BMW vs Mercedes-Benz: история великого противостояния
Сейчас уже трудно вспомнить, когда началось великое противостояние BMW и Mercedes-Benz
Массовые бренды всегда существуют парами: в мире продуктов – Dyrol и Orbit, в мире мобильных телефонов – Nokia и Sony-Ericsson, в мире фототехники – Canon и Nikon. В автомобильном мире такой парой является BMW и Mercedes-Benz.
Заметки на полях
Эмблема BMW появилась в сентябре 1917 г.: стилизованный вращающийся пропеллер, который позже для простоты изображения был заменен кругом из четырех секторов. Два белых означали вращающиеся лопасти, а два голубых – просвечивающее сквозь них небо.
Сейчас уже трудно вспомнить, когда началось великое противостояние BMW и Mercedes-Benz. Вероятно, битва гигантов разгорелась в 1936 г, когда BMW вывел на рынок модель 326, отличавшуюся современной технической начинкой, необычным закругленным дизайном и шикарной отделкой салона. Выйдя на ринг, где господствовал Mercedes-Benz, баварский автомобиль вышел победителем из этой схватки – объемы продаж «вагенов» с «пропеллером» на носу заткнули за пояс «трехлучевых».
Заметки на полях
История эмблемы Mercedes началась в 1880 году. Тогда предприниматель Готлиб Даймлер изобразил трехлучевую звезду на стене своего дома, сопроводив ее надписью «Звезда взойдет над этим местом, и, надеюсь, благословит всех нас и детей наших». В 1909 году трехлучевая звезда была утверждена в качестве логотипа компании Daimler Motoren Gesellschaft.
После второй мировой битва гигантов разгорелась с новой силой: против любой новинки одной компании другая выставляла аналогичную. С этого времени противостояние великих автомобильных марок переходит из плоскости технической в плоскость дизайнерскую.
Чтобы найти своего покупателя, BMW и Mercedes избрали принципиально разные подходы к дизайну автомобилей: стиль BMW развивался по пути эпатажа и скоротечных революций, стиль Mercedes – по пути пристрастия к традициям и разумной эволюции. При этом автомобили с «пропеллером» создавались для удовольствия водителя, а машины с трехлучевой звездой – для удовлетворения пассажиров.
Заметки на полях
Индексы Mercedes означают следующее: буква определяет семейство автомобиля, цифры – рабочий объем. Нетрудно догадаться, что S500 – это флагманский седан с пятилитровым двигателем.
Стиль Mercedes сформировался под руководством дизайн-менеджера Бруно Сакко, до прихода которого массовая продукция со звездой на радиаторной решетке ассоциировалась с образом дизельного такси на привокзальной площади. С началом эпохи деятельного итальянца модельный ряд Mercedes подчинился четкой стратегии – стиль флагмана теперь распространялся на остальные модели. Когда очередной виток эволюции дизайна исчерпывал себя, команда дизайнеров создавала новый образ.
Предыдущий глава дизайна Mercedes Питер Пфайфер долгое время находился в раздумьях: текущий виток развития стиля исчерпал себя, а сломать устоявшийся стереотип продолжателю дела Бруно Сакко не хватало сил. Развязка имиджевого кризиса наступила неожиданно, когда пожилой Пфайфер ушел в отставку, уступив место молодому Гордену Вагенеру, пытающемуся сегодня выискивать новые стилистические концепции.
Заметки на полях
Индексы легковые моделей BMW просты и понятны: первая цифра означает семейство автомобиля, две оставшиеся – рабочий объем двигателя. Например, шильдик «750» на корме седана означает, что это «семерка» с объемом двигателя 5 л.
Стиль баварского бренда формировался иначе. В послевоенные годы образ автомобилей BMW складывался весьма хаотично, но под влиянием итальянского дизайна постепенно приобрел необходимую цельность. Новой иконой марки стал компактный спортивный седан, который делился дизайнерскими решениями с большими купе и флагманскими седанами. Этот стереотип в конце прошлого века сломал Крис Бэнгл, который провозгласил новых лидеров стиля и философии BMW (ими стали ассиметричное купе X-Coupe и циклопический родстер Z9).
