Скорость движения и дистанция – Урок № 3. Тема: «Скорость движения и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части» | Поурочные планы по ПДД 8 класс
112 Водитель транспортного средства должен двигаться со скоростью, не превышающей установленные ограничения, с учетом интенсивности дорожного движения, особенностей и состояния транспортного средства и груза, а также дорожных и метеорологических условий (особенно видимости в направлении движения)
113 При возникновении препятствия или опасности для дорожного движения, которые водитель транспортного средства в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости или прекратить движение транспортного средства или, не создавая опасности для других участников дорожного движения, объехать препятствие.
[Запомни! Расстояние видимости в направлении движения всегда должно быть больше длины остановочного пути.]
114 В населенных пунктах скорость движения всех транспортных средств не должна превышать 50 км/ч, а в жилых зонах, на территории дворов многоквартирных зданий, автозаправочных станций и мест стоянки — 20 км/ч.
115 Вне населенных пунктов скорость движения транспортных средств не должна превышать:
115.1. для мотоциклов, трициклов, квадрациклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей полной массой не более 7,5 т, и автобусов — 90 км/ч;
115.2. для автомобилей и автобусов с прицепом и грузовых автомобилей полной массой свыше 7,5 т — 80 км/ч.
116 На участках дороги, перед которыми установлены соответствующие дорожные знаки, разрешается движение транспортных средств со скоростью, не превышающей указанную на дорожном знаке.
117 Скорость движения транспортных средств в других случаях не должна превышать:
117.1. 60 км/ч — при перевозке пассажиров вне кабины грузового автомобиля, предназначенного для производства специальных работ — типа фургон, в котором оборудованы сидячие места для пассажиров;
117.2. 50 км/ч — при буксировке механических транспортных средств;
117.3. 40 км/ч — при буксировке прицепов — технологических агрегатов, упомянутых в 249 пункте настоящих Правил.
117.4. при движении по дороге, обозначенной дорожным знаком , для мотоциклов, трициклов, квадрациклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей полной массой не более 7,5 т и автобусов — 110 км/ч, автомобилей и автобусов с прицепом, грузовых автомобилей полной массой более 7,5 т — 90 км/ч, а в период времени с 1 декабря до 1 марта — 90 км/ч и 80 км/ч соответственно.
117.5. 45 км/ч — для мопедов.
118Водителю запрещается:
118.1. превышать максимальную скорость движения, установленную изготовителем данного транспортного средства;
118.2. превышать скорость, указанную на опознавательном знаке, установленном на транспортном средстве согласно требованиям, упомянутым в п. 263 настоящих Правил.
118.3. создавать помехи дорожному движению, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
118.4. резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности дорожного движения.
119 Водитель транспортного средства в зависимости от скорости движения должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволит избежать столкновения в случае его торможения, а также необходимый интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения.
120 Водители транспортных средств (составов транспортных средств), упомянутых в 266 и 268 пунктах настоящих Правил, при движении по дорогам вне населенных пунктов должны поддерживать между своим и следующим впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие их транспортные средства могли без помех перестроиться на правую сторону дороги. Это требование теряет силу, если водитель транспортного средства готовится к обгону, а также при интенсивном движении.
Урок № 3. Тема: «Скорость движения и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части» | Поурочные планы по ПДД 8 класс
Урок № 3. Тема: «Скорость движения и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части»
26.09.2013 13321 0
Цели урока: знакомство учащихся с основными требованиями правил дорожного движения к
скорости и расположению транспортных средств на проезжей части дороги.
Скорость движения
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со
скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом
интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза,
дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении
движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного
контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении
опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен
принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного
средства.
10.2. В населенных пунктах разрешается движение
транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и
на дворовых территориях не более 20 км/ч.
Примечание.
По решению органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться
повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или
полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные
условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае
величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для
соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
— легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной
максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч, на остальных
дорогах — не более 90 км/ч;
— междугородним и маломестным автобусам и мотоциклам на
всех дорогах — не более 90 км/ч:
— другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке
прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на
автомагистралях — не более 90
км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;
— грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, — не
более 60 км/ч;
— транспортным средствам, осуществляющим организованные
перевозки групп детей, — не более 60 км/ч.
10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические
транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.
Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные,
тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей
скорости, установленной при согласовании условий перевозки.
— превышать скорость, указанную на опознавательном знаке
«Ограничение скорости”, установленном на транспортном средстве;
— создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь
без необходимости со слишком малой скоростью;
— резко тормозить, если это не требуется для предотвращения
дорожно-транспортного происшествия.
Расположение транспортных средств на проезжей части
9.1. Количество полос движения для безрельсовых
транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2,
5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей
части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При
этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина
ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей
части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные
карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре
полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для
встречного движения.
9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три
полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых
средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на
эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать
на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах
на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со
скоростью более 80 км/ч,
водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому
краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных
правых.
В населенных
пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил
водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них
полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты,
менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота,
остановки или объезда препятствия.
Однако на любых
дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать
крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты
другие полосы, а также для обгона, поворота налево или разворота, а грузовым
автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота
налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для
остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
Движение
транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней
полосе, не считается обгоном.
9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не
должна превышать 40 км/ч
или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны
двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или
перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных
случаях на левой стороне дороги.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного
направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда
заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте
налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться
помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.
Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через
перекресток запрещается.
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями
разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по
обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь
при перестроении.
9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением
водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с
пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу.
Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение
в данном направлении разрешается и по другим полосам.
9.9. Запрещается движение транспортных средств по
разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за
исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается
движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд
по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим
предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или
пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом
должна быть обеспечена безопасность движения.
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до
движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать
столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность
движения.
9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним
движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого
установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства
(состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и
движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его
транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими
полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых
запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной
транспортной колонне.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии
разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных
сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на
середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и
разметка не предписывают иное.
Вопросы для закрепления:
1. Какие ограничения скорости должны соблюдать водители
велосипедов и мопедов?
2. Как должны вести себя велосипедисты
нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой?
3. Какие требования предъявляются Правилами к расположению
автомобилей на проезжей части дороги?
Интервал и дистанция скорость движения
Цели урока: знакомство учащихся с основными требованиями правил дорожного движения к скорости и расположению транспортных средств на проезжей части дороги.
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч , а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч .
По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
— легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч , на остальных дорогах — не более 90 км/ч ;
— междугородним и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах — не более 90 км/ч:
— другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч , на остальных дорогах — не более 70 км/ч ;
— грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, — не более 60 км/ч ;
— транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, — не более 60 км/ч .
10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч .
Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.
— превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости”, установленном на транспортном средстве;
— создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
— резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Расположение транспортных средств на проезжей части
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.
9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч , водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для обгона, поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
Движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном.
9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
Вопросы для закрепления:
1. Какие ограничения скорости должны соблюдать водители велосипедов и мопедов?
2. Как должны вести себя велосипедисты нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой?
