Чем отличается тосол от антифриза и можно ли их смешивать?
Каждый автомобилист задавался вопросом «Какая охлаждающая жидкость лучше для двигателя транспортного средства?». На витринах магазинов представлен большой выбор охлаждающих жидкостей. Многие автолюбители находятся в недоумении от такого ассортимента, а начинающие и вовсе думают, что названия «тосол» и «антифриз» относятся к одному продукту.
В этой статье мы поможем подробнее разобраться в отличии между этими жидкостями, во избежание обмана со стороны продавцов.
Характеристики, свойства и особенности антифриза
Главное свойство данных охлаждающих жидкостей – то, что их температура замерзания значительно ниже температуры замерзания воды. Применяют их в системе охлаждения двигателя, чтобы обеспечить его исправную работу при любых температурах. Немаловажное отличие от обычной воды заключается в более низком коэффициенте расширения во время замерзания.
Главный компонент в составе антифриза – этиленгликоль. Дополнительно в его состав входит вода, антикоррозийные присадки и флуоресцентные вещества. Присадки являются важным компонентом, так как чистая смесь этиленгликоля и воды провоцирует возникновение коррозий. Температура замерзания этого хладагента может достигать -75 градусов Цельсия, что облегчает работу двигателя в холодное время года. Кроме того, главный компонент повышает и температуру кипения, что увеличивает работоспособность при высоких температурах. Также более 90% всех антифризов, представленных производителями, обладают небольшими смазывающими свойствами. Антифриз помогает продлить работу водяного насоса, поскольку обеспечивает его кавитационную защиту.
Недостатком является более высокий коэффициент расширения при нагревании. Исходя из этого, обязательно нужно использовать систему охлаждения с расширительным бачком. В случае его отсутствия, избыток антифриза просто будет выводиться через радиатор, и после остывания уровень жидкости в бачке значительно снизится.
Если у вас отечественный автомобиль, то в теплое время года можно залить дистиллированную воду.
В современном мире автоиндустрии существует три вида антифриза:
G11 – зеленого цвета, является гибридным видом. Создан на силикатной основе, а в состав входят лишь синтетические присадки. Преимущества: отличная защита от ржавчины, защита патрубков системы путем обволакивания стенок плёнкой. Лучше всего подходит для легковых автомобилей и алюминиевых деталей. Срок эксплуатации достигает трех лет.
G12 – красного цвета, карбоксилатный вид. В их основу входит карбоксилат. Главное отличие – защитный слой образуется только в местах появления коррозий. Идеальный выбор для грузовых автомобилей, но допускается эксплуатация в легковом транспорте. Хорошо защищает детали из меди или латуни. Срок эксплуатации немного дольше и достигает пяти лет.
G13 – оранжевого цвета. Данный вид считается наиболее экологически чистым. В основу входит пропиленгликоль, который во внешней среде, в отличие от этиленгликоля, быстрее распадается на составляющие. Чаще всего применяют для форсированных двигателей мотоциклов и автомобилей.
Характеристики и технические особенности тосола
Тосол является прямым предшественником антифриза. Его главным компонентом также является этиленгликоль. Кроме того, в состав входят различные наборы присадок. В отличие от антифриза, в состав тосола добавлена спиртовая группа, а также различные неорганические соли.
На каждой упаковке первой буквой обозначено область использования (например, А – для автомобилей), цифра показывает температуру замерзания, и последняя буква – показывает, какая группа спиртов входит в состав. В отличие от антифриза, в состав не всегда входят красители (чаще всего отечественный тосол бесцветный).
Имеет низкие температуры замерзания, но уступает антифризу (в среднем до -40 градусов Цельсия). Не оказывает повреждающего действия на детали системы охлаждения, но при этом для человеческого организма очень токсичен, при непосредственном контакте.
При попадании на кожу, немедленно промойте участок контакта большим количеством воды.
Преимущества и недостатки одной жидкости перед другой
Прежде чем перейти к правилам выбора жидкости при покупке, сравним эти две жидкости между собой. Начнем с антикоррозийной защиты. Антифриз защищает лишь уже пораженные участки, а тосол выстилает всю рубашку охлаждения.
Антифриз имеет более охлаждающий эффект для двигателя, это обусловлено его низкой теплопроводностью. На первый взгляд, это может показаться большим достоинством, но не стоит забывать, что это может нарушить оптимальный тепловой режим работы двигателя, заданный при производстве. Вследствие этого поршневая группа изнашивается значительно быстрее, а расход топлива значительно возрастет, в то время как мощность вашего авто станет меньше.
