Симптомы неисправной катушки зажигания – Неисправности катушки зажигания и их устранение. Как проверить катушку зажигания в домашних условиях? Признаки неисправности катушки зажигания

  • 20.11.2020

Признаки неисправности катушки зажигания: диагностика и устранение

Катушка зажигания автомобиляКатушка зажигания автомобиля служит для формирования высоковольтного разряда между электродами свечи в двигателях, работающих на бензине. Именно этим разрядом и поджигается топливная смесь в тот момент, когда поршень достигает верхней мёртвой точки.
За своевременность проскакивания искры отвечают другие элементы системы зажигания. В зависимости от конструкции мотора это или распределитель зажигания (трамблёр), или датчик положения распредвала.
От катушки же зависит мощность искры и то, проскочит ли она вообще. Учитывая безусловную зависимость работы двигателя от состояния этой детали, неплохо знать признаки неисправности катушки зажигания.
Рассмотрим, как она устроена и как определить неисправность катушки зажигания, какие есть приборы для проверки катушек зажигания своими руками.

Содержание статьи

Устройство катушки и причины её поломки

 

Катушка зажигания в разрезе

Устройство катушки зажигания автомобиля

 
Катушка зажигания автомобиля – это трансформатор с двумя обмотками. По первичной обмотке протекает ток низкого напряжения. В нужный момент (определяемый датчиком распредвала или трамблёром) в первичной обмотке происходит скачок напряжения, который индуцирует электромагнитный импульс во вторичной обмотке, а тот, переданный по проводам, вызывает искровой разряд между электродами свечей зажигания. Это, конечно, лишь схематичное описание процесса.
Существует несколько видов катушек:

Принцип действия всех катушек зажигания одинаков, поэтому и несправности у них всех одинаковы.

  • маслонаполненные с одним выходом высокого напряжения;
  • «сухие» с одним или несколькими выходами;
  • индивидуальные, устанавливающиеся на свечи.

Вне зависимости от вида, принцип их работы одинаков, а также одинаковы причины выхода неисправностей катушек зажигания.

Напряжение выходного импульса составляет 25 000 – 35 000 вольт, именно с этим и связаны пробои искры на «массу» при недостаточно хорошей изоляции высоковольтных элементов системы зажигания.
Провода обмоток катушки зажигания нагреваются из-за электрического сопротивления. К тому же, на малых оборотах двигателя через первичную обмотку постоянно протекает излишний ток, и катушка зажигания греется сильнее. Избыточный ток, правда, компенсируется добавочным сопротивлением (или полупроводниковыми ключами), но тут может сыграть роль и недостаточное качество изделия. Чрезмерный нагрев проводов обмоток приводит к прогоранию изоляции, почему и сгорает катушка зажигания.
Следует учитывать и то, что нагрузка на обмотки повышается и в том случае, когда связанные с ней детали неисправны или нарушены условия их работы. К примеру, повышенный температурный режим работы двигателя приводит к растрескиванию изоляции проводов высокого напряжения и их наконечников. Схожим образом влияет и грязь в сочетании с водой, образуя каналы для пробоя искры на «массу».

Признаки выхода из строя катушки зажигания, когда она пробита

 

Бесконтактная система зажигания

Схема бесконтактной системы зажигания

 
Если изоляция корпуса катушки нарушена, то искровой разряд будет идти путём наименьшего сопротивления – то есть ток, предназначенный для воспламенения топливной смеси в цилиндре, уйдёт на ближайшую металлическую деталь, соединённую с «массой» автомобиля. Двигатель отреагирует на пропуски зажигания следующим образом:

Существенный недостаток индивидуальных катушек зажигания — это их работа в более неблагоприятных условиях.

  • будет неустойчиво работать на холостом ходу;
  • движение авто станет сопровождаться рывками;
  • затруднится его пуск;
  • появятся провалы при разгоне;
  • возможны хлопки в выпускную и впускную системы.

Но это симптомы «умирающей» катушки зажигания, когда она пробивает на «массу», но ещё работает. В случае полного отказа катушки зажигания, симптомы неисправности будут разными, в зависимости от того, сколько цилиндров она «обслуживает».
То есть в случае одного высоковольтного вывода выход из строя катушки приведёт к тому, что двигатель заглохнет – ведь искра пропадёт во всех цилиндрах. Сгоревшая индивидуальная катушка зажигания заставит «замолчать» лишь один цилиндр. В этом плане такая катушка, конечно, лучше – по крайней мере, её отказ не станет причиной вынужденной стоянки на обочине.

