То трансмиссии – Техническое обслуживание трансмиссии автомобиля

  • 24.05.2020

Содержание

Техническое обслуживание механизмов трансмиссии тракторов

Категория:

   Тракторы

Публикация:

   Техническое обслуживание механизмов трансмиссии тракторов

Читать далее:



Техническое обслуживание механизмов трансмиссии тракторов

Срок службы механизмов трансмиссии во многом зависит от правил эксплуатации и качества технического обслуживания. При исправных механизмах трансмиссии сцепление не пробуксовывает, включается без рывков, при нажатии на педаль выключается полностью. Передачи в коробке передач включаются бесшумно, с нормальным усилием, приложенным к рычагу. Давление масла в гидроприводе коробки соответствует норме (0,95… 1,05 МПа). При работе трактора посторонние стуки и шумы в механизмах трансмиссии отсутствуют. Автоматическая блокировка дифференциала работает нормально.

У тракторов с колесной формулой 4К4 передний мост при буксовании задних колес автоматически включается в работу.

При ТО очищают механизмы трансмиссии от пыли и грязи. Проверяют внешним осмотром отсутствие течи масла и при необходимости устраняют подтекания.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При ТО-1 сливают масло, скопившееся в отсеках увеличителя крутящего момента. Проверяют уровень масла в механизмах трансмиссии согласно таблице и схеме смазки и при необходимости доливают до нормы.

При ТО-2 проверяют и регулируют муфту сцепления увеличителя крутящего момента, тормоз увеличителя крутящего момента и карданную передачу. Регулируют также муфту сцепления дизеля и привода вала отбора мощности.

При ТО-3 проверяют и регулируют подшипники конечных передач.

Проверяют шаг и профиль ведущих звездочек. Проверяют без разборки и при необходимости регулируют зазоры в подшипниках ведущих зубчатых колес главных передач, а также проверяют и восстанавливают плотность посадки фланцев карданных валов. Во время движения трактора проверяют работоспособность механизмов трансмиссии.

При техническом обслуживании трактора на болотистых почвах после преодоления водных препятствий или заболоченных участков проверяют, нет ли воды в агрегатах трансмиссии, а при обнаружении ее в отстое заменяют масло.

Рекламные предложения:


Читать далее: Неисправности тормозной системы ВАЗ

Категория: — Тракторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Техническое обслуживание трансмиссии

Категория:

   Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Публикация:

   Техническое обслуживание трансмиссии

Читать далее:



Техническое обслуживание трансмиссии

Обслуживание трансмиссии заключается в своевременной смазке и смене масла, поддержании должного уровня масла в картерах коробки перемены передач, задних мостах и баланси-pax автогрейдера, карданных валов, деталей муфты сцепления, подшипников колес и других трущихся поверхностей.

Периодически следует проверять места трения и при обнаружении перегрева или подтеков смазки устранять их. Степень нагрева узлоВ машин следует проверять после ремонта в первый час работы, а при нормальной эксплуатации — после длительной работы машины, когда дефекты легче выявить.

Обслуживание муфты сцепления постоянно замкнутого типа

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Выключать муфту сцепления следует быстро, резко нажимая на педаль. Включать муфт также следует быстро, не задерживая педаль в промежуточном положении, так как при этом интенсивно проскальзывают диски муфты и изнашиваются фрикционные накладки. Нельзя держать продолжительное время муфту выключенной, так как при этом преждевременно изнашивается муфта. Чрезмерная смазка подшипников приводит к загрязнению дисков и ухудшению их работы.

Свободный ход педали и муфты сцепления должен быть не более 35 мм и не менее 30 мм.

Муфту сцепления следует регулировать в такой последовательности, обязательно при неработающем двигателе:

1) рычаг переключения передач установить в нейтральное положение;
2) педаль сцепления установить в крайнее заднее положение;
3) снять боковину капота, пол кабины и крышку люка корпуса муфты;
4) замерить зазор между всеми (тремя) рычагами и подшипником; зазор между концом отжимного рычага и подшипником должен быть в пределах 3,5—4 мм, разница в зазорах не должна превышать 0,3 мм; для проверки зазоров коленчатый вал проворачивают за рукоятку, а для облегчения ставят рычаг декомпрес-сионного клапана в положение «открыто»;
5) если зазоры не соответствуют указанным, регулируют муфту, для чего:
а) вынимают шплинт из коронной гайки болта отжимного рычага;
6) вращают ключом коронную гайку, удерживая болт от проворачивания ключом за специальные боковые лыски;
в) тщательно шплинтуют коронные гайки после установки нормальных зазоров.

Обслуживание муфты сцепления непостоянно замкнутого типа

Расстояние между крестовиной и нажимным диском см. рис. 125) регулируют, проворачивая крестовину по муфте нажимного диска. От произвольного проворачивания крестовину удерживает стопорное устройство.

Выключать и включать непостоянно замкнутую муфту следует быстро и плавно, не задерживая ее в промежуточном положении.

При регулировании муфты сцепления автогрейдера Д-144А необходимо:
1) выключить муфту, нажав на задний конец ножной педали, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и открыть смотровой люк кожуха муфты сцепления;

2) проворачивать крестовину вокруг оси до тех пор, пока стяжной болт не окажется в удобном положении для отвертывания, после чего его следует ослабить;
3) переставить рычаг переключения передач в положение включения на любую передачу;
4) повернуть крестовину муфты на несколько градусов в направлении, обратном вращению маховика, т. е. приблизить крестовину к нажимному диску;
5) повторным включением муфты проверить правильность регулирования рычага; нормальное усилие при нажатии на педали и включении муфты не должно превышать 20 кГ; включение муфты должно сопровождаться характерным щелчком;
6) закрепить стяжной болт гайкой, после чего проверить правильность включения муфты под нагрузкой и закрыть смотровой люк кожуха муфты сцепления.

Конические подшипники поперечного вала главной передачи регулируют с предварительным натягом в 0,10—0,12 мм. Для этой цели под крышку левого подшипника со стороны конической шестерни устанавливают прокладки, крышку правого подшипника равномерно затягивают болтами без прокладок. Щупом определяют зазор между крышкой и корпусом и по зазору высчитывают число прокладок с таким расчетом, чтобы общая толщина их была меньше зазора на величину требуемого предварительного натяга.