В состав тосола входит больше неорганических солей (основная масса — это силикаты и нитриты). Именно такой состав является недостатком отечественного тосола, так как после пробега уже в тридцать тысяч километров вещества теряют свои свойства, и соответственно эту жидкость необходимо заменить.
Большинство мировых автомобильных производителей, не рекомендует в качестве охлаждающей жидкости использовать тосол. В двигателе достаточно большое количество деталей, выполненных из алюминия, а он, как известно, не совместим с компонентами тосола. Такое сочетание будет проявляться в отсутствии защиты алюминиевых деталей, и приведет к их быстрому износу.
Карбоксилат, входящий в состав современных антифризов, позволяет продлить сроки эксплуатации охлаждающей жидкости. Тем самым это позволяет немного сэкономить, так как жидкость нужно менять значительно реже.
Исходя из особенностей составов, антифриз практически не токсичен для человеческого организма, в отличие от тосола. Этот факт дает антифризу несомненное преимущество.
Наглядно преимущества и недостатки этих двух жидкостей можно увидеть на просторах интернета:
На что опираться при выборе охлаждающей жидкости
Первым делом нужно обратить на температуру замерзания, которая указывается на упаковке.
Обращайте внимание на наличие в составе антикоррозийных соединений. Так как в разных странах цвет антифриза отображает разные свойства. В техническом паспорте транспортного средства указана специфическая маркировка охлаждающей жидкости, которая подходит лучше всего. Если же у вас нет техпаспорта или вы владелец старого авто, внимательно изучите этикетку на упаковке. Проверьте правильность написания импортера, производителя и самого названия марки.
Посмотрите на концентрацию жидкости. На практике единым различием является то, что разбавленные вещества уже готовы к непосредственному использованию, а концентрированные придётся разводить самостоятельно.
Смешивать разные типы антифризов категорически нельзя. Если вы хотите перейти к другому виду, то для начала полностью очистите систему от остатков предыдущего антифриза.
Если вы не опытный автовладелец, то стоит покупать антифриз известных марок, которые завоевали доверие потребителя (Total, Лукойл, Shell). Перед покупкой ознакомьтесь с ценами на просторах интернета, а лучше на сайте производителя. Подделки часто значительно ниже в цене.
Выбирайте охлаждающую жидкость с температурой замерзания, примерно на десять градусов ниже, чем минимальная температура вашего региона.
Если упаковка вызывает у вас какие-то сомнения, то лучше оставить ее на полке и отправиться в другой магазин. Все этикетки и штрихкоды должны быть качественно приклеены, и не должны закрывать какие-то либо подлежащие надписи или наклейки. Крышка должна быть плотно закрыта, без следов открытия. Если на дне увидели какой-то мутный осадок, то лучше отказаться от покупки этой жидкости. Кроме того, проверьте способность пениться – встряхните бутылку с охлаждающей жидкостью, после чего наблюдайте за образовавшейся пеной, которая должна осесть в течение трех секунд.
Перед покупкой стоит ознакомиться с советами опытных автовладельцев по выбору охлаждающей жидкости:
Вконтакте
Facebook
Twitter
Google+
Одноклассники
Мой мир
Тосол и антифриз: какая разница?
Владельцы машин редко задаются вопросом, что залито в систему охлаждения их автомобилей: тосол или антифриз. Между тем от типа хладагента может зависеть стабильность работы силового агрегата и, как следствие, транспортного средства в целом
Прежде всего, стоит отметить, что по статистике до 23% неисправностей в автомобиле непосредственно связано с системой охлаждения двигателя. Косвенных поломок еще больше, порядка 40%. Это красноречиво говорит о важности типа охлаждающей жидкости и ее свойств. Оговоримся сразу, что классификация на тосолы и антифризы существует только в России. Разумеется, те и другие присутствуют на нашем рынке. Процесс изготовления тосола базируется на традиционной технологии, при которой в состав жидкости входят присадки на основе солей неорганических кислот, таких как нитраты, нитриты, силикаты, фосфаты и пр. Антифриз изготавливается с использованием присадок, состоящих из солей органических кислот, карбонатов. При работе двигателя тосол образуют на поверхности металла защитный слой, толщина которого составляет до 0,5 миллиметра. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, ведь это помогает противостоять коррозии металла. С другой стороны, что в данном случае намного важнее, защитный слой из-за своей мизерной теплопроводности негативно влияет на теплоотдачу. Эффективность теплообмена снижается почти вполовину. Тосол играет роль теплоизолятора. Как следствие, мотор функционирует при повышенных температурах, что, в конечном счете, ведет к снижению его мощности, повышенному расходу топлива и ускоренному износу силового агрегата в целом. Антифриз, в отличие от тосола, формирует защитный слой непосредственно в очагах коррозии. Причем толщина его слоя всего 0,0006 мм. Теплоотдача, соответственно, не снижается, что существенно увеличивает эффективность системы охлаждения двигателя.