Радикализм сумасшедшего американца не только не вызвал краха, но и позволил новой «семерке» выйти на отличные продажи. Ее стиль стал донором остальных моделей, которые больше не напоминали «сосиски разной длины». Вдоволь натешившись радикальными переменами, Бэнгл покинул компанию, передав бразды правления стилем молодым специалистам, воспитанным на бэнгловской философии дизайна.
Что будет дальше?
Предсказать нетрудно: как и прежде, «трешке» BMW будет противостоять Mercedes С-класса, «пятерке» — Е-класс, «семерке» — S-класс… С расширением модельных гамм соперничество распространится на новые территории, но автомобили обеих марок останутся произведениями автомобильного искусства: инженерного и дизайнерского. Причем, выбирая между BMW и Mercedes-Benz не нужно искать несущественную разницу в килограммах и секундах. Достаточно определить — стиль какой марки соответствует внутреннему состоянию будущего владельца.
Алексей КОВАНОВ
BMW потроллил Mercedes-Benz и… получил «ответку»! — журнал За рулем
Странный все-таки этот праздник Хэллоуин, вроде бы прикидывается страшным, а на самом деле забавный и даже местами ироничный.
Материалы по теме
Троллинг между автогигантами BMW и Mercedes уже приобрел форму постоянных дружеских подколок, вот и в этот раз в Твиттере баварцы опубликовали фото Мерседеса в голубой накидке с логотипом BMW и подписью: «Сегодня каждый автомобиль может нарядиться как его любимый супергерой».
Но отпуская шутки в адрес конкурента, нужно быть готовым к тому, что он ответит не менее остроумно. Команда BMW в социальных сетях теперь знает, каково это — после веселого обмена колкостями с коллегами из Daimler.
BMW пыталась высмеять Mercedes—Benz в 10:55 утра, а уже в 11:39 в Твиттере Daimler AG появилась следующая учетная запись, которая даже не нуждалась в картинке: «Неплохо! Это действительно страшный костюм! Особенно решетка радиатора…».
Это краткое утверждение затмило все. Правда, следует немного разъяснить эту шутку. Дело в том, что дизайнеры BMW сейчас делают массивные фирменные решетки радиатора для ряда моделей. Это началось с кроссовера X7, но особо не бросалось в глаза из-за мощных форм самого автомобиля. Обновленная 7-я серия также получила гигантскую решетку, и тут несоответствие элемента общему облику уже было хорошо заметно специалистам. Поскольку конкуренты пристально следят друг за другом, огрехи дизайнеров BMW не ускользнули от внимания мерседесовцев.
Вот так и живут, весело подтрунивая друг над другом. Все-таки забавный этот их Хэллоуин!
Фото: Твиттер
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
BMW vs Mercedes-Benz: история великого противостояния
Массовые бренды всегда существуют парами: в мире продуктов – Dyrol и Orbit, в мире мобильных телефонов – Nokia и Sony-Ericsson, в мире фототехники – Canon и Nikon. В автомобильном мире такой парой является BMW и Mercedes-Benz
Массовые бренды всегда существуют парами: в мире продуктов – Dyrol и Orbit, в мире мобильных телефонов – Nokia и Sony-Ericsson, в мире фототехники – Canon и Nikon. В автомобильном мире такой парой является BMW и Mercedes-Benz.
Заметки на полях
Эмблема BMW появилась в сентябре 1917 г.: стилизованный вращающийся пропеллер, который позже для простоты изображения был заменен кругом из четырех секторов. Два белых означали вращающиеся лопасти, а два голубых – просвечивающее сквозь них небо.
