То и тр – Глава 2. Организация работ по то и тр автомобилей. Техническое состояние автомобилей в процессе эксплуатации.

  • 14.11.2020

Организация ТО и ТР легковых автомобилей на предприятиях автосервиса

В связи со значительным увеличением автомобильного парка в короткие сроки существенно изменилась система технического обслуживания (ТО) и ремонта легковых автомобилей. Наряду с крупными и средними предприятиями автосервиса (ПА) появилось много мелких, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Кроме того, в систему входят предприятия, производящие гаражное оборудование, инструмент и другие принадлежности, базы, склады материального и технического снабжения, гаражи и стоянки автомобилей.

Система автотехобслуживания базируется на планово-предупредителъной системе ТО и ремонта, основы которой изложены в «Положении о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам». Эта система включает предпродажную подготовку автомобилей, гарантийное обслуживание и обслуживание в послегарантийный период.

На предприятиях автосервиса выполняются следующие виды работ:

  • предпродажная подготовка новых и старых автомобилей и их продажа
  • продажа эксплуатационных материалов и запасных частей
  • ТО и ремонт в гарантийный и межгарантийный период
  • уборочно-моечные работы
  • диагностирование
  • капитальный ремонт агрегатов
  • окрасочно-кузовные работы
  • антикоррозионная обработка кузова
  • ремонт и обслуживание электрооборудования
  • шиномонтаж и балансировка колес
  • организация рабочих мест для самообслуживания
  • организация работы рынка с целью продажи запасных частей
  • оказание технической помощи на дорогах
  • организация платной стоянки автомобилей
  • подготовка автомобилей к техосмотру
  • и др.

Задача предпродажной подготовки — выявление и устранение неисправностей, возникающих в процессе транспортировки новых автомобилей с завода или эксплуатации, хранения подержанных автомобилей, а также установка комплектующих изделий (зеркала, приемник, прикуриватель, колпаки на колеса и т.д.) согласно описи завода-изготовителя. На автомобили российского производства разработан и используется ОСТ 37.001.082-82 «Подготовка предпродажная легковых автомобилей», где приводится весь перечень проводимых работ.

Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие автомобиля и его агрегатов требованиям технических условий в течение гарантийного периода, установленного заводом, по времени или пробегу. Сроки гарантии указываются в документации, прилагаемой к автомобилям, и зависят от марки автомобиля и его стоимости. В период гарантийного пробега производится гарантийное обслуживание автомобиля на ПА, заключивших договор на гарантийное обслуживание с заводом-изготовителем. Согласно «Положению…» срок хранения автомобиля на складе — не более шести месяцев.

В послегарантийный период владелец автомобиля должен проводить техническое обслуживание в соответствии с сервисной книжкой на ПА или самостоятельно. При эксплуатации и проведении ТО необходимо строго соблюдать требования, указанные в инструкции к автомобилю. Особенно это касается использования топлив и смазочных материалов. Ремонт агрегатов желательно производить на ПА, где работают квалифицированные специалисты.

Современные ПА являются многофункциональными предприятиями, которые классифицируются по месторасположению, назначению, характеру основной деятельности, производственной мощности и специализации:

В зависимости от месторасположения и назначения ПА делятся:

  • на городские (обслуживают в основном районы крупных городов или некрупные города)
  • дорожные, или придорожные (обычно служат для оказания технической помощи автомобилям, находящимся в пути)

В зависимости от характера основной деятельности городские ПА делятся:

  • на комплексные (выполняют все виды работ по ТО и ремонту)
  • специализированные (выполняют работы по конкретным моделям или конкретным видам работ; например, только шиномонтаж и шиноремонт, ремонт и регулировка тормозов и т.д.)

По производственной мощности ПА делятся:

  • на малые (от 1 до 10 постов)
  • средние (от 11 до 30 постов)
  • большие (от 31 до 50 постов)
  • крупные станции (более 50 постов)

Организация производственного процесса для средних, больших и крупных ПА осуществляется по схеме, приведенной на рисунке:

Функциональная схема работы ПА

Рис. Функциональная схема работы ПА

При продаже автомобилей на ПА они направляются в зону предпродажной подготовки, затем в зону хранения или магазин. Автомобили, поступающие на ПА для проведения ТО и ремонта, первоначально проходят мойку, далее поступают на участок приемки. На участке приемки определяется объем работ, заполняется акт приемки-выдачи, после чего автомобили поступают в зону ожидания или на соответствующий производственный участок. В зоне мойки проводятся уборочные и моечные работы с использованием пылесосов, струйно-щеточных моечных машин, сушильных машин и других агрегатов. В зоне ежедневного обслуживания может производиться полировка кузова.