Зацепление конических шестерен главной передачи регулируют осевым перемещением конических шестерен и изменением’ числа прокладок под фланцами.

Регулирование выполняют в следующем порядке:
1) собирают редуктор первой ступени, причем в него не ставят малую цилиндрическую шестерню с валом и подшипниками;
2) ведущую коническую шестерню собирают со всеми подшипниками без цилиндрической шестерни; конические подшипники регулируют с предварительным натягом;
3) предварительно устанавливают поперечный вал с ведомой конической шестерней; подкладки под крышки подшипников не ставят;
4) через отверстие для первичного вала проверяют положения конических шестерен; тыльные стороны зубьев должны совпадать; замеряют зазор между корпусами конических подшипников едущей шестерни и картером редуктора первой ступени и в соответствии с зазором подбирают число прокладок;

5) собирают окончательно редуктор^первой ступени и устанавливают на место;
6) поперечный вал с ведомой конической шестерней поджимают крышкой правого подшипника до упора зубьев конической передачи, определяют зазор между крышкой и корпусом главной передачи; число прокладок подбирают с таким расчетом, чтобы их общая толщина была на 0,25—0,30 мм больше зазора;
7) после регулирования конической передачи затягивают конические роликоподшипники на нужную величину.

Рекламные предложения:


Читать далее: Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес

Категория: — Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Техническое обслуживание трансмиссии – Устройство и техобслуживание – Про МАЗ

Сцепление

Для двигателя ЯМЗ-236 выпускается сцепление ЯМЗ-236К, а для двигателя ЯМЗ-238 — сцепление ЯМЗ-238. Оба сцепления одинаковы по конструкции и отличаются лишь количеством нажимных пружин. Уход за сцеплением в основном заключается в проверке свободного хода педали, смазке привода и подшипника муфты выключения.

Коробка передач

На автомобиле MA3-5335 и его модификациях установлена трехходовая, пятиступенчатая (с пятой повышенной передачей), с синхронизаторами на 2-3 и 4-5-й передачах.

Основные данные этой коробки передач.

На автомобилях МАЗ-64227, МАЗ-54322 устанавливается восьмиступенчатая двухдиапазонная коробка передач ЯМЗ-238А с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода. Коробка передач состоит из основной четырёхступенчатой коробки и двухступенчатой дополнительной коробки (понижающей передачи).

Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения

Уход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла и смене его в картере. Обслуживание привода коробки передач заключается в регулировке положения его различных рычагов и устройств.

Описанные выше регулировки привода коробки передач следует производить при снятии и установке двигателя и кабины.

Карданная передача

Конструктивно карданные передачи всех модификаций автомобилей выполнены по единой схеме и отличаются только количеством карданных валов и их длиной. Небольшие базы автомобилей MA3-5335 и их модификаций позволили осуществить однокарданную схему.

У автомобилей MA3-5335 и МАЗ-516Б карданные валы длиннее, чем у других модификаций. Карданные соединения всех карданных передач автомобилей МАЗ полностью унифицированы.
У автомобилей МАЗ-64227 карданная передача состоит из двух карданных валов: привода к среднему и заднему мостам. У MA3-54322 один карданный вал к заднему мосту.

Ведущие мосты

Задний мост автомобиля МАЗ-5335 и его модификаций является ведущим и состоит из одинарного центрального редуктора и двух колесных передач. Принятая конструктивная и кинематическая схема передачи крутящего момента позволяет разделить его в центральном редукторе, направив к колесным передачам.

Применение колесных передач позволяет, кроме того, путем изменения только числа зубьев цилиндрических шестерен колесного редуктора при том же центральном редукторе и сохранении межцентрового расстояния у шестерен колесных передач получать различные передаточные числа, что делает задний мост пригодным для использования на разных модификациях автомобилей.

Вследствие этого по устройству задние мосты автомобилей МАЗ практически не различаются между собой. В зависимости от размерности и модели шин, характеристики коробки передач для конкретных условий эксплуатации, завод может изготовлять задние мосты с тремя разными общими передаточными числами.

На автомобиле МАЗ-64227 установлено два ведущих моста — средний с проходным валом и задний, а на MA3-54322 — только задний.

Уход за ведущими мостами заключается в проверке и поддержании необходимых уровней смазки в центральных редукторах и колесных передачах, своевременной смене смазки, проверке шума работы и температуры нагрева мостов.

Техническое обслуживание трансмиссии

Техническое обслуживание и ремонт коробок передач

Категория:

   Ремонт тракторов и автомобилей

Публикация:

   Техническое обслуживание и ремонт коробок передач

Читать далее:



Техническое обслуживание и ремонт коробок передач

Проверка технического состояния коробки передач. Диагностическим параметром для коробок передач является суммарный угловой люфт в кинематической цепи от ведущего до ведомого вала, замеряемый люфтомером. Люфт увеличивается вследствие изнашивания деталей коробки передач и увеличения зазоров в сопряжениях.

В неисправной коробке передач при работе и переключении возникают повышенный шум, самопроизвольное выключение или затрудненное включение передач, чрезмерный нагрев и вибрации.

Повышенный шум вызывается износом шестерен, подшипников и синхронизаторов, увеличением осевого зазора ведущего и ведомого валов, недостаточным количеством или загрязнением масла.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Самопроизвольное выключение передач происходит при износе зубьев шестерен, потере упругости пружин фиксаторов, износе блокирующих колец синхронизатора или поломке его пружины.

Затрудненное переключение передач вызывается износом подшипников и шлицевых соединений, деформацией рычага или вилок привода переключения передач.

Перегрев коробки передач возникает из-за недостаточного уровня масла, износа сальников, ослабления крепления крышек картера коробки передач или разрушения подшипников.

Техническое обслуживание коробок передач. При ЕО проверяют работу коробки передач при движении.

При ТО-1 проверяют уровень масла, крепление коробки передач и ее работу после обслуживания.

При ТО-2 дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, проверяют крепление крышки подшипников ведомого и промежуточных валов, доливают или заменяют масло (по графику смазки).