Существенный недостаток применения индивидуальных катушек – они работают в более неблагоприятных условиях – близость нагретых деталей двигателя, возможность попадания масла на изоляцию, что сокращает срок их службы.

Проверка работоспособности катушек зажигания

 

Схема проверки катушки зажигания

Проверка напряжения на обмотках катушки зажигания

 
Как правило, если двигатель заглох в пути и отказывается запуститься, то исправность зажигания проверяют, положив резьбовую часть свечи так, чтобы был надёжный контакт её с «массой». Прокручивая мотор стартером, смотрят – проскакивает ли искра между электродами.
Но этот способ не указывает на точную причину неисправности – ведь отсутствие искры, помимо отказа катушки, может быть вызвано:

Самым доступным прибором для проверки катушки зажигания своими руками является мультиметр, включенный в режим омметра.

  • неисправностью свечи;
  • обрывом проводов или их контактов;
  • выходом из строя датчиков распредвала или коленвала;
  • поломкой распределителя зажигания (отсутствует на впрысковых авто).

Кроме того, неисправность может крыться в ЭБУ двигателя.
Самым доступным прибором для проверки катушки зажигания своими руками является мультиметр, включенный в режим омметра. Им замеряется сопротивление катушки зажигания, вернее, её первичной и вторичной обмоток.
Первичная обмотка имеет небольшое количество витков, к тому же она выполнена из провода большого сечения. Поэтому её сопротивление невелико – от 0,4 до 7 Ом. Измеряется между выводами катушки, к которым подключаются провода низкого напряжения.

Вторичная обмотка намотана большим количеством витков тонкого провода и, следовательно, имеет большее, чем у первичной, сопротивление. Для разных катушек оно имеет различные значения – 5000 до 18 000 Ом, это зависит от особенностей схем систем зажигания. Для индивидуальных катушек оно составляет 100 000 – 500 000 Ом.

Такой разброс значений обусловлен тем, что контактный способ прерывания цепи позволяет производить замыкание-размыкание провода питания первичной обмотки при значениях напряжения и тока, равных параметрам бортовой сети авто. Бесконтактный способ формирования импульса происходит при значительно меньших величинах, поэтому вторичные обмотки катушек имеют большее число витков (и большее сопротивление), чтобы обеспечить должную энергию разряда.
Эти значения сопротивлений обмоток – лишь приблизительны. Лучше всего узнать их точные значения, приводимые в описании электрооборудования конкретной модели машины.
 

Разрядник для проверки катушки зажигания

Высоковольтный разрядник для проверки катушки зажигания

 

Проверить наглядно утечку напряжения в системе зажигания можно в темноте при работающем двигателе.

Кроме того, нужно знать схему цепи зажигания. Многие катушки имеют встроенное добавочное сопротивление (резистор) и, производя замеры вслепую, Вы можете измерить сопротивление первичной обмотки, последовательно включенной с резистором.

Проверку катушек зажигания и модулей можно осуществлять с помощью разрядника, который моделирует работу системы зажигания. Такой способ хорош, если расстояние между электродами разрядника выбрано правильно – с учётом того, что при работе мотора искра в свече проскакивает при большом давлении и в среде топливовоздушной смеси.

Проверить утечку напряжения и пробои в системе зажигания можно наглядно, достаточно открыть капот в темноте, когда двигатель работает. Если поблизости нет источников света, то все пробои искры на «массу» очень хорошо видны. Такой способ хорош для профилактики более крупных поломок – зачастую требуется лишь поменять высоковольтные провода.
 

 
В заключение можно сказать, что на срок службы катушки зажигания влияют лишь условия, в которых она эксплуатируется. Меняйте вовремя свечи и провода, не допускайте заливания моторного отсека водой, следите за состоянием электрооборудования – и, вполне возможно, Вам ни разу не придётся менять катушку.