Участок приемки и выдачи автомобиля предназначен для визуального осмотра, определения комплектности автомобиля (для этого заполняется акт приемки-выдачи), осмотра с помощью диагностических средств, определения ориентировочного объема работ, а также для контроля выполненных работ, комплектности автомобиля и сдачи автомобиля владельцу. В качестве оборудования применяются канавы, подъемники и диагностические средства. При выдаче автомобиля владельцу комплектность автомобиля сверяется с актом приемки-выдачи.

На мелких ПА, насчитывающих один пост приемки, работы выполняет один человек. При наличии двух — пяти постов приемку и выдачу осуществляет бригадир или мастер.

Техническое обслуживание и ремонт производят в зонах ТО и TP, а также на участках ивотделениях. Участок может состоять из определенной части зоны и отделения. Например, в зоне TP на специализированном участке снимают двигатель, ремонт которого производят в отделении (цехе). Снятые с автомобиля узлы и агрегаты могут направляться на специализированные производственные участки (отделения). К таким участкам относятся агрегатно-механические, топливной аппаратуры, аккумуляторный, участок ремонта электрооборудования, шиномонтажный и шиноремонтный, окраски и антикоррозионного покрытия, ремонта двигателей и обойный.

На крупных или специализированных ПА может производиться капитальный ремонт таких агрегатов, как задний и передний мосты, двигатель, кузов. В зонах ТО и TP используются двух- или четырехстоечные электромеханические подъемники, осмотровые канавы, которые могут обеспечиваться канавными подъемниками. Кроме того, могут использоваться опрокидыватели, удобные для антикоррозионной обработки днища кузовов, и оборудование для заправки двигателей, коробок передач и мостов смазывающими материалами. Используются приспособления для снятия мостов, двигателей и тележки для их транспортировки, верстаки, ключи и т.д.

На специализированных участках (отделениях) в зависимости от суточной программы работ может использоваться различное оборудование. На участке по ремонту двигателей используются сверлильные и фрезерные станки, гидравлические прессы, приспособления для притирки клапанов, расточки коленчатых валов, расточки цилиндров и их хонингования, используются стенды для обкатки двигателей, различные приспособления и инструмент. На других специализированных участках применяется специализированное оборудование согласно табелю.

Общие технические требования к автомобилям, выпускаемым из ТО и ремонта, предъявляются в пределах объема работ, выполняемых на основании наряда-заказа, а также в соответствии с нормативами «Положения о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам». Согласно этим документам автомобиль, выпускаемый с предприятия, должен быть чистым, все соединения и крепления должны быть надежно закреплены, уровни масел, жидкостей должны соответствовать нормативам, негерметичность соединений и уплотнений не допускается, узлы и детали должны быть смазаны в соответствии с требованиями предприятия-изготовителя. Содержание вредных веществ в отработанных газах не должно превышать установленных норм.

ТО и ТР автомобилей (стр. 1 из 8)

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач в области эксплуатации автомобильного парка является дальнейшее совершенствование организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей с целью повышения их работоспособности и вместе с тем снижение затрат на эксплуатацию. Актуальность указанной задачи подтверждается и тем, что на техническое обслуживание автомобиля затрачивается во много раз больше труда и средств, чем на его производство.

В настоящее время на базе научно-технического прогресса получает дальнейшее развитие проверенная многолетним опытом планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта подвижного состава лесопромышленного комплекса в целом.

Как в области организации автомобильных перевозок, так и в области технической эксплуатации автомобилей начинают применяться различные экономико-математические методы анализа, планирования и проектирования. Все шире разрабатываются и внедряются новые методы и средства диагностирования технического состояния и прогнозирования ресурсов безотказной работы автомобилей. Создаются новые виды технологического оборудования, позволяющие механизировать, а в ряде случаев и автоматизировать трудоемкие операции по обслуживанию и ремонту подвижного состава. Разрабатываются современные формы управления производством, которые рассчитаны на применение электронно-вычислительных машин с дальнейшим переходом на автоматизированную систему управления.

При все возрастающем насыщении народного хозяйства автомобилями современная система хозяйствования предусматривает новые структурные подразделения автомобильного транспорта – автокомбинаты и производственные объединения, ремонтно-обслуживающие базы, которые потенциально способствуют переходу на централизованное производство обслуживания и ремонта автомобилей.

Важнейшей задачей в любом хозяйстве является организация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Этой актуальной теме и посвящается дипломный проект.

1 Общая часть

1.1 Характеристика подвижного состава по маркам и пробегу

Характеристика подвижного состава имеющегося на предприятии и занимающихся вывозкой древесины (сортиментовозы), перевозкой людей и грузов показано в таблице 1

Таблица 1 — Характеристика подвижного состава.