Разборка коробок передач. Из картера вывер.

тывают болты крепления к нему крышки и снимают крышку в сборе с механизмом передач и прокладку.

Вывернув из картера болты крепления крышки подшипника ведущего вала, снимают крышку и прокладку. Из гнезда картера съемником выпрессовывают шарикоподшипник вместе с ведущим валом.

Раскернив гайку крепления фланца ведомого вала, отвертывают ее, снимают шайбу и фланец. Затем вывертывают из крышки заднего подшипника ведомого вала штуцер и вынимают ведомую шестерню привода спидометра. Отсоединив крышку от картера, снимают ее с сальником, а также ведущую шестерню привода спидометра.

Из картера извлекают ведомый вал вместе с шарикоподшипником и упорным кольцом. Снимают с вала синхронизатор, шестерню третьей передачи с распорной втулкой, упорную шайбу, шестерни второй и первой передач.

Вывернув из картера болты крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала, снимают крышку и прокладку.

Восстановление картеров коробок передач. Основными дефектами картеров являются обломы и трещины, износы отверстий под подшипники и шейки оси блока шестерен заднего хода, а также износ внутренней торцовой поверхности бобышек под блок шестерен заднего хода.

Если обломы не захватывают тела картера или обломано только одно ушко, места обломов наплавляют. Трещины, не проходящие через отверстия под подшипники и ось блока шестерен заднего хода, заваривают дуговой сваркой. При других видах пробоин, обломов или трещин картер бракуют.

Изношенные отверстия под подшипники восстанавливают вневанным железнением, гальваническим натиранием или постановкой ДРД с буртиком. Соосные отверстия предварительно растачивают борштангой (с одной установки), после наращивания одним из указанных способов вновь растачивают борштангой под размер рабочего чертежа. Аналогично восстанавливают отверстия оси заднего хода.

Изношенные торцовые поверхности бобышек под блок шестерен заднего хода фрезеруют. Увеличение размера а компенсируют постановкой шайб или эпоксидными составами.

Восстановление валов коробок передач. Основные дефекты валов: износы посадочных шеек и шлицев по толщине, износы и выкрошивание рабочей поверхности зубьев, обломы и отколы.

Изношенные посадочные шейки восстанавливают вибродуговой наплавкой, хромированием или железнением с последующим шлифованием под размер рабочего чертежа.

п износе зубьев по толщине более предельного и при выкроши-ии рабочей поверхности зубьев деталь бракуют.

Перед установкой подшипников на валы проверяют размеры, геометрическую форму и состояние сопрягаемых поверхностей. Подшипники промывают в керосине; после просушки беговые дорожки и шарики (ролики) покрывают чистым маслом.

Для напрессовки подшипника на шейку вала применяют стаканы, оправки и винтовые устройства. Это обеспечивает равномерную посадку подшипника на шейке вала, предотвращает перекосы при установке и предохраняет подшипник от повреждений, обычно неизбежных при нанесении ударов мрлотком непосредственно по кольцам подшипника. Если при напрессовке подшипника обнаруживается заедание, это означает, что посадочное место вала искажено или имеется перекос подшипника относительно оси вала.

Для ускорения сборки шариковые и роликовые подшипники больших размеров, монтируемые со значительным натягом, предварительно нагревают в масле до 80—100 °С и в горячем состоянии свободно насаживают на вал. Перед запрессовкой наружного кольца подшипника нагревают корпус.

Плотность прилегания подшипника к буртику вала проверяют щупом. Если обнаруживают зазор, подшипник демонтируют и устраняют причины, мешающие правильной его посадке (например, большая галтель вала, нарушение геометрической формы).

Шестерню напрессовывают на вал с нагревом (малых зубчатых колес — в масле или керосине, больших — токами высокой частоты). При напрессовке шестерен встречаются такие дефекты, как качание шестерни на шейке вала, радиальное биение по начальной окружности, торцовое биение и неплотное прилегание к упорному буртику

Для контроля радиального биения вал с шестерней устанавливают в центрах или на призмы, между зубьями шестерни помещают закаленный ролик диаметром больше высоты зуба, который вводят в соприкосновение с ножкой индикатора. Перекладывая ролик через 1—2 зуба и поворачивая вал, определяют разницу в показаниях индикатора. Величину торцового биения определяют, вводя ножку индикатора в соприкосновение с торцом шестерни и поворачивая ее на 180 Радиальное биение шестерен допускается в пределах 0,03—0,04 мм, а торцовое —0,06—0,08 мм на 100 мм диаметра шестерни. Если биение больше допустимых величин, шестерню перепрессовывают на валу, повернув на некоторый угол относительно первоначального положения.

При сборке шестерен с валами и осями в корпусе для правильного зацепления шестерен необходимо обеспечить правильное положение ведущего и ведомого валов.

Подбор и проверку шестерен на зацепление перед сборкой можно выполнять на специальном приборе или по пятну контакта поверхностей зубьев. Для определения пятна контакта зубья большей шестерни покрывают тонким слоем краски (смесь сурика с маслом, жидкие белила). После поворачивания малой шестерни на полный оборот на ее зубьях остаются отпечатки краски, по которым судят о состоянии зацепления.

Испытание коробок передач имеет целью приработку и проверку работы шестерен на всех передачах, легкость включения и отсутствие самопроизвольного их выключения. Для испытания коробок передач под нагрузкой могут применяться стенды с электрическим, механическим и гидравлическим тормозами и стенды с замкнутым силовым контуром. Последние более экономичны, так как в них нет потерь энергии на торможение.

Стенд, выполненный по схеме замкнутого силового контура, состоит из рамы, на которой установлены кронштейны для крепления испытываемой и эталонной (стендовой) коробок передач. Коробки соединены карданным валом и приводятся во вращение электродвигателем через редукторы. Замыкающий вал снабжен торсионом и закручивающим устройством с градуированным диском, показывающим степень закрутки торсиона. Закрутку торсиона осуществляют рукояткой с самотормозящим червяком. От угла закрутки торсиона зависит крутящий момент, передаваемый на шестерни коробок передач.