Сейчас уже трудно вспомнить, когда началось великое противостояние BMW и Mercedes-Benz. Вероятно, битва гигантов разгорелась в 1936 г, когда BMW вывел на рынок модель 326, отличавшуюся современной технической начинкой, необычным закругленным дизайном и шикарной отделкой салона. Выйдя на ринг, где господствовал Mercedes-Benz, баварский автомобиль вышел победителем из этой схватки – объемы продаж «вагенов» с «пропеллером» на носу заткнули за пояс «трехлучевых».
Заметки на полях
История эмблемы Mercedes началась в 1880 году. Тогда предприниматель Готлиб Даймлер изобразил трехлучевую звезду на стене своего дома, сопроводив ее надписью «Звезда взойдет над этим местом, и, надеюсь, благословит всех нас и детей наших». В 1909 году трехлучевая звезда была утверждена в качестве логотипа компании Daimler Motoren Gesellschaft.
После второй мировой битва гигантов разгорелась с новой силой: против любой новинки одной компании другая выставляла аналогичную. С этого времени противостояние великих автомобильных марок переходит из плоскости технической в плоскость дизайнерскую.
Чтобы найти своего покупателя, BMW и Mercedes избрали принципиально разные подходы к дизайну автомобилей: стиль BMW развивался по пути эпатажа и скоротечных революций, стиль Mercedes – по пути пристрастия к традициям и разумной эволюции. При этом автомобили с «пропеллером» создавались для удовольствия водителя, а машины с трехлучевой звездой – для удовлетворения пассажиров.
Заметки на полях
Индексы Mercedes означают следующее: буква определяет семейство автомобиля, цифры – рабочий объем. Нетрудно догадаться, что S500 – это флагманский седан с пятилитровым двигателем.
Стиль Mercedes сформировался под руководством дизайн-менеджера Бруно Сакко, до прихода которого массовая продукция со звездой на радиаторной решетке ассоциировалась с образом дизельного такси на привокзальной площади. С началом эпохи деятельного итальянца модельный ряд Mercedes подчинился четкой стратегии – стиль флагмана теперь распространялся на остальные модели. Когда очередной виток эволюции дизайна исчерпывал себя, команда дизайнеров создавала новый образ.
Предыдущий глава дизайна Mercedes Питер Пфайфер долгое время находился в раздумьях: текущий виток развития стиля исчерпал себя, а сломать устоявшийся стереотип продолжателю дела Бруно Сакко не хватало сил. Развязка имиджевого кризиса наступила неожиданно, когда пожилой Пфайфер ушел в отставку, уступив место молодому Гордену Вагенеру, пытающемуся сегодня выискивать новые стилистические концепции.
Заметки на полях
Индексы легковые моделей BMW просты и понятны: первая цифра означает семейство автомобиля, две оставшиеся – рабочий объем двигателя. Например, шильдик «750» на корме седана означает, что это «семерка» с объемом двигателя 5 л.
Стиль баварского бренда формировался иначе. В послевоенные годы образ автомобилей BMW складывался весьма хаотично, но под влиянием итальянского дизайна постепенно приобрел необходимую цельность. Новой иконой марки стал компактный спортивный седан, который делился дизайнерскими решениями с большими купе и флагманскими седанами. Этот стереотип в конце прошлого века сломал Крис Бэнгл, который провозгласил новых лидеров стиля и философии BMW (ими стали ассиметричное купе X-Coupe и циклопический родстер Z9).
Радикализм сумасшедшего американца не только не вызвал краха, но и позволил новой «семерке» выйти на отличные продажи. Ее стиль стал донором остальных моделей, которые больше не напоминали «сосиски разной длины». Вдоволь натешившись радикальными переменами, Бэнгл покинул компанию, передав бразды правления стилем молодым специалистам, воспитанным на бэнгловской философии дизайна.
Что будет дальше?