Из таблицы 1 видно, что парк подвижного состава имеет небольшую разномарочность. Это в свою очередь повышает качественное обеспечение запасными частями и проведение работ по ТО и ремонту.

1.2 Оснащенность ремонтной базы

Оснащенность ремонтной базы предприятия технологически необходимым оборудованием показано в таблице 2

Таблица 2 — Технологическое оборудование предприятия

1.3 Существующий технологический про­цесс ТО и ремонта

автомобилей

Для ТО автомобилей в гараже имеется комплексная бригада которая выполняет все виды ТО и ремонта. При выполнении всех видов ТО выполняют следующие операции.

Ежедневное обслуживание (ЕО)

— очистка двигателя от пыли и грязи;

— внешним осмотром проверяют отсутствие подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости;

— проверяют уровень масла и при необходимости доливают его;

— проверяют натяжение ремня генератора.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1)

При ТО-1 выполняются операции ЕО, а также:

— проверяют уровень масла и при необходимости доливают его до уровня контрольных отверстии в агрегатах трансмиссии;

— проверяют и регулируют приборы системы питания и электрооборудования.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2)

При ТО-2 выполняются операции ТО-1, а также:

— промывают воздухоочистители;

— сливают отстой из фильтра грубой очистки топлива;

— заменяют масло в картере двигателя.

При сезоном обслуживании (СО) производится проверка аккумуляторных батарей (проверка уровня и плотности электролита), меняют масло и топливо соответствующее наступающему сезону.

1.4 Анализ существующей организации ТО и ремонта

Организация трудовых процессов при ТО и ТР

Научная организация труда предусматривает организацию и обеспечение рабочих мест и собственно организацию трудового процесса.

Организация и обеспечение рабочих мест включает рациональную планировку и оснащение рабочих мест необходимым инструментом, приспособлениями и другой оснасткой, позволяющей интенсифицировать труд за счет механизации и автоматизации процессов, а также организацию материально-технического снабжения каждого рабочего места и четкого оперативного и экономического планирования его работы. Обследования показали, что простои рабочих из-за отсутствия материалов, инструментов, электроэнергии и по другим причинам организационного характера составляют 8% сменного времени.

Рациональная планировка рабочего места предусматривает наличие необходимой площади, на которой сосредоточиваются все средства производства, предоставляемые в пользование данного рабочего для осуществления рабочего процесса. Эта площадь должна соответствовать резмещению обрабатываемого объекта (агрегата, узла, детали, станка, приспособления и т.д.), вспомогательного оборудования (верстака, стенда, и т. д.) и самого рабочего.

Конкретные размеры площади определяются рабочей позой(работа стоя или сидя) и характером выполняемой работы.

Главной задачей при планировке рабочего места является рациональное размещение оборудования, инструментов, приспособлений, исключающих лишние движения рабочего, непроизводительные потери времени, повышенную утомляемость рабочего и в результате обеспечивающих наибольшую эффективность труда.

Большое значение в интенсификации груда приобретает применение средств механизации и автоматизации в сочетании с правильной организацией труда и экономической эффективностью применяемых средств. Организация материально-технического снабжения рабочего места предусматривает организацию порядка и бесперебойного снабжения рабочих мест запасными частями, материалами и инструментами.

Наконец, для правильной организации работы на данном рабочем месте должны быть установлены плановые показатели трудовых и материальных затрат (заработная плата, запчасти, материалы, электроэнергия).

В соответствии с изложенным является целесообразным планирование и нормирование повременно оплачиваемых работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей и внедрение в практику выдачи и учета выполнения сменных и разовых заданий отдельными рабочими и бригадами рабочих. К числу вопросов организации обеспечения рабочих мест следует отнести и организацию эффективных методов технического контроля за выполнением работы.

Основой научной организации трудовых процессов является рациональное разделение труда и его кооперация. Разделение труда обусловливает специализацию рабочих — что является важнейшим фактором повышения производительности труда.

Характерным примером разделения труда является поточная организация технического обслуживания автомобилей. Повышение производительности при поточной организации достигается за счет:

  • многократного повторения одного и того же комплекса движений, сокращающих затрату времени и физических усилий на выполнение одной и той же операции
  • установившегося ритма производства или повторения одних и тех же действий
  • постоянства факторов, действующих при выполнении операций (пользование одними и теми же инструментами, длительность пользования ими, выработанная автоматизация движений и др.)

Одним из основных условий эффективного применения разделения труда (при поточном производстве) является производственная программа, достаточная для обеспечения полной загрузки рабочих на постах технического обслуживания.