Рис. 1. Виды отпечатков (пятна касания) на зубьях колес при проверке зацепления с помощью краски:
а — правильное зацепление, б — межцентровое расстояние увеличено, в — межцентровое расстояние уменьшено, г и д — оси валов перекошены

Рис. 2. Схема стенда для приработки и испытания коробок передач под нагрузкой по замкнутому силовому контуру

Коробки испытывают в течение 20—25 мин, в том числе под нагрузкой 12—15 мин. Приработку и испытания проводят на маслах пониженной вязкости для лучшего удаления из картера механических примесей при сливе масла по окончании испытаний.

Рекламные предложения:


Читать далее: Техническое обслуживание и ремонт карданной, главной передач и дифференциала

Категория: — Ремонт тракторов и автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Техническое обслуживание и устранение простейших неисправностей трансмиссии

Категория:

   1Отечественные автомобили

Публикация:

   Техническое обслуживание и устранение простейших неисправностей трансмиссии

Читать далее:



Техническое обслуживание и устранение простейших неисправностей трансмиссии

Неисправности трансмиссии. Характерными неисправностями сцепления являются неполное его включение (пробуксовка ведомых дисков), неполное выключение (сцепление «ведет») и резкое включение сцепления. Неполное выключение сцепления затрудняет переключение передач. При неполном включении ведомый диск нагревается и быстро отказывает в работе, а связь двигателя с ведущими колесами теряется, что может привести к аварии.

Неполное включение (пробуксовка) сцепления может быть вызвано отсутствием свободного хода педали (муфты выключения) сцепления, износом, короблением или замасливанием фрикционных накладок дисков, поломкой или ослаблением нажимных пружин и оттяжн! пружины муфты выключения сцепления. Свободный ход педали привода сцепления зависит от зазора между нижними концами рычагов выключения сцепления и опорным (выжимным) подшипником. При изнашивании фрикционных накладок ведомого диска этот зазор уменьшается, уменьшается свободный ход педали, и сцепление начинает пробуксовывать.

Неполное- выключение сцепления возможно при увеличении свободного хода педали (муфты выключения) сцепления, короблении или перекосе дисков, заедании ведомых дисков, поломке фрикционных накладок. Необходимый ход муфты выключения сцепления у автомобиля ЗИЛ-4331 может быть нарушен при попадании воздуха в гидросистему, утечке рабочей жидкости, разрушении резинового уплотнительного кольца толкателя поршня главного цилиндра.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Резкое включение сцепления происходит при заедании муфты выключения сцепления на ведущем валу коробки передач, потере упругости или поломке нажимных пружин, износе или задире рабочих поверхностей нажимного диска или маховика, износе фрикционных накладок ведомого диска или ослаблении заклепок.

Нагрев деталей, шумы, вибрация и рывки происходят из-за износа, разрушения или недостаточной смазки выжимного подшипника, ослабления заклепок накладок ведомого диска, увеличенного зазора в сопряжении ступицы ведомого диска и шлицев ведущего вала коробки передач. Появление шипящего звука высокого тона свидетельствует о неисправности подшипника.

Неисправности коробок передач вызывают повышенный шум при их работе и переключении, самопроизвольное выключение или затрудненное включение передач, чрезмерный нагрев и вибрацию. У автомобиля ЗИЛ-4331 может не переключаться делитель.

Повышенный шум возникает при износе шестерен, подшипников и синхронизаторов, увеличении осевого зазора ведомого и ведущего валов, недостаточном количестве или загрязнении масла.

Самопроизвольное выключение передач вызывается износом зубьев шестерен, потерей упругости пружин фиксаторов, износом блокирующих колец синхронизатора или поломкой его пружины.

Затрудненное переключение передач может быть при износе подшипников и шлицевых соединений, деформации рычага переключения передач или вилок привода переключения передач.

Перегрев коробки передач возникает из-за недостаточного уровня масла, износа сальников, ослабления крепления крышек картера коробки передач или разрушения подшипников.

Причинами отказа делителя могут быть неисправность блока клапанов механизма управления делителем, а также засорение воздухопроводов и клапанов.

Неисправности карданной передачи проявляются в вибрации и стуках. Вибрацию вызывают ослабления крепления деталей, деформации и дисбаланс карданных валов. Стуки в карданной передаче возникают из-за увеличения зазоров в шлицевых соединениях, между шипами крестовины и игольчатыми подшипниками, между обоймами игольчатых подшипников и отверстиями в вилках.

Неисправности главной передачи и дифференциала также сопровождаются вибрацией и стуками, возникающими при увеличении зазоров в зацеплении шестерен, в шлицевых соединениях, в пстшипниках в результате их изнашивания. Скорость изнашивания увеличивается при несвоевременных регулировочных работах и смене масла.

Способы выявления неисправностей трансмиссии. Исправность сцепления проверяют при работающем двигателе. Выжав педаль сцепления, поочередно переключают передачи. Если включение передач затруднено и сопровождается скрежетом, сцепление полностью не выключается. Включение сцепления проверяют, затянув ручной тормоз. Включают высшую передачу и плавно отпускают педаль сцепления, одновременно нажимая на педаль управления дроссельными заслонками. -Если двигатель остановится, сцепление исправно. Продолжение работы двигателя указывает на неполное включение (пробуксовку) сцепления. Пробуксовка также проявляется при движении автомобиля. При проверке сцепления также могут обнаружиться резкое его включение, чрезмерный нагрев деталей, шумы, вибрации и рывки при включении.

Исправность коробки передач проверяют на ходу автомобиля. При диагностировании определяют суммарный угловой люфт в кинематической цепи от ведущего до ведомого вала, замеряемый люфтомером. Люфт увеличивается в результате изнашивания деталей коробки передач и увеличения зазоров в сопряжениях. У новых обкатанных автомобилей суммарный угловой люфт коробки на различных передачах составляет 2,5…6° (наибольший на прямой передаче). Люфт от 5 до 15° свидетельствует о необходимости ремонта коробки передач.

