Тормозные жидкости их свойства маркировка: 403 — Доступ запрещён – Тормозные жидкости — свойства и маркировка

  • 15.03.2021

Тормозные жидкости — свойства и маркировка

Свойства тормозной жидкости

Тормозная жидкость, применяемая в качестве рабочего тела в гидравлической системе тормозов автомобиля должна обладать особыми свойствами, главными из которых являются:

  • достаточно высокая температура кипения, причем, чем выше она будет – тем лучше;
  • достаточная вязкость и стабильность свойств, не изменяющихся под воздействием температуры, в том числе и на морозе;
  • наличие смазочных и антикоррозийных свойств;
  • отсутствие негативного влияния на резиновые детали тормозной системы.

1. Пожалуй, самым важным показателем можно назвать температуру закипания тормозной жидкости, ведь при её вскипании, в результате образования газовых пузырьков, эффективность работы тормозов резко падает. Не трудно догадаться, как это опасно при управлении автомобилем.

А почему тормозная жидкость нагревается до высоких температур? На самом деле ответ очень прост – большая часть энергии движущегося автомобиля в процессе торможения переходит в тепло, именно поэтому нагреваются тормозные колодки, а через них нагревается и тормозная жидкость.

2. Другая проблема, связанная с тормозными жидкостями, это их гигроскопичность, то есть способность поглощать влагу из воздуха. Негативная сторона данного явления состоит в том, что увеличение количества влаги в тормозной жидкости ведет к уменьшению температуры её закипания.

Если, например, температура кипения свежей тормозной жидкости около 200 – 250 градусов, в зависимости от марки, то в конце срока эксплуатации, в результате поглощения жидкостью влаги температура кипения падает до 140 -180 градусов.

С другой стороны, использовать тормозную жидкость, которая вообще не обладала бы гигроскопичностью тоже нельзя.

Дело в том, что тогда бы влага каким либо образом попавшая в гидравлическую систему тормозов, скапливалась бы в некоторых её участках и зимой, при низких температурах, замерзала бы с образованием ледяных пробок, делая тормозную систему неработоспособной.

Единственный выход избежать проблем с тормозной жидкостью – вовремя её менять в соответствии с рекомендациями производителя. Обычно это делают один раз в полтора — два года, независимо от пройденного автомобилем километража.

Маркировка тормозных жидкостей

На сегодняшний день все тормозные жидкости имеют маркировку DOT (United States Department of Transportation).

Сегодня выпускаются тормозные жидкости марки DOT 3 , DOT 4 , DOT 5 . Применять конкретную марку тормозной жидкости нужно в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.

Видео: обзор тормозной жидкости Elf Frelub 650 DOT4.

Нужно заметить, что для автомобилей, выпущенных более 20-30 лет назад, современные тормозные жидкости не подходят из-за несовместимости с резиновыми деталями тормозной системы. В отличие от современных полиэтиленгликолевых тормозных жидкостей, в таких автомобилях использовались спиртокасторовые жидкости типа БСК.

Загрузка…

Справка — Тормозная жидкость. Маркировка, спецификация и пр.

Все современные легковые автомобили оснащены рабочей тормозной системой с гидравлическим приводом. Т.е. водитель, нажимая на педаль тормоза воздействует на колесные тормозные механизмы силой, передаваемой посредством жидкости. Жидкость эта особенная и носит название ТОРМОЗНОЙ.

Тормозные жидкости имеют специальную классификацию по DOT.

DOT — это английская аббревиатура от United States Department of Transportation (USDOT или просто DOT) — Департамент транспорта США, занимающийся вопросами безопасности транспорта. Именно этот департамент разработал спецификацию минимальных требований к характеристикам тормозных жидкостей и разбил их на классы в своем стандарте

FMVSS №116.

Все технические масла, жидкости, и даже шины имеют классификацию по DOT, как признанному в мире лидеру в области разработок по автомобильной безопасности.

Тормозная жидкость имеет маркировку DOT 3, DOT 4, DOT 5 и даже DOT 5.1, иногда на российском рынке можно встретить так же тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Но это Россия, и тут, как говорится кто во что горазд. Скорее всего, последние являются тем же самым, что и DOT 4.5 и оба не классифицируются американским стандартом.

Тормозная жидкость DOT 5.1 не имеет никакого отношения к DOT 5.

Тормозная жидкость, кроме своего основного предназначения в передаче и распределении тормозной силы, является еще теплопоглотителем. Ввиду того, что в процессе своей работы исполнительные механизмы тормозной системы автомобиля подвергаются сильным тепловым нагрузкам, часть тепла от разогретых колодок, дисков и барабанов поглощается гидроприводом, причем роль теплоносителя вынуждена исполнять и тормозная жидкость. А если перегрев жидкости в полости рабочего цилиндра приведет к ее закипанию, то образовавшиеся паровые пробки вызовут падение давления в контуре и резкое снижение эффективности тормозной системы. Именно поэтому одним из самых важных показателей качества тормозной жидкости является её температура кипения.