При организации трудовых процессов на поточных линиях обслуживания (по принципу разделения труда) необходимо учитывать, чтобы затраты времени на рабочих местах, связанные со вспомогательными операциями (взять инструмент, переменить его, изменить положение тела и т. д.), не превысили экономию времени, получаемую за счет увеличения производительности труда на данной операции. При механизации (автоматизации) производственных процессов на поточных линиях необходимо стремиться к осуществлению ее на всех участках или постах. Иначе высокая производительность одного поста (например, «мойки» на линии ЕО) при его механизации потребует увеличения количества рабочих на постах ручных операций (чтобы выдержать такт линии). В результате такая организация и механизация процесса может снизить его экономическую эффективность.

Кооперация представляет собой такую форму организации трудового процесса, когда в результате разделения труда отдельные операции, выполняемые определенными рабочими, требуют взаимной увязки в процессе своего производства и выполняются группой рабочих, бригадой, коллективом. В результате различные процессы труда совершаются непрерывно один рядом с другим, во времени и в пространстве обеспечивая непрерывность производственного процесса того или иного назначения.

Примером организации производства с разделением и кооперацией труда ремонтно-обслуживающих рабочих является агрегатно-участковый метод производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Аналогичным примером разделения и кооперации труда является организация труда на специализированных постах при поточном методе производства технического обслуживания (ЕО, ТО-1 и ТО-2). При бригадном методе работ (комплексные, смазочные) применяется кооперация труда и совмещение профессий. Наконец, отделение основной работы от вспомогательной также может представлять вид разделения и кооперации труда. В этом случае квалифицированный рабочий освобождается от вспомогательных работ и более полно использует свое время.

При изучении и проектировании нового метода работы на отдельных рабочих местах линий обслуживания, постов текущего ремонта, производственных цехов и участков, каждую разновидность движения рабочего разлагают на комплекс простых движений (например: короткие и длинные; горизонтальные и вертикальные и т. д.). Пользуясь элементами движения, составляющими данную операцию (вид работы), и количественной оценкой каждого движения во времени (путем фотохронометражных наблюдений) составляется карта организации труда, отражающая метод выполнения операции и проектируемый метод, исключающий недостатки существующего процесса. После отработки нового более рационального по экономным движениям метода работы на рабочем месте проверяется его эффективность. Для этого первоначально проделывают десять и более циклов данной работы по новому методу и когда операция будет полностью освоена хронометрируют и устанавливают норму.

Условия труда характеризуются санитарно-гигиеническими, психофизиологическими условиями, состоянием охраны труда и техники безопасности. Оценку условий труда производят по показателям температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха и освещенности в производственных помещениях. Научно обоснованная окраска оборудования и производственного помещения способствует повышению производительности труда до 20%, сокращению травматизма на 35—40% и снижению брака производства в два раза. По всем указанным характеристикам условий труда проводятся наблюдения и анализ и намечаются научно обоснованные мероприятия по их улучшению. К числу характеристик условий труда относится режим труда и отдыха, правильное сочетание которых должно обеспечивать большую производительность труда.

Составной частью НОТ являются вопросы технического нормирования, материального стимулирования, развития и поощрения трудовой активности и творческой инициативы работников предприятия.

Организация ремонта | ТО и ТР автомобиля

В зависимости от периодичности, перечня и трудоемкости выполняемых опе­раций ремонт ТС подразделяется на следующие виды:

  • текущий ремонт (ТР)
  • регламентированный ремонт (РР)
  • планово-предупредительный ремонт (ППР)
  • капитальный ремонт (КР)
  • восстановительный ремонт (ВР)

Организация ремонта автомобиля

Текущий ремонт

При ТР устраняются отдельные неисправности ТС, в процессе проведения разборочно-сборочных, слесарно-подгоночных и других работ с возможной заменой:

  • у агрегата — отдельных изношенных или поврежденных деталей
  • у ТС — отдельных дета­лей, узлов или агрегатов

ТР транспортных средств выполняется по потребности (по заявкам водителей или при обнаружении неисправности при проверке на контрольно-техническом пункте (КТП), а также при проведении ЕО, ТО-1, ТО-2).

В состав работ ТР входят:

  • уборочно-моечные, очистные работы
  • техническое диагностирование
  • ремонтные работы
  • контроль технического состояния и правильности регулировки узлов и систем транспортных средств

При ТР могут выполняться работы по модернизации, реконструкции, частич­ной ликвидации, дооборудованию аппаратов, узлов и агрегатов транспортных средств.