Техническое состояние карданной передачи проверяют, поворачивая карданный вал руками в одну и другую стороны до выбора люфта или с помощью люфтомера. При наличии люфта карданная передача нуждается в ремонте. Надежность затяжки болтов крепления фланцев карданов, кронштейна опоры промежуточного карданного вала к раме и крышек игольчатых подшипников карданов проверяют при помощи гаечного ключа, одновременно подтягивая до отказа слабо затянутые болты. Характерным признаком неисправностей карданной передачи являются стуки, хорошо прослушиваемые при трогании автомобиля с места и при резком изменении режима движения.

Исправность главной передачи и дифференциала проверяют на ходу. При движении автомобиля со скоростью 30…60 км/ч с включенной передачей (но не накатом) прослушивают шум шестерен. Наличие шума свидетельствует о неправильном зацеплении шестерен, когда пятно контакта смещено в сторону широкой части зубьев ведомой шестерни. Если шум шестерен проявляется при торможении двигателем, это говорит о смещении пятна контакта зацепления в сторону узкой части зубьев ведомой шестерни. Работа ведущего моста с непрерывным «воем» шестерен главной передачи может быть при большом износе или повреждении зубьев шестерен, ослаблении крепления, при износе подшипников, недостаточном уровне масла в картере главной передачи или малой вязкости масла. Износы могут быть определены при помощи приборов для измерения углового люфта ц осевого перемещения ведущей шестерни.

Рис. 1. Проверка технического состояния карданной передачи: а — опорного подшипника карданного вала и карданов; б—болтов крепления кронштейна опоры промежуточного вала к раме

Рис. 2. Смещение пятна контакта на зубьях ведомой шестерни главной передачи

Способы устранения неисправностей трансмиссии. При регулировании свободный ход педали сцепления измеряют линейкой с делениями, которую упирают в пол кабины и прижимают к педали на уровне середины площадки педали. Нажимают рукой на педаль и при появлении ощутимого сопротивления перемещению педали определяют по делениям на линейке свободный ход. Он должен составлять 35…45 мм и для автомобиля ГАЗ-53-12, 35…40 мм для автомобиля ЗИЛ-431410 и 30…42 мм для автомобиля ЗИЛ-4331. При отклонениях от указанных значений проводят регулировку. Содержание регулировочных работ различно для автомобилей с механическим и гидравлическим приводами выключения сцепления.

При механическом приводе выключения сцепления его регулируют, отвернув на несколько оборотов контргайку тяги. Затем поворотом гайки изменяют длину тяги. Для увеличения свободного хода гайку отвертывают, а для уменьшения — завертывают. После регулирования, удерживая гайку, завертывают до отказа контргайку.

При гидравлическом приводе включения сцепления (у автомобиля ЗИЛ-4331) свободный ход педали складывается из свободных ходов в механической и гидравлической частях привода. Полный ход педали сцепления до упора в нижний неподвижный ограничитель должен составлять 180… 185 мм. Его регулируют, изменяя положение расположенного в верхней части педали подвижного упора, после чего упор фиксируют контргайкой.

Свободный ход толкателя поршня главного цилиндра должен быть 1…2 мм. При регулировке свободный ход педали должен составлять 5… 10 мм до того момента, когда толкатель коснется поршня главного цилиндра. Для регулировки педаль устанавливают в крайнеее верхнее положение и, поворачивая эксцентриковый палец, соединяющий верхнюю проушину толкателя с рычагом педали сцепления, добиваются требуемых свободных ходов, после чего затягивают и зашплинтовывают гайку пальца.

Свободный ход муфты подшипника выключения сцепления должен быть 3,5±0,5 мм. Его проверяют по перемещению рычага вилки выключения сцепления от регулировочной сферической гайки толкателя поршня исполнительного цилиндра при снятой оттяжной пружине рычага. Перемещение рычага, замеренное на радиусе 92 мм, должно быть 4,5…6,0 мм. Его регулируют сферической гайкой, которую после регулировки фиксируют контргайкой.

Изношенные или поврежденные фрикционные накладки сцепления, поломанные или потерявшие упругость пружины заменяют. У автомобиля ЗИЛ-4331 проверяют герметичность гидравлической системы механизма управления сцеплением, ослабленные соединения подтягивают.

При попадании воздуха в гидросистему ее прокачивают, выполняя. следующие работы (удобно работать вдвоем). Отвернув пробку бачка главного цилиндра, вынимают отражатель пробки и через сетчатый фильтр заполняют систему рабочей жидкостью до уровня не ниже 15…20 мм от верхнего края бачка. С перепускного клапана, расположенного в верхней части корпуса исполнительного цилиндра, снимают резиновый колпачок и надевают на головку клапана шланг для прокачивания гидропривода. Свободный конец шланга опускают в стеклянный сосуд емкостью примерно 0,5 л, заполненный на 1/4… 1/3 высоты рабочей жидкостью. Отвернув перепускной клапан на 1/2… 1 оборот, последовательно нажимают на педаль сцепления до упора с интервалами между нажатиями 1/2…1 с до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из рабочей жидкости, поступающей по шлангу в стеклянный сосуд. При этом следят за тем, чтобы уровень рабочей жидкости в бачке главного цилиндра не опускался ниже 35 мм от края. При необходимости рабочую жидкость доливают.

После окончания прокачки системы при нажатой до упора педали сцепления плотно завертывают перепускной клапан, не снимая с него шланг, свободный конец которого опущен в рабочую жидкость. Затем снимают с головки клапана шланг и надевают резиновый колпачок. В бачок главного цилиндра доливают рабочую жидкость до уровня не ниже 15…20 мм от верхнего края бачка, устанавливают отражатель пробки и завертывают пробку бачка. Поверхность деталей гидропривода протирают.

Качество прокачки проверяют по полному ходу толкателя поршня исполнительного цилиндра, который при нажатии на педаль до упора должен составлять 27…28 мм. Давление воздуха в пневмо-системе автомобиля при этом должно быть 0,55 МПа.