3. Какие требования предъявляются Правилами к расположению автомобилей на проезжей части дороги?
Правила дорожного движения требуют соблюдать безопасные дистанцию и боковой интервал — но без конкретики. «За рулем» напоминает несколько простых, но эффективных способов, позволяющих сориентироваться в потоке и избежать аварийной ситуации.
Особенно сложно с дистанцией (расстоянием до впереди идущего автомобиля). Чтобы определить безопасную дистанцию, нужно учитывать и скорость движения, и погодные условия, и техническое состояние машины… Однако есть пара простых распространенных методик.
Скорость надвое
Чтобы определить безопасную дистанцию на сухой дороге, для простоты предлагается делить скорость надвое. То есть: едешь 100 км/ч — безопасная дистанция 50 метров, едешь 60 км/ч — дистанция 30 метров, и так далее. Эта методика описывалась в старых водительских учебниках, о ней рассказывал журнал «За рулем» еще полвека назад, и время от времени ее до сих пор вспоминают на всевозможных автофорумах.
Но эта методика применима только для сухого покрытия. В дождь коэффициент сцепления с дорогой снижается примерно в 1,5 раза. Зимой — в 2 раза. Так что едешь 100 по снежной каше — и дистанция должна равняться 100. Не меньше!
Правило двух секунд
Чем плох предыдущий метод? Приблизительностью. Глазомер у всех разный, и один водитель будет считать, что держит дистанцию в 50 метров, тогда как между машинами нет и 30, а другой будет держать 75, принимая их за 50.
Опытные водители предлагают использовать правило двух секунд. Нужно заметить место, которое проехал впередиидущий автомобиль, и сосчитать до двух. Если за это время вы проскочили ориентир — дистанцию нужно увеличить.
Опять же, это правило действует только для сухой дороги. На мокрой дороге стоит применять правило трех секунд, на зимней — отсчитывать до 6 секунд. А в темноте двигаться так, чтобы иметь возможность остановиться до границы светового пятна фар вашего автомобиля. Помните, что за этими границами может оказаться неподвижный объект (пешеход, сломанный автомобиль, собака или лось). Остановочный путь на скорости 100 км/ч равняется примерно 70 метрам: 40 метров — средний тормозной путь современного легкового автомобиля, и 27,78 метра — путь, который автомобиль проходит на 100 км/ч за 1 секунду (время реакции водителя на экстренную ситуацию).
Боковой интервал
Здесь правило еще проще: чем больше — тем лучше. Фактически следует всегда держаться ровно в середине своей полосы (если нет колейности, глубоко утопленных люков и прочих препятствий).
Говорят, что безопасный боковой интервал на высокой скорости (при движении по загородной дороге) должен равняться примерно половине ширины машины. В городе он может быть меньше, но не стоит забывать о мотоциклистах, ездящих между рядами, и не только на узких эндуро, но и на круизерах — широченных и очень дорогих. При аварии вам вполне могут приписать несоблюдение бокового интервала. Если будете ехать ровно в середине своей полосы, оснований для этого не возникнет.
Последний совет — думать не только за себя, но и за других участников движения, пытаться предусматривать их дальнейшие действия, а также прислушиваться к интуиции. Если вам хочется увеличить дистанцию или боковой интервал — не нужно сопротивляться этому чувству. Безопасность не может быть лишней.
Дистанция и скорость движения
Среди многих факторов, от которых зависит безопасность дорожного движения, основными являются скорость и дистанция. В зависимости от скорости водитель должен выбрать такую дистанцию, чтобы избежать столкновения в случае торможения движущегося впереди транспортного средства, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасное движение. Следовательно, для безопасного управления начинающий водитель должен учитывать все: и неожиданное торможение идущего впереди автомобиля, и появление препятствий на дороге, и плотность транспортного потока.
Ориентировочно принято считать безопасной дистанцией между автомобилями, движущимися в транспортном потоке с одинаковой скоростью, расстояние в метрах, равное половине величины скорости. Интервал между движущимися транспортными средствами также определяется скоростью движения и должен составлять при движении в попутном направлении со скоростью 60 км/ч 1–1,5 м.
В Правилах дорожного движения (9.11) сказано, что вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Однако это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
Специалисты, изучавшие влияние дистанций на поведение водителей, установили, что наезд автомобиля на впереди идущий часто вызван «пешеходными» оценками величины дистанции. Поэтому неопытному водителю необходимо тренировать глазомер и отвыкать от привычных оценок дистанций, учиться оценивать их по-водительски. В пешеходных представлениях 8–10 м – это довольно большое расстояние. Неопытный водитель поэтому ведет себя, особенно за городом, очень странно. На незагруженной дороге он, увидев впереди автомобиль, не желая того, догоняет его, а на расстоянии около 10 м он спохватится, прекратит сближение и будет продолжать движение на таком же расстоянии. Самое неприятное обстоятельство состоит в том, что на близких дистанциях водители-новички чувствуют себя вне опасности. Опытный водитель, наоборот, избегает тесноты и стремится уйти от идущего сзади. Однако начинающий не отстает. Попытка оторваться от «преследователя» приводит к тому, что волей-неволей оба автомобиля догоняют третий, идущий впереди. Не случайно профессиональные водители с неприязнью смотрят иной раз на малоопытных, которые в своей беспечной «пешеходной» логике постоянно пренебрегают безопасными дистанциями.
Дистанция безопасности не является величиной раз и навсегда заданной для какой-то конкретной скорости. Она зависит и от тормозных возможностей впереди идущей машины (если они выше, чем ваши, дистанция должна быть увеличена в 1,5–2 раза против обычной) и от состояния дорожного покрытия: на сухой грунтовой дороге дистанцию следует увеличивать в 1,2–1,3 раза, на мокрой асфальтобетонной – в 1,4–1,6, на мокрой грунтовой – в 1,8–2, на заснеженной – в 2,5–3, на обледенелой – в 4–5 раз.
Несоблюдение безопасной дистанции часто ведет к попутным столкновениям. Достаточно распространенной является следующая ситуация. Водитель, не соблюдая безопасную дистанцию, двигается в условиях ограниченного обзора и, не сосредоточив внимание на стоп-сигналах впереди идущей машины, при внезапном ее торможении совершил наезд сзади. Но и первый водитель здесь поступил неверно. Он должен был заблаговременно предупредить о своем намерении. При внезапной остановке впереди идущего автомобиля водитель второй машины также должен остановиться; объезжать остановившиеся машины можно лишь выяснив обстановку и не создавая помех для других автомобилей.
На выбор безопасной дистанции очень влияет и скорость едущих один за другим автомобилей. Чем больше скорость, тем меньше у начинающего водителя времени для того, чтобы отвести взгляд в сторону от дороги без риска допустить ошибку. В результате небольшие объекты могут оказаться незамеченными на значительном расстоянии, а по мере приближения к ним остаться вне поля зрения.
Правила дорожного движения требуют от водителя выбирать такую скорость, чтобы с учетом интенсивности движения, дорожных условий, в частности ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности, а также особенностей груза быть в состоянии выполнить необходимые действия по управлению транспортным средством. Часто случается, что на легко идущем автомобиле человек за рулем почти не ощущает скорости. Впереди крутой поворот. Доверяясь своему ощущению скорости, начинающий водитель выполняет маневр: сбрасывает газ, входит в поворот. Ему и пассажирам кажется, что машина не едет, а ползет. Но, не доехав и до середины кривой, водитель начинает чувствовать, что автомобиль не хочет вписываться в поворот и его буквально выбрасывает в кювет.