Признаки неисправности катушки зажигания

Катушка зажигания является неотъемлемым атрибутом систем зажигания бензинового двигателя в автомобиле. Автовладельцу необходимо следить за ее состоянием, так как если она выйдет из строя, то возникнут проблемы с воспламенением топливовоздушной смеси в цилиндрах.

Устройство и принцип работы

Прежде чем описывать признаки неисправности катушки зажигания, необходимо ознакомиться с принципом ее работы. Этот электрический узел представляет собой трансформатор. Внутри имеется две обмотки, которые используются для изменения напряжения.

Важно знать, что благодаря катушке зажигания удается бортовое напряжение в 12 В от аккумулятора или генератора поднять до нескольких тысяч вольт.

Высокое напряжение по защищенным кабелям отправляется на свечи для искрообразования. Под капотом могут располагаться одиночные, сдвоенные или индивидуальные КЗ. Первый тип актуален для систем с распределителем зажигания, второй тип применяется без распределителя. Индивидуальные модели устанавливаются персонально под каждую свечу.

Причины пробоя

У данного электроприбора могут быть разные причины, по которым он перегорает. Чаще всего встречаются такие факторы:

  • разрушение изоляции на одной из обмоток или на обеих одновременно;
  • механическое повреждение резинового уплотнителя провоцирует проникновение внутрь корпуса влаги, которая приводит к замыканию контактов;
  • в наконечнике может быть поврежден или окислен электрод и пр.

Если проявилась проблема с изоляцией, то ее локализуют и исправляют достаточно быстро. Иногда неопытные автомастера при смене комплекта свечей повреждают гидроизоляцию. В результате влага проникает в нежелательные области и нарушает работоспособность системы.

Негативным является фактор, во время которого мастер прикладывает большие усилия во время затягивания верхних гаек свечных стаканов. В результате таких действий появляется риск проникновения в корпус стаканов моторного масла. Смазка негативно влияет на резиновые наконечники, быстро повреждая их.

Автовладельцам рекомендуем проверить зазор на свечах. Если он неверно выставлен, то пробой искры пойдет вне цилиндров. В большей степени это касается ситуаций с увеличенным расстоянием между электродами. Страдает резиновый наконечник, а также «неправильная» искра оказывает негативное воздействие на корпус свечи.

Проявления неисправностей

Автомобилист может самостоятельно выявить поведенческие симптомы неисправности катушки зажигания. Они проявятся такими способами:

  • двигатель в автомобиле начинает «троить» при запуске;
  • возникают провалы мощности во время активного разгона авто, а также теряется тяга во время движения в гору или при большой нагруженности багажного отсека;
  • в салоне машины ощущается явно аромат несгоревшего бензина, выхлопные газы проникают внутрь разными путями;
  • проблемы заметны с запуском авто в холодное время года, а «троение» ощущается продолжительное время после старта.

Опытные мастера знают несколько признаков пробоя. Большинство из таких вариантов связано с нарушением изоляции одной из обмоток.

Обращать необходимо внимание как на явные внешние проблемы, так и на поведенческие факторы двигателя, связанные с зажиганием. При этом диагностические мероприятия желательно проводить комплексно.

Если пробивает катушка зажигания, симптомы могут проявляться визуально при осмотре подкапотного пространства. Важно их своевременно заметить и принять необходимые меры. Негативными визуальными факторами являются такие симптомы:

  • на корпусе катушки диэлектрик почернел;
  • с внешней стороны катушки появились дорожки пробоя (темные полоски, через которые пробивает ток), если их игнорировать, то они превратятся в окалины;
  • возникает подгорания электрических разъемов и контактов, сопровождающееся потемнением отдельных участков;
  • заметны следы высокотемпературного воздействия на внешней стороне катушки в нескольких местах, что может полечь за собой изменение формы в определенных участках, а также часто сопровождается процесс характерным горелым запахом;
  • присутствует видимое внешнее загрязнение корпуса и контактов.

Специалисты выявляют неисправности по отсутствию воспламенения топливной смеси. Однако в некоторых случаях ток частично поступает на свечу, а часть его уходит в корпус. Тогда требуется более детальное разбирательство.

Современные автомобили оснащены бортовым компьютером, который параллельно с обеспечением работоспособности основных систем занимается диагностическим мониторингом. Если появляются сложности с запуском ДВС, то на приборной панели загорается световой индикатор Check Engine.