Предсказать нетрудно: как и прежде, «трешке» BMW будет противостоять Mercedes С-класса, «пятерке» — Е-класс, «семерке» — S-класс… С расширением модельных гамм соперничество распространится на новые территории, но автомобили обеих марок останутся произведениями автомобильного искусства: инженерного и дизайнерского. Причем, выбирая между BMW и Mercedes-Benz не нужно искать несущественную разницу в килограммах и секундах. Достаточно определить — стиль какой марки соответствует внутреннему состоянию будущего владельца.
Алексей КОВАНОВ
ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ БРЕНДАМИ BMW И MERCEDES
Олигополистическая конкуренция представляет собой определенную действующую рыночную модель, в которой находится небольшое количество организаций. Такая конкуренция имеет свои особенности, положительные и негативные последствия, как для покупателей, так и для остальных участников рынка.
Актуальность данной темы можно выделить в следующем:
– В условиях рыночной экономики важно уметь анализировать основных конкурентов и шансы выхода в качестве равноценного игрока новых компаний, так как существование олигополии составляет определенные трудности для сторонних компаний.
– Стоимость продукции компаний, входящих в олигополистическую конкуренцию, могут быть завышены, поэтому умение выявить данный тип конкурентных взаимоотношений дает четкое понимание того, что не всегда стоимость соответствует реальному качеству/уровню обслуживания.
Цель работы: определить, можно ли считать противостояние Мерседес и БМВ олигополистической конкуренцией.
Предмет исследования: Олигополистическая модель конкуренции в ракурсе истории становления и развития компаний-производителей БМВ и Мерседес.
Гипотезы:
Автор считает, что конкуренция между компаниями БМВ и Мерседес можно отнести именно к олигополистической, так как:
— стоимость продукции обеих компаний практически не контролируется извне.
— обе компании постоянно находятся в маркетинговой гонке, где в противовес одной новинке выпускается аналогичная в другой компании. Это позволяет поставить компании в один ряд.
— у потребителей сформирован прочный образ, что именно эти две компании задают тон на рынке автопромышленности.
1. Известные модели конкуренции
Экономисты, в зависимости от числа участников, называют такие виды конкуренции: олиго- и монополистическая, чистая. Так, к примеру, в случае с чистой конкуренцией в наличии есть большое количество участников, активно борющихся за потребителей. При наличии монополии определенная отрасль представлена бывает исключительно каким-то одним-единственным субъектом. Если вести речь об олигополии, то число участников рынка является в данном случае ограниченным [1].
Характеристика олигополистической конкуренции
При олигополии на рынке одновременно работает малое число компаний. При этом их количество может составлять от одной фирмы до десяти. Такая рыночная модель имеет следующие признаки:
● чаще всего такая конкуренция бывает полностью сосредоточена вокруг каких-либо однородных продуктов;
● много покупателей, за их лояльность ведет борьбу немного компаний, которые обеспечивают главный объем всего имеющегося на рынке предложения;
● для выхода компаний на рынок существует достаточно большое число всевозможных препятствий, которые требуется преодолевать;
● во время установлении стоимости товара есть возможность сговора с другими предпринимателями;
● по причине взаимной зависимости компаний ограничен контроль за ценами со стороны;
● если компания или несколько занимают самую большую долю на действующем рынке, они способны оказать свое влияние на уровень общего ценообразования [2].
Плюсы и минусы олигополий
Конкуренция, существующая при олигополии, характеризуется рядом преимуществ, которые стоит отметить:
● по причине использования в первую очередь неценовых методов конкуренции, ассортимент товаров с течением времени дифференцируется;
● организации, которые работают на рынке по указанной модели, уделяют много внимания регулярному финансированию и осуществлению исследовательских и конструкторских работ;
Но у конкуренции олигополий есть и свои минусы:
● ввиду большой вероятности ценового сговора олигополия может с течением времени постепенно приобрести ряд черт монополии;
● применение методов неценовой конкуренции ведет к тому, что олигополисты применяют дополнительные издержки, что ведет к росту себестоимости продукции;
● редко снижается цена;
● часто производители продукции не стремятся уменьшить имеющиеся издержки, а стараются их покрыть за счет увеличения стоимости продукции;
● так как компании могут взаимодействовать, осуществление регулировки их деятельности извне оказывается практически невозможно.
