на минусовой вывод АКБ! Иначе при пробое есть риск взрыва аккумулятора. В контрольке должна быть лампа накаливания, а не светодиод.
В начале статьи были описаны основные причины, но существуют и некоторые более редкие неисправности.
Износ контакта резистивного датчика положения дроссельной заслонки. ЭБУ не может адекватно рассчитать количество воздуха и желаемую нагрузку.
Растянутая цепь ГРМ, из-за которой сдвигаются фазы газораспределения.
Поломка демпфера венца ДПКВ. Износ приводит к неравномерному вращению венца, что может быть расценено ЭБУ как проблемы с горением рабочей смеси.
НЕ ПОПАДИТЕСЬ
На некоторых автомобилях ЭБУ после регистрации пропусков зажигания в цилиндре принудительно отключает подачу топлива и искры. Именно так работает система защиты каталитического нейтрализатора, которая предотвращает попадание несгоревшего бензина к сотам катализатора.
Чтобы эта особенность не сбила вас с пути при поиске причины пропусков зажигания, обращайте внимание на первые секунды прокрутки стартера/ работы двигателя. Нужно как минимум несколько оборотов венца, чтобы ЭБУ мог зарегистрировать пропуски. Поэтому в первые моменты система защиты катализатора гарантированно не сработает.
причины и их устранение :: SYL.ru
Такой вид неисправности, как пропуски зажигания, причины может иметь различные. И если своевременно не обратить на эту проблему должного внимания, то данная поломка может привести к более серьезным последствиям и затратам. Как правило, признаком того, что происходит сбой зажигания, является неравномерная работа машины, чрезмерная детонация, падение мощностных показателей, а также повышенный расход топлива. При низких температурах мотор плохо запускается и работает с перебоями на холостом ходу.
Пропуски зажигания и основные причины
Как уже говорилось, причин для возникновения данной неполадки может быть несколько. Самая первая и наиболее распространенная — это отсутствие искрообразования на свечах зажигания. Причиной может послужить как неисправность самих свечей, так и повреждение деталей и проводов системы, плохая компрессия или разрегулировка компрессионных клапанов, или их прогорание, поступление в цилиндры двигателя несбалансированной рабочей смеси, частичное засорение топливных форсунок и нестабильная работа топливного насоса. Как правило, пропуски зажигания под нагрузкой (причины мы рассмотрим ниже) происходят именно из-за неполадок в системе питания.
Определение причины нестабильного искрообразования
Точно определить неисправности можно при помощи специального диагностического оборудования.
Для осуществления данной операции автосканер подключают к диагностическому разъему автомобиля и уже по коду неисправности определяют элементы систем, которые препятствуют нормальному искрообразованию. И лишь имея конкретные данные, можно приступать к ремонту и замене поврежденных деталей.
Зачастую различные марки автомобилей имеют некоторые отличия в плане кодов диагностики неполадок.
Но в целом выглядят они примерно так: Р030Х – означает пропуски зажигания, где Х — соответствует проблемному цилиндру; Р020Х – указывает на неполадки, связанные с топливными форсунками; Р040Х – гласит о неисправностях выхлопной системы. В том случае, если на дисплее прибора указан код неисправности Р0300, то этот вид поломки можно устранить своими руками. Достаточно лишь заменить свечу зажигания в указанном цилиндре. При обнаружении иных проблем необходимо обратиться в сервисный центр по обслуживанию и ремонту автомобилей, где имеются высокоточные приборы и оборудование.
Визуальное определение причин
Пропуск зажигания в цилиндре причины может иметь и другие, которые возможно определить самостоятельно при детальном осмотре высоковольтных проводов и элементов системы. Существует вероятность повреждения изоляционного покрытия проводки, надлом и подгорание наконечников и клемм электропроводки. При этом поврежденные провода могут пробивать на корпус автомобиля, тем самым теряя электрический импульс, что приводит к пропуску искры на свечах. Также случается образование трещин в корпусе и крышке катушки зажигания, что приводит к попаданию влаги внутрь.