Многие начинающие водители не знают, например, о том, что при высокой скорости движения автомобиля происходит искажение соотношений пропорций окружающих предметов. Так, совершая обгон на большой скорости, водитель воспринимает дорогу как более узкую, чем это есть на самом деле, вследствие чего он может непроизвольно отклониться в сторону от осевой линии. Правильное восприятие ширины дороги может быть искажено перспективой поворота, на котором дорога кажется значительно уже, чем в действительности. Иллюзорные восприятия опасны, так как даже при незначительном искажении действительности они легко могут привести к дорожно-транспортному происшествию.
В прямой зависимости от скорости движения находится длина тормозного пути: автомобиль, двигающийся со скоростью 50 км/ч, после начала торможения пройдет путь около 15 м, а при скорости 100 км/ч – 60 м, то есть тормозной путь увеличивается в 4 раза.
Для безопасного управления автомобилем самым важным является соблюдение ограничения скорости, установленного Правилами дорожного движения. Так, при движении в городских условиях на скорости 80 км/ч опасность аварии почти в 2 раза выше, чем на скорости 60 км/ч. Если скорость движения автомобиля отличается от средней скорости транспортного потока всего на 30 км/ч, то вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие для такого автомобиля выше почти в 10 раз по сравнению с теми, кто движется со средней скоростью потока.
Правилами дорожного движения в населенных пунктах (пункт 10.2) разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видом транспортных средств на автомагистралях.
В соответствии с пунктом 10.3 Правил дорожного движения вне населенных пунктов движение разрешается:
легковым и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях – со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах – не более 90 км/ч;
междугородным и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах – не более 90 км/ч;
другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 79 км/ч;
грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, – не более 60 км/ч;
транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, – не более 60 км/ч;
транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, – не более 50 км/ч.
Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что из 100 аварий и наездов 40 происходит из-за превышения скорости. Доказано, что при скорости 100 км/ч вероятность смертельного исхода в случае аварии в 8 раз больше, чем при скорости 40 км/ч; удар о стену при движении со скоростью 120 км/ч эквивалентен падению с крыши 12-этажного дома, а при скорости 30 км/ч падению с крыши одноэтажного дома. Следует иметь в виду, что при лобовом столкновении скорости объектов складываются.
Правила дорожного движения запрещают водителю:
превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой данного транспортного средства, или скорость, указанную на специальном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве;
затруднять нормальное движение других транспортных средств, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности движения.
При выборе скорости основная задача начинающего водителя заключается в умении найти такое оптимальное значение, которое обеспечит и быстрое движение, и безопасность.
В настоящее время многие предприятия выпускают автомобили с мощными двигателями, позволяющими развивать скорость до 200 км/ч. Однако мощный двигатель означает обычно не столько большую скорость, сколько быстрый разгон с места, что в условиях городского движения значительно повышает пропускную способность перекрестков, что очень важно для городских улиц. Мощный двигатель – это прежде всего гарантия его малого износа и длительного срока службы, так как на своих предельных режимах он работает довольно редко. И только после этого мощный двигатель – это потенциальная скорость, которую можно развить только на хороших магистралях.
Кроме того, начинающий водитель должен знать, что с увеличением скорости движения возрастают расходы топлива и масла. Особенно неэкономичной считается движение со скоростью близкой к максимальной. Для большинства автомобилей наиболее экономичной является скорость 80–90 км/ч. При увеличении скорости на 20 % расход топлива возрастает на 15 %. При этом выигрыш во времени с учетом реальной дорожной обстановки очень мал. Наиболее экономичными считаются условия работы двигателя при его максимально крутящем моменте, что обычно соответствует 2/3 максимальной скорости.
Понятие экономичности вождения включает не только экономию эксплуатационных материалов, но и снижение износа отдельных деталей и узлов автомобиля.
Многие, даже достаточно опытные автомобилисты, часто не осознают в полной мере тот факт, что стиль вождения и различные внешние факторы в значительной степени влияют на увеличение эксплуатационных расходов.
Скорость является одновременно и силой, и слабостью современного автомобиля. Чем больше скорость, тем опаснее движение, тем труднее предотвратить аварию и тем тяжелее ее последствия. Потому очень важно для начинающих водителей правильно выбрать скорость движения, особенно на городских улицах, при прохождении крутых поворотов.
На все возможные случаи, к сожалению, конкретных рекомендаций дать нельзя, так как многое зависит от дорожной ситуации, состояния водителя и его умения. Даже сравнительно высокая скорость, оправданная условиями движения, может быть безопасной для участников, а небольшая – может привести к столкновению. Так, начинающему водителю рекомендуется снижать скорость в следующих случаях:
ограниченная ширина проезжей части;
повороты на крутых спусках;
приближение к перекресткам и пешеходным переходам;
разъезд с колонной машин или ее объезд на стоянках;
объезд общественного транспорта во время посадки и высадки пассажиров;
встречные разъезды с гужевыми повозками, обгон стад животных;
приближение к железнодорожным переездам;
Некоторые начинающие водители считают езду на высокой скорости признаком мастерства. Такое мнение ошибочно – опытные, бывалые водители ездят без больших перепадов скоростей, без резких разгонов и торможений, с наименьшим количеством переключения передач.
Необходимо знать, что с увеличением скорости время на получение необходимой информации о дорожной обстановке (поворотах, знаках, спусках и др.) резко сокращается. Это заставляет водителя устремлять взгляд все дальше вперед и поле зрения значительно уменьшается. Любое усложнение дорожной ситуации должно сопровождаться снижением скорости, чтобы создать резерв времени для оценки изменившейся обстановки и выработки необходимого решения.
Скорость движения и дистанция
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требования Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч.
Примечание: В г.Бишкек и областях (Чуйской, Ошской, Нарынской, Иссык-Кульской, Таласской, Джалал-Абадской) может повышаться скорость (с установкой соответствующих знаков 3.24) на отдельных участках дорог, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью.
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистраляхсо скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах — не более 90 км/ч;
междугородним и особо малым автобусам и мотоциклам на всех дорогах — не более 90 км/ч;
другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;
транспортным средствам, управляемым водителями со стажем до 2-х лет, на всех дорогах не более 70 км/ч;
грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове — не более 60 км/ч;
транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства — не более 50 км/ч;
транспортным средствам, перевозящим опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы — со скоростью предписанной при согласовании условий перевозки.
превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости»*, установленном на транспортном средстве; (* Здесь и далее опознавательные знаки указаны в соответствии с Основными положениями.)
создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
10.5. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
10.6. На дорогах вне населенных пунктов водители транспортных средств, скорость которых не должна превышать 40 км/ч, обязаны поддерживать между своими и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие их транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует, если водитель готовится к выполнению обгона, а также при движении в организованной транспортной колонне.