2. История марок БМВ и Мерседес
История автомобильной марки Mercedes-Benz сочетает в себе истории двух автофирм из Германии — Benz & Cie, а также Daimler-Motoren-Gesellschaft. Развивались они вначале полностью сами, до наступления 1926 г. В тот период компании оказались объединены в концерн Daimler-Benz. С течением времени этот автоконцерн стал называться уже Daimler AG [3].
Что до бренда БМВ, то ее создал К. Рапп в 1916 г. Первоначально была создана Bayerische Flugzeug-Werke в качестве производителя авиационных двигателей.
Mercedes-Benz до 1936 г. являлся лидером на авторынке. Но когда появилась модель 326 BMW с инновационным дизайном и превосходными техническим возможностями – всё поменялось. Объём продаж BMW стал больше, тогда началась «битва гигантов».
Затишье в конкуренции между брендами наступило лишь в годы ВОВ, а потом автогиганты снова стали бороться друг с другом. Когда из фирм выпускала машину, вскоре новинку выпускали и ее конкуренты [4].
Автокомпании оставались верными сами себе. К примеру, Mercedes следовал существовавшим классическим традициям, а BMW больше тяготел к эпатажу, совершая периодически на рынке малые революции. Вероятно, по причине этого многие полагают, что машины Mercedes созданы для водителей с опытом и для ценящих комфорт пассажиров. Что касается BMW – это авто, предназначенные в первую очередь для молодых водителей, ценящих драйв. Но и у одного, и у другого бренда масса поклонников. При этом сторонним автокомпаниям вхождение на этот рынок тяжело — у них недостаточно развита материально-техническая база. В результате две марки авто являются главными участниками в контексте олигополистической конкуренции.
3. Олигополистическая конкуренция на примере концерна БМВ и Мерседес
Автор считает целесообразным рассмотреть олигополистическую конкуренцию, отталкиваясь от основных признаков, указанных в пункте 1.
Можно с уверенностью сказать, что бренд БМВ и Мерседес борятся за склонность большого числа покупателей, причем по всему миру. Проанализировав появление новинок и маркетинговых приемов брендов, можно с уверенностью сказать, что помимо разделения стратегий позиционирования бренда, производители выпускают сравнительно одинаковые по техническим характеристикам автомобили, которые можно отнести к премиальному сегменту. Ярким примером равноценной конкуренции является почти одновременный выпуск БМВ Х5 и Mercedes ML [5]. Сравнение двух внедорожников Mecedes ML430 и BMW X5показало, что в данной ситуации нельзя говорить, кто лучше: BMW X5 или Mercedes ML430. Это разные машины, у каждой свой фирменный характер. BMW AG по-прежнему делает машины для водителя, и «спортивно-активная» BMW X5 — очередное тому подтверждение, а Mercedes всегда были больше ориентированы на пассажира, и ML430 — с его комфортом, солидностью и спокойствием — носитель этих традиций. Несмотря на разный подход к позиционированию брендов невозможно сказать, какая модель более удачна с точки зрения технических характеристик и маркетинговой стратегии [6].
Также конкуренция между авто производителями отвечает олигополии, так как борьба за покупателей сосредоточена за одно материальное благо – автомобили.
Тенденция к олигополии между двумя компаниями сохраняется уже более восьмидесяти лет и будет сохраняться, так как выход на рынок других игроков сопряжен с массой препятствий, а именно:
— производство автомобилей, это затратный и высокотехнологический процесс, поэтому для удачного страта нужно не только оборудование, но и собственные разработки, что также не гарантирует то, что сторонняя компания сможет на ровне конкурировать с маститыми компаниями. Это также является проблематичным в ракурсе того, что БМВ и Мерседес это устоявшийся бренд. Существует несколько трактовок данного понятия и чтобы всецело аргументировать тот факт, что наличие сформированного бренда составляет серьезное препятствие для выхода сторонних компаний на рынок – рассмотрим бренд с нескольких позиций [7]:
1. Согласно традиционному маркетингу бренд является инструментом, посредством которого компания продвигает товары услуги с целью обеспечения будущих доходов.