Осуществить диагностику каждого цилиндра можно при помощи электронного осциллографа. Этот прибор способен указать неисправность, учитывая отклонения фактического напряжения от напряжения пикового.
Потеря искрообразования на отечественных автомобилях
Автомобили данной категории хоть и имеют всевозможные технические нововведения, но ввиду качества сборки и недоработок зачастую становятся практически нерешаемой проблемой для автолюбителей. Так, рассмотрим, пропуск зажигания на УАЗе.
Причины — заливание водой катушки зажигания и свечей. В основном это случается во время мойки автомобиля и при преодолении глубокого брода из-за незащищенности деталей и приборов электроники.
ВАЗ 1117: пропуски зажигания, причины
«Калина» может сломаться и из-за проблем в самой катушке. Дело в том, что данную деталь можно условно разделить на две части. Одна отвечает за работу первого и четвертого цилиндров, а вторая соответственно за второй и третий.
Поэтому, если диагностика указывает на одновременные перебои в работе первого и четвертого элементов или наоборот, то пропуски зажигания, причины в том числе, могут затаиться непосредственно в катушке. При замене ее необходимо точно следовать нумерации подключения к ней бронепроводов соответствующего цилиндра, так как нарушение повлияет на момент искрообразования.
Устранить пропуски зажигания, причины (ВАЗ не исключение) в данное время не составит особого труда, так как на станциях технического обслуживания имеется различное диагностирующее оборудование.
Работа блока управления
Электронный блок управления диагностирует пропуски зажигания, причины их возникновения при помощи датчика детонации, а в дальнейшем сравнивает их с показаниями датчика неровности дорожного покрытия. При этом модуль определяет момент воспламенения рабочей смеси в одном из цилиндров. Поэтому блок с точностью в 100% может обнаружить пропуск искрообразования в конкретном цилиндре и диагностировать причину сбоя в работе. При обнаружении сбоя одновременно в нескольких цилиндрах велика вероятность того, что причиной может служить нарушение работы механических узлов и агрегатов двигателя. Поэтому искать проблему стоит не только в системе зажигания, а и в механике.
Неисправность элементов топливной системы
Топливная система, а точнее нарушение ее стабильной работы, может повлиять на искрообразование.
Этот фактор может происходить по причине отсутствия или плохого состава топливной смеси. При попадании слишком обедненной или же наоборот обогащенной смеси в цилиндры двигателя, даже при наличии стабильного искрообразования, воспламенение может не произойти. И когда такое происходит в определенный промежуток времени одновременно в нескольких цилиндрах, блок управления указывает на множественные пропуски. Причиной такой неполадки могут служить несколько факторов:
Бензин низкого качества (что нередко встречается). А поэтому есть и возможность засорения топливного фильтра.
Низкое давление горючей смеси. Здесь может быть неисправен топливный насос, выход из строя регулятора давления.
Подводя итоги
Обратите внимание, что, проигнорировав факт нарушения момента искрообразования и несвоевременно устранив неполадку, автовладелец рискует привести двигатель своего авто к более серьезным поломкам, а соответственно, и к лишним финансовым затратам.
Итак, мы выяснили основные причины, по которым происходит пропуск зажигания.
Пропуски воспламенения в цилиндрах, иногда их называют «ошибка misfire» обычно легко заметить – автомобиль начинает дергаться при наборе скорости, на холостых оборотах его «трясет» еще говорят «троит мотор». Причина обычна, связана с проблемами в зажигании или топливом, в особо тяжелых случаях виновата поршневая группа. В зависимости от серьезности ситуации пропуски сопровождаются потерей мощности двигателя.
Если пропуски воспламенения появляются только при определенных обстоятельствах, например, при нагрузке или в узком диапазоне оборотов то и обнаружить их сложно.