Скорость движения и дистанция
Скорость движения и дистанция. Скорость движения автомобиля выбирается водителем в зависимости от вида (например, базальтовая брусчатка, асфальтобетон, грунтовая дорога), ширины и состояния проезжей части, интенсивности движения, метеорологических условий (туман, дождь, снег, метель и т.п.), наличия пешеходов на проезжей части или около нее и технического состояния автомобиля.
Умением выбирать необходимую и безопасную скорость движения в соответствии с дорожными условиями обязан обладать каждый водитель автомобиля.
Водитель не должен превышать максимально допустимую скорость, установленную дорожными знаками, заводской инструкцией по эксплуатации автомобиля и правилами дорожного движения. Однако даже та скорость, которая разрешена правилами дорожного движения, в конкретных дорожных условиях, например, во время дождя или снега, не всегда является безопасной. Более того, в этих условиях даже малая скорость может оказаться опасной.
Поэтому водителям следует всегда придерживаться ограниченной скорости и снижать ее при необходимости до таких значений, при которых можно было бы без риска управлять автомобилем и в случае опасности вовремя остановиться. Необходимость в быстрой остановке наиболее часто возникает вблизи пешеходных переходов, перекрестков, остановок транспортных средств общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), вблизи железнодорожных переездов, мостов, тоннелей, в зонах действия предупреждающих знаков и др.
Особую осторожность надо соблюдать при движении в гололед, при плохой видимости, к примеру, из-за густого тумана или ливня, на поворотах, разворотах или при движении задним ходом.
Однако нельзя двигаться и со слишком малой скоростью, а также тормозить без надобности, поскольку это препятствует движению других транспортных средств, прежде всего в местах сужения дорог, где обгон запрещен, или на мостах с широкой проезжей частью. Практика показывает, что дорожно-транспортные происшествия на таких участках дорог — явление довольно редкое, поэтому снижать скорость излишне.
В населенных пунктах разрешается движение автомобилей со скоростью не более чем 60 км/ч. Однако развивать подобную скорость можно только при благоприятных дорожно-климатических условиях.
Вне населенных пунктов на автомагистралях возможно движение со скоростью до 110 км/ч, а на других дорогах — до 90 км/ч. При буксировке прицепов на автомагистралях допускается скорость не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч на территории Российской Федерации и 50 км/ч на территории Украины (рисунок 30.8).
Рисунок 30.8 — Расположение транспортных средств
с различной скоростью движения на проезжей части
Скорость движения требует постоянного внимания водителя: даже кратковременное его ослабление может иметь тяжелые последствия.
При выборе скорости водитель должен уметь безошибочно оценивать дорожную ситуацию и учитывать такие факторы, как сцепляемость шин с дорогой, устойчивость автомобиля на поворотах, длина его остановочного пути, возможность заноса. Это умение достигается практикой вождения автомобиля и хорошей теоретической подготовкой.
В зависимости от скорости движения водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволяет избегать столкновения в случае его торможения, а также выдерживать обеспечивающий безопасность боковой интервал.
Правильный выбор безопасной дистанции зависит от следующих условий:
— имеет или не имеет движущееся впереди транспортное средство тормоза, аналогичные по эффективности тормозам управляемого водителем автомобиля;
— загорается ли у этого транспортного средства стоп-сигнал в момент торможения;
— одинакова или нет у обоих транспортных средств сила сцепления колес с поверхностью дороги;
— при движении с одной и той же скоростью имеют ли они одинаковый тормозной путь.
Например, если тормоза одного автомобиля менее эффективны по сравнению с тормозами другого и к тому же время реакции водителей разное, то дистанция между ними должна быть больше. При этом следует учитывать и общее состояние водителя (утомление, плохое самочувствие и т.п.).
Не совсем верно распространенное мнение, что дистанция в метрах должна численно равняться скорости движения автомобиля в километрах в час. Например, при скорости движения 60 км/ч дистанция должна быть 60 м, а при скорости 15 км/ч -15 м. Разумеется, что такая дистанция невозможна в условиях интенсивного городского движения, но вполне допустима на загородных дорогах, где движение небольшое.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 3172;
Похожие статьи:
Скорость движения и дистанция при движении
Категория:
Управление автомобилем
Публикация:
Скорость движения и дистанция при движении
Читать далее:
Скорость движения и дистанция при движении
Естественно стремление каждого водителя двигаться с максимально возможной скоростью. Умение определить эту максимально возможную скорость для данных условий характеризует мастерство водителя. Широкие, свободные от других транспортных средств и проходящие по равнинной степной местности дороги часто вводят начинающих водителей в заблуждение, так как скорость движения по ним всегда кажется меньше действительной.
Обычно скорость выбирается с учетом интенсивности движения и дорожных условий. Но всегда и везде водитель должен ехать со скоростью, обеспечивающей безопасность движения.
Рекомендуем руководствоваться правилом: «не ясно, не гони». Смысл его состоит в том, что, если не ясна дорожная обстановка, скорость снижается и не увеличивается до тех пор, пока не будет полной ясности. Чем непонятней обстановка, тем ниже скорость. А иногда надо вообще остановиться.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Трудно дать рекомендации по выбору скорости движения в каждом конкретном случае. Слишком много фактов влияют на это. На широкой прямой дороге с хорошим покрытием при благоприятной дорожной обстановке многие водители ездят без аварий с наибольшей разрешенной Правилами скоростью. Если же скорость не соответствует конкретной обстановке, то и при 20— 30 км/ч может произойти дорожно-транспортное происшествие. Однако из всего разнообразия условий движения можно выбрать два показателя, играющих решающую роль в обеспечении безопасности движения: это расстояние видимости и состояние дорожного покрытия.
Видимостью принято считать расстояние, на которое водитель видит впереди себя дорогу и в пределах которого он имеет возможность обнаружить препятствие, создающее опасную обстановку. При этом если впереди дорога закрыта транспортным средством, то расстояние видимости считается до него. В, любых условиях движения скорость должна соответствовать минимальному расстоянию видимости, обеспечивающему безопасность движения. При этом принято, что при расстоянии видимости 100 м скорость движения не должна превышать 40 км/ч, при расстоянии видимости 150 м — 60 км/ч и при 200 м — 80 км/ч.
Ошибкой водителей является рискованный выход на вершину подъема или к крутому повороту на большой скорости при видимости, не обеспечивающей безопасность движения. Иной водитель на дороге с одной полосой движения в каждом направлении, подходя к вершине, держит скорость 80 км/ч, а видит впереди дорогу всего на каких-то 50 м, а то и меньше.
Вот пример того, к чему приводит безответственность водителя при недостаточной видимости дороги.
Рис. 1. Водитель легкового автомобиля / не сбавил скорость при приближении к вершине подъема и столкнулся о грузовым автомобилем 2, совершающим левый поворот за вершиной
На дороге Львов — Яворов в сторону Львова на автомобиле «Москвич» двигался водитель Ситник С. Дорога двухполосная с ровным покрытием, с некрутыми подъемами и спусками. На вершину очередного подъема Ситник выходит, на скорости 80 км/ч. И вдруг за вершиной он видит грузозик, который с правой обочины дороги начал медленно поворачивать налево на грунтовую дорогу. До него 50 м, тромозить поздно. И Ситник решил проскочить по левой полосе перед грузовиком… Ему не хватило метра дороги. Ударившись о передний буфер грузовика, автомобиль Ситника пролетел метров 10—12, в воздухе перевернулся и упал впереди за пределами дороги (рис. 22). Ситник и сидящий рядом с ним пассажир погибли. У грузовика на 90 градусов отогнулся левый конец переднего буфера, водитель грузовика цел и невредим.