Перед заменой масла в коробке передач ее картер очищают от пыли и грязи. Вывернув пробку из маслоспускного отверстия, сливают масло в подставленную посуду. Магнит пробки очищают от металлических частиц и грязи, после чего пробку устанавливают на место. В картер через наливное отверстие заливают индустриальное масло или до половины нормального уровня. Вывесив ведущую ось на домкратах, подводят под нее подставку и пускают двигатель. После его работы в течение 3…5 мин на первой передаче при малой частоте вращения двигатель останавливают. Отвернув пробку, промывочное масло сливают в посуду, завертывают пробку и заливают через наливное отверстие трансмиссионное автомобильное масло до нижней кромки этого отверстия.

Рис. 3. Смена масла в коробке передач: а — слив масла; б — заполнение маслом

При отказе делителя, вызванном засорением воздухопроводов и клапанов, воздухопроводы и клапаны промывают и продувают.

Зацепление шестерен главной передачи регулируют по пятну контакта, изменяя число регулировочных прокладок.

Рис. 4. Смена масла в картере ведущего моста автомобиля ГАЗ-5ЭА: а — слив масла; б — заполнение маслом

При расположении пятна контакта в широкой части зуба, ведомую шестерню приближают к ведущей, а при расположении отпечатка в узкой части зуба (рис. 2, в) — удаляют от нее. При расположении пятна контакта у вершины зуба (рис. 2, г) ведущую шестерню приближают к ведомой, а при расположении у основания зуба ведущую удаляют от ведомой.

Уровень масла в картере ведущего моста должен доходить до нижней кромки контрольного отверстия. У автомобиля ГАЗ-5Э-12 маслоналивное (оно же и контрольное) отверстие находится на правой стороне картера (рис. 4), у автомобиля ЗИЛ-431410 маслоналивное — сверху картера, а контрольное — в задней части, у автомобиля ЗИЛ-4331 маслоналивное — с правой стороны картера, а контрольное — в задней крышке картера. Маслосливное отверстие у всех автомобилей находится в нижней части картера. Порядок смены масла в картере ведущего моста такой же, как в коробке передач.

Техническое обслуживание трансмиссии. При ЕО проверяют действие сцепления при трогании автомобиля с места и переключении передач при движении. У автомобиля ЗИЛ-4331 проверяют уровень жидкости в бачке привода сцепления. Работу коробки передач, карданной и главной передач проверяют при движении автомобиля.

При ТО-1 проверяют крепление и при необходимости закрепляют картер сцепления. Проверяют действие привода и свободный ход педали сцепления. При необходимости устраняют неисправности в приводе сцепления и регулируют свободный ход педали сцепления.

У автомобиля ЗИЛ-4331 проверяют герметичность привода механизма включения сцепления, крепление пневмоусилителя сцепления.

Проверяют состояние и герметичность коробки передач, обнаруженное нарушение герметичности устраняют. Проверяют крепление картера коробки передач к картеру сцепления, фланца на ведомом валу коробки передач. При необходимости подтягивают соединения.

Проверяют крепление и при необходимости закрепляют опорные пластины подшипников крестовин, фланцы карданных валов, кронштейн опоры промежуточного вала. Проверяют люфт в шли-цевом и шарнирных соединениях карданной передачи, обнаруженные неисправности устраняют.

Проверяют состояние и герметичность картера заднего моста, крепление крышки картера, фланца на ведущей шестерне главной передачи, гаек шпилек полуоси. Обнаруженную негерметичность картера устраняют, а ослабленные резьбовые соединения подтягивают.

При ТО-2 дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, проверяют крепление и при необходимости закрепляют верхнюю крышку коробки передач, крышки задних подшипников ведомого и промежуточного валов, доливают или заменяют масло в картерах коробки передач и ведущего моста (по графику смазки).

Рекламные предложения:


Читать далее: Рама, тягово-сцепное устройство, передний и задний мосты

Категория: — 1Отечественные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Техническое обслуживание коробки передач, раздаточной коробки, коробки отбора мощности и делителя

Категория:

   Техническое обслуживание автомобилей

Публикация:

   Техническое обслуживание коробки передач, раздаточной коробки, коробки отбора мощности и делителя

Читать далее:



Техническое обслуживание коробки передач, раздаточной коробки, коробки отбора мощности и делителя

На автомобилях КамАЗ устанавливают коробку передач 15-й или 14-й моделей. Они отличаются тем, что коробка передач 15-й модели состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя. Делитель имеет высшую и низшую (прямую) передачи, которые позволяют получить десять передач переднего хода и две заднего. Коробка передач 14-й модели не имеет делителя.

Силовой агрегат автомобиля ЗИЛ-4331 состоит из основной коробки передач и планетарного редуктора-демультипликатора. Коробка передач имеет восемь основных передач, дополнительную “ползущую” передачу и передачу заднего хода. Конструкция коробки передач позволяет изменять крутящий момент двигателя в широком диапазоне и тем самым обеспечивать выбор наиболее экономичного режима движения автомобиля.

При ТО-1 необходимо проверять и подтягивать элементы крепления коробок и их крышек, проверять уровень масла в картерах и при необходимости доливать масло до нормы. Смазывать шарнирные соединения привода управления коробками, производить очистку вентиляционных трубок сапунов.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Перед выездом на линию на ходу автомобиля проверять работу коробки и делителя. Передачи должны включаться и выключаться без шума и без стуков. Не должно быть самопроизвольного выключения передач.

При контрольном осмотре в пути проверять нагрев коробок на ощупь. Нагрев следует считать нормальным, если он не вызывает ощущения ожога ладони руки.

При ТО-2, кроме работ, выполняемых при ТО-1, нужно менять масло в картерах коробок (согласно графику) и тщательно промыть их. Очищать магниты пробок спускных отверстий от металлических частиц. У автомобилей МАЗ, КрАЗ и автобуса J1A3-699P масло следует сливать из картеров коробок передач через два сливных отверстия, у автомобилей КамАЗ — из 10-ступенчатой коробки через три отверстия, из 5-сту-пенчатой через два, ЗИЛ-4331 — через отверстие основной коробки и отверстие редуктора.

При СО следует производить замену масла в картерах коробок в соответствии с периодом эксплуатации автомобиля (кроме всесезон-ных масел, которые замене не подлежат).

Смену масла в картерах передач и других коробках нужно производить сразу же после движения, пока масло горячее.