Регламентированный ремонт

РР: Ремонт ТС, выполняемый с периодично­стью и в объеме, установленными настоящим техническим кодексом, независимо от технического состояния ТС в момент начала ремонта.

РР выполняется для ТС категории М3 белорусского производства, применяе­мых при перевозке пассажиров в регулярном сообщении.

РР транспортных средств проводится в специализированных ремонтных орга­низациях. РР включает обязательную замену деталей и узлов, выработавших свой ре­сурс или утративших работоспособность, влияющих на безопасность движения и пере­возку пассажиров. РР выполняется на пробеге не более 2/3 нормативного ресурса, но не реже 1 раза в 5 лет. Перечни узлов и деталей транспортных средств, техническое состояние которых влияет на безопасность движения, приведены в приложении Ж. Примерный перечень работ РР транспортных средств приведен в приложении К.

Планово-предупредительный ремонт

ППР: Ремонт ТС, выполняемый с уста­новленной периодичностью и в объеме, определяемым по результатам технического диагностирования.

Восстановительный ремонт

ВР: Ремонт ТС, выполняемый для восстановле­ния функциональной исправности ТС и его составных частей, не подлежащих капи­тальному ремонту (КР) из-за физического износа или аварии.

К специализированным ремонтным организациям относятся организации, имеющие в наличии ТИПА и ТД, технологическое оборудование и оснастку, в том чис­ле испытательное оборудование, метрологическое обеспечение производства, атте­стованную систему контроля качества, квалифицированный персонал.

Допускается применение ППР транспортных средств категории Мз, осуществ­ляющих регулярные перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах. ППР проводится в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправно­сти автобусов в течение всего срока их службы.

Капитальный ремонт

КР транспортных средств не является обязательным техническим воздейст­вием в системе ТО и ремонта. При достижении 100 % нормативного ресурса по пробегу производится списание либо КР транспортного средства. Для ТС категории М3 бело­русского производства, применяемых при перевозке пассажиров в регулярном сооб­щении, допускается проведение не более одного КР.

КР транспортных средств и (или) их агрегатов проводится в специализиро­ванных ремонтных организациях в соответствии с СТБ 928, СТБ 929, СТБ 930.

Перед постановкой транспортного средства на КР в сроки, предусмотренные ТД, техническое состояние его проверяется комиссией, возглавляемой главным инже­нером эксплуатирующей организации. Результаты работы комиссии и ее предложения оформляются актом.

Понятие о технологическом процессе ремонта, обслуживания и диагностирования

Ремонт, обслуживание или диагностирование автомобиля, его узлов выполняется по опре­деленной технологии.

Технология ТО, ТР и диагностирования автомобиля — это совокупность методов определения и изменения его технического состояния с целью обеспечения работоспособности .

Технологический процесс — это со­вокупность операций, выполняемых планомерно и последовательно во времени и пространстве над транспортным средством (агрегатом).

Операция — законченная часть тех­нологического процесса, выполняемая над данным объектом (транспортным средством) или его элементом одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте.

Ремонт, обслуживание и диагностирование автомобиля

Часть операции, характеризуемая неизменностью применяемого обору­дования или инструмента, называется переходом.

На проведение технических обслуживаний, диагностирования, текущих ремонтов специализированными проектными организациями разрабатываются типовые технологии, которые для каждого конкретного АТП требуют привязки с учетом категории условий эксплуа­тации и особенно состояния производственно-технической базы.

При внедрении технологических процессов следует учитывать осна­щенность рабочих постов оборудова­нием, инструментом, приборами, тех­нологической документацией, прово­дить обучение исполнителей выпол­нению закрепленных операций и со­блюдению технических условий.

Правильно организованный тех­нологический процесс обеспечивает оптимальные затраты и безопасность труда, высокое качество работ, со­кращение передвижения исполните­лей, особенно, если 1 человек выполняет несколько операций, уравнивание за­грузки между исполнителями и по­стами, персональную ответствен­ность за качество выполнения за­крепленных операций.

Производственный процесс — это совокупность технологических процессов технического обслужива­ния и текущего ремонта представля­ет собой.

Рациональная последовательность выполнения работ обеспечи­вается технической документацией в виде технологических карт, технологических и заводских инструкций, технических ус­ловий и т. п.

Соответствие рабочего места дан­ным условиям выясняется на осно­вании его аттестации. Она позволяет сократить долю ручного и тяжелого физического труда, ликвидировать малоэффективные рабочие места, увеличить коэффициент сменности оборудования.

Аттестация прово­дится по четырем показателям:

  • оснащенности рабочего места технической документацией и технологическим оборудованием
  • планированию и условиям работы
  • разделе­ния или кооперации объемов работ
  • нормирования труда

Исходной доку­ментацией являются табели стандартизованного оборудования с ре­комендациями о размещении их по технологическому принципу, а также типовые технологии на техническое обслуживание и текущий ремонт.