Кто же виноват в этой трагедии?
Вероятно, оба водителя. Ситник С.— в том, что шел через вершину подъема с большой скоростью, когда расстояние видимости не соответствовало скорости. Водитель грузовика — в том, что начал поворот при очень ограниченной видимости дороги назад от направления своего движения и не убедился в том, что там нет других машин.
Значительное число ДТП происходит при плохом состоянии дорожного покрытия, главным образом на скользких дорогах, когда коэффициент сцепления шин с покрытием очень мал. Заведующий сектором ВНИИ судебных экспертиз Литинский Л. на страницах журнала «За рулем» (1982, № 10) предложил простую методику определения оптимальной скорости движения автомобиля в зависимости от состояния дорожного покрытия. Исходным он принял остановочный путь автомобиля со скоростью 60 км/ч при движении по шероховатому горизонтальному сухому асфальтобетонному покрытию, который для легкового технически исправного автомобиля равен 42 м. Это около 10 длин автомобилей типа «Жигули» или «Москвич». Водителю рекомендуется прочувствовать зону в 10 длин автомобиля вперед по ходу движения и выработать надежный стереотип реакции на возникшую в этой зоне опасность. Далее автор методики предлагает эту зону распространить и на другие дорожные условия. Например, на мокром асфальтобетонном покрытии такой же остановочный путь 42 м будет уже при скорости 50 км/ч, на заснеженном дорожном покрытии при 40 км/ч, на обледенелой дороге при 30 км/ч.
Расчеты сделаны с учетом среднего времени реакции водителя. Тем водителям, у кого она замедленна, указанные выше скорости для различных дорожных условий должны быть соответственно уменьшены.
Правила запрещают также движение без необходимости со слишком малой скоростью, если при этом будут создаваться помехи движению других транспортных средств. Такая ситуация может создаваться на узких загородных дорогах, где обгон запрещен или просто невозможен по дорожной обстановке. Однако бывает, что такую ситуацию создают сами водители, перестраховываясь, чтобы не нарушить Правила. Например, в зоне действия знака «Ограничение максимальной скорости» они двигаются с еще меньшей скоростью, чем указано на знаке. Или в зоне действия знака «Обгон запрещен» они не обгоняют тихоходные транспортные 31едства, движущиеся со скоростью менее 30 км/ч. Та-кие водители становятся тормозом всего движения, собирая за собой колонну других машин и мешая им двигаться с более высокой скоростью.
В общем потоке транспортных средств скорость движения каждого автомобиля следует считать нормальной, если она равна скорости движения потока. Опережения и тем более обгоны на дорогах с интенсивным движением транспорта крайне затруднены и практически должны быть исключены. Даже опередив несколько машин, обогоняющий все равно вынужден затем вновь войти в общий поток. Между тем он при этом очень рискует, так как опережения и обгоны связаны с перестроениями, вносят в общий ритм движения нервозность, создают аварийные ситуации. Статистика показывает, что водитель, превышающий скорость движения потока на 10 км/ч, имеет вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие на 20% большую, чем водители транспортных средств, движущиеся в общем потоке. Но нельзя, будучи в потоке, ехать и медленнее, чем все остальные транспортные средства, так как при этом будет разрываться поток и начнутся опережения, обгоны, перестроения с нарушениями Правил. Резкое снижение скорости в потоке крайне нежелательно, оно может привести к дорожно-транспортному происшествию с большим количеством участников. Торможение лишь одного из водителей вызывает более резкое торможение следующих за ним, причем интенсивность торможения каждого последующего водителя нарастает как снежный ком. При движении с высокой скоростью на скользких дорогах наездов на впереди идущий автомобиль просто не миновать. В последние годы на дорогах с интенсивным движением все чаще отмечаются наезды не на одно транспортное средство, следовавшее попутно, а цепь наездов нескольких транспортных средств. В потоке стоит случиться одному наезду, как тут же произойдут другие. Иногда участниками таких происшествий становятся десятки водителей.
Одним из основных показателей эффективности использования транспортного средства является средняя скорость движения на данном маршруте. Она слагается из скоростей движения на отдельных участках и зависит от конструктивных особенностей автомобиля, дорожных условий, времени года и ряда других факторов. При всех равных условиях она определяется мастерством водителя.
На одном и том же маршруте опытный водитель рочти всегда едет с более высокой средней скоростью по сравнению с малоопытным. На первый взгляд кажется, что он ведет машину не очень быстро, но тем не менее на преодоление маршрута затрачивает меньше времени. Достигает он этого прежде всего за счет равномерности движения. Он ведет автомобиль спокойно, с постоянной скоростью, уверенно объезжает стоящие на дороге транспортные средства и разъезжается с встречными, обгоняет других. Другое дело — начинающий водитель. График его движения неровный, он то увеличивает скорость до предела, то вдруг без видимых причин снижает ее. Разъезды и объезды он производит обязательно сбавив скорость, а прежде чем начать обгон, долго тянется за обгоняемым, выбирая момент для обгона. При появлении на дороге препятствий он тут же снижает скорость и подъезжает к препятствию крадучись. В итоге и средняя скорость у такого водителя получается небольшой.
Представим себе, что два водителя начинают движение в точке А и получают задачу как можно быстрее проехать в точку Б. Автомобили у них одной модели, одинаковые по техническому состоянию и одинаково загружены. Но одним автомобилем управляет водитель, имеющий навыки быстрой езды, другим — малоопытный. На маршруте дорога ровная и позволяет развивать максимальную разрешенную скорость, но имеются два препятствия, движение через которые возможно со скоростью 10 км/ч. Оба водителя на ровных участках дороги скорость доводят до максимально разрешенной, перед препятствиями снижают ее до 10 км/ч, преодолев препятствие, стремятся вновь набрать наивысшую скорость.
Разумеется, что в пункт Б первым прибыл водитель, Имеющий навыки быстрой езды. График его движения (рис. 2) показывает, что высокой средней скорости он достиг за счет быстрого выхода на максимальную скорость и сохранения ее до самых препятствий. Все решило его умение наибольшее время двигаться на режиме максимально разрешенной скорости. Другими словами, решающими факторами здесь оказались разгон и торможение. Именно такой режим движения у нас сейчас и на многих дорогах, особенно в населенных пунктах» от перекрестка до перекрестка, от препятствия до препятствия автомобили двигаются либо на режиме разгона, либо с торможением.
Рис. 2. График движения по дороге с препятствиями:
1 — автомобиля, управляемого водителем с навыками езды; 2 — автомобиля, управляемого малоопытным водителем; 3— мост; 4 — ж.-д. переезд; Р — зоны разгона; Т — зоны торможения
Итак, высокая средняя скорость движения достигается в основном за счет интенсивного разгона и эффективного торможения.
Рассмотрим эти элементы.