Еще один аспект, выгодно отличающий антифриз от тосола, заключается в составе хладагента. Изначально количество силикатов, входящих в состав тосола и обеспечивающих антикоррозионную стойкость алюминиевых поверхностей, а также нитритов, противостоящих кавитационной эрозии (воздействие лопающихся пузырьков газа на поверхность металла), сбалансировано с количеством прочих присадок. Однако в процессе работы компоненты расходуются по-разному. Силикаты и нитриты вырабатываются довольно быстро. Пропорция нарушается, и через 30–40 тыс. км охлаждающая жидкость на их основе существенно теряет свои защитные качества. Антифриз же благодаря иному составу сохраняет стабильность качеств гораздо дольше. Срок его «жизни» достигает 250 тыс. км.
Еще одним слабым звеном тосола является неспособность входящих в его состав присадок в достаточной мере при высоких, свыше 105 оС, температурах защищать алюминий. А ведь «крылатый металл» сейчас используется в автомобилестроении очень активно. Антифриз защищает детали из алюминия и его сплавов гораздо лучше. Уже упомянутая кавитация существенно влияет на уменьшение срока службы различных узлов двигателя. В частности, водяного насоса или, иными словами, помпы. Возникающие во время работы насоса и затем лопающиеся пузырьки газа из охлаждающей жидкости провоцируют возникновение гидродинамических микроударов, воздействующих на поверхность лопастей. В результате в металле образуются раковины, со временем ведущие к разрушению лопастей и выходу помпы из строя. Такое явление имеет место при использовании любой охлаждающей жидкости, но антифриз в силу своего состава минимизирует воздействие кавитации по сравнению с тосолом, увеличивая срок эксплуатации помпы более чем на 50 %.
Продолжая выяснять, чем отличается тосол от антифриза, стоит упомянуть, что для силикатов, в большинстве случаев входящих в состав тосола, характерно образование гелеобразных побочных продуктов. А фосфаты зачастую провоцируют образование нерастворимых осадков. Эти отложения постепенно забивают систему охлаждения, в первую очередь радиатор и термостат, что в лучшем случае ведет к перегреву силового агрегата. Для антифриза характерна стабильность качеств, образование гелей и осадка в процессе работы ему не свойственно.
Помимо прочего, антифриз, в отличие от тосола, не проявляет агрессивности к резиновым, пластиковым и прочим деталям, которые в изобилии встречаются в системе охлаждения двигателя у современных автомобилей. И еще антифриз гораздо дольше, чем тосол, сохраняет свойства при высоких температурах и давлении (порядка 135 оС и 3 атм), являющихся типичными для современных моторов. Приятным бонусом антифриза можно считать его более высокий класс экологической чистоты.
В заключение нелишне будет напомнить, что, если возникла необходимость выбора охлаждающей жидкости, в первую очередь стоит заглянуть в руководство по эксплуатации автомобиля, чтобы прояснить для себя тип и нюансы использования рекомендованной автопроизводителем охлаждающей жидкости.
Хочу получать самые интересные статьи
Чем отличается тосол от антифриза и можно ли их смешивать?
Примерно 20% поломок автомобиля приходится на систему охлаждения. В основном – это связано с некачественной жидкостью, которая была залита в мотор. Также часто бывает, что пользователь смешивает хладагенты, не подозревая о том, что данные субстанции не совместимы. Это происходит от незнания отличий тосола от антифриза. Ведь как ни странно многие люди до сих пор уверенны, что тосол и антифриз зарубежного производства – одно и то же. Отчасти так и есть, оба типа предназначены для охлаждения мотора, имеют одинаковую основу. Однако жидкости отличаются составом, принципом действия.