Для старых автомобилей:
На старых, карбюраторных машинах причина, чаще всего будет находится в системе зажигания, поскольку у них отсутствует множество сложных датчиков, которые могут быть причиной пропусков воспламенения. Также, misfire могут вызывать утечка вакуума или неисправный топливный насос. Первое, что нужно сделать, — это определить, в каком цилиндре или цилиндрах возникают пропуски зажигания, а лучший способ рассказать об этом это цвет свечи зажигания.
Рабочая свеча будет иметь коричневатую окраску, тогда как свеча из цилиндра с пропусками зажигания будет серой или даже черной.
Если причина в свече зажигания, то ее необходимо заменить. Следующим шагом диагностики будет проверка проводов зажигания на предмета износа или повреждения. При необходимости их тоже необходимо заменить.
Для большинства современных автомобилей:
В современных автомобилях, благодаря системе OBD-II, пропуски зажигания всегда будут сопровождаться горящим или мигающим сигналом «Check Engine».
Мигающая лампа «Check Engine» говорит о более серьезной проблеме с пропусками воспламенения, поэтому такой автомобиль лучше не эксплуатировать. Диагностический сканер OBD-II покажет вам, какой цилиндр виноват, но он не может указать на причину – инжектор, свеча или катушка зажигания, в самом тяжелом случае повреждение поршня или цилиндра. Как и в случае с карбюраторными машинами хорошая идея вначале взглянуть на свечи, провода и катушки зажигания. Иногда, при осмотре двигателя в темноте можно заметить искры, которые идут от «пробитого» провода зажигания.
С пропусками воспламенения связаны коды ошибок OBD-II — P0301, P0302, P0303, P0304, P0305, P0306, P0307, P0308, P0309, P0310.
Один из способов определения неисправной свечи — заведите автомобиль и дайте ему работать на холостом ходу. Затем последовательно отключайте провода зажигания от катушки или снимите разъем с катушек зажигания. Если при отключении работа двигателя меняется, он начинает больше дергаться или глохнуть, то свеча или катушка исправны. Сняв провод с несправной свечи или катушки — работа двигателя
никак не изменится. Если новая свеча в этом цилиндре не решает проблему misfire то это значит, что виновата катушка или провод. Вот так методом исключения определяется источник проблемы «троит мотор».
Если система зажигания не является источником проблемы с пропусками воспламенения, то тогда необходимо проверит инжектор и топливную магистраль. Для проверки форсунок используется мультиметр. С его помощью измеряется сопротивление каждой форсунки. Если сопротивление какой-либо из форсунок выходит за пределы указанных значений, то ее необходимо заменить. Также можно проверить приходит ли напряжение на форсунки.
Работу инжектора при помощи мультиметра оценить нельзя.
Проверка топливной магистрали, давления в ней, компрессии в цилиндрах должна проводится только квалифицированным специалистом с применением специального оборудования.
Общие причины пропусков воспламенения:
неисправные свечи зажигания или провода
неисправная катушка зажигания
изношенные или поврежденные поршневые кольца
износ вследствие попадания топлива
сгоревшие или погнутые клапана
сгоревший клапан
поврежденные пружины клапана
износ распредвала
неработающая топливная форсунка
Пропуски зажигания — причины и диагностика
Пропуски зажигания – довольно распространённое явление, характерное для двигателей отечественных автомобилей. Эта поломка представляет собой возникший дисбаланс в работе цилиндров, который проявляется в разности скорости их движения. Один элемент перемещается медленней других, что может привести к снижению производительности силового агрегата. Вследствие возникновения такой поломки ухудшается выхлоп и увеличивается расход топлива.