Для интенсивного разгона важно уметь правильно выбирать момент для перехода на более высокую передачу в коробке передач. Опыт показывает, что наиболее энергичный разгон получается тогда, когда при полном нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой автомобиль на первой передаче разгоняется до скорости 30 км/ч, на второй —50 км/ч, на третьей —. до 80—90 км/ч.
Эти скорости рекомендуются для современных моделей автомобилей («Волга» ГАЗ-24, все модели «Жигулей», «Москвичи» моделей 412, 2140, 2141).
Для автомобилей «Волга» ГАЗ-21, всех моделей «Запорожцев» и ЛуАЗ, «Москвичей» более ранних выпусков скорости разгона должны быть поменьше. Чтобы сохранить инерцию автомобиля, передачи при разгоне переключаются значительно быстрее обычного, педаль сцепления после переключения отпускается без задержки.
Торможение также должно быть таким, чтобы за наименьшее время снизить скорость движения автомобиля, не допуская при этом поломок или интенсивного износа его агрегатов и механизмов. Не следует забывать и о пассажирах, они не должны испытывать неудобств, у них не должно появляться чувство страха. Короче говоря, торможение должно быть энергичным, но не аварийным, без визга покрышек о дорогу и без ударов пассажиров о детали внутреннего оборудования кузова. Такое торможение достигается энергичным нажатием на педаль рабочего тормоза без выключения сцепления и передачи. Решающим здесь является определение момента начала торможения. Он зависит от скорости движения, характера и расстояния до препятствия, состояния дороги и от ряда других факторов. Эти навыки приходят с опытом. Но выработать такие навыки можно специальными тренировками. Наиболее целесообразна такая методика.
Выбирается ровный, свободный от других транспортных средств участок дороги и намечается на нем а кой-то хорошо видимый ориентир (например, столб, К,ложный знак, палка, воткнутая в кювет, камень, лежащий на обочине). Этот ориентир изображает «препятствие». Автомобиль разгоняется до скорости 50 км/ч с задачей остановиться у этого ориентира с наименьшим остановочным путем. Момент начала торможения выбирается водителем с учетом условий движения. Заезды повторяются, каждый раз уменьшая остановочный путь, но не доводя торможение до блокировки колес. В последующих заездах начальная скорость постепенно увеличивается.
На втором этапе таких тренировок надо пройти ориентир с определенной скоростью, не останавливаясь у него (например, начать торможение с начальной скорости 50 км/ч, а ориентир пройти на скорости 20 км/ч). Начальная скорость в заездах постепенно увеличивается, а скорость прохождения ориентира меняется то в большую, то в меньшую сторону.
При торможении с высокой скорости перед препятствиями в виде неровностей дорожного покрытия (ям, канав, бугров) следует всегда помнить о перегрузке силами инерции передней оси автомобиля, которая перегружается тем больше, чем выше скорость движения и интенсивность торможения.
При наличии на дороге встречных и попутных транспортных средств немалую роль играет умение водителя быстро ориентироваться в дорожной обстановке, уметь соразмерять с ней свою скорость движения, принимать наиболее разумные решения при разъездах с встречными транспортными средствами и особенно при обгоне. Но и в этих условиях решающую роль для движения на высокой средней скорости играет умение водителя быстро разгоняться и энергично тормозить.
А нужно ли водителю индивидуального транспорта вообще умение водить автомобиль на высокой скорости? На этот вопрос следует ответить однозначно — да, нужно. Это нужно, например, при стихийных бедствиях, при доставке пострадавших от дорожно-транспортного происшествия в лечебное заведение или в пункт первой медицинской помощи, при догоне нарушителей Правил или преступников (совместно с сотрудниками милиции) и в других случаях. Однако на заснеженной дороге зимой, на узких извилистых дорогах, в крупных населенных пунктах и на дорогах с интенсивным движением транспорта езда на высокой скорости требует высокого мастерства водителя и может быть допущена как крайняя мера лишь при исключительных обстоятельствах.
Быстрая езда по пустынной ровной дороге с хорошим покрытием особых трудностей не вызывает. Трудности возникают на извилистых дорогах с препятствиями, при наличии на дороге встречного и попутного транспорта. При движении на высокой скорости водитель должен быть предельно собран, все его внимание сосредоточивается в наблюдении за дорогой. Пассажиры тоже должны понимать, какую ответственность несет в это время водитель и не отвлекать его ненужными разговорами. Рулевое колесо необходимо держать крепко двумя руками, повороты рулевого колеса должны быть плавными и на небольшой угол.
На большой скорости даже незначительные препятствия на дороге могут стать причинами серьезных дорожно-транспортных происшествии.
Вот один пример.
Летом 1981 г. под Калининградом водитель Сергеев ехал на своей «Волге» по узкой асфальтированной дороге, обсаженной деревьями. Рядом с ним сидел его друг Короткое, сзади еще два пассажира. Дорога прямая, свободная, других машин нет, скорость 90 км/ч. И вдруг машину затрясло и чуть занесло. Этого оказалось достаточно, чтобы врезаться в столетнюю липу. Короткое пробил лобовое стекло и словно из катапульты вылетел вперед на дорогу. Остальные члены экипажа остались в машине. Все получили серьезные травмы, а наиболее тяжелые — Короткое. «Волга» восстановлению не подлежала.
Расследование показало, что причиной происшествия оказались неровности дороги, так называемые «гребешки».
При следовании за транспортным средством водителем выбирается такая дистанция, которая при торможении впереди идущего позволит избежать столкновения с ним и обеспечит своевременную остановку своего автомобиля. Дистанция зависит от скорости движения, состояния дорожного покрытия, а также от технического состояния автомобиля, рельефа местности и других факторов. При движении на высокой скорости или по скользкой дороге дистанция увеличивается.
На загородной сухой дороге оптимальной считается дистанция, численно равная скорости движения. Напри* мер, при движении со скоростью 50 км/ч дистанция должна быть 50 м, при скорости 70 км/ч — 70 м и т. Д, В крупных населенных пунктах в условиях интенсивно» го движения дистанция может уменьшаться примерно вдвое от этих величин.
Однако следует предостеречь водителей от движения на еще меньшей дистанции без особой на то надо» бности. Во-первых, малая дистанция вызывает у водителя большое нервное напряжение, обязывает его постоянно находиться в очень высокой степени готовности к торможению или маневру. Во-вторых, она ухудшает видимость дороги и при движении, например за фургоном, водитель практически ведет машину вслепую. Наконец, малая дистанция сопровождается непрерывными подтормаживаниями и соответственно увеличением расхода горючего.
В последние годы на дорогах участились случаи на* езда на впереди идущее транспортное средство. Причй» ной чаще всего была малая дистанция, как результат излишней самоуверенности в основном молодых водителей, рассчитывающих на свою хорошую реакцию,
А как поступить водителю, если сзади в 3—5 м окажется автомобиль, водитель которого требует звуковым и световым сигналами уступить дорогу? Ответ должен быть однозначен: принять вправо и пропустить его вперед. У него могут быть веские основания для такой спешки.