Следующий важный показатель — это коррозионная агрессивность.

Чтобы оценить степень коррозионной агрессивности к металлическим деталям тормозной системы, измеряется концентрация водородных ионов (pH-показатель) и проводится непосредственный тест «на ржавчину»: специальный «веер», собранный из шести металлических пластин (белая жесть, сталь 10, алюминиевый сплав Д16, чугун СЧ 18-36, латунь Л63, медь М1), на 120 часов погружают в тормозную жидкость (выдержка при 100°С), после чего оценивают внешний вид пластин, определяют изменение их массы и оценивают состояние самого раствора.

Другой важный показатель качества — кинематическая вязкость, которую при испытаниях замеряют дважды: при –40°С и при 100°С. Низкотемпературный показатель характеризует прокачиваемость гидропривода зимой, высокотемпературный — смазывающую способность жидкости.

Следующий тест — взаимодействие с резиной. При длительном контакте с резиновыми манжетами происходит проникновение молекул жидкости в резину, а ингредиенты резины, в свою очередь, попадают в тормозную жидкость.

В зависимости от того, какой из этих двух процессов будет преобладать, произойдет набухание или, наоборот, усадка манжет. Согласно нормам, «купание» в тормозной жидкости не должно вызывать вздутия, шелушения и клейкости резиновых образцов по крайней мере в течение 72 часов».

Один из следующих важных критериев — это совместимость с другими тормозными жидкостями, испаряемость, массовая доля механических примесей и т. д. Российскими тех. условиями предусмотрено 15 показателей качества!

Виды тормозных жидкостей.

Какую же жидкость использовать в автомобиле? DOT3, DOT4, DOT5, или DOT5.1?

Каждый автопроизоводитель размещает эту информацию прямо на крышке бачка для тормзной жидкости, с пометкой «не ниже». Т.е., если на крышке указано «не ниже DOT-3», то можно смело наливать DOT3 и DOT4.

Рассмотрим их различие.

DOT 3

Тормозная жидкость DOT 3 является «традиционной», и используется в большинстве транспортных средств.

Преимущества:

сравнительно недорогая тормозная жидкость, ее можно приобрести на большинстве автозаправок, в большинстве универмагов и в любом магазине автозапчастей.

Недостатки:

DOT 3 повреждает тормозные прокладки из натуральной резины, и не должна использоваться в автомобиле с такими прокладками
DOT 3 разъедает краску!
DOT 3 достаточно гигроскопична, т.е. быстро поглощает влагу. Поэтому, после вскрытия емкости с DOT3, жидкость следует использовать в течение недели.
Так как DOT 3 поглощает влагу, то это способствует усиленной коррозии тормозных трубок и деталей цилиндров.

DOT 4

Используется в большинстве серийных автомобилях, в том числе и оснащенных АБС.

Преимущества:

DOT 4 поглощает влагу не так усиленно, как это делает DOT 3.
Точка кипения у DOT 4 значительно выше, по сравнению с DOT3.

Недостатки:

DOT-4 тоже разъедает краску!
DOT-4, как правило, примерно на 50% дороже, чем DOT 3.
DOT-4 хоть и меньше, чем DOT-3, но все же тоже поглощает влагу.

DOT 5 или silicone

Преимущества:

DOT 5 не разъедает краску.
DOT 5 не поглощает влагу и имеет высокую коррозионную стойкость.
DOT 5 является совместимой с любыми резиновыми частями.

Недостатки:

DOT 5 нельзя смешивать с DOT 3 или DOT-4. Большинство проблем с DOT 5 возникает, именно по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT 5 является полная переборка и промывка тормозной системы.

Первые выпускаемые жидкости DOT-5 имели некоторое несоответствие добавок, что иногда приводило к разбуханию и выходу из строя резиновых частей тормозов. В последних формулах эта проблема была устранена.

Так как DOT 5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в системе.
Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек.

DOT 5 является несколько компрессионной, что дает едва заметное ощущение «мягкой педали», к тому же точка кипения DOT5 ниже, чем у DOT4.

DOT 5 примерно в два раза дороже, чем DOT-4.

DOT 5.1

Тормозная жидкость DOT 5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT3 и DOT4, а не силиконовую, как DOT5.

DOT 5.1 рекомендуется применять на автомобилях предназначенных для быстрой спортивной езды.

DOT 5.1 можно описать, как «высокотехнологичная» тормозная жидкость DOT-4

Преимущества:

DOT 5.1 обеспечивает лучшую работу тормозного привода, по сравнению с другими тормозными жидкостями, которые рассматриваются в данной статье. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT 3 или DOT (фактически, конечная точка кипения ~ 275°C), почти такая же, как у тормозных жидкостей для гоночных автомобилей (около 300°С), а начальная точка кипения тормозной жидкости DOT 5.1 примерно 175-200°С, что значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей (~145°C).

DOT 5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.