В самых сложных случаях происходит значительно снижение скорости, а в процессе движения могут возникать рывки, особенно заметные на старте и при разгоне. Перечислять все негативные последствия, которые возникают по цепной реакции с появлением каждого нового признака сбоя в работе, мы не будем. Каждый автовладелец прекрасно понимает, что машина как организм человека, если появилась проблема её нужно незамедлительно решать, чтобы не усугубить ситуацию бездействием. В данной статье мы рассмотрим пропуски зажигания и причины их возникновения. Эта информация поможет детально разобраться в проблеме и решить её без помощи специалистов.
Причины пропуска зажигания
Нарушение компрессии. При возникновении этого дефекта, топливная смесь не подвергается необходимой силе сжатия. Проверить качество выполнения данной процедуры достаточно просто. В случае поломки бензин выливается без воспламенения из цилиндра обратно в топливную систему.
Свечи зажигания являются самой распространённой причиной у водителей, которые не проводят регулярных технических осмотров. Как правило, электроды свеч покрыты нагаром, а после его очистки проблема устраняется. В других случаях, пропуск зажигания может быть связан с выходом из строя самой свечи или изменении искрового зазора, больше или меньше нужного значения.
Проникновение воздуха в топливную систему. Эта причина возникает вследствие пересыхания колец форсунок, при наличии брака на впускном коллекторе, а также при повреждении подкладки головки цилиндра.
Снижение качества топливовоздушной смеси. Данный дефект может быть следствием использования горючих жидкостей низкого качества, что приводит к засорению форсунок. Снижение качества топливно-воздушной смеси также возникает при нарушении работоспособности регулятора давления, топливного насоса или засорения фильтра. Исправить это достаточно просто, методом прочистки и регулировки вышеописанных узлов.
Высоковольтные провода. Проводка может быть повреждена в процессе проведения недостаточно качественных ремонтных мероприятий.
Газораспределительный механизм может быть причиной пропуска зажигания из-за некорректной калибровки зазоров ГРМ или нарушения герметичности гидрокомпенсаторов.
Смещение или дефект цилиндра, при котором смесь может воспламеняться через раз. Происходят такие поломки достаточно редко и требуют серьёзных работ для устранения.
Поломка модуля зажигания или неисправность катушки высокого напряжения.
Диагностика пропусков зажигания на ВАЗ (Видео)
Выявить причину пропуска зажигания на современном автомобиле, где большинство узлов и механизмов заменены на блоки с электронными системами контроля можно за несколько минут с помощью соответствующих встроенных программ или специального оборудования. Конечно, исключением являются некоторые этапы, требующие визуального осмотра. Для отечественного транспорта не существует такого простого способа выполнить тестирование с помощью современных электронных инструментов диагностики. В этом случае нужно прибегнуть к поэтапной поверке деталей, влияющих на работу цилиндров. Весь процесс условно можно разделить на 6 операций:
1) Проверка проводки. Плохое состояние высоковольтных кабелей нередко является причиной пропуска зажигания. Внимательно проверьте изоляционную защиту, качество разъёмов и надёжность их фиксации. На поверхности не должно быть трещин или сколов. Часто причиной потери контакта может быть перегиб жилы, особенно это характерно для старых кабелей. Для проверки можно использовать простую конструкцию с лампочкой и батареей. Если в проводке будут проблемы, вы это быстро поймёте. 2) Проверка свечей. Каждый элемент необходимо выкрутить и внимательно осмотреть на предмет соответствия зазора, повреждения или засорения. 3) Разбираем распределитель зажигания. Он представляет собой достаточно сложный элемент, для работы с которым лучше всего воспользоваться схемой. Это позволит исключить малейшие ошибки при обратном монтаже и существенно ускорит работу. 4) Проверка компрессии в цилиндрах. Для выполнения этой процедуры понадобиться манометр и специальная насадка под разъём для свечи. В отверстие вставляется насадка и с помощью манометра проверяется давление внутри системы.