Проверка на пробой

Катушки обязаны служить период, указанный производителем. Если таковой не указан, то нужно руководствоваться статьей 5 «Закона о защите потребителей». Так как прибор относится к агрегатам, опасным для жизни и здоровья потребителей, то производитель обязан обеспечить права потребителю в течение 10 лет.

Важно знать, что компания-изготовитель имеет право срок службы катушки зажигания исчислять не только временны́ми отрезками, но и другими единицами измерения, например, километрами пробега авто.

Чтобы проверить электрический прибор на пробои, специалисты используют один из проверенных временем способов. Кроме визуальной проверки, можно воспользоваться мультиметром для тестирования. Иногда используют самодельный тестер системы зажигания.

В современных машинах используют бортовой компьютер, который генерирует коды ошибок. Их выводят на экран с помощью программного обеспечения. Популярной ошибкой является «P0300» – множественные пропуски зажигания в цилиндрах. Если вместо последнего нуля стоит цифра, то она является номером камеры сгорания, в которой регулярно отсутствует воспламенение топливовоздушной смеси.

Указанный код ошибки от ЭБУ может проявляться и от неисправностей со свечными наконечниками. Чтобы однозначно убедиться в источнике проблемы, рекомендуем установить проблемный узел на другой цилиндр, потом стереть ошибки компьютера и провести повторную диагностику.

Когда проблема действительно в катушке, то неполадки будут и на другом цилиндре. В некоторых случаях, кроме потрескивания от трансформатора, будет заметно небольшое нежелательное искрение.

Интересное по теме:

загрузка…

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Симптомы неисправность катушки зажигания

Симптомы неисправность катушки зажигания

Автомобиль лучше всего диагностировать и ремонтировать в специализированном сервисе. Там всегда можно получить квалифицированную помощь и устранить неисправность любой сложности. Но бывают ситуации на дороге, когда до ближайшего сервиса добраться невозможно. Поломка может случиться на глухой дороге, в дальней деревне или на рыбалке. На этот случай нужно обладать минимумом знаний о вероятных поломках в любимом автомобиле.

Современные автомобили укомплектованы большим количеством электроники и вспомогательных функций. Но вряд ли они помогут ,если из строя выйдет катушка зажигания, это один из важнейших элементов в системе зажигания автомобиля. Приведем примеры некоторых признаков поломки катушки зажигания:

  • Мотор временами работает не стабильно, как говорят водители — троит, и чем дальше тем больше;
  • При низкой температуре воздуха, мотор троит больше, пока не прогреется;
  • Когда влажность воздуха завышена — перебои в моторе случаются чаще;
  • Если нажать на педаль «газа», быстро и резко, наблюдается провал в работе двигателя:
  • Среди индикаторов приборной доски зажигается лампочка, сигнализирующая о поломке в электроцепи, она называется»chek engine», расшифровка её показаний есть в специальной инструкции к данному автомобилю.

Но выявленные симптомы не являются причинами, по которым случилась поломка. Причины следует выявлять опытным путем. Вот некоторые из них:

  1. -на двигателе применены свечи сомнительного происхождения, их низкое качество может, впоследствии, отразится на сумме ремонта вашего автомобиля. Производители машин настоятельно рекомендуют применять в двигателях, только оригинальные свечи. В противном случае, они не смогут гарантировать надежную работу мотора.
  2. -очень нагреваются непосредственно катушки. По техническим характеристикам они рассчитаны на разнообразный температурный режим, но практика показывает что это не всегда соответствует действительности. От чрезмерного нагрева мотора, если он работает не стабильно, на катушку зажигания действуют повышенные температурные нагрузки. Из-за этого они быстрее выходят из строя. Частая смена температурного режима пагубно влияет на электрические и резиновые части катушки.

Вынужденная езда со сломанной катушкой зажигания приводит к дополнительным поломкам, может выйти из строя катализатор в системе выпуска, могут прийти в негодность подушки поддерживающие двигатель, да и увеличенный расход топлива вряд ли порадует. На СТО вам проверят ваш автомобиль специальной аппаратурой и точно скажут в чем причина неисправности. В полевых условиях, не имея осциллографов и другого диагностического оборудования, придется выявлять поломку «народными» методами. Простейшим способом считается, отключать по очереди каждый цилиндр, отсоединяя свечные провода от катушки. Если неустойчивая работа двигателя не изменится, значит, нарушен контакт провода с катушкой или неисправна сама катушка. Когда появится возможность, можно измерить показания сопротивления первичной и вторичной обмоток, если катушка неработающая, показания сильно отличаются от других. Свечи накаливания, соединенные с неработающими катушками, могут быть покрыты нагаром или мокрыми от несгоревшего топлива.