Недостатки:

DOT 5.1 поглощает влагу
DOT 5.1, как DOT 3 и DOT-4, разъедает краску.
DOT 5.1 стоит дороже, чем DOT3 или DOT4, и ее будет сложнее найти.

Спортивные тормозные жидкости.

Отдельным пунктом следует выделить спортивные тормозные жидкости, например такие как Ferodo FORMULA и Castrol SRF.

Эти жидкости являются высокотехнологичным продуктом, разработанным для использования исключительно в гоночных автомобилях. Они имеют высокую температуру кипения 300 и 303°С соответственно.

Замену такой жидкости необходимо проводить как минимум раз в год.

Преимущества:

Обеспечивают надежность и максимальную отдачу спортивных тормозных систем.
Практически исключаеться закипание и вспенивание жидкости в режимах максимальной нагрузки тормозной системы.

Недостатки:

Значительно дороже чем DOT 5.1

 

Тормозные жидкости, их маркировка и характеристики

Тормозные жидкости придумали не просто так. Это неизменный и незаменимый элемент тормозной системы. Какой бы вид транспорта ни пришлось останавливать с помощью тормозов, будь то мопед или болид, обязательно создается в определенной точке соответствующее усилие, которое противодействует движению и способно прекратить его. Для автомобиля такой точкой является взаимодействие тормозных колодок и дисков с дисками резины. Тормозная система создается на основе сложного механизма взаимодействия разных элементов. Присутствие в ее составе жидкости необходимо.

Почему нужна тормозная жидкость

Вариантов системы торможения в разные эры развития автомобилестроения было перепробовано много. Это были простые механические воздействия и сложные контуры. В конечном итоге производители пришли к выводу, что гидравлические тормоза, т.е. такие, где применяется жидкость, — наиболее эффективный при умеренных вложениях и простоте конструкции способ остановки ТС.

Жидкость, как всем известно еще со школы, в отличие от газа, не меняется в объеме при попытки сжимания. Это делает ее применение оптимальным при передаче усилия. Встает закономерный вопрос: зачем нужна тормозная жидкость особого состава, если есть простая вода? Ответ очевиден. У них существенно разная температура кипения. Повышение же температуры неизбежно возникает в момент совершения тормозного процесса в рабочих цилиндрах.
Если температура доходит до точки кипения той жидкости, которая присутствует в гидравлических тормозах, она закипает с образованием пара. Начинают появляться паровые пробки, а педаль тормоза при этом проваливается. Результат снижения эффективности работы тормозов всем известен.

Как выбрать тормозную жидкость

Качество тормозной жидкости, которая сегодня предлагается для разных видов транспорта, существенно различается. Его не сложно определить по следующим параметрам:

• температура кипения при поглощении 2-4% влаги;
• стабильность вязкостно-температурных свойств;
• антикоррозионные характеристики;
• смазывающие возможности;
• совместимость при взаимодействии с резиной, из которой выполнены некоторые элементы.

Как всем очевидно, чем выше показатели, тем качественнее тормозная жидкость, но и цена ее также при этом возрастает. Основной недостаток современных тормозных жидкостей заключается в их гигроскопичности, вот почему показатели первого параметра так важны.

В течение года эксплуатации автомобиля с использованием залитой тормозной жидкости в гидравлике может набраться до 4% воды. Температура кипения постепенно падает. С этим связано требование менять тормозную жидкость с минимальными характеристиками во время прохождения ТО хотя бы раз в два года, чтобы не оказаться в неприятной ситуации.

Пройти регламентное техобслуживание и поменять расходные материалы можно на одной из СТО SPB-GLUSHAC.RU. Наш автосервис в СПб занимается заменой и ремонтом глушителей, катализаторов и других элементов, проводит диагностику на новейших стендах.

Мы приглашаем автовладельцев Питера, Приморского района, Выборгского района, Красногвардейского района и гостей Санкт-Петербурга:

• пройти регламентное и внеплановое техническое обслуживание;
• заменить жидкости, включая тормозную, и другие расходники;
• получить качественные услуги по ремонту и замене катализаторов, глушителей в сборе или отдельных их частей, тормозной системы, других систем, узлов и агрегатов автомобилей разных марок и моделей.

Как выбрать тормозную жидкость, ориентируясь на маркировку

В свое время мировое автомобильное сообщество пришло к необходимости навести порядок в характеристиках тормозных жидкостей, а потому были созданы маркировки, на которых эти характеристики привели к единому стандарту. Стандарт разработал американский департамент транспорта, который известен автомобилистам всего мира как DOT.

Современные производители в соответствии с принятыми стандартами предлагают сегодня тормозные жидкости нескольких типов, которые определяются маркировкой DOT 3; 4; 5; 5.1; 4.1; 4.5. Иногда появляются также литеры, соответствующие дополнительным компонентам состава, например, адаптирующие его для работы в системах с антиблокировочным механизмом.