Основой типовых технологий явля­ются технологические карты.

Технологическая карта — это форма тех­нологического документа, в которой записан весь процесс воздействия на автомобиль или его агрегат, указаны в определенной последова­тельности операции, их составные части, профессия исполнителей и их местонахождение, технологическая оснастка, нормы времени, техниче­ские условия и указания.

Технологические карты являются первичными документами, на базе которых строится вся организация производства. Они подразделяются на операционные и постовые. Операционные карты содержат перечень воздействий по агрегатам, узлам, системам автомобиля. Постовые карты содержат перечень воздействий, выполняемых на конкретном посту (рабочем месте).

Для координации работ несколь­ких постов, технологически связан­ных друг с другом, например, на поточной линии технического обслуживания используют карты-схемы. Они содержат по каж­дому посту: общую характеристику работ и номера операций (согласно операционным картам), число ис­полнителей, места их расположения, трудоемкость работ.

Карты-схемы позволяют также совершенствовать производственный процесс путем перераспределения работ по постам, обоснования целесообразности создания специализированных постов.

Технологические карты входят в различные виды нормативно-технической документации, разрабатываемой автотранспортными объединениями, ассоциациями, вплоть до министерств.

Для описания технологии проведения гостехосмотра в настоящее время используется технологическая инструкция, представляющая собой набор технологических карт, описывающих порядок проведения отдельных видов контрольно-диагностических работ.

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

Техническое обслуживание (ТО) — комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности подвижного состава.

Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности и ресурса подвижного состава.

Объёмы и порядок выполнения обязательных работ при плановом техническом обслуживании и ремонте, браковочные признаки и допускаемые методы восстановления деталей и сборочных единиц определяются действующей эксплуатационной и ремонтной документацией, согласованной и утверждённой в установленном порядке.

Локомотивы

Система технического обслуживания локомотивов включает 5 видов технического обслуживания, 3 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.

Техническое обслуживание ТО-1 выполняется локомотивной бригадой при приёмке-сдаче и экипировке локомотива, а также при остановках на железнодорожных станциях. Объём работ включает осмотр, крепление и очистку ответственных агрегатов, узлов и деталей.

Техническое обслуживание ТО-2 выполняется работниками пунктов технического обслуживания локомотивов на специально оборудованных смотровых канавах. Объём работ включает осмотр ходовой части, тормозной системы, тяговых двигателей, вспомогательных машин, трансформаторов и электрических аппаратов.

Техническое обслуживание ТО-3 выполняется в локомотивном депо, к которому приписан локомотив. Объём работ включает обслуживание и испытание тормозного оборудования, автосцепных устройств, скоростемеров, автоматической локомотивной сигнализации, колёсных пар и т. д.

Техническое обслуживание ТО-4 выполняется с целью поддержания профиля бандажей колёсных пар в установленных пределах. Обточка бандажей выполняется без выкатки колёсных пар из-под локомотива.

Если обточка бандажей совмещается с операциями по техническому обслуживанию ТО-3 или текущему ремонту ТР-1 и ТР-2, то локомотив на техническое обслуживание ТО-4 не зачисляется, а учитывается как находящийся на техническом обслуживании ТО-3 (текущем ремонте ТР-1, ТР-2) с обточкой.

Техническое обслуживание ТО-5а выполняется для подготовки локомотива к постановке в запас или резерв железной дороги.

Техническое обслуживание ТО-5б выполняется для подготовки локомотива к отправке в недействующем состоянии.

Техническое обслуживание ТО-5в выполняется для подготовки к эксплуатации локомотива, прибывшего в недействующем состоянии после постройки, ремонта вне локомотивного депо или передислокации.

Техническое обслуживание ТО-5г выполняется для подготовки к эксплуатации локомотива после содержания его в запасе (резерве) железной дороги.

Текущий ремонт (ТР) проводится для обеспечения или восстановления работоспособности локомотива. Объём работ включает ревизию, ремонт и замену отдельных деталей, узлов и агрегатов, регулировку и испытания, а также частичную модернизацию.

Текущий ремонт ТР-1 выполняется в локомотивном депо, к которому приписан локомотив.

Текущий ремонт ТР-2 выполняется в специализированных локомотивных депо железной дороги, к которой приписан локомотив.

Текущий ремонт ТР-3 выполняется в специализированных локомотивных депо ОАО «РЖД» (базовых локомотивных депо).