5) Проверка клапанов. Сначала следует убедиться в их качестве, а затем проверить уровень регулировки. Клапаны часто бывают причиной пропуска зажигания. Однако их осмотр рекомендуется делать только после проведения всех вышеописанных операций. Настройки клапанов могут самопроизвольно сбиваться вследствие получения автомобилем серьёзных механических ударов. Состояние уплотнителя также играет важную роль. При его износе резко снижается компрессия. 6) Проверка цилиндров. Для этой процедуры не нужны инструменты. Для поэтапной проверки каждого цилиндра нужно включить двигатель на ХХ. Затем по очереди отсоедините провода от свечей зажигания. При отключении кабеля работа мотора должна изменяться и так вы сможете определить неисправный механизм.
Предупреждение. Стоит понимать, что вышеизложенный метод диагностики является достаточно опасным, так как необходимо работать с накалёнными деталями и высоким напряжением. Нужно быть крайне осторожным и выполнять все этапы максимально аккуратно и внимательно. В противном случае есть вероятность получения травмы. Из-за этого данная процедура может проводиться только опытными водителями.
В процессе диагностики автомобилей довольно часто возникает ситуация, когда из-за отсутствия четкого определения расшифоровки кодов неисправности выносятся неверные диагнозы и поиск неисправности идет в неправильном направлении. Одно из самых частых заблуждений возникает по ошибкам P030x («Misfire Detected»). Нередко диагностические программы и даже специализированная литература выдают расшифровку кодов Р030х как «пропуски зажигания». Начинающие или неопытные диагносты начинают строить неверные предположения, что «ЭБУ диагностирует проблемы в системе зажигания», но на самом деле это не так.
Для начала давайте разберемся – для чего нужны эти ошибки и почему без них раньше неплохо обходились. Основная причина – экология. Данные ошибки появились в системах, выполняющих нормы токсичности Евро‑2/3 и содержаших в системе выхлопа каталитический нейтрализатор, для защиты последнего от несгоревшего топлива. Несгоревшее топливо при попадании в нейтралитатор догорает в нем, раскаяя катализатор до критических температур при которых он может потерять свои свойства и даже разрушиться. Поэтому при обнаружении пропусков воспламенения, система отключает форсунку того цилиндра, в котором обнаружился пропуск и зажигает ошибку по соответствующему цилиндру (P0301-P0304). Если пропуски носят множественный характер, выставляется также ошибка P0300.
Для понимания причин возникновения пропусков воспламенения лучше всего разобраться в механизме обнаружения и фиксации данных ошибок программой контроллера. ЭБУ двигателя не имеет обратной связи по системе зажигания и данный тип неисправности «вычисляется» системой впрыска так называемым «косвенным методом». Суть этого метода заключается в том, что на полностью исправной системе коленчатый вал двигателя вращается достаточно равномерно, и по сигналам ДПКВ это отлично видно. Если же в каком-либо цилиндре, по какой-либо причине, отсутствовала вспышка топлива, то диаграмма сигналов изменится. Следовательно, измеряя временные интервалы сигналов ДПКВ, можно с достаточной долей вероятности судить о сгорании смеси и вычислять в каком цилиндре (по положению на диаграмме) происходит сбой.
Производители ПО стараются как можно точнее определять данные ошибки, но, так как косвенный метод, описанный выше, все-таки не идеален, т.к коленчатый вал может работать неравномерно не только по причине пропусков воспламенения, строится модель фильтрации на основе Датчика Неровной Дороги для отслеживания резких вертикальных передвижений кузова автомобиля, могущих вызвать изменение равномерности вращения коленчатого вала. Алгоритм взаимодействия ДНД с системой определения пропусков воспламенения прост – если в момент обнаружения пропусков поступали сигналы с ДНД, обнаруженные пропуски игнорируются, соответственно, топливо не отсекается и ошибки не выставляются.