2. Более объективно трактовать понятие бренда можно с точки зрения потребителя, где бренд это набор восприятий и обещаний, которые потребитель покупает вместе с товаром. Эти обещания и восприятие клиента являются определяющими при выборе товаров и услуг среди похожих по цене и качеству предложений конкурентов.
Если рассматривать конкуренцию двух брендов – то они оба сумели создать устойчивый и долгосрочных образ компаний производителей автомобилей, для тех, кто может позволить себе роскошь (в случае с Мерседес) и активно-спортивную езду (в случае БМВ). В сознании не только автолюбителей, но и тотального большинства населения мира эти марки являются неоспоримыми лидерами, чей опыт и многолетнюю историю трудно будет переплюнуть новичкам на рынке автопрома.
Несомненно два предприятия взаимозависимы и находятся в состоянии постоянной гонки, поэтому регулировать ценообразование извне – практически невозможно, так как люди готовы платить не только за реальную выгоду и технические характеристики, но и за сам бренд, за сформированный образ в подсознании самого же покупателя.
На сегодняшний день купить новый автомобиль можно от 45 до 78 тыс. долларов в зависимости от мощности и комплектации. БМВ 5 серии от 43 до 65 тыс. долларов. БМВ Х6 от 68 до 90 тыс. долларов, от 78 до 95 тыс. долларов. BMW на порядок дешевле, но учитывая, что целевая аудитория это класс с достатком выше среднего – то разница в 3-5 тысяч долларов минимально влияет на выбор покупателя. Следовательно, можно говорить о возможном сговоре между компаниями, что является неоспоримым доказательством олигополии между концернами [8].
Еще одним признаком олигополии является влияние на ценообразование. Бренды позиционируются как элитный транспорт для тех, кто хочет лучшего от жизни. Наличие такого авто подчеркивает статус и положение человека, причем не только покупка авто на первичном рынке, но и такая динамика сохраняется на вторичном рынке автотранспорта. В связи с этим производители не только не пытаются сократить издержки, но и вкладывают их в стоимость единицы товара.
На основании проведенного исследования можно утверждать. что противостояние брендов БМВ и Мерседес является ярким примером олигополии, которая сохраняется на протяжении более чем восьмидесяти лет.
Список литературы:
Нуреев Р. М., «Курс микроэкономики», изд. «Норма», 2005
Стиглер Дж. Теория олигополии; Ломаная кривая спроса олигополиста и жесткие цены // Вехи экономической мысли. СПб., 1999. Т. 2: Теория фирмы.
Гюнтер Енгелен. Легковые автомобили Mercedes-Benz с 1996 года до наших дней = Mercedes-Benz Personenwagen seit 1996. — АСТ, 2007. — 480 с. — ISBN 978-985-16-0250-2.
И. А. Карпов. Дизельные двигатели Mercedes-Benz. Устройство. Обслуживание. Диагностика. Ремонт. — Арус, 2004. — 136 с. — ISBN 5-89744-094-8.
Льюин Т. BMW. Полная книга. Все модели с 1950 года / Тони Льюин. — Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: «Издательство ФАИР», 2008. — 384 с.: ил. Научный редактор: С. В. Канунников, руководитель отдела испытаний науки и техники журнала «За рулем».
Тони Льюин. BMW. Полная книга. Все модели с 1950 года = The Complete Book of BMW: Every Model In the World Since 1950 / Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: «Издательство ФАИР», 2008. — С. 10. — 384 с.
Акции BMW рекордно взлетели на слухах о скупке акций. Корреспондент.net по материалам Reuters (25 июля 2011).