После слива отработавшего масла картеры коробок промывают маловязким маслом. Для промывки в картер заливают 2,5—3,0 л масла, выключают передний мост, вывешивают одно из колес заднего моста, включают первую передачу и пускают двигатель, который, работая на минимальной частоте вращения в течение 7-8 мин (для автомобилей малой и средней грузоподъемности — 2,5—3,0 мин), прокручивают трансмиссию. После этого останавливают двигатель, сливают промывочное масло в противень и заливают в картер коробки рекомендуемое масло до нормы.

Рис. 91. Привод управления механизмом переключения передач автомобилей КамАЗ:
1 — кран управления делителем; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — переключатель крана; 4 — рычаг переключения; 5 — трос крана управления с оплеткой; 6 — головка передней тяги управления; 7 — рычаг наконечника; 8 и 22 — контргайки; 9 и 21 — установочные винты; 10 и 17 — соответственно передняя и промежуточная тяги управления; 11 — сухарь шаровой опоры; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — сферическая втулка; 14 — пружина; 15 — крышка; 16 — рычаг передней тяги; 18 — стяжной регулировочный фланец; 19 — болт; 20 — опора; 23 — шток рычага переключения передач; 24 — стяжной болт крепления регулировочного фланца

Регулировка дистанционного привода управления механизма переключения передач автомобилей КамАЗ: – поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение; ослабить стяжные болты (рис. 91) стяжного регулировочного фланца, вывернув болты, – установить зазор в соединении, навернув на один-два оборота регулировочный фланец на промежуточную тягу; – отвернуть контргайки установочных витков, застопорить рычаг наконечника и рычаг штока ввертыванием установочных винтов в отверстия рычагов; – вращением по резьбе переместить регулировочный фланец до контакта по всей поверхности с фланцем штока; – установить болты и затянуть стяжные болты; – вывернуть установочный винт на 31 мм, а установочный винт на 16 мм и застопорить их контргайками.

В пневматической системе управления делителем автомобилей КамАЗ воздух, поступающий из пневматического привода тормозов под давлением 0,62—0,75 МПа, подается на вход редукционного клапана (рис. 92), на выходе из которого поддерживается постоянное давление в пределах 0,395—0,445 МПа. Это давление регулируется прокладками, установленными под корпус пружины. Необходимый выбор передачи в делителе производится перестановкой рычага переключения в положение Вили Н.

Рис. 92. Схема пневматической системы управления делителем автомобилей КамАЗ:
1 — от ресивера; Я — низшая передача в делителе; В — высшая передача в делителе; 1 — клапан включения делителя

Регулировка зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя: – проверить регулировку привода выключения сцепления и при необходимости отрегулировать его; – отвернуть гайки упора штока клапана, установленные на толкателе поршня пневмоу силителя; – снять резиновый пылепредохранитель с крышки и штока клапана; подсоединит. манометр к контрольному выводу конденсационного ресивера пневматического привода тормозов и довести давление в нем до 0,70-0,75 МПа; – плавно выжать педаль сцепления до упора; – подвести упор штока клапана включения двигателя до соприкосновения с ограничителем хода штока клапана и, перемещая его с штоком клапана, установить зазор между торцом крышки клапана и ограничителем хода штока 0,2-0,3 мм; – закрепить в указанном положении упор штока клапана гайками и застопорить их шайбами; – установить резиновый пылепредохранитель на шток и крышку клапана. Ход рычага делителя нужно проверять при наличии сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов. Для этого нужно снять крышку 10 (рис. 93) смотрового люка механизма переключения передач делителя, выжать до отказа педаль сцепления и, передвигая рычажок на рукоятке рычага переключения передач из верхнего положения в нижнее или наоборот, замерить ход рычага по центру отверстий, который должен быть в пределах 16,5-19,0 мм.

Рис. 93. Механизм переключения передач делителя:
1 — цилиндр воздухораспределителя; 2 — дросселирующий клапан; 3 — золотник воздухораспределителя; 4 – корпус воздухораспределителя; 5, 17 – уплотнитель-ные прокладки; 6 и 13 — уплотнительные кольца; 7 — заглушка; 8 – сапун; 9 — корпус механизма переключения передач делителя; 10 — крышка смотрового люка; 11 — контргайка; 12 — установочный винт; 14 — крышки цилиндра; 15 – поршень цилиндра; 16 — манжета поршня; 18 — поршень воздухораспределителя

Рис. 94. Дистанционный привод управления коробкой передач автомобилей МАЗ-500А и CA3-5335 :
1 — рычаг переключения передач; 2 — рычаг механизма переключения передач; 3 — вал переключения передач; 4 — картер дистанционного механизма; 5 — промежуточный рычаг; б — палец; 7 — серьга шарнира; 8 — наконечник; 9 — стяжные болты; 10 — тяга; 11 — промежуточный механизм; 12 — стопорный болт; 13 — поперечный вал; 14 — рычаг привода промежуточного механизма

Ход рычага делителя следует регулировать в таком порядке: ослабить контргайки и вывернуть установочные винты; – установить рычаг переключения делителя в верхнее положение В; – нажать педаль сцепления до отказа; – вернуть задний установочный винт со стороны цилиндра воздухораспределителя до ynopt. в рычаг, а затем довернуть его еще на 1/4 оборота и застопорить контргайкой; – установить рычажок в нижнее положение Н и ввернуть передний установочный винт так же, как сделали это с задним винтом.

Проверка и регулировка дистанционного привода управления коробкой передач автомобилей МАЗ-500А и MA3-5335 осуществляется следующим образом: – установить рычаг (рис. 94) в нейтральное положение; – отсоединить наконечник тяги от серьги и проверить, чтобы рычаг тоже находился в нейтральном положении; – зафиксировать поперечный вал промежуточного механизма стопорным болтом, отпустить стяжные болты помощью наконечника отрегулировать тягу по длине так, чтобы палец свободно входил в отверстия вилки наконечника и серьги; – в таком взаиморасположении деталей привода соединить наконечник с серьгой; – затянуть стяжные болты наконечника, отпустить стопорный болт на четыре оборота и законтрить гайкой.