В любом случае, основным отличием остается основной состав компонентов. Так, например, увидев маркировку DOT 3, 4, 5.1, мы понимаем, что она выполнена на основе полиэтиленгликоля или полиалкиленгликоля. Различаются составы только использованными присадками, повышающими температуру кипения и снижающими вязкость жидкости. В основе же DOT 5 лежит силиконовая составляющая.

DOT 3 при своих характеристиках закипит раньше DOT 4 или 5, т.е. в критических ситуациях особенно полагаться на жидкость с минимальной маркировкой не приходится. Поведение вашей тормозной системы будет непредсказуемым.

Смешивать составы для повышения характеристик нельзя, поскольку образовавшаяся между компонентами реакция попросту разъест уплотнители. Если вы решили перейти на тормозную жидкость с другой маркировкой, предварительно придется основательно промывать и просушивать всю тормозную систему. DOT 4 и 5.1 — это улучшенные модификации DOT 3. Они совместимы друг с другом, так что можно провести замену без особых опасений.

Промежуточные маркировки — своего рода маркетинговые ходы производителей. Не стоит особо покупаться на яркие и зрелищные надписи и верить обещаниям высоких результатов применения дополнительных присадок.

Если вернуться к характеристике накопления влаги, то более высокая маркировка означает и более продолжительный срок службы. Если DOT 3 придется менять через 1-2 года эксплуатации авто, то залив в систему DOT 5 можно на 10-12 лет забыть о вопросе замены тормозной жидкости.

Если вам требуется ремонт глушителя в СПБ, замена катализатора, прохождение ТО, обращайтесь на наши сервисные точки. Мы проведем, при необходимости, также качественную замену тормозной жидкости на аналог с более высокой маркировкой. Наши услуги стоят недорого. Жидкости сертифицированы, предоставляются гарантии на любые виды работ.

О чем говорит маркировка тормозной жидкости DOT-4 или DOT-5

К сожалению 90% пользователей автомобилей не знают разницу между модификациями тормозных жидкостей. Однако данный показатель критически важен для тормозной системы транспортного средства. Разные маркировки предназначены для различных эксплуатационных условий. Наша редакция собрала информацию касательно вопроса, что обозначает маркировка тормозной жидкости DOT-4 или DOT-5.

Маркировка и характеристики тормозной жидкости

Это интересно: Как менять тормозную жидкость

Что такое DOT

Данная спецификация – продукт работы департамента транспорта США. Нормативные акты организации характеризуют минимальные требования к жидкостям тормозных систем. Этот акт и послужил поводом для создания современного разделения.

Из чего состоит тормозная жидкость

Основой для современных тормозных смесей служит полиэтиленгликолевые компоненты с примесью полиэфиров борной кислоты. Такой состав характерен для категорий DOT 3, 4, 5.1. для создания разновидности DOT-5 применяется силиконовый наполнитель с примесями органических кислот.

Важно! Все категории формул одного типа совместимы между собой. Исключение представляет марка «5», конфликтующая с другими типами средств.

Почему нельзя смешивать тормозуху

Каждая конструкция магистралей создается под определенную смесь. К примеру, системы, принимающие DOT-4, могут конфликтовать с DOT-5. Эта особенность связана с наличием несовместимых основ. Полиэтиленгликоль при контакте с силиконовыми составляющими вызывает взаимную деструкцию формулы. Такое действие чревато разрушением сальников, магистралей, пластиковых элементов конструкции.

Примечание! Для определения качества состава, в магазине можно приобрести специальный прибор. Измеритель представляет собой подобие гигрометра и служит для измерения электропроводимости формулы. Зависимо от результата и устанавливается пригодность продукта.

Что обозначает в маркировке тормозной жидкости DOT-4 или DOT-5

Плюсы и минусы

DOT-5

Маркировка тормозной жидкости данным обозначением означает, что жидкость имеет малую гигроскопичность. Образование водной эмульсии маловероятно. Однако при перегреве субстанции наблюдается повышенная аэрация. Это приводит к образованию газовых пузырей во время закипания. Полости обладают способностью сжатия, что провоцирует снижение передачи усилия на тормозные колодки. Такой эффект образует провалы педали тормоза. Это чревато потерей управления.

DOT-4

Здесь все напротив. Формула способна накапливать влагу, что негативно сказывается на работоспособности конструкции, длительности эксплуатации самих тормозов. Однако при перегреве, полиэтиленгликолиевые соединения не выделяют газы, что позитивно сказывается на температуре закипания. Также положительным считается минимальная вероятность провалов педали газа во время перегрева суппортов, роторов.

Еще по теме: Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля

Видео

Итог

Категорически запрещается менять один вид жидкости на другой. При прокачке системы невозможно полностью удалить старое средство. Это провоцирует разъедание уплотнителей и металлических поверхностей магистралей. Основные составы формул DOT-4 и DOT-5 являются взаимоисключающими.