Твердо уяснив, что ошибку нужно трактовать как «в цилиндре Х не произошло сгорание смеси» и никак по другому, намного проще искать неисправность, не зацикливаясь только на системе зажигания. Естественно, система зажигания попадает под подозрение первой, так как пропуски зажигания это частный случай пропусков воспламенения. Но и других причин более чем достаточно.
Основные причины:
Свечи: пробитые, с очень большим зазором, с очень маленьким зазором, в масляном нагаре и просто некачественные.
Высоковольтные провода: с очень большим сопротивлением, либо в обрыве и с замасленной поверхностью, а так же поврежденные физически.
Вышедшие из строя катушки или модули зажигания. Последние могут выйти из строя по вышеперечисленным либо другим причинам.
Неравномерно пропускающие (забитые) форсунки. Это может быть следствие загрязнения из-за некачественного топлива.
Неравномерная компрессия. То есть, если компрессия в одном или более цилиндре значительно отличается от других, воспламенения смеси может не происходить из-за недостаточного сжатия воздушно-топливной смеси.
ГРМ. На восьмиклапанных ДВС это неправильная регулировка (уход регулировки вследствие износа) зазоров ГРМ. На шестнадцатиклапанных неправильная работа (негерметичность) гидрокомпенсаторов.
Подсос воздуха. Это могут быть «усохшие» колечки форсунок, незатянутые крепления или дефект прокладки впускного коллектора, а так же подсос воздуха через технологические отверстия. Например, на шестнадцатиклапанных двигателях ЗМЗ подсос воздуха может быть из-за развалившегося шланга РДТ, на шестнадцатиклапанных двигателях ВАЗ – неприкрученные шпильки крепления декоративной крышки (авто с алюминиевым коллектором) и пр.
ДНД. Если Вы отключите его или поставите вертикально (а именно так, например, рекомендуют некоторые производители распорок для а/м Калина) Вы можете получить ошибки по пропускам воспламенения по делу и без дела.
Это конечно, самое основное и то, что «лежит на поверхности». Могут быть еще причины, вплоть до самых изысканных, (например, разрушение выпусного кулачка распределительного вала и пр.) но остановимся на вышеперечисленных. Поняв принцип, Вы сможете сами разработать собственные методики. Данная статья не ставит целью перечислить все возможные неисправности, цель статьи – установить четкую границу между пропусками воспламенения и пропусками зажигания.
Как определить причины пропуска зажигания в цилиндрах
В своей автомобильной практике наверняка многие водители транспортных средств, слышали или имели дело с тем, что двигатель может «троить». Это выражение известно еще с тех пор, когда двигатели на всех автомобилях имели по четыре цилиндра, поэтому если какой-то из них переставал работать, то мотор продолжал функционировать с помощью целых. Однако в настоящее время транспортные средства имеют большее количество цилиндров, которое варьируется от трех до двенадцати. Поэтому полное выражение в таком случае потеряло первоначальную суть и все же осталась частичка, которая используется,по сей день. В связи с этим слово «троит», нашло свое применение и сейчас также означает, что один из имеющихся цилиндров отбыл свое время, то есть отказал. Для этого могут послужить определенные факторы и причины пропуска зажигания.
Модуль зажигания ВАЗ 2114
Отказ одного из цилиндров является серьезной проблемой для любого водителя. Ведь из-за этого транспортное средство теряет не малую часть мощности, автомобиль начинает дергаться и прыгать во время работы. Машину становиться сложно завести, во время поездки могут слышаться резкие хлопки, которые вызывает неисправный цилиндр. В нем происходит следующее: детонирует топливное вещество, которое находится в избытке. Неполадки с ним можно увидеть с помощью диагностики бортовым компьютером. Во время проведения данной процедуры на мониторе будут показаны ошибки, если есть неполадки в работе какого-то из цилиндров двигателя.