Это интересно: General Motors Dex-Cool Longlife, достоинства и недостатки
Краткое описание субстанций
Чтобы узнать подробности, следует изучить основы составов, принцип их действия.
Классический антифриз (тосол)
Изначально стоит знать, что тосол – это хладагент, созданный во времена советского союза для автомобилей Жигули. В основу разработки легла технология создания охлаждающей жидкости, которая эффективно справляется с теплоотдачей и не замерзает на морозе.
Базовая формула тосола состоит из этиленгликоля, дистиллированной воды и пакета неорганических присадок. Добавки представляют собой смесь синтетических солей силикатов, нитритов, нитратов – всего около 10 единиц.
Ввиду агрессивности формулы, ее применение ограничено охладительными системами старых типов. Например, классический образец плохо взаимодействует с алюминием, пластиком, резиновыми изделиями. Что критично для современных автомобилей, так как на новых моделях применяются алюминиевые радиаторы.
Во время применения, тосол образует на поверхности металлов защитную пленку. Это позволяет уберечь узлы от коррозии, а также продлить срок службы.
Однако стоит заметить, что пленка полученная таким образом имеет толщину 0,5 мм. С одной стороны – это хорошо, создается необходимое условие для длительной службы агрегатов. С другой стороны, такая особенность играет негативную роль. Так как толстый слой выступает в роли изолятора. Это снижает теплопроводность на 40 – 45%, что является критическим показателем для современных систем. Поэтому мотор вынужден работать при повышенной температуре. Что негативно влияет на его долговечность.
Также, состав тосола имеет присадки, которым свойственно создавать гелеобразный осадок, закупоривающий проходы, ухудшая теплоотдачу.
Дополнительно нужно отметить – тосол имеет ограниченный срок эксплуатации (не более 1,5 – 2 года).
Таким образом, классическая формула имеет очень низкий КПД, ввиду устарелости состава.
Современные антифризы
Антифризы простого класса, имеют схожий состав. Основой также служит этиленгликоль, разбавленный дистиллированной водой. Также присутствуют специальные присадки.
Единственное различие простого, зарубежного антифриза от тосола в том, что присадки используемые производителем основаны на органических соединениях – карбонатах. Также значительно разнится количество соединений – здесь добавок около сорока.
Принцип действия жидкости, основан на создании защитной пленки, непосредственно вокруг очага коррозии, при толщине слоя 0,0006 мм. Это позволяет значительно повысить теплопроводность системы. Пленка образуется только там, где это необходимо, не нарушая работу других коммуникаций. Это существенно ускоряет процесс отведения тепла от двигателя.
Также благодаря отличной формуле, современный антифриз исправно выполняет свои функции на протяжение 5 – 6 лет.
Помимо прочих свойств, антифризы не проявляют агрессивности к деталям из пластика, резины, алюминия, что критично для моторов современных иномарок. В них применяется большое количество алюминиевых деталей, резиновых уплотнителей.
Дополнительно современные антифризы также разделяются на несколько разновидностей. Основными отличиями является базовый элемент – этиленгликоль или пропиленгликоль. Также есть отличия в типах применяемых присадок:
Классические — в состав входят только искусственные присадки.
Гибридные – технология позволяет компоновать органические и искусственные элементы.
Карботксилатные – включают в себя только органические соединения.
Читайте также: Присадка Castrol TBE: особенности состава
Можно ли смешивать жидкости
Однозначного ответа на данный вопрос нет. Все зависит от состава. Определенные типы зарубежных антифризов можно смешивать с тосолом. Однако – это делается исключительно при знании совместимости формул антифриза и тосола.
К примеру, гибридные, органические составы категорически запрещено смешивать. Так как конфликт присадок может образовать механический осадок, который закупоривает магистрали. Что приводит к поломке силового агрегата. Также определенные разновидности формул могут привести к образованию токсических испарений, что чревато госпитализацией пострадавшего. А в некоторых случаях приводит к летальному исходу пострадавшего.
Не стоит придерживаться мнения, что жидкости одинакового цвета могут быть совмещены. Классификация производителей отличается. Таким образом, европейский продукт зеленого цвета, значительно отличается от американских, азиатских образцов схожих оттенков.
Видео
Итог
Чем отличается тосол от антифриза? Изучив информацию о составе, совместимости жидкостей можно сделать вывод. Тосол и современный антифриз одинаковы по принципу действия. Но кардинально отличаются составом, областью применения и свойствами.