характеристики, отличия и совместимость классов ДОТ 3, ДОТ 4, ДОТ 5 и ДОТ 5.1

Тормозные жидкости для автомобиля: виды, свойства, маркировка

Тормозная жидкость не относится к разряду главных тем, обсуждаемых в сообществах автолюбителей. Согласно регламента обслуживания автомобиля менять её положено раз в 2 года (реже раз в год). Казалось бы, что здесь может быть важного и интересного? Ответ достаточно прост – тормозная жидкость не должна приводить к отказу тормозной системы, ни при каких обстоятельствах.

А предпосылок для отказа при использовании некачественных или не соответствующих рекомендациям производителя жидкостей, либо нарушениях регламента и операций технического обслуживания, достаточно много.

В конце статьи смотрите видео, на котором простым языком объясняются отличия и совместимость тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4, ДОТ 5 и ДОТ 5.1, а также даются рекомендации по выбору, смешиванию и доливке.

Также на этой странице вы найдёте сравнительные характеристики различных классов тормозных жидкостей и таблицу испытаний жидкостей ДОТ 4 разных производителей.

Назначение и свойства тормозных жидкостей

свойства тормозных жидкостей

Назначение тормозной жидкости очевидно – обеспечивать безынерционную (практически мгновенную) передачу усилия с педали тормоза на тормозные механизмы. При этом используется одно из основных качеств жидкости, при нормальных условиях окружающей среды: несжимаемость.

Однако условия эксплуатации часто далеки от нормальных: интенсивное торможение в горной местности или при агрессивной манере езды вызывают перегрев и закипание тормозной жидкости, появление в ней пузырьков газа. Газообразные включения ухудшают несжимаемость, приводят к «проваливанию» педали тормоза и фактическому отказу в работе тормозной системы. Таким образом, температура закипания – пожалуй, важнейшая характеристика тормозной жидкости: чем она выше, тем лучше сохраняются рабочие функции жидкости.

Непосредственное влияние на температуру закипания оказывает наличие в тормозной жидкости влаги, соответственно ещё одним важным свойством является гигроскопичность. Дело том, что тормозная жидкость периодически подвергается в процессе эксплуатации тепловым циклам нагревания и охлаждения, и впитывает в течение этих циклов атмосферную влагу. А это, в свою очередь, снижает температуру кипения и ухудшает её функциональные свойства.

Именно из-за гигроскопичности появились просторечные понятия «сухая» и «увлажнённая» тормозная жидкость, широко используемые в автомобильном сообществе.

Насколько сильно меняются свойства «сухой» жидкости от содержания в ней влаги в процентном отношении? Из графика изменения температуры кипения для различных типов тормозной жидкости (смотрите на рисунке выше) видно, что 3,5% содержания воды уменьшает температуру кипения почти в полтора раза

Вязкость – важная техническая характеристика, которая имеет особое значение для тормозной жидкости при эксплуатации в условиях низких температур: загустевание может привести к ухудшению и даже отказу работы тормозной системы, а слишком текучая жидкость – к образованию течей при повышении рабочей температуры.

Принято (стандарт американского общества инженеров SAE) измерять этот показатель при температурах +100 оС и –40 оС. Контрольные цифры порогового значения вязкости для широко применяемых тормозных жидкостей следующие:

  • при низких температурах – не менее 1800 сСт,
  • при высоких – не более 1,5 сСт.

Как и другие технические жидкости, тормозная влияет на образование очагов коррозии на соприкасающихся металлических поверхностях. Корродирующие внутренние рабочие поверхности тормозных цилиндров затрудняют перемещение поршней, приводят к перепуску рабочей жидкости (следствие – всё то же «проваливание» педали тормоза), способствуют образованию течей в уплотнениях.

Хорошая тормозная жидкость должна иметь высокие антикоррозионные свойства. Для предотвращения коррозии в неё добавляют ингибиторы – вещества, резко замедляющие нежелательный процесс. Насколько эффективно работают ингибиторы, оценивают выдерживанием в «увлажнённой» до 3,5% жидкости образцов металлов тормозной системы в течение 120 часов при температуре 100 оС.

Воздействие на резину (материал уплотнений) также является важным свойством тормозной жидкости. Плохая совместимость с резиновыми уплотнителями может приводить как к набуханию манжет, так и их усадке. В первом случае возрастает риск разрушения уплотнений поршнем, а во втором образования течей.

Количественно эта характеристика оценивается на основании испытаний: выдерживании манжет в тормозной жидкости при температурах +70 оС и +100 оС, и последующих замерах физико-механических свойств образцов испытаний.

Работа тормозных, как и всяких других гидравлических цилиндров, предъявляет определённые требования к смазывающим свойствам рабочей жидкости. Прежде всего, это относится к показателям износостойкости поверхностей самих цилиндров, поршней и уплотнений. Смазывающие свойства оценивают на основании результатов стендовых испытаний, имитирующих работу тормозных цилиндров в тяжелых условиях эксплуатации.

Стабильность сохранения физико-химических характеристик в рабочем диапазоне температур ещё одно немаловажное свойство тормозной жидкости. А диапазон этот достаточно широк – от минус 50 до плюс 150 оС, и внутри него необходимо обеспечить стойкость жидкости к окислению, образованию осадков и отложений, нарушающих однородность структуры.