Техническое обслуживание гидромеханической передачи (ГМП) автобуса ЛиАЗ-677

При ЕО проверять уровень масла в ГМП, состояние и действие привода.

Уровень масла проверять щупом при работающем на минимальных частотах вращения двигателе и включенной автоматической передаче и заторможенном автобусе при температуре масла 40—50 °С. Не допускать работу автоматической передачи при уровне масла ниже нижней метки или заливку масла выше верхней метки щупа.

При ТО-1 смазать подшипник передней опоры, проверить состояние и крепления ГМП на автобусе. Стартер должен включаться только при нейтральном положении стрелки на шкале пульта управления.

При ТО-2 на смотровой канаве сменить масло (согласно графику) после прогрева коробки передач. Очистить поддон от грязи, вывернуть магнитную пробку в поддоне и слить масло. Затем вывернуть обе пробки из картера насосного колеса и слить из него масло. После снять поддон и маслоприемник коробки, тщательно промыть поддон, сетку и маслоприемник и поставить их на место, сменив прокладку поддона. Ввернуть магнитную пробку и сливное отверстие и две пробки в картер насосного колеса.

Свежее масло заливать через отверстие для щупа. Сначала залить 10 л (марки А), пустить двигатель и дать ему проработать в течение 2 мин в режиме холостого хода, затем залить еще 5 л, проработать в течение 1 мин и проверить уровень. Емкость системы 18 л, однако У различных коробок этот объем незначительно колеблется, поэтому уровень масла и заливку его следует проверять щупом. Применение Других сортов масел не рекомендуется.

Регулировка момента автоматического переключения передач производится винтом на главном рычаге (рис. 95) силового регулятора.

Рис. 95. Гидромеханическая передача и передняя опора в сборе автобуса ЛиАЗ-677:
1 – корпус гидротрансформатора; 2 — сетка; 3 — трубка клапана блокировки; 4 — клапан блокировки; 5,8 — регулировочные винты; 6 — клапан слива в сборе; 7 рычаг переключателя периферийных золотников; 9 — толкатель с золотником в сборе; 10 — стакан толкателя; 11 — пружина возвратная; 12 — корпус переключателя; 13 — электромагнит прямой передачи; 14 — колпачок провода; 15 — электромагнит понижающей передачи; 16 — крышка механизма переключателя; 17 — ушко пружины; 18 – корпус привода датчика электроспидометра; 19 — ведомая шестерня привода спидометра; 20 — ось паразитной шестерни в сборе; 21 – упорная шайба; 22 — паразитная шестерня; 23 — втулка паразитной шестерни; 24 — шпилька; 25 — прокладка корпуса силового регулятора; 26 — крышка корпуса силового регулятора; 27 — регулировочный винт; 28 — пружина; 29 — эксцентрик силового регулятора; 30 — главный рычаг силового регулятора; 31 — чашка центробежного регулятора; 32 — водило регулятора; 33 — шарик центробежного регулятора; 34 — стопорная шайба; 35 — шариковый подшипник; 36 — стопорное кольцо; 37 — промежуточный вал; 38 — рычаг силового регулятора; 39 — винт кулачка; 40 — уплотнительное кольцо; 41 — винт эксцентрика; 42 — корпус силового регулятора; 43 — указатель уровня масла; 44 — пружина клапана малого масляного насоса; 45 — уплотнительное кольцо переходной втулки; 46 — переходная втулка; 47 — малый масляный насос; 48 — рамка

При ввертывании винта золотник выдвигается из гильзы, в результате чего время на переход на следующую передачу увеличивается и переход на следующую передачу происходит при увеличенной скорости автобуса. При вывертывании винта золотник вдвигается и поэтому переход на следующую передачу происходит при меньших скоростях. Значительное вывертывание винта 27 может привести к включению прямой передачи сразу на стоянке или при трогании автобуса с места, что крайне недопустимо.

Появление рывков при переключении передач и отсутствие нейтрали свидетельствуют о нарушении регулировки механизма переключения периферийных золотников. Для регулировки следует снять крышку переключателя золотников и отвести пальцем рычаг в сторону выходного вала до упора (положение первой передачи), включить электромагнит 13 первой передачи и проверить зазор между концом регулировочного винта и толкателем электромагнита. Этот зазор, который должен равняться 0,2 мм, устанавливают ввертыванием или вывертыванием регулировочного винта.

Отключить электромагнит первой передачи. Передвинуть пальцем рычаг в сторону двигателя до упора, включить электромагнит второй передачи и проверить зазор между концом регулировочного винта и толкателем, который должен быть равен 0,2 мм. Устанавливать его нужно, ввертывая или вывертывая регулировочный винт, Указанные зазоры нужно проверять, когда корпус периферийного золотника находится против поводка.

Установив зазоры, нужно отключить электромагнит второй передачи, затянуть контргайки регулировочных винтов 5 и 8 и закрыть корпус переключателя периферийных золотников крышкой. Закончив регулировку, проверить биение поводка при включенной нейтрали и включенных передачах во время движения.

При работе автоматической передачи давление масла должно быть не менее 0,5 МПа при 1200 об/мин входного вала ГМП, на холостом ходу двигателя – 0,196-0,294 МПа при температуре масла 50 °С.

Не допускать перегрева масла свыше 120 °С (загорания аварийной лампы).

Чтобы проверить блокировки стартера в пульте управления, надо рычаг поставить в положение А и попытаться пустить двигатель включателем зажигания. Если цепь блокировки собрана правильно, стартер не должен включаться. Провести такую же проверку при любом положении рычага пульта управления, кроме положения Н.

Замыкание контактов включателя автоматической нейтрали должно происходить при перемещении педали управления дросселем на 10-15 мм. Если при проверке это расстояние не соответствует этой величине, следует отпустить винты крепления кронштейна включателя, отрегулировать его включение и застопорить винты.

Электромагниты якоря должны работать четко, без заедания и срывов. При установлении дефекта нужно разобрать электромагнит, очистить якорь от грязи и пыли, устранить неисправность, собрать и установить его на место.

Рекламные предложения:


Читать далее: Техническое обслуживание карданных передач

Категория: — Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум


alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*