При движении в общем потоке транспортных средств машины идут, как правило, на укороченных дистанциях и интервалах, нередко на скорости, близкой к максимально разрешенной. Это заставляет водителя быть очень осмотрительным и предельно собранным. Он ведет наблюдение за транспортными средствами, движущимися не только впереди, но и сзади, а также в соседних рядах. В общем потоке дистанция выдерживается строго постоянной. Нельзя «играть» дистанцией, то уменьшая скорость, то увеличивая ее, так как при этом сразу нарушается относительно спокойный скоростной режим транспортного потока. Стоит одному из водителей несколько увеличить дистанцию, как в этот промежуток тут же начнут устремляться водители из других рядов или из боковых проездов и прилегающей к дороге территории, что само по себе уже вызывает нервозность у многих водителей потока.
Рис. 3. Схема объезда препятствия на правой стороне дороги
Рекламные предложения:
Читать далее: Объезд транспортного средства или другого препятствия
Категория: —
Управление автомобилем
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Безопасность движения. Лекция 5 — Энциклопедия журнала «За рулем»
Лекция 5. Движение
О вождении автомобиля в сложных условиях, в потоке, а также в ограниченном пространстве.
Начнем с главного. О чем в первую очередь надо заботиться при движении в потоке? Об интервале и дистанции. Дистанция – это расстояние до автомобиля в вашем ряду. До того, за которым вы следуете, и до того, который следует за вами. От бампера до бампера. А интервал – это расстояние до автомобиля в соседней полосе, от борта до борта. Причем расстояние до автомобиля как в попутной, так и во встречной полосе.
В экзаменационном билете предлагается определить, где на картинке дистанция, а где – интервал.
Здесь Б — дистанция, А и В — интервал.
А если кто вдруг запутается в словах, всегда есть подсказка, и она прячется в дорожных знаках. Плакаты со знаками всегда развешаны в классах и очень часто – в помещениях, где принимают экзамены. Поднимите глаза, найдите «Запрещающие знаки», а среди них – знак 3.16:
Под ним написано: «Ограничение минимальной дистанции». И нарисовано расстояние от бампера до бампера. А от бампера до бампера – это только в своей полосе. И вы сразу вспомните, что дистанция – от бампера до бампера – в своей полосе, а интервал – от борта до борта – расстояние с автомобилем в соседней полосе.
А теперь перейдем непосредственно к тем вопросам ПДД, где эти термины используются: Интервал. Итак, автомобиль – не поезд, он едет не по рельсам, а по дороге, и колеса у него не стальные, а резиновые, и без реборд. Резиновые колеса эластичны, в том числе и в боковом направлении, а на покрытии встречаются неровности, иногда ещё дует ветер – все это отклоняет автомобиль от заданной траектории. Это означает, что он всегда «гуляет» по полосе. И чем выше скорость – тем сильнее «гуляет». Поэтому с увеличением скорости водитель должен увеличивать и боковой интервал. Встречные автомобили намного опаснее попутных, столкновение с ними чревато самыми страшными последствиями. Поэтому при встречном разъезде интервал должен быть больше. И чем выше скорость встречного разъезда, тем больше должен быть боковой интервал.
Если вам попадется фура или машина с прицепом, нужен приличный запас бокового интервала. Дело в том, что прицеп при повороте смещается к центру этого поворота, и тем сильнее, чем круче поворот.
На рисунках хорошо видно, насколько шире коридор движения грузовика, чем сам грузовик. Не пытайтесь протиснуться между фурой и обочиной, если фура намеревается повернуть! Водитель вас может просто не увидеть, а полуприцеп, смещаясь при повороте к центру, сомнет ваш автомобиль! На рисунке справа хорошо видно – при ширине грузовика 2.5 метра, коридор движения, который он захватывает – больше 7 метров.
Вот конкретный случай. 9 апреля 2018 года, перекресток Мичуринская-Косыгина, совсем рядом с МГУ 19 июля 2018 года, на перекрестке Лебедева-Хохлова, в 100 метрах от ГЗ МГУ
На мокром, скользком, неровном покрытии автомобиль менее устойчив и хуже управляется (см. Лекцию 1). Поэтому увеличьте боковой интервал! Словом, при любых неблагоприятных условиях, при движении на высокой скорости, разъездами с длинномерными автопоездами – всегда увеличивайте боковой интервал!
Дистанция. Если вы едете в плотном потоке, и вдруг заметили, что к вам сзади пристроился и едет слишком близко, то есть «прилип» автомобиль, что делать в этом случае? Если нажать на «газ», автомобиль вас догонит и снова прилипнет сзади. А дистанция между вами и едущим впереди вас автомобилем уже сталнет меньше. Это плохо. Если затормозить, аккуратно и плавненько, он испугается и отстанет. Но отстанет ненадолго, и снова пристроится сзади. А надо немного снизить скорость и увеличить дистанцию до движущегося впереди автомобиля. Так вы создадите себе резерв времени и пространства, и если впереди идущий автомобиль вдруг резко затормозит, вы сможете замедляться плавно. Так, чтобы задний в вас не въехал.
А какой именно должна быть дистанция? На каком расстоянии держаться от автомобиля, идущего перед вами? Вспомним, что мы говорили про остановочный путь. Про Билли Бонса и препятствие в виде пиратов. Из каких частей состоит остановочный путь? Реакция водителя. Время срабатывания тормозной системы. И тормозной путь. Так вот. Тормозной путь у всех автомобилей примерно одинаков. Если, конечно, это исправные автомобили. В общем случае он не зависит от массы автомобиля – огромная тяжелая фура остановится так же быстро, как малыш «Фиат-500». Значит, если вы начнете тормозить одновременно с впередиидущим автомобилем, то дистанция между вами будет неизменной до самого момента остановки.
Но дело в том, что одновременного начала торможения в природе не бывает! Разберем этот вопрос на примере. Наш Билли Бонс едет с доктором Ливси, каждый на своей машине. Скорость держат разрешенную – 90 км/ч. И тут на дороге что-то произошло, и Доктор Ливси ударил по тормозам.
Билли Бонс увидел вспыхнувший стоп-сигнал на «Дюзенберге» доктора, и тоже затормозил. Мы помним, что реакция у Билли Бонса неплохая – с момента, когда он увидел «стоп-сигнал» и до начала принятия мер, то есть до удара по педали, ушла секунда. Это, напомним, называется временем реакции водителя. 1 секунда – среднее время, общепринятое для водителя. Пока Билли Бонс принимал решение и двигал руками-ногами, его «Фольксваген» бежал вперед. И пробежал 25 метров! Дальше идет время срабатывания тормозной системы. Еще 0.4 секунды. Автомобиль прокатился еще целых 10 метров. Итого 25 + 10 = 35. Целых 35 метров «Фольксваген» Билли Бонса ехал вперед со скоростью 90 км/ч – всё это время доктор Ливси уже отчаянно тормозил!