Классификация и состав тормозных жидкостей


Класс тормозных жидкостей
Требования по стандарту FMVSS №116 «Тормозные жидкости для автомобилей»
Температура кипения, оС Кинематическая вязкость, мм2 Цвет
«сухой» тормозной жидкости «увлажненной» жидкости (воды 3,5%) «увлажненной» при температуре 100оС при температуре -40оС
ДОТ 3 205 не менее 140 не менее 1,5 не более 1500 не менее от светло-желтого
до светло-коричневого
ДОТ 4 230 не менее 155 не менее 1,5 не более 180 не менее
ДОТ 5.1 260 не менее 180 не менее 1,5 не более 900 не менее
ДОТ 5 260 не менее 180 не менее 1,5 не более 900 не менее темно-красный

Многообразие выпускаемых тормозных жидкостей в международной практике принято классифицировать по DOT (российское наименование ДОТ) – системе требований к их физико-химическим свойствам. Система была разработана американским институтом – департаментом транспорта США (Department of Transportation – отсюда и название системы) – и получила широкое международное признание.

Тормозные жидкости разделяют на четыре основных класса по ДОТ: 2,3,4 и 5.1. В классе 5.1 дополнительно выделяется ДОТ 5.1/АБС для автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой тормозов.

В России иногда встречаются упаковки с маркировкой ДОТ 4+ или ДОТ 4.5, но к общепринятой системе классификации такая маркировка отношения не имеет.

Химический состав основы у жидкостей класса 3, 4 и 5.1 практически одинаковый – это гликоли (двухатомные спирты) и полиэфиры. Различия – в добавлении присадок. Поэтому, если нет возможности заменить тормозную жидкость в системе целиком, то при необходимости допускается добавление одного класса в другой.

Смешивание тормозных жидкостей выполняется при соблюдении правила: жидкость более высокого класса добавляют в жидкость более низкого (но ни в коем случае не наоборот).

У жидкостей класса ДОТ 5 и ДОТ 5.1/АБС в качестве основы используется силикон с добавлением гликолей, поэтому их смешивать с жидкостями других классов недопустимо.

Отличительные особенности основных классов тормозных жидкостей:

ДОТ 3

Состав определяется простыми соединениями гликолей и поэтому – невысокой себестоимостью производства, соответственно и недорогой розничной ценой.

  • Главный недостаток – высокая гигроскопичность и, как следствие, быстрое снижение температуры кипения.
  • Срок службы такой жидкости не более 1,5 лет.
  • Область использования – автомобили с барабанными тормозами, либо передними дисковыми, задними барабанными.

ДОТ 4

В состав помимо гликолей включена борная кислота. За счет этого повышается сопротивляемость жидкости впитыванию атмосферной влаги и увеличивается, таким образом, срок службы.

  • У класса ДОТ 4 самая высокая вязкость среди других классов.
  • Этот класс самый популярный у автолюбителей и используется в основном на автомобилях с дисковыми (передними и задними) тормозами.
  • Средний срок службы тормозной жидкости ДОТ 4 составляет 2 года.

ДОТ 5.1

По составу похож с жидкостями класса ДОТ 4, но за счет присадок имеет самую высокую температуру кипения и самую низкую вязкость среди всех классов.

  • Однако эти достоинства являются причиной главного недостатка: высокой гигроскопичности, соответственно пониженного срока службы (не более года).
  • Жидкость разрабатывалась для спортивных автомобилей, в которых функциональные свойства гораздо важнее показателей долговечности.

ДОТ 5

Тормозная жидкость ДОТ 5 имеет смешанный состав: гликоли и силикон.

  • Достоинства (помимо низкой вязкости и высокой температуры кипения) – низкая гигроскопичность и нейтральность к материалам тормозной системы. В этом смысле жидкость имеет практически идеальные характеристики и служит 4 – 5 лет.
  • Единственный серьёзный недостаток – не абсорбируемая жидкостью влага накапливается в тормозных цилиндрах и при низких температурах серьезно осложняет их работу.
  • Кроме того такой состав характеризуется повышенной аэрацией (насыщением воздуха) и по этой причине запрещен к использованию в автомобилях с АБС.

ДОТ 5.1/АБС

Также имеет в основе гликоли и силикон, но бо́льшую гигроскопичность, чем ДОТ 5. За счёт этого снижается срок службы (до 2 лет), но удаётся (с учетом влияния присадок) избавиться от повышенного насыщения жидкости воздухом.

Тормозная жидкость ДОТ 4

Тормозные жидкости ДОТ 4

Популярность тормозной жидкости класса ДОТ 4 обуславливает необходимость остановиться на её характеристиках более подробно. Выглядят они следующим образом:

  • температура кипения «сухой» жидкости – не менее 230 оС;
  • температура кипения «увлажнённой» жидкости – не менее 155 оС;
  • кинематическая вязкость при температуре 100оС – не менее 1,5 сСт;
  • кинематическая вязкость при температуре – 40оС – не более 1800 сСт;
  • рН (показатель кислотности, связан с коррозионной активностью) – 7.0-11,5.