Катушки зажигания, как правило, импортного производства, не ремонтируются и в идеале требуют замены. Поменяв резиновый наконечник, невозможно гарантировать дальнейшую работу катушки. Только установив новую катушку можно гарантировать стабильную работу двигателя.


Признаки неисправности катушки зажигания на ваз и не только

Каким бы не был автомобиль, но без катушки зажигания он не поедет. Этот элемент является одной из самых важных частей, в том числе и для современных автомобилей. Однако неисправность этой  детали может привести к тому, что вы просто встанете на дороге. Поэтому очень важно распознавать признаки неисправности катушки зажигания.

Что это за катушка

Катушки зажигания

Катушка зажигания, с технической точки зрения является повышающим трансформатором. Это элемент электрооборудования, который предназначен для преобразования электрической энергии. Повышающим его называют из-за того, что он из 12 вольт создает 30 тысяч вольт импульсного напряжения.

Работа катушки основана на законах электромагнитной индукции. Как только поршень достигает верхней мертвой точки, в трамблере замыкаются контакты прерывателя и сигнал подается к катушке.

Вырабатывается импульс, который передается на крышку трамблера, а через бегунок передается на нужный высоковольтный кабель. Помимо прерывателя, может применяться датчик Холла, который передает сигнал на транзисторную схему коммутатора, что характерно для бесконтактного зажигания.

Бобина имеет вид цилиндра, внутри которого находятся первичная и вторичная обмотки. Вся полость заполняется трансформаторным маслом и герметично закрыта.

Позже, цилиндрические трансформаторы поменялись на прямоугольные модули зажигания, который сразу передает нужный импульс на соответствующий цилиндр. Работа по определению искры возлагается на электронный блок управления, который знает, в каком положении находится тот или иной цилиндр.

Какие неисправности бывают

Какие неисправности бывают

Перед тем, как решать проблему, необходимо узнать, что стало ее причиной. Поэтому приведен список основных неисправностей стандартной катушки зажигания:

  1. Перегрев катушки. У этой проблемы всего две стороны: трансформатор начинает перегреваться при движении на 50-60 километрах в час или же греется всегда, даже когда двигатель заглушен. В первом случае имеет место быть короткое замыкание внутри трансформатора, а вторая ситуация характеризуется замыканием в проводке. При этом, катушка зажигания тут не причем. В первом случае нужно срочно ее заменить, а во втором найти проблемы, касающиеся проводки.
  2. Отсутствует искра. Это самая распространенная ситуация, с которой сталкивался, пожалуй, любой владелец советской «девятки» или «жигулей». В целом ситуация следующая – мотор просто отказывается запускаться. Как правило, самый простой вариант обнаружить проблему – снять основной кабель с трамблера и держать на расстоянии 5 миллиметров от крышки головки блока цилиндров. Попросите напарника провернуть стартер. Если искры нет, то катушка или коммутатор неисправны. Единственный способ узнать точно – установить заведомо исправный элемент и попробовать завести машину. В случае поломки катушки, ее все равно нужно заменить.
  3. Другие проблемы системы зажигания. Это могут быть пропуски или провалы в работе системы. Водители называют это «тупым» разгоном, когда машина дергается и не набирает полную мощность. Конечно, проблемы могут коснуться не только трансформатора, так как за передачу электрической энергии отвечают высоковольтные кабели. Неисправные свечи зажигания тоже заставляют мотор работать нестабильно. Поэтому, перед тем, как делать какие-то выводы, воспользуйтесь методами диагностики описанными выше.

Если катушка исправна, то проблему стоит искать совершенно в другом месте. На этом все. Как видите, признаки неисправности повышающего трансформатора не такие уж и расплывчатые. Желаем удачи на дорогах!

Диагностика и симптомы неисправной катушки зажигания

Читайте так же

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*