Средний ремонт СР проводится для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса локомотива. Выполняется в базовых локомотивных депо, на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов. Объём работ включает замену или исправление повреждённых агрегатов, узлов и деталей, а также их модернизацию.

Капитальный ремонт КР проводится для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности локомотива и его ресурса, близкого к полному. Выполняется на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов. Объём работ включает замену или исправление всех повреждённых агрегатов, узлов и деталей (включая базовые), полную замену проводов и кабелей, а также модернизацию конструкции.

Грузовые вагоны

Оборудование для ремонта вагонов

Система технического обслуживания грузовых вагонов включает 1 вид технического обслуживания, 3 вида деповского ремонта и 1 вид заводского ремонта.

Техническое обслуживание ТО выполняется для вагонов, находящихся в составах или поездах, а также порожних вагонов при подготовке под погрузку без отцепки их от состава или группы вагонов.

Специальные виды ТО автономных рефрижераторных вагонов выполняются на станциях погрузки, в пути следования на станциях выгрузки, а также на пунктах технического обслуживания для поддержания работоспособного состояния энергетического, холодильного и вспомогательного оборудования.

Текущий ремонт ТР-1 выполняется для порожних вагонов при подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов и подачей на специализированные пути.

Текущий ремонт ТР-2 выполняется для вагонов с отцепкой от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов.

Деповский ремонт ДР выполняется в вагонном депо и предусматривает незначительный объём разборочно-сборочных работ, включая замену или ремонт отдельных составных частей.

Капитальный ремонт КР предусматривает частичную или полную разборку вагона, дефектацию, замену или восстановление всех частей, комплектовку сборочных единиц, общую сборку и проверку.

См. также: Буклет «Оборудование для обслуживания и ремонта грузовых вагонов».

Пассажирские вагоны

Система технического обслуживания пассажирских вагонов включает 3 вида технического обслуживания, 2 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.

Техническое обслуживание ТО-1 выполняется в пунктах технического обслуживания вагонов перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях.

Техническое обслуживание ТО-2 выполняется в пунктах формирования поездов перед началом летних и зимних перевозок.

Техническое обслуживание ТО-3 выполняется на специализированных путях с отцепкой вагонов от составов через 6 месяцев после постройки или планового ремонта. Объём работ включает ревизию основных узлов и агрегатов.

Текущий ремонт ТР выполняется в процессе эксплуатации и предусматривает замену или восстановление отдельных частей вагона и их регулировку.

Деповский ремонт ДР выполняется в вагонном депо и предусматривает незначительных объём разборочно-сборочных работ, включая замену или ремонт отдельных составных частей.

Капитальный ремонт КР-1 и капитальный ремонт КР-2 предусматривают частичное вскрытие кузова, замену изоляции и электропроводки и т. д.

Вагоны метрополитена

Система технического обслуживания вагонов метрополитена включает 3 вида технического осмотра, 3 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.

Технический осмотр ТО-1 выполняется слесарями-осмотрщиками и локомотивной бригадой в пунктах технического осмотра вагонов. Объём работ включает проверку состояния ходовых частей вагона, токоприёмников, автосцепок, отсутствие повреждений подвагонного оборудования, степень нагрева подшипников колёсных пар и тяговых двигателей, уборку пассажирского салона.

Технический осмотр ТО-2 дополнительно к объёму работ ТО-1 предусматривает осмотр электрических аппаратов с вскрытием их кожухов, оборудования в кабине машиниста и пассажирском салоне, проверку регулировки тормозов.

Технический осмотр ТО-3 дополнительно к объёму работ ТО-2 предусматривает осмотр коллекторов и щёток тяговых двигателей, проверку некоторых габаритных и регулировочных размеров.

Малый периодический ремонт ТР-1 дополнительно к объёму работ ТО-3 предусматривает расцепку и прокатку вагонов для осмотра поверхности катания колёс, зачистку коллекторов тяговых двигателей, осмотр тяговой зубчатой передачи, прослушивание подшипников колёсных пар и тяговых двигателей. Производится вскрытие, осмотр, зачистка и регулировка всех электрических аппаратов и пневмоприборов.

Большой периодический ремонт ТР-2 дополнительно к объёму работ ТР-1 предусматривает обточку колёсных пар на специальных станках (без выкатки из-под вагона) для ликвидации проката и других дефектов на поверхности катания колеса (восстановление чертёжного профиля колеса), проточку коллекторов тяговых двигателей и частичную замену колёсных пар, двигателей и других узлов и деталей с износом выше установленных норм.