Сравнение основных характеристик класса ДОТ 4 с аналогичными характеристиками других классов приведено в таблице на рисунке выше.

Требования к классу тормозной жидкости сформулированы по американскому стандарту, а соответствующие российские стандарты пока не разработаны.

На российском рынке класс ДОТ 4, как самый популярный, представлен множеством производителей. Но какую тормозную жидкость покупать лучше? И здесь, конечно, важна не только цена, но и соответствие товара международным требованиям.

Журнал «За рулём» провел сравнительные лабораторные испытания почти двух десятков образцов тормозной жидкости класса ДОТ 4 разных производителей на соответствие основным требованиям (дополнительно измерялась не нормируемая характеристика электропроводности). Также отмечалось состояние упаковки и соответствие количества содержимого заявленному на этикетке товара. Результаты испытаний приведены в таблице выше.

Как видно из результатов испытаний только 12 производителей обеспечили соответствие всех основных требований класса. Интересно, что ведущие производители поставляют упаковки с не запаянным фольгой горлышком (уберегает содержимое от впитывания влаги при хранении), но соответствие объёма заявленному всегда точное. Российские же производители иногда грешат недоливом.

Традиционно на высоте оказались характеристики таких брендов, как Castrol, Mobil, High Gear и Total.

Но и российские производители показали весьма неплохие результаты. Это, прежде всего, относится к торговой марке РосДОТ 4 (производитель «Тосол-Синтез-Инвест», Россия) и к продукции «Обнинскоргсинтез».

Важно, что у этих российских производителей (особенно у РосДОТ 4) неплохие показатели по температуре кипения «увлажнённой» жидкости, да и остальные показатели укладываются в нормативы с запасом, что позволяет их рекомендовать автолюбителям.

Видео: о тормозной жидкости понятным языком

Справка — Тормозная жидкость. Маркировка, спецификация и пр.

Все современные легковые автомобили оснащены рабочей тормозной системой с гидравлическим приводом. Т.е. водитель, нажимая на педаль тормоза воздействует на колесные тормозные механизмы силой, передаваемой посредством жидкости. Жидкость эта особенная и носит название ТОРМОЗНОЙ.

Тормозные жидкости имеют специальную классификацию по DOT.

DOT — это английская аббревиатура от United States Department of Transportation (USDOT или просто DOT) — Департамент транспорта США, занимающийся вопросами безопасности транспорта. Именно этот департамент разработал спецификацию минимальных требований к характеристикам тормозных жидкостей и разбил их на классы в своем стандарте FMVSS №116.

Все технические масла, жидкости, и даже шины имеют классификацию по DOT, как признанному в мире лидеру в области разработок по автомобильной безопасности.

Тормозная жидкость имеет маркировку DOT 3, DOT 4, DOT 5 и даже DOT 5.1, иногда на российском рынке можно встретить так же тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Но это Россия, и тут, как говорится кто во что горазд. Скорее всего, последние являются тем же самым, что и DOT 4.5 и оба не классифицируются американским стандартом.

Тормозная жидкость DOT 5.1 не имеет никакого отношения к DOT 5.

Тормозная жидкость, кроме своего основного предназначения в передаче и распределении тормозной силы, является еще теплопоглотителем. Ввиду того, что в процессе своей работы исполнительные механизмы тормозной системы автомобиля подвергаются сильным тепловым нагрузкам, часть тепла от разогретых колодок, дисков и барабанов поглощается гидроприводом, причем роль теплоносителя вынуждена исполнять и тормозная жидкость. А если перегрев жидкости в полости рабочего цилиндра приведет к ее закипанию, то образовавшиеся паровые пробки вызовут падение давления в контуре и резкое снижение эффективности тормозной системы. Именно поэтому одним из самых важных показателей качества тормозной жидкости является её температура кипения.

Следующий важный показатель — это коррозионная агрессивность.
Чтобы оценить степень коррозионной агрессивности к металлическим деталям тормозной системы, измеряется концентрация водородных ионов (pH-показатель) и проводится непосредственный тест «на ржавчину»: специальный «веер», собранный из шести металлических пластин (белая жесть, сталь 10, алюминиевый сплав Д16, чугун СЧ 18-36, латунь Л63, медь М1), на 120 часов погружают в тормозную жидкость (выдержка при 100°С), после чего оценивают внешний вид пластин, определяют изменение их массы и оценивают состояние самого раствора.

Другой важный показатель качества — кинематическая вязкость, которую при испытаниях замеряют дважды: при –40°С и при 100°С. Низкотемпературный показатель характеризует прокачиваемость гидропривода зимой, высокотемпературный — смазывающую способность жидкости.