Дальше просто – тормозной путь у «Дюзенберга» окажется такой же длины, как «Фольксвагена» — мы об этом уже говорили, он не зависит от массы автомобиля. На рисунке тормозные пути обоих машин обозначены буквами Sтор и подкрашены в цвет автомобиля. Выходит, если тормозные пути одинаковы, нас интересует только реакция Билли Бонса и время срабатывания тормозной системы (Sрв – реакции водителя и Sст – срабатывания тормоза). Их сумма. Вместе они обозначены на рисунке буквой «Д» — дистанция. В нее-то и должны входить мгновения, «потерянные» на срабатывание тормозной системы и раздумья водителя. Сколько у нас набралось мгновений? 1с + 0.4 с = 1.4 с. Значит, если бы расстояние было меньше этих 1.4 с (или 35 метров), то Билли Бонс гарантированно бы въехал в корму «Дюзенберга», и всю оставшуюся жизнь расплачивался бы за ремонт.
Делаем вывод: расстояние до впереди идущего автомобиля, измеренное в секундах, должно быть больше времени реакции водителя и времени срабатывания системы. Время реакции водителя может колебаться в пределах от 0,4 до 1,6 секунд, а время срабатывания тормозной системы 0,1 — 0,4 секунд. Стало быть, правильной дистанцией для легковых автомобилей можно считать расстояние, которое проедет автомобиль за время не менее 2 секунд. Это надо знать как «отче наш» — это ваша безопасность. К тому же это есть в билетах. А дальше встает вопрос – как вычислить эти самые 2 секунды. Сколько метров должно быть до машины? Расстояние зависит от скорости. Скажем, при 40 км/ч автомобиль проедет 22.2 метра, при 60 км/ч – 33.2 метра, а при 90 км/ч – 50 метров. К счастью, есть очень простой способ вычислить это расстояние, причем не в секундах, а сразу в метрах. Достаточно посмотреть на спидометр – и цифру, на которую указывает стрелка, поделить на два. Вы получите расстояние в метрах, очень близкое по значению к расстоянию «2 секунд». Например, возьмем скорость 90 км/ч. Делим 90 пополам: 90/2 = 45. Получаем 45 метров. Для 60 км/ч мы получим 30 метров. И так далее. Это работает! Ну а расстояние до автомобиля определять придется на глазок – по-другому никак.
Про дистанцию осталось добавить только один нюанс, а именно – про большие грузовики. Вы на них ездить, скорее всего, за рулем не будете, но на дорогах попадаться они будут. Так вот – тормоза у них другие. На легковых машинах и маленьких грузовичках тормоза с гидравлическим приводом – по шлангам гоняется жидкость, и когда вы давите на педаль, усилие передается через неё на сами тормоза в колесах. Скачок давления в жидкостях распространяется со скоростью звука, для тормозной жидкости это примерно 1200 м/с – вдвое быстрее пули, выпущенной из автомата. Ну а в грузовиках привод тормозов – пневматический, сжатым воздухом. Работает такая система ощутимо медленнее. Если гидропривод срабатывает за 0.1-0.4 с, то пневматический – от 0.6 до 1.2 с, а у фуры с полуприцепом – до 1.4 с. Это означает, что правильная дистанция для грузовика не 2, а не менее 3 секунд. Не забывайте об этом при перестроениях – если вы влезете перед грузовиком на «нормальном», как вам кажется расстоянии, вы можете сильно ошибиться, и заставите водителя нервничать и тормозить, увеличивая дистанцию до вас.
И напоследок добавим, что в дождь, снег, гололедицу дистанцию, конечно, надо увеличивать.
О движении остались разношерстные сведения, перечислим их по порядку.
1. Если вы едете в достаточно плотном потоке, и у Вас спереди, сзади, слева и справа – другие автомобили (при этом вы, конечно, соблюдаете дистанцию и интервал), то безопаснее всего ехать со скоростью этого потока, даже если вам это кажется некомфортным, и хотелось бы сбавить скорость. Дело в том, что если вы будете ехать медленнее, то водители, следующие за вами, буту вынуждены перестраиваться, чтобы опередить вас, а водители из соседних рядов будут постоянно «заныривать» перед вами. То и другое чревато аварийной ситуацией. Поэтому запомним: При движении в плотном потоке вероятность аварийной ситуации меньше тогда, когда ваша скорость равна средней скорости потока.
2. Принимая решение об обгоне, надо помнить, что скорость встречного крупногабаритного автомобиля воспринимается большей, чем в действительности, а маленького по размеру мотоцикла — меньше.
3. В условиях плохой видимости скорость надо выбирать такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости. То есть вы должны успеть затормозить, если увидите препятствие. А если остановочный путь окажется больше предела видимости, вы физически не успеете остановиться, увидев препятствие, и врежетесь в него.
4. В повороте более устойчив автомобиль без груза и пассажиров. Дело в том, что у автомобиля центр тяжести расположен очень низко, И, значит, именно у него самый маленький опрокидывающий момент. Любая загрузка автомобиля перемещает центр тяжести вверх, и его устойчивость уменьшается.
5. Длительный разгон на первой передаче, когда двигатель работает на повышенных оборотах, увеличивает расход топлива. Наименьший расход будет при плавном ускорении и плавном замедлении.
6. Если вы долго ехали за грузовиком, не имя возможности его обогнать (например, из-за разметки), и такая возможность появилась, то начинать обгон надо с безопасной дистанции, или даже большей.
Если вы приблизитесь к грузовику перед обгоном, у вас будет очень плохая обзорность, вы не увидите встречных (позиция 1). Кроме того, сам обгон займет много времени, так как начать разгоняться вы сможете, только двигаясь по встречной полосе рядом с грузовиком. Поэтому правильно будет отстать от грузовика на безопасную дистанцию, откуда обзор намного лучше (поз.2). После этого сразу перестраивайтесь на полосу встречного движения, где и начинайте разгон (поз.3). Эта позиция даст вам наилучший обзор, позволит быстро опередить грузовик, так как приблизитесь к нему вы уже на более высокой скорости, и минуете его быстро. Кроме того, водитель грузовика увидит вас и уже не будет мешать обгону. Итак, перестраиваемся на встречную полосу издалека, с безопасной дистанции, откуда и начинаем обгон.
7. Обычно водитель определяет скорость автомобиля по тому, насколько быстро перемещаются разные объекты, вроде деревьев, дорожных знаков, столбов, которые попадаются по пути. Если поблизости их нет, а видны только те, что вдали, то угловая скорость их перемещения уменьшается. Водителю из-за этого кажется, что он едет медленнее, чем на самом деле. Поэтому в таких условиях надо почаще бросать взгляд на спидометр.
8. В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается ниже, чем в действительности. Это увеличивает опасность столкновения при встречном разъезде, обгоне и объезде.
9. При движении в тумане надо помнить, что расстояние до предметов представляется большим, чем в действительности.
10. С увеличением скорости поле зрения водителя сужается, так как водитель вынужден смотреть намного дальше вперед, чтобы успеть оценить меняющуюся дорожную обстановку.
11. Существенное снижение давления в шинах приводит к увеличению сил трения, а значит, и увеличению расхода топлива.
12. При выборе безопасных условий для движения легкового автомобиля на скорости 90 км/час водителю полезно помнить, что автомобиль за 1 секунду перемещается на 25 м. На самом деле для того, чтобы узнать, сколько метров проедет автомобиль за секунду, надо скорость (в км/ч) поделить на 3.6. Например, при 40 км/ч – 40 / 3.6 = 11.1 м.
Статья написана по материалам лекцийАвтошколы МГУ (Университетской автошколы)