Подъёмочный ремонт ТР-3 дополнительно к объёму работ ТР-2 предусматривает выкатку, полную разборку и ремонт тележек. Ответственные детали проверяют на магнитном и ультразвуковом дефектоскопах. Все колёсные пары и тяговые двигатели отправляют на полное освидетельствование и заводской ремонт. Ремонтируют раздвижные двери и другое оборудование. При необходимости производят внутреннюю и наружную окраску вагона.

ТО-2, ТО-3 и ТР-1 выполняет комплексная бригада слесарей-ремонтников на отстойных путях электродепо.

ТР-2 и ТР-3 выполняет бригада слесарей подъёмочного ремонта в цехе подъёмочного ремонта, оборудованном грузоподъёмными механизмами (домкратами, мостовыми кранами). После производства этих видов ремонта производится обкатка вагона на специальном деповском пути или на линии во внепиковое время.

Кроме осмотров и ремонтов, вагоны в депо по специальному графику подвергают мойке на вагономоечной машине и очистке от пыли в продувочной камере.

Средний ремонт СР и капитальный ремонт КР выполняются на заводах по ремонту электроподвижного состава или в депо на специально оборудованных и должным образом оснащённых ремонтных участках. Объём работ включает разборку и освидетельствование всех частей оборудования, замену негодных частей новыми и восстановление изношенных, полную замену проводов и кабелей, восстановление гальванического декоративного покрытия внутривагонного оборудования, обивку диванов, замену покрытия пола, стен и потолка, окраску всего вагона.

При этих ремонтах выполняют основной объём работ по модернизации вагона.

Литература

Глава 3 организация работ по выполнению то и тр автомобиля

ТО автомобилей должно быть организованно, так чтобы обеспечивалось два основных требования:

• высокий коэффициент технической готовности машин, обеспечивающий непрерывность процесса производства механизации работ;

• своевременное выполнение всего комплекса работ по ТО, предусмотренных технической документацией в минимально сжатые сроки и наименьших затратах труда и материальных средств. В первую очередь необходимо предусмотреть объем работ по ТО и ремонту между АТП и специализированными ремонтно-техническими предприятиями.

В этой связи существуют три формы организации ТО:

• все виды работ по ТО и ремонту выполняются силами и средствами самого хозяйства;

• когда капитальный ремонт и ТО-2 осуществляется на специализированных предприятиях, а все виды ТО и ремонта несложных машин силами самого хозяйства;

• все виды ТО и ремонта осуществляются специализированными предприятиями.

В хозяйстве ТО проводят специальные рабочие с привлечением водителей при этом ЕО рекомендуется проводить только водителям, ТО-1 только мастерами-наладчиками, ТО-2 и СО мастерами-наладчиками и водителями.

ТО может быть организованно тремя методами:

1. Тупиковый или универсальный метод. При этом методе весь объем работ выполняется на одном посту. На каждом универсальном посту возможно выполнение различного рода работ, что позволяет одновременно обслуживать разнотипные автомобили и выполнять сопутствующие ТР. В этом заключается основное преимущество данного метода обслуживания.

2. Прямоточный или специализированный метод. При выполнении обслуживания на специализированных постах, на отдельном посту выполняется только часть работ, и весь объем любого вида обслуживания выполняется на нескольких постах. Специализированные посты располагаются друг за другом последовательно. Совокупность последовательно расположенных постов образуют поточную линию ТО автомобилей. Последовательные посты поточной линии зависимы. Изменение времени выполнения объемов работ хотя бы на одном посту, вызывает не производительные простои на других постах. При малой производственной программе такой метод нецелесообразен.

3. Смешанный или комбинированный метод является совокупностью прямоточного и тупикового методов.

На выбор метода технического обслуживания влияют следующие факторы:

• суточная программа по ТО автомобилей данного вида;

• число и тип подвижного состава;

• объем и содержание работ по данному виду ТО;

• трудоемкость обслуживания;

• режим работы автомобиля;

• период времени, отводимый на ТО данного вида автомобилей.

В данном автохозяйстве автомобили загружены равномерно в течение года, вследствие чего объем работ по ТО и ремонтам выполняется равномерно. ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР проводятся силами ремонтно-механической механической мастерской автохозяйства. Капитальный ремонт выполняется частично, а остальная часть на специализированных предприятиях.

Так как автомобильный парк сравнительно небольшой, то годовая и соответственно суточная программа по ТО автомобилей небольшая. ЕО проводится водителями, а ТО-1, ТО-2 и ТР проводятся слесарями-наладчиками совместно с водителями.

Технологическое оборудование РММ не позволяет производить диагностику и ТО автомобилей качественно и в полном объеме. Анализируя все выше перечисленное можно сделать вывод, что для осуществления ТО нужно применить тупиковый метод ТО с универсальным стационарным постом технического обслуживания.

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*