Следующий тест — взаимодействие с резиной. При длительном контакте с резиновыми манжетами происходит проникновение молекул жидкости в резину, а ингредиенты резины, в свою очередь, попадают в тормозную жидкость.

В зависимости от того, какой из этих двух процессов будет преобладать, произойдет набухание или, наоборот, усадка манжет. Согласно нормам, «купание» в тормозной жидкости не должно вызывать вздутия, шелушения и клейкости резиновых образцов по крайней мере в течение 72 часов».

Один из следующих важных критериев — это совместимость с другими тормозными жидкостями, испаряемость, массовая доля механических примесей и т. д. Российскими тех. условиями предусмотрено 15 показателей качества!

Виды тормозных жидкостей.

Какую же жидкость использовать в автомобиле? DOT3, DOT4, DOT5, или DOT5.1?

Каждый автопроизоводитель размещает эту информацию прямо на крышке бачка для тормзной жидкости, с пометкой «не ниже». Т.е., если на крышке указано «не ниже DOT-3», то можно смело наливать DOT3 и DOT4.

Рассмотрим их различие.

DOT 3

Тормозная жидкость DOT 3 является «традиционной», и используется в большинстве транспортных средств.

Преимущества:

сравнительно недорогая тормозная жидкость, ее можно приобрести на большинстве автозаправок, в большинстве универмагов и в любом магазине автозапчастей.

Недостатки:

DOT 3 повреждает тормозные прокладки из натуральной резины, и не должна использоваться в автомобиле с такими прокладками
DOT 3 разъедает краску!
DOT 3 достаточно гигроскопична, т.е. быстро поглощает влагу. Поэтому, после вскрытия емкости с DOT3, жидкость следует использовать в течение недели.
Так как DOT 3 поглощает влагу, то это способствует усиленной коррозии тормозных трубок и деталей цилиндров.

DOT 4

Используется в большинстве серийных автомобилях, в том числе и оснащенных АБС.

Преимущества:

DOT 4 поглощает влагу не так усиленно, как это делает DOT 3.
Точка кипения у DOT 4 значительно выше, по сравнению с DOT3.

Недостатки:

DOT-4 тоже разъедает краску!
DOT-4, как правило, примерно на 50% дороже, чем DOT 3.
DOT-4 хоть и меньше, чем DOT-3, но все же тоже поглощает влагу.

DOT 5 или silicone

Преимущества:

DOT 5 не разъедает краску.
DOT 5 не поглощает влагу и имеет высокую коррозионную стойкость.
DOT 5 является совместимой с любыми резиновыми частями.

Недостатки:

DOT 5 нельзя смешивать с DOT 3 или DOT-4. Большинство проблем с DOT 5 возникает, именно по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT 5 является полная переборка и промывка тормозной системы.

Первые выпускаемые жидкости DOT-5 имели некоторое несоответствие добавок, что иногда приводило к разбуханию и выходу из строя резиновых частей тормозов. В последних формулах эта проблема была устранена.

Так как DOT 5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в системе.
Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек.

DOT 5 является несколько компрессионной, что дает едва заметное ощущение «мягкой педали», к тому же точка кипения DOT5 ниже, чем у DOT4.
DOT 5 примерно в два раза дороже, чем DOT-4.

DOT 5.1

Тормозная жидкость DOT 5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT3 и DOT4, а не силиконовую, как DOT5.

DOT 5.1 рекомендуется применять на автомобилях предназначенных для быстрой спортивной езды.

DOT 5.1 можно описать, как «высокотехнологичная» тормозная жидкость DOT-4

Преимущества:

DOT 5.1 обеспечивает лучшую работу тормозного привода, по сравнению с другими тормозными жидкостями, которые рассматриваются в данной статье. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT 3 или DOT (фактически, конечная точка кипения ~ 275°C), почти такая же, как у тормозных жидкостей для гоночных автомобилей (около 300°С), а начальная точка кипения тормозной жидкости DOT 5.1 примерно 175-200°С, что значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей (~145°C).

DOT 5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.

Недостатки:

DOT 5.1 поглощает влагу
DOT 5.1, как DOT 3 и DOT-4, разъедает краску.
DOT 5.1 стоит дороже, чем DOT3 или DOT4, и ее будет сложнее найти.

Спортивные тормозные жидкости.

Отдельным пунктом следует выделить спортивные тормозные жидкости, например такие как Ferodo FORMULA и Castrol SRF.

Эти жидкости являются высокотехнологичным продуктом, разработанным для использования исключительно в гоночных автомобилях. Они имеют высокую температуру кипения 300 и 303°С соответственно.

Замену такой жидкости необходимо проводить как минимум раз в год.

Преимущества:

Обеспечивают надежность и максимальную отдачу спортивных тормозных систем.
Практически исключаеться закипание и вспенивание жидкости в режимах максимальной нагрузки тормозной системы.

Недостатки:

Значительно дороже чем DOT 5.1

 

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

      Submit A Comment

      Must be fill required * marked fields.

      :*
      :*