В системе бортового компьютера они пронумерованы и на мониторе будут указаны данные, которые помогут определить какой именно цилиндр отказал. Если зажигания пропускаются в 1 цилиндре компьютер покажет ошибку Р0301. В том случае если бортовой компьютер показывает надпись Р0303, то это значит, что пропускается зажигание в 3 цилиндре. Это в большей степени относится к моделям машин современного типа, которые оборудованы подобным механизмом, способным проводить диагностику. Также это присуще автомобилям, на которых установлено электронное зажигание.
Причины пропуска зажигания в цилиндре и почему важен нейтрализатор
Сложности с зажиганием на старых марках транспортных средств могли возникнуть, потому что на такие автомобили не устанавливали нейтрализаторы, что и приводило к уменьшению мощности самого двигателя. Однако с течением времени старые карбюраторы заменили инжекторные двигатели и причины пропуска зажигания стали немного другими. В этом случае подобные неполадки стали постепенно разрушать нейтрализатор вашего автомобиля. Это происходит потому, что именно в нем догорают оставшиеся излишки топлива, которые не сгорели в цилиндре.
Однако со временем нейтрализатор подвергается засорению, так как в нем остаются частички продуктов горения. Подобное случается по причине того, что внутренние керамические соты спекаются, а это чревато понижением работоспособности двигателя. Дым выхлопных труб тяжело выходит наружу, потому как он проходит через засоренный катализатор. Стоит заметить, инженеры предусмотрели возникновение подобной ситуации. Они установили в бортовом компьютере функцию, которая при обнаружении проблем с цилиндром и подаче горючего в него, отключается автоматически. Это хороший способ избежать повреждений двигателя и нейтрализатора.
Как обнаружить причины пропусков в зажигании
Для того, чтобы проверить ваше средство передвижения на наличие неполадок и неисправностей в цилиндрах необходимо провести диагностику. Бортовой компьютер следит за состоянием двигателя с помощью датчиков. Есть определенный промежуток времени, после которого контроллер фиксирует данные о скорости вращения коленвала, где расположен датчик и цилиндра, работающего в данный период времени. В том случае если скорость коленвала начинает снижаться, это значит, что происходит пропуск зажигания во 2 цилиндре или любом другом. Точные данные предоставит контроллер. Подобные измерения осуществляются по средствам каждой четверти вращение, в том случае если двигатель содержит всего четыре цилиндра.
С тем как определить пропуски зажигания может помочь бортовой компьютер, ведь он хранит в себе все данные о работе и исправности двигателя. Специальный счетчик определяет количество произведенных пропусков и когда превышается их допустимое число, происходит автоматическое отключение конкретного цилиндра от подачи топливного вещества. Через некоторое время будет повторная попытка включить его в работу или же есть вариант перезапустить сам двигатель и таким образом проверить работу цилиндров.
Как правило, контроллер может отключить не больше двух, однако происходит и такое, что зажигание пропускают все цилиндры. В первом случае прекращение подачи топлива в два их них может предотвратить повреждение нейтрализатора и у вас будет время доехать до автосервиса. Во втором случае ситуация сложнее, ведь бывают случаи, когда на холодном ходу пропуски зажигания осуществляются, а происходит это при нагревании и нагрузках двигатель работает исправно. Подобное может произойти из-за непригодности и износа данной части, потому как компрессия функционирует, когда металл прогрет и расширен.
Касательно вопроса, что такое пропуск зажигания, то тут все довольно просто и понятно, если вы опытный автолюбитель. Если же нет, то в таком случае вам наверняка встречалась фраза «троит» двигатель. В данном случае автомобиль будет работать, но в скором времени, наверняка произойдет капитальная поломка. Поэтому рекомендуется следить за техническим состоянием авто и отдавать предпочтение в пользу тех мастерских, которые соответствуют таким требованиям как:
Профессионализм сотрудников.
Наличие специального ремонтного оборудования.
Предоставление гарантии на работу.
Ответственно подойдите к вопросу обслуживания авто, и оно будет работать без проблем.