Тосол и антифриз: в чем разница?
Чем «Тосол» отличается от антифриза? Тем же, чем селедка отличается от рыбы! Это — название древней жидкости, со временем ставшее именем нарицательным.Сравнивать тосолы и антифризы – то же самое, что рассуждать о различиях между «жигулями» и автомобилями! Потому что «Тосол» – это тоже антифриз.
Откуда же пошла путаница в терминах? Давным-давно в радиаторы автомобилей заливали воду. На морозе ее разбавляли этиленгликолем, что позволяло избегать замерзания жидкости. Такая смесь не угрожала разрывом блока цилиндров и радиатора, поскольку превращалась в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда. Для древних автомобилей с чугунными моторами и латунными радиаторами такая жидкость была, к тому же, безопасна в отношении коррозии, а потому решение казалось идеальным. Именно так появился на свет первый антифриз. Потому что в переводе антифриз означает: «против мороза»! Проблемы начались с приходом более современных авто. Циркулируя по новеньким системам охлаждения, нагретый антифриз буквально пожирал металл, выгрызая куски крыльчатки и стенок каналов головки блока… Поэтому в институте «ГосНИИОХТ» создали оригинальный состав охлаждающей жидкости, способный обуздать коррозионную активность «обычного» антифриза. В его состав стали вводить добавки на основе неорганических солей – они образовывали на металлических поверхностях слой, устойчивый к этиленгликолю. Название новинки возникло так. Первые три буквы взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» пришло из химической терминологии. В итоге на свет появился «Тосол»! Название показалось настолько удачным, что из аббревиатуры поти-хоньку превратилось в имя нарицательное. А поскольку «жигули» в семидесятые годы были у нас символом жизненного успеха, то и «Тосол» попал в разряд элитных жидкостей для избранных. Именно тогда в головах и сформировался стереотип: мол, «Тосол» – это жидкость, пригодная только для «жигулей»! Спустя несколько десятков лет ситуация в стране резко изменилась: термин «жигули» стал чуть ли ни ругательством, а любой «жигулевский» компонент – синонимом низкопробной халтуры. В итоге «Тосол» в устах продавцов по инерции стал считаться некой жидкостью для отечественных – читай, «плохих» – автомобилей! Более того – этим именем почему-то начали называть любые антифризы для «нашенских» машин! Так же, как джипом обыватель уверенно называет любой вседорожник, а не только американский «Джип»…. Напомним еще раз: любая охлаждающая жидкость – это антифриз! Точно так же, как «Мерседес», «Калина» и ЗИЛ – это все автомобили! А «Тосол» – это тоже антифриз! Другое дело, что современные антифризы так же отличаются от смеси воды с этиленгликолем, как автомобиль третьего тысячелетия от первых самодвижущихся экипажей. Но –увы: «тосол» и «антифриз» уверенно стали именами нарицательными, а также чуть ли не синонимами терминов «плохой « и «хороший»! К сожалению, данное разделение охлаждающих жидкостей охотно поддержала вся «цепочка» посредников, начиная от оптовиков и заканчивая розничными торговцами. В то, что сегодня называют «Тосол», производители чаще всего добавляют присадки, обеспечивающие разве что минимальные антикоррозионные свойства – и это вполне объяснимо! Во-первых – дешево, во-вторых – чаще будут покупать, в-третьих – для «жигулей» и так сойдет. А вот многочисленным жидкостям с надписью типа «АНТИФРИЗ» повезло куда меньше. Некоторые, даже крупные производители не утруждают себя новыми разработками и внедрениями, а льют в такие канистры все тот же «тосол» 70-х – 80-х годов прошлого столетия. А что там внутри – какой он, этот антифриз? Силикатный, карбоксилатный, лобридный? Таких слов многие продавцы даже не знают. Так что же покупать? Ответ один: для «серьезных» современных машин подходят исключительно антифризы продвинутых производителей! Лучшее подтверждение такой «продвинутости» – ссылка на одобрение продукта серьезным автопроизводителем, будь то «Мерседес», «Фольксваген» и т.п. Поэтому любые неизвестные бренды лучше сразу обходить стороной – хуже не будет. Конечно, подделать можно любую «фирму», а на канистре написать любую чушь, но тут может помочь… Интернет. На сайте любого серьезного автопроизводителя точно указано, кому он выдавал свое одобрение.
Удачи!
P.S. Если вам интересна тема, то можно зайти вот сюда.